Основные виды тендеров: какими бывают электронные конкурсы
Для всех, кто хочет работать с электронными торговыми площадками и участвовать в каких-либо тендерах, необходимо знать, какие виды конкурсов вообще бывают. Зачем это нужно? Чтобы сразу понимать, где у вас есть шансы на успех и где вас совсем не ждут.
Итак, начнем с того, что конкурсы бывают открытые и закрытые. Тут с определениями практически все ясно.
Открытый конкурс – конкурс, доступный для всех. Информация публикуется в свободном доступе, любое интересующееся лицо может получить информацию о запросе предложений, документацию к нему и подать заявку.
Закрытый конкурс – конкурс, доступный ограниченному кругу лиц. Заказчик информирует потенциальных участников о проведении конкурса и предлагает им принять участие. Другие лица принять участие в конкурсе не могут. У заказчика с проведением такой закупки есть свои проблемы: он должен обосновать выбор именно закрытого конкурса и круг приглашенных участников.
Вывод: попасть в закрытый конкурс очень сложно, поэтому стоит переключить внимание только на открытые запросы предложений, которые вы можете отследить самостоятельно.
По другой классификации конкурсы делятся на двухэтапные и те, которые проводятся в один этап. Тут тоже все понятно. Если конкурс проводится в два этапа, то на первом этапе могут отбираться интересные заказчику заявки, на втором этапе идет борьба за победу только между этими участниками. Условия каждого этапа должны содержаться в конкурсной документации к закупке.
Вывод: можно участвовать в конкурсах как с одним, так и с двумя этапами.
Еще одно разделение конкурсов производится по соответствию закупки принципам конкуренции. Разделяют неконкурентный и конкурентный способы закупки. В первом случае, участник конкурса только один и никаких конкурентов не имеет, во втором – в закупке участвуют несколько потенциальных исполнителей, конкурирующих между собой.
Вывод: стать участником неконкурентного конкурса нереально, такую возможность имеют только компании-монополисты, а также те, кто предлагает товары и услуги «исключительного» характера.
Далее конкурсы подразделяются на виды в зависимости от особенностей проведения.
Закупка у единственного поставщика – классический пример неконкурентного способа закупки. По сути, это прямая выдача контракта определенному исполнителю. Заказчики вправе использовать данный вид конкурса только в тех случаях, которые установлены законодательно (например, у естественных монополий или согласно распоряжениям или указам различных органов власти).
Данный вид закупки предусматривает все процедуры подготовки процедуры конкурса и сопутствующей документации, публикацию извещения, уведомление контролирующего органа и согласование с ним проведения закупки. Для заказчика в этом случае важно документально обосновать невозможность проведения конкурентного отбора, целесообразность закупки у конкретного лица, а также цену и условия будущего договора.
Запрос предложений – конкурс на конкурентной основе, когда заказчик информирует потенциальных участников о своих потребностях в каких-либо товарах или работах. Может проводиться как в один, так и в несколько этапов. При подведении итогов каждый участник получает оценку в баллах, по максимальному баллу определяется победитель. Принять участие может любое лицо, подавать можно несколько предложений, различающихся как стоимостью, так и другими условиями.
Итогом может быть назначение заказчиком процедуры переторжки (или уторговывания). Переторжка или уторговывание – направление в адрес участник
kakzarabativat.ru
Виды тендеров, порядок и условия их проведения
Тендер – это конкурсное мероприятие, которое проводится для выявления наиболее подходящего исполнителя для осуществления им какой-либо задачи. В настоящее время существуют различные виды тендеров, которые отличаются порядком, условиями проведения и другими особенностями. Можно выделить основные из них:
- платные тендеры – исполнитель получает задание на реализацию конкретной работы, заключает выгодную сделку либо получает денежное вознаграждение;
- бесплатные – исполнитель приобретает популярность и признание, что приносит отличную рекламу товарам либо услугам, которые тот производит.
- открытые;
- закрытые;
- селективные;
- многоэтапные;
- тендер с редукционом или переторжкой.
Открытые виды тендеров, порядок и условия их проведения
Участие в открытом тендере может принять любой желающий. Это могут быть как юридические, так и физические лица. Таким образом, заказчик получает широкий выбор претендентов на победу. О проведении открытого тендера сообщает объявление, которое размещают в сети интернет, в деловых публичных изданиях и в других СМИ. Само объявление о проведении такого открытого конкурса и есть приглашение. Заказчик может сам проводить всю процедуру либо наделяет полномочиями доверенное лицо.
При проведении открытого тендера государственными структурами, участники должны в обязательном порядке подать банковскую гарантию, что дает заказчику уверенность в добросовестном выполнении победителем заказа либо контракта.
Участник должен подать заявку на участие соответственно законодательной базе. При положительном результате, претендентам выдается документация для участия в конкурсе и готовится предложение. При возникновении вопросов относительно конкурсной документации участник имеет право письменно обратиться к заказчику, ответ дается в такой же форме. Если претендент нарушает установленные правила, то он исключается из списка участников.
Когда все заявки на участие собраны, заказчик их все обязан принять к рассмотрению. Особое внимание уделяется правительственным тендерам. Победитель получает письменное извещение о заключении контракта. Все остальные узнают о результатах через СМИ.
Закрытые типы тендеров и условия для их проведения
Участвовать в закрытых тендерах могут фирмы и организации, которые были приглашены заказчиком. Поэтому объявление о таких закрытых конкурсах не подается в СМИ. Каждый организатор при этом сам устанавливает требования к претендентам. Данный тип конкурса обходится заказчику значительно дешевле, так как не тратятся средства на рекламу.
Условия провождения:
- товары или услуги, в которых нуждается заказчик, имеются у определенных поставщиков;
- процесс закупок имеет строго конфиденциальный характер либо продукт необходим для нужд службы безопасности организации, предприятия;
- процедура рассмотрения и выбора при большом потоке исполнителей требует слишком больших затрат, которые будут превышать стоимость закупаемых товаров.
Селективные тендеры
Селективные тендеры способны сэкономить заказчику время, так как процесс их проведения состоит всего из двух этапов:
- сбор заявок и их отбор;
- проведение тендеров между претендентами.
Все участники таких конкурсов предварительно отбираются по заданным критериям. В итоге получается, что селективные тендеры являются промежуточными между открытыми, где участвовать могут все желающие, и закрытыми, когда перед конкурсом проводится отбор претендентов. Поставщики, прошедшие селекцию (их число обычно не превышает 7) могут подавать предложения соответственно тендеру. Итоги таких торгов в СМИ не оглашаются.
Также, селективные конкурсы могут иметь «урезанный» формат или мини-тендеры. Во время их проведения создается небольшой список участников, без выявления одного исполнителя. Заказчик проводит процедуру закупок со всеми кандидатами разными способами.
Многоэтапные тендеры и порядок их проведения
Происходят многоэтапные тендеры при закупках сложных товаров или услуг. Здесь заказчик не имеет должной квалификации для изложения своих требований и у него отсутствует информация о продукте. Это могут быть компьютерные системы, научно-исследовательские работы и т.д.
- Этап первый. Процедура начинается с технико-коммерческих предложений поставщиков. После переговоров с любым из претендентов заказчик вносит необходимые дополнения и изменения в предоставленные документы. Если предложение не отвечает запросу – его отклоняют.
- Этап второй. Кандидаты, учитывая все новые требования, меняют свои предложения, вносят цены на товары и услуги.
Тендер с редукционом или переторжкой
Первый этап – это тендер стандарт. На втором этапе отбираются претенденты, которые смогли предложить наиболее подходящий продукт. Среди них проводятся дополнительные торги, в результате которых участники либо снижают цены и/или идут на уступки в условиях контракта.
Данный тип рекомендован для коммерческих организаций.
otendere.com
Что такое тендеры
Автор: Ю. Зотова
Что такое тендер
Классификация тендеров
Государственные закупки
Закупки отдельными видами юридических лиц
Коммерческие закупки
Особенности государственных, коммерческих закупок и закупок отдельными видами юридических лиц
Что такое тендер
На сегодняшний день термин «тендер» широко используется в российском бизнесе. Но при этом как такового определения понятия «тендер» в законодательстве нет. Данный термин происходит от английского tender, что значит «предложение». Впервые упоминается в типовом законе о закупках товаров, работ, принятом ЮНСИТРАЛ 16 июля 1993 года (смотреть). В нем встречаются такие определения, как тендерная документация, тендерная заявка и тендерное обеспечение. Слово «тендер» в данном контексте следует трактовать как предложение на участие в торгах. Современный экономический словарь дает такое определение: «Тендер – это конкурентные торги открытого типа (открытый тендер) или закрытые – для ограниченного числа участников (закрытый тендер), конкурсная форма размещения заказа» [Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь» (ИНФРА-М, 2006)]. В Российском законодательстве похожее определение дается торгам, а именно, в Гражданском кодексе РФ под торгами понимается конкурс или аукцион. Однако в настоящее время под тендером принято понимать и другие способы выбора поставщика для заключения договора.
Организаторами тендеров могут выступать как государственные заказчики и многие коммерческие структуры, так и собственники или обладатели права на имущество. А участниками могут быть любые юридические или физические лица, способные исполнить свои обязательства.
Особенностью тендеров является то, что эта процедура дает возможность на правах свободной и прозрачной конкуренции заключать договоры на наиболее выгодных условиях для всех сторон. Организатор удовлетворяет свои нужды, приобретая или продавая с наилучшими условиями по выгодной цене. Участники же получают возможность на равных правах участвовать в конкурентной борьбе.
Классификация тендеров
Тендеры классифицируются по различным признакам. В зависимости от цели проведения они делятся на тендеры на продажу и тендеры на закупку. По процедуре проведения они разделяются на: конкурс, двухэтапный конкурс, аукцион, запрос предложений; запрос котировок, конкурентные переговоры и другие процедуры. По формам проведения тендеры могут быть открытыми и закрытыми. Открытая форма дает возможность поучаствовать всем желающим, в закрытой же приглашения направляются лишь ограниченному числу участников. Такая процедура проводится, когда договор связан с коммерческой или государственной тайной, когда круг участников, в сфере которой проводится тендер, мал или же затраты на проведение открытого тендера не оправданы. Извещение о торгах не подлежит публикации, если сведения, составляющие государственную тайну, содержатся в документации или проекте договора. При выборе открытой или закрытой формы тендера организатор торгов должен опираться в первую очередь на действующее законодательство. Также различают тендеры в электронной форме и в «бумажной». В электронной форме закупки проводят на электронной торговой площадке – «программно-аппаратном комплексе организационных, информационных и технических решений, обеспечивающих взаимодействие заказчика и участника тендера через электронные каналы связи» или посредством подачи заявки, подписанной электронной подписью на электронную почту заказчика [ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения]. Особенности проведения тендера в электронной форме регулируются законодательно и в локальных актах организатора.
Организатору целесообразно проводить конкурс, когда предметом договора является нечто технически сложное, например, проектные или строительные работы, требующие высокопрофессиональных специалистов, и когда важным критерием является финансовая устойчивость исполнителя. В таком случае устанавливают квалификационные и качественные критерии, по которым выбирают участника конкурса, предложившего наилучшие условия исполнения договора. При проведении конкурса цена предложения может играть не самую важную роль. Если же заказчику затруднительно сформулировать четкие требования, то он может провести двухэтапный конкурс, где на первом этапе будет отобрано соответствующее техническое задание, а на втором – участник, который готов его исполнить.
Аукцион следует проводить, когда единственным критерием является цена. Отличительной особенностью данного вида торгов является то, что участник может менять свое предложение по цене в период проведения аукциона, анализируя предложения своих конкурентов. Схожим способом закупок, в котором единственным критерием отбора участников устанавливается цена, является запрос котировок (заказчики могут так же давать этому способу такие названия как, запрос котировочной цены или запрос цен). Однако запрос котировок принято проводить на небольшие суммы, т.к. в первую очередь этот способ привлекателен своей оперативностью и не предусматривает подробной оценки предложений по другим параметрам. Запрос котировок может иметь другие названия – запрос цен, запрос котировок цен.
Среди прочих существует такой способ, как запрос предложений. Он не регламентируется Гражданским кодексом, как и запрос котировок. Однако организаторы довольно часто пользуются именно этим способом. Запрос предложений дает возможность оценить участников не только по цене, но и по квалификационным и техническим составляющим и, рассмотрев заявки, отказаться от заключения договора. Данный вид тендера может использоваться как анализ существующей на рынке ситуации в той или иной сфере.
Еще одним видом тендеров являются конкурентные переговоры. Данный вид закупок самый свободный из всех вышеперечисленных, т. к. организатор фактически беспрепятственно выбирает среди участников наилучшего по своему предпочтению.
Кроме вышеперечисленных существует еще множество других способов проведения тендеров: запрос делать оферты, сбор коммерческих предложений, мониторинг цен, конкурс с ограниченным участием и другие.
Государственные закупки
Процедура проведения тендеров различается в зависимости от того, каким законом регулируется закупка. Все государственные тендеры регулируются федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Организаторами в таких случаях выступают государственные учреждения, органы государственной власти или корпорация Росатом. Данный закон строго регламентирует проведение процедуры тендеров, устанавливая конкретные правила отбора участников. Кроме того, существует жесткая система планирования и отчетности государственных закупок. Для участия в государственном тендере необходимо понимать единую схему проведения процедуры в соответствии с законом. Заказчику запрещено устанавливать иные требования, кроме тех, которые указаны в законе № 44-ФЗ. Помимо этого, Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р утвержден перечень закупок товаров, работ, услуг, которые должны происходить исключительно посредством электронного аукциона. Для этого утверждены пять официальных электронных торговых площадок. Также закон устанавливает запрет заказчикам закупать товары определённой марки и производителя, что дает возможность более широкому кругу участников подать заявку на участие в тендере, предоставив различные ценовые предложения. Государственные закупки направлены на экономию и целевое расходование бюджетных средств, поэтому цена зачастую будет иметь первостепенное значение. Однако закон устанавливает ряд обеспечительных мер, таких как антидемпинговые меры, обеспечение заявки и особые требования к банковской гарантии, выступающей как обеспечение контракта.
Закупки отдельными видами юридических лиц (по 223-ФЗ)
Тендеры, которые регулируются Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», проводят государственные корпорации и компании, субъекты естественных монополий, государственные и муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, хозяйственные или дочерние общества, в уставном капитале которых доля участия РФ или субъекта РФ в совокупности превышает 50%. Особенностью проведения этих тендеров является то, что заказчик самостоятельно разрабатывает собственное положение о закупках, в котором прописывает механизм проведения закупок и заключения договоров по их результатам. Закон не определяет, какие именно виды тендеров могут проводить заказчики. Указываются только конкурс и аукцион, но этот перечень на настоящий момент открытый и организатор вправе придумывать любые способы закупок и сам устанавливать процедуру их проведения. Для того чтобы поучаствовать в тендере, претендент должен сначала изучить положение о закупках заказчика, затем изучить документацию и только потом подавать заявку. Но и после этого тендеры таят в себе множество трудностей. Во-первых, закон № 223-ФЗ определяет адекватные сроки подачи заявки только на конкурс и на аукцион, заказчик же в угоду себе может проводить тендер в наиболее сжатые сроки, используя иные процедуры, нерегламентируемые законом. Во-вторых, четко не определен перечень требований, которые заказчик может предъявить к участникам. Вследствие этого заказчик зачастую злоупотребляет данной возможностью, ограничивая конкуренцию и прописывая завышенные требования. В-третьих, в документации могут устанавливаться неизмеримые критерии оценки заявок участника, и зачастую сложно определить, какие квалификационные требования будут удовлетворять заказчика. Помимо этого, правительством предусмотрен перечень товаров работ и услуг, которые должны закупаться в электронной форме. Это может быть любой вид закупок, заявки на участие в которой подаются с электронной подписью, или закупка должна проходить на электронной торговой площадке. Сложность состоит в том, что коммерческих площадок много, а для участия необходимо быть аккредитованным именно на той площадке, на которой размещает своей тендер заказчик. Однако существуют и положительные стороны участия в тендерах, регулируемых 223-ФЗ. За счет сложностей, которые возникают при проведении закупки, этот рынок еще недостаточно освоен, и на пути к победе можно встретить не так много конкурентов. Также зачастую заказчик за счет того, что он не ограничен в установлении способа проведения закупки, может проводить несложную процедуру на большую начальную максимальную цену договора.
Коммерческие тендеры
Коммерческие тендеры – это тендеры, в которых организатором выступают любые коммерческие структуры. Они сами для себя выбирают проведение тендера, так как для них это является отличным способом экономичного расходования собственных денежных средств. Законодательно не регулирует проведение этих тендеров, организаторы вправе проводить любые процедуры по своим правилам. В отличие от вышеперечисленных регулируемых законами тендеров у организатора отсутствует обязанность размещать извещение о проведении закупки в единой информационной системе. Помимо этого на организатора не накладывается административная ответственность за нарушение процедуры проведения тендера, если действия организатора не противоречат действующему законодательству (в первую очередь, Гражданскому кодексу РФ и закону №135-ФЗ о защите конкуренции).
Особенности государственных, коммерческих закупок и закупок отдельными видами юридических лиц
В целом, регулирование государственных и коммерческих тендеров направлено на экономию, целевое расходование денежных средств и развитие здоровой конкуренции. Тем не менее, в государственных тендерах, несмотря на строгость закона, создаются более мягкие условия для участников и дается больше возможностей для участия в закупках. В то время как коммерческие тендеры и тендеры, регулируемые 223-ФЗ, хотя и предоставляют больше свободы организатору и участнику, однако существующие сложности зачастую отталкивают потенциальных участников, что не способствует развитию эффективной конкуренции.
Таблица 1. Сравнение государственных и коммерческих тендеров
Государственные тендеры | Коммерческие тендеры | Тендеры регулируемые 223-ФЗ | |
Регулирующий закон | 44-ФЗ, ГК РФ (только конкурс и аукцион) | ГК РФ (только конкурс и аукцион) | 223-ФЗ, ГК РФ (только конкурс и аукцион) |
Способы закупок | Установлены законом, неизменны | Установлены заказчиком | Установлены положением заказчика, у всех разные |
Порядок проведения закупок | Установлены законом, неизменны | Установлены заказчиком | Установлены положением заказчика, у всех разные |
свобода конкуренции | Участник может предложить эквивалент требуемому товару (по общему правилу) | Участник обязан предложить требуемый товар | Участник обязан предложить требуемый товар (с учетом антимонопольных ограничений) |
Требования к участникам | Закрытый перечень требований | У каждого заказчика свой перечень требований | У каждого заказчика свой перечень требований |
Порядок оценки заявок участников | Установлен законодательно | Установлен заказчиком | Установлен положением и документацией заказчика |
Виды закупок в электронной форме | Аукцион | Любой способ закупок, установленный заказчиком | Любой способ закупок, прописанный в положении заказчика |
Электронные площадки | 5 утвержденных электронных площадок | Любая электронная площадка, например OTC.RU | Любая электронная площадка, например OTC.RU |
Таким образом, существует большое количество разновидностей тендеров: на закупку и на продажу; государственных и коммерческих; открытых и закрытых и так далее. Возникновение каждого из них обусловлено специфическими потребностями рынка, соответственно имеет свои особенности в порядке проведения. На сегодняшний день растет не только количество разновидностей тендеров, но и количество самих тендеров, появляются новые области для применения конкурентных процедур отбора: продажа государственного имущества, выбор арендатора, выбор субподрядчиков и многие другие.
otc.ru
Какие бывают тендеры: как не запутаться новичку
Автор: Сидаев Дмитрий 31 октября 2018
Довольно часто понятие «тендер» связывают исключительно с госзакупками по 44-ФЗ. Однако это неверный подход. В этой статье разберемся, какие тендеры проходят в России, и как не запутаться в их многообразии.
Что такое тендер
Если обратиться к определению в международном словаре, то в дословном переводе это понятие означает коммерческий конкурс. Из чего можем сделать вывод, что любая процедура по выявлению лучшего участника на возмездной основе может называться тендером. На международном рынке проходит огромное количество так называемых goverment tenders, и с некоторыми странами у России заключены международные соглашения. Соответственно, российские юрлица могут участвовать в тендерах на равных с местными правах, например в госзакупках Казахстана.
В России тендеры реализуются в двух основных формах:
- закупки;
- торги.
Разница заключается в сути процедуры: когда заказчику необходимо удовлетворить свою потребность в нормальной жизнедеятельности компании, он проводит закупку. Обратный процесс по отчуждению имеющегося имущества называют торгами.
Подробнее о закупках
Самыми популярными принято считать госзакупки в рамках 44 ФЗ и закупки отдельными видами юридических лиц (223 ФЗ). Вместе с тем необходимо обязательно сказать о государственном оборонном заказе для обеспечения деятельности силовых ведомств. Такая деятельность регулируется 275 ФЗ.
В последнее время крупные коммерческие компании перенимают опыт у бюджетных учреждений и все больше размещают собственные корпоративные заказы. И последний, довольно молодой вид, — это закупки по Постановлению Правительства № 615 от 01.07.2016. Оно регулирует порядок привлечения подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту.
Таким образом, в здоровой конкуренции достигается экономия бюджетных средств и оборотных средств внутри коммерческих организаций.
Все госзакупки и заказы по 223-ФЗ размещаются в Единой информационной системе.
Для размещения гособоронзаказов создана отдельная платформа — АСТ ГОЗ.
При этом коммерческие юрлица, как правило, используют функционал электронных торговых площадок и размещают корпоративные заказы именно на них.
На ЭТП размещаются и заказы по выбору подрядчиков по ПП № 615.
В основном закупки различаются между собой по трем основным критериям:
- Какой статус у заказчика (например, отдельные виды юридических лиц — 223-ФЗ).
- Какие средства расходуются (например, средства бюджета по 44-ФЗ).
- Специализированность сферы (например, капремонт или гособоронзаказ).
Подробнее о торгах
Одним списком перечислить все торги, которые проходят в России, невозможно. В эту когорту можно включить и аукционы (конкурсы) по банкротству (когда выкупается имущество у организации, признанной банкротом по решению суда), и продажу конфискованного и арестованного имущества. Довольно часто продается жилой фонд местным самоуправлением, а также солидную долю занимают торги по гражданскому и земельному кодексам.
Существует одна система, которая объединяет большое количество торгов, но не всех. Это система торги гов ру.
На этом сайте вы можете найти информацию о продаже земельных участков или приватизации муниципального имущества (178-ФЗ), а также здесь размещаются торги по приказу № 67 Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров:
- аренды;
- безвозмездного пользования;
- доверительного управления имуществом;
- иных договоров.
В результате происходит переход прав в отношении государственного или муниципального имущества.
В качестве вывода подчеркнем, что понятие «тендер» многогранное и нельзя связывать его только с госзакупками.
Видео: какие бывают тендеры
goscontract.info
Виды торгов
В соответствии с действующим законодательством, основным способом удовлетворения государственных нужд в области поставок требуемых товаров, работ, услуг, являются госзакупки. Заказ на госзакупки размещается двумя способами: конкурентным (путём проведения торгов) и неконкурентным (без проведения торгов).
Конкурентная форма размещения заказов сводится к отбору поставщиков по заранее выбранным критериям. Основным принципом госзакупок в данном случае является равноправное состязательное участие. Госконтракт заключается с победителем, удовлетворяющим требованиям документации заказчика, предложившим наиболее выгодные условия договора.
Виды торгов по 44 ФЗ
Закон № 44-ФЗ выделяет следующие формы торгов:
- конкурс
- аукцион
- запрос
- котировок
- запрос предложений
- двухэтапный конкурс
Конкурс
Конкурс, как способ госзакупок, применяется для определения поставщика в отношении сложных дорогостоящих поставок. Победитель конкурса определяется в совокупности по нескольким критериям, в том числе, таким как качество, цена, наличие успешного опыта аналогичных поставок.
Аукцион
Аукцион отличается от конкурса тем, что основным критерием выбора поставщика является цена. Госконтракт заключается с участником, который выставил наименьшую стоимость поставок.
Как в случае конкурса, так и в случае аукциона заказчик в соответствующих торговых системах размещает заявку на госзаказ с описанием требований к поставляемым товарам, работам, услугам, и в течение установленного срока принимает заявки участников. К торгам допускаются заявки, направленные в сроки и составленные с учётом изъявляемых требований. После наступления условленной даты прием заковок прекращается и начинается рассмотрение полученных предложений.
Электронный аукцион
Данные виды торгов могут проводиться так же в электронной форме через специализированные торговые площадки. Такой способ набирает все большую популярность, так как значительно упрощает процедуру госзакупок и является доступным для большого круга участников и прочих заинтересованных лиц. Для участия в электронных торгах поставщик должен иметь аккредитацию на соответствующей площадке и электронную цифровую подпись.
Запрос котировок
Особенностью такого способа торгов, как запрос котировок, является то, что заказчик посредством единой информационной системы и электронных каналов связи направляет заявку на заключение госконтракта неограниченному кругу лиц. Контракт заключается с поставщиком, предложившим наименьшую цену.
Запрос предложений
Запрос предложений – конкурентный способ осуществления госзакупок, при которых заказчик информирует потенциальных поставщиков об имеющихся потребностях и приглашает подавать соответствующие заявки.
Следует отметить, что последние два способа проведения торгов проводятся только в определенных случаях при соблюдении установленных ограничений на сумму контракта, виды закупаемых товаров, работ, услуг, и с учётом прочих условий.
Подвиды торговых процедур
В деловой практике приняты так же другие способы классификации торгов. Так, зависимости от способов привлечение участников выделяются открытые, закрытые торги и с ограниченным участием. Открытые торги, как правило, проводятся в электронной форме, и принять в них участие может любой желающий. Открытая процедура необходима для привлечения максимального количества участников.
В отдельных случаях заказчик может выставлять определённые требования к квалификации поставщика – наличию необходимого опыта, лицензий, допусков, членстве в специализированных саморегулируемых организациях. Такая форма определения поставщика является торгами с ограниченным участием и призвана не допустить участников, не удовлетворяющих заявленным критериям.
Закрытая форма торгов проводится преимущественно в отношении госзакупок, составляющих государственную тайну. К процедуре допускаются ограниченное количество компаний, получивших приглашение от заказчика.
В определённых законодательством случаях отбор поставщика может осуществляться неконкурентными способами. Например, в рамках Закона № 223-ФЗ предусматривается возможность закупки у единственного поставщика.
Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультацияgood-tender.ru
Классификация тендеров — Инитпро | Тендеры Инитпро тендеры
Понятие «тендер» стало широко применимо в сфере отечественного бизнеса. Под этим английским словом изначально понимается «предложение». Система тендеров привлекательна тем, что позволяет добиваться заключения договоров с подрядчиками на правах свободной и открытой конкуренции.
Лицо, объявляющее тендер, может найти исполнителя для решения собственных задач по наиболее привлекательным условиям. Претенденты на оформлении договора могут участвовать в процессе на равных правах с остальными конкурентами.
Тендеры могут классифицироваться по разным признакам, среди них можно отметить следующие:
- цель – тендеры могут объявляться на закупку или на продажу
- особенность процедуры — аукционы, конкурсы, запросы котировок и предложений, двухэтапные конкурсы и прочее
- форма проведения — закрытые и открытые тендеры.
В открытых торгах любой желающий имеет право на участие. В закрытых же участвуют исключительно по приглашению организатора. Такие тендеры обычно представлены договорами с коммерческой или государственной тайной.
Заказы на исполнение сложных технических заданий (например, проектные и строительные изыскания), для исполнения которых нужны высококвалифицированные специалисты, предлагаются в виде конкурсов, где к участникам предъявляются качественные критерия выбора исполнителя.
Аукционы организуются в тех случаях, где главным критерием выступает цена. Главное отличие таких торгов в том, что участникам дается право менять ценовое предложение во время тендерного процесса, ориентируясь на действия конкурентов.
Запросы котировок проводятся тем же образом, что и аукционы с той разницей, что они рассчитаны на небольшие суммы.
Запросы предложений, как и запросы котировок, не регламентируются гражданским кодексом. Однако такая форма тендера остается популярной у организаторов. С помощью запросов предложений можно сделать качественную оценку участников не только по цене, но и по техническим и квалификационным параметрам. Такой вид тендера часто используется для анализа рыночной ситуации в той или иной бизнес области.
Наиболее свободным типом тендеров являются конкурентные переговоры. Здесь организаторы никак не ограничены и могут выбрать исполнителя на основе своих запросов.
Помимо озвученных, существуют и другие типы тендеров. Это могут быть запросы на совершение оферт, ценовой мониторинг, конкурсы с ограничением на участие и прочее.
Контроль за проведением коммерческих и государственных тендеров осуществляется для целевого расходования средств. Такие тендеры позволяют развивать здоровую конкуренцию. Невзирая на ограничительные механизмы, установленные законом, государственные торги проходят на более лояльных условиях и дают больше перспектив для участников. В то же время коммерческие торги и тендеры по ФЗ 223, дающие больший простор для участников и организаторов, зачастую могут оттолкнуть потенциальных исполнителей из-за возможных сложностей.
Сравнение государственных и коммерческих тендеров:initpro.ru
Значение понятия тендер и виды тендеров
Этот модный на сегодняшний день термин в переводе с английского дословно означает «конкурс, аукцион».
Нельзя не отметить того факта, что в рамках российского законодательства понятие тендера не существует — в основном, употребляется конкурс. Но по причине своей распространенности в деловой сфере, английское заимствование в скором времени обещает стать равнозначным нормативным вариантом, а то и встать вместо первоначального. Поэтому на пространстве ресурса понятия тендер, аукцион, конкурс используются в качестве синонимов.
Тендеры и их виды
Законодательная база предусматривает возможность как открытого, так и закрытого розыгрыша госконтракта. Очень важно, чтобы конкурсанты и их предложения полностью соответствовали требованиям, которые прописаны в технической документации тендера. В то же время, наиболее выгодная — причем не всегда в сугубо финансовом отношении — для заказчика заявка обычно приносит победу заявителю.
Открытая форма проведения тендера подразумевает участие в аукционе любого желающего и способного выполнить заказ поставщика продукции или определенных услуг. Но если речь идет о каких-либо специфических закупках, о сохранении государственной тайны — при заказах для министерства обороны — и некоторых других случаях, наиболее оправданными оказываются закрытые тендеры, для допуска к которым необходимо получение личного приглашения.
Как проводятся государственные закупки в России?
Российский закон предписывает осуществление государственных закупок и заказов как путем обращения к единственному источнику (поставщику/подрядчику), так и учреждением конкурсных торгов. Аукцион может проводится в нескольких формах:
- открытая
- закрытая
- двухэтапная
Помимо вышеназванных процедур, в случае небольшой стоимости заказа — либо «разбивки» крупного контракта на несколько мелких — практикуется внеконкурсная форма проведения тендера — запрос котировок.
Тендеры, розыгрыш которых осуществляется в два этапа, чаще всего относятся к весьма специальным отраслям промышленности, строительства, науки и др. областям, требующим новаторских предложений, сложного осмысления и выдвижения подробных проектов.
На первом этапе конкусанты просто делают свои предложения и не называют никаких цифр, относящихся к оплате услуг. Таким образом, учредители тендера получают уникальную возможность взглянуть по-новому на свой заказ, заранее понять, кто из участников на что способен.
Часто первый этап даже становится причиной внесения немалых корректив в тендерную документацию.
На втором же этапе решаются непосредственно вопросы цен и сроков, после чего и объявляется единственный участник, выигравший тендер
Материал является собственностью bicotender.ru. Любое использование статьи без указания источника — bicotender.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ
www.bicotender.ru