Википедия еаэс – Евразийский экономический союз — Википедия

Содержание

ЕАЭС Википедия

арм. Եվրասիական տնտեսական միություն
белор. Эўразыйскі эканамічны зьвяз
каз. Еуразиялық экономикалық одақ
кирг. Евразиялык экономикалык биримдик
рус. Евразийский экономический союз

Эмблема Евразийского экономического союза
Основная информация
Государства-участники ЕАЭС Армения Армения
Белоруссия Белоруссия
Казахстан Казахстан
Киргизия Киргизия
Россия Россия
Государства-наблюдатели союза Молдавия Молдавия
Руководящие органы Высший евразийский экономический совет
Евразийская экономическая комиссия
Официальные языки армянский, белорусский, казахский, киргизский, русский
Города-миллионеры Москва, Санкт-Петербург, Алма-Ата,

ru-wiki.ru

Таможенный союз ЕАЭС — Википедия

Таможенный союз Евразийского экономического союза — таможенный союз стран Евразийского экономического союза, важная составляющая общего рынка. При этом страны-участники Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами[1].

Состав

Страны-участники Таможенного союза:

Кандидаты:

  • Сирия объявила о намерении вступить[2]
  • Тунис объявил о намерении присоединиться к союзу (14 января 2015)[3]

Руководящие органы

Евразийская экономическая комиссия — постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (до его создания — Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП)). ЕЭК была создана решением президентов Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан и функционирует на основе Договоров от 18 ноября 2011 г. «О Евразийской экономической комиссии»

[4] и «О регламенте работы Евразийской экономической комиссии». Имеет статус наднационального органа управления, подчинённого Высшему Евразийскому экономическому совету[5].

Хронология Таможенного союза

В 1995 году руководители Казахстана, России, Белоруссии, а чуть позже Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, подписали первый договор о создании Таможенного союза, который впоследствии трансформировался в ЕврАзЭС[6].

6 октября 2007 года в Душанбе Белоруссией, Казахстаном и Россией подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза.

В 2009 году на уровне глав государств и правительств были приняты и ратифицированы около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза[7].

28 ноября 2009 года в Минске прошла встреча Д. А. Медведева, А. Г. Лукашенко и Н. А. Назарбаева по созданию на территории России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2010 года единого таможенного пространства.

В январе 2010 года вступил в силу Единый таможенный тариф трёх стран.

Весной 2010 года между руководителями стран-участников наметились разногласия, и 28 мая председатель правительства России В. В. Путин объявил о том, что Таможенный союз может начать функционирование без участия Белоруссии.

С июля 2010 на территории государств-членов ТС (включая Белоруссию) вступил в силу единый Таможенный кодекс[8][9].

1 апреля 2011 года на границе России и Белоруссии был отменён транспортный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза[10].

1 июля 2011 года весь таможенный контроль также был вынесен на внешний контур границ Таможенного союза[11]. На внутренних границах был сохранён пограничный и миграционный контроль.

С 1 января 2018 года вступил в силу новый единый Таможенный кодекс ЕАЭС[12].

Общие сведения

При экспорте

товаров применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта.

При импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь или Республики Казахстан НДС и акцизы взимаются российскими налоговыми органами.

При оказании работ и услуг на территории РФ налоговая база, ставки, порядок взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.[13]

В соответствии с международными обязательствами в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, от сумм ввозных таможенных пошлин в бюджет России перечисляется 85,33 %, Казахстана — 7,11 %, Белоруссии — 4,55 %, Киргизии — 1,9 %, Армении — 1,11 %[14].

Трудовым мигрантам — гражданам государств-членов Таможенного союза ЕАЭС (Казахстан, Республика Беларусь, Армения, Киргизия), покупать патент на работу в РФ не требуется, они приравнены в трудовых правах с гражданами РФ

[15][16].

Таможенный союз и ВТО

При создании Таможенного союза высказывались опасения по поводу того, что правила ТС могут противоречить правилам ВТО.

В октябре 2011 года все нормы Таможенного союза были приведены в полное соответствие с нормами ВТО. Кроме того, было решено, что в случае вступления какого-либо государства-члена ТС в ВТО нормы этой организации будут иметь приоритет по сравнению с нормами ТС[17]. 22 августа 2012 года Россия стала полноправным членом ВТО. В связи с этим Единый таможенный тариф (ЕТТ) стран Таможенного союза был обновлён с учетом обязательств РФ перед ВТО. При этом на 90 % импортные пошлины сохранились на прежнем уровне[18]

Мнения в обществе

  • Как заявлял в октябре 2011 года ответственный секретарь Комиссии Таможенного союза Сергей Глазьев, ТС даёт неоспоримые выгоды как в геополитическом, так и в экономическом смысле
    [19]
    : «После десятилетия распада и деградации появление регионального Таможенного союза на постсоветском пространстве — важнейшее геополитическое достижение, дающее конкретные выгоды экономикам государств».
  • В 2012 году Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития провёл социологический опрос в 10 странах СНГ и Грузии (от 950 до 2000 респондентов в каждой стране). На вопрос «Как Вы относитесь к тому, что экономики Белоруссии, Казахстана и России объединились в Таможенный союз (который освободил торговлю между тремя странами от пошлин)?» доли ответов «положительно», «безразлично», «отрицательно» составили:[20]
    • в Казахстане — 80 %, 10 %, 5 %;
    • в Таджикистане — 76 %, 17 %, 2 %;
    • в России — 72 %, 17 %, 4 %;
    • в Узбекистане — 67 %, 14 %, 2 %;
    • в Киргизии — 67 %, 15 %, 8 %;
    • в Молдавии — 65 %, 20 %, 7 %;
    • в Армении — 61 %, 26 %, 6 %;
    • в Белоруссии — 60 %, 28 %, 6 %;
    • в Азербайджане — 38 %, 46 %, 11 %;
    • в Грузии — 30 %, 39 %, 6 %.

Критика

  • Часть критических комментариев в адрес Таможенного союза сводится к плохой проработке условий торговли и сертификации товаров, навязывании Россией Белоруссии и Казахстану условий ВТО, хотя они не являются членами этой организации[18], а также в «несправедливом», по мнению некоторых экспертов, распределении доходов и поступлений между участниками[21]. В то же время объективных исследований, доказывающих, что Таможенный союз является невыгодным проектом для его нынешних участников и потенциальных членов, нет, а целый ряд исследований последовательно указывает на то, что Таможенный союз так или иначе выгоден его членам в силу идеологических причин[22][23][24].
  • Существует мнение о том, что ТС является искусственным формированием, основанным не на экономике, а на идеологии. Так, по мнению политолога В. Б. Пастухова: «Таможенный союз, […] является искусственным и нежизнеспособным политическим образованием. Это не реальный союз, а фантом, идеологическая игрушка для внутрироссийского потребления, в которую понуждают играть соседей. … Евразийская конструкция живёт постольку, поскольку Россия её спонсирует»
    [25]
    .
  • В 2010 году за денонсацию соглашений о Таможенном союзе как ущемляющих суверенитет Казахстана выступили лидеры ОСДП «Азат», Компартии Казахстана и НП «Алга!». Оппозиция также предприняла попытку организации референдума за денонсацию соглашений.[26]

Внутренние конфликты

  • 25 ноября 2014 Россия запретила почти весь объём импорта белорусского мяса в Россию — около 400 тысяч тонн. Одновременно российская сторона объявила об ужесточении контроля товаров, пересекающих (белорусскую) границу, несмотря на то, что в Таможенном союзе формально действуют упрощенные правила перевозки грузов[27].
  • Наблюдатели отмечают, что механизм Таможенного союза и механизм реэкспорта в Россию запрещенных товаров из Европы очень хорошо сочетаются. Например, по данным РБК, за 2014 год рыбный импорт в Россию из Белоруссии, не имеющей выхода к морю, вырос на 98 %
    [28]
    .
  • 2 декабря 2014: Президент Белоруссии А. Г. Лукашенко выразил возмущение таможенными запретами со стороны России:

Вопрос состоит в том, что Россия пошла на нарушение всех наших договоренностей, которых мы достигли в Таможенном союзе. Да, можно это объяснять некими вопросами безопасности, терроризмом и так далее — можно придумать все и пришить ярлыки

Лукашенко также назвал запрет транзита товаров [из Европы через Белоруссию] «нарушением всех норм международного права»[29]. Наблюдатели также отмечают, что в соглашении о ратификации Евразийского союза есть оговорка, по которой Белоруссия может не соблюдать договор, если Россия не снимет ограничения в торговле и перемещении товаров
[29]
.
  • 1 января 2015: в нарушение договора ЕАЭС, Белоруссия вернула пограничный контроль на российской границе[30]. Белорусские власти заявили о планах отказаться от рубля в расчетах с Россией и вернуться к долларам США[30]. По мнению российских экспертов, такое развитие событий может поставить региональную интеграцию под удар[30].

Примечания

wikipedia.green

Таможенный союз ЕАЭС — Википедия

Таможенный союз Евразийского экономического союза — таможенный союз стран Евразийского экономического союза, важная составляющая общего рынка. При этом страны-участники Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами[1].

Состав

Страны-участники Таможенного союза:

Кандидаты:

  • Сирия объявила о намерении вступить[2]
  • Тунис объявил о намерении присоединиться к союзу (14 января 2015)[3]

Видео по теме

Руководящие органы

Евразийская экономическая комиссия — постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (до его создания — Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП)). ЕЭК была создана решением президентов Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан и функционирует на основе Договоров от 18 ноября 2011 г. «О Евразийской экономической комиссии»[4] и «О регламенте работы Евразийской экономической комиссии». Имеет статус наднационального органа управления, подчинённого Высшему Евразийскому экономическому совету[5].

Хронология Таможенного союза

В 1995 году руководители Казахстана, России, Белоруссии, а чуть позже Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, подписали первый договор о создании Таможенного союза, который впоследствии трансформировался в ЕврАзЭС[6].

6 октября 2007 года в Душанбе Белоруссией, Казахстаном и Россией подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза.

В 2009 году на уровне глав государств и правительств были приняты и ратифицированы около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза[7].

28 ноября 2009 года в Минске прошла встреча Д. А. Медведева, А. Г. Лукашенко и Н. А. Назарбаева по созданию на территории России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2010 года единого таможенного пространства.

В январе 2010 года вступил в силу Единый таможенный тариф трёх стран.

Весной 2010 года между руководителями стран-участников наметились разногласия, и 28 мая председатель правительства России В. В. Путин объявил о том, что Таможенный союз может начать функционирование без участия Белоруссии.

С июля 2010 на территории государств-членов ТС (включая Белоруссию) вступил в силу единый Таможенный кодекс[8][9].

1 апреля 2011 года на границе России и Белоруссии был отменён транспортный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза[10].

1 июля 2011 года весь таможенный контроль также был вынесен на внешний контур границ Таможенного союза[11]. На внутренних границах был сохранён пограничный и миграционный контроль.

С 1 января 2018 года вступил в силу новый единый Таможенный кодекс ЕАЭС[12].

Общие сведения

При экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта.

При импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь или Республики Казахстан НДС и акцизы взимаются российскими налоговыми органами.

При оказании работ и услуг на территории РФ налоговая база, ставки, порядок взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.[13]

В соответствии с международными обязательствами в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, от сумм ввозных таможенных пошлин в бюджет России перечисляется 85,33 %, Казахстана — 7,11 %, Белоруссии — 4,55 %, Киргизии — 1,9 %, Армении — 1,11 %[14].

Трудовым мигрантам — гражданам государств-членов Таможенного союза ЕАЭС (Казахстан, Республика Беларусь, Армения, Киргизия), покупать патент на работу в РФ не требуется, они приравнены в трудовых правах с гражданами РФ[15][16].

Таможенный союз и ВТО

При создании Таможенного союза высказывались опасения по поводу того, что правила ТС могут противоречить правилам ВТО.

В октябре 2011 года все нормы Таможенного союза были приведены в полное соответствие с нормами ВТО. Кроме того, было решено, что в случае вступления какого-либо государства-члена ТС в ВТО нормы этой организации будут иметь приоритет по сравнению с нормами ТС[17]. 22 августа 2012 года Россия стала полноправным членом ВТО. В связи с этим Единый таможенный тариф (ЕТТ) стран Таможенного союза был обновлён с учетом обязательств РФ перед ВТО. При этом на 90 % импортные пошлины сохранились на прежнем уровне[18]

Мнения в обществе

  • Как заявлял в октябре 2011 года ответственный секретарь Комиссии Таможенного союза Сергей Глазьев, ТС даёт неоспоримые выгоды как в геополитическом, так и в экономическом смысле[19]: «После десятилетия распада и деградации появление регионального Таможенного союза на постсоветском пространстве — важнейшее геополитическое достижение, дающее конкретные выгоды экономикам государств».
  • В 2012 году Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития провёл социологический опрос в 10 странах СНГ и Грузии (от 950 до 2000 респондентов в каждой стране). На вопрос «Как Вы относитесь к тому, что экономики Белоруссии, Казахстана и России объединились в Таможенный союз (который освободил торговлю между тремя странами от пошлин)?» доли ответов «положительно», «безразлично», «отрицательно» составили:[20]
    • в Казахстане — 80 %, 10 %, 5 %;
    • в Таджикистане — 76 %, 17 %, 2 %;
    • в России — 72 %, 17 %, 4 %;
    • в Узбекистане — 67 %, 14 %, 2 %;
    • в Киргизии — 67 %, 15 %, 8 %;
    • в Молдавии — 65 %, 20 %, 7 %;
    • в Армении — 61 %, 26 %, 6 %;
    • в Белоруссии — 60 %, 28 %, 6 %;
    • в Азербайджане — 38 %, 46 %, 11 %;
    • в Грузии — 30 %, 39 %, 6 %.

Критика

  • Часть критических комментариев в адрес Таможенного союза сводится к плохой проработке условий торговли и сертификации товаров, навязывании Россией Белоруссии и Казахстану условий ВТО, хотя они не являются членами этой организации[18], а также в «несправедливом», по мнению некоторых экспертов, распределении доходов и поступлений между участниками[21]. В то же время объективных исследований, доказывающих, что Таможенный союз является невыгодным проектом для его нынешних участников и потенциальных членов, нет, а целый ряд исследований последовательно указывает на то, что Таможенный союз так или иначе выгоден его членам в силу идеологических причин[22][23][24].
  • Существует мнение о том, что ТС является искусственным формированием, основанным не на экономике, а на идеологии. Так, по мнению политолога В. Б. Пастухова: «Таможенный союз, […] является искусственным и нежизнеспособным политическим образованием. Это не реальный союз, а фантом, идеологическая игрушка для внутрироссийского потребления, в которую понуждают играть соседей. … Евразийская конструкция живёт постольку, поскольку Россия её спонсирует»[25].
  • В 2010 году за денонсацию соглашений о Таможенном союзе как ущемляющих суверенитет Казахстана выступили лидеры ОСДП «Азат», Компартии Казахстана и НП «Алга!». Оппозиция также предприняла попытку организации референдума за денонсацию соглашений.[26]

Внутренние конфликты

  • 25 ноября 2014 Россия запретила почти весь объём импорта белорусского мяса в Россию — около 400 тысяч тонн. Одновременно российская сторона объявила об ужесточении контроля товаров, пересекающих (белорусскую) границу, несмотря на то, что в Таможенном союзе формально действуют упрощенные правила перевозки грузов[27].
  • Наблюдатели отмечают, что механизм Таможенного союза и механизм реэкспорта в Россию запрещенных товаров из Европы очень хорошо сочетаются. Например, по данным РБК, за 2014 год рыбный импорт в Россию из Белоруссии, не имеющей выхода к морю, вырос на 98 %[28].
  • 2 декабря 2014: Президент Белоруссии А. Г. Лукашенко выразил возмущение таможенными запретами со стороны России:

Вопрос состоит в том, что Россия пошла на нарушение всех наших договоренностей, которых мы достигли в Таможенном союзе. Да, можно это объяснять некими вопросами безопасности, терроризмом и так далее — можно придумать все и пришить ярлыки

Лукашенко также назвал запрет транзита товаров [из Европы через Белоруссию] «нарушением всех норм международного права»[29]. Наблюдатели также отмечают, что в соглашении о ратификации Евразийского союза есть оговорка, по которой Белоруссия может не соблюдать договор, если Россия не снимет ограничения в торговле и перемещении товаров[29].
  • 1 января 2015: в нарушение договора ЕАЭС, Белоруссия вернула пограничный контроль на российской границе[30]. Белорусские власти заявили о планах отказаться от рубля в расчетах с Россией и вернуться к долларам США[30]. По мнению российских экспертов, такое развитие событий может поставить региональную интеграцию под удар[30].

Примечания

wiki2.red

Таможенный союз ЕАЭС — Википедия

Таможенный союз ЕАЭС — форма торгово-экономической интеграции России, Киргизии, Белоруссии, Казахстана и Армении предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер[4]. При этом страны-участники Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами[5].

Экономическая интеграция
на постсоветском пространстве

Руководящие органы

 

  • Собирается не реже одного раза в год
  • Состоит из глав государств
  • Решения принимаются консенсусом
  • Принятые решения становятся обязательными для выполнения во всех государствах-участниках
  • Определяет состав и полномочия других интеграционных институтов

 

  • Постоянно действующий наднациональный регулирующий орган
  • Обеспечивает условия функционирования и развития
  • Разрабатывает предложения по дальнейшей интеграции
  • Совет Комиссии:
— Осуществляет общее руководство
— Состоит из представителей стран в должности заместителей глав правительств
— Председательство осуществляется поочередно в течение одного года в порядке русского алфавита по наименованию страны
— Принимает решения консенсусом
  • Коллегия Комиссии:
— Исполнительный орган
— Председатель назначается решением Высшего совета

Стадии интеграции

См. также

 


Упраздненные интеграционные институты и организации

— Международная организация ряда бывших республик СССР, существовавшая в 2002—2005 годах
— Ликвидирована в связи с объединением с Евразийским экономическим сообществом
— Постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза в 2007—2012 годах
— Полномочия переданы Евразийской экономической комиссии
— Международная экономическая организация ряда бывших республик СССР, существовавшая в 2001—2014 годах
— Ликвидирована в связи с созданием Евразийского экономического союза
— Институт, существовавший в 2001—2014 годах
— Обеспечивал единообразное применение международных договоров государств-членов ЕврАзЭС, Таможенного союза и Единого экономического пространства
— Рассматривал споры экономического характера, возникающие между государствами-членами Таможенного союза и Единого экономического пространства и юридическими лицами
— Официальный сайт

Страны-участники Таможенного союза:

Кандидаты:

  • Сирия объявила о намерении вступить (20 октября 2013 года)
  • Тунис объявил о намерении присоединиться к союзу (14 января 2015)[6]

Руководящие органы[править]

Евразийская экономическая комиссия — постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (до его создания — Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП)). ЕЭК была создана решением президентов Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан и функционирует на основе Договоров от 18 ноября 2011 г. «О Евразийской экономической комиссии»[2] и «О регламенте работы Евразийской экономической комиссии». Имеет статус наднационального органа управления, подчинённого Высшему Евразийскому экономическому совету[7].

Хронология Таможенного союза[править]

В 1995 году руководители Казахстана, России, Белоруссии, а чуть позже Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, подписали первый договор о создании Таможенного союза, который впоследствии трансформировался в ЕврАзЭС[8].

6 октября 2007 года в Душанбе Белоруссией, Казахстаном и Россией подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза.

В 2009 году на уровне глав государств и правительств были приняты и ратифицированы около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза[9].

28 ноября 2009 года в Минске прошла встреча Д. А. Медведева, А. Г. Лукашенко и Н. А. Назарбаева по созданию на территории России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2010 года единого таможенного пространства.

В январе 2010 года вступил в силу Единый таможенный тариф трёх стран.

Весной 2010 года между руководителями стран-участников наметились разногласия, и 28 мая председатель правительства России В. В. Путин объявил о том, что Таможенный союз может начать функционирование без участия Белоруссии.

С июля на территории государств-членов ТС (включая Белоруссию) вступил в силу единый Таможенный кодекс[10][11].

1 апреля 2011 года на границе России и Белоруссии был отменён транспортный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза[12].

1 июля 2011 года весь таможенный контроль также был вынесен на внешний контур границ Таможенного союза[13]. На внутренних границах был сохранён пограничный и миграционный контроль.

Общие сведения[править]

При экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта.

При импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь или Республики Казахстан НДС и акцизы взимаются российскими налоговыми органами.

При оказании работ и услуг на территории РФ налоговая база, ставки, порядок взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.[14]

В соответствии с международными обязательствами в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, от сумм ввозных таможенных пошлин в бюджет России перечисляется 85,33 %, Казахстана — 7,11 %, Белоруссии — 4,55 %, Киргизии — 1,9 %, Армении — 1,11 %[15].

Либерализация торговли Таможенного союза с третьими странами[править]

Спикер Госдумы Сергей Нарышкин, выступая в ноябре 2014 года на международной конференции «Президент. Парламент. Интеграция» в Астане (Казахстан), заявил, что своё желание вступить в зону свободной торговли с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) выразило около 40 государств мира[16]

Действующие соглашения:

В двухсторонних отношениях между Республикой Сербия и Россией режим свободной торговли действует с 2000 года[17]. Соглашение о свободной торговле с Белоруссией было подписано 31 марта 2009 года[18]. В целях унификации внешнеторговых режимов стран Таможенного союза Казахстан заключил аналогичное соглашение с Сербией 7 октября 2010 года (временно применялось с 1 января 2011 года, ратифицировано 30 ноября 2011 года)[19][20], а Белоруссия и Россия подписали с Сербией протоколы о внесении изменений и дополнений в существующие соглашения[21][22]) (по состоянию на 30 июля 2012 года не были ратифицированы).

Договор о Зоне свободной торговли СНГ был подписан 18 октября 2011 года главами правительств стран-участниц СНГ, кроме Азербайджана, Туркмении и Узбекистана. Договор вступил в силу 20 сентября 2012 года в отношениях между Белоруссией, Россией и Украиной — первыми тремя странами, выполнившими его ратификацию. В остальных пяти подписавших договор странах по состоянию на 1 сентября 2012 года продолжалось применение внутригосударственных процедур[23].

Таможенный союз и ВТО[править]

При создании Таможенного союза высказывались опасения по поводу того, что правила ТС могут противоречить правилам ВТО.

В октябре 2011 года все нормы Таможенного союза были приведены в полное соответствие с нормами ВТО. Кроме того, было решено, что в случае вступления какого-либо государства-члена ТС в ВТО нормы этой организации будут иметь приоритет по сравнению с нормами ТС[24]. 22 августа 2012 года Россия стала полноправным членом ВТО. В связи с этим Единый таможенный тариф (ЕТТ) стран Таможенного союза был обновлён с учетом обязательств РФ перед ВТО. При этом на 90 % импортные пошлины сохранились на прежнем уровне[25]

  • Евразийское информационное агентство («ЕврАзЭС ЕИА»), включающее в себя сайт www.evrazesnews.com, газету «ЕврАзЭС», журнал «Новый шаг» и прочее.

Планируется создание в конце 2013 года:

  • Телеканал «ЕврАзЭС-TV»
  • Радиостанция «ЕврАзЭС»[26].

Возможное расширение Таможенного союза[править]

Официальные лица государств-участников Таможенного союза неоднократно заявляли о том, что рассматривают эту организацию как открытую для вступления других стран, прежде всего, входящих в ЕврАзЭС и СНГ[27][28][29]. 5 февраля 2013 года министр экономики и внешней торговли Сирии заявил, что правительство Сирии в ближайшее время намерено подать заявку о вступлении в Таможенный союз.

Страны СНГ, не вступившие в ЕАЭС[править]

3 июля 2012 года глава Государственного таможенного комитета Азербайджана Айдын Алиев сообщил министру по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии Владимиру Гошину о том, что его страна не планирует вступать в Таможенный союз.[30][31] После своего визита в Баку 7—9 июля 2012 года[32]председатель Государственной думы России Сергей Нарышкин заявил, что вопрос о присоединении Азербайджана к Таможенному союзу в настоящий момент не обсуждается, но в республике «внимательно следят за проектом Таможенного союза».[33]

В июле 2010 года президент Рахмон заявил: «Что касается вхождения Таджикистана в Таможенный союз, то мы этим очень серьёзно занимаемся.»[34] Однако, по состоянию на июль 2012 года переговоры о вступлении Таджикистана в ТС так и не начались.[35] «Мы изучаем, насколько это присоединение может быть для нас выгодно. Если Киргизия присоединится, мы будем более уверенными в обоснованности вступления в союз», — заявил министр иностранных дел Таджикистана Хамрохон Зарифи 18 мая 2012 года[36].

8 декабря 2011 года президент Узбекистана Ислам Каримов заявил о том, что «на постсоветском пространстве активизируются силы, которые… стремятся путём различных вымыслов возбудить ностальгию по советскому прошлому, при этом забывая о тоталитарной сущности советской империи», и Узбекистан не будет присоединяться к межгосударственным объединениям, если в отношении них «не исключается, что они выйдут за рамки экономических интересов и приобретут политическую окраску и содержание, что в свою очередь может негативно повлиять на уже установившиеся связи и сотрудничество членов объединения с другими внешними партнерами».[37] С другой стороны, президент отметил, что Узбекистан может быть заинтересован в объединениях, которые будут способствовать привлечению современных технологий в экономику страны.[37]

14 января 2015 года посол Туниса в России Али Гутали заявил, что Тунис готов в ближайшее время присоединиться к Таможенному союзу Евразийского экономического союза.

Страны СНГ, подписавшие соглашение об ассоциации с Евросоюзом[править]

Итоги парламентских выборов, состоявшихся в Молдавии осенью 2014 года, показали, что около 45 процентов избирателей поддерживают курс на вхождение в Евросоюз, а примерно 40 процентов выступают за сближение с Россией. Первую часть общества представляют в новом парламенте Либерально-демократическая партия Молдовы (ЛДПМ) во главе с бывшим премьером Владом Филатом, Либеральная партия и Демократическая партия. Вторую — Партия социалистов Республики Молдова (ПСРМ), набравшая наибольшее число голосов, и Партия коммунистов с её бессменным лидером Владимиром Ворониным. Социалисты — главная пророссийская сила — шли на выборы, обещая расторгнуть соглашение об ассоциации Молдавии с ЕС и привести страну в Таможенный союз. Компартия на этот раз отказалась от пророссийской риторики, а её лидер Владимир Воронин делал противоречивые заявления: он, с одной стороны, за евроазиатскую интеграцию (то есть Таможенный союз), а с другой, не намерен отказываться и от соглашения с ЕС[38].

В конце 2012 — начале 2013 гг Россия активно предлагала Украине присоединиться к ТС и стать его полноправным членом, аргументируя это соображениями экономической выгоды и целесообразности — выгодами, которые Украина могла бы получить, в частности, от поставкок российских энергоносителей по более низким ценам. При этом, однако, совершенно не учитывалась политическая составляющая — консенсус украинских элит о необходимости интеграции с ЕС, а также обязательства украинских политиков (включая Виктора Януковича) перед ЕС. В итоге Украина отвергла все предложения России об интеграции, и дело свелось к чисто символическому участию Украины в качестве «наблюдателя» ТС[39][40][41]. Все парламентские партии Украины выступали против присоединения Украины к ТС, поддерживая европейскую интеграцию. Несмотря на это, 31 мая 2013 года Украина заключила меморандум о сотрудничестве с Таможенным союзом. В дальнейшем попытки украинского руководства лавировать между двумя интеграционными объединениями (ЕС и ЕАЭС) привели к политическому кризису и отстранению Виктора Януковича от власти в феврале 2014 года. Новые власти Украины подписали Соглашение об ассоциации с Евросоюзом.

Непризнанные или частично признанные странами СНГ государства[править]

Мнения в обществе[править]

  • Как заявлял в октябре 2011 года ответственный секретарь Комиссии Таможенного союза Сергей Глазьев, ТС даёт неоспоримые выгоды как в геополитическом, так и в экономическом смысле[42]: «После десятилетия распада и деградации появление регионального Таможенного союза на постсоветском пространстве — важнейшее геополитическое достижение, дающее конкретные выгоды экономикам государств».
  • В 2012 году Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития провёл социологический опрос в 10 странах СНГ и Грузии (от 950 до 2000 респондентов в каждой стране). На вопрос «Как Вы относитесь к тому, что экономики Белоруссии, Казахстана и России объединились в Таможенный союз (который освободил торговлю между тремя странами от пошлин)?» доли ответов «положительно», «безразлично», «отрицательно» составили:[43]
    • в Казахстане — 80 %, 10 %, 5 %;
    • в Таджикистане — 76 %, 17 %, 2 %;
    • в России — 72 %, 17 %, 4 %;
    • в Узбекистане — 67 %, 14 %, 2 %;
    • в Кыргызстане — 67 %, 15 %, 8 %;
    • в Молдове — 65 %, 20 %, 7 %;
    • в Армении — 61 %, 26 %, 6 %;
    • в Белорусии — 60 %, 28 %, 6 %;
    • на Украине — 57 %, 31 %, 6 %;
    • в Азербайджане — 38 %, 46 %, 11 %;
    • в Грузии — 30 %, 39 %, 6 %.
  • Часть критических комментариев в адрес Таможенного союза сводится к плохой проработке условий торговли и сертификации товаров, навязывании Россией Белоруссии и Казахстану условий ВТО, хотя они не являются членами этой организации[25], а также в «несправедливом», по мнению некоторых экспертов, распределении доходов и поступлений между участниками[44]. В то же время объективных исследований, доказывающих, что Таможенный союз является невыгодным проектом для его нынешних участников и потенциальных членов, нет, а целый ряд исследований последовательно указывает на то, что Таможенный союз так или иначе выгоден его членам в силу идеологических причин[45][46][47].
  • Существует мнение о том, что ТС является искусственным формированием, основанным не на экономике, а на идеологии. Так, по мнению политолога В. Б. Пастухова[48]: «Таможенный союз, […] является искусственным и нежизнеспособным политическим образованием. Это не реальный союз, а фантом, идеологическая игрушка для внутрироссийского потребления, в которую понуждают играть соседей. … Евразийская конструкция живёт постольку, поскольку Россия её спонсирует».
  • В 2010 году за денонсацию соглашений о Таможенном союзе как ущемляющих суверенитет Казахстана выступили лидеры ОСДП «Азат», Компартии Казахстана и НП «Алга!»[49]. Оппозиция также предприняла попытку организации референдума за денонсацию соглашений.[50]

Внутренние конфликты[править]

  • 25 ноября 2014 Россия запретила почти весь объём импорта белорусского мяса в Россию — около 400 тысяч тонн. Одновременно российская сторона объявила об ужесточении контроля товаров, пересекающих (белорусскую) границу, несмотря на то, что в Таможенном союзе формально действуют упрощенные правила перевозки грузов[51].
  • Наблюдатели отмечают, что механизм Таможенного союза и механизм реэкспорта в Россию запрещенных товаров из Европы очень хорошо сочетаются. Например, по данным РБК, за 2014 год рыбный импорт в Россию из Белоруссии, не имеющей выхода к морю, вырос на 98 %[52].
  • 2 декабря 2014: Президент Белоруссии А. Г. Лукашенко выразил возмущение таможенными запретами со стороны России:

Вопрос состоит в том, что Россия пошла на нарушение всех наших договоренностей, которых мы достигли в Таможенном союзе. Да, можно это объяснять некими вопросами безопасности, терроризмом и так далее — можно придумать все и пришить ярлыки

— «Лукашенко: Москва нарушает правила Таможенного союза»

Лукашенко также назвал запрет транзита товаров [из Европы через Белоруссию] «нарушением всех норм международного права»[53]. Наблюдатели также отмечают, что в соглашении о ратификации Евразийского союза есть оговорка, по которой Белоруссия может не соблюдать договор, если Россия не снимет ограничения в торговле и перемещении товаров[53].
  • 1 января 2015: в нарушение договора ЕАЭС, Белоруссия вернула пограничный контроль на российской границе[54]. Белорусские власти заявили о планах отказаться от рубля в расчетах с Россией и вернуться к долларам США[54]. По мнению российских экспертов, такое развитие событий может поставить региональную интеграцию под удар[54].
  1. ↑ Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (статья 17). Евразийская экономическая комиссия. Проверено 3 сентября 2012. Архивировано из первоисточника 17 октября 2012.
  2. 2,02,1 Договор о Евразийской экономической комиссии (статья 33). Евразийская экономическая комиссия. Проверено 3 сентября 2012. Архивировано из первоисточника 17 октября 2012.
  3. 3,03,1 Номинальный ВВП и ВВП по ППС Белоруссии, Казахстана и России (оценка МВФ за 2011 год) (англ.). Международный валютный фонд (1 April 2012). Проверено 3 сентября 2012. Архивировано из первоисточника 17 октября 2012.
  4. ↑ Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России.
  5. ↑ Таможня без границ. Электронное издание «Наука и технологии России» (6 июля 2010). Проверено 3 ноября 2012. Архивировано из первоисточника 22 ноября 2012.
  6. ↑ ВЗГЛЯД / Тунис выразил желание присоединиться к Таможенному союзу
  7. ↑ Евразийская экономическая комиссия
  8. ↑ Статья на сайте «Виртуальная таможня»: Интервью начальника Аналитического управления Федеральной таможенной службы Владимира Ивина «Российской Бизнес-газете» — 30.06.2009
  9. ↑ Доклад «Итоги деятельности Минэкономразвития России в 2009 году и задачи на 2010 год» // Министерство экономического развития России, 2010
  10. ↑ Лукашенко одумался: Минск присоединяется к Таможенному союзу :: РБК daily 07.06.2010
  11. ↑ Таможенный кодекс между Россией, Белоруссией и Казахстаном вступил в силу // Интерфакс, 6 июля 2010
  12. ↑ На границе России и Белоруссии отменен транспортный контроль.
  13. ↑ С сегодняшнего дня снимается таможенный контроль внутри Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана
  14. ↑ www.nalog.ru — Таможенный союз
  15. ↑ Киргизия будет получать 1,9 % от общей суммы таможенных поступлений в ЕАЭС
  16. ↑ Нарышкин: около 40 государств намерены создать зону свободной торговли с ЕАЭС — ИТАР-ТАСС, 24 ноября 2014 года
  17. ↑ Соглашение о свободной торговле между Российской Федерацией и Республикой Сербия. Агентство по привлечению инвестиций и продвижению экспорта Сербии (SIEPA). Проверено 31 августа 2012. Архивировано из первоисточника 22 ноября 2012.
  18. ↑ Соглашение о свободной торговле между Республикой Сербией и Республикой Беларусь. Агентство по привлечению инвестиций и продвижению экспорта Сербии (SIEPA). Проверено 31 августа 2012. Архивировано из первоисточника 22 ноября 2012.
  19. ↑ Соглашение о свободной торговле между Республикой Сербией и Казахстаном. Агентство по привлечению инвестиций и продвижению экспорта Сербии (SIEPA). Проверено 31 августа 2012. Архивировано из первоисточника 22 ноября 2012.
  20. ↑ Закон Республики Казахстан от 30 ноября 2011 года № 504-IV «О ратификации Соглашения о свободной торговле между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Сербия». Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан. Проверено 31 августа 2012. Архивировано из первоисточника 25 октября 2012.
  21. ↑ Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28 августа 2000 г.(недоступная ссылка — история). Правовой департамент МИД России. Проверено 31 августа 2012.
  22. ↑ Палата представителей Беларуси (2012-07-30). В настоящее время депутаты постоянной комиссии Палаты представителей по аграрным вопросам работают над законопроектами, связанными с развитием агропромышленного комплекса страны, а также рассматривают законопроекты, поступающие из других комиссий.. Пресс-релиз. Проверено 2012-08-31.
  23. ↑ Договор о зоне свободной торговли (Информация депозитария). Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств (27 августа 2012). — Данные о датах подписания договора и его вступления в силу в странах-участницах доступны по ссылке «Информация депозитария» на вкладке «Карточка документа». Проверено 1 сентября 2012. Архивировано из первоисточника 25 октября 2012.
  24. ↑ Нормы ВТО станут приоритетными по отношению к Таможенному союзу («Независимая Газета», 12.10.2011) — WTO.RU
  25. 25,025,1 Таможенный союз обновил пошлины с учетом вступления России в ВТО | РИА Новости
  26. ↑ Создано «Евразийское информационное агентство» — Фонд «Русское единство»
  27. Путин В. В. Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня. Известия (3 октября 2011). Проверено 27 июля 2012. Архивировано из первоисточника 8 августа 2012.
  28. Лукашенко А. Г. О судьбах нашей интеграции. Известия (17 октября 2011). Проверено 27 июля 2012. Архивировано из первоисточника 8 августа 2012.
  29. Жермелева О. Сергей Нарышкин ищет новых партнеров для Таможенного союза. Известия (25 июля 2012). Проверено 27 июля 2012. Архивировано из первоисточника 8 августа 2012.
  30. ↑ Государственный таможенный комитет Азербайджана (2012-07-06). Gömrük Əməkdaşlıq Şurasının 119/120-ci sessiyası keçirilmişdir. Пресс-релиз. Проверено 2012-08-27.
  31. Сохбет Мамедов. Азербайджану не интересен Таможенный союз. Независимая газета (19 июля 2012). Проверено 27 августа 2012. Архивировано из первоисточника 25 октября 2012.
  32. ↑ Официальный сайт Государственной думы России (2012-07-06). 7—9 июля 2012 г. состоится официальный визит Председателя Государственной Думы С.Нарышкина в Азербайджанскую Республику. Пресс-релиз. Проверено 2012-08-27.
  33. Николай Силаев Пределы обновления // «Эксперт» : журнал. — 2012. —,.
  34. ↑ Киргизия и Таджикистан изучают возможность присоединения к ТС. РИА.Новости (5 июля 2010). Проверено 27 августа 2012. Архивировано из первоисточника 25 октября 2012.
  35. Мария Жебит. «Интеграция объединяет всех — от коммунистов до «Единой России» и правых». Известия (9 июля 2012). Проверено 27 августа 2012. Архивировано из первоисточника 25 октября 2012.
  36. ↑ Глава МИД Таджикистана в США высказался о перспективах Таможенного союза. REGNUM—Беларусь (18 мая 2012). Проверено 18 мая 2012. Архивировано из первоисточника 25 октября 2012.
  37. 37,037,1 Президент Узбекистана Ислам Каримов выступил против интеграционного процесса, инициированного Россией. Международное агентство новостей «Фергана» (14 декабря 2011). Проверено 14 декабря 2011. Архивировано из первоисточника 26 апреля 2012.
  38. ↑ В. Выжутович. Молдавский выбор // Politcom.ru, 02.12.2014
  39. ↑ Пантин В. И., Лапкин В. В. Тенденции политического развития современной Украины: основные риски и альтернативы //Внутриполитические процессы в России и на Украине и перспективы российско-украинских отношений в период 2014—2020 гг. М.: ИМЭМО РАН, 2014
  40. ↑ сайт «zn.ua» (2013-17-03). Медведев обрисовал перспективы Украины в ТС: Или все, или ничего. Пресс-релиз. Проверено 2013-03-17.
  41. ↑ Медведев «разрешил» Украине остаться наблюдателем в ТС и не исключил применение санкций к украинским товарам. Сегодня.ua, 25.09.2013
  42. ↑ Безграничные аргументы. Российская газета (6 октября 2011).
  43. ↑ Интеграционный барометр ЕАБР 2012. Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития (13 сентября 2012). Проверено 13 сентября 2012. Архивировано из первоисточника 25 октября 2012.
  44. Ходасевич А. Таможенный союз добил белорусскую экономику. Независимая газета (26 августа 2013). Проверено 26 августа 2013. Архивировано из первоисточника 26 августа 2013.
  45. ↑ Экспертное мнение: Зачем нужен Таможенный союз? :: Евразийский Деловой Совет
  46. ↑ Факты в пользу Таможенного союза? Тем хуже для этих фактов!
  47. ↑ Таможенный союз в тумане Зоны свободной торговли
  48. ↑ Пастухов, с. 110
  49. ↑ Требуем денонсации Таможенного союза!
  50. ↑ У Казахстана есть претензии к Таможенному союзу — BBC Ukrainian
  51. ↑ Би-Би-Си: «Почему Россия запретила белорусское мясо?»
  52. ↑ Би-Би-Си: «Россия отказывается от белорусского мяса»
  53. 53,053,1 «Лукашенко: Москва нарушает правила Таможенного союза»
  54. 54,054,154,2 «Пресса Британии: трещины в имперской мечте Путина»

www.wiki-wiki.ru

Евразийский экономический союз Википедия

арм. Եվրասիական տնտեսական միություն
белор. Эўразыйскі эканамічны зьвяз
каз. Еуразиялық экономикалық одақ
кирг. Евразиялык экономикалык биримдик
рус. Евразийский экономический союз

Эмблема Евразийского экономического союза
Государства-участники ЕАЭС Армения Армения
Белоруссия Белоруссия
Казахстан Казахстан
Киргизия Киргизия
Россия Россия
Государства-наблюдатели союза Молдавия Молдавия
Руководящие органы Высший евразийский экономический совет
Евразийская экономическая комиссия
Официальные языки армянский, белорусский, казахский, киргизский, русский
Города-миллионеры Москва, Санкт-Петербург, Алма-Ата, Минск, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Челябинск, Омск, Самара, Ереван, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Пермь,

ru-wiki.ru

Таможенный союз ЕАЭС — WiKi

Таможенный союз Евразийского экономического союза (ТС ЕАЭС) — таможенный союз стран-участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС). До создания ЕАЭС в 2015 году, являлся таможенным союзом только трёх стран (России, Белоруссии и Казахстана) из числа стран-участников Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) — и таким образом являлся Таможенным союзом на базе Евразийского экономического сообщества (ТС ЕврАзЭС или просто TC), членство в котором было необязательным для стран-участников ЕврАзЭС.

При создании ЕАЭС (в отличие от его предшественника — ЕврАзЭС), общий таможенный союз стал неотъемлемой составной частью ЕАЭС, и все страны-участники ЕАЭС автоматически входят в Таможенный союз с момента вступления в ЕАЭС. При этом страны-участники Таможенного союза применяли (до формирования ЕАЭС 1 января 2015 года)[1] и продолжают применять единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.

В 1995 году руководители Казахстана, России, Белоруссии, а чуть позже Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, подписали первый договор о создании Таможенного союза, который впоследствии трансформировался в ЕврАзЭС[6].

6 октября 2007 года в Душанбе Белоруссией, Казахстаном и Россией подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза.

В 2009 году на уровне глав государств и правительств были приняты и ратифицированы около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза[7].

28 ноября 2009 года в Минске прошла встреча Д. А. Медведева, А. Г. Лукашенко и Н. А. Назарбаева по созданию на территории России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2010 года единого таможенного пространства.

В январе 2010 года вступил в силу Единый таможенный тариф трёх стран.

Весной 2010 года между руководителями стран-участников наметились разногласия, и 28 мая председатель правительства России В. В. Путин объявил о том, что Таможенный союз может начать функционирование без участия Белоруссии.

С июля 2010 на территории государств-членов ТС (включая Белоруссию) вступил в силу единый Таможенный кодекс[8][9].

1 апреля 2011 года на границе России и Белоруссии был отменён транспортный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза[10].

1 июля 2011 года весь таможенный контроль также был вынесен на внешний контур границ Таможенного союза[11]. На внутренних границах был сохранён пограничный и миграционный контроль.

С 1 января 2018 года вступил в силу новый единый Таможенный кодекс ЕАЭС[12].

  Россия, московский аэропорт Шереметьево-E, зал прилёта. Выход для пассажиров, прибывающих из Казахстана — теперь без таможенного досмотра, вследствие введения в действие Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России

При экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта.

При импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь или Республики Казахстан НДС и акцизы взимаются российскими налоговыми органами.

При выполнении работ и оказании услуг на территории РФ налоговая база, ставки, порядок взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.[13]

В соответствии с международными обязательствами в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, от сумм ввозных таможенных пошлин в бюджет России перечисляется 85,33 %, Казахстана — 7,11 %, Белоруссии — 4,55 %, Киргизии — 1,9 %, Армении — 1,11 %[14].

Трудовым мигрантам — гражданам государств-членов Таможенного союза ЕАЭС (Казахстан, Белоруссия, Армения, Киргизия) — покупать патент на работу в РФ не требуется, они приравнены в трудовых правах с гражданами РФ[15][16].

В октябре 2011 года все нормы Таможенного союза были приведены в полное соответствие с нормами ВТО. Кроме того, было решено, что в случае вступления какого-либо государства-члена ТС в ВТО нормы этой организации будут иметь приоритет по сравнению с нормами ТС[17]. 22 августа 2012 года Россия стала полноправным членом ВТО. В связи с этим Единый таможенный тариф (ЕТТ) стран Таможенного союза был обновлён с учётом обязательств РФ перед ВТО. При этом на 90 % импортные пошлины сохранились на прежнем уровне[18].

ru-wiki.org

Таможенный союз ЕАЭС Википедия

Таможенный союз Евразийского экономического союза (ТС ЕАЭС) — таможенный союз стран-участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС). До создания ЕАЭС в 2015 году, являлся таможенным союзом только трёх стран (России, Белоруссии и Казахстана) из числа стран-участников Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) — и таким образом являлся Таможенным союзом на базе Евразийского экономического сообщества (ТС ЕврАзЭС или просто TC), членство в котором было необязательным для стран-участников ЕврАзЭС.

При создании ЕАЭС (в отличие от его предшественника — ЕврАзЭС), общий таможенный союз стал неотъемлемой составной частью ЕАЭС, и все страны-участники ЕАЭС автоматически входят в Таможенный союз с момента вступления в ЕАЭС. При этом страны-участники Таможенного союза применяли (до формирования ЕАЭС 1 января 2015 года)[1] и продолжают применять единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.

Состав

Страны-участники Таможенного союза:

Кандидаты:

  • Сирия объявила о намерении вступить в ТС (начало 2013)[2]
  • Тунис объявил о намерении присоединиться к союзу (14 января 2015)[3]

Руководящие органы

Евразийская экономическая комиссия — постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (до его создания — Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП)). ЕЭК была создана решением президентов Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан и функционирует на основе Договоров от 18 ноября 2011 г. «О Евразийской экономической комиссии»[4] и «О регламенте работы Евразийской экономической комиссии». Имеет статус наднационального органа управления, подчинённого Высшему Евразийскому экономическому совету[5].

Хронология Таможенного союза

В 1995 году руководители Казахстана, России, Белоруссии, а чуть позже Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, подписали первый договор о создании Таможенного союза, который впоследствии трансформировался в ЕврАзЭС[6].

6 октября 2007 года в Душанбе Белоруссией, Казахстаном и Россией подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза.

В 2009 году на уровне глав государств и правительств были приняты и ратифицированы около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза[7].

28 ноября 2009 года в Минске прошла встреча Д. А. Медведева, А. Г. Лукашенко и Н. А. Назарбаева по созданию на территории России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2010 года единого таможенного пространства.

В январе 2010 года вступил в силу Единый таможенный тариф трёх стран.

Весной 2010 года между руководителями стран-участников наметились разногласия, и 28 мая председатель правительства России В. В. Путин объявил о том, что Таможенный союз может начать функционирование без участия Белоруссии.

С июля 2010 на территории государств-членов ТС (включая Белоруссию) вступил в силу единый Таможенный кодекс[8][9].

1 апреля 2011 года на границе России и Белоруссии был отменён транспортный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза[10].

1 июля 2011 года весь таможенный контроль также был вынесен на внешний контур границ Таможенного союза[11]. На внутренних границах был сохранён пограничный и миграционный контроль.

С 1 января 2018 года вступил в силу новый единый Таможенный кодекс ЕАЭС[12].

Общие сведения

При экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта.

При импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь или Республики Казахстан НДС и акцизы взимаются российскими налоговыми органами.

При выполнении работ и оказании услуг на территории РФ налоговая база, ставки, порядок взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.[13]

В соответствии с международными обязательствами в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, от сумм ввозных таможенных пошлин в бюджет России перечисляется 85,33 %, Казахстана — 7,11 %, Белоруссии — 4,55 %, Киргизии — 1,9 %, Армении — 1,11 %[14].

Трудовым мигрантам — гражданам государств-членов Таможенного союза ЕАЭС (Казахстан, Белоруссия, Армения, Киргизия) — покупать патент на работу в РФ не требуется, они приравнены в трудовых правах с гражданами РФ[15][16].

Таможенный союз и ВТО

В октябре 2011 года все нормы Таможенного союза были приведены в полное соответствие с нормами ВТО. Кроме того, было решено, что в случае вступления какого-либо государства-члена ТС в ВТО нормы этой организации будут иметь приоритет по сравнению с нормами ТС[17]. 22 августа 2012 года Россия стала полноправным членом ВТО. В связи с этим Единый таможенный тариф (ЕТТ) стран Таможенного союза был обновлён с учётом обязательств РФ перед ВТО. При этом на 90 % импортные пошлины сохранились на прежнем уровне[18].

Мнения в обществе

  • Как заявлял в октябре 2011 года ответственный секретарь Комиссии Таможенного союза Сергей Глазьев, ТС даёт неоспоримые выгоды как в геополитическом, так и в экономическом смысле[19]: «После десятилетия распада и деградации появление регионального Таможенного союза на постсоветском пространстве — важнейшее геополитическое достижение, дающее конкретные выгоды экономикам государств».
  • В 2012 году Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития провёл социологический опрос в 10 странах СНГ и Грузии (от 950 до 2000 респондентов в каждой стране). На вопрос «Как Вы относитесь к тому, что экономики Белоруссии, Казахстана и России объединились в Таможенный союз (который освободил торговлю между тремя странами от пошлин)?» доли ответов «положительно», «безразлично», «отрицательно» составили[20]:
    • в Казахстане — 80 %, 10 %, 5 %
    • в Таджикистане — 76 %, 17 %, 2 %
    • в России — 72 %, 17 %, 4 %
    • в Узбекистане — 67 %, 14 %, 2 %
    • в Киргизии — 67 %, 15 %, 8 %
    • в Молдавии — 65 %, 20 %, 7 %
    • в Армении — 61 %, 26 %, 6 %
    • в Белоруссии — 60 %, 28 %, 6 %
    • в Азербайджане — 38 %, 46 %, 11 %
    • в Грузии — 30 %, 39 %, 6 %

Критика

  • Часть критических комментариев в адрес Таможенного союза сводится к плохой проработке условий торговли и сертификации товаров, навязывании Россией Белоруссии и Казахстану условий ВТО, хотя они не являются членами этой организации[18], а также в «несправедливом», по мнению некоторых экспертов, распределении доходов и поступлений между участниками[21]. В то же время объективных исследований, доказывающих, что Таможенный союз является невыгодным проектом для его нынешних участников и потенциальных членов, нет, а целый ряд исследований последовательно указывает на то, что Таможенный союз так или иначе выгоден его членам в силу идеологических причин[22][23][24].
  • Существует мнение о том, что ТС является искусственным формированием, основанным не на экономике, а на идеологии. Так, по мнению политолога В. Б. Пастухова: «Таможенный союз, […] является искусственным и нежизнеспособным политическим образованием. Это не реальный союз, а фантом, идеологическая игрушка для внутрироссийского потребления, в которую понуждают играть соседей. … Евразийская конструкция живёт постольку, поскольку Россия её спонсирует»[25].
  • В 2010 году за денонсацию соглашений о Таможенном союзе как ущемляющих суверенитет Казахстана выступили лидеры ОСДП «Азат», Компартии Казахстана и НП «Алга!». Оппозиция также предприняла попытку организации референдума за денонсацию соглашений.[26]

Внутренние конфликты

  • 25 ноября 2014 Россия запретила почти весь объём импорта белорусского мяса в Россию — около 400 тысяч тонн. Одновременно российская сторона объявила об ужесточении контроля товаров, пересекающих (белорусскую) границу, несмотря на то, что в Таможенном союзе формально действуют упрощенные правила перевозки грузов[27].
  • Наблюдатели отмечают, что механизм Таможенного союза и механизм реэкспорта в Россию запрещенных товаров из Европы очень хорошо сочетаются. Например, по данным РБК, за 2014 год рыбный импорт в Россию из Белоруссии, не имеющей выхода к морю, вырос на 98 %[28].
  • 2 декабря 2014: Президент Белоруссии А. Г. Лукашенко выразил возмущение таможенными запретами со стороны России:

Вопрос состоит в том, что Россия пошла на нарушение всех наших договоренностей, которых мы достигли в Таможенном союзе. Да, можно это объяснять некими вопросами безопасности, терроризмом и так далее — можно придумать все и пришить ярлыки

Лукашенко также назвал запрет транзита товаров [из Европы через Белоруссию] «нарушением всех норм международного права»[29]. Наблюдатели также отмечают, что в соглашении о ратификации Евразийского союза есть оговорка, по которой Белоруссия может не соблюдать договор, если Россия не снимет ограничения в торговле и перемещении товаров[29].
  • 1 января 2015: в нарушение договора ЕАЭС, Россия вернула пограничный контроль на границе с Республикой Беларусь[30]. Белорусские власти заявили о планах отказаться от рубля в расчетах с Россией и вернуться к долларам США[30].

Примечания

wikiredia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *