Внутренняя система оценки качества образования это – Внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) в управлении ОО

Содержание

Статья на тему: Внутренняя система оценки качества образования как условие эффективного управления дошкольной образовательной организацией.

Внутренняя система оценки качества образования как условие эффективного управления дошкольной образовательной организацией.

Поиск обоснованной системы объективной оценки качества дошкольного образования длительное время является одной из актуальных задач управления в системе дошкольного образования.

Согласно  статье 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016), определяющей  «Компетенции, права, обязанности и ответственность образовательной организации» к компетенции образовательной  организации относится проведение самообследования и  обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования.

        Это означает, что создание и обеспечение функционирования внутренней системы оценки  качества образования — не право образовательной организации, а её обязанность.

Под внутренней системой оценки качества (далее ВСОКО) в образовательной организации понимается деятельность по информационному обеспечению управления образовательным учреждением, т.е. получение максимально- полной информации для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, которые направлены на повышение качества образовательного процесса .

Но следует отметить, что ни в одном из законодательных актов Правительства РФ  нет конкретных требований к порядку и содержанию системы внутренней оценки  качества образования в образовательной организации.

Поэтому сегодня каждое образовательное учреждение вправе самостоятельно определять порядок, содержание ВСОКО с учетом своей специфики и осуществлять реализацию ВСОКО .

При проектировании ВСОКО необходимо рассмотреть ряд понятий :

Качество образования- комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам …. и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Оценка качества образования  – определение с помощью оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям;

Деятельность руководителя по обеспечению ВСОКО предусматривает разработку локальных актов ОО  , являющихся нормативно- правовым основанием реализации этой системы.

Деятельность объединения «Звездочка» по проектированию системы ВСОКО можно разделить условно на 2 этапа:

1 этап  — подготовительный (установочный)

2 этап заключается в подготовке, принятии, утверждении и ведение в действие нового правого акта (положения, регламента), устанавливающего содержание и порядок ВСОКО.

На 1 этапе в нашем объединении были разработаны и введены в действие следующие нормативные локальные акты, определяющие единые подходы, требования и правила при организации образовательного процесса в МБДОУ д/с «Звездочка»:

— «Положение о ведении документации воспитателей», где регламентированы общие требования и правила при проведении планирования, проведения, контроля и анализа образовательного процесса, в рамках компетенции воспитателей;

— «Положение о ведении документации старших воспитателей», где регламентированы общие требования и правила при проведении планирования, проведения, контроля и анализа образовательного процесса, в рамках компетенции воспитателей;

— «Положение о контрольной деятельности» . В положении закреплены требования к системе должностного контроля;

— «Положение о рабочей программе педагога»- регламентирует порядок разработки и реализации РП ;

— «Положение о системе оценки индивидуального развития детей» — определяет порядок проведения оценки развития детей в соответствии с ФГОС.

         Локальные акты разработаны в соответствии с законодательством РФ в сфере образования.

На 2 этапе было разработано «Положение о внутренней системе оценки качества образования в МБДОУ д/с «Звездочка» комбинированного вида», далее Положение.

СТРУКТУРА положения о ВСОКО МБДОУ д/с «Звездочка»

Наше Положение ВСОКО имеет следующую структуру:

  1. Общие положения (нормативные основания, основные понятия, срок действия)
  2. Основные цели и задачи, принципы ВСОКО.
  3. Объекты исследования
  4. Организация и технология
  5. Распределение функциональных обязанностей мониторинговых исследований

Так же имеют место Приложения к положению  –  это показатели и критерии ВСОКО.

Раскроем содержание перечисленных разделов

СОДЕРЖАНИЕ

Общие положения включают в себя

Нормативные основания

— пп.13, п.3, ст.28 Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. № 273,

— Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014.),

— Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10. 2013 г. N 1155 г.),

— Постановление главного государственного санитарного врача РФ  от 15.05.2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»,  

—  Уставом МБДОУ д/с «Звездочка»

Определен механизм измерения параметров-это ООП ДО

Цель ВСОКО:

Систематическое отслеживание и комплексный анализ состояния образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающий степень их соответствия ФГОС и потребностям физического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы (п. 29, гл.2 ФЗ «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12. 2012) для принятия обоснованных своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества образовательной деятельности.  

Задачи:

1. получение объективной информации:

— о тенденциях и проблемах функционирования и развития МБДОУ;

— о причинах, оказывающих влияние на динамику качества образования;

— о соответствии ООП требованиям ФГОС ДО;

— об эффективности планирования деятельности по реализации ООП.

2. определение степени соответствия:

— используемых форм, средств и методов обучения в соответствии с правом педагога на свободу их выбора (ст.47) и концептуальными подходами ФГОС ДО и реализуемой ООП;

 — условий осуществления образовательного процесса требованиям ФГОС ДО.

3.оценка степени продвижения дошкольника в освоении образовательной программы, динамики его развития в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

4.   индивидуализация образования, в том числе психолого-педагогическая поддержка ребенка, построение его образовательной траектории и обеспечение профессиональной коррекции особенностей его развития при необходимости;

5. определение основных стратегических направлений и задач развития МБДОУ д/с «Звездочка» и мероприятий, направленных на повышение качества образовательной деятельности на основе выявленных причин и полученных данных.

Объекты исследования:

  1. Образовательная среда (контингент воспитанников, кадровое обеспечение, нормативно-правовое обеспечение).
  2. Воспитанники (уровень адаптации, освоения образовательных областей, антропометрические показатели, достижения?)
  3. Педагогические работники (уровень компетентности, качество и результаты работы, анализ затруднений, сообразование, достижения)
  4. Образовательный процесс (режимные моменты, организация обр-ой деятельности, условия организации процесса )

Организация и технология ВСОКО

  1. Комплексный мониторинг проводится не менее 1 р в год
  2. Основные направления ВСОКО :

 — соотвтетствие ООП ДО ФГОС ДО;

 — соответствие условий реализации ООП требованиям действующего законодательства;

— результаты освоения программы

3. Организационная основа плана ВСОКО, где определяется форма, сроки, направление, ответственные является годовой план.

* При проведении ВСОКО можно составить отдельный план- график проведения мониторинга.

4. Процедура ВСОКО предполагает последовательность действий  (сбор, обработка и анализ данных, определение механизмов решения проблем, принятие управленческих решений, распространение полученных результатов)

  1. Методы проведения ВСОКО (наблюдение, обследование, собеседование)
  2. Формы, самообследование, взаимопроверка, перекрестная проверка. (Тематический, оперативный, фронтальный контроль, визуальный осмотр, включенное педагогическое наблюдение, мониторинг личностных качеств, психолого-педагогическая диагностика, контрольно-проверочные мероприятия, анализ портфолио, изучение представленных документов и материалов, самоанализ, самооценка)
  3. Основные направления:
    – соответствие ООП ФГОС ДО;
    — соответствие условий реализации ООП требованиям законодательства
    — планируемые результаты освоения ООП ДО
  4. Результат ВСОКО может быть оформлен в форме (аналитические справки, информационные справки, отчет о  самообследовании)
  5. ПО итогам определяются проблемы, принимаются  управленческие решения

Распределение функциональных  обязанностей участников ВСОКО.

 

1.Состав участников по оценке ВСОКО входят:

От администрации
— директор

— старший методист

— заместитель директора по АХЧ

— инженер по ОТ

От СП д/с

— заведующий

— старший воспитатель

— специалисты

— воспитатели

2. Распределение функциональных обязанностей в пределах компетенции своей должности (вкратце на слайд)

В структуру Положения можно включить раздел Делопроизводство, где обозначить требования к оформлению материалов по результатам ВСОКО.

Но мы решили, что это нецелесообразно, так как данные требования обозначены в Положениях, разработанных на 1 этапе.

Приложения.

Показатели и критерии ВСОКО разработаны с учетом того, что одним из основных механизмом измерения параметров, характеризующих качество дошкольного образования, выступает процедура анализа собственной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы образовательной организации (далее ООП ОО). ООП ОО – это программный документ, который содержит не только реализуемое содержание образования, но и создание необходимых условий.

Хорошей базой для разработки показателей и критериев стали «Показатели, характеризующие общие критерии качества образовательной деятельности организации, осуществляющих образовательную деятельность «, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 05.12.2014 №1547., которые используются при проведении внешней независимой оценки качества работы ОО.

Показатели были взяты частично, только те, которые определяют качество образования и дополнены нами в соответствии с направлением проведения ВСОКО

НА СЛАЙ ВЫВЕСТИ СРАВНИТЕЛЬНУЮ ТАБЛИЦУ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВСОКО и НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ

Приложение № 1

Показатели, характеризующие соответствие ООП ДО ФГОС ДО

Раздел

Показатель  

Оценка

Источник

Соответствие содержания разделов образовательной программы требованиям ФГОС ДО

1.Соответствие структуры и содержания каждого раздела ФГОС ДО:

ООП ДОО, анализ содержания

  1. Целевой раздел

+/-

  1. Содержательных раздел

+/-

  1. Организационный раздел

+/-

Отражение в содержании программы специфики дошкольной образовательной организации

Наличие в целевом разделе ООП ДО:

  1. Характеристики контингента воспитанников

+/-

Наличие в содержательном разделе ООП ДО:

  1. Описания особенностей вариативных форм, способов, методов и средств реализации с учетом специфики ДОО

+/-

  1. Описания способов и направлений поддержки детской инициативы, особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников с учетом специфики ДОО

+/-

Наличие в организационном разделе ООП ДО:

  1. Описания традиционных событий и форм, праздников, мероприятий с учетом специфики ДОО

+/-

  1. Отражение специфики ДОО в создании развивающей предметно-пространственной среды

+/-

ИТОГ

Соответствует/
не соответствует

Приложение № 2

Показатели, характеризующие соответствие условий реализации ООП требованиям действующего законодательства

Раздел

Показатель  

Оценка

Источники

Оценка кадровых условий

  1. Наличие условий для профессионального развития педагогических и руководящих работников

+/-

 План повышения квалификации

  1. Наличие условий консультативной поддержки педагогических работников по вопросам образования, охраны здоровья, инклюзивного образования

+/-

Аналитическая справка контроля работы старшего воспитателя

  1. Соответствие кадровых условий квалификационным характеристикам (ЕКС – приказ от 6.10.2010)

+/-

Анализ кадровых документов

  1. Соответствие рабочей программы педагога ФГОС ДО и ООП ДОО

+/-

Анализ РП

Оценка материально- технических условий

  1. Соответствие материально- технических условий требованиям санитарного законодательства

+/-

Наличие или отсутствие предписаний

  1. Соответствие материально- технических условий требованиям противопожарного режима в РФ

+/-

Наличие или отсутствие предписаний

  1. Соответствие развивающей предметно-пространственной среды ФГОС ДОО

+/-

Аналитические материалы анализа развивающей ППС

  1. Наличие условий организации обучения и воспитания обучающихся с овз

+/-

Аналитическая справка

 Приложение №  3

Показатели, характеризующие результаты  реализации ООП

Раздел

Показатель  

Оценка

Источники

Оценка результатов реализации ООП

Уровень освоения ООП по образовательным областям

Диаграммы, графики, процентное выражение

Сводная таблица, составленная на основе данных по каждой возрастной группе

Анализ итоговых мероприятий

Результаты адаптации воспитанников к условиям ДОУ

Диаграммы, графики,
% соотношение

Сводная таблица, составленная на основе листов адаптации

Достижения воспитанников (участие в конкурсах):

% участников

Грамота, дипломы, сертификаты

— на уровне объединения

% участников

— на уровне  города

% участников

— на региональном уровне

% участников

— на федеральном уровне

% участников

Оценка деятельности родительской общественностью

Удовлетворенность родителей качеством образования

%

Анализ анкет

Удовлетворенность родителей деятельностью ДОУ

%

Анализ анкет

В условиях завершения процесса введения  ФГОС и начала перехода к реализации ФГОС, по нашему мнению данные показатели актуальны. Но показатели ежегодно могут пересматриваться , в зависимости от выбранных направлений ВСОКО.

Мы видим ,что ВСОКО это не только комплексный анализ , но интегративный.

Так грамотно разработанная ОО программа . еще не является гарантией качества. Необходимы условия для ее реализации.

Аналогично: прекрасные условия – тоже не гарантия, если например ООП разработана с нарушениями нормативных требований, предъявляемых к ней.

 В показателях , характеризующие результаты  реализации ООП ДО уровень освоения программы мы проводим  по образовательным областям

Так как ФГОС ДО регламентирует, что

4.3. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей*(7). Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников*(8).

4.5. Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:

аттестацию педагогических кадров;

оценку качества образования;

Следует отметить, что один из показателей, характеризующий результаты реализации ООП – удовлетворенность родителей качеством образования (проводится анкетирование).

По каждому направлению ВСОКО делаются выводы, оформляются  аналитические справки, вырабатываются      рекомендации, проводятся заседания педагогических советов, методического совета, ПМПк, административные совещания,  при необходимости принимаются управленческие   решения, оформляются приказы.                                                                                  

Результаты проведения ВСОКО:

  1. На данном этапе корректировку ООП ДО  проводить не требуется, но требуют корректировку РП педагогов
  2. Развивающую ППС требуется привести в соответствие с ФГОС
  3. Составлены план- программы приведения условий в соответствие с требованиями законодательства (санитарного, пожарного и т.д.)
  4. Определены цели и задачи управленческой деятельности на следующий год.
  5. Возможность оценить уровень открытости и прозрачности образовательного процесса с точки зрения родителей (законных представителей)

Следует отметить, что полученные результаты выявили необходимость провести анализ ПРОРАММЫ РАЗВИТИЯ и ВНЕСТИ КОРРЕКТИРОВКУ

Таким образом, можно однозначно сказать, что организация ВСОКО является одним из инструментов управления функционированием и развитие ДОО.

nsportal.ru

Что такое внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО)? Нужно ли отражать в локальном нормативном акте положения ВСОКО?

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) относит наличие и функционирование положения о внутренней системе оценки качества образования (далее – ВСОКО) к компетенции образовательной организации (далее – ОО). Данный нормативно-правовой посыл означает, что каждая ОО разрабатывает свою систему современной оценки качества обучения, принимает и утверждает собственные подходы к оценочной деятельности, самостоятельно определяет комплекс форм и методов оценки, график оценочных процедур. Каких-либо единых требований и рекомендаций на этот счет не существует и, по логике вышеозначенного положения закона, не предусмотрено. Вместе с тем большинство практиков нуждаются в неких ориентирах, ссылаясь на которые, можно было бы должным образом обеспечить функционирование ВСОКО.

В настоящее время можно выделить как минимум три нормативно-правовых основания. С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон № 273-ФЗ, где в числе обязательных компетенций ОО отмечены проведение самообследования и обеспечение функционирования ВСОКО. Порядок проведения самообследования ОО утвержден приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией». Порядок проведения самообследования ОО предписывает включать данные по ВСОКО в публичный отчет ОО о проведении самообследования. В дополнение к приказу от 14.06.2013 № 462 приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию» утверждены показатели деятельности ОО, подлежащей самообследованию, задающие некий минимум содержания оценочной деятельности. В требованиях федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) к структуре основной образовательной программы (далее – ООП) содержится раздел «Оценка достижения учащимися результатов освоения основной образовательной программы»; также ФГОС требует, чтобы оценочные модули были в составе таких подпрограмм ООП, как «Программа развития и формирования универсальных учебных действий», «Программа социализации и воспитания обучающихся»; рабочих программ педагогов по дисциплинам учебного плана основного общего обучения. Все эти нормативно-правовые основания ведут к тому, что любая ОО, в т. ч. общеобразовательная, должна спроектировать цели, задачи, принципы и порядок внутренней системы критериев оценки качества образования и отразить их в локальном нормативном акте – Положении о внутренней системе оценки качества образования

Разработка ВСОКО начинается с оценки условий реализации ООП и планирования результатов реализации ООП. Результаты – это целевые ориентиры образовательной деятельности, вокруг которых и формируется качество и содержание обучения, процесс и условия его реализации. Результаты (целевые ориентиры) образовательной деятельности планируются в соответствии ООП с требованиями ФГОС общего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения ООП соответствующей оценки уровня современного школьного образования. В рамках общего обучения результаты планируются на уровень (начального, основного и среднего общего). В силу особенностей образовательной среды ОО, ее миссии, ресурсного потенциала и т. д., единого (федерального или регионального) пакета результатов быть не может. Одни и те же требования ФГОС могут быть по-разному адаптированы к специфике образовательной деятельности разных ОО. Поэтому результаты планирует администрация и педагогический коллектив ОО. Поскольку результаты (целевые ориентиры) образования различны для каждой ОО, то и ВСОКО, как оценка достижения образовательных результатов и выполнения «дорожной карты» развития условий, тоже будет разной. В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ ВСОКО не может регламентироваться на федеральном уровне и даже в случае следования каким-то примерным порядкам регионального значения останется самостоятельной, оригинальной единицей образовательной практики современной ОО и социальной практики в школе.

Последнее обновление: 21 марта 2017, 11:21

obrnadzor.tatarstan.ru

Цели, задачи и структура внутренней системы оценки качества образования в школе

Внутренняя система оценки качества образования в школе (ВСОКО) является системой управления качеством образования. Она основана на проектировании, сборе и анализе информации о нескольких параметрах. Ими являются:

  • содержание образования:
  • результаты усвоения основной образовательной программы;
  • условия реализации основной образовательной программы;
  • эффективность компонентов, из которых она состоит, и подпрограмм;
  • содержание результатов освоения дополнительных образовательных школьных программ;
  • условия реализации данных программ.

Основным направлением внутренней системы оценки качества образования в школе является обеспечение соответствия процедурам и содержанию внешней оценки качества образования. ВСОКО осуществляется в строгом соответствии с федеральными требованиями к порядку проведения процедуры самообследования в школе, а также к различным параметрам, которые используются в процессе федерального государственного контроля качества образования. 

Цели и задачи внутренней системы оценки качества образования в школе

У ВСОКО существуют несколько целей. Первой целью является формирование единой системы оценки состояния образования, а также своевременное выявление изменений, которые влияют на качество школьного образования. Вторая цель заключается в получении объективной информации о функционировании и развитии системы школьного образования, о тенденциях его изменения и о тех причинах, которые влияют на его уровень. Третья цель ВСОКО в школе – предоставить общественности и непосредственным участникам образовательных отношений достоверную информацию о качестве образования. Четвертую цель можно определить как принятие своевременных и четко обоснованных управленческих решений, которые связаны с образовательным совершенствованием. Принимая подобные решения, необходимо повышать уровень информированности потребителей образовательных услуг. Также целью ВСОКО является прогнозирование развития образовательной системы. 

Основная задача внутренней системы оценки качества образования в школе – установить степень соответствия образовательных программ не только нормативным требованиям, но и запросам потребителей образовательных услуг. Качество образования должно соответствовать требованиям ФГОС, федеральным компонентам государственных стандартов, а также потребностям заказчиков и потребителей образовательных услуг. 

В школе в обязательном порядке должно быть разработано положение о внутренней системе оценки качества образования. Результаты ВСОКО – это основа отчёта о самообследовании, подходы к которому регламентированы на федеральном уровне. Сама ВСОКО является непосредственным предметом самообследования, и в соответствующем отчёте приводятся ссылки как на положение о ВСОКО, так и на дополнительную оценочную информацию, выходящую за рамки критериев эффективности деятельности образовательной организации.

В процессе самообследования оценивается:

  • образовательная деятельность;
  • система управления образовательной организацией;
  • содержание и качество подготовки учащихся;
  • организация учебного процесса;
  • дальнейшая востребованность выпускников;
  • качество кадрового, учебно-методического и иного обеспечения, материально-технической базы;
  • функционирование внутренней системы оценки качества образования.

Результаты внутренней системы оценки качества образования в школе, опосредуемые в отчёте по самообследованию, должны быть размещены на сайте школы или другой образовательной организации, а потому являются общедоступной информацией. Хотя на имидж образовательной организации ВСОКО влияет в большей степени, чем ВШК, само функционирование ВСОКО, её эффективность и соответствие целям развития образовательной организации невозможно без управленческого контроля, то есть без ВШК.

Структура внутренней системы оценки качества образования в школе 

Структура ВСОКО должна включать следующие направления: качество образовательных результатов, к которым относятся предметные результаты обучения, метапредметные результаты обучения, личностные результаты, показатели социализации, результаты освоения учащимися основной общеобразовательной программы, здоровье учащихся, динамика, достижения на конкурсах, соревнованиях и олимпиадах, удовлетворённость родителей качеством образовательных результатов.

Следующий компонент внутренней системы оценки качества образования в школе – это качество реализации образовательного процесса. К нему относятся основные и дополнительные образовательные программы, реализация учебных планов и рабочих программ как составляющих образовательной программы, качество уроков и индивидуальной работы с учащимися, а также внеурочной деятельности, удовлетворённость учителей и родителей школьными уроками и условиями.

Третий компонент структуры внутренней системы оценки качества образования в школе – это качество условий, которые обеспечивают образовательный процесс. К нему относится материально-техническое обеспечение, информационно-развивающая среда, санитарно-гигиенические и эстетические условия, медицинское сопровождение и общественное питание, психологический климат в образовательном учреждении, использование социальной сферы микрорайона и города, кадровое обеспечение, государственное общественное управление, программно-методические материалы, документооборот и локальные нормативные акты. Локальный нормативный акт в данном случае выступает нормативной основой ВСОКО. 

Внутренняя система качества образования в школе функционирует в прямой взаимосвязи с системой целей внутришкольного контроля и мониторинга, создавая основы управления образовательной деятельностью школы. ВСОКО не заменяет внутришкольный контроль, однако, её материалы следует использовать в рамках внутришкольного контроля, особенно в сфере контроля образовательных достижений учащихся.

www.menobr.ru

Организация внутренней системы оценки качества образования: участники и объекты

Рассматривая вопрос об функциональной структуре и организации внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации, важно учитывать следующий момент – следует четко понимать, что именно будет оцениваться в рамках внутренней системы оценки качества образования.

Школа Менеджера образования

Для вас открыт бесплатный доступ на 4 дня к любому курсу Школы Менеджера образования. Успей пройти тестирование!

Подробнее по телефону 8 (800) 551-01-35

Организация внутренней системы оценки качества образования: объекты системы

Согласно Стандарта общего образования по уровням образования, в рамках организации внутренней системы оценки качества образования производится (должна производиться):

  • оценка эффективности деятельности образовательной организации;
  • оценка динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся;
  • оценка результатов деятельности педагогических работников.

Для того чтобы осуществить оценку рационально, эффективно, на уровне образовательной организации по соответствующим направлениям, важно четко понимать, какие организационные структуры имеются в образовательном учреждении – кто и за что будет отвечать в процессе организации внутренней системы оценки качества образования, их функционал.

Организация и контроль качества образовательной деятельности ОО

Соответствует профстандарту для заведующего детским садом

В курсе:

  • разработка основной образовательной программы ОО
  • организация ВСОКО и ВШК
  • разработка адаптивной обучающей программы для детей с ОВЗ
Подробнее по телефону 8 (800) 551-01-35

Требуется четкое понимание иерархии – кто за что отвечает, кто кому подчиняется.

Организация внутренней системы оценки качества образования: участники системы

Традиционно организационная структура образовательной организации включает:

  • администрацию образовательной организации;
  • коллегиальные органы управления – педагогический совет, управляющий совет, методический (научно-методический) совет;
  • методические, профессиональные объединения педагогов;
  • кафедры – объединения педагогов, созданные для достижения или реализации определенной цели;
  • временные структуры.

У каждой из этих организационных структур должны быть свои функциональные обязанности в процессе организации внутренней системы оценки качества образования и обеспечения ее функционирования. Это не только должно быть изображено схематически, но и грамотно закреплено в локальных нормативных актах. Так педсовет имеет право утверждать образовательную программу, осуществлять контроль над ее реализацией и так далее.

Организация внутренней системы оценки качества образования: функции участников

С другой стороны, функции могут быть обобщены. Например, какие функции в части обеспечения организации внутренней системы оценки качества образовании может иметь выполнять администрация образовательной организации?

Функции организационно-распорядительные:

  • разработка локальных нормативных актов, положений, приказов, порядков;
  • внесение изменений по согласованию, соответственно, в установленном порядке – в соответствии со статьей 30 статьей и Трудовым кодексом, например, внесение изменений в должностные инструкции, если таковые имеются в образовательном учреждении.

Функции педагога в системе ответственности за качество образования и организации внутренней системы оценки качества образовании:

  • ведение предметного мониторинга оценки качества образования;
  • информационная – доведение поступившей информации до сведения групп потребителя образовательной услуги;
  • аналитическая – анализ полученной информации;
  • принятие соответствующих управленческих решений.

Главные функции методического совета, научно-методического совета в организации внутренней системы оценки качества образовании – сопровождающая и обучающая.

На сегодняшний день актуальна проблема подобора контрольно-измерительных материалов, их разработки для оценки достижения планируемых результатов обучающимся в рамках урочной деятельности – по предметам учебного плана и внеурочной деятельности – по дополнительным образовательным программам. В связи с этим одной из функций такой организационной структуры, как методический совет, может быть обучающая.

Другая функция может быть сопровождающая. Могут сочетаться обе эти функции.

Методические объединения, профессиональные объединения при организации внутренней системы оценки качества образовании могут осуществлять функции обучающе-сопровождающего направления, а также экспертный оценочный контроль.

Для этих двух организационных структур предусмотрено большое количество функций, которые распределяются в зависимости:

  • от уровня развития образовательной организации;
  • от уровня готовности к работе в рамках реализации стандартов;
  • от уровня готовности к построению системы оценки, и так далее.

Функции педсовета в организации внутренней системы оценки качества образовании :

  • стратегическая – утверждение образовательной программы, утверждение образовательной программы, в состав которой входит система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы;
  • контролирующая – обсуждение на педагогическом совете результатов всех мониторинговых исследований, результатов государственной итоговой аттестации, промежуточной аттестации;
  • управленческая – принятие коллегиальных управленческих решений по итогам представленной информации или, напротив, особое мнение.

Важно чтобы функции организационных структур в образовательном учреждении при организации внутренней системы оценки качества образовании не были дублирующими, а достаточно конкретными и понятными всем. Для этого требуется провести очень большую работу.

Если проанализировать материалы, размещенные на сайтах образовательных организаций, по предоставленной информации о внутренней системе оценки качества образования система этой работы не всегда видна. Но это проблема интенсивно решается.

Главная задача в этом направлении – стратегически определить политику по организации внутренней системы оценки качества образовании. На сегодняшний день эта политика, как правило, закрепляется еще одним важным документом – программой развития, в которой прописаны на перспективу действия по развитию внутренней системы (оценки качества образования).

www.menobr.ru

Новая составляющая внутренней системы оценки качества образовательного процесса

Разделы: Администрирование школы

Класс:

#}

Общероссийская система оценки качества образования регламентирует создание внутренней системы оценки качества образовательного процесса, которая строиться с учетом основных субъектов и составляющих образовательного процесса: обучающихся, обучающих и ресурсного обеспечения (организационного, материально-технического, учебно-методического, информационного, финансового).[1]

Согласно концепции общероссийской системы оценки качества образования внутренняя система оценки качества образования предусматривает использование следующих инструментов оценивания:

  1. Самооценку обучающихся.
  2. Внутренний мониторинг качества образования.
  3. Оценку образовательных программ.
  4. Самооценку ОУ.
  5. Оценку педагогических кадров.
  6. Оценку индивидуальных достижений обучающихся, включающую государственную (итоговую) аттестацию выпускников и промежуточную аттестацию обучающихся в рамках внутренней системы контроля качества образования. [2]

В последнее десятилетие разработка подходов к оценке качества образования осуществляется через систему всероссийского, регионального и международного мониторинга качества образования.

Решение проблемы качества образования зависит от того, насколько своевременно и адекватно реагирует школа на изменения внешней среды, и от потребностей общества. Необходимо сознательное воздействие на возникающие процессы, что невозможно без изучения их динамики. Обеспечение должного качества образовательной системы достигается благодаря объективной информации о функционировании и развитии всех ее элементов, получаемой в мониторинговом режиме.[4]

В современной школе правильное распределение должностных обязанностей в организации учебно-воспитательного процесса и вовлечение педагогов в управление школой позволяет расширить базу управления и самоуправления, что является также важным ресурсом повышения качества образовательного процесса.

Эффективное управление любым сложным делом, динамическим объектом и прогнозирование его возможных изменений возможны только на основе непрерывного потока информации и анализа его состояния и тех процессов, которые обеспечивают динамическое равновесие системы или угрожают его нарушить, поэтому для осознания процессов, происходящих в образовании, для реального управления ими необходимо непрерывное слежение за состоянием системы, то есть мониторинг.

Следует отметить, что уже не первый год МОУ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с. Ныда» принимает участие во всероссийских, региональных мониторингах таких как: «Наша новая школа», «Школа – лидер в образовании», ЕГЭ, ГИА-9. Систематически школа-интернат использует элементы мониторинга образовательного процесса: отслеживается уровень учебных достижений класса по предметам, отслеживается характер динамики по четвертям, полугодиям, за год. Проводимые мониторинги осуществляются по данным отчетов классных руководителей и учителей-предметников. Аналитическая часть мониторинга сводиться к оцениванию уровня обученности всего класса в сравнении с показателями предыдущего периода. Но подобный мониторинг не позволяет увидеть динамику обученности каждого ученика в отдельности. Это вызвано традиционной обработкой результатов мониторинга и невозможностью отследить динамику изменений отдельного ученика в школе в целом. Очень часто обучающиеся показывают низкий уровень достижений по разным причинам, не имеющим непосредственного отношения к данному учебному предмету:

  • отставание по предмету по причине пропусков из-за болезни;
  • негативное отношение к учителю данного предмета;
  • низкий уровень познавательных интересов к данному предмету на фоне общей низкой культуры в социуме.

Таким образом, мы рассматриваем качество образования как совокупность показателей, характеризующих эффективность деятельности образовательного учреждения в целях развития личности ученика и учителя, реализуемых на основе информационных технологий.

В школе-интернате сложилась модель оценки качества обучения (рис.1)

В условиях введения ФГОС система оценки качества образовательного процесса также охарактеризована через взаимосвязи внутренней и внешней систем оценки, которые взаимодополняют, взаимообусловливают, взаимостимулируют друг друга.

В федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг., утв. постановлением Правительства РФ от 07.02.2011 №61, развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг является одной из приоритетных задач, решение которой предусматривает:

  • создание и внедрение независимой системы оценки результатов образования на всех уровнях системы образования;
  • развитие системы оценки качества профессионального образования;
  • создание единой информационной системы сферы образования;
  • повышение эффективности общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ. [2]

Новая составляющая внутренней системы оценки качества образовательного процесса МОУ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с. Ныда» прослеживается в модели системы оценки качества образования и предоставляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимозависимых структурных элементов, сгруппированных в блоки (рис.2.)

Модель внутренней системы оценки качества образовательного процесса в условиях реализации ФГОС

1 блок «Реализация индивидуальных программ обучения» включает в себя: индивидуальные образовательные программы для управленческого персонала, которые могут быть направлены на удовлетворение профессионально-личностных потребностей в области овладения теории и практикой управления инновационными процессами в целях обеспечения ФГОС; индивидуальные образовательные программы для педагогических работников, которые включают такие виды деятельности, как повышение квалификации, участие в различных форумах, конференциях, взаимодействие с социальными партнерами, подготовка выпускников к ГИА, ЕГЭ, самообразовательная деятельность; индивидуальные образовательные программы для обучающихся, которые отражают все познавательные компетенции и изучаются с помощью различных диагностик с построением индивидуальной программы обучения.

2 блок «Запросы внешнего окружения и продукты внутренней СОКОП» формируется из двух структурных элементов: «портфеля запросов» и «портфеля продуктов», которые базируются на определяемом законодательством регламенте образовательных услуг и их основных групп потребителей.

3 блок «Организационная структура внутренней СОКОП» сопровождается созданием новых структурных подразделений, специальных рабочих групп и команд, пересмотром традиционных походов к проектированию должностного и ролевого репертуара сотрудников, функции которых связаны с развитием СОКОП в ОУ в связи с внедрением ФГОС второго поколения.

4 блок «Ресурсы внутренней СОКОП» описывает ресурсное обеспечение, необходимое для эффективного развития внутренней системы оценки качества образовательного процесса.

Каждый блок является одним из основных составляющих системы оценки качества образовательного процесса ОУ в условиях реализации ФГОС.

Литературы

  1. Журнал «Справочник заместителя директора школы» №8/август/2012 г., стр.25
  2. Журнал «Справочник заместителя директора школы» №7/июль/2012 г., стр.23
  3. Мастер-класс для руководителей школы: управление методической работой/ И.В. Никишина. -2-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2012.
  4. Новые стандарты – новое качество работы учителя. Практико-ориентированное учебно-методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2013.

19.07.2013

Поделиться страницей:

urok.1sept.ru

Система оценки качества образования | Институт развития образования Кировской области

Внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО)

 Внутренняя система оценки качества образования — это совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку качества образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выраженное в степени их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и потребностям участников образовательных отношений.

Положение о внутренней системе оценки качества образования разрабатывается и утверждается в соответствии порядком утверждения локальных актов, предусмотренных уставом образовательной организации (как правило, педагогическим советом школы)  на основании ч.3 ст. 28  и в соответствии с порядком, предусмотренным ч. 2-3 ст. 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Цель — обеспечение качества образования в образовательной организации, а также подготовка отчета о результатах оценки качества образования для последующего принятия управленческих решений.

Задачи:

  • формирование единой системы оценки качества образования и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования; получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования, тенденциях её изменения и причинах, влияющих на качество образования;
  • предоставление всем участников образовательных отношений и общественности достоверной информации о качестве образования;
  • принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по повышению качества образования и уровня информированности участников образовательных отношений при принятии таких решений;
  • прогнозирование развития образовательной системы образовательной организации.

Структура положения о ВСОКО

1. Общие положения (цель разработки положения, нормативная база, что регулирует, основные понятия, направления ВСОКО)

 2. Цели, задачи, принципы, направления ВСОКО

3. Порядок организации ВСОКО (что и как проверяем: подходы и процедуры оценки по направлениям ВСОКО, критерии и показатели качества по уровням образования и реализуемым стандартам)

4. Порядок функционирования ВСОКО (какие функции, кто ответственный)

5. Права и обязанности субъектов ВСОКО (должностные обязанности субъектов ВСОКО)

6. Общественное участие в оценке качества образования

7. В перспективе: требования к качеству измерительных материалов, процедурам проведения измерений, системе проверки и оценки работ, статистической обработке результатов оценочных процедур, системе хранения измерительных материалов.

kirovipk.ru

2. Понятие о системе качества, норме, мере и оценке качестве.

Система управления качеством (система качества) — это организационная структура, включающая взаимодействующий управленческий персонал, реализующий функции управления качеством установленными методами. Внедрение системы качества позволяет организовать и проводить плановую, регулярную работу по качеству. При наличии необходимой материальной базы, современной технологии и квалифицированного, заинтересованного персонала, это повышает стабильность качества всей выпускаемой продукции. Создать систему качества означает разработать и внедрить её в деятельность предприятия.

При создании системы качества требуется выполнить значительный объём работ, который будет зависеть от размеров предприятия, особенностей производства и характера выпускаемой продукции и от того, насколько действующая на предприятии организация работ по качеству соответствует рекомендациям стандарта ИСО 9001[5], или соответствующего отраслевого стандарта.

При разработке системы качества надо ответить на три основных вопроса:

Что надо делать при управлении качеством;

Кто всё это будет делать;

Как, какими методами это делать, по каким документам.

Норма качества образования – выявленная и зафиксированная документально система требований к качеству образования, соответствующих потребностям личности, общества, государства.

Оценка качества образования есть мера качества (числовая или семантическая), выражающая собой соотнесенность измерений свойств (функций) с базой, которая фиксирует эталонный уровень, норму качества.

Мера качества – отображение качества как совокупности или множества свойств на множество чисел или ценностных смысловых (семантических) единиц, формируемых как шкалы предпочтения. Оценка качества есть мера качества (числовая или семантическая), выражающая собой соотнесенность измерений свойств (функций) с базой, которая фиксирует эталонный уровень, норму качества. Оценка качества образования организуется как важнейшая функция управления качеством образования (обеспечения заданного нормами уровня качества образования) с учетом ранга образовательных систем и ступеней непрерывного образования. Выделяются внешняя и внутренняя системы оценки качества образования Внешняя система оценки качества образования представлена государственными институтами лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений и сертификации определенных компонентов профессионального образования. Кроме того, происходит формирование общественных институтов аккредитации на базе различных научно-педагогических и научных ассоциаций и объединений. Внутренняя система оценки качества образования организуется в образовательных учреждениях в формах итоговой и поэтапной аттестации (самоаттестации) обучаемых, систем оценки абитуриентов, систем психодиагностики и социодиагностики в учебных заведениях, а также в системах самооценки и самоаттестации учебных заведений и их подразделений.

3. Понятие и функции системы оценки качества образования.

Качество образования — характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Качественное образование позволяет обеспечить каждому ребенку наилучшие стартовые условия для того, чтобы в будущем он стал успешен.

Критерий хорошей образовательной системы (её высокого качества) — это мера, в которой наименее обеспеченные члены общества имеют возможность преуспеть.

Оценивание (assessment) — это процесс сбора и оценки информации о том, что учащийся знает, понимает и умеет, он направлен на принятие обоснованного решения, что делать дальше в образовательном процессе.

Оценка качества образования — это

объективная оценка:

образовательных достижений обучающихся,

оценка эффективности реализации образовательного процесса в образовательном учреждении,

оценка эффективности деятельности всей образовательной системы страны и ее территориальных подсистем.

ЦЕЛИ СОКО

1) Определение прогресса в обучении конкретного школьника.

2) Сертификация выпускников (подтверждение завершения обучения).

3) Селекция – отбор для продолжения обучения или получения рабочего места.

4) «Оценка» результатов деятельности педагогов.

5) Оценка деятельности образовательных учреждений и систем.

6) Оценка деятельности национальной образовательной системы.

Эффективные системы оценки качества образования — это системы, которые предоставляют информацию надлежащего качества и в необходимом количестве для того, чтобы удовлетворить информационные потребности всех заинтересованных групп и тех, кто принимает решения с целью повышения качества обучения учащихся.

Эффективная система оценки строится на сочетании разнообразных методов оценки. Стандартизированное тестирование – всего лишь один из используемых подходов для определения качества обучения. Также широко используются экспертные оценки и социологические опросы.

Процедуры оценки ориентированы на более широкие образовательные результаты, нежели знания в рамках учебных дисциплин.

Образовательные результаты:

компетентности,

здоровье ученика,

мотивация к обучению,

гражданская позиция,

умение позитивно взаимодействовать с другими

самоуважение,

уважение к семье и обществу,

забота о других и забота об окружающей среде…

Анализ результатов оценки учебных достижений проводится с учётом факторов, оказывающих влияние на эти результаты.

Комбинация внутренней и внешней оценки– базовый подход для оценки деятельности школы.

Виды программ оценки. Оценка на уровне класса: вопросы тесты наблюдение( формирующее оценивание), государственные экзамены (выпускные, вступительные), крупномасштабные исследования (национальная оценка, международные сравнительные исследования) (Итоговое оценивание)

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВАЛЬДМАНА ответ)

4. Структурные компоненты системы оценки качества образования. Цель, объекты, субъекты, предмет, процесс, процедуры, показатели, критерии, результаты ОКО.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *