Виды налогов по методу взимания – Виды налогов – по методу взимания, по видам деятельности, уровню бюджета и другие варианты

11. Методы взимания налогов

Используются три метода взимания налогов:

•               метод начисления;

•               метод удержания;

•               кадастровый метод.

Если используется первый метод, то налогоплательщик должен представить в налоговые органы налоговую декларацию (расчеты по уплате налогов). На основе этого документа определяется сумма налогового платежа.

Второй метод предполагает уплату налога у источника получения дохода. Он применяется при взимании налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций (с доходов в виде дивидендов).

Удержание налога у источника выплаты дохода имеет ряд преимуществ, в том числе:

•               налог уплачивается в момент выплаты дохода;

•               уменьшается риск уклонения от уплаты налога;

•               у источника дохода легче проконтролировать правильность исчисления суммы налога.

При кадастровом методе сумма налогового платежа определяется на основе данных кадастра. 

Кадастр – это реестр, устанавливающий перечень типичных объектов, классифицируемых по внешним признакам, и определяющий среднюю доходность объекта обложения. Налог взимается на основе внешних признаков предполагаемой доходности имущества. Например, единый налог на вмененный доход для определения видов деятельности.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика банках.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47Кодекса.

Статья 58. Порядок уплаты налогов и сборов

Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога.

В соответствии с НК может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу — авансовых платежей.

Конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу.

Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Срок уплаты налога и сбора может быть изменен.

Изменением срока уплаты налога признается перенос установленного срока уплаты налога на более поздний срок.

Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита.

Статья 64. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора

Отсрочка или рассрочка представляет собой изменение срока уплаты налога на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.

Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий три года, может быть предоставлена по решению Правительства РФ.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена по одному или нескольким налогам.

studfiles.net

4.2. Способы взимания налогов

Налоги могут взиматься следующими способами:

1. Кодастровый (от слова кодастр таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

2. На основе декларации. Декларация документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.

3. У источника. Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. То есть до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

4.3. Функции налогов

Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:

1.         Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция).

2.         Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

3.         Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция).

4.         Стимулирующая функция.

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п.

Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но не это главное. Государственный бюджет можно сформировать и без них. Важное роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись регулирующая. Рыночная экономика в развитых странах это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Социальная или перераспределительная функция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ наyчно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Последняя функция налогов стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Действительно, грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление. А средства, вкладываемые в развитие (юридическим или физическим лицом безразлично) освобождаются от налогообложения полностью или частично. У нас это правило не выполняется. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на наyчно-исследовательские и опытно-констрyкторские работы. Делается это по-разному. Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли. Было бы целесообразно установить, что в состав затрат, освобождаемых от налога, полностью или частично, входят расходы на НИОКР. Другой путь включать эти расходы в затраты на производство.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

studfiles.net

Методы взимания налогов

Налоги – один из способов пополнения бюджета страны. Это не единственное их назначение. Государство, грамотно применяя механизм сбора и регулируя процентную ставку, стимулирует приоритетные отрасли экономики и сдерживает развитие нежелательных.

Взыскание налогов с граждан и организаций структурировано и зависит от источника дохода, метода его получения, статуса налогоплательщика и региона применения. По закону каждый гражданин РФ в соответствии с получаемым доходом участвует в формировании бюджета государства.

Структура налогообложения

Налог взимается в том случае, когда выявлены все его составляющие.

В структуру налога входят:

• Субъект — лицо, подвергшееся взысканию налога (юридическое или физическое).
• Объект – предмет, принадлежащий плательщику (имущество, полученная прибыль, стоимость произведенных товаров или оказанных услуг, автомобиль и т. д.), чье наличие предполагает уплату налога.
• Налогооблагаемая база (стоимость всех объектов налогоплательщика).
• Льготы, предоставляемые государством, или освобождения от уплаты.
• Отчетный период – время, в течение которого определяется возникшая налоговая задолженность.
• Ставка – размер налоговых начислений. Бывают твердыми или выраженными в процентах. Твердая ставка – фиксированная сумма, предназначенная для взимания с одного объекта налогообложения. Величина процентных ставок в денежном выражении зависит от стоимости налогооблагаемой базы. Используются: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные процентные ставки.
• Порядок начисления. Определяет лицо, производящее расчеты налоговых сборов.
• Характерные особенности выполнения платежа – порядок уплаты.

Процесс сбора налогов осуществляется с учетом всех, изложенных выше элементов.

Классификация методов взимания налогов

Налоги бывают федеральные, региональные и местные. Федеральные действуют на всей территории России, региональные – в каждом из субъектов РФ, а местные — в дополнение к двум перечисленным, устанавливаются органами самоуправления.

Существующие в России методы сбора налогов:

• Административный или по уведомлению. Исчисление налога производят фискальные органы, а в адрес налогоплательщика отправляется уведомление. Опираясь на документ, гражданин погашает образовавшуюся перед государством задолженность.

• У источника. Обязанность уплаты возлагается на налогового агента. Истинный налогоплательщик получает на руки доход за вычетом суммы налога. В эту категорию попадает заработная плата, из которой работодателем вычитается размер НДФЛ для уплаты в налоговые органы.

• Подача декларации. Учет полученного совокупного дохода в текущий отчетный период и определение размера налоговых отчислений производится непосредственно плательщиком. Налоговым кодексом РФ определены предельные сроки подачи декларации уплаты сборов.

• Кадастровый. Используется на основании информации, полученной из реестра (кадастра) налогооблагаемых объектов. Распространяется на имущество, принадлежащее налогоплательщику. Все объекты в кадастре разделены по характерным признакам на группы, в соответствии с которыми рассчитывается налоговая ставка. Определение величины сбора не зависит от приносимого имуществом дохода.

Налоговый кодекс РФ также предусматривает взимание налога в результате эксплуатации имущества и по факту совершения расходов, но эти методы не нашли широкого применения.

Основные способы сбора налогов в РФ:

• косвенный – перекладывает налоговую нагрузку на плечи конечного потребителя товара или услуги, так как ставка уже включена в их стоимость;

• прямой – взимается с доходов, получаемых юридическими или физическими лицами, а также с имущества, находящегося в собственности.

Система определения налога

Федеральная налоговая служба (ФНС) России использует для исчисления налога методы:

• Кумулятивный (накопительный). Дает возможность государству планировать поступление собираемых с населения денег. Базируется на исчислении налога в начале отчетного периода. Налоговый сбор начисляется нарастающим итогом. Таким же образом учитываются предоставляемые плательщику льготы. Размер текущих выплат сокращается на величину уплаченных ранее или произведенных ошибочно.

• Некумулятивный. Частичное взимание. Используется реже названного выше. Нарастающий итог не применяется. Характеризуется сложностью для непосредственных плательщиков, связанной с расчетом доходов в конце отчетного периода, и непредсказуемостью для планирования бюджетных поступлений.

В мире очень распространен глобальный метод сбора налоговых отчислений. Когда происходит взимание денежных средств с общего дохода, независимо от источника его получения.

На раннем этапе развития системы налогообложения использовалась шедулярная модель. Главной ее особенность заключалась в дроблении совокупного дохода на части (шедулы). Объекты классифицировались в зависимости от источника, приносящего доходы. В дальнейшем такой метод сбора налогов утратил значение, уступив место глобальному или объединившись с ним по смешанному типу, когда на отдельные части дохода предоставляются налоговые вычеты.

Налоговая политика государства определяется поставленными перед руководством страны целями. Выполнение социальных программ, укрепление обороноспособности страны, развитие инновационных технологий требуют мощного финансового подкрепления.

Потребности государственного бюджета определяют выбор способов исчисления и методов взимания налогов. При этом важно учитывать состояние экономики страны, ее территориальное устройство и нюансы сложившейся системы сбора налогов.

Граждане, обремененные необходимостью уплаты налогов, выбирают те способы взимания, которые в их распоряжение предоставило налоговое законодательство. Федеральная налоговая служба — главный орган, осуществляющий контроль и регулирование налоговой системы России.

snowcredit.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *