Вопросы не могут быть вынесены на местный референдум – 12. /

Содержание

64.Вопросы, выносимые на местный референдум: общая характеристика

На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Уставами муниципальных образований могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум, тогда такие вопросы не могут быть решены представительным или иным муниципальным органом. Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству РФ, законодательству соответствующего субъекта РФ. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, т. е. на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

На местный референдум не могут быть вынесены следующие вопросы:

  1. о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

  2. о персональном составе органов местного самоуправления;

  3. об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

  4. о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;

  5. о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Установление иных ограничений для вопросов, выносимых на местный референдум, не допускается.

65.Сходы граждан Собрания (сходы) граждан, их виды

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливает возможность выражения прямой воли граждан по поводу вопросов местного значения путем собрания или схода. В муниципальном образовании для решения вопросов местного значения могут быть созваны собрания (сходы) граждан. Собрания (сходы) граждан являются одной из форм непосредственной демократии и одним из самых доступных средств самоорганизации населения небольших муниципальных образований или части территории муниципального образования.

Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан. В таком случае собрание (сход) граждан считается правомочным при участии в нем более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. При этом для получения сведений о количестве участников собрания (схода) граждан необходимо обратиться к спискам избирателей, участников референдума, составленным соответствующими избирательными комиссиями.

Можно выделить несколько видов собраний (сходов) граждан муниципального образования:

  1. наделенные функциями представительных органов местного самоуправления;

  2. проводимые на всей территории муниципального образования для решения наиболее важных вопросов;

  3. проводимые на части территории муниципального образования (в таком случае они могут рассматриваться как элемент системы территориального общественного самоуправления).

Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений, а также пределы его компетенции подробно регламентируются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ.

Поскольку порядок и процедура проведения собрания (схода) граждан регламентируются уставом муниципального образования, то и возрастной ценз на участие в собрании (сходе) также должен устанавливаться органами местного самоуправления. Однако в настоящее время различные муниципальные образования закрепляют в своих уставах один из следующих вариантов: право на участие в собраниях (сходах) предоставляется гражданам старше 16 лет; право на участие в собраниях (сходах) граждан предоставляется гражданам старше 18 лет; возрастной ценз вовсе не устанавливается.

Согласно уставам различных муниципальных образований инициатива созыва собрания (схода) граждан муниципального образования может исходить от следующих органов и должностных лиц: глава муниципального образования, органы территориального общественного самоуправления, депутаты представительного органа местного самоуправления, общественные объединения, органы государственной власти субъекта РФ, территориальные органы государственной власти РФ, граждане.

studfiles.net

5. Какие вопросы нельзя выносить на референдум и почему?

Статья 12. Вопросы референдума

 1. Вопросы, подлежащие вынесению на референдум Российской Федерации, а также вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум Российской Федерации, определяются федеральным конституционным законом.

2. На референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом.

3. На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.

4. Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум субъекта Российской Федерации. Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум.

5. Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.

6. Вопросы референдума субъекта Российской Федерации не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации.

7. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

8. На референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

б) о персональном составе органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления;

в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

9. Установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, кроме указанных в настоящей статье, не допускается.

6. Поскольку право  в своей основе представляет собой систему прав человека, то принцип верховенства   права — это принцип приоритета прав человека, которым должно руководствоваться современное демократическое государство в своей правотворческой и правоприменительной деятельности.  Применительно к внутригосударственному праву верховенство права предстает как верховенство правового закона (т.е. закона,  гарантирующего права человека), если   слово  «закон»  употреблять в широком смысле, имея в виду и нормативный акт, и судебный прецедент.

Когда мы говорим о приоритете прав человека, то имеем в виду, во-первых, трактовку права как системы норм, в основе которых лежат права человека (что придает правовой регуляции человекоцентристский характер) и, во-вторых,  —   признание приоритета правовых регуляторов в системе соционормативной регуляции. Последний момент требует пояснения,  поскольку часто трактуется неверно. Речь идет не том, что для общества или отдельного человека право стоит выше нравственности или религии. Так, ст.2 Конституции РФ, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», а «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина —  обязанность государства», имеет в виду, что право человека —  это высшая ценность не для общества и тем более не для отдельного человека, а только для  государства, главное содержание деятельности которого (законодательной, исполнительной и судебной)   состоит в обеспечении и охране  прав человека. Потому что только право (в отличие от норм нравственности или религии) может иметь общезначимый и общеобязательный в масштабах государства характер.  Принцип верховенства права   означает, что  нельзя нарушать общезначимые права человека в угоду моральным или религиозным  нормам,  которые по природе своей всегда носят партикулярный характер.

Тезис о приоритете прав человека   подвергается  многочисленным нападкам даже в тех случаях, когда речь идет о внутригосударственной правовой системе. Несмотря на то, что  этот принцип  получил совершенно четкое, недвусмысленное закрепление в Конституции РФ, некоторые  российские теоретики до сих пор говорят о том, что приоритет прав личности — «общественно опасный тезис» и что ставить свое право выше права части или всего общества — «признак необузданного эгоизма и индивидуализма». Такой подход свидетельствует о непонимании диалектики личного и общественного блага, согласно которой общее благо  —  это  не внешнее по отношению к человеку, довлеющее над ним начало, а необходимое условие блага каждого члена общества.

studfiles.net

Какие вопросы запрещено выносить на референдум?

Казалось бы, что может быть правильнее, чем всероссийский референдум? Когда решение народа принимается без посредников и лишних бюрократических проволочек. Однако, действующее законодательство сформулировано таким образом, что, фактически, любые вопросы запрещено выносить на референдум.

 

В России правила проведения референдумов регулируются федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации» от 28.06.2004 № 5-ФКЗ.

Референдум — это форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения. Однако это лишь в теории, поскольку на практике довольно трудно найти вопрос, который можно было бы выносить на референдум, нежели то, что выносить нельзя.

Итак, по статье 6 данного закона нельзя выносить:

 

1. Вопросы об изменении статуса субъекта Российской Федерации, закрепленного в Конституции РФ.

Другими словами, субъект — область или Автономный округ, не смогут  выйти из состава РФ, даже если все его жители этого захотят.

 

2. Вопросы о сроке действия полномочий президента и депутатов.

По этому пункту на всероссийский референдум нельзя выносить предложения как о продлении, так и о прекращении сроков полномочий Президента, Госдумы Федерального собрания, а также о проведении досрочных выборов. Это означает, что граждане не могут «уволить» действующего президента или своим решением распустить парламент.

   

 

3. Вопросы о сроке действия полномочий лиц, замещающих государственные должности.

Запрещено выносить вопросы об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, т.е. всех чиновников.

 

4. Вопросы о персональном составе федеральных органов государственной власти и иных федеральных государственных органов.

Это означает. что граждане не могут повлиять на состав министерств и ведомств, на численность и работу конкретных чиновников.

 

5. Вопросы о полномочиях органов, созданных международным договором.

Дословно пункт звучит так: «об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации». Это Советы, Комиссии при международных организациях, а также дипломаты. На их деятельность россияне повлиять не могут.

 

6. Вопросы о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения

Возможно, этот пункт в законе остался потому, что референдум — дело не быстрое, и на него уходят месяцы?

 

Раньше в старой версии закона было ещё несколько важных пунктов. Однако позже в редакции закона от 2008 года эти пункты исключили. Это были вопросы о принятии и об изменении федерального бюджета, исполнении внешних и внутренних российских обязательств, вопросы о введении, изменении и отмене налогов и сборов, а также об амнистии и помиловании.

«Фуух!» —  можно было бы сказать. Хоть что-то россиянам оставили! Но не тут то было. Этим же законом от 2008 года был введен ещё один пункт, который звучал так:

 

7. Вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

Так что, фактически, перечень был не убран, а лишь расширен до неопределенного множества вопросов. Да и вообще трудно предположить, чтобы вопросы ведения Российской Федерации были «бесхозными», не оказались включенными в круг полномочий какого-то федерального органа государственной власти. Даже простой и очевидный вопрос — принятие федеральных законов  можно считать относящимся к исключительному ведению палат Госдумы. Поэтому, какой бы вопрос сейчас не предложили на референдум, Центральная избирательная комиссия и Верховный суд могут сказать, что мы нарушаем компетенцию Государственной думы.

Если посмотреть 71 статью Конституции, к компетенции («ведению») Российской Федерации относятся следующие сферы:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;
в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
д) федеральная государственная собственность и управление ею;
е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
п) федеральное коллизионное право;
р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;
с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
т) федеральная государственная служба.

Из комментариев к 71- ой статье Конституции, следует, что «Предмет ведения Российской Федерации — сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией исключительно к компетенции федеральных органов государственной власти (Президента, Федерального Собрания, Правительства и др.)». Другими словами, весь этот список и попадает в закон о референдуме.

Таким образом, принятый в 2008 году новый пункт , сделал проведение референдума в России практически невозможным. Поскольку попросту нет такого вопроса, касающегося внутреннего законодательства, который не попадал бы под все эти требования.

Однако если такой вопрос всё же найдется, то есть ещё один пункт 7 статьи 6:

Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

И этот пункт может поставить точку на любом вопросе референдума, даже если он чудом миновал предыдущие запреты.

 

Дайджесты новостей, аналитика, обзоры законов в Telegram

@GROSHBLOG

 

grosh-blog.ru

понятие, правовая основа проведения, круг вопросов, по которым проводится местный референдум.

Конституция РФ и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» учреждают право граждан на проведение местного референдума по вопросам местного значения. В соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» местный референдум – это форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемых посредством голосования граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме.

Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования.

На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Уставами муниципальных образований могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум, когда такие вопросы не могут быть решены представительным или муниципальным органом. Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина.

На местный референдум не могут быть вынесены следующие вопросы:

•о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об их отсрочке;

•о персональном составе органов местного самоуправления;

•об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

•о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;

•о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Установление иных ограничений для вопросов, выносимых на местный референдум, не допускается.

65.Порядок проведения местного референдума, юридическая сила решений, принятых на референдуме. Обстоятельства, исключающие проведение референдума.

В Федеральном законе от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» местный референдум определяется как референдум, проводимый в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта РФ, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства которых расположено в границах муниципального образования.

Организация и проведение местного референдума включает несколько стадий, которые можно объединить в следующие этапы.

Первый этап. Инициатива. С инициативой о проведении местного референдума могут выступить (ст.22 Федерального закона № 131-ФЗ):

1)граждане РФ, имеющие право на участие в местном референдуме;

2)избирательные объединения, иные общественные объединения, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;

3)совместно представительный орган муниципального образования и глава местной администрации.

Граждане, избирательные объединения, иные общественные объединения, выступившие с инициативой о проведении местного референдума, обязаны в поддержку данной инициативы собрать подписи, количество которых устанавливается законом субъекта РФ и не может превышать 5% от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования.

Второй этап. Реализация инициативы проведения референдума.

Каждый гражданин или группа граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, могут образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 10 человек.

Инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию, которая действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы. В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должны содержаться вопрос либо текст проекта нормативного правового акта, предлагаемого инициативной группой для вынесения на референдум. В случае, если формулировка вопроса, предлагаемого инициативной группой по проведению референдума для вынесения на голосование, не отвечает требованиям действующего законодательства, соответствующая комиссия референдума, в которую направлена инициатива проведения референдума, может согласовать с инициативной группой по проведению референдума новую формулировку, не изменяющую основное содержание вопроса. Право изменения формулировки вопроса, выносимого на референдум, принадлежит исключительно инициативной группе по проведению референдума. Формулировка вопроса, выносимого на референдум, не может быть изменена после регистрации инициативной группы.

Третий этап. Назначение местного референдума. Представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течении 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования документов, на основании которых назначается местный референдум.

В случае если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта РФ или прокурора. Назначенный судом местный референдум организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение его проведения осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или иным органом, на который судом возложено обеспечение проведения местного референдума.

Референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введённого на территории РФ либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, или на части этой территории, а также в течение трёх месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Представительный орган местного самоуправления вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы проведения референдума нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение местного референдума.

Законом субъекта РФ, уставом муниципального образования может быть установлен срок, в течение которого референдум субъекта РФ, местный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится. Указанный срок не может превышать два года со дня официального опубликования результатов референдума.

Четвёртый этап. Подготовка к голосованию. Регистрации (учёту) подлежат все граждане РФ, обладающие активным избирательным правом, правом на участие в референдуме. Основанием для регистрации (учёта) участников референдума является факт нахождения места жительства гражданина РФ в границах территории муниципального образования. Регистрация (учёт) избирателей, участников референдума осуществляется главой муниципального образования. Списки участников референдума составляются на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учёта) участников референдума.

Для проведения голосования и подсчёта голосов участников референдума образуются участки референдума. Участки референдума образуются по согласованию с комиссиями главой муниципального образования из расчёта не более чем 3 тыс. участников референдума на каждом участке. Участки референдума образуются не позднее чем за 45 дней со дня голосования (ст.19 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

При проведении местного референдума избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные избирательные комиссии действуют в качестве комиссий референдума. Иные избирательные комиссии могут действовать в качестве комиссий референдума по решению соответствующих вышестоящих избирательных комиссий, осуществляющих формирование избирательных комиссий.

Пятый этап. Агитация. При проведении референдума обеспечивается свободное проведение агитации в соответствии с действующим законодательством. Граждане РФ, общественные объединения, политические партии вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за проведение референдума или против его проведения, за участие в референдуме или против участия в нём, за или против вопросов, выносимых на референдум. Федеральными законами гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации. Агитация при проведении референдума может осуществляться через средства массовой информации, путём проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий), выпуска и распространения агитационных печатных материалов, в иных установленных законам формах. Инициативная группа по проведению референдума вправе самостоятельно определять форму и характер своей агитации через средства массовой информации.

Шестой этап. Определение результатов голосования. Референдум признаётся состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме. Решение считается принятым на референдуме, если за него в целом по территории проголосовало более половины граждан, принявших участие в референдуме (ч.8 ст.70 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определённым уставом муниципального образования.

Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.

Статья 73. Юридическая сила решения, принятого на референдуме.

1.Решение, принятое на референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.

2.Решение, принятое на референдуме Российской Федерации, действует на всей территории Российской Федерации.

3.Решение, принятое на референдуме субъекта Российской Федерации, действует на территории данного субъекта Российской Федерации.

4.Решение, принятое на местном референдуме, действует на территории соответствующего муниципального образования.

5.Решение, принятое на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, подлежит регистрации соответственно в органе государственной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов соответствующего уровня.

6.Решение, принятое на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения соответственно на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, но не ранее чем через два года после его принятия либо признано недействительным (недействующим) в судебном порядке. В случае принятия на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме нормативного правового акта он может быть изменен в порядке, установленном указанным нормативным правовым актом. Если данный порядок не установлен, изменения могут быть также внесены в порядке, предусмотренном для внесения изменений в соответствующий нормативный акт, но не ранее чем через пять лет со дня принятия соответствующего решения на референдуме.

7.Отмена судом решения, принятого на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, может быть произведена по следующим основаниям:

•нарушение установленного настоящим Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования порядка проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, повлекшее невозможность выявить действительную волю участников референдума;

•несоответствие закона субъекта Российской Федерации, на основании которого проводился референдум субъекта Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, федеральному закону, действовавшим на момент проведения данного референдума, несоответствие закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, на основании которых проводился местный референдум, Конституции Российской Федерации, федеральному закону, закону субъекта Российской Федерации, действовавшим на момент проведения данного референдума, повлекшие невозможность выявить действительную волю участников референдума;

•несоответствие решения, принятого на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, Конституции Российской Федерации, федеральному закону, а на местном референдуме также закону субъекта Российской Федерации.

8.Если результаты референдума признаны недействительными, комиссия, организующая голосование на референдуме, назначает повторное голосование.

9.Если для реализации решения, принятого на референдуме, дополнительно требуется издание закона, иного нормативного правового акта, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки и (или) принятия данного закона, нормативного правового акта. Указанный срок не может превышать три месяца.

10.Если после проведения референдума субъекта Российской Федерации по вопросу, находящемуся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, вступил в силу федеральный закон по данному вопросу, решение, принятое на референдуме и не соответствующее этому федеральному закону, не применяется.

Статья 13. Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума.

1.Референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, или на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

2.Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума, вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы проведения референдума нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение соответствующего референдума.

3.Законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования может быть установлен срок, в течение которого референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводятся. Указанный срок не может превышать два года со дня официального опубликования результатов референдума.

4.Установление иных обстоятельств, исключающих назначение и проведение референдума, кроме указанных в настоящей статье, не допускается.

studfiles.net

Вопрос

Ответ

В соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона № 67-ФЗ предметом местного референдума могут быть только вопросы местного значения. Это положение исходит из конституционной нормы о том, что местное самоуправление в России обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Аналогичная норма содержится в ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 131-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ вопросы местного значения – это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, которые решаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом № 131-ФЗ населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Перечни вопросов местного значения определены в ст. 14, 15, 16, 162 указанного закона. Именно на их основе федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум.

Кроме этого, Федеральным законом № 131-ФЗ предусмотрено, что на местном референдуме может определяться структура органов местного самоуправления в случае образования на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае преобразования существующего муниципального образования (ч. 5 ст. 34). Также на местном референдуме или на сходе граждан решаются вопросы введения и использования средств самообложения граждан (разовых платежей граждан, осуществляемых для решения конкретных вопросов местного значения) (ст. 56).

Вынесение на местный референдум каких-либо иных вопросов федеральным законодательством не предусмотрено.

В число вопросов местного значения городского поселения, установленных ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, не входит вопрос о преобразовании муниципального образования.

Таким образом, предложенный Вами вопрос не может быть вынесен на местный референдум.

Вместе с тем необходимо отметить, что в соответствии положениями ч. 3 ст. 13 Федерального закона № 131-ФЗ объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений.

Принятию представительным органом муниципального образования решения по указанному вопросу в соответствии со ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ в обязательном порядке должны предшествовать публичные слушания, на которых должны быть обсуждены проекты соответствующих правовых актов. При этом согласно ч. 4 указанной статьи порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

komitet4.km.duma.gov.ru

Муниципальное право

В.Т. Батычко         
Муниципальное право       
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010 г.

Лекция 4: «Формы местного самоуправления»

    

4.2. Местный референдум

Конституция Российской Федерации наряду со свободными выборами называет высшим непосредственным выражением власти народа и референдум.

Местный референдум — это голосование жителей муниципального образования по утверждению наиболее важных вопросов местного значения. Законодательное определение референдума дано в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Согласно ст. 2 данного Федерального закона референдум — это форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме. Наряду с общероссийским референдумом предусматриваются также региональные и местные референдумы. Местный референдум — это референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Федерации, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования.

Конституционным Судом Российской Федерации было признано не противоречащим Конституции Российской Федерации положение Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» о том, что на местный референдум не могут быть вынесены вопросы о досрочном прекращении полномочий органов местного самоуправления и о проведении досрочных выборов органов местного самоуправления.

При этом Конституционным Судом было отмечено, что определение конкретных условий и порядка проведения местного референдума в соответствии с конституционным разграничением предметов ведения и полномочий между различными уровнями публичной власти, поскольку это не касается совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, относится к ведению субъектов Федерации и местного самоуправления. Однако это не означает, что пределы усмотрения органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления не могут быть ограничены федеральным законодателем исходя из интересов обеспечения прав граждан в сфере местного самоуправления и общих принципов его организации в Российской Федерации.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, таким ограничением является предусмотренный оспариваемым положением запрет выносить на местный референдум вопросы о досрочном прекращении полномочий и о досрочных выборах органов местного самоуправления. Данное ограничение обусловлено тем, что каждая форма непосредственной демократии имеет собственное предназначение в системе народовластия, и реализация одной из них не должна препятствовать осуществлению других, необоснованно замещать их. Референдум как высшее непосредственное выражение власти народа, по смыслу Конституции Российской Федерации, не может быть направлен на отрицание состоявшихся законных свободных выборов, также являющихся высшим непосредственным выражением власти народа, поскольку фактически это приводило бы к пересмотру их итогов и, как следствие, — к нарушению стабильности и непрерывности функционирования органов публичной власти.

Вопросы референдума.

На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум.

Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Федерации. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, т.е. на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

На местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

— о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

— о персональном составе органов местного самоуправления;

— об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

— о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;

— о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума.

Референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, или на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Представительный орган муниципального образования вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы проведения референдума нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение соответствующего референдума.

Уставом муниципального образования может быть установлен срок, в течение которого местный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится. Указанный срок не может превышать два года со дня официального опубликования результатов референдума.

Инициатива проведения референдума.

Инициатива проведения местного референдума выдвигается:

— гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в местном референдуме;

— избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке, определенном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума. В этом случае руководящий орган этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума) независимо от его численности выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума;

— представительным органом муниципального образования и главой местной администрации. При этом такая инициатива должна быть выдвинута ими совместно.

Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых устанавливается законом субъекта Федерации и не может превышать 5% от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с федеральным законом.

Инициатива проведения референдума, выдвинутая гражданами, избирательными объединениями, иными общественными объединениями, оформляется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Федерации.

Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно представительным органом муниципального образования и главой местной администрации, оформляется их правовыми актами.

Для выдвижения инициативы проведения референдума и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума. Такую инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме. Количественный состав инициативной группы по проведению местного референдума устанавливается законом субъекта Федерации.

Для назначения референдума инициативная группа по проведению референдума должна представить в орган, установленный уставом муниципального образования (обычно это представительный орган или избирательная комиссия муниципального образования), подписи участников референдума в поддержку инициативы его проведения.

Назначение и проведение местного референдума.

Назначение и проведение референдума обязательно, если соблюдены порядок и сроки выдвижения инициативы проведения референдума и ее реализации.

Принятие органом местного самоуправления решения по существу вопроса, который может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения референдума по данному вопросу.

Местный референдум назначается представительным органом муниципального образования. Представительный орган обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в данный орган документов, на основании которых назначается местный референдум.

В случае если местный референдум не назначен представительным органом в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, региональных органов государственной власти, избирательной комиссии субъекта Федерации или прокурора. Назначенный судом местный референдум организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение его проведения осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации или иным органом, на который судом возложено обеспечение проведения местного референдума.

Голосование на референдуме может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении местного референдума подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не менее чем за 45 дней до дня голосования.

В соответствии с уставом муниципального образования голосование на местном референдуме не позднее чем за 25 дней до назначенного дня голосования может быть перенесено уполномоченным на то органом на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) в целях его совмещения с днем голосования на назначенных выборах в органы государственной власти или органы местного самоуправления либо с днем голосования на ином назначенном референдуме.

Решение о назначении референдума, а также о перенесении дня голосования на референдуме подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.

Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом муниципального образования.

Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.

Гарантии прав граждан на участие в местном референдуме, а также порядок подготовки и проведения местного референдума устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Федерации.

Предыдущая страница | Оглавление | Следующая страница

producm.ru

Статья 11. Вопросы, выносимые на местный референдум. 1. На местный референдум могут выноситься вопросы местного значения, отнесенные к таковым федеральными законами и законами Санкт-Петербурга.

2. Вопрос, выносимый на местный референдум, должен быть сформулирован так, чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ.
3. Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации, а также противоречить законодательству Российской Федерации и Санкт-Петербурга. Указанные вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключалась возможность их множественного толкования.
4. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы:
1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий Муниципального Совета и выборных должностных лиц местного самоуправления, избираемых непосредственно жителями Муниципального образования, а также о проведении досрочных выборов Муниципального Совета и выборных должностных лиц местного самоуправления, избираемых непосредственно жителями Муниципального образования, либо об отсрочке указанных выборов;
2) о формировании состава Муниципального Совета и выборных должностных лиц местного самоуправления, избираемых непосредственно жителями Муниципального образования, и их персональном составе:
3) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов Муниципального Совета, Главы Муниципального образования и иных должностных лиц местного самоуправления;
4) о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств Муниципального образования;
5) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности жителей муниципального образования.
На местный референдум не могут быть также вынесены вопросы, не находящиеся в ведении Муниципального образования.
5. Вопросы, вынесенные на местный референдум, но не получившие поддержки большинства граждан, могут выноситься на местный референдум повторно не ранее чем через один год со дня официального опубликования (обнародования) результатов местного референдума.

Следующая статья »
К тексту закона »

www.lawmix.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *