Вера в религии – Вера и религия — в чем разница

Содержание

Чем отличается религия от веры

Многие люди путают понятия «вера» и «религия», иногда отождествляют их, а часто просто не задумываются над духовным смыслом этих слов. Понятия гармоничны, но не тождественны. Существует также утверждение: «Ничто так не объединяет, как вера и не разъединяет людей, как религия».

Определение

Вера — признание чего-то истинным в силу собственного убеждения, без логического или фактического доказательства.

Религия — это учение о вере, способ, посредством которого человек реализует свое стремление быть связанным с высшими силами. Само слово происходит от латинского ligio (связывать) с добавлением возвратной частицы re.

Образно говоря, если вера – это солнце, то религии – его лучи.

к содержанию ↑

Сравнение

Вера – понятие, объединяющее людей. Группы индивидов на каком-то этапе развития общества во что-то поверили и это их объединило. На основе веры возникло учение,  шаблон веры, которое и есть по сути своей религия. В этом учении не все верующие увидели отражение своего видения мира. Но не может быть религий столько же, сколько и людей. Поэтому само это понятие не всегда является фактором объединяющим.

Вера может существовать без религии. Даже самые неразвитые цивилизации во что-то верили, не оформив такое восприятие мира в определенную религию. Религия – форма мировосприятия, которая обусловлена верой человека в высшие силы. Она невозможна без веры. В этом случае она превращается всего лишь в набор определенных культурных традиций, в своеобразный моральный кодекс и становится мертвой.

Вера обусловлена особенностями психического развития личности. Человек волен выбирать тот Абсолют, вера в который сделает его счастливым. Религия – это уже имеющееся учение о выбранной вере,  ее существование не зависит от желания отдельного индивида.

Вера обновляет внутреннего человека. Через помыслы и чувства личность стремится к идеалу, которым является Бог. Религия – внешнее проявление веры. Она помогает человеку поддерживать правильный ориентир.

Личность, да и целые народы, способны потерять веру. Но наступает момент, когда возникает непреодолимое желание восстановить связь с Абсолютом. В своей вере человек начинает прогрессировать. Религию, как способ проявления веры, можно сменить, но нельзя потерять. Переход от одной религии в другую не является прогрессом.

Вера бескорыстна, она принимается сердцем, осознается умом и не насаждается насильственно. Многие исторические факты свидетельствуют о том, что часто религия способна эксплуатировать веру, но никогда не было наоборот.

Религия, как любое учение, возникает на определенной почве. В данном случае – на вере, которая есть непременный ее атрибут. Но для самой веры религия не всегда безусловный атрибут.

к содержанию ↑

Выводы TheDifference.ru

  1. Вера первична, ее человек выбирает, религию принимает.
  2. Вера может существовать без религии. Религия основывается на вере.
  3. Веру можно потерять, но она также способна прогрессировать. Религию можно сменить, но не потерять, также в ней нет прогресса.
  4. Вера – внутреннее обновление человека. Религия – внешнее проявление веры, ее шаблон.
  5. Вера обусловлена особенностями психики отдельного индивида. Религия – устоявшееся учение, не зависящее от видения ее отдельно взятой личностью.
  6. Вера объединяет людей, религия часто разъединяет.
  7. Вера бескорыстна, религия преследует определенную цель, не всегда благую.
  8. Вера – безусловный атрибут религии, но не наоборот.

thedifference.ru

Что такое вера и религия 🚩 Вера и религия – это разные вещи 🚩 Религия

Инструкция

Слово «религия» произошло от латинского ligio, что означает связывать. В общем смысле, это учение о вере или способ для человека связать себя с высшими силами.

Вера — это признание чего-то истинным исключительно в силу собственного убеждения, не имея ни фактических, ни логических доказательств. Вера может быть (и должна быть) основой религии, но не наоборот.

Вера обладает способностью объединять людей. На основе веры возникает учение или ее шаблон, который по сути и является религией. При этом не всегда верующие люди видят в этом шаблоне свое отражение мира, что может приводить к определенным проблемам. Религия — это структурированное представление о том, как надо верить. С законами, обрядовой частью и запретами. Можно сказать, что религия — это способ верить по правилам.

Вера вполне может существовать без религии. Самые неразвитые цивилизации верили во что-то, не оформляя свое восприятие мира в конкретную религию. Религия — это тип или форма мировосприятия, которая обусловлена верой людей в высшие силы. Религия невозможна без веры, поскольку без нее она является набором культурных традиций или сводом моральных запретов и ограничений.

Вера — одна из важных особенностей психического развития личности. У человека всегда есть возможность верить в то, что сделает его счастливым. Этот Абсолют в каждом случае может быть разным, фактически, можно сказать, что для каждого человека характерна какая-то своя, индивидуальная вера. Это внутренняя, сокровенная потребность, которую не нужно делить с другими людьми.

Религия является внешним проявлением веры, она может помочь человеку быть частью социума, сохранять верные нравственные ориентиры, мотивировать к действию. Религии различаются, но при этом нельзя сказать, что одна религия качественно лучше другой, поэтому смену религиозных убеждений нельзя назвать прогрессом, скорее это «движение по горизонтали».

Вера абсолютно бескорыстна, она осознается умом и принимается сердцем, но при этом не может насаждаться насильственно, в отличие от религии. В человеческой истории есть немало примеров, когда религия эксплуатировала веру для достижения каких-то целей, но нет ни одного примера веры, эксплуатирующей религию.

Дело в том, что, как и любое учение, религия возникает на подходящей почве, то есть вере, которая является непременным атрибутом любого подобного учения. Но вера не требует соблюдения правил, законов, обрядов, поскольку, в отличие от религии, ее нельзя загнать в конкретные рамки.

www.kakprosto.ru

Вера и религия — в чем разница?: paus144 — LiveJournal

«Павел, почему вы, называя себя глубоковерующим человеком, считаете, что ЛЮБАЯ религия есть порождение Дьявола, мешающее человеку познавать Бога? Не кажется ли вам это парадоксом, граничащим с глупостью?» — — из многочисленных писем читателей.

Нет, не кажется – более того, я продолжаю настаивать на своем утверждении: абсолютно любая религия является порождением и инструментом в руках Дьявола, в конечном итоге препятствующим человеку в процессе Богопознания.

Почему? Сейчас объясню свою личную и не претендующую на истину в абсолютной инстанции точку зрения.

Словарное значение понятия «вера» таково:

«Ве́ра — признание чего-либо истинным, часто — без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их» (Википедия)

Вера – это иррациональное чувство, на момент возникновения не имеющее фактического доказательства того или иного явления. К примеру, вчера я мог лишь верить в то, что насупит день сегодняшний, потому что фактического подтверждения этому у меня не было и теоретически следующий день мог и не наступить в результате термоядерной войны, падения гигантского метеорита или какого другого «конца света».
Но сегодня, когда этот день таки наступил, моя вера, получившая фактическое подтверждение, стала ЗНАНИЕМ.

Примерно так происходит у меня и в религиозном смысле: понимая абсурдность любых попыток путем естественных исследований познать то, что находится за гранью естества и понимания, за пределами материального мира – то, что одним словом называется «сверхъестественное» — я могу до поры до времени лишь верить и в существование Бога, и в загробную жизнь, и в наличие у меня бессмертной души…
(Почему я верю – тема отдельного разговора, и я в обозримом будущем планирую поделиться с вами своими мыслями по этому поводу).

Моя вера основывается на фундаменте Библии как ЕДИНСТВЕННОЙ из всех священных книг, дающей исчерпывающие ответы на все вопросы, связанные с моими внутренними убеждениями. Не вдаваясь в детальный анализ других священных книг, могу лишь сказать, что, к примеру, Тора, на которой базируется иудаизм, есть всего лишь часть Библии, а Коран при детальном изучении оказывается исправленной, дополненной и искаженной копией Библии – в нем даже библейские персонажи сохранены в слегка измененном виде, не говоря уже о более чем шестисотлетнем  опоздании во времени завершения написания (по сравнению с Библией).

Другие книги, на мой взгляд, вообще слишком далеки от ответов на животрепещущие вопросы – ИМХО.
Это вкратце о том, почему я – христианин, а не буддист или мусульманин.
Но речь сейчас не об этом.

Что же такое религия и когда вера превращается в нее?

«Рели́гия (лат. religare — воссоединять) — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину)» (Википедия).

Другие словари дают примерно такое же определение этому понятию, ключевыми из которых, на мой взгляд, являются вот эти слова: «включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации»

Свод моральных норм и типов поведения присутствуют и в случае веры – не зря в определенных случаях понятия «вера» и «религия» являются синонимами. По крайней мере, в моей личной жизни по вере мои моральные нормы, мое поведение, мое понимание добра и зла определяется в первую очередь Священными Писаниями, собранными в Библии – и разъяснениями, толкованиями и опытом тех людей, которые не противоречат моему внутреннему ощущению Библии.

Другими словами, моя вера есть свод моего персонального разумения – откровений, если хотите! – Библии, которое Всевышний дал мне как при самостоятельном изучении Его Посланий землянам, так и при помощи имеющих одинаковое с моими понимание Библии других людей, чьи труды мне посчастливилось изучать.
Но все это – внутри меня, на глубоко индивидуальном уровне!
Вера (моя в частности и как понятие в целом) является таковой ровно до тех пор, пока она остается делом сугубо личным, внутренним – хоть для меня, хоть для любого человека.

Вера – это свод ЛИЧНЫХ пониманий и откровений!
Вера – это личные отношения моей души с ее Создателем!

Как только индивидуальная вера начинает выходить за рамки отдельной души, агитировать апологетов, приобретать признаки обрядов, традиций, культовых действий, как только вера приобретает сколь-нибудь массовый характер – она тут же начинает превращаться в религию.
Именно так и возникали все мировые религии – кто-то один решил, что его личные понимания и откровения являются необходимыми и обязательными к исполнению не только для него, но и для членов его семьи, соседей, друзей, родственников…
Потом это распространялось на населенный пункт, потом на регионы – и глядишь, уже целые континенты исповедуют тот или иной свод правил, обрядов и ритуалов.

Почему так происходит? Думаю, что дело в банальной лени: вместо того, чтобы САМОМУ во всем разобраться, исследуя Писания и получая ответы на свои молитвы, намного проще раскрыть рот и получить порцию уже разжеванной духовной пищи, к сожалению, обильно разбавленной чужой слюной…

А потом эта многократно переданная из рота в рот пища начинает черстветь, плесневеть, портиться, гнить, из когда-то живительного и целебного Небесного Хлеба превращаясь в закостенелую религию – и вот уже взбешенные апологеты организовывают крестовый поход, джихад или террор за идеи Велікаго Русскаго (читай – Православнаго) Міра.

И в итоге человек, выполняя тот или иной обряд, ритуал или религиозное действие, просто не понимает, ЗАЧЕМ он это делает!

Если не верите – спросите у любого прихожанина православного храма, для чего он творит крестное знамение и где о необходимости такового говорит Библия. Или насчет поклонения иконам и мощам, прямо нарушающих Вторую Заповедь. Или еще о многих вещах…

Можете также поинтересоваться у католиков, почему у них культ Девы Марии уже затмил Распятого Иисуса Христа…

Или у протестантов, чья религия хоть и самая новая из трех христианских, но по количеству ритуалов и обрядов уже догоняет, а иногда и перегоняет и православие, и католицизм…

Несмотря на то, что основатели мировых религий, возможно, и в мыслях не имели подобного беззакония, их последователи превратили, казалось бы, благие начинания в инструменты насилия и подавления личности!
Не зря же говорят, что благими намерениями вымощена дорога в ад…

Религия ВСЕГДА является стеной, искусственно воздвигнутой между человеком и Всевышним, дьявольскими хитросплетениями неудобоваримых вещей уводя человека куда-то в сторону от его истинной духовной цели – Богопознания.

Религия – это своего рода плотная крышка на сосуде человеческой души, под которой находится смертельная гниль из бессмысленных обрядовых, традицийных и ритуальных субстанций и плотно закрывает душу от живительной и здравой духовной пищи, нисходящей с Небес!

Потому что то количество зачастую бессмысленных или труднообъяснимых обрядов и ритуалов, которые уже существуют в мировых религиях, практически не реально не то что исполнить, а даже запомнить – какое уж тут Богопознание? Человеку ведь внушили, что достаточно ему правильно перекреститься, вовремя поставить нужную свечечку и заплатить священнослужителю за выполнение того или иного обряда – и все, он в полном порядке.

Но душа – она ведь с эти не может согласиться, ей для полноценной жизни как воздух необходима правильная духовная пища.
И человек, бунтуя против такого положения дел, ищет выход – и таким образом появляются новые религии, конфессии и деноминации.

Думаете, сгоревший на костре Ян Гус или гонимый религиозными фанатиками Мартин Лютер мечтали о том, чтобы создать новую религию под названием протестантизм? Нет – скорее всего, их поступки были продиктованы закостенелостью и абсурдностью католической религии с ее инквизициями, индульгенциями и крестовыми походами.
Они искали живого общения со своим Творцом – и они лично нашли его!

Но их последователи, не желая повторять их опыт Богоискания и Богопознания на личном, индивидуальном уровне, из года в год, из поколения в поколение привносили свою лепту в превращение некогда живого вероучения в обремененную своими традициями и обрядами протестантскую религию, при этом зачастую, наравне со своими католическими и православными коллегами, превращая свое новообразованное вероучение в источник сверх прибылей и практически не контролируемой власти над своими прихожанами.

А потом несогласные появляются снова.
И желающие безраздельно властвовать и неконтролируемо обогащаться тоже — а в последнее время так и гораздо чаще, чем идейные несогласные.
И на сегодняшний день в мире насчитывается более 44 000 конфессий только протестантского толка!

Не верите мне? Считаете протестантизм по-настоящему истинным способом найти и познать Вечного Бога?

Тогда ответьте мне – или себе – хотя бы на такой вопрос: на каком основании из Библии обряд церковного венчания в протестантских конфессиях возведен в ранг чуть ли не Заповеди Господней, а по каким-либо причинам не прошедших его членов ваших поместных церквей вы исключаете из чиста таковых?
Можете мне привести из Библии хотя бы один-единственный пример такого венчания – хоть из Ветхого Завета, хоть из Нового? Я не говорю уж про какую-то заповедь на этот счет.

Вот смотрите: подавляющее число протестантских деноминаций исповедуют принцип абсолютного сухого закона, делая исключение в виде глотка кагора во время причастия.
Так почему же Христос, придя на свадьбу в Кану Галилейскую, первым своим чудом сделал знаменитое превращение воды в высококлассное вино, тем самым угостив присутствующую там публику?
И почему Он, будучи Сыном Божьим, там никого даже не пытался обвенчать?!! Почему пример не подал?

(Подробнее об этом событии читайте во 2 главе Евангелия от Иоанна).

Не боитесь ли вы ответственности за те судьбы, которые вы СВОИМИ, далеко не Божьими, постановлениями и нормативами искалечили в пух и прах?
А ведь отвечать-то придется, независимо от того, верите вы мне или нет…

Примеров дурного, пагубного и даже смертельного и для тела, и (что несоизмерим страшнее!) для души воздействия религии настолько много, что многие тысячи книг, фильмов, картин, спектаклей, устных рассказов и преданий не в состоянии их все запечатлеть и передать – я в своей короткой статье даже не пытаюсь преследовать подобные цели.

Моя задача – вкратце ответить на вопросы моих читателей о показавшемся им противоречивым и абсурдным моем заявлении о вере и религии. Если рассматривать этот вопрос в деталях и подробностях, это может в целый роман вылиться – но я надеюсь, что принципиальный ответ по этому поводу я все же смог дать.
Будут еще вопросы – обращайтесь, я от вас ничего не скрываю.

С уважением — Павел Сирык, христианин, блогер.

paus144.livejournal.com

Чем отличается вера от религии?

вера это осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом… а религия это свод правил…

Вера одна, а религий много.

. «Вера — это обоснованное ожидание того, на что надеются, очевидное доказательство существующего, хотя и невидимого» (Евр. 11:1). Истинная вера — это не легковерие, то есть склонность верить во что-то без веских доказательств или только потому, что в это хочется верить. Чтобы иметь настоящую веру, необходимо знать основные истины, быть знакомым с фактами, а также всем сердцем принимать то, о чем свидетельствуют эти факты. Хотя невозможно иметь истинную веру без точных знаний, Библия говорит, что веру проявляют сердцем (Рим. 10:10) Религия-форма поклонения кому-либо или чему-либо; совокупность духовных представлений, верований и обрядов отдельного человека или организации. Как правило, религия подразумевает веру в Бога или нескольких божеств; объектом почитания также могут быть люди, предметы, желания или сверхъестественные силы. Многие религиозные представления — это результат познания человеком окружающего мира; также есть богооткровенная религия. Религия может быть истинной или ложной

Быть верующим — прощать вся и всех и за всё; бескорыстно помогать нуждающимся в помощи. Быть религиозным — соблюдать правила, традиции, обряды поклонения Господу (ненавидя, зачастую, ближнего).

Верить можно во что угодно: в науку, в будущее, в удачу и. т. д. А религия — это вера в Бога.

Вера определяется как соединение человека с Богом. Само соединение возникает из реального опыта. Первично «опыта встречи» и последующего «опыта богообщения» (мистический опыт) . В библеистике Нового завета, вера — основной и необходимый фактор, который позволяет человеку преодолеть законы земного естества (например, хождение апостола Петра по водам) . «Истинная» вера (то есть такая вера, которая не основана на предрассудках) может рассматриваться как практический подход к проблеме наличия принципиально непознаваемых сущностей, высшая из которых — Бог. Очевидно, что принципиальная конечность, ограниченность человека задаёт ему естественный потолок познания (например, не вызывает сомнения, что человечество никогда не сможет отыскать и зафиксировать на информационных носителях все простые числа, поскольку их бесконечно много, или вычислить все значащие цифры числа «пи» , и т. д.) . Вера в данном контексте — готовность человека действовать, несмотря на неполноту имеющихся у него знаний. В применении к Богу это означает, что хотя ни один человек никогда не сможет исчерпывающе описать/постичь природу Теофании, однако имеющиеся у верующего доказательства истинности Пророка или Посланника Божиего достаточны для того, чтобы следовать Его заповедям. Богословы считают, что феномен веры в данном случае приобретает важнейшее значение для построения цивилизации, поскольку (по крайней мере, с религиозной точки зрения) не существует никакой иной мотивации для морального поведения, кроме страха Божиего суда — то есть вряд ли можно ожидать от человека, что он станет сознательно жертвовать своим благом ради блага ближнего, если не будет при этом внутренне ссылаться на некий трансцендентный, абсолютный авторитет. Для некоторых верующих мотивация морального поведения может опираться на представления о загробном мире, то есть они надеются на награду после смерти или боятся наказания за совершённые грехи. Верующий может вполне обоснованно заявить, что если Бог действительно существует, то следование Его заповедям принесёт большую пользу, тогда как если Его нет, то всё равно, какое поведение выбрать, потому что смерть уничтожает личность и, следовательно, любые личностные мотивации. Иными словами, нравственное поведение в любом случае не повредит, а если существование рая и ада окажется правдой, то и окажется весьма выгодным (пари Паскаля) . Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину) [1]. Другие определения религии: одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов) , которые являются предметом поклонения [2]. организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собою веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам [3]. Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на веру или мистический опыт и связана с отношением к непознаваемым и нематериальным сущностям. Религия, в отличие от науки, оперирует такими категориями, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д. Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению сторонников религии, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения данной религии высшего уровня духовного развития, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. д. и т. п. . Большинство религий поддерживается профессиональными священнослужителями.

вера-это сама вера в бога, в то что он есть… и сотворил всех нас религия-это форма поклонения, самой последней и самой истинной религии является Ислам!!!! суть которой состоит в том что- нет бога кроме Аллаха, и Мухаммад пророк его!!!

touch.otvet.mail.ru

Вера и религия — отличие — Держава Русь

Вера состоит из двух Рун:
Веда – Мудрость, Знание.
Ра – изначальный Свет.

Вера – это изначальное Знание, которое имеет каждый народ, т.е. язык, культура, традиции, обряды, праздники, информация о Предках (откуда собственно появился данный народ, где его корни) и пр. Эта система знаний называется одним словом — ВЕРА, т.е. Мудрость, и эти знания передаются из поколения в поколение. Поэтому Вера у каждого народа своя (свой язык, традиции, Предки), но одни хранят это Знание, а другие относятся к нему равнодушно: есть – хорошо, нет – и не надо.

Религия – это повторная связь высшего с низшим (РЕ – повтор, ЛИГА – объединение). Допустим, по каким-то причинам люди утратили Веру, и пытаются восстановить связь с родными Богами, познать древнюю Мудрость своих Предков, и какой-либо посланник начинает высказываться от имени Бога, на основе этих высказываний создают учение. При этом хорошо, если посланник правильно передал информацию и его правильно поняли, а могут и исказить. Или какой-нибудь мудрец начинает по-своему объяснять Веру, как он её понимает в зависимости от своего образования, культуры, такую религию и создаёт. Поэтому религий много, это искусственно созданные учения, какая-то часть от целого Знания (Веры).

Искажение религии

У славян Вера и Жизнь – это одно и тоже, то что существует, миропонимание, Вселенские Законы, поэтому исказить Веру невозможно, также как нельзя исказить восход Солнца или Звёздное небо. Человек может экспериментировать только в вопросах религии – вводить какие-то догматы, постулаты, правила, потом их отменять и вводить другие.

Религиозные люди иногда решают такие вопросы, о которых вообще никакого понятия не имеют. Пример: на втором Вселенском Соборе множество христиан мужчин несколько месяцев решали: есть ли у женщины Душа? Лишь с перевесом в два голоса выиграли те, кто сказали, что у женщины Душа есть. (У славян не может стоять такого вопроса, потому что Вера гласит – Душа есть не только у людей, но и у животных, птиц, камня, древа, Земли, Небес… т.е. у всего есть своя Душа). На шестом Вселенском Соборе христиане отменили понятие реинкарнации, т.е. понятие о повторном рождении на Земле, потому что решили, что так будут легче подчинить себе людей, сказать, что живёшь один раз, а потом или вечное блаженство или вечные муки, третьего не дано.

Вера и религия 1000 лет назад

Мы уже разобрали, что религия – это какая-то часть от целого Знания, причём может быть взята из чужой Веры. Допустим, в основе христианской религии — Пятикнижие Моисеево, т.е. история еврейского народа, их версия Сотворения Мира и сотворения человека (Бытие), еврейские правила храмовой службы, поклонение еврейскому богу и пр. Заметьте, христиане уничтожали библиотеки белых людей и на Западе и у нас, т.е. древние знания наших Предков, и вместо них давали часть знаний еврейского народа (исТОРЫю), Древлесловенскую Буквицу заменили церковно-славянской Азбукой, славянские обряды и праздники заменили иудо-христианскими, хотя у многих из них остались языческие корни. Нам следует осознать, что произошло и удалить все чужеродные вкрапления. ВЕРА – это Сияющая Мудрость.

* Вера как миропонимание, пишется с большой буквы и с буквицей Ять [Вѣра], а обычная «вера во что-то» с маленькой буквы и с буквицей Е.
** Вѣра – это просветление знанием, понимание Законов Природы, а религия – это слепое следование каким-либо традициям.

Храмы славян
Вѣра, вера и религия

Рубрика: Религиоведение

derzhavarus.ru

вера религиозная — это… Что такое вера религиозная?

        ВЕРА РЕЛИГИОЗНАЯ — личностное самоопределение человека по отношению к имеющемуся у него знанию о мире и месте человека в нем, вытекающее из религиозного мировосприятия. Религиозное самоопределение представляет собой мировоззрение и образ жизни человека, порожденные чувством связанности, зависимости от некоторой возвышенной над ним сущности, чувством почтения и почитания силы, дающей опору и предписывающей нормы поведения по отношению к другим людям и к миру в целом. Различают два подхода, формирующих два образа, или облика, В. р.: подход как бы изнутри, из состояния веры с точки зрения верующего человека, убежденного в существовании и активном воздействии Божества на человека и на все существующее; и подход как бы извне, со стороны внешнего наблюдателя. Это различение всегда присутствует в В. р. при ведущей роли состояния веры. Но при определенных исторических условиях оно может приобрести характер противопоставления друг другу. В рамках каждого из этих подходов сложилось большое число более конкретных концепций природы В. р., которые можно сгруппировать в 4 протоконцепции. В авторитарных концепциях суть В. р. усматривается в прямом усвоении всего того, что утверждается Священным писанием и церковной традицией (если иметь в виду христианство). Во второй протоконцепции В. р. рассматривается как гипотетическое знание, не имеющее и не могущее иметь под собою надежных оснований для того, чтобы превратиться в достоверное знание. В концепциях третьего рода вера истолковывается как особого рода внутреннее душевное или духовное состояние человека (напр., моральное сознание), которое невозможно сделать предметом объективного теоретического рассмотрения. В концепциях четвертого рода В. р. выводится из личного религиозного опыта, который может быть допонен и расширен благодаря совокупному религиозному опыту людей, принадлежащих к одной церковной традиции. Во всех этих концепциях важное место отводится истолкованию познавательного статуса В. р. Наиболее глубоко продуманной данная проблема предстает в концепциях В. р., выводящих ее из особенностей религиозного опыта и возникающего на его основе религиозного познания в сопоставлении с философским и научным познанием. В религиозном познании преобразовательная активность субъекта сопряжена с самораскрывающейся активностью объекта. Методология религиозного познания строится на принципах диалогичности. В сфере религиозного познания не соблюдается классическая трихотомия: объект—субъект—средство познания. Предмет религиозногопознания становится доступен познавательному усилию только в той мере, в какой он входит внутрь человеческого мира. Человек может использовать здесь лишь себя самого в качестве онтологического «инструмента» познания, человек, в принципе, не может быть исключен здесь из акта познания. Из этого следует, что В. р. качественно отличается от философского и научного знания не тем, что она не аргументирована или не уверена в своем предмете, а по способам получения и обоснования своего содержания.

        В.И. Кураге

epistemology_of_science.academic.ru

Религиозная вера — это… Что такое Религиозная вера?

Рели́гия (от лат. religio — составное латинское слово. Лига — союз, соединение, ре — приставка, означающая возвратный характер действия. Все вместе — «воссоединение») — одна из форм общественного сознания, обусловленная верой в существование сверхъестественного (в сверхъестественную силу или личность).[1] Эта вера — основной признак и элемент любой религии, которую представляют верующие.

Другие определения религии:

  • образ жизни.
  • поклонение человека высшим силам, в реальность которых он верит так же, как в возможность взаимодействовать с ними путём молитв, жертвоприношений и других различных форм культа[2]
  • система символов, моральных правил, обрядов и культовых действий, исходящая из представления об общем порядке бытия[3]

Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на веру или мистический опыт, а не на данные, проверяемые научным экспериментом.

Виды религий

С археологическими находками согласуется точка зрения о том, что религии предшествовал простой супранатурализм — вера в магию, сверхъестественное — дологический мистицизм. Атеизм зарождение религии связывает с такими практиками, как фетишизм, зоолатрия, тотемизм, анимизм, культ предков, шаманизм, пантеизм.

Для религий Древнего Египта, Индии, Греции, ацтеков, майя, древних германцев, древней Руси характерно было многобожие — политеизм.

Иерархическая организация божественного пантеона и понимание того, что все боги суть проявления единой синкретической сущности вело к появлению единобожия — монотеизма,[4] характерного для таких религий как иудаизм, христианство, ислам и зороастризм. С точки зрения верующих, верящих в вышеперечисленные религии, появление их стало следствием Божественного действия.

Существуют также религии без бога — вера в абстрактный идеал: буддизм, джайнизм[5].

Адепты одних религий могут классифицировать другие как языческие, еретические или сектантские.

Религия как социальное явление: основные черты

Религия включает в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий, а также объединения людей в организации (церковь, религиозную общину).[6]

Основы религиозных представлений большинства мировых религий, как правило, записаны людьми в священных текстах, по убеждению сторонников религии либо продиктованных или вдохновленных непосредственно богами, либо написанных людьми, достигшими с точки зрения данной религии высшего уровня духовного развития, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. д. и т. п.. Большинство религий поддерживаются профессиональными священнослужителями.

Религиозная система представления мира (религиозное мировоззрение), в большинстве случаев, опирается на веру или личный духовный или мистический опыт, далеко не всегда на данные, проверяемые научным экспериментальным путём.

В социологии в структуре религии выделяют следующие компоненты:

  • религиозное сознание, которое может быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о Боге, нормы образа жизни и т. п.),
  • религиозная деятельность, которая подразделяется на культовую и внекультовую,
  • религиозные отношения (культовые, внекультовые),
  • религиозные организации.

Попытки научного осмысления религиозного опыта

Религиозно-мистический опыт может быть вынесен из симптоматики эпилептических и других приступов, шизоидных расстройств, деменций, опыта терминальных состояний или употребления галлюциногенов.[7] Эксперименты психиатра Станислава Грофа с применением ЛСД показывают, что некое подобие ярких переживаний мистического и религиозного плана могут быть достаточно надёжно получены в лабораторных условиях[8], и, по-видимому, имеют глубокие корни в человеческой психике. Галлюцинации могут вызываться также переутомлением, высокой температурой, постом, и другими событиями.[9]

Основные функции религии

  • Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.
  • Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.
  • Коммуникативная — общение верующих между собой, «общение» с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.
  • Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.
  • Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.
  • Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для оправдания своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.
  • Культурная — религия содействует распространению культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)
  • Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.

Возникновение религии

Для каждой из религий её возниконовение является следствием либо прямого божественного вмешательства или участия, или же какого-либо момента откровения знаний, и в большинстве религий соответсвует по их представлениям началу существования всего.

Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении значительной части его истории и религиозные убеждения характерны до настоящего времени для подавляющей части населения земного шара.

В религии можно рассматривать две стороны: внешнюю — как она представляется постороннему наблюдателю, и внутреннюю, которая открывается верующему, живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии.

С внешней стороны, религия представляет собой, прежде всего, мировоззрение, включающее в себя ряд положений (истин), без которых (хотя бы без одного из них) она теряет самое себя, вырождаясь или в колдовство, оккультизм и подобные псевдорелигиозные формы, являющиеся лишь продуктами её распада, извращения, или в религиозно-философскую систему мысли, мало затрагивающую практическую жизнь человека. Религиозное мировоззрение всегда имеет общественный характер и выражает себя в более или менее развитой организации (церкви) с определённой структурой, моралью, правилами жизни своих последователей, культом и т. д.

С внутренней стороны, религия — это непосредственное переживание религиозного опыта.

Предварительное понимание религии даёт и этимология данного слова.

Исследование вопроса возникновения религии ведется в рамках различных отраслей научного знания.

В различных направлениях философской мысли даются разные ответы на вопрос о происхождении религии.

С точки зрения известного эволюциониста и популяризатора научного атеизма Р.Докинза, изложенной в книге «Иллюзия бога», религия представляется как побочный продукт какого-то социально-полезного явления, обладающий признаками «психического вируса» — мема.

В марксизме считается [10], что корнем религии является реальное практическое бессилие человека, проявляющееся в его повседневной жизни, выражающееся в том что он не может самостоятельно обеспечить успеха своей деятельности. Известно выражение марксистов о том, что «религия — опиум для народа».

Согласно представлениям концепции «дорелигиозного периода», в истории человечества существовал период, когда не было никаких религиозных представлений. Впоследствии в силу тех или иных причин у людей возникли религиозные верования. Но идея «дорелигиозного периода» ещё не объясняет, как же всё-таки возникли религиозные представления у людей. Со времён Античности и до наших дней некоторые атеистически настроенные мыслители высказывали мнение о происхождение религиозных представлений. Например, утверждалось, что вера человека в сверхъестественные силы возникла в результате страха перед природными стихиями, или в результате обмана одних людей другими, или обожествления реальных царей и героев древности. Но реального научного обоснования эти идеи не имеют.

С точки зрения теории прамонотеизма, религия в человеческом обществе существовала изначально, то есть с момента появления человека. Впервые как научно обоснованная концепция прамонотеизма была сформулирована шотландским учёныи и литератором Э. Лэнгом, впоследствие получила свое развитие в 12-томном труде католического священника и учёного-этнографа В. Шмидта «Происхождение идеи Бога». Согласно данной теории, во всем многообразии существующих и существовавших религий можно обнаружить отголоски древнейшей, изначальной веры в Единого Бога-Творца, которая предшествовала всем известным религиям.

Религия и общество

Согласно исследованиям почетного профессора психологии Ульстерского Университета Ричарда Линна в Великобритании доля верующих среди образованных людей значительно меньше, чем среди необразованных [1]. По мнению почетного профессора психологии Ричард Линна, спад религиозности в обществе за последнее столетие объясняется повышением уровня образования.

Религия и преступность

Существует оспариваемое мнение о том, что религия служит фактором, снижающим уровень преступности. По данным ФСИН темп прироста верующих заключенных почти вдвое превышает темп роста общей численности осужденных[11]. В соответствии с данными ФСИН и Левада-Центра, доля верующих среди заключенных выше доли верующих в целом по России, заключенные значительно чаще посещают церковные службы.[12][13]

Религия и мораль

Религия и политика

Часто религия используется политическими деятелями для достижения собственных целей. Особенно это касается харизматических политических лидеров, склонных становиться народными идолами. Явление, когда светские власти имеют чрезмерное влияние на церковь, называется цезаро-папизмом. Обратное явление, когда патриархи церкви имеют возможность управлять делами светского правительства, называют папо-цезаризмом. Последний имел место в Средневековье, когда католическая церковь во многом определяла политическую ситуацию в Европе. Что касается цезаро-папизма, то он был характерен для Византии, России и фашистской Италии.

Религии и верования мира

Архаические верования и обряды

Магия

В основе магии лежит вера в сверхъестественную силу, от которой зависит результат человеческих действий, то есть, жизнь человека и желание человека стремится любым способом воздействовать на эту силу, чтобы отвратить от себя неудачи и получить желаемое.

Тотемизм

Тотемизм многие атеистически настроенные исследователи рассматривают как одну из древнейших и универсальных религий первобытного человечества. Следы тотемизма можно найти во всех религиях и даже в обрядах, в сказках и мифах.

Анимизм

В основе находится вера в духов и потусторонние существа, в одушевленность всех окружающих человека предметов и вещей.

Фетишизм

Вера в предметы, обладающие различными сверхъестественными силами.

Религиозный синкретизм античного мира

Религия Древнего Египта

Религия древних египтян зародилась в первобытнородовых общинах и прошла за 3000 лет длительный путь развития до сложных теологических систем Востока: от фетишизма и тотемизма, до политеизма и монотеистическоого мышления — признание единого культа бога Атона, появились теогония и космогония, культ, разнообразные мифы, представления о загробной жизни, организации клира (жречество) и его положения в обществе,обожествление фараона и т. д.[14]

В Египте была впервые сформулирована концепция единобожия во время правления фараона Эхнатона. Этот фараон предпринял попытку религиозной реформы, целью которой было централизовать египетские культы вокруг бога Солнца, Атона. Идея не прижилась, во многом по причине неудачного правления Эхнатона.

Религии Древней Греции и Рима

Одной из самых сложных и тщательно разработанных систем политеистического мировоззрения была религия древней Греции и древнего Рима.

У древних греков существовал многочисленный, но строго очерченный пантеон человекоподобных богов (Зевс, Аполлон, Афродита и т. д.) и полубогов (героев), и внутри этого пантеона существовала жёсткая иерархия. Древнегреческие боги и полубоги ведут себя так же, как ведут себя люди, и, в зависимости от их поступков, происходят те или иные события.

Антропоморфная сущность богов естественным образом предполагает, что добиться их благосклонности можно материальными средствами — подарками (в том числе человеческими и иными жертвами), уговорами (то есть обратиться к ним с молитвой, которая, в том числе, может иметь характер самовосхваления или даже обмана) или особыми поступками.

В священных книгах монотеистических религий также содержатся подробные рекомендации о порядке жертвоприношения; а также описывается поведение бога, основанное на эмоциях. Первоисточники монотеистических религий указывают и на существование других богов.

Из современных религий к политеистическим относятся синтоизм и ряд направлений в индуизме.

Авраамические религии

Авраам, согласно Пятикнижию, считается основателем этой традиции, отраженной в иудаизме, христианстве и исламе.

Иудаизм включает в религиозную сферу все стороны жизни человека. Иудей — это одновременно и религиозная, и национальная принадлежность, и обязательство следовать своду предписаний, которые определяют всю повседневную жизнь человека (Галаха). Иудаизм лишён некоторых необходимых для мировой религии черт: подавляющее большинство верующих принадлежит к нему от рождения, но в иудаизм можно перейти, для этого достаточно пройти гиюр. То же самое можно сказать и относительно некоторых других религий (например, зороастризма), однако при определении статуса того или иного учения необходимо учитывать всю совокупность его характеристик, в том числе и пройденный ею исторический путь. Так, тот же зороастризм когда-то (может быть, ещё полторы тысячи лет назад) был открыт для людей любой национальности.

Христианство, которое изначально считалось сектой внутри иудаизма, со временем, отходя от своих истоков, отделило собственно религию от сопутствующих культурных факторов (традиции), и, таким образом, превратилось из одного из направлений иудаизма в самостоятельную религию, ознаменовав новый этап развития религиозного мышления — космополитическое. Для христианства «нет ни эллина, ни иудея», в том смысле, что христианином может быть любой, вне зависимости от его национальной принадлежности. Потому, в отличие от иудаизма, являющегося национальной религией, христианство стало мировой религией. Нет в нём и никаких санитарно-гигиенических предписаний, типа кашрута. Взяв из иудаизма лишь то, что касается непосредственно религии, христианство, тем самым, сняло со своих последователей множество ограничений.

Одним из самых важных нововведений христианства следует считать изменение концепции служения Богу с более формальной идеи принесения жертвоприношений на идею личной жертвенности. Иисус из Назарета в христианстве отождествляется с жертвенным агнцем, традиционно приносимым на алтарь в Храме.

Ислам возник на Аравийском полуострове, где в ту пору царствовало язычество. Многие религиоведы (см. Люксенберг, Кристоф) склонны утверждать, что Мухаммад многое позаимствовал из иудаизма и христианства. Хотя к VII веку нашей эры христианство уже распространилось на огромную территорию, включая и южное побережье Средиземного моря, на территории Аравийского полуострова его последователи были не очень многочисленны. Единственное христианское царство — Йемен — которым на момент рождения Мухаммада правили эфиопы-монофизиты, и то в период становления ислама перешло под власть персов-маздеанцев. Впрочем, кланы и племена Аравии жили бок о бок с евреями и христианами на протяжении нескольких веков, и были хорошо знакомы с идеей монотеизма. Так, Варака, двоюродный брат Хадиджи, жены Мухаммада, был христианином. Монотеисты или люди с монотеистическими наклонностями были известны как «ханифы». Считалось, что они следуют религии Авраама.

Ислам признаёт в качестве пророков основателей всех предыдущих монотеистических религий, впервые вводя концепцию прогрессирующего Откровения:

Скажите: «Мы уверовали в Бога и в то, что ниспослано нам, и что ниспослано Аврааму, Исмаилу, Исааку, Иакову и коленам, и что было даровано Моисею, Иисусу и Пророками от Господа их; мы не различаем между кем-либо из них, и Ему мы предаёмся» (сура II, 130).
Мы отправили к каждому народу Посланника, изрёкшего: «Служите Богу своему и сторонитесь идолов». Были среди них те, кого Бог повёл прямым путём, a были те, кому оказалось суждено заблуждение (сура XVI, 38).

В исламе дополнительно введён запрет на потребление спиртных напитков, азартных игр и нормы, направленные против внебрачных половых связей.

Дхармические религии

Религии, основной концепцией которых является вера в дхарму — универсальный закон бытия. Практически все дхармические религии (за исключением сикхизма) принимают за базовую концепцию кармическую череду перерождений. К древнейшим и известнейшим дхармическим религиям относятся:

Мировые религии

Под мировыми религиями принято понимать буддизм, христианство и ислам (указаны в порядке древности). Чтобы религия считалась мировой, она должна иметь весомое число последователей по всему миру и при этом не должна ассоциироваться с какой-либо национальной или государственной общностью.

Распределение численности последователей по конфессиям

По данным на 2005 год более 54 % верующих людей на Земле являются приверженцами одной из авраамических религий. 33 % из них — христиане, 21 % — мусульмане, 0,2 % — иудеи. 14 % жителей планеты исповедуют индуизм, 6 % — буддисты, 6 % исповедуют традиционные китайские религии, 0,37 % — сикхи, 7 % — приверженцы других верований.

Направления в основных религиях

Направления в христианстве
Направления в исламе
Направления в буддизме
Направления в индуизме и близкие им вероучения
Религии Восточной Азии

Другие национальные религии и традиции

Исторические (язычество)

Синкретические учения

Религии, появившиеся в XIX веке

Религии, появившиеся в XX веке

Движение Нью-Эйдж

Эти религии некоторые считают сестринскими религиями эпохи Нью-Эйдж. Эти религии (кроме двух последних) поддерживают между собой тесное экуменическое общение.[15].

Атеизм как религия

Среди определённой части людей распространено убеждение, что, несмотря на противопоставление атеизма религии, атеизм является лишь одной из разновидностей религии, так как любое мировоззрение, согласно их мнению, предполагает опору на недоказуемые аксиомы. Многие атеисты в свою очередь считают, что это вызвано непониманием терминов «религия» и «религиозная вера».[16][17] Согласно этой точке зрения, «атеисты не верят в Бога, следовательно, они верят в отсутствие Бога».[18] Атеисты пародируют такую логику фразой «некурящий не курит табак, следовательно, он курит отсутствие табака».[19] Близкой к этой точке зрения является убеждение, что атеизм можно считать разновидностью религии в тех случаях, когда атеист в своих взглядах опирается на предубеждения («меня учили, что бога нет»), а не приходит к отрицанию религии опираясь на логику и факты.

Примечания

См. также

Литература

Критика

Апологетика

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *