Впервые принципы инклюзивного образования на международном уровне были – инклюзивное образование — Стр 2

Содержание

инклюзивное образование — Стр 2

История развития идеи инклюзии в образовании

11

 

 

 

циатива в продвижении интеграционных идей принадлежит представителям специальной педагогики.

Многие из нас хорошо помнят классы «выравнивания», ко­ торые открывались в школах. Это классы по 10–12 учеников

соднородным нарушением, прошедшие ПМПК и обучающие­ ся по специальной программе. Предполагалось, что процесс «выравнивания» должен быть закончен к 5 классу, кроме детей, имеющих органические нарушения.

Концепция «включения», напротив, предполагает сохране­ ние относительной автономии каждой группы и дает право каждому человеку на отличие. В основе «модели включения» следующее положение: человек не обязан быть «готовым», для того чтобы участвовать в жизни семьи, учиться в школе, ра­ ботать. Ее реализация должна быть направлена на углубление возможностей каждого члена общества, включая человека

сограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), более свободно выбирать собственный стиль жизни и самому ставить себе жизненные ориентиры, которые уже не так жестко обо­ значены для него обществом и его идеологией. В основном дети, имеющие инвалидность, никогда не будут здоровы, их нельзя вылечить. У многих по причине болезни ограничено время жизни.

Коррекция психических и физических недостатков тоже может оказаться неэффективной и не приведет к их устране­ нию. Но это не значит, что такой ребенок не имеет право жить полноценной жизнью, реализовывать свои желания, строить планы, общаться с друзьями. Его жизнь – это принятие своего недуга и постоянное преодоление социальных «барьеров», которые появляются в искаженном восприятии его другими людьми.

Однако обеспечение формальной возможности инклюзии для детей с ОВЗ в ряде случаев может идти вразрез с интере­ сами их развития, и в таких ситуациях инклюзия не всегда работает на благо как самих лиц с ОВЗ, так и других людей. Поэтому остается задача определения условий, способствую­ щих физическому, психическому и личностному развитию людей с ОВЗ, поскольку именно определение таких условий и дает им реальные альтернативы для построения своего жиз­ ненного пути.

12

С.В. Алёхина

 

 

Конец 80-х годов прошлого столетия ознаменовался при­

 

 

нятием ряда международных документов, способствующих

 

изменениям отношения к детям с ограниченными возмож­

 

ностями здоровья. В 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН

 

была единогласно принята Конвенция о правах ребенка, ко­

 

торую на сегодняшний день подписали 193 страны, в том чис­

 

ле и Россия.

 

Вслед за этим в 1994 году произошло еще одно важное со­

 

бытие. Под эгидой ЮНЕСКО в г. Саламанка (Испания) прошла

 

Всемирная конференция по образованию лиц с особыми по­

 

требностями, на которой был введен в международный обиход

 

термин «инклюзия» и провозглашен принцип инклюзивного

 

образования.

 

Инклюзивное образование предусматривает не только ак­

 

тивное включение и участие детей и подростков с ограничен­

 

ными возможностями в образовательном процессе обычной

 

школы, но в большей мере перестройку всей системы образо-

 

вания для обеспечения образовательных потребностей всех

 

детей.

 

Впервые принципы инклюзивного образования на между­

 

народном уровне были зафиксированы в Саламанской декла-

 

рации «О принципах, политике и практической деятель-

 

ности в сфере образования лиц с особыми потребностями»,

 

провозгласившей:

 

zz каждый ребенок имеет основное право на образование

 

и должен иметь возможность получать и поддерживать при­

 

емлемый уровень знаний;

 

zz каждый ребенок имеет уникальные особенности, инте­

 

ресы, способности и учебные потребности;

 

zz необходимо разрабатывать системы образования и вы­

 

полнять образовательные программы таким образом, чтобы

 

принимать во внимание широкое разнообразие этих особен­

 

ностей и потребностей;

 

zz лица, имеющие особые потребности в области образова­

 

ния, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, ко­

 

торые должны создать им условия на основе педагогических

 

методов, ориентированных в первую очередь на детей, с целью

 

удовлетворения этих потребностей;

История развития идеи инклюзии в образовании

13

 

 

 

zz обычные школы с такой инклюзивной ориентацией яв­ ляются наиболее эффективным средством борьбы с дискри­ минационными воззрениями, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех.

Всемирный Форум по образованию в Дакаре в 2000 году провозгласил устранение проблемы исключения групп детей из образования и дал старт Международному движению «Об­ разование для всех» (ОДВ), которое основано на идее, что каждый ребенок должен иметь доступ к основному качествен­ ному образованию.

Это ведет к необходимости создания в школах и в системе основного образования такой среды, которая позволяет детям получать знания и способствует этому. Такая среда должна быть инклюзивной по отношению к детям, эффективной и дружественной, здоровой и безопасной. Создание такой дру­ жественной для обучения детей среды является важной частью стремлений разных стран мира увеличить доступ и улучшить качество работы школ.

И наконец, 13 декабря 2006 года Генеральная Ассамблея ООН одобрила Конвенцию о правах инвалидов. Каждая статья Конвенции направлена на защиту от дискриминации и на включение лиц с инвалидностью в общество.Статья 24 прямо соотносит право лиц с инвалидностью на образование с обе­ спечением этого права через инклюзивное образование на всех уровнях.

В 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, тем самым заявив всему миру о готовности ее ис­ полнять на всех уровнях образования. Так определилась об­ разовательная политика нашей страны в сфере инклюзивного образования. Россия была обязана законодательно закрепить инклюзивное образование, что она и сделала в упомянутом ранее законе.

Сегодня мы хорошо понимаем, что развитие инклюзивного образования – это длительный и достаточно противоречивый процесс преобразований. Развитие инклюзивного образования невозможно без поддержки и участия общественных органи­ заций, представляющих интересы и отстаивающих соблюдение

14

С.В. Алёхина

 

 

прав детей с особыми образовательными потребностями, а

 

 

также семей, в которых живут эти дети. Большое значение в

 

этой деятельности играют родительские общественные орга­

 

низации, общественные организации инвалидов и институт

 

уполномоченных по правам ребенка.

 

В России инклюзия в образовании стала развиваться имен­

 

но с инициативы общественных и родительских организаций.

 

Прогрессивные родители стали требовать исполнения прав

 

своих детей на образование.

 

Сейчас наступил период, когда развитие инклюзии в об­

 

разовании требует позиции учительского сообщества. Мы

 

убеждены, что учитель – золотое сечение инклюзии. Если

 

учитель не примет эту идею и не воплотит ее в практике об­

 

разования, политические требования останутся декларациями,

 

административные решения приведут к имитации.

 

По данным мониторинга Института проблем инклюзивно­

 

го образования МГППУ, доля учителей, разделяющих принци­

 

пы инклюзии, увеличивается с каждым годом и зависит от

 

профессионального опыта работы с разными детьми. Крайне

 

важным фактором становится информирование и обучение

 

учителей. Инклюзивность приобретет практический характер

 

только в деятельности учителя, решит свою задачу через ре­

 

альный опыт образовательных отношений. Для этого учитель

 

должен вернуться к пониманию своей профессиональной

 

миссии – миссии посредника в культуре, человека, который

 

«выращивает» будущее.

15

Мировая практика развития инклюзивного образования

Мы работаем в первую очередь в интересах детей. Все дети имеют надежду и возможности.

Все дети имеют право на охрану здоровья, безопас­ ность и развитие.

Все дети имеют право голоса и возможность влиять на решения, касающиеся их жизни5.

Конвенция ООН о правах ребенка

Современные исследователи отмечают, что среди стран с наиболее совершенными законодательствами в области ин­ клюзивного образования можно выделить Канаду, Кипр, Данию, Бельгию, ЮАР, Испанию, Швецию, США и Великобританию. В этих и многих других странах инклюзивное образование существует уже 30–40 лет. Формирование инклюзивного об­ разования является стратегическим направлением Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ).

ВИталии законодательство поддерживает инклюзивное образование с 1971 года. Италия стала апробационной пло­ щадкой инклюзивной модели образования для остального мира. Количество детей с особыми образовательными потреб­ ностями, обучающихся в массовых школах, превышает 90%. Ранний период итальянцы называют «дикой интеграцией». Главной целью была социализация и адаптация детей в школь­ ное сообщество таким образом, чтобы у всех было чувство принадлежности. И с самого начала принятие и уважение от­ личий, как неотъемлемых черт личности, ставилось на первый план.

В2003 году министерство образования обязывает всех ди­ ректоров принять участие в тренинге без отрыва от работы, чтобы усовершенствовать проведение в жизнь национальной политики включения. Всем учителям предписывается пройти курс повышения квалификации, рассчитанный на 40 часов

5  http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml

16

С.В. Алёхина

 

 

в год. Вспоминая тот первый период, итальянские педагоги

 

 

говорят, что они шли вперед, не зная ответов на все во­

 

просы.

 

Отмечается, что особенность итальянского подхода заклю­

 

чается в тесном взаимодействии школ со специалистами ор­

 

ганизаций, относящихся к сфере здравоохранения, которые

 

осуществляют диагностику и терапию. Среди этих специали­

 

стов врачи, психологи, социальные работники, медсестры,

 

логопеды, функциональные и физические терапевты.

 

Инклюзивное образование в Великобритании существует

 

во взаимодействии со специальным образованием, которое

 

имеет в этой стране давнюю историю и традиции. И хотя ин­

 

клюзивное образование законодательно закреплено и раз­

 

вивается, но специальные отдельные школы продолжают

 

функционировать, и рассматриваются как часть образователь­

 

ного пространства для тех детей, чьи родители выбрали для

 

них такой путь обучения.

 

В США действует закон, принятый в 1990 году, который

 

называется Акт об образовании лиц с нарушениями. Он га­

 

рантирует бесплатное соответствующее нуждам ребенка обу­

 

чение в системе народного образования. Родители имеют

 

право требовать от школ заключения об учебных возможностях

 

ребенка, в котором дается обоснование наличия или отсутствия

 

нарушений в развитии у ребенка.

 

На школу возлагается обязанность выявлять детей с огра­

 

ниченными возможностями. Закон дает право на получение

 

не только специального образования, но и получение допол­

 

нительных услуг (транспорт, логопедические занятия, помощь

 

психолога, аудиологическое обследование и пр.)

 

По закону на каждого ребенка составляется­ письменное

 

заключение и индивидуальная образовательная программа,

 

предписывается обязательное обучение детей с ограничения­

 

ми? насколько это возможно, в массовых школах, а также

 

включение их в среду с минимальными ограничениями.

Мировая практика развития инклюзивного образования

17

 

Большинство детей с особыми нуждами в Швеции включе­ ны в обычные классы, в которых они получают необходимую поддержку (помощь в классе от специального педагога или ассистента и пользование специальными вспомогательными средствами).

Дети с выраженными нарушениями слуха, зрения, умствен­ ной отсталостью, с сочетанными нарушениями получают об­ разование в специальных школах, которые дифференцирова­ ны по типам нарушений. И могут обучаться там до достижения ими 21–23 лет.

Специальные школы в настоящее время являются центрами ресурсов по поддержке детей, включенных в классы общеоб­ разовательных школ.

Специальные школы для умственно отсталых детей инте­ грированы в общеобразовательную школу путем размещения классов в ее здании.

Сложную проблему в Швеции представляет специальное обучение детей с ранним детским аутизмом. Эти дети обуча­ ются в малых группах в обычной школе. На каждых 3-х детей приходится 2 учителя и ассистент.

18

С.В. Алёхина

 

 

Инклюзивное образование в России

 

 

Новая школа — это школа для всех. В любой

 

школе будет обеспечиваться успешная социали­

 

зация детей с ограниченными возможностями

 

здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся

 

без попечения родителей, находящихся в трудной

 

жизненной ситуации6.

 

Д.А.Медведев, 2010 год

 

Утверждение, что наша школа не готова к инклюзии, бес­

 

спорно. Наше образование в настоящее время стремится к

 

тому, чтобы стать инклюзивным, т.е. включающим для любо­

 

го ребенка с учетом индивидуальных особенностей и особых

 

образовательных потребностей. Наверняка для решения этой

 

мега-задачи потребуется много времени.

 

Инклюзивное образование сегодня с полным правом может

 

считаться одним из приоритетов государственной социальной

 

политики России. После ратификации Конвенции ООН «О

 

правах инвалидов» в 2012 году инклюзивное образование в

 

Российской Федерации стало законодательно закрепленным

 

институтом, имеющим все необходимые компоненты, такие

 

как определение механизма финансирования, создание не­

 

обходимых условий, определение принципов адаптации об­

 

разовательной среды для детей, имеющих особые образова­

 

тельные потребности.

 

Принятый 29 декабря 2012 года Федеральный закон № 273-

 

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вводит в рос­

 

сийское образовательное пространство понятие «инклюзивное

 

образование». Пункт 27 статьи 2 этого закона звучит так: «Ин-

 

клюзивное образование – обеспечение равного доступа к

 

образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия

 

особых образовательных потребностей и индивидуальных

 

возможностей». Эта важная веха в истории развития прав

 

человека в России: политика включения лиц с ограниченными

 

возможностями здоровья и трудностями в обучении в систему

6  http://nasha-novaya-shkola.ru/?q=node/4

Инклюзивное образование в России

19

 

 

 

общего образования теперь закреплена на государственном уровне и гарантирует создание необходимых условий для по­ лучения качественного образования (см. ст.5 п.1 закона).

Закон «Об образовании» закрепляет не только понятие, но и ряд важных механизмов, усиливающих инклюзивный по­ тенциал российского образования.

Первый из них – специальные образовательные условия – «условия обучения, воспитания и развития таких обучающих­ ся, включающие в себя использование специальных образо­ вательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения кол­ лективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение до­ ступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающи­ мися с ограниченными возможностями здоровья».

Второй – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индиви­ дуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Это новое явление для нашей образовательной практики.

Ориентация на типовую базовую программу была основной задачей учителя, что не предполагало необходимости гибко­ перестраивать педагогическую стратегию для обучения детей с разными возможностями к обучению. На данном этапе поя­ вилась необходимость адаптации программных средств для реализации инклюзивного образования.

В новых Федеральных образовательных стандартах началь­ ной и основной школы предусмотрено создание специальных условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), их комплексное психолого- медико-педагогическое сопровождение, и главное – создание

20

С.В. Алёхина

 

 

индивидуального учебного плана для детей с ОВЗ и одарённых

 

 

детей.

 

Национальная стратегия действий в интересах детей на

 

2012–2017 годы определяет законодательное обеспечение

 

равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными

 

возможностями здоровья к качественному образованию всех

 

уровней, гарантированной реализации их права на инклю­

 

зивное образование по месту жительства, а также соблюдения

 

права родителей на выбор образовательного учреждения и

 

формы обучения для ребенка.

 

В соответствии с государственной программой Российской

 

Федерации «Доступная среда» на 2011–2015 годы к 2016 году

 

доля общеобразовательных учреждений, в которых создана

 

универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить

 

совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений

 

развития, в общем количестве общеобразовательных учрежде­

 

ний должна составить не мене 20%, сейчас их только 2,5 %.

 

Одной из программных целей, определенных в 2011 году,

 

является cоздание предпосылок для развития инклюзивного

 

образования, в том числе создание безбаръерной школьной

 

среды для детей-инвалидов.

studfiles.net

Принципы инклюзивного обучения

Об инклюзивном образовании

Право на образование — одно из самых базовых прав каждого человека. Однако реализуется оно отнюдь не всегда; часто без возможности обучаться оказываются дети с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное же образование стремится развить такую модель обучения, в которую будут включены абсолютно все дети с учётом их индивидуальных потребностей.

Определение 1

Инклюзивный подход — это гибкий подход, обеспечивающий равный доступ всех детей к образованию.

Инклюзия в переводе с английского означает:

  • “включенность”,
  • “вовлеченность”.

Иными словами, инклюзивное образование предполагает совместное (в одном коллективе) обучение детей с особыми потребностями и их сверстников. В этой системе одинаковое внимание уделяется всем детям.

Даже сейчас, во втором десятилетии XXI века, многие люди не понимают, почему инклюзия так важна, ведь существуют отдельные учебные заведения для детей с особенностями здоровья. Инклюзия в первую очередь предполагает включение всех детей в социум, ведь дети с ОВЗ больше всех нуждаются в доброжелательной образовательной среде, которая в то же время не была бы искусственной. Специально разработанные для “особенных” детей программы реализуются в изоляции интернатов. Коррекционные школы создают для ребёнка замкнутый мир, в котором акцентируется внимание на его “недостатке”. Инклюзивный же подход даёт детям возможность стать частью общества и жить настоящей жизнью.

Впервые принцип инклюзивного образования был документально закреплён в так называемой Саламанской декларации в июне 1994-го года. Эта декларация призывала международное сообщество прислушаться и начать создавать в каждом государстве систему инклюзивного образования. В тексте документа говорилось, что школы, работающие по инклюзивному принципу, становятся “наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями”, а также повышают эффективность образовательной системы.

Федеральный закон “Об образовании” в России учитывает эту декларацию и предусматривает свободный и равный доступ к образованию для всех граждан.

Замечание 1

Важно отметить, что инклюзия касается всех обучающихся, а не только таких уязвимых категорий, как дети-инвалиды. Касается она и работников сферы образования.

Инклюзия призывает перестроить традиционную школьную систему таким образом, чтобы принять всё многообразие особенностей и потребностей учеников. Это многообразие в рамках инклюзивного подхода считается не проблемой, которую нужно решать, а ресурсом, с помощью которого можно улучшить образовательный процесс.

Принципы инклюзивного образования

Существует несколько ключевых идей, на которые инклюзивное образование опирается. Их называют восемью принципами инклюзии. Существование этих принципов вызвано тем фактом, что совместное обучение “обычных” детей и детей с особенностями возможно только при соблюдении определённых условий построения инклюзивного учебного процесса.

Первый принцип гласит, что ценность любой личности не измеряется величиной и количеством её способностей и достижений. Все люди обладают равными правами, и каждый из них имеет право на уважение своего человеческого достоинства, равно как и право на всестороннее развитие. Ребёнок ценен не потому, что он преуспел в какой-то деятельности, а просто потому, что он, в первую очередь, человек.

Второй принцип признаёт за каждым человеком способность думать и чувствовать, тем самым признавая в нём самодостаточную личность и подкрепляя первый принцип.

Согласно третьему принципу, абсолютно каждый человек имеет право на общение и обладает правом быть услышанным и выслушанным. Иными словами, данный принцип отрицает саму возможность изоляции кого бы то ни было от общества по любым причинам. В системе инклюзивного образования каждый ребёнок может полноценно социализироваться, находясь в компании своих ровесников. Но, что более важно, ни один ребёнок не остаётся проигнорированным.

Третий принцип поддерживается четвёртым, который утверждает: все люди нуждаются друг в друге. И все люди должны оставаться в тесной связи с обществом. Хорошим (и гиперболизированным) иллюстративным примером того, как сильно взросление вне общества влияет на ребёнка, могут считаться “дети-Маугли”, воспитанные животные. Статистика показала, что практически ни один из этих детей в дальнейшем не смог полноценно адаптироваться в человеческом обществе, а многие из них не смогли даже выжить.

Пятый принцип, выведенный опытным путём, заявляет, что успешное образование может быть осуществлено исключительно в “естественной”, приближенной к условиям реальной жизни среде, где знания, получаемые ребёнком, будут даны ему в контексте человеческих взаимоотношений. Требование прекратить практику, в которой дети с особенностями остаются в стороне от общества, является самым основным требованием инклюзии.

Замечание 2

Инклюзивное образование пытается формировать у всех участников образовательного процесса толерантное отношение к людям с особенностями.

Шестой принцип выведен из законов психологии. Он гласит, что каждый член общества испытывает нужду в дружбе и поддержке других членов общества, в особенности — ровесников и сверстников. Больше всего мы желаем быть принятыми в обществе, а проще всего общение строится с людьми приблизительного одного возраста.

Седьмой принцип соотносится с принципом развивающего обучения. Он утверждает, что дети смогут достичь прогресса в своём образовании только в том случае, если будут “делать то, чего не могут”. Решать не те задачи, что легко поддаются, а те, что решаются только после приложения некоторых умственных усилий. Находясь в специализированных учреждениях, где всё окружающее подстраивается под его особенности, ребёнок оказывается в среде, которая не готовит его к реальному миру. Инклюзивное же образование, ставя перед детьми преодолимые препятствия, развивает их.

Восьмой принцип поддерживает это убеждение, говоря, что разнообразие приносит пользу всем сферам жизни человека, то есть инклюзия предлагает новые возможности не только для тех, кто оказывается отрезан от общества, но и для всего общества в целом, которое начинает активировать всё больше человеческих ресурсов.

spravochnick.ru

Инклюзивное образование: ребенок-инвалид так же обучаем, как и среднестатистический ученик

   24 августа в рамках работы XI съезда работников образования Новосибирской области в НИПКиПРО прошел круглый стол «Актуальные проблемы обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области».
    Проблема обучения детей с ОВЗ обсуждается уже не первый год, что стало залогом для успешного внедрения инклюзивного образования в систему российского образования.
   Впервые принципы инклюзивного образования на международном уровне были зафиксированы в Саламанской декларации в 1994 году. На конференции в Саламанке (Испания) прозвучала идея «Школы для всех». Один из тезисов декларации: лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, а школы, в свою очередь, должны создать для этого соответствующие условия.
   Инклюзивное образование – понятие новое для российской действительности, но уже наработан определенный опыт в этой области. В рамках модернизации образования этому направлению уделяется большое внимание. С 1 сентября в Новосибирской области стартует трехлетняя программа «Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов». В течение трех лет массовая школа будет создавать условия для того, чтобы принять в свои стены детей с особыми потребностями.
   В Новосибирской области сегодня существует 31 специальное образовательное учреждение, в которых обучаются 3547 детей с особыми потребностями. Из них больше половины детей – в школах-интернатах. В общеобразовательных школах создано 159 классов коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения. В массовой школе инклюзивно обучают 3621 ребенка с ограниченными возможностями.
   Как отметила Татьяна Леонидовна Чепель, к.п.н., профессор, директор ГБОУ НСО «Областной центр диагностики и консультирования», «до сегодняшнего дня это направление было слабо поддержано ресурсами, методической литературой и кадровой политикой, работа велась в основном на энтузиазме. Участие в новой программе даст участникам проекта возможность финансовой поддержки».
  Но принятие новой программы порождает и определенные проблемы. Основная из них – где взять педагогов, владеющих специальными методиками обучения. С такими детьми могут работать и обычные педагоги, но они должны пройти специальную подготовку. Этой подготовкой будет заниматься НИПКиПРО. В рамках  областной программы предстоит обучить 600 педагогов, разработать методические материалы, программы повышения квалификации.
   Специалисты отмечают, что в последние годы наблюдается увеличение числа отказов родителей от права обучения ребенка в специальных школах-интернатах. Это ведет, с одной стороны, к сокращению детского контингента в подобных учреждениях, с другой – к увеличению количества школ общего типа, которые обучают детей с ограниченными возможностями. Такую ситуацию называют «стихийной инклюзией», и в принципе она находится в русле современных тенденций. Как бы то ни было, школам, куда приходят дети с особыми потребностями, необходима информационная, организационная, научно-методическая и кадровая поддержка.
   «Главное преодолеть учительские страхи, – говорит Галина Михайловна Вартапетова, к.п.н., заведующая кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии НИПКиПРО. – Учитель должен понять, что ребенок-инвалид так же обучаем, как и среднестатистический ученик. Просто для этого необходимо владеть специальными методиками».
   Несмотря на проблемы, которые возникают при внедрении инклюзивного образования в массовую школу, этот шаг сегодня необходим, уверены участники и эксперты круглого стола. Инклюзивная школа – это часть инклюзивного общества. Включенное образование нужно не только детям с ограниченными возможностями, но и их обычным, здоровым сверстникам. Совместное образование помогает воспитывать в детях человечность, способность понять другого, понять его проблемы, как свои. Это суть инклюзивного образования.

 

 

 

www.nios.ru

проблемы и пути их решения.

Инклюзивное образование: проблемы и пути их решения.

Современная система образования полноценно принимает в себя только тех, кто отвечает её определенным требованиям, детей со стандартными возможностями, способными обучаться по общей для всех программе и показывать результаты успеваемости, нормальные для всех. В результате нередко получается, что дети с особыми образовательными потребностями выпадают из общего образовательного процесса, так как для работы с ними педагогический состав общеобразовательных учреждений не обладает необходимыми знаниями в области коррекционной и специальной педагогики. Эту и множество других проблем в современной школе призвано решить инклюзивное образование.

Так что же такое инклюзивное образование? Инклюзивное образование– процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в том числе и для детей с особыми потребностями. В основу инклюзивного образования заложена идеология, исключающая любую дискриминацию детей и обеспечивающая отношение ко всем людям как к равным, но и при этом создает необходимые условия для детей, которые имеют особые образовательные потребности. Именно на это направлена национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», выдвинутая президентом Дмитрием Анатольевичем Медведевым: «Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В наше время инклюзивное образование, становясь реальностью, неуклонно «приобщает» и «втягивает» в себя все страны мира. Но, в тоже время, интенсивно входя в практику, инклюзивное образование ставит перед образовательной системой большой ряд сложных вопросов и новых задач. В отличие от зарубежной системы образования, в которой инклюзия имеет богатый опыт и законодательное закрепление, наша отечественная инклюзия только начинает складываться и развиваться. Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Принцип равноправия включает также запрещение дискриминации по состоянию здоровья. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего и начального профессионального образования.

В свою очередь, родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. Указанные права закреплены Семейным Кодексом РФ и законом «Об образовании». Определяя принципы государственной политики в области образования, Закон «Об образовании» 1992 г. устанавливает: общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Закон об образовании гарантирует гражданам возможность получения образования независимо от состояния здоровья и социального положения (ст. 5 Закона об образовании).

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» также устанавливает гарантии получения образования детьми с инвалидностью:

Впервые принципы инклюзивного образования на международном уровне были зафиксированы в Саламанской декларации «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями»,провозгласившей: каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний; каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности; необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы таким образом, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей.

В настоящее время 4,5 % детей, проживающих в России, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, отвечающим их особым образовательным потребностям.Но, к сожалению, в настоящее время в нашей стране рынок образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно узок, в небольших городах и селах дети с ограниченными возможностями чаще всего остаются вне системы образования по сугубо экономическим причинам. Традиционной формой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья остаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Значительная часть затруднений в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями связана с острым дефицитом квалифицированных кадров: педагогов-дефектологов, психологов, воспитателей и социальных педагогов, недостаточным уровнем их подготовки. Ведь инклюзия охватывает глубокие социальные аспекты жизни школы: создается моральная, материальная, педагогическая среда, адаптированная к образовательным потребностям любого ребенка, которую возможно обеспечить только при тесном сотрудничестве с родителями, в сплоченном командном взаимодействии всех участников образовательного процесса. Здесь должны работать люди, готовые изменяться вместе с ребенком и ради ребенка, причем не только «особого», но и самого обычного. Для детей с ОВЗ принцип инклюзивного образования означает, что разнообразию потребностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья должна соответствовать образовательная среда, которая является для них наименее ограничивающей и наиболее включающей. Концепция инклюзивного образования в том, что:

Все дети должны быть включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства;

Задача инклюзивной школы – построить систему, удовлетворяющую потребности каждого;

В инклюзивных школах все дети, а не только дети с инвалидностью, должны обеспечиваться поддержкой, которая позволяет им быть успешными, ощущать безопасность и уместность.

Можно выделить восемь принципов, на которых базируется не только инклюзивное образование, но и образование в целом:

Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

Каждый человек способен чувствовать и думать;

Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

Разнообразие усиливает все стороны жизни человека;

Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

Все люди нуждаются друг в друге.

Инклюзивное образование само по себе организовать невозможно, оно связано с изменениями на ценностном, нравственном уровне. Проблемы его организации в современной школе связаны в первую очередь с тем, что школа как социальный институт ориентирована на детей, способных двигаться в темпе, предусмотренном стандартной программой, на тех, для кого достаточными являются типовые методы педагогической работы.

По данным официальной статистики, 38 тыс. детей в России сегодня исключены из образования. Половина из них – по причине здоровья. С 1 сентября любой ребенок, проживающий рядом со школой, имеет право учиться в ней. Готова ли школа дать качественное образование всем детям, которые в нее придут? Именно в готовности школ к инклюзии и заключается первая проблема. Готовность – понятие системное, оно включает в себя много показателей. Готовность здания школы принять детей с двигательными нарушениями и обеспечить им доступ как в школьное здание, так и во все его помещения (класс, столовую, библиотеку, туалетные комнаты). Часто появляется проблема доставки ребенка в школу. Необходимо предусмотреть транспортную поддержку. На современном этапе с учетом того, что многие школьные здания в России старой постройки и не удовлетворяют критериям доступности (нет пандусов, лифтов, много порогов, нет поручней в коридорах, труднооткрываемые двери, неприспособленные туалеты), решение этой задачи требует серьезного финансирования. Готовность образовательной среды учреждения соответствовать разным образовательным возможностям учеников. Обучение – это социальный процесс, это групповое действие. Помимо нового взгляда на пространство школы создание инклюзивной образовательной среды потребует анализа культурного уклада и отношений людей в школе. Такую среду возможно создать только при тесном сотрудничестве с родителями, в сплочённом командном взаимодействии всех участников образовательного процесса. В такой среде должны работать люди, готовые изменяться вместе с ребенком и ради ребенка, причем не только «особого», но и самого обычного. Готовность педагогов обучать детей с различными образовательными потребностями. Остро стоит проблема неготовности учителей массовой школы (профессиональной, психологической и методической) к работе с детьми с особыми

образовательными потребностями, обнаруживается недостаток профессиональных компетенций педагогов в работе в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов учителей. Для решения этой проблемы создаются программы повышения квалификации, программы магистратуры и бакалавриата, творческие мастерские, обмен опытом, стажировки и др. Ведущую роль в решении этой проблемы может сыграть методическое сотрудничество с коррекционными педагогами, специальными психологами, с научным сообществом. Сегодня в стране изменилась стратегия в повышении квалификации педагогических кадров. В основе лежит потребность самого педагога.

Анализируя сегодняшнее состояние школ России, мы хорошо понимаем, что школы не готовы отвечать всем требованиям инклюзии. Это не значит, что нужно отвернуться от этой проблемы или принять факт неготовности как «приговор» инклюзии. Любая проблема должна быть переведена в область задачи. Только рассматривая совместно проблему готовности школы к обучению детей с ОВЗ и трудности, возникающие у самых обычных учеников, можно достичь полноценной инклюзии в этой школе. В жизни часто в борьбе за права меньшинств

попираются права остальных людей. Попытки исключить дискриминацию, сосредоточив на ней все внимание, оборачиваются еще худшим фарсом. От инклюзивного же обучения стоит ждать улучшения качества жизни и учебы всех детей, реального равенства возможностей в раскрытии заложенного природой потенциала.

Вследствие неготовности школы к инклюзивному образованию неизбежны разного рода негативные последствия. Одним из них является формальное принятие ребенка с ОВЗ в школу, а потом старательное желание «вывести» его на домашнее обучение. Сегодня каждый 3-й ребенок с ОВЗ, обучающийся в массовой школе, получает образование на дому, что никак не способствует получению качественного образования и достижению целей его включения в сообщество сверстников. Есть еще один серьезный риск для развития инклюзии – это наша привычка к имитации изменений и нововведений, ориентировка на краткосрочные результаты, поспешность в отчетах и показателях, порой ничего за собой не имеющих. Через это осуществляется дискредитация самой идеи инклюзивного образования, её ложная трактовка и оценка неэффективности инклюзии в целом.

Для школы, выбравшей путь инклюзивной практики обучения, важно установить, что может быть конкретной причиной возникновения препятствий (барьеров) в обучении того или иного ученика с особыми образовательными потребностями. В современных условиях неготовности школ далеко не каждый ребенок может обучаться в условиях инклюзивного образования. Может случиться так, что ученик по причине своих интеллектуальных характеристик не сможет освоить массовую программу, даже при условии её адаптации. Или тяжесть его двигательного и сенсорного нарушения настолько велика, что обычная школа не сможет обеспечить для него условия доступности. Только тогда по решению школьного консилиума или ПМПК возможно рассматривать вопрос о переходе ученика в другую школу, которая реализует специальную программу обучения и имеет всех необходимых специалистов. Большую роль в этом вопросе играют родители, их мнение и желание обучать своего ребенка в той или иной школе. Им принадлежит право «решающего» слова. Очевидна значимость барьеров «архитектурного» окружения ученика – физическая недоступность окружающей среды (например,

отсутствие пандусов и лифтов дома и в школе, недоступность транспорта между домом и школой, отсутствие звуковых светофоров на переходе через дорогу по пути в школу и т.д.). Но еще более значимыми трудностями оказываются «барьеры», возникающие во взаимоотношениях людей. Социальные барьеры не имеют внешнего, «архитектурного» выражения, они не связаны непосредственно с материальными и финансовыми затратами. Их можно обнаружить как непосредственно в школе, так и в сообществе родителей. Отношение к детям с инвалидностью является сложной проблемой прежде всего для взрослых участников образовательного процесса,

потому что нет культурной традиции в обществе, нет опыта взаимодействия и общения с такими людьми. Наличие хотя бы малого личного опыта изменяет отношение и восприятие людей с инвалидностью, рождает психологическую готовность принять их.

Учителя, которые уже имеют опыт работы по принципам инклюзивного образования, разработали следующие способы включения:

Принимать учеников с инвалидностью «как любых других ребят в классе»;

Включать их в те же активности, хотя ставить разные задачи;

Вовлекать учеников в групповые формы работы и групповые решения задач;

Использовать активные формы обучения – манипуляции, игры, проекты, лаборатории, полевые исследования.

Инклюзивное образовательное сообщество во многом изменяет роль учителя. Учителя способствуют активизации потенциала учащихся, сотрудничая с другими преподавателями в междисциплинарной среде без искусственного разграничения между специальными и массовыми педагогами. Они вовлекаются в разнообразные виды общения с учениками, благодаря чему узнают каждого индивидуально. Кроме того, учителя участвуют в широких социальных контактах вне школы, в том числе с социальными ресурсами поддержки и родителями. Такая профессиональная позиция учителя позволяет ему преодолеть свои опасения и тревоги, выйти на совершенно новый уровень профессионального мастерства, понимая своих учеников и своё призвание.

Инклюзивное образование – прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в современном обществе, и это дает надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет реализовать право на получение качественного образования, адаптированного к его возможностям и потребностям, найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный шанс и потенциал. Школы способны преодолеть многие барьеры самостоятельно, если будет достигнуто понимание того, что недостаток материальных ресурсов не является основным и единственным барьером на пути развития образовательной инклюзии.

infourok.ru

Ценности и принципы инклюзивного образования :: SYL.ru

Образование – это право каждого человека, в том числе тех, у кого имеются определенные психофизические особенности развития. Но право на обучение реализуется не в полной мере для детей-инвалидов. Инклюзивное образование стремится преодолеть эту ситуацию.

Особенные дети

Термин «ребенок с особыми образовательными потребностями» («ученик с трудностями в образовании») еще не устоялся в обществе. Определение возникло относительно недавно, в процессе изменения отношения общества к детям с нарушениями в развитии. Сейчас термин постепенно вытесняет из широкого употребления определения «ребенок с отклонениями в развитии», «аномальный ребенок» и конкретизирующие специальные термины («даун», «дебил» и другие).

Что нужно учитывать в процессе обучения?

Современные представления педагогической науки и медицины сходятся в нескольких общих аспектах, которые необходимо учитывать при социализации детей с различными отклонениями психофизического развития:

  1. Время начала образования. Потребность в целенаправленном специальном обучении возникает уже в момент определения нарушения в развитии. Так, например, если у ребенка в конце первого месяца жизни выявлено нарушение слуха или зрения, крайне неправильным будет направлять все усилия только на реабилитацию средствами медицины.
  2. Содержание образовательных программ. Особенные дети нуждаются во введении специальных разделов обучения, которые отсутствуют в образовании ребенка, развивающегося нормальными темпами. Например, для слепых детей вводятся разделы по социально-бытовой ориентировке, а для глухих и слабослышащих – занятия по зрительному восприятию речи.
  3. Специальные методы и средства обучения. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в более дифференцированном обучении. Эта необходимость также входит перечень основных принципов инклюзивного образования.
  4. Особая организация обучения. Дети нуждаются в индивидуализации учебно-воспитательного процесса, смысловой, пространственной и временной организации учебной среды.
  5. Обучение детей с особыми образовательными потребностями должно максимально выходить за рамки учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.
  6. Определение круга лиц, которые участвуют в образовании. В учебно-воспитательном процессе необходимо участие специалистов разных профилей (дефектологов, враче разных специальностей, психологов, педагогов со специальной подготовкой) и родителей проблемного ребенка.

Понятие инклюзивного (включенного) образования

Этот термин не каждому понятен. Поэтому постараемся подробно раскрыть его значение. Учебно-воспитательный процесс в рамках инклюзивного (включенного) образования предполагает совместное обучение детей с особыми потребностями и их сверстников, развивающихся нормальными темпами. Обучение происходит в пределах одного коллектива (школьного класса, группы в детском саду), но по разным образовательным направлениям. Инклюзия обеспечивает равный доступ к образованию для «обычных» детей и детей с особыми образовательными потребностями.

Понятие и принципы инклюзивного образования признают ценность различий детей, их индивидуальности, способностей к обучению. Это гибкая, открытая к изменениям система, в которой равное внимание уделяется всем детям: не только ученикам или воспитанникам с особенностями в психофизическом развитии, но и их нормально развивающимся сверстникам. Таким образом, уже не ребенок подстраивается под образовательную систему, а система под ребенка.

Зачем нужно включенное образование?

Некоторые не понимают, зачем нужно обучать детей с патологиями и без них вместе, если для тех, у кого не все хорошо со здоровьем, построены специальные заведения. Основной целью, которой подчинены и принципы инклюзивного образования детей, и методы, и образовательные программы инклюзии, является достижение определенного общественного статуса всеми детьми, утверждение каждым членом группы своей значимости в социуме. Последнее больше относится к «особенным» детям, но инклюзия положительно влияет и на «обычных» учеников.

Включенное образование следует начинать с раннего детского возраста, так как известно, что именно в дошкольный период закладываются основные навыки коммуникации и эффективного социального взаимодействия. «Особенные» дети больше других нуждаются в доброжелательной и стабильной образовательной среде. Принципы инклюзивного образования подтверждают, что недопустимо нахождение ребенка в искусственной среде, которая сильно отличается от обычной. Ранее же учебно-воспитательный процесс для детей с особыми потребностями производился изолированно, в интернате или специальной группе.

Реализация прав

Дети, имеющие особые образовательные потребности, должны иметь возможность обучаться в обычных классах по общей программе. Именно этот принцип инклюзивного образования на международном уровне зафиксирован Саламанкской декларацией. Документ был принят конференцией по образованию лиц с особенными потребностями, которая проходила в начале июня 1994 года в Испании.

Следует сказать о том, в каком документе сформированы принципы инклюзивного образования, цели, содержание и методы. Основные идеи и принципы включенного учебно-воспитательного процесса впервые были сформулированы в Саламанкской декларации 1994 года. О необходимости провести кардинальную реформу образовательных учреждений, признавая необходимость обучения детей с особенностями в рамках стандартной системы, тогда заявили более трехсот участников. В конференции участвовали более трехсот представителей 92 стран и 25 общественных организаций.

Правовое обеспечение включенного образования в РФ

В нашей стране этому вопросу стараются уделять должное внимание. Возможность реализации принципов инклюзивного образования, на международном уровне зафиксированных Саламанкской декларацией, в России уже заложена в рамках действующего законодательства. Так, закон РФ «Об образовании» предусматривает, что свободный доступ к учебно-воспитательному процессу должен быть обеспечен всем гражданам вне зависимости от национальности, религиозной принадлежности, языка, пола, социального положения и других факторов. Сюда относятся также особенности психофизического развития. Родители «особенных» детей вправе выбирать как специальные (коррекционные) классы или группы, так и любое общеобразовательное учреждение по месту жительства.

Восемь принципов инклюзивного образования

Совместное обучение «обычных» и «особенных» детей возможно только при наличии специальных условий для организации инклюзии в образовательном учреждении. Выделяют несколько основных ценностей и принципов инклюзивного образования:

  1. Ценность личности не зависит от способностей и достижений.
  2. Каждый человек способен думать и чувствовать.
  3. Каждый человек имеет право на общение и должен быть услышанным.
  4. Все члены общества нуждаются друг в друге, социальном взаимодействии, общении.
  5. Успешное образование может осуществляться только в естественной среде, в контексте реальных человеческих взаимоотношений.
  6. Все члены общества нуждаются в дружбе и поддержке ровесников.
  7. Достижение прогресса скорее возможно в том, что ученики (воспитанники) могут сделать, чем в том, чего не могут.
  8. Разнообразие полезно для всех сторон жизни любого человека.

Принципиальные задачи

Чтобы успешно реализовывать принципы инклюзивного образования, необходимо:

  • Создать эффективную систему разностороннего сопровождения воспитанников ДОУ и учеников школ с целью коррекции недостатков развития.
  • Разработать индивидуальные коррекционные программы для развития способностей «особенных» детей.
  • Обеспечить всем воспитанникам (ученикам) полноценное физическое, социальное, личностное, познавательное, коммуникативное и художественно-эстетическое развитие.
  • Сохранять и укреплять физическое, психическое и психологическое здоровье детей.
  • Осуществлять полноценную интеграцию детей с особенными потребностями в среду сверстников с нормальными темпами развития.
  • Создать доброжелательную образовательно-развивающую среду, атмосферу психологического комфорта.
  • Подготовить педагогов, которые будут способны работать с «особенными» детьми.
  • При необходимости оказывать психолого-педагогическую помощь и социальную поддержку семье с «особенными» детьми.
  • Формировать у всех участников образовательно-воспитательного процесса толерантное отношение к проблемам детей с нарушениями психофизического развития.

Для полноценной инклюзии нужны специальные программы, которые направлены на облегчение адаптации и обучения «особенных» детей в общеобразовательном учреждении. Так как эффективное включенное обучение должно начинаться в раннем детском возрасте, необходимо создать доброжелательную среду в детских садах.

Принципы формирования образовательных программ

В рамках включенного образования необходимо раскрывать индивидуальные способности каждого ученика, что получится сделать с использованием специальных образовательных программ. Они должны быть достаточно сложными, но соответствовать способностям воспитанников или учеников. Также необходимо предусмотреть возможность индивидуальной коррекции образовательной программы с учетом возможностей ребенка. В одних случаях требуется оказывать дополнительную педагогическую помощь, а других – увеличивать интеллектуальную нагрузку.

Инклюзивное образование: за и против

Особенно существенны преимущества инклюзии для детей-инвалидов. Например, в рамках общего образования дети с особенными потребностями в обучении показывают более высокий уровень социального взаимодействия со сверстниками по сравнению с воспитанниками специальных (коррекционных) учреждений. Если количество детей с особенностями развития находится в естественной пропорции по отношению к «нормальным» детям, то механизмы социализации налаживаются.

Кроме того, ученики с инвалидностью, находясь в условиях общеобразовательных школ, получают больше возможностей для взаимодействия со здоровыми сверстниками и для психического и интеллектуального развития. «Обычные» дети в этом случае являются носителями социальной модели, свойственной конкретному возрасту. Кроме того, дети, которые имели опыт обучения в инклюзивных условиях, во взрослом возрасте больше общаются с людьми без инвалидности, чем те, которые такого опыта не имели.

Аргументы против включенного образования сводятся к тому, что при обучении детей с особенностями совместно со здоровыми сверстниками возникают некоторые социальные трудности, «особенные» ученики получают недостаточные знания. Конечно, уже из такого краткого сопоставления видно, что реализация принципов инклюзивного образования несет преимущественно положительные последствия.

Проблемы в реализации нового вида обучения

В реализации основных принципов инклюзивного образования на текущий момент существует несколько проблем.

Во-первых, на сегодняшний день нет гибких образовательных стандартов, которые обеспечивали бы возможность инклюзии.

Во-вторых, актуальные учебные планы не соответствуют образовательным потребностям «особенного» ребенка.

В-третьих, педагогический состав большинства школ просто не готов к включению в образовательный процесс учеников или воспитанников с особыми потребностями. Воспитатели и учителя не знают основ коррекционной педагогики и специальной психологии, особенностей развития детей с инвалидностью, методик и технологий организации учебного процесса.

В-четвертых, в расписании общеобразовательных учреждений нет дополнительных ставок для специальных работников: педагогов-психологов, медицинских работников, логопедов, тифлопедагогов, сурдопедагогов и других специалистов.

Кроме того, имеются и такие барьеры, как:

  • Люди и их негативное отношение.
  • Нехватка оборудования.
  • Низкая зарплата педагогов.
  • Отсутствие свободного доступа к знаниям.

Развитие включенного образования в России

Отклонения в развитии у детей всего мира, включая и нашу страну, одинаковые (слепота, глухота, аутизм и так далее). Поэтому принципы отечественного инклюзивного образования должны быть такими же, что и в международной практике. Однако в РФ совместное обучение «особенных» и «обычных» детей пока еще носит исключительно экспериментальный характер, а также отличается рядом значительных недостатков. На сегодняшний день есть образовательные учреждения с инклюзивной системой (не только в столице, но и в регионах), но их недостаточно.

www.syl.ru

Тест по теме История развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в зарубежных странах и России.

Ответы на тест по теме «История развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в зарубежных странах и России » для проведения обучающих мероприятий для специалистов психолого-педагогических комиссий, образовательных учреждений по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка–инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях»

Просмотр содержимого документа
«Тест по теме История развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в зарубежных странах и России. »

Тест по теме: История развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в зарубежных странах и России

Начало формы

Question1

Баллов: 1

Впервые принципы инклюзивного образования на международном уровне были зафиксированы:

Выберите один ответ.

a. в Саламанкской декларации

b. в Джомтьенской Конвенции

c. в Конвенции о правах инвалидов

Question2

Баллов: 1

В какой стране мира впервые начали учить детей с ОВЗ?

Выберите один ответ.

a. Франция

b. Испания

c. Германия

Question3

Баллов: 1

В какой стране впервые появилось понятие «нормализация» (интеграция)?

Выберите один ответ.

a. в США

b. в Италии

c. в Норвегии

Question4

Баллов: 1

Задача, которая ставится перед территориальным агентством специального образования

Выберите один ответ.

a. формирование комплекта необходимых для обучения ребенка ресурсов

b. обеспечение доступности зданий и помещений образовательного учреждения

c. выявление образовательных потребностей ребенка

Question5

Баллов: 1

В какой стране учитель начальных классов должен быть дефектологом?

Выберите один ответ.

a. в Азербайджане

b. в Италии

c. в Белоруссии

Question6

Баллов: 1

Согласно Российскому законодательству «Инклюзивное образование это –

Выберите один ответ.

a. обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей

b. предоставление ребенку с ОВЗ прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни, в том числе образовании, наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии

c. специальные образовательные программы и методы обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации

Question7

Баллов: 1

В какой стране введение ваучерной системы стимулировало продвижение инклюзивного образования в частных школах?

Выберите один ответ.

a. в Англии

b. в России

c. в Америке

Question8

Баллов: 1

Как называются дети, для обучения которых необходимо создавать особые условия, в Российском законодательстве?

Выберите один ответ.

a. дети с отклонениями в развитии

b. дети с ограниченными возможностями здоровья

c. дети с особыми образовательными потребностями

Question9

Баллов: 1

Назовите субъект РФ в котором был принят закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»?

Выберите один ответ.

a. Костромская область

b. Самарская область

c. город Москва

Question10

Баллов: 1

Дети с каким нарушением развития стали обучаться первыми?

Выберите один ответ.

a. глухие

b. слепые

c. с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Конец формы

Конец формы

Конец формы

Конец формы

kopilkaurokov.ru

Статья на тему: Инклюзивное образование: проблемы и пути их решения.

Инклюзивное образование: проблемы и пути их решения.

Современная система образования полноценно принимает в себя только тех, кто отвечает её определенным требованиям, детей со стандартными возможностями, способными обучаться по общей для всех программе и показывать результаты успеваемости, нормальные для всех. В результате нередко получается, что дети с особыми образовательными потребностями выпадают из общего образовательного процесса, так как для работы с ними педагогический состав общеобразовательных учреждений не обладает необходимыми знаниями в области коррекционной и специальной педагогики. Эту и множество других проблем в современной школе призвано решить инклюзивное образование.

Так что же такое инклюзивное образование? Инклюзивное образование– процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в том числе и для детей с особыми потребностями. В основу инклюзивного образования заложена идеология, исключающая любую дискриминацию детей и обеспечивающая отношение ко всем людям как к равным, но и при этом создает необходимые условия для детей, которые имеют особые образовательные потребности. Именно на это направлена национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», выдвинутая президентом Дмитрием Анатольевичем Медведевым: «Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В наше время инклюзивное образование, становясь реальностью, неуклонно «приобщает» и «втягивает» в себя все страны мира. Но, в тоже время, интенсивно входя в практику, инклюзивное образование ставит перед образовательной системой большой ряд сложных вопросов и новых задач. В отличие от зарубежной системы образования, в которой инклюзия имеет богатый опыт и законодательное закрепление, наша отечественная инклюзия только начинает складываться и развиваться. Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Принцип равноправия включает также запрещение дискриминации по состоянию здоровья. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего и начального профессионального образования.

В свою очередь, родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. Указанные права закреплены Семейным Кодексом РФ и законом «Об образовании». Определяя принципы государственной политики в области образования, Закон «Об образовании» 1992 г. устанавливает: общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Закон об образовании гарантирует гражданам возможность получения образования независимо от состояния здоровья и социального положения (ст. 5 Закона об образовании).

Федеральный закон  «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» также устанавливает гарантии получения образования детьми с инвалидностью:

Впервые принципы инклюзивного образования на международном уровне были зафиксированы в Саламанской декларации «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями»,провозгласившей: каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний; каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности; необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы таким образом, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей.

 В настоящее время 4,5 % детей, проживающих в России, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, отвечающим их особым образовательным потребностям.Но, к сожалению, в настоящее время в нашей стране рынок образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно узок, в небольших городах и селах дети с ограниченными возможностями чаще всего остаются вне системы образования по сугубо экономическим причинам. Традиционной формой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья остаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Значительная часть затруднений в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями связана с острым дефицитом квалифицированных кадров: педагогов-дефектологов, психологов, воспитателей и социальных педагогов, недостаточным уровнем их подготовки. Ведь инклюзия охватывает глубокие социальные аспекты жизни школы: создается моральная, материальная, педагогическая среда, адаптированная к образовательным потребностям любого ребенка, которую возможно обеспечить только при тесном сотрудничестве с родителями, в сплоченном командном взаимодействии всех участников образовательного процесса. Здесь должны работать люди, готовые изменяться вместе с ребенком и ради ребенка, причем не только «особого», но и самого обычного. Для детей с ОВЗ принцип инклюзивного образования означает, что разнообразию потребностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья должна соответствовать образовательная среда, которая является для них наименее ограничивающей и наиболее включающей. Концепция инклюзивного образования в том, что:

  1. Все дети должны быть включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства;
  2. Задача инклюзивной школы – построить систему, удовлетворяющую потребности каждого;
  3. В инклюзивных школах все дети, а не только дети с инвалидностью, должны обеспечиваться поддержкой, которая позволяет им быть успешными, ощущать безопасность и уместность.

Можно  выделить восемь принципов, на которых базируется не только инклюзивное образование, но и образование в целом:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • Каждый человек способен чувствовать и думать;
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека;
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • Все люди нуждаются друг в друге.

Инклюзивное образование само по себе организовать невозможно, оно связано с изменениями на ценностном, нравственном уровне. Проблемы его организации в современной школе связаны в первую очередь с тем, что школа как социальный институт ориентирована на детей, способных двигаться в темпе, предусмотренном стандартной программой, на тех, для кого достаточными являются типовые методы педагогической работы.

По данным официальной статистики, 38 тыс. детей в России сегодня исключены из образования. Половина из них – по причине здоровья. С 1 сентября любой ребенок, проживающий рядом со школой, имеет право учиться в ней. Готова ли школа дать качественное образование всем детям, которые в нее придут? Именно в готовности школ к инклюзии и заключается первая проблема. Готовность – понятие системное, оно включает в себя много показателей. Готовность здания школы принять детей с двигательными нарушениями и обеспечить им доступ как в школьное здание, так и во все его помещения (класс, столовую, библиотеку, туалетные комнаты). Часто появляется проблема доставки ребенка в школу. Необходимо предусмотреть транспортную поддержку. На современном этапе с учетом того, что многие школьные здания в России старой постройки и не удовлетворяют критериям доступности (нет пандусов, лифтов, много порогов, нет поручней в коридорах, труднооткрываемые двери, неприспособленные туалеты), решение этой задачи требует серьезного финансирования. Готовность образовательной среды учреждения соответствовать разным образовательным возможностям учеников. Обучение – это социальный процесс, это групповое действие. Помимо нового взгляда на пространство школы создание инклюзивной образовательной среды потребует анализа культурного уклада и отношений людей в школе. Такую среду возможно создать только при тесном сотрудничестве с родителями, в сплочённом командном взаимодействии всех участников образовательного процесса. В такой среде должны работать люди, готовые изменяться вместе с ребенком и ради ребенка, причем не только «особого», но и самого обычного. Готовность педагогов обучать детей с различными образовательными потребностями. Остро стоит проблема неготовности учителей массовой школы (профессиональной, психологической и методической) к работе с детьми с особыми

образовательными потребностями, обнаруживается недостаток профессиональных компетенций педагогов в работе в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов учителей. Для решения этой проблемы создаются программы повышения квалификации, программы магистратуры и бакалавриата, творческие мастерские, обмен опытом, стажировки и др. Ведущую роль в решении этой проблемы может сыграть методическое сотрудничество с коррекционными педагогами, специальными психологами, с научным сообществом. Сегодня в стране изменилась стратегия в повышении квалификации педагогических кадров. В основе лежит потребность самого педагога.

Анализируя сегодняшнее состояние школ России, мы хорошо понимаем, что школы не готовы отвечать всем требованиям инклюзии. Это не значит, что нужно отвернуться от этой проблемы или принять факт неготовности как «приговор» инклюзии. Любая проблема должна быть переведена в область задачи. Только рассматривая совместно проблему готовности школы к обучению детей с ОВЗ и трудности, возникающие у самых обычных учеников, можно достичь полноценной инклюзии в этой школе. В жизни часто в борьбе за права меньшинств

попираются права остальных людей. Попытки исключить дискриминацию, сосредоточив на ней все внимание, оборачиваются еще худшим фарсом. От инклюзивного же обучения стоит ждать улучшения качества жизни и учебы всех детей, реального равенства возможностей в раскрытии заложенного природой потенциала.

Вследствие неготовности школы к инклюзивному образованию неизбежны разного рода негативные последствия. Одним из них является формальное принятие ребенка с ОВЗ в школу, а потом старательное желание «вывести» его на домашнее обучение. Сегодня каждый 3-й ребенок с ОВЗ, обучающийся в массовой школе, получает образование на дому, что никак не способствует получению качественного образования и достижению целей его включения в сообщество сверстников. Есть еще один серьезный риск для развития инклюзии – это наша привычка к имитации изменений и нововведений, ориентировка на краткосрочные результаты, поспешность в отчетах и показателях, порой ничего за собой не имеющих. Через это осуществляется дискредитация самой идеи инклюзивного образования, её ложная трактовка и оценка неэффективности инклюзии в целом.

Для школы, выбравшей путь инклюзивной практики обучения, важно установить, что может быть конкретной причиной возникновения препятствий (барьеров) в обучении того или иного ученика с особыми образовательными потребностями. В современных условиях неготовности школ далеко не каждый ребенок может обучаться в условиях инклюзивного образования. Может случиться так, что ученик по причине своих интеллектуальных характеристик не сможет освоить массовую программу, даже при условии её адаптации. Или тяжесть его двигательного и сенсорного нарушения настолько велика, что обычная школа не сможет обеспечить для него условия доступности. Только тогда по решению школьного консилиума или ПМПК возможно рассматривать вопрос о переходе ученика в другую школу, которая реализует специальную программу обучения и имеет всех необходимых специалистов. Большую роль в этом вопросе играют родители, их мнение и желание обучать своего ребенка в той или иной школе. Им принадлежит право «решающего» слова. Очевидна значимость барьеров «архитектурного» окружения ученика – физическая недоступность окружающей среды (например,

отсутствие пандусов и лифтов дома и в школе, недоступность транспорта между домом и школой, отсутствие звуковых светофоров на переходе через дорогу по пути в школу и т.д.). Но еще более значимыми трудностями оказываются «барьеры», возникающие во взаимоотношениях людей. Социальные барьеры не имеют внешнего, «архитектурного» выражения, они не связаны непосредственно с материальными и финансовыми затратами. Их можно обнаружить как непосредственно в школе, так и в сообществе родителей. Отношение к детям с инвалидностью является сложной проблемой прежде всего для взрослых участников образовательного процесса,

потому что нет культурной традиции в обществе, нет опыта взаимодействия и общения с такими людьми. Наличие хотя бы малого личного опыта изменяет отношение и восприятие людей с инвалидностью, рождает психологическую готовность принять их.

Учителя, которые уже имеют опыт работы по принципам инклюзивного образования, разработали следующие способы включения:

  1. Принимать учеников с инвалидностью «как любых других ребят в классе»;
  2. Включать их в те же активности, хотя ставить разные задачи;
  3. Вовлекать учеников в групповые формы работы и групповые решения задач;
  4. Использовать активные формы обучения – манипуляции, игры, проекты, лаборатории, полевые исследования.

Инклюзивное образовательное сообщество во многом изменяет роль учителя. Учителя способствуют активизации потенциала учащихся, сотрудничая с другими преподавателями в междисциплинарной среде без искусственного разграничения между специальными и массовыми педагогами. Они вовлекаются в разнообразные виды общения с учениками, благодаря чему узнают каждого индивидуально. Кроме того, учителя участвуют в широких социальных контактах вне школы, в том числе с социальными ресурсами поддержки и родителями. Такая профессиональная позиция учителя позволяет ему преодолеть свои опасения и тревоги, выйти на совершенно новый уровень профессионального мастерства, понимая своих учеников и своё призвание.

Инклюзивное образование – прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в современном обществе, и это дает надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет реализовать право на получение качественного образования, адаптированного к его возможностям и потребностям, найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный шанс и потенциал. Школы способны преодолеть многие барьеры самостоятельно, если будет достигнуто понимание того, что недостаток материальных ресурсов не является основным и единственным барьером на пути развития образовательной инклюзии.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *