Веры виды – Основные виды религий. Мировые религии :: BusinessMan.ru

Виды религиозной веры

Виды религиозной веры

 

 

Георгий Хлебников, кандидат философских наук

Существует несколько видов религиозной веры: так называемая «бытовая» и настоящая вера, которая, в свою очередь, разделяется на веру слепую и сознательную.

 

Вера бытовая.

Бытовая вера сводится к обрядоверию и суевериям. Такая вера «украшает жизнь» обывателя, желающего достичь спасения только свечами и молебнами. Обыватель считает, что именно в этом — суть религии. Он убежден, что для Бога достаточно оставить маленький уголок в своем сердце, а остальную часть можно заполнять материально-эгоистическими устремлениями. Такие люди не понимают, что религия требует всей души человека, всего сердца. Живая вера и мещанская психология несовместимы. Подлинная вера — это огонь, попаляющий в человеке «ветхого Адама».

Бытовая вера пытается приспособить христианство для удовлетворения житейских потребностей. Так, если верующий занимается торговлей, он закажет молебен об успехе своего дела. Если он — вор, то будет искренне молиться о ниспослании помощи в грабеже. Существует итальянская поговорка: «У каждого вора свой святой». Большинство представителей криминального мира отличаются искренней набожностью. Так и обыватель — ходит в церковь, испрашивая у Бога помощи в своих житейских нуждах. Такой подход демонстрирует непонимание простейшей истины: желание эксплуатировать Божественную помощь является кощунством. Происходит полнейшее извращение религиозных отношений. Вместо того чтобы служить Богу, человек пытается заставить Бога послужить своим целям. В таинствах и обрядах Церкви он видит магическую силу. Правильный подход таков: можно обращаться к Богу с просьбой о помощи для себя лично только в одном деле — деле спасения.

Многие люди, находящиеся на пути к истине, сталкиваются с таким видом псевдорелигиозности, и в результате думают, что вера вообще возможна только в таких формах. Понятно, что чем скорее исчезнет такая «вера» из нашей жизни, тем лучше.

 

Настоящая религиозная вера.

Имея подлинную веру, человек всецело предает себя служению религиозным идеалам, строит жизнь в соответствии со своими убеждениями. Остается только сожалеть, что такая вера встречается среди нас столь редко, как редко встречаются вообще идейные люди. Для массовой психологии обывателя подлинно верующий человек — ненормальный, ибо он «не такой, как все». «Во всяком широко распространенном веровании, религиозном или социальном, редко можно встретить истинно верующих, потому что вообще редко можно встретить настоящих людей. Вера — сила героическая, ее огонь воспламенял лишь немногие человеческие факелы…» (Ромен Роллан).

Жизнь настоящего верующего характеризуется такими чертами (цитирую по Бакулину):

а) наличием религиозно-мистического опыта, одним из элементов которого является любовь к Богу, которая на высших ступенях переходит в радостное всеохватывающее чувство любви Божественной. Религиозно-мистический опыт необычайно расширяет внутренний духовный мир человека, обогащая его целой гаммой новых чувств и ощущений, открывает перед ним новые аспекты бытия;

б) деятельной любовью к людям и ко всему живому, которая наполняет жизнь богатым и разнообразным содержанием;

в) подражанием самому прекрасному из всех людей — Иисусу Христу, Который является идеалом человеческой красоты; стремлением сделать свою жизнь произведением искусства. Создание прекрасных вещей дает художнику радость творчества. Но создавать из самого себя прекрасного человека (когда ты сам — и материал, и художник) — доставляет самые высшие радости творчества, доступные человеку;

г) глубоким оптимизмом, которому не страшны никакие испытания и никакие трагедии жизни, ибо он в себе самом носит такое сокровище, от сладости обладания которым он отверг все другие ценности. Мало того, ему не страшна и смерть, поскольку он знает, что за вратами смерти его ожидает новая жизнь в том Царстве блаженства, в которое он вступил уже здесь, на земле.

Такова подлинная вера на высших ступенях христианской жизни. Достижение этих ступеней невозможно без подвижничества. Подвиг — необходимое условие совершенствования, очищения сердца. Только чистое сердце способно воспринять божественную любовь.

Наполняющая сердце человека вера стремится поделиться своим богатством с другими. Подлинная вера требует общения людей, и тогда «от избытка сердца говорят уста». Но общение между людьми в большинстве случаев (за исключением глубоко личных контактов) происходит на языке разума, и потому всякая алогичность, невыразимость затрудняет общение и понимание религиозных идей.

Сознательная религиозная вера имеет все вышеперечисленные признаки. Кроме этого, сознательная вера закалена в горниле сомнений, оправдана перед разумом. Она не боится никаких испытаний, не подвержена колебаниям, потому что сопровождается знанием своей ценности и неопровержимости. Потребность в такой вере возникла издавна. Очень ярко она проявилась в эпоху раннего христианства. Климент Александрийский писал: «Принимать истинное учение и отвергать ложное может вера не простая, а только соединенная с изучением наук» («Строматы»).

Христианство — религия Логоса, религия Божественного Разума, и потому в христианстве высоко ценится мышление. Апостол Павел пишет: «Я знаю, в Кого уверовал». Даже в духовной жизни (казалось бы, чисто мистическом опыте) необходим постоянный контроль разума ввиду опасности прелести, то есть состояния самообольщения относительно своего духовного состояния — когда «разум не поспевает за сердцем». Христианство нуждается в оправдании перед разумом: «Все испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фес. 5: 21). Чичерин писал: «Истинная вера отличается от суеверия именно тем, что она способна вынести испытание». Значит, нужно не бояться сомнений, но преодолевать их с помощью работы мысли.

Подобной верой, прошедшей через испытания, обладал Ф. М. Достоевский. Вот что он писал: «Мерзавцы дразнили меня необразованной и ретроградной верой в Бога. Этим олухам и не снилось такой силы отрицание Бога, какое положено в Инквизиторе и в предшествующей главе, которому ответом служит весь роман. Не как дурак же (фанатик) я верую в Бога. И эти хотели меня учить и смеялись над моим неразвитием! Да их глупой природе и не снилось такой силы отрицание, которое пережил я. Им ли меня учить!.. И в Европе такой силы атеистических выражений нет и не бывало. Стало быть, не как мальчик же я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла…»

Литература

1. Бакулин Б. С. Философское введение в христианскую апологетику. // Символ, 1989, №22.

Опубликовано в on-line version журнала «Фома» №8 http://www.trimo.com/foma




    www.Pravoslavieto.com


www.pravoslavieto.com

Какие есть виды религий в мире

В мировом пространстве существует большое число различных верований. Испокон веков человек признавал существование высшего разума, поклонялся ему, искал пути достижения духовного совершенства и смысл жизни. Но все народности шли своим путем, поэтому в мире возникали разные виды религий. Сейчас их насчитывается довольно много. Все религии как отличаются друг от друга, так и имеют много общих черт. 

В настоящее время в мире существуют такие виды религий, как христианство, иудаизм, буддизм и ислам, а также индуизм, даосизм, конфуцианство, сикхизм и другие. Одной из основных мировых религий можно назвать христианство, основанное на вере в Триединого Бога, равно как и сына Его, именуемого Иисусом  Христом, который пришел в мир в образе человека, чтобы спасти людей и дать им вечную жизнь. Христианство призывает людей к любви к Богу и всем людям, к творению добра, к смирению и борьбе со своими грехами. 

От других мировых религий христианство отличается своим Божественным началом. Имеется в виду, что эту религию создали не люди, как, например, в случае с индуизмом, а дал Сам Господь в готовом виде. Христианство, в свою очередь, разделяется на православие, католицизм и протестантизм. Эти виды религий, хотя и схожи верой в Иисуса Христа, но имеют расхождения в трактовках Священного Писания и Предания. В католицизме, например, главой церкви является не Иисус Христос, как у православных, а Папа Римский. Протестанты же вообще склонны трактовать Библию, как кому нравится. 

Еще одна из мировых религий – ислам — несколько схожа с христианством. Она тоже имеет своего Бога – Аллаха, который является судьей всех человеческих поступков. Но эти виды религий имеют существенное отличие. Если в христианстве во главу угла ставится смирение и свобода выбора, то ислам диктует жесткие правила и строгое послушание. Обе же религии предписывают своим последователям быть добрым, справедливым и помогать другим людям. 

Довольно распространенной религией также является буддизм, высшая цель которого – достижение нирваны. От вышеперечисленных верований его отличает то, что здесь человек предоставлен сам себе, его никто спасать не будет, Будда только указывает путь к спасению. Тем не менее, эта религия также учит людей любви и добру. Древнейшей религией является иудаизм, возникший в Палестине среди еврейских племен. Отличается от христианства и ислама тем, что евреи считают себя избранным народом и отвергают Христа, ожидая Мессию. 

Кроме этих основных, в мире также существуют еще и другие разновидности религий. Это, например, индуизм, сочетающий в себе различные направления и принципы, не имеющий единой целостной системы. У индийского народа существует также сикхизм, как разновидность индуизма, сочетающую в себе черты, присущие мусульманству. У китайского народа существует даосизм – религия, формирующая у верующих доброе отношение к миру и сострадание к ближнему. 

Исходя из вышесказанного, становится понятным, что в принципе, все религии осознают то, что наша земная жизнь есть не конечная цель и признают  высшие духовные силы. Конечно, понятия нравственности и духовности во всех религиях разные, но даже в древнем язычестве существовало некое памятование, связанное с изначальным  богообщением человека. Само слово «религия» древний оратор и писатель Цицерон разъяснял как «благоговение», то есть поклонение высшим силам. 

Интересно, что в мире существуют с древних времен разные виды церквей. В разных уголках земли можно увидеть православные храмы, лютеранские кирхи, исламские мечети, буддистские храмы и еврейские синагоги. Путешествуя по разным странам, можно увидеть священные рощи кюсото, саамские сейды, удмурские куала, и священные амбары, куда приходят к своему богу ханты и манси. Человек всегда стремился к высшему разуму и познанию своей цели на земле, отсюда и такое количество в мире религиозных верований.

fb.ru

Мировые религии: Христианство, Ислам, Буддизм

Мировые религии — система убеждений и практик, которая определяет взаимосвязь между божественной сферой, и определенного общества, группы или индивида. Она проявляется в доктринальном виде (доктрина, вера), в религиозных действиях (поклонение, ритуал), в социальной и организационной сфере (религиозная общность, церковь) и в сфере индивидуальной духовности.

Также, религией называется любая культурная система определенных видов поведения, мировоззрения, освященные места, которые связывают человечество со сверхъестественным или трансцендентальным. Но нет никакого научного консенсуса относительно того, что точно составляет религию.

Согласно Цицерону, это название происходит от латинского слова relegere или religere.

Различные виды религий могут содержать или не содержать разные элементы божественных, священных вещей. Религиозные практики включают в себя ритуалы, проповеди, поклонения (божествам, идолам), жертвоприношения, фестивали, праздники, трансы, посвящения, погребальные службы, медитации, молитвы, музыку, искусство, танцы, общественные службы или другие аспекты человеческой культуры. Практически любая религия имеет священные истории и повествования, сохраненные в священных писаниях, а также символы и святые места, чтобы придать смысл жизни. Религии содержат символические истории, направленные на то, чтобы объяснить происхождение жизни, вселенную и т.п. Традиционно вера, помимо разума, считается источником религиозных убеждений.

История религии

Сколько же религий существует в мире ответить никто не сможет, но известных на сегодняшний день – около 10 000 различных течений, хотя, около 84% населения мира связано с одной из пяти крупнейших: христианством, исламом, индуизмом, буддизмом или формами «национальной религии».

Существует ряд теорий относительно истоков появления религиозных практик. По мнению авторитетных антропологов многие из списка религий мира начались как активизирующие, побуждающие к чему-то движения, поскольку видение происхождения мира, людей (и т. д.) харизматичным пророком порождало воображение большого количества людей, ищущих более полный ответ на свои вопросы и проблемы. Мировая религия не характеризуется конкретной средой или этнической принадлежностью и может быть широко распространена. Существуют разные виды мировых религий, и каждая из них несет в себе предрассудки. Сутью этого могут быть, среди прочего, то, что верующие склонны рассматривать свою религию, как самую древнюю, а иногда и не признают другие религии или же, как важные.

В XIX и XX веках гуманистическая конфессия разделила религиозную веру на философские определенные категории — «мировые религии».

В пять крупнейших религиозных групп мира входят 5,8 млрд. человек — 84% населения, — это христианство, ислам, буддизм, иудаизм и традиционные народные верования.

Христианство

Христианство основано на жизни и учениях Иисуса из Назарета, который считается основоположником этого течения (1-й век н.э.), его жизнь изложена в Библии (Старый и Новый Заветы). Христианская вера – верование в Иисуса как Сына Божьего, Спасителя и Господа. Почти все христиане верят в Троицу, которая учит единству Отца, Сына (Иисуса Христа) и Святого Духа как трех в одном Божестве. Христиане могут описать свою веру как Никейский символ веры. Как религиозное учение, христианство произошло из Византийской цивилизации в первом тысячелетии и распространилось по Западной Европе во время колонизации и далее по всему миру. Главными ответвлениями христианства становятся (согласно числу приверженцев):

  • – Католическая церковь во главе с епископом;
  • – Восточное христианство, включающее Восточное Православие и Восточную Церковь;
  • – Протестантизм, отделившиеся от католической церкви в протестантской Реформации 16-го века и разделенный на тысячи деноминаций.

К главным ветвям протестантизма относят: англиканство, баптизм, кальвинизм, лютеранство и методизм, каждый из них содержит множество различных конфессий или групп.

Ислам

Ислам основан на Коране — священной книге о пророке Мухаммеде, называемом главным политическим и религиозным деятелем, проживавшем в седьмом столетии нашей эры. Ислам основывается на принципиальном единстве религиозных философий и принимает всех пророков иудаизма, христианства и других Авраамических верований. Это наиболее широко распространенная религия Юго-Восточной Азии, Северной Африки, Западной Азии и Центральной Азии, также мусульманское большинство живет в некоторых частях Южной Азии, Африки к югу от Сахары и Юго-Восточной Европы. Существует несколько исламских республик — Иран, Пакистан, Мавритания и Афганистан.

Ислам подразделяется на следующие толкования:

  1. – Суннитский ислам — самая большая деноминация в Исламе;
  2. – Шиитский ислам — второй по величине;
  3. – Ахмадие.

Есть мусульманские возродительные движения, такие как мувахидизм и салафизм.

Из других конфессий Ислама можно перечислить: Нацию ислама, суфизм, куранизм, не конфессиональные мусульмане и ваххабизм, являющийся доминирующей мусульманской школой в Королевстве Саудовская Аравия.

Буддизм

Буддизм охватывает многообразие традиций, верования и духовной практики, в большинстве основанные на учениях, принадлежащих Будде. Буддизм возник в Древней Индии между 6 и 4 веками до н. э., откуда начал простираться по территории Азии. Учеными выделяются два ключевых сохранившихся разветвления буддизма: Тхеравада («Школа старейшин») и Махаяна («Великий корабль»). Буддизм – четвертая религия в мире с более чем 520 миллионами приверженцев — это более 7% мирового населения.

Буддийские школы различаются по точной природе пути к освобождению, важности и каноничности различных учений и писаний, особенно их практик. Практические методы буддизма подразумевают «уход» в Будду, Дхарму и Сангху, постижение Священных Писаний, следованию этических и добродетельных заповедей, отказ от привязанности, практику медитации, культивирование мудрости, милость и сострадание, практика Махаяны — бодхичитты и практики Ваджраяны — стадии зарождения и стадии завершения.

В Тхеравада конечной целью становится прекращение клеши и достижение возвышенного состояния нирваны, достигаемое практикой Благородного Восьмеричного Пути (Срединный Путь). Тхеравада широко распространена в Шри-Ланке и Юго-Восточной Азии.

Махаяна, которая включает в себя традиции Чистой Земли, Дзэн, Ничиренский буддизм, Шингон и Тантай (Тендай), встречается в Восточной Азии. Вместо того чтобы достичь Нирваны, Махаяна стремится к Будде через путь бодхисаттвы — состояния, в котором человек остается в цикле возрождения, особенностью этого становится помощь другим людям в достижении пробуждения.

Ваджраяна — совокупность учений, приписываемых индийским сиддхам, может рассматриваться как третья ветвь или просто часть Махаяны. Тибетский буддизм, который сохраняет учения Ваджраяны, практикуется в районах, окружающих Гималаи, Монголию и Калмыкию.

 Иудаизм

Иудаизм – самая древняя по возрасту, авраамская конфессия, зародившаяся в древнем Израиле. Тора становится основополагающим писанием и частью более крупного текста, известного как Танаха или еврейской Библии. Она дополняется традициями, изложенными в письменной форме в более поздних текстах, таких как Мидраш и Талмуд. Иудаизм включает в себя обширный состав писаний, практик, богословских позиций и форм организации. В этой религии существует множество движений, большинство которых вышли из раввинского иудаизма, провозглашающего, что Бог открыл свои законы и заповеди Моисею на Горе Синай в виде надписей на камнях, и устной форме — Торы. Исторически это утверждение оспаривалось различными научными группами. Крупнейшими еврейскими религиозными движениями являются православный иудаизм (Хареди), консервативный и реформаторский.

Шаманизм

Шаманизм является практикой, которая включает в себя действия, достигающие изменения сознания для того, чтобы воспринимать и взаимодействовать с миром духов.

Шаман — тот, кто имеет доступ к миру добрых и злых духов. Шаман входит в состояние транса во время ритуала и практики прорицания и исцеления. Слово «шаман», вероятно, происходит от эвенкийского языка Северной Азии. Этот термин стал широко известным после того, как русские войска завоевали шаманское ханство Казани в 1552 году.

Термин «шаманизм» впервые применен западными антропологами для древней религии тюрков и монголов, а также соседних тунгусских и самодийских народов. Наблюдая и сравнивая больше религиозных традиций во всем мире, некоторые западные антропологи стали использовать термин в широком смысле, чтобы описать несвязанные магически – религиозные практики, обнаруженные в этнических религиях других частей Азии, Африки, Австралии и даже совершенно несвязанных частей Северной и Южной Америки, поскольку они полагали, что эти практики похожи друг на друга.

Шаманизм включает в себя предположение, что шаманы становятся посредниками или посланниками между человеческим миром и духовным. Там где распространено это явление, люди верят, что шаманы лечат болезни и исцеляют душу, что шаманы могут посещать другие миры (измерения). Шаман действует, прежде всего, в духовном мире, который влияет на мир человека. Восстановление баланса приводит к устранению недуга.

Национальные религии

Коренные учения или национальные относятся к широкой категории традиционных религий, которые могут быть охарактеризованы шаманизмом, анимизмом и поклонением предкам, где традиционные средства, коренные или основополагающие, передаются из поколения в поколение. Это религии, которые тесно связаны с определенной группой людей, одной этнической принадлежности или племени, у них часто нет формальных вероучений или священных писаний. Некоторые религии являются синкретическими, объединяющими различные религиозные убеждения и практики.

Новые религиозные течения

Новое религиозное движение – молодая религия или альтернативная духовность, является религиозной группой, имеет современное происхождение и занимает периферийное место в доминирующей религиозной культуре общества. Может быть новой по происхождению или частью более широкой религии, но отличаться от ранее существовавших деноминаций. Учеными было подсчитано, что это новое движение имеет сотни тысяч последователей во всем мире, причем большинство их членов живут в Азии и Африке.

Новые религии часто сталкиваются с враждебным приемом со стороны традиционных религиозных организаций и различных светских учреждений. В настоящее время существует несколько научных организаций и рецензируемых журналов, посвященных этому вопросу. Исследователи связывают рост новых религиозных движений в современности с ответами на современные процессы секуляризации, глобализации, фрагментации, рефлексивности и индивидуализации.

Единых согласованных критериев определения «нового религиозного движения» не существует. Тем не менее этот термин предполагает, что группа недавнего происхождения. Одна из точек зрения заключается в том, что «новое» может означать, что учение более позднее по своему происхождению, чем большинство известных.

Таким образом, в этой статье мы рассмотрели мировые религии от самых «старых» до «молодых», от более значимых до менее известных.

mystroimmir.ru

Вера, разновидности ее проявления


⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 14Следующая ⇒

Вера (в самом общем и употребительном значении слова) есть явление духовной жизни, один из видов реакции человека на получаемую извне информацию. Эта реакция, по характеру — положительная, заключается прежде всего в суждении о воспринимаемой информации как адекватной реальному состоянию, событиям, иначе — адекватной действительности. Если поступающая информация такой оптимальной реакции непосредственно не вызывает, значит, она подвергается сомнению и упомянутое позитивное суждение может, по мнению получателя информации, иметь место только после ее проверки. В этом случае вера отсутствует, и ее место занимает сомнение с последующей опытной проверкой, которой информация подтверждается или отвергается. Усвоение информации после опытной проверки называется эмпирическим познанием.

Нетрудно увидеть, что лишь сравнительно незначительная часть получаемой и усваиваемой нами информации подвергается опытной проверке; в большей своей части сведения принимаются «на веру», хотя, вообще говоря, доступны проверке. Таковы, в основном, сведения по физике, химии, географии, астрономии и из других областей естествознания, начиная с самых примитивных сведений и вплоть до весьма сложных обобщений включительно.

Так, редко кто из нас наблюдал за описываемым во многих учебниках географии постепенным появлением судна на горизонте, когда сначала из-за выпуклости морской поверхности показываются верхушки мачт, потом средняя часть, и наконец нашему взору оказывается доступным все судно целиком, чем, как известно, демонстрируется сферичность земной поверхности. Если же обратиться к более сложным явлениям, то можно в качестве примера вспомнить утверждение теории относительности, что время для любого наблюдателя зависит от скорости его перемещения в, пространстве: при скоростях, близких к скорости света, время протекает иначе, чем при скоростях, характерных для наземных условий.

Если, слыша о первом явлении и доверяя тем, кто имел случай его наблюдать, мы считаем его доказательством (или точнее — признаком) кривизны земной поверхности, то относительность времени никем опытно еще не переживалась, и мы верим в данном случае автору теории относительности — Альберту Эйнштейну и другим физикам, хотя сами в подавляющем большинстве не только не подвергали проверке правильность их расчетов, умозаключений и выводов, но даже не можем себе вообразить устанавливаемый ими факт неодинакового протекания времени для людей, перемещающихся с разными скоростями.

Частое и систематическое восприятие и усвоение одной и той же информации, истинность которой принимается в каждом отдельном случае на веру, а в дальнейшем частично подтверждается на опыте или, по крайней мере, ничем не опровергается, приводит к уверенности, под которой мы понимаем глубокую убежденность в истинности тех или иных положений или даже целых систем знаний, в своей совокупности составляющих то, что называется мировоззрением. Именно как «уверенность» определяет Священное Писание веру в классическом тексте: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр 11:1).

Что касается «осуществления ожидаемого», то здесь речь идет о другой разновидности веры, более сложной и возвышенной, чем просто усвоение информации без проверки и даже чем уверенность в истинности той или иной информационной системы: речь идет о доверии к отдельным лицам, к категориям лиц, объединенных общей сферой деятельности, или занимаемым ими общественным положением, к целым организациям и институтам, наконец (и это высший объект доверия) — к Богу.

В самом деле, мы питаем доверие к нашим родителям и воспитателям (особенно в детстве), к преподавателям учебных заведений, в которых учимся, к авторам разных учебных пособий и научных трудов, врачам и другим специалистам в разных отраслях знания, техники, жизни. В большинстве случаев мы доверяем не столько отдельным лицам (как это имеет место по отношению к родителям или отдельным наставникам и руководителям), сколько целым категориям лиц в силу их положения, должности или звания. Таково доверие ко всем педагогам данного или вообще любого государственного учебного заведения, таково доверие к экипажу самолета или судна, которому мы доверяем нашу жизнь, к персоналу больницы, в которой лечимся. Здесь имеет место доверие к ряду свойств целых коллективов людей, к их квалификации, добросовестности, дисциплинированности, работоспособности: за всем этим стоит доверие к государству, которое, применяя систему подготовки, отбора и контроля, обеспечивает условия, необходимые для нашего образования, лечения, передвижения и т.п.14

Именно поэтому нас так возмущают случаи, когда те или иные должностные лица не оправдывают оказанное им доверие, когда они проявляют недостаточную степень квалификации, неопытность, небрежность, недобросовестность. При этом их личные отрицательные свойства, их поведение, образ действий подрывают доверие не только к ним лично, но и к коллективам, учреждениям и институтам, членами и функционерами которых они являются. Занятие ими должности, которой они не соответствуют, возложение на них обязанностей, с которыми они явно не справляются, использование ими прав, которыми они злоупотребляют, рассматриваются как упущения, как дефекты деятельности управляющей ими инстанции, правомочной допускать или прекращать их дальнейшую деятельность, и оказываются основанием или, по крайней мере, поводом для претензий и даже для утраты доверия к этой самой инстанции. Потребитель, объект обслуживания, чувствует себя обманутым в своем доверии к учреждению (например, к учебному заведению, больнице, Аэрофлоту, железнодорожному управлению и к другим обслуживающим его организациям) и, не имея возможности сам принять меры по отношению к служащему (одному или многим), вызывающему его недовольство, требует этих мер от учреждения. Нормальное отношение может быть восстановлено лишь в случае исправления ошибки или отстранения от должности не отвечающих своему назначению деятелей.

Возвращаясь к явлениям религиозной жизни, убеждаемся, что большую часть религиозной информации люди получают от религиозных обществ, в недрах которых они родились, воспитываются и живут. В христианстве таким обществом является Церковь. Именно она сохраняет, распространяет, из поколения в поколение передает Божественное Откровение; она подготавливает, посвящает и назначает провозвестников Откровения, равно как она же совершает предусмотренные Откровением Таинства и преподает их наравне с самим Откровением как средства спасения.

Далеко не все христиане обладают личным религиозным опытом, убеждающим их в истинности всего, что устно или письменно преподается им через Церковь, а у тех из них, кто этот опыт приобретает, он, как правило, является результатом их принадлежности к Церкви и воспитания в условиях ее информационной атмосферы. Так же, как и в других сферах познания, мышления, творчества, человек и здесь усваивает информационный материал в. основном «на веру», доверяя Церкви и, следовательно, преподаваемому ею Откровению. Такие истины, как троичность Бога, сочетание во Христе божественной и человеческой природ и воль, а также символика внешне-обрядовой стороны религиозной жизни, не бывают предметом опытного постижения и воспринимаются от Церкви на веру, в силу ее авторитета, сочетающегося с религиозной потребностью человека, о которой мы будем иметь случай подробно говорить в следующей главе.

Родственность между религиозной верой и проявлениями веры и доверия в повседневной жизни отмечалась уже древними авторами. Так, св. Кирилл Иерусалимский (+386) писал: «Не только у нас, которые носим имя Христово, за великое почитается вера, но и все то, что совершается в мире, даже людьми, чуждыми Церкви, совершается верою. На вере утверждается земледелие, ибо кто не верит тому, что соберет произросшие плоды, тот не станет сносить трудов. Верою водятся мореплаватели, когда, вверив судьбу свою малому древу, постоянное стремление волн предпочитают твердейшей стихии, земле, предают себя самих неизвестным надеждам и имеют при себе только веру, которая для них надежнее всякого якоря»15.

Восприятие информации может быть, вообще говоря, процессом чисто рациональным, совершенно не затрагивающим эмоциональную сферу психики. Вряд ли ознакомление с теоремой Пифагора или с тем фактом, что расстояние от Земли до Луны составляет 360 тыс. км, вызовет у кого-либо сколько-нибудь интенсивные положительные или отрицательные эмоции.

Однако длительное восприятие информации, сопровождаемое ее систематизацией, может вызывать переживания уже эмоционального характера, например уважение и благодарность к лицу или учреждению, являющемуся источником или передатчиком информации. Когда систематизированная информативная совокупность определяет мировоззрение, то она непосредственно затрагивает и эмоциональную сферу, влияет на нее, вызывая определенные эмоции, направленные не только на источник информации, но и на ее содержание.

Так, знакомясь с космографией, человек может испытывать удивление и эстетическое удовлетворение (а в частных случаях, наоборот, ужас) перед беспредельностью Вселенной, закономерностями бытия, перед красотой и величием мироздания.

Если одновременно, ранее или позднее, тот же человек получит такое элементарное религиозное понятие о Боге как Творце и Законодателе Вселенной, о месте, занимаемом в ней человеком — образом и подобием Божьим, о конечных судьбах мироздания, в нем может возникнуть и развиться вся совокупность эмоций, объединяемых обычно именованием «религиозное чувство»; сюда входят благоговение, ощущение зависимости и связанный с ним страх, в пределе — благодарность, надежда на Бога и любовь к Нему.

Многие из этих чувств уже выходят за рамки веры в узком, собственном значении этого слова. Однако, как совокупность чувств, тесно связанных с восприятием на веру информации, в частности и в особенности религиозной, следует выделить верность (или преданность), представляющую собой устойчивое эмоционально-окрашенное и интенсивно-положительное отношение к самому объекту системы информации, к ее совокупности и наконец — к ее источнику.

Верность — высшая и наиболее сложная разновидность веры; наиболее яркое выражение ее мы находим в религиозной сфере, хотя она может иметь место не только по отношению к Богу (в данном случае — Объекту информации), к Церкви (источнику информации) и к вероучению (системе информации), но и по отношению к совершенно другим объектам в самых разнообразных сферах. Такова преданность и верность науке, отдельным лицам и т.д.

Преданность, верность, однажды возникнув и развившись, оказывают стимулирующее действие на дальнейшее доверчивое вое-

приятие и усвоение новой информации из того же источника, причем доверие достигает столь сильной степени, что сомнениям не остается места даже в случае, если личный опыт вступает в противоречие (действительное или кажущееся — это в субъективном плане безразлично) с получаемой информацией.

Так, человек, преданный атеистически-материалистической системе мировоззрения, оказывается во многих случаях недоступным воздействию опровергающих его убеждения данных исторического и повседневного опыта, в частности, опыта созерцания материального мира (природы), личного самосознания, нравственного чувства и других данных, убедительно говорящих о Боге как о Едином Принципе и Начале бытия; такой человек настолько предан ставшим для него привычным догматическим стереотипам, что по свойственной многим инерции инстинктивно уклоняется от критического к ним отношения, боится их переосмысления, предпочитая повторять лживые, но привычные и представляющиеся ему достоверными ссылки на науку, данные которой якобы лежат в основе материалистического мировоззрения16.

Аналогично человек, преданный той или иной религии или точнее — Богу, Которого проповедует и возвещает религия, тоже склонен к безоговорочному и некритическому восприятию религиозной информации, если, конечно, он уверен в ее божественном происхождении. Точно так же он оказывается невосприимчивым к данным опыта, если они представляются ему противоречащими содержанию авторитетной религиозной информации.

Различие, однако, между преданностью, религиозного человека, и преданностью атеиста заключается прежде всего в том, что в первом случае Объектом преданности и верности является Бог, а во втором — объект в полном смысле отсутствует (Ин 4:22), а подспудным и замаскированным, чаще всего и неосознанным объектом является личное, узко понимаемое благополучие самого субъекта. Действительно, быть атеистом выгодно в самом глубокоэгоистическом плане: атеизм часто поощряется извне сильными мира сего и сам потворствует жизни «во страстях и похотях», жизни, направленной к удовлетворению своих личных, более или менее низменных потребностей и склонностей (Ин 3:19-21).

Второе, не менее существенное различие в том, что там, где принимаемые на веру догматические положения сопоставляются с объективно достоверными данными как материального, так и духовного опыта, оказывается, что этот опыт подтверждает данные Откровения, как это имеет место, например, в отношении оспаривавшихся в свое время библейских данных о сотворении мира, о единстве происхождения человечества, о потопе, об историчности Иисуса Христа и Его учеников и многого другого17.

Такого подтверждения не получают надуманные, искусственные, вступающие в постоянное противоречие с живым самоосознанием и объективными данными общечеловеческого опыта догматы атеизма.

Плюрализм веры как явления духовной жизни ярко отражен в Священном Писании. Наиболее элементарное проявление веры — «уверенность в невидимом» (Евр 11:1), согласие с содержанием религиозной информации без попыток его опытной проверки — раскрывается в одном из последующих стихов той же главы: «Без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр 11:6). Здесь вере, несмотря на ее, в рамках данного текста, чисто рациональный (свободный от эмоций) характер, придается нравственно-религиозная ценность: она предстает как условие богоискания, богоугождения и последующего благовоздаяния, т.е. тех добрых взаимоотношений с божеством, стремление к которым, как мы видели выше, составляет неотъемлемый элемент всякого религиозного переживания.

Гораздо большей нравственной ценностью и действенностью обладает, по признанию Самого Христа, вера сотника, пришедшего просить об исцелении своего слуги: «Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры» (Мф8:5-10), говорит Он. Очевидно, вере сотника присуще глубокое доверие ко Христу, основанное на убежденности в Его сверхъестественных возможностях. В представлении сотника желаемое им событие оказалось свершенным еще до его фактического совершения, т.е. здесь вера уже не только «уверенность в невидимом», но и «осуществление ожидаемого» (Евр 11:1).

Еще большей силы, устойчивости и, можно сказать, тотальности достигает вера, проявленная Авраамом в его беспредельной преданности Богу. И беспрекословное повиновение повелению оставить свою страну и идти, «не зная, куда идет» (Евр 11:8), и приятие с полным доверием обетования о рождении сына в глубокой старости (Быт 18), и, наконец, — вершина веры! — готовность принести в жертву единственного сына (Быт 22, Евр 11:17-19), все это вместе составляет преданность Богу, духовное состояние, где вера достигает высшего, устойчивого, ничем не поколебимого состояния, где вера становится верностью до смерти, венчаемой венцом вечной жизни (Откр 2:10). Поистине «поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Быт 15:6; Рим 4:3).

История Церкви по настоящее время включительно являет бесчисленные примеры веры во всех ее проявлениях: это результат как неиссякающего действия благодати Божьей, так и свидетельство распространенности, жизненности и глубины религиозных переживаний.

II. ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЛИГИИ


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Классификация типов веры Текст научной статьи по специальности «Философия»

ПСИХОЛОГИЯ: АСПЕКТЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ ВЕРЫ

В. А. ГОРЯЧЕВ

В данной статье проводится исследование различных типов веры. С этой целью анализируются и сравниваются три разные классификации данного феномена: О. Хаксли, Э. Фромма и С. Л. Франка, выделяются особенности каждой из этих классификаций. Характеризуются типы веры, которые обозначаются в этих классификациях. В заключении определяются общие черты для всех рассмотренных классификаций.

Ключевые слова: вера, классификация, типология.

Вера является важной составляющей жизни любого индивида. Она позволяет человеку влиять на свою жизнь, занимать в ней активную позицию, регулировать ход событий. При отсутствии веры он превращается в пассивного наблюдателя, не способного управлять своей собственной жизнью. Обретая же веру, человек ощущает в себе силы изменять происходящее. Именно благодаря вере люди чувствуют, что их усилия дают результаты, убеждаются в том, что их старания в достижении той или иной цели не напрасны. Таким образом, именно вера часто выступает побудителем к действию.

Результаты деятельности человека во многом зависят от того, верит ли он в успех, достаточно ли убежден в необходимости и полезности того, что он делает. Высоких положительных результатов в любых сферах своей жизни добиваются как раз люди, обладающие верой в себя и свои возможности. Напротив, те, кто не уверен в своих силах, с большей долей вероятности потерпят неудачу.

Было очевидно, что целостное познание человека невозможно без изучения феномена веры. Необходимость исследования веры с позиций психологии может быть обоснована следующим образом. Вера принадлежит к внутреннему миру человека и чрезвычайно значима для его существования, т. е., является психологическим образованием. Во всей внутренней организации человека можно заметить проявления действия веры. Под влияние этого феномена попадают мысли, чувства, установки и ценности. Не менее очевидно влияние веры на поведение. Это влияние выражается в действиях и поступках. Действие феномена веры находится под влиянием любых внутренних изменений в человеке, отражающихся во внешней действительности. Это является важным аргументом в пользу необходимости психологического исследования феномена веры.

В данной статье будут рассмотрены различные типологии веры. В заключительной ее части, на основе этих типологий, будет выдвинуто определение, наиболее полно отражающее все свойства феномена веры. Как известно, слово «вера» имеет очень много значений. Олдос Хаксли, в своей работе «Вечная философия» определяет четыре основных типа веры. Первый тип аналогичен по смыслу тому, что обычно вкладывается в понятие «доверие». Такую веру люди демонстрируют, доверяя свое здоровье доктору или судьбу своего дела юристу. Схожей является вера в авторитеты. Она проявляется, когда человек принимает как истинные рассуждения людей, обладающих высокой квалификацией в той или иной области. Это могут быть изречения великих философов или размышления известного физика-теоретика. Другой смысл обретает слово «вера», когда люди считают истинными данные, которые не удостоверились по каким-либо причинам, но могут, при желании удостовериться. Так человек «верит» в то, что в Австралии обитают кенгуру, когда сам ни разу не был на этом континенте, так можно верить в теорию относительности, будучи даже не способным понять формул, которые ее объясняют. Последний тип веры — вера в идеи, которые индивид не в состоянии проверить, даже если сильно этого захочет. При этом он заранее знает о невозможности такой проверки. Таковыми являются вера в непорочное зачатие, вера в бессмертие. По мнению схоластиков, такая вера — это акт разума, который принужден к согласию с помощью воли.

Первые три типа веры занимают очень важное место, как в повседневной жизни человека, так и в науке. Без веры невозможно никакое знание. Она — предпосылка действий, она позволяет вести достойную жизнь. Общество существует не из-за страха большинства перед принуждающей

силой меньшинства, а потому что одни люди верят в добропорядочность других людей. Такая вера обладает свойством самой выступать создателем своего объекта. Точно так же, как во время беспорядков или войны, само создает свой объект недоверие. В интеллектуальной сфере, как и в нравственной, роль веры является основополагающей. Вера в надежность вселенной лежит в основе любой науки и технологии. Любые исследования имеют смысл лишь благодаря тому, что человек убежден в возможности познать этот мир. К этой вере нужно также добавить веру информации, полученной от квалифицированных экспертов, которая позволяет пользоваться этой информацией, и веру в собственные гипотезы, которая заставляет предпринимать какие-то действия для их проверки. Эти действия могут либо подтвердить гипотезу и перевести ее из области веры в область знания, либо опровергнуть ее. В последнем случае приходится изменять гипотезу так, чтобы она соответствовала научным фактам и могла после проверки попасть в область научного знания. Из этих примеров видно, что вера буквально пронизывает каждый этап научной работы любого ученого, в какой области он бы ни работал.

Четвертый тип веры можно назвать «религиозной верой». Такое определение верно не только потому, что другие типы веры не имеют в религии большого значения, но и потому, что вера четвертого типа играет в ней очень большую роль. Именно волевое принятие идей, не поддающихся проверке, составляет основу религии [2].

Как видно из этой классификации, типы веры могут быть разными, во-первых, в зависимости от характера объекта веры. В первом типе объектом веры выступает человек, в остальных — какая-то информация. Во-вторых, типы веры различаются по возможности проверки информации. В третьем типе информация поддается проверке, в четвертом — нет.

Обратимся к другим классификациям веры.

Э. Фромм различал рациональную и иррациональную веру. Первая представляет собой стойкость убеждений, основанную на опыте. К ней приводят собственные мысли и чувства индивида. Вторая основана на неком иррациональном авторитете, которому человек подчиняет свою волю.

На рациональной вере основывается вся деятельность человека, от интеллектуальной до эмоциональной. Существует мнение, что вера и рациональное мышление несовместимы. Однако это не совсем так. В своем движении к цели через ис-

следования и эксперименты ученый держит в голове некий идеальный образ того, что он желает получить в итоге. Этот образ всегда основан на личном опыте, фактах и знаниях. Конечно, он еще требует проверки, но все же является рациональным по своей сути. Таким образом, выдвижение ученым гипотезы представляет собой яркий образец рациональной веры и доказывает, что вере есть место в рациональном мышлении.

Множество примеров рациональной веры можно найти в истории науки. Джордано Бруно, Галилей, Ньютон, — все они обладали непоколебимой верой в разум. На каждом этапе научной работы, от формирования образа до становления теории, необходимо верить: в рациональность образа, в правдоподобность и обоснованность гипотезы и далее — в истинность теории, до того момента, пока не будет достигнуто общего согласия. В то время как иррациональная вера опирается на мнение авторитета или большинства, подкрепленное зачастую силой и угрозами, рациональная вера берет начало в собственной убежденности, в собственных знаниях человека, в его убежденности, что гипотезы, которые он пытается доказать, верны. Убежденность эта, порой вопреки мнению большинства, рождается в результате наблюдений и размышлений.

Наука не единственная область, где проявляется вера. Человеческие отношения тоже строятся на вере. Без нее невозможно было бы испытывать любовь и дружбу. Когда один человек верит в другого, он предполагает наличие в нем некой неизменной основы, постоянных основных мотиваций. Это, в свою очередь, позволяет ожидать постоянства его любви и дружбы. Разумеется, существование фундаментальных основ в человеке не дает никаких гарантий. Нельзя с точностью утверждать, что чувства будут оставаться неизменными в течение какого-то периода времени. Однако вера в возможность этого — уже достаточное условие для того, чтобы человеческие отношения обретали смысл.

Не менее важной для существования человека является вера в себя, в собственное «я», в его неизменность во времени. Такая вера предполагает, что вопреки изменениям окружающей действительности и изменениям, происходящим в индивиде с возрастом, всегда будет оставаться неизменная часть собственного «я». Это убеждение позволяет человеку чувствовать свою независимость, постоянство и быть уверенным в себе. Вера в себя составляет и основу веры в других людей. Только человек, убедившийся в непоколебимости своей сути, может по-настоящему дове-

рять другим. Еще одним важным следствием веры в себя является способность давать обещания. Обещая, люди утверждают, что какая-то их часть будет неизменной на время этого обещания. В вопросе любви, вера в себя выражается через веру в постоянство своей любви и ее способность пробуждать ответную любовь.

Еще одним видом веры в человека является вера в возможности других людей. Самым простым ее проявлением является вера родителей в своего ребенка, в его возможность научиться ходить, говорить, жить. Однако такие возможности получают быстрое развитие за очень редким исключением и, казалось бы, не требуют особой веры. Сложнее обстоит дело с более сложными возможностями, которые часто не получают развития: способность быть счастливым, способность любить, а также различные творческие способности. Для их развития необходимы определенные условия, при отсутствии которых способности могут быть загублены.

Важным условием развития в ребенке его способностей является вера родителей в его возможности. Именно наличие такой веры отличает воспитание от манипуляции. Воспитание — это помощь, которую взрослый оказывает ребенку в развитии его способностей. Манипуляция противоположна помощи. При ней взрослый предписывает ребенку делать то, что, по его мнению, сделает ребенка лучше, и запрещает делать то, что сделает его хуже. В основе манипуляции лежит отсутствие веры в способности ребенка и возможность их развития. Поэтому так важно, чтобы родители занимались именно воспитанием, которое основывается на вере.

Вера в возможности человечества — кульминация веры в других людей. В западном мире эту веру выражают иудейская и христианская религии. В светском мире запада она получила развитие в гуманистических социальных и политических теориях, основной мыслью которых является возможность построения человечеством общества, основанного на свободе, равенстве, справедливости и любви. Так как до нынешнего момента такого общества построено не было, то убеждение в возможности его постройки требует от людей веры. Причем вера эта является рацио наль-ной, основанной на достижениях человечества в прошлом и личном опыте каждого человека.

Основой иррациональной веры выступает сила, которая кажется могущественной и неподвластной. Рациональная вера базируется на опыте. Она есть плод человеческих мыслей и раздумий. Одни люди могут верить в возможности

других благодаря тому, что сами испытали рост своих возможностей. Отсюда и вера в человечество, которое еще не достигло оптимального состояния, но может его достигнуть в связи с ростом возможностей. Рациональная вера созидательна. Она противопоставлена силе. Вера в силу приравнивается неверию в возможности человека. Рационально верить в силу невозможно, можно лишь подчиняться ей, желать ее удержать. В противовес этому выступает рациональная вера в развитие возможностей человека, способных одолеть любую силу [4].

Психолог и философ С. Л. Франк в своей работе «С нами Бог» рассматривает соотношение веры-доверия и веры-достоверности. Он отмечает, что люди руководствуются верой практически при любом своем бытовом действии. И эта вера носит вероятностный характер. Действительно, человек не можем проверить большинство убеждений и мнений, которыми он руководствуется в быту. К примеру, люди засыпают с уверенностью в наступлении завтрашнего дня. Однако в любой момент может случиться катастрофа, которая изменит существующий порядок вещей. Человек не станет выпрыгивать из окна девятого этажа, потому что верит в закон тяготения, однако не очень многие способны этот закон сформулировать. Еще более сложно дело обстоит с отношениями людей. Человек живет, основываясь на том, что продавец в магазине не станет его обманывать, лучший друг не предаст, водитель такси, в которое он садится, будет соблюдать правила дорожного движения, — все эти убеждения носят лишь вероятностный характер. Нередко происходят события, способные опровергнуть достоверность этих убеждений, однако люди руководствуются ими, потому что они выражают собой то, что случится с большей вероятностью. Поступая таким образом, человек всегда имеет больше шансов оказаться правым, чем ошибиться. На этом и основана бытовая вера. И это не есть вера, противопоставленная знанию. Это вера, которая стремится максимально приблизиться к нему.

Говоря о религиозной вере, С. Л. Франк использует вышеупомянутые понятия веры-доверия и веры-достоверности. Однако ученый не противопоставляет их, как это часто принято делать. Он говорит о том, что «всякая вера-послушание, вера-доверие, основанная на подчинении авторитету, в конечном счете, опирается на веру-достоверность, веру-знание» [3]. Таким образом, для человека, который верит в Бога, существование Бога является знанием.

Кратко рассмотренные классификации типов веры можно изобразить следующим образом.

Типы веры по Хаксли:

1) вера как доверие;

2) вера в авторитеты;

3) вера в информацию, которую человек не проверил, но может проверить;

4) вера в информацию, которую человек не может проверить.

Типы веры по Фромму:

1) рациональная:

— вера как доверие другим людям;

— вера в себя;

— вера в возможности других людей;

— вера в возможности человечества;

2) иррациональная.

Типы веры по Франку (по сфере):

1) бытовая;

2) религиозная.

Типы веры по Франку (по характеру):

1) вера-доверие;

2) вера-достоверность.

Постараемся выделить общее в каждой из этих классификаций. Во-первых, таковым является разделение веры, в зависимости от того, основывается ли она на знании или нет (примером последней являются четвертый тип веры у Хаксли, иррациональная вера у Фромма и вера-доверие у Франка).

Помимо этого, стоит отметить разделение типов веры по сферам их проявления (быт / наука / религия), а также по объекту веры (информация / человек).

Наличие точек соприкосновения в классификациях понятия веры у таких разноплановых мыслителей XX в., как О. Хаксли, Э. Фромм и С. Франк, может говорить о том, что, несмотря на всю противоречивость феномена веры, в современной науке складывается определенное и достаточно конкретное его понимание. Такое единство взглядов, безусловно, может оказывать только положительное влияние на последующее изучение феномена.

На основе общих черт, выявленных в рассмотренных выше типологиях, можно вывести следующее определение феномена веры: вера -это психологическое состояние, где ориентиром

выступает желаемый результат, стимулом служит ее источник, а содержание диктуется жизненными смыслами. На наш взгляд, понятие «состояния» наиболее точно отражает характер феномена веры. Психологическими составляющими тогда могут быть: ориентир, источник и жизненные смыслы. Эти компоненты предложены нами на основании анализа научной литературы и полученных эмпирических данных [1]. Ориентиром является тот образ будущего, который мы моделируем в своем сознании. Источник веры, которым могут быть высшие силы или внутренняя уверенность, -это гарант реализации ориентира. Жизненные смыслы же являются той движущей силой, которая заставляет нас выбрать тот или иной ориентир, тот или иной источник веры.

По нашему мнению, данное определение наиболее полно отражает свойства феномена веры и может быть использовано при дальнейшем его изучении. Также это определение в дальнейшем может послужить основой для составления исчерпывающей структуры веры.

Литература

1. Коваль Н. А. Психология духовности личности. Тамбов, 1996.

2. Хаксли О. Вечная философия. М., 2004.

3. Франк С. Л. С нами Бог. М., 2002.

4. Фромм Э. Человек для самого себя. М., 2009.

* * *

CLASSIFICATION OF THE TYPES OF FAITH

V. A. Goryachev

In this article the research of different types of faith is carried out. To realize this study three different classifications of this phenomenon are being analyzed and compared: by O. Huxley, E. Fromm and S. L. Frank, and the singularities of each one are being found. Then the author characterizes the types of faith, which are described in these classifications. In the end the generalities of all three analyzed classifications are being defined.

Key words: faith, classification, typology.

cyberleninka.ru

Виды религий мира :: SYL.ru

В мире, в котором живет более семи миллиардов человек, существуют многие виды конфессий, течений и сект. Выделяются виды религий, которые имеют самое большое количество последователей: христианство, ислам, индуизм и буддизм. Именно к этим конфессиям принадлежат различные национальные группы в большинстве стран мира. Другие виды религий не имеют такого мирового распространения. К ним относятся конфуцианство, джайнизм, иудаизм, даосизм, синтоизм, сикхизм и так далее.

Определение религии

В толковом словаре религия определяется как осознание мира через веру в сверхъестественные силы. Она всегда была для человечества компасом для духовного развития и сохранения традиций. Все виды религий имеют свои атрибуты и священные места, куда могут приходить верующие. В индуизме и буддизме — храмы, в христианстве — церковь, а в исламе — мечеть. Каждая конфессия имеет священную книгу, в которой прописаны правила служения Богу и святым.

Христианство

Христианство возникло в первом веке нашей эры. Главная идея этой религии заключается в том, что Бог сможет спасти верующих в него от злости и несправедливости мира. Всё учение направлено на избавление от мук, помощь униженным и бедствующим. Посланником Бога стал Иисус Христос, который был распят и убит во имя веры и всего человечества. Святой книгой является Библия. Христианство распалось на несколько течений: католицизм, православие и протестантизм.

Буддизм

Буддизм считается самой древней религией, которая возникла в четвертом веке до нашей эры. Сейчас насчитывается более восьмисот миллионов его последователей. Это учение передал людям Будда – человек, который получил просветление. Главный смысл буддизма заключается в признании человеческого внутреннего света и его поиске, а не в поиске Бога, как во всех остальных учениях.

Ислам

Ислам возник в седьмом веке нашей эры. Бог — Аллах, а основателем религии и пророком стал Мухаммед. Мухаммед заявил о том, что Бог выбрал его пророком, и он несет свет и истину людям. Коран считается святой книгой. В ней, как и в Библии, прописаны правила жизни последователей. Также существует священная книга Шариат, в которой содержатся правила поведения верующих, и Сунна — история пророка Мухаммеда.

Виды религий в прошлом и современном мире

Многие века подряд церковь правила обществом и имела большую власть над государствами, чем правительство. Но времена изменились, и теперь только в немногих странах она имеет такую силу. Почти каждая мировая религия пережила гонения, да и сейчас происходит достаточно войн на религиозной почве. Хотя, как уже говорилось ранее, все учения построены на схожих верованиях и законах. К сожалению, некоторые последователи и адепты выражают свою любовь к Богу путем насилия и применения оружия. Некоторые ответвления религий проповедуют свои догмы и правила служению Богу, которого они придумали сами. Как сказал основатель одной из самых распространённых сект мира: «Если хотите стать миллионером, сотворите религию». Не нужно путать секты с Церквями мировых конфессий. Многие ставят клеймо на нации только потому, что выходцы из данных стран принадлежат к секте, которая становится разрушительной не только для самого человека, но для мира в целом. Все разновидности религий должны служить на благо людей. Истинно верующие не будут разжигать войны. Любые виды церквей — православные храмы, католические соборы, исламские мечети — всегда окажут помощь страждущему.

www.syl.ru

Виды и типы религии, секты

РЕЛИГИЯ (от лат. religio — «святыня», набожность, благочестие; Цицерон связывал ее с лат. religere — собирать, благоговеть, соблюдать, вновь обдумывать). Особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Христианство — одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникло в I в. н.э. в восточных провинциях Римской империи (среди евреев Палестины). С конца X в. под влиянием Византии распространилось на Руси. В основе христианства — учение о богочеловеке Иисусе Христе Сыне Божием, который был послан на землю, принял страдание и смерть для искупления людей от первородного греха, воскрес и вознесся на небо. Согласно христианскому учению, в будущем произойдёт второе пришествие Христа, во время которого он совершит суд над живыми и мертвыми и воздаст каждому по его заслугам. Число приверженцев христианства во всем мире сейчас превышает 1 млрд. Христианство как и ислам, проповедует идею единого бога. Христианский Бог имеет три ипостаси, три воплощения – Отец, Сын и Святой Дух. Первые люди ослушались своего Творца и были изгнаны из рая. В течение долгих веков они нарушали заповеди божьи и чаша терпения Господа переполнилась. Для того, чтобы искупить грехи человечества был послан Мессия (Спаситель) – Иисус Христос, в котором сочеталось божественная сущность и человеческая.

Виды христианства

Православие утвердилось в Европе на территории, некогда принадлежавшей Византийской империи или странам, находившимся под её влиянием: на большей части Балканского полуострова и в России. Слово «православие» – перевод греческого «ортодоксия». «Ортос» – «правильный» (отсюда, например, «орфография»), а слово «докса» имеет в греческом языке два значения: «суждение», «мнение» и «слава», «славление». Таким образом, слово «ортодоксия» можно было бы перевести на русский язык и как «правомыслие», и как «православие», т.е. умение правильно славить Бога. Восточная Церковь выбрала для себя второй смысл, тем самым подчёркивая преобладания этико-эстетического начала над рассудочным. В древней Церкви словом «ортодоксальность» обозначалось главное требование к вере и жизни христиан. Определение «православная» закрепилось за Восточной Церковью в позднем средневековье.

С историей Русской Православной церкви тесно связано старообрядчество. Возникновение его относится ко времени раскола русского православия, причиной которого послужила церковно-обрядовая реформа, начатая патриархом Никоном в середине XVII века. Многие священники различного ранга, которым трудно было переучиваться и отправлять обряды по новым богослужебным книгам и согласно новым правилам, ушли в раскол. Приверженцы «древлеправославных обрядов», не принявшие изменения внешних форм церковной жизни, в большинстве крестьяне, бежали от преследований. Они спасались в глухих лесах Поволжья, Севера, Сибири, на южных окраинах страны или основывали свои общины за границей. Форму старообрядчества принимали многие антиправительственные движения, различные бунтарские силы. В 1685 году вышел специальный указ, окончательно запрещающий раскол. В 50- 60 годы XVII века на Соборах Русской Православной церкви староверы были преданы проклятию, которое было снято лишь в 1971 году, когда было признано, что старые обряды “равночестны” послереформенным, то есть так же каноничны

(правомерны). Таким образом, Московская Патриархия сделала серьезный шаг к преодолению раскола Русской церкви, происшедшему три столетия назад. До сих пор Рогожское кладбище в Москве остается одним из руководящих центров русского старообрядчества. В его храмах богослужения ведутся так, как было принято в Русской церкви XVII века до никоновских реформ.

В жизни Западной Европы вплоть до XVI века доминировала римско-католическая церковь. Догматических и литургических отличий католицизма от православия немного. Православие иначе трактует троицу (считает, что святой дух исходит только от бога-отца), не признаёт чистилища между раем и адом, не практикует выдачу индульгенций, причащает хлебом (причём не пресным, а дрожжевым) и вином. Но за эти различия оно всегда держалось очень крепко, особенно после окончательного разрыва с католицизмом в 1054 году.

Термин «католичество» (или «католицизм») образован от греческого прилагательного «кафоликос» — «всеобщий». «Экклесия кафолика» означает «всеобщая (соборная) Церковь». Именно эти слова входят в оригинал Никео-Константинопольского Символа веры: «Верю… в соборную Церковь…».

Католическая Церковь – значит всеобщая, вселенская, претендующая на то, что она, и единственно лишь она, является истинным и полным воплощением христианства. Католическая церковь, в отличие от православной, имеет единого главу — Папу. Глава церкви считается наместником Христа на земле и преемником апостола Петра. Папа исполняет тройную функцию: епископа Рима, пастыря Вселенской Церкви и главы Государства Ватикан. Нынешний папа Иоанн Павел II был избран в 1978 году. Католическая церковь, согласно учению, несла в себе «запас добрых дел» и божественную благодать, которые помогали достичь спасения, снять грехи с души человеческой. Католицизм занял ведущее место во многих странах Европы и Америки. С благословения римской католической церкви были преданы забвению и осуждены многие культурные традиции «языческой» античности с её свободомыслием. Правда, церковная традиция, культивировавшая латынь, способствовала сохранению значительной части рукописного наследия античной культуры. Возрождённое с помощью арабов учение Аристотеля, значительно подкорректированное церковью, стало даже (наряду с Библией) своего рода высшим и чуть ли не последним словом духовной культуры.

В это время возникла новая разновидность христианства, буржуазная по своему духу – протестантизм. Ему присущ индивидуализм в делах веры: каждый верующий вправе читать и интерпретировать откровение божье – Библию. Протестантизм учил, что важны не столько обряды, сколько добросовестное выполнение каждым своих обязанностей, то есть в добросовестном труде человек воплощает христианские заповеди. Протестантизм (евангелическое учение) утверждает равенство всех верующих перед Богом и проповедует спасение верой уже в земной жизни, отрицает монашество, а также безбрачие духовенства (кстати, обязательное для католических священников), не принимает церковные чины и признает только авторитет библии. Для протестантизма характерно стремление разделить сферы влияния духовной власти церкви и светской власти государства: Богу — богово, а кесарю – кесарево. Протестантизм переносил центр тяжести религиозной жизни с церковных форм на отдельную личность, на ее совершенствование.

Самой евангелизированной страной (то есть наиболее протестантской) считаются США: 22% всех евангелистов живут здесь, образуя более 250различных конфессий (вероисповеданий). Крупные группы протестантов проживают в Европе и Америке, меньше их число – в Африке, Азии, Австралии.

Протестантизм широко распространен в России. Наиболее многочисленны евангельские христиане-баптисты, адвентисты седьмого дня, пятидесятники, лютеране. Протестантизм начал проникать в Россию из экономически расстроенной Европы с начала XVII века вместе с умелыми людьми, пытавшимися здесь найти применение своим талантам и способностям. Баптизм был привезен в Россию в XIX веке немцами-колонистами, расселившимися преимущественно в южных губерниях. В северных и центральных губерниях развивалось учение евангельских христиан, весьма близкое в основе к баптизму. Начало его распространения связано с деятельностью лорда Г. Редстока, приехавшего из Англии и организовавшего первую секту в Петербурге в 70-х годах XIX века.

Объединения евангельских христиан-баптистов имеются практически во всех областях и республиках бывшего СССР. Заметно их тяготение к западной и южной границам, постепенно возрастает их влияние и в столичных регионах.

Адвентисты седьмого дня появились в Российской империи в 80-е годы XIX века. Распространению их учения способствовала деятельность миссионеров.

Пятидесятники – секта, образовавшаяся в США в начале XX века и тогда же появившаяся в России. Главная отличительная черта этого учения – вера в «сошествие Святого Духа» на апостолов на пятидесятый день после воскресения Христа. В России объединения пятидесятников представлены на всей ее территории.

Ислам, (“предание себя Богу”), монотеистическая религия, провозглашенная, как божественное откровение, арабам в VII в. Мохамедом и изложенная в Коране. И. сложился из верований аравийских племен и заимствований из еврейских и христианских учений. Основные требования: вера в единого, всемогущего, милосердного Бога (Аллаха) и в Мохамеда, как его пророка, вера в Божеское предопределение, в загробную жизнь, в воскресение мертвых и в воздаяние за добрые и злые дела в раю и в аду. Главн. обряды и обычаи: пятикратные ежедневные молитвы (садам) и омовения, пост Рамадан, паломничество в Мекку (Хадж), милостыня бедным (закят). Из обрядовых ограничений иудаизма принято, между прочим запрещение употреблять в пищу свинину и прибавлено запрещение вина; многоженство допускается. Верующим вменялось в обязанность распространять свою религию посредством меча, так как И. должен стать достоянием всего человечества, всемирной религией. Источником учения И. является, прежде всего, Коран и собрание преданий (сунна). Основное число мусульман сегодня до 800 млн. человек. Ислам имеет общие корни с христианством. И Коран, и христианская Библия (в частности Ветхий Завет) отразили сказания и эпос народов Аравийского полуострова – Веды. Основатель ислама – Муххаммед, которому Бог (Аллах) продиктовал Коран, основной источник христианского вероучения.

Буддизм — одна из мировых религий (наряду с христианством и исламом). Возник в Древней Индии в VI—V вв. до н.э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама. Он стал Буддой (“Пробуждённым”), обретя просветление. Распространился в Юго-Восточной и Центральной Азии, отчасти в Средней Азии и Сибири, ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и др. В центре буддизма — учение о “четырех благородных истинах”: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. В ходе развития буддизма в нём постепенно сложились культ Будды и бодхисатв (“просветлённых”, наставников), ритуал, появились сангхи (монашеские общины) и т.д. Жизнь Будды стала известна в Древней Руси по тексту “Повести о Варлааме и Иоасафе”. Царевич Иоасаф, прообразом которого послужил Будда, стал христианским святым (память его отмечается Русской православной церковью 19 ноября). Характерная особенность буддизма – его морально-практическая направленность, а главная рассматриваемая проблема – проблема существования (бытия) личности. Стержнем буддийского учения является проповедь его основателя Будды (что значит «просветленный») о страдании, его причинах, освобождении от страдания и путях, ведущих к этому. Таких путей восемь: правильные взгляды, правильная решимость, правильная речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное направление мусли, правильное сосредоточение. Многие философские системы Востока, в том числе и система физического и духовного совершенствования – йога, имеют в своей основе буддизм.

Иудаизм — древнейшая монотеис-тическая религия, возникла в 1-м тыс. до н.э. в Палестине. Распространена главным образом среди евреев. Приверженцы иудаизма верят в Яхве (единого Бога, творца и властелина Вселенной), бессмертие души, загробную жизнь, грядущий приход мессии, богоизбранность еврейского народа (идея “завета”, союза, договора народа с Богом, в котором народ выступает как носитель Божественного Откровения). Канон священных книг иудаизма включает Тору (“Пятикнижие Моисея”), книги пророков и т.н. Писания. Различные толкования и комментарии канона собраны в Талмуде. Во второй половине XVIII в. Иудаизм разделился на миснагдим (“противников”) — сторонников раввинов, и на хасидов (“благочестивых”) — почитателей цадиков (“святых”). В VIII—IX вв. иудаизм стал государственной религией Хазарского каганата. Значительные группы населения, исповедующие иудаизм, появились в России после присоединения к ней белорусских и литовских земель в 1772—1795.

Атеизм, греч., отрицание существования Бога; у древних отрицание признанн. государством богов.- Атеист, безбожник, не верующий в Бога.

АГНОСТИЦИЗМ (от греч. непознаваемый) — теоретико-гносеологическая установка, согласно которой вопрос об истинности познания не может быть окончательно решен. Мы ничего не можем знать о Боге и о других предельных и абсолютных основаниях реальности, поскольку наши представления об этом не могут быть подтверждены свидетельствами опытной науки. Агностицизм прослеживается уже в античности, но сам термин был впервые в научный обиход введен Т.Гексли в 1869. Особо широко идеи агностицизма распространились среди английских естествоиспытателей в 19 в.

Гностицизм представляет собой оригинальное учение, возникшие на стыке вступающего в фазу формализации иудаизма и зарождающегося христианства. Основными источниками его формирования выступили: 1) греческая идея истинного знания (gnosis), получаемого мистическим путем; 2) восточная (маздаистская) концепция дуализма, объясняющего существование в мире противоположностей, основными из которых являются «добро» и «зло».

Термин «gnosis» имеет греческое происхождение и в переводе означает «знание», но еще со времен Платона это понятие стало приобретать характер не столько рациональных процедур познания мира, сколько мистического пути познания, недоступного для непосвященных. Мистическая природа гностицизма оказалась востребована иудаистской традицией, и уже в работах знаменитого мыслителя и ученого Филона Александрийского (I в.) познание окружающего мира осуществляется в процессе откровения: не человек узнает какие-то факты, а мир дает возможность человеку узнать что-либо о себе. В центре религиозных воззрений Филона находится Логос (от греч. logos, т. е. слово, выражающее непосредственное действие). Бог не обладает иными атрибутами кроме протяженности во времени и в пространстве, поэтому единственным способом воздействия на созданный мир для него остается Логос – божественное Слово. Логос служит посредником, доносящим божественную истину до человеческих ушей, поэтому и восхождение верующего к божеству возможно только через постижение Логоса, через получение мистическим путем истинного знания. Но постигнуть истину могут далеко не все, что объясняется тем долгим и трудным путем, который приходится преодолевать божественному Слову на пути к конкретному человеку. Попадая в сотворенный мир, Логос подвергается деформациям, основной из которых является материализация – облачение духа в плоть.

Как и любое общественное явление, религия выполняет свои важные социальные функции, ради которых она возникла и существует:

Компенсаторная функция состоит в религиозном «восполнении» действительности, в религиозном утешении, в снятии различных противоречий и конфликтов (так, земной мир зла и несправедливости должен компенсироваться для верующего «царством Божиим»).

Интегративная функция религии заключается в том, что на некоторых исторических этапах религия выступает как фактор сплочения общества Под знаменем христианства проходило крушение рабовладения в Западной Европе, религиозной была и идеология ранних буржуазных революций.

Регулятивная функция проявляется в том, что религия служит источником определенных социальным норм поведения (религиозных заповедей), с помощью которых регулирует общественные отношения.

Самой ранней формой религии было язычество (многобожие). При этом облик божеств и духов в представлении людей постепенно изменялся. Сначала это были просто силы природы, затем божества приобрели образ животных и растений (до наших дней дошли остатки древней религии друидов, поклоняющихся деревьям). Затем в божествах смешивались черты животных и людей (например, боги Древнего Египта часто имели туловище человека, а голову какого-либо животного, из далекой славянской старины дошли до нас кикиморы, домовые, лешие, водяные…- уже не животные, но и еще не люди). Постепенно боги приобрели в сознании людей человеческий облик, человеческие чувства, слабости, недостатки (Боги греческого Олимпа ничем не отличаются от людей, только лишь наделены сверхъестественными способностями – они умеют метать молнии, превращаться в зверей, управлять природными стихиями). Постепенно язычество сменилось религией одного Бога. И человек был создан «по образу и подобию Божьему». Среди многочисленных исторических форм религии выделяют три мировые религии:

Синтоизм, синто (яп. 神道 синто:?, «путь богов») — традиционная религия Японии. Основана на анимистических верованиях древних японцев, объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших. Испытала в своём развитии значительное влияние буддизма.

Основа синто состоит в обожествлении природных сил и явлений и поклонении им. Считается, что у многих вещей есть своя духовная сущность — ками (яп. 神?). Ками может существовать на Земле в материальном объекте, при этом не обязательно в таком, который принято считать живым в стандартном понимании, например, в дереве, камне, священном месте или явлении природы, и при определённых условиях может оказаться в божественном достоинстве. Некоторые ками являются духами местности или определённых природных объектов (например, дух конкретной горы), другие олицетворяют глобальные природные явления, такие, как Аматэрасу Омиками, богиня Солнца. Почитаются ками — покровители семей и родов, а также духи умерших предков, которые считаются покровителями и защитниками своих потомков. Синто включает магию, тотемизм, веру в действенность различных талисманов и амулетов. Считается возможным защита от враждебных ками или подчинение их при помощи специальных ритуалов.

Главным духовным принципом синто является жизнь в согласии с природой и людьми. По представлениям синто, мир — единая естественная среда, где ками, люди и души умерших живут рядом. Ками бессмертны и включены в круговорот рождения и смерти, через которые всё в мире постоянно обновляется. Однако круговорот в нынешнем виде не бесконечен, а существует лишь до разрушения земли, после чего приобретёт другие формы. В синто не существует понятия спасения, вместо этого каждый сам определяет своё естественное место в мире своими чувствами, мотивациями и поступками.

Синто нельзя считать дуалистичной религией, в ней нет и общего строгого закона, присущего авраамическим религиям. Понятия синто о добре и зле существенно отличаются от европейских (христианских), прежде всего, своей относительностью и конкретностью. Так, вражда между антагонистичными по своей природной сути либо хранящими личные обиды ками считается естественной и не делает кого-то из противников безусловно «хорошим», другого — безусловно «плохим». В древнем синтоизме добро и зло обозначались терминами ёси (яп. 良し?, хорошо) и аси (яп. 悪し?, плохо), смысл которых — не духовный абсолют, как в европейской морали, а наличие или отсутствие практической ценности и пригодности для использования в жизни. В этом смысле синто понимает добро и зло по сей день — как первое, так и второе относительно, оценка конкретного деяния целиком зависит от обстоятельств и целей, которые ставил перед собой совершающий его.

Религиозные воззрения древних китайцев заметно отличались от тех религиозных систем, которые создавались представителями индоевропейских народов на Ближнем Востоке и в Европе. Другие природные условия, другой тип социального устройства и соответственно совершенно иной тип мышления породили в Китае своеобразные формы религии, наиболее известными из которых стали даосизм и конфуцианство.

Даосизм. Характерные черты китайской религии раннего периода – сосредоточенность на этических нормах и месте человека в рамках общества – оказались сохранены и в даосизме, хотя и приобрели метафизическую окраску. Основоположником даосизма в VI в. до н. э., согласно легенде, стал Лао-цзы (его имя в дословном переводе означает «Старый ребенок» или «Старый философ»), существование которого в отличие от его современника Конфуция остается неподтвержденным какими-либо документами. Именно Лао-цзы приписывается авторство основополагающего даосского трактата – «Дао-дэ-цзин», хотя современные исследователи предпочитают датировать время его возникновения III в. до н. э., не отрицая, впрочем, того, что высказанные в нем положения могли существовать в виде устной традиции или разрозненных изречений.

Ключевой категорий даосизма является Дао – тот естественный путь, которому следуют все вещи в мире и которому подчиняется сам мир. Недоступное органам чувств, не схватываемое человеческим мышлением, оно лежит в основе всего, оформляя и придавая смысл каждой конкретной вещи. Проекцией Дао на мир людей является дэ – моральный закон, который устанавливает нормы взаимоотношений между людьми и правила отношения людей к окружающему миру. Третьей фундаментальной категорией даосизма является ци – универсальная жизненная энергия, наполняющая человека и доставляющая ему волю к соблюдению всемирного закона – следованию по великому пути Дао.

Целью человеческой жизни, с точки зрения даосизма, является приобщение индивидуального человека к Дао. Достичь этого можно не только через медитацию и мысленное отсечение всего тленного, что лишь выражает волю Дао, но самим Дао не является. Поскольку Дао не имеет конца и начала, то приобщиться к нему человек может через достижение бессмертия. Для этого существовали специальные упражнения: сначала желающему достигнуть бессмертия следовало постепенно отказываться от приемов пищи и сокращать само количество пищи до тех пор, пока он не научится питаться собственной слюной. Затем следовало переходить к комплексу физических упражнений, имеющему большое сходство с йогой, рассчитанному не на укрепление тела, а на овладевание дыхательной гимнастикой до такой степени, что даос мог по своему желанию прекратить дыхание, а потом возобновить его в нужный момент. Разумеется, условием, при котором человек, научившийся владеть собственным телом, мог достичь бессмертия, является и духовное очищение: идущий по пути Дао должен был совершить 1200 благих поступков, причем единственный неблаговидный поступок сводил все накопленные заслуги на нет.

Другой религией, сумевшей доказать свою востребованность при любом правителе и политическом строе, явилось конфуцианство, которое настолько пронизало китайское общество, что даже лидеры коммунистического Китая оказались вынуждены апеллировать к тем нравственным и общественным нормам, которые были выработаны Конфуцием и его последователями. Конфуций (551–479 до н. э.) – реальный исторический персонаж, живший и действующий в непростой для Китая период, когда государство находилось на грани распада, а правящая верхушка была не в силах найти верный путь спасения страны. В этих условиях религиозно-философская доктрина Конфуция, совмещавшая этические и социальные элементы в неразрывную целостность, оказалась подхвачена широкими кругами населения, приобретя статус новой государственной религии.

Священные тексты конфуцианства закрепляются в рамках двух канонов, получивших название «Пятикнижие» (У-цзин) и «Четверокнижие» (Сы-шу). В состав «Пятикнижия» вошли следующие произведения: «И-цзин» – книга гаданий по сплошным и прерывистым линиям, а также магических заговоров; «Шу-цзин» – мифологизированная история древнего Китая; «Чун-цю» – еще один краткий исторический экскурс из истории Китая периода VIII–V вв. до н. э.; «Ши-цзин» – собрание древних гимнов и песнопений, имеющих частью религиозное, частью чисто поэтическое содержание; «Лу-цзи» – описание ритуалов и обрядов, точное исполнение которых является обязательным для приверженца конфуцианского учения.

«Четверокнижие» включает в себя «Да-Сюэ» – краткое изложение основных положения конфуцианского учения; «Лун-Юй» – сборник изречений, авторство которых приписывается самому Конфуцию; «Чжун-Юн» – философский трактат, подробно рассматривающий мысль Конфуция о соблюдении во всех начинаниях принципа «золотой середины»; «Мэн-Цзы» – пересказ учения одного из главных учеников основателя конфуцианства.

Любой человек, желающий оставаться достойным членом общества и быть при этом высоко моральной личностью, должен следовать двум основным конфуцианским принципам: «жэнь» (гуманность) и «и» (долг). Понимание гуманности распространялось Конфуцием чрезвычайно широко и включало в себя целый ряд человеческих качеств, таких как справедливость, человеколюбие, добропорядочность, миролюбие и т. д. Долг – это моральное обязательство, которое человек, стремящийся быть добродетельным, накладывает на себя сам. В понятие долга входят и уважительное отношение к родителям, и безоговорочная преданность правителю, и сохранение супружеской верности.

В отличие от многих религий, стремившихся порвать с предшествующей традицией, чтобы выгодно оттенить свои моральные и социальные нормы, конфуцианство сделало ставку на восстановлении традиций. Учитывая традиционную для китайцев сосредоточенность на прошлом, где когда-то существовал «золотой век», Конфуций и его последователи претендовали на то, чтобы в своих произведениях воплотить правила, которые позволят повернуть время вспять, возвратив человечество к его исходному состоянию. Конфуций высказывал свой идеал возвращения к прошлому в тот момент, когда это было единственным способом сплотить китайское общество и придать ему новые силы перед угрозой внутреннего распада или внешнего завоевания. Его последователи, пытавшиеся руководствоваться скорее буквой, нежели духом конфуцианского учения, превратили проповедуемые им рекомендации в универсальные законы, совокупность правил, автоматическое соблюдение которых способно обеспечить человеку счастливое существование. Отсюда – сосредоточенность конфуцианства на ритуале, скрупулезном выполнении мельчайших предписаний, отказ менять даже отдельные движения в совершаемых церемониях, чтобы не отклониться от намеченного Учителем пути спасения.

Конфуцианство не только не стремилось отвратить своих адептов от того государства, в котором им довелось жить, но и прямо указывало, что даже достигший высокого уровня мудрости человек не должен отказываться от своей общественной деятельности, от жизни в обществе, среди друзей и близких родственников. Данное обстоятельство сослужило конфуцианской религии добрую службу, сделав ее ко II в. до н. э. официальной религией китайского общества. Стремление воплотить провозглашаемые конфуцианством этические идеалы на практике привело к тому, что китайские чиновники для попадания на государственную должность должны были сдавать обязательный экзамен, демонстрирующий не столько знания испытуемого, сколько его моральные качества и всестороннее развитие. Согласно заветам Конфуция только моральный человек может занимать государственный пост, поскольку именно у такого чиновника долг («и») окажется сильнее естественного чувства к наживе.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *