В рф действуют следующие виды конституций – —

Виды конституций в РФ и их особенности

Определим виды конституций РФ и выявим особенности каждого из видов.

В теоретическом и практическом пространстве выделяют два вида Конституций: Конституция РФ и Конституции республик в составе РФ.

Согласно статье 5 Основного закона России, республика имеет свою конституцию и законодательство, а другие субъекты имеют свой устав и законодательство.

Конституция и устав по своему назначению и содержанию имеют равнозначное наполнение. Уставы ряда областей и иных субъектов, как и конституции республик, характеризуются (в скобках) как основные законы.

Их принятие относится к исключительному предмету ведения самого субъекта, однако их положения должны соответствовать Конституции РФ, основам конституционного строя и федеральным законам.

По этой причине в конституции и уставы субъектов перенесены главные принципы основ конституционного строя, правового статуса личности, федеративного устройства, которые отражены в федеральном Основном законе.

В одних видах конституциях и уставах подобное воспроизведение положений

федеральной Конституции дается более широко, а в других видах менее полно. Однако даже если какое-либо положение Основного закона РФ отсутствует в них, это не означает, что оно не применяется. В силу верховенства и прямого действия Основного Закона РФ его соблюдение обязательно для субъекта.

Более высокий уровень учредительной власти субъектов при принятии своих конституций и уставов характерен для правовых положений, которые отражают вопросы исключительного ведения субъекта РФ.

В этих пределах субъект сам разрабатывает свою конституцию либо устав: структуру, содержание, виды и систему органов власти, их наименования, полномочия, административно-территориальное устройство и решает иные вопросы, которые входят в сферу его исключительной компетенции. Также он устанавливает характер и полноту правового отражения принципов федерального Основного закона.

Конституция (устав) субъекта РФ обладает высшей юридической силой по отношению ко всем остальным видам нормативно-правовых актов. Последние не могут противоречить Основному Закону субъекта.

В ряде республик и областей имеются соответственно

конституционные и уставные суды. Они рассматривают дела о соответствии нормативных правовых актов субъектов РФ их конституциям и уставам.

По структуре они имеют как схожие черты, так и различия. Как правило, в них присутствуют небольшие преамбулы, которые имеют различное содержание. Большая их часть делится на разделы, разделы включают главы, а главы состоят из статей.

Принятие конституций и уставов субъектов, их пересмотр, изменение, внесение поправок происходит согласно особому порядку.

Принятие Основного Закона субъекта является предметом ведения законодательного органа субъекта. Подобное решением принимается квалифицированным большинством. Согласно конституции большинства республик они приняты народом данных образований.

В ряде уставов указано, что они принимаются представительным органом, который действуют от имени граждан России, проживающих в данном субъекте.

В конституциях и уставах установлен круг субъектов, которые могут вносить предложения об их пересмотре, поправках и изменениях. В республиках это Президент, депутаты законодательного (представительного) органа, Правительство, Конституционный суд и иные виды органов.

Для Основных Законов субъектов РФ характерны нормы о недопустимости внесения изменений, пересмотра определенных глав или статей представительным органом.

В конституциях этот подход затрагивает главы об основах конституционного строя республики, правах и свободах граждан, порядке пересмотра и изменения Основного Закона. Предложения об изменении норм данных разделов или глав производятся в усложненном порядке.

В уставах субъектов также присутствуют нормы об особом порядке изменения тех или иных глав и положений.

Конституции и уставы должны непременно соответствовать положениям Основного закона РФ. Обеспечение подобного соответствия является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Норма о верховенстве Основного Закона России приведена в конституциях и уставах субъектов РФ.

Уровень их соответствия федеральной Конституции обусловливается объективными факторами. Он устанавливается в размере, который необходим для создания условий для функционирования РФ как целостного и единого государства, обеспечения прямого действия Конституции РФ и федерального законодательства на всей территории.

За указанными границами субъектам РФ предоставляется самостоятельность в определении содержания своих конституционных и уставных норм.

Своеобразными гарантиями соответствия конституций и уставов субъектов РФ Основному Закону России являются:

верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории России;

высшая юридическая сила, прямое действие и применение федеральной Конституции;

– формирование субъектами Федерации системы органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти;

взаимное согласие РФ и её субъекта на изменение статуса последнего в соответствии с федеральным конституционным законом;

– возможность проверки соответствия конституций и уставов субъектов РФ при помощи конституционного судопроизводства, которое обеспечивает Конституционный Суд РФ. Положения Основного Закона субъекта, которые признаны судом как не соответствующие Конституции РФ, утрачивают силу.

В последние годы проведена работа по приведению в соответствие с федеральной Конституцией всех противоречащих ей норм конституций и уставов субъектов, а также по обеспечению механизма реализации соответствующих постановлений Конституционного Суда РФ.

lecu.ru

I. Конституция РФ.

1. Понятие Конституции.

Конституция - это нормативный правой акт высшей юридической силы каждого государства, который закрепляет основные положения и принципы организации и функционирования государства.

2. Виды конституций.

Виды конституций:

В соответствие с формой: писаные, неписанные и смешанные.

В соответствие с порядком принятия: дарованные, договорные, народные.

В соответствие со способом принятий: принятые законом, договором, на референдуме, ратифицированные.

В соответствие со способом изменения: жесткие, гибкие и комбинированные.

3.Понятие Конституции РФ.

Конституция РФ - это основной закон РФ, обладающий высшей юридической силой, принятый в особом порядке и закрепляющий основы конституционного строя, основы правового статуса личности, основные принципы организации и деятельности механизма российского государства.

4. Юридические свойства Конституции РФ.

Юридические свойства Конституции РФ - это совокупность признаков, отличающих Конституцию РФ от иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ.

Юридические свойства Конституции РФ:

- Обладание высшей юридической силой.

- Особый порядок принятия.

- Закрепленность основополагающих для государства норм права.

- Обладание повышенным механизмом охраны.

- Особое юридическое содержание норм права.

5. Функции Конституции РФ.

Функции Конституции РФ - это направления деятельности Конституции РФ, их проявление и значение для общественно-правовой действительности РФ.

Виды  функций Конституции РФ:

- Учредительная функция, как гарант утвержденного в обществе общественно порядка.

- Духовно-мировоззренческая.

- Идеологическая.

- Организаторская функция закрепляется конкретные общественные императивы принятые в общества.

- Информационная.

- Воспитательная.

- Политическая функция закрепляет основные направления внешней и внутренней политики, утверждает «вектор» политического развития общества.

- другие функции.

6. Форма Конституции РФ.

Форма Конституции РФ - это объективное выражение Конституции РФ в общественно-правовой действительности.

Виды форм Конституции РФ:

- Юридическая (писанный нормативный правовой акт высшей юридической силы, принятый в особом порядке и действующий на территории Российской Федерации).

- Внутренняя (преамбула, 2 раздела, 9 глав, 137 статей).

- Внешняя (особое название, деловой стиль изложения).

7. Понятие механизма защиты Конституции РФ.

Механизмы защиты Конституции РФ - это совокупность правовых средств, с помощью которых нормы права, закрепленные в Конституции РФ, обеспечиваются механизмом должного исполнения.

8. Элементы механизма защиты Конституции РФ.

Элементы механизма защиты Конституции РФ:

- Субъекты механизма защиты (Президент РФ, Федеральное собрание, Конституционный суд РФ).

- Объекты механизма защиты (Конституционно-правовые нормы, ФКЗ, ФЗ, иные нормативные правовые акты, отнесенные к отрасли конституционного права).

- Содержание механизма защиты, т.е. действия в материальной или формальной форме по защите ее правовых норм.

9. Формы защиты Конституции РФ.

Виды форм защиты Конституции РФ:

- Гарантия защиты Конституции РФ со стороны Президента РФ (часть 2 статьи 80 Конституции РФ).

- Прямой конституционный надзор (часть 2 статьи 85 Конституции РФ).

- Косвенный конституционный надзор (часть 4 статьи 125 Конституции РФ).

- Конституционный контроль (часть 2 статьи 125 Конституции РФ).

- Особый порядок пересмотра и внесения поправок (статья 134,135,136,137 Конституции РФ).

- Толкование конституционно-правовых норм (часть 5 статьи 125 Конституции РФ).

10. Понятие реализации Конституции РФ.

Реализация Конституции РФ - это деятельность по осуществлению конституционно-правовых  норм и обеспечению действия конституционно-правовых институтов.

11. Элементы реализации Конституции РФ.

Элементы реализации Конституции РФ:

- Субъекты реализации (Граждане, субъекты РФ, административно-территориальные образования, органы государственной власти РФ, элементы политической системы общества, лица находящиеся на территории РФ).

- Объект реализации (Гражданское общество, государственные органы РФ, граждане, общественные объединения, общественные институты).

- Содержание реализации, т.е. деятельность по осуществлению конституционно-правовых норм и обеспечению действия конституционно-правовых институтов.

12. Формы и способы реализации Конституции РФ.

Формы реализации Конституции РФ - это способы действия субъектов реализации права, в рамках установленных конституционно-правовыми нормами.

Виды форм реализации Конституции РФ:

- Соблюдение.

- Исполнение.

- Использование.

- Применение.

 

Способы реализации Конституции РФ - это специфические методы деятельности по осуществлению конституционно-правовых норм и обеспечению действия конституционно-правовых институтов.

Виды способов реализации Конституции РФ:

Организационные:

- Организация деятельности субъектов реализации.

- Контроль  над деятельностью субъектов реализации.

-Координация деятельности субъектов реализации

Юридические:

- Обязывание.

- Дозволение.

- Запрещение.

 

13. Порядок внесение поправок и пересмотр Конституции РФ.

В соответствие со статьей 134 выделяются следующие субъекты обладающие правом вносить предложения  о поправках и пересмотре положений Конституции РФ:

- Президент Российской Федерации.

- Совет Федерации Федерального Собрания.

- Государственная дума РФ.

- Правительство РФ.

- Законодательные органы субъектов РФ.

- Группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации Федерального Собрания.

- Группа численностью не менее 1/5 депутатов Государственной думы РФ.

 

 

В соответствие со статьей 135 Конституции РФ изменения глав 1,2 и 9 Конституции РФ не допускается. В случае попытки пересмотра пересматривается вся Конституция. Если предложение по пересмотру глав 1,2 и 9 Конституции РФ поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы РФ, то созывается Конституционное собрание. Конституционное собрание может либо подтвердить неизменность Конституции РФ, либо разработать проект новой Конституции. Проект новой Конституции может быть принят либо 2/3 голосов от общего числа членов Конституционного собрания, либо 1/2 избирателей, при явке  1/2  от общего числа возможных избирателей на всенародном референдуме.

 

В соответствие со статьей 136 Конституции РФ изменение глав с 3-8 Конституции РФ принимаются не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной думы РФ. Далее изменения должны быть одобрены 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и в течение 14 дней изменения подлежат подписанию и обнародованию Президентов РФ.  Однако изменения вступают в силу только тогда, когда будут одобрены 2/3  законодательных органов субъектов РФ.

7. Конституционное развитие российского государства:

- Конституционализм в дореволюционной России.

Зарождение реального конституционного строя в российском государстве относится к началу XX века. Именно тогда был принят важнейший документ, давший предпосылки  переходу Российской Империи к такой форме правления, как конституционная монархия. Документом этим стал изданный 17 октября 1905 императором Российской Империи Николаем II манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».  Также были изданы Манифест «Об учреждении Государственной Думы», Закон «Об учреждении Государственной Демы»

Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» провозгласил некоторые гражданские свободы, такие как:

- Неприкосновенность личности.

- Свобода совести.

- Свобода собраний.

- Свобода слова.

- Свобода союзов и объединений.

В соответствие с принятым законодательством в качестве высшего законодательного органа учреждался парламент, который состоял из двух палат:

- Государственного Совета

- Государственной Думы

 

- Конституция РСФСР 1918 года.

Первая конституция советской России была принята 10 июля 1918 года V Всероссийским Съездом Советов. В соответствие со статьей 10 она провозглашала «принадлежность всей власти рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах».

Важнейшие принципы государственного устройства советской России в соответствие с Конституцией РСФСР 1918 года:

- Провозглашение РСФСР республикой советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. (Часть 1 статьи 1 Конституции РФСФР 1918 года).

- Установление светского характера власти (статья 13 Конституции РСФСР 1918).

- Декларирование социалистической направленности государства (статья 10 Конституции РСФСР 1918 года).

- Закрепление диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства (статья 9 Конституции РСФСР 1918 года).

- Установление системы советов на всех уровнях (Раздел 3 Конституции РСФСР 1918 года).

- Провозглашение советской России федеративным государством (часть 2 статьи 1 Конституции РСФСР 1918 года).

- Ограничение прав некоторых категорий граждан («эксплуататорских классов»). (статья 7 Конституции РСФСР 1918 года).

- Провозглашение широких гражданских прав и свобод граждан (14, 15 и другие статьи Конституции РСФСР 1918 года).

 

Структура Конституции РСФСР 1918 года:

I раздел - Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

II раздел - Общие положения Конституции РСФСР.

III раздел - Конструкция Советской власти.

IV раздел - Избирательное право.

V раздел - Бюджетное право.

VI раздел - О гербе и флаге РСФСР.

 

Структура высших органов власти Советской России по Конституции РСФСР 1918 года:

Всероссийской съезд Советов - высший орган власти в РСФСР.

Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов  (ВЦИК Советов) - является  высшим законодательным, распорядительным и контролирующим   органом власти в период между Всероссийскими съездами Советов.

Совет Народных Комиссаров - являлся высшим органом управления общей компетенции.

Советы депутатов различного уровня были высшими органами власти не местах.

- Конституция СССР 1922 года.

Первая Конституция СССР была принята 31 января 1924 года II Всесоюзным Съездом Советов. Основной и важнейшей предпосылкой принятия Конституции СССР 1922 года было образование 30 декабря 1922 года Союза Советских Социалистических Республик. Главной целью принятия Конституции СССР 1922 года было отразить изменения произошедшие после образования нового государства - СССР.

Важнейшие принципы государственного устройства СССР в соответствие с Конституцией СССР 1924 года:

- Конституция закрепила образование СССР и незыблемость основ Советской власти.

- Разграничила предметы введенья между СССР и союзными республиками (Глава 1 и 2 Конституции СССР 1924 года).

- Установила новый порядок организации верховной власти и власти на местах (Глава 3, 4, 5  и другие Конституции СССР 1924 года).

Структура Конституции СССР 1924 года:

I раздел - Декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик.

II раздел - Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик.

Глава 1 -  О   предметах  ведения   верховных  органов  власти   Союза

Советских Социалистических Республик

Глава 2 -  О  суверенных правах   союзных   республик   и   о  союзном

гражданстве

Глава 3 -  О съезде Советов Союза Советских Социалистических Республик

Глава 4 -  О Центральном  Исполнительном   Комитете   Союза  Советских

Социалистических Республик

Глава 5 -  О Президиуме  Центрального Исполнительного  Комитета  Союза

Советских Социалистических Республик

Глава 6 -  О   Совете    Народных   Комиссаров     Союза     Советских

Социалистических Республик

Глава 7 -  О Верховном Суде Союза Советских Социалистических Республик

Глава 8 -  О народных  комиссариатах  Союза Советских Социалистических

Республик

Глава 9 -  Об Объединенном Государственном Политическом Управлении

Глава 10 - О союзных республиках

Глава 11 - О гербе, флаге  и  столице Союза Советских Социалистических

Республик

 

Структура высших органов власти по Конституции СССР 1924 года:

Съезд Советов СССР - высший орган власти в СССР.

Центральный исполнительный комитет СССР (в составе Союзного Совета и Совета Национальностей) - являлся высшим органов власти в СССР в период между Съездами Советов.  При ЦИК СССР образовывался Верховный Суд СССР и Прокурор Верховного Суда СССР.

Президиум ЦИК СССР - являлся высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти в период между сессиями ЦИК СССР.

Совет Народных Комисаров СССР - являлся исполнительным и распорядительным органов ЦИК СССР.

Советы депутатов различного уровня - высшие органы власти на местах.

 

- Конституция РСФСР 1925 года.

Конституция РСФСР 1925 года известна в двух редакциях, от 11 мая 1925 года и 18 ноября 1926 года, это связанно с тем, что Постановлением ЦИК СССР от 18 ноября 1926 года изменялись некоторые статьи Конституции РСФСР от 11 мая 1925 года. Принятие Конституцией 1925 года была связанно с необходимость закрепления правового статуса РСФСР как субъекта СССР.

Структура Конституции РСФСР 1925 года:

I раздел - Общие положения Конституции РСФСР.

II раздел - Предметы ведения Всероссийского Съезда Советов и ВЦИК.

III раздел - Устройство советской власти.

IV раздел - О выборах в Советы.

V раздел - О бюджетном праве.

VI раздел - О гербе, флаге и столице РСФСР.

 

- Конституция СССР 1936 года.

«Сталинская» Конституция была принята VIII Чрезвычайным Всесоюзным Съездом Советов  5 декабря 1936 года. Важнейшей причиной принятия Конституции СССР 1936 стало становление и укрепление социалистического строя в СССР, а также, победа И.Ф. Сталина во внутрипартийной борьбе.

Важнейшие принципы государственного устройства и изменения, которые закрепила Конституция СССР 1936 года:

- Закрепление СССР как социалистического государства рабочих и крестьян (статья 1 Конституции СССР 1936 года).

- Закрепление плановой экономики  как основной системы хозяйства (статья 4 Конституции СССР 1936 года).

- Увеличилось число союзных республик до 11 (статья 13 Конституции СССР 1936 года).

- Провозглашение верховным органом власти Верховного  Совета СССР (статья 30 Конституции СССР 1936 года).

- Увеличение количества провозглашенных прав граждан (Глава X Конституции СССР 1936 года).

- Установление всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании (статья 134 Конституции СССР 1936 года).

- Фактическое закрепление однопартийной политической системы.

 

Структура Конституции СССР 1936 года:

Глава 1 -   общественное устройство

Глава 2 -  государственное устройство

Глава 3 -  высшие органы  государственной власти  союза советских

социалистических республик

Глава 4 -  высшие органы государственной власти союзных республик

Глава 5 - органы  государственного  управления  союза  советских

социалистических республик

Глава 6 - органы государственного управления союзных республик

Глава 7 - высшие  органы   государственной   власти   автономных

советских социалистических республик

Глава 8 - местные органы государственной власти

Глава 9 - суд и прокуратура

Глава 10 - основные права и обязанности граждан

Глава 11 - избирательная система

Глава 12 - герб, флаг, столица

Глава 13 - порядок изменения конституции

 

Структура высших органов власти по Конституции СССР 1936 года:

- Высший орган власти СССР - Верховный Совет, в составе Совета Союза и Совета Национальностей  (полномочия указанны в статье 14 Конституции СССР 1936 года).

- Президиум Верховного Совета СССР (полномочия указанны в статье 49 Конституции СССР 1936 года).

- Совет Министров СССР.

- Конституция РСФСР 1937 года.

Конституция РСФСР 1937 года была принята XVII Всероссийским Съездом Советов 21 января 1937 года. Принятие было обусловлено изменениями конституционного законодательства, вследствие принятия Конституции СССР 1936 года.  Конституция РСФСР 1937 года состояла из 14 глав и 151 статьи.

 

Структура Конституции РСФСР 1937 года:

Глава 1 - Общественное устройство.

Глава 2 - Государственное устройство.

Глава 3 - Высшие органы государственной власти Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

Глава 4 - Органы государственного управления Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

Глава 5 - Высшие органы государственной власти Автономных Советских Социалистических Республик.

Глава 6 - Органы государственного управления Автономных Советских Социалистических Республик.

Глава 7 - Органы государственной власти автономных областей.

Глава 8 - Местные органы государственной власти.

Глава 9 - Бюджет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

Глава 10 - Суд и прокуратура.

Глава 11 - Основные права и обязанности граждан.

Глава 12 - Избирательная система.

Глава 13 - Герб, флаг, столица.

Глава 14 - Порядок изменения Конституции.

 

- Конституция СССР 1977 года.

Конституция СССР 1977 года была принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 года. Важнейшей причиной принятия Конституции стала победа «развитого социализма». Конституция закрепляла однопартийную политическую систему, получило историческое наименование - «Конституция развитого социализма». Конституция СССР 1977 года действовала до декабря 1993.  Конституция СССР 1977 года состояла из 21 главы и 174 статей.

 

Конституции СССР 1977 года присущи следующие особенности:

- Отход от принципа диктатуры пролетариата и провозглашение СССР общенародным государством (статья 1 Конституции СССР 1977 года).

- Закрепление принципа демократического централизма (статья 3 Конституции СССР 1977 года).

- Закрепление однопартийной политической системы (статья 6 Конституции СССР 1977 года).

Структура Конституции СССР 1977 года:

ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ И ПОЛИТИКИ СССР

Глава 1 - Политическая система

Глава 2 - Экономическая система

Глава 3 - Социальное развитие и культура

Глава 4 - Внешняя политика

Глава 5 - Защита социалистического Отечества

Глава 6 - Гражданство СССР. Равноправие граждан

Глава 7 - Основные права, свободы и обязанности граждан СССР

Глава 8 - СССР - союзное государство

Глава 9 - Союзная Советская Социалистическая Республика

Глава 10 - Автономная Советская Социалистическая Республика

Глава 11 - Автономная область и автономный округ

Глава 12 - Система и принципы деятельности Советов народных депутатов

Глава 13 - Избирательная система

Глава 14 - Народный депутат

Глава 15 - Верховный Совет СССР

Глава 16 - Совет Министров СССР

Глава 17 - Высшие органы  государственной власти и управления союзной

республики

Глава 18 - Высшие  органы   государственной   власти   и   управления

автономной республики

Глава 19 - Местные органы государственной власти и управления

ПРАВОСУДИЕ, АРБИТРАЖ И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

Глава 20 - Суд и арбитраж

Глава 21 - Прокуратура

ГЕРБ, ФЛАГ, ГИМН И СТОЛИЦА СССР

ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ СССР И ПОРЯДОК ЕЕ ИЗМЕНЕНИЯ

- Конституция РСФСР 1978 года.

Конституция РСФСР 1978 года была принята Верховным Советом СССР 12 апреля 1978 года. Конституция была принята в связи с принятием Конституции СССР 1977 года. Конституция РСФСР 1978 года содержала 11 разделов, 22 главы и 185 статей.

 

Структура Конституции РСФСР 1978 года:

I. Основы общественного строя и политики РСФСР

Глава 1. Политическая система

Глава 2. Экономическая система

Глава 3. Социальное развитие и культура

Глава 4. Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества

II. Государство и личность

Глава 5. Гражданство РСФСР. Равноправие граждан

Глава 6. Основные права, свободы и обязанности граждан РСФСР

III. Национально-государственное и административно-территориальное устройство РСФСР

Глава 7. РСФСР - союзная республика в составе СССР

Глава 8. Автономная Советская Социалистическая Республика

Глава 9. Автономная область и автономный округ

IV. Советы Народных Депутатов РСФСР и порядок их избрания

Глава 10. Система и принципы деятельности Советов народных депутатов

Глава 11. Избирательная система

Глава 12. Народный депутат

V. Высшие органы государственной власти и управления РСФСР

Глава 13. Верховный Совет РСФСР

Глава 14. Совет Министров РСФСР

VI. Высшие органы государственной власти и управления автономной республики

Глава 15. Верховный Совет автономной республики

Глава 16. Совет Министров автономной республики

VII. Местные органы государственной власти и управления в РСФСР

Глава 17. Местные Советы народных депутатов

Глава 18. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов

VIII. Государственный план экономического и социального развития РСФСР. Государственный бюджет РСФСР

Глава 19. Государственный план экономического и социального развития РСФСР

Глава 20. Государственный бюджет РСФСР

IX. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор

Глава 21. Суд и арбитраж

Глава 22. Прокуратура

X. Герб, флаг, гимн и столица РСФСР

XI. Действие конституции РСФСР и порядок ее изменения

 

 

- Конституция Российской Федерации 1993 года.

Конституция РФ была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 и вступила в силу 25 декабря 1993 года.

 

Структура  Конституции РФ 1993 года:

Преамбула

Раздел первый

Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64)

Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79)

Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93)

Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109)

Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110-117)

Глава 7. Судебная власть (статьи 118-129)

Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130-133)

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр конституции (статьи 134-137)

Раздел второй. Заключительные и переходные положения

 




Предыдущие статьи:


allstatepravo.ru

6. Виды конституций

Многообразие конституций требует их классификации по каким-то существенным признакам.

Уже отмечалось, что различают писаные и неписаные конституции. По порядку принятия различаются октроированные конституции(дарованные сверху) — так принято называть те основные законы, которые были дарованы народу монархом (Лихтенштейн, Непал), и конституции, принятые тремя способами: Учредительным собранием, референдумом или парламентским путем. Первым способом были приняты Конституция США (1787 г.), Италии (1947 г.), Болгарии (1990 г.), вторым — Франции (1958 г.), России (1993 г.), а третьим — Испании (1978 г.).

По порядку изменения различают конституции гибкие и жесткие. Гибкие конституции изменяются и дополняются сравнительно легко, как и обычные законы. Жесткие конституции более стабильны, изменяются только с соблюдением определенных условий. Процедура принятия поправок к подобным конституциям сложна. В ряде конституций для принятия поправки необходимы следующие условия: наличие квалифицированного большинства в парламенте, обязанность ратификации субъектами федерации и т.д. Конечно, нормы Основного Закона могут быть изменены, но конституционные поправки должны быть выстраданы, а не являться результатом сиюминутной политической выгоды. В США, например, за более чем двухсотлетнюю историю Конституции введены только 27 поправок, хотя обсуждалось несколько тысяч. Поправки в США принимаются 2/3 членов обеих палат Конгресса и должны быть ратифицированы законодательными собраниями 3/4 штатов. Некоторые поправки десятилетиями и даже веками рассматривались законодательными собраниями штатов. Примером может служить процесс принятия XXVII поправки. В 1789 г. Конгресс по предложению Дж. Мэдисона принял поправку к Конституции “Никакой закон, в котором говорится об увеличении компенсации к жалованию сенаторов и членов палаты представителей за службу в Конгрессе, не вступит в силу до очередных выборов в палату представителей”, лишь 7 мая 1992 г. эта поправка была ратифицирована 38-м штатом (Мичиган) и вступила в силу.

7. Условия пересмотра и внесения поправок в Конституцию рф

Российская Конституция отличается стабильностью и относится к числу жестких конституций. Предложение о пересмотре ее положений и о поправках к Конституции имеют право вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ и группа не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы (ст. 134).

Федеральное Собрание, согласно Конституции, не вправе ставить вопрос о пересмотре гл. 1, 2, 9 Конституции РФ. В данных главах речь идет об основах конституционного строя, о правах и свободах человека и гражданина. Эти нормы особенно значимы и составляют сущность Конституции. Этим Конституция 1993 г. отличается от предыдущих конституций, действовавших в России, которые предоставляли Верховным Советам право принимать конституцию, изменять и дополнять любые ее главы и статьи. Положения глав 1, 2 и 9 не подлежат изменению. Необходимость их изменения влечет за собой принятие новой Конституции. Это является прерогативой Конституционного Собрания. Оно может быть созвано только тогда, когда предложение о пересмотре гл. 1, 2 и 9 будет поддержано 3/5 голосов от общего числа голосов членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

На этом функции Федерального Собрания в процессе пересмотра Конституции завершаются и начинаются иные процедуры. Порядок формирования Конституционного Собрания в Конституции не определен, а предусмотрено принятие о нем федерального конституционного закона. Аналоги таких органов учредительной власти, как Конституционное Собрание, имеются во многих странах (во Франции, Италии, Югославии, Португалии и т. д.). Компетенция Конституционного Собрания устанавливается в Конституции РФ только в главных чертах: Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции. Новая Конституция, согласно ч. 3 ст. 135, принимается либо Конституционным Собранием (2/3 голосов от общего числа его членов), либо референдумом (всенародным голосованием). В референдуме должно принять участие не менее половины зарегистрированных избирателей. Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании.

Вопросы о поправках к главам 3–8 Конституции РФ относятся к компетенции Федерального Собрания. Они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Федеральные законы о внесении поправок к гл. 3–8 Конституции принимаются в случае, если за них проголосовало не менее 3/4 общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 депутатов Государственной Думы. Федеральный Закон о внесении поправок к положениям гл. 3–8 Конституции подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию в течение 14 дней. Поправки вступают в силу после их одобрения не менее чем 2/3 субъектов РФ.

Требование об одобрении конституционных поправок в законодательных органах субъектов РФ в целом характерно для большей части федеративных государств. Так, например, в США конституционные поправки, принятые большинством в 2/3 голосов членов обеих палат Конгресса, подлежат ратификации законодательными собраниями или конвентами 3/4 штатов (ст. V Конституции США).

В ч. 1 ст. 137 Конституции РФ закреплен особый порядок изменения ст. 65. Данная статья регулирует вопросы состава РФ и вопросы принятия в состав РФ нового субъекта и образования в ее составе такого субъекта. Принятие в Российскую Федерацию, а также образование в ее составе нового субъекта РФ осуществляются в соответствии с требованиями федерального конституционного закона о порядке принятия в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ.

При изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ (например, при преобразовании края или области в республику либо автономного округа в область) Конституция не предусматривает необходимости принятия какого-либо специального Закона об общем порядке решения этих вопросов. В каждом отдельном случае должен приниматься особый федеральный конституционный закон, изменяющий статус субъекта РФ при условии взаимного согласия РФ и соответствующего субъекта РФ.

Особый порядок установлен на случай изменения наименования субъекта РФ (ч. 2 ст. 137). Инициатива в решении подобных вопросов принадлежит только субъектам РФ, причем федеральные органы не вправе отказать в принятии соответствующих поправок. Решение об изменении наименования субъекта РФ содержится в акте, принимаемом законодательным органом власти субъекта РФ, и закрепляется в конституции республики, уставе края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Измененное (новое) наименование субъекта РФ подлежит включению в ст. 65 (ч. 1) Конституции РФ.

За прошедшие годы, несмотря на достаточно жесткую критику Конституции, содержание ее оставалось неизменным. Содержание поправок, предлагаемых в последнее время, в основном касается ст. 83, 90, 100–105 Конституции.

Суть поправок к ст. 83 заключается в передаче права утверждать военную доктрину Российской Федерации от Президента в ведение Государственной Думы. Но несет ответственность за реализацию военной доктрины Президент как Верховный Главнокомандующий, поэтому логично, если утверждает и несет за нее ответственность Президент.

Предложения о поправках к ст. 83 и 103 Конституции направлены также на расширение полномочий Государственной Думы, наделение ее правом не только давать согласие на назначение Председателя Правительства, но и его заместителей, министров обороны, внутренних дел, иностранных дел, руководителей федеральных служб безопасности, внешней разведки и контрразведки. Принятие данных поправок придает Государственной Думе не свойственные ей полномочия и существенно ограничивает компетенцию Президента и премьер-министра. Все поправки, предлагаемые участниками законодательного процесса, были отвергнуты. Многие поправки носят характер уточнения действующих конституционных норм, устраняют отдельные противоречия в них и могут быть решены путем толкования отдельных положений Конституционным Судом и принятия федеральных законов, устраняющих многоправовые коллизии.

studfiles.net

7 Вопрос Понятие, юридические свойства, виды, формы конституций. Особенности Конституции рф

Конституция - единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, принимаемый народом или от имени народа, учреждающий основные принципы устройства общества и государства, правовой статус человека, принадлежность и механизм осуществления власти.

Черты:

1.Особый субъект правотворчества - конституция принимается народом или от имени народа. Конституции различных государств принимаются непосредственно народом на референдуме, учредительным органом (собранием) или парламентом от имени народа (конституционной практике известны также октроированные, "дарованные сверху" конституции).

2.Учредительный (основополагающий, первичный) характер конституционных положений. Конституция устанавливает основные принципы общественного и государственного устройства, правовой статус человека и гражданина, принадлежность власти и механизм её осуществления.

3.Всеохватывающий характер конституционной регламентации. Действие конституции распространяется на все сферы жизни общества, конституционные нормы затрагивают все общественные отношения.

4.Особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, особый порядок принятия, изменения и пересмотра, особая охрана.

Конституция РФ по своей сущности является Конституцией демократического правового государства, воплощением воли многонационального народа РФ, она направлена на учреждение основ общества и государства, утверждает общедемократические принципы, признаёт человека, его права и свободы.

Юридические свойства Конституции.

1.Верховенство Конституции означает, что государство, государственная власть в лице государственных органов, а также организации, объединения, граждане подчиняется Конституции. Согласно статье 4 Конституция имеет верховенство на всей территории РФ. Согласно статье 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

2.Высшая юридическая сила Конституции. Согласно статье 15 Конституции РФ Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Высшая юридическая сила Конституции означает, что все законы и иные нормативные правовые акты должны соответствовать Конституции, в противном случае действуют нормы Конституции.

3.Центральное место во всей правовой системе. Конституция является "ядром" правовой системы, основным законом государства. Она координирует законодательство и направляет правотворческий процесс, устанавливает порядок принятия законов, основные виды подзаконных актов.

4.Особая охрана Конституции. В охране Конституции задействована практически вся система органов государственной власти. Президент РФ является гарантом Конституции. Конституционный Суд РФ проверяет конституционность ряда нормативных правовых актов, причём акты, признанные неконституционными, утрачивают силу.

5.Особый порядок принятия, изменения и пересмотра Конституции. Особый, усложнённый порядок изменения и пересмотра Конституции характеризует её как "жёсткую" (в отличие от "гибких" конституций, изменяемых в том же порядке, что и другие законы), обеспечивает её стабильность.

Виды Конституции.

По форме государственного устройства: унитарные; федеративные;

По степени отражения реально складывающихся общественных отношений: юридические; фактические;

По месту в правовой системе государства (РФ, республик РФ).

Особенности Конституции РФ 1993г.

Конституция РФ – основной нормативный акт России, обладающий высшей юридической силой на всей территории РФ и прямым действием.

Исходя из определения Конституция РФ базируется на 2 основных принципах: 1) верховенства Основного Закона; 2) прямого действия конституционных норм.

Верховенство конституционных норм означает, что Конституция РФ 1993 г. действует на всей территории РФ. Этот принцип отражается и в федеративном устройстве РФ. Несмотря на то что субъекты РФ наделены правом принимать собственные конституции (уставы), все же действие этих нормативных актов ограничивается территорией субъектов, тогда как Конституция РФ распространяет свое действие на все субъекты одновременно.

Верховенство Конституции РФ означает ее высшую юридическую силу, т. е. все принимаемые на территории РФ нормативные акты (независимо от того, являются ли они федеральными или приняты только в отдельных субъектах РФ) должны соответствовать конституционным нормам. Поэтому Конституцию РФ можно назвать первоосновой всей правовой системы России.

Принцип прямого действия означает, что конституционно-правовые нормы действуют на территории РФ не опосредованно, а напрямую, непосредственно, т. е. соблюдение конституционных норм не должно ставиться в зависимость от каких-либо обстоятельств.

Действующая Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Она является писаной, постоянной конституцией второго поколения.

Структура Конституции РФ состоит из краткой преамбулы, двух разделов, причем первый из них разбит на 9 глав.

Содержание Конституции РФ включает в себя: 1) полное и последовательное закрепление общепризнанных основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с международными стандартами защиты прав человека; 2) характеристику институтов и механизмов обеспечения взаимодействия прав и свобод человека и гражданина со всеми остальными конституционными институтами в сфере политического, экономического устройства государства; 3) правила обеспечения реализации конституционных прав и свобод личности.

Многие из глав Конституции РФ посвящены структуре и компетенции органов государственной власти: Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ. Кроме того, Конституция закрепляет принципы и структуру судебной власти.

Конституция РФ закрепляет все основные демократические принципы: выборность высших государственных органов, право граждан на местное самоуправление и т. д.

Конституция РФ в своем содержании закрепляет еще один из главных принципов демократического государства – принцип разделения властей, в соответствии с которым в России одновременно действуют три ветви власти: 1) законодательная; 2) исполнительная; 3) судебная.

Благодаря этому принципу устанавливается система «сдержек и противовесов» в структуре власти, что обеспечивает нормальное функционирование и взаимодействие различных органов власти. Этот принцип обеспечивается также за счет разграничения нормотворческой деятельности Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства РФ, сферы совместной и раздельной компетенции РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления.

Принятие конституций обусловлено факторами социально-экономического и политического характера. Конституции прежде всего отражают, какие формы собственности и организации экономической деятельности существуют в данном обществе и какое отношение к ним имеют граждане. Конституции закрепляют основные правила жизни людей в обществе и государстве, их важнейшие права, свободы и обязанности. Они фиксируют возможную систему власти в данной стране, назначение государства, его функции и компетенцию, внутреннюю структуру, систему государственных органов, основы местного самоуправления населения.

При характеристике сущности конституций и причин их появления возможно доминирование двух подходов, которые можно назвать классово-политическим и рационалистическим (при очевидной условности этих терминов).

Принятие новой Конституции в 1993 году было необходимо, поскольку правовые нормы Конституции 1977 года уже перестали соответствовать новым реалиям. Впоследствии, во-первых, на основе Конституции 1993 г. принято много новых законов, в том числе конституционных, конкретизирующих и развивающих закрепленные в ней принципы и нормы. Во-вторых, создалась сложная и разветвленная система управления делами Российского государства, функционирование которой предопределяется действующей Конституцией. В-третьих, стал активно работать Конституционный Суд, которому отведена важная роль в конституционном процессе. В-четвертых, исходные идеи и принципы Конституции постепенно входят в общественное сознание в качестве одного из его важнейших компонентов.

Можно сказать, что теперь происходит в известном смысле саморазвития Конституции 1993 г., раскрытие заложенного в ней потенциалы. Складывается российский конституционализм как социальный феномен, отражающий суть современного этапа развития страны. Этот процесс идет не всегда и не во всем так, как того требуют идеалы конституционного строя. Жесткая реальность наших дней нередко расходится с социальными ожиданиями народа, но именно обращение к конституционному тексту во многих случаях помогает оценить ситуацию и найти выход из затруднений.

studfiles.net

Виды и функции конституции — Мегаобучалка

Виды Конституций

Конституции многочисленны и разнообразны. Это следствие исторического развития данного типа нормативных правовых документов. Чтобы иметь общее представление о том, какие конституции бывают, необходимо их классифицировать по какому-либо определенному признаку.

Например, по форме внешнего выражения конституции бывают: консолидированные (писаные) и неконсолидированные (неписаные).

В большинстве стран мира существуют единые писаные конституции, принимаемые в определенном порядке. В наше время сложилось общее представление о необходимости принимать конституции именно в такой форме.

Писаная конституция - это нормативный правовой акт, целостно регулирующий вопросы конституционного значения. Например, Конституция США является единым и единственным актом. Но это не обязательный критерий. Например, конституция Франции представляет собой несколько актов, содержательно дополняющих друг друга и формально провозглашенных составными частями единой конституции: Конституцию 1958 г., Декларацию 1789 г., преамбулу Конституции 1946 г.

Неписаная конституция - это совокупность обычных по форме законов, судебных актов, обычаев (например, конституции Великобритании, Новой Зеландии). Составляющие неписаную конституцию источники не дают каждый по отдельности цельную модель общественно-государственной жизни в своих странах. Они формально не соединены между собой в рамках единого акта или официального свода актов и не отграничивают себя от других правовых источников по признаку особой юридической силы.

Конституция Российской Федерации является консолидированной и представляет собой единый нормативный правовой акт, состоящий их глав, статей, частей, пунктов и подпунктов, объединенных между собой.

Следующим критерием классификации конституций можно назвать порядок принятия.

Октроированные, то есть «дарованные монархом», вводятся в действие актом главы государства (высшего исполнительного органа власти), например Конституции Лихтенштейна и Непала. Такой же характер носили конституции данные своим колониям Великобританией в ходе деколонизации Африканского континента.



Народная конституция приниматься на референдуме или парламентом. Каждый из этих способов принятия в той или иной степени является легитимным, так как каждый из них, так или иначе, связан с тайным голосованием избирателей, а значит обеспечивает волеизъявление народа.

Конституция Российской Федерации является народной референдарной конституцией, так как была принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года.

По способу изменения конституционных положений конституции делятся на гибкие и жесткие.

Гибкая конституция - это основной закон, принимаемый и изменяемый в том же порядке, что и обычные законы государства. Таких в настоящее время осталось немного.

Жесткая конституция - это основной закон, принимаемый и изменяемый в более усложненном порядке, чем обычные законы соответствующей страны. Ужесточение изменения конституции диктуется в условиях конкретных государств разными причинами: стремлением политически и экономически преобладающих в обществе групп, заинтересованных в неизменности конституции, обеспечить ее устойчивость; необходимостью обеспечить устойчивое развитие общества, государства, законодательства без постоянных «встрясок» и др.

Жесткий порядок принятия изменений и поправок в конституцию способствует ее большей стабильности, хотя решающее значение здесь имеют политические условия.

Некоторые авторы выделяют также смешанный порядок внесения поправок и изменений в конституцию. В этом случае часть конституции неизменна, часть изменяется в упрощенном порядке, а часть в усложненном порядке. Если рассматривать Конституцию Российской Федерации в этом аспекте, то ее можно отнести к смешанному типу, так как пересмотр конституции в современных условиях невозможен из-за отсутствия Федерального конституционного закона о созыве конституционного собрания; внесение поправок в конституцию осуществляется в усложненном и строго регламентированном порядке, а внесение изменений в упрощенном порядке.

Следующим видом классификации конституций можно назвать деление по времени действия: постоянные и временные. Постоянные конституции не имеют срока действия, то есть срок действия непосредственно в тексте не указан. Временные конституции имеют в своем тексте прямое или косвенное указание на окончание срока действия. Как правило такие конституции принимаются в периоды революций, переворотов, переходных периодов в политической жизни государства.

Конституция Российской Федерации является постоянной, так как в своем тексте не имеет указания на срок действия.

Следующим видом классификации конституций можно назвать из деление по объему содержащихся предписаний. Они бывают двух видов: суммарные (достаточно небольшие по объему и содержащие только принципы регулирования отношений) и развернутые (достаточно подробно регулирующие общественные отношения в разных сферах).

Конституция Российской Федерации является суммарной (отсылочной).

Можно выделить еще один критерий классификации конституций: по соответствию действительности. Мнения авторов по этому классифицирующему признаку расходятся. Некоторые выделяют только 2 вида конституций по соответствию действительности: фактические (они же реальные) и формальные (они же фиктивные). Ряд авторов выделяют также юридические и фактические конституции.

Юридическая конституция - это писаная или неписаная, дарованная или народная, гибкая или жесткая конституции.

Фактическая конституция - действительный строй общественно-государственных отношений, в той или иной мере воспроизводящий его модель, закрепленную в юридической конституции.

С точки зрения действенности конституционных норм юридические конституции еще разделяют на реальные и фиктивные.

Реальная конституция - та, предписания которой воплощены в действительности, а юридическая и фактическая конституции совпадают.

Фиктивная конституция закрепляет принципы и институты либо отсутствующие в действительности, либо на практике отличающиеся от их конституционной модели. В жизни трудно найти конституцию, которая бы во всех своих положениях была реальной или фиктивной. Поэтому важно с точки зрения реальности или фиктивности оценивать отдельные конституционные нормы, институты.

С этих позиций Конституция Российской Федерации скорее фактической, нежели формальной.

Кроме этого за основу классификации можно принять элементы содержания конституций, такие как, например, форма территориального устройства. По этому признаку конституции делятся на два вида: унитарные и федеративные.

По этому признаку Конституция Российской Федерации является федеративной.

По политическому режиму конституции делятся на: демократические и недемократические (тоталитарные и авторитарные).

По форме правления конституции подразделяются на республиканские (президентские и парламентские) и монархические.

Кроме этого конституция охватывает сферы общественной жизни, такие как социально-экономическое устройство, культурную жизнь, отношения в сфере гражданского общества. Нормы конституции оказывают формирующее воздействие на различные стороны общественной жизни: политическую, экономическую, социальную и духовную.

В мировой практике выделяют фактические и юридические конституции. Фактические конституции представляют собой реально существующие в той или иной стране основы общественного или государственного строя, закрепленные в нормативно-правовых актах, а конституции юридические - нормативно-правовые акты высшей юридической силы, которые в свою очередь имеют 2 значения: материальное и формальное. В материальном значении, конституция - это система правовых актов, регулирующих основы общественного и государственного строя, правового положения личности и объединений граждан независимо от того, в каком правовом документе закреплены эти нормы. Они могут быть закреплены как в конституции, так и в других правовых актах, порядок принятия которых отличается от конституционного, однако является более усложненным по сравнению с правилами принятия других актов. В Российской Федерации такими актами являются федеральные конституционные законы, а во многих зарубежных странах акты такого рода наука конституционного права определяет как органические законы.

С точки зрения целеполагания различают конституции программного характера и констатирующие. Программными обычно являются все социалистические конституции, определяющие цели строительства социализма и коммунизма (например, в Китае). Констатирующие конституции не содержат программных положений о преобразовании общества (например, конституция США).

Функции конституции

 

С учетом сказанного выше можно охарактеризовать основные функции конституций. При этом следует учитывать, что функции конституции - различные проявления ее назначения. Они отражают роль основного закона в политике, жизни общества и граждан, осуществлении задач государства. Любой конституции - независимо от социальной системы - свойственны следующие функции: учредительная, организаторская, внешнеполитическая, идеологическая, юридическая.

 

Учредительная функция

 

Суть этой функции состоит в том, что конституция, появляясь в результате коренных изменений в жизни общества, становится политико-правовой основой его развития на следующем историческом этапе. Слово "учредительная" надо понимать в том смысле, что конституция либо закрепляет то, что уже существует как результат деяний людей, либо создает предпосылки для совсем новых общественных отношений, созревших в обществе, но не могущих возникать, пока не будет для них необходимой правовой базы, которая с принятием конституции и учреждается. Таким образом, учредительные начала конституций могут проявляться и по отношению к общественной (политической) системе в целом, и по отношению к конкретным государственно-правовым институтам и учреждениям.

Сказанное убедительно подтверждает опыт собственной истории. Каждая конституция знаменовала новый этап в социально-политическом развитии и выполняла учредительную функцию, естественно, с позиций тех, кто в то время осуществлял власть.

Так, учредительная функция Конституции РСФСР 1918 г., первых конституций других советских республик состояла в оформлении завоеваний социалистической революции и прежде всего перехода политической власти - по терминологии того времени - в руки рабочего класса и беднейшего крестьянства. В ст. 9 Конституции РСФСР было записано, что ее основная задача заключается "в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма...".

С учетом результатов в строительстве социализма, его экономических основ, в борьбе с противниками как системы в целом, так и того образа социализма, который создавался в стране, учреждения новых советских государств (образование и развитие СССР и союзных республик), их государственных органов далее появлялись соответствующие союзные и республиканские конституции, в целом исходившие из принадлежности власти (диктатуры) рабочему классу и трудящемуся крестьянству. Как будет показано далее, для этих конституций, в том числе Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г., характерно разительное несоответствие многих учреждаемых конституционно-правовых институтов и политической действительности. Конституции провозглашали власть трудящихся, демократические права и свободы граждан, хотя именно во время появления этих основных законов в стране творились массовое беззаконие и произвол.

И все-таки с формально-правовой стороны и эти Конституции выполняли учредительную функцию: например, фиксируя создание экономического фундамента нового строя в виде системы хозяйства, основанной на ставшей господствующей государственной собственности и примыкавшей к ней кооперативно-колхозной собственности, вводя всеобщее избирательное право, заменяя Съезды Советов непосредственно избираемыми народом Советами депутатов трудящихся, учреждая вместо Съезда Советов СССР и ЦИК СССР новый высший орган государственной власти Союза - Верховный Совет СССР, и т.д.

Учредительную функцию выполняла и Конституция СССР 1977 г., а также построенная в полном соответствии с нею Конституция РСФСР 1978 г. Напомним, что руководство стоявшей в то время у власти Коммунистической партии интенсивно стимулировало исследования по теории власти при социализме. Называть ее "диктатурой рабочих и крестьян" становилось бессмысленно, поскольку уже не было объекта, в отношении которого ранее считали диктатуру необходимой (т.е. врагов или противников строя), да и общество все более консолидировалось - трудящимися были все, особых различий между рабочими, крестьянами и интеллигенцией не было. В итоге родилась теория зрелого, или развитого, социализма. Не вдаваясь в обсуждение вопроса о том, насколько удачна была сама эта теория, - жизнь все расставила на места - отметим родившееся конструктивное воззрение на суть власти. Ее должны осуществлять все слои общества, т.е. рабочие, крестьяне и интеллигенция; государство, следовательно, становится общенародным, а общество образует целостный, не раздираемый внутренними противоречиями организм, единую политическую систему.

В итоге, Конституция СССР 1977 г. сыграла исключительно важную роль в постепенном движении нашей страны в сторону реального народовластия, демократии. Как учредительный документ она юридически закрепила природу Советского государства как общенародного, выражающего волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны, расширение социальной основы СССР как нерушимого союза всех указанных слоев общества, преобразование органов государственной власти в Советы народных депутатов, рост экономики и превращение ее в единый народнохозяйственный комплекс страны, объединение усилий всех государственных и общественных организаций в рамках политической системы советского общества, в котором руководящей силой является КПСС.

Безусловно, учредительный характер свойствен и Конституции РФ 1993 г., причем в целом и несмотря на то, что ряд включенных в нее конституционных институтов появился ранее, благодаря изменениям и дополнениям предшествующей Конституции РФ 1978 г., неоднократно реформировавшейся (см. об этом ниже). Говоря обобщенно, учредительная роль данного Основного Закона состоит в полном и окончательном оформлении отказа России от социалистического пути развития и ее перехода на рельсы: в политике - к общедемократическим институтам и политическому плюрализму, в экономике - к многообразию форм собственности, включая и частную (т.е. собственности отдельных граждан на средства производства, природные ресурсы, а не только на предметы потребления и обихода), свободной экономической деятельности (предпринимательству) и рыночному хозяйству. Кроме того, учредительная роль данной Конституции заключается и в том, что она закрепила новое соотношение властей на уровне Федерации (за счет резкого увеличения роли Президента РФ), разграничение полномочий между РФ и ее субъектами, а также назначение местного самоуправления в РФ.

 

megaobuchalka.ru

Виды конституций

В каждой стране, в силу объективных причин, конституция может отличаться от основных законов другого государства. Теория конституционализма выделяет виды конституций согласно форме их выражения, субъектов и порядков принятия, а также эффективности их тезисов.

Виды конституций, в зависимости от формы их выражения, бывают писаные и неписаные. Конституция писаная - НПА, который регулирует конституционные вопросы. Подобный вид конституции может состоять из нескольких актов, которые дополняют друг друга по содержанию, и которые провозглашены как составные части единой целой конституции. Например, Конституция Французской Республики состоит из Конституции 1958-го года, Декларации 1789-го года и преамбулы Конституции 1946-го года.

Неписаная конституция представляет собой собрание обычных законов, актов и обычаев. Яркими примером этому виду является Конституция Великобритании. Те источники, которые составляют неписаную конституцию, каждый по отдельности не могут дать целостную модель общественной и государственной жизни в своей стране. Формально они не соединены в целостный правовой акт или официальный свод актов. Они не отличаются от других правовых источников, так как не имеют особого преимущества по отношению к другим.

Виды конституций по принимающим их субъектам бывают дарованные (их также называют октроированные), а также народные конституции. Дарованную конституцию вводит в действие глава государства, на основе подписанного им же акта. Пример тому, Конституция государства Катар.

Также из ряда дарованных конституций можно выделить свод законов Российской империи 1906-го года. Эта Конституция была введена в действие согласно указу российского императора.

В отличие от предыдущего вида, народная конституция может быть принята путем народного референдума или парламентом страны. Бывают случаи, когда для принятия конституции создается высший орган власти под названием учредительное или конституционное собрание.

По порядку принятия конституции или же внесения в нее изменений и поправок, виды конституций бывают: гибкие и жесткие.

Под понятием гибкой конституции подразумевается основной закон государства, который принимается и изменяется так же, как и остальные обычные государственные законы.

Порядок принятия и внесения изменений в жесткую конституцию более сложен. В некоторых странах это бывает обусловлено тем, что заинтересованные в постоянстве конституции группы желают обеспечить устойчивость конституции в таком виде, в каком она есть. А в некоторых странах подобная жесткость объясняется необходимостью устойчивого развития общества без всевозможных потрясений и расколов в нем.

Таким образом, существуют определенное понятие и виды конституций. К видам конституций еще можно добавить юридические и фактические, а с точки зрения эффективности законов, которые нашли в них место, бывают также реальные и фиктивные конституции.

Реальной конституцию можно назвать в том случае, если все ее предписания имеют место быть на практике. А что касается фиктивной конституции, то ее особенности можно понять по ее названию.

Кстати, на сегодняшний день очень трудно найти хотя бы одно государство, конституция которого являлась бы полностью реальной или же полностью фиктивной. Поэтому для того, чтобы дать оценку конституции, будет гораздо эффективнее оценивать ее отдельные нормы и институты.

И в заключение рассмотрим виды Конституции РФ. Она, прежде всего, является народной, так как она была принята в результате проведенного в 1993 году референдума. А кроме этого она является, как и большинство конституций, писаной. Что касается внесения поправок, то это возможно, но за исключением нескольких ее глав, в которые вносить изменения запрещено. С этой точки зрения, основной закон Российского государства является комбинированным.

fb.ru

4. Виды конституций : Основы Российского конституционного права

Представления о конституциях могут быть существенно расширены, если произвести их классификацию в соответствии с наиболее существенными в теоретическом и практическом отношениях признаками. Выясняется, что все известные конституции могут быть сгруппированы по видам в зависимости от ряда классификационных оснований.

С общесоциальной точки зрения на передний план выдвигается такой критерий классификации конституции как соответствие ее действительности, глубина отражения ею социальных реалий. По этому признаку различают действительные и фиктивные конституции.

Мыслители и политические деятели, рассматривающие классовую борьбу в качестве источника социального развития, смены общественно-экономических формаций, разрушения одних и формирования других правовых систем, государственных образований все известные конституции делят на буржуазные и социалистические. Эта классификация, по которой буржуазные конституции характеризуются как эксплуататорские, антинародные, недемократические, а социалистические - как антиэксплуататорские, народные, демократические, требует, однако, критической оценки.

39

I

Достаточно большое многообразие видов конституций предлагает специально-юридическая теория.

По форме правления, закрепленной в конституциях, их можно разделить на монархические (Бельгия, Великобритания, Швеция, Япония) и республиканские (Италия, Китай, Россия, США, Франция, ФРГ) конституции.

По устанавливаемой форме государственно-территориального устройства конституции подразделяются на федеральные и унитарные. Думается, возможно вести речь и о конфедеративных конституциях. Таковы, на наш взгляд, статьи конфедерации, принятые Континентальным конгрессом 15 ноября 1777 г.

Как простые (унитарные), так и сложные (федеративные) государства состоят из определенных частей, т.е. являются как бы составными. В соответствии с этим, можно выделить общенациональные конституции (США, ФРГ, Российской Федерации, Испании и др.) и конституции отдельных частей составного государства (штатов, земель, республик в федеральных государствах, автономий в унитарных государствах).

По оформляемому политическому режиму конституции могут быть подразделены на демократические и недемократические. Последние в свою очередь могут быть подразделены на авторитарные и тоталитарные. Для демократических конституций характерно то, что они гарантируют определенный объем прав и свобод, предусматривают формирование органов власти выборным путем, допускают политический и идеологический плюрализм и т.д. В отличие от демократических конституций, недемократические (авторитарные и тоталитарные) конституции провозглашают такие принципы образования органов власти, которые ведут к господству одной партии, сращиванию партийного и государственного аппарата, развитию бюрократии, функционированию тотальной административно-командной системы; не обеспечивают реальными гарантиями права и свободы человека и гражданина, ограничиваясь формальным декларированием их или вовсе не декларируют; ограничивают или запрещают деятельность политических партий, объединений, являющихся оппозиционными по отношению к господствующей партии; запрещают идеологический плюрализм, что компенсируется широким использованием социальной демагогии. Социальная практика, однако, свидетельствует, что иногда демократические конституции служат прикрытием недемократических режимов. Вместе с тем порой демократический режим сохраняет на ка-) кое-то время действие недемократической конституции.

40

По форме все конституции принято делить на писаные и неписаные. Однако эта классификация требует, на наш взгляд, критического отношения, так как во многом условна. Так, Конституцию Великобритании принято считать неписаной. Между тем, хотя она и не состоит из одного правового акта, построенного по определенной схеме, однако включает в себя значительное число нормативно-правовых актов: Билль о правах (1689 г.), законы о выборах, принимавшиеся в XIX и XX веках, акты о парламенте (1911 и 1949 гг.) и др. По общему правилу, конституция США относится к числу писаных. Однако она дополняется рядом неписаных правил и конституционных обыкновений, появление которых не отражает представления и волю отцов-основателей конституции.

Существует также и такая классификация, по которой различаются конституции формальные и материальные. Вроде бы эта классификация не отличается от предшествующей. Но вот что обращает на себя внимание: формальная конституция, как правило, писаная, а материальная конституция обычно частью писаная (имеются в виду те законы, которые в совокупности дают писаную конституцию), частью неписаная (конституционные обычаи, судебные прецеденты и т.д.). В этой связи, на наш взгляд, следовало бы уточнить понятие конституции.

Создается впечатление, что добиться единого взгляда на понятие "конституция" сложно, так как, на наш взгляд, сущность конституции дуалистична. По признаку факта конституция - это реальное соотношение социальных сил общества; конструируют общественные отношения те, кто в данный исторический момент фактически господствуют в области политики и экономики, а по признаку права конституция - это всегда нормы права, обладающие высшей юридической силой; никакие другие нормы права не могут им противоречить.

Формальная конституция может быть кодифицированной и некодифицированной. Если кодифицированная конституция представляет собой единый нормативный правовой акт, то некодифицированная конституция - это, как правило, известная совокупность нормативно-правовых актов, в равной степени обладающих высшей юридической силой. В постсоветское время в Российской Федерации получила развитие практика заключения договоров о взаимном разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации в целом и органами государственной власти ее субъектов. Заключено 42 таких договоров. Кроме того, заключаются разнообразные соглашения публич-

41

но-правового характера. Существуют определенные основания указанные договоры и соглашения рассматривать в качестве элемента неписаной конституции в одном ряду с нормативно-правовыми актами конституционно-правового значения. Если принять эту точку зрения, то в этом списке некодифицированная конституция может быть представлена как совокупность определенных нормативно-правовых актов и публично-правовых договоров и соглашений.

По сравнению с некодифицированной, кодифицированная конституция имеет определенные преимущества. Во всяком случае, при применении кодифицированной конституции возникает меньше проблем, чем при применении некодифицированной конституции, особенно если последняя состоит из большого числа нормативно-правовых актов, договоров и соглашений, рассеянных по различным государственным инстанциям. Однако следует иметь в виду, что кодифицированная конституция - это тоже непростой нормативно-правовой акт; часто такая конституция имеет достаточно сложную структуру.

Для конституций характерно большое разнообразие по^спо&бу разработки их проекта и принятия текста. Однако в целом, как на наиболее характерные, можно указать на следующие виды конституций: октроированные, договорные, народные.

Октроирование означает осуществление всех процедур, связанных с введением конституции, односторонним актом монарха или президента. Примером октроированной конституции могут служить Хартия короля Людовика XVIII 1814 г., японская конституция 1937 г. Можно считать октроированной конституцией и Положение о башкирах 1863 г., дарованн^ башкирскому народу императором Александром II.

К октроированной конституции тяготеет харизматическая конституция (от греч. слова "харизма", что означает "божественный дар") - конституция, в разработке и принятии которой ведущую роль играет политический лидер, имеющий большое влияние, или диктатор той или иной страны, своей личностью окрашивающий политический режим.

Договорные конституции, т.е. конституции, в основе которых лежит договор, весьма редки, но встречаются. Обычно такие конституции являются свидетельством слабости сложившейся политической власти и возрастания силы политического влияния народа и его представительных органов. Так, по существу, договорной конституцией является конституционный акт Вюртенберга 1819 г., Цюрихско-Лондонское соглашение 1959 г. между Великобританией,

42

Турцией и представителями греческой и турецкой общин Кипра, по которому островному государству была предоставлена независимость.

Народными принято называть конституции, источником которых является избирательный корпус, который принимает конституцию в лице выборных органов (учредительного собрания, парламента и т.п.) либо на референдуме.

Часто конституции вырабатываются учредительным собранием (конституантой) - выборным органом, который имеет главной или единственной целью создание конституции. Учредительные собрания вырабатывали конституции в США в 1787 г., во Франции, Италии, Югославии в 1945-1947 гг., в Португалии в 1975-1976 гг., в Болгарии, Румынии в 1990-1991 гг. и во многих других государствах. Обычно учредительное собрание после выполнения этой своей задачи распускается, но известны случаи (Греция - 1975 г.), когда после принятия конституции учредительное собрание преобразовывалось в обычный парламент. В этой связи иногда учредительные собрания подразделяют на суверенные и несуверенные. Если суверенное учредительное собрание принимает конституцию окончательно, то несуверенное учредительное собрание вырабатывает лишь текст конституции, который затем утверждается иным способом. Так, конституции Индии и Италии разработаны и окончательно одобрены учредительными собраниями. Конституция США 1787 г. была разработана учредительным собранием, а затем ратифицирована конституционными конвентами штатов. Во Франции проект конституции (1958 г.) выработан конституционным комитетом, а затем одобрен путем референдума. Конституции Греции (1975 г.), Испании (1978 г.) были выработаны парламентом и вынесены на референдум.

Иногда, однако, конституция вырабатывается правительством, а затем передается на утверждение парламента или народа.

Референдумы, используемые при принятии конституции, по своему значению неодинаковы. Полноценен тот референдум, на котором утверждается конституция, гласно разработанная и принятая парламентом или учредительным собранием. Референдум же, на который выносится проект конституции, подготовленный правительством помимо парламента, а нередко и вопреки ему, по существу представляет собой плебисцит, где голосуется фактически доверие правительству или руководству партии в социалистических странах.

43

По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции принято дифференцировать на гибкие, жесткие и особо жесткие.

Гибкими принято именовать такие конституции, в которые изменения, дополнения, поправки могут вноситься путем принятия обычных парламентских законов. Таковы, например, конституция Монако 1911 г., конституция Ганы 1960 г. Жесткими считаются конституции, для изменения которых установлен более сложный порядок, чем для обычных парламентских законов. Известны различные способы обеспечения жесткости конституций. Чаще всего для внесения изменений, дополнений, поправок устанавливается требование квалифицированного большинства в палатах парламента. Иногда требуется повторное голосование парламента того же созыва, но через определенный срок. Особо жесткими оцениваются те конституции, которые могут быть изменены, дополнены лишь при получении положительного результата на референдуме, одобрении большинством субъектов федерации, либо при повторном принятии предложения об изменениях, дополнениях, поправках парламентом следующего созыва.

Существуют конституции, в которых различные их части изменяются по-разному. Например, для внесения поправок в большую часть положений конституции Мальты необходимо абсолютное большинство голосов всех членов палаты представителей; положения же о составе и порядке избрания парламента, о президенте республики могут быть изменены лишь единогласным решением всех членов палаты; некоторые положения изменяются решением 2/3 всех членов парламента с утверждением на референдуме.

Распространенным способом включения поправок в текст конституции является простая замена прежних положений вновь утвержденными, либо исключение прежних положений, либо добавление новых. Менее распространенным является способ, по которому новые положения прибавляются к действующему тексту конституции без формального исключения тех норм, которые перестали действовать.

В большинстве конституций не содержится оговорок в отношении их пересмотра, но в некоторых встречаются такие ограничения либо по существу, либо временного характера. В отдельных конституциях (конституция Бельгии 1831 г.) закрепляется, что полный пересмотр текста конституции невозможен.

На порядок внесения изменений, дополнений, поправок оказывает влияние и форма государственно-территориального устройст-

44

ва. В федеративных государствах этот порядок обычно более сложен, так как в нем в определенных формах участвуют субъекты федерации или органы, выражающие их интересы. Однако иногда с усложненным порядком можно встретиться и в унитарных государствах, где верхнему уровню местной власти предоставляются достаточно широкие права.

Процедуры изменения конституций разнообразны, общим является, пожалуй, следующее.

Субъекты, обладающие правом инициативы конституционного пересмотра, как правило, те же, что и в обычном законодательном процессе. Процедура конституционного пересмотра состоит из двух этапов: принятия поправок парламентом и их ратификации. В большинстве государств в изменении конституции участвует глава государства. Обычно он промульгирует поправки. Иногда (например, в Италии) он не может вернуть законопроект в парламент для повторного обсуждения, но в некоторых государствах (в Бельгии, Дании, Нидерландах и др.) он может по совету правительства отказать в даче санкции на закон. В отдельных государствах (например, в США) глава государства даже не промульгирует поправки.

По характеру действия можно различать конституции прямого и косвенного действия. Если в первом случае конституция может быть использована при разрешении конкретных юридических дел, то во втором случае конституция не может быть использована в этих целях; она может действовать, реализовываться лишь через определенные нормативно-правовые акты, принимаемые в ее развитие, конкретизацию.

Значительный интерес представляет социологическая традиция, согласно которой конституции подразделяются на формальные и "живые". Данная классификация дает возможность, отталкиваясь от текста конституции, исследовать все то, что принято относить к политической системе общества и что не всегда находится в жесткой связи с положениями, зафиксированными в конституции в формальном значении.

Допустимы и иные классификации конституции. Так, по признаку продолжительности действия конституции могут быть разделены на недолговечные и долговечные; временные и постоянные; по характеру текста - на простые и сложные; по языку изложения текста - на моноязычные и би (поли) язычные и т.д.

45

www.adhdportal.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о