В каких странах исповедуют буддизм
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Буддизм в наше время настолько распространен, что, наверное, в любом уголке нашей планеты найдется человек, который если не исповедует его, то хотя бы явно интересуется им. Эта статья расскажет, в каких странах исповедуют буддизм, а также поведает о его особенностях в зависимости от расположения на карте и национального менталитета.
Содержание:
Буддизм на карте мира
Топ буддийских стран
Заключение
Буддизм на карте мира
Самая старая из мировых религий появилась еще в середине первого тысячелетия до н.э. За это время она успела укорениться у своих истоков – в Индии, ослабнуть из-за появления там индуизма, «растечься» по всей Азии и донести свои знания, как ручейки, до многих государств в мире.
Еще в IV веке буддизм дошел до Кореи. К VI столетию он достиг Японии, а в VII – ворвался в Тибет, где превратился в особое направление философской мысли. Острова Юго-Восточной Азии буддизм покорял постепенно – примерно со II века, и к началу второго тысячелетия получил широкое распространение.
«Взятие» Монголии этой религией длилось долгие века – с VIII по XVI вв., а уже оттуда к XVIII веку она достигла границы России в лице Бурятии и Тувы. В последние два столетия буддийское учение преодолело десятки тысяч километров и заинтересовало жителей Европы и Америки.
Сегодня буддизм стал государственной религией Таиланда, Камбоджи, Бутана и Лаоса. Он во многом затронул жизни людей из большинства стран Азии. По количеству последователей можно составить рейтинг стран:
- Китай
- Таиланд
- Вьетнам
- Мьянма
- Тибет
- Шри-Ланка
- Южная Корея
- Тайвань
- Камбоджа
- Япония
- Индия
Помимо этого, последователей Будды много в Бутане, Сингапуре, Малайзии, Бангладеш, Пакистане, Индонезии.
Что любопытно, в каждой стране буддизм принимал свои, не похожие на другие, очертания, появлялись все новые формы этой философии, направления мысли. Это объяснялось народными особенностями, существовавшими там ранее религиями, культурными традициями.
В Европе буддизм распространялся в наиболее крупных и могущественных странах. Здесь еще в начале XX в. появились первые буддийские организации: Германия (1903), Великобритания (1907), Франция (1929). А сегодня в США по числу последователей буддизм может похвастаться почетным четвертым местом, следуя за христианством, иудаизмом и атеизмом.
Существует Всемирное Братство Буддистов, целью которого является распространение и поддержка буддийской мысли в мире. В него входит 98 центров из 37 государств. Местом для штаб-квартиры этой организации выбран Таиланд.
Топ буддийских стран
Даже ученым сложно сказать, сколько буддистов живет на планете. Кто-то называет «скромные» цифры в 500 миллионов, а кто-то говорит, что их количество колеблется от 600 миллионов до 1,3 миллиардов. Все эти люди родом из десятков разных стран. Это было сложно, но мы составили список самых интересных стран-«буддистов».
Индия
Индия открывает этот список благодаря своему статусу родины буддизма. Два с половиной тысячелетия тому назад на северо-востоке этой страны появился принц Сиддхартха Гаутама, и сейчас эти места — сами по себе святыни. Многие буддисты совершают паломничества сюда и будто возвращаются в прошлое.
Здесь, в месте под названием Бодх-Гай с его храмом Махабодхи – Сиддхартха понял, что такое просветление. Вот город Сарнатх – Будда прочитал первую проповедь. Дальше – Кушинагар – и святой достиг полной нирваны. Однако сегодня среди верующего населения Индии доля буддистов составляет меньше одного процента.
Таиланд
Каждый, кто был в Таиланде, знает, какая в стране распространена религия больше всего и как сильно тайцы ее любят. Буддистских храмов, статуй и прочей атрибутики в этой экзотической стране не перечесть.
Буддизм здесь принят как государственная религия. Согласно Конституции, король в обязательном порядке должен быть буддистом.
Тайское направление этой философской мысли еще именуют как «южный буддизм». На уклад жизни людей очень влияет сильная вера в законы кармы. Мужчины обязаны проходить через монашество. В столице – Бангкоке – созданы специальные буддийские университеты.
Шри-Ланка
Легенды гласят, что Будда самолично приплыл на бывший Цейлон для изгнания недобрых духов. Так он зародил здесь новую религию, которую сейчас исповедует больше 60% населения. Даже нынешние достопримечательности и культурные памятники имеют религиозный подтекст.
По всему острову можно насчитать более шести тысяч храмов. В стране распространены три течения: сиам, амарапура, раманья, первая из которых считается самой многочисленной и держится на землевладельцах.
Вьетнам
Во Вьетнаме правит социализм, и формально главной религией в стране считается ее отсутствие – атеизм. Но среди вероисповеданий буддизм стоит на первом месте: примерно одна десятая 94-миллионного населения так или иначе признает учение махаяны. Сторонники тхеравады встречаются на юге и насчитывают десятки тысяч.
Тайвань
Основная религия Тайваня – буддизм, его исповедует около 90% населения острова. Но это учение больше похоже на симбиоз с конфуцианством и даосизмом. Если говорить о строгом буддизме, то его придерживается 7-15% людей. Самая интересная особенность тайваньского направления мысли – это отношение к питанию, а именно вегетарианство.
Все идеи содержатся в учениях основных школ, которые объединяются понятием «Четыре Небесных Царя тайваньского буддизма». Они соответствуют четырем сторонам света.
Камбоджа
Историю буддизма в Камбодже можно назвать по-настоящему трагической. Но, забегая вперед, можно сказать, что все закончилось хорошо.
В стране насчитывалось больше трех тысяч буддистских храмов, пока к власти не пришел политический деятель Пол Пот и не устроил «культурную революцию». Ее результатом стало причисление монахов к низшему классу и их последующие репрессии и уничтожение. Немногим из них суждено было спастись.
После того, как была создана Республика Кампучия, все силы властей были брошены на восстановление буддийской религиозной мысли среди населения. В 1989 году она была признана государственной религией.
Китай
В Китае буддизм – один из компонентов, наряду с конфуцианством и даосизмом, так называемого Сань Цзяо – «трех религий» – на котором держатся религиозные взгляды китайцев.
В начале 90-х годов прошлого века наблюдался конфликт власти с тибетским буддизмом, который она хотела подавить, занявшись «патриотическим воспитанием» монахов. Сегодня государственные структуры Китая жестко контролируют деятельность религиозных организаций, в том числе и буддистских.
Мьянма
Абсолютное большинство, а именно 90% жителей Мьянмы считают себя буддистами. Это такие народности, как бирманцы, моны, араканцы, и их можно отнести к нескольким школам тхеравады.
Буддийские идеи бирманцев – последователей этих школ – смешиваются с существовавшим ранее культом духов. Махаяну поддерживают в основном китайцы, живущие в Мьянме.
Тибет
Буддизм пришел в Тибет из Индии, и, вобрав в себя идеи и традиции древней тибетской религии бон, прочно укоренился здесь, став основной религией страны. Три основные школы — Гелуг, Кагью и Ньингма — считаются самыми влиятельными.
В середине XX века страну захватил Китай, начались гонения на монахов, многие храмы и монастыри были разорены оккупантами, а Далай-лама XIV со своими сторонниками вынужден был бежать в Индию.
Тем не менее, тибетцы, как живущие на родине, так и бежавшие от китайских властей за границу, бережно хранят и поддерживают буддийские традиции и образ жизни.
Япония
Японский буддизм охватывает большую часть жителей, но он делится на огромное количество направлений и течений. Одни из них взяли в основу буддийскую философию, вторые – чтение мантр, третьи – медитативные практики.
Переплетаясь между собой, они образовывали все новые школы, которые пользуются успехом среди разных слоев населения. Их все можно условно разделить на две группы: классические школы и необуддизм.
Именно японские проповедники, изучающие буддийское учение, наиболее активно несут эти знания в «небуддистский» мир, в первую очередь в Европу и Америку.
Россия
Даже в России идеи буддизма хорошо знакомы, а в таких национальных республиках, как Калмыкия, Бурятия, Тува они и вовсе почти полностью завладели умами людей.
Большинство относится к тибетским школам гелуг и карма кагью. В самых крупных городах – в Москве, Санкт-Петербурге – давно существуют общины буддистов.
Заключение
Буддийское учение за долгие века своего существования полностью изменило сознание евразийского общества. И с каждым днем эта философия расширяет свои границы, в первую очередь – в умах людей.
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Присоединяйтесь к нам в социальных сетях, будем искать истину вместе.
o-buddizme.ru
Самые интересные буддийские страны – Статьи – Арриво
Путешествие в азиатские страны всегда дарит новые впечатления. Эмоции от прикосновения к иному миру с богатейшей историей, самобытной культурой и целым рядом возникших здесь и распространившихся на весь мир религий, особое место среди которых занимает буддизм.
Индия
Как гласят сказания, именно в Индии две с половиной тысячи лет назад усилиями мудреца Будды Шакьямуни возникла новая религия – буддизм. Нетрудно догадаться, что здесь же находятся многие популярные буддийские места паломничества: храм Махабодхи в Бодх-Гае, где Будда достиг просветления; город Сарнатх – место его первой проповеди; город Кушинагар – место его ухода в окончательную нирвану – и другие памятники древности.
Конечно, помимо буддийских реликвий, в Индии есть роскошные дворцы и древние храмы, потрясающие природные ландшафты и национальные парки, восточные базары и и колоритные праздники. Любителям экзотики стоит обратить внимание на грандиозные чайные плантации, совершить головокружительную поездку по Дарджилингской Гималайской железной дороге или посетить с экскурсией Болливуд – индийский аналог Голливуда.
Перелет: | 6-8 часов (напрямую из России) |
Виза: | нужна (~60-80 $) |
Когда ехать: | с ноября по июль (в зависимости от региона) |
Непал
Наравне с Индией желанным пунктом назначения для любого буддиста является Непал. На юге этой маленькой гималайской страны находятся городок Лумбини, который считается родиной Будды, и Капилавасту – место, где Будда вырос. Куда бы ни отправился турист, будь то древние храмы или заповедники, экскурсии или простой поход за провизией в супермаркет, лик Просветленного будет подстерегать его на каждом углу.
Среди других рекомендуемых в Непале занятий – уникальные йога-туры и курсы медитации под руководством опытных духовных наставников, потрясающие пешие и велосипедные горные прогулки, экстремальный сплав на байдарках или плотах.
Перелет: | от 12 часов (с пересадкой) |
Виза: | нужна (~40 $) |
Когда ехать: | с сентября по ноябрь и с марта по май |
Тибет (Китай)
Множество буддийских святынь, храмов и монастырей находится в сказочном высокогорном Тибете. Так, в этом китайском районе расположены Дворец Потала (экс-резиденция далай-ламы, огромный храмовый комплекс), монастырь Джоканг (с одной из самых известных статуй Будды внутри), другие буддийские музеи и реликвии.
Священных достопримечательностей здесь так много, что на полноценное обследование только самых интересных из них уйдет не меньше месяца. Поэтому к путешествию нужно тщательно подготовиться: составить план поездки и учесть нелегкие погодные условия – резкий перепад высот, возможные снежные метели или, наоборот, палящее солнце.
Перелет: | 7-8 часов (до Китая) + быстрый перелет до Тибета |
Виза: | нужна (~45-60 $) + специальное разрешение |
Когда ехать: | с апреля по ноябрь |
Южная Корея
Буддизм проник в Корею во второй половине IV века и долгое время занимал положение государственной религии. Сегодня, если верить статистике, христиан в стране больше, чем буддистов. За прошедшие столетия здесь было построено более 10 тысяч буддийских храмов.
Самые известные из них – расположенный возле города Кёнчжу храм Пульгукса, который внесен в список памятников Всемирного наследия, и так называемые «три жемчужины» (храмы Тхондоса, Хэинса и Сонгванса). Иностранным туристам предлагается программа «темпл-стей» – возможность провести несколько дней в выбранном храме в обществе местных монахов, поучаствовать в различных церемониях и таким образом изучить буддизм «изнутри».
Это интересно: как вести себя в буддийском храме
Перелет: | 8-10 часов |
Виза: | не нужна (на срок менее 60 дней) |
Когда ехать: | с апреля по октябрь (в зависимости от региона) |
Шри-Ланка
Согласно легендам, много столетий назад Будда лично посетил остров и изгнал с него злых духов и демонов, обратив местное население в новую для них веру. Ныне буддизм исповедуют более 60% жителей страны. Многие архитектурные памятники Шри-Ланки так или иначе связаны с религией. Так, в долине Канди находится знаменитый Храм Зуба Будды, куда съезжаются паломники со всего мира.
В Михинтале расположен Пик Адама, где можно увидеть золотые отпечатки ног Просветленного. Также на острове существуют пять буддийских ступ – так называемых Пагод мира. Поездку по религиозным святыням в Шри-Ланке можно совместить с превосходным отдыхом и экскурсиями.
Перелет: | 10 часов (с пересадкой) |
Виза: | не нужна (на срок менее 30 дней) |
Когда ехать: | с декабря по март (юг и запад страны), с апреля по сентябрь (север и восток страны) |
Япония
Большинство буддийских школ Японии сформировались под воздействием аналогичных китайских и корейских. Однако именно в Стране восходящего солнца, в отличие от многих других азиатских стран, буддизм сегодня занимает место господствующей религии, наравне с синтоизмом. Популярностью у туристов пользуются храм Ситэннодзи в Осаке с роскошным садом и постройками в стиле VI века, а также многочисленные храмы в древней японской столице Камакуре. Здесь же находится одна из самых почитаемых и древних в мире бронзовых статуй Будды.
Посещение буддийских святынь в Японии можно совместить с целым списком других интересных экскурсий, занятий и развлечений. Распространенные туристические маршруты – легендарные гора Фудзияма и вулкан Асо; грандиозные ворота святилища Ицукусима на острове Миядзима; музеи, театры и выставки в Киото и Наре; коралловые рифы Окинавы; Диснейленд в Токио; Гран-при Японии знаменитых гонок Формулы-1; рестораны с национальной кухней и национальные парки.
Перелет: | 8-10 часов |
Виза: | нужна (нет консульского сбора, ~15-30 $ за оформление документов) |
Когда ехать: | с марта по июнь, с октября по декабрь |
Таиланд
Тайский буддизм часто называют «южным буддизмом» (в противовес «северному буддизму», распространенному в Японии, Китае и Корее). Его характерные черты – почитание законов кармы и реинкарнации, обязательное прохождение мужчин через монашество, тесные взаимоотношения государственной власти с церковной (король обязан быть буддистом по Конституции).
В Таиланде около 30 тысяч буддийских храмов. Одним из самых значительных считается Храм Лежащего Будды в Бангкоке, где установлена огромная статуя божества, окруженная красочными фресками. Страна также хорошо известна своими популярными пляжными курортами, бурной ночной жизнью и массой других развлечений на любой вкус.
Перелет: | 9-12 часов |
Виза: | не нужна (на срок менее 30 дней) |
Когда ехать: | с ноября по апрель (южные курорты), с марта по октябрь (в центр и на север страны) |
Вьетнам
Официально Социалистическая республика Вьетнам сегодня считается атеистическим государством. Центральная Буддийская церковь Вьетнама находится под давлением со стороны властей: в дни выборов местные храмы и вовсе используют в качестве избирательных участков. Однако исторически буддизм оказал большое влияние на развитие страны и ее традиций.
Колоритный храм Линь Фуок, построенный из обломков стекла, керамики и фарфора, находится в Далате. В Ханое расположена Пагода на Одном Столбе – легендарный древний памятник. Другие интересные достопримечательности Вьетнама – потрясающе красивые ландшафты и природные заповедники, Музей изящных искусств в Ханое, необычные экскурсии.
Перелет: | 9 часов |
Виза: | не нужна (на срок менее 15 дней) |
Когда ехать: | с апреля по май (на севере страны), с декабря по апрель (на юге страны) |
Мьянма
По статистике, к буддистам относят себя около 90% населения Мьянмы. Считается, что буддизм пришел сюда еще при жизни Просветленного, а золотая статуя Махамуни в Мандалае была отлита с него лично. Столицу страны Янгон часто называют «городом Будды», так много здесь буддийских святынь и памятников.
Это, например, величественная ступа Шведагон с украшенным драгоценными камнями золотым шпилем. Другая известная на весь мир буддийская достопримечательность – легендарная Золотая гора. Это святилище находится на вершине огромного гранитного валуна на краю скалы. Туристы по достоинству оценивают и первозданную природу Мьянмы – удивительные горы, реки и озера.
Перелет: | от 14 часов (с пересадкой) |
Виза: | нужна (~20-70 $) |
Когда ехать: | с сентября по май |
Тайвань
Буддизм – основная религия на острове Тайвань, которой придерживаются около 10 миллионов жителей страны. Отличительная черта тайваньских буддистов – полная приверженность вегетарианству. Местные достопримечательности – гигантская статуя Будды в нирване в сафари-парке Леофу, буддийский храм Баоцзюэ в Тайчжуне.
Также Тайвань может похвастаться живописной природой (здесь существует культ почитания сакуры), причудливой национальной кухней и прекрасным климатом практически круглый год.
Перелет: | от 10 часов (с пересадкой) |
Виза: | нужна (~50-70 $) |
Когда ехать: | с октября по май |
Сравнительная таблица
Страна | Буддийские реликвии | Другие достопримечательности/ развлечения | Доступность для туристов |
Индия | +++ | +++ | +++ |
Непал | ++ | ++ | ++ |
Тибет | +++ | + | + |
Южная Корея | +++ | ++ | ++ |
Шри-Ланка | ++ | +++ | + |
Япония | +++ | +++ | ++ |
Таиланд | +++ | +++ | +++ |
Вьетнам | ++ | ++ | +++ |
Мьянма | +++ | ++ | ++ |
Тайвань | ++ | ++ | ++ |
Распространение буддизма в разных странах
Фото: thinkstockphotos.com, flickr.com
www.arrivo.ru
Буддизм по странам — это… Что такое Буддизм по странам?
- Буддизм по странам
Регионы значительного распространения
- Дальний Восток
- Центральная Азия и Гималайский регион, Поволжье
- Юго-Восточная Азия
- Южная Азия
Исчезнувшие буддийские государства
Регионы малого распространения
- Европа и Америка
- Россия
- Алтай
- Москва
- Санкт-Петербург
- СНГ и страны Балтии
Примечания
Категория:
Wikimedia Foundation. 2010.
- EMI
- Телефонные коды России после 2005
Смотреть что такое «Буддизм по странам» в других словарях:
Буддизм в Туве — Буддизм в России … Википедия
Буддизм в России — Буддизм в России … Википедия
Буддизм в Бурятии — Буддизм в России … Википедия
Буддизм в Калмыкии — Буддизм в России … Википедия
Буддизм во Франции — является четвёртой по количеству последователей религией после христианства, ислама и иудаизма. По данным Le Monde[1], во Франции 5 миллионов человек симпатизирует буддизму, практикует эту религию около 600 000 человек. Интересы буддийской… … Википедия
Буддизм — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия
Буддизм в Непале — Ступа в Непале. К буддизму относится 11 % населения Непала, возможно однако значительно больше, так как многие непальские буддисты регистрируют себя как индуисты по политическим соображениям. К буддистам относятся преимуществ … Википедия
Буддизм в Корее — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия
Буддизм в Бангладеш — … Википедия
Буддизм в Мьянме — Буддийский монах В Мьянме (бывшая Бирма) распространено несколько школ буддизма Тхеравады, небольшое количество проживающих в Мьянме китайцев практикуют Махаяну. К буддистам относят себя 90 % населения … Википедия
dic.academic.ru
Буддизм — Циклопедия
National Geografic. Буддизм. Учение о сознании Процент буддийского населения в странах мира История мировых религий. Часть 9. Буддизм, Дзен-буддизм, Ламаизм. Леонид Мацих Мировые религии. Буддизм // Elena Pavlova [39:21]Буддизм — одна из современных мировых религий. Возник около VI века до н. э. в Древней Индии. Имеет ряд течений, основные из которых: Хинаяна, Махаяна и Ваджраяна.
Главным отличием от аврамических религий (христианства, ислама, иудаизма) является отсутствие идеи Бога, а также концепций Рая и Ада. Также в будизме отсутствует концепция добра и зла. Ключевой идеей буддизма является достижение нирваны, точнее слияние с Вечностью. По мере распространения по миру распался на множество течений, сект и разновидностей.
Буддизм возник в VI в. до н. э. в Древней Индии. Основателем буддизма является Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.
[править] Течения буддизма
Основные течения буддизма — Хинаяна, Махаяна и Ваджраяна.
[править] Буддизм по странам
Регионы значительного распространения буддизма:
[править] Дальний Восток
[править] Центральная Азия и Гималайский регион, Поволжье
[править] Юго-Восточная Азия
[править] Южная Азия
[править] Индия
Родина буддизма, где он зародился в VI веке до н. э. Отсюда родом Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни — основатель буддизма.
Сейчас здесь в изгнании находится Далай-лама.
[править] Тибет
В Тибете буддизм получил большое распространение. В настоящее время находится под контролем властей КНР, а сам Тибет с 1950 года — часть КНР.
[править] Китай
В V веке н. э. Китае образовалось такое течение буддизма как дзэн-буддизм.
С началом «Культурной революции» в Китае в 1966 годы все буддийские храмы и монастыри в Китае были закрыты, а монахи отправлены на «перевоспитание». Деятельность Китайской Буддийской ассоциации была официально возобновилена в 1980 году, в последующие годы был восстановлен ряд буддийских монастырей, открыты Буддийская академия и ряд монастырских школ, готовящих кадры буддийского духовенства. Центр буддизма — Тибет, где китайские власти стараются контролировать развитие буддизма. Далай-лама вынужден находиться за пределами Тибета.
[править] Япония
Около 30 процентов жителей Японии исповедуют буддизм. Также, здесь с ним сосуществует самостоятельная традиционная религия — синтоизм (см. ниже).
[править] Россия
В России буддизм распространен в основном в Бурятии, Туве, Калмыкии, Республике Алтай, Иркутской области и Забайкальском крае.
Буддийские храмы есть в ряде городов России, например буддийский храм Гунзэчойнэй расположен в Санкт-Петербурге.
[править] Буддийские храмы
[править] Гунзэчойнэй
Самый северный в мире буддийский храм. Расположен в Санкт-Петербурге. «Гунзэчойнэй» в переводе с тибетского означает «Источник святого учения Всесострадающего Владыки-отшельника».
[править] Лхаса
Город в Тибете, столица Тибетского автономного района КНР. Население составляет около 300 тысяч человек. Столица мирового буддизма — ламаизма. Здесь располагалась резиденция Далай-ламы.
[править] Гандан
Гандантэгченлин, либо Гандан — монастырь в Улан-Баторе. Высота здания — 40 метров, долгое время это было высочайшее здание Внешней и Внутренней Монголии.
[править] Эрдэни-Дзу
→ Хархорин
cyclowiki.org
Разновидности буддизма. История мировых религий
Разновидности буддизма
Имеются три основные направления в буддизме. Хинаяна («узкий путь спасения») распространилась на рубеже нашей эры в Индии и среди народов Индокитая. В первые века новой эры возникло второе направление в буддизме – махаяна («широкий путь спасения»), в котором возможности спасения для мирян значительно облегчаются и расширяются. Третьим направлением в буддизме стал тантрический буддизм (ваджраяна) тайное учение о путях достижения нирваны с помощью магических заклинаний и обрядов, восходящий к древнеиндийским земледельческим культам. Подобные мистические направления имеются и в иудаизме, и в христианстве, и в исламе, составляя важную часть развитых религий.
Особо следует сказать о дзэн-буддизме, современном названии берущего начало в Китае в VI н. э. чань-буддизма. Не ставя непреодолимой преграды между земным и божественным, дзэн-буддизм также относится к мистическим религиозным течениям, сторонники которых ищут соединения с божественным в собственной душе. Внезапное просветление в момент сильного переживания, приводящее к обнаружению Будды в своей природе, носит в дзэн-буддизме название «сатори». Дзэн-буддизм свободен от обрядности, обязательного исполнения культовых действий, что способствовало обретению им немалого количества сторонников на Западе.
В хинаяне учение о спасении принимает форму пропаганды личного совершенствования (идеал архата, т. е. лица, достигшего освобождения). Достичь нирваны может только мужчина-монах. Большая часть хинаянской литературы входит в так называемый палийский канон – «Трипитаку». Имеются монастырские общины и монастыри. Монах выступает в роли религиозного наставника. Совет, даваемый им, – закон для верующего. В странах распространения хинаяны монашество играет огромную роль.
Хинаяна утвердилась в Юго-Восточной Азии и получила название южного буддизма, а махаяна – в северных странах и называется северным буддизмом. Последователи хинаяны живут в Южной Индии, Индонезии, Мьянме, Шри-Ланке, Камбодже, Лаосе, Таиланде, составляя около 90 % населения Лаоса, Камбоджи, Таиланда, 60 % Шри-Ланки. Махаяна имеет последователей в Северной Индии, Китае (около 17 % населения, в основном в Тибете), Японии (около 50 %), в Корее, Индонезии, Монголии, Непале, Афганистане. В Российской Федерации буддисты живут в Бурятии, Калмыкии, Туве.
Махаяна утверждает, что духовное и недуховное реальны лишь относительно, а единственной абсолютной реальностью является Пустота (шунья). Махаянисты считают, что предыдущая карма не имеет значения и можно с помощью специальных приемов войти в нирвану «здесь и сейчас». Предлагается множество методов достижения нирваны, в том числе взятых из йоги и тантры.
В махаяне произошло создание синкретического образа Шивы-Будды, т. е. отождествление Бога и человека. Махаяна выдвигает идеал бодхисаттвы (буквально «тот, чья сущность – просветление») – существа, отказавшегося от перехода в нирвану во имя спасения всех других живых существ.
В священные книги махаяны входят джатаки – рассказы о прежних перевоплощениях Будды, которых было 34. В них Будда предстает в различных образах, что дает возможность показать самые разнообразные добродетели. Благодаря концепции перевоплощения бодхисаттве можно приписывать участие в любых действиях. Будда здесь «исполнен безграничной и бескорыстной любви ко всему живому; он жил душою в каждом существе» (Будда. Истории… С. 95).
Когда бодхисаттва решил покинуть царский дом своего отца, то на вопрос: «Так почему же тогда ты хочешь покинуть нас?» – он ответил: «Из страха перед смертью… Поэтому я обращаюсь к жизни праведной в лесу». Царь спрашивает: «Но если неотразим страх смерти, чего ты ждешь от жизни в лесу? Какие надежды возлагаешь на праведную жизнь?» Ответ: «И преданному праведности смерть приносит радость потому, что он рождения дурного не страшится» (там же. С. 483, 486,487). Состояние домохозяина не лучшее в нравственном отношении. Оно «связано со стремлениями, враждебными спокойствию и нравственному поведению. Поэтому оно не доставляет радости заботящимся о своей душе» (там же. С. 282).
В джатаках повторяется основная мысль буддизма: «Повторение рождения – зло ужасное, а также старость и несчастье и различные тяжелые болезни; а мысль о неизбежной смерти рассудок помутить способна. От этих зол спасти весь мир – вот я к чему стремлюсь!» (Будда. Истории… С. 159). Даяние – великое сокровище, недоступное тем, кто может сокровище отнять, – ворам, огню, воде и царям. «Даяние есть очищение души от тьмы пороков себялюбия и жадности… великая основа… Подвиг благородства» (там же. С. 124, 125).
Стремление к самопожертвованию присутствует в буддизме, хотя самому Будде оно не потребовалось. Бодхисаттва, как повествуется в «Джатаке о тигрице», может покончить с собой, чтобы голодная тигрица, готовая пожрать своих детенышей, насытилась. Когда заяц предлагает путнику подкрепиться всем, что у него есть – своим телом, это напоминает великие жертвы других религий. Бодхисаттва в образе зайца говорит: «Я должен щедрости дела творить, и рвется к жертвам сердце» (там же. С. 150). Владыка богов Шакра изумлен. «О! Как сегодня он без размышлений, из любви лишь к гостю, легко расстался с телом! Меж тем как слабодушные без дрожи не расстаются даже и с цветами, которые от жертвоприношения остались» (там же. С. 151). Заяц дает урок не только людям, но и богам. Шакра восхищается «блеском постоянных упражнений в добродетелях». Подчеркивается роль привычки в обретении добродетели. «Ведь силою привычки все дела, прекрасные и злые, внедряются глубоко в душу человека» (там же. С. 263).
Цель человека – достижение всеведенья и победа над злыми страстями, что приводит к спасению мира из океана бытия, где воздымаются столь страшные волы, как болезнь, старость и смерть. А прегрешения – это причинение вреда живым, стремление к богатству, злословие и опьяняющие напитки.
Жертва называется в джатаках мостом в царство небожителей. Но бодхисаттва недоумевает: «Какая ж связь есть между причинением страданий жертвенным животным и святым законом, пребываньем в мире небожителей иль ублажением божеств?» (там же. С. 215). И вывод: «Никогда вред, причиняемый живым существам, не ведет к благополучию, а лишь щедрость, смирение и самообузданье» (там же. С. 223).
Праведное поведение является силой, которая выше сил природы. Когда корабль попадает в бурю и ему грозит гибель, бодхисаттва говорит: «Я, напрягая память, вспомнить не могу, чтобы когда-нибудь обидел тварь живую с тех пор, как помню я себя. Пусть этим словом истины и силою моих заслуг корабль назад вернется!..» (там же. С. 260). И вот ветер подул в противоположную сторону и вместе с течением повернул корабль обратно.
Социальные отношения, государственная власть рассматриваются в буддизме как внешняя сила, накладываемая на народ. Царь – «источник и добра и зла народа» (там же. С. 274).
Идеи махаяны оказали влияние на индийский тантризм, а в VIII в. буддизм сам испытал влияние тантризма, и в результате возник тантрический буддизм, связанный с дзэн. Тантризм – тайное учение о путях достижения нирваны с помощью магии и обрядов, восходящих к древнеиндийским земледельческим культам. Цель – слияние с божеством через чувственное и умственное постижение.
Тантризм (от санскрит, «тан» – расширять; тантра – метод расширения человеческого сознания и способностей) возник к V в. н. э. на основе древних культов доарийского времени. Центральное положение тантризма – Единое как соединение Космического Сознания Шивы с его творческой силой Шакти. Цель тантриста – отождествление с Космическим Сознанием.
Тантризм утверждает дуализм двух начал: мужского – Пуруши и женского – Пракрити, и их стремления к единству. В момент слияния с Абсолютом человека охватывает неописуемая радость. Аналогом Шакти на уровне микрокосма является кундалини. Космическая сила притягивает мужчину и женщину друг к другу. Человеческое тело для тантристов – инструмент, с помощью которого можно пробудить дремлющую психическую энергию – кундалини-Шакти и соединить ее с Космическим Сознанием – Шивой.
Десять тантристских заповедей: ахимса, правдивость, нестяжание, целомудрие, терпимость, стойкость, сострадательность, честность, умеренность, чистота. В тантризме много магических символов. Пятиконечная звезда символизирует пять тонких первоэлементов – землю, воду, воздух, энергию, эфир. Шестиконечная звезда, состоящая из двух треугольников, символизирует развитие Вселенной.
Разница между индуистским и буддистским тантризмом соответствует различию между индуизмом и буддизмом в целом. Если в индуизме цель – слияние с Единым как абсолютным Бытием, то в буддизме цель – слияние с абсолютным Небытием, лежащим в основе всякого проявленного Бытия. Слияние с избранным божеством, являющееся конечной целью индийского тантризма, рассматривается в буддистском тантризме как промежуточный этап на пути к Небытию. Ритуалы и практические техники буддистского тантризма многочисленнее и изощреннее индуистских. Кроме того, для буддистского тантризма характерна многовековая традиция монашеской жизни и духовная иерархия. Но индуистские тантристы активнее используют практические знания.
В тантристских трактатах говорится, что «одна капелька собственной крови ценится выше, чем целая чаша жертвенной крови другого существа» (Энциклопедия тантры / Сост. В. Нугатов. М.: Локид: Миф, 2001. С. 171). В тантризме был культ приносящих себя в жертву божеству, который существовал в Индии до XIX в.
Тантризм хочет освобождения и мирских радостей одновременно. «Там, где есть только мирские радости, нет освобождения. Там, где есть только освобождение, нет мирских радостей. Но и мирские радости, и освобождение лежат в ладони у тех, кто посвятил себя Всевышнему» (там же. С. 92). Тантристы утверждают, что от кармы можно избавиться с помощью «внутреннего огня», медитации и глубокого душевного покоя.
В средневековом Тибете в результате соединения махаяны и тантризма с древней религией жителей Тибета бонно (разновидностью шаманизма) образовался особый вариант буддизма – ламаизм (от «лама» – тибет. «высший», «небесный»). Ламой называли буддистских монахов в Тибете, Монголии, Бурятии, Туве, а у калмыков – главу духовенства. Лама считается представителем Будды на Земле. В конце XVI в. ламаизм распространился среди монголов, а в XVII в. проник на территорию России.
Ламаизм придает особое значение ламам, без помощи которых верующий не может достичь нирваны. Богослужение проводится в дацанах – ламаистских монастырях, состоящих из одного или нескольких храмов и келий для лам. Богослужение отличается пышностью, а в пантеоне ламаистских богов присутствуют местные божества.
В V в. в Китае возник дзэн-буддизм, в настоящее время широко распространенный в Японии и проникший в страны Запада. Дзэн-буддизм утверждает, что земной и божественный миры находятся в неразрывном единстве, и с божеством можно соединиться в земной жизни, обнаружив его в собственном духе. Обнаружение Будды в своей природе является внезапным просветлением в момент сильного переживания и носит название «сатори».
Дзэн-буддизм не предъявляет каких-либо сложных требований в отношении обрядности и ритуалов. На смену этому приходит медитация, внутреннее переживание. Просветления можно достичь в этой жизни, «здесь и сейчас» посредством внутреннего сосредоточения на каких-либо объектах по определенным правилам. Эта индивидуалистическая разновидность буддизма очень подошла к современной западной культуре, и число приверженцев дзэн-буддизма на Западе постоянно растет.
Основным регионом распространения буддизма является Юго-Восточная и Центральная Азия, а также Дальний Восток, включая Китай, Японию и другие страны. В XX в. буддизм в форме дзэн получил распространение в странах Запада, особенно США. Буддизм утверждается в тех странах, где не было своих развитых религий, – Монголии, Вьетнаме, Таиланде, Шри-Ланке.
В разных странах структура и степень централизации буддистских общин различны. В Мьянме и на Цейлоне нет ни строгой централизации, ни прямой зависимости общины от государственной власти. Буддистские общины не связаны друг с другом, и общим руководителем является только закон – дхарма. В Таиланде буддизм – государственная религия, и король (как и в Лаосе) возглавляет буддистскую общину. В Российской Федерации буддистская община руководится Духовным управлением буддистов. Наиболее влиятельная международная организация – Всемирное братство буддистов, созданное в 1950 г. на Международном конгрессе буддистов в Коломбо (Шри-Ланка).
Распространению религии способствует обещание спасения и вечного блаженства. Ветхозаветная традиция, провозгласив второе пришествие Христа, превратилась в повсеместно распространенное христианство; брахманическая религия, модифицировавшись в буддизм, вышла далеко за пределы Индии. Буддизм в соответствии с концепцией перевоплощения считает необходимым для спасения выход из колеса сансары. Буддизм называли пессимистической религией. Но он обещает многое, как и христианство, взамен земных радостей предлагая большие иные. Р. Тагор писал, что буддизм ведет не к отказу от радостей жизни, а к отказу от эгоизма, что избавляет от страданий и приводит к еще большим радостям.
Чтобы избавиться от смерти, надо или не рождаться, или жить вечно. Мировые религии предлагают оба варианта: первый – буддизм, второй – христианство и ислам. Говоря о сходстве буддизма и христианства, можно отметить, помимо обещания вечного блаженства и отказа от земных благ, которыми искушал Иисуса Сатана и Будду бог смерти Мара, также индивидуальность спасения (в буддизме спасти не может даже бог), потребность в добродетели для обретения просветления и святости (творить благое делом, словом, помышлением). В своей этике буддизм уделяет внимание не только действиям, но и мыслям, намерениям, как впоследствии и Иисус Христос. Буддистская этика, как и христианская, – этика запретов, и заповеди ее соответствуют христианским. И в буддизме, и в христианстве присутствует «золотое правило» этики: «что нежелательно тебе, то и другим ты делать не старайся» (Будда. Истории… С. 384). Но и буддизм, и христианство пошли дальше к этике милосердия. Закон любви приводит и в буддизме, и в христианстве к самопожертвованию. Бодхисаттва-заяц, накормивший своим телом голодного, напоминает агнца-Христа.
К отличиям буддизма от христианства относятся, помимо концепции перевоплощения, отрицание им Бога-творца, индивидуальной души и священных книг, отказ от страдания как цель. Вера в достижимость полного знания на Земле, возможность для человека стать выше богов путем достижения нирваны (человек поднимается ввысь, нравственно совершенствуясь, а не Бог спускается к людям для их спасения и искупления их грехов). В христианстве Бог становится человеком Иисусом, в буддизме человек Будда становится выше богов.
Будду не мучили, и буддисты были сторонниками спокойной жизни. Христа распяли, и христиане приветствовали мучения. Но говоря: «лишь испытаньем познается с несомненностью высокое значенье добродетели», царь богов Шакра объясняет страдания Иова, описанные в Библии. Бодхисаттва в отличие от Иова спокойно соглашается со страданиями и не стремится избавиться от них. Более того, он обращается к царю богов с такими словами: «Мы не родня и не друзья тебе, мы не твои актеры и не шуты: так на каком же основанье ты, о царь богов, к отшельникам подходишь с шутками такими?» (там же. С. 301). Царь богов, услышав это, просит прощения. Здесь видно гигантское отличие в отношении к Богу между христианством и буддизмом, для которого этические максимы выше воли богов.
Есть определенное сходство в направленности развития от Вед к буддизму и от Ветхого Завета к Новому. Оно заключается, помимо преодоления социальной и национальной разобщенности, в том, что Бога дополняет Богочеловек (в буддизме человек сменяет богов) и усиливается устремленность к нравственному идеалу, когда главное значение приобретают наравне с действиями внутренние намерения.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
religion.wikireading.ru
Буддизм
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЗАОЧНЫЙПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ.
РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ
БУДДИЗМ
Студент: Сахарова Т.В.
Факультет: машиностроит.
Курс: II
2001 год
ПЛАН
Вступление……………………………………………………………….2
Когда и где зародился буддизм ……………………………………………..…..3 Будда реальный и Будда из легенд ………………………………………….…..3
Четыре благородные истины……………………………………………4
Основные положения и постулаты………………………………………….…..5
Дхарма……………………………………………………………………………………..6
Вселенная и её устройство……………………………………………………..…..6
Этика буддизма………………………………………………….………………….8
Будда – Учитель или Бог?……………………………………………….8
Махаяна и хинаяна……………………………………………………………………..9
Ваджраяна (ламаизм)………………………………………………………………..10
Национальные формы буддизма…………………………………………..……11
Буддизм на Западе……………………………………………………………………12
Религия ли буддизм?…………………………………………………………..……12
Список литературы……………………………………………………………..……13
БУДДИЗМ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, РАСПРОСТРАНЕНИЕ, УЧЕНИЕ.
Человек, следующий Дхарме, похож
на человека, вошедшего с огнем в
темную комнату. Тьма перед ним
расступиться, и его окружит свет.
Из наставлений Будды.
Буддизм – самая ранняя по времени появления из «мировых» религий – играл и играет в истории народов Азии очень крупную роль, во многом аналогичную той, какая была суждена христианству в Европе, исламу на Ближнем и Среднем Востоке.
За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал и развил не только религиозные представления, культ, философию, но и культуру, искусство, систему образования — иными словами целую цивилизацию.
Буддизм вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех стран, которые попали в сферу его влияния, а также опредилил их образ жизни и мысли миллионов людей этих стран. Большинство приверженцев буддизма живут сейчас в Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме, Тайланде и Лаосе.
Многих верующих буддизм привлекал именно тем, что не требовал коренной ломки их образа жизни и привычек, в том числе и отказа от обрядов, посвящённых местным богам. Буддизм не относится ни к монотеистическим (признающим единого бога), ни к политеистическим (основанным на вере во многих богов) религиям. Будда не отвергал богов других религий и не запрещал своим последователям поклоняться им. Буддист может одновременно исповедовать даосизм, синтоизм или любую другую «местную» религию, поэтому довольно сложно установить точное количество буддистов в мире. Буддизм является в настояшее время одной из самых распространённых религий в мире.
КОГДА И ГДЕ ЗАРОДИЛСЯ БУДДИЗМ
Сами буддисты ведут отсчёт времени существования своей религии от кончины Будды, однако среди них нет единого мнения о годах его жизни. Согласно традиции наиболее консервативной буддийской школы — тхеравады, Будда жил с 624 по 544 г. до н.э. (VI в.). По научной версии время жизни основателя буддизма — с 566 по 486 г. до н.э. В некоторых направлениях буддизма придерживаются более поздних дат: 488-368 гг. до н.э.
Родина буддизма — Индия (точнее, долина Ганги — одна из наиболее экономически развитых частей страны). Самой влиятельной религией Древней Индии был брахманизм. Его культовая практика состояла в основном из жертвоприношений многочисленным богам и сложных ритуалов, сопровождавших практически любое событие. Буддизм же с момента своего возникновения отрицал действенность жертвоприношения и не принимал деления на сословия (варны), рассматривая общество как состоящее из двух категорий: высшей (брахманы, кшатрии и гахапати), и низшей — она включала людей, обслуживающих господ-
ствующие слои. Буддизм впервые обратился к человеку не как к представителю какого-либо сословия, клана, племени или определённого пола, а как к личности, в человеке важны были только личные заслуги.
Буддизм зародился в условиях ожесточенной классовой борьбы, которая разгоралась на севере Индии в VI-V вв. Классовые противоречия достигли здесь крайней степени. Роскошная, изнеженная жизнь богачей-рабовладельцев, князей, брахманов и бедность, нужда рабов, закрепощенных крестьян и низших каст; соперничество и борьба за власть между высшими кастами, брахманами и кшатриями, — все эти явления порождали кризис традиционного мировоззрения. Вера в незыблемость кастового строя начала колебаться. Широко распространились отшельничество, аскетизм и монашество, появлялась неудовлетворенность существующим порядком даже у тех, кто принадлежал к высшим кастам. В этой обстановке возникали различные еретические учения и секты. Одним из новых вероучений, в котором нашло свое выражение общее настроение недовольства, неуверенности, отчаяния, и был буддизм.
БУДДА РЕАЛЬНЫЙ И БУДДА ИЗ ЛЕГЕНД
У Будды две биографии. В одной отражена судьба реального человека, другая — это собрание мифов и легенд, со временем почти полностью оттеснивших историческую фигуру основателя буддизма. Более 25 веков назад в одном из маленьких государств Индии у царя Шуддходаны и его жены Майи родился сын Сиддхартха Гаутама. Принц жил в роскоши, не ведая не забот, не горести. Но узнав о том, что на свете существуют болезнь, старость и смерть, принц решил избавить людей от страданий и отправился на поиски рецепта всеобщего счастья. Не простым оказался этот путь, но зато он увенчался успехом. В местности Гая на него снизошло Просветление, и ему открылся путь спасения человечества. Случилось это, когда ему было 35 лет. В городе Бенаресе он прочёл свою первую проповедь и, как говорят буддисты, «повернул колесо Дхармы» (высшая истина). 45 лет Сиддхартха странствовал по Индии, распространяя своё учение. У него появились ученики и последователи, которые своего Учителя и прозвали Буддой. В возрасте 80 лет Будда скончался, но ученики и после смерти Учителя продолжали проповедовать его учение по всей Индии. Такова реальная биография Будды — человека, ставшего основателем новой религии.
Мифологическое жизнеописание гораздо сложнее. Согласно легендам, будущий Будда перерождался в общей сложности 550 раз (83 раза был святым, 58 — царём, 24 — монахом, 18 — обезьяной, 13 — торговцем, 12 — курицей, 8 — гусём, 6 — слоном, кроме того, рыбой, крысой, плотником, кузнецом, лягушкой, зайцем и т.д.) Так было, пока боги не решили, что пришло ему время, родившись в облике человека, спасти мир, погрязший во мраке неведения. Рождение Будды в семье кшатрия было его последним рождением. Именно поэтому его назвали Сиддхартха, что означает «тот, кто достиг цели».
ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ
Основу мировоззренния буддизма состовляют так называемые «четыре возвышенные истины», в открытии которых и состояло «просветление» будды Гаутамы.
Проповедь своего учения Будда начал с «четырёх благородных истин»: о страдании и причине страдания, об устранения причины страдания и о пути к прекращению страданий. Говорил он своим ученикам (бхикшу ): «А вот, бхикшу, благая истина о том, что существует страдание. Рождение — страдание, старость — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание; соединение с тем, что неприятно, — страдание; разъединение с тем, что приятно, — страдание; когда нет возможности достичь желаемого — это тоже страдание».
Согласно первой истине , всё существование человека есть страдание, неудовлетворённость, разочарование. Даже счастливые моменты его жизни в конечном итоге приводят к страданию, поскольку они связаны с «разъединением с приятным». Хотя страдание универсально, оно не является изначальным и неибежным состоянием человека, поскольку имеет свою причину — желание или жажду удовольствий, — которая лежит в основе привязанности людей к существованию в этом мире. Такова вторая благородная истина. Третья истина гласит, что причина страдания, поскольку она порождена самим человеком, подвластна его воле и может быть им же устранена — чтобы положить конец страданиям, надо прекратить испытывать желания. В четвёртой истине говориться о восьмеричном благородном пути: «Этот благой восмеричный путь таков: правильные взгляды, правильные намерения, правильная речь, правильные действия, правильный образ
mirznanii.com
Буддизм — кратко о религии
Буддизм. Кратко о религии
Совершенный свободен от любой концепции, ибо он постиг что есть его тело, откуда оно берется и куда исчезает. Он постиг, смысл чувств, как возникают они и как исчезают. Он постиг самкхару (ментальные структуры), как они возникают и как уходят. Он постиг природу сознания, как оно возникает и как исчезает.
Буквально в этих словах и заключается весь смысл буддийского учения, по крайней мере в его первоначальном виде. Основатель и главный объект поклонения в буддизме – принц Гаутама Сиддхартха, который жил в 563 — 483 годах до нашей эры, что говорит о том, что религия эта — одна из древнейших в мире.
Киану Ривз в роли Гаутамы Сиддхартхи в фильме Маленький Будда
По легенде, в 35 лет Гаутама достиг просветления, после чего изменил свою жизнь и жизни многих людей, следовавших за ним. Можно с легкостью утверждать, что это происходит по сей день. Своими последователями он был назван «Буддой» (от санскритского «буддха» — просветлённый, пробуждённый). Проповедь его длилась 40 лет, умер Сиддхартха в 80-летнем возрасте, не оставив о себе ни одного письменного сочинения. До и после него были другие просветленные личности — Будды, которые внесли свой вклад в духовное развитие цивилизации. Последователи некоторых направлений буддизма считают учителями-Буддами также и проповедников других религий – Христа, Магомета и других.
Понятие Бога в буддизме
Некоторые отдельные секты почитают Будду как Бога, но остальные буддисты видят в нём своего основателя, наставника и просветителя. Буддисты верят, что достичь просветления можно только благодаря бесконечной энергии Вселенной. Таким образом, буддийский мир не признает бога-творца, всезнающего и всемогущего. Каждый человек – это и есть часть божества. У буддистов нет одного постоянного Бога, каждый просветлённый может достигнуть звания «Будда». Такое понимание Бога делает Буддизм отличным от большинства западных религий.
Суть практики буддизма
Буддийский монашек
Буддисты стремятся к очищению замутнённых состояний ума, которые искажают реальность. Это злость, страх, невежество, эгоизм, лень, ревность, зависть, жадность, раздражение и другие. Буддизм взращивает и развивает такие чистые и благотворные качества сознания как доброту, щедрость, благодарность, сострадание, трудолюбие, мудрость и прочие. Всё это позволяет постепенно познавать и очищать свой разум, что ведёт к прочному ощущению благополучия. Делая свой разум сильным и ярким, буддисты уменьшают беспокойство и раздражение, которые приводят к невзгодам и депрессиям. В конечном своём итоге Буддизм является необходимым условием для глубочайших прозрений, которые приводят к окончательному освобождению разума.Буддизм — религия не столько мистического, сколько философского плана. В буддийской доктрине заложено 4 основные «благородные истины» о человеческом страдании:
• о природе страдания;
• о происхождении и причинах страдания;
• о прекращении страдания и устранения его источников;
• о путях к прекращению страдания.
Последняя, четвёртая истина, указывает на путь к уничтожению страдания и боли, по-другому называется восьмеричным путём достижения внутреннего спокойствия. Такое состояние души позволяет погрузиться в трансцендентную медитацию и достичь мудрости, просветления.
Мораль и этика буддизма
Борис Гребенщиков — самый известный русский буддист
Буддийские мораль и этика построены на принципах не совершения вреда и умеренности. При этом в человеке воспитывается и развивается чувство нравственности, сосредоточенности и мудрости. А с помощью медитаций буддисты познают механизмы работы ума и причинно-следственные связи между телесными, духовными и психологическими процессами. Учения Буддизма стали основой целого ряда школ, которые объединяет то, что каждая на своем уровне понимания жизни и учения Будды, направлена на всестороннее развитие человека — осмысленное использование тела, речи и разума.
Но поскольку буддийское учение многогранно и основывается не на вере, а на опыте, то недостаточно ограничиться только описанием его содержания. Особенности этого духовного пути становятся видны только в сравнении с другими мировоззрениями и религиями. И приближаться к учению Будды стоит только после высвобождения энергии разума от жёстких нравственных стандартов.
Развитие буддизма в мире
Призыв к свободе от страданий и вера в энергию Вселенной привёл к появлению западных менталистских доктрин ХIХ и ХХ веков. Первыми адептами буддизма на Западе стали в основном выходцы из Азии и стран Востока, которых терзало внутреннее беспокойство, а затем к ним присоединились агностики и атеисты всех принадлежностей.
Далай Лама XIV
В Тибете буддизм был государственной религией и до захвата Тибета Китаем, главный буддист страны – Далай-лама, являлся также и руководителем государства. После Китайского вторжения в 50-х годах прошлого века, Далай-лама XIV был вынужден покинуть страну и уехать в Индию, чтобы оттуда нести свет учения своим последователям. Он является лауреатом Нобелевской премии мира 1989 года. Поклонение Далай-ламе в Тибете находится под запретом, и даже за хранение фотографии Далай-ламы тибетцев ждет серьезное наказание.В США и Европе буддизм получил своё масштабное распространение в виде дзен-буддизма, направления, возникшего в ХII веке в Японии. Буддийский монах Сяку Соен, представитель этого направления, на Всемирном конгрессе религий в Чикаго (1893) выступил с бурной речью о «божестве разума» дзен-буддизма. После этого дня, дзен и йога являются самыми популярными на Западе восточными учениями, где приоритетом считается контроль разума над телом. Дзен практикует повышенное внимание к индивидуальным медитациям и отсутствие авторитета к священным писаниям, молитвам и поучениям. Как и в буддизме, в дзен мудрость постигается через опыт, а её наивысшая ипостась – просветление (пробуждение). Возможно, что такой интерес к дзен-буддизму на Западе возник из-за простоты этого учения. Ведь, согласно учению Будды, каждый человек сам способен стать Буддой, а значит, каждый является частью земного божества. И искать ответы необходимо лишь в самом себе.
antarika.ru