Виды государства – Типы государств и их разновидности.

Содержание

Типы государств и их разновидности.

Каждое государство в современном мире отличается от других целым набором специфических черт и характеристик, сложившихся под влиянием его исторической эволюции, степени остроты социальных и этнических конфликтов, международных факторов. При всей разнородности современных государств их можно разделить на два самых общих типа – монархия и республика.

В монархии власть главы государства передается по наследству, не являясь производной от какой-либо другой власти.

Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства, не ограниченного конституционными учреждениями. Правительство назначается монархом, выполняет его волю и ответственно перед ним. В настоящее время абсолютная монархия сохранилась лишь в Саудовской Аравии.

При конституционной монархии, существующей в Великобритании, Нидерландах, Бельгии, Швеции, Норвегии, Дании, Испании, Японии, полномочия главы государства строго определены законодательными системами и актами. Власть монарха в конституционных монархиях не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена в сфере управления. Законы принимаются парламентом, правом вето монархи фактически не пользуются. Правительство образуется на основе парламентского большинства и несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Монарх – это символ и верховный арбитр нации, стоящий над партийными схватками и обеспечивающий единство страны.

Республика – форма правления, при которой главой государства является выборное и сменяемое лицо, получающее свой ограниченный по времени мандат от представителей органа или непосредственно от избирателей. Различаются президентская и парламентская республики.

В президентской республике глава государства, обладающий широкими полномочиями в системе политического управления, избирается независимо от парламента на основе всеобщего, прямого и тайного голосования. Для завоевания президентского мандата политику, как правило, необходима поддержка достаточно влиятельной политической партии. Из состава этой же партии обычно назначаются и члены правительства. Однако большинство в парламенте во время действия президентского мандата могут составлять депутаты от другой партии. Президентская власть – главное звено государственного руководства. Парламент и правовая система обладают значительной независимостью от исполнительной власти. Типичный пример президентской республики – США, где впервые была установлена эта форма правления.

Парламентская республика характеризуется прежде всего тем, что правительство формируется лидером победившей на парламентских выборах партии и несет ответственность перед законодательным органом власти – парламентом. Парламент контролирует деятельность правительства. Глава государства назначает правительство из числа представителей партии или коалиции партий, располагающих большинством мест в парламенте. В целом, хотя полномочия главы государства могут быть достаточно широкими, он занимает по сравнению с президентом в президентской республике относительно скромное место в системе государственного руководства.

Среди республиканских форм правления есть и сочетающие в себе признаки президентской и парламентской республик. Подобным примером может служить Франция. Конституция 1958 г., сохранив атрибуты парламентаризма, значительно усилила президентскую властью.

Территориально-политическая организация государства.

Различают три основные формы территориально-государственного устройства – унитарную, федеративную и конфедеративную.

Унитарное государство обладает следующими основными признаками:

• единая конституция

• единая система высших органов государственной власти управления и права

• единое гражданство

• единая судебная система

Федерация – форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство. Исторически федерация для таких стран, как Германия, США, Швейцария, была формой преодоления государственной и политической раздробленности. Разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами регулируется общегосударственной конституцией. При этом обеспечивается верховенство федеральной конституции и законов, которым должны соответствовать конституции и законы членов федерации. К ведению центрального правительства относятся вопросы обороны, внешней политики, финансового регулирования, установление важнейших налогов, политика в области труда, занятости, социальной защиты населения. Реальное соотношение властных полномочий центра и субъектов федерации определяется исторической практикой государств, сложившимися нормами и традициями, что придает уникальность каждому федеративному образованию.

Конфедерация – постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих, преимущественно внешнеполитических целей. Центральные органы конфедерации не обладают прямой властью над входящими в ее состав государствами, решения этих органов осуществляется только с согласия институтов власти каждого из членов союза. Единой правовой и налоговой системы в конфедерации не существует, ее финансовые средства складываются из взносов входящих в нее государств. Швейцария, официально именующаяся конфедерацией, реально по своему территориально-политическому устройству принадлежит к числу федераций. Примерами конфедерации могут быть СНГ и ЕЭС.

Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу и другие права личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Взаимоотношения между личностью и властью определяются в нем конституцией, выступающей своего рода «общественным договором» между народом и властью. Правовое государство обладает следующими признаками:

• наличие гражданского общества

• ограничение сферы деятельности государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных условий для хозяйственной деятельности; ответственность каждого за собственное благополучие

• всеобщность права, его распространение на всех граждан, организации и учреждения, в том числе органы государственной власти

• суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета, т.е. народ является конечным источником власти

• разделение законодательной, исполнительной и судебной властей государства, что не исключает единства их действий на основе процедур, предусмотренных конституцией

• приоритет в государственном регулировании гражданских отношений метода запрета над методом дозволения, т.е. разрешено все то, что не запрещено законом

• свобода и права других людей как единственный ограничитель свободы индивида

Провозглашенные в правовых государствах индивидуальная свобода, равноправие и невмешательство в дела гражданского общества не препятствовали монополизации экономики и ее периодическим кризисам, обострению социального неравенства.

Конструктивным ответом на несовершенство правового государства явилась теория и практика социального государства. Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством. Его деятельность направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Социальное государство сглаживает имущественное и иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе.

Социальные государства возникли примерно в 60-х гг. XX в. Деятельность современного социального государства многогранна. Она включает в себя

• перераспределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев

• политика занятости и охраны прав работника на предприятии

• социальное страхование

• поддержка семьи и материнства

• забота о безработных, престарелых, сиротах и инвалидах

• развитие доступного для всех образования, здравоохранения и культуры

Между правовым и социальным принципами государственного устройства есть как единство, так и противоречие. Их единство стоит в том, что оба они призваны обеспечить благо индивида. Противоречие проявляется в том, что правовое государство не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства, обеспечения материального и культурного благосостояния граждан.

В развитии современных государств наблюдаются две тенденции. Первая – деэтатистская – состоит в активизации гражданского общества, его контроля над государством, расширении влияния на него политических партий и групп интересов, усилении в деятельности некоторых государственных органов самоуправленческих начал. Вторая тенденция – этатистская – проявляется в повышении роли государства как регулятивного и интеграционного органа всего общества. Современное государство активно вмешивается в экономические, социальные и информационные процессы, с помощью налоговой, инвестиционной, кредитной и иной политики стимулирует развитие производства.

В общем объеме государственной деятельности заметно сокращается удельный вес функции принуждения. В целом же изменения, происходящие в государстве и обществе, не дают никаких оснований говорить об отмирании государства в обозримом будущем, как это утверждают анархизм и марксизм.

Политический режим – это методы осуществления политической власти в обществе. Всякий политический режим представляет собой то или иное сочетание двух полярно противоположных принципов организации человеческих взаимодействий: авторитарности и демократизма. Практически невозможны режимы, полностью лишенные форм реализации одного принципа и построенные на формах реализации только другого принципа. Принято делить политические режимы на три типа: тоталитарный, авторитарный и демократический.

В политической сфере тоталитаризму соответствует монополизация власти. Она оказывается у одной партии, а сама партия – под властью одного лидера. Происходит сращение правящей партии с государственным аппаратом. Вместе с тем происходит огосударствление общества, т.е. уничтожение (или крайнее сужение) независимой от государства общественной жизни, уничтожение гражданского общества. Умаляется роль права, закона.

Авторитарный режим возникает, как правило, там, где происходит слом старых социально-экономических институтов и поляризация сил в процессе перехода стран от традиционных структур к индустриальным. Данный режим чаще всего опирается на армию. Она вмешивается в политический процесс для того, чтобы покончить с длительным политическим кризисом, с которым невозможно справиться демократическими, правовыми средствами. В результате этого вмешательства вся власть концентрируется в руках политического лидера или определенного органа.

При некотором сходстве с тоталитаризмом авторитаризм допускает размежевание и даже поляризацию сил и интересов. В данном случае не исключаются некоторые элементы демократии – выборы, парламентская борьба и в определенных пределах инакомыслие и легальная оппозиция. Правда, политические права граждан и общественно-политических организаций сужены, серьезная легальная оппозиция запрещена, политическое поведение как отдельных граждан, так и политических организаций строго регламентировано. Центробежные, деструктивные силы сдерживаются, что создает условия для гармонизации интересов и демократических реформ.

Понятие демократия родилось в Древней Греции. Существует ряд исторических типов демократии с множеством ее различных форм:

• первобытно-общинная и родо-племенная

• античная

• феодально-сословная

• буржуазная

• социалистическая

Демократия – это прежде всего степень участия масс в государственном управлении, а также фактическое наличие у граждан демократических прав и свобод, официально признаваемых и закрепляемых в конституциях и других законах. Демократия как общественно-политическое явление за свою многовековую историю развития выработала определенные принципы и ценности. Среди них:

• равное право граждан на участие в управлении обществом и государством

• гласность в деятельности властей

• конституционное оформление государственного строя

• разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную

• плюрализм политической системы

• комплекс политических, гражданских, экономических и социальных прав и свобод человека

Эти ценности описывают, конечно, идеальную систему, идеал, который нигде не достигнут. Возможно, он в принципе недостижим. Однако институты по поддержанию демократических ценностей существуют в действительности при всех их недостатках.

Поскольку в буквальном переводе слово «демократия» означает народовластие, постольку именно принцип народовластия является основополагающим. Это находит свое выражение в участии граждан и объединений в решении государственных и общественных дел через их представительные органы.

studfiles.net

Типы государства

В современном мире абсолютно каждое государство отличается от других комплексным набором определенных характеристик и черт, которые сложились под воздействием его исторического развития, уровня остроты этнических и социальных конфликтов, международных и экономических факторов. При такой многогранности все страны можно разделить на два самых основных типа –республика и монархия.

Определение 1

Типология государства — это своеобразная классификация, нацеленная на правильное разделение всех прошлых и настоящих государственных систем на группы, чтобы раскрыть их социальную сущность.

Это определения предполагает конкретное распределение с позиций двух подходов: цивилизационного и формационного.

В рамках данных критериев выступают все значимые социально-экономические признаки любого государства. Именно базис или же вид систематических производственных отношений выступают решающим фактором для полноценного общественного развития, который должен детерминировать и соответствовать надстроечным элементам: государству и праву.

Типы государства с точки зрения формационного подхода

В течение длительного времени установленная в отечественной литературе типология государств, которая считается основополагающей, делила государства на пять основных видов:

  • восточное;
  • рабовладельческое;
  • феодальное;
  • буржуазное;
  • социалистическое.

В основу указанной классификации была положена социально-экономическая формация.

Восточный тип государственной системы базировался исключительно на поливном земледелии.

Рабовладельческое государство предполагало неограниченную власть монарха и приближенных к нему людей. При этом в качестве центральных орудий труда выступали рабы и малоимущие представители общества.

Феодальный тип государства опирался в основном на право индивидуальной собственности на землю. Так, правительственная концепция концентрировалась только в руках тех, кто был собственником земельных территорий и мог по законному праву распоряжаться владениями по собственному усмотрению.

Четвертым видом государства выступала уже буржуазная система, которая характеризовалась расположением к формации, основывается на праве собственности посредством методов производства. При этом государственная власть незаметно приобретала принципы триумвирата, появились гражданские права, и в результате — номинально равные возможности всех граждан.

Последний тип – это социалистическое государство, которое полностью отрицало право владения как таковое в связи с его ненадобностью. Власть в этом аспекте принадлежит и выполняется каждым человеком без ущерба для других. Данный тип был официально признан утопией.

Несмотря на хорошую обоснованность указанного деления на типы государства, формационный метод всегда подвергался заслуженной критике, так как использование в качестве критерия классификации одного лишь экономического уровня развития государства не дает возможности охватить весь диапазон государственных форм, а потому необходимо принимать во внимание и цивилизационный фактор.

Типы государства с точки зрения цивилизационного подхода

Согласно данной типологии, любую страну как явление следует рассматривать с разнообразных позиций: исторической, культурной, социальной и религиозной. На основе этой классификации были определены центральные типы государства, которые базируются в основном на культурных ценностях.

В целом, их общее количество составляет 26 универсальных государственных формаций, среди которых особое внимание уделяется:

  • западно-христианской;
  • восточной;
  • египетской;
  • шумерской;
  • западноевропейской.

К сожалению, и цивилизованный метод допустил аналогичную ошибку, что и формационный, которая заключается в следующем: определенную ограниченность факторов оценки и мониторинга социально значимых процессов.

А потому все типы государства, которые были выведены на его основе, должны восприниматься только как вспомогательные. В защиту обоих концепций стоит сказать, что в настоящее время все больше правоведов склонны объединять эти классификационные подходы в одну систему.

Форма государства: составляющие элементы

Любое государство можно охарактеризовать с точки зрения его формы, а не только типа. В свою очередь, форма государственной системы представляет собой совокупность трех ключевых элементов: административного деления, правительственного режима и принципов правления. Однако виды государств в основном подразделяются, исходя только из одной определенной специфики, а именно – правительственного режима. В этом случае следует рассмотреть, как демократические, так и недемократические типы.

В связи с этим политологи выделяются такие виды государств:

  • авторитарные – построенные только на господстве одного лидера;
  • тоталитарные – в которых может руководить народом определенная партия;
  • демократические – признающие власть общества наивысшей ценностью;
  • либеральные – высшая степень свободы в политической и экономической деятельности.

Важно понимать, что не каждый из указанных видов может характеризоваться исключительно наличием определенного типа. Так, невозможно сопоставить рабовладельческий тип с тоталитарным видом, или демократическую форму с восточной цивилизацией. Перечисленные выше факты дают возможность утверждать, что формы и типы государства создают практически все критерии его характеристики.

Территориально-политическая организация государства

На сегодняшний день существует три главные формы территориально-политической организации государства: федеративная, унитарная и конфедеративная.

Определение 2

Федерация – уникальная форма государственного устройства, при которой сразу несколько правительственных образований, обладающие юридической и политической самостоятельностью, формируют одно союзное государство.

Исторически федерация для таких стран, как США, Германия, Швейцария, была основной формой преодоления политической нестабильности и раздробленности. Распределение компетенции между самой федерацией и ее представителями официально регулируется общегосударственной конституцией. При этом предоставляется верховенство федеральных законов, которым должны полностью соответствовать конституции всех членов федерации.

К грамотному ведению центрального правительства относятся вопросы внешней политики, обороны, финансового регулирования, политика в области труда, социальной защиты населения и занятости населения. Реальное соотношение субъектов федерации и властных полномочий государственного института определяется исторической практикой страны.

Унитарное государство обладает множеством важных социальных признаками, среди которых единая конституция, единая концепция действий высших органов правительственной власти управления и законодательного права.

Конфедерация представляет собой систематический союз всех суверенных государств, который был сформирован для достижения общих, внешнеполитических задач. Центральные органы указанной структуры не обладают прямой властью над входящими в ее состав субъектами, в результате чего решения данных органов осуществляется только после одобрения институтов действующей власти. Единой налоговой и правовой системы в конфедерации не может быть, ее финансирование определяется посредством взносов, входящих в нее государств. Яркими примерами конфедерации являются СНГ и ЕЭС.

Замечание 1

Правовое государство предполагает ограниченную в своих правовых действиях систему, направленную на защиту прав и свобод граждан.

Доверительные взаимоотношения между властью и личностью определяются конституцией, выполняющей роль «общественного договора» между народом и государством.

Демократия в этом аспекте, прежде всего, демонстрирует реальный уровень участия народных масс в государственном аппарате, а также наличие у граждан фактических прав и демократических свобод, официально закрепленных и признаваемых в конституциях. Однако многочисленны институты по установлению демократических ценностей существуют и в настоящее время при всех их недостатках.

spravochnick.ru

15. Форма государства: понятие, элементы и виды.

Форма государства – это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Форма гос-ва – это его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и др.

Форма государства включает в себя:

1) Форма правления (то как идет управление) характеризует порядок образования и организации высших органов гос. власти, их взаимоотношения друг с другом и населением

В зависимости от особенностей формы правления подразделяются на монархические (Др.Восточная, Ср.вековые, Раннефеодальная, сословно-пред-ная, абсолютная, современная: парламентская, дуалистическая, выборная) и республиканские (высший орган гос.вл-ти выборный, избирается населением (парламентские, президентские, смешанные).

2) Форма государственного устройства (отражает адм-территориальное строение гос-ва, раскрывающий хар-р вз-отношений между гос-вом в целом и его составными единицами; по форме гос. устройства гос-ва делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные).

3) Политический (государственный) режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов гос. властвования различают демократический и антидемократические государственные режимы)

Демократический – это режим, основанный на признании гос-ом прав и свобод граждан, на их участие в управлении делами гос-ва через выборные представительные органы или непосредственно.

Антидемократические режимы: методы давления, насилия идеологической обработки. Права и свободы ч-ка и гр-на ограничены и не защищены. (авторитарный, тоталитарный)

Авторитарный политический режим – режим, основанный на отчуждении гос. власти от народа, на централизации власти и снижении роли представительных органов, на безаппеляционном, командном методе руководства и безусловном повиновении граждан центральным органам власти, где власть может быть сосредоточена в руках одного лидера.

Авторитарный режим можно рассматривать как компромисс между тоталитарным и демократическим политическим режимами

Тоталитарный политический режим характеризуется абсолютным контролем гос-ва над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

16. Формы государственного правления: понятия и виды.

Форма гос. правления представляет собой структуру высших органов гос. власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними. Форма правления показывает, что из себя представляет высший орган гос. власти, как он организован, как создаются высшие органы власти и каково их строение, какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и иными гос. органами, как строятся взаимоотношения между верховной гос. властью и населением страны, в какой мере организация высших органов гос-ва позволяет обеспечить права и свободы граждан. По формам правления гос-ва делятся на монархии и республики.

Монархия – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и передается, как правило, по наследству.

Признаки монархии:

1. власть передается по наследству

2. принадлежит одному лицу

Виды монархий:

Древневосточная или Восточная Деспотия – где монарх рассм-ся не только как глава светской власти, а как религиозный лидер. Религия выступала ср-вом управления общ-ых отн-шений.

Средневековые М-хии – происходят в своем развитии этап раннефеодальной сословно-пред-ной и абсолютной монархии.

Раннефеодальная (когда гос-во не было политически и территориально целостным и состояло из множества самостоятельных феодальных владений, власть монарха была слабой)

Абсолютная монархия (или неограниченная), когда власть главы гос-ва никем и ничем не ограничена. Единственный носитель суверенитета гос-ва – монарх (современные – Саудовская Аравия)

Ограниченная монархия или сословно-представительная, когда власть монарха ограничена, наряду с монархом действуют другие высшие гос. органы (либо представительство от сословий). Англия, Япония, Испания, Швеция, Норвегия.

Современные М-хии – существуют в форме конституционных М-хий, где власть монарха регламентирована, сдержана Конституцией. Она может быть парламентской, дуалистической и выборной.

Парламентская монархия – при которой высшей гос. властью обладает парламент, а власть монарха носит формальный, номинальный характер. Парламент формирует и контролирует деятельность правительства (Великобритания).

Дуалистическая монархия – где власть поделена между парлементом и монархом.(Объдиненные Араб Эмираты, Царская Россия в 20 годах)

Выборная монархия – когда монарх избирается населением на определенный срок (Малайзия).

Республика – это форма правления, при которой верховная гос. власть осуществляется органами, избираемыми населением на определенный срок.

Признаки республики:

1. выборность власти

2. срочность

3. зависимость от избирателей

Древние и средневековые республики складывались в основном в форме аристократических или демократических республик.

В зависимости от того, какой орган вл-ти парламент или президент формируют и контролируют деят-ть исп.вл-ти правит-во республики делятся

Современные республики могут быть парламентскими (Германия, Италия), президентскими (США, Сирия) и смешанными (Франция, Финляндия.

studfiles.net

Виды государств

Виды государств

1. Правовое государство…………………………………………………….3

1.1. Возникновение идеи правового государства………………………….3

1.2. Понятие правового государства…………………………………..……6

1.3. Признаки правового государства………………………………………6

2. Социальное государство…………………………………………………10

2.1. Формирование идеи социальной государственности……………….10

Заключение…………………………………………………………………15

Список литературы…………………………………………………………16

Виды государств

1. Правовое государство

1.1. Возникновение идеи правового государства

Представление о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для самого государства.

Государственная власть, признающая право, и одновременно ограниченная им, по мнению древних мыслителей считалась справедливой государственностью.

“Там, где отсутствует власть закона, — писал Аристотель, — нет места и какой-либо форме государственного строя”.[1] Цицерон говорил о государстве как о “деле народа”, как о правовом общении и “общем правопорядке”.

Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве.

В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж.Боден. В своей теории Макиавелли предпринял попытку набросать контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям своего времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого.

Боден определял государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит.

В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правового государства значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г.Гроций, Б.Спиноза, Т.Гоббс, Д.Локк, Ш.Монтескье, Д.Дидро, П.Гольбах, Т.Джефферсон и другие.

Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного права. Целью государства он считал охрану частной собственности посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех.

Спиноза одним из первых дал теоретическое обоснование демократического государства, которое, будучи связано законами, обеспечивает действительные права и свободы граждан. Он утверждал, что государство могущественно только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранность жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал современных ему правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных.

Гоббс разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в общественной жизни. К их числу относятся, например, обоснование формального равенства перед законом, незыблемость договоров.

Локк также говорил о господстве закона, как обеспечивающего естественные, неотчуждаемые права собственности, индивидуальной свободы и равенства.

Монтескье объяснял установление правовой государственности необходимостью свободы в гражданском обществе. “Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что запрещается законами, то у него не было бы свободы, так как тоже самое могли бы делать и прочие граждане”.[2] Таким образом, политическая свобода у Монтескье означает установление законности и безопасности.

Значительный вклад в разработку основополагающих элементов правовой государственности в этот период внесли Вольтер, Гельвеций, Руссо, Кант, Пейн и другие видные мыслители.

Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории правового государства, центральное место в котором занимает человек. Верховенство народа через верховенство Конституции, выражающей его волю, обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как “объединение множества людей, подчиненных правовым законам”.[3]

Философская концепция правового государства по Канту оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового строительства.

Мыслители Западной Европы оттачивали элементы теории с позиций своего времени и опыта прошлого. Если отвлечься от субъективных оценок, то большинство авторов сходились во мнении, что правовым можно считать лишь то государство, где законодатель также подзаконен, как и гражданин.

Идеи правового государства нашли широкое отражение и в русской политико-правовой мысли. Они излагались в трудах Д.И.Писарева, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, А.И.Радищева.

После октябрьской революции идея правового государства была заменена требованиями революционного правосознания, а позже полностью исключена из действительности.

В последнее время в результате реформ вновь все заговорили о правовом государстве. Это нашло свое отражение в ст. 1 Конституции, где говорится, что “Россия есть демократическое правовое государство…”[4]

1.2. Понятие правового государства

Правовое государство — многомерное развивающееся явление. С течениемвремени оно приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием.

Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства справом. Правовое государство — это такая форма организации и деятельностигосударственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами иих различными объединениями на основе норм права. При этом право играетприоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всехи каждого, если действующие законы реально служат интересам народа игосударства, а их реализация является воплощением справедливости.

1.3. Признаки правового государства

В правовом государстве выделяют как минимум четыре основных признака:

— Разделение властей;

— Верховенство закона;

— Строгое соблюдение прав и свобод человека;

— Социальная и юридическая защищенность личности.

Кроме этого иногда выделяют также и другие признаки правового государства:

— Сосредоточение всех прерогатив государственно-властного регулирования в системе государственных институтов;

— Наличие развитого гражданского общества;

— Создание антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте;

— Установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти;

— Формирование обществом на основе норм избирательного права законодательных органов и контроль за формированием и выражением законодательной воли в законах;

— Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;

— Правовая защищенность всех субъектов социального общения от произвольных решениях кого бы то ни было;

— Возвышение суда как образца, модели и средства обеспечения правовой государственности;

— Соответствие законов праву и правовая организация системы государственной власти;

— Единство прав и обязанностей граждан.

Признаки правового государства отражают основные его черты, которые обязательно должны в нем присутствовать.

Разделение властей означает, что каждая из трех существующих в государстве властей (законодательная, исполнительная и судебная) должна быть независима от другой и в своей деятельности подчиняться только закону. Верховенство закона означает, что государство и личность в своих действиях прежде всего должны соответствовать закону, то есть никто не имеет права нарушить закон.

Защита прав и свобод человека — это прежде всего конституционные гарантии того, что человек является свободным, а его права — невозможно нарушить без разрешения на то суда. Государство обязано защищать человека, а человек соответственно обязан защищать свое государство. Правовое государство немыслимо без развитого гражданского общества, то есть, например, в России невозможно построение правового государства, так как у нас отсутствует даже простое понимание того, что закон должен стоять выше всего. В России традиционно высшей инстанцией считается не закон, а его исполнитель — глава исполнительной власти. Общество может стать только тогда развитым, когда оно начнет понимать основополагающие идеи правового государства и начнет претворять их в жизнь, но не так бездумно, как предложило нам Европейское Сообщество, а сообразуясь с положением в стране.

Созданию антимонополистических механизмов во властных структурах должна препятствовать толково написанная Конституция, четко разграничивающая обязанности и возможности каждой из ветвей власти. Когда исполнительная власть оплачивает все остальные ветви власти, ни о какой независимости различных ветвей власти речи идти не может.

В правовом государстве государственная власть не может зависеть ни от кого, но тем не менее она получается вечно зависимой от народа, то есть государственная власть не может быть суверенной ни в одном государстве.

Власть всегда должна зависеть только от народа и больше ни от кого. Далее уже идет задача власти — воспитать людей такими, чтобы они были законопослушными и не пытались купить за деньги собственную же власть. В государстве, называемом правовым, должна жестко пресекаться любая попытка повлиять на государство или на его отдельные органы.

mirznanii.com

Разновидности государств

 /   /   /  Разновидности государств

Какие разновидности государств можно выделить?

1. Тоталитарное государство. Такое государство строит свою власть на тотальном контроле над обществом. Оно значительно вмешивается в обыденную жизнь граждан, стремится привить обществу единообразные взгляды на действительность. Отсутствует политический плюрализм. Государство контролирует все сферы общества от экономики до частой жизни. Основной метод управления – диктат.

2. Авторитарное государство. Такому государство присущ «мягкий» контроль над обществом. Существует формальный политический плюрализм. Государственная власть сосредоточена в руках одного лица – авторитарного правителя или группы лиц. При этом, государство не стремится к тотальному контролю над обществом, ограничиваясь, как правило, лишь политической сферой.

3. Правовое государство. Государство, реально обеспечивающее и гарантирующее соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Действуют институты народовластия.

4. Социальное государство. Государство, гарантирующее и реально обеспечивающее выполнение социальных прав и свобод человека и гражданина.

5. Светское государство. Государство, в котором ни одна из религий не оказывает значительного влияния на государственную власть. Это государство, независимое от любых религий.

6. Теократическое государство. Государство, в котором значительное влияние на государственную власть оказывают религиозные институты и религиозные лидеры.

Интересное:

www.student-pravo.ru

4. Виды государств

Государство представляет собой сочетание трех элементов:

а) определенной территории;

б) население, на ней проживающего;

в) организации публичной власти. Территориально-организационная структура государства

может быть разнообразной. Различают простые и сложные государства.

Простые (унитарные) государства представляют собой единую систему высших органов государственной власти, которой полностью подчинены органы власти на местах. Территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, не имеющие политической самостоятельности и не могут от своего имени выступать на

международной арене. Считается, что если речь идет об унитарном государстве, то вопрос о международной правосубъектности его частей вообще не существует. Поэтому унитарное государство как единое образование выступает как единый субъект международного права, имеет полную международную правосубъектность.

Большинство из существующих в настоящее время государств, в том числе и Украина, являются унитарными.

Сложные государства объединением нескольких территориальных единиц, пользуются определенной политико-правовой самостоятельностью (некоторыми суверенными свойствами).

К историческим формам сложных государств относятся:

личная уния — объединение двух или нескольких государств под скипетром одного монарха. При этом субъектом международного права является не уния, а каждая из государств, входит в ее состав. Государства, входящие в состав личной унии, пользуются правом поступления в сношения с другими государствами независимо друг от друга и от унии в целом. Историческими примерами личной унии могут служить: польско-литовская уния 1386-1669 лет англо-ганноверская уния 1714-1838 лет Нидерланды-люксембургский 1815-1890 лет.

реальная уния — это объединение государств не только под властью единого главы государства, но и общими органами власти и управления, то есть реальное объединение государств. Субъектом международного права при реальной унии выступает уния в целом, а не государства в них. Примерами реальной унии могут служить шведско-норвежская уния 1814-1905 лет австро-венгерский с 1867 года до 1918 года; датско-исландский 1918-1944 лет.

В современных условиях встречаются такие виды сложных государств:

федерация (от француз, federation — объединение, союз) — это союзное государство, имеет постоянные общесоюзные органы власти и управления, состоит из государственных образований, выступает в качестве единого субъекта международного права.

Федерация имеет следующие признаки:

территория федерации состоит из территорий ее субъектов;

верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;

компетенция между субъектами федерации и самой федерацией разграничивается союзной Конституцией;

субъекты федерации имеют свои конституции, свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;

высший законодательный (представительный) орган федерации должен двухпалатную структуру (есть палата, представляющая интересы субъектов федерации, и палата, представляющая интересы населения всей страны).

Таким образом, государственные образования, составляющих федеративное государство (штаты, земли, провинции и др.)., являются субъектами федерации и, имея свой административно-территориальное деление, обладают определенной самостоятельностью. Время самостоятельность субъектов федерации не доходит до того, чтобы они могли признаваться субъектами международного права. Это объясняется тем, что субъекты федерации не являются государствами в собственном смысле слова: они не имеют суверенитета; не имеют право сецессии — право одностороннего выхода из федерации;

юридически лишены права самостоятельного участия в международных отношениях.

Вместе с тем государственные образования, входящие в федерацию, могут иметь больший или меньшую степень правосубъектности. Так, субъекты Российской Федерации обладают определенной Международной правосубъектностью, что предполагает их участие в международных экономических, культурных, социальных и других контактах договорного характера; земли ФРГ по Конституции Германии с согласия федерального правительства могут заключать договоры с иностранными государствами; штаты США в этом отношении имеют меньшую правосубъектность.

Международная деятельность субъектов федераций развивается в следующих основных направлениях: заключение международных соглашений; открытие представительств в других государствах; участие в деятельности международных межправительственных организаций макро-и субрегионального характера (например, Союз регионов Европы, движение Еврорегионов и т.д.).

Объем международной правосубъектности субъектов федерации зависит от вида федерации. Различают: территориальные и национальные федерации.

Территориальная федерация имеет следующие признаки:

— Государственные образования, составляющие данный вид федерации, не являются суверенными образованиями;

— Субъекты такой федерации лишены конституцией права прямого представительства в международных отношениях;

— Установлена запрет одностороннего выхода из союза;

— Управление вооруженными силами осуществляется федеральными органами.

Территориальными федерациями являются США, Мексика, ФРГ. Национальная федерация, на отличие от территориальной, характеризуется следующими признаками:

— Ее субъекты являются национально-государственными образованиями;

— Субъекты федерации объединяются согласно принципу добровольности;

— Гарантированность суверенитета больших и малых наций

— Формирование высших органов государственной власти в определенной части из представителей субъектов федерации;

— Закрепление в конституции или других документах (например, договорах о разделе компетенции между федерацией и ее субъектами и т.д.) права субъектов федерации на внешние сношения в определенных сферах, за исключением политической;

— Утверждение права наций на самоопределение. Национальных федераций можно отнести Российскую Федерацию, Индию.

В настоящее время в мире существует более 20 федеративных государств, в которых объем международной правоспособности их субъектов колеблется от владения правом заключать международные договоры или соглашения с очень ограниченного круга вопросов аналогичными или нижестоящими субъектами других государств (экономические, пограничные, культурные, полицейские связи международного, регионального, субрегионального характера) под контролем федеральных правительств (Австрия, Канада, Швейцария, ФРГ), к запрету на любую внешнеполитическую деятельность.

Комиссией международного права ООН в 1966 году было произведено следующее правило: «Государства-члены федеративного союза могут иметь правоспособность заключать международные договоры, если такая правоспособность допускается федеральными конституции, и в пределах ее установленных ». И хотя это правило в таком виде не было принято Венской конференции по праву международных договоров 1968-1969 лет, оно остается единственным достаточно авторитетным правилом по этому вопросу.

Истории известны две федерации — Союз ССР и Социалистическая Федеративная Республика Югославия, субъекты которых были по конституции суверенными государствами и могли претендовать на статус субъектов международного права. Правосубъектность двух союзных советских республик — Украины и Белоруссии — хотя и получила международное признание, благодаря их участию в создании ООН и последующем членству в этой международной универсальной организации, но на практике в значительной степени носила формально-юридический характер.

Конфедерация (лат. — confoederatio — союз, объединение) — это такая форма объединение государств, при которой государства, входящие в союз, сохраняют свой суверенитет в полном объеме. Конфедеративный союз государств носит временный характер, создается для решения каких-либо общих задач, в нем любая из дер-жал-участников не перестает быть самостоятельным субъектом международного права и новый единый субъект международного права в виде конфедерации не образуется.

Указанная характеристика дает возможность выделить следующие черты конфедерации:

— Конфедерация образуется на основе соответствующих международных договоров;

— Субъекты конфедерации имеют право сецессии — право безусловного и свободного выхода из состава конфедерации в любое время;

— Суверенитет в конфедерации принадлежит государствам, входящим в ее состав, и поэтому никакие решения союзной власти не имеют обязательной силы без согласия субъектов конфедерации;

— В предмет ведения конфедерации входит небольшой круг вопросов (обычно вопрос войны и мира, внешней политики, формирование единой системы безопасности, единой армии и т.п.), кроме которых субъекты конфедерации сохраняют полную самостоятельность;

— В конфедерацию входят не все органы государственной. власти и управления государств-субъектов конфедерации, а только те, которые необходимы для решения задач, лежащие в основе создания такого союза (министерства обороны, министерства иностранных дел и т.д.). Причем среди таких органов никогда нет органов судебной власти;

— Постоянно действующие органы конфедерации лишены властных полномочий и принимают решение на согласительном основе;

— Парламент конфедерации формируется представительными органами (парламентами) ее субъектов, которые обязывают свои делегации точно следовать выданным им инструкциям и указаниям;

— Субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации — пpaвo отказа в признании либо отказа в применении актов союзной власти. Причем за такой отказ правовая ответственность субъектов не предусмотрена;

— В отличие от федерации: бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов ее субъектов; в конфедерации, как правило, отсутствует единая система денежного обращения, в ней нет единого союзного гражданства, военные формирование конфедерации набираются ее субъектами, причем нередко сохраняется их двойное подчинение органам конфедерации и ее субъектов.

Таким образом, можно сделать вывод, что конфедерация сочетает в себе черты как международно-правового объединения, так и государственной организации. В настоящее время, на

мнению большинства ученых, в мире существует только одно образование, обладающее признаками конфедерации, — Европейский Союз, в котором его государства-члены сохраняют полную международную правосубъектность. Правда, после подписания 17 июня 1997 Амстердамского договора, Европейский союз, как представляется, вступил в стадию создание федеративного государства.

В исторической ретроспективе в разное время конфедерациями были: США — с 1776 по 1787 годы, Германия — 1815-1866 годы, Швейцария — с 1815 по 1848 годы. Новой истории известна конфедерация Объединенная Арабская Республика, которую с 1958 по 1961 годы составляли Египет и Сирия, и Сенегамбия, в которую с 1982 по 1989 годы входили

Гамбия и Сенегал.

С временной характеристики конфедераций, которые существовали, видно, что такой союз носит очень неустойчивый характер. На практике он функционирует как переходная форма от сосуществования независимых государств к их федерации или к образованию унитарного государства. Через этап конфедерации в своем развитии прошли США, Нидерланды, Швейцария, и сейчас официально называется конфедерацией, хотя практически уже давно стала федерацией. В 1990 году Корейская Народно-Демократическая Республика предложила в качестве переходной стадии к объединению двух корейских государств создать конфедерацию.

readbookz.net

Понятие и виды форм государства

Государство для управления обществом использует определенные формы и модели. Одни страны копировали соседние или более мощные государства, а другие сохраняли индивидуальные и традиционные черты в организации власти. В современном мире существует много видов форм государства: какие-то сформировались давно, а какие-то только недавно. Любопытно наблюдать с исторической точки зрения то, как одно государство может менять несколько форм государственной власти в ходе своего развития. Рассмотрим подробнее формы правления государства, понятие, виды и так далее.

Понятие формы государства и его виды

В правовой и политической литературе нет однозначного понятия формы. Понятие формы государства, признаков и видов, складывается из многих компонентов. Но если взять свойства данной категории, то можно сделать вывод, что форма государства представляет собой организацию территориального и политического устройства в стране, которая отвечает на следующие вопросы:

  1. Кто правит?
  2. Как правит?
  3. Каким образом будет осуществляться территориальное управление и структура государственных институтов страны?
  4. Какие есть способы для реализации политической власти?

Виды форм государства никогда не находились в неподвижном состоянии, а изменялись под влиянием различных факторов: экономических, социальных, идеологических или политических. Со временем менялось понимание и значение формы государства: от аристократии и монархии до республики и диктатуры.

Сейчас в литературе выделяют три вида формы (монократическая, поликратическая и сегментарная), а также виды и функции форм государства (форма правления, форма государственного устройства и политический режим).

Древние греки о форме государства

Древние греки уделяли в своих трудах очень важное место понятию и видам формы государства, полагая, что правильная организация политической власти – важный путь к успеху и процветанию в стране.

Платон был уверен, что лучшей моделью государственной власти является аристократия и олигархия. Власть, которая сосредоточена в руках узкой группы богатых людей, согласно Платону, лучше и полезней для государства, чем демократия. Платон был ярым противником «власти народа», он думал, что чрезмерная свобода может привести к тирании, форме государства, где не соблюдаются права людей, а во главе угла стоит принуждение.

Аристотель рассматривал особенности форм государства и их виды в зависимости от того, сколько людей правит и в сторону какого слоя общества ориентирована власть. Он считал идеальными формами государства монархию и аристократию, а демократию, олигархию и тиранию называл неправильными и вредными формами организации государственного устройства в стране.

Классификация форм государства

Выделяют следующие основные виды форм государства: монократическую, поликратическую и сегментарную. Остановимся и поговорим о каждой форме отдельно.

Монократическая власть. Само слово говорит, что власть в государстве принадлежит единоличному правителю или государственному органу. Таким моноправителем может быть:

  • монарх;
  • диктатор;
  • правящая партия.

В монократическом государстве нет разделения властей, народ не участвует в политической жизни страны, местное самоуправление отсутствует. Для монократической системы характерно принуждение, террор в отношении населения, обязательное следование государственной или религиозной идеологии. Характерной чертой этой формы государства является отсутствие частной экономики, бизнеса и демократических принципов управления.

Выделяют следующие виды монократических форм государств:

  1. Теократическая. Центральным и авторитетным сводом правил является Священное Писание – Коран или Библия. Социальная, духовная, политическая и экономическая жизнь основывается на Священных книгах, которые предписывают людям правильный образ жизни. Примером таких государств являются: Саудовская Аравия, Катар, Иран и Ватикан.
  2. Экстремистская. Отсутствие прав и свобод, насилие над чуждыми элементами, включая принудительное лечение, лишение свободы и каторгу. В современном мире таких государств нет, но в истории 20 века все помнят о существовании в прошлом таких фашистских систем в Германии, Испании, Италии и Камбодже.
  3. Милитаристская. Власть принадлежит военному органу или армии. Как примеры (из современных стран) можно привести Фиджи и Мьянму, а в прошлом – Ирак и Пакистан.
  4. Тоталитарный социализм (диктатура). Национализация собственности государством и имущества граждан. Устанавливался в стране, чтобы преодолеть экономический кризис, но затем оставался как основной режим. Примеры: СССР, Северная Корея.

Каждая из приведенных выше монократических форм имеет тенденцию обычно прикрываться парламентом, выборными органами, но на самом деле управление осуществляется одним лицом или партией.

Монократической форме государства противостоит поликратическая. Характерными чертами поликратической системы являются следующие признаки:

  1. Управление осуществляется не единолично, а действует принцип разделения на законодательную, исполнительную и судебную власть.
  2. Области могут самостоятельно принимать законы, которые не выходят за рамки Конституции. Разграничение полномочий между государством и территориальными образованиями (областями, республиками).
  3. Исполнительная и законодательная власть формируется народом через проведение выборов и референдумов.
  4. Государством поощряется частная экономика.

Поликратическая форма разделяется на два вида: традиционную и постсоциалистическую.

Традиционная форма государства с присущими чертами демократии типична для большинства современных государств: США, Англия, Канада, Франция, Италия.

Постсоциалистическая форма характерна для стран бывшего социалистического лагеря, которые движутся по пути демократии к развитой экономике. К таким странам относятся такие государства, как Польша, Чехия, Венгрия, Грузия.

Третьей формой государства является сегментарная. Это своего рода середина между монократической и поликратической формами государства. Для таких государств свойственна демократия, смешанная с авторитаризмом. Для сегментарного государства характерна олигархия, то есть страной управляет узкий круг лиц или семья. Отличительные признаки сегментарной формы:

  • нет разделения властей;
  • свободы признаются только на бумаге, на самом деле они не соблюдаются;
  • автономия местного самоуправления очень слабая;
  • разрешается создание лимитированного количества партий или партии запрещено создавать;
  • есть видимое разделение власти, но на самом деле страной руководит правительство или президент.

К государствам сегментарного типа относят Марокко, Сенегал, Индонезию, Египет, Иорданию и Нигерию.

Особенности формы, виды

По внешним признакам государство состоит из формы правления, формы государственного устройства и политического режим. Рассмотрим каждый вид формы государства в отдельности.

Понятие, виды правления

Форма правления – организация власти в стране, государственных органов и институтов. Выделяют следующие формы правления:

  • монархию;
  • республику.

Исходя из смысла понятия и видов формы правления государства, можно дать характеристику каждому виду правления.

Монархия

Власть в стране принадлежит одному лицу (царю, султану, королю) или частично ограничена парламентом. Большинство монархий в современном мире имеют статус конституционной. Монарх занимает свой пост любой срок, а его власть переходит по наследству.

Монархия бывает следующих видов:

  1. Абсолютная. Власть осуществляется единолично монархом. Таких монархий осталось немного: Саудовская Аравия, Оман, ОАЭ, Кувейт.
  2. Конституционная. Власть монарха ограниченна парламентом (законодательная власть), правительством (исполнительная власть) и судебной властью. Монарх в таких странах управление не осуществляет, а только юридически занимает должность главы государства. К этому виду принадлежит большинство монархий: Великобритания, Дания, Испания, Швеция, Нидерланды, Норвегия, Бельгия.
  3. Дуалистическая. Власть в стране разграничена между парламентом и монархом. Парламент двухпалатный: нижнюю палату выбирает народ, а верхняя палата назначается монархом. Законы принимает парламент, но монарх может отклонить закон. Правительство назначается главой государства. Примеры государств: Непал, Иордания, Марокко.

Республика

Вид формы правления, где власть в стране осуществляют выбранные народом органы государственной власти. Для республики характерными считаются следующие признаки:

  • народ наделяет властью главу государства и парламент;
  • глава государства избирается на определенный срок и несет ответственность за свои действия.

Существует три вида республик:

  • парламентская;
  • президентская;
  • смешанная.

Отличительными чертами парламентской республики являются: парламент назначает президента, а правительство создается из числа партии, которая получила большинство мест в избранном народом парламенте. Правительство в таком государстве должно отчитываться перед парламентом, который может в любой момент его распустить. Парламентскими республиками считаются Италия, Германия, Турция, Австрия.

В президентской республике глава государства – президент, который выбирается на всенародных выборах народом. Правительство подчиняется президенту. Президентскими республиками являются США, Мексика, Бразилия, Нигерия.

Есть смешанная республика. В таких государствах, как Франция, Перу, Россия, Беларусь присутствуют признаки президентской и парламентской республики.

Формы государственного устройства

Государственное устройство (как вид формы государства) – это как территориально устроена страна и каким образом центральной власти подчиняются ее субъекты. Выделяют следующие формы государственного устройства: унитарная, федерация и конфедерация.

Для унитарного государства характерен единый центр управления страной, единая конституция и единая валюта. Унитарные государства могут быть централизованными и национальными (многонациональными): Китай, Эстония, Япония.

Федеративные государства — это страны, которые состоят из многих национальных областей и субъектов, которые подчиняются федеративным законам, но имеют право устанавливать местные правила, не противоречащие Конституции. Выделяют федерации территориальные, смешанные и национальные. Территориальными федерациями являются США, Германия, смешанная – Россия, а к национальным федерациям можно отнести Индию.

Конфедерация — это непостоянный, кратковременный союз государств, образованный для преодоления трудных задач политического или территориального значения. Конфедерация не имеет централизованного правительства, бюджета или национального гражданства. К таким государствам можно отнести Евросоюз, Союзное государство России и Белоруссии.

Политический режим

Государство обладает набором методов и приемов по осуществлению власти в стране, это и носит название политического режима. В литературе выделяют два вида политического режима: демократический и недемократический.

Демократический и недемократический режимы

Демократический режим обладает следующими признаками:

  • верховенство закона;
  • разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  • населению гарантируется свобода, соблюдение прав;
  • власть выбирается, сменяются институты власти в субъектах государства;
  • оппозиция не запрещается государством;
  • многопартийность в государстве.

Недемократический режим запрещает оппозицию, многопартийность, нет свобод в стране, а присутствует принуждение и террор. Недемократический режим выделяют двух видов: фашистский (господство одной нации в стране) и тоталитарный (соблюдение единственно правильной идеологии, подчинение партии или диктатору).

Виды и формы международной ответственности государств

Всякое государство несет правовую ответственность за свои действия, которые могут носить не только правовой характер, но и агрессивный. В мире выделяют следующие виды и формы международно-правовой ответственности государств:

  1. Материальную: репарация и реституция.
  2. Нематериальную: сатисфакция, ограничение суверенитета.

Репарация и реституция

Виды и формы ответственности государств в материальном плане могут выступать в качестве реституции и репарации. Реституция – это материальное обязательство страны-агрессора возместить ущерб, который был причинен в результате противоправного действия, восстановить статус, который существовал до совершения международного преступления: возвращение захваченного имущества. Выделяют как вид реституции ресторацию. Назначение ресторации состоит в нематериальном восстановлении прав страны: освобождение заложников и отмене оккупационной политики, отмена всех решений, которые причиняли вред государству.

Репарация – денежная компенсация, которая должна быть осуществлена в связи с причинением противоправного деяния. Репарация заключается в связи с подписанием мирного договора, по которому проигравшая страна обязана выплатить денежную сумму странам победителям.

Нематериальные формы международной ответственности

В мире агрессия против другого государства считается страшным международным противоправным деянием. Кроме материальной ответственности, страны победители могут ввести ограничение суверенитета страны-агрессора, а также управлять государством до уничтожения очагов агрессии. Может возникнуть возможность лишения независимости, разделение территории страны, но это совсем крайняя мера.

Как мера ответственности применяется и сатисфакция. Что такое сатисфакция? Это моральное признание государством-агрессором на самом высоком уровне совершенного противоправного деяния: устное и письменное сожаление о случившемся. К сатисфакции относятся и такие действия, как: расследование преступления; вынесение наказания людям, которые допустили моральный ущерб; обещание, что такое международное правонарушение больше не повторится.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *