Ценность человеческой жизни — Психологос
Фильм «Доктор Хаус»
Ценность человеческой жизни — человеческая жизнь — это невосполнимый ресурс и имеет действительно огромную потенциальную ценность. Но ценность ресурса сама по себе еще ничего не значит.В качестве метафоры, возьмем, например алмаз — ценный, дорогой камень, но сам по себе он не сильно привлекателен: это просто кусочек скалы, прекрасный, но пока бессмысленный. Это позже, когда алмаз будет огранен руками мастера, он засияет, играя и переливаясь своими сверкающими гранями, отражая солнечные лучи юного дня и будет приковывать своей красотой взоры и дарить радость.
Так же и жизнь человека: если он, внимательный мастер, добротно и красиво возводит свою жизнь, заботясь о том, чтобы и рядом с ним возводили такие же сильные жизни — его жизнь становится шедевром, его главным и великим творением. Если же человек вкривь и вкось складывает кирпичи абы как, использует все, что попало под руку, не заботится о крепком фундаменте и надежных стенах, с одной стороны строит, с другой рушит, да еще и другим мешает строить — его жизнь оказывается не более, чем грудой кирпичей сваленных вместе.
И в первом случае на месте прожитой жизни оказался сияющий Храм, а во втором случае — грязная свалка.
Если жизнь проведена впустую, в никуда, в пьянки и пустой треп о красивых вещах — ценность такой жизни в результате оказывается низкой, хотя ресурс сам по себе был очень дорог.
Для сравнения: взяли алмаз — и променяли на две бутылки паленой водки. Предельно глупо, но увы, бывает.
Если жизнь прожита красиво, сильно, в заботе как минимум о себе и своих близких, или о многих людях за свой счет — ценность такой жизни будет высокой.
Ограненный Алмаз засиял великолепными гранями.
Ценность своей жизни человек делает сам: от его выбора зависит, в какую сторону он жить хочет и будет. И только его выбор будет, куда отдать невосполнимый, а потому невероятно ценный ресурс: похоронить его под грудой кирпичей или вложить в великолепный Храм.
Материалы с синтоновского форума
Жизнь человека — это огромная ценность. Она не сопоставима ни с какой другой ценностью (другого типа). В этом смысле она подобна трансфинитному числу. Которое по определению больше любого целого или вещественного числа. Бесконечно больше. Но математики придумали такие хитрые правила, по которым всё же можно работать с трансфинитными числами. То есть, с бесконечностями. И оказывается, одна бесконечность может оказаться больше другой и так далее.
Так вот, ценность человеческой жизни не сопоставима с ценностью ничего другого. Она по определению больше ценности чего угодно ещё. Но она может быть сопоставима с ценностью другой человеческой жизни.
Таким образом, трансфинитная теория ценности человеческой жизни даёт основания считать, что в каких-то случаях можно пожертвовать своей жизнью (например, когда речь идёт о спасении многих других жизней хороших людей) или убить кого-то для спасения себя, своих близких и друзей от погибели… Кстати, если кто-то нападает, злонамеренно посягает на чью-то жизнь, то его можно (и нужно) уничтожать в любом количестве даже чтобы отвести риск, отнюдь не 100%-й.
www.psychologos.ru
Жизнь – ценность. Но в чем ценность жизни?
В чем ценность жизни? Это очень сложный и всеобъемлющий вопрос, чтобы ответить на него, нужно сначала понять. Что есть жизнь и для чего она нужна.
Что такое жизнь? Набор сложнейших физико-химических процессов, происходящих на затерянной во Вселенной среди миллионов себе подобных планете, возникнет как побочный продукт производства черных дыр и поддерживающий сам себя. Для чего это все нужно, в чем смысл этого? Особенного смысла в этом нет и никогда не было, ведь в мире все происходит не для чего то, а потому что. Вряд ли кто-то во вселенной заметил бы, если бы мы исчезли. Для чего, с другой стороны, существует Солнце? Это всего лишь еще одна звезда, но их сотни тысяч, и когда-нибудь она исчерпает запас топлива и исчезнет. Выходит, Солнце существует, чтобы исчезнуть? Нет, оно просто существует потому, что оно сформировалось, и смысла в этом существовании нет, хотя мы не представляем свою жизнь без него. А многие живые существа не мыслят без нас свое существование, а мы без них. Живые организмы, умирая, дают пищу для бактерий, червей и прочих организмов, дают материал для формирования почвы. Любой предмет, переставая существовать, дает возможность появиться другим предметам. Эти взаимосвязи занимают весомое место в природе, а каждый из нас – всего лишь пылинка в огромном океане беспорядочно движущихся из ниоткуда в никуда частиц материи, пешка в руках жестоких и неумолимых физических законов.
Все же нам воистину есть, чем гордится, есть, за что благодарить госпожу случайность, подарившую нам возможность к существованию. Ведь геном человека может иметь бесконечно огромное число состояний, во много раз больше, чем число всех людей, когда-либо существовавших на Земле. А это значит, что большинство из нас еще никогда не рождались и, возможно большее их количество так никогда и не родится. Поэтому надо ценить жизнь, эту великолепную возможность прикоснуться ко всем этим чудесам природы, таким невообразимо тонко и точно выстроенным, но рожденным буквально из ничего и чуточки случайности. Ради одного мгновения осознания совершенства этого мира стоит жить.
Вся суть природы, жизни, Вселенной есть бесконечное движение вперед, постоянное и беспрерывное стремление к высшему идеалу, пусть даже его не существует, так как любой высший идеал имеет в продолжении еще более значительный и высший идеал, и так до бесконечности. Не важно, что ждет в конце пути, важен сам процесс, когда-то волею случая запустившийся и ныне поддерживающий сам себя, и вершины, достигнутые в этом процессе. На этих принципах работает эволюция живых организмов, являющаяся главным фактором , определяющим все свойства земной жизни, и благодаря которой мы существуем.
В этом главная задача жизни – постоянное развитие и совершенствование, постоянное стремление к будущему, ставить перед собой все новые цели и достигать их. Одна из главных целей человека в жизни – продвинуть общество на шаг, пусть маленький, но ощутимый, помочь другим в развитии и развиваться самому. Наша сущность проявляется в наших делах, и у нас нет времени в этой жизни для безделья и отдыха, нужно стремиться и работать вместе на достижение общей цели.
В наше время самый ценный товар – не золото и не алмазы, а информация и технологии, и основная ценность современного человека – его знания, его разум, позволяющий творить воистину невероятные вещи и помогающий отыскать истинно правильные мысли, решения, суждения во тьме лжи и фальсифицированных ценностей и идей. Задача человека есть в торжестве разума, критического мышления и научного познания и покорения Вселенной над животными страхами, тысячелетними небылицами и предрассудками, над слепой бездоказательной верой, разрушающей любую логику и рациональность.
К сожалению, многие этого не понимают и продолжают жить по давно устаревшим морально-нравственным принципам древних пустынных кочевых народов, на протяжении веков эксплуатируемым и местами искаженным руками злых алчных людей ради личной выгоды и зомбированния истинной правды населения с целью превращения его в армию тупых юнитов, рабов, подчиняющихся беспрекословно и самоотверженно своему хозяину. По-настоящему разумный и свободный человек независим и принимает самостоятельно даже под давлением каких-либо внешних сил и борется против этого давления. Свобода же выбирать своего хозяина и место каторги не есть постоянная свобода рабства, а всего лишь мерзкая подмена понятий. Нравственность, основанная на страхе, фальшива и бесполезна, она является сильным извращением истинной, подлинной нравственности, основанной на собственных принципах и идеях и логической их обоснованности и представляющей собой свободный волевой акт. Лишенный наигранной фальши и подхалимства. Сейчас таких истинно нравственных людей все меньше и меньше, современное общество потребления лишает человека творческого подхода, своеобразного протеста, но заставляет приобрести в сотый раз очередную популярность, но бесполезную безделушку по еще более низкой цене. Это очень опасно и ведет к деградации человека.
Наше будущее в наших руках и от нас зависит, исчезнем мы раз и навсегда, не оставив после себя ничего более-менее заметного или победим и возвысимся и будем возвышаться все выше и выше на бесконечной лестнице прогресса.
timix.nios.ru
определение понятия, смысл, цель, особенности
В теории все люди признают ценность человеческой жизни, однако когда дело доходит до практических вещей, то у людей появляются сомнения. Вот Гитлер заслуживал того, чтобы ему сохранили жизнь, если бы была такая возможность? А маньяк-педофил должен жить или умереть? Эти вопросы затрагивают главные нравственные ценности человеческой жизни и представления о том, является ли она важнейшей ценностью. Расскажем о том, что такое ценности, как они связаны со смыслом жизни и как понимается ее ценность в психологии, философии и обыденном сознании.
Понятие ценности
В философии есть раздел, называемый аксиологией, он полностью посвящен изучению ценностей. Начиная с ранних этапов своей жизни человечество пытается ответить на вопрос о том, что такое ценность, что более или менее ценно. За тысячелетия сложились общие представления по этому вопросу. Обыденное сознание под ценностью понимает такую характеристику явления, как ее особую значимость для отдельного человека, для общества или для всей цивилизации в целом.
Изучение проблемы ценностей прошло долгую эволюцию, и сегодня философия считает, что есть разные их виды и характеристики. Единой точки зрения на то, какова природа ценностей и могут ли они быть объективными или всегда являются субъективными, не существует. Мыслители не могут дать однозначную дефиницию этого понятия. В самом общем виде философы считают, что ценность – совокупность духовных и материальных объектов, удовлетворяющих потребности человека. При этом понятие ценностей носит социальный характер. Общество формирует комплекс важных объектов, которые способствуют развитию общества и людей в нем. Ценностная ориентация является важнейшим компонентом в структуре личности. Через них человек выходит на определение смысла и ценности человеческой жизни в целом.
Жизнь как ценность
На пути своего становления человечество не всегда считало, что жизнь человека имеет какую-то особую значимость. И только гуманизм как социальное явление стал рассматривать человеческую жизнь как высшую ценность. Однако и после этого осталось множество противоречий. Так как нередко она может быть принесена в жертву во имя других ценностей. Да и сами люди не всегда помнят о том, что обладают таким сокровищем. На практике ценность человеческой жизни расшифровывается в нескольких базовых принципах. Во-первых, если считать, что это самая значимая и важная вещь в мире, то тогда нужно признавать право любого человека на ее сохранение. И здесь вновь возникает вопрос о злодеях и их праве продолжать жить, отняв жизнь у других людей. Второй принцип – бережливое отношение к любым ее проявлениям. Это значит, что нужно беречь и собственную, и чужую жизнь. А люди могут вредить себе: курить, принимать вредные вещества и т. д. Еще важной является необходимость оказывать содействие жизни в любых ее формах и разновидностях. Тут появляется много непреодолимых трудностей, например, с мясоедением, ведь это тоже уничтожение живого. Если считать жизнь главной ценностью, то необходимо как-то особенно достойно ее проживать, иначе она тратится впустую. Отсюда вытекает необходимость выработки осмысленной позиции и строительство своей жизни на основах осознанности и значимости. Если рассматривать существование в таком ракурсе, то оказывается, что люди, декларируя мысль о том, что это самое дорогое, что имеет человек, на самом деле не существуют в соответствии с этим постулатом.
Ценность человеческой жизни в философии
На протяжении всей истории человеческой цивилизации люди задаются вопросом о том, что является важнейшей вещью в мире. Обыденное сознание, вековая мудрость быстро отвечают на него: жизнь человека. Но философы, привыкшие во всем сомневаться, говорят о том, что нет объективных характеристик, по которым существование на земле в любом случае являлось бы ценностью. Только религиозная философия считает, что ценность человеческой жизни определяется ее божественным происхождением. Люди получают ее от Бога и не вправе ею распоряжаться. А светские направления философии и этики всерьез размышляют о том, что у человека должно быть право распоряжаться своей жизнью.
Сегодня эти проблемы вновь бурно обсуждаются и осмысляются с попытками узаконить эвтаназию в некоторых странах. В свое время Н. Бердяев писал, что человек – есть высшая ценность и именно эта глобальная ценность позволяет обществу интегрироваться нечто цельное. Обычно вопрос о ценности жизни в философии сводится к вопросу о ее осмысленности. Если человек существует с пониманием того, зачем он это делает, если он ставит перед собой какие-то духовные цели, то его жизнь ценна, а если смысл отсутствует, то и существование на земле обесценивается.
Что говорят по этому поводу психологи
В отличие от философов, психологи иначе подходят к данной проблеме. Они говорят о том, что люди все разные и не может быть единого универсального измерения ценности их существования на Земле. В своей оценке люди обычно исходят не из объективных характеристик, а из субъективных. И тогда получается, что жизнь Гитлера никакой ценности не имеет, а вот таковая любимого человека – очень важна. Психологи исходят из того, что основные ценности человеческой жизни – это база для развития личности. Они влияют на направленность личности, на его деятельность, социальную позицию, на отношение к себе, другому, обществу. Исходя из своих ценностей человек ранжирует потребности, выстраивает мотивацию. Они обусловливают интересы, мировоззрение и установки личности. Признавая жизнь самой главной ценностью, личность выбирает цели и формулирует смысл своего существования. Без этого невозможно продуктивно жить, развиваться, взаимодействовать с другими людьми. Таким образом, психологи признают высокую значимость аксиологии. Только осознавая, что жизнь есть главная ценность, человек может сформироваться как цельная и продуктивная личность.
Смысл
Так или иначе, и философы, и психологи, и обычные люди увязывают два понятия: смысл и ценность человеческой жизни. Еще с античных времен философы начали размышлять над вопросом о том, зачем живет человек. Многовековые размышления не внесли окончательной ясности в этот вопрос. Признается, что смысл есть суть всех вещей и явлений, соответственно, идея наличия смысла жизни в основном ни у кого не вызывает сомнений. Однако есть вероятность того, что человек не способен его постичь. Его познавательный горизонт довольно узок, и в условиях информационного дефицита (а человек далеко не все знает о жизни) постичь смысл с абсолютной точностью невозможно. В целом большинство философов и обыденное сознание сошлись на том, что смысл жизни заключается в самой жизни. Нужно жить для того, чтобы жить. Также признается вариант смысла как поиска пути. Человек должен заглянуть в себя и ответить на вопросы о том, что для него наиболее важно.
Философ и психолог с удивительной судьбой Виктор Франкл говорит, что поиски и обретение смысла делают человека психически здоровее и состоятельнее. При этом он видит три пути осмысления жизни: повседневный труд, осознание ценности отношений с другими людьми и своих переживаний, связанных с другим человеком и рефлексия по поводу ситуаций, которые приносят страдания. Таким образом, для обретения смысла человек должен заполнить свое время работой и заботами о других людях, а также необходимо осознавать опыт и извлекать из него уроки.
Цель
Осознание смысла жизни и собственных базовых ценностей помогает человеку ставить перед собой жизненные цели. Психика людей устроена таким образом, что мотивацией к деятельности могут быть только актуальные цели. Поэтому каждый человек на собственном уровне, но отвечает себе на вопрос о том, зачем он живет. И обычно этот ответ увязывается с общечеловеческими ценностями. Если спросить обывателя, что в его жизни самое главное и зачем он живет, то, скорее всего, он ответит, что главное – семья и близкие, а он живет для их благополучия и счастья. Таким образом, цели и ценность человеческой жизни тесно взаимодействуют друг с другом. Самой частой целью бывает создание семьи и продолжение своего рода. Эта цель диктуется биологией и социумом. Не для каждого человека эта цель является действительно актуальной, именно поэтому нередко люди разводятся, порой оставляют детей, которых, казалось бы, так сильно когда-то хотели. Иногда человек ставит перед собой цель, а при ее достижении испытывает разочарование и ему кажется, что жизнь утратила смысл. Такое часто бывает с пожилыми людьми, которые достигали социально-одобряемых целей: образование, карьера, семья, но не прислушивались к своим истинным желаниям. Поэтому смысл нашего пребывания в этом мире именно в том, чтобы понять, что нужно и ценно именно для тебя и как достигать реально важных целей.
Ценности
Как мы уже поняли, смысл жизни человека увязывается с его целями, а они, в свою очередь, коррелируются с ценностями. Важные объекты являются ориентирующими на жизненном пути маяками. Главные ценности человеческой жизни помогают человеку избрать вектор жизненного движения. Они являются неким стержнем сознания и мировосприятия личности. При этом общество стремится выработать у людей некие универсальные ценности, которые необходимы социуму для эффективного функционирования и самосохранения. Каждая эпоха вырабатывает свой набор социально-значимых ценностей, однако остаются некие универсальные, общечеловеческие ценности: свобода, мир, равенство. Но каждый человек, кроме этого, формирует и собственный пакет важных объектов, именно их наличие свидетельствует о зрелости личности. Они называются индивидуальными ценностями, и они в первую очередь влияют на повседневные поступки человека. Как говорится, своя рубашка ближе к телу. Выделяют разные виды ценностей, классифицируя их по разным основаниям:
— По степени универсальности. В этом случае говорят об универсальных, групповых и личных ценностях.
— По формам культуры. По этому основанию выделяют материальные и духовные ценности.
— По видам деятельности. В такой классификации выделяют множество видов, в том числе эстетические, религиозные, моральные, экзистенциальные, политические, правовые, научные.
Духовные и материальные ценности
Самой привычно является классификация ценностей по форме культуры. И традиционно все ценности делят на материальные и духовные. Среди последних выделяются моральные и эстетические. Какие ценности человеческой жизни являются наиболее важными? Здесь мнения обычно разделяются, одни считают, что без материальных ценностей человек не способен думать о духовном. Материалисты считают, что бытие определяет сознание. А идеалисты думают ровно наоборот и считают, что главное – это духовность, а от материальных благ человек может и отказаться во имя высоких целей. Также психологи говорят о существовании духовных материалистов, которые считают, что в жизни человека все должно быть в балансе. К материальным ценностям каждый человек относит что-то свое, но в целом сюда включают благосостояние, наличие недвижимости и другой собственности. Их особенность заключается в так называемой отчуждаемости, т. е. их можно потерять, растратить. А вот духовные ценности являются неотчуждаемыми.
Базовые духовные ценности
Сформированный комплекс духовных ценностей свидетельствует о зрелости личности. Этот набор позволяет человеку вырваться из телесной ограниченности, обрести свободу и принять ответственность за свою жизнь, ее цели, и ее смысл. В школе многие писали сочинение «В чем ценность человеческой жизни?», но в этом возрасте человек может только начинать задумываться о векторе своего развития, а порой даже и не начинает. Сформированное мировоззрение, по наблюдениям психологов, обычно появляется к 20-30 годам, хотя у кого-то и значительно позже. Признание духовных ценностей определяющими в жизни является предпосылкой к обретению свободы. К данному виду ценностей обычно относят нравственные и эстетические, как самые важные. Кроме того, универсальными духовными ценностями называют свободу, любовь, мир, жизнь, справедливость,
Нравственные ценности
В человеческой жизни чрезвычайно важна мораль, именно она делает из индивидуума личность со свободным выбором и ответственным выбором. Нравственные ценности помогают человеку регулировать отношения с другими людьми и социумом. Мерой данных отношений выступают добро и зло, и человек для себя принимает решение, что он лично считает благом, а что нет. Для каждого человека комплекс моральных заповедей может отличаться, но есть базовые постулаты, которые едины для всех людей. Они сформулированы еще в религиозных кодексах и за тысячелетия претерпели немного изменений. Однако данные ценности могут изменяться в зависимости от групповой или профессиональной принадлежности человека. Например, набор ценностей человеческой жизни в биомедицинской этике будет трактоваться в первую очередь с точки зрения взаимоотношений врача и пациента. Универсальными моральными ценностями являются патриотизм, долг, трудолюбие, честь, добросовестность, человеколюбие.
Эстетические ценности
Если мораль связана с оценкой жизни и ее явлений с точки зрения Добра и Зла, то эстетические ценности – это рассмотрение мира через призму Прекрасного и Безобразного. Цели и ценность человеческой жизни нередко связаны с выявлением, переживанием и созданием красоты. Всем известна фраза Ф. Достоевского о том, что красота спасет мир. И люди действительно нередко стремятся сделать мир вокруг прекраснее, гармоничнее и видят в этом свои цели и задачи. Философы выделяют следующие ценности в данной подгруппе: прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое. А их антиподами являются безобразное и низменное. Эстетические ценности связаны со способностью и стремлением человека переживать глубокие и ярким эмоции, умением ощущать гармонию мира, возможностью воспринимать оттенки чувств и настроений других людей и их творений.
Здоровье как ценность
Человек, ответственно относящийся к себе, понимающий, что жизнь – это важная ценность, и он обязан ее сберегать, задумывается о своем здоровье. Но не только сами люди, но и общество заинтересовано в том, чтобы люди не болели. В аксиологии принято выделять три вида здоровья: нравственное, физическое и психическое. Сбережение каждого из них является частью осмысленного существования личности. Здоровье как главная ценность человеческой жизни изучается специальным разделом философии – биоэтикой. В его рамках здоровье осмысляется как абсолютная жизненная ценность. Целью человека является сохранение здоровья, так как он является условием достижения всех прочих ценностей. Не напрасно в русском языке есть фраза: «было бы здоровье – остальное купим».
Любовь как ценность
В философии любовь понимается как специфическое нравственно-эстетическое чувство, которое выражается в бескорыстном стремлении к избранному объекту, в готовности к самоотдаче, в ответственности по отношению к этому объекту. Это многогранное и разнообразное чувство, его можно испытывать к Родине, людям, животным, к каким-то видам деятельности, к природе. Любовь относится к главным ценностям человеческой жизни, так как она связана с нравственными и эстетическими переживаниями. Она может являться целью существования.
Проблемы ценностей в современном мире
Социологи отмечают, что сегодня наблюдается процесс девальвации общечеловеческих ценностей. Происходит размытие представлений о том, что важно, а что нет. Ощущается и проблема ценности человеческой жизни, которая связана с ростом конфликтов, в результате которых гибнут люди. Европейское общество стремится распространить свои ценности на все мировые культуры и это приводит к межкультурному конфликту. Сегодня в Европе достигает апогея процесс демократизации, индивидуальные ценности начинают преобладать над социальными и это расшатывает систему, складывающуюся веками.
fb.ru
Жизнь как ценность
Жизнь как ценность… Чтобы соединить два понятия в одно целое необходимо ответить на два вопроса: «Что такое жизнь? Что такое ценность?» Человек, в первую очередь, существо биологическое. Сотни миллионов лет длилась эволюция животного мира, в процессе которой сформировалось наиболее совершенное создание природы – человек. Организм человека состоит из миллионов клеток, все они выполняют определенную функцию. Благодаря клеткам организм растет, размножается, идет восстановление органов и тканей. И стоит только погибнуть определенной группе клеток как организм выходит из строя.
Человек – это биосоциальное существо. Важный признак человека заключается в том, что он существо общественное или социальное. Лишь в обществе, в общении сформировались такие человеческие качества как язык (речь), способность мыслить.
Человек живет в определенной системе ценностей, предметы и явления которых удовлетворяют его потребности. Одни и те же предметы и явления для разных людей могут представлять неодинаковую ценность. Разными являются и ценностные ориентации. От них зависят правила поведения личности. Но самая высшая и абсолютная ценность – это сам человек, его жизнь. Человек – это самоценность, абсолютная ценность. Говорить о ценностях вне человека нет смысла. Что же такое ценности?
Ценности – это то, что дорого людям, что делает жизнь человека более осмысленной, позволяет разбираться в явлениях окружающего мира, ориентироваться в нем.
Высшие ценности: смысл жизни, добро, справедливость, красота, истина, свобода… Они увеличивают продолжительность жизни. Жизнь будет невыносимой, если человек не найдет смысла жизни, не сможет себя реализовать. Высшие ценности играют большую роль в социализации личности. Иногда человек запутывается в ценностях или не находит их. Его одолевает скука, которая приводит к суициду. Мы живем на этапе становления рыночных отношений. Они влияют на ценностные ориентации личности. Появляется двойная мораль, всеобщее отчуждение… Иногда человек теряет свои высшие ценности, составляющие смысл его жизни. «Есть лишь одна действительно серьезная философская проблема – это самоубийство. Вынести суждение о том, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или не стоит – это ответить на основной вопрос философии. Все остальное, — имеет ли мир три измерения, обладает ли разум девятью или тринадцатью категориями – приходит потом. Это уже игра, а вначале нужно ответить».(Альберт Камю – фр. Философ.) Проблема самоубийства, -считает Камю, — это проблема всей жизни, где человек отвечает на вопрос – является ли жизнь просто биологической данностью, или в ней реализуются человеческие ценности, придающие ей смысл. Стремясь разобраться в смысле жизни, человек бросает пристальный взгляд на общество. Оно кажется ему миром бесправия, отчужденности, равнодушия. Лишь на пороге смерти человек чувствует себя свободным, умиротворенным и счастливым.
Важной функцией человека является установление непрерывного взаимодействия с внешним миром, которое достигается с помощью психической деятельности. Благодаря ей человек формирует духовную картину внешнего мира и в соответствии с ней управляет своим поведением. В результате достигает поставленной цели, решает различные жизненные ситуации.
Жизнь как ценность…
Каждый человек рано или поздно задает себе вопросы: стоит ли жизнь того, чтобы жить? Имеет ли жизнь человека какой – либо смысл и ценность? Я полностью согласна с древними китайцами, для которых жизнь и здоровье – абсолютные ценности. Самая высшая и абсолютная ценность – это сам человек, его жизнь. Говорить о ценностях вне человека нет смысла.
Что же такое жизнь и что такое ценность?
Жизнь – это одна из форм существования материи, отличающая мир организмов от остальной действительности. В биологическом смысле жизнь – это признак организма. Прежде всего, жизнь знаменует собой более высокую ступень эволюции материи.
Теперь необходимо разобраться с понятием ценность. Ценности – это то, что дорого людям, что делает жизнь более осмысленной, позволяет разбираться в явлениях окружающего мира, ориентироваться в нем. Высшими ценностями являются: смысл жизни, добро, справедливость, красота, истина, свобода… Они увеличивают продолжительность жизни. Среди высших ценностей я бы выделила смысл жизни. Жизнь будет невыносимой, если человек не найдет смысла жизни, не сможет себя реализовать. Высшие ценности играют большую роль в социализации личности. Иногда человек запутывается в ценностях или не находит их. То, что для одного имеет большую ценность, для другого – малую или вообще никакой.
До того как философы обратились к феномену жизни и попытались «выяснить, что можно назвать живым», в истории человеческой культуры стали рождаться различные истолкования происхождения и смысла жизни. «Где, часто спрашивал я себя, таится жизни начало?» — размышлял герой романа М.Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей». «Что же такое жизнь? Никто не знает. Никому неведома та точка сущего, в которой она возникла и зажглась», — Т. Манн «Волшебная гора».
Ценность жизни бесспорна. Ведь если нет земного существования, то остальные ценности утрачивают свою значимость. Человечество не сможет продлить собственное бытие, если перестанет воспроизводить жизнь как вечную ценность. Жизнь – драгоценный дар, но когда – то приходит неизбежная смерть и каждый человек знает об этой неизбежности. Но он живет, пытается найти смысл жизни, выделяет значимые для него ценности.
«Человек сам оценивает участие в мировом процессе. Он осознает ценность жизни. Но какая логика заставляет человека жить и ценить жизнь, если его ждет неизбежная смерть? Какой вообще может быть смысл в этой жизни, которая полна ужасов и скорби?» (В. С. Соловьев). И все — таки человек живет, до конца борется с неизбежностью. Порой немыслимыми усилиями борется за свою жизнь, начинает ценить то, что раньше не замечал. Примеров тому множество.
Но жизнь не всегда являлась универсальной ценностью. В древнеиндийской культуре, где господствовала идея воскрешения души, люди стремились завершить очередное кармичекое существование и вернуться на землю в новом телесном облике, бросаясь под колесницы или в воды священного Ганга. В системе ценностей древней Японии честь оказывалась более значимой, чем жизнь. Самураи добровольно делали харакири.
В Новом Завете сказано, что сам человек и его земные интересы не представляют никакой ценности. Человек, по Библии, «раб Божий». Библия ориентирует человека на религиозную деятельность, которая направлена на осуществление религиозного смысла жизни – добиться бессмертия. Смысл жизни не в самой жизни, а вне ее, жизнь в реальном мире становится только этапом к жизни «вечной».
Но философы считают, что бессмертие – не универсальное благо.
«Мне как – то приснилось, что я никогда не умру,
И помнится мне, я во сне проклинал эту милость,
Как бедная птичка, что плачет в сосновом бору,
Сознаньем бессмертья душа моя тяжко томилась».
/ В. Лифшиц /
Д.И. Дубровский: «Мы должны иметь мужество не строить себе иллюзий о возможности жизни после смерти в некотором потустороннем мире. Жизнь каждого из нас «дар случайный» — единственна, уникальна, неповторима, невозобновима. И это придает ей особую ценность, которая отличается от ценности ее при условии возможности потусторонней жизни, какого – либо способа продления жизни после смерти. При прочих разных условиях невозобновимое более ценно, чем возобновимое. Существенно различной становится в каждом случае и проблема смысла жизни».
Смысл жизни человека – это философское размышление о цели и предназначенности такого дара человека, как жизнь. Это понятие, помогающее человеку достойно и осмысленно прожить свои годы.
Иногда жизнь перестает быть ценностью: тяжелая болезнь, утрата очень близкого человека, иногда человек теря
mirznanii.com
4. Смысл и ценность жизни человека
Имеет ли жизнь человека какой-либо смысл и ценность? Стоит ли жизнь того, чтобы жить? Эти вопросы не покидают страницы философской литературы.
Среди тех, кто положительно решает вопрос о смысла жизни, можно встретить такие ответы: смысл жизни — в согласии с собственной природой и удовлетворении потребностей, в получении наслаждения и радости, в развитии творческих способностей и труде на благо общества. И наконец, можно встретить взгляд, согласно которому смысл жизни — в самом существовании. Уже этот перечень философских мнений свидетельствует о том, насколько противоречивы оценки цели жизни.
Не менее многочисленны и разнообразны отрицательные оценки ценности человеческой жизни. В XIX в. самые пессимистические оценки жизни дали два немецких философа Шопенгауэр и Э.Гартман. Говоря о пессимизме в оценке жизни, следует дать его определение. Пессимизм— это философское направление, которое в противоположность оптимизму рассматривает мир с отрицательной стороны, как безнадежно погрязший во зле и страдании, а жизнь человека — бессмысленной.
Одно из первых выражений пессимизма дано в Ветхом Завете, в книге Екклезиаст. «Суета сует, — все суета». «Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь». «И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все — суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем» (11. Гл. 1:2; 1:18; 2:11).
В XIX в. пессимистический взгляд на человека приобрел философскую направленность. Мир лежит во зле, и человек не в состоянии что-либо изменить. Зло присуще миру в силу его сущности, и жизнь человека неотделима от страдания и скорби.
По мнению Шопенгауэра, в основе мира заложена воля, стремление к внешнему выражению. Мир — это объективация воли. Но всякое стремление имеет своим источником неудовлетворенность. Человек проявляет волю в том случае, когда его потребности не обеспечены и он вынужден действовать в поисках средств их удовлетворения. В свою очередь неудовлетворенность свидетельствует о напряжении и страдании. Таким образом, природа человека содержит в себе вечное напряжение и страдание, при этом – низменное страдание, своеобразный ненасытный голод.
Удовлетворив свой желудок, человек попадает в объятия скуки, ибо, как правило, в силу своей материальной природы, у людей нет таких возвышенных желаний и потребностей, которые требуют без остатка всей жизни, всех помыслов и каждой минуты.
Страдания жизни обостряются их осознанием. Чем развитее человек, тем глубже его страдания. Шопенгауэр почти дословно повторяет Екклизиаста: кто умножает познания, то умножает и страдания.
С точки зрения Шопенгауэра, даже удовольствие отрицательно, ибо оно иллюзорно, лишено положительного содержания и означает отсутствие страдания. Реально лишь зло, добро есть отрицание зла. Отсутствие страдания человек воспринимает как удовольствие, как добро. Но для мира, для человека существенно не то, что отсутствует, а то, что им присуще, это страдания, болезни, горести и мучения.
«Мы похожи на ягнят, которые резвятся на лугу в то время, как мясник выбирает глазами того или другого, — писал Шопенгауэр, — ибо мы среди счастливых дней не ведаем, какое злополучие готовит нам рок — болезнь, преследование, обеднение, увечье, слепоту, сумасшествие и т.д.». «Кто хочет подвести итог своей жизни в смысле благополучия, должен вести счет не по пережитым им наслаждениям, а по количеству избегнутых им зол» (82. С. 106, 198).
Хотя, как думает Шопенгауэр, не жить лучше, чем жить, он не предлагает самоубийство в качестве избавления от мира и страданий. Следуя буддийской философии, он предлагает подавление воли, отказ от желаний как лекарство от мирового зла. Мировое зло держит на крючке того человека, который думает жить в свое удовольствие, но оно бессильно против тех, кто добровольно отказывается от наслаждений, удовольствий, желаний. Идеалом для Шопенгауэра оказывается буддийское бесстрастие.
Другой представитель философского пессимизма — Э.Гартман, который доказывал, что сущностью мира является бессознательное. Оно объективируется в мире, порождая в конечном счете людей с их сознанием. Последние целью жизни считают счастье, но оно недостижимо.
На пути к пониманию этой простой истины люди, по Гартману, проходят три стадии: 1) наивная вера детства, когда верят в достижение в этом мире счастья; 2) юношеские годы, характеризующиеся убеждением, что счастье возможно после смерти и 3) зрелость с его предположением, что счастье возможно в одном из последующих периодов мирового развития.
Гартман разъяснял, что все эти стадии веры в счастье ложны, так как мир так устроен, что в нем больше зла, чем радости, и его не переделать. Человек не в состоянии избавиться от своих потребностей, и каждая потребность должна быть удовлетворена. Само удовлетворение потребности — лишь мгновение в непрерывном обнаружении все новых и новых желаний. Такие желания — существенная черта жизни, ее своеобразное проклятие, делающее пребывание индивида на этом свете трагедией. Даже удовлетворение потребностей — это истощение организма, его нервной системы, органов чувств, разрушение мозга, перенапряжение сердца и т.д. За все радости, успехи люди должны платить собственным здоровьем, прожитыми годами, истощением интеллектуальной энергии, деформацией наследственности.
В жизни люди ценят здоровье, молодость, семью, любовь и богатство. Но что они такое? Здоровье — это отсутствие болезни, молодость — отсутствие старости, семья — отсутствие холостяцкой озабоченности и т.д. Таким образом, здоровье, молодость, семья, любовь и богатство — это всего лишь отрицательные стороны болезней, старческой немощи, холостяцкого одиночества, ненависти и бедности. И поэтому не удовольствие, а болезнь, немощь, одиночество, ненависть и материальная нужда подлинные хозяева в жизни. Так кому нужна такая жизнь? В чем ее ценность? Жизнь в ценностном отношении ниже небытия.
Гартман не верит в пользу мирового прогресса. Культура только портит людей. Самые счастливые народы состоят из дикарей и варваров, а в цивилизованных странах наиболее счастливы необразованные люди. Чем больше человек знает, чем он культурнее, тем меньше он доволен жизнью.
Гартман один из первых указал на то, что ни наука, ни искусство не делают людей счастливыми. Наука вырождается в теоретические конструкции, недоступные для среднего человека, а ее приложения в виде техники несут комфорт, но не надежность и устойчивость в жизни. Что касается искусства, то оно превращается в средство развлечения, в своеобразный опиум, с помощью которого люди пытаются спастись от скуки.
Нет надежды и на мировой прогресс. Тем стадиям иллюзорной веры индивида в счастье, по мнению Гартмана, соответствуют три стадии в жизни человечества: древность, Средние века и Новое время. Гартман заключает: «После трех стадий иллюзий, надежды на положительное счастье человечество, наконец, увидит безумие своих стремлений и, отказавшись от положительного счастья, будет стремиться только к абсолютной безболезненности, к Нирване, к ничто, к уничтожению» (79. С. 421).
При всей оригинальности позиции, на наш взгляд, пессимизм Шопенгауэра и Гартмана недостаточно глубок и обоснован. Конечно, смысл и ценность жизни переосмысливаются в различные исторические эпохи. И своими трудами они как раз обратили внимание на необходимость отказа от абсолютизации того или иного смысла и ценности жизни. А то, как понимается смысл и ценность жизни — это определяется контекстом исторической эпохи. Те ценности, в которые верил буржуа в XIX в., оказались узкими, но это не значит, что жизнь имеет отрицательную ценность и что лучше не жить, чем жить. Скептически относившийся к Шопенгауэру как философу, М.Хайдеггер разъяснял, что философия не должна стоять на позициях нормального человека (обывателя). «Этот нормальный человек принимает свои маленькие приятства за мерило того, что должно считаться радостью. Этот нормальный человек принимает свои худосочные испуги за мерило того, что следует расценивать как страх и ужас. Этот нормальный человек принимает свой сытый комфортик за мерило того, что может считаться обеспеченностью и соответственно необеспеченностью» (76. С. 343-344).
И Хайдеггер требует, чтобы философия в подходе к смыслу и ценности жизни исходила не из поверхностных явлений, а из специфики человеческого бытия. Чего же требует само человеческое бытие?
Человеческое бытие характеризуется тем, что вся ответственность за него лежит на людях. Предпринимаемые человеком проекты, выбираемые способы решения конфликтных ситуаций ни когда не были и в принципе не могут быть безошибочными. Они всегда заключают в себе определенную долю риска. Но это не значит, что в руках человека все вырождается, вырождается он сам и снижается уровень его нравственности. Наоборот, бытие человека неразрывно связано с культурой, созиданием ценностей, а также критическим осознанием собственных достижений и промахов. И это позволяет людям шаг за шагом устранять то, что они не доделали или пересолили.
Хайдеггер различает два вида пессимизма: «пессимизм от силы и как сила» и «пессимизм от слабости и как слабость» (76. С. 93).
Пессимизм Шопенгауэра и Гартмана – это от слабости и как слабость, это абсолютизация признания бессмысленности человеческого бытия и никчемности жизни людей. Он противоестествен для общества и в лучшем случае выражает духовный кризис потерявшего себя человека.
Пессимизм от силы и как сила — относительный пессимизм, – сторона широкого спектра мироотношения. Он выражает собой состояние человека, знающего, во имя каких ценностей стоит жить и бороться и одновременно понимающего, что такая жизнь и борьба не могут завершиться абсолютным царством добра. Если победа и успех — светлая сторона человеческой деятельности, то риск, ошибки, заблуждения – все это ее негативная сторона. И к ней следует относиться с полным сознанием как к существенной черте общественной жизни.
Один из последователей французского экзистенциализма А. Камю пишет, что человеку суждено нести «крест несчастья и факел надежды». Он должен «улучшать в мироздании все, что может быть улучшено. Но и после этого, даже в самом совершенном обществе, будут умирать невинные дети. При всем желании человек способен лишь арифметически уменьшить количество горя в мире. Но несправедливость и страдания останутся, и, сколь бы ограниченны они ни были, они не перестанут быть причиной соблазна. Вовек не умолкнет «отчего?» Дмитрия Карамазова» (34. С. 354).
Смысл существования – в самом существовании, в самом бытии человека, и ценность его жизни — в способности, несмотря на все трудности, совершенствуя мир, совершенствоваться самому.
studfiles.net
Ценность человеческой жизни – главный смысл человека
Ценность человеческой жизни: главный смысл человека и человечества
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ отвечает на такие вопросы:
Человеческая жизнь — ценность, сама по себе, – это верно, но…
Ценность человеческой жизни, многим людям, представляется, как высшая и главная ценность самой человеческой жизни, как таковой.
Более того, если искать смысл жизни человека, то единственно, к чему можно прийти однозначно, в своих размышлениях и опыте: смысл жизни в том, — чтобы жить.
Всё это, конечно: хорошо и очень правильно, с точки зрения не только человечной морали, но и с точки зрения разумности.
Ибо, что есть жизнь человека, без самой этой жизни?
Но, это было бы так красиво и хорошо, если бы все люди были, хоть приблизительно, одинаковы – одинаково ценны, как куклы, выпускаемые с одного конвейера.
Но, люди — все разные, — это уже, и звучит тривиально, и не обсуждается, как аксиома.
А значит, это, положение о разности людей, само по себе, логически наводит на мысль, что, ценность человеческой жизни не может быть одинакова – безотносительна и безусловна.
А если добавить к этому, что все люди имеют СВОЁ положение не только в социуме, но и в жизни, как таковой.
То мы и получим то, что имеем в реалиях: ценность человеческой жизни, как минимум, — разная.
Ценность человеческой жизни в субъективной оценке
Проблема здесь возникает, когда мы спускаемся от рассуждений о «высоких материях» жизни человека к её практическим воплощениям — к конкретным жизням, тех или иных людей.
Ибо мы тут же видим, что ценность человеческой жизни весьма относительна и не безусловна.
И это не только в глазах отдельного человека или группы людей. Которые, исходя из своих представлений и интересов, решают:
— Вот этот человек, или вот эти люди – ценны, эти – менее ценны, а эти, вообще, — нет.
Такую ценностную градацию делают все люди, и на всех уровнях своей личной, общественной и государственной жизни.
Типа, вот этот: умнейший, достойный человек – приносит пользу всем.
Или, просто, он – государственный деятель – важная личность, значит: ценность его жизни высокая. Почёт ему, уважение, и охрана его жизни и здоровья.
А вот этот: таких много – «работяга», обыватель, «всё, как у всех» — ценность его человеческой жизни на порядки ниже.
Типа: ну, был, и в расход пошёл, — «бабы ещё нарожают».
А этот человек: ну, вообще никакой ценности не представляет — бездельник, нарушитель порядка и социально опасен, к тому же.
Ценность человеческой жизни в глазах других людей
Ценность человеческой жизни подвергается ещё большей градации, с точки зрения личных и личностных отношений отдельного человека.
Здесь уже играют роль не только доводы разума, но и чувства и даже эмоции, в виде личных пристрастий.
Типа: вот этот человек мне нравится, поэтому ценность его жизни высока. А этот: вообще, — мой родственник!
Ну, а вот этот, сосед, он «достал уже» — ценность его жизни для меня равна нулю и ниже. И так далее, и тому подобное.
Ещё большую субъективность, ценность человеческой жизни, приобретает в самооценке человека.
Притом, человек оценивает свою жизнь и как биологического существа, где работает инстинкт самосохранения. И как существо, наделённое духом сознания и самосознания.
И не обязательно духовная оценка своей человеческой жизни будет высшей ценностью, — когда человек воображает, что его жизнь бесценна.
Есть немало людей, которые вполне критически оценивают значимость своей жизни. В диапазоне: от – «да кто я, в общем-то, такой?». До – «да я, вообще, ничто и никто».
Ценность человеческой жизни в объективной оценке
А если мы откинем субъективность в оценке ценности человеческой жизни?
И возможно ли это вообще сделать, если, по сути, любое человеческое сознание априори субъективно, носит ли его отдельный человек или какая-либо социальная группа?
«Не мудрствуя лукаво», просто, мы должны признать, что, как везде и во всём, объективность человека и людей, возможна.
Если их воззрения и размышления будут стремиться к максимальному соответствию, представляемого ими, с действительным положением вещей и их явлений.
То есть, тогда, оценка ценности человеческой жизни будет более-менее объективна.
Если она будет соответствовать не пристрастиям, интересам и представлениям какого-то человека или группы людей. А будет соответствовать тому, «как оно есть на самом деле» — объективно, — фактически.
А что может быть объективным критерием или критериями ценности человеческой жизни, в таком случае?
Это, уже, философский вопрос, ибо требует некой философской методики осмысления, коих мы, вообще-то, знаем, по сути, всего две: метафизику и диалектику.
Об этом читать: Метафизика и диалектика, в сознании, в науке и в жизни
Ценность человеческой жизни с философских позиций
1. Стоя на позициях метафизики, грубо говоря, можно много что навоображать и напридумывать, рассматривая ценность человеческой жизни.
От: человек бесценен, потому что это единственное разумное существо или порождение высших сил, по своему подобию, как в религии.
До: человек – это букашка, бессмысленно ползающая по одной из планет космоса.
А в промежутке, типа таких представлений, что: есть сверхлюди, ценность которых неоспорима. И есть «недочеловеки» — жизнь которых не стоит ничего.
2. Стоя на диалектических философских позициях, нужно смотреть на СУЩНОСТЬ человека, чтобы оценить его ценность человеческой жизни.
Ибо, только познав и поняв сущность человека, притом вкупе с пониманием сущности мира, который его окружает и элементом которого он является, можно дать объективную оценку, что такое ценность человеческой жизни.
А в чём сущность человека, как и любого другого элемента мира?
Сущность человека в его СООТВЕТСТВИИ своему предназначению в системе мира: быть, именно ЧЕЛОВЕКОМ, а не чем-либо другим.
То есть, если букашке предназначено, в системе мира, быть букашкой, камню – камнем, то человеку – человеком.
И у каждого объекта, есть, объективно, свои параметры – свойства и качества.
Которые присущи только им, и которые и есть их показатели, раскрывают их сущность – делают их именно такими, а никакими другими.
Иначе говоря, человек, ценен лишь только тогда, когда он ЧЕЛОВЕК – обладает человеческими свойствами, проявляемыми в его качествах.
А не чем-то иным, даже будучи в форме – в образе человека.
В частности, человек не может быть человеком, если он не наделён человеческой психикой, сознанием, самосознанием. И, главное, духовностью – человечностью – моралью, нравственностью.
Иначе говоря, если психика человека не адаптирована к жизни среди людей, а, например, больна или неразвита, — как у животного.
И если его духовность – сознание, не содержит общечеловеческих принципов морали, то ценность человеческой жизни стремится к нулю.
Ибо, это, по сути, не есть человеческая жизнь. А её, жизни, носитель — не есть человек, нечто другое. Типа зверя, животного, в облике человека.
Ценность человеческой жизни, в свете человечности — морали и нравственности
Хочу напомнить ценности общечеловеческой морали, — собственно, того, что делает человека человеком:
1. Не убивай и не калечь человека, если он не покушается на твою жизнь и жизнь близких и окружающих тебя людей.
2. Не кради – не присваивай то, что не принадлежит тебе, не заработано твоим трудом и «кровью и потом».
В том числе: не заставляй, тем или иным образом, работать на себя людей, присваивая результаты и плоды их труда. Эксплуатация человека — это тоже кража.
3. Если человек осознаёт ценность человеческой жизни, в частности, своей, то он никогда не завидует другим людям.
Ибо зависть порождает порочный круг ощущения своей неполноценности, ущербности и вновь зависти и злобы: У них есть, а у меня нет!
Это, само по себе, противоречит осознанию и признанию своей личной ценности, как человека, и формирует комплекс неполноценности, со всеми последствиями.
4. Если человек признаёт ценность человеческой жизни, он старается не поддаваться своим животным инстинктам: похоти, жадности, врождённому эгоизму.
Ибо он ценит свою человечность и свою человеческую сущность, и не разменивает её на свои биологические потребности.
5. Главнейший регулятор человеческого поведения – правило: Относись к другому человеку так, как хотел бы, чтобы он отнёсся к тебе.
Это, даже, зафиксировано в постулатах всех мировых религий, ибо, без этого, человек, как таковой, несостоятелен.
6. Ценность человеческой жизни в том, что: он стремится жить ЧЕЛОВЕКОМ и как ЧЕЛОВЕК – духовное – человеческое, для него, превыше всего.
А не: самый распространённый заменитель человеческого – жить по животным, скотским понятиям, правилам и принципам.
Все эти правила человеческого жития давным-давно выработаны людьми и им известны. В частности, они записаны в постулатах, как заповеди, всех мировых религий.
В частности, они зафиксированы в заповедях Иисуса Христа. Смотрите: Общечеловеческие ценности и нравственность
Проблемы в оценке ценности человеческой жизни
Но, проблема ведь в том, как всегда, в трактовках:
Государственная власть и слившаяся с ней церковная власть, взяв в качестве идеологии религию, полностью её извратили.
Или, как бы, оставили за скобками, её содержание и смысл – истинное значение её постулатов, данное основоположниками.
Например, постулат человечности «не укради», превратился в правило: не смей покушаться на имущество хозяина, собственника.
И не думай о том, что это имущество и состояние, он создал благодаря твоему труду, крови и поту – обворовав тебя.
Или, например, что ценность человеческой жизни, не измеряется статусом, присвоенным человеку государством и обществом.
Ибо каждый человек равен другому человеку с рождения.
А не является изгоем или неполноценным, или избранным и элитой, по праву рождения, от кого-либо.
И по праву наследования привилегий, в социуме и в государстве, или по праву неполноценности в них.
Или, например, ценность человеческой жизни, никак не может быть измерима его, человека, государственным, материальным, финансовым, и даже социальным состоянием.
Ибо, человек с помойки – бомж, может быть неизмеримо богаче духовно – быть человеком, чем мажор, заполняющий эту помойку недоеденной икрой.
Ценность человеческой жизни, что делать, – как жить
Дамы и господа, «все мы живём одну жизнь», и, собственно, как ни крути, от нас зависит, прожить её по-людски или ещё как-нибудь.
То есть, по сути, вопрос в том, как осознать, понять ценность человеческой жизни, вообще, и своей, в частности.
На мой взгляд, кто-то живёт свою жизнь, в погоне за ложными идеалами жизни.
И, ещё при жизни, им, этим людям, воздастся бедами и несчастьями, самой их неправильной жизнью.
И это не мечты и утешения ими обиженных людей – обворованных и оскорблённых ими, — это закон человеческой жизни.
Ибо ценность человеческой жизни объективно существует.
И кто не понял и нарушил эту ценность, – тот выпал из системы человеческого жития, объективно. А значит: неизбежно наказание за это выпадение.
Ну, а проблемы каждого человека понять это или нет – прожить ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ жизнь или нет.
Итоги жизни, как правило, не на небесах, а ещё на «грешной земле» подводятся.
А как вы считаете, ценность человеческой жизни, в чём она?
Ещё статьи по этой тематике
Жизнь человека, как частный случай и элемент мира
Диалектика – способ понимать свою жизнь и окружающее
Мировоззрение – иллюзии, практика, идеи и знания
love-family-life.info
Ценность человеческой жизни: значение для современного человека
Я проснулась в 6 утра и стала размышлять: что такое ценность человеческой жизни? Да нет, конечно, бред какой-то, мне надо бежать на работу. Но эта мысль, однажды придя, запала мне в голову и не дает покоя.
Введение
Ценность, да еще и жизни, что это такое? Вроде все просто. Но насколько это многогранное и емкое понятие. Её нельзя измерить прожитыми годами, достижениями или накопленным богатством. Нет. Это суета сует.
Вот родился малыш, все радуются ему, и никто в этот час не думает, сколько на его долю может выпасть страданий и радости. В этом мире все так хрупко!
Цена жизни? Это одна составляющая ценности. Разве мы думаем об этом когда переходим на красный свет дорогу? Или оскорбляем кого-то в общественном транспорте, или из своего авто? Когда стреляем, употребляем наркотики, проходим мимо чужого горя? Мы не задумываемся об этом, а надо бы.
Жизнь дана свыше и она бесценна. Нация, где больше ценят жизнь человека, успешно развивается во всех сферах. Возьмите Европу и Африку. Контраст на лицо.
Я не зря привела в пример Африку. Как вы знаете, там жили племена людоедов и не только. Жизнь человека не ценилась, а определялась так: кто кого съест. Хорошо, что меня там не было и это всё в прошлом.
Чему учит история?
Античная цивилизация. Она была всецело построена на рабстве. Надо отметить, что вначале и греки, и римляне, понимали насколько рабство отвратительно. Но со временем почувствовали любовь к рабовладению, а это и взращивало их гордыню, похоть, любовь к деньгам и вольготной жизни. Цена жизни раба в античном мире приравнивалась к вещи. Раба собственно не считали за человека, его могли купить, продать, избить, убить без зазрения совести.
Также древний Рим был городом гладиаторов. Бои гладиаторов были притягательной силы зрелищем, не только для мужчин, но и для женщин. Гладиаторов заставляли убивать друг друга. Какова цена жизни гладиатора в глазах толпы, жаждущей крови? У них не было шанса выжить.
К сожалению и в другие времена и эпохи были не только бои, но и бойни. Где текла кровь невинных людей. Цена их жизни решалась, да и сейчас как мы видим, решается: монархами, царями, президентами и даже священниками. Помните из истории, крестовые походы?
Как жизнь ценится в современном мире?
Сегодня нет рабов. А вы уверены в этом? Кто-то как раб вынужден работать от зари до зари, чтоб заработать на необходимые вещи: квартиру, хотя бы недорогую машину, выучить детей, может быть съездить один раз в 3-5 лет в отпуск и т.д.
Общество разделилось на богатых и бедных.
Богатые ценят себя, т.е. свою жизнь высоко, но и они порой плачут. И их жизни бывает, висят на волоске. Но, не смотря на это, они с пренебрежением относятся к низшим слоям общества, часто называя их «быдлом». Я не имею в виду совсем опустившихся людей.
Как человек сам обесценивает себя?
Есть понятие раб греха. Если человек не желает избавиться от вредных привычек, греховных дел, то он становится рабом греха. В таком случае он сам, значительно снижает цену своей жизни.
Заключение
Можно приводить много примеров и сравнений. Но я хочу сказать еще об одном и очень важном. Иуда и священники оценили жизнь Иисуса Христа за 30 сребреников. Христос умер, за все человечество, потому что наши жизни в его глазах бесценны.
Статью написала, Фирсова Ольга Константиновна. Город Новосибирск.
Спасибо Ольге Константиновне, за такую статью. Очень отрезвляет, не правда ли? Вот мы суетимся, что-то делаем, а о таких простых понятиях, многие из нас забывают, или вовсе не понимают — зачем об этом думать. Цените себя и своих близких. Будьте осознанными, помогайте людям.
Если вы стремитесь к саморазвитию и у вас есть страстное желание поделиться своими мыслями с другими людьми – пишите в обратную связь. Я обязательно рассмотрю ваши статьи. Если они будут соответствовать тематике сайта, я обязательно опубликую их. До скорых встреч, на страницах блога.
qvilon.ru