Руководство : Министерство обороны Российской Федерации
Организует повседневное планирование служебной деятельности Министра обороны РФ и представляет ему на утверждение планы проведения мероприятий с его участием.
Направляет деятельность подчиненных должностных лиц на решение задач (функций) Аппарата Министра обороны РФ и обеспечение выполнения поручений Министра обороны РФ.
Представляет поступившие на рассмотрение Министру обороны РФ служебные документы (проекты решений), при необходимости организует подготовку по ним экспертных заключений.
Организует доведение решений (поручений) Министра обороны РФ должностным лицам органов военного управления, федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Минобороны.
Координирует деятельность центральных органов военного управления (ЦОВУ), учреждений, организаций Минобороны и федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Минобороны, по вопросам организации исполнения поручений Министра обороны РФ, подготовки мероприятий под его руководством (с участием), отдает соответствующие указания их руководителям по подготовке необходимых документов и выполнению подготовительных и других мероприятий.
Определяет порядок взаимодействия и координирует деятельность ЦОВУ, иных структурных подразделений и должностных лиц Минобороны при обеспечении осуществления Министром обороны РФ возложенных на него полномочий по координации и контролю деятельности подведомственных Минобороны федеральных органов исполнительной власти.
Осуществляет общий контроль и организует методическое сопровождение исполнения решений (поручений) Министра обороны РФ, периодически информирует его о состоянии исполнительской дисциплины в Минобороны в части выполнения поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ и Министра обороны РФ.
Организует разработку проектов нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Минобороны по вопросам документационного обеспечения, инспекционной деятельности и контроля за исполнением решений (поручений) Министра обороны РФ.
Осуществляет контроль за распределением полномочий, определенных Положением о Министерстве обороны Российской Федерации.
Осуществляет также иные полномочия в соответствии с Регламентом Министерства обороны РФ.
structure.mil.ru
численность, структура, командующий состав. Устав ВС РФ
Государственной военной организации, то есть Вооружённым силам Российской Федерации, неофициально называемым ВС РФ, численность которых составляет на 2017 год 1 903 000 человек, полагается отражать агрессии, направленные против Российской Федерации, защищать её территориальную целостность и неприкосновенность всех её территорий, выполнять соответствующие международным договорам задачи.
Начало
Созданные в мае 1992 года из состава Вооружённых Сил Союза Советских Социалистических Республик, ВС РФ численность на тот момент имели гораздо большую. Она составляла 2 880 000 человек и располагала самыми крупными в мировой практике запасами ядерного и другого оружия массового поражения, а также прекрасно развитой системой в средствах доставки его. Теперь ВС РФ численность регулирует согласно указам президента РФ.
На текущий момент в штате Вооружённых сил 1 013 000 военнослужащих, поскольку в марте 2017 года вступил в силу последний опубликованный указ президента. Общая же численность ВС РФ указана выше. Военная служба в России проходит и по призыву, и по контракту, причём контрактная служба в последние годы превалирует. По призыву молодые люди уходят служить в армию на один год, их минимальный возраст составляет восемнадцать лет. Для военнослужащих РФ максимальный возраст — шестьдесят пять лет. Курсанты специальных военных училищ могут быть несколько моложе восемнадцати лет на момент зачисления.
Как происходит комплектование
Армия, авиация и флот принимают в свои ряды офицеров для прохождения службы единственно и исключительно по контракту. Весь этот корпус обучается в соответствующих высших учебных заведениях, где после окончания курсантам присваивается лейтенантское звание. На период обучения второкурсники заключают свой первый контракт на пять лет, таким образом, уже в стенах военного учебного заведения начинается служба. Граждане, находящиеся в запасе и имеющие офицерское звание, часто пополняют численность личного состава ВС РФ. Они также могут заключить контракт на прохождение военной службы. В том числе и те выпускники, которые обучались на военных кафедрах гражданских вузов и были определены после окончания учёбы в запас, тоже имеют право заключить контракт с Вооружёнными силами.
Это касается и факультетов военного обучения, и циклов его при военно-учебных центрах. Младший командный и рядовой состав может набираться и по контракту, и по призыву, которому подлежат абсолютно все граждане мужского пола от восемнадцати до двадцати семи лет. Служат по призыву один год (календарный), а кампания по призыву осуществляется два раза в год — с апреля по июль и с октября по декабрь, весной и осенью. Через полгода после начала службы любой военнослужащий ВС РФ может подавать рапорт о заключении контракта, первый контракт — на три года. Однако после сорока лет право это теряется, поскольку сорокалетие — предельный возраст.
Состав
Женщины в состав ВС РФ попадают чрезвычайно редко, подавляющим большинством здесь служат мужчины. Среди почти двух миллионов военнослужащих женщины составляют менее пятидесяти тысяч, причём только три тысячи из них имеют офицерские должности (есть даже двадцать восемь полковников).
Тридцать пять тысяч женщин находятся на сержантских и солдатских должностях и одиннадцать тысяч среди них прапорщиков. Всего полтора процента женщин (то есть примерно сорок пять человек) занимают первичные командные должности, а остальные служат в штабах. Теперь о важном — о защищённости нашей страны в случае войны. Прежде всего нужно различать три вида мобилизационного резерва.
Мобилизация
Текущий мобилизационный резерв, который показывает количество призывников в текущем году, а также организованный, где прибавляется количество ранее уже отслуживших и уволенных в запас, и потенциальный мобилизационный резерв, то есть то количество людей, на которое можно рассчитывать в случае войны при мобилизации в войска. Здесь статистика открывает факт достаточно тревожный. В 2009 году в потенциальном мобилизационном резерве находился тридцать один миллион человек. Сравним: в США их пятьдесят шесть, а в Китае — двести восемь миллионов.
В 2010 году запас (организованный резерв) составил двадцать миллионов человек. Демографы подсчитали состав ВС РФ и текущий мобилизационный резерв, цифры получились нехорошие. Восемнадцатилетние мужчины к 2050 году в нашей стране почти исчезнут: их численность сократится в четыре раза и составит только 328 тысяч человек со всех территорий. То есть потенциальный резерв мобилизации в 2050 году будет всего четырнадцать миллионов, а это меньше на 55%, чем в 2009 году.
Штатная численность
ВС РФ состоит из рядового и младшего командного состава (старшины и сержанты), офицеров, которые проходят службу в войсках, в местных, окружных, центральных органах управления на разнообразных должностях (они предусмотрены штатом подразделений), в военных комиссариатах, в комендатурах, в представительствах за рубежом. Сюда же относятся и все курсанты, которые обучаются в учебных заведениях Министерства обороны и учебных военных центрах.
В 2011 году вся структура численности ВС РФ не превышала один миллион человек, это явилось результатом многолетнего и мощного сокращения с 2 880 000 человек, числившихся в ВС в 1992 году, до одного миллиона. То есть более шестидесяти трёх процентов численности армии исчезло. Уже к 2008 году чуть менее половины всего личного состава — мичманы, прапорщики и офицеры. Далее пошла военная реформа, в ходе которой должности мичманов и прапорщиков были почти ликвидированы, а вместе с ними ещё более ста семидесяти тысяч офицерских должностей. К счастью, отреагировал президент. Сокращения остановились, а численность офицерского состава вернулась к двумстам двадцати тысячам человек. Численность генералов ВС РФ (генералов армий) теперь составляет шестьдесят четыре человека.
О чём говорят цифры
Будем сравнивать численность и состав Вооружённых Сил 2017 и 2014 годов. В настоящий момент в аппарате МО ВС РФ органы военного управления составляют 10 500 военнослужащих. В Генеральном штабе 11 300. Сухопутные войска располагают 450 000 человек, в военно-воздушных силах служат 280 000. Военно-морской флот насчитывает 185 000, к ракетным войскам стратегического назначения относятся 120 000, а войскам воздушно-космической обороны 165 000 человек. Воздушно-десантные войска составляют 45 000 бойцов.
В 2014 году в ВС РФ общая численность была 845 000, из них сухопутные войска 250 000, ВМС — 130 000, ВДВ — 35 000, СЯС — 80 000, ВВС — 150 000, а — внимание! — командование (плюс обслуживание) составляло 200 000 человек. Больше, чем всех военнослужащих военно-воздушных сил! Однако, цифры 2017 года говорят о том, что численность ВС РФ немного подрастает. (И всё так же сейчас основной состав армии — мужчины, их 92,9%, а военнослужащих-женщин всего 44921 человек.)
Устав
ВС РФ, как военная организация любой другой страны, имеет общевоинские уставы, которые являются сводом главных правил, посредством которых в процессе изучения у военнослужащих формируется общее представление о том, как нужно защищать собственные права и интересы страны от внешних, внутренних и любых других угроз. Кроме того, изучение этого свода правил помогает осваивать воинскую службу.
Устав ВС РФ — важнейшая часть при прохождении начальной подготовки к службе, с его помощью солдат или матрос знакомится с основными терминами и понятиями. Всего есть четыре вида устава, и каждый должен быть тщательнейшим образом изучен абсолютно каждым военнослужащим. Оттуда становятся известными общие обязанности и права, особенности распорядка, правила взаимодействия.
Виды уставов
Устав дисциплинарный раскрывает сущность воинской дисциплины и диктует обязанности по соблюдению её, повествует о различных видах взысканий и поощрений. Этим он и отличается от Устава внутренней службы. Здесь определены предусмотренные меры ответственности за те или иные нарушения уставных правил. Устав караульной и гарнизонной службы ВС РФ содержит обозначение целей, порядка организации и несения караульной и гарнизонной службы. Также там содержатся права и обязанности всех должностных военнослужащих и лиц, которые исполняют служебные обязанности.
Строевым уставом определяются порядок движения с оружием и без него, строевые приёмы, типы строя подразделений с техникой и пешим порядком. После тщательного изучения устава каждый военнослужащий обязан понимать суть воинской дисциплины, разбираться в званиях, уметь распределять время, нести обязанности дежурного и дневального по роте, выполнять задачи караульного, часового и многие другие.
Командование
Верховный главнокомандующий ВС РФ — президент В. В. Путин. Если против России будет предпринята агрессия или возникнет непосредственная угроза её, именно ему предстоит ввести на территории страны или в отдельных районах военное положение, чтобы создать все условия для предотвращения или отражения агрессии. Одновременно или незамедлительно президент сообщает об этом в Совет Федерации и в Государственную думу, чтобы утвердить данный указ.
Использовать Вооружённые силы РФ за пределами страны можно только после получения соответствующего постановления Совета Федерации. Когда в России мир, верховный главнокомандующий ведёт общее руководство Вооружёнными силами, а во время войны он осуществляет руководство обороной России и отражением агрессии. Также именно президент формирует Совет безопасности РФ и возглавляет его, он же утверждает, назначает и освобождает от должности высшее командование ВС РФ. В его ведомстве находится и им утверждается военная доктрина РФ, а также концепция и план строительства ВС, план мобилизации, гражданской обороны и многое ещё.
Министерство обороны
МО ВС РФ — орган управления ВС РФ, его задачами являются разработка и проведение госполитики в плане обороны страны, правовое регулирование и нормативы обороны. Министерство организует применение ВС соответственно федеральным конституционным законам и международным договорам, оно поддерживает необходимую готовность, осуществляет мероприятия по строительству ВС, обеспечивает социальную защиту военнослужащих, а также и членов их семей.
Министерство обороны принимает участие в разработке и реализации госполитики в сфере международного сотрудничества. Под его ведомством находятся военные комиссариаты, органы управления ВС РФ по военным округам, а также множество иных органов военного управления, в том числе и территориальные. Возглавляет Министерство обороны министр, назначаемый и освобождаемый от должности президентом РФ. Под его началом работает коллегия, в которую входят заместители министра, начальники служб, главнокомандующие всеми видами ВС РФ.
Генштаб является центральным органом военного управления и главным органом управления ВС. Здесь осуществляется координация деятельности погранвойск и ФСБ РФ, войск нацгвардии, железнодорожных, гражданской обороны и всех остальных, включая службу внешней разведки. В составе генштаба находятся главные управления, управления и много других структур.
Основными задачами МО ВС РФ являются стратегическое планирование применения ВС, войск и других формирований и воинских органов, учитывая военное административное деление РФ, проведение мобилизационной и оперативной работы по подготовке ВС, переведение ВС на состав и организацию военного времени. Генштаб организует стратегическое и мобилизационное развёртывание вооружённых сил и других войск, формирований и органов, координирует деятельность мероприятий воинского учёта, организует разведывательную деятельность для обороны и безопасности, планирует и организует связь, а также топогеодезическое обеспечение ВС.
fb.ru
Верховный Главнокомандующий : Министерство обороны Российской Федерации
Президент Российской Федерации – Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации
Родился 7 октября 1952 г. в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург).
В 1975 г. окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета.
По распределению был направлен на работу в органы государственной безопасности. В 1985-1990 гг. работал в ГДР.
С 1990 г. – помощник ректора Ленинградского государственного университета по международным вопросам, затем – советник председателя Ленинградского городского совета.
С июня 1991 г. – председатель Комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга, одновременно – с 1994 года – первый заместитель председателя правительства Санкт-Петербурга.
С августа 1996 г. – заместитель управляющего делами Президента Российской Федерации.
С марта 1997 г. – заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации, начальник Главного контрольного управления Президента Российской Федерации.
С мая 1998 г. – первый заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации.
В июле 1998 г. назначен директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации, одновременно – с марта 1999 г. – Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации.
С августа 1999 г. – Председатель Правительства Российской Федерации.
С 31 декабря 1999 г. – исполняющий обязанности Президента Российской Федерации.
26 марта 2000 г. избран Президентом Российской Федерации. Вступил в должность 7 мая 2000 г.
14 марта 2004 г. избран Президентом Российской Федерации на второй срок.
8 мая 2008 г. Указом Президента Российской Федерации назначен Председателем Правительства Российской Федерации.
4 марта 2012 г. избран Президентом Российской Федерации. Вступил в должность 7 мая 2012 г.
18 марта 2018 г. избран Президентом Российской Федерации. Вступил в должность 7 мая 2018 г.
Кандидат экономических наук.
Владеет немецким и английским языками.
structure.mil.ru
МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | ||
Генерал армии Шойгу Сергей Кужугетович | ||
ЗАМЕСТИТЕЛИ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИИ | ||
Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ — первый заместитель Министра обороны Российской Федерации генерал армии Герасимов Валерий Васильевич |
||
Первый заместитель Министра обороны Российской Федерации Цаликов Руслан Хаджисмелович |
||
Статс-секретарь — заместитель Министра обороны Российской Федерации Панков Николай Александрович |
||
Заместитель Министра обороны Россйской Федерации — начальник Главного военно-политического управления Вооруженных Сил Российской Федерации генерал-полковник Картаполов Андрей Валериевич | ||
Заместитель Министра обороны Российской Федерации генерал армии Булгаков Дмитрий Витальевич |
||
Заместитель Министра обороны Российской Федерации генерал-лейтенант Евкуров Юнус-Бек Баматгиреевич |
||
Заместитель Министра обороны Российской Федерации Иванов Тимур Вадимович |
||
Заместитель Министра обороны Российской Федерации Криворучко Алексей Юрьевич |
||
Заместитель Министра обороны Российской Федерации генерал армии Попов Павел Анатольевич | ||
Заместитель Министра обороны Российской Федерации — руководитель Аппарата Министра обороны Российской Федерации генерал-полковник Садовенко Юрий Эдуардович |
||
Заместитель Министра обороны Российской Федерации Фомин Александр Васильевич |
||
Заместитель Министра обороны Российской Федерации Шевцова Татьяна Викторовна |
||
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ШТАБ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
||
Главное оперативное управление ГШ ВС РФ | ||
Главное управление ГШ ВС РФ | ||
Главное организационно-мобилизационное управление ГШ ВС РФ | ||
Главное управление связи ВС РФ | ||
Национальный центр управления обороной Российской Федерации | ||
Управление начальника войск радиоэлектронной борьбы ВС РФ | ||
Военно-топографическое управление ГШ ВС РФ | ||
Восьмое управление ГШ ВС РФ | ||
Управление оперативной подготовки ВС РФ | ||
Управление (строительства и развития системы применения беспилотных летательных аппаратов) ГШ ВС РФ | ||
Архивная служба ВС РФ | ||
ГЛАВНЫЕ УПРАВЛЕНИЯ | ||
Главное управление боевой подготовки ВС РФ | ||
Главное управление военной полиции Минобороны России | ||
Главное управление кадров Минобороны России | ||
Главное управление международного военного сотрудничества Минобороны России |
||
Главное управление вооружения ВС РФ | ||
Главное автобронетанковое управление Минобороны России | ||
Главное ракетно-артиллерийское управление Минобороны России | ||
Главное управление начальника Железнодорожных войск Минобороны России | ||
Главное военно-медицинское управление Минобороны России | ||
Главное управление научно-исследовательской деятельности и технологического сопровождения передовых технологий (инновационных исследований) Минобороны России |
||
Главное управление контрольной и надзорной деятельности Министерства обороны Российской Федерации | ||
Главное военно-политическое управление Вооруженных Сил Российской Федерации | ||
УПРАВЛЕНИЯ | ||
Управление начальника войск радиационной, химической и биологической защиты ВС РФ | ||
Управление начальника инженерных войск ВС РФ | ||
Управление службы войск и безопасности военной службы Минобороны России |
||
Управление государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью Минобороны России | ||
Управление физической подготовки и спорта ВС РФ | ||
Управление военных представительств Минобороны России | ||
Управление Минобороны России по увековечению памяти погибших при защите Отечества |
||
Управление Минобороны России по контролю за выполнением договоров (Национальный центр по уменьшению ядерной опасности) | ||
Управление метрологии ВС РФ | ||
Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих |
||
Управление делами Минобороны России | ||
Организационное управление Минобороны России | ||
Управление Минобороны России по работе с обращениями граждан (общественная приёмная Министра обороны Российской Федерации) |
||
Контрольное управление Минобороны России | ||
Управление интеллектуальной собственности, военно-технического сотрудничества и экспертизы поставок вооружения и военной техники Минобороны России |
||
Управление перспективных межвидовых исследований и специальных проектов Минобороны России | ||
Управление заказов по совершенствованию технической основы системы управления ВС РФ | ||
Государственная экспертиза Минобороны России | ||
Военно-научный комитет ВС РФ | ||
ДЕПАРТАМЕНТЫ | ||
Штаб материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации | ||
Департамент ресурсного обеспечения Минобороны России | ||
Департамент транспортного обеспечения Минобороны России | ||
Департамент планирования и координации обустройства войск (сил) Минобороны России | ||
Департамент строительства Минобороны России | ||
Департамент жилищного обеспечения Минобороны России | ||
Департамент имущественных отношений Минобороны России | ||
Департамент финансового обеспечения Минобороны России | ||
Департамент финансового планирования Министерства обороны Российской Федерации | ||
Департамент социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации | ||
Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Минобороны России | ||
Департамент информации и массовых коммуникаций Минобороны России | ||
Пресс-секретарь Министра обороны Российской Федерации | ||
Правовой департамент Минобороны России | ||
Протокольно-координационный департамент Министерства обороны Российской Федерации | ||
Департамент государственных закупок Минобороны России | ||
Департамент Министерства обороны Российской Федерации по обеспечению государственного оборонного заказа | ||
Департамент военно-экономического анализа Министерства обороны Российской Федерации | ||
Департамент аудита государственных контрактов Министерства обороны Российской Федерации | ||
Департамент ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации | ||
Департамент финансового мониторинга государственного оборонного заказа Минобороны России | ||
Департамент культуры Минобороны России | ||
Департамент информационных систем Министерства обороны Российской Федерации | ||
СЛУЖБЫ | ||
Служба безопасности полетов авиации ВС РФ | ||
Военно-оркестровая служба ВС РФ | ||
Военно-геральдическая служба ВС РФ | ||
Гидрометеорологическая служба ВС РФ | ||
ГЛАВНЫЕ КОМАНДОВАНИЯ | ||
Главное командование Сухопутных войск | ||
Главное командование Воздушно-космических сил | ||
Главное командование Военно-Морского Флота | ||
КОМАНДОВАНИЯ | ||
Командование Ракетных войск стратегического назначения | ||
Командование Воздушно-десантных войск |
structure.mil.ru
Список командующих войсками военных округов и флотами (Россия)
- Список командующих войсками военных округов и флотами (Россия)
В списке представлены командующие войсками военных округов и флотами (а также Каспийской флотилией) на территории Российской Федерации — России, с 1991 года (г.).
- Третьяков, Валерий Степанович (31 августа 1991 г. — 17 июля 1996 г.) генерал-полковник
- Кормильцев, Николай Викторович (17 июля 1996 г. — 28 марта 1998 г.) генерал-полковник
- Топоров, Владимир Михайлович (23 августа 1991 г. — 10 июня 1992 г.) генерал-полковник (24 октября 1991 г.)
- Кузнецов, Леонтий Васильевич (17 июля 1992 г. — 20 апреля 1999 г.) генерал-полковник (24 октября 1991 г.)
- Пузанов, Игорь Евгеньевич (20 апреля 1999 г. — 28 марта 2001 г.) генерал-полковник (1999)
- Ефремов, Иван Иванович (12 июля 2001 г. — 6 июня 2005 г.) генерал-полковник (1999), генерал армии (22 февраля 2004 г.)
- Бакин, Владимир Юрьевич (6 июня 2005 г. — 5 февраля 2009 г.) генерал-полковник (22 февраля 2004 г.), генерал армии (23 февраля 2007 г.)
- Герасимов, Валерий Васильевич (5 февраля 2009 г. — 23 декабря 2010 г.) генерал-полковник (12 июня 2005 г.)
- Сергеев, Анатолий Ипатович (7 июля 1992 г. — 24 марта 2001 г.) генерал-полковник
- Корнуков, Анатолий Михайлович (1991—1998) генерал-полковник (1991)
- Васильев, Геннадий Борисович (1998—2002) генерал-полковник (2000)
- 13 декабря 1991 г., — 28 ноября 2000 г. — Егоров Владимир Григорьевич, адмирал (24 октября 1991 г.).
- 11 апреля 2001 г., № 415* — 6 мая 2006 г., № 461* — Валуев Владимир Прокофьевич, адмирал (11 декабря 2001 г.)
- 6 мая 2006 г., № 461* — 6 декабря 2007 г., № 1137* — Сиденко, Константин Семенович, вице-адмирал (9 июня 2001 г.).
- 6 декабря 2007 г., № 1137* — 8 сентября 2009 г., — Мардусин, Виктор Николаевич, вице-адмирал.
- С 8 сентября 2009 г. — май 2012 г. Чирков, Виктор Викторович, вице-адмирал.
Каспийская флотилия
Современные военные округа России
Западный военный округ
- Бахин, Аркадий Викторович (с 28 октября 2010 г., № 1291*) генерал-полковник
Восточный военный округ
- Сиденко, Константин Семенович (с 29 октября 2010 г., № 1293*) адмирал
Центральный военный округ
- Герасимов, Валерий Васильевич (с 27 апреля 2012 г.) генерал-полковник
Южный военный округ
- Галкин, Александр Викторович (с 10 декабря 2010 г.) генерал-полковник
См. также
Примечания
- ↑ Указом Президента РФ от 11 сентября 2003 г. № 1059 «О временном исполнении обязанностей командующего Северным флотом» в связи с катастрофой ПЛ «К-159» в Баренцевом море временное исполнение обязанностей командующего флотом было возложено на вице-адмирала Сергея Симоненко.
- ↑ Назначен совместным решением Президентов РФ и Украины в соответствии со статьёй 3 Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о принципах формирования ВМФ России и ВМС Украины на базе Черноморского флота бывшего СССР.
- ↑ Грачев приказал Балтину сдать дела
- ↑ Впоследствии Адмирал флота.
Ссылки
Категории:- Вооружённые силы России
- Списки:Россия
- Списки военных деятелей
Wikimedia Foundation. 2010.
- Козер, Льюис
- Морикян, Айдин Эдвардович
Смотреть что такое «Список командующих войсками военных округов и флотами (Россия)» в других словарях:
Список заместителей министра обороны Российской Федерации — В статье представлен список заместителей министра обороны Российской Федерации с 1992 г. В отличие от Министерства обороны СССР в Министерстве обороны Российской Федерации главнокомандующие видами Вооружённых Сил Российской Федерации не являются… … Википедия
Министерство обороны Российской Федерации — У этого термина существуют и другие значения, см. Министерство обороны (значения). Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) … Википедия
Военный округ — (ВО) территориальное общевойсковое объединение соединений, частей, военно учебных заведений и различных местных военных учреждений. Деление территории страны на ВО практикуется во многих государствах и имеет целью обеспечить проведение… … Википедия
МО РФ — Флаг Министерства обороны Российской Федерации Эмблема Министерства обороны Российской Федерации Здание одного из ведомств Министерства Обороны в Москве … Википедия
Министерство обороны РФ — Флаг Министерства обороны Российской Федерации Эмблема Министерства обороны Российской Федерации Здание одного из ведомств Министерства Обороны в Москве … Википедия
Министерство обороны России — Флаг Министерства обороны Российской Федерации Эмблема Министерства обороны Российской Федерации Здание одного из ведомств Министерства Обороны в Москве … Википедия
Министр обороны РФ — Флаг Министерства обороны Российской Федерации Эмблема Министерства обороны Российской Федерации Здание одного из ведомств Министерства Обороны в Москве … Википедия
Министр обороны России — Флаг Министерства обороны Российской Федерации Эмблема Министерства обороны Российской Федерации Здание одного из ведомств Министерства Обороны в Москве … Википедия
Министр обороны Российской Федерации — Флаг Министерства обороны Российской Федерации Эмблема Министерства обороны Российской Федерации Здание одного из ведомств Министерства Обороны в Москве … Википедия
Минобороны РФ — Флаг Министерства обороны Российской Федерации Эмблема Министерства обороны Российской Федерации Здание одного из ведомств Министерства Обороны в Москве … Википедия
dic.academic.ru
Руководство Вооруженными Силами РФ. Рекомендации призывникам
Руководство Вооруженными Силами (и другими воинскими формированиями и органами) Российской Федерации осуществляет Верховный Главнокомандующий. Согласно Конституции и Закону «Об обороне» им является Президент России.
-
Путин Владимир Владимирович
При введении военного положения Президент Российской Федерации немедленно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента о введении военного положения должен быть утвержден Советом Федерации.
Основные функции руководства Вооруженными Силами РФ
Президент Российской Федерации в соответствии с федеральными законами вправе принять решение о привлечении Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению.
Президент России формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ. Основными его функциями является разработка предложений по обеспечению защиты конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной целостности страны, участие совместно с другими органами в выработке военной политики Российской Федерации.
Таким образом, выполняя свои конституционные обязанности и задачи, возложенные на него Федеральным законом «Об обороне», Президент России обеспечивает подготовку страны к отражению возможной агрессии, управляет всеми сторонами процесса поддержания армии и флота России в состоянии боевой готовности, соответствующем уровню угроз национальной безопасности страны.
Непосредственное руководство Вооруженными Силами России осуществляет министр обороны. Обязанности Министра обороны исполняет генерал армии Шойгу Сергей Кожугетович. Он был назначен на этот ответственный пост Указом Президента Российской Федерации от 6 ноября 2012 г. N 1486 «О Министре обороны Российской Федерации.»
Министр обороны является прямым начальником всего личного состава Вооруженных Сил РФ и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на министерство. По наиболее важным вопросам жизни и деятельности Вооруженных Сил РФ он издает приказы и директивы. Министр Обороны также вводит в действие положения, наставления, другие правовые акты, регламентирующие различные вопросы жизни, быта и деятельности войск. Шойгу С.К. управляет Вооруженными Силами через Министерство обороны и Генеральный штаб Российской Федерации.
-
Шойгу Сергей Кожугетович
У Министра обороны достаточно заместителей для нормального функционирования и развития Вооруженных Сил. Причем каждому из них отведена стратегически важная роль, в области обороны.
Но рассматривать все руководство Вооруженными Силами я не считаю нужным, хотя бы потому что Вам это не особо и пригодится, важнее знать своих прямых начальников в лицо, по фамилии, воинскому званию и должности, начиная от командира взвода и заканчивая командиром воинской части. Это будет играть большую роль на начальных этапах вашей службы.
Важно, уважаемые призывники, по прибытию в воинскую часть изучите всех своих прямых начальников по фамилии, имени и отчеству, а так же воинскому званию. Потому что отсутствие таковых знаний у вас может спровоцировать командиров на применения к вам дополнительных методов воспитания и принятия мер по изучению данной информации.
army-online.ru
Чем командует Верховный Главнокомандующий в России? » Военное обозрение
Президент РФ свои полномочия Главковерха вправе осуществлять только в отношении Вооруженных Сил
На первый взгляд, ответ на вопрос, вынесенный в заголовок этого выступления на страницах газеты «ВПК», лежит, что называется, на поверхности и содержится он в Конституции Российской Федерации.
Напомним: в статье 87 Основного закона говорится, что Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ является президент нашей страны. Следовательно, он как Главковерх и командует ВС России.
Очевидные противоречия
Однако возникает следующий вопрос: а что представляют собой Вооруженные Силы Российской Федерации? И на него как будто бы просто ответить: достаточно прочесть статью 10 федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне», где сказано: Вооруженные Силы РФ – это государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Они предназначены для отражения агрессии, направленной против России, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности ее территории, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
Согласно статье 11 того же закона Вооруженные Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск ВС России, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск ВС РФ.
Исходя из указанных нормативных положений схематично общий состав Вооруженных Сил Российской Федерации и систему управления ими в современный период можно представить следующим образом (рис. 1).
Вместе с тем в соответствии со статьей 1 Закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ помимо Вооруженных Сил к обороне привлекаются Внутренние войска МВД России, а для выполнения отдельных задач в области обороны – инженерно-технические, дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти и спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, СВР России, органы федеральной службы безопасности, органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, а также создаваемые на военное время специальные формирования.
Из буквального толкования приведенных нормативных положений следует, что президент России свои полномочия Верховного главнокомандующего вправе осуществлять только в отношении Вооруженных Сил Российской Федерации. Что же касается перечисленных выше других войск, воинских формирований и органов, то в их отношении президент Российской Федерации осуществляет только политическое руководство как глава государства, поскольку в состав Вооруженных Сил, которыми он командует как Главковерх, данные организации не входят и являются самостоятельными субъектами.
При дальнейшем анализе норм федерального закона «Об обороне» обнаруживается ряд связанных с этим противоречий.
Так, в пункте 7 статьи 1 указанного федерального закона закреплена норма, согласно которой Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы выполняют задачи в области обороны в соответствии с Планом применения ВС РФ. Получается, что хотя указанный основополагающий документ в области обороны и именуется Планом применения Вооруженных Сил, однако его юридическая сила в полной мере распространяется на все иные войска, воинские формирования и органы, которые в состав ВС не входят.
Далее. В пункте 1 статьи 4 федерального закона «Об обороне» воспроизводится конституционная норма о том, что президент Российской Федерации является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, а в пункте 2 той же статьи достаточно подробно (в 20 подпунктах) излагаются полномочия главы нашего государства в области обороны. При этом они в равной степени распространяются и на Вооруженные Силы Российской Федерации, и на другие войска, и на воинские формирования, и на органы. Из того факта, что норма о статусе президента России как Главковерха и нормы о его полномочиях в области обороны объединены в одну статью федерального закона «Об обороне», вполне логично вытекает предположение о том, что законодатель в данном случае подразумевает, что глава Российского государства является Верховным главнокомандующим по отношению ко всем государственным органам и организациям, участвующим в решении задач в области обороны государства, а не только по отношению к Вооруженным Силам, как это следует из буквального толкования пункта 1 статьи 87 Конституции России. Таким образом, дух и буква закона в данном случае не совпадают.
Данное противоречие требует своего нормативного разрешения (возможные его варианты будут рассмотрены в третьей части этого материала).
Советская модель
Интересен вопрос: каковы истоки рассматриваемой юридической и терминологической неточности действующего российского законодательства об обороне?
Для поиска ответа представляется весьма поучительным обращение к недавнему прошлому.
Впервые после окончания Великой Отечественной войны пост Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами в нашей стране был восстановлен в 1990-м, когда Законом СССР от 14 марта 1990 года № 1360-I Конституцию Союза Советских Социалистических Республик (принята в 1977-м) дополнила глава 15.1, в соответствии с которой вводилась должность президента Советского Союза. Статьей 127.3 Основного закона СССР было установлено, что президент является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами страны.
Какими Вооруженными Силами командовал Главковерх того времени? Анализ военного законодательства СССР показывает, что содержание понятия «Вооруженные Силы» в советский период отечественной истории было совершенно иным, чем в настоящее время. Чтобы убедиться в этом, обратимся к статье 4 закона СССР от 12 октября 1967 года № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности», где сказано: «Вооруженные Силы СССР состоят из Советской армии, Военно-морского флота, Пограничных и Внутренних войск».
Система управления Вооруженными Силами СССР включала:
органы управления Советской армии и Военно-морского флота, подчиненные Министерству обороны СССР;
органы управления Пограничными войсками, подчиненные Комитету государственной безопасности СССР;
органы управления Внутренними войсками, подчиненные Министерству внутренних дел СССР.
Все вместе взятые указанные органы военного управления замыкались на Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами СССР.
Схематично общий состав Вооруженных Сил СССР и система управления ими в советский период накануне распада Советского Союза имели следующий вид (рис. 2).
Сравнение современной (рис. 1) и советской (рис. 2) моделей состава отечественных Вооруженных Сил показывает, что та военная организация, которая сегодня называется Вооруженными Силами Российской Федерации, в советский период именовалась Советской армией и Военно-морским флотом, которые являлись составной частью государственной военной организации более высокого порядка – Вооруженных Сил СССР. Поэтому и Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами командовал не только армией и флотом, как это юридически имеет место сегодня, но и иными так называемыми силовыми структурами – Пограничными и Внутренними войсками.
По всей видимости, когда писалась Конституция Российской Федерации (1993), формулируя конституционную норму о том, что президент РФ является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами России, авторы Основного закона имели в виду, что советская модель структуры ВС пусть и в измененном виде, но будет сохранена и в постсоветский период.
Однако на практике все получилось иначе. Точно так же, как 15 союзных республик в начале 90-х годов прошлого столетия «разбежались по национальным квартирам», так и единые Вооруженные Силы СССР распались на самостоятельные национальные армии. В свою очередь внутри России доставшаяся ей часть советских Вооруженных Сил, а также других силовых структур распалась на отдельные самостоятельные войска, воинские формирования и органы, многие из которых даже обзавелись самостоятельной законодательной базой.
На основе Советской армии и Военно-морского флота были образованы Вооруженные Силы Российской Федерации. На базе остальной части советских ВС, а также упраздненного Комитета госбезопасности и иных государственных органов бывшего СССР было создано не менее десятка различных государственных органов, выполняющих определенные функции в области обороны (таблица 1).
Таблица 1. Войска, воинские формирования и органы, созданные в Российской Федерации в начале 90-х годов ХХ века
№№ пп | Наименование | Правовая основа создания и деятельности | Примечания |
1 | Вооруженные Силы Российской Федерации | Указ президента Российской Федерации от 7 мая 1992 года № 466 «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации» | |
2 | Пограничные войска (позднее – Пограничная служба) Федеральной пограничной службы Российской Федерации (ФПС России) | Указ президента Российской Федерации от 30 декабря 1993 года № 2318 «О создании Федеральной пограничной службы – Главного командования Пограничных войск Российской Федерации» Федеральный закон от 4 мая 2000 года № 55-ФЗ «О Пограничной службе Российской Федерации» | ФПС России упразднена с 1 июля 2003 года в соответствии с указом президента Российской Федерации от 11 марта 2003 года № 308 и на ее базе создана Пограничная служба ФСБ России |
3 | Войска Федерального агентства правительственной связи и информации при президенте Российской Федерации (ФАПСИ) | Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4524-1 «О федеральных органах правительственной связи и информации» | ФАПСИ упразднено с 1 июля 2003 года в соответствии с указом президента Российской Федерации от 11 марта 2003 года № 308 и на его базе создана Служба специальной связи и информации в составе ФСО России |
4 | Железнодорожные войска Российской Федерации | Федеральный закон от 5 августа 1995 года № 126-ФЗ «О Железнодорожных войсках Российской Федерации» | Железнодорожные войска упразднены Федеральным законом от 29 июня 2004 года № 58-ФЗ и переданы в состав Вооруженных Сил Российской Федерации |
5 | Войска гражданской обороны | Федеральный закон от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» | Войска гражданской обороны в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 223-ФЗ преобразованы в спасательные воинские формирования МЧС России |
6 | Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России) | Федеральный закон от 6 февраля 1997 года № 27-ФЗ «О Внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» | |
7 | Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) | Федеральный закон от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» | |
8 | Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России) | Федеральный закон от 10 января 1996 года № 5-ФЗ «О внешней разведке» | |
9 | Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России) | Федеральный закон от 27 мая 1996 года № 57-ФЗ «О государственной охране» | |
10 | Главное управление специальных программ президента Российской Федерации (ГУСП) | Указ президента Российской Федерации от 7 сентября 2004 года № 1146 «Вопросы Главного управления специальных программ президента Российской Федерации» | Выполняет функции федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации |
11 | Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России) | Указ президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1084 «Вопросы Федерального агентства специального строительства» | При Спецстрое России созданы и функционируют инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования |
Как показало дальнейшее развитие событий, указанная множественность и раздробленность структуры военной организации государства отнюдь не способствовали укреплению обороноспособности страны, создали существенные трудности в государственном управлении военным строительством. В частности, это нашло выражение в той проблеме, о которой идет речь в данном материале: юридически статус президента Российской Федерации как Верховного главнокомандующего распространяется сегодня только на одну государственную военную организацию – Вооруженные Силы РФ, поскольку иные военные структуры в их состав не входят.
Нельзя не отметить и того обстоятельства, что до сих пор, несмотря на то, что и юридически, и фактически Вооруженные Силы Российской Федерации составляют основу обороны нашей страны, в России отсутствует единый закон, регулирующий их состав, функции, порядок применения, комплектования личным составом, всестороннего обеспечения, управления и т. д. Правовое регулирование этих вопросов «распылено» по многим иным законодательным актам. В то же время деятельность большинства иных войск, воинских формирований и органов регламентируется специальными федеральными законами.
Следует заметить, что указанная проблема ставится не впервые. Еще почти десять лет назад делались попытки ее решения. Законопроект «О Вооруженных Силах Российской Федерации» разработан и внесен в Государственную думу 14 ноября 2003 года и включен в Примерную программу законопроектной работы нижней палаты Федерального собрания на май 2004-го. Однако после многомесячного обсуждения законопроекта в комитетах и комиссиях ГД он был снят с дальнейшего рассмотрения (протокол заседания Совета Государственной думы от 28 сентября 2004 года № 44). Данное решение продиктовано тем, что в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2004 года № 58-ФЗ из пункта 5 статьи 10 федерального закона «Об обороне» исключили норму, предусматривавшую, что деятельность ВС регулируется федеральным законом «О Вооруженных Силах Российской Федерации».
Предлагаем следующее
Анализ данных, приведенных в таблице 1, показывает, что спустя десятилетие после образования новой России – с начала 2000-х годов постепенно происходит осознание необходимости преодоления множественности и раздробленности структуры военной организации Российского государства, совершенствования системы управления ею. Так, в 2003 году обретшие на несколько лет самостоятельность пограничные органы вернулись под крыло ФСБ РФ, выделенное из КГБ СССР Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ) ликвидировано, а его функции переданы ФСО и частично СВР. В 2004 году ликвидированы как самостоятельная организация Железнодорожные войска Российской Федерации и введены в состав Вооруженных Сил (в настоящее время они функционируют под руководством Главного управления Железнодорожных войск и подчинены заместителю министра обороны РФ генералу армии Д. В. Булгакову).
Какими видятся перспективы дальнейшего совершенствования системы государственного управления обороной страны, оптимизации структуры военной организации государства, включая ее основу – Вооруженные Силы?
В целях преодоления рассмотренного в первой части материала противоречия, связанного с правовым статусом Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, вполне приемлемым мог бы стать, на наш взгляд, опыт законодательного регулирования данного вопроса в Белоруссии, где согласно конституции президент Республики Беларусь, как и в России, тоже является главнокомандующим вооруженными силами страны (правда, без прилагательного «Верховный»). Однако в законе РБ от 3 ноября 1992 года № 1902-XII «Об обороне» в отличие от Российской Федерации имеется весьма существенное уточнение статуса президента как главнокомандующего (таблица 2).
Таблица 2. Сравнительный анализ законодательного регулирования полномочий президента как Главнокомандующего Вооруженными Силами по законодательству Российской Федерации и Республики Беларусь
П. 1 ст. 4 федерального закона «Об обороне»: | Абз. 1 закона Республики Беларусь «Об обороне»: |
Президент Российской Федерации является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации | Президент Республики Беларусь – Главнокомандующий Вооруженными Силами осуществляет общее руководство подготовкой и применением военной организации государства с целью обеспечения военной безопасности Республики Беларусь |
Из приведенной нормы закона Республики Беларусь «Об обороне» четко и однозначно следует, что белорусский президент в качестве главнокомандующего ВС РБ осуществляет общее руководство подготовкой и применением военной организации государства в целом, а не только ее составной части – вооруженных сил. Из смысла схожей нормы, содержащейся в пункте 1 статьи 4 федерального закона «Об обороне», такого однозначного вывода, как уже указывалось выше, сделать нельзя.
В связи с этим в целях устранения имеющегося противоречия и приведения «духа» федерального закона «Об обороне» в соответствие с его «буквой» представляется целесообразным пункт 1 статьи 4 данного законодательного акта изложить в следующей редакции: «Президент Российской Федерации является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации и в целях обеспечения обороны страны осуществляет общее руководство Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами».
В качестве перспективного направления совершенствования структуры Вооруженных Сил и повышения эффективности государственного управления мог бы стать, на наш взгляд, определенный возврат к модели, существовавшей в советский период (безусловно, на совершенно иной политической и правовой основе). Представляется целесообразным вернуть понятию «Вооруженные Силы» тот смысл и содержание, которые они имели ранее, то есть понимать под ними не только Российскую армию и Военно-морской флот РФ, но и иные органы и организации, имеющие вооружение и военную технику и участвующие в обеспечении обороны страны. На это указывает и этимология слова «вооруженный» – имеющий оружие, снабженный оборонительными средствами.
К числу таких организаций относятся прежде всего Внутренние войска МВД России, которые в соответствии со статьей 2 федерального закона «О Внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» принимают участие в территориальной обороне РФ и оказывают содействие в охране государственной границы России, а также пограничные органы ФСБ РФ, которые в соответствии со статьями 11.1 и 12 закона «О Федеральной службе безопасности» выполняют функции по защите и охране государственных рубежей нашей страны. При этом речь идет не о включении указанных структур в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, как это произошло, например, с Железнодорожными войсками, а о формировании ВС на принципиально иной основе. Схематично структура этих новых Вооруженных Сил могла бы выглядеть следующим образом (рис. 3).
Предназначение, основные задачи, структура и состав, основы деятельности, порядок руководства, управления и всестороннего обеспечения ВС России должны быть определены федеральным законом «О Вооруженных Силах Российской Федерации».
Исходя из положения федерального закона «Об обороне» (статья 10) о том, что Вооруженные Силы России составляют основу обороны РФ, в законе «О Вооруженных Силах Российской Федерации» целесообразно установить, что глава военного ведомства России как руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, является по должности первым заместителем Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации. Одновременно начальник Генерального штаба ВС РФ должен иметь статус заместителя Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами России.
Реализация указанных мер позволит создать единую централизованную систему управления военной организацией Российской Федерации, устранит имеющиеся законодательные противоречия в правовом обеспечении обороны нашей страны.
topwar.ru