Виды налоговой политики государства – Основные направления налоговой политики

Налоговая политика

Главными средствами перераспределения доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики и экономической политики являются бюджет и налоги. Это тесно связанные категории, поэтому часто говорят о налоговой (налогово-бюджетной) политике.

Основными рычагами налоговой политики государства являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества, размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества.

Краткое содержание

Понятие и задачи

Налоговая политика — это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.

Среди многочисленных задач налоговой политики, образующих так называемое дерево целей, основными являются: устойчивый рост национального дохода, умеренные темпы инфляции, полная занятость, сглаживание циклических колебаний экономики.

Инструментарий налоговой политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов.

Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности налоговой политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

Государство, во-первых, собирает деньги с помощью налогов, во-вторых, тратит их в соответствии со статьями бюджета. И первое и второе являются мощными рычагами, использование которых может привести как к процветанию страны, так и к глубокому затяжному кризису.

Госбюджет построен на соотношении доходов и расходов:

  1. Бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами.
  2. Профицит бюджета – превышение доходов над расходами.

Причины возникновения бюджетного дефицита: спад производства, выпуск «пустых» денег, значительные социальные программы, возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических и социальных функций.

Способы покрытия бюджетного дефицита:

  • государственные займы,
  • ужесточение налогообложения,
  • производство денег – сеньораж.

В настоящее время сеньораж не означает печатание денег, так как это способствует росту инфляции, но реализуется посредством создания резервов коммерческих банков.

Виды налоговой политики

Первоочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики, которая реализуется, как правило, средствами фискальной политики, т.е. через манипулирование государственными расходами и налогообложением с целью увеличения производства, занятости и снижения инфляции.

Дискреционная налоговая политика – сознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию. При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения государственных расходов или снижения налогообложения. В период подъема создается бюджетный излишек.

Недискреционная налоговая политика – предполагает использование автоматических стабилизаторов, которые без частого вмешательства реагируют на изменение макроэкономической ситуации. К основным встроенным стабилизаторам относится изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла. При этом ставки налогов действуют достаточно долго, не изменяя свою величину. Поэтому в период подъема налоговые поступления автоматически возрастают, что обеспечивает снижение покупательной способности населения и сдерживание экономического роста. К встроенным стабилизаторам также относятся – пособия по безработице, социальные выплаты, программы по поддержанию малоимущих слоев населения.

‘; blockSettingArray[2][«setting_type»] = 1; blockSettingArray[2][«element»] = «blockquote»; blockSettingArray[2][«elementPosition»] = 1; blockSettingArray[2][«elementPlace»] = 4; var jsInputerLaunch = 15;

fingramm.ru

30) Виды бюджетно-налоговой политики государства.

БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА — это комплекс мероприятий который проводится государством в сфере государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, и данный комплекс направлен на обеспечение полной занятости, уменьшение инфляции и экономический рост. В зависимости от того, в какой фазе цикла находится экономика, выделяют 2 ВИДА БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ:

1) Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) — она проводится на фазе экономического спада. Ее целью является преодоление экономического кризиса. Она предполагает увеличение государственных расходов и уменьшение налогов для стимулирования совокупного спроса и для увеличения ВВП.

2) Сдерживающая бюджетно-налоговая политика. (фискальная рестрикция). Ёе цель – ограничить циклический подъем экономики и она предполагает снижение государственных расходов, увеличение налогов или комбинирование этих двух методов.

31) Инструменты бюджетно-налоговой политики государства.

Одной из целей бюджетно-налоговой политики является формирование сбалансированного государственного бюджета, т.е равенство между расходом и расходами.

Если доходы превышают расходы, то возникает профицит государственного бюджета. Если он выше 3%, от ВВП, то он свидетельствует о неэффективном распределении доходов государства. Если расходы государства больше его доходов, то возникает дефицит государственного бюджета.

Государство может бороться с ним 3мя способами:

1.Увеличение налогов и сокращение государственных расходов, но есть опасность социального взрыва.

2. Внешний или внутренний займ (придется отдавать %)

3. Дополнительная эмиссия денежных средств (монетизация). Возникает инфляцияиздержек, которая может привести к стагфляции.

32-33) МУЛЬТИПЛИКАТОР ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ в (открытой и закрытой) ЭКОНОМИКЕ (Government multiplier) (mg) – это показатель, отражающий в какой степени вырастет совокупный доход в ответ на увеличение государственных расходов.

mg=, отсюдаmg*

Величина мультипликатора государственных расходов зависит от предельной налоговой ставки t’. С учетом влияния налоговой ставки на мультипликационный эффект зависимость между изменением государственных расходов и объемом выпуска примет вид:

*

В открытой экономике на величину мультипликатора государственных расходов, так же как и на налоговый мультипликатор, повлияет предельная склонность к импортированию. Чем выше эта величина, тем ниже мультипликационный эффект.

34) МУЛЬТИПЛИКАТОР НАЛОГОВ.(Tax multiplier) (mt) – это показатель, показывающий зависимость между объемом выпуска и изменением налогов.

Чем ниже предельная налоговая ставка, тем выше мультипликационный эффект, и наоборот.

mt==

Отсюда:=*

Снижение налогов увеличивает частный спрос и объем выпуска, а их увеличение снижает его. Так как потребительские расходы зависят от величины налоговой ставки, то с ее учетом налоговый мультипликатор примет вид:

mt=

В открытой экономике на величину налогового мультипликатора влияет предельная склонность к импортированию. Чем она выше, тем ниже мультипликационный эффект. Такое же действие происходит и в отношении мультипликатора государственных расходов.

studfiles.net

Налоговое регулирование экономики. Виды налоговой политики государства

С 1 января 2003 г. Федеральным законом от 24.07.02 г. № 104-ФЗ установлен специальный налоговый режим «Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности». Практически все специальные налоговые режимы относятся к федеральным специальным налоговым режимам. Исключением является система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, которая не устанавливается на федеральном уровне. Данная система налогообложения вводится в действие законами субъектов Российской Федерации. ЕНВД устанавливается и вводится в действие законами муниципального района, городского округа, городов федерального значения.

Налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта Российской Федерации, в котором введен единый налог, виды предпринимательской деятельности.

Важным отличием от упрощенной системы налогообложения является то обстоятельство, что налогоплательщик не имеет права выбора и обязан применять этот налоговый режим, если он установлен на данной территории региональным законом для одного или нескольких видов деятельности, перечисленных в данной главе, независимо от места регистрации налогоплательщика.

Уплата единого налога предусматривает освобождение от обязанности по уплате следующих налогов:

— для организаций: налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (только с сумм, выплачиваемых работникам в связи с ведением деятельности, облагаемой единым налогом).

— для индивидуальных предпринимателей: налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от деятельности, облагаемой единым налогом), налога на добавленную стоимость, налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога с полученных доходов и сумм, выплачиваемых своим работникам в связи с ведением деятельности, облагаемой единым налогом.



Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика. Вмененный доход рассчитывается как потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке. В настоящее время установлен единый для всех регионов порядок расчета вмененного дохода.

Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Налоговый период по единому налогу на вмененный доход устанавливается в один квартал.

Налоговая ставка по единому налогу определена в размере 15% от вменённого дохода.

Организации и индивидуальные предприниматели определяют сумму единого налога, подлежащую уплате в бюджет по итогам налогового периода, самостоятельно. Форма налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Государственное налоговое регулирование представляет собой систему специальных приемов, методов и инструментов управления налогообложением и налоговыми потоками, направленную на целенаправленное вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой им концепцией экономического роста.

Конечной целью государственного налогового регулирования является создание условий для роста налоговых поступлений в бюджетную систему страны на базе роста производства продаж и доходов экономики (экономического роста) путем воздействия на различные стороны хозяйственной жизни и экономику в целом.

Особенностями государственного налогового регулирования являются наличие четкой макроэкономической стратегии и осознанное воздействие на экономику, непрерывное в своем развитии и относительно постоянное во времени. Оно охватывает не отдельные предприятия, а всю экономику в целом и ее сегменты.

Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. При выполнении своих функций они оказывают влияние на инвестиционные процессы, ускоряя или замедляя их. Система налогового регулирования воздействует на инвестиционный спрос и предложение через механизмы косвенного налогообложения и налогового льготирования инвестиций. Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство создает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее приоритетных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг. В мировой практике нередки случаи, когда налоговые льготы предоставляются преимущественно тем фирмам, которые действуют в рамках принятой государственной экономической программы.

Налоговое регулирование затрагивает и социальную сферу. Это относится к экологии, социальной инфраструктуре, социальной защите населения. Расходы фирм, инвестирующих подобного рода мероприятия, как правило, исключаются из налогооблагаемой прибыли. Страховые взносы в государственные социальные фонды непосредственно выступают источником и инструментом реализации государственной социальной политики. Государство, выплачивая за счет них пенсии и пособия, осуществляет поддержку малоимущих слоев населения. Экологические налоги и штрафные платежи за сверхнормативное потребление природных ресурсов – важнейшие инструменты регулирования процессов охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство регулирует личное потребление и платежеспособный спрос населения путем установления необлагаемых минимумов, стандартных, социальных и имущественных вычетов при налогообложении налогом на доходы физических лиц, освобождения от налогообложения (полного или частичного) отдельных видов личных доходов и групп потребительских товаров первой необходимости (например, использование пониженных ставок НДС). Через регулирование платежеспособного спроса населения государство влияет на производство и предложение товаров и услуг, на личные сбережения и потребление.

Инструментарий государственного налогового регулирования.

Мировой практике известны следующие наиболее распространенные методы государственного налогового регулирования:

1. изменение состава и структуры системы налогов;

2. замена одного способа или формы налогообложения другими;

3. изменения и дифференциация ставок налогов;

4. изменение налоговых льгот, скидок, их переориентация по направлениям, объектам и плательщикам;

5. полное или частичное освобождение от налогов;

6. отсрочка платежа и аннулирование задолженности;

7. изменение сферы распространения налогов.

В зависимости от способов воздействия государственное налоговое регулирование подразделяется на две сферы:

1) налоговое стимулирование;

2) налоговое сдерживание.

Налоговое стимулирование основано на политике низких налогов, оптимизации состава и структуры системы налогов, уровня налогового бремени и ставок отдельных налогов, а также на использовании системы налогового льготирования (налоговых льгот и преференций). Налоговое стимулирование призвано целенаправленно воздействовать на экономику в целом, отдельные ее сферы, отрасли и социальные процессы, а так же на экономическое поведение налогоплательщиков. Основной формой налогового стимулирования является налоговое льготирование.

Налоговое сдерживание – менее распространенная сфера государственного налогового регулирования, так как оно призвано сдерживать развитие отдельных отраслей экономики и инвестиционную активность, преимущественно в целях недопущения кризиса перепроизводства, что редко случается в современной экономике. Тем более это не грозит в ближайшие годы и в перспективе России. Налоговое сдерживание основано на политике высоких налогов с использованием в целом и выборочно высоких налоговых ставок, увеличением перечня налоговых платежей, отменой налоговых льгот и т.п., поэтому основное внимание следует уделить налоговому стимулированию в форме налогового льготирования.

В зависимости от масштабов и сферы влияния налоговую политику подраз­деляют на:

1. внутреннюю.

2. внешнюю.

Внутренняя налоговая политика – в масштабах одной страны или территориальной единицы, предполагает решение внутренних задач. Внешняя направлена на избежание двойного налогообложения, сближение, унификацию налоговой системы различных стран.

В зависимости от механизма регулирования изменений экономической ситуации она делится на:

1. дискреционную.

2. недискреционную.

Дискреционная политика проводится на основании решений прави­тельства о манипулировании налоговой системой и структурой налогообложе­ния.

Она проводится для скорейшего прекращения экономического спада. Это стабилизационная политика, она может быть сдерживающей и стимулирующей. Сдерживающая политика проводится на этапе экономического подъема с целью преодоления инфляции, вызванной избыточным спросом. Стимули­рующая осуществляется в период спада общественного производства при высоком уровне безработицы.

Недискреционная политика проводится независимо от правительства, ав­томатически. Осуществляется в высоко развитых рыночных отношениях, ра­ботающих в режиме саморегулирования. С целью перераспределения внут­реннего валового продукта для изменения структуры производства, уровня доходов населения, территориально- экономического развития.

Субъектом налоговой политики является государство.

Методологическими условиями и предпосылками выявления сущности налоговой политики являются налоговые отношения, а их основой являются отношения между государством и хозяйствующими субъектами по поводу формирования финансовых ресурсов государства.

Важное значение в экономике и налоговой политике государства игра­ет система налоговых стимулов. Они являются основными рычагами воздей­ствия государства на производство через поощрения за хорошие показатели работы и санкции за нарушения.

45.Управление АО при 100% государственном владении акциями. Золотая акция.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

69. Принципы налогообложения и налоговая система. Сущность и виды фискальной политики государства.

Налоги – одна из форм финансовых отношений, которая осуществляется в виде обязательных платежей, взимаемых государством с физических и юридических лиц с целью перераспределения национального дохода.

Сбор гос. налогов называют фискальной политикой.

Принципы налогообложения:

1) обязательная уплата всеми налогов;

2) удобство и дешевизна взимания налогов;

3) налог должен быть четко определен по сроку, размеру и способу изъятия;

4) размер налога не должен наносить вреда налогоплательщику;

5) налоги берут с дохода, а не с капитала.

На практике такие принципы реализуются в государственной налоговой системе.

Налоговая система — совокупность налогов и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

Элементы налоговой системы:

  1. Налоги.

Классификация налогов

  1. По объектам налогового обложения: а) налог на доходы; б) налог на имущество; в) налог на расходы.

  2. По способам взимания: а) прямые; б) косвенные.

  3. По способам определения размера налога: а) пропорциональные; б) прогрессивный; в) регрессивные.

  4. По субъектам налогообложения: а) налоги на физических лиц; б) налоги с юридических лиц

  5. По субъектам –получателям налога: а) общенациональные; б) региональные; в) местные.

  6. По порядку использования: а) общие; б) целевые.

  1. Налогоплательщики – субъекты, на которых законом возлагаются обязанности платить налоги.

  2. Объекты налогообложения – предметы, подлежащие обложению.

  3. Источник налога – доход субъекта (зарплата, процент, прибыль, рента, из которого выплачивается налог).

  4. Единица обложения – единица измерения объекта налога.

  5. Налоговая ставка или величина налога на единицу обложения. Различают: а) твердые ставки – устанавливаются в абсолютной сумме денежной на единицу объекта обложения; б) долевые ставки (квоты) – устанавливаются в определенных долях объекта обложения и выступают в трех видах: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

  6. Налоговые льготы. Полное или частичное освобождение субъекта от налога в соответствии с действующим законодательством.

  7. Налогополучатель – уровень государственной системы, на который поступают налоговые отчисления.

  8. Способы взимания: а) кадастровый (лист, реестр) на основе поземельного, промыслового; б) изъятие налога до получениявладельцем дохода; в) изъятие налога после получения дохода владельцем – на основании декларации по доходам.

Цели налогов: обеспечить государственный бюджет, стимулирование размера предпринимательства.

Фискальная политика государства – системное регулирование экономики при помощи государственных расходов и налогов.

Физический смысл: манипулирование налогами и гос. расходами.

Цели:

1) сглаживание колебаний экономического цикла;

2) обеспечение устойчивого экономического роста;

3) достижение высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции.

Типы фискальной политики:

1. Дискреционная(активная) – её осуществление связано с принятием новых законодательных актов

Основные инструменты:

А) изменение ставок налогообложения;

Б) проекты общественных работ;

В) трудоустройство населения, создание дополнительных рабочих мест.

Когда дискреционная фискальная система политики применяется в целях сглаживания экономического цикла, то ее подразделяют на 2 типа:

1) экспансионистская (стабилизирующая) – связана с увеличением гос. расходов и (или) снижением налогов. В краткосрочном периоде такая политика сокращает производство за счет дефицитного финансирования.

2) рестрикционная (контрактивная) – сдерживающая, связанная с увеличением налогов и снижением гос. расходов (или и то и другое). Проводится с целью ограничения инфляционного роста в экономике.

2. Недискреционная (автоматическая). Особенность: не требует специальных государственных (правительственных) решений. Действие основано на применении так называемых встроенных стабилизаторов (или автоматизмов) – экономических механизмов, автоматически реагирующих на изменения экономической конъюнктуры.

В качестве встроенных стабилизаторов выступают:

— прогрессивный, подоходный налог;

— пособие по безработице;

— пособие по бедности;

— различные субсидии

С помощью этих стабилизаторов и сглаживаются колебания экономической конъюнктуры, но не исчезают.

studfiles.net

Понятие налоговой политики, ее виды и задачи — Мегаобучалка

Налог и сбор

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. В РФ различаются налоги трех видов: федеральные, региональные и местные, перечень Н. каждого из видов установлен НК РФ.

Сбор— обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов гос. органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)

Налог – срочный, безэквивалентный , безвозвратный

Сбор – возмездный (гос. пошлина, таможенная пошлина, сбор за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов)

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, установленные НК РФ, вводимые в действие федеральным законодательством и обязательные к уплате на всей территории РФ.

Региональными налогами и сборами признаются налоги и сборы, установленные НК РФ, вводимые в действие законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территории данного региона.

Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, установленные НК РФ, вводимые в действие нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующего муниципального образования.

 

Специфические признаки налога, и характеристика.

Признаки налога:

1. денежная форма

Внесение налога в бюджет происходит в денежной форме. Уплата имуществом действующим законодательством, по общему правилу, не предусмотрена.

2. законодательный обязательный характер

Обязательный характер налогового изъятия обеспечивает накопление средств в доходной части бюджета. Этот признак налога лежит в основе закрепления на конституционном уровне уплаты налогов как первоочередной обязанности граждан.



3. безвозвратное одностороннее движение денежных средств

Проявлением безвозвратности является ситуация, когда налог подлежит возврату только в случаях законодательно установленной льготы или неправильной его уплаты в бюджет (переплата налога).

4. смена формы собственности (частная => государственная)

5. определенность по объему и сроку

Принципы налогообложения и их характеристика.

Адам Смит – автор первых принципов: (1776год)

1. Справедливость – всеобщее обложение и равномерное распределение их бремени

2. Определенность – вид налога, срок уплаты, способ и сумма платежа были ясно определены и доведены до плательщика

3. Удобность — необходимо взимание налога в удобное время, удобным способом

4. Экономия – дешевизна затрат по взиманию

Принципы постоянной налоговой системы в конкретных условиях политики и экономики страны:

5. Стабильность и последовательность

6. Однократность взимания

7. Эластичность (подвижность) — приспособлено к гос. нуждам

8. Достаточность – налоги в достаточной мере покрывают нужды государства

9. Простота и ясность – его доступность, невозможность различного толкования и понимания

10. Равновесие между налоговыми функциями (фискальными и регулярными)

11. Равенство прав налогоплательщиков и государства

Функции налогов.

Сущность налогов реализуется прежде всего через их основные функции.

1. Фискальная – реализует гл назначение налогов – формирование фин рес-ов гос-ва.

2. Регулирующая – отражает обязанность гос-ва организовать эк-ку страны посредством нал механизма.

Эта функция состоит из 3 подфункций:

стимулирующая – направлена на поощрение приоритетных отраслей эк-ки, отд-х видов д-ти, подразумевает систему льгот и освобождений.

-сдерживающая (дестимулирующая, рестриктивная) – посредством повышения налогов оказывает сдерживающее воздействие или ограничение некоторых процессов.

3. Контрольная – позволяет гос-ву оценить соблюдение и эффективность н.о., возможность путем налогов дать количественную оценку соответствию налоговых поступлений и гос-х потребностей.

Функции налогов взаимосвязаны. Эффективная реализация фискальной функции создает усл-я для применения стимулирующей.

Понятие налоговой политики, ее виды и задачи.

Налоговая политика —совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства и развитии экономики страны.

Виды:

А) по масштабу и сфере влияния:

· Внутренняя (решает внутренние задачи в рамках страны, территориальной единицы)

· Внешняя (направлена на избежание международного двойного налогообложения, сближение налоговых систем различных стран, интеграцию экономических связей)

Б) по способу проведения:

· Революционная (полная замена, введение новой налоговой системы)

· Эволюционная (посредством реформ, без радикальных изменений)

В) в зависимости от тяжести:

· Политика взимания максимального налога — фискальная модель- государство преследует только фискальную цель. Необходимо помнить о кривой Лаферта(высокие налоги- теневая экономика).

· Политика экономического развития- либеральная модель – умеренные налоги, благоприятные для бизнеса, но снижение доходов бюджета и социальных расходов.

· Советская – шведская модель – высокий уровень налоговых изъятий с одновременным их возвращением через социальные институты.

megaobuchalka.ru

Налоговая политика государства

Московский Государственный Технический Университет Гражданской Авиации

Контрольная работа

по дисциплине «Налоги и налогообложение»

на тему: «Налоговая политика государства»

Выполнила:

Прокофьева Елена

Москва – 2008

Содержание

I. Введение

1. Понятие налоговой системы

1.1 Сущность и принципы налогообложения

1.2 Элементы налога

1.3 Способы взимания налогов

1.4 Виды налоговой системы

1.5 Функции налогов

1.6 Виды налогов

2. Налоговая политика государства

2.1 Сущность и значение налоговой политики

2.2 Стратегия и тактика налоговой политики

2.3 Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма

3.Основные направления и механизм реализации налоговой политики в российской федерации

3.1 Налоговая политика и оздоровление экономики

II. Заключение

III. Список используемой литературы

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

С точки зрения науки об управлении государство как объект управления ничем не отличается в этом качестве от частной корпорации. Если правильно выбраны цели, известны имеющиеся средства и ресурсы, то остается лишь научиться эффективно применять эти средства и ресурсы. Основным финансовым ресурсом государства являются налоги, поэтому эффективное управление налогами можно считать основой государственного управления вообще.

Все важнейшие направления развития государства невозможны без соответствующего финансирования, следовательно, необходима развитая экономика для более полного выполнения государством своих функций. Развитая экономика возможна при развитой системе органов государственной власти, грамотной и продуманной налоговой политике.

1. Понятие налоговой системы

1.1 Сущность и принципы налогообложения

Прежде всего, остановимся на необходимости налогов. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как «взносы граждан, необходимые для содержания… публичной власти… » (К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., 2-е изд., том 21, стр.171). В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, – чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Итак, налогообложение – это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения – это равномерность и определенность. Равномерность – это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

Денежные средства, вносимые в виде налогов, не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику, какой либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику.

Для того чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения, которые сформулировал Адам Смит в форме четырех положений, четырех основополагающих, можно сказать, ставших классическими принципов, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:

1. Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, т. е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.

2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произведен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому…

3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.

4. Каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.

Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них самих, они стали «аксиомами» налоговой политики.

Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом нового времени. Современные принципы налогообложения получились таковы:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм).

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения.

1.2. Элементы налога

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к которым относятся:

· объект налога – это имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога;

· субъект налога – это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;

· источник налога, то есть доход, из которого выплачивается налог;

· ставка налога – величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой;

· налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога;

· срок уплаты налога – срок в который

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *