Факультет «Международные отношения»: кем работать?
Считается, что факультет международных отношений – это самое престижное и дорогое отделение. Миллионы школьников по всей России мечтают поступить именно туда. Но часто случается так, что, желая учиться на столь популярном факультете, люди даже не знают, кем станут по окончании университета. Заканчивая специальность «Международные отношения», кем работать — так и не придумывают.
В данном материале собраны все профессии, а также навыки и знания, которые вы приобретете, обучаясь на ФМО, а еще описаны те черты, которыми должен владеть каждый международник.

Факультет МЭО
В первую очередь, это — новейшая система образования, в рамках которой студентам читаются курсы международных процессов, имеющих место в политической, экономической или духовной сфере любого государства.
Обязательным на этом отделении является и преподавание 2 иностранных языков. Зачастую это английский (интернациональный), а второй студент выбирает по желанию: китайский, немецкий, французский, испанский или другой из списка предложенных администрацией вуза.
Кем работать после «Международных отношений»? На этот непростой вопрос попробуем найти ответ. Необходимо грамотно подходить к выбору специальности, взвесив все за и против, а не опираться только на престижность или популярность учебного заведения.
Если предаться объективным рассуждениям, то можно прийти к выводу, что диплом факультета международных отношений не возвысит вас над обладателями дипломов юристов, экономистов или программистов. Ваша будущая профессия и место в жизни зависит только от вашего упорства и желания.
На заметку абитуриенту
Миф о том, что на факультет международных экономических отношений можно попасть, только заплатив взятку, давно развеян. Главные качества для абитуриента – это хорошее знание хотя бы одного иностранного языка, стремление к познанию, отсутствие лени, коммуникабельность. Закончив факультет международных отношений, кем работать, решаете вы сами. Но для того, чтобы начать обучение, необходимо, будучи еще выпускником школы, понимать, что вы хотите получить по окончании университета.
Конкурс на поступление — один из самых больших в стране, поэтому думать о «светлом будущем» необходимо начинать прямо сейчас.

Знание языков
Курс иностранных языков обязательно включен в программу. Преподаватели будут требовать от вас очень многого, ведь английский – это профильный предмет, наряду с экономикой или географией. Чтобы выделяться на курсе, быть лучшим в группе, а потом иметь возможность заполучить работу своей мечты, вы должны ежедневно работать над собой.
Свободное владение несколькими языками даст вам хороший шанс трудоустроиться в этой сфере. Ведь в самом названии «международные» – подразумевается то, что вам необходимо будет общаться с людьми разных национальностей. А потому, чем больше языков вы знаете, тем лучше для вас. Таковы они — «Международные отношения»: где работать — решать вам. Приложите для этого максимум усилий, будучи студентом, и успех будет сопутствовать вам все время.

Кем работают выпускники «международных отношений»?
Закончив обучение (фак-т «Международные экономические отношения»), кем работать, придумали самые известные российские выпускники этой специальности.
В их числе Сергей Лавров – министр иностранных дел, государственный деятель, он также является членом Совета безопасности Российской Федерации. В свое время Лавров стал выпускником факультета международных отношений (год выпуска – 1972).
Министр культуры РФ Александр Авдеев стал выпускником этого факультета чуть ранее, в 1968 году. С 2002 по 2008 гг. был послом России во Франции.
Следующий выпускник факультета международных отношений — Александр Любимов. Он является успешным тележурналистом и ведущим, президентом «Медиасоюза», председателем Совета директоров «ВИД», вице-президентом Академии российского телевидения. Выпустился в 1986 году.
Ксения Собчак окончила этот престижный факультет в 2004 году. Популярная и скандальная журналистка известна такими проектами, как «Дом-2», «Блондинка в шоколаде» и многие другие. Сейчас девушка занимается серьезной журналистикой.
Виталий Чуркин – это еще один знаменитый выпускник МЭО. Он является постоянным представителем Российской Федерации при ООН в Нью-Йорке, а также в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций. Окончил факультет международных отношений Чуркин в 1974 году.
Многие известные личности в области политики, экономики, юриспруденции, дипломатии, журналистики закончили «Международные отношения». Где работать после, как вы сами убедились, можно с легкостью придумать. Главное – стремление и упорство в достижении поставленных целей.

Обучение на факультете международных отношений
Учеба здесь тяжелая, требует много внимания, времени и хлопот. Но ведь результат действительно того стоит. За четыре года бакалаврата и год магистратуры студент успевает получить такие навыки: теоретические и практические знания в области международных политических и экономических отношений, он изучает все внешнеполитические вопросы, совершенствует знание иностранного языка, учится быть дипломатичным, сдержанным и серьезным.
За годы учебы студент превращается в аналитика, прогнозиста, методологиста, конфликтолога и переводчика.
Если вы закончили «Международные отношения», кем работать — решать вам. Возможностей очень много – это и экономическая, и политическая сфера, и культурно-развлекательная, также вы свободно найдете работу переводчика или будете востребованы в области юриспруденции.

Основные дисциплины
За время обучения вы усвоите курсы мировой политики, разберетесь в политических системах государств современного мира, овладеете методикой ведения международных переговоров, узнаете все о международном публичном и частном праве. Преподаватели расскажут вам об истории и основах теории международных отношений. В вашем списке будут такие предметы, как международная и национальная безопасность, основы дипломатии и международной гражданской службы. Вы познакомитесь с такими курсами, как внешняя и внешнеэкономическая политика США и Канады, религиозный фактор в мировой политике, Африка: экономика и международные отношения, концепция устойчивого развития и мировая политика, современные международные отношения в Европе, Восточная и Юго-Восточная Азия: экономика и международные экономические отношения, современные международные отношения на Ближнем Востоке.
Углубленно изучите два иностранных языка, все выученное закрепите практическими занятиями.
Профессии, связанные с МЭО
Итак, ваш выбор — международные отношения. Кем можно работать по окончании соответствующего университета, представлено ниже:
- дипломат;
- конфликтолог;
- переводчик;
- переводчик-референт;
- лингвист;
- международный журналист;
- политолог;
- международный юрист;
- менеджер по внешнеэкономической деятельности;
- специалист по международной безопасности.
Кем работать после «Международных отношений»?
Вопрос актуален как никогда, особенно с учетом ситуации на рынке труда и выдвигаемых требований к соискателю. Множество людей заканчивает «Международные отношения». Кем потом работать, если все вакансии требуют опыта работы?
Нет одной определенной профессии, загоняющей вас в рамки. Вы должны заниматься тем, чем хотите, и тем, что получается у вас лучше всего.
Например, имея диплом факультета международных экономических отношений, вы сможете найти работу в зарубежных дипломатических и консульских представительствах России. Также попытайте счастья в российских государственных учреждениях и органах государственной власти, в том числе Министерстве экономического развития РФ.
Корпорации, такие как «Газпром», «ВТБ» Toyota, Microsoft и другие с радостью примут вас на практику, а там, зарекомендовав себя, вы сможете устроиться и на работу с испытательным сроком.
Главное — помните, что не бывает всего и сразу, начните с малого: СМИ, некоммерческих организаций, академических учреждений.

Навыки и умения
На лекциях расскажут, как правильно вести переговоры, как нужно сопровождать международные делегации, как сформировать и продвинуть положительный имидж государства, а также как работать с прессой и в прессе.
Как видите, навыков и умений у международников очень много, соответственно и профессий, в которых вы сможете их применить, тоже большое количество.
Получая самую престижную специальность («Международные отношения»), кем работать, решаете вы.
Чему вы научитесь за 5 лет?
Во-первых, это свободное владение двумя или более иностранными языками, во-вторых, вы с легкостью организуете международные переговоры, встречи, конференции и семинары, а также сможете и сами принять в них участие. Вас научат вести деловую переписку на иностранном языке.
Если вы приложите максимум усилий при обучении, то легко сможете переводить устную и письменную речь с русского на иностранный, и наоборот. Вам расскажут, как правильно оформлять дипломатические документы, контракты, проекты соглашений и другие официальные письма.
Вы сможете устанавливать и развивать международные связи, студентов учат и тому, как правильно оказывать помощь гражданам за рубежом.
Курсы, которые читаются международникам, вырабатывают у них аналитическое мышление, помогают решать конфликты любой сложности.
Самым популярным факультетом уже давно люди считают «Международные отношения». Кем работать после вручения диплома, знают не многие абитуриенты. Но ближе к окончанию учебы ребята, как правило, определяются с выбором. Вчерашние студенты, а сегодня дипломаты, переводчики, политологи и лингвисты, они уже знают, что такое международные отношения. «Кем работать?» Отзывы свидетельствуют, что подобный вопрос пред большинством из них уже не стоит.

Отзывы
Итак, вы поставили перед собой цель – закончить факультет международных отношений. Кем работать — еще не придумали? Обратите внимание на комментарии выпускников различных вузов этой специальности. Они расскажут, как добились успеха в той или иной сфере, используя навыки, приобретенные за годы учебы. А поведать — уж поверьте! — им есть о чем.
Итак, какую же информацию можно почерпнуть из отзывов вчерашних студентов, а ныне — известных (и не очень) личностей?
Очень часто бывает так, что вопрос о том, куда устроиться после окончания факультета «Международные отношения», кем работать и чем заниматься, будущие выпускники решают еще во времена прохождения практики. Согласно отзывам, специальность международники выбирают, опираясь на свои навыки и умения, в основном это хорошее знание иностранных языков.
Помимо основного курса, студенты осваивают еще и прикладные дисциплины, что, конечно же, пригодится и в работе, и в решении жизненных вопросов. Однако и без этого очень многие ребята выбирают престижный факультет «Международные отношения». Где работать — большинство студентов хорошо осознают ближе к концу учебы. Зачастую им предлагают вакансии в организациях, где они проходили практику.
Выпускники также отмечают, что, кроме отличной экономической базы и углубленного изучения иностранного языка, обучение на факультете МЭО дает возможность проявить свои лидерские способности и заняться разнообразными социальными инициативами. Но самое главное, судя по комментариям бывших студентов, — это то, что, заканчивая «международные экономические отношения», кем работать — вы выбираете сами.
fb.ru
Международные отношения
Под международными отношениями понимается комплекс политических, экономических, культурных, правовых, идеологических и других связей и взаимодействий между государственными институтами, политическими и неполитическими, организациями и общественными движениями, действующими на международной арене. Политические отношения и международная политика, следовательно, представляют лишь часть общей совокупности международных связей, занимая в этой совокупностиключевоеположение. В свою очередь, направление и содержание мировых политических взаимосвязей определяетвнешняя политикагосударств и их правительств.
Само определение международные, используемое для характеристики межгосударственных связей и отношений,
Поэтому международные отношения складываются в качестве итога политического развития мира, демократии и гражданско-правовых отношений. Политика представляет и сегодня основнуюдоминантуэтих отношений, поскольку взаимодействие неправительственных групп и организаций прямо связано с особенностями внешней политики государств, спецификой их политических режимов.
Полномерные и свободные гражданские связи складываются как правило по линии взаимоотношений демократическихстран, где ограничения свобод минимальные. Наоборот, жителинедемократическихгосударственных систем могут вступать в контакты с гражданами других держав в основном с санкции и под непосредственным контролем государственных структур. Вследствие чего международные отношения со стороны недемократических государств и в отношении этих государств со стороны вполне демократических стран имеютполитизированныйхарактер, т. е.официальный или формально-правовой.
В сложившейся на сегодня структуремеждународных связей можно выделитьдва неравновесныхпотока, обусловленных наличием в них различной политической доминанты илиуровня их демократичности. Первый поток взаимосвязей осуществляется в контексте контактов представителей
В конечном счете, это и означает на самом деле, что вопреки расширяющимся международным гражданским связям, в их содержании продолжает превалировать политическая целесообразность. Руководство многих государств прекрасно осознает ситуацию, хотя и пытается нередко деятельности своих гуманитарных организаций и миссий за рубежом придать совершенно невинный, якобы политически незаангажированный характер. Пока мир представляетнеоднороднуюв политическом плане общность государственных наций, международные отношения будут нести на себя отпечаток особенностей политики и политической стратегии руководства наций, т. е. служить в основном национально-государственным или политическим интересам как приоритетным.
Вопрос о структуремеждународных отношений представляется наиболее сложным, поскольку таковую невозможно сегодня представить достаточно четко и определенно. С одной стороны, это обусловленоотсутствием целостной их системы, с другой, тем обстоятельством, что реально существующие международные связи образуют несколько многоуровневых комплексов динамичных взаимодействий со множеством участников. Различные совокупности этих взаимодействий подчинены разным целям, руководствуются различными принципами и отличаются механизмами функционирования.
Основание структуры мировых связейобразует мировое сообщество национальных государств, число которых составляет около 220 и продолжает изменяться. Пример этому — провозглашение независимого государства Косово в феврале 2008 года, суверенитет которого еще не получил признания большинством стран мира. Имеется целый ряд стран, в том числе на территории бывшего СССР, чье стремление иметь независимость также не встречает поддержки мирового сообщества. Следовательно, не все ныне существующие геополитические, территориальные образования являются признанными международным правом и правительствами многих стран, а потому не могут выступать авторитетными и полноправными участниками мировой политики.
Из общего числа стран менее 200 являются членами ООН – самой авторитетной мировой межгосударственной организации, которая, тем не менее, не является полномочным регулятором межгосударственных отношений и выражает во многом интересы наиболее влиятельных держав и их правительств. Некоторые из ее ведущих членов сами действуют часто в обход актов и решений ООН. Пример тому – агрессия США против Ирака в 2003 году, осуществленная вопреки согласию и поддержке многих стран-членов ООН, в частности, вопреки позиции России и Китая.
Помимо сотрудничества в рамках Организации Объединенных Наций и ее институтов, большинство государств мира взаимодействуют самым тесным образом в других геополитическихмежгосударственныхорганизациях, военно-политического и политического характера. Самыми крупными из них являются:НАТО, военно-политический блок стран Западной Европы, США и Канады; Лига Арабских Государств, Организация Африканского единства, Организация Американских государств, Ассоциация стран Юго-Восточной Азии и др. Крупнейшей международной политической структурой является Движение Неприсоединения, объединяющее более 100 стран Азии, Африки и Латинской Америки, ведущее положение среди которых занимают Индия и Мексика.
Кроме мировых и субконтинентальных союзов и организаций существует множество региональныхмежгосударственных организаций и ассоциаций политического и социально-экономического сотрудничества. Пример многосторонних связей являет и международная деятельность Украины, которая является членом многих международных союзов и организаций разного уровня. Украина выступает полномочным членом ООН и Парламентской Ассамблеи Совета Европы, а также членом региональных союзов: СНГ, ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова), членом межгосударственной ассоциации стран Центральной Европы и стран Балтийско-Черноморского региона и др.
Важнейшей и самой прочнойсоставляющей международных связей являютсядвухсторонниемежгосударственные отношения, характеризующиеся разносторонним сотрудничеством, как правило, имеющим долговременный характер. Их опорой выступают договоры о дружбе и сотрудничестве, а также совместной организации военной агрессии от третьих стран. Подобный договор существует между Украиной и Россией.
Относительно самостоятельный элемент структурымеждународных связей образует деятельностьнеправительственных, гражданских объединений, организаций, движений, инициативных групп. Они создаются и действуют по разным сферам и направлениям международных проблем: политических, экологических, правозащитных, культурно-образовательных и других. К таковым относятся международные женские организации и движения, молодежные, студенческие, религиозные, экологические, культурные и другие объединения.
В последние десятилетия ХХ века на международной арене сформировалось новое направление или гражданское движение, целью которого является давление на государственное руководство и правительства развитых стран для принятия решительных мер по решению так называемых глобальныхпроблем. Глобалисты, т. е. участники этого движения требуют принятия серьезных государственных мер по охране окружающей среды, а также по оказанию помощи слаборазвитым странам, по перераспределению ресурсов в пользу бедных народов и стран. В целом, рост влияния гражданских общественных движений на решение наиболее актуальных социально-экономических и экологических проблем – одна из ярких тенденций современного этапа развития международных отношений.
Преобладание политических связей и приоритетов в структуре межнациональных взаимоотношений означает, что их главными агентами или участникамипо-прежнему являются полномочные представители государства, его руководство и представители официальных политических структур, вместе представляющие политическую элиту нации или народа. Политическая элита, как уже отмечалось ранее, бывает часто не способна, либо не заинтересована представлять интересы всех групп общества в своих межгосударственных связях, а действует в собственных, узко корпоративных интересах.
Поэтому, понятие международные отношения, не дает возможность адекватно представить и выразить содержание всего многообразия политических и неполитических отношений людей из разных стран. Скорее наоборот, оно выступает своеобразным инструментом идеологических манипуляций над гражданами и народами, средством прикрытия политических стремлений доминирующих национальных группировок, выступающих главными субъектами международных отношений. Главное представляется ясным — сами народы как самостоятельные и полноценные субъекты межгосударственных отношений в настоящее время не представлены на международной арене или в комплексе так называемых международных отношений.
Есть все основания не согласитьсяс общепринятой точкой зрения на то, что именногосударствавыступают главными субъектами или участниками международных отношений. Если рассматривать государство в чисто политологическом контексте как организацию или институт политической власти, то следует принять во внимание, что его представляют господствующие политические группы, контролирующие власть. В этом случае очевидным становится, что именнопредставители таких элитных группи определяют от имени народа и государства содержание и направление развития отношений с другими субъектами международной жизни. Естественно, представительство политических группировок и лидеров в международных структурах и взаимосвязях далеко не всегда служит интересам всей массы граждан соответствующих стран.
Иллюстрацией такого неадекватного поведения политических группировок страны и ее лидеров, является международный опыт украинской политики. На протяжении последних лет мы являемся свидетелями несогласованных действий лидеров политических партий и групп, выступающих от имени народа Украины за рубежом, в том числе и в роли официальных ее представителей в структуре Европарламента и ООН. Первые лица государства часто демонстрируют несогласованные политические декларации и действия, стратегически резко противоречащих друг друга, а также и мнению украинских граждан. Такое поведение лидеров страны ставит в тупик не только многих украинцев, но также и зарубежных политиков, вызывая с их стороны недоверие и настороженность.
Сложившиеся на рубеже ХХ1 века международные отношения не обладают системной целостностью и стабильностью,образуя сложное сплетение, во многом обусловленное сложившейся структурой политических отношений. Они регулируются межправительственными соглашениями, международными договорами и правовыми актами, юридическая сила которых подлежит утверждению каждого государства. Многие из стран, точнее, правящие их группировки, не признают (не ратифицируют) важнейшие международные договоры и решения межправительственных органов, в том числе и ООН. Таким способом государства пытаются защитить себя от нежелательных политических, идеологических и духовных влияний других стран, стран — конкурентов и их политических культур.
В условиях отсутствия единой нормативной основы международного сотрудничества граждан его основанием выступают определенные правила или принципы, регулирующие поведение и взаимоотношения индивидуальных и групповых участников, и складывающиесяестественно-исторически, т. е. на протяжении многих десятилетий политической эволюции мирового сообщества.Эти правила можно с определенной долей условности подразделить наполитические и неполитические. Ополитических принципахотношений необходимо говорить в связи с взаимодействием полномочных представителей государств и их правительств.
В политическихвзаимосвязях и контактах наиболее отчетливо проявляетсянеравенствоучастников, вернее государств, авторитет которых представляют договаривающиеся стороны. Поэтому политические отношения являются своеобразным соревнованием за лидерство, стремление к навязыванию своей позиции или мнения партнеру. Именно принципбаланса силна протяжении истории ХХ века служил руководящим законом международной политики, определял поведение и сильных и слабых стран, поведение их правительств.
Для крупныхстран естественным считалось принуждение своих партнеров к неравноправным отношениям и зависимости путем использования прямой угрозы или военно-политического шантажа. Длямалыхстран естественной реакцией на силовое давление было стремление заручиться поддержкой другого авторитетного государства либо следовать политике более авторитетного партнера. В попытке обеспечить свою безопасность, каждая страна вынуждена была стремиться к обладанию дееспособной армией и большими запасами оружия, следствием такого положения стала многолетняягонка вооружений, соревнование между странами и международными военно-политическими союзами за превосходство во владении современными видами вооружений. К сожалению, в начале ХХ1 века гонка вооружений по-прежнему выступает важным фактором развития международных отношений.
На рубеже 90-х годов прошлого столетия, в условиях развернувшейся в СССР перестройки и демократизации политической жизни, завершившейся крушением этой огромной державы, начала складываться концепция нового мирового порядка. Его идея основывается на переходе к новым принципам организации международной жизни, основанным научете интересоввсех ее участников иотказе от любых форм использования насилия или диктата по отношению к малым странам и народам, вне зависимости от их политического режима. Незаинтересованность в новом политическом порядке продолжают демонстрировать многие, в том числе демократические, правительства, в частности, США.
В комплексе неполитических взаимосвязей важное место занимаютэкономические отношения, субъектами которых являются представители государственных и негосударственных или гражданских коммерческих организаций и структур. Их руководящим принципом выступает прагматизм иливзаимнаявыгода, что дает возможность агентам этих взаимосвязей выступать на более равноправных основаниях. Однако и в торгово-коммерческой сфере для крупных экономических систем, более высокотехнологичных держав, существует возможность навязывать свою волю финансово-экономичным группировкам и фирмам из слаборазвитых стран с преобладанием сырьевой экономики.
Глобальная демократизация мирового политического процесса привела к активизации всего спектра международных,культурных связей и отношений, в особенности вызванных развитием научно-информационных технологий и потребностями универсализации образовательной подготовки молодежи всех континентов. Сотрудничество в так называемой гуманитарной сфере опережает прямые экономические и политические контакты представителей общественности разных стран. Однако и на этом уровне человеческих контактов не все обстоит благополучно. Научно-техническое и технологическое превосходство развитых стран ставит их в выгодное положение законодателей технических и культурных новинок и тенденций.
Символом такого культурного диктата стал Голливуд — Американская империя производителей кинофильмов. Возможности этой империи позволяет тиражировать низкопробную и дешевую кинопродукцию массового потребления во все страны и регионы мира, распространять стереотипы и стандарты вульгарной коммерциализированной культуры и вытеснять национальные, культурные традиции. Таким образом, расширение возможностей культурного взаимодействие для многих малых народов и культур фактически означает начало их исчезновения, вопреки идеологическому лозунгу гуманизации международных отношений.
Все отмеченные факторы и противоречия в сложном комплексе международных гражданских контактов, отношений, тем не менее, не в состоянии остановить процесс их расширения и развития, а также все большего их выхода за рамки официального государственно-политического контроля. Именно деятельность неправительственных группи объединений выступает серьезной движущей силой демократизации и гуманизации международного пространства, способствует укреплению мирного режима сосуществования стран и народов.
Важнейшее место в международных отношениях занимает деятельность интернациональных общественно-политических и общественных объединений и движений. Они создаются и функционируют, как правило, помимо прямых директив или участия официальных правительственных структур, инициативными усилиями граждан и гражданских групп. Члены такого рода группировок адресуются, прежде всего, к группам граждан, авторитетным деятелям культуры других стран по вопросам организации совместных движений и массовых акций по разрешению важных общезначимых проблем.
studfiles.net
ТОП 10: |
Сложность изучения международных отношений связана с отсутствием единого толкования базовых категорий (международные отношения, международная политика, участники международного процесса), с отсутствием единой типологии, систематизации и классификации международных систем и т.д.
Разные подходы к системному изучению международных отношений обусловливают многообразие различных типологий международных систем. После Второй мировой войны на основе классового подхода выделяют три основных вида современных международных отношений: отношения господства и подчинения; отношения сотрудничества и взаимопомощи; смешанный тип отношений переходного характера. Реальная международная жизнь и прежде не вписывалась в подобную типологию, которая игнорировала наличие серьезных противоречий и даже вооруженных конфликтов между социалистическими странами, так же как и существование отношений подлинного сотрудничества (хотя и не исключающего противоречий) между капиталистическими государствами. Изменения же, которые произошли в Восточной Европе в начале 1990-х годов и которые привели к исчезновению мировой социалистической системы, заставили большинство специалистов полностью отказаться от классового и перейти к общецивилизационному критерию в классификации международных отношений. Виды международных отношений рассматриваются либо на основе сфер общественной жизни (и, соответственно, содержания отношений) — экономические, политические, военно-стратегические, культурные, идеологические отношения и т.п., либо на основе взаимодействующих участников — межгосударственные отношения, межпартийные отношения, отношения между различными международными организациями, транснациональными корпорациями и т.п. В зависимости от целей исследования, его объектом могут выступать и такие типы международных систем, как стабильные и нестабильные (или революционные, по определению С. Хоффмана), конфликтные и кооперативные, открытые и закрытые и т.п. Политический реализм стал основой таких широко известных понятий, как биполярная, мультиполярная, равновесная и имперская международные системы. В биполярной системе господствуют два наиболее мощных государства. Если же сопоставимой с ними мощи достигают другие державы, то система трансформируется в мультиполярную. В равновесной системе, или системе баланса сил, несколько крупных государств сохраняют примерно одинаковое влияние на ход событий, взаимно обуздывая «чрезмерные» претензии друг друга. Наконец, в международной системе имперского типа господствует единственная сверхдержава, далеко опережающая все остальные государства своей совокупной мощью (размерами территории, уровнем вооружений, экономическим потенциалом, запасом природных ресурсов и т.п.). В теории международных отношений выделяют в исторической ретроспективе следующие типы систем[6]: — «Вестфальская система международных отношений», возникшая в 1648 г. после окончания Тридцатилетняя война; ей присуща идея «Баланс сил»; — «Венская система международных отношений» возникла после окончания Наполеоновских войн в 1814 г., ей присуща идея «Европейский концерт»; Ялтинско-Потсдамская система завершилась в 1991 г. с распадом СССР и прекращением биполярного противостояния. |
infopedia.su
Понятия и сведения о международных отношениях
Независимые государства не развиваются в вакууме, они взаимодействуют друг с другом и выступают субъектами политики более высокого уровня — мировой политики. То есть государства действуют в сфере международных отношений.
Международные отношения — это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.
Главной особенностью международных отношений является отсутствие в них единого центрального ядра власти и управления. Они строятся на принципе полицентризма и полииерархии. Поэтому в международных отношениях большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы.
Международные отношения выступают тем пространством, на котором сталкиваются и взаимодействуют на разном уровне (глобальном, региональном, многостороннем и двустороннем) различные силы: государственные, военные, экономические, политические, общественные и интеллектуальные.
Международные отношения прошли длительный исторический путь и только в Новейшее время стали подлинно всемирными. В основе этого процесса лежит, во-первых, поступательное развитие производительных сил и их интернационализация. Во-вторых, мощные интеграционные тенденции и процессы в социально-экономической, научно-технической, информационной и других сферах. В-третьих, выход на мировую арену на рубеже третьего тысячелетия многих государств, остро нуждающихся в координации усилий при решении глобальных и национальных проблем; невиданное расширение связей и контактов между людьми во всем мире.
Международные отношения и внутренняя политика государств находятся во взаимосвязи, влияют друг на друга. С одной стороны, международные отношения во многом отражают и выражают внутреннюю политику ведущих держав в ту или иную историческую эпоху; а с другой стороны — любое государство вынуждено учитывать сложившиеся мировые реалии взаимоотношений, нормы и принципы международного права, “правила мировой политической игры”. Иначе говоря, речь идет о взаимосвязи и взаимодействии внутренних и внешних факторов развития государства. Степень воздействия тех или других на формирование внешней политики зависит в каждом отдельном случае от конкретно-исторических обстоятельств.
Следует признать, что внешние факторы оказывают возрастающее влияние на отношения внутри любой страны. Это связано, во-первых, с обострением экологических и сырьевых проблем, с нарушением социального равновесия и конфликтами в различных регионах мира. Во-вторых, с увеличением ответственности мирового сообщества за бедственное положение слаборазвитых стран. В-третьих, с невозможностью для одной страны справиться с последствиями природных катаклизмов, а главное, с возрастающей взаимозависимостью государств — членов мирового сообщества.
В практике современных международных отношений обнаруживаются определенные закономерности, имеющие разные векторы. Наблюдается максимальная реализация государственности и суверенитета участников отношений, когда национальные общности заявляют о себе как о равноправных субъектах на мировой арене. Одновременно действует тенденция усилений интеграции все большего числа участников международных отношений, упрочнения институциональных форм широкого политического, социально-экономического и гуманитарного сотрудничества. Международные отношения сегодня характеризуются в первую очередь переходным состоянием, когда процесс становления нового сообщества включает в себя одновременно процессы как расширения сотрудничества на основе взаимных интересов, так и соперничества и даже противоборства различных государств.
Международные отношения формируют облик нашего мира и его порядка. Современное мировое сообщество характеризуется растущим единством и усиливающимся многообразием. Взаимосвязь и взаимозависимость в мире сочетаются с охраняющимся разнообразием особенностей развития народов. Развивающиеся в системе международных отношений тенденции демократизации, гуманизации, демилитаризации, “открытого диалога культур” пока не носят системного характера, испытывают противодействие, во многом зависят от поведения и функционирования субъективных факторов.
В условиях мира и социально-культурного обновления международные отношения все в большей степени превращаются во взаимоотношения между народами и людьми. Можно говорить о возникновении уникальной сети мировых человеческих взаимоотношений, создающей необходимые предпосылки для реализации насущных проблем.
Таким образом, международные отношения как совокупность интеграционных связей между государствами, межгосударственными организациями, партиями, частными лицами разных государств есть та среда, где реализуются принципы внешней и международной политики.
Типология международных отношенийСледует отметить, что с давних времен предпринимались попытки классифицировать международные отношения. Имеются различные подходы к решению этого вопроса. В марксистской литературе типология международных отношений проводится в соответствии с общественно-классовыми критериями, в соответствии с типом общественно-экономической формации. Здесь выделяются рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические международные отношения. Близкая к этой типология опирается на положения, что в каждой исторической эпохе отличной является сущность и специфика международных отношений. Основным критерием данной типологии является способ проявления классовых отношений на две основные группы.
1 группа - классово-однородные отношения, которые можно назвать классово-гомогенными: феодальные, капиталистические, социалистические.
2 группа — международные отношения, неоднородные в классовом отношений — гетерогенные (переходные). Здесь можно выделить типы: феодально-капиталистический, капиталистическо-социалистический и тип международных отношений с антиимпериалистической ориентацией.
Широкое признание получила типология, международных отношений по характерным типам международных действий. В соответствии с этим критерием выделяют четыре основные модели доминирования в мире, и международные отношения строятся на этих моделях. Во-первых, классический многополюсный мир. Во-вторых, двухполюсный (биполярный) мир — мир с доминированием двух государств или систем государств. В-третьих, однополюсный мир. В-четвертых, надгосударственный мир (бес полюсный).
Тип межгосударственных отношений в таких мирах может различаться: а) война, б) холодная война, в) мирное существование, г) неприсоединение, д) сотрудничество.
В широком смысле все международные отношения можно подразделить на два основных типа: отношение соперничества и отношение сотрудничества.
Изучая процессы международного сотрудничества, политическая наука реально показала возможность прекращения гонки вооружений и установления прочного мира на планете.
Международное сотрудничество и общая для всех потребность в решении обостряющихся глобальных проблем: загрязнение окружающей среды, разрушение озоновой оболочки Земли, истощения природных ресурсов, международного терроризма и др. В современных условиях отдельные государства не в состоянии в одиночку решать такого рода проблемы.
Проблемы и концепции международных отношенийВ реальности существует ряд противоречий, которые осложняют межгосударственные отношения.
1. С одной стороны, существует общепризнанное в международных документах формальное равенство государств, с другой — реальное их неравенство. Причем это неравенство существует не только в величине, мощи, экономическом и военном потенциале государств, но и в правовом отношений. Одни страны являются постоянными членами Совета безопасности ООН, другие — нет. Одни страны имеют право иметь ядерное оружие, на другие распространяется запрет его создавать. Международные организации находятся под влиянием крупных государств и отчасти в финансовой зависимости от них.
2. Межгосударственные отношения в значительной степени носят фрагментарный характер, то есть не сложилась широкая и полномасштабная система, которая бы регулировала весь круг отношений. В значительной степени отношения между государствами основываются на договорах между ними, однако договоры регулируют лишь часть реальных отношений.
3. Сама система отношений между государствами во многом неоднородна. В ряде случаев политика зависит от взаимоотношений первых лиц государств, их симпатий и антипатий. Однако подписанные ими договоры нуждаются в ратификации парламентами, что вносит трудности в договорный процесс.
4. Нестабильность договоров также является реальной проблемой межгосударственных отношений. Государства могут денонсировать действующие договоры, изменить сложившуюся систему отношений. |
5. Слабость международного права и международных организации. Международное право, то есть система норм и регламентаций отношений между государствами в значительной степени носит договорный характер, что отражается на его применимости. Уже в 1928 г. принимались совместные решения о запрете всех войн, позднее принимались решения о запрете вооруженного насилия, однако и после 1945 г. войны и конфликты продолжались.
6. Все вышесказанные проблемы в значительной степени обусловливают недоверие государств друг к другу.
Нельзя сказать, международные отношения состоят исключительно из проблем; государства за последние десятилетия очень сильно продвинулись в деле интеграции, налаживании связей, появилось много общего, но, тем не менее, проблемы остаются
biofile.ru
Тема 15
ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Внешняя политика государства: функции, цели, средства.
Международные отношения: понятие, субъекты, формы и принципы.
Современные тенденции развития международных отношений.
Понимание политики как сложного и многогранного явления предполагает его анализ не только на общественном и личностном уровнях, но и на уровне международном. Объясняется это тем, что сама природа политики характеризуется взаимодействием и противоборством различных интересов и сил, как внутри той или иной страны, так и на международной арене.
Рассмотрение политики на международном уровне целесообразно начать с выяснения сущности внешней политики государства.
1. Внешняя политика государства: функции, цели и средства
Внешняя политика – это деятельность государства и других политических институтов общества по осуществлению своих интересов и потребностей на международной арене.
Внешняя политика любого государства являет собой продолжение внутренней политики, ее распространение на отношения с другими государствами. Как и внутренняя политика, она теснейшим образом связана с господствующим экономическим укладом, общественным и государственным устройством общества и выражает их на международной арене. Внешняя политика сочетает национальные интересы и ценности с общечеловеческими интересами и ценностями, особенно в вопросах безопасности, сотрудничества, укрепления мира, решении глобальных международных проблем.
Формирование внешней политики происходит по мере вызревания объективных потребностей .данного общества или государства вступить в определенные взаимоотношения с внешним миром, то есть с другими государствами.
Специфические особенности внешней политики:
— она имеет более широкое пространственное и социальное измерение, так как характеризует собой взаимодействие по меньшей мере с двумя и более странами;
— ее функционирование связано не только с какой-то конкретной формой власти, но и с широким спектром международных норм и ценностей, созданных человечеством в ходе его длительного эволюционно-революционного развития;
— в мире существует около 200 различных государств с их несовпадающими интересами и программами, целями и задачами. Для налаживания взаимоотношений с другими государствами нужны не только скоординированные действия, но и определенная корректировка внутренней политики государства. Тем самым, внешняя политика рационализирует внутреннюю политику, нивелирует ее, приводя в соответствие с международными реалиями, закономерностями и критериями функционирования мирового сообщества.
На формирование и реализацию внешней политики государства влияют как объективные, так и субъективные факторы. Обилие объективных факторов, оказывающих воздействие на внешнюю политику можно свести в три группы.
Первая группа – это факторы внутренней социальной среды:
— политическая структура общества,
— структура государственного аппарата,
— экономический потенциал общества,
— демографическая структура общества и др.
Вторая группа – факторы внешней социальной среды:
— характер и состояние сопредельного окружения (общественно-политическая обстановка в соседних государствах),
— блоковая принадлежность,
— степень интегрированности в систему международных отношений,
— общее состояние и тенденции развития системы международных отношений.
Третья группа — геополитические факторы:
— географическое положение страны,
— особенности территории,
— природные ресурсы.
Величина территории, которую занимает то или иное государство на планете, является одним из важнейших показателей, во многом определяющим место страны в иерархии международных отношений, ее политику на мировой арене и национальные геополитические интересы.
Важным элементом государственной территории являются воды, которые делятся на внутренние и территориальные. Во многих случаях они выполняют роль геостратегических линий развития государства: по ним проходят важные транспортные коммуникации, территориальные воды обеспечивают государству выход к открытому морю и мировой системе морских коммуникаций. Воздушное пространство имеет важное значение в аспекте транспортных коммуникаций и обороны страны. Природные ресурсы во многом определяют сырьевой и энергетический потенциал страны.
К субъективным факторам, влияющим на внешнюю политику, относят:
— личные способности политических лидеров,
— качество подготовленных и подписанных внешнеполитических документов,
— общественное мнение и настроения в обществе по поводу основных проблем и направлений внешней политики.
При разработке внешнеполитического курса государства требуется учет всей совокупности перечисленных факторов.
К важнейшим функциям внешней политики государства относятся:
Оборонительная — противодействие любым проявлениям агрессии со стороны других государств, защита прав и интересов страны и ее граждан за границей.
Представительно—информационная имеет двойное назначение: информирование своего правительства о положении и событиях в той или иной стране и информирование руководства других стран о политике своего государства. Эта функция играет важную роль в формировании правильных представлений о месте государства в расстановке сил на международной арене и дает возможность проведения реалистической внешней политики.
Переговорно-организаторская – направлена на установление и укрепление торгово-экономических, научно-технических, культурных и иных связей с различными государствами.
В своей внешнеполитической деятельности государства преследуют следующие основные цели:
Защиту государственного суверенитета против внешних поползновений и постоянную заботу о безопасности страны;
Сохранение целостности государственной территории;
Создание внешних условий, благоприятных для экономического сотрудничества, культурных связей с другими странами, развитие иностранных инвестиций, туризма и т.п.;
Влияние на внешнее окружение контроль за нежелательными в отношении данного государства действиями, нейтрализации их;
Внесение своего вклада в построение нормальных международных отношений, основанных на фундаменте международного права.
Внешнеполитическая деятельность по достижению поставленных целей реализуется различными средствами: политическими, экономическими, военными, информационно-пропагандистскими.
К политическим средствам относится, в первую очередь, дипломатия. Дипломатия – это официальная деятельность государства в лице специальных институтов и при помощи специальных мероприятий, приемов, методов, допустимых с позиций международного права и имеющих конституционно-правовой характер
Слово “дипломатия” происходит от греческого cлова “diploma” (в Древней Греции — двойные доски с письменами, которые подтверждают полномочия предъявителя). В зависимости от исторического момента задачи дипломатии изменялись: от обслуживания войны до преобразования ее в систему средств ведения переговоров и обеспечение мирных условий взаимодействия государств.
Дипломатия осуществляется в виде переговоров, визитов, специальных конференций и совещаний, встреч, подготовки и заключения двухсторонних и многосторонних соглашений, дипломатической переписки, участие в работе международных организаций.
Основные дипломатические функции: принуждение, убеждение, урегулирование, достижение соглашения. Акценты в современной дипломатии смещаются от методов принуждения к искусству урегулирования и достижения соглашения.
Экономические средства внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны для достижения внешних политических целей. Государство, обладающее сильной экономикой, финансовой мощью, занимает и прочное положение на международной арене. Даже небольшие по территории государства, небогатые материальными и людскими ресурсами, могут играть видную роль на мировой арене, если у них сильная экономика, которая базируется на передовых технологиях и способная распространять свои достижения далеко за свои пределы.
Действенными экономическими средствами являются эмбарго, или наоборот, режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставление инвестиций, кредитов и займов, другой экономической помощи или отказ в ее предоставлении.
К военным средствам внешней политики принято относить военную мощь государства, которая включает в себя армию, ее численность и качество вооружения, моральное состояние, наличие военных баз, обладание ядерным оружием.
Военные средства могут использоваться как средства прямого воздействия, так и косвенного.
Прямое воздействие – это войны, интервенции, блокады. Долгое время война рассматривалась как проведение внешней политики насильственными методами и обычный способ разрешения противоречий между государствами. Вполне законными для расширения территории и обогащения государства считали также аннексию (насильственное присоединение одним государством территории другого) и контрибуцию (принудительные денежные или натуральные взыскания с побежденного государства в пользу государства победителя). Дипломатия в течении длительного времени была подчинена вопросам, связанным с войной. Перед ней стояла задача обеспечить соответствующие условия для ведения войны, содействовать наиболее эффективному использованию результатов войны ( в случае победы), добиваться наименьших потерь в случае поражения. Изменения, которые произошли в мире в средине ХХ века, заставили мировую общественность признать губительность развязывания международных конфликтов вооруженным насильственным путем. Но, к сожалению, и в ХХI мы являемся свидетелями разрешения конфликтов между государствами военными средствами. В современном обществоведении и публицистике сохраняет влияние течение, по-прежнему рассматривающее войну, включая ядерную, как допустимое средство политики.
К косвенным военным средствам относится гонка вооружений, включающая испытание новых видов оружия, учения, маневры, угрозу применения силы.
К военным средствам внешней политики следует отнести разведку и шпионаж. Сегодня здесь применяются новейшие достижения науки и техники, от многотонных космических кораблей до микроаппаратов.
Пропагандистские средства включают в себя весь арсенал современных средств массовой информации, пропаганды и агитации, которые используются для укрепления авторитета государства на международной арене, способствуют обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнеров. С помощью средств массовой информации формируется положительный образ своего государства, чувство симпатии к нему, а в случае необходимости – антипатии и осуждения по отношению к другим государствам. Часто пропагандистские средства используются, чтобы завуалировать те или иные интересы и намерения.
На основе внешнеполитической деятельности отдельных государств складываются определенные международные отношения.
studfiles.net
2. Классификация международных отношений.
Содержание:
1.Введение
2.Сущность, понятие, субъекты международных отношений.
3.Классификация международных отношени.
4.Виды международных отношений.
5.Формы международных отношений.
6.Уровни международных отношений.
7.Принципы.
8.Заключение.
9.Список использованных источников.
Введени
Международные отношения являются особым видом общественных отношений и сегодня рассматриваются как система межгосударственных и негосударственных взаимодействий в глобальном, региональном масштабе или на уровне двухсторонних отношений. Целью таких взаимодействий и соответственно целью международных отношений является создание благоприятных условий для функционирования и развития субъектов взаимодействия (субъектов международных отношений).
Выбранная тема, несомненно, является актуальной, т.к. международные отношения являются взаимовыгодной основой экономических, политических, культурных и других взаимосвязей между государствами, а также оказывают непосредственное влияние на развитие этих сфер.
Причинами развития международных отношений являются:
1. Неравномерность экономического развития различных стран мира
2. Различие в людских, сырьевых, финансовых ресурсах
3. Характер политических отношений
4. Различный уровень научно-технического развития
5. Особенности географического положения, природных и климатических условий
Цели и задачи данной работы: рассмотреть структуру международных отношений, изучить виды, формы, принципы таких отношений, понять их сущность.
1. Сущность, понятие, субъекты международных отношений.
Международные отношения – совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, между основными классами, основными социальными, экономическими, политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене, т.е. между народами в самом широком смысле этого слова.
Международные отношения характеризуются рядом черт, которые отличают их от других типов отношений в обществе. Такими характерными чертами можно назвать следующие:
— Стихийный характер международного политического процесса, для которого характерно наличие множества тенденций и мнений, что обусловлено наличием множества субъектов международных отношений.
— Усиливающееся значение субъективного фактора, что выражает возрастание роли выдающихся политических лидеров.
— Охват всех сфер жизнедеятельности общества и включение в них самых разных субъектов политики.
— Отсутствие единого властного центра и наличие множества равноправных и суверенных центров принятия политических решений.
Главное значение для регулирования международных отношений имеют не законы, а соглашения и договоры о сотрудничестве.
Субъекты международных отношений — это такие социальные общности, которые своими практическими действиями решают вопросы, влияющие на судьбы всего человечества. В качестве субъектов международных отношений рассматривают:
-национальные государства
-международные правительственные и неправительственные (негосударственные) организации;
-транснациональные корпорации;
-религиозные объединения;
-общественно-политические движения.
Международные отношения между их субъектами строятся на двусторонней или многосторонней основе, носят глобальный или региональный характер.
Среди субъектов международных отношений особое место принадлежит государству, так как именно государство презентует на международной арене общество в целом, а не отдельные социальные группы или организации. Государство рассматривается в качестве единственного общенационального института, который имеет легитимные полномочия осуществлять политику на международной арене: объявлять войну, заключать договоры о сотрудничестве и т.д. Поэтому важнейшей составляющей международных отношений являются межгосударственные отношения, которые испытывают на себе влияние мировой экономической ситуации. Влияние отдельных государства на международные отношения различно, оно связано с определением мощи государства, его международной конкурентоспособностью, что определяется экономическим военным потенциалом, природными и трудовыми ресурсами, уровнем развития науки и культуры, достижениями в сфере высоких технологий, уровнем социальной стабильности. Могущество государства является показателем того, какие силы государство имеет в своем распоряжении и какой мерой оно может их использовать в отношениях с другими государствами или негосударственными ,отношений есть так называемые сверхдержавы, которые получили такой статус благодаря возможности влиять на условия существования всего человечества; великие державы, которые могут оказывать существенное влияние на мировое развитие; средние державы, которые оказывают серьезное влияние на свое близкое окружение, но такое влияние не выходит на пределы региона; малые державы, которые имеют достаточно сил для обеспечения своего суверенитета, территориальной целостности и независимости, но их влияние на ближайшее окружение слабое; микродержавы, которые не способны защитить свой суверенитет собственными силами.
В основе такого субъекта международных отношений как международные правительственные организации лежат совпадающие интересы и цели государств-участников, стремление использовать, совокупную силу для достижения своих целей. Важнейшей универсальной организацией является ООН, которая призвана содействовать стабилизации международных отношений, урегулированию конфликтов и ослаблению конфронтации между государствами. Среди межгосударственных региональных объединений, играющих определенную роль в мировой политике, следует выделить Организацию Африканского единства, Организация Американских государства, Совет Европы, Европейский Союз, Содружество независимых государств (СНД), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Лига арабских государств (ЛАГ) и др. Неправительственные организации, объединяют людей доброй воли различных государств в деле достижения каких-либо общих целей, наиболее распространенными являются различные правозащитные организации вроде Хельсинских групп на территории бывшего Советского Союза. Среди неправительственных ассоциаций следует выделить международные организации ученых, общественных деятелей, политиков: Римский клуб, который объединил представителей различных стран в рассмотрении проблем эффективного природопользования и перспектив мирового развития; сходные цели преследует и Комиссия Улафа Пальме.
Транснациональные корпорации в качестве субъектов международных отношений начали рассматриваться в ХХ веке, что связано с их влиянием и огромными экономическими возможностями, когда, по сути, их деятельность зачастую носит глобальный характер.
Сегодня определяющими тенденциями развития международных отношений являются гуманизация и демократизация. Гуманизация означает переход к такому типу международных отношений, которые в наибольшей мере служат интересам личности, способствуют созданию максимальных возможностей для ее дальнейшего развития и совершенствования, для повышения качества самой ее жизни. Демократизация международных отношений выступает в качестве средства построения гуманного миропорядка.
Понимание системы международных отношений только как «естественного», «предгражданского» состояния не учитывает тенденции к их социализации, игнорирует нарастающие свидетельства преодоления такого состояния и становления нового мирового порядка. С другой стороны, если исходить только из указанной тенденции, то тоже можно придти к ошибочному выводу, не учитывающему, что, несмотря на возрастающую целостность и взаимозависимость мира, на усиливающиеся процессы международной интеграции и сотрудничества различных государств и народов в экономической, политической, социальной и др. областях, международные отношения и сегодня во многом остаются сферой несовпадающих интересов, соперничества и даже противоборства и насилия. Это уже не «джунгли», не «война всех против всех», но и не единое сообщество, живущее по единым законам и в соответствии с общими, разделяемыми всеми его членами, ценностями и нормами. Это, скорее, переходное состояние, когда усиливающаяся тенденция к становлению мирового сообщества не стала необратимой, когда элементы регулирования и «плюрализм суверенитетов», расширение сотрудничества на основе взаимных интересов и совершенствование средств насилия сосуществуют друг с другом, то взаимно уравновешиваясь, то вновь вступая в противоборство
Все это говорит о том, что вышеуказанных критериев по крайней мере недостаточно для определения специфики международных отношений, что они должны быть если не заменены, то дополнены еще одним критерием. Известный французский исследователь М. Мерль, предложивший такой критерий, назвал его «критерием локализации». В соответствии с этим критерием, специфика международных отношений определяется как «совокупность соглашений или потоков, которые пересекают границы, или же имеют тенденцию к пересечению границ». Исходя из факта разделения мира на государства, сохраняющие суверенитет над своими территориальными границами, такое понимание позволяет как учитывать особенности каждого этапа в развитии международных отношений, так и не сводить их к межгосударственным взаимодействиям. В него вполне вписываются и самые различные классификации международных отношений. Обобщая высказанные в этом отношении в научной литературе позиции, можно говорить о различных типах, видах, уровнях и состояниях международных отношений
Общепринятая классификация международных отношений предложена югославским ученым Р. Вукадиновичем, который выделяет среди них четыре типа:
1. Классический тип, опирающийся на «равновесие сил» государств с приблизительно одинаковой военной и экономической мощью. Такой тип международных отношений нестабильный, поскольку война — основное средство разрушения равновесия или установления нового равновесия сил с учетом происшедших изменений в мире.
2. «Холодная война», вызванная к жизни после второй мировой войны противостоянием двух антагонистических мировых общественно-политических систем: капиталистической и социалистической. Динамику отношений других государств определяли прежде всего отношения между двумя сверхдержавами: СССР-США. В этих условиях снижалась роль международных отношениях нейтральных, средних и малых стран.
3. «Мирное сосуществование», пришедшее на смену «холодной войне». Этот тип характеризуется установлением паритета в военной сфере, усилением борьбы за безъядерный мир и безопасность во всем мире, повышением роли международных организаций в решении глобальных проблем, постепенным снижением уровня вооружений, сначала ракетно-ядерных, а затем и обычных.
4. Неприсоединение и сохранение свободы выбора решений и действий в международных отношениях, стремление к нормальному экономическому сотрудничеству со всеми государствами независимо от установившихся в них политических режимов.
В принципе первых три типа международных отношений уже ушли в историю и все большую роль играет четвертый тип, поскольку он лучше отвечает интересам всего человечества.
3. Виды международных отношений.
Международные отношения носят объективный характер. В соответствии с этим выделяют следующие виды международных отношений, каждый из которых имеет свою структуру, функции, свой процесс развития:
Политические – играют главенствующую роль, т.к. преломляют, синтезируют, детерминируют все другие виды отношений. Политические отношения находят свое выражение в реальной политической деятельности элементов политической системы, прежде всего государства. Они гарантируют безопасность и создают условия для развития всех остальных отношений, т.к. в концентрированном виде выражают классовые интересы, что и определяет их главенствующее положение.
Экономические и научно-технические. В современных условиях эти два вида международных отношений практически неотделимы, и, кроме этого, не могут существовать в отрыве от политических отношений. Внешняя политика направлена, как правило, на защиту экономических отношений, которые влияют на формирование мирового рынка, международного разделения труда. Состояние экономических отношений во многом определяется уровнем развития производства и производительных сил государств, различными моделями экономики, наличием природных ресурсов и другими секторами.
Идеологические отношения – относительно самостоятельная часть политических отношений. Роль и значение идеологических отношений изменяется в зависимости от изменения роли идеологи в обществе. Но характерна общая тенденция – к возрастанию роли идеологии, а следовательно, и идеологических отношений.
Международно-правовые отношения – предполагают регулирование взаимоотношений участников международного общения правовыми нормами и правилами, о которых эти участники договорились. Международно-правовой механизм позволяет участникам защитить свои интересы, развивать взаимоотношения, предотвращать конфликты, решать спорные вопросы, поддерживать мир и безопасность в интересах всех народов. Международно-правовые отношения носят универсальный характер и основываются на системе общепризнанных принципов. Кроме общепризнанных норм, регулирующих все виды международных отношений, существуют и специфические нормы, которые регулируют их специальные направления (дипломатическое право, морское торговое право, международный арбитраж, суд и т.д.).
Военно-стратегические отношения, к которым относится обширная сфера специфических общественных, международных отношений, так или иначе связанных с прямым или опосредованным созданием, наращиванием, перераспределением военной силы.
Создание ядерного оружия радикально изменило характер, масштабы и интенсивность военно-политических отношений государств: союзнические, конфронтационные, кооперационно-конфронтационные.
Культурные отношения, в основе которых лежат процессы интернационализации общественной жизни, взаимопроникновения и обогащения культур, систем образования, бурное развитие средств массовой информации. В большинстве своем основное значение в их развитии имеют неправительственные организации.
studfiles.net
Международные отношения и международная политика
Международные отношения: сущность и определение. Анализ политики — этого сложного и многогранного явления, нельзя считать полным без освещения его на международном уровне.
Но прежде чем повести речь о сущность такой политики, надо определиться с вопросом о сущности самих международных отношений. Международные отношения — это системная совокупность политических, экономических, социальных, правовых, дипломатических, военных и гуманитарных связей и взаимоотношений между субъектами мирового сообщества. Такими субъектами являются народы, государства, общественные и политические силы, движения и организации. Международные отношения — это совокупность интеграционных связей, которые формируют человеческое сообщество. И это является ведущей тенденцией современных международных отношений.
С такой дефиниции международных отношений следует вывод, что именно они представляют собой ту среду, где реализуются принципы международной политики. Как утверждает известный французский социолог Г. Арон, «международные отношения — это отношения между политическими единицами, содержание которых составляют отношения между государствами — собственно международные отношения».
Однако сегодня уже невозможно не замечать объективной тенденции расширения круга участников международных отношений. Поэтому, если Г. Арон сводит их только в межгосударственных, то американский социолог Д. Капоразо считает главными действующими лицами в международном жизни социально-экономические группы и политические силы, а его соотечественник Дж. Розенау такими считает конкретную личность индивида.
Но и такие подходы не исчерпывают всей сущности международных отношений, ведь они оставляют многих субъектов в стороне международной жизни.
Особенностью современных международных отношений является их переходность, текучесть, что отражаются в тенденции становления нового мирового сообщества на основе взаимных отношений сотрудничества и в то же время в совершенствовании средств насилия. Эти процессы иногда уравновешивают, а иногда пересиливают друг друга — в зависимости от того, совпадают или не совпадают интересы различных государств. То есть наряду с процессами интеграционного порядка, усиление взаимосвязи в области международных отношений продолжает господствовать «плюрализм суверенитетов», когда каждый участник международных отношений должен учитывать в своем поведении непредсказуемость некоторых участников. Поэтому общее направление развития всей системы международных отношений в условиях целостного, взаимозависимого мира базируется на необходимости учитывать всю совокупность интересов стран и народов при выработке линии поведения.
Предопределенность ведущей роли политики в международных отношениях. Во-первых, политические отношения включают в себя мощные рычаги управления как собственно политическими и неполитическими международными процессами.
К ним относится деятельность ООН, внешнеполитическая деятельность суверенных государств, общественных объединений, союзов и группировок.
Во-вторых, международные политические отношения теснейшим образом связаны с международными экономическими отношениями. Убедительным примером этого могут служить международные политические и экономические отношения периода «холодной войны», когда по политическим мотивам над созданием средств разрушения, а не созидания, работало более половины ученых и интеллигенции технического профиля планеты.
В-третьих, международные политические отношения имеют четко выраженную тенденцию к глобализации, а это требует совершенно другого механизма для урегулирования их.
По-четвертых, международные политические отношения существенно влияют на формирование международного и мирового порядка в целом. Речь идет об обеспечении нормального функционирования государств и других международных институтов.
Весь мир разграничен сегодня на зоны политического влияния различных государств, блоков и группировок, в сложном процессе взаимодействия которых и формируется мировой политический процесс, лицо современного мира. Вообще центры социально-политического и экономического напряжения привлекают внимание всех народов, а потому следует учитывать, что политические события в любой, даже крошечной по размерам, государству могут привести к столкновению мощнейших политических сил планеты.
Основные аспекты теории международных отношений. Существует множество определений понятия «международные отношения». Не углубляясь в толковании его, удовлетворимся на этом этапе наиболее распространенным определением международных отношений — как системы связей и взаимоотношений между государствами, нациями, международными и общественными организациями и другими субъектами международной жизни. Достаточно глубоко и аргументированно этот феномен проанализировал 3. П’єтрась.
Рассматривая теорию международных отношений, надо иметь в виду четыре аспекта: эпистемологический, онтологический, аксиологический и прогностический.
Эпистемологический аспект рассматривает основы теории познания международных отношений, категории науки и функции. Например, «база международных отношений», «тоталитарное господство», «формула сил», «групповая безопасность», «интеграция континентальная» и др.
Среди функций теории международных отношений выделяют пять основных:
1. Описательная, что отвечает на вопрос: как было или как сегодня? Описывает международную действительность, но не объясняет этой действительности.
2. Експланасійна отвечает на вопрос: почему имели место определенные факты, процессы, международные явления? Ответ требует выяснения сущности объекта, что изучается. Это основная, доминирующая функция теории международных отношений.
3. Прогностическая функция отвечает на вопрос: как будет в будущем? Результатом ответы есть гипотеза, детерминированной системой ценностей и целей действующих субъектов.
4. Инструментальная функция, иногда ее называют радницько-експертизною, она отвечает на вопрос: как нужно делать, чтобы достичь желаемых результатов?
5. Идеологическая функция определяется как часто популяризаторская, или воспитательная. Она отвечает на вопрос: для чего нужно действовать; чему мы стремимся, какую систему политических ценностей распространяем? Результат — идеологические, пропагандистские установки. Соответствующее сочетание этих функций позволяет определить функциональную модель международных отношений.
Онтологический аспект рассматривает участников (субъектов) международных отношений, воздействий деятельности. Такими являются, прежде всего, государства, международные общности, тысячи негосударственных международных организаций, партий, движений и транснациональных компаний.
Современные участники международных отношений используют четыре формы международных отношений: специальные дипломатические миссии, постоянные дипломатические представительства, международные конференции и международные организации. Основным содержанием различных форм международных отношений является то, что они служат для проведения переговоров. Именно переговоры и заключения различных соглашений и является сущностью дипломатической деятельности. Модель переговоров сформулировал Т. Шеллинг. Схематически сущность модели такова: достижения результата всегда является следствием взаимных уступок сторон, ведущих переговоры. Соглашение может быть заключено только тогда, когда каждая из сторон не стремится к односторонней капитуляции другой стороны. Конечно, предметом дипломатии является стремление сторон, чтобы желаемую соглашение было заключено поближе к собственной позиции каждой из сторон. Что дальше от исходных позиций, то острее идет борьба, тогда выход один: или прекращение переговоров, либо компромисс в срединном пункте.
Понятно, что ведение переговоров значительно сложнее от приведенной модели. Желаемый результат зависит не только от объективных факторов, но и, в не меньшей степени, от таких неизмеримых явлений, как страх, надежда, свобода, отчаяние и выдержка, актерство, создание мифов и фикций. Понятно, что больший шанс на успех в переговорах должен та сторона, у которой более сильная экономика, более стабильное политическое положение.
Аксиологический аспект рассматривает международные отношения как проявление международных интересов, ценностей, норм и сознания. Различают следующие виды международных интересов:
1) мировой системы международных отношений;
2) главных международных систем;
3) региональные;
4) национальных государств;
5) других участников международных отношений.
В западной литературе проблема интереса, особенно национального, занимает господствующие позиции. При этом понятие «интерес» обозначается через понятие «power» — сила, власть (Г. Моргентау). Основные положения этой теории заключаются в том, что государства стремятся реализовать свои интересы, что интерес каждого государства заключается в расширении сфер своих международных влияний, ЕІО государство использует силу с целью реализовать свои интересы. Понятно, что с постепенной нормализацией международных отношений эта теория должна терять свое значение.
Целью прогностического аспекта в изучении международных отношений является предсказание основных тенденций развития, выяснения результата его эволюции, анализ детерминант, формулировка гипотез, построение аналогий, определение возможностей появления случайных событий и явлений, и, наконец, создание модели возможного развития событий. В международных отношениях различают стратегические, тактические и операционные прогнозы, причем считают, что риск ошибок при стратегическом планировании составляет 20-30%, при тактическом — 10-20%. Различают несколько методов прогнозирования: интуиция, экстраполяция и компьютерное (компуторне) моделирования.
Соотношение международного и внешней политики. «Международная политика» и «внешняя политика» не являются синонимами. Внешняя, или зарубежная, политика — это деятельность определенного государства за пределами своих национальных границ. Она выступает в роли всеобщего интегратора государственных интересов и является логическим продолжением внутренней политики данного государства. Одновременно сама зарубежная политика во многих случаях определяет внутреннюю политику. На международной арене выступают различные политические, экономические и культурные организации, которые имеют целью свои собственные интересы, навязывают свои контакты и отношения с различными зарубежными партнерами. Кроме этого, хозяйственные круга государства ведут активную экономическую деятельность за рубежом, развивается туризм (как через государственные организации, так и частный) и т.д. В связи с этим становится понятным, что кроме внешней политики на уровне государства существуют и другие, то есть целая система экономических и культурных связей, которые зачастую дополняют зарубежную политику, но порой даже противоречат отдельным ее декларируемым целям. Эту многогранную деятельность, разнообразные отношения на различных уровнях нормирует международное право. Все вместе взятое можно рассматривать как международную практику, в которую включаются зарубежная политика и различные групповые, ведомственные и другие связи.
Следовательно, международная политика знаменует собой расширение круга участников, субъектов международных отношений, когда наряду с государствами все более активную роль в них играют межправительственные и неправительственные организации, политические партии и движения. Понятно, что в современных условиях внешняя политика превращается в международную политику, до основанья которой принадлежит отнести не только отношения между индивидами или государствами, но и любой вид деятельности или взаимодействия для реализации групповых или государственных интересов.
Диалектика внутренней и внешней политики. Проблема зависимости и подчинения внешней и внутренней политики имеет принципиальное значение, поскольку позволяет выявить характер их взаимосвязи, уровень зависимости или независимости одной от другой, выяснить вопрос о том, какая группа рассматриваемых отношений является первичной, а какая — вторичной, производной. Главные научные направления, течения в сфере теории международной политики и внешних отношений формируются в зависимости от решения этой проблемы. В прямой зависимости от нее трактуются другие проблемы теории: вопрос о природе и предмет международных отношений, их закономерности и типологию, об формы заграничной политики,
проблемы войны и мира, вопросы безопасности. Здесь следует учитывать три подхода. Первый заключается в том, что за основу берется внешняя политика как определяющая. Польско-австрийский социолог Л. Гумплович утверждал, что внутреннее развитие государства определяется развитием ее внешних сил: на долю первого приходится служебная роль по отношению к последнему; внутренняя история является простым приложением внешней, предопределяется ней.
Другая точка зрения связана с выводом внешней политики с внутренней и базируется на представлении о том, что международные отношения является простым продолжением внутрішньосуспільних, детерминированных экономическим базисом и интересами правящих кругов. Такая позиция характерна для ортодоксального марксизма и доминировала в нашей литературе до недавнего времени. Безусловно, в этой трактовке есть определенный смысл, ведь цели внешней политики действительно всегда следовали по внутренней политики государства, а не с ее акций на мировой арене. Но такая трактовка ощутимо упрощает, сужает взаимосвязь между внешней и внутренней политикой государства. Внутренняя политика может доминировать над внешней, но при этом не следует недооценивать активности внешней политики, ее обратного влияния. Достаточно вспомнить внутреннюю политику государств бывшего «социалистического содружества», которая почти целиком определялась их внешней ориентацией на «большого брата» — Советский Союз.
Поэтому наиболее приемлемым можно считать третий вариант трактовки взаимосвязи между внутренней и внешней политикой. Он базируется на признании их равноправия, объясняется именно тем, что в основе обоих лежат единые законы социального бытия. Теоретической базой этого трактовка стала концепция взаимозависимости, по которой важнейшие проблемы внутрішньосуспільних отношений приобретают как внутренних, так и внешних измерений. То есть речь идет о тесной взаимосвязи и взаимодействие внешних и внутренних факторов развития государства, их влияние на формирование как внутренней, так и внешней политики диктуется конкретными историческими обстоятельствами. Согласно этому приоритет может быть то по одной, то по другой группой факторов. Именно такой точки зрения придерживается американский политолог Г. Моргентау: «Суть международной политики идентична внутренней политике. И внутренняя, и внешняя политика является стремлением к силы, а потому они тождественны».
Специфика зарубежной политики. Условия зарубежной (внешней) деятельности государства отличаются от внутренних условий. Это объясняется прежде всего тем, что зарубежная деятельность суверенных государств не подчиняется некой международной власти. Поэтому главным в зарубежной политике является деятельность относительно согласования действий и сотрудничества с партнерами и потенциальными противниками. Существует определенная специфика в самой зарубежной деятельности.
1. Определение и реализация цели иностранных отношений, руководствуясь конкретной политической ситуацией. В своей деятельности государство вынуждено учитывать деятельность и цели других суверенных государств.
2. Успех внешней политики данного государства зависит не только от самого государства, но и от уровня согласованности или конфликта интересов господствующих групп данного государства с интересами и стремлениями господствующих групп государства-партнера. В зависимости от уровня согласованности этих интересов зарубежная политика будет более или менее успешной.
3. Зарубежная политика имеет собственные органы и институты, задачей которых является анализировать объективные и субъективные факторы зарубежной политики других государств, вырабатывать рекомендации для практической деятельности правительства государства, реализовать властные распоряжения правительства, собирать и анализировать данные об политические процессы в государствах-партнерах. Данная специфика обеспечивает определенную автономность субъектам зарубежной политики.
В последнее время тенденция к распространению влияния внешней политики на внутреннюю становится более ощутимой, это является следствием относительной самостоятельности внешней политики. Эта самостоятельность проявляется как в том, что она лишь в конечном итоге вытекает из внутренней политике, с уровня экономического, научно-технического и оборонного потенциала, политического и морального состояния общества, так и в том, что она зависит от непосредственного влияния не только внутренней политики определенной страны, но и внешней политики других государств и опосредованного влияния их внутренней политики.
Механизм реализации зарубежной политики. В реализации внешней политики любого государства важную роль играют формы, функции и средства. Существует четыре формы заграничной политики.
1. Пассивная. Характерная для слаборазвитых государств, которые служат объектом зарубежной политики других государств. Политически это означает отказ от части своего суверенитета и приспособления внутренней политики этих государств к давлению международного среды.
2. Активная. Характеризуется поиском равновесия между внешней и внутренней политикой.
3. Консервативная. Характеризуется значительной политической активностью по защите достигнутого ранее баланса между внутренней и внешней политикой.
4. Агрессивная. Характеризуется формированием экспансионистских целей, принуждения к изменению внешней и внутренней политики других государств.
Зарубежная политика выполняет три основные функции.
1. Охранная. Связана с охраной прав и интересов государства и ее граждан за рубежом и заключается в мероприятиях по предотвращению различных угроз, возможных конфликтов, в предотвращении сепаратистским тенденциям, нарушением национального престижа. С этой целью государство использует такие специфические органы, как разведка и контрразведка.
2. Репрезентативно-інформаційна. ее миссия заключается в представлении государства на международной арене с помощью дипломатической службы и в наиболее полном ознакомлении с государствами-партнерами и противниками с целью уменьшить ошибки и избежать неправильных подходов в собственного субъекта зарубежной политики.
3. Организационно-переговорная. Призвана оживлять инициативу и организовывать и использовать контакты и отношения государства с целью воплотить в жизнь политические концепции, доктрины и программы своего правительства.
С целью реализации внешней политики государства используют четыре вида средств.
1. Информационно-пропагандистские (идеологические). Для формирования определенного внешнего имиджа данного государства, ее международного престижа тратятся определенные средства на представительство, рекламу, улучшение качества информационных материалов.
2. Политические. Это, прежде всего, дипломатические отношения на разных уровнях — от консульских до встреч в верхах.
3. Экономические. Они заключаются в использовании экономического потенциала государства для влияния на экономику и политику других стран (лицензии, квоты, торговля и т.п.).
4. Военные средства используют для демонстрации силы, публичной демонстрации новых видов оружия, стратегического сосредоточения войск на угрожающих направлениях, в различных миротворческих мероприятиях под эгидой ООН.
Специфика принятия решений в зарубежной политике заключается в том, что Министерству иностранных дел приходится учитывать как собственные национальные государственные интересы, так и национальные государственные интересы других стран, нормы международного права и конкретную политическую ситуацию.
banauka.ru