Высшее образование в рф – .:: ::.

Содержание

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

«Высшее образование в России» – ежемесячный общероссийский научно-педагогический журнал, публикующий результаты фундаментальных, поисковых и прикладных проблемно-ориентированных исследований наличного состояния высшей школы и тенденций ее развития, выполненных на стыке наук с позиций педагогики, социологии, истории, экономики и менеджмента. В журнале обсуждаются актуальные вопросы теории и практики модернизации отечественного и зарубежного высшего образования. Особое внимание уделяется проблемам подготовки и повышения квалификации научных и научно-педагогических работников высшей школы.

Целевая аудитория издания – сообщество исследователей и практиков высшего и дополнительного профессионального образования (вузовские и академические ученые, профессорско-преподавательский состав высшей школы, администрация вузов, работники органов управления системой высшего образования, соискатели ученой степени, студенчество). Авторы и читатели журнала – специалисты в области философии образования, педагогики высшей школы, социологии образования.

Миссия журнала – поддержание и развитие единого исследовательского пространства в области наук об образовании в географическом (межрегиональность) и эпистемологическом (междисциплинарность) смысле, а также укрепление межвузовского сотрудничества научно-педагогических работников. Задача – выработка общезначимого языка описания и объяснения современной образовательной реальности, который не только позволяет понимать происходящее, но и сплачивает, объединяет научно-педагогическое сообщество на основе ценностей солидарности, содружества, кооперации, консолидации и сотворчества.

Содержание рубрик журнала соответствует трем отраслям науки в соответствии с Номенклатурой специальностей научных работников: 09.00.00 – Философские науки; 22.00.00 – Социологические науки; 13.00.00 – Педагогические науки

.

«Высшее образование в России» публикует теоретические (аналитические, полемические, проблемные) статьи, а также результаты эмпирических и практико-ориентированных исследований, материалы конференций и круглых столов, научные рецензии. В своей деятельности журнал опирается на профессиональные объединения в сфере высшего образования (Российский союз ректоров, Ассоциация технических университетов, Ассоциация инженерного образования России, Ассоциация классических университетов России, Международное общество по инженерному образованию).

vovr.elpub.ru

Высшее образование в России

Высшее профессиональное образование (ВПО) – это уровень профессионального образования, который направлен на подготовку специалистов в любой научной сфере на основе имеющегося среднего (полного) общего или среднего профессионального образования.

Срок получения высшего образования зависит от выбранного уровня. С 2011 года в России начала действовать двухуровневая система обучения, поэтому на данный момент существует два уровня высшего образования, которые позволяют получить:

1. квалификацию (степень) «бакалавр»

Срок обучения – не менее 4 лет

(на базе среднего (полного) общего образования и на базе среднего профессионального образования).

2. квалификацию (степень) «магистр»

Срок обучения – не менее 6 лет (4 года из 6 отводятся бакалавриату)

(на базе бакалавриата)

 

В медицинских, инженерных и военных вузах продолжает существовать специалитет, который позволяет получить:

квалификацию (степень) «дипломированный специалист»

Срок обучения – 5 — 5,5 лет

(на базе среднего (полного) общего образования и на базе среднего профессионального образования)

 

В соответствии с установленными уровнями этапы получения высшего образования можно представить следующим образом:

Высшее профессиональное образование в России можно получить в таких учебных заведениях как: институт, академия и университет. Официально они называются высшие учебные заведения или вузы. По статистике в России насчитывается более 3000 вузов (вместе с филиалами)

Прежде чем поступать в высшее учебное заведение, абитуриенту нужно определиться с тем, какую квалификацию и по какому направлению хотелось бы приобрести после окончания обучения, сколько по времени займет приобретение данной квалификации и какие условия существуют при  поступлении.

moeobrazovanie.ru

Высшее образование в России: система, история, развитие

Высшая школа образования в России представляет собой единую систему, включающую более 650 вузов государственного образца. В них получают образование около девяти миллионов человек, среди которых большое количество граждан из зарубежных стран. Подготовка ведется в нескольких направлениях: медицинском, инженерно-техническом, финансово-экономическом и гуманитарном. Существующие сегодня дисциплины позволяют получить высшее образование по любой специальности и абсолютно каждому, кто имеет аттестат об окончании среднего (школы) или специального учебного заведения (ПТУ).

Высшая школа России

Фундамент российского высшего образования базируется на всемирно известной школе, уникальных знаниях и открытиях русских ученых, а также на непреодолимой тяге наших предшественников к наукам.

Высшее образование в России – это не пустой звук. Оно подкреплено практическими навыками высококвалифицированных преподавателей, многие из которых имеют степень кандидата, доктора наук, а некоторые – носят гордое звание профессора. Высшая школа дает возможность не только получить хорошие знания, умения, профессиональные навыки, но и престижное образование, поскольку диплом российского образца ценится во многих иностранных государствах.

Россия – это страна с многовековой историей, традициями, культурным наследием, несравненной природой и ее богатствами, со своим укладом, обычаями и национальными особенностями. Получая высшее образование, человек незаметно для себя становится частью всего этого могущества, приобщается к опыту поколений, истории, становясь частичкой русской души.

Система высшего образования в России

Как ни крути, тема высшего образования неразрывно связана с историей. В частности, с историей его становления. Та система, которая сложилась на сегодняшний день, появилась ни сразу. Она вырабатывалась столетиями, достигалась годами.

Современное высшее профессиональное образование в России имеет многоуровневую систему, в которой выделяют разные степени подготовки: основной срок получения специальности занимает 5 лет, после чего студенту присваивается квалификация «специалист». Далее можно продолжить обучение в аспирантуре, оно проходит в течение трех лет. Кроме этого, существует возможность получить ученые степени «бакалавр наук» и «магистр наук», срок обучения четыре и два года соответственно.

Несколько иначе обстоит дело, если вы решили получать высшее образование в медицинском институте. В этом случае время обучения зависит от выбранной специализации: диплом клинического психолога, фармацевта или стоматолога студент получает через пять лет. По курсу педиатрии, спортивной медицины и лечебному делу ему необходимо проучиться шесть лет. Далее образование в высшем медицинском учебном заведении можно продолжить, поступив в интернатуру (1 год). В зависимости от специальности и пожеланий доктора можно закончить клиническую ординатуру (от 2 до 5 лет). Или поступить в аспирантуру, срок обучения в ней составляет три года.

Основные моменты в системе ВО

Учебный год в российских высших школах длится с 1 сентября по 30 июня. Он разделен на два семестра, каждый из которых заканчивается сессией (зимней и летней). Во время нее студенты сдают многочисленные зачеты, экзамены по прошедшим ранее дисциплинам. Каникулы у студентов, получающих высшее образование, тоже есть. И начинаются они как раз после сессий. Зимние длятся две-три недели, летние – два месяца. Самые сложные экзаменационные испытания студент проходит в последний год своего обучения. Зимой он сдает госэкзамены, они включают в себя вопросы по всем изученным дисциплинам. И летом защищает свою самостоятельную дипломную работу.

Обучение в российских университетах осуществляется на русском языке и ведется по трем формам обучения: очной (дневной), заочной (позволяет параллельно с учебой работать) и вечерней (проводится в вечернее время или выходные дни). В последнее время многие негосударственные высшие школы практикуют дистанционную форму обучения, при которой человек живет в другом городе (чаще провинции) и получает задания на дом, периодически приезжая на сессию. По этой же системе занятия могут осуществляться через скайп, если, например, говорить об изучении иностранных языков.

По окончании университета выпускник получает российский диплом государственного образца с указанием квалификации. И, как правило, документ с отличием имеет красный цвет, в остальных же случаях – синий. Важно знать, что в настоящее время наши дипломы считаются действительными во всех странах мира.

Система оценок

Поднимая тему оценивания в РФ, следует сказать, что она не многим отличается от школьной системы оценок. Наивысшей отметкой считается – «5» – отлично; затем идет «4» – хорошо; «3» – удовлетворительно; «2» – неудовлетворительно. Есть форма оценки «зачет» и «незачет». При получении «неуда» или «незачета» студент имеет возможность пересдать предмет, заранее договорившись с педагогом. На эту процедуру ему дается три попытки. Если за это время студент не смог получить достойную отметку, ему грозит отчисление из вуза.

Особо нерадивые учащиеся могут быть не допущены к сессии вообще. Причиной чаще всего служит пропуск лекций и отсутствие на семинарах. Проблема эта решаема, если есть уважительная причина, и к началу сессии сдан необходимый минимум. В этом случае «вузовец» все-таки может быть допущен к экзаменам.

Кроме отрицательных форм оценок, высшее образование в России предусматривает и поощрительную аттестацию. Учащийся может получить «зачет» или хорошую оценку автоматически («автоматом») без сдачи предмета, при условии, что весь семестр исправно посещал все занятия, выполнял задания и следовал всем требованиям преподавателя.

Как развивалось высшее образование

Это достаточно объемная тема. Ее можно было бы выделить в отдельную публикацию или даже книгу, но попытаемся уложиться в рамки одного подраздела статьи. Зарождение и развитие высшего образования в России началось примерно в XI-XII веках и постоянно зависело от ряда факторов. Во-первых, разные области жизнедеятельности человека (наука, культура, мореплавание, торговля и другие) не стояли на месте, а развивались, следовательно, общество уже нуждалось в более квалифицированных кадрах. Во-вторых, само российское окружение требовало дальнейшего формирования в плане освоения наук, поскольку шел обмен опытом с другими странами, активно изучались языки. Особенно заметно это происходило во времена Петра I.

Нельзя не учитывать тот факт, что большой вклад в развитие высшей школы внесли русские деятели, просветители, математики, химики, философы, мыслители: Ковалевский, Ломоносов, Радищев, Лобачевский, Писарев, Белинский, Герцен, Добролюбов, Тимирязев, Пирогов, Менделеев и многие-многие другие. В то же время на высшее образование в России сильно повлияло учение К. Маркса и Ф. Энгельса. А Михаил Васильевич Ломоносов, например, как никто другой, стремился избавить сферу учения от схоластических взглядов, навязываемых до этого церковью, и старался сделать образование более светским. Кроме этого, он составлял учебные программы, пытаясь сделать так, чтобы ученики получали не только теоретические знания, но и обучались практическим навыкам, участвовали в лабораторных опытах и экспериментах. А в 1755 году открылся Московский университет имени Ломоносова (МГУ), который являлся, пожалуй, самым классическим примером учебного заведения, где и сегодня можно получить российское высшее образование в полном его понимании.

Немного истории…

Развитие и история высшего образования в России также тесно переплетаются с событиями, которые постоянно происходили на территории страны и за ее пределами. Например, вслед за промышленным переворотом в Европе наша держава тоже претерпевает свои изменения, в частности, основывается Ленинградский горный институт, который стал прародителем высшего технического образования в России. В основном в горном училище (так называли его в те времена) преподавались математические дисциплины: алгебра, геометрия, архитектура, металлургия, минералогия, химия, физика, иностранные языки. Такое разнообразие точных наук помогало получать достойное и разностороннее образование. Россия, как и многие другие страны, пыталась сделать обучение доступным для женской половины. Окончательно это стало возможным после Великой Октябрьской социалистической революции. В это же время перед высшим образованием встали другие цели и задачи. Планировалось строить совершенно новое общество посредством целенаправленного воспитания молодежи и введения коренных изменений в процесс обучения.

Во времена СССР получение высшего образования тесно было связано с планами развития общества и всех отраслей народного хозяйства. Достаточно вспомнить ежегодные выезды студенческих бригад на картошку или обязательное активное участие в делах профсоюза. Перед высшими школами главной задачей было повышение уровня подготовки будущих специалистов, а также привлечение как можно большего количества людей из народа к получению качественного образования. В связи с этим был принят ряд мер: введение льгот, предоставление бесплатного общежития, а само обучение тоже было не платным и осуществлялось оно на 70 языках. В период Советского Союза высшее образование в России становится доступным для всех граждан, имеющих аттестат об окончании школы.

Высшее образование в современной России

Система высшего образования в России развивается в соответствии с потребностями общества, а также в зависимости от достижений наших ученых в естественных науках, медицине, физике, химии, информатике и других областях знаний. Отсюда сразу обозначаются программы, предметы, формы и методы преподавания в высших учебных заведениях.

В последние годы остро встает вопрос необходимости специалистов широкого профиля: инженер-конструктор, врач-биохимик, юрист-экономист, инженер-программист и т. д. Учебный процесс в современной России сочетает в себе комплексный подход овладения знаниями, т. е. лекции чередуются с самостоятельными заданиями, в том числе практическими. Такой подход в обучении позволяет активизировать мышление, инициативу, работоспособность, ответственность у студентов. Систематическое проведение кафедрой научных исследований позволяет приобщить студенческое сообщество к экспериментальной работе и тем самым повысить уровень подготовки. С этой целью во многих вузах нашей страны организованы опытные лаборатории, вычислительные центры, научные институты, где изучаются, решаются актуальные задачи современного общества.

Проблемы высшего образования

Конечно, сегодняшнюю Россию нельзя представить без насущных вопросов и перспектив планирования в области высшего образования. Среди наиболее явных трудностей, пожалуй, можно отметить вопрос платного образования. К сожалению, с конца 90-х годов получить образование в нашей стране можно и с помощью денег. С одной стороны, это дополнительная возможность для некоторых категорий граждан, с другой – настоящая панацея, рождающая множество спорных вопросов.

Первый из них связан с тем, что резко упал уровень образования, поскольку все покупаемо, начиная с оценок и заканчивая дипломом. Как следствие, вытекает вторая проблема – жестокая коррупция в образовательных структурах. И в последние годы она становится все серьезнее. Проблемы высшего образования в России стоят остро, а решаются медленно. Однако радует уже то, что в этом направлении есть хоть какое-то движение.

Если же говорить о перспективах развития высшего образования в нашей стране, то этому процессу сильно способствуют наши победы в науке. Развитие нано- и биотехнологий однозначно в ближайшем будущем приведет к появлению новых специальностей. А вместе с этим и к новым программам, методам и формам образования.

fb.ru

Образование в России \ Образование в России \ Русская Образовательная Система \ Высшее образование в России

Высшее образование в России находится под юрисдикцией Министерства образования и науки Российской Федерации, которое несет ответственность за аккредитацию и лицензирование высших учебных заведений, а также поддерживает развитие государственных образовательных стандартов.

История развития образования в России

История возникновения системы высшего образования России началась с основания университетов в Москве и Санкт-Петербурге в середине 18-го века. Она была сформирована по аналогу немецкой системы образования. В советское время среднее образование было обязательным для всего населения России. Наличие высшего образования высоко ценилось, и также остается приоритетом и на сегодняшний день. В настоящее время более 50% людей имеют высшее образование.

УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ:

  В Российской Федерации существуют около 180000 учебных заведений различных видов и категорий. Приблизительно 35 миллионов человек, примерно 23% от общей численности населения страны, ежегодно поступают в какое-либо учебное заведение. В сфере образования работают более 6 миллионов человек.

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ:

— имеется более 700 государственных вузов

— более 15 миллионов студентов обучаются в России

— более 300000 иностранных студентов, обучающихся в российских государственных университетов

  Получить Высшее образование можно в государственных и негосударственных (частных), аккредитованных высших учебных заведениях. Есть два академических курса высшего образования:

Преддипломное образование: степень бакалавра (4 года)

Последипломное образование: степень магистра (2 года, после получения степени бакалавра)

Аспирантура/докторантура (3 года, после получения степени магистра,)

 Получив степень магистра, студенты могут продолжить свое образование и получить докторскую степень: первая степень соответствует ученому званию доктора наук, а вторая, наивысшая степень, соответствует званию доцента/профессора.

РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

   Российская система образования, как уже многократно отмечалось ведущими международными экспертами, является одной из самых развитых и высококвалифицированных образовательных систем в мире. В следствии постоянно происходящих изменений в устоях общества, уже доказано, что российская система образования способна адаптироваться к быстрым преобразованиям, а также длительным эволюционным реформациям (при этом сохраняя все качества, которыми славится российская система образования).

  Высшее образование в России находится под юрисдикцией Министерства образования и науки Российской Федерации, которое несет ответственность за аккредитацию и лицензирование высших учебных заведений, а также поддерживает развитие государственных образовательных стандартов.

     Только аккредитованные высшие учебные заведения имеют право выдавать дипломы государственного образца и присуждать степени, предоставляющие все профессиональные и научные права.  Все дипломы обладают международной сертификацией и международным признанием. Только аккредитованные высшие учебные заведения имеют право ставить печать с изображением Государственного герба Российской Федерации. Все государственные степени присваивают выпускникам определенную специализацию, независимо от вида учебного заведения (университет, академия, институт) и их формы собственности (государственной, муниципальной, частной), и все равны статусом.

Учебный год:

Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается в конце июня. Он разделен на осенний и весенний семестр.

Семестр:

  В осенний семестр длительность обучения составляет 16 недель, а в весенний семестр – 15-16 недель. В конце каждого семестра студенты проходят оценивание на протяжении недели. В это время они пишут тесты, представляют учебные работы и защищают курсовые проекты и в конце обучения получают оценки.

  В течении двух или трех недель в конце каждого семестра студенты сдают сессию и получают итоговые оценки.
  Система образования в России развивалась на протяжении веков под влиянием христианства, а с конца 17-го века, находилась под влиянием Просвещения. В 20-м веке, когда общее и профессиональное образование становилось все более значимым фактором, вследствие социально-экономических изменений, как в самом обществе, так и относительно отдельного человека, неграмотность была устранена и расширена возможность получения высшего образования, и таким образом была создана образовательная система для взрослых. Однако, возникало ощущение, что система образования, созданная в начале 1980-х годов, не была достаточно гибкая и была не вполне способна соответствовать требования людей.
  Социально-политические изменения, произошедшие в России в период перехода к рыночной экономике, привели к необходимости реформирования системы образования. Конституция Российской Федерации 1993 г. и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 1992 года, и пересмотром этого закона, имевшим место в 1996 году, укрепили права граждан на получение образования, укрепляли демократизацию в образовательных учреждениях, расширили академическую свободу и самостоятельность работы учреждений, и способствовали образованности населения.
   На смену централизованной и объединенной системы образования пришла система, в которой интересы студентов, преподавателей, научного сообщества и работодателей были первостепенными. Стремительно развивался сектор образования негосударственных (частных) учебных заведений, основанный как физическими лицами, так и юридическими организациями. Федеральные программы развития образования, направленные на поощрение инноваций во всех сферах системы образования, были разработаны для осуществления проведения образовательных реформ.
   В последние годы система образования в Российской Федерации претерпевает кардинальные изменения в рамках комплексной трансформации страны в целом. Основные изменения заключаются в появлении новых видов учебных заведений, введении многоуровневой системы высшего образования (степени бакалавра и магистра в дополнение к традиционным дипломам — степени специалиста), и в глубоком изменении в учебной программе.

eduinrus.ru

Высшее профессиональное образование в России: обзор основных направлений обучения

В разделе собрана информация о высшем образовании в России. Здесь вы найдете обзор программ и направлений обучения, информацию о том, где получить высшее образование, какие в вузах есть формы обучения, и сможете выбрать подходящий вуз.

Высшее образование экстерном

Как получить высшее образование экстерном. Чем учеба студента-экстерна отличается от обучения заочника. В каких вузах РФ есть экстернат.


Высшее профессиональное техническое образование

Квалифицированные инженеры, разбирающиеся в современных технологиях, постоянно совершенствующие свои знания ценятся на вес золота. Узнайте, как получить техническое образование и стать востребованным специалистом.


Высшее профессиональное экономическое образование

Если вы собираетесь получать экономическое высшее образование, то вам просто необходимо понимать, что вам предстоит изучать в вузе, какие специальности, направления обучения и специализации существуют. Также вам придется выбрать учебное заведение. Если хотите знать, как это сделать, то данный материал специально для вас.


Высшее юридическое образование в России

В данном разделе сайта собрана подробная информация о высшем юридическом образовании. Основные специальности, формы обучения и предметы, которые предстоит освоить в ходе обучения. Также мы поможем выбрать вуз в зависимости от ваших потребностей.


Высшее медицинское образование

Получение высшего медицинского образования означает приобретение возможности работать врачом: человеком, заботящемся о главном приоритете человеческой жизни – здоровье.



Все о высшем спортивном образовании

Занятиям спортом можно посвятить всю жизнь. Помните, что помимо непосредственно выступлений атлетов есть еще и тренеры, массажисты, менеджеры, работники медицинских служб. А к тренировкам и физическим нагрузкам стоит подходить с полным багажом знаний.




Высшее лингвистическое образование

Настоящий лингвист – больше, чем просто филолог. Языкознание позволяет изучить не только особенности речи – но и менталитет, а порою даже историю разных стран и народов.



Медицинское образование

Краткий обзор высшего медицинского образования в России. Почитайте после того, как вы ознакомились с основной статьей раздела.


Что такое высшее образование

В РФ высшее профессиональное образование (ВПО) – часть системы, обеспечивающей право граждан страны на непрерывное обучение в течение всей жизни. С присоединением России в 2003 году к Болонскому процессу ВПО подразделяется на три соответствующих европейским стандартам уровня:

  1. Бакалавриат (академический и прикладной).
  2. Магистратура (и специфический для России специалитет).
  3. Докторантура, аспирантура – подготовка кадров высшей квалификации.

В творческих вузах третьему уровню соответствует ассистентура-стажировка, в военных – адъюнктура, в медицинских – ординатура.

Бакалавриат дает общую теоретическую подготовку и набор компетенций (попросту – умений и навыков) для исполнения определенных профессиональных функций в изученном направлении без узкой специализации. Учеба длится 4 года, образование считается полноценным высшим.   

Специалитет тоже относится ко второму уровню, но обучение занимает не менее 5 лет и ориентирует на узкопрофильную практическую работу по выбранному направлению.

Магистратура предусматривает приобретение более обширного  комплекса теоретических знаний и предполагает подготовку студентов к научно-исследовательской деятельности. Учиться надо не меньше двух лет. Выпускники-магистры так же, как и специалисты, могут продолжить обучение на третьем уровне – в аспирантуре.

Подготовка кадров высшей квалификации (докторантура, аспирантура) – это обучение, которое включает четыре взаимосвязанных части:

  • собственно образование, то есть накопление теоретического профессионального багажа;
  • педагогическую деятельность – преподавание;
  • практику, во время которой собирается материал для кандидатской диссертации;
  • научно-исследовательскую работу.

Аспирантура готовит специалистов, ориентированных на творчество и академическую фундаментальность, словом – ученых. В очной форме учеба продолжается не меньше трех лет, в заочной – от четырех до пяти.

Первое высшее образование любого из трех уровней по закону бесплатное, если абитуриент проходит конкурсный отбор на бюджетные места. Второе (то есть того же уровня) – только платное.

edunews.ru

Высшее образование в России — это… Что такое Высшее образование в России?

Обучение в вузе

История создания

Создание первых высших учебных заведений в России задержалось по сравнению с Европой на несколько веков (об истории создания университетов в мире более подробно см. статью Университет).

Создание университетов

Первыми были созданы классические университеты в столицах:

и др.

Создание технических и др. специальных вузов

Почти через полвека после первого классического университета начали создаваться высшие технические учебные заведения:

  • Санкт-Петербургский государственный горный университет — первое в России высшее техническое учебное заведение, был основан в 1773 году, Указом императрицы Екатерины II как воплощение идей Петра I и М. В. Ломоносова о подготовке собственных специалистов для развития горнозаводского дела — основополагающей государственной отрасли[2].
  • С добавления в 1810 году старших офицерских классов в Главном инженерном училище Российской империи ведёт начало Военный инженерно-технический университет.
  • Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана основан в 1830 г. и т. д.

В связи с быстрым развитием собственной промышленности, науки и инженерного дела уже в 1892 г. в России насчитывалось 48 вузов, в 1899 г.- 56, а в 1917 г. — 65.

Заметим, что университеты даже в таких ныне крупных городах-миллиониках, как, к примеру, Нижний Новгород и Самара, были созданы только накануне или сразу после Октябрьского переворота 1917 г.:

Советский период

После 1917 г. система высшего образования в СССР подверглась существенным трансформациям.

В 1917 — 1920-е гг. высшие учебные заведения были лишены академической автономии. Ликвидировалась система научных степеней и званий, отменялись вступительные экзамены. Контингенты вузов стали формироваться по «классовому» принципу, преимущественно, за счёт партийных и комсомольских наборов. Для подготовки имевших лишь начальное образование студентов создавались специальные рабочие факультеты — рабфаки.

Были предприняты первые шаги к разделению науки и высшего образования: создание не входящих в структуру вузов Научно-исследовательских кафедр ВУАН на Украине, разгром МВТУ и отделение от него научно-исследовательских лабораторий и др. Расформировались крупные университеты (из МГУ были выделены медицинский и гуманитарные факультеты, были расформированы и преобразованы в институты народного образования университеты Украины).

В 1930 г. была предпринята реформа высшего образования. Вузы получали ведомственное подчинение и разделялись по отраслевому принципу. На основе факультетов реорганизуемых крупных вузов создавались мелкие отраслевые институты. Так были разделены МВТУ, политехнические, коммерческие институты и др.; расчленению подверглись некоторые университеты (Казанский).

Окончательно разделялись наука и высшее образование. Научные подразделения выделялись в отдельные научно-исследовательские институты и получали ведомственное подчинение или включались в систему Академии Наук.

Обучение специалистов с 1930 г. велось по новому, узкому, чаще всего отраслевому, профилю. Получали широкое распространение снижавшие качество образования вечерние и заочные формы обучения. Фактически, с 1930 г. советские институты становились средними специальными учебными заведениями, но официально продолжали считаться высшими. В обучение внедрялись многие экспериментальные формы обучения: бригадно-лабораторный метод и т.п.

В 1932 — 1934 гг. быстрое падение качества образования вынудило отказаться от ряда новаций 1918 — 1930 гг. Были восстановлены научные степени и учёные звания, восстановлены конкурсные экзамены, была признана необходимой лекционная система занятий.

В 1932 — 1960-е гг. были восстановлены некоторые крупные вузы досоветского периода: университеты на Украине (1932 г.), МВТУ и политехнические институты (1940-е гг.), некоторые институты народного хозяйства (1960-е гг.).

Высшее образование в советский период переживало быстрый количественный рост, оплаченный резким снижением качества обучения. Руководители образовательной отрасли в СССР (Елютин) принципиально отвергали концепцию исследовательского университета. Уровень большинства узкоспециализированных советских вузов соответствовал лишь среднему специальному образованию[3].

Девальвация высшего образования в 1960-е — 1980-е гг. дополнялась падением его общественного престижа: «Характерной чертой советской действительности была прогрессирующая профанация интеллектуального труда и образования как такового. В сферу умственного труда включались профессии и занятия, едва ли имеющие к нему отношение. Плодилась масса должностей, якобы требующих замещения лицами с высшим и средним специальным образованием, что порождало ложный «заказ» системе образования»[4].

Исторически сложившиеся виды обучения

Системой высшего образования Российской Федерации сохранялась в целом принятая ещё до 1917 г. пятилетняя (шестилетняя) система двухступенчатого высшего образования с исторически сложившимся разделением на старшие и младшие курсы, однако с 2003 г. идёт создание двухуровневой системы высшего образования (Европейская система образования-Болонский процесс).

При этом длительность и подходы к обучению зависели от специальности и иных обстоятельств. Так МГТУ им. Н. Э. Баумана и ряд других ведущих инженерных вузов страны использовал шестилетние сроки обучения. Ряд специальностей предполагает дополнительный период преддипломной практики в течение полугода по окончании пятилетнего периода обучения. 6 лет или более обучаются студенты медицинских вузов, а также студенты-заочники. С другой стороны в военных вузах, в отличие от гражданских, предпочитали использовать более интенсивные почасовые программы обучения.

В настоящее время в вузах используются следующие виды обучения:

  • очное,
  • заочное,
  • очно-заочное (вечернее) и
  • экстернат.

Студенты поступают на какую-то определённую специальность, учебный план которой определяется государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Порядок отбора и поступления

Вуз, в отличие от общеобразовательной школы, в цепочке просвещения стоит слишком близко к конечному результату — специалисту, поэтому в вузах удалось даже в советское время во многом сохранить отбор учащихся по природным способностям и соответствующим достижениям в выбранном направлении.

Исторически сложилось, что поступить в российский вуз можно несколькими путями.

Наиболее распространённым путём до 2009 г. была сдача вступительных экзаменов по ряду школьных предметов в определённом соответствии с направленностью предполагаемой специальности. Почти везде писали сочинение или изложение, чтобы показать уровень владения русским языком (как основным языком обучения и общения). Математики, физики, технологи в дополнение к этому сдавали алгебру, физику и геометрию, биологи и медики — химию и биологию и т. д. С 2009 эту же задачу в несколько ином виде пытаются решить с помощью ЕГЭ.

В ряде вузов с наиболее высокими требованиями (например, в МФТИ) экзамены дополнялись собеседованием, где из успешно сдавших экзамены ведущими учёными и специалистами с непререкаемым авторитетом неформально отбирались наиболее подходящие к обучению по профессии.

Вторым путём было какое-либо наглядное и уверенное подтверждение способностей к обучению и успехов в данном направлении: успешное участие в профильных олимпиадах (для спортсменов — в соревнованиях) достаточно высокого уровня(в том числе республиканского, союзного, международного), золотые и серебряные медалисты школ и т. д. Победители таких олимпиад приглашались к поступлению в соответствующие вузы вне конкурса. Целый ряд вузов не просто включился в поддержку олимпиадного движения, но были основателями подобных олимпиад, поддерживали и обеспечивают дополнительные занятия по профильным предметам и кружкам в «своих» школах, лицеях и гимназиях, ведут курсы, вечерние и заочные школы по подготовке к вступительным экзаменам и т. д.

Третьим путём были общественные заслуги (например, успешное прохождение срочной службы в Армии и т. п.) или желание руководства «подтянуть глубинку» (различные целевые наборы). С таких абитуриентов требовали только сдачи вступительных экзаменов без двоек и надеялись, что они своим усердием и старательностью смогут восполнить те прорехи своей подготовки, которые зависели не столько от них самих, сколько от выпустивших их школ.

Обучение

Во время обучения студентам предлагается изучить определённое число учебных предметов в соответствии с учебным планом по специальности. Обычно на младших курсах преимущественное внимание уделяется основополагающим для целой группы родственных профессий дисциплинам, а к старшим возрастает удельный вес более узких курсов непосредственно по специальности.

Обычным в ряде вузов стало изучение определённой доли курсов по выбору студента (когда надо изучить 1-3 дополнительных к общему учебному плану курса за учебный год, но выбор этих курсов из имеющихся в вузе предоставляется студенту).

В силу ряда заслуг или иных обстоятельств некоторые студенты могут быть переведены на личный учебный план.

В российских вузах (в отличие от общеобразовательных школ, где вскоре после Октября ежегодные переводные экзамены были отменены) во многом сохранился дореволюционный (и общемировой) подход к проверке качества студенческой учёбы, а именно проведение переводных экзаменов каждый год, причём не менее двух раз. В ряде случаев сессии дополняются коллоквиумами, госэкзаменами, повсеместно используются также промежуточные контрольные, курсовые, проверка домашних заданий.

В соответствии с этим в большинстве вузов учебный год состоит из двух семестров — весеннего и осеннего и сессий (набора переводных испытаний по окончании семестра) — зимней и летней; практик, летних и зимних каникул. В некоторых российских медицинских вузах использовались триместры и в учебном году было, соответственно, три сессии.

Преддипломное обучение

После последней сессии студенты сдают госэкзамены и защищают свой диплом. Как правило, студенты пишут диплом три месяца. Студентам присваивается квалификация. Возможно продолжение обучения в аспирантуре, получение второго высшего образования.

Планирование учебного процесса в вузах

Учебной работой в вузе руководит учебный отдел, он проверяет результаты итоговых аттестаций студентов.

В УМО составляют

При этом используют:

  • Учебный (рабочий) план — рекомендуемое распределение дисциплин по семестрам с указанием количества контрольных рубежей, письменных работ, дискуссий.
  • Семестровый план -график -рабочий план семестра с указанием контрольных сроков (присылки работ, ответов на тесты, дискуссионных ответов, экзаменов).

Постдипломное обучение

После окончания высшего учебного заведения можно повысить свою квалификацию на факультетах дополнительного образования, переподготовки кадров, повышения квалификации, которые существуют во многих вузах России.

Примечания

dic.academic.ru

Бесплатное высшее образование в России

В данной статье подробно рассказывается про бесплатное высшее образование в России, и все что об этом надо знать. В настоящее время получать высшее образование очень важно. Что бы устроиться на хорошую работу окончание одной школы и средне профессионального заведения недостаточно. Поэтому каждый человек стремиться найти такое учреждение, в котором можно по весьма низкой цене или бесплатно получить высшее образование по той специальности, по какой желал бы работать в будущем. Вопрос о бесплатном высшем образовании в России очень актуален, потому что такового по факту почти не найти.

Что дает высшее образование

Наличие высшего образования у человека дает ему возможность найти и устроиться на высокооплачиваемую работу. Его владелец может быстро продвигаться по карьерной лестнице. А полученные навыки при обучении всегда найдут свое применение в настоящей жизни.

Человек, который получил высшее образования, имеет больше шансов устроиться на такое место, где ему будет комфортно, когда владельцы среднего специального или профессионального образования не могут похвастаться этим. Зачастую работодатели выбирают кандидатов, которые имею наивысшую ученую степень.

Но что же делать тем, кто в свое время пренебрег своим правом на получение бесплатного высшего образования. Этот вопрос актуален и может рассматриваться с разной стороны.

Как получить высшее образование бесплатно

В соответствии с федеральным законом под номером 273, каждый человек имеет право один раз получить высшее образование бесплатно на конкурсной основе. Это значит, что поступить на бюджет можно только один раз в своей жизни. Для этого необходимо пройти соответствующую процедуру.

  1. Сдать все единые государственные экзамены, которые необходимы для поступления в ВУЗ, выбранный будущим абитуриентом. Как правило, для поступления нужно сдать только три обязательных ЕГЭ, к которым относятся: математика, русский и специальный предмет, соответствующий профилю поступающего;
  2. Написать заявление соответствующего образца. В настоящее время подача заявления может занять не более пяти минут времени. Это связано с тем, что многие Вузы имеют свои сайты, на которых есть возможность подать заявление на поступление онлайн;
  3. Предоставление всей необходимой информации. К ней относится все данные о сдаче ЕГЭ, диплом о получение среднего профессионального образования, аттестат об обучении в школе, а так же паспорт гражданина РФ, свидетельство о рождении, если нет первого и так далее;
  4. Получение результатов. После того, когда поступающий сдал экзамены и предоставил все необходимые документы он должен ждать, пока комиссия не примет решение о его зачислении на бюджетное обучение. Решение выносится на основании экзаменов. Кто набрал наивысшее количество баллов, автоматически получает бюджетное место, далее комиссия рассматривает возможность предоставления мест более слабым абитуриентам, основываясь на их документах, дипломе, аттестате. Надо заметить, что сироты, воспитанники детских домов, находящиеся под опекой несовершеннолетние принимаются на бюджетное обучение вне конкурса. Им достаточно набрать минимальный бал, который будет соответствовать о сдаче ЕГЭ. В настоящее время этого не требуется, так как в каждой школе, начиная с девятого класса, ученики сдают этот экзамен, о чем указывается в их аттестате;
  5. Поступление и начало обучения. Теперь самое главное не оплошать, постоянно присутствовать на лекциях, вовремя сдавать зачеты и прилежно учиться. Только тогда можно получить хороший диплом, а, следовательно, престижную работу.

Обучение на бюджетном месте дает возможность бесплатно получить высшее образование, а так же государство гарантирует обеспечить студента стипендией, дополнительными выплатами за хорошую учебу на весь срок обучения.

Альтернативный вариант получения высшего образования

В настоящее время есть множество возможностей получение высшего образования, а не только поступление на бюджетное обучение.

Дневная форма обучения на платной основе. Здесь студент учиться так же как и на бюджетной основе, только платит определенную сумму денег за год обучения. Надо заметить, что свое первое образование человек получил платно, он теряет свое право на получение бесплатного высшего образования.

Заочная форма обучения. При такой форме студент платит определенную сумму денег за сессию, которая равна половине года. Ему нет необходимости присутствовать на лекциях. Он приезжает примерно на неделю и сдает все необходимые зачеты и экзамены. Если человек не смог осилить какой-либо материал самостоятельно он может за дополнительную плату попросить преподавателя Вуза, который объяснит основы предмета.

Помощь работодателя. Например, человек работает на определенной должности, работодатель желает его повысить, но для этого необходимо получить соответствующее образование. В этом случае он имеет право направить работника в какой-либо ВУЗ. Причем стоимость обучения он должен взять на себя. Если работник сам изъявил желание на приобретение высшего образования, то работодатель может и не оплачивать его обучение, но может возместить часть убытков, если это образование имеет смысл для дальнейшей работы сотрудника на данном предприятии.

В этой статье вы узнали, про бесплатное высшее образование в России. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок». Просто оставьте на нашем сайте заявку, и наши юристы вам перезвонят.

www.cherlock.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *