Выборы депутатов государственной думы – Процедура выборов в Государственную думу РФ. Справка

Содержание

Процедура выборов в Государственную думу РФ. Справка

Депутаты Государственной думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной думы (федеральный список кандидатов).
Выборы депутатов Государственной думы нового созыва назначаются президентом Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.

Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная дума предыдущего созыва. Конституционный срок, на который избирается Государственная дума, исчисляется со дня ее избрания. Днем избрания Государственной думы является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе.

Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Если президент Российской Федерации не назначит выборы депутатов Государственной думы в срок, установленный срок, выборы назначаются Центральной избирательной комиссией (ЦИК) РФ и проводятся в первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная дума предыдущего созыва. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного срока официального опубликования решения о назначении выборов.
Кандидаты в депутаты Государственной думы выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов.

Выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется политическими партиями, имеющими в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95‑ФЗ «О политических партиях» право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов.

Политическая партия вправе выдвинуть в составе федерального списка кандидатов граждан Российской Федерации, не являющихся членами данной политической партии.

Политическая партия вправе выдвинуть один список кандидатов.

Решение о выдвижении федерального списка кандидатов принимается тайным голосованием на съезде политической партии. Порядок включения кандидатур в федеральный список кандидатов и порядок проведения тайного голосования, определяются уставом политической партии.

Выдвижение федерального списка кандидатов на съезде политической партии осуществляется не ранее чем через 10 дней и заканчивается не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной думы.

Федеральный список кандидатов представляется уполномоченным представителем политической партии в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной думы.

Выдвижение федерального списка кандидатов должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы, за исключением ряда случаев.

Осуществляется без сбора подписей избирателей регистрация федерального списка кандидатов, выдвинутого политической партией, федеральный список кандидатов которой на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы допущен к распределению депутатских мандатов.

Без сбора подписей избирателей осуществляется также регистрация федерального списка кандидатов, выдвинутого политической партией, списки кандидатов которой были допущены к распределению депутатских мандатов в действующих на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной думы законодательных (представительных) органах государственной власти не менее чем в одной трети субъектов РФ.

Подписные листы изготавливаются за счет средств избирательного фонда политической партии по форме согласно Приложению 1 к настоящему Федеральному закону. Оплата изготовления подписных листов должна быть произведена до начала сбора подписей.

Политическая партия вправе начать сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения федерального списка кандидатов со дня оплаты изготовления подписных листов.

Не ранее чем за 75 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по московскому времени уполномоченный представитель политической партии представляет в ЦИК РФ документы, необходимые для регистрации федерального списка кандидатов.

Центральная избирательная комиссия России не позднее чем через 10 дней после приема необходимых для регистрации федерального списка кандидатов документов принимает решение о регистрации федерального списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в его регистрации.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах депутатов Государственной думы образуются избирательные участки.

Избирательные участки образуются не позднее чем за 50 дней до дня голосования с учетом местных и иных условий исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей.

В местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и других местах временного пребывания), в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, а также в местах, где пребывают избиратели, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах РФ, избирательные участки в исключительных случаях могут образовываться не позднее чем за три дня до дня голосования.

На территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях, избирательные участки в исключительных случаях могут образовываться не позднее чем за пять дней до дня голосования.

Избирательные участки для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, проживающих или находящихся за пределами территории Российской Федерации, образуются не позднее чем за 50 дней до дня голосования, а в исключительных случаях ‑ не позднее чем за пять дней до дня голосования.

Списки избирательных участков с указанием их номеров и границ (если избирательный участок образован на части территории населенного пункта) либо перечня населенных пунктов (если избирательный участок образован на территориях нескольких населенных пунктов), мест нахождения участковых избирательных комиссий, помещений для голосования и номеров телефонов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы не позднее чем за 45 дней до дня голосования.

Подготовку и проведение выборов депутатов Государственной думы, обеспечение реализации и защиту избирательных прав граждан осуществляют следующие избирательные комиссии, перечисленные в порядке от вышестоящих к нижестоящим: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; территориальные избирательные комиссии ‑ районные, городские и другие территориальные избирательные комиссии или избирательные комиссии муниципальных образований; участковые избирательные комиссии.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации формируются в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года.

Если на соответствующей территории отсутствует территориальная избирательная комиссия или избирательная комиссия муниципального образования, то она формируется не позднее чем через 35 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. Срок приема предложений по составу территориальной избирательной комиссии не может быть менее одного месяца.

Участковая избирательная комиссия формируется вышестоящей территориальной избирательной комиссией не ранее чем за 30 дней и не позднее чем за 23 дня до дня голосования.

Территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 21 день до дня голосования составляются списки избирателей.

Список избирателей по избирательному участку, образованному в труднодоступной или отдаленной местности, на территории воинской части, составляется участковой избирательной комиссией не позднее чем за 20 дней до дня голосования, а в исключительных случаях ‑ не позднее чем в день сформирования участковой избирательной комиссии на основании сведений об избирателях, представляемых главой местной администрации поселения.

Списки избирателей по избирательным участкам, образованным в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и других местах временного пребывания), на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, составляются соответствующими участковыми избирательными комиссиями не позднее дня, предшествующего дню голосования.

Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной думы, обеспечением деятельности избирательных комиссий в течение срока их полномочий, использованием и эксплуатацией средств автоматизации, а также с повышением правовой культуры избирателей и обучением организаторов выборов, осуществляются за счет средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем за 50 дней до дня голосования распределяет поступившие в ее распоряжение средства, выделенные из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной думы, между избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, которые распределяют полученные средства между территориальными избирательными комиссиями не позднее чем за 30 дней до дня голосования.

Осознанному волеизъявлению избирателей, гласности выборов способствует информационное обеспечение выборов депутатов Государственной думы – информирование избирателей и предвыборную агитацию.
Агитационный период начинается со дня выдвижения политической партией федерального списка кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.

Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.

Проведение предвыборной агитации в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования запрещается.
Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее вывешенные в установленном настоящим Федеральным законом порядке вне зданий, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, на расстоянии не менее 50 метров от входа в них, сохраняются в день голосования на прежних местах.

О дне, времени и месте голосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей через средства массовой информации или иным способом не позднее чем за 20 дней до дня голосования, а при проведении досрочного голосования – не позднее чем за пять дней до дня досрочного голосования.

Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени. Если на территории избирательного участка находится место жительства избирателей, рабочее время которых совпадает со временем голосования (при работе на предприятиях с непрерывным циклом работы или работе вахтовым методом), решением избирательной комиссии субъекта РФ время начала голосования на этом избирательном участке может быть перенесено на более раннее время, но не более чем на два часа.

Участковая избирательная комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации после предварительной проверки правильности составления протоколов территориальных избирательных комиссий об итогах голосования не позднее чем на пятый день со дня голосования путем суммирования этих данных устанавливает итоги голосования на территории субъекта Российской Федерации.

На основании данных, содержащихся в первых экземплярах протоколов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации об итогах голосования, об итогах голосования на частях территорий субъектов Российской Федерации, протоколов территориальных избирательных комиссий об итогах голосования ЦИК Российской Федерации после предварительной проверки правильности составления указанных протоколов путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через две недели после дня голосования определяет результаты выборов депутатов Государственной думы.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ria.ru

Процедура выборов в Государственную думу РФ. Справка

Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы (федеральный список кандидатов).

Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Конституционный срок, на который избирается Государственная Дума, исчисляется со дня ее избрания. Днем избрания Государственной Думы является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Если Президент Российской Федерации не назначит выборы депутатов Государственной Думы в срок, установленный срок, выборы назначаются Центральной избирательной комиссией (ЦИК) РФ и проводятся в первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного срока официального опубликования решения о назначении выборов.

Кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов.

Выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется политическими партиями, имеющими в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95‑ФЗ «О политических партиях» право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов.

Политическая партия вправе выдвинуть в составе федерального списка кандидатов граждан Российской Федерации, не являющихся членами данной политической партии.

Политическая партия вправе выдвинуть один список кандидатов.

Решение о выдвижении федерального списка кандидатов принимается тайным голосованием на съезде политической партии. Порядок включения кандидатур в федеральный список кандидатов и порядок проведения тайного голосования, определяются уставом политической партии.

Выдвижение федерального списка кандидатов на съезде политической партии осуществляется не ранее чем через 10 дней и заканчивается не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.

Федеральный список кандидатов представляется уполномоченным представителем политической партии в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.

Выдвижение федерального списка кандидатов должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы, за исключением ряда случаев.

Осуществляется без сбора подписей избирателей регистрация федерального списка кандидатов, выдвинутого политической партией, федеральный список кандидатов которой на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы допущен к распределению депутатских мандатов. Без сбора подписей избирателей осуществляется также регистрация федерального списка кандидатов, выдвинутого политической партией, списки кандидатов которой были допущены к распределению депутатских мандатов в действующих на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы законодательных (представительных) органах государственной власти не менее чем в одной трети субъектов РФ.

Подписные листы изготавливаются за счет средств избирательного фонда политической партии по форме согласно Приложению 1 к настоящему Федеральному закону. Оплата изготовления подписных листов должна быть произведена до начала сбора подписей.

Политическая партия вправе начать сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения федерального списка кандидатов со дня оплаты изготовления подписных листов.

Не ранее чем за 75 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по московскому времени уполномоченный представитель политической партии представляет в ЦИК РФ документы, необходимые для регистрации федерального списка кандидатов.

Центральная избирательная комиссия России не позднее чем через 10 дней после приема необходимых для регистрации федерального списка кандидатов документов принимает решение о регистрации федерального списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в его регистрации.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах депутатов Государственной Думы образуются избирательные участки.

Избирательные участки образуются не позднее чем за 50 дней до дня голосования с учетом местных и иных условий исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей.

В местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и других местах временного пребывания), в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, а также в местах, где пребывают избиратели, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах РФ, избирательные участки в исключительных случаях могут образовываться не позднее чем за три дня до дня голосования.

На территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях, избирательные участки в исключительных случаях могут образовываться не позднее чем за пять дней до дня голосования.

Избирательные участки для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, проживающих или находящихся за пределами территории Российской Федерации, образуются не позднее чем за 50 дней до дня голосования, а в исключительных случаях ‑ не позднее чем за пять дней до дня голосования.

Списки избирательных участков с указанием их номеров и границ (если избирательный участок образован на части территории населенного пункта) либо перечня населенных пунктов (если избирательный участок образован на территориях нескольких населенных пунктов), мест нахождения участковых избирательных комиссий, помещений для голосования и номеров телефонов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы не позднее чем за 45 дней до дня голосования.

Подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, обеспечение реализации и защиту избирательных прав граждан осуществляют следующие избирательные комиссии, перечисленные в порядке от вышестоящих к нижестоящим: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; территориальные избирательные комиссии ‑ районные, городские и другие территориальные избирательные комиссии или избирательные комиссии муниципальных образований; участковые избирательные комиссии.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации формируются в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Если на соответствующей территории отсутствует территориальная избирательная комиссия или избирательная комиссия муниципального образования, то она формируется не позднее чем через 35 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. Срок приема предложений по составу территориальной избирательной комиссии не может быть менее одного месяца.

Участковая избирательная комиссия формируется вышестоящей территориальной избирательной комиссией не ранее чем за 30 дней и не позднее чем за 23 дня до дня голосования.

Территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 21 день до дня голосования составляются списки избирателей.

Список избирателей по избирательному участку, образованному в труднодоступной или отдаленной местности, на территории воинской части, составляется участковой избирательной комиссией не позднее чем за 20 дней до дня голосования, а в исключительных случаях ‑ не позднее чем в день сформирования участковой избирательной комиссии на основании сведений об избирателях, представляемых главой местной администрации поселения.

Списки избирателей по избирательным участкам, образованным в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и других местах временного пребывания), на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, составляются соответствующими участковыми избирательными комиссиями не позднее дня, предшествующего дню голосования.

Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы, обеспечением деятельности избирательных комиссий в течение срока их полномочий, использованием и эксплуатацией средств автоматизации, а также с повышением правовой культуры избирателей и обучением организаторов выборов, осуществляются за счет средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем за 50 дней до дня голосования распределяет поступившие в ее распоряжение средства, выделенные из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, между избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, которые распределяют полученные средства между территориальными избирательными комиссиями не позднее чем за 30 дней до дня голосования.

Осознанному волеизъявлению избирателей, гласности выборов способствует информационное обеспечение выборов депутатов Государственной Думы – информирование избирателей и предвыборную агитацию.

Агитационный период начинается со дня выдвижения политической партией федерального списка кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.

Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.

Проведение предвыборной агитации в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования запрещается.

Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее вывешенные в установленном настоящим Федеральным законом порядке вне зданий, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, на расстоянии не менее 50 метров от входа в них, сохраняются в день голосования на прежних местах.

О дне, времени и месте голосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей через средства массовой информации или иным способом не позднее чем за 20 дней до дня голосования, а при проведении досрочного голосования – не позднее чем за пять дней до дня досрочного голосования.

Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени. Если на территории избирательного участка находится место жительства избирателей, рабочее время которых совпадает со временем голосования (при работе на предприятиях с непрерывным циклом работы или работе вахтовым методом), решением избирательной комиссии субъекта РФ время начала голосования на этом избирательном участке может быть перенесено на более раннее время, но не более чем на два часа.

Участковая избирательная комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации после предварительной проверки правильности составления протоколов территориальных избирательных комиссий об итогах голосования не позднее чем на пятый день со дня голосования путем суммирования этих данных устанавливает итоги голосования на территории субъекта Российской Федерации.

На основании данных, содержащихся в первых экземплярах протоколов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации об итогах голосования, об итогах голосования на частях территорий субъектов Российской Федерации, протоколов территориальных избирательных комиссий об итогах голосования ЦИК Российской Федерации после предварительной проверки правильности составления указанных протоколов путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через две недели после дня голосования определяет результаты выборов депутатов Государственной Думы.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ria.ru

54. Выборы депутатов Государственной Думы. Конституционное право России. Шпаргалки

54. Выборы депутатов Государственной Думы

Выборы депутатов Государственной Думы регламентируются ФЗ от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ».

Для выборов депутатов Государственной Думы установлена пропорциональная избирательная система, в соответствии с которой все депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов.

Выборы в Государственную Думу проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Государственную Думу избирается 450 депутатов.

Федеральный избирательный округ, по которому избираются депутаты Государственной Думы, включает в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.

Гражданин РФ, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать депутатов Государственной Думы, участвовать в выдвижении федеральных списков кандидатов, предвыборной агитации и других избирательных действиях в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Гражданин РФ, достигший на день голосования 21 года, может быть избран депутатом Государственной Думы.

Кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов.

Выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется политическими партиями, имеющими в соответствии с Федеральным законом от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах депутатов Государственной Думы образуются избирательные участки на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территориях муниципальных образований в соответствии с требованиями ст. Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

law.wikireading.ru

Выборы в Государственную думу Российской Федерации. Порядок проведения выборов в Государственную думу РФ

В жизни любого государства значительную роль играет парламент. Потому выборы в Государственную думу вызывают интерес как у граждан РФ, так и у зарубежных наблюдателей. Необходимо, чтобы процесс этот был законным, открытым, легитимным. В предыдущие годы было немало критики со стороны несистемной оппозиции. По их мнению, выборы в Государственную думу проводятся с нарушениями. Давайте не будем копаться в их аргументации, а разберём порядок и систему процесса, чтобы понимать, кто передёргивает факты и пытается повлиять в свою пользу на общественное мнение.

Назначение выборов

Согласно основному закону государства, депутаты Думы должны работать пять лет. По окончании этого периода организуется новая избирательная кампания. Она утверждается указом президента РФ. Выборы в Государственную думу должны объявляться в срок от 110 до 90 дней до даты голосования. Согласно Конституции, это первое воскресенье месяца после истечения срока полномочий депутатов.

В 2016 году порядок был пересмотрен по настоянию самих народных избранников. Принято решение перенести выборы в Государственную думу Российской Федерации на единый день голосования (18 сентября). Оформлено это новшество специальным законом, который рассмотрен Конституционным судом. Этот орган решил, что небольшое отклонение от основного закона не ведёт к серьёзным нарушениям. Последующие выборы теперь будут совмещены с единым днём голосования.

Система выборов

Человеку, который пойдёт голосовать, следует знать, что именно ему предстоит решить. Дело в том, что сама система менялась в России. Путём проб и ошибок пытались найти оптимальный способ. В 2016 году выборы в Государственную думу пройдут по смешанной системе. Это означает, что половину депутатов определят по партийным спискам, вторую – персонально на одномандатных округах.

То есть каждый избиратель получит два бюллетеня. В одном нужно будет отметить партию, которой человек доверяет, во втором – персонально кандидата в депутаты от региона. Отметим, что таковой была система в 1999, 2003 годах и ранее. Организацией процесса занимается ЦИК. Комиссия контролирует выдвижение партий и кандидатов, их фонды, агитационную работу и другое. Любые нарушения фиксируются этим органом. По ним принимаются законодательно обоснованные решения.

Порядок выборов в Государственную думу

Политическая борьба изобилует множеством нюансов. Проведение выборов в Государственную думу не является исключением. Законодательно закреплён особый порядок, нарушать который нельзя. Чтобы принять участие в выборах партии необходимо:

  • собрать 200 тыс. подписей, не более 10 тыс. в одном субъекте РФ;
  • отправить список на проверку в ЦИК;
  • получить ответ;
  • если он окажется положительным, можно начинать избирательную кампанию.

Перечисленные пункты имеют свои тонкости. Так, подписи будут серьёзно проверяться на достоверность. Чтобы подстраховаться, партия имеет право заручиться поддержкой большего числа граждан, чем необходимо. Но их количество не должно превышать законодательно закреплённые 200 тыс. на 5 процентов. Кроме того, партии, ранее представленные в парламенте, освобождены от процесса подтверждения народной поддержки. Им подписи собирать не нужно. В 2016 году таким правом воспользуются:

  • «Единая Россия»;
  • ЛДПР;
  • «Справедливая Россия»;
  • КПРФ.

Существует нюанс, связанный с региональной привязкой кандидатов из списка партии. Он должен разбиваться на территориальные группы. Успехи каждой учитываются при раздаче депутатских мандатов.

Голосование

Это самый видимый, кроме агитации, этап выборов. Проголосовать имеют право все граждане страны, которым на этот день уже исполнилось 18 лет. Для того чтобы принять участие в плебисците, необходимо явиться на специальный участок. При себе следует иметь паспорт. Получив бюллетень, нужно отправиться с ним в специальную кабинку. Голосование является тайным, то есть гражданин делает свой выбор лично, не оглашая его. В бюллетене следует поставить любой знак (крестик, галочку) напротив партии или кандидата. Потом его нужно отправить в специальную опечатанную урну.

Проведение выборов в Государственную думу РФ организуется ЦИК на основании законодательства. Документы, используемые при голосовании, печатаются централизованно и развозятся по стране, то есть стараются исключить любую возможность фальсификации. Избирательные участки круглосуточно охраняются с той же целью. Доступ к бюллетеням имеют только члены комиссии. Нужно отметить, что для выборов в Госдуму не установлено порога явки. Их посчитают проведёнными при любой активности граждан.

Подведение итогов

В такой огромной стране результат голосования по закону должен быть оглашён в течение десяти дней. Потому подсчёт голосов разбивается на этапы, чтобы облегчить этот процесс. В государстве создаётся ряд избирательных комиссий: участковые, территориальные, субъектов и ЦИК. Подсчёт идёт именно в таком порядке.

Участковые разбираются с бюллетенями, составляют протокол, отправляют его в территориальные. Те, в свою очередь, делают сводную ведомость, проверив достоверность данных (правильность оформления). Территориальные комиссии направляют собственные протоколы в соответствующий орган субъекта РФ. На этом этапе опять проводится проверка правильности оформления бумаг, свод данных. Итоговые протоколы отправляются в ЦИК. Этот орган собирает все сведения по стране и подводит итоги.

Распределение мандатов

Так как применяется смешанная система, то и итоги подводятся по двойной методике. На одномандатных округах побеждает тот, за кого отдано большинство голосов. Этот кандидат получает свой мандат прямо из рук избирателей. Партиям же необходимо пройти барьер. В 2016 году он зафиксирован на уровне 5 процентов. Те партии, что наберут меньше голосов, автоматически выбывают из гонки. Мандаты (225) делятся между вышедшими в финал. Правила подсчёта таковы, что учитываются количество голосов и барьер.

Необходимо, чтобы за партии проголосовало не менее 60% граждан на всех, то есть в совокупности предпочтения людей по отношению к политическим организациям должны составлять именно эту цифру. Если лидирующие силы в целом набирают меньше, то у аутсайдеров появляется возможность присоединиться к раздаче мандатов. Комиссия добавляет партии, не прошедшие барьер, пока не наберёт в целом указанные в законодательстве 60%. ЦИК объявляет победившие политические силы, которые делят мандаты в своих рядах с учётом результатов голосования в регионах.

fb.ru

Порядок выборов депутатов Государственной думы и определения результатов :: BusinessMan.ru

Порядок выборов депутатов Государственной думы является актуальным вопросом на сегодняшний день, поскольку в 2014 году была принята поправка в федеральный закон на эту тему. Согласно данному нормативному документу и осуществлялось формирование нынешнего парламента. В данной статье будет подробно рассмотрен порядок выборов депутатов Государственной думы Российской Федерации и другие смежные с этим вопросом.

Два избирательных округа

По предлагаемой в настоящее время системе избиратель голосует за одного из кандидатов, а также за список какой-либо партии из числа представленных в бюллетене и причисляемых к центральному округу.

Соответственно, нижняя палата парламента Российской Федерации формируется из двух частей. Первую из них составляют народные избранники, каждый из которых является представителем своего так называемого одномандатного округа. Вторую же часть занимают депутаты выбранных партий, которые были заявлены в бюллетене для выборов. Для того чтобы политическая организация получила право занять свое место в Законодательном собрании, необходимо, чтобы за нее проголосовало не менее 5% населения.

Как происходит подсчет голосов?

Данная процедура является довольно сложной, а ее схема представляет собой многоступенчатый механизм. В данной статье будет представлено лишь поверхностное, схематическое описание того, как происходит порядок определения результатов выборов депутатов Государственной думы.

Что касается первой части процедуры, то есть выявления победителей среди одномандатников, то здесь особых затруднений обычно не возникает. Половина Государственной думы, то есть 225 человек, пополняется за счет лиц, набравших максимальное число голосов в своих округах. Сложнее дело обстоит с голосованием по федеральному списку партий.

Порядок выборов депутатов Государственной думу устанавливается Федеральным законом о выборах. Согласно ему, происходит сначала выявление тех из них, которые преодолели пятипроцентный рубеж, а потом оставшееся места в Думе распределяются между этими организациями пропорционально количеству избирателей, их поддержавших. Таков порядок выборов депутатов Государственной думы и формирования ее состава.

Кто имеет право голоса?

Согласно закону о порядке выборов депутатов Государственной думы и Конституции Российской Федерации, участие в голосовании является правом любого гражданина России, достигшего совершеннолетнего возраста, то есть 18 лет.

Также вышеупомянутая категория населения может участвовать в любых сопряженных с этим мероприятиях, включая агитацию за одного из кандидатов, работу в региональных, центральных и других комиссиях, присутствие на участке в качестве наблюдателя и так далее.

Общее число людей, имеющих право голоса, подсчитывается специальными комитетами, сначала участковыми, которые передают эти сведения местным, а затем региональным отделениям. Таким образом, информация постепенно доходит до центральной комиссии, которая выявляет общее количество потенциальных участников данных мероприятий в масштабах целой страны.

Эти списки должны быть составлены и опубликованы не позднее чем за 20 дней до назначенной даты проведения выборов. Это дает гражданам возможность ознакомиться с данными бумагами, проверить наличие своих фамилий в сводках, а также подать жалобу в соответствующие инстанции при несогласии с каким-либо обстоятельством.

Особые случаи

Порядок выборов депутатов Государственной думы, федеральным законом утвержденный, предусматривает включение в списки лиц, имеющих право участвовать в таких мероприятиях тех людей, которые находятся на длительном проживании за пределами страны. Они могут осуществить свое конституционное право на специальных участках, которые организуются при посольствах России.

В выборах не могут участвовать лица, находящиеся в местах лишения свободы. Они лишены права как являться избирателями, так и представлять свою кандидатуру на выдвижение в депутаты Законодательного собрания.

Кто может стать парламентарием?

Народным избранником имеет право быть лицо, отвечающее двум требованиям:

  • Человеку необходимо иметь гражданство Российской Федерации.
  • Кандидат должен достичь 21 года, то есть общеевропейского возраста совершеннолетия.

Что касается политических партий, то для включения их в выборный бюллетень, представителям этой организации нужно набрать не менее 200 тысяч подписей своих сторонников. Вторым вариантом может быть внесение залога в размере 5% от общей суммы финансов, необходимых для проведения агитационной кампании.

Стоит сказать о партиях, которые не преодолеют в ходе голосования рубеж в необходимый процент голосов. Им придется возместить в полной мере средства, выделенные из государственного бюджета на их агитационную кампанию в средствах массовой информации: на телевидении, радио в прессе и так далее.

Народные избранники

Политологи говорят о том, что нынешняя система, регламентирующая порядок выборов депутатов Государственной думы Федерального собрания, является наиболее демократичной за всю историю Российского государства. Они аргументируют свою точку зрения тем, что при данной схеме учитывается и воля большинства, как это происходит при голосовании за конкретных кандидатов, и принимается во внимание необходимость каждому региону иметь в парламенте своих представителей.

Немного истории

Не только порядок выборов депутатов Государственной думы и формирования состава является нововведением.

Сама двухчастность российского парламента появилась только в начале последнего десятилетия 20 века. До этого времени функцию Законодательного собрания осуществлял Верховный Совет. Положение о разделении Федерального собрания на две палаты появилось в законе 1993 года, принятом после октябрьского путча.

Но, в отличие от многих европейских парламентов, российский вариант представляет собой более прогрессивный вид законодательного органа. Так как, в отличие от зарубежных аналогов, в парламент России может попасть человек любого социального положения. В Англии же, например, верхняя палата формируется из представителей аристократии, в то время как нижняя состоит из всех остальных классов. Таким образом, можно сказать, что в России была принята наиболее продвинутая модель устройства законодательной власти.

Борьба за многопартийность

Нынешняя нижняя палата парламента РФ представляет собой седьмой созыв этого органа управления. Трижды в истории постсоветской России порядок голосования на выборах депутатов Государственной думы был схож с действующим сегодня. В остальных случаях гражданам предлагалось отдать свой голос только за одну из представленных в списке партий, а по проценту изъявлений воли народа определялось присутствие той или иной политической организации в парламенте. В большинстве случаев, порог, который необходимо было преодолеть партиям, составлял 5%. В 2011 году эта цифра выросла до семи.

Порядок выборов депутатов Государственной думы того созыва отличался еще одним нововведением. Партиям, которые не получили достаточной поддержки у народа, предоставлялось одно место в парламенте, если процент голосов, отданных на них, превышал 5%, и два кресла, если за них выступили 7%. Однако в действительности таких прецедентов не произошло. Таким образом решалась проблема необходимости увеличения числа партий в законодательном органе.

Нарушение порядка выборов депутатов в Государственную думу

Существует ряд положений, устанавливающий запреты на некоторые действия со стороны кандидатов и их штабов.

Человек, выдвигающийся на выборы не должен в ходе агитации за себя использовать особое служебное положение. Например, количество часов, отводимых каждому претенденту на депутатский мандат, на радио и ТВ строго ограничено.

Это правило должно распространяться на всех без исключения, даже если человек, участвующий в выборной гонке, является представителем прессы и имеет доступ к широкой аудитории. Также злоупотреблять своей должностью строго запрещается военным и прочим ответственным лицам.

Является незаконным участие различных государственных организаций в предвыборной кампании, таких как оборонные структуры, милицейские отряды и так далее. Есть также ряд ограничений, касающихся штабов кандидатов. Финансирование агитационных мероприятий не должно осуществляться иностранными организациями или гражданами. Любая агитация подлежит остановке в день, когда проводятся выборы. На зданиях, где расположены пункты голосования не следует размещать материалы, пропагандирующие ту или иную партию или кандидата. В Центральной избирательной комиссии запрещается участвовать представителям тех политических сил, которые участвуют в выборах.

Этот орган формируется из независимых представителей, не имеющих отношения к какой-либо государственной структуре. Стоит упомянуть о том, что порядок проведения выборов депутатов Государственной думы устанавливает запрет на выдвижение своей кандидатуры для лиц, являющихся членами Совета федерации, то есть верхней палаты Российского парламента. Эти должности признаются взаимоисключающими по той причине, что законы, принятые нижней палатой подлежат одобрению сенатом. Если же один и тот же человек занимает в обоих государственных органах, то сам этот факт является нарушением демократии.

В Федеральном законе о выборах в Государственную думу говорится о том, что предвыборная агитация может содержать информацию как положительного, так и отрицательного характера про всех без исключения кандидатов. То есть, гражданам дается возможность не только выступать за того или иного выдвиженца, но и распространять информацию, которая направлена против него.

Законодательство Российской Федерации гарантирует всем кандидатам в депутаты в Государственную думу равные права, касающиеся проведения предвыборной агитации.

Также государство обязуется предоставить соискателям на должность народного представителя в Законодательном собрании равные отрезки времени на теле- и радиоканалах, а также одинаковое количество печатных знаков в газетах и журналах.

Также специальные комиссии следят за правомерностью всех предвыборных агитационных действий со стороны кандидатов. Так, последним запрещается проводить подкуп избирателей, а также оплачивать любую деятельность, кроме той, которая касается организации работы штаба и подготовки информационных изданий. Незаконным считается бесплатное распространение любых товаров, кроме печатной и специальной предвыборной продукции с символикой партий. Запрещается также проводить от имени того или иного кандидата распродажу каких бы то ни было вещей, установление скидок и так далее.

Когда результаты выборов депутатов Государственной думы могут быть оспорены?

Результаты всей кампании могут быть признаны недействительными, если при ее проведении возникали ситуации, затрудняющие выявление тех кандидатов, за которых проголосовало фактическое большинство.

Также существует несколько положений, при которых порядок выборов депутатов Государственной думы РФ не считается нарушенным, но мероприятие может быть признано несостоявшимся. Так, если количество людей, явившихся на участки, не превышает 25% от общего числа избирателей, мероприятие считается недействительным.

Также утвержденный порядок выборов депутатов Государственной думы РФ дает возможность оспорить результаты, выявлены значительные нарушения процедуры (недействительны более 25 % бюллетеней).

Передача результатов вышестоящим инстанциям

В момент окончания выборов происходит начало следующего этапа данной кампании. Вскрываются урны с избирательными бюллетенями. Подсчитывают голоса члены участковых комиссий.

Они передают результаты региональным отделениям и так далее до Центрального комитета.

О статусе

Регламентируется порядок выборов депутатов Государственной думы федеральным законом. Сам же статус парламента и его полномочия прописаны в Конституции. Главная характеристика этого государственного органа заключается в его законодательной функции, а также в представительности. Власть Федерального собрания, нижней палатой которого является Государственная дума, полностью независима.

Ограничить ее не вправе никакой другой орган или должностное лицо, в том числе Президент Российской Федерации. В полномочия главы государства входит лишь право роспуска Государственной думы. Однако и оно может быть реализовано только в ряде случаев. Например, при повторном неодобрении кандидата на пост премьер-министра, президент может распустить парламент, при этом назначив дату выборов нового созыва.

Представительность этого органа власти заключается в том, что в нем присутствуют депутаты, защищающие интересы всех регионов страны. В отличие от Верховного Совета, который исполнял роль парламента в СССР, здесь нет депутатов от различных слоев общества. Политологи говорят о том, что подобное нововведение является примером положительного изменения в законодательстве, поскольку теперь парламенте присутствует только профессиональные политики.

Еще одна черта Российской Государственной думы, обозначенная в Конституции, — стабильной статус этого органа власти. Такое положение парламента основано на том, что его функция в системе управления закреплена в основном законе. Для того чтобы изменить статью конституции требуется весьма сложная процедура. Свои полномочия и статус в системе в политической системе Российской федерации не вправе изменить даже сама Государственная дума.

Сегодня нижняя палата парламента не выполняет контролирующую функцию, как прежде. То есть теперь исполнительная и законодательная власти почти полностью независимы друг от друга. По мнению политологов, такое положение подчеркивает дух федеративности, который должен присутствовать в нашем государстве.

В заключение

В статье была представлена информация о порядке выборов депутатов в Государственную думу и составе ее. Также несколько глав посвящены вопросу об определении результатов. Данный материал может оказаться полезным широкому кругу читателей.

businessman.ru

Выборы депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации VII созыва

Выборы депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации VII созыва проводятся на территории всей Российской Федерации 18 сентября 2016 года в единый день голосования. В голосовании также принимают участие граждане России, находящиеся за пределами территории Российской Федерации.

В 2016 году выборы в нижнюю палату Федерального Собрания — парламент России проходят по смешанной избирательной системе — пропорциональная система и мажоритарная система.

Всего в Госдуму РФ будет избрано 450 депутатов, из которых ровно половина (225 депутатов) будут избраны по партийным спискам по единому федеральному округу, вторая половина депутатов будет избрана по одномандатным округам.

Для попадания в думу по пропорциональной системе партиям необходимо преодолеть 5 % барьер, а кандидатам в округах — достаточно получить относительное большинство голосов.

Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва проводятся в соответствии с Указом Президента РФ Владимира Вдадимировича Путина № 291 от 17 июня 2016 года.

В соответствии с действующим законодательством РФ, выборы в Госдуму проходят по смешанной системе. Ранее такая система применялась на выборах в 1993, 1995, 1999 и 2003 годах. При смешанной системе голосования избиратели могут отдавать свои голоса за кандидатов как из партийных списков, так и за кандидатов в одномандатных округах. При этом, общее количество количество разделено на две равные части — по 225 кандитатов.

Схема одномандатных округов

3 ноября 2015 года Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон от 03.11.2015 № 300-ФЗ «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в соответствии с которым вся территория России разделена на 225 избирательных округов. На территории каждого субъекта Российской Федерации образовано не менее одного округа. 2 сентября 2015 года ЦИК РФ опубликовал нарезку одномандатных округов.

Наибольшее количество округов расположено в Москве (15), в Московской области (11), Санкт-Петербурге и Краснодарском крае (по 8).

В 32 субъектах Российской Федерации находятся по одному округу, в 26 субъектах — по два округа, в 6 субъектах — по три округа, в 10 субъектах — по четыре округа, в трех субъектах — по 5 округов, еще в шести субъектах — по 6, 7 и 8 округов соответственно.

В Крымском федеральном округе работает 4 одномандатных округа: 1 в Севастополе и 3 в Республике Крым.

Выборы по партийным спискам

По единому федеральному округу все партии выдвигают списки кандидатов, состоящие из одной федеральной группы кандидатов, и нескольких региональных групп. В федеральную часть списка должно входит не более 10 кандидатов, а количество региональных групп должно составлять не менее 35. Кандидатов в списке может быть от 200 до 400 человек.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации определила 14 политических партий, партийные списки которых смогли преодолеть 5 % барьер и представлены хотя бы в одном региональном парламенте, выставляющих списки кандидатов в Госдуму без сбора подписей избирателей:

Названии партий

Гражданская платформа
Гражданская сила
Единая Россия
Зелёные
Коммунисты России
КПРФ
ЛДПР

ПАРНАС
Партия роста (бывшая Правое дело)
Патриоты России
Родина
Российская партия пенсионеров за справедливость
Справедливая Россия
Яблоко

12 августа 2016 года в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации состоялась жеребьевка номеров партий в избирательном бюллетене. По результатм жеребьевки партии в бюллетенях будут расположены в следующем порядке:

Номер партии в избирательных спискахНазвание партии
1«Родина»
2«Коммунисты России»
3Российская партия пенсионеров за справедливость
4«Единая Россия»
5«Зелёные»
6«Гражданская платформа»
7ЛДПР
8Партия народной свободы
9Партия роста
10«Гражданская сила»
11«Яблоко»
12КПРФ
13«Патриоты России»
14«Справедливая Россия»

В выборах в Госдуму седьмого созыва приняло участие 52 млн 700 тыс. 922 избирателя. Явка на выборах составила 47, 88%.

Всего новый созыв нижней палаты будет представлен шестью партиями и одним самовыдвиженцем.

В Госдуму седьмого созыва по спискам прошли четыре партии: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». «Единая Россия» по итогам выборов получила 343 мандата, КПРФ — 42, ЛДПР — 39, «Справедливая Россия» — 23.

Кроме этих четырех партий в Госдуму прошли два одномандатника (председатель партии «Родина» Алексей Журавлев и руководитель федерального политкомитета «Гражданской платформы» Рифат Шайхутдинов), а также один самовыдвиженец Владислав Резник.

Распределение мандатов в Госдуме

Партии

По спискам

По одномандатным округам

Всего

«Единая Россия»

140

203

343

КПРФ

35

7

42

ЛДПР

34

5

39

«Справедливая Россия»

16

7

23

megabook.ru

Выборы в Госдуму в 2018 году — дата голосования, регионы, где пройдут довыборы в Думу

Седьмой состав современной Государственной Думы России был избран в сентябре 2016 года и официально начал работать с октября того же года. Срок полномочий Думы — пять лет, при условии, что она не будет распущена президентом страны (что можно делать только в отдельных случаях и чего никогда в истории современной России не происходило). Таким образом, седьмой состав как таковой будет работать вплоть до осени 2021 года. Тем не менее, в этом году пройдут довыборы в Думу в нескольких регионах России, которые пока по разным причинам не имеют своего депутата в нижней палате российского парламента. Выборы в Госдуму в сентябре 2018 года в России — дата голосования, в каких регионах состоятся довыборы депутатов.

Дата выборов в Госдуму в 2018 году


Довыборы депутатов пройдут 9 сентября 2018 года — в единый день голосования, который традиционно приходится на начало сентября.
В тот же самый день в стране пройдут все прочие выборы, которые запланированы на этот год, за исключением президентских, которые проходят в марте.

Это выборы губернаторов нескольких регионов (включая Москву), выборы депутатов нескольких региональных парламентов и выборы депутатов городских парламентов в ряде городов страны.

Довыборы депутатов Государственной Думы состоятся в шести регионах России:


  • Амурская область,

  • Калининградская область,

  • Нижегородская область,

  • Самарская область,

  • Саратовская область,

  • Тверская область.


Жителям этих регионов стоит иметь в виду — выборы в Госдуму 2018 года затрагивают не всех, кто проживает в указанных регионах. В Саратовской области довыборы состоятся в двух одномандатных округах региона, во всех остальных — в одном из одномандатных округов.

Выборы депутата Госдумы в сентября 2018 года в Амурской области


Депутатом Думы от 71-го Амурского одномандатного избирательного округа был Иван Абрамов от партии ЛДПР. 13 июня этого года Дума освободила его от мандата — Абрамов является одним из претендентов на пост сенатора от Приамурья.
Если бывший депутат станет сенатором Совета Федерации, формально это означает повышение — из низшей палаты парламента Абрамов попадет в высшую.

Для того, чтобы занять вакантное место депутата, в сентября в 71 округе пройдут довыборы депутата.

Выборы депутата Госдумы в сентября 2018 года в Калининградской области


В 98-м Центральном одномандатном избирательном округе Калининградской области депутата Думы формально нет с 10 мая этого года. Фактически же Алексей Силанов перестал выполнять функции депутата еще раньше — в апреле.

triboona.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *