Выборы определение – Выборы — это… Что такое Выборы?

ВЫБОРЫ это что такое ВЫБОРЫ: определение — Политика.НЭС

Выборы

избрание с помощью голосования представительных органов государства, членов организации, должностных лиц.

Оцените определение:

Источник: Политико-терминологический словарь

ВЫБОР

choice) — 1) отбор нужного, предпочитаемого из наличного; 2) то, из чего можно выбрать; 3) о том, кто выбран (избран). Издавна подмечено, что правильный выбор — предпосылка и гарантия спеха функционирования органов власти.

Оцените определение:

Источник: Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

Выборы

совокупность правил и приемов, обеспечивающих определенный тип организации политической власти, участие общества в формировании государственных представительных, законодательных, исполнительных и судебных органов.

Оцените определение:

Источник: Политический глоссарий проекта Uvauga

ВЫБОРЫ

процедура непосредственного избрания или выдвижения тех или иных лиц путем открытого или закрытого (тайного) голосования для выполнения гражданских функций; один из способов институализации государственной власти; наиболее широко распространенный механизм формирования органов и институтов власти [Политическая энциклопедия: В 2 т. / Нац. обществ.-науч. фонд; Рук. проекта Г.Ю. Семигин; науч.-ред. совет: пред. совета Г.Ю. Семигин. -М.: Мысль, 1999. -Т. 1. -С. 237].

Оцените определение:

Источник: Сводный словарь по политологии

ВЫБОРЫ

elections) — избрание путем голосования депутатов, должностных лиц, членов руководящих органов тех или иных партий, организаций. Существуют В. президента, парламента, местные, плановые, очередные, внеочередные, досрочные и т.п. Конституция Российской Федерации (ст. 3) характеризует выборы, наряду с референдумом как высшее непосредственное выражение власти народа. Согласно ст. 32 Конституции РФ граждане имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и

politike.ru

3. Понятие и виды выборов.

В конституционном праве термином «выборы» обозначается процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования управомоченных лиц при условии, что на каждый предоставляемый таким образом мандат могут претендовать в установленном порядке два или более кандидата.

Данное определение позволяет отличить выборы от других процедур формирования государственных органов и наделения полномочиями должностных лиц, в частности от назначения, производимого коллегиально путем голосования управомоченных лиц.

Посредством выборов формируются различные органы публичной власти — парламенты, главы государств, иногда правительства, судебные органы, органы местного самоуправления.

Выборы в государстве с нормальным (демократическим) политическим режимом являются одним из важнейших событий в государственной жизни, определяющим перспективу развития государства на определенный период времени. В литературе справедливо отмечается, что посредством выборов органы власти получают легитимацию -т.е. народную поддержку и признание.

Через их посредство народ определяет своих представителей и наделяет их мандатом на осуществление его суверенных прав. Тем самым реализуется одно из важнейших прав человека и гражданина. Всеобщая декларация прав человека, одобренная Организацией Объединенных Наций в 1948 году, в ч.3 ст. 21 установила: «Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве. Путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».

Вряд ли, однако, правильно считать, что путем выборов народ передает избранникам свой суверенитет, как иногда пишется в литературе. Народный суверенитет неотчуждаем. Путем выборов передается лишь право на его реализацию в установленных конституцией пределах.

Поэтому ни один орган, будь то парламент или всенародно избранный президент, не может считаться носителем суверенитета народа. Он лишь уполномочен осуществлять свою конституционную компетенцию, притом лишь в течение срока, на который избран.

Следует, однако, отметить, что легитимация власти возможна не только путем выборов. Органы судебной власти формируются часто путем назначения главой государства, органы исполнительной власти — путем назначения главой государства и/или парламентом. И это не отрицает их легитимности при условии, что назначение осуществлено в соответствии с конституцией. Что же касается законодательной власти, то общепризнанно, что ее легитимность обязательно должна основываться не просто на выборах, но на выборах всеобщих.

Выборы служат барометром политической жизни. В процессе их проведения сталкиваются интересы различных политических сил, различные взгляды и платформы, носителями которых выступают партии и иные политические объединения. Результаты выборов дают объективную оценку степени их влияния, показывают настроения избирателей, тенденции политической жизни.

Выборы представляют собой средство селекции политических руководителей, дают возможность гражданам передавать бразды правления тем лицам, которых они считают достойными осуществлять руководящие функции и властные полномочия, программы которых показались наиболее убедительными. Но при этом надо иметь в виду, что далеко не всегда избиратели имеют возможность выбирать между хорошим и плохим или между хорошим и лучшим. Не столь уж редко выбор приходиться делать между плохим и худшим. Отсюда такое явление, как абсентеизм избирателей, то есть их неявка на выборы.

Конституционное право делит выборы на разные виды. Классификаций довольно много.

Самая простейшая классификация и наиболее доступная это, — выборы, которые классифицируются в зависимости от территории их проведения. Выборы по этому критерию бывают общенациональными (которые проводятся в масштабах страны) и региональными (проводимыми в рамках крупных территориальных единиц (применительно к США, региональными выборами могут называться выборы в рамках штатов, в Канаде – в рамках провинций и т.д.)). Существуют также местные выборы. Местные выборы охватывают административно- территориальную единицу или город. То есть объединяют граждан, живущих на определенных сравнительно- небольших территориях, у которых есть свои местные проблемы и свои местные органы власти.

В зависимости от того, кого выбирают, выборы делятся на парламентские, президентские, муниципальные, выборы

судей, шерифов, коронеров и других лиц, которые выполняют важные государственные обязанности и наделены широкими полномочиями.

В зависимости от способа волеизъявления граждан (избирателей) выборы делятся на прямые и непрямые.

Прямые выборы — это такой вид выборов, когда избиратели непосредственно избирают конкретного человека на определенный пост. Например, одного из имеющихся кандидатов выбирают депутатом или подтверждают право одного из кандидатов, выдвинувших свою кандидатуру по-прежнему занимать эту должность. Прямыми выборами избирают в ряде стран главу государства — президента. Существуют прямые выборы президента во Франции, Египте, ряде стран СНГ. Прямые выборы обычно применяются при избрании нижних палат парламентов. Главный признак нижней палаты именно в том, что она избирается прямыми выборами. В некоторых странах прямыми выборами избираются обе палаты. К примеру, Палата представителей и Сенат США избираются прямыми выборами, то же относится и к Бельгии, Италии и другим странам. Прямые выборы — это тот случай, когда между избирателем и кандидатом, за которого он голосует (либо между избирателем и партией), нет никаких промежуточных станций, нет никаких промежуточных ступеней.

Непрямые выборы — это такой вид выборов, при котором воля избирателей реализуется не на прямую, а опосредуется волей группы выборщиков, либо реализуется через действующий избирательный орган. Непрямые выборы — это выборы, которые имеют промежуточную ступень. Существуют два вида непрямых выборов: косвенные и многоступенчатые.

Косвенные выборы — это такие выборы, когда посредством волеизъявления избирателей создается специальная коллегия выборщиков (доверенных лиц), которые потом от имени избирателей уже непосредственно сами избирают конкретное должностное лицо. Косвенные выборы были придуманы еще «отцами-основателями» американской конституции. Которые полагали, что основная масса граждан США в то время не была готова для того, что бы избирать президента, и может ошибиться в этом деле. Граждане, по их мысли, должны были избрать специальных людей — выборщиков, которые потом выберут самых достойных. Такая система формально существует в США до сих пор. Путем косвенных выборов в некоторых странах проходят выборы парламентов, правительства, иногда — судей. Иногда данный вид выборов применяется в иных случаях.

Многоступенчатые (многостепенные) выборы — это нечто иное, чем косвенные. Поскольку в качестве выразителя воли граждан выступает не коллегия выборщиков, а постоянно действующий орган: местный совет, парламент или одна из его палат. Так, например, принято считать что многоступенчатыми выборами избирается президент Италии, поскольку он избирается коллегией, состоящей из членов нижней палаты парламента. В Китайской Народной Республике собрания народных представителей провинций, районов, ряда городов и автономных округов, а также Всекитайское Собрание Народных Представителей (китайский парламент) — избираются не непосредственно гражданами, а нижестоящими собраниями народных представителей. То есть люди, избранные в один орган, избирают потом своих представителей в другой орган.

По времени выборы делятся на очередные и внеочередные. Очередные выборы — проводятся после истечения определенного срока полномочий данного органа, т.е. срока, установленного в законе. Например, срок полномочий американского президента — 4 года. Это значит, что каждые четыре года проводятся очередные выборы президента США. Срок полномочий французского президента – 5 лет. Каждые пять лет во Франции проводятся очередные президентские выборы.

Выборы могут быть и внеочередными (досрочными). Они проводятся до истечения срока полномочий представительного органа власти либо должностного лица. Если это касается должностного лица, то причина одна — вакансия должности. Должность президента или премьер-министра освобождается в связи с его смертью, уходом в отставку либо отрешения его от должности в результате процедуры импичмента. Тогда, поскольку появляется новая вакансия, проводятся внеочередные (досрочные) выборы. Внеочередные выборы, если это касается коллегиального органа (например парламента), проводятся чаще всего в тех странах, где законодательством предусмотрен досрочный роспуск парламента. В таком случае, после процедуры досрочного роспуска, назначаются досрочные выборы и избирается новый состав парламента.

Выборы бывают также дополнительными и частичными. Дополнительные выборы могут проводиться и не проводится: это зависит от того, есть ли вакансии в коллегиальном органе. То есть они проводятся тогда, когда члены парламента выбывают из его состава в силу болезни, смерти или добровольной отставки. Дополнительные выборы проводятся только в тех округах где произошла утрата депутата. Это делается для того, чтобы все округа были представлены и все граждане имели своих представителей в парламенте.

Частичные выборы в отличие от дополнительных, — выборы регулярные и обязательные. Частичные выборы проводятся в целях частичного обновления (ротации) коллегиального выборного органа.

Частичные выборы, например, проводятся каждые два года при частичном обновлении Сената США. Сенатор США избирается на 6 лет, но сенаторы не избираются все одновременно, а каждые два года переизбирается 1/3 сената. Такой же порядок принят при выборах Сената Франции. Сенаторы Франции избираются на 9 лет. Обновляется Сенат каждые 3 года на одну треть. К слову. В отличие от американского Сената, который обновляется каждые 2 года прямыми выборами, французский Сенат избирается косвенными многоступенчатыми выборами.

Помимо вышеперечисленной классификации выборов, в некоторых странах еще своя специфическая терминология. В США например применяется термин «промежуточные» выборы. Промежуточными выборами американцы называют выборы, которые проводят в тот год, когда не избирается президент. Как было сказано ранее, в Америке каждые четыре года избирается президент (каждый високосный год). И одновременно в этот же день избирается Палата представителей, одна треть сената, ряд губернаторов, мэры городов, и т. д. То есть, выборы в високосный год, когда переизбирается президент, в Америке считаются

основными, а выборы спустя два года, когда также переизбирается нижняя палата, переизбирается часть Сената и т.д., это уже промежуточные выборы.

Существует еще один особый вид выборов (также по американской терминологии)- первичные выборы. Первичные выборы (premieres) -выборы, по результатам которых проводится отбор кандидатов той или иной партии. Из нескольких кандидатов-республиканцев избирается один, из нескольких кандидатов- демократов также один. Это партийные выборы. Первичные выборы в США бывают открытыми и закрытыми. Открытые первичные выборы подразумевают, что на избирательный участок может прийти любой избиратель и выбрать из нескольких кандидатов одного ему понравившегося. То есть, предполагается, что если избиратель явился, то он член этой партии. Его членство не подвергается сомнению, считается, что человек сам знает, что делает. Закрытые первичные выборы предполагают, что нужно какое-то подтверждение принадлежности к той партии, в которой проводятся данные выборы. Принадлежность может быть проверена или удостоверена двумя способами. В некоторых штатах США, избиратель должен привестись к присяге, что он действительно республиканец или, соответственно, демократ. Он поднимает руку и клянется. В некоторых штатах при регистрации избирателя его спрашивают, какую партию он поддерживает, и рядом с фамилией ставят букву. Если он отвечает, что он республиканец, то ставят букву R, если демократ — D.

Первичные выборы проводятся во всех штатах США, это популярная и известная процедура. Результатом этих выборов является отбор кандидата на пост президента, который затем будет окончательно избираться на национальном съезде партий. Кстати, формально на этих «праймериз» избирают не просто самого популярного кандидата, а выбирают делегатов на съезд данной партии, которые дают обещание голосовать за конкретного кандидата в президенты. Если конкретный кандидат в президенты, как это называют американцы «выиграл праймериз», т.е. победил в большинстве штатов, значит он получил решающее число голосов на будущем съезде партии. Значит те выборщики которые избирались на первичных выборах и обещали его поддерживать, отдадут за него голоса на съезде и он станет официальным кандидатом в президенты. Первичные выборы в США проводятся не только при отборе кандидатов на пост президента, но также и при отборе кандидатов на другие должности: при выборе губернаторов или мэров городов, где они избираются.

Помимо прочих существует такое понятие, как обязательные выборы (обязательное голосование). Обязательные выборы означают то, что законодательством той или иной страны установлена обязательность для граждан участвовать в выборах. Обязательность обеспечивается путем установления санкции в том случае, если избиратель не примет участия в голосовании. Обязательные выборы некоторыми политиками и учеными расцениваются как нарушение принципов демократии, другие относятся к этому спокойно не считая данный факт нарушением. Обязательность участия гражданина в выборах обеспечивается, к примеру, возможностью наложения штрафа на человека не принявшего участия в выборах. Санкция в виде штрафа предусмотрена в Австралии, Люксембурге, в Австрии. Причем, в некоторых странах, к лицам не участвующим в выборах может быть применено и более суровое наказание. Например в Греции, Турции и даже в Австрии некоторое время было предусмотрено лишение свободы за неучастие в выборах. Срок заключения не очень велик, но добропорядочному и законопослушному человеку и 1-2 дня проведенных в тюрьме, достаточно для сильнейшего потрясения на всю оставшуюся жизнь. В Италии, за неучастие в выборах предусмотрена такая мера воздействия как общественное порицание. Списки лиц не участвовавших в выборах, могут публиковаться в газетах. В Бельгии система мер воздействия дифференцирована. Если бельгиец в первый раз не явиться на выборы и не известит мирового судью о том, что не может явиться на выборы, то он подвергается штрафу в размере 3 франков. Не явившись на выборы во второй раз без уважительной причины, то, штраф увеличивается до 25 франков. Если избиратель не явится на выборы в третий раз, то, кроме штрафа, его имя будет указано на специальном объявлении и вывешено в публичном месте. Если такой же проступок он совершит в четвертый раз, то бельгийский гражданин будет лишен избирательных прав сроком на 10 лет. Кроме того, он не сможет получить должность на государственной службе.

Нечто подобное предусматривает и законодательство Аргентины: не явившийся на выборы избиратель будет оштрафован и лишен права получить должность на государственной службе в течение 3 лет.

Такие меры, применяемые к избирателям, естественно, оказывают свое воздействие. Как указывают некоторые источники, в странах, где предусмотрена ответственность за неучастие в выборах, очень высок процент граждан которые приходят голосовать. Например, в Бельгии регулярно голосуют 94,6 процента зарегистрированных избирателей, в Австралии – примерно столько же (94,5). Очень высок такой процент в Австрии – 91,6.

Вообще, все эти строгие и менее строгие меры воздействия применяются в некоторых странах для борьбы с явлением, которое называется абсентеизм (от лат. absentee — отсутствовать ). Эти меры направлены против добровольного неучастия граждан в выборах. Абсентеизм характерен для многих стран. В тех странах, где с ним борются, это дает результаты. Впрочем ряд западных стран относится к неявке избирателей на выборы равнодушно. Государственные деятели и политики этих стран полагают, что принуждать граждан к выборам недемократично.

В чем же причина уклонения от выборов? Существует несколько причин, в силу которых возникает проблема абсентеизма. Для ряда избирателей характерна политическая апатия или неверие в свои политические институты. В США такое же отрицательное влияние оказывает двухпартийная система, поскольку если избирателям не нравятся оба кандидата, а третьего или четвертого кандидата нет, то избиратель не идет голосовать. Массовое уклонение избирателей от выборов может быть формой протеста населения против политики правящей партии, против выборов, в которых народ видит лишь политический обман. В этих условиях абсентеизм –форма бойкота «нечестных» выборов. Абсентеизм порождается также обывательскими настроениями. Некоторые граждане считают, что участвовать в политических мероприятиях им совсем не обязательно, что политика дело «темное», непонятное. Причиной неявки на выборы для многих граждан являются их личные неурядицы в социально-экономической сфере. Так, например, в выборах не участвуют безработные, люди, у которых есть свои семейные проблемы, и им не до выполнения своего гражданского долга.

Наконец, иногда выдвигается предложение: вместо наказания за неявку на обязательные выборы ввести поощрение за участие в обычных, «добровольных выборах». Явку обеспечит, как полагают, «минимальное материальное стимулирование избирателей», явившихся на выборы. Оно должно быть предусмотрено законодательно. Основанием для этого является то, что выборы происходят в один из выходных дней, и «граждане вправе претендовать на материальную компенсацию за отвлечение их от отдыха».

В зарубежных странах пока такая практика не применяется. Нам известна лишь одна страна — небольшое государство Андорра в Пиренеях(13 тыс. жителей), где явившимся на выборы выдают стакан вина или очень небольшую сумму — одну песету (около одного цента США). Вряд ли несколько копеек и даже гривна или рубль смогут обеспечить перелом в деле явки на выборы.

Периодичность выборов. Поскольку периодичность выборов определяется сроком полномочий выборных органов, очевидно, что речь может идти о периодичности только всеобщих или региональных (местных) выборов. Она позволяет избирателям регулярно обновлять состав выборных органов, подтверждая доверие выборным лицам или отказывая в нем. Это побуждает выборных лиц и политические объединения считаться с настроениями и интересами избирателей, поддерживая с ними постоянную связь, убеждать их в правильности своего курса или в своей способности должным образом поддерживать его и т.д.

Продолжительность срока полномочий имеет важное значение, и определить ее оптимальным образом не всегда легко. Срок полномочий парламентов обычно составляет 4-5 лет, президентов 5-7 лет. Короткий срок полномочий позволяет точнее отражать в составе выборного органа сиюминутные предпочтения и настроения депутатского корпуса, однако не дает возможности выборным лицам в полной мере проявиться, выполнить все намеченное (например, срок полномочий Палаты представителей Конгресса (парламента) США – два года).

Что касается продолжительного срока полномочий, то он может привести к отрыву выборных от избирательного корпуса, его потребностей, желаний.

Короткие сроки полномочий предпочтительны в период бурных общественных преобразований, когда настроения избирателей не стабильны, политические силы находятся в процессе формирования и соотношение этих сил часто меняется.

По общему правилу лишь немногие парламенты могут продлевать срок своих полномочий. Так, канадская Палата общин может продлить этот срок только в случае национального кризиса и только голосами 2/3 своих членов. В Финляндии Италии, Великобритании продление срока полномочий возможно законом только во время войны. Что касается досрочного прекращения срока полномочий, влекущего внеочередные выборы, то в парламентских монархиях и республиках допускается роспуск парламента или нижней палаты главой государства. Возможность самороспуска не предусматривается хотя бывают и исключения. Например согласно ч.3 ст.4 Конституционного закона о взаимных отношениях между законодательной и исполнительной властью Республики Польша, а также о территориальном самоуправлении 1992 года Сейм может 2/3 голосов законного числа своих членов принять постановление о самороспуске, чем согласно ч.5 этой статьи прекращаются полномочия и Сената, который сам аналогичного права не имеет. В президентских республиках парламент не может ни продлевать, ни сокращать срок своих полномочий, и выборы проводятся регулярно. Скажем в 1944 году в США были проведены выборы независимо от того, что страна участвовала во второй мировой войне. Однако трудно сказать, как бы решалась эта проблема если бы военные действия велись на территории самих США.

Что касается президентов, конституции обычно ничего не говорят о возможности продления срока их полномочий, однако возможности сокращения этого срока как правило, предусматривают.

studfiles.net

ВЫБОРЫ — это… Что такое ВЫБОРЫ?

  • выборы — идут • действие, субъект, продолжение выборы пройдут • действие, субъект выборы проходят • действие, субъект выборы прошли • существование / создание, субъект, факт выборы состоялись • существование / создание, субъект, факт выиграть выборы •… …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • ВЫБОРЫ — Голосование не определяет хода событий. Голосование решает, кто будет определять ход событий. Джордж Уилл Голосование осуществление права свободного гражданина валять дурака и губить свою родину. Амброз Бирс Нельзя все время обманывать всех, да и …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Выборы — 1) способ формирования органов государства и местного самоуправления с помощью голосования. Избирательное право является одной из форм участия граждан в управлении государством. Выборы могут быть парламентскими, президентскими, всеобщими или… …   Политология. Словарь.

  • ВЫБОРЫ — Демократическая процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах (государства, организации). Выборы осуществляются путём голосования (тайного, открытого), проводимого в… …   Словарь бизнес-терминов

  • Выборы — способ формирования с помощью голосования органов государства и органов местного самоуправления. По английски: Election См. также: Выборы Представительная власть Финансовый словарь Финам …   Финансовый словарь

  • ВЫБОРЫ — ВЫБОРЫ, ов. Избрание путём голосования (депутатов, главы государства, должностных лиц, членов организации). Прямые в. (осуществляемые непосредственно избирателями). Косвенные в. (при посредстве выборщиков). В. народных депутатов России. В.… …   Толковый словарь Ожегова

  • ВЫБОРЫ — «ВЫБОРЫ» (Election), США, 1999. Комедия. По книге Тома Перроты (Tom Perrotta). В российском прокате известен и под названием «Выскочка». Мистер Макалистер (Мэтью Бродерик) работает преподавателем у старшеклассников. Среди его учениц Трейси Флик… …   Энциклопедия кино

  • выборы — избрание Словарь русских синонимов …   Словарь синонимов

  • ВЫБОРЫ — англ. election; нем. Wahlen. Способ формирования представительных органов путем голосования избирателей или выборщиков. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • выборы — выборы, род. выборов (неправильно выбора, выборов) …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • dic.academic.ru

    Тема 6. Выборы и избирательный процесс.

    Роль выборов в политической жизни общества. Понятие избирательного процесса и его принципы.

    Основные этапы и элементы избирательного процесса.

    Избирательные системы.

    Роль выборов в политической жизни общества. Понятие избирательного процесса

    Одним из элементов формирования и функционирования политической системы государства являются политические выборы. Субъектом их выступает общество в лице его дееспособных граждан, а объектом — политико-государственная власть. Политические выбо­ры — это способ формирования органов государственной власти и управления обществом с помощью выражения политической воли граждан в соответствии с действующей избирательной системой. Посредством выборов формиру­ются центральные и местные представительные органы го­сударственной власти, определяются кандидаты на вы­борные должности (от президента или главы прави­тельства до руководителей местного самоуправления). Выборы бывают:

    • президентские

    • парламентские,

    • муниципальные, т.е. выборы в органы местного, обычно городского, самоуправления,

    • очередные,

    • внеочередные,

    • дополнительные.

    В современных условиях значение и удельный вес вы­боров в разных странах неодинаковы, что определяется не только количеством представительных органов, но и зна­чением самих этих органов. Если, к примеру, в Великоб­ритании выборными являются только нижняя палата пар­ламента и органы самоуправления, то во Франции избираются президент, обе палаты парламента, органы местного управления.

    Неодинакова роль выборов и в политическом процессе, которая во многом зависит от существующей политической системы государства, типа политического режима. Так, если в демократических государствах выборы имеют определяю­щее значение для стабильного функционирования полити­ческой системы, то в недемократических странах они не ока­зывают значительного влияния на политические процессы. Например, за 40 лет независимого развития Пакистана, где военные режимы постоянно сменяли друг друга, всеобщие выборы проводились только 4 раза. Неоднозначна роль выборов и в странах с различными партийными системами. В странах с однопар­тийной системой или с системой одной доминирующей пар­тии они в основном не приводят к власти новые политичес­кие силы. Незначительна политическая роль выборов и в государствах, где часть членов представительных органов не выбирается, а назначается.

    В политологической литературе можно встретить ут­верждение, согласно которому выборы являются не более чем своеобразным политическим ритуалом, якобы не ока­зывающим решающего влияния на политические процес­сы государства. Они лишь создают видимость причастнос­ти граждан к принятию политических решений. Подобное утверждение базируется на том, что выдвижение кандида­тов на выборные должности является в основном прерога­тивой политических партий. Тем самым свобода выбора избирателей ограничена жесткими рамками: им предос­тавляется лишь право выбора между кандидатами, утвер­жденными конкурирующими партиями. И все же боль­шинство ученых считают, что в демократических системах выборы — важнейшая составляющая механизма осущес­твления власти.

    Сущность политических выборов проявляется в их функциях. К ним можно отнести следующие:

    • смена власти мирным путем;

    • осознание и представление различными социальными группами своих интересов, которые включают в свои пред­ выборные программы партии и отдельные кандидаты;

    • легитимация и стабилизация политической системы, в том числе законодательных, исполнительных и некото­рых других структур власти;

    • политическая социализация граждан, повышение их активности. В период выборов расширяется поток полити­ческой информации и пропаганды, что способствует росту политической грамотности и активности избирателей;

    • рекрутирование политической элиты. В результате вы­боров обновляется состав правящей и оппозиционной элит, изменяется политический вес партий и их представителей;

    • формирование эффективно действующей оппози­ции, главной функцией которой является осуществление контроля за деятельностью правящей элиты.

    Процедура политических выборов регламентируется избирательным правом каждого государства. Избира­тельное право — это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, организацию и проведение последних, взаимоотношение между избира­телями и представительными учреждениями, порядок от­зыва депутатов.

    Избирательное право основывается на принципах все­общности, равенства, прямого (косвенного) и тайного го­лосования. Данные принципы закреплены и в Конститу­ции Республики Беларусь (ст. 64 — 68).

    Принцип всеобщего избирательного права означает, что все совершеннолетние и психически здоровые гражда­не, независимо от пола, расы, языка, общественного и имущественного положения, профессии, политических и религиозных убеждений, имеют право голоса и могут быть избраны в представительные органы. Однако данный принцип регламентируется рядом избирательных цензов (ценз — это условие, ограничивающее участие граждани­на в осуществлении тех или иных политических прав), та­ких как возрастной, оседлости, гражданства и др.

    Цензы ограничивают как активное, так и пассивное избирательное право. Кроме того, пассивное избирательное право ограничивается институтом несовместимости должностей, суть которого заключается в том, что в представительные органы ряда стран не могут изби­раться лица, занимающие определенную государственную должность.

    Таким образом, существующие цензы в значительной мере ограничивают принцип всеобщности. Используя цен­зы, государство с их помощью устанавливает избиратель­ный корпус (электорат), т.е. совокупность граждан госу­дарства, которые по закону наделены правом голоса.

    Принцип равных выборов основывается на трех услови­ях. Во-первых, каждый избиратель должен иметь равное число голосов. В Беларуси избиратель имеет один голос, в Российской Федерации — два голоса. Это обусловлено дей­ствующими в данных странах разными типами избиратель­ных систем.

    Во-вторых, голоса избирателей должны быть равны (иметь одинаковый вес), т.е. избирательные округа должны быть равными по численности избирателей (или по числен­ности населения). Поскольку численность населения посто­янно меняется в связи с миграциями, смертностью и т.п., на практике «нарезка» абсолютно равных по численности насе­ления избирательных округов невозможна. Так, на выборах в Конгресс США разница в количестве жителей избиратель­ных округов не должна превышать 2 %.

    В-третьих, создание государством равных условий для зарегистрированных кандидатов: бесплатное обнародова­ние в государственных СМИ (печать, телевидение, радио и т.д.) их предвыборных программ, равное право канди­датов выступать на предвыборных собраниях и в СМИ.

    Принцип прямых выборов означает, что избиратели прямо (без посредников) избирают членов представитель­ных органов. Прямые выборы применяются для избрания органов местного самоуправления, однопалатных парламентов и нижних палат двухпалатных парламентов (Да­ния, Республика Беларусь, Российская Федерация), пре­зидентов Беларуси, Италии, России.

    При косвенных (непрямых) выборах граждане избира­ют выборщиков, которым поручают выбирать от их имени. Посредством косвенных (двухступенчатых) выборов изби­раются, например, верхние палаты парламентов Индии, Малайзии, президенты Бразилии, США, Финляндии.

    Принцип тайного голосования предполагает исключе­ние контроля за волеизъявлением избирателя. Этим гаран­тируется гражданам свобода выбора и защита их от возмож­ного давления со стороны различных политических сил. При тайном голосовании гарантируется возможность каж­дому избирателю собственноручно заполнить бюллетень одинакового образца в изолированном помещении и лично опустить его в урну. Оно введено в большинстве стран.

    studfiles.net

    6.Определение понятия «выборы» и история их проведения.

    «Выборы» — это способ наделения властью через волеизъявление тех людей, на которых эта власть затем будет направлена. Именно люди, обладающие соответствующим правом, составляют категорию «избиратели». Как правило, их волеизъявление осуществляется путем голосования – фиксируемых действий, совершаемых по установленной форме и предполагающих проведение подсчета. Однако выборы на очном собрании избирателей, особенно если речь идет о наделении неполитической властью, до настоящего времени могут иногда осуществляться и путем аккламации – возгласов, криков, аплодисментов и других внешних реакций без какой-либо единообразной формы и подсчета.

    Как отмечают многие исследователи, выборы были известны еще родовому обществу, а в период античности они уже представляли собой довольно развитый политико-правовой институт. Классическим примером в данном отношении является Афинская демократия. Так, во времена Солона граждане Афин на своем собрании избирали высших должностных лиц – архонтов, включая эпонима, возглавлявшего городское управление, полемарха – главного военачальника, басилея, выполнявшего роль верховного жреца и фесмофетов, ведавших правовыми вопросами и выступавшими в роли судей. Формировались выборным путем и коллективные представительные органы – совет четырехсот, а затем образованный Клисфеном совет пятисот. В Древнем Риме в республиканский период помимо консулов избранию подлежали разнообразные должностные лица, выполнявшие административные, судебные, военные и другие функции, в том числе те, кто надзирал за дорогами, ведал благоустройством, снабжением города продовольствием и т.д. Масштабы проведения выборов в античном мире не следует преувеличивать, так как ведущим способом формирования органов политической власти они в тот период не были. Тем не менее, опыт их был востребован в новое время и оказал большое влияние на теорию и практику государственного строительства.

    В эпоху средневековья выборы приобретают сословный характер. Однако в некоторых обществах они применяются в масштабах, сопоставимых с греческими и римскими. В городах-государствах раннесредневековой Италии для замещения некоторых государственных должностей требовалось голосование граждан. В XII столетии жители этих городов-государств напрямую избирали своих правителей – консулов, в XIII-XIV вв. – так называемых «народных капитанов». Такой порядок до сих пор сохраняется в самом древнем государстве Европы – республике Сан-Марино, история которого восходит к 301 г.

    В Древней Руси традиции выборного правления сложились в Новгородской и Псковской земле. В этих феодальных республиках практически все государственные должности, включая командовавшего дружиной князя и духовного владыки – епископа, замещались на основе решений вечевых сходов. В Новгороде путем выборов происходило замещение разнообразных властных должностей не только на городском уровне, но и на уровне составлявших его районов («концов») и улиц.

    Процедура выборов использовалась в позднее Средневековье и при определении новых глав крупных государственных образований. Список выборщиков при этом был невелик — ограничивался, как правило, высшим дворянством и духовенством. Избранный же получал свою должность пожизненно. Достаточно вспомнить процедуру выборов императора Священной Римской империи коллегией курфюрстов, юридически закрепленную Золотой буллой 1356 г. или выборы короля в Речи Посполитой. Принято считать, что данный механизм был признаком слабости центральной власти в указанных государственных образованиях и в конечном счете вел к их распаду и поглощению соседями. Однако номинально Священная Римская империя просуществовала при этом до 1806 г.

    После американской и французской революций XVIII в. с развитием представительной системы правления выборы становятся одним из главных способов решения кадровых вопросов в системе публичной власти. Со временем масштабы применения выборов и их роль в политической жизни различных обществ возрастали. Значение выборов в новое время стало столь велико, что известный британский историк Льюис Намьер назвал их «перекатами на реках истории».

    Однако степень применения выборов как механизма формирования органов власти и сейчас остается неодинаковой в разных странах, что отражает неизбежное и даже умножающееся многообразие политических систем. В некоторых абсолютных монархиях, например, в королевстве Саудовская Аравия, государстве Катар, султанате Бруней, выборных (даже формально) органов власти практически не существует. Напротив, в США посредством выборов формируются органы власти всех четырех уровней (федерального, штата, графства и местного) и всех трех ветвей. Выборными в США в большинстве случаев являются даже такие должности, как прокурор, начальник полиции, судебный врач, член школьного совета. Из этого правила есть лишь некоторые исключения (например судьи Верховного суда, утверждаемые на своих постах пожизненно Конгрессом по представлению президента).

    studfiles.net

    Понятие, цель, социальная роль, принципы и виды выборов

    Рассмотрим понятие, цель, социальную роль, принципы и виды выборов.

    Понятие выборов

    Выборы – это совместное независимое волеизъявление граждан в форме голосования за избрание определенного кандидата на должность в публичных органах власти. Вместе с тем они представляют собой способ формирования органов власти государства.

    Цель выборов

    Целью выборов является создание условий для того, чтобы все заинтересованные граждане имели возможность выразить свою волю. Публичная власть должна создаваться и действовать согласно этой волей. Путем выборов в различные органы власти происходит её легитимация.

    Практика выборности должностных лиц обладает многотысячелетней историей, однако в заметных масштабах они стали использоваться лишь после буржуазных революций XVIII века. Одной из целей последних являлось ликвидация преград для капиталистического развития.

    Социальная роль выборов

    На современном этапе социальная роль выборов состоит в том, что они являются:

    – институтом прямой демократии, высшим непосредственным выражением народом своей власти;

    – демократическим способом создания парламента государства и местного самоуправления;

    – в юридическом смысле актом вручения народом своим представителям права на отправление власти;

    – легитимным способом построения системы властвования, а также её реформирования;

    – формой управления публичными делами, которые представляют общественный интерес.

    Принципы выборов

    В демократических государствах процесс организации и проведения выборов соответствует следующим принципам: свобода, альтернативность, обязательность, периодичность, открытость, гласность.

    Например, в соответствии с одним из принципов в Конституции Италии «голосование должно быть личным, равным, свободным и тайным. Его реализация является гражданским долгом».

    Виды выборов

    Существуют различные подходы к классификации и выделению видов выборов.

    В зависимости от полноты охвата они бывают двух видов: всеобщие и частичные. При проведении всеобщих выборов в них принимают участие все избиратели страны (например, выборы президента и депутатов парламента). Частичные выборы организуются с целью пополнить состав представительного органа по причине досрочного выбытия отдельных депутатов.

    В зависимости от территориальных масштабов выделяют три вида выборов: национальные, региональные и местные. Национальные выборы проводятся на территории всего государства, региональные – организуются лишь на территории соответствующего субъекта, местные – проходят на территории отдельных муниципальных образований.

    В зависимости от количества мандатов, которые замещаются в избирательных округах, они бывают двух видов: униноминальные (от каждого округа избирается только одно лицо) и полиноминальные (от округа избирается сразу несколько лиц).

    В зависимости от количества туров голосования выделяют следующие виды: выборы, которые проходят в один, два или несколько туров. Если результат выборов устанавливают после однократного голосования избирателей, то значит, что они проводятся в один тур, а если для этого может понадобиться два голосования, то они проходят в два тура. В практике встречаются и многотуровые выборы.

    В зависимости от плановости выделяют следующие виды: очередные, внеочередные, повторные. Очередные выборы проходят после истечения установленного законодательством срока полномочий представительного или исполнительного органа. Внеочередные выборы проводятся по причине досрочного прекращения полномочий различных органов власти и их должностных лиц (досрочный роспуск парламента, отставка или импичмент президента, отставка исполнительного органа и т.д.). Повторные выборы организуются в ситуациях, когда они были признаны несостоявшимися либо недействительными согласно решению избирательной комиссии или суда.

    В зависимости от непосредственности выборов выделяют следующие виды: прямые и непрямые. При прямых выборах избрание того или иного кандидата или их группы совершают сами граждане. Они проходят почти во всех государствах при избрании депутатов нижней палаты парламента и органов местного самоуправления. Во многих странах напрямую избираются президенты (Россия, Франция, Австрия, Болгария).

    При проведении непрямых выборов избиратели как бы делегируют свой голос представителям, которых они избирают. Выделяют две разновидности непрямых выборов: косвенные и многостепенные. При проведении косвенных выборов выборщики голосуют за выдвигаемого кандидата (например, выборы Президента США). При проведении многостепенных выборов избиратели выбирают определенный представительный орган, функцией которого является избрание данного органа либо должностного лица. Они бывают двухстепенными, трехстепенными, четырехстепенными и т.п. Таким образом, непосредственно избиратели производят выбор лишь органов первой ступени.

    В юриспруденции понятие «избирательное право» используется в двух значениях: объективном и субъективном.

    Объективное избирательное право представляет собой систему правовых норм, регламентирующих общественные отношения, которые связаны с выборами органов государства и местного самоуправления. Подобные нормы бывают материальными, т.е. закрепляющими принципы выборов, и процессуальными, т.е. закрепляющими процедуру выборов. Источниками объективного избирательного права выступают конституция, законы и положения о выборах разнообразных органов власти.

    Субъективное избирательное право представляет собой гарантированную государством возможность для гражданина избирать и быть избранным в разные государственные и местные органы власти. Оно бывает двух видов: активным (избирать) и пассивным (быть избранным).

    lecu.ru

    ❶ Что такое выборы 🚩 выборы это 🚩 Политика

    Реализация своего избирательного права гражданами является важнейшей формой участия их в управлении государством. Соответствующий порядок и правила проведения выборов закрепляются обычно в конституциях стран. Участие в выборах — не просто конституционное право, это событие, требующее от участников политической ответственности. Такая ответственность за принимаемые решения формирует правовую и политическую культуру избираемых и избирателей.

    Выборы могут быть парламентскими или президентскими, всеобщими или частичными, общегосударственными или местными, однопартийными, многопартийными или беспартийными, очередными или досрочными, альтернативными или безальтернативными, прямыми или косвенными. При прямых выборах депутаты или должностные лица избираются населением. Например, в нашей стране прямыми являются выборы Президента РФ, депутатов Государственной Думы, представительных органов субъектов РФ. При косвенных — население избирает выборщиков, которые, в свою очередь, избирают соответствующих лиц. В США граждане избирают выборщиков, а уже они — Президента.

    Все современные демократические державы проводят выборы, но далеко не все выборы являются демократическими. Иногда участвует только один кандидат без альтернативы. Подобные выборы сопровождаются запугиванием и фальсификацией. Свободные демократические выборы возможны при наличии альтернативности, свободы проведения избирательной кампании и свободы волеизъявления избирателей. Они должны быть всеобщими, равными, прямыми и проходить при тайном голосовании.

    Выборные должности избранники занимают в течение времени, обозначенного в законе, по истечении этого срока организуется новая избирательная кампания. Исход предвыборной борьбы определяется результатами голосования. Поэтому к процедуре голосования предъявляются высокие требования. Кабины для голосования оборудуются таким образом, чтобы можно было обеспечить тайну волеизъявления. Выборные бюллетени выдаются строго по предъявлению паспорта, чтобы нельзя было проголосовать несколько раз. Урны для голосования опечатываются, результаты фиксируются в протоколе, обязательно присутствие независимых наблюдателей.

    Начинаются выборы с выдвижения кандидатов. Каждый кандидат должен обратиться в комиссию и предоставить на рассмотрение протоколы собраний и свое заявление о желании баллотироваться. Затем начинается сбор подписей, оформление подписных листов и проверка их достоверности. Эти процедуры необходимы для первичной регистрации кандидатов.

    Успешно проведенный сбор подписей — важное, но недостаточное основание для регистрации кандидата. Кроме этого, он должен предоставить сведения об имуществе, о доходах. Далее происходит окончательная регистрация, то есть, получение удостоверения кандидата. Только после этого разрешается предвыборная агитация, в которую входит предвыборная программа, пресс-конференции, встречи с избирателями, наглядная агитация, теледебаты, митинги и так далее.

    За сутки до голосования агитация завершается. Далее проходят непосредственно выборы, которые состоят из добровольного участия, тайного голосования, подсчета голосов и оглашения результатов голосования. Каждый голос расценивается одинаково. Один-единственный голос может обеспечить успех кандидату.

    После информация с каждого участка доставляется в территориальные избирательные комиссии. Основное назначение этих органов — контроль над проведением выборов и оглашение результатов. По окончании подсчета голосов комиссия оформляет протокол, в котором указываются цифры итогов голосования. От этих цифр и зависит победа или проигрыш кандидатов.

    www.kakprosto.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *