15. Прямые и косвенные налоги в составе цены. Ценообразование
15. Прямые и косвенные налоги в составе цены
В состав цены входят также налоги. Налог – это сбор или платеж принудительного характера, взимаемый государством с имущества и доходов физических лиц и хозяйствующих субъектов и использующийся для покрытия расходов государства и решения социальных задач без предоставления объектам налогообложения специального эквивалента.
Так как налоги входят в состав цены, то благодаря им она играет важную социально—экономическую роль:
1) налоги, реализуемые в цене, – это основной источник доходов государственного бюджета;
2) налоги в цене оказывают влияние на развитие производства, они могут способствовать его расширению или сокращению;
3) налоги могут быть средством регулирования уровня цен, воздействия на их динамику, влияния на уровень инфляции, стимулом к снижению цен;
4) налоги могут играть активную социальную роль, а именно, восстанавливать социальную справедливость путем влияния на доходы различных групп населения.
В состав цены входят следующие виды налогов:
1) социальные налоги;
2) налог на добавленную стоимость;
3) акциз;
4) налог на прибыль (не является самостоятельным составным элементом цены).
Социальные налоги – это отчисления в фонд медицинского и социального страхования, в пенсионный фонд, в фонд занятости. Размер данных социальных налогов связан с размерами заработной платы, рассчитывается численно, входит в состав себестоимости продукции как самостоятельная статья затрат, а именно, отчисления на социальные нужды.
Прямыми налогами облагается доход и имущество физических и юридических лиц. К прямым налогам относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль фирм и предприятий, земельный налог и т. д.
Косвенные налоги
– это налоги на товары и услуги, включаемые в цену товаров и услуг и тарифы. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины и пр.НДС является формой изъятия части созданной стоимости, входящей в состав цены товара или услуги. НДС вычисляется как разность суммы налога, полученной фирмой по проданным товарам (услугам и работам), и суммы налога, выплаченной фирмой по приобретенным материалам и сырью.
Акциз – это косвенный налог, входящий в состав цены товара и взимаемый с покупателя. Акциз устанавливается на определенные виды товаров и услуг и минерального сырья.
Акцизы являются средством изъятия доходов, включенных в состав цены товара. Товары, облагающиеся акцизом, облагаются также налогом на добавленную стоимость с учетом размера акциза, т. е. эти товары подвергаются двойному налогообложению. Таким образом, налогом облагается размер другого налога, величина акциза входит в базу обложения налогом на добавленную стоимость.
НДС и акцизы являются ценообразующими факторами. Они вызывают рост цен, делая отдельные товары недоступными для семей с низким достатком, перераспределяют средства из доходов потребителей в государственный бюджет, понижая спрос.
Косвенные налоги, входящие в состав цен на сырье, материалы и комплектующие, повышают себестоимость производимых товаров.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
econ.wikireading.ruКосвенные налоги
К основным косвенным налогам относятся прежде всего налоги на потребление, включающие налог на добавленную стоимость(НДС) и налог с продаж.
НДС взимается на каждой стадии производства и обращения в виде процентной надбавки к добавленной стоимости (товарной продукции за вычетом материальных затрат, кроме амортизации). Этот налог выплачивается в бюджет чаще всего производителем в виде разности между НДС, начисленным на произведенные и проданные товары и услуги, и НДС, начисленным на приобретенные для производства этих товаров и услуг сырье, материалы и другие предметы труда. Налог с продаж начисляется на конечной стадии товарооборота, обычно в торговле, также в виде процентной надбавки к продажной цене.
К косвенным налогам принадлежат акцизы,установленные в виде высокой процентной надбавки к цене (либо в абсолютном стоимостном выражении на определенную единицу измерения) специально отобранной группы товаров, прежде всего алкогольных напитков и табачных изделий.
Особую группу косвенных налогов составляют таможенные (экспортные и импортные) пошлины,начисляемые на товары в сфере внешней торговли.
Своеобразную группу косвенных налогов образуют взносы предпринимателей на социальное страхование.Они относятся к косвенным налогам потому, что их разрешено включать в издержки производства. В нормальных экономических условиях эти взносы включаются в расходы конечных потребителей товаров и услуг облагаемых предпринимателей.
В России широко используются и некоторые другие внутренние косвенные налоги (т. е. налоги, включаемые в издержки производства), например отчисления в дорожный и в жилищный фонды.В общем объеме налоговых поступлений в России указанные налоги составляют примерно 90%. Роль других прямых и косвенных налогов заметно ниже, и в основном они распространяются на определенные региональные и местные уровни.
Налогообложение прибыли
Прибыль является основным стимулом частнопредпринимательской деятельности в рыночной экономике. Поэтому при ее налогообложении остро встает проблема количественных критериев, которые необходимо соблюдать, чтобы чрезмерные налоговые изъятия из прибыли не подрывали ее производственно-стимулирующую функцию. Международная практика выработала такие критерии. Считается, что доля налоговых изъятий из прибыли не должна превышать 30—40%. Если подобные изъятия составляют более 50% прибыли, то они крайне отрицательно и даже разрушительно действуют на ее производственно-стимулирующую функцию. Налогообложение прибыли в странах с развитой рыночной экономикой формируется в соответствии с этими критериями. Поэтому доля налогов на прибыль в общих налоговых поступлениях этих стран, как правило, относительно умеренна (5—10%).
В России ситуация в налогообложении прибыли противоположная, что вызвано преимущественно фискальными соображениями. Это характеризует показатель доли налога на прибыль во всех налоговых поступлениях.
В оценке фискальной роли налога на прибыль следует выделять два периода: 1992-1995 и 1996-1998 гг. В первый период доля налога на прибыль во всех налоговых поступлениях достигала примерно 1/3, что явно не соответствовало международным стандартам. Каковы же основные факторы завышения налогообложения прибыли в России?
Во-первых, несмотря на установленную в 1992-1998 гг. умеренную ставку налога на прибыль (35% для предприятий и 43% для банковских и других кредитных учреждений), реально она была намного выше. В развитых странах при определении налогооблагаемой прибыли из валовой выручки разрешено исключать практически все издержки производства. Ограничения подобных исключений, например «чрезмерных» представительских расходов, незначительны. В России эти ограничения гораздо шире и жестче. Так, в себестоимость при определении налогооблагаемой прибыли разрешается включать лишь незначительную часть процентных платежей за кредит, которые в России весьма велики. Это приводит к тому, что реальная ставка налога на прибыль, соответствующая международным стандартам, завышается по сравнению с официально объявленной ставкой.
Во-вторых, на увеличении налогообложения прибыли сказывается слабое использование общих налоговых льгот: преобладали и преобладают индивидуальные льготы.
В-третьих, в 1992-1995 гг. в рамках налога на прибыль взимался еще и своеобразный налог на сверхнормативную заработную плату (35% к средней заработной плате работников за вычетом небольшого минимума).
В-четвертых, заметные изъятия из прибыли российских предприятий происходят за счет налога на их имущество, налогов на природные ресурсы (в добывающей промышленности), ряда местных налогов и т.д.
В результате, по косвенным оценкам, общая ставка налога на прибыль в 1992-1995 гг. составляла около 70%, а в 1996-1998 гг., после отмены налога на сверхнормативную заработную плату, — около 55%. С учетом указанных иных налоговых изъятий из прибыли вполне обоснованны заявления предпринимателей, что они вынуждены отдавать в виде налогов до 70-100% прибыли, а то и выше.
Налоговая нагрузка распределяется по различным видам предпринимательской деятельности крайне неравномерно. По оценкам 1995— 1996 гг., суммарная величина всех налоговых изъятий из прибыли в реальном секторе производства товаров колебалась по отдельным предприятиям в пределах 45-185% прибыли; в торговле — 58-150; в предоставлении услуг — 65-86%. В особо благоприятном положении находились финансовые услуги, пользовавшиеся в 1995-1996 гг. широкими налоговыми льготами, например освобождением от налогообложения высоких доходов по государственным ценным бумагам. Финансовый кризис в августе 1998 г., резко ухудшив ситуацию во всех сферах деятельности, не изменил указанных различий налогообложения прибыли.
Столь чрезмерная налоговая нагрузка вместе с сокращением производства и другими негативными факторами привела к тому, что в 1996-1998 гг. более половины предприятий страны стали убыточными, ряд других перешли в теневую экономику. В результате доля налога на прибыль во всех налоговых поступлениях в этот период сократилась более чем вдвое, составив 10—16%.
Подобное «сближение» доли налога на прибыль во всех налоговых поступлениях России с аналогичным показателем в странах с развитой рыночной экономикой определялось принципиально разными причинами. В этих странах относительно умеренная доля налога на прибыль была вызвана в первую очередь проведением в 1980-1990 гг. налоговой реформы, приведшей и к заметному снижению ставок налога на прибыль, и к уменьшению предоставляемых по этому налогу льгот. В России снижение доли налога на прибыль было вызвано, как отмечалось выше, прежде всего заметным сокращением налогооблагаемой базы в результате огромного уменьшения реального производства и роста теневой экономики.
Что касается такой специфической формы налогообложения, как вмененный налог, то его установление и взимание требует особого контроля для предотвращения чрезмерных налоговых ущемлений индивидуального и малого предпринимательства.
studfiles.net
что это, чем отличаются в декларации
Налоговая система РФ классифицирует взимаемые налоги, как прямые и косвенные. Условная таблица налогов прямых и косвенных подразделяет и по другим признакам: какой бюджет пополняют (местный, региональный, федеральный), как применяются (общие, специальные), с кого взимаются (с физлиц, с юрлиц).
Чем прямые налоги отличаются от косвенных, каковы особенности каждого вида и как они применяются на практике?
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта слева или звоните по телефону
+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно!
Прямые налоги
Все прямые налоги подразумевают осуществление вычетов с доходов или имущества граждан или организаций. Такая форма налогообложения касается физических и юридических лиц. Изымаемые средства, в зависимости от вида сбора, поступают в федеральный, региональный или местный бюджет.
Для граждан РФ одним из основных, уплачиваемых сборов является подоходный. Формируется путем вычета из доходов физлица, полученных на территории РФ. Независимо от их места проживания и гражданства. Осуществление платежей происходит на протяжении всего отчетного периода (года), а завершающий расчет — в конце года. При этом, ставка может колебаться — от 12 до 45%.
Не подлежат обложению налогами такие источники получения средств: гос пособия по соц страхованию, пенсии всех видов, доходы, источниками которых является дарение или наследство, подарки от организаций, предприятий и компаний. При условии, что совокупная сумма стоимости таких подарков не выше 12 минимальных заработных плат.
Основным объектом налогообложения юридических лиц является валовая прибыль (прибыль и чистый доход). Плательщики этого вида сборов — все юридические лица, ведущие экономическую деятельность на территории РФ. К таковым относятся и иностранные предприятия и компании. Уплата налогов осуществляется на основании поданной декларации, сообщающей о размере дохода за отчетный период.
Величина основной ставки доходит до 35%.
Особые виды прибыли могут быть обложены налогом по ставке 15%. К ним относятся дивиденды от облигаций, акций и других ценных бумаг, эмитированных в РФ.
Кроме доходов (для физлиц) и прибыли (для юрлиц), прямое налогообложение касается социальной сферы: сборы на соцобеспечение и заработную плату. Формирование происходит частично за счет работников, частично — за счет работодателя. Все поступления направляются во целевые внебюджетные фонды. В имущественной сфере, сборы осуществляются с объектов недвижимости и земельных участков, полученных в результате дарения или вступления в право наследования.
Законодательством РФ выделено несколько групп товаров и услуг, освобождаемых от НДС:
- ритуальные услуги;
- учреждения религиозного направления;
- учреждения культуры и искусства;
- услуги в сфере народного образования;
- научно исследовательские направления;
- мероприятия, имеющие спортивных характер;
- театральные и зрелищные мероприятия.
Косвенные налоги
В тех случаях, когда налог поступает в бюджет, через объект налогообложения, она называется косвенным. Это вычеты, включенные в стоимость товаров и услуг, сборы при сделках с недвижимым имуществом и ценными бумагами, налог на добавленную стоимость и наследство. Отличительная особенность — частично или в полной мере, сбор переносится на цену товара или услуги.
В зависимости от объекта взимания, данная форма налогообложения включает:
- таможенные пошлины. Связаны с внешней торговлей, могут быть экспортными, импортными или транзитными. Формируются как процент от стоимости (адвалорные), конкретная сумма (специфические) или сложные (сочетающие оба предыдущих варианта). Выполняют различные экономические задачи: увеличивают стоимость ввоза дешевых товаров (антидемпинговые), защищают внутренний рынок от чрезмерного наплыва товаров из других стран (фискальные, протекционистские), уменьшают стоимость ввоза товаров определенной, льготной группы (преференциальные). ;
- акцизы. Относятся в товарам, как внутреннего так и внешнего производства. Могут быть индивидуальными (для каждого товара или группы) или универсальными (с совокупной стоимость валового оборота). Одна из разновидностей данного сбора — НДС, подразумевает взимание налога с части его стоимости, прибавленной на определенной стадии производства. В данном случае, включаются затраты на амортизацию, выплату зарплат, кредитных расходов, оплату накладных расходов;
- фискальная монополия подразумевает безраздельное владение государством права на производство товара и последующую его реализацию. Характерно назначение высокой цены на данную группу товаров. Налог, входящий в цену, может быть полным (охватывать и производство и реализацию) или частичным (взиматься или с реализации или с производства).
Преимущества универсального акциза — большая выгода для бюджета.
Косвенные и прямые налоги: примеры
В рамках Российского законодательства, прямыми называются такие сборы:
- НДФЛ. Взимается с дохода физлиц и направляется в местный или региональный бюджет;
- с результата деятельности, в денежном эквиваленте — относится к юрлицам, за исключением особых случаев;
- при добыче полезных ископаемых;
- транспортные — взимаются с физлиц и юрлиц, владеющих средствами передвижения;
- водные — направляются в госбюджет, взимаются за использование акватории и водозабор;
- на игорный бизнес — относится ко всем хозяйственным субъектам коммерческой игорной сферы;
- на имущество юрлиц — наполняет бюджет региона, начисляется на сумму среднегодовой стоимости имущества;
- на имущество физлиц — наполняет бюджеты местного значения и формируется, в зависимости от стоимости недвижимости;
- земельный — относится к любым владельцам земельных участков, наполняет местные бюджеты.
Косвенному налогообложению подлежат:
- НДС — включен в цену любого товара, наполняет федеральный бюджет;
- таможенная пошлина — это косвенный налог или прямой, можно понять из логики формирования взносов. Сборы включены в цены на товар, ввозимый из-за границы;
- отраслевые сборы, госпошлины, лицензии на определенные виды деятельности, и т.д;
- акцизы — автомобили, топливо, этиловый спирт и другие товары, для которых характерен повышенный спрос и большая наценка;
- взносы работодателей в ФСС.
Прямые и косвенные расходы в декларации по налогу на прибыль
Расчет налога на прибыль юридических лиц, подразумевает суммирование всех доходов от основной деятельности. При этом, отнимается сумма расходов. Для осуществления расчетов налога и заполнения декларации, расходы также, делятся на прямые и косвенные. При этом, такое разделение не происходит, если в организации применяется кассовый метод начисления, применяется упрощенный налог, временная система налогообложения. Также, не действует разделение для индивидуальных предприятий.
Существуют определенные особенности, при учете прямых расходов для компаний занимающихся производством и для тех, что оказывают услуги, регламентируются ст.318 НК РФ. Организации, занимающиеся реализацией готовой продукции, определяют прямые расходы на основании ст. 320 НК РФ.
В случае отсутствия дохода за текущий период, в декларации учитываются только косвенные расходы.
Расходы в производстве
Прямые затраты относятся непосредственно к процессу создания продукта или услуги, а также, из реализации. Согласно профильному законодательству, к таковым относятся:
- материалы и сырье;
- амортизацию ОС, которые принимают участие в данном производстве или, при создании услуги;
- заработная плата персоналу, задействованному в создании конкретного товара или услуги;
- сборы на соцстрахование, страхование профзаболевания и несчастных случаев;
- другие.
При выделении такой группы расходов предполагает ориентирование на специфику отрасли, особенностей конкретного производственного процесса и компании.
Косвенные расходы — это те, которые нельзя включить в себестоимость конкретного товара или услуги. Данные вид затрат обеспечивает работу компании в целом или участвует в нескольких процессах одновременно. К таким расходам относятся: амортизация, оплата труда управляющего звена, отопление, освещение, оплата других необходимых коммунальных услуг и другие.
Расходы в торговле
В данной отрасли, затраты, классифицируемые, как прямые строго фиксированы и определены в ст. 320 НК РФ. Они включают:
- цену предмета реализации. Процесс ценообразования осуществляется на усмотрение компании. Могут быть включены расходы на приобретение, фасовку, услуги склада и т.д.;
- издержки, связанные с осуществлением доставки продукции до склада покупателя (если они не были включены в первый пункт).
Эти затраты включаются в декларацию исключительно после реализации.
Все прочие издержки, не принимающие участие в организации процесса продажи, считаются косвенными и отражаются в отчетной документации текущего периода.
Особые случаи при расчете налога на прибыль
В случае отсутствия дохода за текущий период, в декларации учитываются только косвенные расходы. Это связано с тем, что прямые привязаны непосредственно к полученной прибыли.
В ситуации, когда косвенные расходы относятся не к одному отчетному периоду, а к нескольким, необходим их распределение. При использовании метода начисления, необходимо равномерно списывать затраты по отчетным периодам. При этом, срок списания каждой затраты определяется по имеющимся документальным подтверждениям (договорам, лицензиям и т. д.). Распределение расходов самостоятельно допустимо в случаях, когда невозможно определить период осуществления затраты.
Заключение
Косвенный и прямой налог — это классификация, принятая при налогообложении физических и юридических лиц. Каждый из видов имеет свои особенности, в зависимости от объекта налогообложения и других факторов. Регламентируются статьями НК РФ.
Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно!
vashbiznesplan.ru
Косвенные налоги в РФ
ВВЕДЕНИЕ
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Формирование эффективной налоговой системы для России -экономическая проблема общегосударственного значения.
Налоговая система — важный элемент экономики государства — служит также мощным стимулирующим или, наоборот, угнетающим фактором деятельности любого экономического субъекта.
Налог это обязательный взнос, осуществляемый плательщиком в бюджет определенного уровня или во внебюджетные фонды. Порядок внесения и размер суммы взноса устанавливается законодательством. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с бюджетами всех уровней. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, а также формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. Налоги призваны формировать финансовые ресурсы государства, в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.), в этом заключается их основная роль.
Градация налогов на прямые и косвенные напрямую зависит от порядка и исчисления и определения объекта налогообложения, при том именно косвенные налоги формируют большую часть российского налогового бюджета, что само по себе предопределяет пристальное внимание к проблемам механизма их функционирования и направлениям его совершенствования.
Целью настоящей работы является исследование косвенных налогов в РФ и перспектив их развития в условиях рыночной экономики РФ.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
-раскрыть сущность и значение косвенного налогообложения;
— рассмотреть ставки и порядок исчисления косвенных налогов;
— обоснование оптимизации косвенного налогообложения.
Теоретической и методической основой послужили постановления правительства РФ, Министерства по налогам и сборам, Министерства финансов, труды российских и зарубежных ученых по проблемам косвенного налогообложения.
1. КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ
1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ.
Виды косвенных налогов представлены на рис.1.
1.2. РОЛЬ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ В ДОХОДЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА.
Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого.
Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм — доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы — удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.
Фискальная политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования. Применение косвенных налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.
С помощью косвенных налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи косвенных налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
С помощью косвенных налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет них финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.
2. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ.
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА НДС.
Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг, и определяемый как разница между выручкой от реализации и стоимостью материальных затрат отнесенных на издержки производства.
В России НДС был введен в 1992г., взамен налога с оборота и налога с продаж в период экономического кризиса и по самой высокой ставке в размере 28%, что еще больше усилило инфляционные тенденции.
В настоящее время налог взымается на основе главы 21 НК, введенной с 1го января 2001г.
Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:
— организации;
— индивидуальные предприниматели;
— лица, ввозящие товары на таможенную территорию РФ.
Постановка на учет организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве налогоплательщиков осуществляется налоговыми органами самостоятельно в течение 15 дней с момента их государственной регистрации н
mirznanii.com