Википедия образование в россии – Образование в России — Википедия

Содержание

Образование в России — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 июля 2018; проверки требуют 10 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 июля 2018; проверки требуют 10 правок.

Образование в Российской Федерации — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов[1].

Образование в России организовывают в согласии с Конституцией РФ Статья 43*, – право на обязательное бесплатное общее образование и на бесплатное, на конкурсной основе, высшее образование.

Конституция РФ гарантирует защиту права на образование и гарантирует что процесс образования проходит с защитой прав человека, – Конституция РФ Статьи 19, 20, 21, 22, 23, и т. д., 45 и всей Конституцией РФ, её духом и буквой.

Ограничения прав ребёнка – см. Статью 60 Конституции РФ, не следует рассматривать в качестве допущения умаления прав личности ребёнка в связи с недостижением гражданином возраста 18 лет. Эти ограничения относят к ограничению управлением автотранспорта, трудоустройства, права голоса в избирательных кампаниях, уголовной ответственности, покупки алкоголя и разрешением поездки в автомобиле на переднем сидении. [1]

encyclopaedia.bid

Общее образование в России — Википедия

«Золотая» медаль выпускника средней школы (2011)

Общее образование в России — вид образования в России, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования

[1]. Общее образование реализуется по уровням образования[2].

Статья 43 Конституции Российской Федерации гарантирует общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Уровни общего образования[править]

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

Отнесение дошкольного образования к общему стало главным отличием от деления образования, принятого в Законе Российской Федерации «Об образовании» 1992 года и тем самым расширило понятие общего образования в России.

Виды организаций, реализующих программы общего образования[править]

Программы общего образования могут реализовывать как государственные и муниципальные образовательные учреждения, так и частные дошкольные организации (программы дошкольного образования) и образовательные организации общего образования (программы дошкольного образования, начального, основного и среднего общего образования). Эти организации осуществляют образовательные программы по данным программам в качестве основного вида деятельности. Как дополнительную к основной образовательной деятельности программы общего образования могут реализовывать профессиональные образовательные организации (колледжи, ПТУ, техникумы, профессиональные лицеи) и организации высшего образования (вузы).

Образовательную деятельность по программам общего образования в качестве дополнительного вида деятельности могут осуществлять

  • организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых,
  • организации, осуществляющие социальное обслуживание,
  • загранучреждение Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Остальные юридические лица в качестве дополнительной из общеобразовательных программ могут осуществлять только образовательную деятельность по программам дошкольного образования[3].

Организация и содержание общего образования[править]

контрольная работа

Формирование содержания образования — сложный составной процесс. В целом содержание образования определяет федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), утверждаемый Министерством образования и науки Российской Федерации. На его основе формируется примерная основная общеобразовательная программа (ПООП), которая уточняет и конкретизирует положения ФГОС в рамках образовательного процесса в школе (конкретное распределение предметов по классам, количество часов по ним, общие требования к графику учебного процесса и т. д.). Непосредственное содержание образования с учётом региональных и местных особенностей и потребностей обучающихся определяет конкретная образовательная организация в своей основной общеобразовательной программе, разрабатываемой в соответствии с ФГОС и с учётом ПООП

[4].

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность[5].

Общее образование может быть получено как в образовательных организациях, так и вне их. В образовательных организациях образование может быть получено по очной, очно-заочной или заочной формам обучения. Вне указанных организаций образование может получено как в форме семейного образования, так и в форме самообразования. Законом допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Но ФГОС может быть установлено ограничение на получение конкретного уровня общего образования в той или иной форме получения образования или по форме обучения[4].

Сроки обучения по каждому уровню образования устанавливаются ФГОС. Для различных форм обучения и отдельных категорий обучающихся, а также при использовании различных образовательных технологий могут быть установлены и разные сроки освоения одних и тех же образовательных программ, что также определяется ФГОС

[4].

В 2009—2012 годах были утверждены федеральные государственные образовательные стандарты по всем уровням общего образования (в то время ещё без дошкольного образования, по которому были приняты федеральные государственные требования)[6]. Новшеством этих стандартов является ориентированность на результат и развитие универсальных учебных действий[7]. Стандарты устанавливают следующие типы требований к результатам обучающихся:

  • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
  • метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
  • предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира[6].

Финансовое обеспечение общего образования[править]

Государственное финансирование общего образования, как и всего образования в целом, осуществляется на нормативной основе в соответствии с государственным заданием на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования, выдаваемым органами государственной власти субъектов федерации. Нормативные затраты определяются ими по каждому уровню образования в соответствии с ФГОС в расчёте на одного обучающегося и с учётом различных форм обучения и реализации образовательных программ, в том числе и с использованием различных образовательных технологий, типов образовательных организаций, создания в образовательных организациях особых условий для обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также безопасных условий обучения и воспитания и охраны здоровья обучающихся. Также нормативы должны включать затраты на оплату труда и обеспечение повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников в соответствии с особенностями реализуемых программ и новыми требованиями к их осуществлению. В связи с этим размер нормативных затрат может различаться. Но при этом должен быть фактически обеспечен уровень заработной платы педагогических работников в сравнении с уровнем средней заработной платы в субъекте федерации — уровень зарплаты педагогических работников исходя из норматива не должен быть ниже уровня средней заработной платы в соответствующем субъекте федерации

[8].

В малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций сельских населённых пунктов, реализующих основные общеобразовательные программы, нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования должны предусматривать в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся

[8].

Также в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» на государственное финансирование могут рассчитывать и частные образовательные организации. Субсидии на возмещение затрат частных общеобразовательных организаций рассчитываются с учётом аналогичных нормативов для государственных и муниципальных учреждений[8].

Качество среднего образования в России[править]

Одним из самых авторитетных исследований в области среднего образования в разных странах мира является исследование PISA, проводимое ОЭСР в сотрудничестве с ведущими мировыми образовательными центрами. В этом исследовании участвуют страны-участницы ОЭСР и страны, сотрудничающие с этой организацией, в том числе и Россия. В 2009 году РФ заняла 41 место из 65 возможных, оказавшись ниже не только среднего уровня по ОЭСР, но Турции и ОАЭ

[9].

  1. ↑ Статья 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. 2,02,1 Статья 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  3. ↑ Статья 31 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  4. 4,04,14,2 Майоров А. Н. Нормативные основы отбора содержания образования в школах России // Портал «Реализация Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“».
  5. ↑ Статья 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
  6. 6,06,1 Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
  7. ↑ Министерство образования и науки Российской Федерации
  8. 8,08,18,2 Вавилов А. И. Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и общее образование // Портал «Реализация Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“».
  9. ↑ http://www.oecd.org/dataoecd/54/12/46643496.pdf
  Образование в России
Уровни, виды и направления образования (с указанием программ каждого уровня и вида)
Общее образование Дошкольное образование • Начальное общее образование • Основное общее образование • Среднее общее образование
Профессиональное образование Среднее профессиональное образование (программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих • программы подготовки специалистов среднего звена) • Высшее образование (программы бакалавриата • программы специалитета • программы магистратуры • программы подготовки кадров высшей квалификации (ранее – послевузовское профессиональное образование) – программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре • программы асситентуры-стажировки • программы ординатуры)
Дополнительное образование Дополнительное образование детей и взрослых (предпрофильные программы • общеразвивающие программы) • Дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации • программы профессиональной переподготовки)
Профессиональное обучение Программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих • Программы повышения квалификации рабочих, служащих
Направления образования в России Бизнес-образование • Военное образование в России • Духовное образование • Медицинское и фармацевтическое образование • Образование в области искусств • Образование в области физической культуры и спорта • Образование на языках народов России • Социальное образование • Строительное образование • Юридическое образование в России
Организация образования в России
Типы образовательных организаций Дошкольная образовательная организация (ясли, детский сад) • Общеобразовательная организация (школа, гимназия, прогимназия, школа-интернат, кадетский корпус) • Профессиональная образовательная организация (колледж, техникум, профессиональный лицей, ПТУ) • Образовательные организации высшего образования (вуз, институт, академия, университет, национальный исследовательский университет, федеральный университет) • Организация дополнительного образования (учреждения дополнительного образования детей) • Организация дополнительного профессионального образования (институт повышения квалификации, факультет повышения квалификации)
Организационное и учебно-методическое
сопровождение образования в России
Органы управления образованием в России (федеральный уровень • региональный уровень • муниципальный уровень) • ФГОС • УМО вузов по направлениям подготовки и специальностям • Лицензирование образовательной деятельности • Аккредитация • Государственный контроль (надзор) в сфере образования • Аттестация выпускников (ЕГЭ, Государственная (итоговая) аттестация, итоговая государственная аттестация студентов вузов)
Реформа образования в России Болонский процесс • ЕГЭ • Инклюзивное образование • Стандартизация образования
История образования в России
Этапы Образование в Древней Руси • Образование в Российской империи • Образование в СССР • Реформа образования в России • История высшего образования в России

www.wikiznanie.ru

Реформа образования в России — Википедия. Что такое Реформа образования в России

Реформа образования в России — комплекс мероприятий, проводимых Правительством Российской Федерации по модернизации системы российского образования.

Основные положения

Необходимость реформирования диктуется изменениями социально-экономической реальности, рынка труда, востребованностью выпускников вузов, новыми требованиями к выпускникам учебных заведений к их социальной и профессиональной компетенции.

Реформе подверглись все уровни образования — общего, среднего специального, высшего профессионального и послепрофессионального образования. В сферу проводимых реформ так или иначе оказались вовлечены миллионы людей — ученики, их родители, учителя школ, студенты, преподаватели вузов и т. д. Поэтому проводимые реформы образования имеют большой общественный резонанс.

Реформы общего образования

Негативные последствия реформ школьного образования

  • Сокращение числа учителей[1]

Реформирование системы высшего профессионального образования (ВПО)

Введение многоуровневого образования

Введение и развитие многоуровневого высшего образования, в соответствии с Болонским процессом. В рамках данного направления высшее профессиональное образование разделяется на два цикла — бакалавриат и магистратура.

Бакалавриат призван удовлетворять массовый спрос на высшее образование, но использование бакалавров на современном высокотехнологичном производстве — затруднено. Магистратура — способствовать формированию профессиональной элиты и научно-образовательных кадров высшего уровня.

Многоуровневая система высшего образования более всего отвечает потребностям рыночной экономики, в которой рынок труда предъявляет особые требования к гибкости и мобильности рабочей силы. В то же время, введение двухуровневой системы не отменяет классических традиций российской (советской) высшей школы. По ряду специальностей будет сохранена многоуровневая подготовка, ведущая к присвоению степени «дипломированный специалист»[2].

Последствия реформ высшего профессионального образования в России

В «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011– 2015 г.» говорилось, что «в силу демографических причин, а также благодаря совершенствованию системы образовательных учреждений, будет существенным образом обновлена сеть вузов, не вошедших в число федеральных и национальных исследовательских университетов»[3] Это значит, что что уже в 2011 г. предполагалось, что большинство вузов, не входящих в спи- сок «элитных», будет закрыто.

Сокращение числа вузов[4]

Осенью 2012 года Министерство образования провело оценку 502 российских государственных вузов (учитывался средний балл ЕГЭ у первокурсников, уровень инфраструктуры и т. д.). В итоге 136 учебных заведений были признаны неэффективными, самым проблемным из них пообещали «реорганизацию» — закрытие с присоединением к другому вузу[5]. К маю 2013 года был подготовлен план сокращения числа вузов[6].

Реформирование системы высшего профессионального образования (ВПО), связанная с ним оптимизация числа вузов наложилось на демографический кризис в России («демографическую яму»), следствием которой стало уменьшение числа выпускников школ. Соответственно, произошло уменьшение числа абитуриентов и студентов, а поэтому — нужно меньше преподавателей в вузах.

Причины проблем связаны с кризисом рождаемости в 1990-е годы. Реформирование высшего профессионального образования предполагают ревизию вузов и их научно-педагогического состава[7]. Простое решение путем сокращения преподавателей пенсионного возраста приводит к возникновению новых проблем организационного и социально-психологического характера.


Сокращение научно-педагогического состава вузов[8][9][10]

Критика

8 мая 2010 года данный законопроект был подписан Президентом РФ Дмитрием Медведевым и превратился в закон № 83-ФЗ. Согласно новому закону с 1 января 2011 года большая часть нынешних бюджетных учреждений переводится на новую систему финансирования — так называемую систему гос. заказа и перестает получать обязательное государственное финансирование. Подобная законодательная инициатива встретила недовольство родителей и педагогов[11]. Заместитель министра образования и науки Владимир Миклушевский сказал, что количество предметов и часов, которые изучает школьник в рамках бесплатного курса основной образовательной программы, «закреплены в госстандарте»[12]. Однако проект, который по утверждению министра образования А. А. Фурсенко, должен быть принят в ноябре 2010 года[13], то есть за месяц до вступления в силу самого закона, не содержит количества обязательных часов по каждому из предметов, да и предметы описывает относительно[14].

По словам Ирины Прохоровой[15],

…происходит сокращение обязательной программы, где нет ни физики, ни химии, уменьшается количество литературы. Здравый смысл подсказывает, что при сокращении базовых предметов хорошее образование неизбежно станет платным.

Подобные опасения высказывает и педагог и общественный деятель Евгений Бунимович. По его словам, образование должно сглаживать, а не усиливать и без того огромное имущественное неравенство в России[16].

Теперь доступ к достойному образованию для малоимущих закрыт, посторонним вход запрещён.

Общественность продолжает бороться против коммерциализации бюджетной сферы, в том числе реформы образования. Против выступают педагоги[18][19] и родители[20][21][22] городов по всей России. В ряде случаев эти акции влекут за собой реакцию со стороны правоохранительных органов. Например, 1 апреля 2012 года в Уссурийске были задержаны два жителя Владивостока Николай Соснов и Виктор Потапейко. Полицейские изъяли у них листовки с критикой правительственного законопроекта об образовании и рассказом об альтернативном проекте об образовании, подготовленном депутатом Государственной Думы Олегом Смолиным. В связи с инцидентом Смолин направил министру внутренних дел депутатский запрос[23].

Родители школьников обсуждают информацию, поступающую от директоров школ о том, что в бесплатный лимит (гос.заказ), скорее всего, войдут лишь 2 часа русского языка в неделю, 2 часа математики, 3 часа физкультуры и 3 часа основ православной культуры (так называемая ОПК, светская этика или уроки по другим конфессиям, в зависимости от школы). Такой эксперимент, по словам некоторых родителей, уже начался в Южном административном округе Москвы.

См. также

Примечания

  1. ↑ Путин: Сокращения среди учителей неизбежны
  2. Дружилов С.А. Бакалавр: проблемы подготовки и использования на производстве // Человек и труд. — 2011. — № 5. — С. 60-62.
  3. ↑ Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 г.. ГАРАНТ.РУ Информационно-правовой портал.
  4. Дружилов С.А. Вектор реформирования высшего образования и перспективы развития страны // Ценности и смыслы. — 2013. — № 1 (23). — С. 46-57.
  5. ↑ Куда впадают ректоры
  6. ↑ План по сокращению числа вузов будет готов к маю 2013
  7. Дружилов С.А. Демографическая «яма» в России и грядущая безработица преподавателей вузов // Социология образования. — 2012. — № 8. — С. 62-73.
  8. Дружилов С.А. Управленческие проблемы при конфликтных ситуациях на кафедре в условиях реформирования вуза // Университетское управление: практика и анализ. — 2011. — № 3. — С. 68-74.
  9. ↑ Фурсенко прогнозирует массовое увольнение преподавателей
  10. ↑ В России грядут массовые увольнения преподавателей вузов
  11. ↑ У СКК начинается митинг против платного образования
  12. ↑ Миклушевский заявил, что госстандарт «закрепляет» количество предметов и часов, которые изучаются в рамках бесплатного курса основной программы
  13. ↑ Фурсенко: новые образовательные стандарты будут приняты до конца года
  14. ↑ Проект стандарта общего образования
  15. ↑ Ирина Прохорова: «Государство не может понять, чего оно хочет от образования» | Forbes.ru
  16. ↑ Евгений Бунимович: в мире идёт конкуренция за мозги
    Вот что должна делать школа? Она должна выравнивать эти возможности или усилять? Я считаю, что модель услуг, которая предлагается сегодня, она только это усиляет. Потому что в школе вводится (ну, я уже не говорю про вузы, там она еще хуже), в школах вводится часть бесплатная и часть платная. Значит, естественно, платная часть, я имею в виду дополнительные, факультативы, там как угодно их называйте, она для тех, кто может платить.
  17. ↑ Юнна Мориц: Быть «жертвой режима» — это не мой жанр — Игорь Вирабов — Российская газета
  18. ↑ Преподаватели выступили против нового стандарта
  19. ↑ Барнаульские педагоги выступили против закона о реформировании бюджетной сферы
  20. ↑ В Петербурге прошла акция против реформы бюджетной сферы
  21. ↑ В России проходят митинги в защиту бесплатного образования
  22. ↑ Не хочу, чтобы мои дети учились платно!
  23. ↑ Полиция Уссурийска борется с законопроектом депутата Госдумы

Литература

Ссылки

wiki.sc

Общее образование в России — Википедия

«Золотая» медаль выпускника средней школы (2011)

Общее образование в России — вид образования в России, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования[1]. Общее образование реализуется по уровням образования[2].

Статья 43 Конституции Российской Федерации гарантирует общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Уровни общего образования

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

Отнесение дошкольного образования к общему стало главным отличием от деления образования, принятого в Законе Российской Федерации «Об образовании» 1992 года и тем самым расширило понятие общего образования в России.

Виды организаций, реализующих программы общего образования

Программы общего образования могут реализовывать как государственные и муниципальные образовательные учреждения, так и частные дошкольные организации (программы дошкольного образования) и образовательные организации общего образования (программы дошкольного образования, начального, основного и среднего общего образования). Эти организации осуществляют образовательные программы по данным программам в качестве основного вида деятельности. Как дополнительную к основной образовательной деятельности программы общего образования могут реализовывать профессиональные образовательные организации (колледжи, ПТУ, техникумы, профессиональные лицеи) и организации высшего образования (вузы).

Образовательную деятельность по программам общего образования в качестве дополнительного вида деятельности могут осуществлять

  • организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых,
  • организации, осуществляющие социальное обслуживание,
  • загранучреждение Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Остальные юридические лица в качестве дополнительной из общеобразовательных программ могут осуществлять только образовательную деятельность по программам дошкольного образования[3].

Организация и содержание общего образования

Контрольная работа

Формирование содержания образования — сложный составной процесс. В целом содержание образования определяет федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), утверждаемый Министерством образования и науки Российской Федерации. На его основе формируется примерная основная общеобразовательная программа (ПООП), которая уточняет и конкретизирует положения ФГОС в рамках образовательного процесса в школе (конкретное распределение предметов по классам, количество часов по ним, общие требования к графику учебного процесса и т. д.). Непосредственное содержание образования с учётом региональных и местных особенностей и потребностей обучающихся определяет конкретная образовательная организация в своей основной общеобразовательной программе, разрабатываемой в соответствии с ФГОС и с учётом ПООП[4].

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность[5].

Общее образование может быть получено как в образовательных организациях, так и вне их. В образовательных организациях образование может быть получено по очной, очно-заочной или заочной формам обучения. Вне указанных организаций образование может получено как в форме семейного образования, так и в форме самообразования. Законом допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Но ФГОС может быть установлено ограничение на получение конкретного уровня общего образования в той или иной форме получения образования или по форме обучения[4].

Сроки обучения по каждому уровню образования устанавливаются ФГОС. Для различных форм обучения и отдельных категорий обучающихся, а также при использовании различных образовательных технологий могут быть установлены и разные сроки освоения одних и тех же образовательных программ, что также определяется ФГОС[4].

В 2009—2012 годах были утверждены федеральные государственные образовательные стандарты по всем уровням общего образования (в то время ещё без дошкольного образования, по которому были приняты федеральные государственные требования)[6]. Новшеством этих стандартов является ориентированность на результат и развитие универсальных учебных действий[7]. Стандарты устанавливают следующие типы требований к результатам обучающихся:

  • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
  • метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
  • предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира[6].

Финансовое обеспечение общего образования

Государственное финансирование общего образования, как и всего образования в целом, осуществляется на нормативной основе в соответствии с государственным заданием на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования, выдаваемым органами государственной власти субъектов федерации. Нормативные затраты определяются ими по каждому уровню образования в соответствии с ФГОС в расчёте на одного обучающегося и с учётом различных форм обучения и реализации образовательных программ, в том числе и с использованием различных образовательных технологий, типов образовательных организаций, создания в образовательных организациях особых условий для обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также безопасных условий обучения и воспитания и охраны здоровья обучающихся. Также нормативы должны включать затраты на оплату труда и обеспечение повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников в соответствии с особенностями реализуемых программ и новыми требованиями к их осуществлению. В связи с этим размер нормативных затрат может различаться. Но при этом должен быть фактически обеспечен уровень заработной платы педагогических работников в сравнении с уровнем средней заработной платы в субъекте федерации — уровень зарплаты педагогических работников исходя из норматива не должен быть ниже уровня средней заработной платы в соответствующем субъекте федерации[8].

В малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций сельских населённых пунктов, реализующих основные общеобразовательные программы, нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования должны предусматривать в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся[8].

Также в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» на государственное финансирование могут рассчитывать и частные образовательные организации. Субсидии на возмещение затрат частных общеобразовательных организаций рассчитываются с учётом аналогичных нормативов для государственных и муниципальных учреждений[8].

Родителям, которые вместо обучения ребенка в школе решили учить его дома самостоятельно по государственным образовательным стандартам (семейное образование) положено государственное пособие, но оно не выплачивается на практике (в Москве его по состоянию на 2017 год не выплачивают)[9].

Качество среднего образования в России

Одним из самых авторитетных исследований в области среднего образования в разных странах мира является исследование PISA, проводимое ОЭСР в сотрудничестве с ведущими мировыми образовательными центрами. В этом исследовании участвуют страны-участницы ОЭСР и страны, сотрудничающие с этой организацией, в том числе и Россия. В 2009 году РФ заняла 41 место из 65 возможных, оказавшись ниже не только среднего уровня по ОЭСР, но Турции и ОАЭ[10].

См. также

Примечания

wikipedia.green

Общее образование в России — Википедия

«Золотая» медаль выпускника средней школы (2011)

Общее образование в России — вид образования в России, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования[1]. Общее образование реализуется по уровням образования[2].

Статья 43 Конституции Российской Федерации гарантирует общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Уровни общего образования[править]

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

Отнесение дошкольного образования к общему стало главным отличием от деления образования, принятого в Законе Российской Федерации «Об образовании» 1992 года и тем самым расширило понятие общего образования в России.

Виды организаций, реализующих программы общего образования[править]

Программы общего образования могут реализовывать как государственные и муниципальные образовательные учреждения, так и частные дошкольные организации (программы дошкольного образования) и образовательные организации общего образования (программы дошкольного образования, начального, основного и среднего общего образования). Эти организации осуществляют образовательные программы по данным программам в качестве основного вида деятельности. Как дополнительную к основной образовательной деятельности программы общего образования могут реализовывать профессиональные образовательные организации (колледжи, ПТУ, техникумы, профессиональные лицеи) и организации высшего образования (вузы).

Образовательную деятельность по программам общего образования в качестве дополнительного вида деятельности могут осуществлять

  • организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых,
  • организации, осуществляющие социальное обслуживание,
  • загранучреждение Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Остальные юридические лица в качестве дополнительной из общеобразовательных программ могут осуществлять только образовательную деятельность по программам дошкольного образования[3].

Организация и содержание общего образования[править]

контрольная работа

Формирование содержания образования — сложный составной процесс. В целом содержание образования определяет федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), утверждаемый Министерством образования и науки Российской Федерации. На его основе формируется примерная основная общеобразовательная программа (ПООП), которая уточняет и конкретизирует положения ФГОС в рамках образовательного процесса в школе (конкретное распределение предметов по классам, количество часов по ним, общие требования к графику учебного процесса и т. д.). Непосредственное содержание образования с учётом региональных и местных особенностей и потребностей обучающихся определяет конкретная образовательная организация в своей основной общеобразовательной программе, разрабатываемой в соответствии с ФГОС и с учётом ПООП[4].

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность[5].

Общее образование может быть получено как в образовательных организациях, так и вне их. В образовательных организациях образование может быть получено по очной, очно-заочной или заочной формам обучения. Вне указанных организаций образование может получено как в форме семейного образования, так и в форме самообразования. Законом допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Но ФГОС может быть установлено ограничение на получение конкретного уровня общего образования в той или иной форме получения образования или по форме обучения[4].

Сроки обучения по каждому уровню образования устанавливаются ФГОС. Для различных форм обучения и отдельных категорий обучающихся, а также при использовании различных образовательных технологий могут быть установлены и разные сроки освоения одних и тех же образовательных программ, что также определяется ФГОС[4].

В 2009—2012 годах были утверждены федеральные государственные образовательные стандарты по всем уровням общего образования (в то время ещё без дошкольного образования, по которому были приняты федеральные государственные требования)[6]. Новшеством этих стандартов является ориентированность на результат и развитие универсальных учебных действий[7]. Стандарты устанавливают следующие типы требований к результатам обучающихся:

  • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
  • метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
  • предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира[6].

Финансовое обеспечение общего образования[править]

Государственное финансирование общего образования, как и всего образования в целом, осуществляется на нормативной основе в соответствии с государственным заданием на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования, выдаваемым органами государственной власти субъектов федерации. Нормативные затраты определяются ими по каждому уровню образования в соответствии с ФГОС в расчёте на одного обучающегося и с учётом различных форм обучения и реализации образовательных программ, в том числе и с использованием различных образовательных технологий, типов образовательных организаций, создания в образовательных организациях особых условий для обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также безопасных условий обучения и воспитания и охраны здоровья обучающихся. Также нормативы должны включать затраты на оплату труда и обеспечение повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников в соответствии с особенностями реализуемых программ и новыми требованиями к их осуществлению. В связи с этим размер нормативных затрат может различаться. Но при этом должен быть фактически обеспечен уровень заработной платы педагогических работников в сравнении с уровнем средней заработной платы в субъекте федерации — уровень зарплаты педагогических работников исходя из норматива не должен быть ниже уровня средней заработной платы в соответствующем субъекте федерации[8].

В малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций сельских населённых пунктов, реализующих основные общеобразовательные программы, нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования должны предусматривать в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся[8].

Также в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» на государственное финансирование могут рассчитывать и частные образовательные организации. Субсидии на возмещение затрат частных общеобразовательных организаций рассчитываются с учётом аналогичных нормативов для государственных и муниципальных учреждений[8].

Качество среднего образования в России[править]

Одним из самых авторитетных исследований в области среднего образования в разных странах мира является исследование PISA, проводимое ОЭСР в сотрудничестве с ведущими мировыми образовательными центрами. В этом исследовании участвуют страны-участницы ОЭСР и страны, сотрудничающие с этой организацией, в том числе и Россия. В 2009 году РФ заняла 41 место из 65 возможных, оказавшись ниже не только среднего уровня по ОЭСР, но Турции и ОАЭ[9].

  1. ↑ Статья 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. 2,02,1 Статья 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  3. ↑ Статья 31 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  4. 4,04,14,2 Майоров А. Н. Нормативные основы отбора содержания образования в школах России // Портал «Реализация Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“».
  5. ↑ Статья 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
  6. 6,06,1 Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
  7. ↑ Министерство образования и науки Российской Федерации
  8. 8,08,18,2 Вавилов А. И. Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и общее образование // Портал «Реализация Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“».
  9. ↑ http://www.oecd.org/dataoecd/54/12/46643496.pdf
  Образование в России
Уровни, виды и направления образования (с указанием программ каждого уровня и вида)
Общее образование Дошкольное образование • Начальное общее образование • Основное общее образование • Среднее общее образование
Профессиональное образование Среднее профессиональное образование (программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих • программы подготовки специалистов среднего звена) • Высшее образование (программы бакалавриата • программы специалитета • программы магистратуры • программы подготовки кадров высшей квалификации (ранее – послевузовское профессиональное образование) – программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре • программы асситентуры-стажировки • программы ординатуры)
Дополнительное образование Дополнительное образование детей и взрослых (предпрофильные программы • общеразвивающие программы) • Дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации • программы профессиональной переподготовки)
Профессиональное обучение Программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих • Программы повышения квалификации рабочих, служащих
Направления образования в России Бизнес-образование • Военное образование в России • Духовное образование • Медицинское и фармацевтическое образование • Образование в области искусств • Образование в области физической культуры и спорта • Образование на языках народов России • Социальное образование • Строительное образование • Юридическое образование в России
Организация образования в России
Типы образовательных организаций Дошкольная образовательная организация (ясли, детский сад) • Общеобразовательная организация (школа, гимназия, прогимназия, школа-интернат, кадетский корпус) • Профессиональная образовательная организация (колледж, техникум, профессиональный лицей, ПТУ) • Образовательные организации высшего образования (вуз, институт, академия, университет, национальный исследовательский университет, федеральный университет) • Организация дополнительного образования (учреждения дополнительного образования детей) • Организация дополнительного профессионального образования (институт повышения квалификации, факультет повышения квалификации)
Организационное и учебно-методическое
сопровождение образования в России
Органы управления образованием в России (федеральный уровень • региональный уровень • муниципальный уровень) • ФГОС • УМО вузов по направлениям подготовки и специальностям • Лицензирование образовательной деятельности • Аккредитация • Государственный контроль (надзор) в сфере образования • Аттестация выпускников (ЕГЭ, Государственная (итоговая) аттестация, итоговая государственная аттестация студентов вузов)
Реформа образования в России Болонский процесс • ЕГЭ • Инклюзивное образование • Стандартизация образования
История образования в России
Этапы Образование в Древней Руси • Образование в Российской империи • Образование в СССР • Реформа образования в России • История высшего образования в России

wp.wiki-wiki.ru

Общее образование в России — Википедия

«Золотая» медаль выпускника средней школы (2011)

Общее образование в России — вид образования в России, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования[1]. Общее образование реализуется по уровням образования[2].

Статья 43 Конституции Российской Федерации гарантирует общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Уровни общего образования[править]

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

Отнесение дошкольного образования к общему стало главным отличием от деления образования, принятого в Законе Российской Федерации «Об образовании» 1992 года и тем самым расширило понятие общего образования в России.

Виды организаций, реализующих программы общего образования[править]

Программы общего образования могут реализовывать как государственные и муниципальные образовательные учреждения, так и частные дошкольные организации (программы дошкольного образования) и образовательные организации общего образования (программы дошкольного образования, начального, основного и среднего общего образования). Эти организации осуществляют образовательные программы по данным программам в качестве основного вида деятельности. Как дополнительную к основной образовательной деятельности программы общего образования могут реализовывать профессиональные образовательные организации (колледжи, ПТУ, техникумы, профессиональные лицеи) и организации высшего образования (вузы).

Образовательную деятельность по программам общего образования в качестве дополнительного вида деятельности могут осуществлять

  • организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых,
  • организации, осуществляющие социальное обслуживание,
  • загранучреждение Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Остальные юридические лица в качестве дополнительной из общеобразовательных программ могут осуществлять только образовательную деятельность по программам дошкольного образования[3].

Организация и содержание общего образования[править]

контрольная работа

Формирование содержания образования — сложный составной процесс. В целом содержание образования определяет федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), утверждаемый Министерством образования и науки Российской Федерации. На его основе формируется примерная основная общеобразовательная программа (ПООП), которая уточняет и конкретизирует положения ФГОС в рамках образовательного процесса в школе (конкретное распределение предметов по классам, количество часов по ним, общие требования к графику учебного процесса и т. д.). Непосредственное содержание образования с учётом региональных и местных особенностей и потребностей обучающихся определяет конкретная образовательная организация в своей основной общеобразовательной программе, разрабатываемой в соответствии с ФГОС и с учётом ПООП[4].

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность[5].

Общее образование может быть получено как в образовательных организациях, так и вне их. В образовательных организациях образование может быть получено по очной, очно-заочной или заочной формам обучения. Вне указанных организаций образование может получено как в форме семейного образования, так и в форме самообразования. Законом допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Но ФГОС может быть установлено ограничение на получение конкретного уровня общего образования в той или иной форме получения образования или по форме обучения[4].

Сроки обучения по каждому уровню образования устанавливаются ФГОС. Для различных форм обучения и отдельных категорий обучающихся, а также при использовании различных образовательных технологий могут быть установлены и разные сроки освоения одних и тех же образовательных программ, что также определяется ФГОС[4].

В 2009—2012 годах были утверждены федеральные государственные образовательные стандарты по всем уровням общего образования (в то время ещё без дошкольного образования, по которому были приняты федеральные государственные требования)[6]. Новшеством этих стандартов является ориентированность на результат и развитие универсальных учебных действий[7]. Стандарты устанавливают следующие типы требований к результатам обучающихся:

  • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
  • метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
  • предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира[6].

Финансовое обеспечение общего образования[править]

Государственное финансирование общего образования, как и всего образования в целом, осуществляется на нормативной основе в соответствии с государственным заданием на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования, выдаваемым органами государственной власти субъектов федерации. Нормативные затраты определяются ими по каждому уровню образования в соответствии с ФГОС в расчёте на одного обучающегося и с учётом различных форм обучения и реализации образовательных программ, в том числе и с использованием различных образовательных технологий, типов образовательных организаций, создания в образовательных организациях особых условий для обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также безопасных условий обучения и воспитания и охраны здоровья обучающихся. Также нормативы должны включать затраты на оплату труда и обеспечение повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников в соответствии с особенностями реализуемых программ и новыми требованиями к их осуществлению. В связи с этим размер нормативных затрат может различаться. Но при этом должен быть фактически обеспечен уровень заработной платы педагогических работников в сравнении с уровнем средней заработной платы в субъекте федерации — уровень зарплаты педагогических работников исходя из норматива не должен быть ниже уровня средней заработной платы в соответствующем субъекте федерации[8].

В малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций сельских населённых пунктов, реализующих основные общеобразовательные программы, нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования должны предусматривать в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся[8].

Также в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» на государственное финансирование могут рассчитывать и частные образовательные организации. Субсидии на возмещение затрат частных общеобразовательных организаций рассчитываются с учётом аналогичных нормативов для государственных и муниципальных учреждений[8].

Качество среднего образования в России[править]

Одним из самых авторитетных исследований в области среднего образования в разных странах мира является исследование PISA, проводимое ОЭСР в сотрудничестве с ведущими мировыми образовательными центрами. В этом исследовании участвуют страны-участницы ОЭСР и страны, сотрудничающие с этой организацией, в том числе и Россия. В 2009 году РФ заняла 41 место из 65 возможных, оказавшись ниже не только среднего уровня по ОЭСР, но Турции и ОАЭ[9].

  1. ↑ Статья 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. 2,02,1 Статья 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  3. ↑ Статья 31 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  4. 4,04,14,2 Майоров А. Н. Нормативные основы отбора содержания образования в школах России // Портал «Реализация Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“».
  5. ↑ Статья 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
  6. 6,06,1 Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
  7. ↑ Министерство образования и науки Российской Федерации
  8. 8,08,18,2 Вавилов А. И. Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и общее образование // Портал «Реализация Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“».
  9. ↑ http://www.oecd.org/dataoecd/54/12/46643496.pdf
  Образование в России
Уровни, виды и направления образования (с указанием программ каждого уровня и вида)
Общее образование Дошкольное образование • Начальное общее образование • Основное общее образование • Среднее общее образование
Профессиональное образование Среднее профессиональное образование (программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих • программы подготовки специалистов среднего звена) • Высшее образование (программы бакалавриата • программы специалитета • программы магистратуры • программы подготовки кадров высшей квалификации (ранее – послевузовское профессиональное образование) – программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре • программы асситентуры-стажировки • программы ординатуры)
Дополнительное образование Дополнительное образование детей и взрослых (предпрофильные программы • общеразвивающие программы) • Дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации • программы профессиональной переподготовки)
Профессиональное обучение Программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих • Программы повышения квалификации рабочих, служащих
Направления образования в России Бизнес-образование • Военное образование в России • Духовное образование • Медицинское и фармацевтическое образование • Образование в области искусств • Образование в области физической культуры и спорта • Образование на языках народов России • Социальное образование • Строительное образование • Юридическое образование в России
Организация образования в России
Типы образовательных организаций Дошкольная образовательная организация (ясли, детский сад) • Общеобразовательная организация (школа, гимназия, прогимназия, школа-интернат, кадетский корпус) • Профессиональная образовательная организация (колледж, техникум, профессиональный лицей, ПТУ) • Образовательные организации высшего образования (вуз, институт, академия, университет, национальный исследовательский университет, федеральный университет) • Организация дополнительного образования (учреждения дополнительного образования детей) • Организация дополнительного профессионального образования (институт повышения квалификации, факультет повышения квалификации)
Организационное и учебно-методическое
сопровождение образования в России
Органы управления образованием в России (федеральный уровень • региональный уровень • муниципальный уровень) • ФГОС • УМО вузов по направлениям подготовки и специальностям • Лицензирование образовательной деятельности • Аккредитация • Государственный контроль (надзор) в сфере образования • Аттестация выпускников (ЕГЭ, Государственная (итоговая) аттестация, итоговая государственная аттестация студентов вузов)
Реформа образования в России Болонский процесс • ЕГЭ • Инклюзивное образование • Стандартизация образования
История образования в России
Этапы Образование в Древней Руси • Образование в Российской империи • Образование в СССР • Реформа образования в России • История высшего образования в России

www.wiki-wiki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *