Характеристика природных зон россии таблица 8 класс – Таблица “Природные зоны России” (8 класс) по географии – характеристика, животные

Содержание

Таблица “Природные зоны России” (8 класс) по географии – характеристика, животные

Название зоны

Географическое положение

Климат

Почва

Растения

Животные

Арктическая пустыня

Острова Северного Ледовитого океана, север п-ва Таймыр

Преобладают холодные арктические воздушные массы. Лето короткое и холодное.

Вечная мерзлота

Мхи, лишайники, полярный мак

Белый медведь, морж, тюлень

Тундра

От побережья Северного Ледовитого океана до полярного круга. Самая широкая полоса тундры в Сибири

Длинная зима (9 мес.), много осадков из-за низкого испарения, лето непродолжительное.

Тундрово-глеевые, торфяные

Мхи, лишайники, ягодные кустарники

Северный олень, песец, заяц-беляк

Лесотундра

Протяженность по всей России узкой полосой от тундры к тайге

Субарктический, постепенное потепление. Ср. Тем-ра января от -10° до -40°, летом +13°-+19°

Преобладают торфяные и сфагновые болота. Почвы торфяно-глеевые и с переходом наглеево-подзолистые

Низкорослые ели, пихта, кедр, карликовая береза

Бурый медведь, лось, заяц-беляк. Из птиц: глухарь, рябчик, кедровка

Тайга

Протяженность от Балтийского моря до побережья Тихого океана. Занимает всю Сибирь

Теплое лето 4-5 месяцев и холодная зима. Т-ра января от -10° до -50°. Летом +16°

Подзолистые

Это зона лесов. Представители: лиственница, пихта, ель, кедр, сосна

Бурый медведь, лось, белка, волк, соболь, рысь.

Птицы: глухарь, рябчик

Смешанные леса

Европейская часть России и Западная Сибирь

Зона умеренного климата, преобладает гумусовый слой

Подзолистые

Много травянистой растительности. Из деревьев встречаются как хвойные, так и лиственные

Лось, заяц, бобр, кабан, лисица, енот.

Широколиственные леса

Русская равнина и юг Дальнего Востока

Умеренный в Европейской части и муссонный на Дальнем Востоке.

Серые подзолистые, бурые лесные, в Европейской части – черноземы.

Дубы, клены, липы, осины. Из-за чрезмерного использования людьми. Практически все леса вырублены

Заяц, кабан, выхухоль, лисица

Лесостепи

Узкая переходная полоса от лесов к степям

Умеренный континентальный.

Черноземы

Лиственные породы деревьев и многообразие трав

Заяц, белка, бобры, мыши

Степи

Северное побережье Черного моря, юг Западной Сибири

Засушливый, испарение высокое, влажность низкая. Зимы морозные лето жаркое

Черноземы

Травы и злаки: ковыль, перекати-поле, пшеница

Мыши, суслики, змеи. Из птиц – степной орел

Пустыни и полупустыни

Районы около Каспийского моря

Засушливый климат с холодными зимами

Серо-бурая почва, преобладают солончаки, солонцы

Засухоустойчивые растения. Встречаются ценные корма для овец и верблюдов

Змеи, черепаха, тушканчик, скорпион

Субтропики

Южное побережье Черного моря

Теплый морской климат на протяжении года

Бурые горно-лесные почвы, желтоземы и перегнойно-карбонатные

Самшит, рододендрон, лавр

Муфлон, черепаха, змеи, благородный олень

obrazovaka.ru

Обобщение знаний в 8 классе по теме «Природные зоны России

Контрольная работа по теме «Почвы, растительность, животный мир»

I вариант

  1. Почвенный горизонт — это:

а) верхняя граница почвенного покрова;

б) нижняя граница почвенного покрова;

в) отдельный слой почвы, отличающийся от соседних слоев цветом и минеральным составом;

г) граница между соседними слоями почвы.

  1. В каких из перечисленных районах преобладают чернозёмы?

а) Нижнее течение Волги;

б) побережье Азовского моря;

в) верховья реки Урал;

г) нижнее течение Амура.

  1. Наиболее плодородные почвы:

а) каштановые; б) дерново-подзолистые; в) подзолистые; г) чернозёмы.

  1. Устья каких рек располагаются не в тундровой зоне?

а) Енисей: б) Лена; в) Нева; г) Печора; д) Северная Двина.

  1. Какие из перечисленных объектов располагаются в лесной зоне?

а) Долина Северной Двины;

б) Ладожское озеро;

в) низовья Амура;

г) устье Оби;

д) озеро Ханка.

  1. В каких горных системах встречается пояс альпийских и субальпийских лугов?

а) Алтай; б) Верхоянский хребет; в) Кавказ; г) Сихотэ-Алинь; д) Урал.

  1. Какие из перечисленных заповедников располагаются на европей­ской территории России?

а) Богдинско-Баскунчакский;

б) Даурский;

в) Кандалакшский;

г) Кроноцкий;

д) Ненецкий.

  1. Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные — словом «Нет».

1

Важнейшими компонентами природного комплекса явля­ются горные породы и животные

2

Русская равнина, Кавказ, Урал, Дальний Восток — круп­ные природные районы

3

Рельеф является важным климатообразующим фактором

4

Для тундровой зоны характерно тёплое, но очень короткое лето

5

Северные олени — самые крупные обитатели тундровой зоны

6

В лесной зоне преобладают подзолистые почвы

7

Во всей лесной зоне преобладают древесные животные и крайне мало крупных наземных животных

8

К лесоизбыточным районам России относятся север евро­пейской части страны и её восточные районы

9

Крупнейший заповедник в нашей стране находится на ос­трове Врангеля

  1. Укажите порядок расположения перечисленных объек­тов с севера на юг.

    А

    Тиманский кряж

    Б

    Мыс Дежнёва

    В

    Онежское озеро

    Г

    Прикубанская низменность

    Д

    Среднерусская возвышенность

    Е

    Чудское озеро

  2. Заполните таблицу, назвав указанные почвенные гори­зонты:

  1. Выберите 5 причин отсутствия древесной растительности в тундре:

  1. Сильные ветры

  2. Короткое прохладное лето

  3. Хозяйственная деятельность человека

  4. Избыточное увлажнение

  5. Наличие многолетней мерзлоты

  6. Тонкий снежный покров

  7. Недостаток влаги

  8. Высокое атмосферное давление

  1. Заполните пропуски в таблице:

    Тип почв

    Природная зона

    Плодородие

    Характеристика

    1

    Малоплодородные

    В строении почвы наиболее выражен горизонт вымывания

    2

    Полупустыни

    На этих почвах часто развиваются солончаки

    3

    Толщина этих почв всего несколько сантиметров

    4

    Наиболее плодородные

    5

    Плодородные

    Обладают чётко выраженным, хотя и не очень толстым гумусовым горизонтом

  2. Как вы думаете:

    1

    Куда впадает река Дон — в Чёрное или в Азовское море?

     

    2

    В каком полушарии находится Берингов пролив — в Восточном или Западном?

    3

    Какое море имеет связь с Белым: Баренцево или Балтийское?

    4

    Татарский пролив отделяет остров Сахалин от материка или от острова Хоккайдо?

    5

    В какое море впадает Печора: в Карское или в Баренцево?

    6

    Какое море имеет меньшую площадь: Азов­ское или Белое?

    7

    Иртыш — правый или левый приток Оби?

    8

    Северная Земля отделяет Карское море от Баренцева или моря Лаптевых?

    9

    Какие острова расположены южнее: Командорские или Курильские?

    10

    Высшая точка какого хребта: Верхоянского или Черского — имеет большую абсолютную высоту?

    11

    Какое море глубже: Охотское или Берингово?

    12

    Какие горы выше: Кавказские или Ураль­ские?

    13

    Какое из морей — Берингово или Восточно-Сибирское — омывает берега сразу двух материков?

    14

    Вилюй — правый или левый приток Лены?

    15

    Северные Увалы находятся в Европе или в Азии?

    16

    Ангара — приток Лены или Енисея?

    17

    Какие острова расположены восточнее: Но­вая Земля или Северная Земля?

  3. Укажите названия географических объектов, обозначенных цифрами:


1. Полуостров

2. Полуостров

3. Полуостров

4. Полуостров

5. Низменность

6. Низменность

7. Река

8. Море

9. Река

10. Река

Контрольная работа по теме «Почвы, растительность, животный мир»

II вариант

  1. Структура почвы — это:

а) последовательность почвенных горизонтов;

б) процентное соотношение мощности гумусового горизонта и других почвенных слоев;

в) пространственное упорядочивание твёрдых почвенных частиц и пространств между ними;

г) закономерное пространственное размещение почв на небольших территориях.

  1. Какие почвы формируются в хвойных таёжных лесах?

а) Бурые лесные; б) дерново-подзолистые; в) подзолистые; г) серые лесные.

  1. Какие из перечисленных характеристик тундровой зоны России являются правильными?

а) Современная южная граница тундры полностью совпада­ет с Северным полярным кругом;

б) для тундровой зоны характерно короткое и холодное лето;

в) северный олень — это самый крупный обитатель тундровой зоны;

г) в тундровой зоне преобладает древесная растительность.

  1. Граница тёмнохвойной и светлохвойной тайги проходит по:

а) Уральским горам; б) долине Оби; в) долине Енисея; г) долине Лены.

  1. Какие из перечисленных объектов располагаются в степной зоне?

а) Низовья Дона;

б) низовья Волги;

в) низовья Кубани;

г) Дарвинский заповедник;

д) низовья Терека.

  1. Подъём в горы на 1 км приблизительно соответствует перемещению на север на:

а) 100 км; б) 200 км; в) 400 км; г) 500 км.

  1. Самый первый заповедник на территории России — это:

а) Астраханский; б) Баргузинский; в) Башкирский; г) Тебердинский; д) «Галичья Гора».

  1. Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные — словом «Нет».

1

Облик зональных природных комплексов определяется ха­рактером рельефа

2

Тундра, тайга, степь — примеры азональных природных комплексов

3

Зона арктических пустынь встречается только на островах Северного Ледовитого океана

4

Тундровая зона располагается севернее полярного круга

5

Лесная зона занимает менее 50% территории России

6

На территории Западной Сибири представлены все подзо­ны лесной зоны

7

На территории России действует более 80 заповедников

8

Наилучшими кормовыми ресурсами располагает степная зона

9

Россия занимает ведущее место в мире по добыче шкурок шиншиллы и барса

  1. Укажите порядок расположения природных объек­тов с запада на восток.

А

Барабинская низменность

Б

Остров Вайгач

В

Валдайская возвышенность

Г

Кумо-Манычская впадина

Д

Северо-Сибирская низменность

Е

Озеро Ханка

  1. Укажите, как располагаются перечисленные слои почвы в разрезе сверху вниз:

а) горизонт вмывания;

б) горизонт вымывания;

в) гумусовый горизонт;

г) материнская порода.

  1. Заполните пропуски в тексте:

Территория, в пределах которой существует определённое закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов, называется 1)___________. Они подразделяются на 2)_________, облик которых определяется климатом, и 3)___________, облик которых определяется рельефом. Части земной поверхности, характеризующиеся сходными почвенно-растительными и 4)_________ условиями называются 5)_______________.

  1. Выберите животных для разных типов лесов:

а) Все типы лесов

а) Тайга

б) Смешанные и широколиственные леса

в) Уссурийская тайга

  1. Лось

  2. Гималайский медведь

  3. Белка

  4. Куница

  5. Росомаха

  6. Зубр

  7. Благородный олень

  8. Бурый медведь

  9. Тигр

  10. Тетерев

  11. Рысь

  12. Заяц-русак

  13. Соболь

  14. Енотовидная собака

  15. Дальневосточный леопард

  1. Как вы думаете:

    1

    Исток какой реки лежит ниже над уровнем моря: Северной Двины или Печоры?

    2

    Кольский полуостров целиком находится на территории России или нет?

    3

    Что находится южнее: южная оконечность Новой Земли или северная оконечность по­луострова Ямал?

    4

    Где находится полуостров Ямал: в Европе или в Азии?

    5

    В какой части озера Байкал берёт начало Ангара — в южной или в северной?

    6

    Куда впадают Колыма и Индигирка: в одно и то же море или в разные?

    7

    Исток Енисея находится на территории России или за её пределами?

    8

    Кавказские горы целиком находятся на территории России или же выходят за её пределы?

    9

    Морем Тихого океана является Чукотское море или Берингово?

    10

    Иртыш — приток Енисея или Оби?

    11

    Какое озеро расположено севернее: Байкал или Каспийское?

    12

    Озеро Байкал целиком находится на терри­тории России или нет?

    13

    Волга и Урал впадают в один и тот же водо­ём или в разные?

    14

    Какое из морей расположено южнее: Азов­ское или Чёрное?

    15

    Иртыш относится к бассейну Северного Ледо­витого океана или Атлантического?

    16

    В каком направлении течёт Волга при впа­дении в Каспийское море?

    17

    Что расположено севернее: Финский залив или Белое море?

  2. Укажите названия географических объектов, обозначенных цифрами:


1. Море

2. Хребет

3. Нагорье

4. Хребет

5. Плато

6. Река

7. Хребет

8. Пролив

9. Залив

Контрольная работа по теме «Почвы, растительность, животный мир»

I вариант

  1. Почвенный горизонт — это:

а) верхняя граница почвенного покрова;

б) нижняя граница почвенного покрова;

в) отдельный слой почвы, отличающийся от соседних слоев цветом и минеральным составом;

г) граница между соседними слоями почвы.

  1. В каких из перечисленных районах преобладают чернозёмы?

а) Нижнее течение Волги;

б) побережье Азовского моря;

в) верховья реки Урал;

г) нижнее течение Амура.

  1. Наиболее плодородные почвы:

а) каштановые; б) дерново-подзолистые; в) подзолистые; г) чернозёмы.

  1. Устья каких рек располагаются не в тундровой зоне?

а) Енисей: б) Лена; в) Нева; г) Печора; д) Северная Двина.

  1. Какие из перечисленных объектов располагаются в лесной зоне?

а) Долина Северной Двины;

б) Ладожское озеро;

в) низовья Амура;

г) устье Оби;

д) озеро Ханка.

  1. В каких горных системах встречается пояс альпийских и субальпийских лугов?

а) Алтай; б) Верхоянский хребет; в) Кавказ; г) Сихотэ-Алинь; д) Урал.

  1. Какие из перечисленных заповедников располагаются на европей­ской территории России?

а) Богдинско-Баскунчакский;

б) Даурский;

в) Кандалакшский;

г) Кроноцкий;

д) Ненецкий.

  1. Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные — словом «Нет».

1

Важнейшими компонентами природного комплекса явля­ются горные породы и животные

да

2

Русская равнина, Кавказ, Урал, Дальний Восток — круп­ные природные районы

да

3

Рельеф является важным климатообразующим фактором

да

4

Для тундровой зоны характерно тёплое, но очень короткое лето

нет

5

Северные олени — самые крупные обитатели тундровой зоны

да

6

В лесной зоне преобладают подзолистые почвы

да

7

Во всей лесной зоне преобладают древесные животные и крайне мало крупных наземных животных

нет

8

К лесоизбыточным районам России относятся север евро­пейской части страны и её восточные районы

да

9

Крупнейший заповедник в нашей стране находится на ос­трове Врангеля

да

  1. Укажите порядок расположения объек­тов с севера на юг.

    А

    Тиманский кряж

    2

    Б

    Мыс Дежнёва

    1

    В

    Онежское озеро

    3

    Г

    Прикубанская низ.

    6

    Д

    Среднерусская возвышенность

    5

    Е

    Чудское озеро

    4

  2. Заполните таблицу, назвав указанные почвенные гори­зонты:

1 — гумусовый

2 – вымывания

3 – вмывания

4 – материнская порода

  1. Выберите 5 причин отсутствия древесной растительности в тундре:

  1. Сильные ветры

  2. Короткое прохладное лето

  3. Хозяйственная деятельность человека

  4. Избыточное увлажнение

  5. Наличие многолетней мерзлоты

  6. Тонкий снежный покров

  7. Недостаток влаги

  8. Высокое атмосферное давление

  1. Заполните пропуски в таблице:

    Тип почв

    Природная зона

    Плодородие

    Характеристика

    1

    Подзолистые

    Тайга

    Малоплодородные

    В строении почвы наиболее выражен горизонт вымывания

    2

    Бурые и серо-бурые

    Полупустыни

    Низкое

    На этих почвах часто развиваются солончаки

    3

    Тундро-глеевые

    Тундра

    Очень низкое

    Толщина этих почв всего несколько сантиметров

    4

    Черноземы

    Степи

    Наиболее плодородные

    Очень большой слой гумуса (до 1 метра)

    5

    Серые лесные

    Смешанные и широк. леса

    Плодородные

    Обладают чётко выраженным, хотя и не очень толстым гумусовым горизонтом

  2. Как вы думаете:

    1

    Куда впадает река Дон — в Чёрное или в Азовское море?

     

    2

    В каком полушарии находится Берингов пролив — в Восточном или Западном?

    3

    Какое море имеет связь с Белым: Баренцево или Балтийское?

    4

    Татарский пролив отделяет остров Сахалин от материка или от острова Хоккайдо?

    5

    В какое море впадает Печора: в Карское или в Баренцево?

    6

    Какое море имеет меньшую площадь: Азов­ское или Белое?

    7

    Иртыш — правый или левый приток Оби?

    8

    Северная Земля отделяет Карское море от Баренцева или моря Лаптевых?

    9

    Какие острова расположены южнее: Командорские или Курильские?

    10

    Высшая точка какого хребта: Верхоянского или Черского — имеет большую абсолютную высоту?

    11

    Какое море глубже: Охотское или Берингово?

    12

    Какие горы выше: Кавказские или Ураль­ские?

    13

    Какое из морей — Берингово или Восточно-Сибирское — омывает берега сразу двух материков?

    14

    Вилюй — правый или левый приток Лены?

    15

    Северные Увалы находятся в Европе или в Азии?

    16

    Ангара — приток Лены или Енисея?

    17

    Какие острова расположены восточнее: Но­вая Земля или Северная Земля?

  3. Укажите названия географических объектов, обозначенных цифрами:

1. П-ов Ямал

2. П-ов Гыданский

3. П-ов Таймыр

4. П-ов Кольский

5. Низм. Яно-Индигирская

6. Низм. Колымская

7. Река Оленек

8. Море Лаптевых

9. Река Печора

10. Река Сев. Двина

Контрольная работа по теме «Почвы, растительность, животный мир»

II вариант

  1. Структура почвы — это:

а) последовательность почвенных горизонтов;

б) процентное соотношение мощности гумусового горизонта и других почвенных слоев;

в) пространственное упорядочивание твёрдых почвенных частиц и пространств между ними;

г) закономерное пространственное размещение почв на небольших территориях.

  1. Какие почвы формируются в хвойных таёжных лесах?

а) Бурые лесные; б) дерново-подзолистые; в) подзолистые; г) серые лесные.

  1. Какие из перечисленных характеристик тундровой зоны России являются правильными?

а) Современная южная граница тундры полностью совпада­ет с Северным полярным кругом;

б) для тундровой зоны характерно короткое и холодное лето;

в) северный олень — это самый крупный обитатель тундровой зоны;

г) в тундровой зоне преобладает древесная растительность.

  1. Граница тёмнохвойной и светлохвойной тайги проходит по:

а) Уральским горам; б) долине Оби; в) долине Енисея; г) долине Лены.

  1. Какие из перечисленных объектов располагаются в степной зоне?

а) Низовья Дона;

б) низовья Волги;

в) низовья Кубани;

г) Дарвинсккий заповедник;

д) низовья Терека.

  1. Подъём в горы на 1 км приблизительно соответствует перемещению на север на:

а) 100 км; б) 200 км; в) 400 км; г) 500 км.

  1. Самый первый заповедник на территории России — это:

а) Астраханский; б) Баргузинский; в) Башкирский; г) Тебердинский; д) «Галичья Гора».

  1. Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные — словом «Нет».

1

Облик зональных природных комплексов определяется ха­рактером рельефа

да

2

Тундра, тайга, степь — примеры азональных природных комплексов

нет

3

Зона арктических пустынь встречается только на островах Северного Ледовитого океана

да

4

Тундровая зона располагается севернее полярного круга

да

5

Лесная зона занимает менее 50% территории России

нет

6

На территории Западной Сибири представлены все подзо­ны лесной зоны

нет

7

На территории России действует более 80 заповедников

да

8

Наилучшими кормовыми ресурсами располагает степная зона

нет

9

Россия занимает ведущее место в мире по добыче шкурок шиншиллы и барса

нет

  1. Укажите порядок расположения природных объек­тов с запада на восток.

А

Барабинская низменность

4

Б

Остров Вайгач

3

В

Валдайская возвышенность

1

Г

Кумо-Манычская впадина

2

Д

Северо-Сибирская низменность

5

Е

Озеро Ханка

6

  1. Укажите, как располагаются перечисленные слои почвы в разрезе сверху вниз:

а) горизонт вмывания;

б) горизонт вымывания;

в) гумусовый горизонт;

г) материнская порода.

В-Б-А-Г

  1. Заполните пропуски в тексте:

Территория, в пределах которой существует определённое закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов, называется 1)природным комплексом. Они подразделяются на 2)зональные, облик которых определяется климатом, и 3)азональные, облик которых определяется рельефом. Части земной поверхности, характеризующиеся сходными почвенно-растительными и 4)климатическими условиями называются 5)природными зонами.

  1. Выберите животных для разных типов лесов:

а) Все типы лесов

б) Тайга

в) Смешанные и широколиственные леса

г) Уссурийская тайга

а, в, з, к, л

г, д, н

е, ж, м

б, и, н, о, п

  1. Лось

  2. Гималайский медведь

  3. Белка

  4. Куница

  5. Росомаха

  6. Зубр

  7. Благородный олень

  8. Бурый медведь

  9. Тигр

  10. Тетерев

  11. Рысь

  12. Заяц-русак

  13. Соболь

  14. Енотовидная собака

  15. Дальневосточный леопард

  1. Как вы думаете:

    1

    Исток какой реки лежит ниже над уровнем моря: Северной Двины или Печоры?

    2

    Кольский полуостров целиком находится на территории России или нет?

    3

    Что находится южнее: южная оконечность Новой Земли или северная оконечность по­луострова Ямал?

    4

    Где находится полуостров Ямал: в Европе или в Азии?

    5

    В какой части озера Байкал берёт начало Ангара — в южной или в северной?

    6

    Куда впадают Колыма и Индигирка: в одно и то же море или в разные?

    7

    Исток Енисея находится на территории России или за её пределами?

    8

    Кавказские горы целиком находятся на территории России или же выходят за её пределы?

    9

    Морем Тихого океана является Чукотское море или Берингово?

    10

    Иртыш — приток Енисея или Оби?

    11

    Какое озеро расположено севернее: Байкал или Каспийское?

    12

    Озеро Байкал целиком находится на терри­тории России или нет?

    13

    Волга и Урал впадают в один и тот же водо­ём или в разные?

    14

    Какое из морей расположено южнее: Азов­ское или Чёрное?

    15

    Иртыш относится к бассейну Северного Ледо­витого океана или Атлантического?

    16

    В каком направлении течёт Волга при впа­дении в Каспийское море?

    юго-восток

    17

    Что расположено севернее: Финский залив или Белое море?

  2. Укажите названия географических объектов, обозначенных цифрами:


1. Море Охотское

2. Хребет Джугджур

3. Нагорье Становое

4. Хребет Верхоянский

5. Плато Путорана

6. Река Ниж. Тунгуска

7. Хр. Сихотэ-Алинь

8. Пр. Татарский

9. Зал. Петра Великого

10. Море Берингово

videouroki.net

Методическая разработка по географии (8 класс) по теме: Природные зоны РФ

Природные зоны

Распространение

Климатические условия

Средние температуры

Осадки,

мм в год

Органический мир

Характерные

элементы природы

января

июля

Арктические пустыни

Острова Северного Ледовитого океана, север полуострова Таймыр

Господство холодных арктических воздушных масс

до — 40˚ С

менее

+ 5˚ С

менее

200

Растения- мхи и лишайники, иногда- карликовая березка. Животный мир- скуден.

Море кормит птиц и белых медведей. Есть шумные птичьи базары.

Наличие айсбергов. Полярный день и ночь. Здесь формируются ледники

Тундра

Побережье Северного ледовитого океана до полярного круга. Наибольшая протяженность с севера на юг в Западной и Средней Сибири.

Малое количество тепла, многолетняя мерзлота, избыточное увлажнение из-за низкой испаряемости. На западе проникают морские воздушные массы.

до — 30˚ С

до + 10˚ С

300- 600

Видовой состав органического мира – беден.

Много мхов и лишайников, обильны кустарнички. Травянистых растений мало.

Это район оленеводства, в озерах – рыба. Много ягод: морошка, голубика, клюква, брусника, черника.

Много комаров и мошкары (гнуса)

Много болот, высока влажность почв и воздуха (малая испаряемость).

С севера на юг арктические тундры переходят в  мохово – лишайниковые, затем кустарниковые из карликовой березки и полярных ив.

Лесотундра

Переходная зона с сочетанием тундровой и лесной растительности и животного мира.

Климат субарктический. Большую часть года лежит снежный покров.

от — 10˚ С

до —  40˚ С

+10˚ С

+ 14˚ С

200- 400

По долинам рек- полосы довольно высокого леса. На междуречьях – островки низкорослых разреженных лесов с лишайниковым покровом

Сочетание тундровой и лесной растительности и животного мира.

Тайга

Самая крупная природная зона РФ, с максимальной шириной в Средней Сибири (более 2000 км). Тайга – хвойный лес.

Умеренно теплое лето и холодная зима. Континентальность возрастает в Средней Сибири.

на западе

— 10˚…-20˚ С

в Сибири

до — 50˚ С

от + 13˚ С

до + 19˚ С

300- 600

Основные древесные породы: лиственница, пихта, ель, кедр, столюбивая сосна. Лиственные породы: береза, осина, ольха.

Животные: бурый медведь, лось, белка, заяц – беляк; птицы- глухарь, рябчик, кедровка, клест. Хищники: волк, рысь, соболь, куница, лисица.  

Достаточная и избыточная увлажненность, много болот, лугов.

Смешанные леса

К югу от зоны тайги (в нечерноземной зоне Европейской России и на юге  Западной Сибири). Отсутствует в Средней Сибири.

Зона умеренного пояса. Расположена в приокеанических и переходных секторах Евразии.

— 5 ˚С…-14˚ С

+10˚ С

+20˚ С

400-1000

Животные: Лось, заяц-русак, бобр, выхухоль, енот, соня, кабан, лиса.

Птицы: тетерев, фазан.

Смешанный лес Дальнего востока: пятнистый олень, тигр, черный медведь, харза.

На севере распрстранены смешанные

хвойно – широколиственные леса на дерново-подзолистых почвах.

Широколиственные леса

Распространены на Русской равнине и на юге Дальнего Востока

Умеренный на Русской равнине и муссонный на Дальнем Востоке.

— 5 ˚С…-10˚ С

до + 20˚ С

до 1000

Дубовые леса сильно вырублены.

В южной части- многоярусные широколиственные леса на серых лесных почвах.

Леса дальневосточные: рядом с сибирскими видами много растительности и животного мира Кореи, Китая, Японии, Монголии.

Лесостепи

Образуют переходную зону от леса к степи.

Умеренный континентальный со снежной зимой.

до — 5 ˚С

+ 18˚ С

+ 25˚ С

400- 1000

На междуречьях чередуются широколиственные (дубровые) и мелколиственные леса на серых лесных почвах с разнотравными степями на черноземах

Переходная зона от леса к степи.

Степи

Представлены на юге Русской равнины и Западно- Сибирской низменности.

Климат засушливый, с преобладанием испаряемости над осадками

отрицательные

+ 20˚ С

+ 25˚ С

300-500

Животные: хорь, суслик, полевая мышь, волк, заяц-русак.

Птицы: степной орел.

В прошлом -степная разнотравно-злаковая растительность и дерновинно-злаковая растительность на черноземах и каштановых почвах. Сейчас степи в основном распаханы.

Полупустыни

Переходная зона от степей к пустыням. Распространены в Прикаспии и Восточном Предкавказье.

Сухой континентальный климат с холодной зимой (местами до   — 20˚ С)

отрицательные

до + 30˚ С

менее 300

Распространена полынно-злаковая растительность.

Животный мир: сочетание представителей степной и пустынной зон. Много землероев.

Обитатели полупустынь: черепаха, гадюка, скорпион, тушканчик, ушастый еж, жаворонок.

Полупустыни характеризуются переходными чертами от степей к пустыням. Климат их континентальный.

Пустыни

Имеют ограниченное распространение в Прикаспии и Предкавказье

Крайне засушливый климат. В экстрааридных условиях осадков менее 100 мм в год

до — 10˚ С

+ 22˚ С

+ 30˚ С

200-250

Обитатели пустынь: черепаха, гадюка, скорпион, тушканчик, ушастый еж, жаворонок.

Почвы серо-бурые, среди них часто встречаются солончаки и солонцы.

Растительность пустынь- ценные корма для овец и верблюдов.

Горные области

Высотная поясность зависит от географического положения горных систем. Климатические особенности определяются высотой. Высокогорный климат формируется на высотах более  2000 м. Выше границы леса на Кавказе и Урале – альпийские луга; в горах Сибири — горные тундры;

в горах Дальнего Востока (горы Камчатки, Курил, Сахалина, Сихотэ-Алиня) – пояса лесов из каменной березы и зарослей кедровый стланик (эти пояса отсутствуют в горах других районов страны) , горные тундры.

nsportal.ru

Методическая разработка по географии (8 класс) на тему: Природные зоны России (урок-презентация).

Конспект урока «Природные зоны России» — 8 класс.

Цели урока.

  1. Развить и  углубить знания об одной из основных географических закономерностей – природной зональности.
  2. Познакомить с особенностями природных зон России, показать взаимосвязь компонентов природы различных региональных комплексов, связь природы и быта, хозяйственной деятельности населения.
  3. Повышение активности учебного процесса, развитие мышления учащихся и их коммуникации в совместной работе над полученными заданиями.
  4. Воспитывать чувство бережного отношения к природе, её ресурсам, на примере различных природных зон России.

Средства обучения:

учебники географии 8 класс, атласы, карта природных зон России, компьютерные презентации или слайды природных зон, подборка книг и статей по данному вопросу.

Ход  урока.

Уроки по теме проводятся с использованием  групповой технологии (класс делится на группы на предыдущем уроке) в два этапа. Первый этап (урок) – постановка задач, объяснение заданий с чётким формированием итоговых результатов. Второй этап (урок) – отчёты  учащихся о проделанной работе, представление особенностей природных зон на основе совместной работы в группах.

Введение:  

  1. Что называют природным территориальным комплексом?
  2. Приведите примеры  региональных  ПТК. Какие факторы определяют их формирование?
  3. Какие природные зоны характерны для территории нашей страны? (по карте)
  4. Какие различия в их размещении вы заметили? Каковы их причины?
  5. Какая общая закономерность определяется в их размещении?
  6. Почему природную зональность называют всеобщим законом природы?

I этап.

Сегодня нам предстоит  работа по характеристике природных зон территории нашей страны, для чего класс был разделён на группы. Каждая группа получает карточку-инструкцию для работы, где указан план характеристики природной зоны и возможные источники информации для выполнения заданий. В течение отведённого времени, вам предстоит изучить материал, описание природной зоны и письменно дать её характеристику в рабочей тетради, оформив материал в форме таблицы. Отчёт о работе группы будет заслушан на следующем  уроке, при обязательном использовании географических карт, он может дополнительно иллюстрироваться презентацией или фотографиями, слайдами природных зон с использованием мультимедийного оборудования. В отчёте принимают участие все представители группы, они должны быть готовы и к возможным вопросам класса. Оценка работы будет зависеть от вклада каждого, его активности и участия.

(Исходя из объёма материала и сложности описания, а так же повышения познавательной активности учащихся, наиболее простые зоны – арктические пустыни и полупустыни, пустыни южных районов страны – предлагаю для работы менее подготовленных учащихся, объединяя их вместе в составе данных групп).

1 группа – арктические пустыни.

2 группа – тундра;

3 группа – тайга;

4 группа – смешанный и широколиственный лес;

5 группа – лесостепи и  степи;

6 группа – полупустыни и пустыни.

План характеристики природной зоны.

  1. Географическое положение (в какой части страны расположена, её конфигурация).
  2. Типичный внешний облик природной зоны.
  3. Климатические  условия:

А) климатический пояс, тип климата,

Б) количество солнечной радиации,

В) средние температуры зимы и лета,

Г) количество и режим выпадения осадков.

       4.    Почвы, их особенности.

       5.    Типичные растения и животные, их приспособленность к условиям существования.

       6.    Агроклиматические ресурсы природной зоны, возможности использования её человеком.

       7.    Проблемы охраны природной зоны (особо охраняемые компоненты природы).

Самостоятельная работа учащихся. Роль учителя заключается в координации работы, помощи наиболее  слабым  обучающимся.

II этап.

Отчёт групп учащихся по плану, с обязательным показом на  карте. Важно отразить взаимосвязь компонентов природы в составе каждой природной зоны, выделить их, дополнить .  Оценивание работы группы с учётом предложений её участников (необходимо дать возможность  обсудить вклад каждого в работу и предложить  поставить оценки самостоятельно, проанализировав ход работы).

Итоги работы:

-Что называют природной зоной? Какой закон определяет их размещение?

— Причины закономерной смены природных зон на территории страны?

— Самая большая природная зона нашей страны?

— Самая маленькая природная зона России?

— Самое распространённое дерево нашей страны? Для какой зоны оно характерно?

— Самые безлесные зоны страны?

— Самые заболоченные природные зоны?

— Самые благоприятные для сельского хозяйства зоны?

—  Самые важные для человека ресурсы зоны лесов?

— Самые уникальные ресурсы зоны степей?

— Самые распространённые представители животного мира зоны тундры?

— Самая южная зона России?

— Самая засушливая природная зона страны?

— Самая плодородная  почва  характерна для природной зоны?

— Самый короткий вегетационный период в зоне…?

— Самый продолжительный вегетационный период в зоне ..?

— Самые освоенные человеком природные зоны?

— Самые экологически уязвимые природные зоны России?

— Какая природная зона почти полностью исчезает в восточной части Русской равнины?

— Природная зона нашей местности, её экологические проблемы?

Определите природную зону по описанию:

  1. Зима здесь длинная, снег сухой и сыпучий, сдуваемый ветром с одного места в другое, образуя беспорядочные волны. Летом почвы прогреваются на небольшую глубину.
  1. Огромные сосны и ели образовывали зелёный шатёр, а под ним заросли орешника, черёмухи, жимолости. Местами на опушках растут берёзы, осины, липы. Встречаются дубравы.
  1. Обширные безлесные пространства субарктического пояса с кустарниками, мхами, лишайниками.
  1. Заболоченные песчаные низины в смешанных лесах, поросшие соснами, оставшиеся после отступления ледника.
  1. Огромные пространства хвойных лесов умеренного пояса.
  1. Безлесные просторы в зонах недостаточного увлажнения с господством травянистой растительности.

nsportal.ru

Природные зоны России. 8 класс

Эпиграф: «Можно сказать, что ландшафты есть как бы некий организм, где части обуславливают целое, и целое влияет на все части. Если мы изменим какую – нибудь одну часть ландшафта, то изменится весь ландшафт»

Л.С. Берг

ТЕМА: Природные зоны России.

Бод большим шатром Слайд 1

Голубых небес

Вижу – даль степей зеленеется.

И на гранях их, выше тёмных туч,

Цепи гор стоят великанами.

По степям в моря реки катятся,

И лежат пути во все стороны…

Широко ты, Русь,

По лицу Земли

В красе царственной развернулася.

— Как вы думаете, ребята, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

Правильно о природных зонах. Слайд 2

— Какова цель нашего урока?

ЦЕЛЬ: Изучить природные зоны России. Слайд 3

— Какие задачи мы должны поставить перед собой, для того ,чтобы изучить тему?

ЗАДАЧИ: 1. Изучить ПЗ России; Слайд 4

2. Развить умение самостоятельно добывать знания при помощи различных

средств обучения;

3. Воспитать экологическое самосознание учащихся.

Педагогическая технология:  элементы парацентрической технологии

Тип урока:   изучение нового материала

Методы обучения:  частично-поисковый и исследовательский

Формы обучения:  выполнение творческих заданий, работа в группах со средствами обучения

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • физическая карта мира,

  • карта природных зон,

  • рисунки или фотографии представителей флоры и фауны,

  • дополнительный материал.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Перед вами «Дерево знаний », которое поможет вам в изучении этой темы. Слайд 5

У вас на столе лежат разноцветные стики, на них группой вы сейчас должны ответить на следующие вопросы:

— Хочу знать?

— Хочу научиться?

— Хочу исследовать?

( выходя к доске читаем то, что написали)

Сегодня у нас на уроке четыре группы, каждая из групп будет исследовать свою ПЗ, но используя при этом разные СО и заполняя таблицу, которую имеет каждый из вас. В таблице вы заполняете только ту часть, которая соответствует вашей ПЗ. Итогом работы будет выступление одного человека из группы в течение 3мин.

Внутри группы вы можете распределить обязанности и приступить к выполнению работы. Слайд 6

I группа: отправится исследовать зону Арктических пустынь

II группа: исследует зону Лесов;

III группа: Лесостепи и степи;

IY группа Полупустыни и пустыни.

Для описания ПЗ мы будем использовать следующий план: Слайд 7

1.Географическое положение

2. Особенности климата

3 Растительный мир

4. Животный мир.

2. Работа в группах.

Каждая группа получает свои средства обучения.

СО 1: Учебник И.И. Баринова с. 123 – 127.

Прочти текст и ответь на поставленные вопросы.

— Что такое природная зона?

Заполни таблицу, используя с 123 – 127учебника.

Природообразующие компоненты

Географическое положение

Особенности климата

Растительный мир

Животный мир

СО 2: Справочник абитуриента с. 570 — 574

Прочти текст и ответь на поставленные вопросы.

— Что такое природная зона?

Заполни таблицу, используя с 570 – 574 справочника.

СО 3: Атлас Природа России изд. Дрофа с

Прочти текст и ответь на поставленные вопросы.

— Что такое природная зона?

Заполни таблицу, используя с 22 – 23 атласа.

СО 4: CD – диск Библиотека электронных наглядных пособий.

Для открытия диска нажми следующее: 8класс Природное районирование.

Просмотри и прочитай содержимое диска по данной природной зоне и ответь на поставленные вопросы.

— Что такое природная зона?

Заполни таблицу, используя материал CD – диска.

3. Самостоятельная работа учащихся со средствами обучения.

Выступления учащихся. (говорим чётко, ясно, чтобы все успели записать)

4. Итог урока

Чтоже такое природная зона? Слайд 8

ПК – это закономерное сочетание компонентов природы на определённой территории.

Назовите компоненты ПК?

А какие компоненты ПК самые главные?

Является ли ПЗ ландшафтом? Почему?

ПЗ это какие ландшафты естественные или антропогенные? Почему?

Обратили внимание на слова выдающегося учёного Л.С. Берга. Слайд 9

«Можно сказать, что ландшафты есть как бы некий организм, где части обуславливают целое, и целое влияет на все части. Если мы изменим какую – нибудь одну часть ландшафта, то изменится весь ландшафт»

Ребята скажите, а если мы из ПК уберём какой нибудь один элемент , будет ли это ПК?

Почему?

Также и наша планета Земля состоит из компонентов, т.е географических оболочек. И если одна из оболочек исчезнет, то будет ли это целая планета. Той Земли уже не будет.

А что мы должны сделать для того, чтобы сохранить нашу планету?

Берегите Землю. Берегите.

Жаворонка в голубом зените.

Бабочку на стеблях повилики.

На тропинках солнечные блики.

Берегите Землю. Берегите.

Видеоролик об особенностях ПЗ Слайды 10, 11

И снова мы обратимся к «Дереву знаний », которое поможет вам ответить на следующие вопросы: (и теперь я хочу чтобы, каждый из вас высказался) Слайд 12

— Что узнали?

— Чему научились?

— Что исследовали?

Возьмите лист самооценки и выставите себе оценку за сегодняшний урок. Но не забудьте, что у нас были ребята, которые выступали сегодня.

Слайд 13

4. Домашнее задание § 23, 24 стр. 135-137

Подготовить сообщения о животных степей, полупустынь и пустынь Слайд 14

Тест по теме « Природные зоны России»

1.Чем обусловлен засушливый тип климата в зоне степей?

А)находится южнее основных путей прохождения циклонов

Б)из-за большого расстояния от морей Атлантического океана

2.Какую территорию занимает зона смешанных и широколиственных лесов?

А) юж.часть Дальнего Востока

Б) центр, часть Русской равнины

В) юж.часть Д.Востока и центр.часть Русской равнины

3.Где расположена зона арктических пустынь?

А) побережье Тихого и Атлантического океанов

Б) о-ва Северо-Ледовитого океана

4.Почему лесотундра одна из самых заболоченных природных зон?

А) осадков выпадает значительно больше, чем может испариться

Б) многолетняя мерзлота, из-за которой осадки не могут проникнуть в почву

В) огромная речная сеть

5.Какой тип растительности будет преобладать в зоне степи, если не будет развиваться земледелие?

А) разнотравно-злаковая

Б) кустарниковая

В) дерновисто-злаковая

6.Почему растения песчаных пустынь лучше всего обеспечены влагой?

А) пески лучше удерживают воду

Б)пески лучше проводят воду

7.На какой территории России расположены пустыни и полупустыни?

А) Прикаспий и Прикавказье

Б) Казахский мелкосопочник

8.Почему скуден животный мир арктических пустынь?

А) слабо развит растительный покров и суровые климатические условия

Б) потому что среди животных преобладают белые медведи.

9.Назовите самую большую природную зону России.

А) зона степей

Б) зона тайги

В) зона зоны смешанных и широколиственных лесов.

infourok.ru

Таблица «Природные зоны России» | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов

Практическая работа «Природные зоны России»

Природные зоны
Распространение
Климатические условия
Средние температуры
Осадки,
мм в год
Органический мир
Характерные
элементы природы

января
июля

Арктические пустыни
Острова Северного Ледовитого океана, север полуострова Таймыр
Господство холодных арктических воздушных масс
до — 40
· С
менее
+ 5
· С
менее
200
Растения- мхи и лишайники, иногда- карликовая березка. Животный мир- скуден.
Море кормит птиц и белых медведей. Есть шумные птичьи базары.
Наличие айсбергов. Полярный день и ночь. Здесь формируются ледники

Тундра
Побережье Северного ледовитого океана до полярного круга. Наибольшая протяженность с севера на юг в Западной и Средней Сибири.
Малое количество тепла, многолетняя мерзлота, избыточное увлажнение из-за низкой испаряемости. На западе проникают морские воздушные массы.
до — 30
· С
до + 10
· С
300- 600
Видовой состав органического мира – беден.
Много мхов и лишайников, обильны кустарнички. Травянистых растений мало.
Это район оленеводства, в озерах – рыба. Много ягод: морошка, голубика, клюква, брусника, черника.
Много комаров и мошкары (гнуса)
Много болот, высока влажность почв и воздуха (малая испаряемость).
С севера на юг арктические тундры переходят в мохово – лишайниковые, затем кустарниковые из карликовой березки и полярных ив.

Лесотундра
Переходная зона с сочетанием тундровой и лесной растительности и животного мира.
Климат субарктический. Большую часть года лежит снежный покров.
от — 10
· С
до — 40
· С
+10
· С
+ 14
· С
200- 400
По долинам рек- полосы довольно высокого леса. На междуречьях – островки низкорослых разреженных лесов с лишайниковым покровом
Сочетание тундровой и лесной растительности и животного мира.

Тайга
Самая крупная природная зона РФ, с максимальной шириной в Средней Сибири (более 2000 км). Тайга – хвойный лес.
Умеренно теплое лето и холодная зима. Континентальность возрастает в Средней Сибири.
на западе
— 10
·-20
· С
в Сибири
до — 50
· С
от + 13
· С
до + 19
· С
300- 600
Основные древесные породы: лиственница, пихта, ель, кедр, столюбивая сосна. Лиственные породы: береза, осина, ольха.
Животные: бурый медведь, лось, белка, заяц – беляк; птицы- глухарь, рябчик, кедровка, клест. Хищники: волк, рысь, соболь, куница, лисица.
Достаточная и избыточная увлажненность, много болот, лугов.

Смешанные леса
К югу

educontest.net

Конспект урока по теме «Лесные зоны России» (8 класс)

Цели и задачи урока:

Изучить леса России, показать их разнообразие, рассмотреть причины различия лесных зон Росси.

Способствовать развитие познавательного интереса, стремления к самостоятельному поиску знаний.

Развивать кругозор учащихся, компьютерную грамотность.

Оборудование: карта природных зон России. Компьютер, проектор, презентации “Лесная зона России”, “Звуки леса”, атласы. На доске план характеристики природной зоны.

Эпиграф к уроку – слова А.Брема «Недостаточно знать, что одно животное живет в лесу, другое в степи, а третье в море. Надо знать, как устроены эти лес, степь, море. Каждое отдельное животное характерно именно для своей родины. Оно всегда приспособлено к климату, рельефу и растительному миру. Тем самым оно на себе несет печать своего отечества, и лишь тогда когда мы составляем среду, образ и условия обитания животного, мы постигаем жизнь».

Деятельность учителя: ставит цели и задачи урока, организует работу с картами, работу с текстом, проводит викторину, оценивает презентации. Подводит итоги урока. Курирует работу по подготовке детских презентации к уроку.

Деятельность учащихся: подготовка презентаций, работа с картой и учебником, исследовательская работа, участие в викторине.

Ход урока

І. Организационный момент.

(Взаимное приветствие учителя и учащихся)

ІІ. Повторение. Проверка домашнего задания.

І. Фронтальный опрос

— в каком климатическом поясе расположена природная зона арктических пустынь?

(в арктическом поясе).

— почему в этом поясе отсутствуют почвы?

(лежат покровные ледники)

— как приспособились животные к суровым экстремальным условиям?

(они впадают в спячку, имеют толстый слой жира, толстую кожу, или тёплый, густой белый мех).

— назовите животных арктической пустыни

(белые медведи, моржи, тюлени, кайры, гагары, гаги и др.)

ІІ. Тестовые задания

1.Найдите ошибку: для растительного покрова тундры характерны:

а) лишайник ягель;

б) брусника;

в) типчак;

г) голубика.

2.

а) карликовая берёзка;

б) мох;

в) лиственница;

г) карликовая ива.

3. Найдите лишнее в цепочке:

а) лишайник ягель;

б) карликовая ива;

в) морошка;

г) черника.

4. Лемминги – представители фауны:

а) тундры;

б) лесов;

в) степей;

г) пустынь.

5. В тундре не обитают:

а) полярные совы;

б) песцы;

в) белые медведи;

г) северные олени.

6. Найдите лишнее в цепочке:

а) избыточное увлажнение;

б) сильные ветры;

в) территория зоны – огромные пастбища домашних оленей;

г) подзолистые почвы.

ІІ. Характеристика природной зоны

  1. Географическое положение.

  2. Климат.

  3. Почвы.

  4. Растительность.

  5. Типичные животные (записи в тетради и на доске))

ІІІ. Изучение нового материала

  1. Рассказ учителя

Леса России — это глухомань ельников, и величие дубрав, и пропитанные солнцем сосновые боры, и белоствольные березняки. Лес — основной тип растительности нашей страны, они занимают 60% ее территории. Россия обладает самыми большими в мире запасами леса. По данным государственного учета лесного фонда — лесопокрытая площадь нашей страны составляет 763,5 млн. га (22 % лесных площадей мира). Кроме того, в нашей стране сохранились первичные, старовозрастные леса. Почвы лесов подзолистые и дерново-подзолистые – мало плодородны. Зона лесов расположена в умеренном климатическом поясе, лето тёплое, зима от снежной до умеренно-холодной до суровой. Увлажнение избыточное. Безморозный период непродолжительный. Издавна крестьянин должен был быстро посеять, убрать сено, урожай пока стоит хорошая погода. Так как чаще в лесной зоне Русской равнины пасмурная циклоническая погода. Отсюда поговорка «Летний день год кормит». Они занимались и кустарными промыслами: бортничество (сбор мёда диких лесных пчёл), рыболовством, охотой. А зимой женщины занимались рукоделием – кружевоплетение, художественная роспись (Хохлома) и др. Зато зима давала время для отдыха и безделья. А отсюда привычка к лени, но и к огромному кратковременному напряжённому труду.

Леса – основная природная зона России, которые образуют две природные зоны: а) тайга; б) смешанные и широколиственные леса (показ по карте)

2. Самостоятельная работа (Знакомство с зоной лесов)

Работа учащихся с картой атласа “Природные зоны”, учебником, они проводят исследовательскую работу.

Задание для первой парты

(ребята изучают особенности тайги)

— сравните тайгу Русской равнины, Западной Сибири и Восточной Сибири?

— заполните таблицу со сравнительной характеристикой.

Тайга

Компоненты природных зон

Русская равнина

Западная Сибирь

Восточная Сибирь

Климат

Умеренно — континентальный

Континентальный

Резко – континентальный

Воды

Увлажнение избыточное, болота

Увлажнение избыточное, болота

Суровая зима, вечная мерзлота

Почва

Подзолистая (мало)

Подзолистая (плодородная)

Мерзлотно-таежная

Растительность

Ель, сосна, пихта

Ель, сосна сибирская, пихта, лиственница

Лиственница

Животные

Лось, бурый медведь, рысь, волк, бурундук, лисица, дятел, глухарь, рябчик, клёст и др.

Задание для второй парты

(ребята изучают особенности смешанных и широколиственных лесов)

— сравните смешанные и широколиственные леса Русской равнины и Дальнего Востока.

— заполните таблицу со сравнительной характеристикой.

Смешанные и широколиственные леса

Компоненты природных зон

Русская равнина

Приморье

Климат

Умеренно – континентальный, средняя температура -4 до -16. Коэффициент увлажнения ≥1 (достаточное)

Муссонный. Средняя температура июля + 16-18ºС, января -20-24ºС. Осадки летом, снега мало.

Воды

Увлажнение избыточное, болота

Почва

Подзолистая (мало)

Бурые лесные

Растительность

Ель, сосна, пихта

Женьшень, амурский бархат, маньчжурский орех, лимонник, корейские лианы, кедр граб, дуб, липа, ясень, вяз, бук, березы и осина.

Животные

Лось, бурый медведь, рысь, волк, бурундук, лисица, дятел, глухарь, рябчик, клёст и др.


После изучения своей темы, столы обмениваются информацией

3. Вопросы:

-Что вы можете сказать о климате тайги?

(климат от умеренного до резко континентального)

— Почему в таёжной зоне Восточной Сибири растёт только лиственница?

(вечная мерзлота не даёт возможности укорениться)


— Как животные приспособились к условиям тайги?

(спячка, линька, запасы пищи на зиму)

какие животные здесь обитают?

(Лось, бурый медведь, рысь, волк, бурундук, лисица, дятел, глухарь, рябчик, клёст и др. — уссурийский тигр, кожистая черепаха, утка-мандаринка, черный гималайский медведь, куница – харза. лось, кабан, волк.)

— какое дерево в сибирской тайге называют ореховой сосной?

(кедр – сосна сибирская)

— как лиственница приспособилась к условиям суровой зимы и к вечной мерзлоте?

(сбрасывает хвою на зиму, корни – в поверхностном слое почвы)

— чем отличаются смешанные леса Русской равнины от смешанных лесов Дальнего Востока?

(леса Дальнего Востока разнообразнее лесов Русской равнины по видовому составу)

— что вы можете сказать о климате этих лесов?

(тёплый, ср. температура +16°, на востоке до +18°)

— почему лесные жители живут в одиночку, а например, в степях стаями?

(им трудно заметить хищников в лесу, не смогут убежать, а в степях убегают на безопасное расстояние)

— какие животные обитают в широколиственных и смешанных лесах?

(тигр, бобр, соболь, бурундук и др.)

Лиственница – хвойное или лиственное дерево?

(хвойное)

-какие леса встречаются в НСО? (работа по карте атласа НСО)

-какое значение играют леса для человека?

Ученик читает стихотворение

Лес”

Ах, как красив наш лес родимый!
Ты только присмотрись:
Осинка шепчется с рябинкой,
А сосны рвутся ввысь,
Берёза кланяется тополю,
И ели встали в хоровод,
А клён в свои ладоши хлопает,
И всё шумит, растёт, живёт.
И как богат наш лес родимый!
Вокруг ты оглянись:
Грибы, орехи и малина
По лесу разбрелись.
А костяника с земляникой
На солнце греют бок.
Нам шепчут клюква и брусника:
“Сорви меня, дружок”.
Лисицы, волки и медведи
В глухом лесу живут,
А зайцы, белки – их соседи,
Мелькают там и тут.
Остановись, постой минутку:
Услышишь трели соловья,
Увидишь журавля и утку,
Рой мошкары и комарья.
Всё перечислить невозможно,
Чем так богат лес – исполин.
Всё сохранить несложно:
Нас очень много – лес один!

4. Презентация “Лесная зона России”.

— А теперь послушаем звуки леса и отдохнём…(Презентация№2)

ІІІ. Закрепление изученного

1. — Учитель: пришло время домашнего задания (ребята выступают с презентациями, подготовленными дома о сосне, берёзе, лиственнице – самых распространенных породах деревьев России).

2. — Пришла пора вновь отдохнуть (учитель знакомит учащихся с календарём друидов для данного класса, ребята узнают, какие “деревья” учатся в их классе)

Тысячелетия назад друидами называли жрецов, умеющих читать чужие мысли, извлекать огонь из камня, предсказывать погоду. У каждого человека, полагали мудрецы, есть дерево-покровитель. Их наблюдения за природой и положением солнца стали основой гороскопа друидов…ДРУИДЫ, социальная группа, образованная учеными жрецами, толкователями законов в кельтской Британии и в Галлии. Самое раннее свидетельство об их существовании относится к 3 в. до н.э. Друидам вверена защита живой природы — особенно деревьев, диких растений, диких животных и посевов. Также они ответственны за своих последователей и своих животных. Друиды видят, когда какие-либо существа (включая людей) нуждаются в пище, убежище и защите от зла. Среди друидов были предсказатели, колдуны и барды. Друид — исконный обитатель лесов, живущий в тонкой гармонии с природой и предпочитающий подстраиваться под окружающий мир, нежели пытаться его изменить.

ИВА

1 марта — 10 марта

3 сентября — 12 сентября

У нее кроткая внешность и невинный взгляд, и она этим успешно пользуется. Но за мнимой слабостью скрывается железный характер. Ива рациональна, деловита, решительна. Часто вступает, а отношения по расчету, и обычно этот расчет оказывается стопроцентно верным.

ОРЕШНИК

22 марта – 31 марта

24 сентября – 3 октября

Противоречивая и непостоянная натура. Трудно угадать, что он намеревается сделать в следующий момент. Принимая решение, часто руководствуется эмоциями. Обладает разносторонними знаниями, но не всегда находит им применение. В семье ведет себя подчас деспотично.

РЯБИНА

1 апреля — 10 апреля

4 октября — 13 октября

Не эгоистична, но несколько эгоцентрична. Склонна к самокопанию, обладает гипертрофированным чувством ответственности. Незлопамятна, но обмана не простит. Кстати, и сама тоже никогда не предаст. Это самые верные друзья.

КЛЕН

11 апреля — 20 апреля

14 октября — 23 октября

По своей природе сдержан и нетороплив. Кажется неприступным и холодным, но мало кто знает, что в душе у него бушуют нешуточные страсти. Полон смелых планов и оригинальных идей.

ЯБЛОНЯ

23 декабря — 1 января

25 июня — 4 июля

Она сентиментальна, эмоциональна, бескорыстна. Философски относится к жизненным неурядицам. Легкомыслие – не ее черта. Вдумчивая и логичная Яблоня имеет способности к научной деятельности. В любви не выносит рутины и однообразия.

КИПАРИС

25 января — 3 февраля

26 июля — 4 августа

Его прельщают простые радости: уютный дом, вкусная еда, красивые вещи, приятное окружение. Общества Кипариса ищут многие, но лишь избранные оказываются в числе самых близких.

ПИХТА

2 января — 11 января

5 июля — 14 июля

Капризна, порой не проста в общении. Неравнодушна к старинным украшениям и тонким ароматам. Пихта настойчива в достижении цели, но ее путь к успеху тернист. Благородна, надежна. Ради любимого готова на все, но и сама многого требует от своего избранника.

ВЯЗ

12 января — 24 января

15 июля — 25 июля

Уравновешен, немного медлителен, любит читать мораль. Внешне крепкий, он довольно уязвим для всяких недугов. Вяз прямолинеен, отзывчив, щедр. Доброжелателен и ждет подобного отношения к себе. Острее других переживает неудачи. Как правило, примерный семьянин.

ТОПОЛЬ

4 февраля— 8 февраля

5 августа — 13 августа

Пунктуален, организован, на все имеет свой взгляд. С трудом приспосабливается новым условиям. Склонен к пессимизму. Пресекает любые попытки ограничить его независимость. Предпочитает свободные отношения, долго раздумывает, прежде чем вступить в брак

ЮЖНЫЙ КЕДР

9 февраля —18 февраля

14 августа — 23 августа

Легко заводит знакомства, в чужой компании быстро становится своим. Чувствителен, сентиментален, артистичен. У него отменный вкус.

СОСНА

19 февраля — 28/29 февраля

24 августа — 2 сентября

Энергична, склонна к рискованным поступкам, полна идей. Фантазии воплощает на вверенном ей кусочке территории, превращай свой дом в предмет восхищения окружающих. Терпима к чужим слабостям и всегда найдет оправдание поступкам человека, который ей дорог.

ЛИПА

11 марта — 20 марта

13 сентября — 22 сентября

Она — романтик. Каждому без труда может вскружить голову. Мечтает о стабильной, обеспеченной, полной удобств жизни. Обладает практическим складом ума, во всем ищет рациональное зерно. В любви отличается постоянством. Хорошая хозяйка, любит принимать гостей..

ОРЕХ

21 апреля — 30 апреля

24 октября — 2 ноября

Мечтает о том, чтобы его жизнь была похожа на фейерверк. Без лишних раздумий берется за новые проекты, рискует, но при этом не бывает безрассудным. Предугадать его действия невозможно. Безо всяких оснований одаривает и лишает своей дружбы и любви.

ЖАСМИН

1 мая — 14 мая

3 ноября— 11 ноября

Производит впечатление уравновешенного, здравомыслящего, вполне довольного существующим положением вещей человека. То, что другие называют недоверчивостью, он — здравым смыслом. Для Жасмина дети – это самая большая радость.

КАШТАН

15 мая — 24 мая

12 ноября — 21 ноября

Нуждается в просторе, полон энергии и сил. Любой ценой готов отстаивать свою правоту. Отсутствие гибкости в общении приводит к тому, что он испытывает немало разочарований. Каштан осторожен и расчетлив, благодаря чему, как правило, не знает материальных проблем.

ЯСЕНЬ

25 мая – 3 июня

22 ноября – 1 декабря

Отлично знает, чего хочет, и умеет этого добиваться. Редко ошибается в людях. В любви осмотрителен, долго не решается связать свою жизнь с кем-либо, но, определившись, верен своей половинке. Прилагает много усилий, чтобы обустроить уютный дом, и это обычно удается.

ГРАБ

4 июня — 13 июня

2 декабря — 11 декабря

Честолюбив, стремится к наградам, почестям, известности. Придерживается общепринятых правил, неохотно сходит с проторенной дороги. Граб влюбчив. Но если обстоятельства предлагают ему непростой выбор между любовью и долгом, как правило, предпочитает второе.

ИНЖИР

14 июня – 23 июня

12 декабря — 20 декабря

Инжир — реалист, он организован, энергичен, настойчив. В работе прилежен и пунктуален. Добивается неплохих показателей в любом деле. Но порой его захлестывают эмоции, подталкивая к ошибочным действиям.

ДУБ

21 марта

Отважен, но его смелость обусловлена не столько духовными качествами, сколько чрезмерной гордостью. Тщательно скрывает свои слабости, не дает воли чувствам. Отличается консерватизмом, но временами совершает безрассудные поступки, если, по его разумению, ожидаемый результат того стоит.

БЕРЕЗА

24 июня

Миловидна и изящна. Не злоупотребляет ничьей любезностью, не навязывает собственных взглядов и настроений. Ее выводит из себя только одно – вульгарность. Береза – трудоголик. В любви она лояльна и верна, умеет создавать добрую атмосферу.

МАСЛИНА

23 сентября

Никогда не вмешивается в чужие дела, очень тактична. Ее любят и ценят, хотя ома ничего не делает для того, чтобы произвести приятное впечатление на окружающих. В личных отношениях уважает независимость партнера, однако порой сама же из-за этого и страдает.

БУК

21-22 декабря

Полон самых невероятных замыслов, которые, как ни странно, успешно воплощаются. Не полагаясь на волю случая, всегда взвешивает все “за” и “против”. Сибарит, знающий толк в удовольствиях. Иногда слишком увлекается накоплением материальных ценностей. В семейных отношениях идеальный партнер.

3. Викторина о лесе.

1. До сих пор в художественной и научно-популярной литературе можно встретить такие выражения: “корабельный лес”, “корабельная роща”. Какое растение при этом имеется в виду? (сосна).

2. Хорошо известно, что во время бури ветер выкорчевывает ели, тогда как сосны ломает. Чем объясняется этот факт? (строение корневой системы).

3. Лесничие давно обратили внимание на то, что у сосны, растущей в лесу, нижние ветки очень быстро отмирают, тогда, как у ели в таких же условиях почти полностью сохраняются в течение жизни. Объясните: почему? (сосна – светолюбивое дерево).

4. Это произошло в 1596 г. Знаменитый путешественник Жак Картье отправился в экспедицию к берегам Канады. Через некоторое время все на корабле заболели цингой. Когда корабль подошел к реке Святого Лаврентия, 26 матросов умерли. Высадившись на берег, путешественники не нашли в окрестных лесах ни лимонов, ни овощей. Индейцы, живущие в этих местах, дали путешественникам несколько советов, которые помогли им вылечиться от страшной болезни. Что же посоветовали индейцы? (пили отвар хвои или жевали хвою).

5. Светолюбивое дерево, образующее светлые леса. Древесина твердая, смолистая, долговечная. На укороченных побегах – пучки мягкой хвои, ежегодно на зиму сбрасываемой. Шишки мелкие, созревают в течение года, но держатся на ветвях несколько лет. Широко распространена на Урале, в Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке (лиственница).

6. Высокое дерево, образующее леса на обширной территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. На укороченных побегах – пучки из 5 хвоинок. Дает ценную древесину и крупные съедобные семена, называемые орешками, из которых добывают ценное масло (кедр).

7. Дерево это украшали лентами, вокруг водили хороводы, плели из его ветвей венки (берёза).

8. Ветви и листья этого дерева являются олицетворением могущества, долголетия и здоровья. Их изображение есть на гербах, медалях и монетах многих стран. Дерево это является одной из лесообразующих пород Северного полушария.

Древние славяне верили, что это дерево священное, приписывали ему чудодейственную силу и посвящали его богу грома и молнии Перуну. Изображение Перуна вырезали только из древесины этого дерева (дуб).

9. Что это за «таёжные коровы», дающие «таёжное молоко»?

(кедровые орехи: давятся, заливаются водой, «кедровые сливки» почти в 3 раза питательнее коровьих, в 3 раза – говядины.

10.А что в лесу заменит морковку, повидло, петрушку, кофе?

(-корни лопуха: отваренные корни лопуха – заменяют овощи, если выварить – повидло, высушенные – про запас мука, поджаренные – кофе.

Подведение итогов урока

Сегодня мы с вами рассмотрели разнообразие лесных территорий России, попытались рассмотреть взаимосочетаемые компоненты природы, которые определяют внутреннее содержание леса и его внешний облик.

ΙV. Домашнее задание: читать §24, составить кроссворд «Лесные зоны России».

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *