Внешняя политика определение – Внешняя политика — это… Что такое Внешняя политика?

Внешняя политика, ее цели и задачи

Содержание:

1. Введение

2. Определение внешней политики

3. Функции, цели и средства реализации внешней политики

4. Направления внешней политики

5. Заключение

6. Список литературы

1. Введение

Для защиты своих национальных интересов любое государство проводит определенную (успешную или безуспешную) внешнюю политику. Это деятельность государства и других политических институтов общества по осуществлению своих интересов и потребностей на международной арене.

Внешняя политика являет собой продолжение внутренней политики, ее распространение на отношения с другими государствами. Как и внутренняя политика, она теснейшим образом связана с господствующим экономическим укладом, общественным и государственным строем общества и выражает их на мировой арене. Главная ее цель – обеспечение благоприятных международных условий для реализации интересов того или иного государства, обеспечения национальной безопасности и благополучия народа, предотвращение новой войны.

На основе внешнеполитической деятельности отдельных государств складываются определенные международные отношения, то есть совокупность экономических, политических, культурных, правовых, военных и других связей и взаимоотношений между народами, государствами, экономическими, политическими, научными, культурными религиозными организациями и учреждениями на международной арене.

2. Определение внешней политики

Внешняя политика – это общий курс государства в международных делах. Она регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, которые реализуются различными способами и методами. Внешняя политика любого государства тесно взаимосвязана с его внутренней политикой и должна отражать характер государственного и общественного строя. В этом случае она сочетает национальные интересы и ценности с общечеловеческими интересами и ценностями особенно в вопросах безопасности, сотрудничества и укрепления мира, в решении глобальных международных проблем, возникающих на пути социального прогресса.

Формирование внешней политики происходит по мере вызревания объективных потребностей данного общества или государства вступить в определенные взаимоотношения с внешним миром, то есть с другими обществами или государствами. Поэтому она появляется позднее, чем внутренняя политика. Обычно начинается с простого интереса: а что у них есть такого, чего у нас нет? И когда этот интерес становится осознанным, то он превращается уже в политику – в конкретные действия по его реализации.

3. Функции, цели и средства реализации внешней политики

Существует множество теорий внешней политики, которые по-разному объясняют ее основные цели и задачи, сущность и функции. Но есть и общая теория, на базе которой разрабатываются наиболее эффективные средства и методы достижения поставленных целей, осуществляется планирование и координация различных внешнеполитических мероприятий и акций.

В свою очередь планирование внешней политики означает перспективную разработку конкретных действий на международной арене и оно состоит из нескольких стадий. Во-первых, составляется прогноз вероятного развития системы международных отношений в целом или в отдельных регионах, а также отношений между данным государством и другими государствами. Такой прогноз является одним из самых сложных видов политического прогнозирования и он дается на основе анализа тенденций возможного изменения тех или иных элементов системы международных отношений. Это позволяет произвести достаточно точную оценку вероятностных последствий планируемых внешнеполитических действий. Во-вторых, определяются размеры ресурсов и средств, которые потребуются для решения выдвинутых внешнеполитических задач. В-третьих, устанавливаются первоочередные цели внешней политики данного государства по различным направлениям, исходя прежде всего из его экономических и политических интересов. В-четвертых, разрабатывается комплексная программа всех внешнеполитических мероприятий, которая обязательно утверждается правительством страны.

Из конкретных теорий внешней политики наиболее известной считается теория американского политолога Г. Моргентау. Он определяет внешнюю политику прежде всего как политику силы, в которой национальные интересы возвышаются над любыми международными нормами, принципами и поэтому сила (военная, экономическая, финансовая) превращается в основное средство достижения поставленных целей. Отсюда вытекает и его формула: “Цели внешней политики должны определяться в духе национальных интересов и поддерживаться силой”.

Приоритет национальных интересов служит двум задачам:

1. Придает внешней политике общую ориентацию

2. Становится критерием выбора в конкретных ситуациях

Таким образом, национальные интересы определяют как долговременные, стратегические цели, так и краткосрочные, тактические действия. Для оправдания использования силы Г. Моргентау вводит в оборот термин “баланс сил”, который известен еще с эпохи Возрождения. Под этим термином он подразумевает, во-первых, политику, направленную на определенную расстановку военной силы, во-вторых, описание любого действительного состояния сил в мировой политике, в-третьих, относительно равное распределение силы на международном уровне. Однако при таком подходе, когда руководствуются только собственными национальными интересами, взаимовыгодное сотрудничество может отойти на второй план, так как предпочтение отдается только конкуренции и борьбе. В конечном счете это та же древняя максима: хочешь мира – готовься к войне.

В конце ХХ века война не должна быть инструментом внешней политики, иначе нельзя гарантировать суверенное равенство всех государств, самоопределение народов в выборе пути развития, недопустимости захвата чужих территорий, установление справедливых и взаимовыгодных экономических и хозяйственных связей и т.п.

Современная мировая практика знает три основных способа обеспечения международной безопасности:

1. Сдерживание возможной агрессии при помощи различных форм давления (экономических, политических, психологических и др.).

2. Наказание агрессора путем применения против него конкретных практических действий.

3. Политический процесс как способ достижения мирных целей без силового решения (переговоры, совещания, встречи на высшем уровне и т.п.).

Среди основных целей внешней политики следует выделить, во-первых, обеспечение безопасности данного государства, во-вторых, стремление к увеличению материального, политического, военного, интеллектуального и др. потенциала страны и, в-третьих, рост ее престижа в международных отношениях. Реализация этих целей обусловливается определенным этапом развития международных отношений и конкретной ситуацией в мире. При этом деятельность государства во внешней политике должна учитывать цели, интересы и деятельность других государств, иначе она окажется неэффективной и может стать тормозом на пути социального прогресса.

К важнейшим функциям внешней политики государства относятся:

1. Оборонительная, противодействующая любым проявлениям реваншизма, милитаризма, агрессии со стороны других стран.

2. Представительно-информационная, имеющая двойное назначение: информирование своего правительства о положении и событиях в той или иной стране и информирование руководства других стран о политике своего государства.

3. Торгово-организаторская, направленная на установление, развитие и укрепление торгово-экономических и научно-технических связей с различными государствами.

Главным средством внешней политики является дипломатия. Этот термин греческого происхождения: диплома – сдвоенные дощечки с нанесенными на них письменами, которые выдавались посланцам вместо ныне действующих верительных грамот, подтверждающих их полномочия. Дипломатия – это совокупность невоенных практических мероприятий, приемов и методов, применяемых с учетом конкретных условий и поставленных задач. Работники дипломатической службы, как правило, готовятся в специальных высших учебных заведениях, в частности, в России – это Московский государственный институт международных отношений и Дипломатическая академия. Дипломат – это должностное лицо государства, которое представляет его интересы за рубежом в посольствах или миссиях, на международных конференциях по внешней политике, по защите прав человека, имущества и граждан своего государства, временно находящихся за границей. Поэтому дипломат должен обладать искусством ведения переговоров с целью предотвращения или урегулирования международных конфликтов, по

mirznanii.com

К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ | Опубликовать статью РИНЦ

Хайруллин Э.Р.

Кандидат исторических наук, доцент,

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация

В статье предлагается описание взаимодействия государственных и негосударственных акторов в процессе реализации внешней политики и определение внешней политики с учетом особенностей современного развития международных отношений.

Ключевые слова: внешняя политика, международные отношения, государство, негосударственные акторы.

Khayrullin E.R.

PhD in Historical Sciences, docent,

Omsk F. M. Dostoevsky state university

TO THE PROBLEM OF FOREIGN POLICY DEFINITION

Abstract

The article is a try to adopt foreign policy definition to new features of modern international relations.

Keywords: foreign policy, international relations, state, non-state actors.

Научно-техническая революция второй половины XX века усилила процессы взаимозависимости в мире, изменив представление о способах коммуникации. Мир стал более «компактным»: территории и расстояния перестали быть существенными преградами для международного общения. В результате происходит лавинообразный рост международных контактов. Многие торговые и промышленные компании превращаются в транснациональные корпорации; банки, открывая свои филиалы, получают возможность осуществлять финансовые операции по всему миру; деятельность многих неправительственных организаций, занимающихся гуманитарными проблемами, становится глобальной. Появляются новые межправительственные организации, призванные обеспечить более эффективную координацию в сфере межгосударственного общения, требующего коллективного решения в условиях усложнения международного взаимодействия.

Осмысление подобных процессов привело к возникновению новых концепций в теории международных отношений. В 1970-х гг. были разработаны концепция неореализма, основанная на идеях политического реализма Г.Моргентау, и неолиберальные концепции, базирующиеся на многих положениях идеализма. Эти концепции предлагали особую интерпретацию развития международных отношений, по-разному оценивали природу международных отношений, деятельность и значение новых участников международных процессов и т.д. Однако сторонники концепций соглашались во мнении, что деятельность новых международных акторов и влияние глобальных структурных трансформаций привели к изменению поведения государств на международной арене. Подобное изменение, повсеместно проявляющееся в практике международного общения, требует фиксации в сфере теоретического осмысления внешней политики государства и ее адаптации к современным реалиям международной жизни.

В научно-образовательной литературе содержатся различные определения понятия «внешняя политика». Степень различий в определениях незначительна. Например, в учебнике по изучению политологии под внешней политикой государства понимается «совокупность действий государства и его институтов за пределами своей суверенной территории для реализации национальных интересов. Принято считать, что внешняя политика есть воплощение на практике специализированным внешнеполитическим ведомством страны его целей и интересов во взаимоотношениях с другими государственными субъектами, международными организациями и т.д.» [1, с. 560]. В учебном пособии по изучению международных отношений внешняя политика определяется как «деятельность государства на международной арене, регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, зарубежными партиями и иными общественными организациями, всемирными и региональными международными организациями» [2, с. 103]. Подобные определения соответствуют природе международного развития XIX – ½ XX века, однако они не в полной мере отражают специфику современного этапа. Появление новых участников международных процессов, в том числе участников внутригосударственного происхождения требует уточнения некогда ясных, понятных, «статичных» определений, к числу которых относилось понятие «внешняя политика».

Внешняя политика оформляется и реализуется элитой государства. В элиту входят высшие должностные лица государственного аппарата, ключевые участники создания внешней политики, влиятельные представители торгово-промышленных компаний, члены научного сообщества, представители общественности, имеющие необходимый авторитет и степень доверия. Элита, под влиянием собственных представлений, внутренних и внешних явлений и событий (статические и динамические условия), вырабатывают внешнеполитическую стратегию (внешнеполитический курс). Она носит, как правило, «планомерный характер, ибо представляет собой проекцию некой внешнеполитической программы, которая может быть оформлена более или менее строго» [3, с. 33]. Институционализация внешнеполитической деятельности происходит исключительно в рамках центральных (столичных, федеральных) государственных структур и результатах деятельности этих структур в виде договоров, соглашений, заключений, нот, посланий и других подобных документов.

Важной проблемой в определении внешней политики является то, что заданная элитой внешнеполитическая стратегия является основной для внутригосударственных участников международных отношении. Более того, стратегия служит сильнейшим мотиватором их поведения. В рамках международной деятельности торгово-промышленные компании, банки, неправительственные организации, региональные и муниципальные власти, университеты и др. участники международного взаимодействия руководствуются выработанным внешнеполитическим вектором страны происхождения. Причем сфера пересечения задач внешнеполитической стратегии с практической деятельностью негосударственных акторов является внешней политикой государства в широком понимании (действия не только признанных государственных структур (классическое или традиционное понимание внешней политики), но и вышеперечисленных участников). Деятельность негосударственных акторов вне строгой регламентации внешнеполитической стратегии составляет специфику их международной активности. Самостоятельность внутригосударственных участников международного взаимодействия ограничена внешнеполитической стратегией. В случае если деятельность участников выходит за рамки внешнеполитической стратегии или попросту ей противоречит, государство либо применяет санкции, ограничивая или запрещая деятельность участников, либо меняет внешнеполитическую стратегию с учетом мнения внутригосударственных участников. Первый вариант поведения – применение санкций – встречается в истории повсеместно. Причем применение санкций наблюдается и в демократических странах, и в странах с устойчивой авторитарной традицией[1].

Сценарий второго варианта предполагает 2 способа трансформации внешнеполитического курса: «кабинетный» и «уличный». Первый способ предполагает согласование внешнеполитической стратегии узким кругом заинтересованных участников без широкой огласки. Второй способ, как правило, сопровождается мощной пропагандистской кампаний, социально-политическими потрясениями, вплоть до смены политической элиты, изменения государственного строя, распада государства. Причем надо учитывать, что зачастую последствия второго варианта происходит не только и даже не столько из-за несоответствия внешней политики внутригосударственным ожиданиям, сколько из-за более широкого по своим причинам недовольства. Черты второго способа можно проследить практически во всех случаях распада государства, внутриполитических кризисов по типу «цветных революций» на постсоветском пространстве, в случаях успешного давления неправительственных организаций на руководство страны[2].

Схематично внешнюю активность государства, сохраняющего «суверенитет над своими территориальными границами» [4, с. 25], можно представить следующим образом:

Схема 1.

I – внешняя политика государства в узком смысле (классическое определение).

II – сфера взаимодействия государства и негосударственных акторов при реализации внешнеполитической стратегии.

III – специализированная международная активность негосударственных акторов.

I+II – внешняя политика государства (в широком смысле) при реализации внешнеполитической стратегии (современное понимание).

II+III – международная активность негосударственных акторов.

Данная схема нуждается в пояснении. Внешняя политика государства, осуществляемая исключительно государственными структурами, что было характерно для классического периода существования Вестфальской государственно-центричной модели мира[3], в современных международных отношениях встречается все реже. Сохраняя за собой роль двигателя внешнеполитического процесса, государства, особенно претендующие на статус великих держав, охотно привлекают потенциал негосударственных участников международных отношений для реализации внешнеполитической стратегии. Так, глава МИД РФ С.В. Лавров на встрече с представителями российских НПО заявил следующее: «Рассматриваем наше взаимодействие (государства и НПО – Прим. Х.Э.), наращивание «двухуровневой» дипломатии как важный элемент общих усилий по эффективной реализации поставленных руководством страны внешнеполитических целей и задач. Мы видим, что наше гражданское общество становится все более зрелым, активным и ответственным, действую по внешнеполитической повестке дня. Исходим из того, что его энергия не только станет главной движущей силой развития Российской Федерации, но и поможет продвинуть интересы нашей страны на международной арене» [5].

Международная активность негосударственных акторов проявляется в 2-х сферах:

  1. в сфере внешнеполитической стратегии, где она осуществляется с участием государства или без него, но практически всегда под контролем со стороны государственных структур;
  2. В сфере специализированной, той, которая не регламентируется внешнеполитической стратегией. В этих границах международного взаимодействия проявляется самостоятельность негосударственных международных акторов.

Таким образом, учитывая выделенные особенности формирования и осуществления внешней политики, представляется возможным определить современное содержание рассматриваемого термина.

Внешняя политика – международная активность элиты государства в деле реализации национальных интересов посредством взаимодействия государственного аппарата и негосударственных акторов страны с международными акторами государственного и негосударственного происхождения.

Литература

  1. Политология: учеб. / А.Ю.Мельвиль и др. М.: МГИМО МИД России, ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. С. 560.
  2. Введение в теорию международных отношений и анализ внешней политики: Учеб. пособие. СПб.: Сентябрь, 2001. С. 103.
  3. Хрусталев М.А. Анализ международных ситуаций и политическая экспертиза: очерки истории и методологии. М.: НОФМО, 2008. С. 33.
  4. Цыганков П.А. Теория международных отношении: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2003. С. 25.
  5. Тезисы выступления Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на встрече с представителями российских не правительственных организаций международной направленности, Москва, 14 марта 2012 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bit.ly/2x5IJPP (дата обращения: 01.03.2015)

References

  1. Politologija: ucheb. / A.Ju.Mel’vil’ i dr. M., 2008. S. 560.
  2. Vvedenie v teoriju mezhdunarodnyh otnoshenij i analiz vneshnej politiki: ucheb. posobie. SPb., 2001. S. 103.
  3. Hrustalev M.A. Analiz mezhdunarodnyh situacij i politicheskaja jekspertiza: ocherki istorii i metodologii. M., 2008. S. 33.
  4. Cygankov P.A. Teorija mezhdunarodnyh otnoshenii: ucheb. posobie. M., 2002. S. 25.
  5. Tezisy vystuplenija Ministra inostrannyh del Rossii S.V.Lavrova na vstreche s predstaviteljami rossijskih ne pravitel’stvennyh organizacij mezhdunarodnoj napravlennosti, Moskva, 14 marta 2012 goda [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://bit.ly/2x5IJPP (data obrashhenija: 01.03.2015)

[1] Примерами могут служить практика национализации нефтяных компаний государствами Латинской Америки; реакция руководства США на деятельность международного рейтингового агентства Standard and Poor’s в годы финансового кризиса.

[2] Например, требование НПО Международная Амнистия прекратить пытки и закрыть тюрьму в Гуантанамо, что было поддержано (но, все же, до конца не осуществлено) администрацией Б. Обамы.

[3] Следует отметить, что и в этом случае есть исключения. К примеру, в XVI-XVII вв. правительства обращались к морским пиратам за помощью в борьбе с недружественными странами. Их действия порой весьма существенно влияли на расклад сил в различных акваториях. Пиратские сообщества с определенными оговорками можно воспринимать как одни из первых негосударственных участников международных отношений.

research-journal.org

51. Внешняя политика: определение, цели, средства.

Внешнюю политику гос-ва можно определить как область его деят-ти, прежде всего его руководящих органов в сфере международных отношений в целях оказания направленного влияния на иных участников международных отношений. ВП является неотъемлемой частью гос. политики, детерминируя действия гос-ва в сфере внутренней пол-ки. Необходимость ВП вытекает и того факта, что внутрення п-ка не обеспечивает в полной мере потребности и интересы данного общ-ва. Сущность ВП опр-ся целями, которые она ставит перед собой, и ср-вами их достижения, что зависит от многих обс-в: соц-полит. устройства гос-ва, формы правления, полит. режима, уровня соц-эконом. развития, участия в международных орг- и прежде всего военно-полит. блоках, политической динамики гос-ва, уровня полит. культуры и т.д. Традиционными целям ВП можно назвать:

1) повышение материального и духовного уровня жизни населения, укрепление экономического и полит. могущества гос-ва

2) обеспечение безопасности гос-ва, его нац. суверенитета и территориальной целостности

3) недопустимость вмешательства во внутренние дела извне

4) повышение престижа и роли гос-ва в международных отношениях; защита опр-х полит. и экономич. позиций во внешнем мире.

Осуществляя ВП, гос-во обычно применет многие ср-ва. Сгруппировать их можно по осн. сферам жизнедеят-ти общ-ва: информационно-пропагандистские, политические, экономич., военные.

1) Инф.-пропаганд. – играют важную роль в адаптации гос-ва к сложным международным структурам в области ср-в массовой инф-и, деят-ти культурных центров и др. В международных сис-х пропаганд. ср-ва проявляются скрытно и неравномерно в зависимости от международ. обстановки.

2) Полит. ср-ва – исп-ся прежде всего в целях дипломатических отношений. Дипломатия осущ-ся в форме переговоров, переписки, повседневного представительства гос-ва за границей, участия в международных орг-х.

3) Экономич. ср-ва – подразумевают использование экономич. потенциала данной страны как для решения внутренних проблем, так и для воздействия на пол-ку иных гос-в. Экономич. мощь страны явл-ся особо важным ср-м ВП, определяющим позиции и место гос-ва в мировом сообществе. Важнейшими ср-ми ВП явл-ся также сырьевая база гос-ва, внешняя торговля, лицензионная п-ка. В международной практике широко исп-ся такие ср-ва внешней п-ки, как эмбарго или режим наибольшего благоприятствования в торговле.

4) Военными ср-ми ВП принято считать военную мощь гос-ва, т.е. численность армии, виды вооруженийф, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Военные ср-ва часто исп-ся в целях оказания косвенного давления на иные страны. Формами давления мб учения, парады, маневры, испытания новых видов оружия.

+устойчивые ср-ва (территория, климат, природные ископаемые, геополит. положение) и переменные (направления и концепции ВП, полит. лидеры, полит. культура, полит. с-ма и др.)

ВП, являясь продолжением внутр. пол-ки, зависит от множества факторов, выполняет в общ-ве разнообразные фун-и и исп-т различные ср-ва для достижения своих целей. Она направлена на создание наиболее благоприятных условий для решения внутриполит. задач и укрепление международных позиций гос-ва.

studfiles.net

Определение внешней политики, ее функции, цели и средства реализации

Внешняя политика – это общий курс государства в международных делах. Она регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, которые реализуются различными способами и методами. Внешняя политика любого государства тесно взаимосвязана с его внутренней политикой и должна отражать характер государственного и общественного строя. В этом случае она сочетает национальные интересы и ценности с общечеловеческими интересами и ценностями особенно в вопросах безопасности, сотрудничества и укрепления мира, в решении глобальных международных проблем, возникающих на пути социального прогресса.

Формирование внешней политики происходит по мере вызревания объективных потребностей данного общества или государства вступить в определенные взаимоотношения с внешним миром, то есть с другими обществами или государствами. Поэтому она появляется позднее, чем внутренняя политика. Обычно начинается с простого интереса: а что у них есть такого, чего у нас нет? И когда этот интерес становится осознанным, то он превращается уже в политику – в конкретные действия по его реализации.

Существует множество теорий внешней политики, которые по-разному объясняют ее основные цели и задачи, сущность и функции. Но есть и общая теория, на базе которой разрабатываются наиболее эффективные средства и методы достижения поставленных целей, осуществляется планирование и координация различных внешнеполитических мероприятий и акций.

В свою очередь планирование внешней политики означает перспективную разработку конкретных действий на международной арене и оно состоит из нескольких стадий. Во-первых, составляется прогноз вероятного развития системы международных отношений в целом или в отдельных регионах, а также отношений между данным государством и другими государствами. Такой прогноз является одним из самых сложных видов политического [c.165] прогнозирования и он дается на основе анализа тенденций возможного изменения тех или иных элементов системы международных отношений. Это позволяет произвести достаточно точную оценку вероятностных последствий планируемых внешнеполитических действий. Во-вторых, определяются размеры ресурсов и средств, которые потребуются для решения выдвинутых внешнеполитических задач. В-третьих, устанавливаются первоочередные цели внешней политики данного государства по различным направлениям, исходя прежде всего из его экономических и политических интересов. В-четвертых, разрабатывается комплексная программа всех внешнеполитических мероприятий, которая обязательно утверждается правительством страны.



Из конкретных теорий внешней политики наиболее известной считается теория американского политолога Г. Моргентау. Он определяет внешнюю политику прежде всего как политику силы, в которой национальные интересы возвышаются над любыми международными нормами, принципами и поэтому сила (военная, экономическая, финансовая) превращается в основное средство достижения поставленных целей. Отсюда вытекает и его формула: “Цели внешней политики должны определяться в духе национальных интересов и поддерживаться силой”.

Приоритет национальных интересов служит двум задачам: 1. Придает внешней политике общую ориентацию и 2. Становится критерием выбора в конкретных ситуациях. Таким образом, национальные интересы определяют как долговременные, стратегические цели, так и краткосрочные, тактические действия. Для оправдания использования силы Г. Моргентау вводит в оборот термин “баланс сил”, который известен еще с эпохи Возрождения. Под этим термином он подразумевает, во-первых, политику, направленную на определенную расстановку военной силы, во-вторых, описание любого действительного состояния сил в мировой политике, в-третьих, относительно равное распределение силы на международном уровне. Однако при таком подходе, когда руководствуются только собственными национальными интересами, взаимовыгодное сотрудничество может отойти на второй план, так как предпочтение отдается только конкуренции [c.166] и борьбе. В конечном счете это та же древняя максима: хочешь мира – готовься к войне.

В конце ХХ века война не должна быть инструментом внешней политики, иначе нельзя гарантировать суверенное равенство всех государств, самоопределение народов в выборе пути развития, недопустимости захвата чужих территорий, установление справедливых и взаимовыгодных экономических и хозяйственных связей и т.п.

Современная мировая практика знает три основных способа обеспечения международной безопасности: 1. Сдерживание возможной агрессии при помощи различных форм давления (экономических, политических, психологических и др.). 2. Наказание агрессора путем применения против него конкретных практических действий. 3. Политический процесс как способ достижения мирных целей без силового решения (переговоры, совещания, встречи на высшем уровне и т.п.).

Среди основных целей внешней политики следует выделить, во-первых, обеспечение безопасности данного государства, во-вторых, стремление к увеличению материального, политического, военного, интеллектуального и др. потенциала страны и, в-третьих, рост ее престижа в международных отношениях. Реализация этих целей обусловливается определенным этапом развития международных отношений и конкретной ситуацией в мире. При этом деятельность государства во внешней политике должна учитывать цели, интересы и деятельность других государств, иначе она окажется неэффективной и может стать тормозом на пути социального прогресса.

К важнейшим функциям внешней политики государства относятся: 1. Оборонительная, противодействующая любым проявлениям реваншизма, милитаризма, агрессии со стороны других стран. 2. Представительно-информационная, имеющая двойное назначение: информирование своего правительства о положении и событиях в той или иной стране и информирование руководства других стран о политике своего государства. 3. Торгово-организаторская, направленная на установление, развитие и укрепление торгово-экономических и научно-технических связей с различными государствами.

Главным средством внешней политики является дипломатия. Этот термин греческого происхождения: [c.167] диплома – сдвоенные дощечки с нанесенными на них письменами, которые выдавались посланцам вместо ныне действующих верительных грамот, подтверждающих их полномочия. Дипломатия – это совокупность невоенных практических мероприятий, приемов и методов, применяемых с учетом конкретных условий и поставленных задач. Работники дипломатической службы, как правило, готовятся в специальных высших учебных заведениях, в частности, в России – это Московский государственный институт международных отношений и Дипломатическая академия. Дипломат – это должностное лицо государства, которое представляет его интересы за рубежом в посольствах или миссиях, на международных конференциях по внешней политике, по защите прав человека, имущества и граждан своего государства, временно находящихся за границей. Поэтому дипломат должен обладать искусством ведения переговоров с целью предотвращения или урегулирования международных конфликтов, поиска консенсуса (согласия), компромиссов и взаимоприемлемых решений, расширения и углубления взаимовыгодного сотрудничества по всем направлениям.

К наиболее распространенным дипломатическим методам относятся официальные визиты и переговоры на высшем и высоком уровне, конгрессы, конференции, совещания и встречи, консультации и обмен мнениями, подготовка и заключение двусторонних и многосторонних договоров и других дипломатических документов, участие в работе международных и межправительственных организаций и их органов, дипломатическая переписка, публикации документов и т.п., периодическое беседы государственных деятелей во время приемов в посольствах и миссиях.

Внешняя политика имеет свой собственный конституционно-правовой механизм организации, главными определяющими которого являются обязательства данного государства, закрепленные в нормах международного права, созданного на основе взаимных уступок и компромиссов.

Одним из важнейших принципов международного права и отношений между государствами стала их территориальная целостность. Это означает недопустимость каких-либо посягательств на территорию другого государства или насильственных мер, направленных против [c.168] неприкосновенности его территории. Такой принцип основывается на правиле взаимного уважения территориальной целостности государств, тесно связан с их обязанностью воздерживаться от применения или угрозы применения силы, с правом любого государства на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения извне. Это закреплено в Уставе Организации Объединенных Наций и в многочисленных межгосударственных соглашениях. В соответствии с Декларацией ООН от 1960 года о предоставлении независимости колониальным странам и народам каждый народ имеет неотъемлемое право на полную свободу осуществления своего суверенитета и целостность национальной территории. Поэтому любое насильственное удержание чужой территории или угроза захвата ее представляет собой либо аннексию, либо агрессию. И сегодня стало очевидным, что безопасность каждого народа неотделима от безопасности всего человечества. Таким образом, возникает проблема всестороннего осмысления нового построения мира и перспектив его развития.

В политологии обычно используются два понятия: “мировой порядок” и “международный порядок”. Они не идентичны. Первое охватывает более широкую сферу, так как характеризует не только внешние, но и внутриполитические отношения государств. Иначе говоря, это понятие помогает разрешить противоречия, возникающие в процессе функционирования международной системы, помогает упорядочить взаимодействие и взаимовлияние совершающихся в мире политических процессов. Второе понятие – “международный порядок” является основой мирового порядка, потому что оно требует интернационализации международных связей на базе укрепления мира и безопасности, на базе прогрессивного развития международного правопорядка, обеспечивающего суверенное равенство всех государств, больших и малых, самоопределения народов в выборе пути развития, установление справедливых экономических и хозяйственных отношений и т.д.

При построении нового мирового порядка особое значение приобретают следующие факторы: во-первых, это высокий уровень развития техники коммуникаций, позволяющей превращать информацию в эффективный [c.169] инструмент политического и идеологического влияния за внешними границами государств; во-вторых, это принципы так называемого “космического права”, отличающиеся широким демократизмом и требующие мирного космоса без угрозы “звездных войн”; в-третьих, это утверждение правопорядка в мировом океане, поскольку почти три четверти нашей планеты покрыты водой.

Названные факторы играют все большую роль во внешней политике различных государств, объединенных в мировое сообщество и заинтересованных в развитии международных отношений на принципах сотрудничества, взаимности, равенства и доверия, что может гарантировать безопасность каждому члену этого сообщества.

 

УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

[c.170]

megaobuchalka.ru

Внешняя политика

Содержание 

  1. Введение
  2. Сущность, виды и субъекты внешней политики
  3. Цели и функции внешней политики
  4. Средства внешней политики
  5. Заключение 
  6. Список использованной литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Политический  процесс развертывается не только на национальном, но и на глобальном уровне. Все государства мира не изолированы друг от друга, а представляют собой мировое сообщество, связанное в единое целое определенными отношениями. В рамках этого мирового сообщества складывается и функционирует система международных отношений, осуществляется мировая политика. Результатом совместной деятельности государств выступает мировой политический процесс.

     Главным средством реализации отношений  государств в мировом сообществе является внешняя политика. Под внешней  политикой понимается общий курс государства в международных делах. Она призвана регулировать отношения данного государства с другими государствами и народами на основе определенного комплекса общепризнанных принципов и в соответствии с его национальными интересами и целями, осуществляемыми различными средствами и методами.

     В истории общественных отношений внешняя политика появилась практически одновременно с возникновением государств. Любое государство сталкивается с проблемами, решение которых выходит за рамки его внутренней жизни: отражение угрозы своей целостности и безопасности, согласование своих интересов с интересами более сильных или слабых партнеров.

     Внешняя политика государства участвует  в реализации внешнеполитических задач  мирового сообщества и обеспечивает благоприятные внешнеполитические условия для осуществления внутриполитического курса. Каждое государство вырабатывает тот или иной внешнеполитический курс, выстраивает свою линию поведения на международной арене. 
 

Сущность, виды и субъекты внешней политики

     Внешняя политика — это деятельность государства в системе мировых отношений, направленная на реализацию национальных интересов и укрепление международной безопасности. [1; 484]

     Она отражает отношения государства  с другими субъектами мировой  политики. Методами внешней политики государства являются: заключение двухсторонних и многосторонних соглашений; равноправные отношения в торговле, научно-технической, экономической, военно-политической и иных сферах; обмен информацией и визитами на разных уровнях. Используют также методы военного противостояния, устрашения, силового давления на конкурента, принуждая его к принятию невыгодных ему условий.[1;220]

     Внешняя политика осуществляется специально созданными для этого государственными органами. В большинстве стран – это министерства иностранных дел, в США – государственный департамент, возглавляемый государственным секретарем, во Франции – министерство внешних сношений и так далее. Немаловажное значение имеют различного рода специальные политические миссии, встречи и переговоры должностных лиц государства со своими иностранными коллегами.

      Политическая  деятельность государства осуществляется как в системе внутренних общественных отношений, так и в системе  международных отношений. Поэтому  различают политику внутреннюю и  политику внешнюю.

      Внешняя политика тесно связана с внутренней политикой государства и, в сущности своей, является продолжением и дополнением внутренней политики, выполняя вспомогательные функции по отношению к внутренним политическим вопросам. В то же время они отличаются своей спецификой. Внешняя политика вторична по отношению к внутренней политике, она сформировалась позже и осуществляется в иных общественных условиях. Но и внутренняя и внешняя политики решают одну задачу — обеспечить сохранение и упрочение существующей системы общественных отношений в данном государстве. Взаимосвязи внешней и внутренней политики распространяются почти на все сферы общественной жизни (экономика, культура, наука). Внешняя политика влияет на реализацию целей внутренней политики, а внутренняя политика каждого государства не только определяет направления, но и обеспечивает средства реализации внешней политики.

      В основе внешней политики любого государства  лежат национальные, или национально-государственные, интересы, которые обусловлены нуждами, потребностями национальной общности.

      Национальные  интересы воплощаются в стремлении представителей одной национальности к объединению на основе общности культуры, выражающейся в языке, религиозных, моральных традициях и обычаях, в способах поведения, а также в одежде и украшениях.

     В периоды социальных и политических трансформаций столкновения национальных интересов с особой силой проявляются  в политической сфере. Здесь проявляется сопоставления людей одной национальности с другой.

     Из  конкретных теорий внешней политики наиболее известной считается теория американского политолога Г. Моргентау. Он определяет внешнюю политику прежде всего как политику силы, в которой национальные интересы возвышаются над любыми международными нормами, принципами и поэтому сила (военная, экономическая, финансовая) превращается в основное средство достижения поставленных целей. Отсюда вытекает и его формула: “Цели внешней политики должны определяться в духе национальных интересов и поддерживаться силой”.[3;166]

      В политической науке принято положение, согласно которому национальный интерес содержит два основных элемента: центральный или коренной (постоянный) и актуальный (преходящий).

        Коренной государственный интерес  включает три основных элемента:

  • безопасность территории, населения и государственных институтов – «интересы национальной безопасности»;
  • экономическое процветание и развитие страны – «национальные экономические интересы»;
  • упрочение международного авторитета и позиций государства – «интерес в мировом порядке».

     Преходящие  интересы – это актуальные проблемы, на решение которых   направлена в данный момент внешнеполитическая деятельность государства. В политической литературе они рассматриваются как:

  • «интересы выживания», то есть предотвращение угрозы самому существованию государства;
  • «жизненные интересы», то есть создание  условий, препятствующих нанесению серьезного ущерба безопасности и благосостоянию всей нации;
  • «важные интересы» – предотвращение нанесения «потенциально серьезного ущерба» для страны;
  • «периферийные или мелкие интересы», связанные с проблемами преимущественно локального характера.

     Преходящие  интересы актуальны для конкретного  этапа развития государства.

      И те, и другие интересы находятся  в основе формулирования целей внешней  политики. [2; 377]

      Можно выделить некоторые виды внешней  политики, характерные для тех  или иных государств в современных  условиях:

  1. Пассивная внешняя политика. Она присуща экономически слабым государствам, вынужденным приспосабливаться к международной конъюнктуре.
  2. Агрессивная внешняя политика. Формирует собственную внутреннюю политику, и стремиться приспособить к изменениям во внутренней и внешней политике другие государства.
  3. Активная внешняя политика заключается в интенсивных поисках равновесия между внутренней и внешней политикой.
  4. Консервативная внешняя политика заключается в активной или даже агрессивной охране достигнутого ранее равновесия между внутренней и внешней политикой.

      Как отмечает С.В. Решетников, основными субъектами внешней политики являются:

  • Государство, его институты, а также политические лидеры и главы государств. Государству принадлежит определяющая роль в формировании внешнеполитического курса.
  • Неправительственные организации, так называемая «народная дипломатия», которая включает деятельность как политических партий и движений, так и неполитических объединений и союзов. [4;406]

      Успех внешней политики зависит от объективности  и реальности отражения насущных общественных интересов, а также  от адекватно выработанных средств  и методов реализации этих интересов и достижения поставленных целей. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Цели  и функции внешней  политики

       Сущность внешней политики определяется целями, которые она ставит перед собой, и средствами их достижения.

       Основными целями внешней политики государства  можно назвать:

  1. обеспечение безопасности государства, его национального суверенитета и территориальной целостности;
  2. недопустимость вмешательства во внутренние дела извне;
  3. повышение престижа и роли государства в международных отношениях;
  4. защита определенных политических и экономических позиций во внешнем мире;
  5. повышение материального и духовного уровня жизни населения, экономического и политического могущества государства;

         Все перечисленные цели тесно взаимосвязаны между собой. Успешная реализация каждой из них способствует благоприятным условиям реализации всех остальных. Разработка и формулирование целей обусловлены: социально-политическим устройством страны, формами правления, уровнем развития экономики, союзами с другими государствами. В зависимости от этих факторов можно выделить несколько групп целей внешнеполитической деятельности современных государств. Это — обеспечение национальной безопасности; возрастание экономического и политического могущества государства; укрепление его международных позиций. [4; 407]

       Укрепление  национальной безопасности – одна из важнейших задач государства. В периоды наибольшей угрозы национальной безопасности государства обычно подчиняют все другие цели обеспечению своей безопасности с тем, чтобы создать эффективные гарантии от любой внешней угрозы. В национальной безопасности выделяют три уровня безопасности: личности, общества и государства. Их роль определяется характером общественных отношений, политическим устройством, степенью внутренних и внешних угроз.

       Ко  второй важнейшей группе целей внешней политики можно отнести обеспечение роста экономического и политического потенциала государства. Государство через свою внешнюю политику может способствовать эффективному экономическому развитию страны, повышению уровня жизни населения. Государство способно приумножить свое национальное достояние через участие в различных экономических и политических группировках.

       Третья  группа целей — создание позитивного международного имиджа, престижа и прочных международных позиций среди государств мирового сообщества.

       Перечисленные группы целей внешней политики тесно  взаимосвязаны. Так, формирование положительного имиджа страны на международной арене  невозможно без реализации двух предыдущих.

       Цели  внешней политики всегда являются производными от экономического потенциала страны, уровня развития демократии и политической культуры. Поэтому рациональная внешняя политика всегда находиться в поиске баланса условий, при которых отсутствие успехов в реализации целей на одном из направлений политики компенсируется достижениями на других направлениях.

       К функциям внешней политики относятся:

  • Охранительная функция. Связана с охраной прав и интересов государства и его граждан за границей. Функция направлена на предотвращение угрозы для данного государства, на поиск мирного политического решения проблем. Эффективность этой функции зависит от способности государства определить потенциальные источники угрозы. Охранительную функцию реализуют посольства, консульства, представительства, разведка и контрразведка.
  • Информационно-представительская функция. Выражается через деятельность соответствующих органов по созданию положительного имиджа государства в мировом сообществе. Представительская функция реализуется посредством влияния на общественное мнение и политические круги тех или иных стран, чтобы сформировать благоприятные условия для решения внешнеполитических задач. Информационно-представительская функция реализуется в рамках культурных и научных обменов, деятельности центров культуры иностранных государств.
  • Организаторская функция. Состоит в инициативных организаторских действиях, направленных на поиски выгодных контактов и создание благоприятных внешнеполитических условий деятельности государства.
  • Регулирующая функция. Необходима для ликвидации нарушения равновесия в системе внешнеполитических связей. Всё международное сообщество признаёт необходимость соблюдения определённых норм и традиций международного общения и закрепляет их международными актами.

stud24.ru

43. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА, ЕЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ. Политология: Шпаргалка

43. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА, ЕЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Внешняя политика – неотъемлемое направление деятельности государства. Ее сущность заключается в налаживании отношений с другими государствами, и она является логическим продолжением внутренней политики. Однако внешнюю политику нельзя определять только как продолжение внутренней, внешняя политика имеет собственные специфичные черты, которые отличают ее от внутренней:

• определение и реализация целей во внешней политике осуществляется с учетом интересов других суверенных государств – участников международной политики;

• внешняя политика обладает собственным обособленным организационно-институциональным обеспечением.

Но при всей специфичности внешней политики нельзя забывать и про ее взаимосвязь с внутренней.

Цели внешней политики любого государства строго разграничены. Они обусловлены общественно-политическим устройством, формой проявления, традициями, идеологией, связями с другими государствами. Среди основных целей внешней политики выделяют:

• обеспечение национальной безопасности государства. Очевидно, что обеспечение безопасности государства отвечает его жизненным потребностям Без реализации этой цели внешней политики как таковой не может существовать;

• рост экономического, политического и оборонного потенциала государства. Является одной из важнейших целей внешней политики. Государство через свою внешнюю политику может приумножать свои силы (через принадлежность к военным блокам, получение экономической помощи и т. д.)

• упрочение международных связей и позиций государства. Престиж государства в международной политике возможен только при выполнении первых двух целей.

Внешняя политика выполняет три основные функции:

• охранную: она связана с защитой прав, интересов страны и граждан за границей, предотвращением возникновения угроз для государства, его границ и т. д.;

• репрезентативно-информационную: выражается в представлении государства на международной арене через соответствующие его органы, выражающие его взгляды и интересы;

• переговорно-организаторскую: состоит в организации и использовании контактов на внешнем уровне по дипломатическим каналам.

Выделяют следующие средства внешней политики:

• информационно-пропагандистские: выполняют важную роль и проявляются в различных формах пропаганды, информации, в культурной политике;

• политические: охватывают прежде всего сферу дипломатических отношений;

• экономические: предполагают использование экономического потенциала для воздействия на политику других стран;

• военные: охватывают армию, военный потенциал государства. Примером военного давления могут служить маневры, учения в приграничных районах, пограничные провокации, демонстрации обладания новыми видами оружия.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *