Всеобщая воинская обязанность – Воинская обязанность в СССР и России

Воинская обязанность в СССР и России

На действительную военную службу призывались граждане, которым в год призыва исполнялось девятнадцать лет, а окончившим среднюю школу и ей соответствующие учебные заведения — восемнадцать лет. Определенные документом сроки военной службы составляли: для рядового состава сухопутных войск — 2 года; рядового и младшего начальствующего состава ВВС — 4 года; для рядового и младшего начальствующего состава кораблей ВМФ — 5 лет; для сухопутных частей пограничных войск — 3 года и др.

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) комплектование армии проводилось на основе всеобщей мобилизации, а также призывов лиц, достигших 18 лет. Кроме того, осуществлялся приём добровольцев на фронт.

В период с 1946 года по 1948 год призыв в армию не производился. Молодежь призывного возраста направлялась на восстановительные работы на шахтах, предприятиях тяжелого машиностроения, стройках. В 1949 году срок службы в сухопутных войсках и авиации был установлен 3 года, во флоте — 4 года. От призыва в армию освобождались студенты институтов. Студенты в вузах проходили военную подготовку, получали звание лейтенанта запаса и без прохождения службы зачислялись в запас.

12 октября 1967 года был принят закон СССР «О всеобщей воинской обязанности». Закон определял, что «Защита отечества есть священный долг каждого гражданина СССР… Все мужчины — граждане СССР, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образования, оседлости, социального и имущественного положения, обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР». Этим подчеркивалось всеобщность воинской обязанности.

Согласно закону, призыв осуществлялся два раза в год — весной и осенью. Призыву подлежали граждане мужского пола, которым ко дню призыва исполнилось 18 лет, но не старше 27 лет. Были установлены новые сроки службы: а) для солдат и сержантов Советской Армии, береговых частей и авиации Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск — 2 года; б) для матросов и старшин кораблей, судов и береговых частей боевого обеспечения Военно-Морского Флота и морских частей пограничных войск — 3 года; в) для солдат, матросов, сержантов и старшин Советской Армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск, имеющих высшее образование, — 1 год.

Отсрочки от призыва гражданам предоставлялись: по семейному положению; для продолжения образования; по состоянию здоровья — в течение трех лет. Граждане могли быть освобождены от призыва по состоянию здоровья.

Не подлежали призыву граждане, отбывавшие уголовное наказание и граждане, в отношении которых велось следствие или уголовное дело рассматривалось судом.

В настоящее время основным законодательным актом для призывников является Федеральный закон от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе». Согласно внесенным поправкам, с 2008 года срок прохождения военной службы по призыву в Вооруженных Силах РФ для российских граждан мужского пола составляет 1 год.

Правом на отсрочку от военной службы пользуются учащиеся дневных отделений вузов, имеющих государственную аккредитацию (без перерыва в учебе). Отсрочка по аспирантуре предоставляется гражданам, обучающимся очно. Право на отсрочку от призыва также имеют лица, поступившие в ПТУ или техникум после окончания 11 классов школы. Также имеется возможность отсрочки по семейным обстоятельствам и по здоровью и др.

Возможна замена военной службы альтернативной гражданской, но ее срок дольше (от 18 до 42 месяцев), и право на замену необходимо обосновать.

В настоящее время призыв в армию проводится 2 раза в год: с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ria.ru

Всеобщая воинская обязанность Википедия

Воинская обязанность — обязанность (повинность) мужчин (в некоторых государствах и женщин) нести военную или национальную (альтернативную, гражданскую) службу.

Также это подразумевает обязанность воевать (в случае военных действий) в рядах вооружённых сил[1][2]. Из воинской обязанности необходимо вытекает военная служба граждан во время войны. Но во многих государствах существует воинская повинность, предполагающая несение службы как в военное, так и в мирное время.

Каждая страна имеет возможность определить возраст призыва, а также другие условия, которые определяют качество и продолжительность службы.

Воинская обязанность восходит к древности и продолжается в некоторых странах до настоящего времени под разными названиями. Современная система почти полного национального призыва молодых людей на службу датируется Французской революцией в 1790-х годах, где она стала основой очень большой и могущественной армии. Большинство европейских стран позже скопировали эту систему для мирного времени, так что люди в определённом возрасте обычно служат 1-8 лет на действительной службе, а затем переходят в резерв.

Истории известны различные формы воинской обязанности:

  • рекрутская система, при которой из населения тем или другим способом набирается только необходимое число рекрутов, а прочая часть населения фактически освобождается от всякой службы.
  • милиционная система, составляющая прямую противоположность рекрутской: каждый гражданин, способный носить оружие, признается частью вооружённых сил государства, зачисляется в них и обучается военному делу.
  • кадровая система, наиболее распространённая в настоящее время и соединяющая преимущества первых двух. Действительная служба по призыву приближает её к рекрутской системе, а различные формы запаса и ополчения — к милиционной.

ru-wiki.ru

Воинская обязанность

Карта наличии воинской повинности в разных государствах:
Вооруженные силы отсутствуют.
Воинская повинность отсутствует.
Планы по отмене воинской повинности.
Есть воинская повинность.
Хватает данных.

Воинская обязанность, или воинская повинность — установленный в некоторых государствах законом обязанность населения нести военную службу в вооруженных силах своей страны. Требование начать такую ​​службу называется призыву. Обычно призыву подлежат граждане данного государства мужского пола, достигшие определенного установленного законом возраста, который называется призывным возрастом. В некоторых государствах призыву подлежат и женщины. От призванного требуется прослужить в армии в течение определенного установленного законом срока (обычно от нескольких месяцев до 3 лет).

Законом устанавливаются также основания для избежания призыва или его отсрочки: болезни или иные физические недостатки, определенные семейные обстоятельства, определенное место работы (такое, что государство испытывает дефицит соответствующих работников), обучения в определенных учебных заведениях и т.д.; обычно призыва не подлежат также люди, которые были приговорены к лишения свободы. Кроме того, во многих государствах военная служба может быть заменена так называемой альтернативной службой для тех, кто не согласен служить в армии, исходя из религиозных, моральных или других соображений (закон может ограничивать круг этих соображений, а также требовать определенных доказательств их наличия ;), срок альтернативной службы, как правило, длиннее срок обязанности » Обязательно военной службы. В некоторых государствах практикуется официальная возможность откупиться от призыва, заплатив государству определенную денежную сумму, при отсутствии такой возможности иногда наблюдаются аналогичные незаконные случаи, т.е. уплата взятки чиновнику, причастному к решению о том, отправлять ли определенного человека в армию.

Иногда призыв имеет выборочный характер, то есть из всех, кто может подлежать призыву, отправляется в войска лишь небольшая часть людей, их могут выбирать, исходя из оценки их качеств, полезных для военной службы, либо с помощью жеребьевки, или на основании каких-то других соображений . Во многих государствах воинской повинности совсем нет, есть вооруженные силы комплектуются на добровольной основе (или вовсе отсутствуют), но при этом, как правило, государство оставляет за собой потенциальное право принудительной мобилизации в армию на случай войны.

Следует также заметить, что даже в государствах с очень большим количеством военных, служащих на основании воинской повинности, значительную часть вооруженных сил составляют люди, которые добровольно выбрали профессию военного. В частности, почти всегда это можно сказать обо всех офицеров. Призванные принудительно носят преимущественно звание рядового и изредка сержантского состава.


1. История

В рабовладельческом обществе воинская повинность составляла обязанность и право свободных, главным образом имущих людей. С появлением в Греции и Риме регулярных армий в армию стали допускать и представителей бедного класса, богатые часто нанимали заместителей. Широко практиковалось наемничество. В период раннего средневековья на Западе войско состояло главным образом из ополчение свободных крестьян и горожан, собиралось по общественной воинской повинностью. В период феодализма, раздробленности господства, формой воинской повинности стало рыцарское ополчение. С возникновением в 15-16 веках постоянных наемных армий главную роль в комплектовании войск стало играть вербовки. В августе 1793 французский Конвент декретировал массовый принудительный набор в армию всех французов 18-40 лет, в первую очередь 18-25 летних холостяков и бездетных. В 1798 всеобщая воинская повинность с 6-летним сроком службы стала во Франции законом под названием «Конскрипции». К системе всеобщей воинской повинности, с целью создания массовой армии, постепенно перешли Пруссия (1814-15), Австро-Венгрия (1868), Италия (1875) и другие государства. Великобритания и США сохраняли у себя вербовку, вводя всеобщую воинскую повинность во время Первый и 2-й мировых войн. Эти два государства сохранили ее и после 2-й мировой войны, но впоследствии отменили (в частности, в Великобритании воинской повинности не с 1967). В Древней Руси до 17 века воинская повинность осуществлялась в форме феодального и народного ополчения. Созданные в 1-й половине 17 века полки «нового строя» постепенно вытеснили феодальное дворянское ополчение. В 1699-1705 сложилась рекрутская повинность.


2. Воинская повинность в Российской империи

Для Российской империи в 1874 была характерна избирательная воинская повинность, но с долгим сроком службы, которая называлась рекрутской повинностью.

В 1874 в ходе проведения военных реформ 1860-70-х годов в России было введено всеобщую воинскую повинность. Соответствующий Устав определил, что призывной возраст составляет 21 год, общий срок службы 15 лет, из них действительной службы 6 (на флоте 7) и в запасе 9 лет. В 1876 срок действительной военной службы был сокращен до 5 лет, затем неоднократно менялся то в сторону сокращения (до 3-4 лет), то в сторону увеличения (до 5 лет). В 1-ю мировую войну Россия вступила в таких правил воинской повинности (по закону 1912): призывной возраст 20 лет (до 1 января года призыва), общий срок службы 23 года; действительная служба в пехоте и пешей артиллерии — 3 года, в остальных родов войск — 4, на флоте — 5; в запасе: в пехоте и пешей артиллерии — 15, в других родах войск — 13, на флоте — 5 лет, затем в ополчении 1-го разряда, куда зачислялись также все годные к службе излишки ежегодного призывного контингента; в ополчение 2-го разряда зачислялись излишки ограниченно годных к военной службе и освобожденных по семейному положению.


3. Воинская повинность в СССР

В СССР уже на достаточно ранних этапах его существования было установлена ​​всеобщая воинская обязанность для мужчин, достигших 18 лет. Инициатором всеобщей воинской обязанности был Лев Троцкий, который развернул систему военных комиссариатов, которые фактически существуют и поныне. В течение 1980-х годов срок военной службы составлял в сухопутных войсках 2 года, на флоте 3 года. Избежать военной службы удавалось очень немногим мужчинам; в основном это было возможно только по состоянию здоровья. Во время перестройки в обществе часто дискутировался вопрос о необходимости смягчить законодательство о воинской повинности. Как результат в 1989 году начали предоставлять отсрочку от призыва на весь период обучения в высших учебных заведениях (хотя и раньше были периоды, когда это делалось; такие отсрочки то появлялись, то исчезали, но начиная с 1989 г. утвердились окончательно). Вскоре после этого были досрочно возвращены из армии для продолжения учебы те, кого успели призвать из вузов еще до введения этих изменений.


4. Воинская повинность в новейшей Украины

Новейшая Украина унаследовала тот порядок по воинской повинности, который действовал в СССР. Впоследствии был принят Закон Украины «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» (теперь из его названия изъято слово «общий»), который с тех пор регулирует эти вопросы. В дальнейшем вышеупомянутый закон много раз менялся; эти изменения бывали разной направленности, но в основном наблюдалась тенденция к сокращению срока службы и увеличение возможностей для ее избежания с помощью различных оснований для освобождения от призыва или отсрочки от него. Кроме того, было введено альтернативную службу для тех, кто не согласен служить в армии по религиозным мотивам (мотивы нерелигиозного характера в Украине не дают оснований для альтернативной службы).

Сейчас срок обязательной военной службы составляет 1 год, а для лиц с высшим образованием 9 месяцев. Призывной возраст составляет 18 лет, а максимальный возможный возраст призывника составляет 25 лет, что дает возможность фактически избежать призыва с помощью отсрочек, которые продлятся 7 лет (до 1999 г. максимальный возможный возраст призывника составлял 27 лет). Отсрочка от призыва предоставляется, например, на период стационарного обучения в высших учебных заведениях, обучение в аспирантуре (неважно, стационарного или заочного), работы учителем в общеобразовательной школе на полную ставку по своей специальности (для тех, кто имеет полное высшее образование), воспитание собственного ребенка до достижения им 3 лет и по многим другим причинам.

Планируется в течение ближайших лет полностью отменить воинскую повинность и перейти на контрактный принцип комплектования войска, но остается неясным, когда именно это произойдет. Для этого должно быть обеспечено надлежащее финансирование Вооруженных Сил Украины, которое даст возможность платить наемным военнослужащим такое денежное обеспечение, которое достаточное количество граждан согласятся служить по контракту. Вопрос о том, насколько скоро это может произойти, время от времени становилось предметом предвыборных обещаний и споров, при этом назывались годы в пределах от 2008 в 2016.


5. Воинская повинность в современном мире

Сейчас как наличие, так и отсутствие воинской повинности не является удивительным явлением для государства с любым уровнем демократии и с любым уровнем экономической развитости. Однако характерной тенденцией последнего времени является все же отказ государств от принудительного призыва в армию. Для англоязычных государств это было характерно еще несколько десятилетий назад: так, например, в середине 1980-х годов Великобритания, Ирландия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Индия воинской повинности уже не имели, в отличие от подавляющего большинства государств Европы. Но в 1990-х и 2000-х годах наблюдается стремительное уменьшение количества государств с воинской повинностью за счет прежде Европы. Однако для некоторой части европейских государств (см. карту) до сих пор не характерно отказываться от воинской повинности или даже планировать такой отказ.

Вместе с тем, для государств Европы, в которых остается воинская повинность, а также для Израиль, характерны очень широкие возможности для избежания призыва. Во многих упомянутых государствах ситуация приближается к такой, что фактически в армию берут только тех, кто этого хочет (и то далеко не всех), так что воинская повинность вырождается в формальность. Желание служить при этом часто бывает обусловлено льготами, которые имеют люди, отслужившие в армии, это особенно характерно для Израиль.

Кроме того, для европейских демократических обществ стало нормой разрешать замену военной службы альтернативной для тех, кто не согласен быть солдатом, исходя из каких-то принципиальных соображений. Иногда закон ограничивает круг таких рассуждений (например, может быть, учитываются только религиозные соображения). Обычно закон предусматривает проведение бесед с призывником, в ходе которых должно сформироваться мнение компетентных людей о том, действительно ли призывник имеет такие убеждения, о которых говорит, и действительно является основанием для отказа от службы в армии.


6. Аргументы за и против воинской повинности

Сторонники воинской повинности выдвигают такие аргументы: защищать свою страну — священный долг граждан, не следует узалежнюваты от личных предпочтений граждан; служба в армии воспитывает у человека устойчивость к трудностям и физическую выносливость, превращая мальчика в «настоящего мужчины»; военная служба отвлекает молодого человека от дурных способов времяпрепровождения; в армии можно получить некоторые профессиональные умения, полезные в будущей жизни, на время службы военнослужащий освобождает свою семью от необходимости кормить себя: если армия будет исключительно профессиональной, «корпоративные интересы» этих профессионалов могут не всегда совпадать с интересами народа и государства, что может приводить к государственным переворотам и установления военной диктатуры; если вследствие масштабных боевых действий профессиональная армия понесет большие потери, заменить их нечем и времени на подготовку новых кадров не хватит (всеобщая мобилизация не сможет исправить положение, поскольку люди будут совершенно не готовы к военному делу).

Противники воинской повинности выдвигают следующие аргументы: военное дело — это одна из профессий, и ее, как и любую другую профессию, не следует навязывать насильно; принудительная работа неэффективна, и следовательно, профессиональная армия боеспособной, чем сложившаяся на основе принуждения; заставлять человека учиться убивать — одна из худших форм принуждения; профессия военного вообще не должно существовать (этот аргумент выдвигают лишь пацифисты), от призванного на военную службу требуется принятие присяги, но нелогично, чтобы присяга была принудительной, поскольку тогда она не выражает истинной воли того, кто присягнул служба в армии тормозит карьеру человека. Наличие альтернативной службы несколько смягчает критику противников воинской повинности, но не снимает ее полностью.

Критика принудительности военной службы особенно активизируется, если военные вынуждены участвовать в боевых действиях против своей воли. Особенно это касается случаев, когда боевые действия ведутся за пределами данного государства, как, например, военные действия США во Вьетнаме, СССР в Афганистане и т.д.. Сейчас для государств характерно отправлять в зарубежные военные миссии только добровольцев, даже в условиях существования воинской повинности. Однако в случае вооруженного нападения на некоторое государство она может быть вынуждена провести мобилизацию и значительно усилить фактор принудительности в военной службе.

Кроме того, критику воинской повинности часто вызывают явления, которые наблюдаются в армии конкретного государства. Так, например, для СССР начиная с 1970-х годов было характерно распространение в армии так называемой дедовщины, остатки которой, возможно, все еще ​​наблюдаются в некоторых воинских частях Украина. Современную украинскую общественность часто возмущают также отдельные смертельные несчастные случаи в армии в мирное время, тоже выдвигается как весомый аргумент за то, чтобы отменить воинскую повинность как можно скорее.

.


См.. также


Источники

nado.znate.ru

ВСЕОБЩАЯ ВОИНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ В СССР


ВСЕОБЩАЯ ВОИНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ В СССР

закон об основных началах системы комплектования вооруж. сил страны и прохождения воен. службы. В СССР воен. служба является обязательной, всеобщей и личной (ст. 132 и 133 Конституции СССР, ст. 3 Закона о В. в. о.). Красная Армия создавалась по декрету СНК 15(28) янв. 1918 как армия классовая на началах добровольчества. 15 марта 1918 Чрезвычайный 4-й Всеросс. съезд Советов признал необходимым всеобщее обязат. воен. обучение трудящихся, к-рое было введено декретом ВЦИК 22 апр. 5-й Всеросс. съезд Советов 10 июля 1918 включил в первую сов. конституцию статью 19 о всеобщей воинской повинности. На основе решений X съезда партии (март 1921), резолюции 9-го Всеросс. съезда Советов (27 дек. 1921) и пост. XI съезда РКП(б) (март 1922) об укреплении Красной Армии были изданы: декрет ВЦИК и СНК 28 сент.

1922 «Об обязат. воинской повинности для всех граждан РСФСР муж. пола», пост. ЦИК и СНК СССР 8 авг. 1923 «Об организации терр. войсковых частей и проведении воен. подготовки трудящихся» и пост. ЦИК и СНК СССР 21 марта 1924 «О сроках службы в РККА, РККФ и войсках ОГПУ». Эти 3 закона и легли в основу изданного по указанию 3-го съезда Советов СССР (май 1925) сводного «Закона об обязат. воен. службе» (18 сент. 1925) (Собр. законов СССР, 1925, No 62, ст. 463), впоследствии дважды (1928 и 1930) переизд. в новой редакции (Собр. законов СССР 1928, No 51, ст. 449; 1930, No 40, ст. 424). 1 сент. 1939 внеочередная 4-я сессия Верх. Совета СССР 1-го созыва приняла ныне действующий Закон о В. в. о.

В. в. о. в СССР: Призывной возраст: 1918-22 — 18 лет; 1922-24 — 20 лет к 1 янв. года призыва; 1924-25 — 21 год к 1 июля года призыва; 1925-1936 — 21 год к 1 янв. года призыва; 1936-39 -19 лет к 1 янв. года призыва; с 1939 — 19 лет в год призыва (с 1 янв. по 31 дек.), а для окончивших ср. школу — 18 лет. Сроки действит. (непрерывной) воен. службы в кадрах. Сухопутные войска: 1918-22 — 6 мес, 1922-24 — пехота и артиллерия 1Ѕ года, кавалерия, кон. артиллерия и тех. войска — 2Ѕ года; 1924-39 -2 года; с 1939 — 2 года; после Вел. Отечеств. войны — 3 года. ВВС: 1922-24 — 3Ѕ года, 1924-25 — 3 года (только младшие специалисты), 1925-28 — 3 года, 1928-39 — 2 года, 1939-41 — 3 года, с 1941 — 4 года, после войны — 3 года. ВМС: 1922-24 — 4Ѕ года, 1924-1928 — 4 года, 1928-39 — 3 года (младшие специалисты — 4 года), с 1939 — 5 лет, после войны — 4 года. Предельный возраст состояния в запасе: 1918-39 — 40 лет вкл.; с 1939 — 50 лет вкл.

Лит.: Фрунзе М. В., Избр. произв., т. 1-2, М., 1957; Побежимов И. Ф., Правовое регулирование строительства Сов. Армии и Флота, М., 1960; Синельников М., Законодательство об обороне СССР, М., 1939; Вишняков Н. и Архипов Ф., Устройство Вооруж. Сил СССР, 4 изд., М.-Л., 1930.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982.

  • ВСЕМИРНЫЙ СОВЕТ ЦЕРКВЕЙ
  • ВСЕОБЩАЯ ЗАБАСТОВКА

Смотреть что такое «ВСЕОБЩАЯ ВОИНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ В СССР» в других словарях:

  • Всеобщая воинская обязанность —         см. Воинская обязанность в СССР …   Большая советская энциклопедия

  • Воинская обязанность в России — Воинская обязанность в России  долг и обязанность гражданина РФ по защите Отечества[1]. Воинская обязанность в России предусматривает: воинский учёт; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной… …   Википедия

  • ВОИНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ — – всеобщая почётная обязанность граждан СССР проходить военную службу в составе Вооружённых Сил Советского государства. В. о. несут граждане СССР без различия расы, национальности, вероисповедания, образовательного ценза, социального… …   Советский юридический словарь

  • Воинская обязанность — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. Не следует путать с Воинской повинностью …   Википедия

  • ВОИНСКАЯ ПОВИННОСТЬ — установленная законом обязанность населения нести воен. службу в вооруж. силах своей страны. Каждой социально экономич. формации присущи свои специфич. формы В. п. В рабовладельч. об ве В. п. составляла обязанность и право свободных, гл. обр.… …   Советская историческая энциклопедия

  • ОБЯЗАННОСТЬ — ОБЯЗАННОСТЬ, обязанности, жен. (книжн.). То, что подлежит безусловному выполнению кем нибудь, что необходимо для выполнения по общественным требованиям или внутренним побуждениям. «Воинская служба в Рабоче Крестьянской Красной Армии представляет… …   Толковый словарь Ушакова

  • Воинская повинность — Британцы! Вы нужны (Лорду Китченеру)! Вступайте в армию своей Родины! Боже храни короля. (Плакат 1 ой мировой войны) Ты мне нужен для Армии США! Пора записаться! Воинская обязанность (воинская повинность) обязательство, налагаемое на граждан… …   Википедия

  • Воинская повинность —         установленная законом обязанность населения нести военную службу в вооружённых силах своей страны. В рабовладельческом обществе В. п. составляла обязанность и право свободных, главным образом имущих людей. С появлением в Греции и Риме… …   Большая советская энциклопедия

  • СССР. Введение —         Национально государственное устройство и численность населения СССР, союзных и автономных республик (на 1 января 1976)                  | Союзные и автономные | Террито        | Населе      | Автоно      | Нацио… …   Большая советская энциклопедия

  • Воинская повинность в России — Военный призыв в России общая, для всех граждан мужского пола, обязанность военной службы в Вооружённых силах Российской Федерации[1]. Срок обязательной военной службы в Военно Воздушных силах, Войсках Противовоздушной обороны, Сухопутных войсках …   Википедия

dic.academic.ru

§ 2. Всеобщая воинская обязанность в странах – лидерах прогресса

§ 2. Всеобщая воинская обязанность в странах – лидерах прогресса

Не станем останавливаться на том, какую роль сыграла Великая французская революция в крахе старого режима в Западной Европе и создании предпосылок для распространения современного экономического роста. Однако общепризнано, что она стала переломным моментом в комплектовании армий и военного дела вообще. Ломка традиционной социальной структуры, возводившей барь еры между привилегированной знатью и крестьянским большинством, открыла эпоху массовых армий, формирующихся на основе призыва, не разделенных на привилегированных офицеров и бесправных солдат, внутренне интегрированных, объединенных патриотическими, гражданскими чувствами. Большинство маршалов и генералов наполеоновской эпохи вышли не из дворянских семей, а из простонародья, начинали службу в армии рядовыми или унтер-офицерами. Фраза “плох тот солдат, который не носит в ранце маршальский жезл” отражала характерные черты французской армии эпохи революций и империи. Это радикально отличало ее от рекрутских армий феодальной Европы.

Сознательное отношение к воинской службе и призыву, отсутствие дезертирства как массового явления позволили внести изменения в саму организацию военного дела. Отпала необходимость жестко контролировать каждый шаг солдата, больше не нужна была палочная дисциплина. Если раньше огонь использовался как “подготовительное средство”, а решающее значение имел штыковой удар пехоты и натиск конницы, то с повышением качества огнестрельного оружия сомкнутые построения боевых порядков войск стали причиной больших потерь. Настало время перейти от статичного и уязвимого для артиллерийского огня каре к новым порядкам – мобильным, маневренным колоннам, рассыпному строю. Такая тактика, гибкая и мобильная, дала французам преимущество перед противостоявшими им феодальными армиями[1392]. Массовый призыв позволял Франции иметь вооруженные силы, численность которых по отношению ко всему населению страны была больше, чем в других европейских странах, полагавшихся на постоянные армии с рекрутским набором[1393]. Сочетание численности, мобильности и социальной сплоченности армии – важнейшие предпосылки военных успехов Наполеона.

Всеобщая воинская обязанность была введена во Франции в 1793 году как экстренная мера, чтобы противостоять войскам австро-прусской коалиции. Но потребность в военных ресурсах для отражения армий феодальных государств сохраняется надолго. Призыв институционализируется – через 5 лет он из вызванной военной опасностью чрезвычайной меры становится обычной практикой. Наполеон не ввел призывную систему, он получил ее в наследство от республиканского правительства, но сумел воспользоваться ее преимуществами в полной мере. Неаполитанский публицист В. Куоко в статье 1802 года отмечал: “Из всех идей, которые зародились, были реализованы, или отвергнуты, либо трансформированы за предшествующее десятилетие, наибольшее влияние на будущее Европы окажет идея всеобщей воинской обязанности”[1394].

Введенная во Франции система призыва не была всеобщей, предусматривала льготы, оставляла пути уклонения от службы. С самого начала в ней была предусмотрена возможность откупа: призывник или его семья могли за деньги нанять ему замену или вместо службы в армии выплатить определенный денежный взнос государству[1395]. Существовали льготы по семейным обстоятельствам для некоторых категорий людей призывного возраста: женатых, единственных сыновей, на содержании у которых находится мать, и т. д. Были и профессиональные льготы: от призыва освобождались ремесленники, чей труд необходим армии. Во время правления Наполеона военная обстановка не требовала мобилизации всего призывного контингента, да и финансовые возможности государства не позволяли сделать это.

Французская армия победоносно шествовала по Европе, и система призыва распространялась на подконтрольные Франции государства-вассалы. В 1802 году Наполеон вводит призыв в Итальянской республике, в 1806?м – в Неаполе, в 1807?м – в Вестфалии, в 1810?м – в Голландии. Система работает с перебоями, порождает многие проблемы. Широкое распространение получают различные формы уклонения от военной службы, злоупотребления с льготами. Особенно массовыми стали эти явления в покоренных Францией странах, где патриотические мотивы идти в армию отсутствовали. В Италии входят в моду фиктивные браки[1396]. Поскольку семинаристы не подлежали призыву, бурно растет число семинарий. Нередки случаи, когда призывники отрубали себе пальцы на правой руке, случаи взяточничества в призывных канцеляриях, дезертирства. Теми же способами уклонялись от призыва и в метрополии, но масштабы этого были меньше[1397]. Но даже когда призыв противоречил национальным традициям, а о патриотических чувствах не было и речи, за 3–4 года, необходимых для организационной подготовки, он становился эффективным мобилизационным средством. К 1807 году итальянская армия, которой ко времени наполеоновского завоевания практически не было, уже насчитывала 70 тыс. человек.

Эффективность системы всеобщей воинской обязанности, включающей право откупиться от призыва, объясняется тем, что она отвечала социальным условиям времени, когда складывались основы современного экономического роста, его ранней фазы. Большая часть населения еще живет в деревне, занята сельским хозяйством. Семьи в основном многодетные, смертность высокая. Для молодого деревенского юноши призыв – возможность интегрироваться в меняющийся мир, получить дополнительное образование, социально адаптироваться. А во время войны, да еще победоносной, служба сулит добычу, успешную военную карьеру. Для многодетной крестьянской семьи гибель на войне сына – беда, но беда обыденная, привычная. К тому же общество только выходит из рамок традиционного аграрного общества с характерными для него натуральными повинностями крестьянского населения. Для немногочисленной привилегированной верхушки система оставляет лазейку – возможность за деньги освободить своих сыновей от военной службы.

После наполеоновских войн французская система всеобщей воинской обязанности становится нормой в континентальной Западной Европе. Военные успехи Наполеона, несмотря на его конечное поражение от войск общеевропейской коалиции, продемонстрировали, что сохранять рекрутские или наемные армии – непозволительная роскошь[1398]. Как правило, формирующиеся в посленаполеоновскую эпоху системы комплектования армии включали краткосрочную (2–3 года) службу для призывников и долгосрочную (6–8 лет) для тех, кто за деньги заменял военнообязанного из обеспеченной семьи либо был нанят государством. Если учесть существовавшие семейные и категориальные льготы, воинская обязанность на деле не была всеобщей.

Исключением стала армия Пруссии. После ее поражения в 1806 году при Йене и Ауэрштедте Наполеон по условиям мирного договора ограничил ее численность 42 тыс. человек. Такое ограничение и сложившаяся со времен Фридриха Вильгельма I традиция массовой военной подготовки заставили Пруссию прибегнуть к краткосрочной мобилизации значительной части призывников. Это дало возможность быстро включить тысячи обученных солдат в состав действующей армии. После кампании 1812 года система краткосрочной мобилизации позволила прусской армии всего за несколько месяцев вдвое превысить численность, установленную по договору с Наполеоном.

Наследие эпохи Фридриха Вильгельма I и Фридриха II, военный опыт 1807–1813 годов, подталкивает прусскую элиту к тому, чтобы ввести в 1813–1814 годах всеобщую воинскую обязанность – систему призыва, но без права откупа[1399]. Срок службы ограничивался двумя-тремя годами[1400]. Важнейшая задача прохождения службы – военная подготовка военнообязанных. Существовали категориальные льготы, льготы, связанные с семейным положением. Финансовые ресурсы Пруссии не позволяли держать под ружьем армию, в которую были бы мобилизованы все мужчины призывного возраста, призывалась лишь часть их. Но распространение воинской обязанности в Пруссии по европейским меркам было необычно широким. После прохождения двухлетней или трехлетней службы военнообязанный пребывал в резерве и проходил регулярную подготовку на воинских сборах. Такая система давала Пруссии, а затем и Германии, на которую после объединения распространился прусский порядок комплектования вооруженных сил, возможность располагать в военное время мобилизуемой, хорошо подготовленной армией, по численности многократно превышающей армию регулярную. Следует упомянуть еще один фактор, который повышал действенность прусско-германской системы: высокий – по стандартам времени – уровень начального образования. За короткий срок военной подготовки грамотные молодые люди становились хорошо обученными, “знающими свое место в строю” рядовыми и сержантами.

С началом франко-прусской войны стало ясно, что мобилизационный потенциал Германии позволяет сформировать армию военного времени в 3 раза большую, чем французская. Исход военной кампании 1870–1871 годов был предопределен до ее начала[1401]. После этой войны для правительств большинства европейских стран, соседствующих с Германией, становится очевидной необходимость заимствовать прусский опыт. Первой это сделала Франция. Она ввела систему, подобную прусской, в 1872 году.

В России рекрутчина и крепостное право были органично связаны, это особенно ярко проявилось во время, когда в Европе уже начался переход от рекрутского набора к всеобщей воинской обязанности. Чтобы создать кадры резервистов, необходимые для развертывания армии в военное время, нужно увеличить контингент призывников за счет сокращения срока службы. В России это было невозможно: зачисляемые в армию рекруты уже не числились крепостными[1402]. С середины 1860?х годов вокруг военной реформы разворачивается политическая борьба. Итоги франко-прусской войны усиливают позиции реформаторов. В дискуссии с представителями старого генералитета военный министр граф Д. Милютин аргументирует необходимость радикально изменить систему комплектования вооруженных сил, отказаться от рекрутского набора, ввести всеобщую воинскую обязанность. Он доказывает, что Россия, которая содержит большую, дорогостоящую регулярную армию мирного времени, пополняемую рекрутами, может столкнуться с превосходящими по численности армиями военного времени Германии и Австро-Венгрии, не имея возможности увеличить свои вооруженные силы из-за нехватки обученного резерва[1403]. Это стало решающим доводом в пользу начала глубокой военной реформы, введения в 1870?е годы всеобщей воинской обязанности в России[1404]. Те же соображения влияли на комплектование российских вооруженных сил в последующие десятилетия. Так, одной из мер, принятых царским правительством после японской войны для увеличения военно-обученного резерва, было сокращение срока службы, с тем чтобы пропускать через армию большее количество людей[1405].

Эволюция систем комплектования вооруженных сил в Англии, английских колониях, образовавшихся на их основе независимых государствах шла иначе, чем в континентальной Европе. В Англии с IX в. воинская обязанность распространяется и на знать, и на простонародье. Это не европейская всеобщая воинская обязанность XIX в., а лишь мобилизация ополчения для отражения норманнских набегов. Такой призыв сохраняется и в последующие столетия. В Англии никогда не было запрета носить оружие тем, кто принадлежал к непривилегированным сословиям. Это дало возможность во время Столетней войны усиливать рыцарскую конницу укомплектованным из простонародья ополчением. Островное положение дает Англии военные преимущества перед континентальными странами: столетиями она обходилась сильным флотом, феодальной конницей, народной милицией и малочисленной наемной армией. Традиционная для Англии организация вооруженных сил была перенесена в английские колонии, в том числе североамериканские. Здесь сформировалась система всеобщей воинской обязанности, иными словами, обязанности каждого участвовать в защите от нападений индейцев. Это была не регулярная армия, а территориальные милицейские формирования.

В ходе Войны за независимость в США возникла необходимость в организованной регулярной армии. Пытаясь мобилизовать силы местной милиции на постоянную армейскую службу, Дж. Вашингтон сталкивается с тяжелыми проблемами. После завоевания независимости тема регулярной армии становится одной из ключевых при обсуждении Конституции страны. Широко обсуждается идея, что Конституция должна содержать прямой запрет на существование регулярной армии в мирное время, поскольку это может угрожать гражданским свободам[1406]. Авторы Конституции выдвигали контраргументы: роль милиции, которая состоит из вооруженных граждан и находится под гражданским контролем, безусловно, велика, однако регулярная армия при неожиданной угрозе позволит выиграть время, необходимое для ее мобилизации[1407]. Доводы федералистов оказались весомее. Конституция США не запрещает содержать постоянную армию. Но из-за опасений угрозы гражданским свободам в Конституцию была внесена поправка, гарантировавшая гражданину право хранить оружие и выступать с оружием в руках для защиты свободы и демократии.

Вплоть до 1861 года в основе американских вооруженных сил оставалась модель, сходная с английской, основанная на милицейской системе при ограниченной регулярной армии. Сохранить эту модель не позволили масштабные боевые действия во время Гражданской войны. И на Севере, и на Юге формируются созданные на базе милиции массовые армии – добровольческие, но организованные, постоянные. Нехватка добровольцев, готовых сменить милицейскую службу вблизи своего дома на собственно воинскую вдали от него, побуждает сначала южные штаты, у которых беднее людские и материальные ресурсы (в 1862 году), затем и северные (в 1863 году) ввести всеобщую воинскую обязанность.

Воинская обязанность в США во время Гражданской войны была далеко не всеобщей – кто-то мог откупиться от службы, кто-то пользовался льготами. И на Юге, и на Севере мобилизационная кампания шла не слишком успешно[1408]. Мобилизация противоречила сложившимся традициям, воспринималась как несправедливость, произвол властей. Известны массовые случаи уклонения от воинской службы, дезертирства, нередко вспыхивали бунты призывников, уничтожались призывные списки. До конца войны значительную часть обеих армий – и конфедератов, и северян – составляли добровольцы.

После Гражданской войны вооруженные силы США возвращаются к довоенной модели. Политики и высшие военные продолжают обсуждать, насколько такая система отвечает реалиям современного мира, в то время как в Европе существуют массовые призывные армии. Однако североамериканская модель вооруженных сил остается неизменной вплоть до начала Первой мировой войны. Основные перемены конца XIX – начала XX в. в военной сфере США – программа строительства флота, не противоречащая англосаксонской традиции, постепенное увеличение комплектуемой на добровольческой основе численности регулярной армии.

С началом Первой мировой войны, когда германский флот стал атаковать суда нейтральных стран, в том числе и американские, именно ограниченная численность сухопутных войск и обученных призывников несколько лет не позволяла Америке начать активные боевые действия. Лишь в 1917 году в США вводят всеобщую воинскую обязанность и страна вступает в войну с Германией.

В Великобритании всеобщая воинская обязанность тоже вводится не сразу после начала Первой мировой войны, но на год раньше, чем в Америке. Малочисленная английская армия мирного времени, ограниченность призывного контингента не позволяли Британии прийти на помощь французским союзникам в самом начале войны.

Итак, первое столетие современного экономического роста ознаменовалось введением всеобщей воинской обязанности, по крайней мере во время войн. Первыми на это пошли крупные страны, претендующие на участие в мировой политике, озабоченные сохранением территориальной целостности. Такая организация вооруженных сил в корне изменила порядок, господствовавший в мире прежде. В аграрных обществах доля профессиональных военных в общей численности населения, как правило, не превышала 1 %. Исключение составляли горские народы, кочевники, античный мир. Но это незначительная часть населения мира. Низкая продуктивность традиционного хозяйства, деградация земледелия при попытках увеличить налоги, слабость налоговых систем – все это длительное время не позволяло финансировать крупные регулярные армии. Крах античных институтов был связан с военным перенапряжением империи. Заметим, что численность армии поздней Римской империи – 500–600 тыс. человек – составляла примерно 1 % ее населения.

Как и в других сферах, современный экономический рост изменяет ситуацию в военном строительстве. В странах, которые в этот процесс вовлечены, душевой ВВП значительно превосходит количество необходимых для поддержания жизни ресурсов. У государства появляется больше возможностей аккумулировать финансовые средства, сохраняя при этом налоговый потенциал. Это позволяет увеличить и число граждан, мобилизуемых для участия в длительных войнах, и необходимые для обеспечения армий ресурсы.

Во время наполеоновских войн – после введения всеобщей воинской обязанности во Франции и на подконтрольных ей территориях – доля европейского населения, участвовавшего в войнах, вряд ли превышала 2 %. В ходе Второй мировой войны для основных стран-участниц она приближается к 10 %. Даже в США, где отсутствует традиция всеобщей воинской обязанности, а первые призывные кампании во время Гражданской войны были неудачными, призыв 1917 года прошел организованно, не встретил общественного сопротивления. Правда, в англосаксонской традиции он продолжал считаться исключением военного времени. В Великобритании и США после окончания Первой мировой войны призыв был отменен. Эти страны возвращаются к привычным контрактным системам комплектования армии. Но понимание того, что в случае новой крупной войны вновь придется прибегнуть к призыву, укореняется и здесь. Когда в 1940 году, более чем за год до вступления США в войну, американские власти объявляют первый в истории страны призыв на воинскую службу в мирное время, это решение не вызывает серьезных протестов общества. Что касается стран континентальной Европы, не защищенных морем от потенциального агрессора, не имеющих времени для перехода к армии военного образца, то здесь всеобщая воинская обязанность сохраняется и между мировыми войнами.

После окончания Второй мировой войны крупнейшие военные державы сталкиваются с новыми реальностями: “холодная война”, войны в Корее и Вьетнаме. Это заставляет США на десятилетия сохранить призывную систему. Она по-прежнему господствует и в континентальной Европе. Военная элита развитых стран, за исключением Великобритании, Канады и Австралии, принимает этот способ комплектования своих армий как естественный и единственно возможный. Однако в эпоху радикальных перемен, вызванных современным экономическим ростом, многие укоренившиеся представления рано или поздно приходится пересматривать. Так было и с воинским призывом.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

econ.wikireading.ru

2. Всеобщая воинская обязанность и воинская служба

Статья 1. Всеобщая воинская обязанность

1. Оборона Республики Казахстан от вооруженной агрессии относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа Казахстана. Защита Республики Казахстан является священным долгом и обязанностью каждого ее гражданина, неза­висимо от национальности и социального происхождения, места жительства, имущественного и должностного положения, расы, языка, образования, отношения к религии, рода и характера заня­тий, политических и иных убеждений, принадлежности к общест­венным организациям и объединениям.

2. Всеобщая воинская обязанность устанавливается Конститу­цией Республики Казахстан в целях обеспечения комплектования Вооруженных Сил, Комитета национальной безопасности, Погра­ничных и Внутренних войск, Республиканской гвардии, органов управления и частей Гражданской обороны и других воинских фор­мирований Республики Казахстан (далее — Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Республики Казахстан), а также подготовки населения к защите республики.

Всеобщая воинская обязанность включает:

— подготовку граждан к военной службе;

— приписку к призывным участкам;

— призыв на военную службу;

— прохождение военной службы; — службу в запасе;

— прохождение учебных сборов в запасе;

— обязательное всеобщее обучение граждан в военное время.

3. Выполнение настоящего Закона возлагается на граждан Рес­публики Казахстан, центральные органы государственной власти, местные представительные и исполнительные органы, учебные заведения, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации, независимо от подчинения и форм собственности.

Всеобщая воинская обязанность не распространяется на граж­дан других государств, кроме случаев, предусмотренных международными договорами, а также на лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан.

Граждане других государств и лица без гражданства, прожи­вающие в Республике Казахстан, могут нести военную службу в интересах Республики Казахстан.

4. По отношению к всеобщей воинской обязанности граждане Республики Казахстан подразделяются на категории:

— допризывники — юноши, начиная с 15-летнего возраста, про­ходящие подготовку к военной службе, до приписки к призывному участку;

— призывники — лица, приписанные к призывным участкам;

— военнослужащие — лица, проходящие военную службу;

— военнообязанные — лица, состоящие в запасе;

— невоеннообязанные — лица, не принятые на воинский учет или снятые с него.

5. Граждане Республики Казахстан, годные к прохождению во­енной службы по состоянию здоровья и возрасту, обязаны:

— по достижении установленного настоящим Законом возраста встать на воинский учет;

— прибывать по вызову военного комиссариата для приписки к призывным участкам, прохождения медицинского освидетельст­вования, направления на подготовку для получения военно-техни­ческой специальности, призыва на военную службу или сборы;

— проходить подготовку к военной службе, военную службу и выполнять воинскую обязанность в запасе;

— выполнять правила воинского учета.

Женщины, имеющие специальность, родственную с соответ­ствующей военной специальностью по перечню, определяемому Правительством Республики Казахстан, должны встать на воин­ский учет.

В мирное время женщины могут добровольно поступать на во­енную службу по контракту. В военное время лица женского пола, находящиеся на воинском учете или прошедшие всеобщее военное обучение, могут быть призваны на военную службу по решению Президента Республики Казахстан.

Статья 2. Военная служба

1. Военная служба — особый вид государственной службы гра­ждан Республики Казахстан, связанный с выполнением ими сво­его священного долга и обязанности перед государством и народом в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан.

Время прохождения военной службы засчитывается в общий непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специально­сти. Виды военной службы:

—срочная военная служба солдат и матросов, сержантов и стар­шин;

— военная служба по контракту на должностях солдат и матросов, сержантов и старшин;

— военная служба курсантов (слушателей) военно-учебных за­ведений;

— военная служба прапорщиков и мичманов по контракту;

— военная служба офицерского состава.

2. Военнослужащим Республики Казахстан разрешается про­ходить военную службу в составе объединенных (коалиционных) вооруженных сил (группировок войск) в соответствии с междуна­родными договорами.

Гражданам Республики Казахстан запрещается проходить во­енную службу в вооруженных силах других государств, если это не предусмотрено международными договорами.

3. Граждане Республики Казахстан, впервые призванные или добровольно поступившие на военную службу, принимают воен­ную присягу на верность народу Казахстана.

Военнообязанные, ранее не принимавшие военную присягу, принимают ее во время сборов или мобилизации.

Текст военной присяги утверждается Президентом Республики Казахстан.

Статья 3. Комплектование Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республи­ки Казахстан военнослужащими

Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Республики Казахстан комплектуются военнослужащими на ос­нове всеобщей воинской обязанности по призыву, а также по кон­тракту при сочетании экстерриториального и территориального принципов.

Порядок комплектования Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан военнослужащи­ми определяется Правительством Республики Казахстан.

Для доукомплектования Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан личным составом по мобилизации и в военное время создается военно-обученный ре­зерв из военнообязанных.

Статья 4. Состав военнослужащих и военнообязанных

Военнослужащие и военнообязанные подразделяются на рядо­вой состав, сержантский и старшинский составы, состав прапор­щиков и мичманов, офицерский состав.

Офицерский состав делится на младший, старший и высший.

З.Воинские звания высшего офицерского состава присваива­ются Президентом Республики Казахстан. Права других должно­стных лиц по присвоению воинских званий остальным категориям военнослужащих устанавливаются положениями о прохождении военной службы.

4. Военнослужащие и военнообязанные могут быть лишены воинского звания, а также снижены и восстановлены в воинском звании в порядке, определяемом общевоинскими уставами Воору­женных Сил Республики Казахстан и положениями о прохожде­нии военной службы.

Статья 6. Воинские должности

1. Воинские должности (штатные должности, подлежащие за­мещению военнослужащими) и соответствующие им воинские зва­ния предусматриваются в штатах воинских частей, кораблей, орга­нов управления, учреждений, военно-учебных заведений.

Перечень должностей, подлежащих замещению высшим офи­церским составом, утверждается Президентом Республики Ка­захстан, а должностей других военнослужащих — министром обороны, министром внутренних дел, председателем Государствен­ного комитета Республики Казахстан по охране государственной границы, председателем Государственного комитета Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям, председателем Комитета национальной безопасности, командующими Внутренними и По­граничными войсками, Республиканской гвардией, Генеральным Прокурором, первыми руководителями других воинских форми­рований Республики Казахстан.

Перечень должностей военнослужащих органов судов, подле­жащих замещению лицами офицерского состава, определяется в соответствии с действующим законодательством Республики Ка­захстан.

2. Воинские должности подразделяются на:

— должности рядового состава;

— должности сержантского и старшинского составов;

— должности офицерского состава.

3. Назначение на должности, подлежащие замещению лицами высшего офицерского состава (командиров соединений, объедине­ний и им равных, руководящего состава Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан), произ­водится Президентом Республики Казахстан.

Права должностных лиц в отношении порядка назначения на другие воинские должности определяются министром обороны, министром внутренних дел, председателем Государственного ко­митета Республики Казахстан по охране государственной границы, председателем Государственного комитета Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям, председателем Комитета националь­ной безопасности, командующими Внутренними и Пограничными войсками, Республиканской гвардией, Генеральным Прокурором,

первыми руководителями других воинских формирований Респуб­лики Казахстан.

4. Военнослужащие, с их согласия, могут быть прикомандиро­ваны в органы государственной власти, министерства и ведомства для выполнения работ оборонного характера с оставлением на во­енной службе на основании решений Правительства Республики Казахстан.

Военнослужащие, избранные депутатами Парламента Респуб­лики Казахстан и освобожденными председателями комиссий ме­стных представительных органов, увольняются с военной службы. Они могут быть приняты на военную службу после окончания сро­ка их депутатских полномочий в установленном порядке.

Военнослужащие, избранные депутатами местных представи­тельных органов, освобождаются от выполнения служебных обя­занностей на период работы этих органов (сессии).

Обеспечение всеми видами довольствия военнослужащих, при­командированных в представительные и исполнительные органы, министерства и ведомства с оставлением на военной службе, для выполнения работ оборонного характера, а также порядок прохо­ждения ими военной службы регулируются действующим законо­дательством Республики Казахстан.

  1. Подготовка граждан к военной службе

  1. Подготовка допризывников и призывников к военной службе включает:

— начальную военную подготовку;

— подготовку призывников по военно-техническим специальностям;

— военную подготовку студентов высших учебных заведений по программе офицеров запаса;

— физическую подготовку;

— лечебно-оздоровительную работу;

— патриотическое воспитание.

2. Подготовка допризывников и призывников к военной службе организуется под руководством Правительства Республики Казах­стан, министерствами, государственными комитетами и ведомства­ми, местными представительными и исполнительными органами и осуществляется в учебных заведениях, организациях и других хо­зяйствующих субъектах, независимо от форм собственности.

Контроль за организацией, проведением и результатами подго­товки допризывников и призывников к военной службе в респуб­лике, программное и методическое обеспечение начальной воен­ной подготовки осуществляется Министерством обороны Респуб­лики Казахстан.

Местные представительные и исполнительные органы, мини­стерства, государственные комитеты, ведомства, органы управле­ния осуществляют материально-техническое обеспечение, созда­ние учебно-материальной базы, подбор и подготовку руководите­лей, преподавателей, воспитателей, инструкторов, мастеров про­изводственного обучения и других специалистов для проведения начальной военной подготовки и несут ответственность за выпол­нение возложенного на них настоящим Законом комплекса меро­приятий по подготовке допризывников и призывников к военной службе.

Руководители предприятий, организаций, учреждений и учеб­ных заведений, независимо от форм собственности, обязаны обес­печить возможность прохождения допризывниками и призывни­ками подготовки к военной службе.

Статья 8.1. Начальная военная подготовка

Начальная военная подготовка проводится с юношами допри­зывного и призывного возрастов в общеобразовательных школах всех типов, профессионально-технических училищ и средних спе­циальных учебных заведениях, независимо от подчиненности и форм собственности, штатными преподавателями-организатора­ми.

Юноши, не прошедшие начальную военную подготовку в учеб­ных заведениях, проходят ее перед призывом на срочную военную службу в учебных пунктах, создаваемых по решению местных ис­полнительных органов.

Порядок организации и проведения начальной военной подго­товки с юношами допризывного и призывного возрастов опреде­ляется Положением о начальной военной подготовке молодежи, утверждаемым Правительством Республики Казахстан.

Статья 9. Подготовка призывников по военно-техни­ческим специальностям

1. Подготовка призывников по военно-техническим специаль­ностям проводится в учебных организациях министерств, ведомств и учебных заведениях системы государственного образования рес­публики, как с отрывом, так и без отрыва от производства в зависи­мости от условий и характера подготовки.

Подготовка призывников может осуществляться в обществен­ных объединениях военно-прикладной направленности на договор­ной основе по программам и планам, согласованным с Министер­ством обороны Республики Казахстан.

К подготовке привлекаются призывники, годные по состоянию здоровья к военной службе по получаемой военно-технической специальности и подлежащие очередному призыву на срочную военную службу после окончания обучения.

2. За призывниками, проходящими подготовку по военно-тех­ническим специальностям с отрывом от производства, на период обучения сохраняются место работы, занимаемая должность и выплачивается средняя заработная плата по месту основной рабо­ты.

Призывникам, привлекаемым к обучению без отрыва от произ­водства, на период подготовки устанавливается сокращенная про­должительность рабочего дня применительно к правилам, преду­смотренным законодательством для лиц, обучающихся в вечерних школах. На время подготовки и сдачи экзаменов им предоставляет­ся отпуск продолжительностью 10-15 рабочих дней (в зависимости от специальности и объема учебных программ) с выплатой средней заработной платы по месту основной работы.

Расходы организаций, основанных на частной собственности, по выплате средней заработной платы этим призывникам возме­щаются за счет министерств, государственных комитетов и ве­домств, для которых готовятся указанные специалисты.

3. Посещение занятий призывниками, привлекаемыми для обу­чения по военно-техническим специальностям, является обяза­тельным.

Статья 10. Военная подготовка студентов высших учеб­ных заведений

1. Военную подготовку студентов высших учебных заведений проводят на военных кафедрах. К военной подготовке привлека­ются студенты в возрасте до 27 лет, годные к военной службе по состоянию здоровья, а по ряду военно-учетных специальностей, определяемых Министерством обороны Республики Казахстан, также студентки высших учебных заведений.

2. Перечень высших учебных заведений, в которых проводится военная подготовка студентов, а также Положение о военной ка­федре утверждаются Правительством Республики Казахстан.

Военная подготовка является одним из видов обучения и вклю­чается в учебные планы высших учебных заведений, как самостоя­тельная учебная дисциплина.

3. Студентам, прошедшим полный курс военной подготовки по программе офицеров запаса и сдавшим установленные экзамены, присваивается соответствующее первое воинское звание офицера запаса. Студенты, не прошедшие срочную военную службу либо под­готовку на военной кафедре, после окончания высшего учебного заведения призываются на срочную военную службу. Они могут быть призваны на военную службу в качестве офицеров после при­своения им офицерского звания в соответствии с полученным об­разованием, родственным по профилю военной специальности, в порядке и по специальностям, утвержденным министром обороны Республики Казахстан.

Статья 11. Физическая подготовка. Лечебно-оздоро­вительная работа. Патриотическое воспи­тание

1. Физическая подготовка допризывников и призывников орга­низуется и проводится местными представительными и исполни­тельными органами, органами образования, физической культуры и спорта, спортивными и другими организациями, независимо от форм собственности.

2. Лечебно-оздоровительная работа с юношами организуется по месту их жительства, учебы или работы органами и учрежде­ниями здравоохранения в лечебных, лечебно-профилактических и лечебно-оздоровительных учреждениях с образованием в них под­ростковых поликлиник, отделений и кабинетов.

Медицинские освидетельствования юношей, начиная с 15-лет­него возраста, производятся ежегодно врачами-специалистами. В случае необходимости юношам назначается необходимое лечение с проведением оздоровительных мероприятий.

3. Патриотическое воспитание допризывной и призывной мо­лодежи проводится по месту жительства, учебы и работы всеми государственными организациями и другими хозяйствующими субъектами, независимо от форм собственности.

studfiles.net

Всеобщая воинская обязанность — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3

Всеобщая воинская обязанность

Cтраница 3

ВОЕННООБЯЗАННЫЙ — лицо, состоящее в запасе Советской Армии и Военно-Морского Флота. Запас солдатского ( матросского) и сержантского ( старшинского) состава включает 2 категории, каждая из к-рых в свою очередь делится на 3 разряда по возрастному признаку: первый разряд — до 35, второй — до 45 и третий — до 50 лет. В соответствии с Законом о всеобщей воинской обязанности 1939 в запас 1 — й категории зачисляются военнослужащие по прохождении ими установленного срока действнт.  [31]

Был ужесточен режим работы промышленных предприятий, многие отрасли промышленности переведены на полувоенные рельсы. Принятый 1.9.193 9 закон О всеобщей воинской обязанности позволил увеличить численность Красной армии к сер.  [32]

Принятый в 1939 г. Закон о всеобщей воинской обязанности позволил увеличить ее численность к 1941 г. до 5 млн. человек.  [33]

В предвоенные годы была проведена реорганизация армии: реорганизованы войсковые части и соединения, строившиеся по территориально-милиционному принципу; вооруженные силы полностью перешли на положение кадровых. Значительно увеличилась численность армии. Кадровый принцип строительства вооруженных сил был закреплен в законе О всеобщей воинской обязанности, принятом Верховным Советом Союза ССР в сентябре 1939 года.  [34]

По срокам службы и правовому положению военнослужащих различаются следующие формы действит. На действительной срочной военной службе состоят солдаты, матросы, сержанты и старшины, проходящие военную службу в пределах сроков, установленных Законом о всеобщей воинской обязанности.  [35]

За призванным сохраняется право поступления на то же предприятие, в учреждение по возвращении из армии. Если призванный освобожден в течение трех месяцев ей дня призыва от службы в армии, то ему должна быть предоставлена та же работа, что и до призыва, согласно Закону о всеобщей воинской обязанности.  [36]

За призванным сохраняется право поступления на то же предприятие, в учреждение по возвращении из армии. Если призванный освобожден в течение трех месяцев со дня призыва от службы в армии, то ему должна быть предоставлена та же работа, что и до призыва, согласно Закону о всеобщей воинской обязанности.  [37]

Этими декретами был определен переход от формирования Красной Армии на основе добровольчества к строительству советских вооруженных сил на основе всеобщей воинской обязанности трудящихся. Состоявшийся в июле 1918 г. V Всероссийский съезд Советов наметил важнейшие мероприятия по организации и укреплению Красной Армии на основе всеобщей воинской повинности.  [38]

То, что подлежит безусловному выполнению кем-н. Воинская служба в Рабоче-Крестъянекой Красной Армии представляет почетную обязанность граждан СССР. Обязанность для меня-дело священное. Сколь тяжела обязанность моя. Всеобщая воинская обязанность является законом.  [39]

Это является важнейшим условием поддержания высокой боеспособности и постоянной боеготовности войск и сил флота. Любое самовольное оставление части или места службы военнослужащим, а равно У. УК), самовольное оставление части или места службы ( ст. 246 УК), дезертирство ( ст. 247 УК), за совершение к-рых установлена дифференцированная ответственность различных категорий военнослужащих; самовольное оставление части в боевой обстановке ( ст. 248 УК), У. УК), за к-рые предусмотрена одинаковая ответственность всех военнослужащих. Помимо военнослужащих и приравненных к ним лиц, за эти преступления несут уголовную ответственность военнообязанные, совершившие их во время прохождения учебных и поверочных сборов. УК) являются нарушением всеобщей воинской обязанности гражданином СССР и относятся к гос.  [40]

К ним относятся, в частности, право на получение окладов по воинскому званию и определенных денежных надбавок, напр, за службу в отдаленных местностях; пониженные ставки платы за жилье; бесплатный, за счет средств Министерства обороны проезд при использовании очередного отпуска и в нек-рых др. случаях; преимущества в области пенсионного обеспечения и медицинского обслуживания и др. Сроки службы О. Вопрос о возможности продолжить службу сверх установленных возрастов рассматривается соответствующими инстанциями в персональном порядке. При необходимости отдельные из них могут быть оставлены на службе на срок до пяти лет, а по истечении пятилетнего срока в случаях особой необходимости — еще на срок до пяти лет. Офицеры, призванные на срок два-три года, увольняются в запас по истечении этих сроков, если они не изъявят желания продолжить службу. Родиной, при нахождении в запасе и отставке разрешается ношение военной формы. Призыв на действительную военную службу — установленное Законом о всеобщей воинской обязанности привлечение граждан на военную службу в Вооруженных Силах СССР.  [41]

Страницы:      1    2    3

www.ngpedia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *