Важно также что в процессе передачи может искажаться или теряться – Информационные процессы — урок. Информатика, 10 класс.

Контрольная работа «Информационные процессы»

10 класс

Контрольная работа № 2 «Информационные процессы»

1 вариант

Блок А

Выберите один правильный вариант ответа

  1. Укажите, чем отличались ЭВМ различных поколений:

  1. Размерами и названиями

  2. Техническими характеристиками и элементной базой

  3. Размерами дискет и мониторов

  4. Ценами и дополнительными устройствами

  1. Укажите наименьшую единицу измерения информации:

  1. Байт в. Килобайт

  2. Бит г. Мегайбайт

  1. Процесс распространения информации в пространстве – это:

  1. Передача информации в. Защита информации

  2. Получение информации г. Обработка информации

  1. Определите, что такое процессор:

  1. Это устройство, которое выполняет все действия и команды

  2. Это устройство, которое управляет памятью ЭВМ

  3. Это устройство, которое запускает компьютерные игры

  4. Это устройство, которое питает компьютер

  1. Под носителем информации понимают:

  1. Линия связи для передачи информации

  2. Параметры физического процесса произвольного происхождения, которые интерпретируется как информационный сигнал

  3. Устройство для хранения данных в компьютере

  4. Аналого-цифровой преобразователь

  5. Среду для записи и хранения информации

  1. Элементной базой 2 поколения ЭВМ стало:

  1. Транзисторы в. Интегральные схемы

  2. Электронные лампы г. Микропроцессоры

  1. В системе команд машины Поста, команда «» обозначает:

  1. Стирание метки

  2. Запись метки

  3. Сдвиг метки на 2 шага

  4. Остановка выполнения программы

  1. Процесс представления информации в виде, удобном для ее хранения и передачи – это…

  1. Декодирование в. Преобразование

  2. Шифрование г. Кодирование

Блок В

  1. Дополните в предложении недостающие слова.

  1. Основными устройствами для быстрой ___________ информации на большие расстояния в данное время являются телеграф, радио, телефон, телевизионный передатчик телекоммуникационной сети на базе вычислительных систем.

  2. Такие средства связи принято называть __________ передачи информации.

  3. Важно также, что в процессе передачи ____________ может искажаться или теряться.

  4. Это получается в тех случаях, когда информационные каналы плохого качества, или на линии связи присутствуют ___________.

  5. Передача информации – это всегда двусторонний процесс, в котором есть ____________, который передает информацию и есть __________, который ее получает.

  1. В следующих примерах, укажите источник и приемник информации:

  1. Мальчик просыпается от звонка будильника.

  2. Диспетчер сообщает, что автобусный рейс отменяется.

  1. Дополните недостающие магнитные и оптические носители информации:

Диски, CD, _______, _______, _______.

  1. Дополните недостающие свойства алгоритма:

Дискретность, понятность, _________,_________.

Блок С

Дайте развернутый ответ на вопрос

  1. Назовите сравнительные преимущества и недостатки магнитных и оптических носителей.

10 класс

Контрольная работа № 2 «Информационные процессы»

2 вариант

Блок А

Выберите один правильный вариант ответа

  1. Процесс сбора, передачи, хранения и обработки информации – это…

  1. Информационный поток

  2. Информационный процесс

  3. Информационный язык

  4. Информационная деятельность

  1. Укажите, сколько поколений вы знаете

  1. 2 в. 4

  2. 3 г. 5

  1. Укажите, сколько байт в одном килобайте:

  1. 1 000 в. 1 004

  2. 2 000 г. 1 024

  1. Укажите, что такое шина:

  1. Устройство для обмена информацией между процессором и памятью компьютера

  2. Клавиатура и монитор

  3. Один из видов памяти компьютера

  4. Устройство для ввода звуковой информации в компьютер

  1. Кем была предложена модель процесса передачи информации по техническим каналам связи:

  1. Н.Винер в. Э.Пост

  2. А.Тьюринг г. К.Шеннон

  1. Элементной базой 2 поколения ЭВМ стало:

  1. Транзисторы в. Интегральные схемы

  2. Электронные лампы г. Микропроцессоры

  1. В системе команд машины Поста, команда «» обозначает:

  1. Стирание метки

  2. Запись метки

  3. Сдвиг метки на 2 шага

  4. Остановка выполнения программы

  1. Знаковая система представления и передачи информации – это…

  1. Язык в. Рисунок

  2. Код г. Шифр

Блок В

  1. Дополните в предложении недостающие слова.

  1. Основными устройствами для быстрой ___________ информации на большие расстояния в данное время являются телеграф, радио, телефон, телевизионный передатчик телекоммуникационной сети на базе вычислительных систем.

  2. Такие средства связи принято называть __________ передачи информации.

  3. Важно также, что в процессе передачи ____________ может искажаться или теряться.

  4. Это получается в тех случаях, когда информационные каналы плохого качества, или на линии связи присутствуют ___________.

  5. Передача информации – это всегда двусторонний процесс, в котором есть ____________, который передает информацию и есть __________, который ее получает.

  1. В следующих примерах, укажите источник и приемник информации:

  1. Мальчик просыпается от звонка будильника.

  2. Диспетчер сообщает, что автобусный рейс отменяется.

  1. Дополните недостающие магнитные и оптические носители информации:

Диски, CD, _______, _______, _______.

  1. Дополните недостающие свойства алгоритма:

Дискретность, понятность, _________,_________.

Блок С

Дайте развернутый ответ на вопрос

  1. В чем состоялся отход от архитектуры фон Неймана на ЭВМ второго и третьего поколений?

infourok.ru

Информационные процессы. Работа с тренажером клавиатуры

Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 7 классы | Планирование уроков на учебный год (учебник И.Г. Семакина и др.) | Информационные процессы





§3. Информационные процессы


Основные темы параграфа:

— основные информационные процессы;
— хранение информации;
— передача информации;
— обработка информации;
— поиск информации;
— информационные процессы в живой природе.

Изучаемые вопросы:

— Способы хранения информации (внутренняя и внешняя память).
— Приём и отправление – две стороны процесса передачи информации.
— Некоторые способы обработки информации.


Основные информационные процессы

А теперь зададимся вопросом: что делает человек с полученной информацией?

Во-первых, он ее стремится сохранить: запомнить или записать.

Во-вторых, он передает ее другим людям.

В-третьих, человек сам создает новые знания, новую информацию, выполняя обработку данной ему информации.

Какой бы информационной деятельностью люди ни занимались, вся она сводится к осуществлению трех основных процессов: хранения, передачи и обработки информации

  (рис. 1.3).


Хранение информации

Люди хранят информацию либо в собственной памяти (иногда говорят — «в уме»), либо на каких-то внешних носителях. Чаще всего — на бумаге.

Те сведения, которые мы помним, всегда нам доступны. Например, если вы запомнили таблицу умножения, то вам никуда не нужно заглядывать для того, чтобы ответить на вопрос: сколько будет пятью пять? Каждый человек помнит свой домашний адрес, номер телефона, а также адреса и телефоны близких людей. Если же ему понадобится адрес или телефон, которого он не помнит, то он обращается к записной книжке или к телефонному справочнику.

Память человека можно условно назвать оперативной. Здесь слово «оперативный» является синонимом слова «быстрый». Человек быстро воспроизводит сохраненные в памяти знания.

Свою память мы еще можем назвать внутренней памятью. Тогда информацию, сохраненную на внешних носителях (в записных книжках, справочниках, энциклопедиях, магнитных записях), можно назвать нашей внешней памятью.

Человек что-то может забыть. Информация на внешних носителях хранится дольше, надежнее. Именно с помощью внешних носителей люди передают свои знания из поколения в поколение.

Передача информации

Распространение информации между людьми происходит в процессе ее передачи. Передача может происходить при непосредственном разговоре между людьми, через переписку, с помощью технических средств связи: телефона, радио, телевидения, компьютерной сети.

В передаче информации всегда участвуют две стороны: есть источник и есть приемник информации.

Источник передает (отправляет) информацию, а приемник ее получает (воспринимает)

. Читая книгу или слушая учителя, вы являетесь приемниками информации, работая над сочинением по литературе или отвечая на уроке, — источником информации. Каждому человеку постоянно приходится переходить от роли источника к роли приемника информации.

Передача информации от источника к приемнику всегда происходит через какой-то канал передачи. При непосредственном разговоре — это звуковые волны; при переписке — это почтовая связь; при телефонном разговоре — это система телефонной связи. В процессе передачи информация может искажаться или теряться, если информационные каналы имеют плохое качество или на линии связи действуют помехи (шумы). Многие знают, как трудно бывает общаться при плохой телефонной связи.

Обработка информации

Обработка информации — третий вид информационных процессов. Вот хорошо вам знакомый пример — решение математической задачи: даны длины двух катетов прямоугольного треугольника, нужно определить длину его третьей стороны — гипотенузы. Чтобы решить задачу, ученик кроме исходных данных должен знать математическое правило, с помощью которого можно найти решение. В данном случае это теорема Пифагора: «Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов». Применяя эту теорему, получаем искомую величину. Здесь обработка заключается в том, что новые данные получаются путем вычислений, выполненных над исходными данными.

Вычисление — лишь один из вариантов обработки информации. Новую информацию можно вывести не только путем математических расчетов. Вспомните истории Шерлока Холмса, героя книг Конан Дойля. Имея в качестве исходной информации часто очень запутанные показания свидетелей и косвенные улики, Холмс с помощью логических рассуждений прояснял всю картину событий и разоблачал преступника. Логические рассуждения — это еще один способ обработки информации.

Процесс обработки информации не всегда связан с получением каких-то новых сведений. Например, при переводе текста с одного языка на другой происходит обработка информации, изменяющая ее форму, но не содержание.

Преобразование представления информации из одной символьной формы в другую, удобную для ее хранения, передачи или обработки, без изменения содержания информации — это кодирование.

Особенно широко понятие кодирования стало употребляться с развитием технических средств хранения, передачи и обработки информации (телеграф, радио, компьютеры). Например, в начале XX века телеграфные сообщения кодировались и передавались с помощью азбуки Морзе.

Часто кодирование производится в целях засекречивания содержания текста. В таком случае его называют шифрованием.

Еще одной разновидностью обработки информации является ее сортировка (иногда говорят — упорядочение). Например, вы решили записать адреса и телефоны всех своих одноклассников на отдельные карточки. В каком порядке нужно сложить эти карточки, чтобы затем было удобно искать среди них нужные сведения? Скорее всего, вы сложите их в алфавитном порядке по фамилиям. В информатике организация информации (данных) по какому-либо правилу, связывающему ее в единое целое, называется структурированием.

Поиск информации

Нам с вами очень часто приходится заниматься поиском информации: в словаре искать перевод иностранного слова, в телефонном справочнике — номер телефона, в железнодорожном расписании — время отправления поезда, в учебнике математики — нужную формулу, на схеме метро — маршрут движения, в библиотечном каталоге — сведения о нужной книге. Можно привести еще много примеров. Все это — процессы поиска информации на внешних носителях: книгах, схемах, таблицах, картотеках.

Информационные процессы в живой природе

Можно ли утверждать, что с информацией и информационными процессами связана только жизнь человека? Конечно, нет! Науке известно множество фактов, подтверждающих протекание информационных процессов в живой природе. Животным свойственна память: они помнят дорогу к месту своего обитания, места добывания пищи; домашние животные отличают знакомых людей от незнакомых. Многие животные обладают обостренным обонянием, несущим им ценную информацию. Конечно, способности животных к обработке информации значительно ниже, чем у человека. Однако многие факты разумного поведения свидетельствуют об их способности к определенным умозаключениям.

Коротко о главном

Информационная деятельность человека связана с осуществлением трех видов информационных процессов: хранения, передачи и обработки информации.

Человек хранит информацию в собственной памяти (внутренняя, оперативная информация) и на внешних носителях: бумаге, магнитных и других носителях (внешняя информация).

Процесс передачи информации протекает от источника к приемнику по информационным каналам связи.

Процесс обработки информации связан с получением новой информации, изменением формы или структуры имеющейся информации.

Важным информационным процессом является поиск информации.

Информационные процессы протекают и в живой природе.

Вопросы и задания

1. Приведите свои примеры профессий, в которых основным видом деятельности является работа с информацией.

2. Назовите три основных вида информационных процессов.

3. Почему информацию, которую мы «помним наизусть», можно назвать оперативной? Приведите примеры оперативной информации, которой вы владеете.

4. Приведите примеры ситуаций, в которых вы являетесь источником информации, приемником информации. Какую роль за сегодняшний день вам чаще приходилось выполнять? Обоснуйте ответ.

5. Приведите различные примеры процесса обработки информации. Определите, по каким правилам она производится в каждом примере.

Электронное приложение к уроку


Вернуться к материалам урока
Презентации, плакаты, текстовые файлы Ресурсы ЕК ЦОР
Видео к уроку

Cкачать материалы урока


xn—-7sbbfb7a7aej.xn--p1ai

Сайт учителя информатики — Информационные процессы

§ 3. Информационные процессы

Основные темы параграфа: 

• основные информационные процессы;
• хранение информации;
• передача информации;
• обработка информации;
• поиск информации;
• информационные процессы в живой природе. 

 

Основные информационные процессы 

А теперь зададимся вопросом: что делает человек с полученной информацией? Во-первых, он ее стремится сохранить: запомнить или записать. Во-вторых, он передает ее другим людям. В-третьих, человек сам создает новые знания, новую информацию, выполняя обработку данной ему информации. Какой бы информационной деятельностью люди не занимались, вся она сводится к осуществлению трех процессов: хранению, передаче и обработке информации (рис. 1.3). 


 

Хранение информации 

Люди хранят информацию либо в собственной памяти (иногда говорят — «в уме»), либо на каких-то внешних носителях. Чаще всего — на бумаге. 

Те сведения, которые мы помним, всегда нам доступны. Например, если вы запомнили таблицу умножения, то вам никуда не нужно заглядывать для того, чтобы ответить на вопрос: сколько будет пятью пять? Каждый человек помнит свой домашний адрес, номер телефона, а также адреса и телефоны близких людей. Если же понадобился адрес или телефон, которого мы не 
помним, то обращаемся к записной книжке или к телефонному справочнику. 

Память человека можно условно назвать оперативной. Здесь слово «оперативный» является синонимом слову «быстрый». Человек быстро воспроизводит сохраненные в памяти знания. Свою память мы еще можем назвать внутренней памятью. Тогда информацию, сохраненную на внешних носителях (в записных книжках, справочниках, энциклопедиях, магнитных записях), можно назвать нашей внешней памятью. 

Человек нередко что-то забывает. Информация на внешних носителях хранится дольше, надежнее. Именно с помощью внешних носителей люди передают свои знания из поколения в поколение. 

Передача информации 

Распространение информации между людьми происходит в процессе ее передачи. Передача может происходить при непосредственном разговоре между людьми, через переписку, с помощью технических средств связи: телефона, радио, телевидения, компьютерной сети. 

В передаче информации всегда участвуют две стороны: есть источник и есть приемник информации. Источник передает (отправляет) информацию, а приемник ее получает (воспринимает). Читая книгу или слушая учителя, вы являетесь приемниками информации, работая над сочинением по литературе или отвечая на уроке, — источником информации. Каждому человеку 
постоянно приходится переходить от роли источника к роли приемника информации. 

Передача информации от источника к приемнику всегда происходит через какой-то канал передачи. При непосредственном разговоре — это 
звуковые волны; при переписке — это почтовая связь; при телефонном разговоре — это система телефонной связи. В процессе передачи информация может искажаться или теряться, если информационные каналы имеют плохое качество или на линии связи действуют помехи (шумы). Многие знают, как трудно бывает общаться при плохой телефонной связи. 

Обработка информации 

Обработка информации — третий вид информационных процессов. Вот хорошо вам знакомый пример — решение математической задачи: даны значения длин двух катетов прямоугольного треугольника, нужно определить его третью сторону — гипотенузу. Чтобы решить задачу, ученик кроме исходных данных должен знать математическое правило, с помощью которого 
можно найти решение. В данном случае это теорема Пифагора: «квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов». Применяя эту теорему, получаем искомую величину. Здесь обработка заключается в том, что новые данные получаются путем вычислений, выполненных над исходными данными. 

Вычисление — лишь один из вариантов обработки информации. Новую информацию можно вывести не только путем математических расчетов. Вспомните истории Шерлока Холмса, героя книг Конан Дойля. Имея в качестве исходной информации часто очень запутанные показания свидетелей и косвенные улики, Холмс с помощью логических рассуждений прояснял всю картину событий и разоблачал преступника. Логические рассуждения — это еще один способ обработки информации. 

Процесс обработки информации не всегда связан с получением каких-то новых сведений. Например, при переводе текста с одного языка на другой происходит обработка информации, изменяющая ее форму, но не содержание. 

К этому же виду обработки относится кодирование информации. Кодирование — это преобразование представления информации из одной символьной формы в другую, удобную для ее хранения, передачи или обработки. 

Особенно широко понятие кодирования стало употребляться с развитием технических средств хранения, передачи и обработки информации (телеграф, радио, компьютеры). Например, в начале XX века телеграфные сообщения кодировались и передавались с помощью азбуки Морзе. Иногда кодирование производится в целях засекречивания содержания текста. В таком случае его называют шифрованием. 

Еще одной разновидностью обработки информации является ее сортировка (иногда говорят — упорядочение). Например, вы решили записать адреса и телефоны всех своих одноклассников на отдельные карточки. В каком порядке нужно сложить эти карточки, чтобы затем было удобно искать среди них нужные сведения? Скорее всего, вы сложите их в алфавитном 
порядке по фамилиям. В информатике организация данных по какому-либо правилу, связывающему ее в единое целое, называется структурированием. 


Поиск информации 

Нам с вами очень часто приходится заниматься поиском информации: в словаре искать перевод иностранного слова, в телефонном справочнике — номер телефона, в железнодорожном расписании — время отправления поезда, в учебнике математики — нужную формулу, на схеме метро — маршрут движения, в библиотечном каталоге — сведения о нужной книге. Можно 
привести еще много примеров. Все это — процессы поиска информации на внешних носителях: книгах, схемах, таблицах, картотеках. 


 

Информационные процессы в живой природе 

Можно ли утверждать, что с информацией и информационными процессами связана только жизнь человека? Конечно, нет! Науке известно множество фактов, подтверждаюaщих протекание информационных процессов в живой природе. Животным свойственна память; они помнят дорогу к месту своего обитания, места добывания пищи; домашние животные отличают 
знакомых людей от незнакомых. Многие животные обладают обостренным обонянием, несущим им ценную информацию. Конечно, способности животных к обработке информации значительно ниже, чем у человека. Однако многие факты разумного поведения свидетельствуют об их способности к определенным умозаключениям. 


Коротко о главном 

Информационная деятельность человека связана с осуществлением трех видов информационных процессов: хранением, передачей и обработкой информации. 

Человек хранит информацию в собственной памяти (внутренняя, оперативная информация) и на внешних носителях: бумаге, магнитной ленте и пр. (внешняя информация). 

Процесс передачи информации протекает от источника к приемнику по информационным каналам связи. 

Процесс обработки информации связан с получением новой информации, изменением формы или структуры имеющейся информации. Важным информационным процессом является поиск информации. Информационные процессы протекают и в живой природе. 


 

Вопросы и задания 

1. Приведите свои примеры профессий, в которых основным видом деятельности является работа с информацией.
2. Назовите три основных вида информационных процессов.
3. Почему информацию, которую мы «помним наизусть», можно назвать оперативной? Приведите примеры оперативной информации, которой вы владеете.
4. Приведите примеры ситуаций, в которых вы являетесь источником информации, приемником информации. Какую роль за сегодняшний день вам чаще приходилось выполнять?
5. Приведите различные примеры процесса обработки информации. Определите, по каким правилам она производится в каждом примере.

inf31-mmv.ucoz.ru

Сайт учителя информатики — Информационные процессы

§ 3. Информационные процессы

Основные темы параграфа: 

• основные информационные процессы;
• хранение информации;
• передача информации;
• обработка информации;
• поиск информации;
• информационные процессы в живой природе. 

 
 

Основные информационные процессы 

А теперь зададимся вопросом: что делает человек с полученной информацией? Во-первых, он ее стремится сохранить: запомнить или записать. Во-вторых, он передает ее другим людям. В-третьих, человек сам создает новые знания, новую информацию, выполняя обработку данной ему информации. Какой бы информационной деятельностью люди не занимались, вся она сводится к осуществлению трех процессов: хранению, передаче и обработке информации (рис. 1.3). 


 

Хранение информации 

Люди хранят информацию либо в собственной памяти (иногда говорят — «в уме»), либо на каких-то внешних носителях. Чаще всего — на бумаге. 

Те сведения, которые мы помним, всегда нам доступны. Например, если вы запомнили таблицу умножения, то вам никуда не нужно заглядывать для того, чтобы ответить на вопрос: сколько будет пятью пять? Каждый человек помнит свой домашний адрес, номер телефона, а также адреса и телефоны близких людей. Если же понадобился адрес или телефон, которого мы не 
помним, то обращаемся к записной книжке или к телефонному справочнику. 

Память человека можно условно назвать оперативной. Здесь слово «оперативный» является синонимом слову «быстрый». Человек быстро воспроизводит сохраненные в памяти знания. Свою память мы еще можем назвать внутренней памятью. Тогда информацию, сохраненную на внешних носителях (в записных книжках, справочниках, энциклопедиях, магнитных записях), можно назвать нашей внешней памятью. 

Человек нередко что-то забывает. Информация на внешних носителях хранится дольше, надежнее. Именно с помощью внешних носителей люди передают свои знания из поколения в поколение. 

Передача информации 

Распространение информации между людьми происходит в процессе ее передачи. Передача может происходить при непосредственном разговоре между людьми, через переписку, с помощью технических средств связи: телефона, радио, телевидения, компьютерной сети. 

В передаче информации всегда участвуют две стороны: есть источник и есть приемник информации. Источник передает (отправляет) информацию, а приемник ее получает (воспринимает). Читая книгу или слушая учителя, вы являетесь приемниками информации, работая над сочинением по литературе или отвечая на уроке, — источником информации. Каждому человеку 
постоянно приходится переходить от роли источника к роли приемника информации. 

Передача информации от источника к приемнику всегда происходит через какой-то канал передачи. При непосредственном разговоре — это 
звуковые волны; при переписке — это почтовая связь; при телефонном разговоре — это система телефонной связи. В процессе передачи информация может искажаться или теряться, если информационные каналы имеют плохое качество или на линии связи действуют помехи (шумы). Многие знают, как трудно бывает общаться при плохой телефонной связи. 

Обработка информации 

Обработка информации — третий вид информационных процессов. Вот хорошо вам знакомый пример — решение математической задачи: даны значения длин двух катетов прямоугольного треугольника, нужно определить его третью сторону — гипотенузу. Чтобы решить задачу, ученик кроме исходных данных должен знать математическое правило, с помощью которого 
можно найти решение. В данном случае это теорема Пифагора: «квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов». Применяя эту теорему, получаем искомую величину. Здесь обработка заключается в том, что новые данные получаются путем вычислений, выполненных над исходными данными. 

Вычисление — лишь один из вариантов обработки информации. Новую информацию можно вывести не только путем математических расчетов. Вспомните истории Шерлока Холмса, героя книг Конан Дойля. Имея в качестве исходной информации часто очень запутанные показания свидетелей и косвенные улики, Холмс с помощью логических рассуждений прояснял всю картину событий и разоблачал преступника. Логические рассуждения — это еще один способ обработки информации. 

Процесс обработки информации не всегда связан с получением каких-то новых сведений. Например, при переводе текста с одного языка на другой происходит обработка информации, изменяющая ее форму, но не содержание. 

К этому же виду обработки относится кодирование информации. Кодирование — это преобразование представления информации из одной символьной формы в другую, удобную для ее хранения, передачи или обработки. 

Особенно широко понятие кодирования стало употребляться с развитием технических средств хранения, передачи и обработки информации (телеграф, радио, компьютеры). Например, в начале XX века телеграфные сообщения кодировались и передавались с помощью азбуки Морзе. Иногда кодирование производится в целях засекречивания содержания текста. В таком случае его называют шифрованием. 

Еще одной разновидностью обработки информации является ее сортировка (иногда говорят — упорядочение). Например, вы решили записать адреса и телефоны всех своих одноклассников на отдельные карточки. В каком порядке нужно сложить эти карточки, чтобы затем было удобно искать среди них нужные сведения? Скорее всего, вы сложите их в алфавитном 
порядке по фамилиям. В информатике организация данных по какому-либо правилу, связывающему ее в единое целое, называется структурированием. 


Поиск информации 

Нам с вами очень часто приходится заниматься поиском информации: в словаре искать перевод иностранного слова, в телефонном справочнике — номер телефона, в железнодорожном расписании — время отправления поезда, в учебнике математики — нужную формулу, на схеме метро — маршрут движения, в библиотечном каталоге — сведения о нужной книге. Можно 
привести еще много примеров. Все это — процессы поиска информации на внешних носителях: книгах, схемах, таблицах, картотеках. 


 

Информационные процессы в живой природе 

Можно ли утверждать, что с информацией и информационными процессами связана только жизнь человека? Конечно, нет! Науке известно множество фактов, подтверждаюaщих протекание информационных процессов в живой природе. Животным свойственна память; они помнят дорогу к месту своего обитания, места добывания пищи; домашние животные отличают 
знакомых людей от незнакомых. Многие животные обладают обостренным обонянием, несущим им ценную информацию. Конечно, способности животных к обработке информации значительно ниже, чем у человека. Однако многие факты разумного поведения свидетельствуют об их способности к определенным умозаключениям. 


Коротко о главном 

Информационная деятельность человека связана с осуществлением трех видов информационных процессов: хранением, передачей и обработкой информации. 

Человек хранит информацию в собственной памяти (внутренняя, оперативная информация) и на внешних носителях: бумаге, магнитной ленте и пр. (внешняя информация). 

Процесс передачи информации протекает от источника к приемнику по информационным каналам связи. 

Процесс обработки информации связан с получением новой информации, изменением формы или структуры имеющейся информации. Важным информационным процессом является поиск информации. Информационные процессы протекают и в живой природе. 


 

Вопросы и задания 

1. Приведите свои примеры профессий, в которых основным видом деятельности является работа с информацией.
2. Назовите три основных вида информационных процессов.
3. Почему информацию, которую мы «помним наизусть», можно назвать оперативной? Приведите примеры оперативной информации, которой вы владеете.
4. Приведите примеры ситуаций, в которых вы являетесь источником информации, приемником информации. Какую роль за сегодняшний день вам чаще приходилось выполнять?
5. Приведите различные примеры процесса обработки информации. Определите, по каким правилам она производится в каждом примере.

inf31-mmv.ucoz.ru

сбор, обмен, накопление, хранение и обработка информации. Информационная система и автоматизированная информационная система (аис). Классификация аис, структура аис.

Основные информационные процессы. А теперь зададимся вопросом: что делает человек с полученной информацией? Во-первых, он ее стремится сохранить: запомнить или записать. Во-вторых, он передает ее другим людям. В третьих, человек сам создает новые знания, новую информацию, выполняя обработку данной ему информации. Какой бы информационной деятельностью люди не занимались, вся она сводится к осуществлению трех процессов: хранению, передаче и обработке информации (рис. 1.3).

Хранение информации.Люди хранят информацию либо в собственной памяти (иногда говорят — «в уме»), либо на каких-то внешних носителях. Чаще всего — на бумаге.

Те сведения, которые мы помним, всегда нам доступны. Например, если вы запомнили таблицу умножения, то вам никуда не нужно заглядывать для того, чтобы ответить на вопрос: сколько будет пятью пять? Каждый человек помнит свой домашний адрес, номер телефона, а также адреса и телефоны близких людей. Если же понадобился адрес или телефон, которого мы не помним, то обращаемся к записной книжке или к телефонному справочнику.

Память человека можно условно назвать оперативной. Здесь слово «оперативный» является синонимом слову «быстрый». Человек быстро воспроизводит сохраненные в памяти знания. Свою память мы еще можем назвать внутренней памятью. Тогда информацию, сохраненную на внешних носителях (в записных книжках, справочниках, энциклопедиях, магнитных записях), можно назвать нашей внешней памятью.

Человек нередко что-то забывает. Информация на внешних носителях хранится дольше, надежнее. Именно с помощью внешних носителей люди передают свои знания из поколения в поколение.

Передача информации.Распространение информации между людьми происходит в процессе ее передачи. Передача может происходить при непосредственном разговоре между людьми, через переписку, с помощью технических средств связи: телефона, радио, телевидения, компьютерной сети.

В передаче информации всегда участвуют две стороны: есть источник и есть приемник информации. Источник передает (отправляет) информацию, а приемник ее получает (воспринимает). Читая книгу или слушая учителя, вы являетесь приемниками информации, работая над сочинением по литературе или отвечая на уроке, — источником информации. Каждому человеку постоянно приходится переходить от роли источника к роли приемника информации.

Передача информации от источника к приемнику всегда происходит через какой-то канал передачи. При непосредственном разговоре — это звуковые волны; при переписке — это почтовая связь; при телефонном разговоре — это система телефонной связи. В процессе передачи информация может искажаться или теряться, если информационные каналы имеют плохое качество или на линии связи действуют помехи (шумы). Многие знают, как трудно бывает общаться при плохой телефонной связи.

Обработка информации.Обработка информации — третий вид информационных процессов. Вот хорошо вам знакомый пример — решение математической задачи: даны значения длин двух катетов прямоугольного треугольника, нужно определить его третью сторону — гипотенузу. Чтобы решить задачу, ученик кроме исходных данных должен знать математическое правило, с помощью которого можно найти решение. В данном случае это теорема Пифагора: «квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов». Применяя эту теорему, получаем искомую величину. Здесь обработка заключается в том, что новые данные получаются путем вычислений, выполненных над исходными данными.

Вычисление — лишь один из вариантов обработки информации. Новую информацию можно вывести не только путем математических расчетов. Вспомните истории Шерлока Холмса, героя книг Конан Дойля. Имея в качестве исходной информации часто очень запутанные показания свидетелей и косвенные улики, Холмс с помощью логических рассуждений прояснял всю картину событий и разоблачал преступника. Логические рассуждения — это еще один способ обработки информации.

Процесс обработки информации не всегда связан с получением каких-то новых сведений. Например, при переводе текста с одного языка на другой происходит обработка информации, изменяющая ее форму, но не содержание.

К этому же виду обработки относится кодирование информации. Кодирование — это преобразование представления информации из одной символьной формы в другую, удобную для ее хранения, передачи или обработки.

Особенно широко понятие кодирования стало употребляться с развитием технических средств хранения, передачи и обработки информации (телеграф, радио, компьютеры). Например, в начале XX века телеграфные сообщения кодировались и передавались с помощью азбуки Морзе. Иногда кодирование производится в целях засекречивания содержания текста. В таком случае его называют шифрованием.

Еще одной разновидностью обработки информации является ее сортировка (иногда говорят — упорядочение). Например, вы решили записать адреса и телефоны всех своих одноклассников на отдельные карточки. В каком порядке нужно сложить эти карточки, чтобы затем было удобно искать среди них нужные сведения? Скорее всего, вы сложите их в алфавитном порядке по фамилиям. В информатике организация данных по какому-либо правилу, связывающему ее в единое целое, называется структурированием.

Поиск информации.Нам с вами очень часто приходится заниматься поиском информации: в словаре искать перевод иностранного слова, в телефонном справочнике — номер телефона, в железнодорожном расписании — время отправления поезда, в учебнике математики — нужную формулу, на схеме метро — маршрут движения, в библиотечном каталоге — сведения о нужной книге. Можно привести еще много примеров. Все это — процессы поиска информации на внешних носителях: книгах, схемах, таблицах, картотеках.

studfiles.net

Информационные процессы — урок. Информатика, 7 класс.

Последовательная смена состояний (изменение) в развитии чего-либо называется процессом.

Процессы, связанные с изменением информации или действиями с использованием информации, называют информационными процессами.

Основные информационные процессы: сбор информации, представление информации, обработка информации, хранение информации, передача информации.


Рассматривая карту местности, читая афишу, просматривая телепередачу, измеряя температуру воздуха, делая новые записи в календаре погоды или в телефонной книге, мы собираем и сохраняем информацию.

Пытаясь решить возникшую проблему, выполнить домашнее задание, ответить на вопрос, мы всегда обрабатываем известную информацию. Отправляем мы телеграмму, пишем SMS-сообщение или разговариваем по телефону — мы передаём и получаем информацию.

Деятельность человека, связанную с процессами сбора, представления, обработки, хранения и передачи информации, называют информационной деятельностью.

1. Сбор информации

 
Решение практически любой задачи начинается со сбора информации.

Пример:

Для того чтобы знать, какие телефильмы вы сможете посмотреть во время каникул, вам нужно собрать соответствующую информацию из программ телеканалов. Чтобы подготовить сообщение о достопримечательностях родного края, вам нужно расспросить взрослых, посетить краеведческий музей, изучить справочную литературу. Чтобы выбрать книгу в подарок другу, нужно знать, чем он интересуется и какие книги у него уже есть.

Особая ценность собранной информации состоит в том, что она может служить источником новых знаний об окружающем нас мире.


Для сбора информации часто используют различные измерительные устройства. Многие интересующие специалистов процессы протекают очень быстро и могут быть сопряжены с опасностью для жизни.

 

Например, такие ситуации могут возникнуть при сборе информации об аэродинамических характеристиках при разработке новой модели автомобиля, о его возможных повреждениях при столкновении с препятствием и т.д. В подобных случаях для сбора информации используются сложные автоматизированные измерительные комплексы.


 

2. Обработка информации

 
Информацию об окружающем мире, собранную непосредственно через органы чувств или с помощью измерительных приборов, человек должен своевременно обрабатывать.

Пример:

При переходе улицы следует очень быстро обрабатывать информацию о сигналах светофора, о движении автомашин и др. Значительно большие информационные потоки должен обрабатывать специалист, обслуживающий пульт управления электростанции или другой сложной технической системы.


Когда пешеход переходит улицу, ученик отвечает на вопрос по истории, решает геометрическую задачу или переводит текст с русского языка на иностранный, а пилот принимает решение о наборе высоты или изменении скорости полёта, все они обрабатывают входную (поступившую) информацию. Из этой информации после её обработки получается выходная информация.

Обработка информации — это целенаправленный процесс изменения содержания или формы представления информации.

Обрати внимание!

Можно выделить два типа обработки информации:
1) обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;
2) обработка, связанная с изменением формы представления информации, не изменяющая её содержания.

К первому типу обработки информации относятся: преобразование по правилам (в том числе вычисления по формулам), исследование объектов познания по их моделям, логические рассуждения, обобщение и др.

 

Ко второму типу обработки информации можно отнести:


 — структурирование — организацию информации по некоторому правилу, связывающему её в единое целое;
 — кодирование — переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для восприятия, хранения, передачи или обработки информации;
 — отбор информации, требуемой для решения некоторой задачи, из информационного массива.

Представить изучаемый материал в общих, главных чертах, структурировать его, показав связи между отдельными частями, позволяют графические схемы. Одной из разновидностей таких графических схем является граф.

 

Граф состоит из вершин, связанных линиями. Вершины графа могут изображаться кругами, овалами, точками, прямоугольниками и т.д. Линии, связывающие вершины, могут быть направленными (со стрелкой) — дуги или ненаправленными (без стрелки) — рёбра.

 

Граф, содержащий информацию о типах обработки информации:

 


Главным помощником человека в обработке больших информационных потоков является компьютер.

 

3. Хранение информации

Для того чтобы информация стала достоянием многих людей и могла передаваться последующим поколениям, она должна быть сохранена.

 

История человечества знает разные способы хранения информации. Это и рисунки на стенах пещер, и глиняные таблички с клинописью, и рукописи на папирусе, и тексты на пергаменте, и берестяные грамоты, и всевозможные документы на бумаге.

 

С помощью диктофона можно записать разговор людей или пение птиц, с помощью фотоаппарата или видеокамеры — сохранить изображение.


Хранение информации всегда связано с её носителем — материальным объектом, на котором можно тем или иным способом зафиксировать информацию.

Сохранить информацию — значит, тем или иным способом зафиксировать её на некотором носителе.

Основным носителем информации на протяжении нескольких столетий остаётся бумага, что связано с такими её свойствами, как: относительная дешевизна изготовления, прочность и долговечность, удобство нанесения знаков и рисунков с помощью разноцветных красок.


В наши дни широкое распространение получили электронные носители информации — магнитные диски, оптические диски, флеш-карты и другие.

Информация, хранящаяся на электронных носителях, может быть воспроизведена и обработана с помощью компьютера.


Важным хранилищем информации для человека является его память. Действительно, каждый человек определённую информацию хранит «в уме». Мы помним свой домашний адрес, имена, адреса и телефоны близких родственников и друзей. В нашей памяти хранятся таблицы сложения и умножения, основные орфограммы и другие знания, полученные в школе.

Но так уж устроен человек, что если не закреплять знания постоянными упражнениями, информация очень быстро забывается.

Избежать потерь информации нам помогают записные книжки, справочники, энциклопедии и другие долговременные носители информации.
Хранилищами информации для человечества являются библиотеки, архивы, патентные бюро, картинные галереи и музеи, видеотеки и фонотеки. Гигантским хранилищем информации является компьютерная сеть Интернет.

  

4. Передача информации

  

Мы постоянно участвуем в процессе передачи информации.

Люди передают друг другу просьбы, приказы, отчёты о проделанной работе, публикуют рекламные объявления, отправляют телеграммы, пишут письма. Передача информации происходит при чтении книг, при просмотре телепередач, при разговоре по телефону и общении в компьютерной сети Интернет.


Процесс передачи информации:

  


1) информация от источника поступает в кодирующее устройство;
2) в кодирующем устройстве информация преобразуется в форму, удобную для передачи;
3) закодированная информация поступает от источника к приёмнику (получателю) по соответствующему каналу передачи информации — каналу связи;
4) приёмник содержит декодирующее устройство; в этом устройстве происходит преобразование закодированной информации, поступившей по каналу связи, к исходной форме.

Информацию можно передать от источника к приёмнику по каналу связи.
В процессе передачи информация может искажаться или теряться, если каналы связи имеют плохое качество или на линии связи действуют помехи.
Универсальным средством передачи информации являются компьютерные сети. С их помощью можно передавать любую информацию (текст, числа, звук, изображение).

Информационные процессы в живой природе и технике

Информационные процессы — необходимое условие жизнедеятельности любого организма. 

 

Информационные процессы в живой природе:


 — цветки и соцветия некоторых растений в течение дня поворачиваются вслед за солнцем;
 — пчёлы танцем передают сородичам информацию об источниках корма;
 — многие дикие животные пахучими метками дают знать чужакам, что эта территория уже занята;
 — трели соловья служат для привлечения самки;
 — домашние животные отличают знакомых людей от незнакомых;
 — животные в цирке выполняют команды дрессировщиков.

 

Информационные процессы характерны и для технических устройств. 

Пример:

Автоматическое устройство, называемое термостатом, воспринимает информацию о температуре помещения и в зависимости от заданного человеком температурного режима включает или отключает отопительные приборы.

 

Программно-управляемые станки работают, руководствуясь заложенной в них информацией — программой их работы.

 

Автопилот управляет самолётом в соответствии с заложенной в него программой и т.д.

Источники:

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

www.yaklass.by

Контрольная работа Информационные процессы | Образовательный портал WebUrok.com — учебно-методические материалы для учителей


10 класс
Контрольная работа № 2 «Информационные процессы»
1 вариант
Блок АВыберите один правильный вариант ответа
Укажите, чем отличались ЭВМ различных поколений:
Размерами и названиями
Техническими характеристиками и элементной базой
Размерами дискет и мониторов
Ценами и дополнительными устройствами
Укажите наименьшую единицу измерения информации:
Байтв. Килобайт
Битг. МегайбайтПроцесс распространения информации в пространстве – это:
Передача информациив. Защита информации
Получение информацииг. Обработка информации
Определите, что такое процессор:
Это устройство, которое выполняет все действия и команды
Это устройство, которое управляет памятью ЭВМ
Это устройство, которое запускает компьютерные игры
Это устройство, которое питает компьютер
Под носителем информации понимают:
Линия связи для передачи информации
Параметры физического процесса произвольного происхождения, которые интерпретируется как информационный сигнал
Устройство для хранения данных в компьютере
Аналого-цифровой преобразователь
Среду для записи и хранения информации
Элементной базой 2 поколения ЭВМ стало:
Транзисторыв. Интегральные схемы
Электронные лампыг. Микропроцессоры
В системе команд машины Поста, команда «↕» обозначает:
Стирание метки
Запись метки
Сдвиг метки на 2 шага
Остановка выполнения программы
Процесс представления информации в виде, удобном для ее хранения и передачи – это…
Декодированиев. Преобразование
Шифрованиег. Кодирование
Блок ВДополните в предложении недостающие слова.
Основными устройствами для быстрой ___________ информации на большие расстояния в данное время являются телеграф, радио, телефон, телевизионный передатчик телекоммуникационной сети на базе вычислительных систем.
Такие средства связи принято называть __________ передачи информации.
Важно также, что в процессе передачи ____________ может искажаться или теряться.
Это получается в тех случаях, когда информационные каналы плохого качества, или на линии связи присутствуют ___________.
Передача информации – это всегда двусторонний процесс, в котором есть ____________, который передает информацию и есть __________, который ее получает.В следующих примерах, укажите источник и приемник информации:
Мальчик просыпается от звонка будильника.
Диспетчер сообщает, что автобусный рейс отменяется.
Дополните недостающие магнитные и оптические носители информации:
Диски, CD, _______, _______, _______.
Дополните недостающие свойства алгоритма:
Дискретность, понятность, _________,_________.
Блок СДайте развернутый ответ на вопрос
Назовите сравнительные преимущества и недостатки магнитных и оптических носителей.

10 класс
Контрольная работа № 2 «Информационные процессы»
2 вариант
Блок АВыберите один правильный вариант ответа
Процесс сбора, передачи, хранения и обработки информации – это…
Информационный поток
Информационный процесс
Информационный язык
Информационная деятельность
Укажите, сколько поколений вы знаете
2в. 4
3г. 5
Укажите, сколько байт в одном килобайте:
1 000в. 1 004
2 000г. 1 024
Укажите, что такое шина:
Устройство для обмена информацией между процессором и памятью компьютера
Клавиатура и монитор
Один из видов памяти компьютера
Устройство для ввода звуковой информации в компьютер
Кем была предложена модель процесса передачи информации по техническим каналам связи:
Н.Винерв. Э.Пост
А.Тьюрингг. К.Шеннон
Элементной базой 2 поколения ЭВМ стало:
Транзисторыв. Интегральные схемы
Электронные лампыг. Микропроцессоры
В системе команд машины Поста, команда «↕» обозначает:
Стирание метки
Запи

weburok.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *