Внешний и внутренний государственный долг – 4.Внутренний и Внешний государственный долг

Содержание

Внешний и внутренний государственный долг

Понятие государственного долга

Пожалуй, будет довольно трудно найти страну, которая не прибегала бы к привлечению средств из внешних или внутренних источников финансирования. В целом, кредит нельзя считать каким-то «абсолютным злом», поскольку рационально использованные кредиты и займы могут в значительной мере ускорять экономическое развитие, делать более эффективным и динамичным процесс расширенного воспроизводства, решать многие социальные и экономические проблемы и т. д.

В то же время, значительный государственный долг — это тяжелое бремя, которое может осложнять нормальное функционирование экономической системы. Рост госдолга уменьшает запас капитала в экономической системе (так как, например, обладатель сбережений, вместо того, чтобы инвестировать средства в экономику через покупку акций различных компаний или кредитования расширенного воспроизводства, покупает государственные облигации, финансируя тем самым государство и его нужды).

Определение 1

Государственным долг

– это все непогашенные долговые обязательства государства (в то числе: процентные платежи, по отношению к институтам и частным лицам, негосударственному сектору, а также к иностранным государствам).

Госдолг, в зависимости от места происхождения кредитных ресурсов, можно подразделить на:

  • внутренний (государственная задолженность фирмам, учреждениям, гражданам данной страны)
  • внешний (задолженность нерезидентам).

Текущий и капитальный государственный долг

Государственный долг также классифицируется на текущий и капитальный.

Капитальный государственный долг собой представляет сумму выпущенных и непогашенных государственных долговых обязательств (в том числе и начисленные проценты).

Текущий государственный долг включает выплаты кредиторам по всем государственным долговым обязательствам, а также погашение тех обязательств, срок выплат по которым уже наступил.

Внешний государственный долг

Определение 2

Внешний государственный долг — это долг зарубежным странам, фирмам и частным лицам.

Внешний долг часто может являться большим бременем для государств (особенно с развивающейся экономикой). Часто, при этом, кредитор (например, Международный валютный фонд) для того чтобы предоставить кредит, требует неукоснительного выполнения самых различных условий (вплоть до изменений в законодательстве, проведения структурных реформ, повышения пенсионного возраста и т. д.).

Проблема внешнего долга во многом зависит от его структуры, актуальности к погашению, от развития и конкурентоспособности экономики, наличия золотовалютных резервов и т. д.

Внешний долг страны — это само по себе явление весьма распространенное. Говоря о внешнем долге, его обычно сравнивают с объемом валового внутреннего продукта страны (то есть, его величину озвучивают чаще всего не в абсолютных, а в относительных цифрах). Для развитых стран критический уровень внешней долга составляет свыше 60 % от ВВП.

Основные инструменты внешнего заимствования:

  • выпуск государственных облигаций
  • прямые займы у международных финансовых институтов (Международный валютны фонд, Всемирный банк и т. д.)

Внутренний государственный долг

Определение 3

Внутренний долг представляет собой долг государства фирмам и населению страны.

Долговые обязательства могут обладать следующей формой:

  • государственных займов, осуществленных через выпуск ценных бумаг
  • кредитов, полученных государством
  • иных долговых обязательств.

Долговые обязательства могут быть:

  • краткосрочными (до 1 г.)
  • среднесрочными (1-5 лет)
  • долгосрочными (более 5 лет).

Основные долговые обязательства государства, обеспеченные Правительством Российской Федерации, включают следующее:

  • государственные долгосрочные облигации
  • государственные краткосрочные облигации (ГКО)
  • облигации внутреннего государственного валютного займа
  • облигации государственного сберегательного займа
  • казначейские векселя и обязательства.

spravochnick.ru

Государственный внутренний и внешний долг

Сложно найти такую страну, которая бы, проводя экономические преобразования, не прибегала к помощи внешних источников финансирования.  Правильно использованные иностранные займы и кредиты ускоряют экономическое развитие, решают некоторую часть социально-экономических проблем. 

Понятие государственного долга

Каждая страна имеет определенный уровень расходов, и когда собственными силами их не удается покрыть, возникает бюджетный дефицит. В связи с этим появляется необходимость в привлечении дополнительных средств, которые вкупе и составляют государственный долг. Под ним понимаются все виды долговых обязательств Российской Федерации, которые возникли несколько лет назад или только что, перед теми или иным  кредиторами. Сюда же относятся обязательства по предоставлению РФ государственных гарантий, выраженных в валюте страны (рублях). Обслуживание государственного долга проявляется в выплате всех основных сумм долга и процентов по нему. Если говорить простым языком, то государственный долг – это та величина, которую государство должно всем своим кредитором. 

Государственный внутренний и внешний долг

В настоящее время существует несколько классификаций государственного долга. По одной из них выделяют государственный внутренний и внешний долг.

Государственный внутренний долг РФ – это та часть долга, которая касается внутренних займов и других долговых обязательств перед кредиторами-резидентами. Такой долг рассматривают как заем населения самому себе. При этом он не оказывает влияния на общий размер совокупного богатства нации. Следует отметить, что внутренний государственный долг скорее является правилом в экономике, нежели исключением. Его наличие существование вполне нормально, за исключением тех случаев, когда его сумма становится очень высокой. Если говорить более точно, то государственный внутренний долг РФ состоит из следующего: номинальной суммы по ценным бумагам РФ, объема основного долга по кредитам, полученным РФ, объема основного долга по бюджетным кредитам и ссудам, которые были получены государством от бюджетов иных уровней,  а также из объема обязательств РФ по государственным обязательствам, предоставленным ею самой.

Государственный внешний долг России – это та часть государственного долга, которая касается внешних займов и прочих обязательств РФ перед кредиторами-нерезидентами. Внешний долг включает в себя обязательства Правительства РФ, выраженные в иностранной валюте. То, что у России имеется внешний долг – это также вполне нормальное явление, и не только для нее, но и для любой другой страны. Правда, есть границы, выйдя за которые, государственный внешний долг становится достаточно опасным. Большое количество внешних займов может привести к тому, что страна начнет зависеть от кредиторов. Международный банк реконструкции и развития классифицирует внешнюю задолженность следующим образом: низкий ее уровень должен быть менее 18% по отношению к экспорту товаров и услуг, умеренный – 18-30%. Соответственно более высокие показатели носят угрожающий характер для развития экономики и государства в целом.

Государственный внутренний и внешний долг представляет собой характеристику результативности всех кредитных операций, которые были совершены государством. Его динамика, абсолютная величина и темпы изменений являются отражением состояния экономики и финансовой системы, а также того, насколько эффективно функционирует государственная структура.

Таким образом, государственный внутренний и внешний долг является нормальным явлением для современного развития Российской Федерации. Он просто необходим в том случае, если не хватает собственных средств на развитие новых отраслей производства или когда нужно как можно быстрее вывести  экономику их тяжелого положения. 

fb.ru

29. Понятие, виды и показатели государственного долга. Внутренний и внешний государственный долг. Управление государственным долгом.

Государственный долг

 — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета.

различают два типа государственного долга

  • Внутренний — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.

  • Внешний — задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.

В случае конвертируемой валюты, все кредиторы (держатели облигаций), как внутренние, так и внешние, имеют равные права, и государственный долг на внутренний и внешний не разделяется.

Показатели, характеризующие госдолг

Все они базируются на трех основных данных:

· нетто-задолженности, представляющей собой сумму кредитов, полученных государством за определенный период, за вычетом суммы погашенных за этот период займов

· на совокупном объеме государственного долга;

· величине расходов по обслуживанию и оплате внутреннего и внешнего долга.

Общая величина долга государства представляет собой сумму всех нетто-задолженностей в прошлом.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.  Внешний государственный долг — это составная часть государственного долга по внешним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-нерезидентами.  Внутренний государственный долг — это составная часть государственного долга по внутренним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-резидентами. Наличие внутреннего долга не является исключением в экономике, а скорее – правилом.

Управление государственным долгом – это система финансовых мероприятий, проводимая государством с целью погашения займов, а также выплат доходов по этим займам, изменениям сроков и условий выпущенных займов, выпуск очередных долговых обязательств. Это одно из приоритетных направлений финансовой политики государства.

На принятие решений по выбору методов управления госдолгом влияют, в основном, такие факторы: доля расходов на обслуживание госдолга в общей сумме расходных статей бюджета и процентное соотношение ВВП и суммы государственных заимствования. При оценке внешнего госдолга применяются показатели соотношения суммы внешних заимствований и объема экспорта и доли расходов, идущих на погашение внешнего госдолга к сумме выручки от экспорта.

Управление государственным долгом – это непрерывный процесс, в котором последовательно выделяются три этапа: 1 – размещение ценных бумаг с целью привлечения финансовых ресурсов, 2 – погашение госдолга, 3  — обслуживание госдолга.

Погашается госдолг за счет средств бюджета, золотовалютных резервов, денег, вырученных от продажи собственности государства, а также при помощи новых заимствований.

Взгляды представителей разных научных школ относительно влияния государственного долга на экономику государства и благосостояние населения имеют плюралистический характер. Так, А. Смит в собственной работе подчеркивал, что рост определенного государственного долга может вызвать некое банкротство государства, например как заемщика. Д. Риккардо считал, что государственный долг приводит к отливу капитала, а дефицитное финансирование сокращает частные сбережения. Вообще вопрос государственного кредита, его преимущества и недостатки, до сих пор есть открытым.

studfiles.net

Государственный долг — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Госуда́рственный долг — общая сумма задолженности государства по непогашенным займам и не выплаченным по ним процентам. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учетом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий. Выплата процентов и постепенное погашение основного долга называется обслуживанием долга. Государственный долг и проценты по нему погашаются путем выкупа государством ценных бумаг за счет средств бюджета.
В зависимости от срока погашения государственный долг может быть текущим или капитальным.С учетом сферы размещения займов государственный долг делится на внутренний и внешний.
Внутренний долг — это задолженность государства перед юридическими и физическими лицами, выраженная в национальной валюте. Внутренний долг образуется вследствие возникновения дефицитов бюджета государства, то есть вследствие превышения расходов правительства над его доходами. Основными способами покрытия бюджетного дефицита являются эмиссия денег и государственные займы. Государство при этом становится должником по отношению к держателям облигаций государственного займа.
Основные причины возникновения внутреннего долга:
— выпуск ценных бумаг, осуществляемый государством для покрытия бюджетного дефицита; государство при этом становится должником по отношению к держателям облигаций государственного займа;
— получение государством кредитов от коммерческих банков и юридических лиц;
— предоставление бюджетных ссуд в рамках государственной бюджетной системы.Внешний долг — задолженность государства международным экономическим организациям, частным и государственным иностранным банкам и другим лицам, выраженная в иностранной валюте.
Внешний государственный долг возникает в результате прямых займов у международных кредитно-финансовых организаций и иностранных банков. Величина внешнего долга не должна превышать 80 % ВВП, а расходы на обслуживание долга по отношению к сумме экспорта не должны превышать 20 %. Пик российского государственного долга пришелся на 1998 год, когда он составил 146, 4 % ВВП.
Отрицательные последствия государственного долга связаны с тем, что выплаты процентов по внутреннему долгу увеличивают неравенство в доходах и требуют повышения налогов, что подрывает экономические стимулы развития производства, а также могут повышать общий уровень процентных ставок и вытеснять частное инвестиционное финансирование. Долговые обязательства государства могут быть как явными, так и неявными. К явным (или безусловным) обязательствам относятся привлеченные займы, кредиты и ссуды. Неявные (условные) обязательства образуются в процессе исполнения бюджета в виде задолженности по выплате зарплаты работникам бюджетной сферы или по оплате государственных заказов. К ним также относятся обязательства, выплаты по которым носят вероятностный характер (например, государственные гарантии). Наличие неявного долга усложняет процесс бюджетного планирования, вносит в него элемент неопределенности.Реструктуризация государственного долга – это пересмотр условий обслуживания долга (начисляемых процентов, общей суммы долга, сроков возврата и др.). Реструктуризация долга производится тогда, когда государство не может осуществлять выплаты на условиях, предусмотренных долговыми соглашениями, и появляется угроза банкротства заемщика.

megabook.ru

Внешний и внутренний государственный долг

Рост государственного долга — одно из наиболее опасных последствий бюджетного дефицита. Чтобы покрывать дефицит бюджета, правительство прибегает к кредитам и займам недостающих средств через размещение государственных ценных бумаг (векселей и облигаций и т. д.) внутри страны и за рубежом.

Накопленные таким образом заемные средства образуют государственный долг. Различают внешний и внутренний государственный долг.

Внешний долг— это государственный долг иностранным фирмам, организациям, гражданам. Этот долг ложится на экономику страны более тяжким бременем, так как выплаты должны производиться в определенный срок с процентами и, как правило, в твердой валюте, если товары неконкурентоспособны. Кроме того, кредитор, как правило, ставит определенные условия, после выполнения которых и предоставляются кредиты. Например, кредиты МВФ в 1990-е гг. предоставлялись России с условием, что правительство будет сокращать дефи-

цит государственного бюджета, не считаясь с тем, какие опасные последствия для экономики России может иметь такая жесткая финансовая политика.

Внутренний долг— это долг государства своим фирмам, гражданам, организациям. Он приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны, поскольку покупателями государственных ценных бумаг обычно являются лица с высокими доходами. В США, например, 1/3 процентного дохода по государственным займам получают 5 % американцев с наивысшими доходами.

Рост государственного долга влечет за собой негативные экономические последствия:

  • Существование внешнего долга предполагает передачу части созданного национального дохода за рубеж при его обслуживании (выплате процентов и сумм основного долга). Рост внешнего долга снижает международный авторитет страны и может привести к дефолту(отказу государства платить по своим долгам).

  • Выплата процентов по государственному долгу приводит к усилению неравенства доходов и росту темпов инфляции. Можно, конечно, выплачивать проценты держателям облигаций и за счет увеличения налогов, но это, в свою очередь, снижает объемы инвестиций. Выпуская займы, государство берет с кредитного рынка значительные денежные суммы, что ведет к удорожанию кредита для частного бизнеса. Это тормозит развитие экономики.

  • Рост государственного долга усиливает неуверенность домохозяйств и бизнеса в перспективах экономического и социального развития.

В ситуациях, когда дефицит государственного бюджета и государственный долг приобретают особо крупные размеры, правительство вынуждено выбирать на определенный период времени первый концептуальный подход к проблеме бюджетного дефицита, что подразумевает под собой следующие мероприятия:

  • рост налоговых поступлений;

  • всемерное сокращение государственных расходов: на оборону, государственное управление, сокращение дотаций из бюджета, свертывание социальных программ.

Внешний долг России медленно снижается, однако Россия всё ещё входит в число крупнейших стран-должников. Так, с 2002 г. до 2005 г. он снизился с 130,1 млрд. долл. до 110 млрд. долл. По отношению к ВВП государственный внешний долг составляет 40,5%, а по международным стандартам безопасный для экономики уровень должен быть не более 60%.

studfiles.net

Внешний и внутренний государственный долг

Рост государственного долга — одно из наиболее опасных последствий бюджетного дефицита. Чтобы покрывать дефицит бюджета, правительство прибегает к кредитам и займам недостающих средств через размещение государственных ценных бумаг (векселей и облигаций и т. д.) внутри страны и за рубежом.

Накопленные таким образом заемные средства образуют государственный долг. Различают внешний и внутренний государственный долг.

Внешний долг— это государственный долг иностранным фирмам, организациям, гражданам. Этот долг ложится на экономику страны более тяжким бременем, так как выплаты должны производиться в определенный срок с процентами и, как правило, в твердой валюте, если товары неконкурентоспособны. Кроме того, кредитор, как правило, ставит определенные условия, после выполнения которых и предоставляются кредиты. Например, кредиты МВФ в 1990-е гг. предоставлялись России с условием, что правительство будет сокращать дефи-

цит государственного бюджета, не считаясь с тем, какие опасные последствия для экономики России может иметь такая жесткая финансовая политика.

Внутренний долг— это долг государства своим фирмам, гражданам, организациям. Он приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны, поскольку покупателями государственных ценных бумаг обычно являются лица с высокими доходами. В США, например, 1/3 процентного дохода по государственным займам получают 5 % американцев с наивысшими доходами.

Рост государственного долга влечет за собой негативные экономические последствия:

  • Существование внешнего долга предполагает передачу части созданного национального дохода за рубеж при его обслуживании (выплате процентов и сумм основного долга). Рост внешнего долга снижает международный авторитет страны и может привести к дефолту(отказу государства платить по своим долгам).

  • Выплата процентов по государственному долгу приводит к усилению неравенства доходов и росту темпов инфляции. Можно, конечно, выплачивать проценты держателям облигаций и за счет увеличения налогов, но это, в свою очередь, снижает объемы инвестиций. Выпуская займы, государство берет с кредитного рынка значительные денежные суммы, что ведет к удорожанию кредита для частного бизнеса. Это тормозит развитие экономики.

  • Рост государственного долга усиливает неуверенность домохозяйств и бизнеса в перспективах экономического и социального развития.

В ситуациях, когда дефицит государственного бюджета и государственный долг приобретают особо крупные размеры, правительство вынуждено выбирать на определенный период времени первый концептуальный подход к проблеме бюджетного дефицита, что подразумевает под собой следующие мероприятия:

  • рост налоговых поступлений;

  • всемерное сокращение государственных расходов: на оборону, государственное управление, сокращение дотаций из бюджета, свертывание социальных программ.

Внешний долг России медленно снижается, однако Россия всё ещё входит в число крупнейших стран-должников. Так, с 2002 г. до 2005 г. он снизился с 130,1 млрд. долл. до 110 млрд. долл. По отношению к ВВП государственный внешний долг составляет 40,5%, а по международным стандартам безопасный для экономики уровень должен быть не более 60%.

studfiles.net

Внешний государственный долг

Государственный долг – под этим термином подразумеваются долговые обязательства, которые принимает на себя государство перед международными организациями, иностранными государствами, юрлицами и физлицами.

 

Различают внешний и внутренний государственный долг.

 

Внешний государственный долг – обязательства, которые страна несет перед нерезидентами и выплачивает в иностранной валюте

 

Под внутренним государственным долгом понимаются обязательства перед резидентами, выраженными в национальной валюте.

 

Иными словами, деление на внешний и внутренний долг (по действующему Бюджетному Кодексу России) производится по валюте займа.

 

О государственном долге

 

Государственный долг может носить:

 

  • Краткосрочный характер (срок – до 1 года включительно)
  • Среднесрочный характер (интервал от 1 до 5 лет)
  • Долгосрочный характер (срок – от 5 до 30 лет).

 

Соответственно, государственный долг погашается должником, согласно установленным срокам – при этом, длительность займа не может быть более тридцати лет. Как следствие, управление государственным долгом возложено на действующее правительство.

 

На примере Российской Федерации

 

Существует порог – максимальный объем государственного внешнего государственного долга. Объем определяется законом о федеральном бюджете, что принимается на очередной год. Согласно действующего законодательства России, ст. 106 Бюджетного кодекса РФ предусмотрен предельный уровень объема внешних государственных займов. Он не может превысить 1-годовой объем платежей по погашению, а также обслуживанию долга.

 

Помимо максимального объема государственного долга, правительство также утверждает программу внешних государственных заимствований. Программа отображает общее количество внешних заимствований из федерального бюджета на финансовый год. Также здесь обязательно указываются источники заимствования, цели, объем займа, а также сроки возврата. Отдельно в программе оговариваются государственные гарантии и займы, размер которых превышает отметку в 10 миллионов американских долларов (эквивалентная сумма).

 

Государственная гарантия

 

Под термином «государственная гарантия» понимается способ обеспечения правовых обязательств. Таким образом, РФ, выступая гарантом, предоставляет письменное обязательство о несении ответственности перед лицом, гарантию получившим, а также обязательств перед третьими лицами.

 

Вышеприведенный Закон о Федеральном бюджете на будущий год определяет максимально возможный размер суммы государственной гарантии. Сумма государственных гарантий, которая выражается в иностранной валюте, будет включена в состав внешнего государственного долга.

 

Министерство финансов РФ ведет государственные книги внешнего (а также внутреннего) долга России.

 

Государственная долговая книга

 

Сюда вносятся данные про общий объем долговых обязательств, которые имеет РФ, субъекты федерации, а также муниципальные образования. Данные про займ вносят в Государственную долговую книгу не более чем через трое суток со дня возникновения обязательства.

 

Чтобы снизить долговое бремя, правительство РФ может принять решение о реструктуризации внешнего государственного долга. Реструктуризация – это погашение старых долговых обязательств путем взятия нового заимствования (размер нового заимствования не может превышать объема погашаемой задолженности) и согласие на новые условия долгового обслуживания.

 

Инструменты управления

 

Правительство страны имеет несколько эффективных инструментов, которые позволяют им управлять государственным долгом. Всего их 4:

 

  • Конверсия внешнего долга
  • Конверсия государственного займа
  • Консолидация
  • Новация

 

Под термином «новация» понимают замену первоначального обязательства сторон на новое обязательство с другим способом исполнения.

 

Термин «консолидация» означает объединение нескольких займов в один долгосрочный. При этом изменяется процентная ставка.

 

Конверсия внешнего долга – это инструмент, используемый для сокращения внешнего долга путем выполнения перед кредиторами долговых обязательств. Конверсия предусматривает передачу кредиторам акций, а также векселей, выраженных в национальной валюте.

 

Конверсия государственного займа – инструмент, с помощью которого можно изменить первичные условия займа, которые касаются доходности. Наиболее часто при конверсии государственного займа правительство преследует цели снижения процентной ставки.

 

Программа предоставления кредитов иностранным государствам

 

Чтобы обеспечить собственные внешнеэкономические и внешнеполитические интересы, в РФ действует программа о предоставлении займов иностранным государствам. Предоставление кредитов утверждается в законе о федеральном бюджете, который составляется на будущий год.

 

В программу включены:

 

  • Перечень кредитов
  • Цели предоставления кредитов
  • Предоставляемые суммы
  • Получатели.

 

Если правительство приняло решение о реструктуризации кредита или его полном списании – это решение требует обязательной ратификации в Государственной думе.

 

О внешнем финансировании

 

Внешнее финансирование государства необходимо для привлечения дополнительных финансовых источников, что будут использованы для дополнительного финансирования государственных расходов и дефицита государственного бюджета в случае, если иные источники государственных средств были исчерпаны.

 

Иными словами, внешнее финансирование необходимо в случае, когда есть необходимость финансировать дефицит государственного бюджета и собственные расходы в случае, если мобилизовать такие средства внутри страны не представляется возможным.

 

Система управления государственным долгом

 

Разумеется, нельзя обойтись без системы управления долгами государства. Действующая система работает таким образом:

 

  • Погашаются проценты
  • Погашается капитальная сумма долга
  • В случае необходимости, происходит рефинансирование госдолга

 

Стандартный процент ссудных капиталов для государств-заемщиков на международном рынке составляет 4 года.

 

Рефинансирование государственного долга

 

Под этим термином понимается система мер, которая направлена на изменения условий взятых кредитов — процентов, объемов или сроков. Используются следующие инструменты:

 

 

Начнем с последнего. Под термином «аннуляция» подразумевают отмену долга. Может быть применена только при полном банкротстве страны (как должника)

 

Секьюритизация – инструмент, позволяющий перепродать облигации государственного займа на фондовой бирже.

 

Под термином «капитализация» понимается реструктурирование государственных облигаций в частные ценные бумаги (осуществляется путем перепродажи их на бирже)

 

Пролонгация предусматривает возможность продления долговых сроков, а также погашения процентов.

utmagazine.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *