В каком году была основа первая госкорпорация в россии – Государственные корпорации в России. Справка

Государственные корпорации в России. Справка

Особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим ее создание.

Госкорпорация, в отличие от открытого акционерного общества (ОАО) с преобладающим государственным участием, не может быть признана банкротом, так как действующее законодательство предусматривает банкротство лишь некоммерческих организаций, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного и иного фонда. На госкорпорации также не распространяются требования о раскрытии информации, обязательные для ОАО.

Принципиальное отличие госкорпорации от государственного унитарного предприятия (ГУПа) заключается в выводе госкорпорации даже из-под формального контроля государственных органов. В частности, госкорпорации не обязаны отчитываться перед госорганами о своей деятельности, за исключением ежегодного представления Правительству России годового отчета, аудиторского заключения по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, заключения ревизионной комиссии по результатам проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности, некоторых иных документов. Любые другие федеральные органы государственной власти, включая Минюст и Росрегистрацию, налоговую и таможенную службу, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность корпораций. При этом госкорпорация не обязана публиковать даже указанную отчетность (она публикует только отчетность, прямо названную законом о ее создании).

Создание госкорпораций стало возможным после внесения 8 июля 1999 года изменений в Закон «О некоммерческих организациях».

Первой государственной корпорацией  в России стало Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), возникшее в 1999 году (упразднено в 2004 году).

Создание госкорпораций стало магистральным направлением государственной политики во второй половине 2007 года.

В настоящее время в Российской Федерации существуют семь госкорпораций: Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк, ВЭБ), Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции («Ростехнологии»), Российская корпорация нанотехнологий (РОСНАНО), Агентство по страхованию вкладов (АСВ), Фонд содействия реформированию ЖКХ, Государственная корпорация по атомной энергии («Росатом») и Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (ГК «Олимпстрой»).

Кроме того, в июле 2009 года глава государства утвердил закон о создании государственной компании «Российские автомобильные дороги» («Автодор»), которая будет развивать сеть автомобильных дорог и придорожную инфраструктуру.

В марте 2009 года в СМИ появилась информация о том, что такая форма юридических лиц, как госкорпорации, может быть упразднена. Как написала 19 марта газета «Коммерсант», эта идея содержалась в проекте «Концепции развития законодательства о юридических лицах», подготовленном президентским советом по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. Документ предлагал преобразовать госкорпорации в иные формы юридических лиц, не обладающие специальным статусом и особыми привилегиями. Подготовить такую концепцию поручил президент Дмитрий Медведев указом от 21 июля 2008 года.

7 августа 2009 года Дмитрий Медведев дал поручение генпрокурору РФ Юрию Чайке и своему помощнику – начальнику контрольного управления президента Константину Чуйченко провести комплексную проверку деятельности госкорпораций. По итогам проверки президент России поручил представить предложения, в том числе о целесообразности дальнейшего использования такой организационно-правовой формы, как государственная корпорация.

15 ноября 2009 года президент России Дмитрий Медведев поручил правительству к 1 марта 2010 года подготовить законопроекты о повышении эффективности госкорпораций, в частности о введении в них независимого аудита.

Проекты федеральных законов также будут предусматривать увязку оплаты труда должностных лиц с показателями снижения издержек, необходимость повышения энергоэффективности и производительности труда, внедрения передовых технологий и инноваций.

Поручение связано с реализацией послания главы государства Федеральному Собранию.

16 февраля 2010 года газета «Ведомости» сообщила, что Минэкономразвития РФ подготовило проект поправок в закон «О некоммерческих организациях», содержащий 12 запретов для сотрудников госкорпораций и госкомпании «Автодор».

По данным издания, ссылающегося на имеющийся в его распоряжении документ, по сравнению с версией, направленной в январе в госкорпорации, число запретов уменьшилось на четверть. Тогда сотрудников госкорпораций предлагалось практически уравнять с госслужащими. Им запрещалось участвовать на платной основе в работе органов управления коммерческой организации и приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход (в случаях, установленных законом). В последней версии поправок ограничений по ценным бумагам нет. А получать вознаграждение в советах директоров сотрудникам госкорпораций разрешено, если речь идет об их дочерних и зависимых компаниях (при условии, что получено разрешение наблюдательного совета).

Исключены еще два запрета. Сотрудникам госкорпораций и «Автодора» не стали запрещать публично высказываться в отношении деятельности своей организации и даже руководства. Также от них не будут требовать «прекращать исполнение обязанностей для урегулирования служебного спора».

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru

Федеральный закон от 23 ноября 2007 года N 270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии»

Принят Государственной Думой 9 ноября 2007 года

Одобрен Советом Федерации 16 ноября 2007 года

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Настоящим Федеральным законом определяются правовое положение, цель деятельности, полномочия, порядок управления деятельностью, порядок реорганизации и ликвидации Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии» (далее — Государственная корпорация «Ростехнологии»).

Статья 2. Правовое положение Государственной корпорации «Ростехнологии»

1. Государственная корпорация «Ростехнологии» является юридическим лицом, созданным Российской Федерацией в организационно-правовой форме государственной корпорации.

2. Государственная корпорация «Ростехнологии» имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, а также геральдический знак — эмблему и флаг.

3. Полное наименование Государственной корпорации «Ростехнологии» на русском языке — Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии». Сокращенное наименование на русском языке — Государственная корпорация «Ростехнологии».

4. Полное наименование Государственной корпорации «Ростехнологии» на английском языке — State Corporation for Assistance to Development, Production and Export of Advanced Technology Industrial Product «Russian Technologies». Сокращенное наименование на английском языке — State Corporation «Russian Technologies».

5. Место нахождения Государственной корпорации «Ростехнологии» — город Москва.

6. Государственная корпорация «Ростехнологии» имеет банковский счет в Центральном банке Российской Федерации, а также вправе открывать банковские счета в иных кредитных организациях на территории Российской Федерации и за ее пределами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 3. Цель деятельности и основные функции Государственной корпорации «Ростехнологии»

1. Целью деятельности Государственной корпорации «Ростехнологии» является содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских организаций — разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции, привлечения инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс.

2. Государственная корпорация «Ростехнологии» вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению цели деятельности, указанной в части 1 настоящей статьи, и соответствует этой цели. Прибыль Государственной корпорации «Ростехнологии», полученная в результате ее деятельности, подлежит направлению исключительно на достижение цели, указанной в части 1 настоящей статьи.

3. Основными функциями Государственной корпорации «Ростехнологии» являются:

1) содействие организациям различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс, в разработке и производстве высокотехнологичной промышленной продукции;

2) обеспечение продвижения на внутренний и внешний рынки и реализации на внутреннем и внешнем рынках высокотехнологичной промышленной продукции, а также связанных с созданием этой продукции товаров и результатов интеллектуальной деятельности;

3) участие в реализации государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и государственной программы вооружения;

4) привлечение инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс, в том числе в интересах создания конкурентоспособных образцов высокотехнологичной промышленной продукции, включая продукцию военного назначения;

5) осуществление в интересах организаций различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс, рекламно-выставочной и маркетинговой деятельности, участие в организации и проведении выставок (показов) образцов продукции гражданского, военного и двойного назначения на территории Российской Федерации и за ее пределами;

6) оказание содействия организациям различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс, в проведении прикладных исследований по перспективным направлениям развития науки и техники и во внедрении в производство передовых технологий в целях повышения уровня отечественных разработок высокотехнологичной промышленной продукции, сокращения сроков и стоимости ее создания;

7) оказание содействия деятельности организации, являющейся государственным посредником при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения;

8) осуществление иных функций в соответствии с федеральными законами и решениями Президента Российской Федерации.

Статья 4. Правовое регулирование деятельности Государственной корпорации «Ростехнологии»

1. Деятельность Государственной корпорации «Ростехнологии» регулируется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также решениями Президента Российской Федерации.

2. На Государственную корпорацию «Ростехнологии» не распространяется действие пунктов 3, 5, 7, 10 и 14 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», регламентирующих порядок осуществления контроля за деятельностью некоммерческих организаций.

3. На Государственную корпорацию «Ростехнологии» не распространяется действие Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Статья 5. Имущество Государственной корпорации «Ростехнологии»

1. Имущество Государственной корпорации «Ростехнологии» формируется за счет имущественного взноса Российской Федерации, доходов, получаемых Государственной корпорацией «Ростехнологии» от использования своего имущества и осуществляемой деятельности, регулярных и (или) единовременных поступлений (взносов), решения о которых приняты в соответствии с законодательством Российской Федерации, от организаций, акции (доли) которых находятся в ее собственности, федерального и иного имущества, передаваемого Государственной корпорации «Ростехнологии» в ходе осуществления ее деятельности, за счет других законных поступлений и является собственностью Государственной корпорации «Ростехнологии».

2. Государственная корпорация «Ростехнологии» не отвечает по обязательствам Российской Федерации. Российская Федерация не отвечает по обязательствам Государственной корпорации «Ростехнологии». Государственная корпорация «Ростехнологии» отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом.

3. Государственная корпорация «Ростехнологии» использует свое имущество исключительно для достижения цели, указанной в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

4. Государственная корпорация «Ростехнологии» формирует в составе своего имущества резервный фонд и иные целевые фонды в порядке и размерах, которые определяются наблюдательным советом Государственной корпорации «Ростехнологии».

Статья 6. Взаимоотношения Президента Российской Федерации, органов государственной власти и органов местного самоуправления с Государственной корпорацией «Ростехнологии»

1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность Государственной корпорации «Ростехнологии», за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, а также законодательством Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества.

2. Президент Российской Федерации:

1) назначает председателя и иных членов наблюдательного совета Государственной корпорации «Ростехнологии», прекращает их полномочия в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

2) назначает на должность и освобождает от должности генерального директора Государственной корпорации «Ростехнологии»;

3) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Статья 7. Полномочия Государственной корпорации «Ростехнологии»

1. Государственная корпорация «Ростехнологии» вправе:

1) участвовать в государственных и иных проектах и программах, предусматривающих разработку, производство и экспорт высокотехнологичной промышленной продукции, производство, продвижение и экспорт связанных с созданием этой продукции товаров, а также продвижение и экспорт связанных с созданием этой продукции результатов интеллектуальной деятельности;

2) совершать все виды сделок, приобретать и реализовывать ценные бумаги, имущественные и неимущественные права, а также выдавать поручительства за третьих лиц и предоставлять займы на достижение цели, указанной в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона;

3) создавать коммерческие и некоммерческие организации на территории Российской Федерации и за ее пределами;

4) участвовать в уставных капиталах хозяйственных обществ, имуществе иных коммерческих и некоммерческих организаций, которые созданы на территории Российской Федерации и за ее пределами и целью деятельности которых являются разработка, производство и экспорт высокотехнологичной промышленной продукции, включая продукцию военного и двойного назначения;

5) осуществлять инвестиции в российские и иностранные организации. Инвестирование временно свободных средств Государственной корпорации «Ростехнологии» осуществляется на принципах возвратности и прибыльности приобретаемых Государственной корпорацией «Ростехнологии» финансовых инструментов. Направления, порядок и условия инвестирования, а также предельный размер инвестируемых временно свободных средств Государственной корпорации «Ростехнологии» определяется наблюдательным советом Государственной корпорации «Ростехнологии»;

6) получать в соответствии с законодательством Российской Федерации доходы в целях реализации своих функций, установленных настоящим Федеральным законом и решениями Президента Российской Федерации;

7) создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации и на территориях иностранных государств, а также направлять своих представителей для работы в иностранных государствах в составе дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, торговых представительств Российской Федерации без включения этих представителей в штатную численность указанных представительств и учреждений в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Содержание указанных представителей осуществляется Государственной корпорацией «Ростехнологии» с использованием счетов дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, торговых представительств Российской Федерации;

8) участвовать в формировании внешнеторговых цен на продукцию военного назначения;

9) контролировать соблюдение организациями требований проектов, программ и внешнеторговых контрактов в области военно-технического сотрудничества, реализуемых с участием Государственной корпорации «Ростехнологии»;

10) выполнять в установленном порядке работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и обеспечивать защиту таких сведений;

11) привлекать на договорной основе иностранных физических лиц и иностранные организации для оказания посреднических и иных услуг в целях реализации своих функций, установленных настоящим Федеральным законом и решениями Президента Российской Федерации, в том числе в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, а также для защиты интересов организаций различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс;

12) оказывать содействие в подготовке, финансировании и осуществлении проектов, программ и внешнеторговых контрактов российских экспортеров, предусматривающих разработку, производство и экспорт высокотехнологичной промышленной продукции, производство, продвижение и экспорт связанных с созданием этой продукции товаров, а также продвижение и экспорт связанных с созданием этой продукции результатов интеллектуальной деятельности;

13) осуществлять мониторинг финансового состояния организаций, участвующих в реализации проектов, программ и внешнеторговых контрактов в области военно-технического сотрудничества, реализуемых с участием Государственной корпорации «Ростехнологии» и (или) организации, являющейся государственным посредником при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения. Порядок осуществления указанного мониторинга утверждается наблюдательным советом Государственной корпорации «Ростехнологии»;

14) осуществлять иные полномочия по реализации своих функций, установленных настоящим Федеральным законом и решениями Президента Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации вправе определять иные полномочия Государственной корпорации «Ростехнологии».

Статья 8. Отчетность Государственной корпорации «Ростехнологии»

1. Отчетный период Государственной корпорации «Ростехнологии» устанавливается с 1 января по 31 декабря включительно.

2. Годовой отчет Государственной корпорации «Ростехнологии» подготавливается ее правлением и утверждается наблюдательным советом Государственной корпорации «Ростехнологии» не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным периодом. Годовой отчет Государственной корпорации «Ростехнологии» подлежит до 1 июня года, следующего за отчетным периодом, обязательному опубликованию, в том числе путем размещения на сайте Государственной корпорации «Ростехнологии» в сети Интернет, с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о защите государственной тайны.

3. Годовой отчет Государственной корпорации «Ростехнологии» включает в себя:

1) отчет о деятельности Государственной корпорации «Ростехнологии» за прошедший отчетный период, в том числе в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, а также показатели деятельности организации, являющейся государственным посредником при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения;

2) годовой бухгалтерский баланс Государственной корпорации «Ростехнологии»;

3) отчет о прибылях и об убытках Государственной корпорации «Ростехнологии»;

4) отчет об исполнении финансового плана доходов и расходов Государственной корпорации «Ростехнологии»;

5) отчет о формировании и об использовании фондов Государственной корпорации «Ростехнологии»;

6) аудиторское заключение.

4. Достоверность годового бухгалтерского баланса Государственной корпорации «Ростехнологии», отчетов, указанных в пунктах 3-5 части 3 настоящей статьи, подтверждается аудиторским заключением.

5. Годовой отчет Государственной корпорации «Ростехнологии» направляется Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации до 1 мая года, следующего за отчетным периодом.

Статья 9. Аудит Государственной корпорации «Ростехнологии»

1. Для проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности Государственной корпорации «Ростехнологии» наблюдательный совет Государственной корпорации «Ростехнологии» определяет на конкурсной основе аудиторскую организацию и размер ее вознаграждения за оказанные услуги.

2. Аудиторская организация проводит обязательную аудиторскую проверку ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности Государственной корпорации «Ростехнологии» до утверждения ее годового отчета наблюдательным советом Государственной корпорации «Ростехнологии».

3. Наблюдательный совет Государственной корпорации «Ростехнологии» вправе принимать решения о проведении внеочередной аудиторской проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности Государственной корпорации «Ростехнологии».

Статья 10. Органы Государственной корпорации «Ростехнологии»

1. Органами управления Государственной корпорации «Ростехнологии» являются наблюдательный совет Государственной корпорации «Ростехнологии», правление Государственной корпорации «Ростехнологии» и генеральный директор Государственной корпорации «Ростехнологии».

2. Органом внутреннего финансового контроля Государственной корпорации «Ростехнологии» является ревизионная комиссия Государственной корпорации «Ростехнологии».

Статья 11. Наблюдательный совет Государственной корпорации «Ростехнологии «

1. Наблюдательный совет Государственной корпорации «Ростехнологии» является высшим органом управления Государственной корпорации «Ростехнологии».

2. В состав наблюдательного совета Государственной корпорации «Ростехнологии» входят девять членов: четыре представителя Президента Российской Федерации, четыре представителя Правительства Российской Федерации, генеральный директор Государственной корпорации «Ростехнологии», являющийся членом наблюдательного совета по должности.

3. Члены наблюдательного совета Государственной корпорации «Ростехнологии» назначаются Президентом Российской Федерации на срок не более пяти лет.

4. Председатель наблюдательного совета Государственной корпорации «Ростехнологии» назначается Президентом Российской Федерации из числа членов наблюдательного совета Государственной корпорации «Ростехнологии» одновременно с назначением членов наблюдательного совета Государственной корпорации «Ростехнологии».

5. Генеральный директор Государственной корпорации «Ростехнологии» не может являться председателем наблюдательного совета Государственной корпорации «Ростехнологии».

6. Члены наблюдательного совета Государственной корпорации «Ростехнологии», за исключением генерального директора Государственной корпорации «Ростехнологии», работают в Государственной корпорации «Ростехнологии» не на постоянной основе и вправе совмещать свое членство в наблюдательном совете Государственной корпорации «Ростехнологии» с замещением государственной должности или должности федеральной государственной службы.

7. Полномочия председателя и иных членов наблюдательного совета Государственной корпорации «Ростехнологии» прекращаются Президентом Российской Федерации.

8. Заседания наблюдательного совета Государственной корпорации «Ростехнологии» созываются его председателем или по инициативе не менее одной трети членов наблюдательного совета по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

9. Наблюдательный совет Государственной корпорации «Ростехнологии» правомочен принимать решения, если на его заседании присутствует не менее половины членов наблюдательного совета. Решения наблюдательного совета Государственной корпорации «Ростехнологии» принимаются простым большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании членов наблюдательного совета. При равенстве числа голосов голос председательствующего на заседании наблюдательного совета является решающим.

10. Заседание наблюдательного совета Государственной корпорации «Ростехнологии» проводится его председателем или лицом, им уполномоченным.

11. Протокол заседания наблюдательного совета Государственной корпорации «Ростехнологии» подписывается председательствующим на заседании наблюдательного совета. Мнения членов наблюдательного совета, оставшихся в меньшинстве при голосовании, заносятся по их требованию в протокол.

12. Организация обеспечения деятельности наблюдательного совета Государственной корпорации «Ростехнологии» возлагается на генерального директора Государственной корпорации «Ростехнологии».

Статья 12. Полномочия наблюдательного совета Государственной корпорации «Ростехнологии»

1. К полномочиям наблюдательного совета Государственной корпорации «Ростехнологии» относятся:

1) утверждение направлений деятельности Государственной корпорации «Ростехнологии» на очередной год;

2) утверждение организационной структуры Государственной корпорации «Ростехнологии»;

3) утверждение положения о правлении Государственной корпорации «Ростехнологии»;

4) утверждение положения о ревизионной комиссии Государственной корпорации «Ростехнологии»;

5) принятие решений о создании филиалов и об открытии представительств Государственной корпорации «Ростехнологии»;

6) утверждение положений о филиалах и представительствах Государственной корпорации «Ростехнологии»;

7) утверждение годового отчета Государственной корпорации «Ростехнологии»;

8) утверждение показателей деятельности Государственной корпорации «Ростехнологии»;

9) утверждение аудиторской организации;

10) заключение трудового договора с генеральным директором Государственной корпорации «Ростехнологии»;

11) принятие решений о назначении на должность и об освобождении от должности членов правления Государственной корпорации «Ростехнологии»;

12) принятие решений о назначении на должность и об освобождении от должности членов ревизионной комиссии Государственной корпорации «Ростехнологии»;

13) принятие решений о создании резервного и иных фондов Государственной корпорации «Ростехнологии», определение порядка их формирования и использования;

14) принятие решений о заключении сделки или нескольких взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением либо возможностью отчуждения Государственной корпорацией «Ростехнологии» имущества, балансовая стоимость которого составляет 1 и более процента балансовой стоимости активов Государственной корпорации «Ростехнологии» на последнюю отчетную дату, предшествующую дате принятия решения о заключении таких сделок;

15) утверждение финансового плана доходов и расходов Государственной корпорации «Ростехнологии», а также направлений использования прибыли Государственной корпорации «Ростехнологии»;

16) заслушивание отчетов генерального директора Государственной корпорации «Ростехнологии» по вопросам деятельности Государственной корпорации «Ростехнологии»;

17) осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. По решению Президента Российской Федерации наблюдательный совет Государственной корпорации «Ростехнологии» может рассматривать иные вопросы ее деятельности.

3. Передача предусмотренных настоящим Федеральным законом полномочий наблюдательного совета Государственной корпорации «Ростехнологии» иным ее органам не допускается.

Статья 13. Правление Государственной корпорации «Ростехнологии»

1. Правление Государственной корпорации «Ростехнологии» является коллегиальным исполнительным органом Государственной корпорации «Ростехнологии». В состав правления Государственной корпорации «Ростехнологии» входят одиннадцать членов. Генеральный директор Государственной корпорации «Ростехнологии» и заместители генерального директора Государственной корпорации «Ростехнологии» являются членами правления по должности. Деятельностью правления Государственной корпорации «Ростехнологии» руководит генеральный директор Государственной корпорации «Ростехнологии».

2. Решения о назначении на должность и об освобождении от должности членов правления Государственной корпорации «Ростехнологии» принимаются наблюдательным советом Государственной корпорации «Ростехнологии» по представлению генерального директора Государственной корпорации «Ростехнологии».

3. На должность члена правления Государственной корпорации «Ростехнологии» могут назначаться работники Государственной корпорации «Ростехнологии», представители организаций, акции которых находятся в собственности Государственной корпорации «Ростехнологии» либо в отношении которых она является аффилированным лицом. Указанные представители вправе совмещать свое членство в правлении с замещением должностей в этих организациях.

4. Правление Государственной корпорации «Ростехнологии» руководствуется в своей деятельности настоящим Федеральным законом и положением о правлении Государственной корпорации «Ростехнологии», которым устанавливаются сроки, порядок созыва и проведения его заседаний, а также порядок принятия решений. Положение о правлении Государственной корпорации «Ростехнологии» утверждается наблюдательным советом Государственной корпорации «Ростехнологии».

5. Проведение заседаний правления Государственной корпорации «Ростехнологии» организует генеральный директор Государственной корпорации «Ростехнологии» или лицо, им уполномоченное.

6. На заседании правления Государственной корпорации «Ростехнологии» ведется протокол, который подписывается председательствующим на заседании и предоставляется членам наблюдательного совета Государственной корпорации «Ростехнологии», членам ревизионной комиссии Государственной корпорации «Ростехнологии» и аудиторской организации по их требованию.

Статья 14. Полномочия правления Государственной корпорации «Ростехнологии»

Правление Государственной корпорации «Ростехнологии» осуществляет следующие полномочия:

1) подготавливает предложения о направлениях деятельности Государственной корпорации «Ростехнологии» на очередной год и представляет их на утверждение наблюдательного совета Государственной корпорации «Ростехнологии»;

2) подготавливает годовой отчет Государственной корпорации «Ростехнологии» и представляет его на утверждение наблюдательного совета Государственной корпорации «Ростехнологии»;

3) подготавливает и вносит на утверждение наблюдательного совета Государственной корпорации «Ростехнологии» финансовый план доходов и расходов Государственной корпорации «Ростехнологии»;

4) представляет в наблюдательный совет Государственной корпорации «Ростехнологии» предложения о направлениях использования прибыли Государственной корпорации «Ростехнологии»;

5) подготавливает предложения о показателях деятельности Государственной корпорации «Ростехнологии» и представляет их на утверждение наблюдательного совета Государственной корпорации «Ростехнологии»;

6) разрабатывает положение о ревизионной комиссии Государственной корпорации «Ростехнологии» и представляет его на утверждение наблюдательного совета Государственной корпорации «Ростехнологии»;

7) утверждает штатное расписание Государственной корпорации «Ростехнологии», определяет в соответствии с законодательством Российской Федерации условия приема на работу и увольнения, права и обязанности работников Государственной корпорации «Ростехнологии»;

8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Статья 15. Генеральный директор Государственной корпорации «Ростехнологии»

1. Генеральный директор Государственной корпорации «Ростехнологии» является единоличным исполнительным органом Государственной корпорации «Ростехнологии» и осуществляет руководство ее текущей деятельностью.

2. Генеральный директор Государственной корпорации «Ростехнологии» назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.

3. Генеральный директор Государственной корпорации «Ростехнологии» может иметь пять заместителей, в том числе одного первого заместителя.

4. Заместители генерального директора Государственной корпорации «Ростехнологии» назначаются на должность и освобождаются от должности генеральным директором Государственной корпорации «Ростехнологии» по согласованию с наблюдательным советом Государственной корпорации «Ростехнологии».

Статья 16. Полномочия генерального директора Государственной корпорации «Ростехнологии»

Генеральный директор Государственной корпорации «Ростехнологии»:

1) действует от имени Государственной корпорации «Ростехнологии» и представляет без доверенности ее интересы в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иностранными организациями, международными организациями, другими организациями;

2) возглавляет правление Государственной корпорации «Ростехнологии» и организует реализацию его решений;

3) издает приказы и распоряжения по вопросам деятельности Государственной корпорации «Ростехнологии»;

4) назначает на должность и освобождает от должности своих заместителей по согласованию с наблюдательным советом Государственной корпорации «Ростехнологии»;

5) распределяет обязанности между своими заместителями;

6) представляет в наблюдательный совет Государственной корпорации «Ростехнологии» предложения о назначении на должность и об освобождении от должности членов правления Государственной корпорации «Ростехнологии»;

7) принимает на работу и увольняет работников Государственной корпорации «Ростехнологии»;

8) по согласованию с наблюдательным советом Государственной корпорации «Ростехнологии» принимает решения об утверждении устава открытого акционерного общества, являющегося государственным посредником при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, о внесении в него изменений, о назначении на должность и об освобождении от должности генерального директора, членов совета директоров и членов ревизионной комиссии указанного акционерного общества, а также об осуществлении иных полномочий Государственной корпорации «Ростехнологии» в отношении указанного акционерного общества в соответствии с решениями Президента Российской Федерации;

9) выдает доверенности, открывает банковские счета в банках и иных кредитных организациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

10) отчитывается о деятельности Государственной корпорации «Ростехнологии» перед Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в порядке и сроки, которые определяются Президентом Российской Федерации;

11) утверждает размер и формы оплаты труда работников Государственной корпорации «Ростехнологии» в соответствии с законодательством Российской Федерации;

12) принимает решения по иным вопросам деятельности Государственной корпорации «Ростехнологии», за исключением вопросов, отнесенных к полномочиям наблюдательного совета Государственной корпорации «Ростехнологии» и правления Государственной корпорации «Ростехнологии».

Статья 17. Ревизионная комиссия Государственной корпорации «Ростехнологии»

1. Ревизионная комиссия Государственной корпорации «Ростехнологии» создается в количестве пяти членов для контроля финансово-хозяйственной деятельности Государственной корпорации «Ростехнологии».

2. Решения о назначении на должность и об освобождении от должности председателя и иных членов ревизионной комиссии Государственной корпорации «Ростехнологии», в том числе о досрочном освобождении их от должности, принимаются наблюдательным советом Государственной корпорации «Ростехнологии». Срок полномочий членов ревизионной комиссии Государственной корпорации «Ростехнологии» — не более пяти лет. Члены ревизионной комиссии Государственной корпорации «Ростехнологии» не могут одновременно занимать какие-либо должности в иных органах Государственной корпорации «Ростехнологии».

3. Ревизионная комиссия Государственной корпорации «Ростехнологии» действует на основании настоящего Федерального закона и утверждаемого наблюдательным советом Государственной корпорации «Ростехнологии» положения о ревизионной комиссии Государственной корпорации «Ростехнологии».

4. Ревизионная комиссия Государственной корпорации «Ростехнологии» проводит проверку финансово-хозяйственной деятельности Государственной корпорации «Ростехнологии» за календарный год. Ревизионная комиссия Государственной корпорации «Ростехнологии» вправе проводить внеочередные проверки финансово-хозяйственной деятельности Государственной корпорации «Ростехнологии» по собственной инициативе или по требованию не менее чем одной трети членов наблюдательного совета Государственной корпорации «Ростехнологии».

5. По результатам проверки ревизионная комиссия Государственной корпорации «Ростехнологии» составляет заключение и направляет его в наблюдательный совет Государственной корпорации «Ростехнологии».

Статья 18. Реорганизация и ликвидация Государственной корпорации «Ростехнологии»

Государственная корпорация «Ростехнологии» может быть реорганизована или ликвидирована на основании федерального закона, определяющего условия, порядок и сроки ее реорганизации или ликвидации. Федеральный закон о ликвидации Государственной корпорации «Ростехнологии» должен определять порядок использования имущества Государственной корпорации «Ростехнологии» после ее ликвидации.

Статья 19. Заключительные положения

1. Правительство Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона определяет состав, порядок, срок и форму внесения имущественного взноса Российской Федерации в Государственную корпорацию «Ростехнологии».

2. Государственная корпорация «Ростехнологии» считается созданной со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

3. Наблюдательный совет Государственной корпорации «Ростехнологии» образуется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в пятнадцатидневный срок со дня государственной регистрации Государственной корпорации «Ростехнологии».

Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации
В. Путин

 

rg.ru

Госкорпорации России – Газета Коммерсантъ № 144 (4199) от 10.08.2009

Агентство по страхованию вкладов создано 23 декабря 2003 года с целью обеспечения работы системы страхования банковских депозитов частных лиц. Руководитель — Александр Турбанов.

Внешэкономбанк стал госкорпорацией 17 мая 2007 года. В его задачи входит инвестиционная поддержка проектов в РФ и за рубежом, направленных на развитие инфраструктуры, инноваций, поддержка экспорта российских товаров, работ и услуг, а также помощь малому и среднему бизнесу. Глава — Владимир Дмитриев.

Госкорпорация «Роснанотех» образована 19 июля 2007 года для осуществления госполитики в сфере нанотехнологий, реализации проектов и распределения госсредств в этой сфере. Руководитель — Анатолий Чубайс.

Фонд содействия реформированию ЖКХ создан 21 июля 2007 года. По заявкам субъектов РФ распределяет средства, выделяемые на поддержку реформы ЖКХ, контролирует региональные программы по капремонту и переселению граждан из аварийного жилья. Возглавляет фонд Константин Цицин.

Госкорпорация «Олимпстрой» образована 30 октября 2007 года с целью осуществления управленческих функций по созданию и эксплуатации объектов для Олимпиады-2014 в Сочи и развития города как горноклиматического курорта. Руководитель — Таймураз Боллоев.

«Ростехнологии» появились 23 ноября 2007 года. Среди их целей — содействие производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции, привлечение инвестиций в промышленность. Корпорации переданы 100% акций ОАО «Рособоронэкспорт» и госпакеты в нескольких сотнях других предприятий. Глава — Сергей Чемезов.

«Росатом» стал госкорпорацией 1 декабря 2007 года. Занимается проведением госполитики и управлением госимуществом в сфере атомной энергии, а также обеспечением ядерной безопасности. Возглавляет корпорацию Сергей Кириенко.

Государственная компания «Российские автомобильные дороги» образована 17 июля 2009 года для выполнения функций заказчика при строительстве и содержании автодорог и придорожных территорий, имеет право подписания концессионных соглашений с инвесторами. Руководитель пока не назначен.


www.kommersant.ru

Госкорпорация Википедия

Госуда́рственная компа́ния/корпора́ция (ГК), госуда́рственное предприя́тие (ГП) — организация любой организационно-правовой формы, основные средства которой находятся в государственной собственности (или же муниципальной), а руководители назначаются или нанимаются по контракту государственными органами.

Примеры компаний, находящихся в собственности государства: Канадская телерадиовещательная корпорация, Лондонский метрополитен, Électricité de France, France Télévisions, ABN AMRO, Российские железные дороги, Роснано, Аэрофлот, Ростех, Первый канал, ВГТРК, Ростелеком, Швейцарские федеральные железные дороги, Air India, Emirates Airline.

Существуют случаи, когда названия организаций могут ввести в заблуждение. Путаницу вносят, например, отличающиеся названия предприятий на иностранных языках (как Satellite Communications Company) или особая российская организационно-правовая форма некоммерческих организаций, названная государственной корпорацией. Так, Государственная корпорация по организации воздушного движения не является госкорпорацией, а имеет форму ФГУПа. Внешэкономбанк не имеет лицензии банка и не является банком, а является госкорпорацией, то есть некоммерческой организацией. Также иногда госкорпорациями могут называть Газпром и Роснефть, хотя они являются акционерными обществами с государственным участием и также имеют крупных иностранных акционеров. Такие компании, имеющие в уставном капитале акционерную долю государства, правильнее называть компаниями с государственным участием.

По странам

Россия

Государство полностью владеет или владеет контрольными пакетами акций в целом ряде акционерных обществ, например, Роснефть, Газпром, Российские железные дороги, Ростелеком, Аэрофлот, Первый канал, Русгидро, Сбербанк России, ОЗК и т. д.

Унитарными предприятиями являются медиахолдинг «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания», МИА «Россия сегодня», агентство «ТАСС», Гознак, Почта России, Мосфильм, Московский метрополитен, Мосгортранс, Российская телевизионная и радиовещательная сеть, космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева.

Под государственной компанией или корпорацией в России понимаются некоммерческие организации, упомянутые в Законе от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». В соответствии с законом государственной компанией/корпорацией являются:

Государственной компанией признается некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Государственная компания создается на основании федерального закона.

Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

Также существуют государственные казённые учреждения и государственные бюджетные учреждения. Если государственное учреждение является казённым, то оно, согласно ГК РФ, финансируется из средств государственного бюджета. Если такое предприятие является «бюджетным», то оно, согласно ГК РФ, получает субсидии.

См. также

wikiredia.ru

Что такое госкорпорация? Кто ими управляет?

Государственная корпорация — организационно-правовая форма некоммерческих организаций в России. Эта форма отличается как от ОАО с преобладающим государственным участием, так и от государственных унитарных предприятий (ФГУПов) . В частности, на госкорпорации (ГК) не распространяются положения о раскрытии информации, обязательные для публичных ОАО, а также действие закона о банкротстве; в отличие от ФГУПов ГК выведены из-под контроля ряда государственных органов. ГК не обязана представлять в государственные органы документы, содержащие отчет о своей деятельности (исключение составляют ряд документов, представляемых в правительство РФ) . В частности, госорганы без согласия ГК не могут: запрашивать у органов управления корпорации их распорядительные документы; запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности корпорации у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций; направлять представителей для участия в проводимых корпорацией мероприятиях; проводить проверки соответствия деятельности корпорации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения корпорацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения; устанавливать соответствие расходования денежных средств и использования иного имущества корпорациями целям, предусмотренным их учредительными документами. Собственность госкорпорации не является государственной собственностью (этим ГК отличается от ФГУПов) . Тем самым, контроль за собственностью ГК выведен из под надзора Счётной палаты РФ. На государственные корпорации не распространяются положения федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» . Контроль за деятельностью ГК осуществляется Правительством РФ на основе ежегодного представления корпорацией годового отчета, аудиторского заключения по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также заключения ревизионной комиссии по результатам проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности и иных документов корпорации. Любые другие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность корпораций. ГК не обязана публиковать указанную отчетность. Особенности правового статуса госкорпорации, в том числе порядок назначения руководителя, устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации (согласно большинству такого рода законов руководитель ГК назначается президентом РФ) . Во второй половине 2007 года ускорился процесс создания различных государственных корпораций. В частности, создаются или планируются к созданию госкорпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» , «Ростехнологии» , «Ро

А управляют ими лица особо приближенные к правительству и президенту! Поэтому зарплата управляющих может быть гораздо больше, чем в обычных коммерческих фирмах (ведь КОРПОРАЦИЯ!) , а зарплаты сотрудников -как у бюджетников (ведь ГОС,!).

Госкорпорации управляются сами по себе. Но контролируются, центробанком,. . и выше вплоть до аппарата президента. Короче замыкаются в основном на аппарат презика. Бизнесмены госкорпораций стали «успешно» совмещать» бизнес деятельность с чиновничьей. То есть некий VIPменеджер может быть одновременно и контролирующим чиновником и работником фирмы, которую он контролирует))))) ) Так что всё схвачено, за всё уплачено. Вы думаете откуда в правитильстве появилось 64 миллиардера олигарха чиновника?!)))))))))) ) Путя постарался. Грёб так, что за 8 лет нагрёб аж 80 новоиспеченных олигархов. А было до 2000 года всего то 7)) Ха, прочитал ответ выше. Хорошее резюме у меня получилось. В предыдущем тексте ясно понятно, что ГК шлёт всех поодаль и работает конкретно с презиком))) , с гребцом нашим, трудягою. Короче — ГК — это такая прекрасная, чудесная река государственных денег, вытекающая в личные банковские счете государственных чиновников.

Если ГК выведены из под контроля госорганов, то какие же это «государственные» корпорации? Просто КОРПОРАЦИИ.

touch.otvet.mail.ru

1. Терминологическое введение.

Словосочетание «государственная корпорация», помимо строгого юридического значения, принятого в российском законодательстве, несет в себе иной смысл — «корпорация, которой владеет государство». Англоязычная калька этого термина – “government-owned corporation” или “State-owned corporation” ‑ обозначает просто предприятие, находящееся в государственной собственности, причем обычно подразумевается акционерное общество, 100% акций которого принадлежат государству. Часто встречающаяся в публикациях ссылка на большое число государственных корпораций, существующих в зарубежных странах, справедлива только в том случае, если понимать под «государственными корпорациями» именно акционерные общества.

Настоящий доклад посвящен государственным корпорациям в специфическом смысле, а именно, юридическим лицам, имеющим организационно-правовую форму «государственная корпорация», существующую в Российской Федерации в соответствии с федеральным законом «О некоммерческих организациях». Именно так понимаемые «государственные корпорации» стали предметом активного обсуждения в России в последнее время. Предприятия и организации, находящиеся в государственной собственности в той или иной организационно-правовой форме (акционерные общества, государственные унитарные предприятия, бюджетные учреждения, автономные учреждения) не являются предметом доклада.

2. Государственная корпорация как организационно-правовая форма.

Государственная корпорация – это одна из организационно-правовых форм некоммерческой организации. Она появилась в результате поправки в федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – закон об НКО), введенной в 1999 году федеральным законом от 08.07.1999 №40-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций». Данная организационно-правовая форма была решением ad hoc, принятым с целью придания особого статуса создававшемуся в то время Агентству по реструктуризации кредитных организаций. По-видимому, разработчиков закона «О реструктуризации кредитных организаций», как и законодателей, не устроили имевшиеся на тот момент организационно-правовые формы, предусмотренные ГК РФ и законом об НКО, однако чем именно не устроили ‑ неясно, т.к. никакого обсуждения данной нормы в ходе прохождения закона через Федеральное Собрание фактически не состоялось.

Следующим этапом в истории данной организационно-правовой формы стало создание Агентства по страхованию вкладов (АСВ) в 2003 году. И АРКО, и АСВ являлись соответственно кредитной и страховой организациями, поэтому подпадали под весьма жесткое регулирование, применяемое в этих сферах деятельности.

Наблюдаемый ныне всплеск активности по созданию государственных корпораций представляет собой эксплуатацию этой нормы, принятой ad hoc, в совершенно новых сферах и условиях, а также в совершенно иных целях.

В соответствии с п.1 ст.50 ГК РФ некоммерческие организации – это юридические лица, не имеющие в качестве основной цели извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками; согласно п.3. той же статьи «некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям». ГК РФ перечисляет некоторые виды некоммерческих организаций, но никак не упоминает государственные корпорации (как и ряд других организационно-правовых форм, введенных после выхода первой главы ГК).

Закон об НКО определяет государственные корпорации следующим образом:

Статья 7.1. Государственная корпорация

1. Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.

Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.

В случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, за счет части ее имущества может быть сформирован уставный капитал. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества государственной корпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов.

2. Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.

Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации.

3. Особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В законе, предусматривающем создание государственной корпорации, должны определяться наименование государственной корпорации, цели ее деятельности, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения), порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации и порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.

4. Положения настоящего Федерального закона применяются к государственным корпорациям, если иное не предусмотрено настоящей статьей или законом, предусматривающим создание государственной корпорации.

На основании этой статьи можно выделить следующие принципиально важные особенности правового статуса государственной корпорации.

1) Ввиду расплывчатости формулировки п.1 не существует никаких принципиальных юридических ограничений на цели и функции государственных корпораций, кроме ограничений, подразумеваемых Конституцией РФ и федеральными конституционными законами. Например, государственная корпорация не может выполнять функции исполнительной власти как таковой (это противоречило бы ст.110 Конституции РФ), но может принимать на себя всевозможные частные функции в сфере регулирования надзора и контроля.

2) Имущество и денежные средства, переданные государственной корпорации ее учредителем – государством – перестают быть объектом государственной собственности. То есть, государство не имеет ни вещного права на имущество государственной корпорации (в отличие от унитарного предприятия и автономного учреждения), ни обязательственных прав в отношении самой государственной корпорации (в отличие от акционерного общества с государственным участием или некоммерческого партнерства).

3) Отсутствуют общие механизмы организации, правового регулирования государственных корпораций и влияния учредителя на деятельность государственной корпорации. В отношении каждой их них эти вопросы регулируются отдельным законом. Иными словами, нормативное регулирование государственных корпораций неизбежно подменяется индивидуально-правовым, и тем самым государственные корпорации фактически выводятся за пределы регулярного правового поля.

4) Минимальные требования в отношении контроля учредителя за выполнением государственной корпорацией возложенных на нее функций установлены на предельно низком уровне – требование ежегодной публикации отчетов об использовании своего имущества «в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации» (ст.7, п. 2). В частности, закон о создании конкретной государственной корпорации может свести такой контроль практически к нулю.

Неопределенность, свойственная законодательным нормам о государственных корпорациях, вызывает серьезную критику со стороны профессиональных юристов. Например, в учебнике по гражданскому праву, подготовленном кафедрой гражданского права юридического факультета СПбГУ, говорится:

Появление государственных корпораций – в ряду некоммерческих организаций – опасный симптом размывания всей системы некоммерческих юридических лиц. Законодатель начинает утрачивать всякие ориентиры, последовательно отказываясь от каких-либо классификационных критериев системы юридических лиц. Статья 7.1 [закона об НКО] отличается таким лаконичными и в то же время каучуковыми формулировками, что ее толкование практически лишено смысла1.

Вопрос о контроле за деятельностью государственных корпораций со стороны учредителя является ключевым при анализе их реального правового статуса и стимулов, влияющих на их экономическое поведение. Поскольку для каждой их государственных корпораций эти вопросы регулируются отдельным законом, ниже представлен эмпирический анализ шести подобных законов с точки зрения (а) возможности контроля со стороны учредителя за достижением уставных целей государственной корпорации и (б) полномочий учредителя по определению руководящего состава государственных корпораций.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *