Вид образовательной организации по новому закону об образовании – 23. /

Содержание

Виды образовательных учреждений

Виды образовательных учреждений

В законе «Об образовании в РФ» нет деления образовательных учреждений на виды. Согласно закону, все образовательные организации делятся по типам в зависимости от образовательных программ, которые они применяют в своей деятельности. В таблице представленной ниже приведено соответствие между типами образовательных учреждений и возможными видами организационной формы.

Вариативность образовательных программ

Вариативность образования — это один из основных принципов и векторов развития современной системы образования в Российской Федерации. Результат вариативности образовательной системы состоит способности предоставить учащимся достаточное количество полноценных, качественных, уникальных и интересных вариантов образовательных направлений и программ, а также возможность выбора направлений образовательного процесса, соответствующего запросам обучающихся.

Образовательные программы по внутреннему содержанию могут отличаться от стандарта по широте и глубине заложенных в них знаний. При этом все они обязаны соответствовать уровню, не ниже определенного ФГОС.
Оценить качество и уровень образовательных программ можно только в процессе реализации. Идеи вариативности образования реализуются при соблюдении определенных условий:

  • создание большого количества качественных образовательных программ и реализующих их образовательных учреждений;
  • свобода и гибкость учебных программ и учебников к ним;
  • возможность выбора современного программно-методического обеспечения и образовательных технологий;
  • формирование индивидуальных программ и графиков, учитывающих особенности и способности учащихся.

Для реализации принципа вариативности в образовании необходима слаженная работа всего педагогического коллектива образовательного учреждения. Только постоянный контроль и анализ, применяемой программы, позволит оценить ее качественные характеристики и эффективность реализации.

Вариативность образования проявляется также в формах организации обучения (Рис.1). Выбор педагога должен быть обусловлен уровнем развития обучаемых и готовности их к восприятию знаний в той или иной форме.

Рис.1

spravochnick.ru

Статья 23. Типы образовательных организаций — с изменениями, проверено 12.07.2019 — Закон об образовании — Законы Российской Федерации

Статья 23. Типы образовательных организаций

1. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

  • 1) дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели её деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
  • 2) общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели её деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
  • 3) профессиональная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели её деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;
  • 4) образовательная организация высшего образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели её деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

  • 1) организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели её деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
  • 2) организация дополнительного профессионального образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели её деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

4. Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:

  • 1) дошкольные образовательные организации — дополнительные общеразвивающие программы;
  • 2) общеобразовательные организации — образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;
  • 3) профессиональные образовательные организации — основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;
  • 4) образовательные организации высшего образования — основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;
  • 5) организации дополнительного образования — образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;
  • 6) организации дополнительного профессионального образования — программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

5. Наименование образовательной организации должно содержать указание на её организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

6. В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).

dogovor-urist.ru

Типы образовательных организаций

Согласно положениям ст. 23 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

Так, в Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

  1. дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми – детские сады;
  2. общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования — школы;
  3. профессиональная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования — колледжи и училища;
  4. образовательная организация высшего образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность — вузы.

Кроме того, ряд образовательных организаций реализуют дополнительные образовательные программы. К ним относятся организации дополнительного образования и организации дополнительного профессионального образования, у которых реализация соответствующих программ является основной целью их деятельности.

Однако данный принцип не препятствует реализовывать образовательную деятельность по дополнительным программам и иным организациям. Так, например, дошкольные образовательные организации вправе реализовывать дополнительные общеразвивающие программы; общеобразовательные организации — образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения; профессиональные образовательные организации — основные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы; образовательные организации высшего образования — основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы; организации дополнительного образования — образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения; организации дополнительного профессионального образования — программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы.

На реализацию дополнительных образовательных программ у организаций должна быть соответствующая лицензия.

zakonbase.ru

Статья 23. Закон об Образовании в РФ N 273-ФЗ от 29.12.2012

1. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

2) общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

3) профессиональная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;

4) образовательная организация высшего образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

1) организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

2) организация дополнительного профессионального образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

4. Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:

1) дошкольные образовательные организации — дополнительные общеразвивающие программы;

2) общеобразовательные организации — образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;

3) профессиональные образовательные организации — основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

4) образовательные организации высшего образования — основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

5) организации дополнительного образования — образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;

6) организации дополнительного профессионального образования — программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

5. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

6. В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).

www.zakonrf.info

Изменения в правовом статусе общеобразовательной организации в условиях вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

С 1 сентября 2013 года вступает в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ), который вносит существенные изменения в организацию системы образования, а также затрагивает систему общего образования.

Начнем с того, что изменяется само понятие общего образования. Ранее в данную систему входило только «школьное» образование трех ступеней, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон РФ «Об образовании») общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. Теперь же в эту систему включено и дошкольное образование. Согласно п. 11 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ общее образование – вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования. В продолжение этого глава 7 Федерального закона № 273-ФЗ включает в себя как статьи, посвященные дошкольному образованию, так и статьи о «школьном» образовании.

Также существенно упорядочится типология образовательных организаций. Применительно к сфере общего образования п. 4 ч. 2 ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ предусматривает только два типа:

  • дошкольная образовательная организация – образовательная   организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

  • общеобразовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования.

Старый Закон РФ «Об образовании» предусматривал существование еще двух типов образовательных организаций: специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, и учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей). По поводу первой группы образовательных организаций Федеральный закон № 273-ФЗ в п. 1 ч. 5 ст. 108 содержит однозначное указание специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны переименоваться в общеобразовательные организации.

Несколько сложнее дело обстоит с организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей). Ранее Закон РФ «Об образовании» относил их к образовательным учреждениям.  Федеральный закон № 273-ФЗ в ч. 1 ст. 31 организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относит к организациям, осуществляющим обучение. Иными словами образовательными организациями данные организации не являются.

Организация, осуществляющая обучение, — юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью (для организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — это содержание и социальное обслуживание детей) образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (п. 19 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ), в отличие от образовательной организации, для которой образовательная деятельность является основным видом деятельности.

Согласно ч. 3 ст. 31 Федерального закона № 273-ФЗ организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, основным программам профессионального обучения.

Если образовательная организация для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, занимается образовательной деятельностью, то такая деятельность подлежит лицензированию (ч. 1 и 2 ст. 91 Федерального закона № 273-ФЗ). Если данная организация реализует основные общеобразовательные программы, то также необходимо также пройти процедуру государственной аккредитации (ч. 1 ст. 92 Федерального закона № 273-ФЗ).

Несмотря на то, что рассматриваемые организации не являются образовательными, согласно ч. 2 ст. 21 Федерального закона № 273-ФЗ на них, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.

Ч. 5 ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ устанавливает требование о том, что наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации. Поскольку по сравнению с ранее действовавшими нормами название типа с учетом организационно-правовой формы учреждения не изменилось, то вносить соответствующие изменения в названия всех общеобразовательных учреждений не нужно. Вместе с тем, если в названии указание на вид образовательной организации находится «за кавычками», то это указание необходимо либо убрать, либо поместить «в кавычки». Например, если образовательная организация называется: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Н-ска лицей «Школа знаний», то после вступления в силу Федерального закона № 273-ФЗ данная образовательная организация должна называться либо: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Н-ска «Школа знаний», либо: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Н-ска «Лицей «Школа знаний».

Ч. 5 ст. 108 Федерального закона № 273-ФЗ предусматривает, что наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее 1 января 2016 года.

Следует отметить, что требования выше касаются всех образовательных организаций сферы общего образования независимо от типа собственности: государственных, муниципальных и частных. Таким образом, название с указанием организационно-правовой формы может выглядеть, например, так: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Н-ска «Лицей «Школа знаний», где «муниципальное г. Н-ска» — указание на учредителя (собственника имущества) учреждения; «учреждение» — указание на организационно-правовую форму; «бюджетное» — указание на тип государственного (муниципального) учреждения; «общеобразовательное» — указание на тип образовательной организации; «Лицей «Школа знаний» — наименование, указывающее на особенности осуществляемой образовательной деятельности.

Каких-либо ограничений по видам организационно-правовых форм для общеобразовательных организаций Федеральным законом № 273-ФЗ не установлено, единственным требованием является то, что согласно ч. 1 ст. 22 данного Федерального закона образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

Однако, следует отметить, что ряд ограничений по выбору организационно-правовых форм предусмотрен иными законодательными актами. Так, ч. 4. ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает за муниципальными образованиями право создавать из возможного перечня некоммерческих организаций лишь муниципальные учреждения.

Кроме этого, значительно изменились цели государственной аккредитации образовательных организаций. Если ранее целями государственной аккредитации являлись подтверждение соответствия качества образования по образовательным программам, реализуемым образовательным учреждением, федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям и, как правило, установление его государственного статуса, то теперь в рамках государственной аккредитации образовательных организаций установление государственного статуса, то есть отнесения к соответствующему типу и виду, проводиться не будет.

Теперь любая образовательная организация может, по сути, за исключением указанных выше ограничений, связанных с обязательным указанием в названии типа и организационно-правовой формы, именоваться так, как сочтет нужным ее учредитель: школа с углубленным изучением отдельных предметов, гимназия и лицей или выбрать более экзотическое наименование.

Также теперь на все образовательные организации общего образования распространяется общий порядок реорганизации и ликвидации, установленный для всех образовательных организаций. Согласно ч. 10 ст. 22 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании. Общие правила установлены ст. 57 — 60 Гражданского кодекса РФ для реорганизации и ст. 61– 65 Гражданского  кодекса РФ  — для ликвидации.

Существенно изменился также порядок реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении. Согласно ч. 12 ст. 22 Федерального закона № 273-ФЗ принятие решения об этом не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения. Закона РФ «Об образовании» в ч. 5 ст. 34 говорит о том, что ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением. При этом в данном Законе РФ «Об образовании» ничего не говорится о необходимости получать согласие или учитывать мнение схода для реорганизации.

Существенной особенностью, установленной законодательством об образовании, является то, что принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.

Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта РФ, или муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам федеральных государственных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ.

По сравнению с Законом РФ «Об образовании» в Федеральном законе № 273-ФЗ требования к обязательной информации, подлежащей отражении в уставе образовательной организации, существенно изменились в меньшую сторону. Ч. 2 ст. 25 содержит следующие требования: в уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством РФ, следующая информация:

  1. тип образовательной организации;

  2. учредитель или учредители образовательной организации;

  3. виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

  4. структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

В дополнение к данному перечню п. 3 ст. 14  Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусматривает, что в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться:

  • наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму,

  • место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью,

  • предмет и цели деятельности,

  • сведения о филиалах и представительствах,

  • права и обязанности членов (в рассматриваемом случае – учредителя или учредителей),

  • источники формирования имущества некоммерческой организации,

  • порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации,

  • порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации.

Устав бюджетного или казенного учреждения также должен содержать:

  • наименование учреждения,

  • указание на тип учреждения,

  • сведения о собственнике его имущества,

  • исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное или казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано,

  • указания о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов.

Существуют и иные требования к содержанию устава образовательной организации в зависимости от ее организационно-правовой формы или типа учреждения. Так, например, в уставе бюджетного учреждения должен быть зафиксирован размер сделки, которая относится к крупным, или порядок его определения и другие сведения.

Ранее ст. 13 Закона РФ «Об образовании» были установлены достаточно широкие требования к уставам образовательных организаций. В результате их соблюдения уставы образовательных организации приобретали поистине колоссальные размеры. Кроме этого, согласно п. 3 данной статьи при необходимости регламентации данных сторон деятельности образовательного учреждения иными локальными актами последние подлежали регистрации в качестве дополнений к уставу образовательного учреждения.

Вместе с тем, сокращение требований к содержанию устава не означает, что заинтересованные лица не смогут получить необходимую им информацию, поскольку устав не является единственным источником информации об образовательной организации.

Значительная часть информации, которая ранее должна была содержаться в уставах образовательных организаций, может переместиться в иные локальные нормативные акты. Так, согласно, ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися.

Однако сокращение обязательной информации, включаемой в устав, не влечет за собой обязательное сокращение текстов уставов образовательных организаций и непременное исключение из них имеющихся частей, посвященных регламентации образовательного процесса. Все эти нормы могут сохраниться в уставе, законодательством не устанавливается какие-либо ограничения на включение в устав тех или иных норм, регламентирующих деятельность юридического лица. При этом, конечно, содержание устава в этой части должно соответствовать изменившемуся законодательству об образовании. На практике все-таки рекомендуется урегулировать вопросы регламентации образовательного процесса, как достаточно часто изменяющейся части устава, на уровне локальных нормативных актов, чтобы избежать необходимости регулярного внесения изменений в устав.

Существенно изменились требования и к принятию устава образовательной организации. Ранее в соответствии с п. 2 ст. 13 Закона РФ «Об образовании» устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством РФ, разрабатывался и принимается образовательным учреждением и утверждался его учредителем, то есть требовалось предварительное принятие устава высшим коллегиальным органом образовательной организации. На практике в ряде случаев это приводило к значительному затягиванию принятий изменений в устав, поскольку не редки были случаи, когда учредитель не соглашался с принятыми изменениями, а высший коллегиальный орган не соглашался с предлагаемыми учредителем редакциями. Кроме этого, на законодательном уровне неурегулированной оставалась ситуация с созданием новой образовательной организации, когда органы управления еще не сформированы, а организация может начать свое существование как юридическое лицо только после регистрации устава в уполномоченных органах.

Новый Федеральный закон № 273-ФЗ (ч. 1 ст. 25) говорит, что образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством РФ.

Общие правила по утверждению устава юридического лица содержатся в п. 1 ст. 52 Гражданского кодекса РФ, согласно которому устав утверждается его учредителями (участниками). Термин «участник» характерен для коммерческих организаций: хозяйственных товариществ и обществ. Поскольку согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций, то единственным субъектом, который может утверждать устав общеобразовательной организации является учредитель для государственных и муниципальных организаций и учредитель или учредители для частных образовательных организаций общего образования. Так как Федеральный закон № 273-ФЗ не предусматривает иного, то никакого предварительного принятия устава или изменений в него со стороны каких бы то ни было органов образовательной организации теперь не требуется.

Не содержится каких-либо исключений и для автономных учреждений. Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» учредительным документом автономного учреждения является устав, утверждаемый его учредителем.

Однако ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» установлены некоторые особенности утверждения устава бюджетных и казенных учреждений. Данная норма предусматривает, что утверждение устава бюджетного или казенного учреждения осуществляется в порядке, установленном:

1) Правительством РФ  — в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений;

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ — в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта РФ;

3) местной администрацией муниципального образования — в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.

Таким образом, указанными актами могут быть установлены некоторые особенности утверждения устава учреждений данных типов.

Например, согласно п. 4 Порядка утверждения уставов государственных образовательных учреждений Республики Бурятия, утвержденному постановлением Правительства Республики Бурятия от 15 июня 2005 г. № 201 предусматривается, что «Проект Устава, а также вносимые изменения в Устав представляются в орган по управлению государственным имуществом. Орган по управлению государственным имуществом согласовывает проект Устава, а также вносимые изменения в Устав в срок не более 10 дней со дня представления проекта Устава, а также вносимых изменений в Устав. На титульном листе Устава или вносимых изменений в Устав указываются реквизиты правового акта органа по управлению государственным имуществом, заверенные гербовой печатью органа по управлению государственным имуществом».

xn--273—84d1f.xn--p1ai

Закон об образовании Статья 23 Типы образовательных организаций

1. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

2) общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

3) профессиональная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;

4) образовательная организация высшего образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

1) организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

2) организация дополнительного профессионального образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

4. Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:

1) дошкольные образовательные организации — дополнительные общеразвивающие программы;

2) общеобразовательные организации — образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;

3) профессиональные образовательные организации — основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

4) образовательные организации высшего образования — основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

5) организации дополнительного образования — образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;

6) организации дополнительного профессионального образования — программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

5. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

6. В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).

zakon-ob-obrazovanii.ru

Образовательные организации. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» :: BusinessMan.ru

Типы образовательных организаций определены в ФЗ №273. В этом нормативном акте также приводятся характеристики и ключевые цели учреждений, порядок их формирования, реорганизации, ликвидации, условия работы. Рассмотрим их подробнее.

Статья 23 (ч. 1)

Типы образовательных организаций различаются в зависимости от учебных планов, которые они реализуют. В них могут включаться основные или дополнительные дисциплины. В соответствии с этим, выделяют:

  1. Дошкольные организации.
  2. Профессиональные учебные заведения.
  3. Общеобразовательные организации.
  4. Вузы.

В ДОУ реализуются учебные планы дошкольной направленности. Кроме этого, в задачи этих учреждений входит уход и присмотр за детьми. Профессиональные учебные заведения представлены техникумами, колледжами и пр. В них реализуются программы среднего профобразования. В вузах, как правило, предусматривается бакалавриат и магистратура. Кроме этого, в таких учебных заведениях ведется научная работа. Общеобразовательная школа реализует учебные планы в начальных, средних и старших классах. Учреждение принимает детей, окончивших ДОУ и подготавливает их в течение 10 лет к поступлению в вуз.

Часть 2

ФЗ №273 определяет также организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным дисциплинам. При этом данная работа является основной их целью. В Законе определены образовательные организации основного и профессионального дополнительного обучения. Они проводят педагогическую работу, не включенную в ООП.

Комментарии к Закону

В ст. 1 ч. 1 ФЗ №273 определяются субъекты, имеющий право вести обучение. Ими являются образовательные организации, а также индивидуальные предприниматели. Указанные субъекты наделяются правами, обязанностями, несут ответственность и обладают социальными гарантиями. Данные положения распространяются и на работников учреждений.

Образовательные организации

В качестве них выступают некоммерческие структуры. Общеобразовательные организации работают на основании лицензии. Обучение в них выступает основной целью создания. Учреждения, осуществляющие деятельность в сфере образования, представляют собой организации, которые также работают по лицензии. Реализуя основные задачи, они дополнительно проводят обучение. Образовательные организации создаются в формах, предусмотренных гражданским законодательством, регламентирующим работу некоммерческих структур.

Частные учебные заведения

Их работа также регулируется ФЗ №273. В Законе такие учреждения определяются как организации, созданные в установленном нормами порядке, одним или несколькими гражданами либо их объединениями. Не могут формировать такие учебные заведения зарубежные религиозные общества. Право создавать организации, которые реализуют образовательные программы в области безопасности и обороны государства, принадлежит только РФ.

Особенности наименования

В названии учебного заведения могут присутствовать указания на специфику работы. Например, «общеобразовательная школа с математическим уклоном». В наименовании может присутствовать указание на интеграцию учебных планов разного типа. Программа деятельности образовательной организации может предусматривать дополнительные задачи. Например, это может быть коррекция, содержание, реабилитация, психолого-педагогическое сопровождение, технологическая, научно-исследовательская и прочая работа. Указание на это также может присутствовать в названии учебного заведения.

Реорганизация и ликвидация

Мероприятия, связанные с изменением организационно-правового статуса учебных заведений, проводятся по решению исполнительного органа регионального, федерального или местного уровня. Реорганизация и ликвидация учреждений выполняется в соответствии с положениями гражданского законодательства с учетом специфики, предусмотренной в ФЗ №273. Формирование образовательных организаций осуществляется аналогичным образом. При принятии решения исполнительным органом соответствующего уровня должна быть проведена оценка его последствий. Анализ результатов проводит специальная комиссия. При реорганизации или ликвидации образовательного учреждения, расположенного в сельской местности, во внимание принимается мнение местных жителей. В соответствии со ст. 22 (части 13 и 14), порядок, в соответствии с которым выполняется оценка последствий решения, а также формируется специальная комиссия и подготавливается заключение, определяется Правительством РФ либо компетентной региональной структурой.

Устав

В ст. 25, ч. 1 ФЗ №273 определено, что в образовательной организации должен присутствовать документ, устанавливающий основные положения ее деятельности. Им является устав. Этот документ утверждается в порядке, определенном законодательством. В части второй указанной статьи предусмотрен перечень условий, которые должны присутствовать в уставе. Так, в документе указываются сведения о:

  1. Типе организации.
  2. Учредителе.
  3. Реализуемых образовательных программах с указанием направленности или уровня обучения.
  4. Компетенции и структуре административного аппарата учреждения, сроках его полномочий, порядке его создания.

В устав также включается и иная информация, предусмотренная в российском законодательстве.

Специфика работы индивидуальных предпринимателей

Граждане могут осуществлять образовательную деятельность как самостоятельно, так и привлекая наемных преподавателей. Статьей 32 ФЗ №273 предписано обязательное прохождение госрегистрации индивидуального предпринимателя в ФНС либо ее территориальном подразделении. При этом налоговая служба должна уведомить исполнительный орган соответствующего уровня о постановке на учет такого субъекта. До начала оказания образовательных услуг на платной основе, индивидуальный предприниматель должен предоставить родителям и обучающемуся сведения о:

  1. Госрегистрации в качестве ИП.
  2. Уровне профоподготовки, общем стаже работы, продолжительности индивидуальной деятельности в области образования. Аналогичные данные предоставляются и в отношении наемных преподавателей.

По смыслу гражданского законодательства, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области образования на платной основе, должны заключать соответствующие договоры. Они могут быть в простой письменной форме. Договор должен отражать основные условия предоставления услуг, обязанности и права, а также ответственность сторон. Кроме этого, в документе определяется срок, порядок и размер оплаты.

businessman.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о