арм. Եվրասիական տնտեսական միություն белор. Эўразыйскі эканамічны зьвяз каз. Еуразиялық экономикалық одақ кирг. Евразиялык экономикалык биримдик рус. Евразийский экономический союз | |
---|---|
Эмблема Евразийского экономического союза | |
Основная информация | |
Государства-участники ЕАЭС | Армения Армения Белоруссия Белоруссия Казахстан Казахстан Киргизия Киргизия Россия Россия |
Государства-наблюдатели союза | Молдавия Молдавия |
Руководящие органы | Высший евразийский экономический совет Евразийская экономическая комиссия |
Официальные языки | армянский, белорусский, казахский, киргизский, русский |
Города-миллионеры | Москва, Санкт-Петербург, Алма-Ата, |
Таможенный союз ЕАЭС — Википедия
Таможенный союз Евразийского экономического союза — таможенный союз стран Евразийского экономического союза, важная составляющая общего рынка. При этом страны-участники Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами[1].
Состав
Страны-участники Таможенного союза:
Кандидаты:
- Сирия объявила о намерении вступить[2]
- Тунис объявил о намерении присоединиться к союзу (14 января 2015)[3]
Руководящие органы
Евразийская экономическая комиссия — постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (до его создания — Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП)). ЕЭК была создана решением президентов Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан и функционирует на основе Договоров от 18 ноября 2011 г. «О Евразийской экономической комиссии» [4] и «О регламенте работы Евразийской экономической комиссии». Имеет статус наднационального органа управления, подчинённого Высшему Евразийскому экономическому совету[5].
Хронология Таможенного союза
В 1995 году руководители Казахстана, России, Белоруссии, а чуть позже Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, подписали первый договор о создании Таможенного союза, который впоследствии трансформировался в ЕврАзЭС[6].
6 октября 2007 года в Душанбе Белоруссией, Казахстаном и Россией подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза.
В 2009 году на уровне глав государств и правительств были приняты и ратифицированы около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза[7].
28 ноября 2009 года в Минске прошла встреча Д. А. Медведева, А. Г. Лукашенко и Н. А. Назарбаева по созданию на территории России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2010 года единого таможенного пространства.
В январе 2010 года вступил в силу Единый таможенный тариф трёх стран.
Весной 2010 года между руководителями стран-участников наметились разногласия, и 28 мая председатель правительства России В. В. Путин объявил о том, что Таможенный союз может начать функционирование без участия Белоруссии.
С июля 2010 на территории государств-членов ТС (включая Белоруссию) вступил в силу единый Таможенный кодекс[8][9].
1 апреля 2011 года на границе России и Белоруссии был отменён транспортный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза[10].
1 июля 2011 года весь таможенный контроль также был вынесен на внешний контур границ Таможенного союза[11]. На внутренних границах был сохранён пограничный и миграционный контроль.
С 1 января 2018 года вступил в силу новый единый Таможенный кодекс ЕАЭС[12].
Общие сведения
При экспорте
товаров применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта.При импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь или Республики Казахстан НДС и акцизы взимаются российскими налоговыми органами.
При оказании работ и услуг на территории РФ налоговая база, ставки, порядок взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.[13]
В соответствии с международными обязательствами в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, от сумм ввозных таможенных пошлин в бюджет России перечисляется 85,33 %, Казахстана — 7,11 %, Белоруссии — 4,55 %, Киргизии — 1,9 %, Армении — 1,11 %[14].
Трудовым мигрантам — гражданам государств-членов Таможенного союза ЕАЭС (Казахстан, Республика Беларусь, Армения, Киргизия), покупать патент на работу в РФ не требуется, они приравнены в трудовых правах с гражданами РФ
Таможенный союз и ВТО
При создании Таможенного союза высказывались опасения по поводу того, что правила ТС могут противоречить правилам ВТО.
В октябре 2011 года все нормы Таможенного союза были приведены в полное соответствие с нормами ВТО. Кроме того, было решено, что в случае вступления какого-либо государства-члена ТС в ВТО нормы этой организации будут иметь приоритет по сравнению с нормами ТС[17]. 22 августа 2012 года Россия стала полноправным членом ВТО. В связи с этим Единый таможенный тариф (ЕТТ) стран Таможенного союза был обновлён с учетом обязательств РФ перед ВТО. При этом на 90 % импортные пошлины сохранились на прежнем уровне[18]
Мнения в обществе
- Как заявлял в октябре 2011 года ответственный секретарь Комиссии Таможенного союза Сергей Глазьев, ТС даёт неоспоримые выгоды как в геополитическом, так и в экономическом смысле [19]: «После десятилетия распада и деградации появление регионального Таможенного союза на постсоветском пространстве — важнейшее геополитическое достижение, дающее конкретные выгоды экономикам государств».
- В 2012 году Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития провёл социологический опрос в 10 странах СНГ и Грузии (от 950 до 2000 респондентов в каждой стране). На вопрос «Как Вы относитесь к тому, что экономики Белоруссии, Казахстана и России объединились в Таможенный союз (который освободил торговлю между тремя странами от пошлин)?» доли ответов «положительно», «безразлично», «отрицательно» составили:[20]
- в Казахстане — 80 %, 10 %, 5 %;
- в Таджикистане — 76 %, 17 %, 2 %;
- в России — 72 %, 17 %, 4 %;
- в Узбекистане — 67 %, 14 %, 2 %;
- в Киргизии — 67 %, 15 %, 8 %;
- в Молдавии — 65 %, 20 %, 7 %;
- в Армении — 61 %, 26 %, 6 %;
- в Белоруссии — 60 %, 28 %, 6 %;
- в Азербайджане — 38 %, 46 %, 11 %;
- в Грузии — 30 %, 39 %, 6 %.
Критика
- Часть критических комментариев в адрес Таможенного союза сводится к плохой проработке условий торговли и сертификации товаров, навязывании Россией Белоруссии и Казахстану условий ВТО, хотя они не являются членами этой организации[18], а также в «несправедливом», по мнению некоторых экспертов, распределении доходов и поступлений между участниками[21]. В то же время объективных исследований, доказывающих, что Таможенный союз является невыгодным проектом для его нынешних участников и потенциальных членов, нет, а целый ряд исследований последовательно указывает на то, что Таможенный союз так или иначе выгоден его членам в силу идеологических причин[22][23][24].
- Существует мнение о том, что ТС является искусственным формированием, основанным не на экономике, а на идеологии. Так, по мнению политолога В. Б. Пастухова: «Таможенный союз, […] является искусственным и нежизнеспособным политическим образованием. Это не реальный союз, а фантом, идеологическая игрушка для внутрироссийского потребления, в которую понуждают играть соседей. … Евразийская конструкция живёт постольку, поскольку Россия её спонсирует» [25].
- В 2010 году за денонсацию соглашений о Таможенном союзе как ущемляющих суверенитет Казахстана выступили лидеры ОСДП «Азат», Компартии Казахстана и НП «Алга!». Оппозиция также предприняла попытку организации референдума за денонсацию соглашений.[26]
Внутренние конфликты
- 25 ноября 2014 Россия запретила почти весь объём импорта белорусского мяса в Россию — около 400 тысяч тонн. Одновременно российская сторона объявила об ужесточении контроля товаров, пересекающих (белорусскую) границу, несмотря на то, что в Таможенном союзе формально действуют упрощенные правила перевозки грузов[27].
- Наблюдатели отмечают, что механизм Таможенного союза и механизм реэкспорта в Россию запрещенных товаров из Европы очень хорошо сочетаются. Например, по данным РБК, за 2014 год рыбный импорт в Россию из Белоруссии, не имеющей выхода к морю, вырос на 98 %
- 2 декабря 2014: Президент Белоруссии А. Г. Лукашенко выразил возмущение таможенными запретами со стороны России:
Вопрос состоит в том, что Россия пошла на нарушение всех наших договоренностей, которых мы достигли в Таможенном союзе. Да, можно это объяснять некими вопросами безопасности, терроризмом и так далее — можно придумать все и пришить ярлыки
- Лукашенко также назвал запрет транзита товаров [из Европы через Белоруссию] «нарушением всех норм международного права»[29]. Наблюдатели также отмечают, что в соглашении о ратификации Евразийского союза есть оговорка, по которой Белоруссия может не соблюдать договор, если Россия не снимет ограничения в торговле и перемещении товаров [29].
- 1 января 2015: в нарушение договора ЕАЭС, Белоруссия вернула пограничный контроль на российской границе[30]. Белорусские власти заявили о планах отказаться от рубля в расчетах с Россией и вернуться к долларам США[30]. По мнению российских экспертов, такое развитие событий может поставить региональную интеграцию под удар[30].
Примечания
wikipedia.green
Таможенный союз ЕАЭС — Википедия
Таможенный союз Евразийского экономического союза — таможенный союз стран Евразийского экономического союза, важная составляющая общего рынка. При этом страны-участники Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами[1].
Состав
Страны-участники Таможенного союза:
Кандидаты:
- Сирия объявила о намерении вступить[2]
- Тунис объявил о намерении присоединиться к союзу (14 января 2015)[3]
Видео по теме
Руководящие органы
Евразийская экономическая комиссия — постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (до его создания — Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП)). ЕЭК была создана решением президентов Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан и функционирует на основе Договоров от 18 ноября 2011 г. «О Евразийской экономической комиссии»[4] и «О регламенте работы Евразийской экономической комиссии». Имеет статус наднационального органа управления, подчинённого Высшему Евразийскому экономическому совету[5].
Хронология Таможенного союза
В 1995 году руководители Казахстана, России, Белоруссии, а чуть позже Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, подписали первый договор о создании Таможенного союза, который впоследствии трансформировался в ЕврАзЭС[6].
6 октября 2007 года в Душанбе Белоруссией, Казахстаном и Россией подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза.
В 2009 году на уровне глав государств и правительств были приняты и ратифицированы около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза[7].
28 ноября 2009 года в Минске прошла встреча Д. А. Медведева, А. Г. Лукашенко и Н. А. Назарбаева по созданию на территории России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2010 года единого таможенного пространства.
В январе 2010 года вступил в силу Единый таможенный тариф трёх стран.
Весной 2010 года между руководителями стран-участников наметились разногласия, и 28 мая председатель правительства России В. В. Путин объявил о том, что Таможенный союз может начать функционирование без участия Белоруссии.
С июля 2010 на территории государств-членов ТС (включая Белоруссию) вступил в силу единый Таможенный кодекс[8][9].
1 апреля 2011 года на границе России и Белоруссии был отменён транспортный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза[10].
1 июля 2011 года весь таможенный контроль также был вынесен на внешний контур границ Таможенного союза[11]. На внутренних границах был сохранён пограничный и миграционный контроль.
С 1 января 2018 года вступил в силу новый единый Таможенный кодекс ЕАЭС[12].
Общие сведения
При экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта.
При импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь или Республики Казахстан НДС и акцизы взимаются российскими налоговыми органами.
При оказании работ и услуг на территории РФ налоговая база, ставки, порядок взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.[13]
В соответствии с международными обязательствами в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, от сумм ввозных таможенных пошлин в бюджет России перечисляется 85,33 %, Казахстана — 7,11 %, Белоруссии — 4,55 %, Киргизии — 1,9 %, Армении — 1,11 %[14].
Трудовым мигрантам — гражданам государств-членов Таможенного союза ЕАЭС (Казахстан, Республика Беларусь, Армения, Киргизия), покупать патент на работу в РФ не требуется, они приравнены в трудовых правах с гражданами РФ[15][16].
Таможенный союз и ВТО
При создании Таможенного союза высказывались опасения по поводу того, что правила ТС могут противоречить правилам ВТО.
В октябре 2011 года все нормы Таможенного союза были приведены в полное соответствие с нормами ВТО. Кроме того, было решено, что в случае вступления какого-либо государства-члена ТС в ВТО нормы этой организации будут иметь приоритет по сравнению с нормами ТС[17]. 22 августа 2012 года Россия стала полноправным членом ВТО. В связи с этим Единый таможенный тариф (ЕТТ) стран Таможенного союза был обновлён с учетом обязательств РФ перед ВТО. При этом на 90 % импортные пошлины сохранились на прежнем уровне[18]
Мнения в обществе
- Как заявлял в октябре 2011 года ответственный секретарь Комиссии Таможенного союза Сергей Глазьев, ТС даёт неоспоримые выгоды как в геополитическом, так и в экономическом смысле[19]: «После десятилетия распада и деградации появление регионального Таможенного союза на постсоветском пространстве — важнейшее геополитическое достижение, дающее конкретные выгоды экономикам государств».
- В 2012 году Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития провёл социологический опрос в 10 странах СНГ и Грузии (от 950 до 2000 респондентов в каждой стране). На вопрос «Как Вы относитесь к тому, что экономики Белоруссии, Казахстана и России объединились в Таможенный союз (который освободил торговлю между тремя странами от пошлин)?» доли ответов «положительно», «безразлично», «отрицательно» составили:[20]
- в Казахстане — 80 %, 10 %, 5 %;
- в Таджикистане — 76 %, 17 %, 2 %;
- в России — 72 %, 17 %, 4 %;
- в Узбекистане — 67 %, 14 %, 2 %;
- в Киргизии — 67 %, 15 %, 8 %;
- в Молдавии — 65 %, 20 %, 7 %;
- в Армении — 61 %, 26 %, 6 %;
- в Белоруссии — 60 %, 28 %, 6 %;
- в Азербайджане — 38 %, 46 %, 11 %;
- в Грузии — 30 %, 39 %, 6 %.
Критика
- Часть критических комментариев в адрес Таможенного союза сводится к плохой проработке условий торговли и сертификации товаров, навязывании Россией Белоруссии и Казахстану условий ВТО, хотя они не являются членами этой организации[18], а также в «несправедливом», по мнению некоторых экспертов, распределении доходов и поступлений между участниками[21]. В то же время объективных исследований, доказывающих, что Таможенный союз является невыгодным проектом для его нынешних участников и потенциальных членов, нет, а целый ряд исследований последовательно указывает на то, что Таможенный союз так или иначе выгоден его членам в силу идеологических причин[22][23][24].
- Существует мнение о том, что ТС является искусственным формированием, основанным не на экономике, а на идеологии. Так, по мнению политолога В. Б. Пастухова: «Таможенный союз, […] является искусственным и нежизнеспособным политическим образованием. Это не реальный союз, а фантом, идеологическая игрушка для внутрироссийского потребления, в которую понуждают играть соседей. … Евразийская конструкция живёт постольку, поскольку Россия её спонсирует»[25].
- В 2010 году за денонсацию соглашений о Таможенном союзе как ущемляющих суверенитет Казахстана выступили лидеры ОСДП «Азат», Компартии Казахстана и НП «Алга!». Оппозиция также предприняла попытку организации референдума за денонсацию соглашений.[26]
Внутренние конфликты
- 25 ноября 2014 Россия запретила почти весь объём импорта белорусского мяса в Россию — около 400 тысяч тонн. Одновременно российская сторона объявила об ужесточении контроля товаров, пересекающих (белорусскую) границу, несмотря на то, что в Таможенном союзе формально действуют упрощенные правила перевозки грузов[27].
- Наблюдатели отмечают, что механизм Таможенного союза и механизм реэкспорта в Россию запрещенных товаров из Европы очень хорошо сочетаются. Например, по данным РБК, за 2014 год рыбный импорт в Россию из Белоруссии, не имеющей выхода к морю, вырос на 98 %[28].
- 2 декабря 2014: Президент Белоруссии А. Г. Лукашенко выразил возмущение таможенными запретами со стороны России:
Вопрос состоит в том, что Россия пошла на нарушение всех наших договоренностей, которых мы достигли в Таможенном союзе. Да, можно это объяснять некими вопросами безопасности, терроризмом и так далее — можно придумать все и пришить ярлыки
- Лукашенко также назвал запрет транзита товаров [из Европы через Белоруссию] «нарушением всех норм международного права»[29]. Наблюдатели также отмечают, что в соглашении о ратификации Евразийского союза есть оговорка, по которой Белоруссия может не соблюдать договор, если Россия не снимет ограничения в торговле и перемещении товаров[29].
- 1 января 2015: в нарушение договора ЕАЭС, Белоруссия вернула пограничный контроль на российской границе[30]. Белорусские власти заявили о планах отказаться от рубля в расчетах с Россией и вернуться к долларам США[30]. По мнению российских экспертов, такое развитие событий может поставить региональную интеграцию под удар[30].
Примечания
wiki2.red
Таможенный союз ЕАЭС — Википедия
Таможенный союз ЕАЭС — форма торгово-экономической интеграции России, Киргизии, Белоруссии, Казахстана и Армении предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер[4]. При этом страны-участники Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами[5].
Экономическая интеграция на постсоветском пространстве | ||||||||
Руководящие органы | ||||||||
| ||||||||
Стадии интеграции | ||||||||
См. также | ||||||||
| ||||||||
Страны-участники Таможенного союза:
Кандидаты:
- Сирия объявила о намерении вступить (20 октября 2013 года)
- Тунис объявил о намерении присоединиться к союзу (14 января 2015)[6]
Руководящие органы[править]
Евразийская экономическая комиссия — постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (до его создания — Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП)). ЕЭК была создана решением президентов Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан и функционирует на основе Договоров от 18 ноября 2011 г. «О Евразийской экономической комиссии»[2] и «О регламенте работы Евразийской экономической комиссии». Имеет статус наднационального органа управления, подчинённого Высшему Евразийскому экономическому совету[7].
Хронология Таможенного союза[править]
В 1995 году руководители Казахстана, России, Белоруссии, а чуть позже Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, подписали первый договор о создании Таможенного союза, который впоследствии трансформировался в ЕврАзЭС[8].
6 октября 2007 года в Душанбе Белоруссией, Казахстаном и Россией подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза.
В 2009 году на уровне глав государств и правительств были приняты и ратифицированы около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза[9].
28 ноября 2009 года в Минске прошла встреча Д. А. Медведева, А. Г. Лукашенко и Н. А. Назарбаева по созданию на территории России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2010 года единого таможенного пространства.
В январе 2010 года вступил в силу Единый таможенный тариф трёх стран.
Весной 2010 года между руководителями стран-участников наметились разногласия, и 28 мая председатель правительства России В. В. Путин объявил о том, что Таможенный союз может начать функционирование без участия Белоруссии.
С июля на территории государств-членов ТС (включая Белоруссию) вступил в силу единый Таможенный кодекс[10][11].
1 апреля 2011 года на границе России и Белоруссии был отменён транспортный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза[12].
1 июля 2011 года весь таможенный контроль также был вынесен на внешний контур границ Таможенного союза[13]. На внутренних границах был сохранён пограничный и миграционный контроль.
Общие сведения[править]
При экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта.
При импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь или Республики Казахстан НДС и акцизы взимаются российскими налоговыми органами.
При оказании работ и услуг на территории РФ налоговая база, ставки, порядок взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.[14]
В соответствии с международными обязательствами в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, от сумм ввозных таможенных пошлин в бюджет России перечисляется 85,33 %, Казахстана — 7,11 %, Белоруссии — 4,55 %, Киргизии — 1,9 %, Армении — 1,11 %[15].
Либерализация торговли Таможенного союза с третьими странами[править]
Спикер Госдумы Сергей Нарышкин, выступая в ноябре 2014 года на международной конференции «Президент. Парламент. Интеграция» в Астане (Казахстан), заявил, что своё желание вступить в зону свободной торговли с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) выразило около 40 государств мира[16]
Действующие соглашения:
В двухсторонних отношениях между Республикой Сербия и Россией режим свободной торговли действует с 2000 года[17]. Соглашение о свободной торговле с Белоруссией было подписано 31 марта 2009 года[18]. В целях унификации внешнеторговых режимов стран Таможенного союза Казахстан заключил аналогичное соглашение с Сербией 7 октября 2010 года (временно применялось с 1 января 2011 года, ратифицировано 30 ноября 2011 года)[19][20], а Белоруссия и Россия подписали с Сербией протоколы о внесении изменений и дополнений в существующие соглашения[21][22]) (по состоянию на 30 июля 2012 года не были ратифицированы).
Договор о Зоне свободной торговли СНГ был подписан 18 октября 2011 года главами правительств стран-участниц СНГ, кроме Азербайджана, Туркмении и Узбекистана. Договор вступил в силу 20 сентября 2012 года в отношениях между Белоруссией, Россией и Украиной — первыми тремя странами, выполнившими его ратификацию. В остальных пяти подписавших договор странах по состоянию на 1 сентября 2012 года продолжалось применение внутригосударственных процедур[23].
Таможенный союз и ВТО[править]
При создании Таможенного союза высказывались опасения по поводу того, что правила ТС могут противоречить правилам ВТО.
В октябре 2011 года все нормы Таможенного союза были приведены в полное соответствие с нормами ВТО. Кроме того, было решено, что в случае вступления какого-либо государства-члена ТС в ВТО нормы этой организации будут иметь приоритет по сравнению с нормами ТС[24]. 22 августа 2012 года Россия стала полноправным членом ВТО. В связи с этим Единый таможенный тариф (ЕТТ) стран Таможенного союза был обновлён с учетом обязательств РФ перед ВТО. При этом на 90 % импортные пошлины сохранились на прежнем уровне[25]
- Евразийское информационное агентство («ЕврАзЭС ЕИА»), включающее в себя сайт www.evrazesnews.com, газету «ЕврАзЭС», журнал «Новый шаг» и прочее.
Планируется создание в конце 2013 года:
- Телеканал «ЕврАзЭС-TV»
- Радиостанция «ЕврАзЭС»[26].
Возможное расширение Таможенного союза[править]
Официальные лица государств-участников Таможенного союза неоднократно заявляли о том, что рассматривают эту организацию как открытую для вступления других стран, прежде всего, входящих в ЕврАзЭС и СНГ[27][28][29]. 5 февраля 2013 года министр экономики и внешней торговли Сирии заявил, что правительство Сирии в ближайшее время намерено подать заявку о вступлении в Таможенный союз.Страны СНГ, не вступившие в ЕАЭС[править]
3 июля 2012 года глава Государственного таможенного комитета Азербайджана Айдын Алиев сообщил министру по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии Владимиру Гошину о том, что его страна не планирует вступать в Таможенный союз.[30][31] После своего визита в Баку 7—9 июля 2012 года[32]председатель Государственной думы России Сергей Нарышкин заявил, что вопрос о присоединении Азербайджана к Таможенному союзу в настоящий момент не обсуждается, но в республике «внимательно следят за проектом Таможенного союза».[33]
В июле 2010 года президент Рахмон заявил: «Что касается вхождения Таджикистана в Таможенный союз, то мы этим очень серьёзно занимаемся.»[34] Однако, по состоянию на июль 2012 года переговоры о вступлении Таджикистана в ТС так и не начались.[35] «Мы изучаем, насколько это присоединение может быть для нас выгодно. Если Киргизия присоединится, мы будем более уверенными в обоснованности вступления в союз», — заявил министр иностранных дел Таджикистана Хамрохон Зарифи 18 мая 2012 года[36].
8 декабря 2011 года президент Узбекистана Ислам Каримов заявил о том, что «на постсоветском пространстве активизируются силы, которые… стремятся путём различных вымыслов возбудить ностальгию по советскому прошлому, при этом забывая о тоталитарной сущности советской империи», и Узбекистан не будет присоединяться к межгосударственным объединениям, если в отношении них «не исключается, что они выйдут за рамки экономических интересов и приобретут политическую окраску и содержание, что в свою очередь может негативно повлиять на уже установившиеся связи и сотрудничество членов объединения с другими внешними партнерами».[37] С другой стороны, президент отметил, что Узбекистан может быть заинтересован в объединениях, которые будут способствовать привлечению современных технологий в экономику страны.[37]
14 января 2015 года посол Туниса в России Али Гутали заявил, что Тунис готов в ближайшее время присоединиться к Таможенному союзу Евразийского экономического союза.
Страны СНГ, подписавшие соглашение об ассоциации с Евросоюзом[править]
Итоги парламентских выборов, состоявшихся в Молдавии осенью 2014 года, показали, что около 45 процентов избирателей поддерживают курс на вхождение в Евросоюз, а примерно 40 процентов выступают за сближение с Россией. Первую часть общества представляют в новом парламенте Либерально-демократическая партия Молдовы (ЛДПМ) во главе с бывшим премьером Владом Филатом, Либеральная партия и Демократическая партия. Вторую — Партия социалистов Республики Молдова (ПСРМ), набравшая наибольшее число голосов, и Партия коммунистов с её бессменным лидером Владимиром Ворониным. Социалисты — главная пророссийская сила — шли на выборы, обещая расторгнуть соглашение об ассоциации Молдавии с ЕС и привести страну в Таможенный союз. Компартия на этот раз отказалась от пророссийской риторики, а её лидер Владимир Воронин делал противоречивые заявления: он, с одной стороны, за евроазиатскую интеграцию (то есть Таможенный союз), а с другой, не намерен отказываться и от соглашения с ЕС[38].
В конце 2012 — начале 2013 гг Россия активно предлагала Украине присоединиться к ТС и стать его полноправным членом, аргументируя это соображениями экономической выгоды и целесообразности — выгодами, которые Украина могла бы получить, в частности, от поставкок российских энергоносителей по более низким ценам. При этом, однако, совершенно не учитывалась политическая составляющая — консенсус украинских элит о необходимости интеграции с ЕС, а также обязательства украинских политиков (включая Виктора Януковича) перед ЕС. В итоге Украина отвергла все предложения России об интеграции, и дело свелось к чисто символическому участию Украины в качестве «наблюдателя» ТС[39][40][41]. Все парламентские партии Украины выступали против присоединения Украины к ТС, поддерживая европейскую интеграцию. Несмотря на это, 31 мая 2013 года Украина заключила меморандум о сотрудничестве с Таможенным союзом. В дальнейшем попытки украинского руководства лавировать между двумя интеграционными объединениями (ЕС и ЕАЭС) привели к политическому кризису и отстранению Виктора Януковича от власти в феврале 2014 года. Новые власти Украины подписали Соглашение об ассоциации с Евросоюзом.
Непризнанные или частично признанные странами СНГ государства[править]
Мнения в обществе[править]
- Как заявлял в октябре 2011 года ответственный секретарь Комиссии Таможенного союза Сергей Глазьев, ТС даёт неоспоримые выгоды как в геополитическом, так и в экономическом смысле[42]: «После десятилетия распада и деградации появление регионального Таможенного союза на постсоветском пространстве — важнейшее геополитическое достижение, дающее конкретные выгоды экономикам государств».
- В 2012 году Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития провёл социологический опрос в 10 странах СНГ и Грузии (от 950 до 2000 респондентов в каждой стране). На вопрос «Как Вы относитесь к тому, что экономики Белоруссии, Казахстана и России объединились в Таможенный союз (который освободил торговлю между тремя странами от пошлин)?» доли ответов «положительно», «безразлично», «отрицательно» составили:[43]
- в Казахстане — 80 %, 10 %, 5 %;
- в Таджикистане — 76 %, 17 %, 2 %;
- в России — 72 %, 17 %, 4 %;
- в Узбекистане — 67 %, 14 %, 2 %;
- в Кыргызстане — 67 %, 15 %, 8 %;
- в Молдове — 65 %, 20 %, 7 %;
- в Армении — 61 %, 26 %, 6 %;
- в Белорусии — 60 %, 28 %, 6 %;
- на Украине — 57 %, 31 %, 6 %;
- в Азербайджане — 38 %, 46 %, 11 %;
- в Грузии — 30 %, 39 %, 6 %.
- Часть критических комментариев в адрес Таможенного союза сводится к плохой проработке условий торговли и сертификации товаров, навязывании Россией Белоруссии и Казахстану условий ВТО, хотя они не являются членами этой организации[25], а также в «несправедливом», по мнению некоторых экспертов, распределении доходов и поступлений между участниками[44]. В то же время объективных исследований, доказывающих, что Таможенный союз является невыгодным проектом для его нынешних участников и потенциальных членов, нет, а целый ряд исследований последовательно указывает на то, что Таможенный союз так или иначе выгоден его членам в силу идеологических причин[45][46][47].
- Существует мнение о том, что ТС является искусственным формированием, основанным не на экономике, а на идеологии. Так, по мнению политолога В. Б. Пастухова[48]: «Таможенный союз, […] является искусственным и нежизнеспособным политическим образованием. Это не реальный союз, а фантом, идеологическая игрушка для внутрироссийского потребления, в которую понуждают играть соседей. … Евразийская конструкция живёт постольку, поскольку Россия её спонсирует».
- В 2010 году за денонсацию соглашений о Таможенном союзе как ущемляющих суверенитет Казахстана выступили лидеры ОСДП «Азат», Компартии Казахстана и НП «Алга!»[49]. Оппозиция также предприняла попытку организации референдума за денонсацию соглашений.[50]
Внутренние конфликты[править]
- 25 ноября 2014 Россия запретила почти весь объём импорта белорусского мяса в Россию — около 400 тысяч тонн. Одновременно российская сторона объявила об ужесточении контроля товаров, пересекающих (белорусскую) границу, несмотря на то, что в Таможенном союзе формально действуют упрощенные правила перевозки грузов[51].
- Наблюдатели отмечают, что механизм Таможенного союза и механизм реэкспорта в Россию запрещенных товаров из Европы очень хорошо сочетаются. Например, по данным РБК, за 2014 год рыбный импорт в Россию из Белоруссии, не имеющей выхода к морю, вырос на 98 %[52].
- 2 декабря 2014: Президент Белоруссии А. Г. Лукашенко выразил возмущение таможенными запретами со стороны России:
Вопрос состоит в том, что Россия пошла на нарушение всех наших договоренностей, которых мы достигли в Таможенном союзе. Да, можно это объяснять некими вопросами безопасности, терроризмом и так далее — можно придумать все и пришить ярлыки
— «Лукашенко: Москва нарушает правила Таможенного союза»
- Лукашенко также назвал запрет транзита товаров [из Европы через Белоруссию] «нарушением всех норм международного права»[53]. Наблюдатели также отмечают, что в соглашении о ратификации Евразийского союза есть оговорка, по которой Белоруссия может не соблюдать договор, если Россия не снимет ограничения в торговле и перемещении товаров[53].
- 1 января 2015: в нарушение договора ЕАЭС, Белоруссия вернула пограничный контроль на российской границе[54]. Белорусские власти заявили о планах отказаться от рубля в расчетах с Россией и вернуться к долларам США[54]. По мнению российских экспертов, такое развитие событий может поставить региональную интеграцию под удар[54].
- ↑ Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (статья 17). Евразийская экономическая комиссия. Проверено 3 сентября 2012. Архивировано из первоисточника 17 октября 2012.
- ↑ 2,02,1 Договор о Евразийской экономической комиссии (статья 33). Евразийская экономическая комиссия. Проверено 3 сентября 2012. Архивировано из первоисточника 17 октября 2012.
- ↑ 3,03,1 Номинальный ВВП и ВВП по ППС Белоруссии, Казахстана и России (оценка МВФ за 2011 год) (англ.). Международный валютный фонд (1 April 2012). Проверено 3 сентября 2012. Архивировано из первоисточника 17 октября 2012.
- ↑ Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России.
- ↑ Таможня без границ. Электронное издание «Наука и технологии России» (6 июля 2010). Проверено 3 ноября 2012. Архивировано из первоисточника 22 ноября 2012.
- ↑ ВЗГЛЯД / Тунис выразил желание присоединиться к Таможенному союзу
- ↑ Евразийская экономическая комиссия
- ↑ Статья на сайте «Виртуальная таможня»: Интервью начальника Аналитического управления Федеральной таможенной службы Владимира Ивина «Российской Бизнес-газете» — 30.06.2009
- ↑ Доклад «Итоги деятельности Минэкономразвития России в 2009 году и задачи на 2010 год» // Министерство экономического развития России, 2010
- ↑ Лукашенко одумался: Минск присоединяется к Таможенному союзу :: РБК daily 07.06.2010
- ↑ Таможенный кодекс между Россией, Белоруссией и Казахстаном вступил в силу // Интерфакс, 6 июля 2010
- ↑ На границе России и Белоруссии отменен транспортный контроль.
- ↑ С сегодняшнего дня снимается таможенный контроль внутри Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана
- ↑ www.nalog.ru — Таможенный союз
- ↑ Киргизия будет получать 1,9 % от общей суммы таможенных поступлений в ЕАЭС
- ↑ Нарышкин: около 40 государств намерены создать зону свободной торговли с ЕАЭС — ИТАР-ТАСС, 24 ноября 2014 года
- ↑ Соглашение о свободной торговле между Российской Федерацией и Республикой Сербия. Агентство по привлечению инвестиций и продвижению экспорта Сербии (SIEPA). Проверено 31 августа 2012. Архивировано из первоисточника 22 ноября 2012.
- ↑ Соглашение о свободной торговле между Республикой Сербией и Республикой Беларусь. Агентство по привлечению инвестиций и продвижению экспорта Сербии (SIEPA). Проверено 31 августа 2012. Архивировано из первоисточника 22 ноября 2012.
- ↑ Соглашение о свободной торговле между Республикой Сербией и Казахстаном. Агентство по привлечению инвестиций и продвижению экспорта Сербии (SIEPA). Проверено 31 августа 2012. Архивировано из первоисточника 22 ноября 2012.
- ↑ Закон Республики Казахстан от 30 ноября 2011 года № 504-IV «О ратификации Соглашения о свободной торговле между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Сербия». Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан. Проверено 31 августа 2012. Архивировано из первоисточника 25 октября 2012.
- ↑ Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28 августа 2000 г.(недоступная ссылка — история). Правовой департамент МИД России. Проверено 31 августа 2012.
- ↑ Палата представителей Беларуси (2012-07-30). В настоящее время депутаты постоянной комиссии Палаты представителей по аграрным вопросам работают над законопроектами, связанными с развитием агропромышленного комплекса страны, а также рассматривают законопроекты, поступающие из других комиссий.. Пресс-релиз. Проверено 2012-08-31.
- ↑ Договор о зоне свободной торговли (Информация депозитария). Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств (27 августа 2012). — Данные о датах подписания договора и его вступления в силу в странах-участницах доступны по ссылке «Информация депозитария» на вкладке «Карточка документа». Проверено 1 сентября 2012. Архивировано из первоисточника 25 октября 2012.
- ↑ Нормы ВТО станут приоритетными по отношению к Таможенному союзу («Независимая Газета», 12.10.2011) — WTO.RU
- ↑ 25,025,1 Таможенный союз обновил пошлины с учетом вступления России в ВТО | РИА Новости
- ↑ Создано «Евразийское информационное агентство» — Фонд «Русское единство»
- ↑ Путин В. В. Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня. Известия (3 октября 2011). Проверено 27 июля 2012. Архивировано из первоисточника 8 августа 2012.
- ↑ Лукашенко А. Г. О судьбах нашей интеграции. Известия (17 октября 2011). Проверено 27 июля 2012. Архивировано из первоисточника 8 августа 2012.
- ↑ Жермелева О. Сергей Нарышкин ищет новых партнеров для Таможенного союза. Известия (25 июля 2012). Проверено 27 июля 2012. Архивировано из первоисточника 8 августа 2012.
- ↑ Государственный таможенный комитет Азербайджана (2012-07-06). Gömrük Əməkdaşlıq Şurasının 119/120-ci sessiyası keçirilmişdir. Пресс-релиз. Проверено 2012-08-27.
- ↑ Сохбет Мамедов. Азербайджану не интересен Таможенный союз. Независимая газета (19 июля 2012). Проверено 27 августа 2012. Архивировано из первоисточника 25 октября 2012.
- ↑ Официальный сайт Государственной думы России (2012-07-06). 7—9 июля 2012 г. состоится официальный визит Председателя Государственной Думы С.Нарышкина в Азербайджанскую Республику. Пресс-релиз. Проверено 2012-08-27.
- ↑ Николай Силаев Пределы обновления // «Эксперт» : журнал. — 2012. —,.
- ↑ Киргизия и Таджикистан изучают возможность присоединения к ТС. РИА.Новости (5 июля 2010). Проверено 27 августа 2012. Архивировано из первоисточника 25 октября 2012.
- ↑ Мария Жебит. «Интеграция объединяет всех — от коммунистов до «Единой России» и правых». Известия (9 июля 2012). Проверено 27 августа 2012. Архивировано из первоисточника 25 октября 2012.
- ↑ Глава МИД Таджикистана в США высказался о перспективах Таможенного союза. REGNUM—Беларусь (18 мая 2012). Проверено 18 мая 2012. Архивировано из первоисточника 25 октября 2012.
- ↑ 37,037,1 Президент Узбекистана Ислам Каримов выступил против интеграционного процесса, инициированного Россией. Международное агентство новостей «Фергана» (14 декабря 2011). Проверено 14 декабря 2011. Архивировано из первоисточника 26 апреля 2012.
- ↑ В. Выжутович. Молдавский выбор // Politcom.ru, 02.12.2014
- ↑ Пантин В. И., Лапкин В. В. Тенденции политического развития современной Украины: основные риски и альтернативы //Внутриполитические процессы в России и на Украине и перспективы российско-украинских отношений в период 2014—2020 гг. М.: ИМЭМО РАН, 2014
- ↑ сайт «zn.ua» (2013-17-03). Медведев обрисовал перспективы Украины в ТС: Или все, или ничего. Пресс-релиз. Проверено 2013-03-17.
- ↑ Медведев «разрешил» Украине остаться наблюдателем в ТС и не исключил применение санкций к украинским товарам. Сегодня.ua, 25.09.2013
- ↑ Безграничные аргументы. Российская газета (6 октября 2011).
- ↑ Интеграционный барометр ЕАБР 2012. Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития (13 сентября 2012). Проверено 13 сентября 2012. Архивировано из первоисточника 25 октября 2012.
- ↑ Ходасевич А. Таможенный союз добил белорусскую экономику. Независимая газета (26 августа 2013). Проверено 26 августа 2013. Архивировано из первоисточника 26 августа 2013.
- ↑ Экспертное мнение: Зачем нужен Таможенный союз? :: Евразийский Деловой Совет
- ↑ Факты в пользу Таможенного союза? Тем хуже для этих фактов!
- ↑ Таможенный союз в тумане Зоны свободной торговли
- ↑ Пастухов, с. 110
- ↑ Требуем денонсации Таможенного союза!
- ↑ У Казахстана есть претензии к Таможенному союзу — BBC Ukrainian
- ↑ Би-Би-Си: «Почему Россия запретила белорусское мясо?»
- ↑ Би-Би-Си: «Россия отказывается от белорусского мяса»
- ↑ 53,053,1 «Лукашенко: Москва нарушает правила Таможенного союза»
- ↑ 54,054,154,2 «Пресса Британии: трещины в имперской мечте Путина»
www.wiki-wiki.ru
арм. Եվրասիական տնտեսական միություն белор. Эўразыйскі эканамічны зьвяз каз. Еуразиялық экономикалық одақ кирг. Евразиялык экономикалык биримдик рус. Евразийский экономический союз | |
---|---|
Эмблема Евразийского экономического союза | |
Государства-участники ЕАЭС | Армения Армения Белоруссия Белоруссия Казахстан Казахстан Киргизия Киргизия Россия Россия |
Государства-наблюдатели союза | Молдавия Молдавия |
Руководящие органы | Высший евразийский экономический совет Евразийская экономическая комиссия |
Официальные языки | армянский, белорусский, казахский, киргизский, русский |
Города-миллионеры | Москва, Санкт-Петербург, Алма-Ата, Минск, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Челябинск, Омск, Самара, Ереван, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, |
ru-wiki.ru
Таможенный союз ЕАЭС — WiKi
Таможенный союз Евразийского экономического союза (ТС ЕАЭС) — таможенный союз стран-участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС). До создания ЕАЭС в 2015 году, являлся таможенным союзом только трёх стран (России, Белоруссии и Казахстана) из числа стран-участников Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) — и таким образом являлся Таможенным союзом на базе Евразийского экономического сообщества (ТС ЕврАзЭС или просто TC), членство в котором было необязательным для стран-участников ЕврАзЭС.
При создании ЕАЭС (в отличие от его предшественника — ЕврАзЭС), общий таможенный союз стал неотъемлемой составной частью ЕАЭС, и все страны-участники ЕАЭС автоматически входят в Таможенный союз с момента вступления в ЕАЭС. При этом страны-участники Таможенного союза применяли (до формирования ЕАЭС 1 января 2015 года)[1] и продолжают применять единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.
В 1995 году руководители Казахстана, России, Белоруссии, а чуть позже Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, подписали первый договор о создании Таможенного союза, который впоследствии трансформировался в ЕврАзЭС[6].
6 октября 2007 года в Душанбе Белоруссией, Казахстаном и Россией подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза.
В 2009 году на уровне глав государств и правительств были приняты и ратифицированы около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза[7].
28 ноября 2009 года в Минске прошла встреча Д. А. Медведева, А. Г. Лукашенко и Н. А. Назарбаева по созданию на территории России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2010 года единого таможенного пространства.
В январе 2010 года вступил в силу Единый таможенный тариф трёх стран.
Весной 2010 года между руководителями стран-участников наметились разногласия, и 28 мая председатель правительства России В. В. Путин объявил о том, что Таможенный союз может начать функционирование без участия Белоруссии.
С июля 2010 на территории государств-членов ТС (включая Белоруссию) вступил в силу единый Таможенный кодекс[8][9].
1 апреля 2011 года на границе России и Белоруссии был отменён транспортный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза[10].
1 июля 2011 года весь таможенный контроль также был вынесен на внешний контур границ Таможенного союза[11]. На внутренних границах был сохранён пограничный и миграционный контроль.
С 1 января 2018 года вступил в силу новый единый Таможенный кодекс ЕАЭС[12].
Россия, московский аэропорт Шереметьево-E, зал прилёта. Выход для пассажиров, прибывающих из Казахстана — теперь без таможенного досмотра, вследствие введения в действие Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и РоссииПри экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта.
При импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь или Республики Казахстан НДС и акцизы взимаются российскими налоговыми органами.
При выполнении работ и оказании услуг на территории РФ налоговая база, ставки, порядок взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.[13]
В соответствии с международными обязательствами в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, от сумм ввозных таможенных пошлин в бюджет России перечисляется 85,33 %, Казахстана — 7,11 %, Белоруссии — 4,55 %, Киргизии — 1,9 %, Армении — 1,11 %[14].
Трудовым мигрантам — гражданам государств-членов Таможенного союза ЕАЭС (Казахстан, Белоруссия, Армения, Киргизия) — покупать патент на работу в РФ не требуется, они приравнены в трудовых правах с гражданами РФ[15][16].
В октябре 2011 года все нормы Таможенного союза были приведены в полное соответствие с нормами ВТО. Кроме того, было решено, что в случае вступления какого-либо государства-члена ТС в ВТО нормы этой организации будут иметь приоритет по сравнению с нормами ТС[17]. 22 августа 2012 года Россия стала полноправным членом ВТО. В связи с этим Единый таможенный тариф (ЕТТ) стран Таможенного союза был обновлён с учётом обязательств РФ перед ВТО. При этом на 90 % импортные пошлины сохранились на прежнем уровне[18].
ru-wiki.org
Таможенный союз ЕАЭС Википедия
Таможенный союз Евразийского экономического союза (ТС ЕАЭС) — таможенный союз стран-участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС). До создания ЕАЭС в 2015 году, являлся таможенным союзом только трёх стран (России, Белоруссии и Казахстана) из числа стран-участников Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) — и таким образом являлся Таможенным союзом на базе Евразийского экономического сообщества (ТС ЕврАзЭС или просто TC), членство в котором было необязательным для стран-участников ЕврАзЭС.
При создании ЕАЭС (в отличие от его предшественника — ЕврАзЭС), общий таможенный союз стал неотъемлемой составной частью ЕАЭС, и все страны-участники ЕАЭС автоматически входят в Таможенный союз с момента вступления в ЕАЭС. При этом страны-участники Таможенного союза применяли (до формирования ЕАЭС 1 января 2015 года)[1] и продолжают применять единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.
Состав
Страны-участники Таможенного союза:
Кандидаты:
- Сирия объявила о намерении вступить в ТС (начало 2013)[2]
- Тунис объявил о намерении присоединиться к союзу (14 января 2015)[3]
Руководящие органы
Евразийская экономическая комиссия — постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (до его создания — Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП)). ЕЭК была создана решением президентов Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан и функционирует на основе Договоров от 18 ноября 2011 г. «О Евразийской экономической комиссии»[4] и «О регламенте работы Евразийской экономической комиссии». Имеет статус наднационального органа управления, подчинённого Высшему Евразийскому экономическому совету[5].
Хронология Таможенного союза
В 1995 году руководители Казахстана, России, Белоруссии, а чуть позже Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, подписали первый договор о создании Таможенного союза, который впоследствии трансформировался в ЕврАзЭС[6].
6 октября 2007 года в Душанбе Белоруссией, Казахстаном и Россией подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза.
В 2009 году на уровне глав государств и правительств были приняты и ратифицированы около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза[7].
28 ноября 2009 года в Минске прошла встреча Д. А. Медведева, А. Г. Лукашенко и Н. А. Назарбаева по созданию на территории России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2010 года единого таможенного пространства.
В январе 2010 года вступил в силу Единый таможенный тариф трёх стран.
Весной 2010 года между руководителями стран-участников наметились разногласия, и 28 мая председатель правительства России В. В. Путин объявил о том, что Таможенный союз может начать функционирование без участия Белоруссии.
С июля 2010 на территории государств-членов ТС (включая Белоруссию) вступил в силу единый Таможенный кодекс[8][9].
1 апреля 2011 года на границе России и Белоруссии был отменён транспортный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза[10].
1 июля 2011 года весь таможенный контроль также был вынесен на внешний контур границ Таможенного союза[11]. На внутренних границах был сохранён пограничный и миграционный контроль.
С 1 января 2018 года вступил в силу новый единый Таможенный кодекс ЕАЭС[12].
Общие сведения
При экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта.
При импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь или Республики Казахстан НДС и акцизы взимаются российскими налоговыми органами.
При выполнении работ и оказании услуг на территории РФ налоговая база, ставки, порядок взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.[13]
В соответствии с международными обязательствами в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, от сумм ввозных таможенных пошлин в бюджет России перечисляется 85,33 %, Казахстана — 7,11 %, Белоруссии — 4,55 %, Киргизии — 1,9 %, Армении — 1,11 %[14].
Трудовым мигрантам — гражданам государств-членов Таможенного союза ЕАЭС (Казахстан, Белоруссия, Армения, Киргизия) — покупать патент на работу в РФ не требуется, они приравнены в трудовых правах с гражданами РФ[15][16].
Таможенный союз и ВТО
В октябре 2011 года все нормы Таможенного союза были приведены в полное соответствие с нормами ВТО. Кроме того, было решено, что в случае вступления какого-либо государства-члена ТС в ВТО нормы этой организации будут иметь приоритет по сравнению с нормами ТС[17]. 22 августа 2012 года Россия стала полноправным членом ВТО. В связи с этим Единый таможенный тариф (ЕТТ) стран Таможенного союза был обновлён с учётом обязательств РФ перед ВТО. При этом на 90 % импортные пошлины сохранились на прежнем уровне[18].
Мнения в обществе
- Как заявлял в октябре 2011 года ответственный секретарь Комиссии Таможенного союза Сергей Глазьев, ТС даёт неоспоримые выгоды как в геополитическом, так и в экономическом смысле[19]: «После десятилетия распада и деградации появление регионального Таможенного союза на постсоветском пространстве — важнейшее геополитическое достижение, дающее конкретные выгоды экономикам государств».
- В 2012 году Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития провёл социологический опрос в 10 странах СНГ и Грузии (от 950 до 2000 респондентов в каждой стране). На вопрос «Как Вы относитесь к тому, что экономики Белоруссии, Казахстана и России объединились в Таможенный союз (который освободил торговлю между тремя странами от пошлин)?» доли ответов «положительно», «безразлично», «отрицательно» составили[20]:
- в Казахстане — 80 %, 10 %, 5 %
- в Таджикистане — 76 %, 17 %, 2 %
- в России — 72 %, 17 %, 4 %
- в Узбекистане — 67 %, 14 %, 2 %
- в Киргизии — 67 %, 15 %, 8 %
- в Молдавии — 65 %, 20 %, 7 %
- в Армении — 61 %, 26 %, 6 %
- в Белоруссии — 60 %, 28 %, 6 %
- в Азербайджане — 38 %, 46 %, 11 %
- в Грузии — 30 %, 39 %, 6 %
Критика
- Часть критических комментариев в адрес Таможенного союза сводится к плохой проработке условий торговли и сертификации товаров, навязывании Россией Белоруссии и Казахстану условий ВТО, хотя они не являются членами этой организации[18], а также в «несправедливом», по мнению некоторых экспертов, распределении доходов и поступлений между участниками[21]. В то же время объективных исследований, доказывающих, что Таможенный союз является невыгодным проектом для его нынешних участников и потенциальных членов, нет, а целый ряд исследований последовательно указывает на то, что Таможенный союз так или иначе выгоден его членам в силу идеологических причин[22][23][24].
- Существует мнение о том, что ТС является искусственным формированием, основанным не на экономике, а на идеологии. Так, по мнению политолога В. Б. Пастухова: «Таможенный союз, […] является искусственным и нежизнеспособным политическим образованием. Это не реальный союз, а фантом, идеологическая игрушка для внутрироссийского потребления, в которую понуждают играть соседей. … Евразийская конструкция живёт постольку, поскольку Россия её спонсирует»[25].
- В 2010 году за денонсацию соглашений о Таможенном союзе как ущемляющих суверенитет Казахстана выступили лидеры ОСДП «Азат», Компартии Казахстана и НП «Алга!». Оппозиция также предприняла попытку организации референдума за денонсацию соглашений.[26]
Внутренние конфликты
- 25 ноября 2014 Россия запретила почти весь объём импорта белорусского мяса в Россию — около 400 тысяч тонн. Одновременно российская сторона объявила об ужесточении контроля товаров, пересекающих (белорусскую) границу, несмотря на то, что в Таможенном союзе формально действуют упрощенные правила перевозки грузов[27].
- Наблюдатели отмечают, что механизм Таможенного союза и механизм реэкспорта в Россию запрещенных товаров из Европы очень хорошо сочетаются. Например, по данным РБК, за 2014 год рыбный импорт в Россию из Белоруссии, не имеющей выхода к морю, вырос на 98 %[28].
- 2 декабря 2014: Президент Белоруссии А. Г. Лукашенко выразил возмущение таможенными запретами со стороны России:
Вопрос состоит в том, что Россия пошла на нарушение всех наших договоренностей, которых мы достигли в Таможенном союзе. Да, можно это объяснять некими вопросами безопасности, терроризмом и так далее — можно придумать все и пришить ярлыки
- Лукашенко также назвал запрет транзита товаров [из Европы через Белоруссию] «нарушением всех норм международного права»[29]. Наблюдатели также отмечают, что в соглашении о ратификации Евразийского союза есть оговорка, по которой Белоруссия может не соблюдать договор, если Россия не снимет ограничения в торговле и перемещении товаров[29].
- 1 января 2015: в нарушение договора ЕАЭС, Россия вернула пограничный контроль на границе с Республикой Беларусь[30]. Белорусские власти заявили о планах отказаться от рубля в расчетах с Россией и вернуться к долларам США[30].
Примечания
wikiredia.ru