4.Понятие, полномочия (функции) судебной власти
Судебная власть в соответствии с теорией разделения властей – одна из трех ветвей государственной власти, закрепленных в ст. 10 Конституции РФ. Функционирование судебной власти регулируется гл. 7 Конституции РФ.
Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства.
Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства: конституционного;- гражданского; административного; уголовного.
Как вид власти судебную власть теоретически нельзя отождествлять с судами, судебной системой. Судебной властью надлежит считать не орган (суд) или должностное лицо, а то, что они могут и в состоянии сделать, какими для этого способностями и возможностями обладают.
Полномочия (функции):
• осуществление правосудия, т. е. производимой в процессуальном порядке правоприменительной деятельности суда по рассмотрению и разрешению гражданских, административных и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.
• контролирующие полномочия судебной власти реализуются в первую очередь в форме контроля за соответствием федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных актов всех уровней положениям Конституции РФ, осуществляемым Конституционным Судом РФ.
Контролирующие функции судебной власти реализуются также в форме контроля за законностью решений местных представительных и всех исполнительных органов, в государственном управлении.
Контроль за законностью и обоснованностью действий и решений всех исполнительных органов и органов государственного управления, правоохранительных органов в процессе выявления и раскрытия преступлений, задержания подозреваемых в совершении преступлений, их ареста, совершения действий, связанных с ограничением права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, а также права на неприкосновенность жилища, правомерность прекращения уголовных дел и т. д., свидетельствуют о том, что судебная власть – равновесная ветвь среди других ветвей государственной власти.Вспомогательные:
— обеспечение исполнения наказания
— дача разъяснений по делу судопроизводства
— участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества.
5.Правосудие как вид государственной правоохранительной деятельности. Понятие принципов правосудия и их система
Правосудие – вид государственной правоохранительной деятельности, осуществляемой уполномоченными государственными органами, в которой реализуется судебная власть, т.е. это производимая в процессуальном порядке правоприменительная деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских, административных и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.
Принципы правосудия – это основополагающие императивные правовые требования к процедуре его осуществления, призванные гарантировать соблюдение прав и свобод личности и вынесение законных, обоснованных и справедливых судебных решений.
В совокупности принципы образуют систему основополагающих положений, которые пронизывают все нормативное содержание правосудия. Хотя каждый принцип имеет свое собственное содержание, действуют они в неразрывной связи друг с другом. Каждый из принципов является гарантией реализации других. Реализация одного принципа чаще всего обусловлена выполнением другого, близкого к нему по функциональной направленности. Так, реализация принципа презумпции невиновности в уголовном процессе невозможна без обеспечения принципа свидетельского иммунитета (право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников). Реализация принципов равноправия и состязательности сторон немыслима без выполнения принципа равенства граждан перед законом и судом.
Принципы организации и осуществления правосудия:
принцип законности правосудия;
принцип осуществления правосудия только судом;
принцип доступности судебной защиты;
принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом;
принцип участия граждан в осуществлении правосудия;
принцип состязательности и равноправия сторон;
принцип презумпции невиновности;
принцип независимости судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону;
принцип открытого разбирательства дел во всех судах;
национальный язык судопроизводства.
В уголовном процессе эти принципы действуют не только в судебных его стадиях, но и в досудебном производстве.
studfiles.net
29.Общая характеристика судебной системы рф.
Судебная система Российской Федерации — система специализированных органов власти (судов), осуществляющихправосудиена территорииРоссийской Федерации.
Федеральные арбитражные суды:
Арбитражные суды
- Высший Арбитражный Суд
Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды)
Арбитражные апелляционные суды
Арбитражные суды субъектов Российской Федерации
Конституционный Суд
Конституционные (уставные) суды субъектов РФ
. Под судебной системой понимается установленная Конституцией и принятым на ее основе федеральным конституционным законом совокупность судов разных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией, с учетом федеративного и административно-территориального деления страны.
Все суды подразделяются на федеральные и суды субъектов Российской Федерации. Порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливается на основе Конституции РФ федеральными конституционными законами, а судов субъектов Федерации – с учетом федерального законодательства законами субъектов РФ.
1. Федеральные суды разделяются на три подсистемы: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.
Конституционный Суд РФ занимает особое место в судебной системе страны, выполняет функции высшего органа судебной власти по защите основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечению верховенства и прямого действия Конституции на всей территории государства. Конституционный Суд выполняет судопроизводство самостоятельно, независимо от иных государственных структур и других подсистем судебной власти.
Суды общей юрисдикции Российской Федерации, возглавляемые Верховным Судом РФ, включают федеральные суды в субъектах рФ и военные суды.
К федеральным судам в субъектах РФ относятся: верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды.
Систему военных судов
составляют окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Их состав, компетенция, порядок образования, полномочия должностных лиц определяются Законом о военных судах. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» предусматривает создание специализированных федеральных судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских и административных дел.2. Суды субъектов Российской Федерации включают: конституционные (уставные) суды и мировых судей. Последние относятся к судам общей юрисдикции.
Конституционные (уставные) суды субъектов рФ могут создаваться самими субъектами Федерации для разрешения вопросов соответствия законов и нормативных правовых актов органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления конституциями (уставами) субъектов Федерации, а также для толкования соответствующих региональных конституционно-правовых норм.
Мировые судьи входят в общую систему судов РФ. Их полномочия, порядок создания и деятельности определяются Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации». Порядок избрания и некоторые вопросы обеспечения их деятельности устанавливаются законами субъектов рФ. В компетенцию дел мировых судей включается рассмотрение дел о менее опасных уголовных преступлениях, некоторых имущественных споров, отдельных трудовых и семейных дел, а также дел об административных правонарушениях.
studfiles.net
29. Понятие, виды и полномочия органов судейского сообщества, их роль в организации деятельности судов
Федеральный закон от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в РФ» регулирует вопросы функционирования судейского сообщества в РФ.
Судейское сообщество в РФ (далее — судейское сообщество) образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов РФ, составляющих судебную системуРФ.
Судьи федеральных судов и судов субъектов РФ являются членами судейского сообщества с момента принесения ими присяги судьи и до момента вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи, за исключением случая прекращения полномочий в связи с почетным уходом или почетным удалением судьи в отставку. Судья, пребывающий в отставке, сохраняет свою принадлежность к судейскому сообществу до прекращения отставки и может привлекаться с его согласия к работе в органах судейского сообщества.
Органами судейского сообщества в Российской Федерации являются:
Всероссийский съезд судей;
конференции судей субъектов Российской Федерации;
Совет судей Российской Федерации;
советы судей субъектов Российской Федерации;
общие собрания судей судов;
Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации;
квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации;
Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи;
экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи.
Таким образом, можно выделить следующие виды органов судейского сообщества:
съезд судей;
конференции судей;
советы судей;
общие собрания судей судов;
квалификационные коллегии судей;
экзаменационные комиссии.
Деятельность органов судейского сообщества регулируется актами (регламентами, положениями), принимаемыми этими органами.
Основные задачи органов судейского сообщества:
содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;
защита прав и законных интересов судей;
участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;
утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.
Органы судейского сообщества осуществляют свою деятельность коллегиально, гласно, при неукоснительном соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность.
Советы судей, квалификационные коллегии судей, Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также — экзаменационные комиссии) формируются на принципах выборности, сменяемости и подотчетности органам, их избравшим. Квалификационные коллегии судей и экзаменационные комиссии не подотчетны органам, их избравшим, за принятые решения.
studfiles.net
10. Правовой статус судей в рф
1) Формирование судейского корпуса: ст. 119 Конституции РФ, ст. 4 Закона «О статусе судей» РФ от 26.06.92 с изм. Устанавливают требования, предъявляемые к кандидатам на должности судей.
Кандидатами на должность судьи могут быть
Граждане РФ
Имеющие высшее юридическое образование, полученное в высшем учебном заведении с государственной аккредитацией.
Достижение определенного возраста и наличия стажа работы по юридической специальности на должностях указанных в законе о статусе судей.
Для кандидатов на должности мировых судей, судей районных судов, гарнизонных военных судов, арбитражных судов субъектов РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ возраст не менее 25 лет, стаж не менее 5 лет.
Для кандидатов в судьи областных и соответствующих судов, окружных (флотских) военных судов, арбитражных апелляционных судов, федеральных арбитражных судов округов и суда по интеллектуальным правам возраст не менее 30 лет, стаж не менее 7 лет.
Для кандидатов в судьи ВС РФ ВАС РФ – возраст не мене 35 лет, стаж не менее 10 лет
Для кандидатов в судьи КС РФ – возраст не менее 40 лет, стаж не менее 15 лет
ФКЗ или ФЗ могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам в судьи. Например, для кандидатов в судьи КС РФ необходимо наличия высокой признанной квалификации в области права и безупречная репутация.
Не могут быть кандидатами на должности судей следующие лица:
Подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления
Имеющие или имевшие судимость
Лица, уголовное дело против которых прекращено по нереабилитирующим основаниям.
Имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право гражданина на постоянное проживание на территории иностранного государства.
Признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными
Состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах.
Имеющие иные заболевания, препятствующие осуществлению судейских полномочий.
Состоящие в близком родстве или свойстве с председателем суда или заместителем председателя суда, на вакантную должность в котором предполагал отбираться кандидат.
Отбор кандидатов на должности судей производится на конкурсной основе. Для судей федеральных судов, кроме КС РФ этот отбор состоит из следующих этапов:
Сдача квалификационного экзамена в соответствующей в экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена у кандидатов на должность судьи. Экзамен сдают лица, не являющиеся судьями, т.е. те, кто впервые отбирается на должность судьи, либо лица работавшие судьями, но ушедшие с этой работы по уважительным причинам, если с момента прекращения полномочий прошло более 3х лет. Освобождены от сдачи квалификационного экзамена лица, имеющие ученую степень кандидата или доктора юридических наук и звание «Заслуженный юрист Российской Федерации»
Получение рекомендации квалификационной коллегии судей субъекта РФ или высшей квалификационной коллегии судей, кроме тех лиц, которые освобождены от сдачи экзамена на должность судьи.
Получение согласия председателя того суда, на вакантную должность в котором отбирается кандидат.
Рассмотрение документов на кандидатов председателем ВС РФ или председателем ВАС РФ, которые свои предложения о рекомендованных кандидатах направляют Президенту РФ
Рассмотрение документов Комиссией при Президенте РФ по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов, которая свои рекомендации представляет Президенту РФ
Наделение судей полномочиями компетентными органами государственной власти:
Судьи ВС РФ и ВАС РФ назначаются СФ по представлению Президента РФ
Судьи остальных фед. судов назначаются Президентом РФ (если он не отклонил представленные кандидатуры)
Особенности отбора на должность судьи КС РФ
Кандидат должен обладать высокой признанной квалификацией в области права и не предусмотрена сдача квалификационного экзамена и получения рекомендации квалификационной коллегии судей
Члены СФ
Депутаты ГД
Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ
Высшие судебные органы (ВС И ВАС РФ)
Всероссийские юридические сообщества
Юридические научные и учебные заведения
Президент вносит представление на кандида(-ов) в СФ и назначенным на должность судьи считается лицо, получившее большинство голосов от общего числа членов СФ
Например, судьи Уставного Суда Свердловской области назначаются Законодательным Собранием Свердловской области по представлению Губернатора Свердловской области.
Кандидаты на должности мировых судей должны сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию квалификационной коллегии судей субъекта РФ, кроме тех лиц, которые имеют стаж работы федеральным судьей не менее 5 лет. Дальнейший порядок отбора и наделение полномочиями мировых судей устанавливается законами соответствующих субъектов РФ.
Например, мировые судьи Свердловской области назначаются законодательным собранием Свердловской области по представлению Губернатора Свердловской области. Мировые судьи Челябинской области назначаются Законодательным собранием Челябинской области по совместному представлению Губернатора Челябинской области и председателя областного суда. Мировые судьи г. Москвы назначаются Московской городской думой по представлению Председателя Московского городского суда. Мировые судьи Республики Северная Осетия – Алания утверждаются Парламентом республики по рекомендации квалификационной коллеги судей этой республики.
Правовой статус судьи: понятие и элементы (общая характеристика)
(распечатка)
Несменяемость судей и сроки их полномочий
Этот элемент правового статуса судьи является одной из гарантий, обеспечивающих независимость судей
Нормативная основа:
Ст. 121 Конституции РФ
Ст. 11 и 12 ФЗ « О статусе судей в РФ»
Несменяемость судьи, прежде всего, означает, что судья не может быть избран или назначен на другую должность, либо переведен в другой суд без его согласия. Кроме того, несменяемость связанна с бессрочностью осуществления судейских полномочий (по общему правилу) до достижения установленного законом предельного возраста пребывания в должности судьи.
Полномочия судей федеральных судов не ограниченны определенным сроком, но установлен предельный возраст пребывания в должности судьи – 70 лет. Но это ограничения не касается Председателя КС РФ.
Председателей фед. Судов и их заместителя назначаются на 6 лет и одно и то же лицо может занимать указанные должности неоднократно, но не более двух раз подряд в одном и том же суде.
Мировые судьи назначаются либо избираются на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, при этом первоначальный срок полномочий не может превышать 5 лет, а второй и последующий сроки должны быть не менее пяти лет. Например, впервые назначаются на 3 года, а второй и последующий сроки составляют 10 лет. Предельный возраст пребывания в должности мирового судьи во всех субъектах РФ – 70 лет.
Сроки полномочий и предельный возраст судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ устанавливается законами соответствующих субъектов РФ. Например, судьи Уставного Суда Свердловской области назначаются на 6 лет, повторное назначение не допускается, а предельный возраст пребывания в должности – 65 лет.
Гарантией соблюдения несменяемости судей является установленные законом основания и порядок приостановления и прекращения полномочий судей. Приостановление полномочий судьи – временное отстранение судьи от исполнения им своих профессиональных обязанностей. В отношении судей арбитражных судов и общей юрисдикции такое решение принимает соответствующая квалификационная коллегия судей в следующих случаях:
Если в отношении судьи возбуждено уголовное дело либо он был привлечен в качестве обвиняемого по другому уголовному делу.
Если судья был признан безвестно отсутствующим по решению суда, вступившему в силу
Если участвует в качестве кандидата в выборах Президента РФ, депутатов ГД или в законодательный орган государственный орган субъекта РФ, либо представительный орган муниципального образования, а также главы муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления.
Прекращение полномочий судьи – это полное отстранение судьи от исполнения им должностных полномочий, а в некоторых случаях и лишение статуса судьи. В отношении судей арбитражных судов и судов общей юрисдикции такое решение принимает соответствующая квалификационная коллегия судей при наличии оснований, указанных в ст. 14 ФЗ «О статусе судей». К их числу, например, относятся:
Письменное заявление судьи об отставке
Неспособность по состоянию здоровья или другим уважительным причинам исполнять свои обязанности
Занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи
Достижение предельного возраста пребывания в должности судьи
Отказ судьи от перевода в другой суд в случае реорганизации или ликвидации суда, в котором работал судья
И др. (ст. 14)
Основания и порядок приостановлении и прекращения полномочий судей Конституционных (уставных) судов субъектов РФ определяется законами соответствующих субъектов РФ.
Основания и порядок приостановления и прекращения полномочий судей КС РФ устанавливается ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» , при этом основания для прекращения полномочий в основном совпадают с основаниями, установленными для судей иных судов, а вопрос о прекращении полномочий решается либо КС РФ, либо СФ по представлению КС РФ. Например, в случае совершении судьей КС поступка, порочащего честь и достоинство судьи.
Приостановление полномочий судей КС РФ осуществляется по решению КС РФ если судья по состоянию здоровья не может исполнять свои обязанности, либо в отношении судьи было возбуждено уголовное дело.
Неприкосновенность судей (вклейка)
Прокуратура в Российской Федерации
Нормативная основа:
Ст. 129 Конституции РФ
ФЗ «О Прокуратуре РФ» от 17.01.92 в ред. 17.11.95 с изм. и доп.
Понятие Прокуратуры РФ и особенность ее организации. Место Прокуратуры в государственном механизме России.
Прокуратуры РФ – это единая федеральная централизованная система органов , осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, а также осуществляющая иные функции, предусмотренные федеральными законами.
Особенности построения
Система органов Прокуратуры организованна с учетом федеративного устройства и административно-территориального деления РФ, а также с учетом специфики исполнения законов в деятельности отдельных структур Например, на транспорте, в исправительных учреждениях, в вооруженных силах РФ и т.д.
Все органы и учреждения Прокуратуры являются федеральными структурами с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному Прокурору РФ. Все вопросы, касающиеся правовой регламентации, организации и деятельности Прокуратуры находятся в исключительном ведении РФ (пункт «о» ст. 71 Конституции РФ).
Система органов и учреждений Прокуратуры является единой и в соответствии с п. 1 ст. 11 ФЗ «О Прокуратуре» в эту систему входят:
Генеральная Прокуратура РФ
Территориальные прокуратуры
Специализированные прокуратуры
Научные и образовательные учреждения, а также редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами.
В случае введения чрезвычайного положения на территории нескольких субъектов РФ Генеральным Прокурором РФ может быть создана межрегиональная Прокуратура территории, на которой введено чрезвычайное положение. Таким образом, создание и деятельность на территории РФ органов и учреждений Прокуратуры, не входящих в единую систему Прокуратуры не входящих в единую систему Прокуратуры не допускается.
Создание, реорганизация и ликвидация органов и учреждений Прокуратуры, а также определение их статуса и компетенции осуществляется Генеральным Прокурором РФ, который руководит всей системой органов Прокуратуры, а его приказы инструкции и иные правовые акты обязательны для исполнения всеми сотрудниками органов Прокуратуры и Генеральный Прокурор РФ несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы Прокуратуры.
Природоохранные прокуратуры, прокуратуры закрытых территориальных образований и особо-режимных объектов, а также прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в большинстве случаев организованны на правах Прокуратур районов и городов, а поэтому непосредственно подчиняются Прокурорам соответствующих субъектов РФ. Однако, Волжская региональная природоохранная прокуратура, Прокуратура комплекса «Байканур» и Прокуратура г. Межгорье созданы на правах прокуратур субъектов РФ, а следовательно непосредственно подчиняются Генеральному Прокурору РФ.
Место Прокуратуры в государственном механизме России
Ст. 129 Конституции РФ в самом общем виде регламентирует вопросы касающиеся прокуратуры, а также порядок назначения на должность Генерального Прокурора РФ и прокуроров субъектов РФ
Ст. 11 Конституции РФ не относит Прокуратуру к органам государственной власти, поэтому вопрос о месте Прокуратуры в государственном механизме России не решен однозначно. По этому поводу существует несколько точек зрения:
Прокуратуры относится к судебной власти, т. к. ст. 129 посвященная Прокуратуре включается в главу 7 «Судебная власть» Однако, содержание данной главы не дает никаких оснований считать Прокуратуру органом судебной власти, хотя Прокуратура и суды взаимодействую между собой, Например, прокурор может участвовать в рассмотрении дел судами в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.
Прокуратура – это особый орган исполнительной власти, но т.к. некоторые полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов имеют властно-распорядительный характер, а система органов Прокуратуры также как и система органов исполнительной власти строится на основе подчинения нижестоящих органов вышестоящим. Однако, данные особенности не превращают Прокуратуру в орган исполнительной власти, а наоборот органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов любыми органами исполнительной власти и должностными лицами, кроме Правительства РФ.
Прокуратуры – это контрольный орган законодательной власти, который подчиняется СФ, т.к. Генеральный Прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности СФ и должен ежегодно представлять палатам федерального собрания доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ. Однако, установленный порядок назначение на должность и освобождения от должности Генерального Прокурора не означает подчинения Прокуратуры парламента, а прокурорские проверки исполнения законов осуществляются не по заданию органов законодательной власти или отдельных депутатов. Более того органы Прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов органами законодательной власти субъектов РФ и вправе опротестовывать незаконные правовые акты этих органов, либо применять иные меры прокурорского реагирования на выявленные правонарушения. Генеральный Прокурор РФ или его заместители могут принимать участие в заседании палат Федерального Собрания, а также различных комиссиях и комитетах этих палат, а прокуроры субъектов РФ могут участвовать в заседаниях органа законодательной власти субъекта РФ и своевременно реагировать на нарушения закона. Таким образом, органы прокуратуры взаимодействуют с законодательной властью, но не подчиняются ей.
Прокуратура входит в состав Президентской власти, а в законодательство необходимо внести изменения, закрепляющие непосредственное подчинение Прокуратуры Президенту РФ. Однако, такие изменения нарушили бы предусмотренный законом принцип независимости Прокуратуры от иных органов или должностных лиц и еще больше усилили бы Президентскую власть в государстве
Прокуратура входит в состав т.н. правоохранительной власти. Однако, данный термин является некорректным, т. к. в состав правоохранительных органов входят различные структуры, относящиеся либо к органам исполнительной власти либо к органам судебной власти, либо структуры, не относящиеся к каким либо органам государственной власти. Например, уполномоченный по правам человека, адвокатура, нотариат и т.д.
Прокуратура — это самостоятельный государственный орган, не относящийся к какой-либо ветви государственной власти, а являющийся самостоятельным и специфическим государственно-правовым институтом, не входящим в иные ветви государственной власти, но который взаимодействует со всеми органами в государстве и играет достаточно важную роль в системе сдержек и противовесов других ветвей государственной власти. Этот особый статус российской прокуратуры обусловлен историческими традициями нашего государства, а также рядом правовых, экономических, социальных и иных особенностей страны.
Система органов и учреждений Прокуратуры (схема)
Принципы организации и деятельности органов Прокуратуры
— это общие руководящие положения, характеризующие наиболее существенные особенности организации органов Прокуратуры и их деятельности, они закрепляются в Конституции РФ (ст.15 и 129, ФЗ « О Прокуратуре» (ст. 4) а также в иных ФЗ).
Все принципы можно разделить на 3 группы:
Общеправовые принципы свойственные Прокуратуре как части государственного аппарата. Это принципы законности и гласности.
Специфические прокурорские принципы, которые отражают особенности организации органов Прокуратуры и их деятельности. Принципы: единства, централизации, единоначалия и независимости.
Отраслевые принципы, характерные для отдельных направлений деятельности органов прокуратуры.
Принцип законности в деятельности органов прокуратуры имеет двойную направленность: внешнюю и внутреннюю. Внешняя направленность касается взаимоотношений органов прокуратуры с поднадзорными субъектами, деятельность которых оценивается прокурорами только с точки зрения ее соответствия или несоответствия законам. Внутренняя направленность касается деятельности самих прокуроров при осуществлении ими своих полномочий, которые обязаны соблюдать действующее законодательство, в том числе приказы Генерального Прокурора РФ.
Принцип гласности. Органы прокуратуры должны информировать различные органы государственной власти, местного самоуправления, а также население о состоянии законности, при этом они действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой законом тайны. Реализация этой обязанности обеспечивается следующими способами:
Генеральный Прокурор РФ ежегодно представляет Президенту РФ, также СФ и ГД доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по их укреплению и на сайте Генеральной Прокуратуры РФ размещается его доклад на заседании СФ и ГД.
В Генеральной Прокуратуре РФ создано управление взаимодействия со СМИ, а в прокуратурах субъектов РФ и приравненных к ним специализированных прокуратурах учреждена должность старшего помощника прокурора по связям со СМИ. В соответствии с приказами Генерального Прокурора указанные должностные лица, а также управление Генеральной Прокуратуры должны систематически предоставлять в СМИ сведения о работе органов прокуратуры, в т.ч. о проведении прокурорских проверок, в ходе которых были обнаружены многочисленные нарушения законности, а также о направлении в суд уголовных дел, вызвавших повышенный общественный резонанс и о результатах судебного разбирательство по этим делам.
Прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры специализированных прокуратур обязаны не реже одного раза в квартал организовывать выступления прокурорских работников в СМИ и ежегодно проводить личные встречи с редакторами ведущих СМИ, журналистами, а также организовывать пресс-конференции по наиболее актуальным вопросам прокурорской деятельности. Информация о деятельности органов прокуратуры размещается на сайтах соответствующих прокуратур.
В целях улучшений взаимодействия прокуратуры со СМИ с 2009 г. На основании приказа Генерального Прокурора проводится всероссийский конкурс на лучшие материалы в СМИ о работе органов прокуратуры. Через СМИ органы прокуратуры ведут работу по разъяснению действующего законодательства, правовому просвещению и воспитанию населения.
Граждане могут направлять в Прокуратуру обращения, в которых содержится информация о фактах правонарушений, в т.ч. по электронной почте.
Принцип централизации. Отражает внутренние отношения, складывающиеся в системе органов прокуратуры в процессе их деятельности. Централизация означает подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, а также подчиненность всех прокуроров Генеральному Прокурору РФ. Вышестоящие прокуроры руководят деятельностью нижестоящих прокуроров, в т.ч. могут проводить различные проверки деятельности нижестоящих прокуратур, давать указания, связанные с улучшением качества работы, отменять незаконные решения нижестоящих прокуроров, а нижестоящие прокуроры обязаны выполнять указания, данные вышестоящим прокурором. Приказы, указания и иные распоряжения Генерального Прокурора РФ обязательны для исполнения сотрудниками всех органов и учреждений прокуратуры РФ.
Принцип единства.Проявляется в нескольких аспектах:
Система органов и учреждений органов прокуратуры РФ едина и запрещается создание прокуратур, не входящих в эту единую систему.
Все органы прокуратуры объединяют единые цели, задачи, направления деятельности, средства выявления нарушений закона (как правило, прокурорских проверки), а также средства реагирования на выявленные нарушения.
Вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему прокурору выполнение некоторых своих полномочий, а также взять на себя исполнение обязанностей нижестоящего прокурора.
Принцип единоначалия. Он связан со способом, который управляется соответствующий орган прокуратуры. Каждую прокуратуру возглавляет соответствующий прокурор, Например, прокурор района, города, субъекта и т.д., который является единоличным руководителем, возглавляемой им прокуратуры, обязан должным образом организовывать работу этой прокуратуры, в т.ч. распределять обязанности между подчиненными ему сотрудниками, контролировать выполнение ими своих должностных обязанностей, давать необходимые указания подчиненным работникам, которые обязательны для исполнения. При этом прокурор-руководитель несет персональную ответственность за качество работы возглавляемой им прокуратуры.
Принцип независимости. Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от различных органов государственной власти, иных органов или организаций либо должностных лиц, подчиняясь федеральным законам, а также вышестоящим прокурорам и Генеральному Прокурору РФ. Законодательством предусмотрены определенные гарантии независимости сотрудников прокуратуры, например, предусмотрена уголовная ответственность за воздействие на прокуроров, с целью повлиять на применяемые ими решения либо воспрепятствовать их законной деятельности
Цели, стоящие перед органами прокуратуры и основные направления их деятельности (вклейка)
Понятие прокурорского надзора и его особенности (вклейка)
Надзор прокуратуры за исполнением законов. «Общий надзор»
Нормативная основа:
Ст. 21 – 25.1 ФЗ «о Прокуратуре»
Приказы Генерального Прокурора РФ
Это направление надзора является наиболее сложным, т.к. распространяется на значительный круг поднадзорных субъектов, и включает в себя надзор за исполнением практически всех отраслей законодательства.
Предмет надзора. Соблюдение Конституции РФ и законов следующими поднадзорными субъектами:
Федеральными министерствами , государственными комитетами, службами иными федеральными органами исполнительными власти.
Органами законодательной (представительной) власти
Органами местного самоуправления
Органами контроля
Органами военного управления
Должностными лицами всех вышеперечисленных органов
Органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций
Субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания
Законность правовых актах, издаваемых всеми поднадзорными субъектами
Основанием для проведения прокурорской проверки является поступившая в прокуратуру информация о фактах нарушения закона, требующая принятия мер прокурора. Например, жалобы граждан, материалы проверок, проведенные различными контролирующими органами, обращения журналистов и т.д. При проведении проверки прокурор наделен следующими полномочиями:
По предъявлению служебного удостоверения беспрепятственно проходить на территорию и в помещение поднадзорных субъектов, а также требовать для ознакомления любые материалы необходимые для проверки информации о фактах нарушения закона. Документы, в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну предоставляются прокурору только по предъявлению им допуска на работу со сведениями, составляющую государственную тайну.
Вызывать должностных лиц и граждан для дачи объяснений по фактам нарушения закона.
Требовать от руководителей и других должностных лиц поднадзорных субъектов выполнения следующих действий:
Выделить специалистов в соответствующей отрасли специальных познаний для разъяснения вопросов возникших у прокурора
Направить в прокуратуру необходимые прокурору документы, при этом прокурор должен указать какие именно документы ему необходимы и за какой период.
Провести проверки или ревизии в подконтрольных или подведомственных учреждениях, а результаты проверки или ревизии направить прокурору
Если прокурор при проведении проверки обнаружит различные нарушения законности, то он должен принять предусмотренные законом меры реагирования по устранению выявленных нарушений:
Направить в соответствующий орган или должностному лицу представление об устранении нарушений закона, указав какие были допущены нарушения и какие меры должны быть приняты для их устранения.
Прокурор может вынести постановление о возбуждении производства об административном правонарушении и направить его в орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит рассмотрение дел о соответствующем административном правонарушении. Если в действиях должностных лиц признаков административного правонарушения не было, то за допущенные ими нарушения закона прокурор может потребовать привлечения этих лиц к дисциплинарной ответственности
Если нарушения закона выразилось в издании незаконного правового акта, то прокурор по своему усмотрению вправе направить протест с требованием об отмене или изменении таких актов, в адрес должностного лица или органа, издавшего такой акт, вышестоящему должностному лицу или вышестоящему органу либо направить в суд заявление о признании недействительным незаконного правового акта и т.д.
studfiles.net
18. Действующая судебная система рф, ее структура. Порядок образования и упразднения судов в рф.
Структура судебной системы:
Согласно ст. 4 ФКЗ «О судебной системе», судебную систему РФ составляют Федеральные суды и суды субъектов.
Федеральные суды:
Конституционный Суд РФ;
Система судов общей юрисдикции:
Верховный Суд РФ
Верховные Суды республик
Областные суды
Краевые суды
Суды городов федерального значения
Суд автономной области
Суды автономных округов
Районные суды
Специальные суды
Система арбитражных судов:
Высший Арбитражный суд РФ
Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды)
Арбитражные апелляционные суды
Арбитражные суды субъектов
Арбитражные специализированные суды субъектов (по интеллектуальным правам)
Суды субъектов:
Конституционные (уставные) суды субъектов
Мировые судьи
Порядок образования и упразднения судов
Согласно ст. 17 ФКЗ «О судебной системе», Конституционный Суд РФ, ВС РФ, ВАС РФ, которые созданы в соответствии с Конституцией РФ, могут быть упразднены только путём внесения поправок в Конституцию РФ.
Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом.
Мировые судьи и Конституционные (уставные) суды субъектов создаются и упраздняются законами субъектов.
19. Звено судебной системы. Судебные инстанции.
Звено судебной системы – совокупность одноименных судов, обладающих одинаковыми судебными полномочиями (компетенцией) и находящиеся во взаимосвязи с судами соответствующей судебной подсистемы..
Суды общей юрисдикции образуют четырехзвенную систему:
4 – ВС РФ
3 – ВС республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов. Областные и равные им суды.
2 – Районные и городские суды
1 – Мировые судьи
Военные суды образуют трехзвенную систему:
3 – Военная коллегия ВС РФ
2 – Окружные (флотские) военные суды
1 – Гарнизонные военные суды
Арбитражные суды образуют четырехзвенную систему:
4 – ВАС РФ
3 – Арбитражные кассационные суды
2 – Арбитражные апелляционные суды
1 – Арбитражные суды субъектов
Конституционный Суд РФ не образует подсистемы судов.
Судебная инстанция характеризует этап разрешения дела, форму осуществления правосудия и полномочия суда по выполнению тех или иных форм его деятельности. Под судебной инстанцией понимается суд или его структурное подразделение, наделенное строго определенными полномочиями по разрешению дел.
Выделяют суды первой, второй (апелляционной) и кассационной инстанций, а также надзорной инстанции.
Формы осуществления правосудия:
Рассмотрение дела по первой инстанции;
Апелляционный порядок рассмотрения дела;
Рассмотрение дела в порядке кассационного производства;
Пересмотр вступивших в законную силу судебных решений в порядке надзора;
Возобновление производства по делу ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств.
Решение суда первой инстанции может быть пересмотрено в установленном законом порядке в последующих инстанциях.
20. Мировые судьи, их место в судебной системе. Компетенция мирового судьи.
21. Требования, предъявляемые к мировым судьям. Порядок наделения их полномочиями.
Требования, предъявляемые к мировому судье, порядок назначения на должность установлены в соответствии с ФЗ «О мировых судьях» от 17.12.1998 г. ст-я 5 ( требования), ст-я 6( порядок назначения)
Требования:
Гражданин РФ, достигший 25 лет.
Стаж работы по юр. проф. не менее 5 лет
Отсутствие поступков, порочащих репутацию
Сдача квалификационного экзамена и получение рекомендации квалификационной коллегии судей субъекта. ( От сдачи экзамена и предоставления рекомендации освобождается лицо, имеющее стаж работы в должности фед. Судьи не менее 5 лет.)
Мировой судья не может:
Быть депутатом
Относится к полит. Партиям и движениям
Осущ. предпринимательскую деят-ть
Совмещать работу в должности судьи с иной оплачиваемой деятельностью, кроме творческой.
Мировые судьи назначаются на должность законодательным органом субъекта, либо избираются населением соответствующего судебного участка.
studfiles.net
Введение
Система федеральных судов
Федеральных судов три вида:
1. Конституционный Суд РФ.
2. Федеральные суды общей юрисдикции.
3. Арбитражные суды.
Конституционный Суд РФ в Российской Федерации единственный судебный орган конституционного контроля.
В систему федеральных судов общей юрисдикции входят Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные (городские) суды, военные и специализированные суды.
Система арбитражных судов состоит из Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов иарбитражных судов субъектов Российской Федерации.
Суды субъектов Российской Федерации, их соотношение с федеральными судами
К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи.
Конституционный (уставный) суд создается субъектом Российской Федерации. Это аналог Конституционного Суда РФ, но на другом уровне.
Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции. В отличие от конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации порядок судопроизводства, осуществляемого мировыми судьями по уголовным и гражданским делам, устанавливается УПК и ГПК, а в части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, — и законами субъектов Российской Федерации.
I. Суды общей юрисдикции
1. Виды судов общей юрисдикции, их основные задачи и полномочия
Суды общей юрисдикции подразделяются на:
федеральные суды, к которым относятся: Верховный Суд РФ, верховные суды республик, суды краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов, районные (городские) суды, военные и специализированные суды;
суды субъектов Российской Федерации, к которым относятся мировые судьи.
Только судам общей юрисдикции предоставлено право осуществлять правосудие по уголовным делам и делам об административных правонарушениях. Помимо того они уполномочены на осуществление правосудия по подсудным им гражданским делам. Суды общей юрисдикции рассматривают вопросы, связанные с исполнением приговора, о применении к лицу принудительных мер медицинского характера, проверяют законность и обоснованность задержания, заключения под стражу и продления срока содержания под стражей, а также осуществляют иные виды деятельности.
В соответствии со ст. 3 Закона о судоустройстве, уголовно-процессуальным (ст. 2 УПК), гражданским процессуальным (ст. 2 ГПК) и административным законами (ст. 1 КоАП) перед судами общей юрисдикции стоят следующие цели и задачи.
Непосредственные цели:
а) чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию;
б) чтобы ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден;
в) защита нарушенных или оспариваемых прав (свобод) и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, ее субъектов, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых, административно-правовых или иных правоотношений.
Цели более высокого уровня:
а) укрепление законности и правопорядка;
б) профилактика преступности и правонарушений;
в) правовое и нравственное воспитание граждан;
г) формирование уважительного отношения к праву и суду.
Задачами судов общей юрисдикции в уголовном, гражданском и административном процессах являются:
а) правильное применение закона;
б) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских, уголовных и административных дел.
Верховный Суд РФ обращает внимание на то, что выявление по каждому уголовному и гражданскому делу причин и условий, способствовавших совершению преступлений и иных правонарушений, и принятие надлежащих мер к их искоренению являются важными задачами суда, вытекающими из закона.
studfiles.net
понятие и общая характеристика. Основные положения Закона рф «о статусе судей в рф»
Правовой статус судей — это установленная законом совокупность прав, обязанностей и ответственности судей, а также гарантий их независимости при осуществлении правосудия.
Основы статуса судей установлены ст. 119 — 122 Конституции РФ, главой 2 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» и Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации». Кроме того, Советом судей РФ 21 октября 1993 г. был принят Кодекс чести судьи РФ, который устанавливает правила поведения судьи в профессиональной и внеслужебной деятельности, обязательные для каждого судьи Российской Федерации, независимо от занимаемой должности, а также для судей, находящихся в отставке, но сохраняющих звание судьи и принадлежность к судейскому сообществу.
Судья — лицо, наделенное в соответствии с Конституцией и федеральным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.
Положения, касающиеся закрепления статуса и гарантий независимости судей в законодательстве:
— создание профессиональных организаций судей, способствующих защите судей;
— требования к кандидатам на должность судьи могут быть связаны с наличием юридического образования и стажа работы, и не могут быть обусловлены половой, этнической или социальной принадлежностью, философскими, политическими или религиозными убеждениями кандидата;
— решение о назначении судьи должно приниматься независимой инстанцией исполнительной или законодательной власти, в рамках которой заседает по меньшей мере половина судей;
— судья должен воздерживаться от любого поведения, способного реально нарушить веру в его беспристрастность и независимость;
— применение мер ответственности к судье возможно лишь с согласия судебного органа или независимой инстанции, включающей не менее половины судей;
— уровень оплаты труда судьи и предоставления иных социальных гарантий должен обеспечивать независимость судьи, чтобы защитить судью от давления, нацеленного на то, чтобы оказать влияние на его решение. Государство должно обеспечить судье средства, необходимые для успешного выполнения его задач, и, в частности, для рассмотрения дел в разумные сроки;
— судьям должно быть гарантировано поддержание определенного уровня и углубления знаний, необходимых для выполнения их полномочий, путем регулярного допуска к профессиональному образованию, расходы по которому несет государство.
Все судьи в России обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией.
Закон РФ «О статусе судей в РФ» датируется от 26 июня 1992 года.
Закон о статусе судей устанавливает, что судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа. В этом законе определены требования, предъявляемые к судьям и кандидатам на должность судьи, порядок отбора и наделения полномочиями, гарантии независимости и неприкосновенности судей, приостановление и прекращение полномочий судьи.
studfiles.net