Волевой характер права это – 30.1.Понятие ,признаки и сущность права

30.1.Понятие ,признаки и сущность права

Право- это совокупность исходящих от гос-ва общеобязательных, формально определенных норм, выражающих идеи свободы, справедливости, гуманизма, нравственности и призванных регулировать поведение людей, в целях стабильного функционирования и развития общества. Признаки права: 1) носит волевой характер,т.к. выражает гос.волю; 2) общеобязательность,т.е. все принимаемые нормы П распр-ся на всех и каждого; 3) нормативность, П состоит из общ. правил поведения, рег-х значит. Круг общ. отношений; 4) связь с государством, П принимается, применяется и обеспечивается гос. властью; 5)формальная определенность, нормы П имеют внешне выраженную письменную форму; 6) системность, П представляет собой внутр. согл-ый, упорядоченный орг-зм, где юрид. предписания взаимосвяз., распол. опред. иерархич. образом, груп-ся по отраслям и институтам.

Формы П(способ выражения гос. воли, юрид. правила поведения): 1) НПА ,2) прав. обычай 3) юр.прецедент, 4) норм. договор. Выражение идеи справедливости и свободы в праве.

Право выражает идеи справедливости и свободы. Справедливым следует считать то, что служит благу человека, не ущемляет интересы других людей, не наносит вреда обществу

Справедливость и свобода — извечные идеалы, к которым всегда стремилось человечество.

Справедливым следует считать то, что служит благу человека, не ущемляет интересы других людей, не наносит вреда обществу. Если брать внешнее проявление человека — его поведение, то справедливым будет такое поведение, которое отвечает критериям справедливости в обществе.

Свобода — неотъемлемое свойство человека, только при ее наличии возможно нормальное существование личности, раскрытие всех ее творческих возможностей. Истории известны законы, ограничивающие свободу, например, законы, разрешающие рабство. «Однако последние,—по словам Гегеля,— являются лишь позитивными законами и правами, и притом такими, которые противны разуму и абсолютному праву»

Волевой характер права

Государственно-волевой характер права состоит в том, что право выражает государственную волю общества, обусловленную экономи- ческими и духовными, а также национальными, религиозными, демо-1 графическими, природными и другими условиями его жизни. I

Через государство «возводится в закон», становясь обязательной для всех, не только воля господствующего класса (там, где он есть), но также и воля других классов, слоев и групп данного общества, выражающая их интересы и притязания. Стремясь к смягчению и преодолению существующих противоречий, компромиссу между различными социальными слоями, государство учитывает и корректирует многосложную и противоречивую волю общества, придавая ей всеобщее выражение в виде воли государственной.

Право немыслимо вне осознанной, волевой деятельности людей. Право всегда есть воля, но не всякая воля – право. Так, не является правом воля отдельного индивида, социальных групп, слоев, классов. Не становится сама по себе правом также воля политических партий и других общественных объединений, выраженная в их документах. Это не государственные виды (формы) воли.

Только когда воля -«выражена как закон, установленный властью»2, она становится государственной.

Специфические внешние формы выражения права

В науке различают внутреннюю и внешнюю формы права. Под внутренней понимается структура права, система элементов (нормативные предписания, институты, отрасли). Под внешней – объективированный комплекс юридических источников, формально закрепляющих правовые явления и позволяющих адресатам правовых установлений ознакомиться с их реальным содержанием и пользоваться ими.

Формы внешнего выражения права имеют богатую историю от казуистических предписаний, зафиксированных на камне, коже или бересте, до современных, логически выверенных и грамматически точных системных правовых актов, отраженных на электронных носителях правовой информации. Именно из них люди черпали и черпают необходимые сведения о содержании права. 

Реальное действие правовых норм непосредственно связано с их внешним выражением, закреплением в официальных документах. Важнейшим и наиболее распространенным из них является нормативный правовой акт. Его характеризуют следующие признаки: а) издается компетентными органами государства или в соответствии с конституцией принимается непосредственно населением путем референдума; б) содержит нормы права, устанавливает, отменяет или изменяет их; в) обладает юридической силой, охраняется и обеспечивается государством; г) имеет вид письменного документа с уста- новленной структурой и необходимыми атрибутами; д) носит легитимный характер.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ПРАВА

 — признак права, означающий, что создание, реализация, охрана права неразрывно связана с государственной деятельностью. Государство есть та социальная сила, без которой действие права оказалось бы невозможным. Право с этой точки зрения есть совокупность правовых норм, закрепляемая в законе или признаваемая иным способом государством. Государство издает или закрепляет в законе нормы поведения либо санкционирует их, удостоверяя их своим авторитетом и силой и обеспечивая тем самым реализуемость права, в т.ч. средствами принудительного воздействия. «Близость» права к государству — это то, что отличает его от морали, корпоративных норм и иных социальных регуляторов.

studfiles.net

1) Государственно-волевой характер;

2) Нормативность;

3) Властно-регулятивная природа.

1) Государственно-волевой характер права

состоит в том, что право выражает государственную волю общества, обусловленную экономическими и духовными, а также национальными, религиозными, демографическими, природными и другими условиями его жизни.

Через государство «возводится в закон», становясь обязательной для всех, не только воля господствующего класса (там, где он есть), но также и воля других классов, слоев и групп данного общества, выражающая их интересы и притязания. Стремясь к смягчению и преодолению существующих противоречий, компромиссу между различными социальными слоями, государство учитывает и корректирует многосложную и противоречивую волю общества, придавая ей всеобщее выражение в виде воли государственной.

Право немыслимо вне осознанной, волевой деятельности людей. Право всегда есть воля, но не всякая воля – право. Так, не является правом воля отдельного индивида, социальных групп, слоев, классов. Не становится сама по себе правом также воля политических партий и других общественных объединений, выраженная в их документах. Это не государственные виды (формы) воли. Только когда воля -«выражена как закон, установленный властью», она становится государственной.

От других разновидностей воли государственная воля отличается тем, что она,

во-первых, аккумулирует экономические, политические, социальные, культурные и иные интересы и притязания различных классов, слоев и групп населения;

во-вторых, является независимой от воли отдельных лиц и их объединений, обязательной для всего общества;

в-третьих, объективируется в исходящих от государства и охраняемых им общеобязательных установлениях, правилах поведения, именуемых правовыми или юридическими нормами.

Эта государственная воля общества, воплощенная в правовых нормах, и есть право. В том, что право – государственная воля общества на данном этапе его развития, обусловленная экономическими, духовными и другими условиями его существования, состоит общечеловеческая и классовая сущность права.

2) Нормативный характер права заключается в том, что право как государственная воля общества проявляется вовне, выступает в реальной жизни не иначе как система официально признаваемых и действующих в данном государстве юридических норм в их материалистическом понимании.

В специальной литературе эту систему норм принято называть правом в объективном смысле (объективным правом), имея в виду, что оно, будучи государственной волей общества, не зависит от воли отдельных индивидов и не приурочено к какому-либо определенному субъекту, в отличие от права в субъективном смысле (субъективного права) как права (правомочия) того или иного участника (субъекта) правоотношения либо совокупности таких прав (правомочий).

Нормативный признак права позволяет объяснить соотношение сущности, содержания и формы права.

Если сущность права в том, что оно, как отмечалось выше, выражает обусловленную всей реальной жизнью государственную волю общества, то его содержание составляет нормативное выражение этой воли. Иначе как путем издания или санкционирования властью общеобязательных норм не представляется возможным возвести волю общества в закон, выразить ее как государственную. Тем самым содержание права конкретизирует сущность права данного общества во всем многообразии составляющих его правовых норм.

studfiles.net

2. Понятие права и его признаки

Право есть многоаспектное сложное явление и общепринятого определения права до сих пор наукой не выработано. Сложилось несколько правовых школ, каждая из которых по-разному подходит к термину «право». Зачастую в юридической литературе понятие права раскрывается через парные категории: право естественное и позитивное, объективное и субъективное и ряд других.

Естественное право (jus naturale) – это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека, присущих ему от рождения: право человека на свободу, на общение с другими людьми, на жизнь и некоторые др. Права и свободы человека первичны по отношению к законодательству, имеют неотчуждаемый характер. Возникли естественно-правовые взгляды еще в Древней Греции и Древнем Риме. Данная теория утверждает систему естественных, неотъемлемых прав человека; благодаря этой теории стали различать право и закон, естественное и позитивное право.

Позитивное право – это право, выраженное в принятых государством нормах, т.е. в законодательстве, а также в иных источниках права. В.М. Шафиров отмечает, что в настоящее время можно говорить о том, что сложилось право

естественно-позитивное, поскольку в современных условиях налицо глубокое проникновение естественного права в позитивное. Права человека, будучи закрепленными в позитивном праве, определяют смысл и содержание законов.

Объективное право представляет собой систему юридических норм (правил поведения), независящих от воли и сознания конкретных индивидов, адресованные персонально неопределенному числу субъектов. Потенциально каждый человек может воспользоваться объективным правом.

Субъективное право – это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Иначе говоря, это право, принадлежащее конкретному человеку (право на получение высшего образования, на свободу, труд и т.п.). Конкретные права и свободы личности субъективны в том смысле, что они связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

Таким образом, можно дать следующее определение права это система общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений.

Из данного определения вытекают следующие признаки права:

1. Сознательно-волевой характер права.

Право – проявление воли и сознания людей: отдельных лиц, социальных групп, общества в целом. Эти цели могут быть противоречивы, а иногда и прямо противоположны. Право выражает, с одной стороны, интересы правящей элиты, с другой – направлено на достижение социального компромисса.

2. Нормативность.

Права, которыми обладает каждый человек или юридическое лицо не произвольны, а отмеряны и определены в соответствии с действующими нормами. Право возведено в ранг официальных правил. Непосредственно нормативность выражена в позитивном праве, т.е. в законодательстве, где нормы права выражены в чистом виде. Право посредством юридических норм несет информацию о том, какие действия возможны, какие запрещены, а какие необходимы.

Право при помощи регулятивных средств охватывает широкий круг отношений, обстоятельств и ситуаций, действует на соответствующей территории непрерывно, вплоть до отмены или изменения, а также оказывает на субъектов, подпадающих под его действие, общее направляющее воздействие. Официальной нормативность является из-за связанности права с государственными и муниципальными (местными) органами власти.

studfiles.net

1) Государственно-волевой характер;

2) Нормативность;

3) Властно-регулятивная природа.

1) Государственно-волевой характер права состоит в том, что право выражает государственную волю общества, обусловленную экономическими и духовными, а также национальными, религиозными, демографическими, природными и другими условиями его жизни.

Через государство «возводится в закон», становясь обязательной для всех, не только воля господствующего класса (там, где он есть), но также и воля других классов, слоев и групп данного общества, выражающая их интересы и притязания. Стремясь к смягчению и преодолению существующих противоречий, компромиссу между различными социальными слоями, государство учитывает и корректирует многосложную и противоречивую волю общества, придавая ей всеобщее выражение в виде воли государственной.

Право немыслимо вне осознанной, волевой деятельности людей. Право всегда есть воля, но не всякая воля – право. Так, не является правом воля отдельного индивида, социальных групп, слоев, классов. Не становится сама по себе правом также воля политических партий и других общественных объединений, выраженная в их документах. Это не государственные виды (формы) воли. Только когда воля -«выражена как закон, установленный властью», она становится государственной.

От других разновидностей воли государственная воля отличается тем, что она,

во-первых, аккумулирует экономические, политические, социальные, культурные и иные интересы и притязания различных классов, слоев и групп населения;

во-вторых, является независимой от воли отдельных лиц и их объединений, обязательной для всего общества;

в-третьих, объективируется в исходящих от государства и охраняемых им общеобязательных установлениях, правилах поведения, именуемых правовыми или юридическими нормами.

Эта государственная воля общества, воплощенная в правовых нормах, и есть право. В том, что право – государственная воля общества на данном этапе его развития, обусловленная экономическими, духовными и другими условиями его существования, состоит общечеловеческая и классовая сущность права.

2) Нормативный характер права заключается в том, что право как государственная воля общества проявляется вовне, выступает в реальной жизни не иначе как система официально признаваемых и действующих в данном государстве юридических норм в их материалистическом понимании.

В специальной литературе эту систему норм принято называть правом в объективном смысле (объективным правом), имея в виду, что оно, будучи государственной волей общества, не зависит от воли отдельных индивидов и не приурочено к какому-либо определенному субъекту, в отличие от права в субъективном смысле (субъективного права) как права (правомочия) того или иного участника (субъекта) правоотношения либо совокупности таких прав (правомочий).

Нормативный признак права позволяет объяснить соотношение сущности, содержания и формы права. Если сущность права в том, что оно, как отмечалось выше, выражает обусловленную всей реальной жизнью государственную волю общества, то его содержание составляет нормативное выражение этой воли. Иначе как путем издания или санкционирования властью общеобязательных норм не представляется возможным возвести волю общества в закон, выразить ее как государственную. Тем самым содержание права конкретизирует сущность права данного общества во всем многообразии составляющих его правовых норм.

studfiles.net

Признаки права

Рассмотрим основные признаки права.

Нормативность

По своему содержанию право состоит из норм, нормативных предписаний, опредедяюших необходимые признаки типичных жизненных ситуаций и общие правила поведения оказавшихся в них субъектов. Нормативность позволяет удовлетворить отмеченную К. Марксом общественную потребность «охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена».

Волевой характер

История правовой мысли уже давно связывает сущность права с волей. Однако для одних право — это воля господствующего класса, для других право является свободным выражением воли индивидов. В любом случае право является своеобразной формой обозначения и защиты интересов субъекта от конкурирующих интересов. Будучи основой волевого устремления субъекта, именно интерес как осознанная потребность становится решающей правообразующей силой, что подтверждается действительностью. Всякая нормативная абстракция, для того чтобы стать действенной и справедливой, должна изменяться по содержанию, отвечая требованиям своего времени, а толчком к таким изменениям становятся интересы реальных участников общественных отношений, потребности практики.

Всякое право по своей сущности является сбалансированной волей общества. Волей, определяющей наиболее целесообразный порядок регулирования и развития социально значимых отношений. В ней должны найти необходимое сочетание общественный, государственный и индивидуальный интересы. Причем в конкретных предписаниях, в зависимости от специфики регулируемых отношений, удельный вес этих интересов может весьма существенно изменяться. В одних (конституционных) может преобладать общественный или государственный, в других (купли-продажи) — индивидуальный интерес. При нарушении необходимого паритета этих интересов снижается эффективность правового регулирования, а при их противопоставлении право превращается в свою противоположность — в узаконенный произвол.

Таким образом, баланс интересов означает учет интересов общества, государства и отдельных личностей при доминирую- щсм значении общественного интереса, потому что благодаря его приоритету поддерживается целостное состояние общественной системы и стимулируется достижение общей цели — благополучие всех субъектов права. Свобода воли одного субъекта должна быть согласована и ограничена свободой воли других заинтересованных субъектов. По своей сути этот баланс отражает соотношение политических сил в обществе, а по содержанию он выражается в паритете прав и обязанностей будущих участников регулируемых отношений. Поэтому источник юридической силы правового предписания состоит не столько в принудительном его осуществлении и полномочиях правотворческого органа, сколько в степени согласования воль субъектов права, направленных на достижение определенных юридических последствий.

Формальная определенность

Для того чтобы приобрести всеобщее значение, общеобязательные юридические свойства, общественная воля должна быть выражена в форме официального юридического акта, установленного государственной властью и содержащего формализованные предписания, определяющие границы внешней свободы субъектов права. Ведь юридическое регулирование не терпит аморфности и неопределенности в правовых предписаниях. С помощью письменных документов стало возможным достижение предельной точности и ясности фиксации фактов, имеющих юридическое значение. Причем каждый государственный орган в границах своих полномочий вправе принимать лишь определенные формы юридических актов (законы, указы и т. д.).

studfiles.net

Эта государственная воля общества, воплощенная в правовых нормах, и есть право.

9) Понятие и признаки права.

Любое определение права неполно, относительно, так как не может охватить всего многообразия различных его свойств, черт, характеристик, связей. Краткое определение призвано отразить лишь наиболее общие, основные, главные признаки этого сложного явления.

К таким наиболее существенным признакам права относятся:

1) государственно-волевой характер;

2) нормативность;

3) властно-регулятивная природа.

Следует также иметь в виду, что нормативное понимание права сообразно современному уровню развития юридической науки в России претерпевает существенные изменения, нуждается в осмыслении новых для него моментов1. Один из них заключается в необходимости познания права не только с классовых, но и с общечеловеческих позиций.

Государственно-волевой характер права состоит в том, что право выражает государственную волю общества, обусловленную экономическими и духовными, а также национальными, религиозными, демографическими, природными и другими условиями его жизни.

Через государство «возводится в закон», становясь обязательной для всех, не только воля господствующего класса (там, где он есть), но также и воля других классов, слоев и групп данного общества, выражающая их интересы и притязания. Стремясь к смягчению и преодо­лению существующих противоречий, компромиссу между различными социальными слоями, государство учитывает и корректирует многосложную и противоречивую волю общества, придавая ей всеобщее выражение в виде воли государственной.

Право немыслимо вне осознанной, волевой деятельности людей. Право всегда есть воля, но не всякая воля — право. Так, не является правом воля отдельного индивида, социальных групп, слоев, классов. Не становится сама по себе правом также воля политических партий и других общественных объединений, выраженная в их документах. Это не государственные виды (формы) воли.

Только когда воля «выражена как закон, установленный властью», она становится государственной.

От других разновидностей воли государственная воля отличается тем, что она,

во-первых, аккумулирует экономические, политические, социальные, культурные и иные интересы и притязания различных классов, слоев и групп населения;

во-вторых, является независимой от воли отдельных лиц и их объединений, обязательной для всего общества;

в-третьих, объективируется в исходящих от государства и охраняемых им общеобязательных установлениях, правилах поведения, именуемых правовыми или юридическими нормами.

Сущность и содержание права определяются не только экономическим строем общества на данном этапе его развития, но и политикой, моралью, правосознанием, наукой, культурой и всеми другими реалиями социальной жизни, достигнутым уровнем цивилизации.

Особо следует выделить такой духовный общечеловеческий фактор, вот уже несколько столетий оказывающий мощное влияние на формирование и развитие права, как учение о естественных, прирожденных, неотъемлемых правах человека, которые должны лежать в основе позитивного, официально действующего в пределах того или иного государства права. Лишь в этом случае последнее, с позиций естественно-правовой теории, оценивается как соответствующее человеческому разуму, природе человека, а потому гуманное и справедливое.

С тех пор как провозглашенные естественно-правовой теорией законы, синтезирующие общечеловеческие представления об идеях и принципах морали и правосознания, впервые получили выражение в качестве государственной воли в одном из замечательных документов Великой французской революции — Декларации прав человека и гражданина (1789), они прошли большой и сложный путь, ознаменовавшийся их международно-правовым признанием в принятой ООН Всеобщей декларации прав человека (1948).

Вопрос о том, соответствует или не соответствует право того или иного государства идеям признания и охраны основных, фундаментальных прав и свобод человека и гражданина, стал фактически международно признанным критерием отнесения данного государства и права к демократическому или тоталитарному.

Воздействие идей естественно-правовой теории на развитие современного российского права впервые получило официальное признание и выражение в Декларации прав и свобод человека и гражданина РСФСР (1991) и особенно в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. Непосредственно с этим связан происходящий ныне процесс углубления нравственных начал отечественного права, сближения права и морали демократического общества. Естественное право практически неосуществимо без позитивного, а духовная основа, нравственная сила позитивного права коренится в праве естественном.

Соответственно один из новых моментов, характеризующих нормативный подход к праву, состоит в стремлении к полному преодолению существовавшего ранее отрыва от идей естественной школы права, обеспечению единства естественного и позитивного права в теории и на практике.

Итак, в том, что право — государственная воля общества на данном этапе его развития, обусловленная экономическими, духовными и другими условиями его существования, состоит общечеловеческая и классовая сущность права.

Нормативный характер права заключается в том, что право как государственная воля общества проявляется вовне, выступает в реальной жизни не иначе как система официально признаваемых и действующих в данном государстве юридических норм в их материалистическом понимании.

В специальной литературе эту систему норм принято называть правом в объективном смысле (объективным правом), имея в виду, что оно, будучи государственной волей общества, не зависит от воли отдельных индивидов и не приурочено к какому-либо определенному субъекту, в отличие от права в субъективном смысле (субъективного права) как права (правомочия) того или иного участника (субъекта) правоотношения либо совокупности таких прав (правомочий).

Нормативный признак права позволяет объяснить соотношение сущности, содержания и формы права. Вопрос этот сложный, неоднозначно трактуемый различными учеными, в том числе и сторонниками нормативного понимания права. Одни авторы смешивают содержание права с его сущностью, другие -с его формой.

Правильное решение данного вопроса можно найти на основе рассмотрения права под углом зрения его государственно-волевого и нормативного признаков.

Если сущность права в том, что оно, как отмечалось выше, выражает обусловленную всей реальной жизнью государственную волю общества, то его содержание составляет нормативное выражение этой воли.

Иначе как путем издания или санкционирования властью общеобязательных норм не представляется возможным возвести волю общества в закон, выразить ее как государственную. Тем самым содержание права конкретизирует сущность права данного об­щества во всем многообразии составляющих его правовых норм .

Право отличается от других социальных норм (обычаев, морали, норм общественных объединений) рядом присущих только ему специфических особенностей, характерных черт. Наиболее существенные из них:

1) связь с государством,

2) охрана от нарушений возможностью государственного принуждения;

3) общеобязательность;

4) формальная определенность;

5) институционность;

6) качество официального регулятора общественных отношений.

1. Связь права с государством состоит в том, что составляющие право нормы, воплощающие государственную волю общества, в отличие от иных социальных норм, издаются или санкционируются государством и охраняются наряду с воспитанием и убеждением (что свойственно и другим социальным нормам), возможностью применения, когда это необходимо, юридических санкций (что характерно исключительно для права).

Следует заметить, что в специальной литературе была подвергнута справедливой критике в качестве одной из ошибок прошлого формулировка, сводящая право к мерам принуждения, что будто его применение «обеспечивается принудительной силой государства». Подобные выражения, неудачные, неточные сами по себе, особенно неприемлемы в нынешних условиях, так как большинство граждан добровольно и сознательно сообразуют свое поведение с нормами права. Однако в отличие от иных социальных норм за правом всегда «стоит» аппарат государства, способный в случае нарушения правовых норм принудить к их соблюдению. Стало быть, не в обеспечении принудительной силой государства, а в возможности государственного принуждения как гарантии реализации, охраны правовых норм от нарушений — одна из наиболее важных особенностей права.

2. В прямой связи с изложенным находится другая важнейшая черта права — его общеобязательность. Все иные разновидности социальных норм (нравственные, корпоративные, религиозные и т.д.) обязательны лишь для той или иной части населения. И только право — система норм, обязательных для всех. Тем самым праву отводится роль норма­тивной основы законности и правопорядка, всей правовой системы общества.

3. Следующая неотъемлемая черта права — формальная определенность, т.е. точность, четкость, емкость, стабильность, чему способствуют, в частности, такие внутренние свойства, как предоставительно-обязывающий характер, специфическая структура (строение) правовых норм и юридическая техника их внешнего оформления.

4. Важным свойством права, придающим ему формальную определенность, является его институционность, заключающаяся в том, что составляющие право нормы издаются или санкционируются государством в строго определенных формах, своего рода знаковых системах, каковыми служат различные юридические источники. Как было показано выше, содержание права составляет система действующих юридических норм.

5. Что касается формы права, то под ней понимаются определенные способы выражения государственной воли общества. Форма показывает, каковы внешние проявления права, в каком виде оно существует и функционирует в реальной жизни. С помощью формы происходит придание воле государства доступного и общеобязательного характера, доведение этой воли до исполнителей. Посредством формы право как бы получает «путевку в жизнь».

Наиболее распространенной основной формой (источником) выражения российского права служат нормативно-правовые акты, ведущее место в ряду которых принадлежит закону — нормативному акту, издаваемому на основе строго определенной демократической процедуры представительными и законодательными органами Российской Федерации и ее субъектов для регулирования наиболее важных общественных отношений и обладающему высшей юридической силой. Кроме того, имеются и иные формы выражения (юридические источники) права .

Раздельное рассмотрение содержания и формы права логически возможно лишь в порядке научной абстракции, в целях удобства исследования. В реальной же действительности они «не существуют обособленно друг от друга: бесформенное содержание права также немыслимо, как и его бессодержательная форма. Содержание права имеет место лишь постольку, поскольку оно оформлено» .

Именно из единства содержания и формы права исходит его нормативное понимание. Вместе с тем нельзя не учитывать, что не всякая норма, изданная тем или иным государственным органом, обязательно выражает «возведенную в закон» волю общества. В связи со значительным увеличением объема законотворческой деятельности субъектов РФ и нормотворческого процесса, в том числе ведомственного, в масштабах Федерации, в теории права назрел вопрос о необходимости выработки основанных на Конституции РФ четких научных критериев соответствия отдельных норм, содержащихся в различных норматив­ных актах и других источниках, праву как государственной воле общества.

Такими критериями, соответственно духу и букве Конституции РФ, являются:

• для норм, выраженных в федеральном законе — соответствие Конституции РФ;

• для норм, содержащихся в законе субъекта РФ, в зависимости от конституционного или договорно закрепленного разграничения пределов ведения и полномочий, — соответствие федеральному закону или конституции (уставу) данного субъекта Федерации и в конечном счете Конституции РФ;

• для норм, содержащихся в подзаконных нормативных актах и других источниках права (нормативный договор, правовой обычай), — соответствие нормам, выраженным в федеральных законах, уставах и законах субъектов Федерации и в конечном счете в Конституции РФ;

• для норм, содержащихся во всех источниках права,- соответствие основным правам и свободам человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, закрепленным и гарантированным в Конституции Российской Федерации (ст. 17, 18) в качестве непосредственно действующих. Сообразно этому суд управомочен не применять при разрешении конкретных дел нормы, которые по его убеждению влекут нарушение прав и свобод граждан, в каждом подобном случае руководствоваться соответствующими нормами Конституции РФ6.

Наряду с четким различием содержания и формы права, нормы, права и закона, нормативный признак подчеркивает их единство и однопорядковостъ, общую устремленность на упрочение законности и правопорядка, правовое обеспечение стоящих перед обществом и государством задач.

С этим связан вопрос о роли права как особого регулятора общественных отношений, без выяснения которого не может быть достаточно полного представления о праве и его особенностях в сравнении с другими социальными регуляторами.

studfiles.net

2. Понятие права и его признаки

Право есть многоаспектное сложное явление и общепринятого определения права до сих пор наукой не выработано. Сложилось несколько правовых школ, каждая из которых по-разному подходит к термину «право». Зачастую в юридической литературе понятие права раскрывается через парные категории: право естественное и позитивное, объективное и субъективное и ряд других.

Естественное право (jus naturale) – это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека, присущих ему от рождения: право человека на свободу, на общение с другими людьми, на жизнь и некоторые др. Права и свободы человека первичны по отношению к законодательству, имеют неотчуждаемый характер. Возникли естественно-правовые взгляды еще в Древней Греции и Древнем Риме. Данная теория утверждает систему естественных, неотъемлемых прав человека; благодаря этой теории стали различать право и закон, естественное и позитивное право.

Позитивное право – это право, выраженное в принятых государством нормах, т.е. в законодательстве, а также в иных источниках права. В.М. Шафиров отмечает, что в настоящее время можно говорить о том, что сложилось право естественно-позитивное, поскольку в современных условиях налицо глубокое проникновение естественного права в позитивное. Права человека, будучи закрепленными в позитивном праве, определяют смысл и содержание законов.

Объективное право представляет собой систему юридических норм (правил поведения), независящих от воли и сознания конкретных индивидов, адресованные персонально неопределенному числу субъектов. Потенциально каждый человек может воспользоваться объективным правом.

Субъективное право – это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Иначе говоря, это право, принадлежащее конкретному человеку (право на получение высшего образования, на свободу, труд и т.п.). Конкретные права и свободы личности субъективны в том смысле, что они связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

Таким образом, можно дать следующее определение права это система общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений.

Из данного определения вытекают следующие признаки права:

1. Сознательно-волевой характер права.

Право – проявление воли и сознания людей: отдельных лиц, социальных групп, общества в целом. Эти цели могут быть противоречивы, а иногда и прямо противоположны. Право выражает, с одной стороны, интересы правящей элиты, с другой – направлено на достижение социального компромисса.

2. Нормативность.

Права, которыми обладает каждый человек или юридическое лицо не произвольны, а отмеряны и определены в соответствии с действующими нормами. Право возведено в ранг официальных правил. Непосредственно нормативность выражена в позитивном праве, т.е. в законодательстве, где нормы права выражены в чистом виде. Право посредством юридических норм несет информацию о том, какие действия возможны, какие запрещены, а какие необходимы.

Право при помощи регулятивных средств охватывает широкий круг отношений, обстоятельств и ситуаций, действует на соответствующей территории непрерывно, вплоть до отмены или изменения, а также оказывает на субъектов, подпадающих под его действие, общее направляющее воздействие. Официальной нормативность является из-за связанности права с государственными и муниципальными (местными) органами власти.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *