Важнейшие региональные и международные организации таблица – Политические международные организации и группы, их цели, страны участники и члены (Таблица)

Международные организации — схема, таблица — Схемо.РФ

  • Войти
  • Регистрация
  • Схемы
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Книги
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Комментарии

xn--e1aogju.xn--p1ai

4. Региональные международные организации

Наряду с универсальными международными организациями существуют региональные, членами которых являются государства определенного географического района. Объектом деятельности таких организаций могут быть вопросы в рамках регионального сотрудничества: совместная безопасность, экономическая, социальная, культурная и другие сферы.

Среди значительного числа разнообразных региональных организаций выделяются организации общей компетенции, такие как Африканский союз (Организация африканского единства), Организация американских государств, Совет Европы и др.

АФРИКАНСКИЙ СОЮЗ, АС (African Union, AU) — региональная международная межправительственная организация, объединяющая 52 государства Африки. Создана 26 мая 2001 на базе Организации африканского единства (ОАЕ). ОАЕ была создана на Конференции глав государств и правительств независимых стран Африки в Аддис-Абебе, где 25 мая 1963 г. была подписана Хартия Организации африканского единства, являющаяся ее уставом. Имела статус постоянного наблюдателя при ООН.

Объективными причинами создания АС, заменившего ОАЕ — крупнейшее политическое объединение государств Африканского континента — стали кардинальные изменения в расстановке политических сил в мире за время ее существования (1963-2001) и достижение на рубеже нового тысячелетия части задач, поставленных перед ОАЕ в качестве первоочередных. Проблемы современного экономического развития государств Африки требуют поиска новых подходов и механизмов.

Основное отличие АС от ОАЕсостоит в том, что основным приоритетом деятельности новой организации провозглашается экономическая интеграция. ОАЕ же в качестве главной задачи для принятия коллективных мер по защите национальной независимости и территориальной целостности молодых африканских государств рассматривала политическую интеграцию. В мировой истории немало примеров интеграции, основанной на сближении экономических интересов, и такой путь представляется наиболее эффективным для решения многочисленных проблем африканской действительности. Принятое Союзом решение оказывать содействие развитию интеграционных процессов, опираясь на уже действующие политико-административные объединения юга и севера континента, Западной и Восточной Африки, свидетельствует о понимании главами государств проблем, с которыми придется столкнуться на длинном и нелегком пути и готовности к их преодолению.

Одним из основополагающих принципов деятельности АС провозглашено уважение государственных границ государств-членов организации, которые существовали на момент получения ими независимости. Это представляет особую актуальность для стран Африканского континента, так как опасность возможного разжигания местными элитами и ТНК территориальных споров, межэтнических конфликтов, сепаратистских настроений и организации государственных переворотов с целью контроля над залежами полезных ископаемых (особенно в приграничных районах) остается вполне реальной. Военные перевороты в Гамбии, Заире, Кот-д’Ивуаре, Нигере, Руанде, Сьерра-Леоне и др. странах, оказавшие влияние на соседние государства, — яркое тому подтверждение.

В Учредительном акте АС акцентируется внимание на взаимозависимости государств-членов. Предусматривается также право Союза на основании решения Ассамблеи глав государств и правительств (принятом 2/3 голосов) на прямое (в том числе вооруженное) вмешательство во внутренние дела государства-члена в случае возникновения на его территории геноцида, военных преступлений и преступлений против человечества. Принципиально новым является положение, согласно которому к участию в работе АС не допускаются представители правительств, пришедших к власти неконституционным путем. В Учредительном акте определен также комплекс мер по обеспечению выполнения решений Ассамблеи АС, в том числе введение политико-экономических санкций (лишение права голоса на Ассамблее, прекращение транспортных и телекоммуникационных связей с государством-«ослушником» и др.), применение которых будет содействовать воплощению в жизнь коллективных решений. Выполнение новых положений должно способствовать повышению политической ответственности африканских лидеров

Лига арабских государств (ЛАГ). Создана в 1945 году на конференции арабских государств в Каире. Ее Пакт (так называется ее устав) был подписан 22 марта 1945 г. и вступил в силу 10 мая 1945 г.

Согласно Пакту, целями ЛАГ являются: обеспечение более тесных отношений между государствами-членами; координация их политических действий и организация сотрудничества в экономической, финансовой, торговой, культурной, социальной и других областях; обеспечение их независимости и суверенитета; рассмотрение вообще всех вопросов, затрагивающих арабские страны и их интересы. Пакт Лиги предусмотрел условия урегулирования споров между членами Лиги и меры для устранения агрессии.

ЛАГ открыта для присоединения всех независимых арабских государств. В настоящее время ее членами являются более 20 арабских государств и неарабское государство Сомали.

Высшим органом Лиги является Совет, состоящий из представителей государств-членов. Он собирается на сессии два раза в год. Свои решения Совет может принимать единогласно и большинством голосов. Решения Совета, принятые единогласно, обязательны для всех государств — членов Лиги; решения, принятые большинством голосов, обязательны только для тех государств, которые с ними соглашаются. Однако в Пакте выделены те категории вопросов, по которым Совет будет принимать большинством голосов обязательные решения: вопросы, касающиеся личного состава работников; утверждение бюджета Лиги; принятие правил внутреннего распорядка Совета, комитетов и секретариата.

Организация американских государств (ОАГ). В нее входят 35 государств Латинской Америки и Карибского бассейна, США и Канада (вне ОАГ находится исключенная под нажимом США в 1962 г. Куба).

В соответствии с Уставом целями Организации являются поддержание мира и безопасности в Западном полушарии, урегулирование споров между государствами-членами, организация совместных действий против агрессии, развитие сотрудничества в политической, экономической, социальной, научно-технической и культурной областях (ст. 4). Для достижения этих целей Организация должна действовать в соответствии с принципами суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела, мирного разрешения споров, уважения основных прав человека и др.

Высшим органом ОАГ является Генеральная ассамблея (местонахождение — Вашингтон, США), в которой представлены все государства-члены. Очередные ее сессии проводятся раз в год. На них рассматриваются вопросы деятельности Организации и ее органов, утверждается бюджет.

Административным органом ОАГ является Генеральный секретариат во главе с генеральным секретарем.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Создана в 1967 году на конференции министров иностранных дел пяти стран: Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин. В 1984 году в нее вошел Бруней, в 1995 году — Вьетнам, в 1997 году — Лаос и Мьянма. Договорное оформление Ассоциации произошло лишь в 1976 году в подписанных на острове Бали Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации согласия АСЕАН.

В соответствии с этими документами целями Ассоциации являются организация сотрудничества в экономической, социальной и других областях, содействие установлению мира и стабильности в Юго-Восточной Азии.

Высшим органом АСЕАН является Конференция глав государств и правительств (с 1976 г.), которая на основании Сингапурской декларации 1992 года должна проводиться регулярно каждые три года. Вторым руководящим органом является Конференция министров иностранных дел, созываемая ежегодно поочередно в каждой из стран — членов АСЕАН.

Имеются также Секретариат с местопребыванием в Джакарте, 11 отраслевых комитетов (по торговле, промышленности, сельскому хозяйству, транспорту, финансам и др.). Проводятся периодические встречи министров экономики, труда, социального обеспечения, образования, информации.

Характерной особенностью АСЕАН является сложившаяся на базе ежегодных встреч министров иностранных дел система консультаций и диалогов между членами АСЕАН и США, Японией, Канадой, Австралией, Новой Зеландией, Республикой Кореей, Европейским Союзом, а также Россией, Китаем, Индией, получивших с 1996 года статус полномасштабных партнеров по диалогу. Консультации и диалоги стали по существу одними из наиболее действенных международных форумов, на которых обсуждаются проблемы многостороннего сотрудничества в Азиатско-тихоокеанском регионе, например Региональный форум АСЕАН по проблемам безопасности (АРФ).

Совет Европы. Это международная региональная организация, объединяющая страны Европы. Устав Совета был подписан в Лондоне 5 мая 1949 г., вступил в силу 3 августа 1949 г. На сентябрь 1997 года членами Совета Европы являются 40 государств, в том числе большинство государств Центральной и Восточной Европы, включая Российскую Федерацию (с февраля 1996 г.).

Целями Совета Европы являются: защита прав человека и расширение демократии; сотрудничество по основным вопросам права, культуры, образования, информации, охраны окружающей среды, здравоохранения; сближение всех стран Европы.

Высшим органом Совета Европы является Комитет министров, состоящий из министров иностранных дел государств-членов. Комитет обсуждает политические аспекты сотрудничества, вырабатывает программу деятельности Совета Европы, утверждает текущий бюджет, рассматривает рекомендации Парламентской ассамблеи, предложения различных межправительственных специализированных комитетов, назначает членов Европейской комиссии по правам человека, а также принимает на основе принципа единогласия политические рекомендации правительствам стран-членов. Рекомендации подлежат ратификации и вступают в силу только в отношении ратифицировавших их стран.

Количество представителей от каждой страны (от 2 до 18) зависит от численности ее населения. Совет Ассамблеи состоит из Председателя и 17 его заместителей. Выборы Председателя Ассамблеи проводятся каждый год. Парламентская ассамблея проводит свои пленарные заседания три раза в год.

В структуру Совета Европы входит административно-технический секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем, который избирается на пять лет.

В рамках Совета Европы функционируют Европейская комиссия по правам человека. Европейский суд по правам человека, Европейский центр молодежи. Постоянная конференция местных и региональных органов власти Европы, Фонд социального развития.

Советом Европы разрабатываются и принимаются общеевропейские конвенции по самым различным вопросам сотрудничества. Уже принято более 145 таких конвенций. В некоторых из них, например в Европейской конвенции по правам человека, могут участвовать только государства — члены Совета Европы, в других, например в Европейской конвенции по культуре, — все европейские государства.

Основные органы Совета Европы находятся в Страсбурге (Франция).

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).В настоящее время ОБСЕ представляет собой формирующуюся международную региональную организацию.

Основные цели ОБСЕ — создание условий по обеспечению длительного мира, сотрудничество в области безопасности, разоружения, предотвращения конфликтных ситуаций, экономики, культуры, прав и свобод человека и др. Принципы ОБСЕ были закреплены в Декларации принципов, явившейся составной частью хельсинкского Заключительного акта.

Высшим органом ОБСЕ является Совещание глав государств и правительств, созываемое регулярно каждые два года. Такие встречи в верхах состоялись в Париже (1990 г.), Хельсинки (1992 г.), Будапеште (1994 г.), Лиссабоне (1996 г.),Стамбуле (1998 г.). На встречах в верхах устанавливаются приоритеты и даются ориентиры на высшем политическом уровне.

Центральным руководящим органом ОБСЕ является Совет министров (ранее Совет ОБСЕ), состоящий из министров иностранных дел и несущий ответственность за принятие решений- Он собирается один раз в год, незадолго до окончания срока полномочий каждого председателя.

Руководящий совет (вместо Комитета старших должностных лиц) должен собираться на свои встречи в Праге не реже двух раз в год на уровне директоров политических департаментов или на соответствующем ему уровне. Он призван обсуждать и формулировать принципы политического и общего бюджетного характера. Руководящий совет должен также собираться в качестве Экономического форума.

Постоянный совет (ранее Постоянный комитет) — основной орган в структуре ОБСЕ для ведения политических консультаций и принятия текущих решений. Совет состоит из постоянных представителей государств-участников находится в Вене. Он может также созываться при возникновении чрезвычайных ситуаций и должен оказывать поддержку миссиям ОБСЕ в их работе.

Важным органом является Центр по предотвращению конфликтов (находится в Вене) для оказания помощи Совету министров ОБСЕ в деле уменьшения опасности возникновения конфликтов. В Центр входят Консультативный комитет, состоящий из представителей всех государств-членов, и секретариат.

Не менее важная роль отводится Верховному комиссару по делам национальных меньшинств и Форуму ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности- Верховному комиссару поручается обеспечивать «раннее предупреждение» и «срочные действия» в отношении напряженных ситуаций, связанных с проблемами национальных меньшинств, которые потенциально способны перерасти в конфликт в регионе ОБСЕ и требуют внимания и действий Совета министров или Руководящего совета.

Секретариат ОБСЕ находится в Вене, возглавляется Генеральным секретарем, который избирается на три года Советом министров по рекомендации Руководящего совета и действующего председателя.

studfiles.net

План-конспект урока по географии (11 класс) на тему: Регионы мира и международные организации

Регионы мира и международные организации.         11 класс № 2

1. Понятие о регионах.

Регион – территория, выделяющаяся по какому-либо признаку.

Могут включать материки, их части, группы стран, имеющих сходные черты.

Региональная структура мира организована по принципу матрешки: в крупном регионе можно выделить регионы поменьше.

Например: Европа и Азия – части света, являющиеся регионами, составляющие материк Евразия.

Критерии выделения регионов: географические

Исторические

Национальные

Религиозные

Экономические

Социальные

Одна страна может входить в состав самых разных регионов:

Например: Россия –

Основные типы регионов

Историко-географические

Социально-экономические

— территории, связанные принадлежностью к какому-либо географическому объекту (материку, полуострову, морю, реке)

— объединяют страны, которые имеют близкий уровень социально-экономического развития

— общности ГП приводят к появлению общих черт исторического развития, национального и религиозного состава населения страны, образующих этот регион

— изменение социально-экономической ситуации в стране, может изменить состав региона, его границы

— эти регионы стабильны, несмотря на то, что страны возникают и исчезают

— возможна ситуация, при которой невозможно определить, к какому региону относится страна (Корея, Китай, Туркменистан – экономически развитые или развивающиеся;

Латвия, Литва, Эстония – Восточная или Западная Европа)

— состав этих регионов со временем меняется незначительно

— Иногда только дальнейшее развитие страны даст доказательства принадлежности страны к тому или иному региону

-Примеры: Скандинавия

Дунайские страны

Индокитай

Ближний Восток

Центральная Европа

Балканские

Рейнские

Примеры: развитые страны

Развивающиеся

Восточная и Западная Европа

Международные организации

Любая страна обязательно имеет тесные связи с другими государствами этого региона, а также могут иметь противоречия, взаимные экономические, территориальные  и иные претензии.

Государства мира могут находиться на разных материках, но объединяются в международные организации

В мире функционирует 2,5 тыс. международных организаций.

Классификация

Правительственные

Неправительственные

Объединения стран

Учреждения, в работе которых принимают участия граждане разных стран.

        

Региональные

Мировые

Входят страны одного какого-либо региона

Объединяющие большинство стран мира

По роду деятельности

Политические ( в том числе военные)

Экономические

Научные

Спортивные

Культурные

экологические

Крупнейшее мировое международное объединение государств –

ООН (Организация Объединенных Наций0.

Международные мировые организации

Международный олимпийский комитет МОК

Европейский Союз ЕС

Первоначально было 6 членов.

Называлось Общим рынком

Решало вопросы международной торговли

Сейчас – организация экономического и политического характера использует соседское положение стран, сложившиеся между ними торговые отношения в целях развития самых разнообразных отношений между странами-участницами

Региональное объединение НАТО – Организация Североатлантического договора

Первоначально возникла как военный блок, противостоящий СССР и союзникам по Варшавскому договору.

После распада социалистической системы трансформировался в политическую организацию для обеспечения безопасности в регионе Северной Атлантики

Организация африканского единства

Ранее Африканский Союз

Исламская конференция

Играют роль в решении проблем экономического и политического характера

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН)

 Включает 10 стран: Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины.

Влиятельнейшая экономическая организация региона ЮВ Азии, а входят только 10 стран

Организация стран-экспортеров нефти — ОПЕК

Носит отраслевой характер.

Могут находиться в самых разных частях земного шара.

Имеют общую черту экономики: развитую нефтедобывающую промышленность, составляющую основу их хозяйственной жизни

Интересы организации связаны с согласованием объема добычи нефти и обеспечением оптимальных цен на нефть

Крупная неправительственная организация ГРИНПИС

Экологическая организация, объединяющая специалистов и энтузиастов многих стран мира, занимается проблемами сохранения всего живого на Земле.

Крупнейшее мировое международное объединение государств –

ООН (Организация Объединенных Наций0.

nsportal.ru

66. Региональные международные организации (общая характеристика). Виды региональных организаций

Устав ООН (ст. 52) допускает существование «региональных соглашений или органов для разрешения таких вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий», оговаривая при этом, что их деятельность должна быть совместимой с целями и принципами ООН. Устав обязывает своих членов с помощью соглашений или органов обеспечивать мирное разрешение местных споров и поддерживать контакты с Советом Безопасности, которому предоставлено право использовать такие организации для принудительных действий под его руководством.

Региональный статус имеют также отдельные общеполитические либо комплексные по своим функциям организации, которые обеспечивают сотрудничество государств, расположенных в пределах географического района, и заинтересованных в координации внешней политики, внешнеэкономических связей, социальных, культурных, правовых отношений.

Для признания организации региональной необходимо:

1) пространственное единство государств-членов, их размещение в пределах более или менее целостного региона;

2) пространственное ограничение целей, задач и действий государств-членов, т. е. соответствующая субъектному составу функциональная ориентация без притязаний на вмешательство в дела, выходящие за регионально-координационные рамки.

Именно таковы Европейский Союз, Совет Европы, Совет государств Балтийского моря, Организация африканского единства, Организация американских государств, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. Строго региональный характер имела Организация Варшавского Договора (ОВД), существовавшая в 1955—1991 гг. Ее членами были СССР и восточноевропейские государства. Цели и задачи ОВД были обусловлены потребностями обеспечения безопасности в Европе, а деятельность, за редким исключением, была ограничена европейскими проблемами. Особо отметим Содружество Независимых Государств, поскольку формирование этой региональной организации связано с таким необычным процессом, как поддержание взаимосвязей бывших республик СССР.

Одна из особенностей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), которой предшествовало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), — ее сложный состав. В формировании СБСЕ наряду с европейскими государствами участвовали Соединённые Штаты Америки и Канада. В настоящее время ОБСЕ объединяет все без исключения государства Европы, две североамериканские страны и все бывшие союзные республики СССР, в том числе среднеазиатские республики и Казахстан, что, очевидно, не разрушает европейской основы ОБСЕ, поскольку здесь учитываются реальные интересы и юридические аспекты правопреемства соответствующих государств.

С официального сайта:

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) является постоянно действующей межправительственной международной организацией, о создании которой было объявлено 15 июня 2001 года в Шанхае (КНР) Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Республикой Узбекистан. Ей предшествовал механизм «Шанхайской пятерки».

К основным целям ШОС относятся: укрепление взаимного доверия и добрососедства между странами-участницами; содействие их эффективному сотрудничеству в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях, а также в сфере образования, энергетики, транспорта, туризма, защиты окружающей среды и других; совместное обеспечение и поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе; продвижение к созданию демократического, справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка.

В отношениях внутри организации, исходя из «Шанхайского духа», государства-члены ШОС придерживаются принципов взаимного доверия, взаимовыгоды, равенства, взаимных консультаций, уважения к многообразию культур и стремления к совместному развитию, а во внешних сношениях придерживается принципа несоюзничества, не направленности против кого-либо и открытости.

Высшим органом для принятия решений в ШОС является Совет глав государств-членов (СГГ). Он собирается раз в год и принимает решения и указания по всем важным вопросам организации. Совет глав правительств государств-членов ШОС (СГП) собирается один раз в год для обсуждения стратегии многостороннего сотрудничества и приоритетных направлений в рамках организации, решения принципиальных и актуальных вопросов экономического и иного сотрудничества, а также утверждает ежегодный бюджет организации. Помимо заседаний СГГ и СГП, действует также механизм встреч на уровне руководителей парламентов, секретарей советов безопасности, министров иностранных дел, обороны, чрезвычайных ситуаций, экономики, транспорта, культуры, образования, здравоохранения, руководителей правоохранительных ведомств, верховных и арбитражных судов, генеральных прокуроров. Механизмом координации в рамках ШОС служит Совет национальных координаторов государств-членов ШОС (СНК). Организация имеет два постоянно действующих органа — Секретариат в Пекине, Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры в Ташкенте. Генеральный секретарь и Директор Исполнительного комитета назначаются Советом Глав государств сроком на три года. С 1 января 2010 эти посты соответственно занимают М.С.Иманалиев (Кыргызстан) и Д.М.Джуманбеков (Казахстан).

Общая площадь государств-членов ШОС равняется около 30 млн.189 тыс.кв. км, что составляет 3/5 площади Евразии, а население — 1.5 млрд. человек, что составляет 1/4 всего населения земного шара.

Секретариат является основным постоянно действующим исполнительным органом ШОС и выполняет следующие функции:

1. Осуществляет координацию, информационно-аналитическое, юридическое и организационно-техническое обеспечение деятельности Организации, во взаимодействии с РАТС ШОС разрабатывает предложения по развитию сотрудничества в рамках ШОС и международных связей Организации, контролирует выполнение решений органов ШОС.

2. Во взаимодействии с постоянными представителями на основании предложений государств — членов разрабатывает и по согласованию с Советом национальных координаторов рассылает государствам-членам проекты документов, вносимых на рассмотрение органов ШОС, включая проекты повестки дня предстоящих заседаний и/или совещаний органов ШОС, а также необходимые справочные материалы, осуществляет согласование сроков и места проведения заседаний и/или совещаний органов ШОС.

Материалы и документы, указанные в настоящем пункте рассылаются государствам — членам, как правило, не позднее, чем за 20 дней до начала заседаний и/или совещаний органов ШОС, если не установлен иной срок.

3. Во взаимодействии с Советом национальных координаторов организует консультации экспертов государств — членов по проектам документов, представляемых для рассмотрения на заседаниях и/или совещаниях органов ШОС.

4. Осуществляет организационно-техническое обеспечение заседаний и/или совещаний органов ШОС в соответствии с установленными ими регламентами и во взаимодействии с государством, на территории которого проводится встреча.

5. Осуществляет функции депозитария документов, принятых в рамках ШОС, заверяет и обеспечивает направление государствам — членам, а также РАТС ШОС в части, ее касающейся, заверенных копий таких документов.

Заверенные копий документов, принятых в рамках ШОС, передаются постоянным представителям в течение не более 7 рабочих дней после получения Секретариатом оригиналов документов.

6. Готовит и выпускает информационный бюллетень Секретариата, поддерживает веб-сайт Секретариата и обеспечивает его скоординированность с веб-сайтом РАТС ШОС и веб-сайтом регионального экономического сотрудничества ШОС.

На регулярной основе устраивает брифинги для представителей печатных и электронных средств массовой информации.

7. Обеспечивает предварительную юридическую и финансовую экспертизу договорных и нормативных документов, разрабатываемых в рамках ШОС.

8. Совместно с РАТС ШОС готовит сводные планы деятельности Организации на полугодие.

9. Вправе запрашивать у государств — членов открытые информационно-справочные и другие материалы, необходимые для обеспечения работы органов ШОС.

10. Осуществляет протокольное обеспечение деятельности Генерального секретаря.

11. Осуществляет контакты во взаимодействии с РАТС ШОС с государствами и международными организациями по вопросам, касающимся деятельности Организации, и, по согласованию с государствами — членами, заключает в этих целях соответствующие документы.

12. По согласованию с Советом национальных координаторов и во взаимодействии с РАТС ШОС обеспечивает координацию сотрудничества Организации с наблюдателями и партнерами по диалогу в соответствии с нормативно-правовыми документами ШОС.

13. Взаимодействует с неправительственными структурами в рамках ШОС в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими их деятельность и настоящим Положением.

14. По согласованию с государствами — членами и в пределах бюджетных ассигнований осуществляет на основе разовых контрактов найм научных экспертов для выполнения исследовательских работ по темам, представляющим интерес для ШОС, а также организует научные симпозиумы и конференции.

15. Организует и координирует деятельность Миссии наблюдателей от ШОС в соответствии с Положением о Миссии наблюдателей от ШОС на президентских и/или парламентских выборах, а также референдумах.

Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры (РАТС) Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) является постоянно действующим органом РАТС ШОС, расположенным в столице Узбекистана Ташкенте. Ее основными задачами и функциями являются:

1. Поддержание рабочих контактов с компетентными органами государств-членов и международными организациями, занимающимися вопросами борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;

2. Содействие взаимодействию государств-членов в подготовке и проведении антитеррористических учений по просьбе заинтересованных государств-членов, подготовке и проведении оперативно-розыскных и иных мероприятий по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;

3. Участие в подготовке проектов международно-правовых документов, затрагивающих вопросы борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;

4. Сбор и анализ информации, поступающей в РАТС от государств-членов, формирование и пополнение банка данных РАТС;

5. Участие в формировании эффективной системы реагирования на глобальные вызовы и угрозы;

6. Подготовка и проведение научно-практических конференций, семинаров, содействие в обмене опытом по вопросам борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

Директор является высшим административным должностным лицом Исполнительного комитета РАТС и назначается Советом глав государств-членов по рекомендации Совета РАТС из числа граждан государств-членов сроком на три года.

Исполнительный комитет РАТС в своей деятельности руководствуется положениями Хартии ШОС, Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, Соглашения между государствами-членами ШОС о Региональной антитеррористической структуре, документами и решениями, принятыми в рамках ШОС.

ШОС пользуется правами юридического лица по международному праву. Страны, входящие в ШОС тесно сотрудничают, оказывают взаимную помощь при чрезвычайных ситуациях, стихийных бедствиях. Решения по всем вопросам принимаются путем консенсуса, а не при помощи голосования.

Органы:

— Совет глав государств

— Совет глав правительств

— Совет миниситров иностранных дел

— Совет национальных координаторов

— Региональные антитеррористичекие структуры

— Секретариат

studfiles.net

7. Региональные международные организации

Важной особенностью современного международного права является регионализация международных отношений, что позволяет более эффективно решать насущные проблемы государств, расположенных в определенных географических регионах планеты. Поэтому представляется необходимым рассмотреть основные аспекты деятельности и структурной организации наиболее крупных и авторитетных региональных международных организаций.

Лига арабских государств (ЛАГ)

— Начало созданию ЛАГ положило принятие 7 октября 1944 Александрийского протокола, подписали представители Сирии, Ливана, Трансиордании, Ирака, Египта, Саудовской Аравии, Йемена и арабского народа Палестины. В этом документе были сформулированы основные цели и принципы, на которых должна была быть построена будущая Лига.

22 марта 1945 в Каире состоялась общеарабская конференция, в которой приняли участие семь арабских государств (Сирия, Ливан, Иордания, Ирак, Саудовская Аравия, Йемен и Египет), и в тот же день состоялось подписание Пакта ЛАГ представителями шести арабских государств (представитель Йемена подписал Пакт позднее, 5 мая 1945). Пакт ЛАГ вступил в силу 10 мая 1945 года. В настоящее время число участников Пакта — более двадцати.

Членом Лиги согласно Пакту (ст. 1) может стать любая независимая арабский государство (хотя в ЛАГ входят, например, Джибути и Сомали, не являющиеся арабскими государствами).

Целями Лиги являются

— Обеспечение более тесных отношений между государствами — членами Лиги;

— Координация их политических действий;

— Обеспечение их независимости и суверенитета.

Сотрудничество членами ЛАГ осуществляется в следующих сферах: экономические и финансовые проблемы; транспорт и связь; вопросы культуры, здравоохранения; гуманитарные проблемы.

Высшим органом ЛАГ является Совет ЛАГ, в котором представлены все участники Пакта. Решение, принятые Советом единогласно, обязательны для всех членов ЛАГ, решения, принятые большинством голосов, обязательны только для тех государств, которые с ними соглашаются.

В случае агрессии или угрозы агрессии против государства-члена ЛАГ это государство может потребовать немедленного созыва Совета ЛАГ, который намечает меры для устранения агрессии, том числе принудительными мерами. Объединенный совет обороны и Постоянная военная комиссия оказывают консультативную помощь Совету. Совет также вправе рассматривать споры между государствами ЛАГ.

Совет избирает на пять лет Генерального секретаря ЛАГ.

С 1964 г. в рамках ЛАГ действует Конференция глав государств и правительств, на которой обсуждаются наиболее важные вопросы.

Под эгидой ЛАГ действуют специализированные межарабской организации.

Временное местонахождение Генерального секретариата ЛАГ в Тунисе.

Организация американских государств

Организация американских государств (ОАГ) — межправительственная региональная организация, создана в 1948 году и

включает большинство стран Западного полушария. ОАГ действует на основе устава в редакции 1970 года, а также Межамериканского договора о взаимной обороне 1947 года,

Членами ОАГ являются 35 латиноамериканских государств и США. В 1962 году под давлением США было неправомерно прекращено членство Кубы в организации.

После основания в 1971 году института наблюдателей при ОАГ своих постоянных наблюдателей аккредитовали Бельгия, Гайана, Канада, Израиль, Испания, Италия, Нидерланды, Швеция, Франция, ФРГ, Япония и ряд других стран (всего 30).

Цели и принципы ОАГ заключаются в

— Поддержанию мира и безопасности на континенте;

— Мирном урегулировании споров между государствами-членами;

— Совместном сопротивлении агрессии;

— Содействии решению политических, экономических и правовых проблем американских стран;

— Объединении усилий с целью экономического, социального, научно-технического и культурного прогресса и др..

Высшим органом ОАГ является Генеральная ассамблея, которая собирается на ежегодные сессии для рассмотрения проблем наиболее важного характера.

Постоянным советом ОАГ созывается консультативное совещание министров иностранных дел.

Исполнительные функции выполняют несколько советов: постоянный совет ОАГ, Межамериканская экономическая и социальная совет, Межамериканский совет по образованию, науки и культуры. Все 3 совета подчиняются непосредственно Генеральной ассамблеи.

В рамках ОАГ действуют консультативные органы — Межамериканский юридический комитет и Межамериканская комиссия по правам человека.

Центральным постоянным административным органом ОАГ является Генеральный секретариат (Который до 1970 года назывался Панамериканского союза).

В системе ОАГ созываются специализированные конференции и функционируют специализированные учреждения: Панамериканская организация здравоохранения, Межамериканский институт сельскохозяйственных наук,

Межамериканский институт ребенка, Панамериканский институт географии и истории, Межамериканский институт по проблемам индейцев и др..

Штаб-квартира ОАГ находится в Вашингтоне (США).

Организация африканского единства

Организация африканского единства (ОАЕ) — межправительственная региональная организация. Она была создана в ходе Аддис-Абебськои (Эфиопия) конференции независимых государств на основе Хартии африканского единства в 1963 году с целью укрепление единства и солидарности африканских государств, защиты их суверенитета, территориальной целостности и независимости и поощрения международного сотрудничества.

Членом организации может быть любое независимое и суверенное африканское государство. Число членов в настоящее время — 51 государство.

Высшим органом ОАЕ является Конференция (Ассамблея) глав государств и правительств, ежегодно и состоит из глав государств и правительств или надлежащим образом аккредитованных представителей. Каждое государство на конференции имеет один голос. Решение конференции принимаются большинством в две трети голосов.

Совет министров ОАЕ состоит из министров иностранных дел или других министров, назначенных государствами-участниками. В обязанности Совета, созывается на очередные сессии дважды в год, входит работа по подготовке к Конференции.

Генеральный секретариат возглавляет Генеральный секретарь, избираемый на 4 года Ассамблеей. Под эгидой ОАЕ действует Панафриканский парламент и Суд.

В рамках ОАЕ действует региональный механизм по разрешению споров — Комитет по посредничества, примирения и арбитража. Работа других органов (комиссии по экономическим и социальным вопросам, комитет освобождения и др.). направлена на реализацию региональных проблем и интересов. В 1991 году государства-члены ОАЕ подписали Договор об образовании африканского экономического сообщества (пока не вступил в силу).

Откуда штаб-квартиры ОАЕ — Аддис-Абеба (Эфиопия).

Организация Исламская конференция (ОИК)

Формально Организация Исламская конференция (Исламский Конгресс) была создана еще в 1954 году, однако ее реальная деятельность началась с 1969 года, когда была созвана Конференция стран-участниц ОИК на высшем уровне для активизации ее деятельности против Израиля и для защиты исламских святынь в Иерусалиме. Поэтому постоянно действующий орган ОИК — Секретариат во главе с Генеральным секретарем — находится временно («до полного освобождения Иерусалима») в Джидде (Саудовская Аравия).

ОИК действует на основании устава, утвержденного в 1972 году. Членами ОИК являются свыше 50 государств. Мусульманские меньшинства в не мусульманских странах направляют своих представителей в ОИК в качестве наблюдателей.

Цели ОИК:

— Содействие укреплению мусульманских государств;

— Охрана святых мест;

— Поддержка борьбы палестинского народа;

— Сотрудничество в экономической, социальной и культурной областях.

ОИК была создана на базе принципов ислама, а также признание принципов Устава 001. Она имеет представителя в статусе постоянного наблюдателя при ООН.

Органы ОИК:

Конференция глав государств и правительств, по мере необходимости;

Конференция министров иностранных дел, которая созывается один раз в год;

Секретариат;

Комиссии по политическим, экономическим, социальным и другим вопросам.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) была создана в 1967 году на основании бангкокского декларации (Таиланд), дополненной в 1976 году Договором о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации согласия.

В настоящее время членами АСЕАН являются Врувей, Индонезия, Лаос, Малайзия, Мьянма (Бирма), Филиппины, Синкшур, Таиланд, Вьетнам, Камбоджа (будет принята после решения внутренних вопросов).

В 1996 г. АСЕАН приняла решение включить Россию и Китай в число своих полноправных партнеров. Постоянными партнерами АСЕАН также США, Австралия, Япония, Южная Корея, Канада, Новая Зеландия и Европейский Союз. В этих странах открыты представительства АСЕАН.

Цели АСЕАН:

— Создание в районе региона мира, свободы и нейтралитета

— Содействие сотрудничеству государств в экономической, социальной и культурной сферах;

— Установление в рамках АСЕАН зоны свободной торговли;

— Взаимодействие с другими региональными организациями. Высший орган АСЕАН — Конференция глав государств и

правительств, раз в три года. В рамках организации ежегодно проводятся встречи министров иностранных дел. Встречи других министров проводятся в мере необходимости.

Текущую работу между конференциями и встречами осуществляет Постоянный комитет.

Секретариат АСЕАН возглавляет Генеральный секретарь, избираемый на три года.

Откуда Секретариата — Джакарта (Индонезия).

Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) Организация стран-экспортеров нефти создана в 1960 году и действует на основании Устава, принятого в 1965 году ее государствами-членами. На долю ОПЕК приходится более трети мировой добычи нефти, организация устанавливает единые продажные цены на нефть, таким образом она существенно влияет на торговлю нефтью.

Членами ОПЕК могут стать только страны, в значительных размерах экспортируют сыра нефть. В настоящее время в ОПЕК входят 12 государств.

Высшим органом ОПЕК является Конференция государств-членов, созывается два раза в год.

Исполнительный орган ОПЕК — Совет управляющих. В нее входят управляющие, назначаемые государствами-членами и утверждаются Конференцией.

Экономическая комиссия ОПЕК разрабатывает меры для обеспечения стабильности нефтяных рынков, координации политики в области цен и энергетики.

Секретариат возглавляется Генеральным секретарем, назначаемым Конференцией на три года. Откуда штаб-квартиры ОПЕК в Вене (Австрия).

Наиболее высокая степень интеграции наблюдается в рамках европейских региональных структур политического, экономического, гуманитарного и военно-политического сотрудничества. Украина, сделав в своем дальнейшем социально-политической и экономической стратегическому развитию акцент на «Европейский выбор», активно участвует в деятельности европейских интеграционных структур, являясь государством-членом Совета Европы и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, осуществляя активное сотрудничество с Европейским Союзом и НАТО. Поэтому считается целесообразным рассмотреть правовой статус, основные направления деятельности и организационную структуру этих организаций.

Совет Европы

Совет Европы (СЕ) стала первой европейской межправительственной организацией, созданной после Второй мировой войны. Организация действует на основании Устава, принятого в 1949 году.

Членами Совета Европы являются 41 государство, в том числе с ноября 1995 года и Украина.

Цели Совета Европы

— Обеспечение более тесных связей между государствами Европы;

— Содействие превращению Европы в демократическое пространство;

— Защита прав человека;

— Координация деятельности Совета с другими европейскими государствами.

Деятельность СЕ сконцентрирована на следующих основных проблемах: а) правовое обеспечения прав человека б) содействие осознанию и развитию европейской культурной самобытности в) поиск совместных решений социальных проблем (Национальные меньшинства, ксенофобия, нетерпимость, защита окружающей среды, СПИД, наркомания и т.д.) г) развитие политического партнерства с новыми демократическими странами Европы.

В рамках СЕ принято более 200 международных конвенций по этим и другим актуальным вопросов, которые являются авторитетными источниками международного публичного права (в частности, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Европейская Хартия местного самоуправления 1985 года, Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 года и др.)..

Государство, выразила желание вступить в Совет Европы, должна отвечать следующим условиям:

— Правовое устройство и институты должны соответствовать принципам демократии;

— Народные представители должны избираться путем свободных, равных и всеобщих выборов.

При рассмотрении кандидатур на вступление в организацию учитываются также наличие в государству форм плюралистической демократии, гарантии осуществления свободы выражения мнения, защите национальных меньшинств, соблюдения основных принципов международного права.

Обязательным условием вступления в СЕ является подписание Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод 1950 года и последующее признание всей совокупности ее контрольных механизмов.

Органами СЕ является Парламентская ассамблея, Конгресс местных и региональных властей Европы, Комитет министров Совещания отраслевых министров, Секретариат.

Парламентская ассамблея состоит из депутатов и их заместителей, избираются из числа членов национальных парламентов. Количество представителей от каждой страны (от 2 до 18) зависит от численности населения.

Парламентская ассамблея собирается на сессии 4 раза в год. В ассамблее имеется пять фракций (либерал-демократы и реформаторы, европейские демократы, европейская народная партия, социалисты, фракция за единый европейский левый блок). Совет ассамблеи состоит из председателя и его 17 заместителей.

Ассамблея рассматривает вопросы, стоящие на повестке дня, формулирует рекомендации, организует конференции, коллоквиумы и открытые парламентские слушания, избирает генерального секретаря и его заместителей, руководителя аппарата ассамблеи и судей Европейский суд по правам человека.

В январе 1994 года решением Комитета министров СЕ был создан Конгресс местных и региональных властей Европы, преобразованный с Постоянной конференции местных власти Европы, представляла более 130 тысяч общин (коммун) и тысячи регионов с целью их участия в европейском строительстве и функционировало под эгидой ЕЕ в качества консультативного органа с 1957 года. Конгресс является одним из трех основных органов СЕ, он состоит из 236 представителей и 236 их заместителей, в число которых входят избранные представители местной и региональной власти государств Европы и официальные лица, непосредственно ответственные за деятельность на этих уровнях

власти.

Комитет министров является высшим органом СЕ и состоит из министров иностранных дел государств-членов и заседает 2 раза в год. Комитет определяет программу работы СЕ, принимает бюджет СЕ, назначает членов Европейской комиссии по правам человека. Решение Комитета министров принимаются либо в форме рекомендаций, либо в форме конвенций, подлежащих ратификации.

Совещания отраслевых министров (юстиции, экономики и т.д.) созываются по мере необходимости и решают вопросы.

Секретариат возглавляет Генеральный секретарь, избираемый Парламентской Ассамблеей на 5 лет.

Штаб-квартира СЕ и ее органов находится в Страсбурге (Франция).

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) сначала действовала как международная конференция — Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Согласно решению Будапештской совещания в 1994 году Совещание трансформировалась в организацию, которая начала свою деятельность с 1 января 1995 года.

Первым документом, положившим начало общеевропейскому процессу международных разрядки и сотрудничества, был Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанный в 1975 году в Хельсинки главами государств и правительств 33 европейских государств, США и Канады. Этот документ содержал программу сотрудничества в области разрядки процесса международной напряженности.

Положения Заключительного акта были развиты и дополнены Стокгольмским итоговым документом 1986 года, Венским итоговым документом 1989 года, Документом Копенгагенского совещания 1990 года, Парижской хартии для новой Европы 1990 года, Пражским документом о дальнейшем развитии институтов и структур СБСЕ 1992 года, Документом Московского совещания 1993 года и других документов, регулирующих «Человеческое измерение» общеевропейского процесса многостороннего межгосударственного сотрудничества.

Совещания представителей государств, проводились все чаще, объективно поставили на повестку дня необходимость создания постоянно действующих органов для обеспечения их деятельности. По мере необходимости создавались органы ОБСЕ и одновременно принимались документы,, регулирующих их деятельность.

Сегодня в ОБСЕ насчитывается более 50 членов, причем многие из них не европейскими государствами (например, среднеазиатские государства — республики бывшего СССР). Украина вместе с республиками ко-жающей СССР в 1993 году подписала Заключительный акт СБСЕ, став, таким образом, полноправным участником Совещания, а затем и ОБСЕ.

Характерной чертой ОБСЕ является отсутствие традиционного учредительного документа международных организаций — устава.

Целями ОБСЕ объявлены:

— Обеспечение мира и безопасности в Европе;

— Поддержка разрядки международной напряженности;

— Обеспечение прав человека;

-Соблюдение в отношениях между странами принципов международного права.

Структура ОБСЕ довольно сложная. Главным органом ОБСЕ является Совещание глав государств и правительств, собирается каждые два года на сессии. Совещание определяет приоритеты и основные направления деятельности ОБСЕ.

Органами ОБСЕ: Контрольные конференции; Совет министров иностранных дел; Комитет высших должностных лиц; Верховный комитет по делам национальных меньшинств; Бюро по демократическим институтам и правам человека; Секретариат ОБСЕ; Парламентская ассамблея; Арбитражный и мировой суд ОБСЕ; Мировая комиссия ОБСЕ по мирному урегулированию споров и другие органы.

Парламентская ассамблея дает оценку хода осуществления целей ОБСЕ; обсуждает, подняты на встречах Совета министров и на встречах на высшем уровне государств-членов ОБСЕ, разрабатывает и содействует реализации механизмов по предупреждению и решения конфликтов и др..

Совет, состоящий из министров иностранных дел государств-членов ОБСЕ, является центральным органом проведения регулярных политических консультаций в рамках процесса общеевропейского сотрудничества. его заседания проводятся регулярно, не реже одного раза в год. Совет рассматривает вопросы, касающиеся ОБСЕ, и принимает соответствующие решения. Она подготавливает встречи глав государств и правительств государств-членов ОБСЕ и выполняет возложенные на них задачи и принятые решения.

Секретариат ОБСЕ обеспечивает административное обслуживание заседаний Совета. Секретариат состоит из четырех департаментов и административно-технического персонала. Секретариат возглавляет Генеральный секретарь, который назначается Советом министров на 3 года. Место расположения Секретариата в Праге (Чехия).

Считается, что в процессе своего становления и развития организационная структура будет постоянно совершенствоваться. Свидетельством этого является принятие в декабре 1999 года

решение о создании в рамках ОБСЕ ограниченного военного контингента для оказание помощи в случае возникновения чрезвычайных ситуаций на территории государств — членов организации (катастрофы, эпидемии, природные катаклизмы и т.д.).

Европейский союз

Европейский союз (ЕС) был создан на основе Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), созданного в 1951 году, Европейского сообщества по атомной энергии, созданного в 1957 году, и Европейского экономического сообщества, образованного в 1957 году в результате объединения в 1957 году этих ранее самостоятельных организаций. До недавнего времени это объединение называлось Европейским сообществами.

В 1965 году на основе Брюссельского договора были созданы единые органы Сообществ. Единый Европейский акт 1986 оформил передачу ЕС полномочий в области охраны окружающей среды, культуры и образования, здравоохранения, технологической и социальной политики, единого таможенного пространства. Соглашение 1990 урегулировала вопрос беспрепятственного перемещения через границы стран — членов ЕС товаров, рабочей силы и капиталов.

Маастрихтские соглашения 1992 года (вступили в силу в 1993 году) завершили процесс юридического оформления механизма Сообществ, предусмотрев создание до конца XX века тесного политического и валютно-экономического союза стран ЕС. Договор о Европейском Союзе дополнен 17 протоколов и 33 заявлениями по различным аспектам договоренностей, в которых учтены результаты референдума в Дании, а также протоколом и соглашением о социальной политике, предусматривающие создание единого социального пространства. Договором введено единое гражданство ЕС.

Начальными участниками ЕС были Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, ФРГ. В 1973 году к ЕС присоединились Великобритания, Дания, Ирландия, в 1981 году — Греция, в 1986 году — Испания и Португалия, в 1995 году — Швеция, Австрия и Финляндия. В настоящее время в ЕС входят 15 государств, но в рамках «волны расширения» организации ведутся переговоры с рядом европейских государств о вступлении в ЕС. В первую очередь членами ЕС станут Польша, Венгрия, Чехия, Эстония. Украина сотрудничает с ЕС на основании Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейским Сообществом и их государствами-членами, ратифицированной нашей страной 10 ноября 1994 года. Целями этого партнерства являются: обеспечение рамок для политического диалога между сторонами, содействие торговле, инвестициям, укрепление политических и экономических свобод, поддержка усилий Украины в укреплении демократии, развитию и завершению перехода к рыночной экономике; обеспечения соответствующих рамок для постепенной интеграции между Украиной и более широкой зоной сотрудничества в Европе, создание необходимых условий для учреждения в будущем зоны свободной торговли между Украиной и Сообществом, охватывающей в основном всю торговлю товарами между ними, а также условий для реализации свободы создание компаний, трансграничной торговли услугами и движения капитала.

Стратегической целью внешней политики Украины в первые годы XXI столетия названное обретение полноправного членства в ЕС. Целями ЕС:

— Образование тесного союза народов Европы, содействие сбалансированному и длительному экономическому прогрессу, особенно посредством:

а) создания пространства без внутренних границ;

б) усиление экономического и социального взаимодействия;

в) образование экономического и валютного союза и создания в перспективе единой валюты;

— Утверждение собственной идентичности в международной сфере, особенно путем проведения общей внешней политики и политики в области безопасности, а в перспективе и совместной оборонной политики;

— Развитие сотрудничества в сфере юстиции и внутренних дел;

— Сохранение и увеличение общего европейского наследия («aeguis communautaire »).

Интерес представляет вопрос о юридической природе самого Европейского Союза. Здесь есть несколько точек зрения. Согласно одной из них, ЕС представляет собой федеративное державоподибне образования стран, которые добровольно объединились. Согласно другой точки зрения, ЕС, хотя и имеет ряд особенностей, является международной организацией, а ее право — это международное право. Третьи авторы полагают, что ЕС — это международная организация с элементами конфедерации.

Вторая точка зрения нам видится более правильной, и вот почему. Государства вошли в ЕС, не потеряли своего суверенитета, в том числе и в области национального законотворчества. Вместе с тем нельзя не учитывать и того, что ЕС был делегирован чрезвычайно широкий объем правомочий, что делает его похожим как в федеративное государство, так и конфедеративное союз. Так, право ЕС прямое действие на территории стран-участниц и приоритет перед национальным правом, включая приоритет постановлений ЕС перед более поздними национальными законами.

В то же время цели ЕС несколько шире, чем в обычных международных организаций. В их числе не только создание политического и торгово-экономического союза стран — Членов Союза, обеспечение свободного движения товаров и услуг, а также миграции рабочей силы в рамках ЕС, но и введение единой валюты (на начале мая 1998 года лидеры Союза приняли решение о переходе на единую валюту — «евро», которая была введена с 1 января 1999 года), фактическая отмена внутренних границ стран Союза, общая внешняя политика и политика в области международной безопасности и др..

Право Европейского Союза состоит из двух больших групп норм:

— Внутреннее право Союза как международной организации,

— Право Союза, регулирующее конкретные виды политической, экономической, социальной и культурной деятельности государств ЕС.

Главными органами ЕС: Европейский Совет, Европейская комиссия, Совет Европейского Союза, Европейский парламент, Европейский суд.

Европейский Совет составляют главы государств и правительств государств — членов ЕС и Председатель Европейской комиссии, их заместители (министры иностранных дел) и члены Комиссии. Совет заседает два раза в год.

Европарламент состоит из депутатов, избираемых в странах-участницах по посредством прямых выборов на пять лет. Европарламент контролирует Европейскую комиссию и Совет, разрабатывает право ЕС и бюджет Союза. Ординарные ежемесячные сессии Европарламент проходят в Страсбурге (Франция), а чрезвычайные сессии — в Брюсселе (Бельгия), где работают комитеты Европарламента. Секретариат Европарламента расположен в

Люксембурге.

Совет Европейского Союза состоит из министров государств-членов (в зависимости от рассматриваемого вопроса). Представительство в Совете, когда требуется квалифицированная большинство голосов, неодинаково. Так, например, Германия имеет 10 голосов, Ирландия — 3, а Люксембург — 2 голоса. Местопребывание Совета — Брюссель.

Европейская комиссия состоит из 20 членов и председателя, назначаемого правительствами государств-членов ЕС с согласия Европарламента. Комиссия наблюдает за соблюдением решений норм и решений ЕС и организует их практическое выполнение.

Штаб-квартира Комиссии находится в Брюсселе.

Европейский суд состоит из 15 судов и 9 генеральных прокуроров, назначаются по общему согласию на б лет. Суд разрешает споры между государствами ЕС, между органами ЕС и государствами-членами, между органами ЕС, между ЕС и юридическими и физическими лицами, готовит экспертные заключения.

С 1 января 1996 г. в ЕС отменены все пошлины на внутреннем европейских границах на все виды товаров, а в отношении государств, не входящих в ЕС, производится единая таможенная политика.

Организация Североатлантического договора (НАТО)

Организация Североатлантического договора (НАТО) создана в соответствии со ст. 9 Североатлантического договора от 4 апреля 1949 года. Подписав Брюссельский договор в марте 1948 года, пять государств Западной Европы, как: Бельгия, Люксембург, Голландия, Великобритания и Франция, — показали свое решительное желание создать общую систему защиты и таким образом усилить взаимные контакты, чтобы противодействовать идеологической, политической и военной угрозе своей безопасности. Затем прошли переговоры между США и Канадой о создании единого Североатлантический альянс, основанного на гарантиях безопасности и взаимных обязательств между Европой и Северной Америкой. Страны — члены Брюссельского договора пригласили Данию, Исландию, Италию,. Норвегию и Португалию принять участие в данном процессе. Результатом переговоров стало подписание в апреле 1949 года Вашингтонского договора, основал общую систему безопасности, основанную на партнерстве этих двенадцати стран. В 1952 году к договору присоединились Греция и Турция. В 1955 году в Альянс вступила Федеративная Республика Германия. В 1982 году его членом стала Испания. В 1999 году произошло расширение НАТО на Восток — в него вступили Венгрия, Польша и Чехия.

Таким образом, в НАТО в настоящее время входят 19 государств. Однако степень их интеграции в Североатлантический альянс разнообразна. Например, Исландия, что не собственных вооруженных сил, не входит в интегрированную военную структуру. Однако она вправе послать гражданского чиновника в Военный комитет. Исландия имеет статус наблюдателя в Комитете военного планирования, Испания не участвует в интегрированной командной структуре НАТО, однако она является полноправным членом Североатлантического совета, Группы ядерного планирования, Комитета военного планирования и Военного комитета. Франция в 1966 году вышла из интегрированной военной структуры НАТО, оставшись в его политической организации.

В соответствии со статьей 10 Североатлантического договора НАТО остается открытым для будущего вступления других европейских государств, готовы воплощать в жизнь его принципы и способствовать безопасности Североатлантического региона.

Североатлантический альянс был создан на основе договора между государствами, каждая из которых добровольно присоединилась к нему после завершения публичных обсуждений в своей стране и соответствующей парламентской процедуре. Договор уважает индивидуальные права всех государств — членов и их международные обязанности соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. Он обязывает каждому государству взять на себя риск и ответственность, связанные с общей безопасностью, и одновременно дает возможность каждому члену Альянса пользоваться преимуществами общей безопасности. Договор также обязывает государства-участников не присоединяться ни к каким международных обязательств, ему противоречат.

Созданный в соответствии со статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций, подтверждает неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную оборону, Альянс является союзом свободных государств, опирается на взаимные гарантии и стабильные взаимоотношения с другими государствами.

Организация Североатлантического договора (НАТО) предусматривает такую структуру, дает возможность добиться поставленной цели. Это — межправительственная организация, в которой все государства-члены сохраняют суверенитет и независимость. Она является форумом, где государства-члены консультируются по любым возникающим вопросам и утверждают решения по политическим и военным проблемам, касающихся их безопасности. Эта организация имеет необходимые органы, обеспечивающие консультации и сотрудничество участников в политической, военной, экономической, научной и других невоенных отраслях.

Первоочередная задача НАТО — защищать свободу и безопасность всех ее членов политическими и военными средствами в соответствии с принципами Устава Организации Объединенных Наций. Основываясь на идеалах демократии, прав человека и верховенства права, Альянс с момента основания направляет свою деятельность на установление справедливого порядка и прочного мира в Европе. Это его стратегическая цель остается неизменной.

В соответствии со статьей 4 Североатлантического договора НАТО служит трансатлантическим форумом для союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность. НАТО сохраняет стратегическое равновесие в всей Европе. Участники Североатлантического договора обязуются разрешать все международные споры мирными средствами таким путем, чтобы не были поставлены под угрозу международный мир, безопасность и справедливость. Они содержатся в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения каким-либо средством, несовместимым с целями ООН.

Согласно статье 5 Североатлантического договора вооруженное нападение против одной или нескольких стран НАТО в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение против всех таких стран. Процесс политических изменений в Европе (роспуск Организации Варшавского Договора, объединение Германии, распад социалистической системы СССР и т.д.) обусловил необходимость разработки новой стратегической концепции. Элементы этой концепции закреплены в Лондонской декларации «Североатлантический альянс в процессе перемен» (1990 год), Римской декларации о мир и сотрудничество 1991 года, Новой стратегической концепции альянса 1991 года, Заявлении Совета НАТО в Брюсселе «Партнерство во имя мира» (1994 год). Украина активно участвует в данной программе.

В частности, Римская декларация сессии Совета НАТО о мире и сотрудничестве 1991 предлагает министрам иностранных дел Болгарии, Чехии, Словакии, Литвы, Латвии, Эстонии, Венгрии, Польши, Румынии и России проводить ежегодные встречи с Североатлантическим советом и комитетами НАТО, включая политический и экономический комитеты.

Документ, принятый главами государств и правительств НАТО 11 января 1994 года, касается процедуры основания

программы «Партнерство во имя мира». Эта программа осуществляется под руководством НАТО создает условия для формирования новых отношений в сфере безопасности между НАТО и его партнерами во имя мира. На основе приверженности целям «Партнерство во имя мира »НАТО будут развивать вместе с другими государствами процесс планирования и исследований с целью закладки основы для выявления и оценки сил и мощностей, которые могут быть предоставлены ими для международного боевой подготовки, учений и операций во взаимодействии с силами НАТО. Государства — члены Организации намерены способствовать военной и политической координации в штаб-квартире НАТО с целью обеспечения руководства и управления соответствующей деятельностью на основе партнерства с другими государствами, включая планирование, боевую подготовку, обучение и разработку доктрин. НАТО будет проводить консультации с любым активным участником партнерства, если этот партнер считает, что существует прямая угроза его территориальной целостности, политической независимости или безопасности.

Руководящими органами НАТО: Североатлантический совет, Комитет военного планирования, Группа ядерного планирования, другие комитеты, генеральный секретарь.

Военная структура НАТО состоит из Военных комитетов, Постоянного военного комитета и Международного военного штаба.

Основные принципы сотрудничества Украины с НАТО закреплены в Хартии об особом партнерстве между Украиной и НАТО, подписанной в Мадриде (Испания) 9 июля 1997 года. Согласно разделу II этого документа Украина и НАТО будут строить свои отношения на общей склонности принципам и обязательствам, согласно международного права и международных механизмов, включая Устав ООН, Хельсинкский Заключительный акт и последующие документы ОБСЕ.

Согласно этому Украина и НАТО подтверждают свои обязательства:

— Признавать, что безопасность всех государств в регионе ОБСЕ нераздельной, что каждая страна не может строить свою

безопасность за счет безопасности другой страны, и каждая страна не может рассматривать любую часть региона ОБСЕ как сферу своего влияния;

— Воздерживаться от угрозы силой или использования силы против любого государства любым образом, не

совместимым с принципами Устава ООН или Хельсинкского Заключительного акта, которым руководствуются страны-участницы;

— Признавать неотъемлемое право всех государств свободно выбирать и применять собственные средства обеспечения безопасности, а также право свободы выбора или изменения своих средств обеспечения безопасности, включая союзнические договоры, по мере их эволюции;

— Уважать суверенитет, территориальную целостность и политическую независимость всех других государств, нерушимости границ и развитие добрососедских отношений;

— Признавать верховенство права, укреплять демократию, политический плюрализм и рыночную экономику;

— Признавать права человека и права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам;

— Препятствовать конфликтов и урегулировать споры мирными средствами в соответствии с принципов ООН и ОБСЕ.

Строительство расширенных и глубоких отношений между Украиной и НАТО базируется на основе прочного, стабильного, долгосрочного и равноправного партнерства и сотрудничества с целью укрепления безопасности и стабильности в Североатлантическом регионе, признание жизненно важной роли, которую играют демократия, политический плюрализм, верховенство закона и уважение прав человека и гражданских свобод.

Для осуществления деятельности и целей, предусмотренных Хартией об особом партнерство, разработки общих подходов к европейской безопасности и политических вопросам наша страна открыла в 1998 году Миссия Украины при НАТО, основным задачей этого органа является формирование более высокого уровня доверия, единства целей и навыков консультаций и сотрудничества между Украиной и НАТО.

С целью оперативного ознакомления общественности в столице Украины в мае 1997 года был открыт Центр информации и документации НАТО. Указом Президента Украина от 3 апреля 1997 года создана Государственная межведомственная комиссия по вопросам сотрудничества Украины и НАТО.

readbookz.net

Региональные международные организации и их значение — МегаЛекции

Наряду с универсальными международными организациями в теории международного права выделяют региональные организации. Называются они так, потому что их членами являются государства определенного географического района. Объектом деятельности таких организаций могут быть вопросы в рамках регионального сотрудничества: совместная безопасность, экономическая, социальная, культурная и другие сферы.

В главе VIII Устава ООН предусмотрены условия правомерности создания и деятельности региональных организаций безопасности. Их создание и деятельность должны отвечать целям и принципам Устава ООН, они должны содействовать ООН в решении экономических, социальных, культурных и иных проблем.

Среди значительного числа разнообразных региональных организаций выделяются организации общей компетенции, такие как Организация американских государств, Содружество Независимых Государств и др.

Содружество Независимых Государств (СНГ) (11 государств, ассоциированный член: Туркмения, не ратифицировала устав Украина, Исп. Секретарь Сергей Лебедев) было создано рядом государств из числа бывших республик СССР. Его учредительными документами являются Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г., подписанное в Минске Беларусью, Россией и Украиной, Протокол к Соглашению, подписанный 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате 11 государствами (всеми бывшими республиками СССР, кроме прибалтийских и Грузии), и Алма-Атинская декларация от 21 декабря 1991 г. На заседании Совета глав государств СНГ в Минске 22 января 1993 г. был принят Устав Содружества (от имени Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана).

Целями Содружества являются:

1) осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

2) создание общего экономического пространства;

3) обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами международного права и документами СБСЕ;



4) сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности и осуществлении разоружения;

5) содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;

6) взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;

7) мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества (ст. 2 Устава СНГ).

В Уставе признается наличие интересов Содружества в целом и определяются сферы совместной деятельности государств-членов, сформулированные с учетом Минского соглашения от 8 декабря 1991 г.:

1) обеспечение прав и основных свобод человека;

2) координация внешнеполитической деятельности;

3) сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков;

4) таможенная политика;

5) сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;

6) охрана здоровья и окружающей среды;

7) вопросы социальной и миграционной политики; борьба с организованной преступностью;

8) сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

Этот перечень может быть дополнен по взаимному согласию государств-членов.

На основании Устава СНГ различаются государства-учредители и государства — члены Содружества. К первой категории отнесены те государства, которые подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. и Протокол к нему от 21 декабря 1991 г. к моменту принятия Устава СНГ, а именно Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина (подписали, но не ратифицировали учредительные соглашения Азербайджан и Молдова).

Государствами — членами СНГ следует считать те государства, которые примут на себя обязательства по Уставу СНГ в течение года после его утверждения. Прием в СНГ открыт для всех государств, которые разделяют его цели и принципы и принимают на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов. Предусматривается также возможность участия государств в отдельных видах деятельности Содружества на правах ассоциированных членов.

Высшим органом Содружества является Совет глав государств, который уполномочен обсуждать и решать принципиальные вопросы, связанные с деятельностью членов СНГ в сфере их общих интересов. Совет собирается на заседания два раза в год и может проводить внеочередные заседания по инициативе одного из государств-членов.

Совет глав правительств координирует сотрудничество органов исполнительной власти членов СНГ в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. Он собирается на заседания четыре раза в год и может проводить внеочередные заседания по инициативе правительства одного из государств-членов.

Решения обоих советов принимаются консенсусом. Любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно препятствовать принятию решения.

Созданы координационные органы СНГ:в области внешнеполитической деятельности — Совет министров иностранных дел; в области коллективной безопасности и военно-политического сотрудничества — Совет министров обороны, Главное командование Объединенных вооруженных сил, Совет командующих пограничными войсками. Предусмотрены также координационные органы отраслевого сотрудничества.

В рамках Содружества должны действовать Экономический суд в целях разрешения споров, возникающих при исполнении экономических обязательств, а также толкования соглашений и иных актов Содружества по экономическим вопросам, Комиссия по правам человека, призванная наблюдать за выполнением обязательств по правам человека, взятых на себя членами СНГ.

Постоянно действующим исполнительным и координирующим органом Содружества является Координационно-консультативный комитет, созданный в апреле 1993 г. на заседании Совета глав государств в Минске. Он состоит из постоянных полномочных представителей, по два от каждого государства — члена СНГ, и Координатора Комитета, назначаемого Советом глав государств. Комитет вырабатывает и вносит предложения по всем вопросам деятельности Содружества, способствует реализации договоренностей по конкретным направлениям экономических взаимоотношений, содействует работе всех органов Содружества. При нем имеется Секретариат. Местопребывание Комитета и Секретариата — Минск (Беларусь).

В Уставе СНГ предусмотрено, что он вступит в силу для всех государств-учредителей с момента сдачи на хранение ратификационных грамот всеми государствами-учредителями либо для государств-учредителей, сдавших свои ратификационные грамоты через один год после принятия Устава.

Лига арабских государств

Начало созданию ЛАГ положило принятие 7 октября 1944 г. Александрийского протокола, который подписали представители Сирии, Ливана, Трансиордании, Ирака, Египта, Саудовской Аравии, Йемена и арабского народа Палестины. В протоколе были сформу­лированы основные цели и принципы, на которых должна была быть построена будущая Лига. 22 марта 1945 г. в Каире состоялась общеа­рабская конференция, в которой приняли участие семь арабских государств (Сирия, Ливан, Иордания, Ирак, Саудовская Аравия, Йемен и Египет), и в тот же день состоялось подписание Пакта ЛАГ представителями шести арабских государств (представитель Йемена подписал Пакт позднее, 5 мая 1945 г.). Пакт ЛАГ вступил в силу 10 мая 1945 г. В настоящее время число участников Пакта — более двадцати. Членом Лиги согласно Пакту (ст. 1) может стать любое независимое арабское государство (хотя в ЛАГ входят, например, Джибути и Сомали, не являющиеся арабскими государствами).

Целями Лиги являются: обеспечение более тесных отношений между государствами — членами Лиги; координация их политичес­ких действий; обеспечение их независимости и суверенитета.

Сотрудничество членами ЛАГ осуществляется в следующих сфе­рах:

экономические и финансовые проблемы;

транспорт и связь;

вопросы культуры, здравоохранения;

гуманитарные проблемы.

Высшим органом ЛАГ является Совет ЛАГ, в котором представ­лены все участники Пакта. Решения, принятые Советом единогласно, обязательны для всех членов ЛАГ, решения, принятые большинством голосов, обязательны только для тех государств, которые с ними соглашаются.

В случае агрессии или угрозы агрессии против государства — члена ЛАГ это государство может потребовать немедленного созыва Совета ЛАГ, который намечает меры для устранения агрессии, в том числе принудительными мерами. Объединенный совет обороны и Постоянная военная комиссия оказывают консультативную помощь Совету.

Совет также вправе рассматривать споры между государствами ЛАГ.

Совет избирает на пять лет Генерального секретаря ЛАГ.

С 1964 г. в рамках ЛАГ действует Конференция глав государств и правительств, на которой обсуждаются наиболее важные вопросы.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *