Характерные черты авторитарный режим – 2.2 Характерные черты авторитаризма

Характерные черты (общие признаки) авторитаризма

  1. Автократизм, т. е. безраздельная, неограниченная и неподконтрольная обществу государственная власть одного лица (самовластие), группы лиц (военная хунта, олигархическая группа и пр.) или самовластной политической партии. Власть может править с помощью законов, но принимает и отменяет их она по своему усмотрению.

  2. Отсутствие реальной политической оппозиции. Допускается существование только подконтрольных государственной власти политических партий, общественных организаций и даже проведение выборов, но не свободных, а с заранее предопределенным результатом. Де-факто все должностные лица в системе авторитарной государственной власти назначаются, а не избираются.

  3. Опора на силу или готовность применить её в интересах самосохранения.

    Авторитарная власть может пользоваться популярностью в народе, но обязательно имеет свои «прикормленные» мощные военные и полицейские формирования, готовые подавить силой любые несанкционированные властью политические выступления.

4. Отказ государства от тотального контроля над обществом, невмешательство в неполитические сферы и, прежде всего, в экономику. Если при тоталитарном режиме «разрешено всё, что приказано», то при авторитарном – «разрешено всё, кроме политики». Поэтому авторитаризм иногда называют «способом правления с ограниченным плюрализмом».

Главная забота авторитарной власти – собственная безопасность и налоги, а также общественный порядок, оборона и внешняя политика. И хотя государственная власть при необходимости может вмешиваться в любые другие сферы общественной жизни, они её мало интересует, в том числе, нередко, и идеология. Авторитарная власть не склонна к самооправданию или переделке, перевоспитанию людей и поэтому

не нуждается в собственной идеологии. Для неё высшая идея – сохранение в своих руках государственной власти и ее использование по своему усмотрению.

Таковы основные отличительные черты авторитаризма, проявляющего себя по-разному в различные периоды истории и в разных странах.

Когда и почему приходят к власти авторитарные режимы? Как показывает история XX века, авторитарный режим чаще всего возникает:

  • С целью положить конец кризису, анархии или массовым беспорядкам в стране, возникающим по тем или иным причинам (напр., Россия после февраля 1917 г., Чили в начале 70-х годов и др.). Дальнейшая судьба авторитарных режимов зависит от многих объективных и субъективных факторов: политических традиций и культуры нации, конкурентоспособности политических элит, зрелости гражданского общества, складывающихся международных и внутриполитических условий и обстоятельств, включая личностные особенности политических лидеров.

  • В период перехода от тоталитаризма к демократии для «смягчения» социальных и духовных издержек этого перехода. В качестве примера обычно приводится Южная Корея, диктаторский политический режим которой в недавнем прошлом эволюционировал в демократический. Подобного рода потенциалом демократии, по мнению некоторых политологов, обладают авторитарные режимы современных Китая, Вьетнама, Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана, Казахстана и других государств. Поэтому, подвергая критике политическую составляющую авторитарных режимов, нельзя забывать об их реформаторском потенциале, реализация которого может обеспечить, в том числе, эволюционный (постепенный и безболезненный) переход к демократии. Впрочем, в кризисных ситуациях и демократические режимы, нередко, оказываются перед необходимостью прибегать к авторитарным методам управления, о чём упоминалось в предыдущей лекции.

studfiles.net

Характерные черты (общие признаки) авторитаризма

  1. Автократизм, т. е. безраздельная, неограниченная и неподконтрольная обществу государственная власть одного лица (самовластие), группы лиц (военная хунта, олигархическая группа и пр.) или самовластной политической партии. Власть может править с помощью законов, но принимает и отменяет их она по своему усмотрению.

  2. Отсутствие реальной политической оппозиции. Допускается существование только подконтрольных государственной власти политических партий, общественных организаций и даже проведение выборов, но не свободных, а с заранее предопределенным результатом. Де-факто все должностные лица в системе авторитарной государственной власти назначаются, а не избираются.

  3. Опора на силу или готовность применить её в интересах самосохранения. Авторитарная власть может пользоваться популярностью в народе, но обязательно имеет свои «прикормленные» мощные военные и полицейские формирования, готовые подавить силой любые несанкционированные властью политические выступления.

4. Отказ государства от тотального контроля над обществом, невмешательство в неполитические сферы и, прежде всего, в экономику. Если при тоталитарном режиме «разрешено всё, что приказано», то при авторитарном – «разрешено всё, кроме политики». Поэтому авторитаризм иногда называют «способом правления с ограниченным плюрализмом».

Главная забота авторитарной власти – собственная безопасность и налоги, а также общественный порядок, оборона и внешняя политика. И хотя государственная власть при необходимости может вмешиваться в любые другие сферы общественной жизни, они её мало интересует, в том числе, нередко, и идеология. Авторитарная власть не склонна к самооправданию или переделке, перевоспитанию людей и поэтому не нуждается в собственной идеологии. Для неё высшая идея – сохранение в своих руках государственной власти и ее использование по своему усмотрению.

Таковы основные отличительные черты авторитаризма, проявляющего себя по-разному в различные периоды истории и в разных странах.

Когда и почему приходят к власти авторитарные режимы? Как показывает история XX века, авторитарный режим чаще всего возникает:

  • С целью положить конец кризису, анархии или массовым беспорядкам в стране, возникающим по тем или иным причинам (напр., Россия после февраля 1917 г., Чили в начале 70-х годов и др.). Дальнейшая судьба авторитарных режимов зависит от многих объективных и субъективных факторов: политических традиций и культуры нации, конкурентоспособности политических элит, зрелости гражданского общества, складывающихся международных и внутриполитических условий и обстоятельств, включая личностные особенности политических лидеров.

  • В период перехода от тоталитаризма к демократии для «смягчения» социальных и духовных издержек этого перехода. В качестве примера обычно приводится Южная Корея, диктаторский политический режим которой в недавнем прошлом эволюционировал в демократический. Подобного рода потенциалом демократии, по мнению некоторых политологов, обладают авторитарные режимы современных Китая, Вьетнама, Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана, Казахстана и других государств. Поэтому, подвергая критике политическую составляющую авторитарных режимов, нельзя забывать об их реформаторском потенциале, реализация которого может обеспечить, в том числе, эволюционный (постепенный и безболезненный) переход к демократии. Впрочем, в кризисных ситуациях и демократические режимы, нередко, оказываются перед необходимостью прибегать к авторитарным методам управления, о чём упоминалось в предыдущей лекции.

studfiles.net

2. Характеристики и особенности авторитарного режима

2.1 Понятие авторитаризма и его особенности

Авторитаризм – модель политического режима диктаторского типа, существенно отличающаяся от тоталитаризма. Если тоталитаризм предполагает полное подчинение всех сфер жизни государственному началу, то авторитарный режим допускает ограниченный плюрализм, если это не противоречит интересам сохранения существующей системы.

Авторитаризм занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией — наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, сохранение элементов гражданского общества.

Исторический опыт показывает, что авторитаризм возникает, как правило, в странах, где происходит смена общественного строя, сопровождающаяся резкой поляризацией политических сил; в странах, где наблюдаются длительные экономические и политические кризисы, преодоление которых демократическими средствами становится невозможным.

Чрезвычайные условия, в которых зарождается авторитаризм, определяют основную выдвигаемую им цель – навести порядок в стране, обеспечить нормальные условия жизни общества. Эта цель определяет средства ее достижения – концентрация политической власти в едином центре принятия решений.

Авторитарные политические режимы чрезвычайно разнообразны. К ним относятся как традиционные формы: монархии, деспотии, тирании так и относительно новые формы: реакционные, консервативные и либеральные авторитарные режимы. В реакционных авторитарных режимах (военно-диктаторских и однопартийных) с тоталитарной тенденцией механизм политической власти осуществляет глава государства, который является одновременно лидером единственной политической партии. Этот режим характеризуется неограниченной президентской властью и выступает тормозом социального прогресса.

Консервативные авторитарные режимы ориентированы на сохранение и поддержание исторически традиционных, сформировавшихся форм государственной и общественной жизни. При этом политическая власть находится в руках главы государства (президента, премьер – министра), который контролирует не только исполнительную, но и законодательную власть.

Либеральные авторитарные режимы представляют собой авторитарные режимы с демократической тенденцией. Признавая основные принципы демократии, права и свободы граждан, разделение властей, частное предпринимательство, свободную конкуренцию и т. п., такие режимы требуют постоянного вмешательства государства во все сферы жизни общества для создания благоприятных условий его дальнейшего развития.

На протяжении тысячелетий все режимы авторитаризма опирались главным образом на традиционную и харизматическую легитимность. Начиная с XX века, в целях легитимации стали широко использоваться также националистическая идеология и формальные, контролируемые властью выборы. Поэтому авторитаризм часто определяют как способ правления с ограниченным плюрализмом.

Воздействие авторитаризма на общественное развитие имеет как слабые, так и сильные стороны. К числу слабых сторон относятся полная зависимость политики от главы государства или группы высших руководителей, ограниченность институтов артикуляции общественных интересов.

В то же время авторитарный режим имеет и свои плюсы, которые особенно ощутимы в экстремальных ситуациях. Авторитарная власть обладает высокой способностью обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников. Ряд стран с авторитарными режимами, среди которых следует упомянуть Китай, Чили, Южную Корею, Вьетнам продемонстрировали свою экономическую и социальную эффективность, доказали способность сочетать экономическое процветание с политической стабильностью, сильную власть — со свободной экономикой, личной безопасностью и сравнительно развитым социальным плюрализмом. Все это делает ее эффективным средством проведения радикальных общественных реформ. Поэтому в современных условиях постсоциалистических стран наиболее оптимальным стало бы сочетание авторитарных и демократических элементов, сильной власти и ее подконтрольности обществу.

studfiles.net

32.Сущность, характерные черты и основные разновидности авторитарного полит режима.

Авторитарный режим — это государственно- политическое устройство и функционирование общества, основанное на диктатуре одного лица или группы. Отсутствует гос. контроль за экономической, духовной сферами общества, сохраняется личная инициатива и самостоятельность.

Черты:

Отчуждение народа от власти, её носителями являются один человек — лидер, либо одна группа.

Отсутствие официальной идеологии.

Опора главы гос-ва на силу для того, чтобы в случае необходимости заставить население повиноваться.

Монополизация политики. Вся полит. деятельность является исключительной функцией главы гос-ва и его окружения.

Отказ от полного тотального контроля над обществом. Разрешено все, кроме политики.

Формирование правящей элиты путем назначения сверху.

Разновидности:

Военное правление. В Чили военные хунты. Власть захватывают военные.

Теократический авторитарный режим. Власть в руках фанатичного религиозного клана (Иран 1979г. после революции).

Персонифицированный режим, когда власть принадлежит полит. лидеру без сильных институтов власти. Такие режимы недолговечны.

Монархические авторитарные режимы. (Марокко, Саудовская Аравия, Иордания).

Неоавторитарные режимы, допускают существование полит. партий (Мексика), оппозиции, выборов. Однако результаты выборов фальсифицируются.

33. Раскройте основные причины, факторы, условия и формы перехода к демократическому полит. Режиму от тоталитарзма и авторитаризма.

Переход к демократии, как показывает опыт, наиболее веро­ятен в условиях мирных перемен и происходит в трех формах.

Первая форма —реформа сверху.Так случается, когда стоящие у власти решают по своей воле воплотить программу демокра­тических перемен. Например, в Бразилии группа генералов, зах­вативших в (964 г. власть, спустя некоторое время пошла на со­здание гражданского демократического правительства. Так же было и в Чили. Однако следует отметить, что реформы сверху — нечастое явление.

Вторая форма трансформации тоталитарных и авторитарных режимов связана со стремительным их крушением и отказом от существующих режимов в пользу демократии. В 1982 г. аргентинские генералы захватили Мальвинские (англичане называют их Фол­клендскими) острова. Известно, что через короткое время анг­лийские ВВС полностью разгромили аргентинские силы. Это настолько дискредитировало аргентинских генералов, что они вынуждены были уйти в отставку и передать власть гражданско­му правительству.

Можно привести и другого рода примеры отказа от суще­ствующих тоталитарных и авторитарных режимов в пользу де­мократии. Так было в связи с реформами, начатыми в СССР, Чехословакии, ГДР и других государствах Восточной Европы.

Третья форма трансформации — постепенное проведение ре­форм, основанное на согласовании действий сил, стоящих у вла­сти, и оппозиции. Примером может быть трансформация политического режима в Испании после смерти Франко. Здесь со­вместные усилия правительства и короля Хуана Карлоса поло­жили начало длительному пути прогрессивных преобразований в стране.

Переход от тоталитарных и авторитарных режимов к демо­кратии связан с большими трудностями, прежде всего экономи­ческими. Переход к демократическому режиму существенно облегчается в случаях, когда экономика находится в хорошем состоянии, и затрудняется в условиях ее кризиса. Состояние эко­номики — это первая проблема, с которой сталкиваются стра­ны при переходе к демократии.

Вторая проблема — радикализация оппозиции, что суще­ственно дестабилизирует экономическую и политическую обста­новку. Современная Россия в этом смысле дает показательный пример. Пока не было демократии, оппозиция ставила цели, которые достигались сравнительно легко: право свободно выра­жать свое мнение, освобождение политзаключенных, право сво­бодного передвижения. Однако с началом процесса демокра­тизации радикальная оппозиция выдвигает все более трудно­решаемые и дестабилизирующие ситуацию требования, вплоть до отставки правительства и президента. Такая ситуация чревата прекращением демократических преобразований и возвратом к прошлым временам.

Третья большая проблема на пути к демократии связана с многонациональным характером многих государств. Проблемы демократизации существенно усложняются, в частности движе­ниями за установление суверенных национальных единиц. И вновь примеры такого рода мы найдем в нашей стране.

Четвертая проблема, заключающая в себе опасность для де­мократии, состоит в том, что в каждом государстве есть люди (и немало!), которые, находясь в оппозиции к прошлому (тота­литарному) режиму, вместе с тем не являются сторонниками демократии. Их идеал — авторитаризм.

Таким образом, процесс перехода от тоталитарного и авто­ритарного режимов к демократии сложный, но вполне реаль­ный.

studfiles.net

33.Сущность, характерные черты и основные разновидности авторитарного политического режима.

Авторитарный режим — это государственно — политическое устройство и функционирование общества, основанное на диктатуре одного лица или группы. Отсутствует государственный контроль за экономической, духовной сферами общества, сохраняется личная инициатива и самостоятельность.

Черты:

  • Отчуждение народа от власти, её носителями являются один человек — лидер, либо одна группа.

  • Отсутствие официальной идеологии.

  • Опора главы гос-ва на силу для того, чтобы в случае необходимости заставить население повиноваться.

  • Монополизация политики. Вся полит. деятельность является исключительной функцией главы гос-ва и его окружения.

  • Отказ от полного тотального контроля над обществом. Разрешено все, кроме политики.

  • Формирование правящей элиты путем назначения сверху.

Разновидности:

  • Военное правление. В Чили военные хунты. Власть захватывают военные.

  • Теократический авторитарный режим. Власть в руках фанатичного религиозного клана (Иран 1979г. после революции).

  • Персонифицированный режим, когда власть принадлежит полит. лидеру без сильных институтов власти. Такие режимы недолговечны.

  • Монархические авторитарные режимы. (Марокко, Саудовская Аравия, Иордания).

  • Неоавторитарные режимы, допускают существование полит. партий (Мексика), оппозиции, выборов. Однако результаты выборов фальсифицируются.

34. Раскройте основные причины, факторы, условия и формы перехода к демократическому политическому режиму от тоталитарзма и авторитаризма.

Переход к демократии, как показывает опыт, наиболее веро­ятен в условиях мирных перемен и происходит в трех формах.

Первая форма —реформа сверху. Так случается, когда стоящие у власти решают по своей воле воплотить программу демокра­тических перемен. Например, в Бразилии группа генералов, зах­вативших в 1964 г. власть, спустя некоторое время пошла на со­здание гражданского демократического правительства. Так же было и в Чили. Однако следует отметить, что реформы сверху — нечастое явление.

Вторая форма трансформации тоталитарных и авторитарных режимов связана со стремительным их крушением и отказом от существующих режимов в пользу демократии. В 1982 г. аргентинские генералы захватили Мальвинские (англичане называют их Фол­клендскими) острова. Известно, что через короткое время анг­лийские ВВС полностью разгромили аргентинские силы. Это настолько дискредитировало аргентинских генералов, что они вынуждены были уйти в отставку и передать власть гражданско­му правительству.

Можно привести и другого рода примеры отказа от суще­ствующих тоталитарных и авторитарных режимов в пользу де­мократии. Так было в связи с реформами, начатыми в СССР, Чехословакии, ГДР и других государствах Восточной Европы.

Третья форма трансформации — постепенное проведение ре­форм, основанное на согласовании действий сил, стоящих у вла­сти, и оппозиции. Примером может быть трансформация политического режима в Испании после смерти Франко. Здесь со­вместные усилия правительства и короля Хуана Карлоса поло­жили начало длительному пути прогрессивных преобразований в стране.

Переход от тоталитарных и авторитарных режимов к демо­кратии связан с большими трудностями, прежде всего экономи­ческими. Переход к демократическому режиму существенно облегчается в случаях, когда экономика находится в хорошем состоянии, и затрудняется в условиях ее кризиса. Состояние эко­номики — это первая проблема, с которой сталкиваются стра­ны при переходе к демократии.

Вторая проблема — радикализация оппозиции, что суще­ственно дестабилизирует экономическую и политическую обста­новку. Современная Россия в этом смысле дает показательный пример. Пока не было демократии, оппозиция ставила цели, которые достигались сравнительно легко: право свободно выра­жать свое мнение, освобождение политзаключенных, право сво­бодного передвижения. Однако с началом процесса демокра­тизации радикальная оппозиция выдвигает все более трудно­решаемые и дестабилизирующие ситуацию требования, вплоть до отставки правительства и президента. Такая ситуация чревата прекращением демократических преобразований и возвратом к прошлым временам.

Третья большая проблема на пути к демократии связана с многонациональным характером многих государств. Проблемы демократизации существенно усложняются, в частности движе­ниями за установление суверенных национальных единиц. И вновь примеры такого рода мы найдем в нашей стране.

Четвертая проблема, заключающая в себе опасность для де­мократии, состоит в том, что в каждом государстве есть люди (и немало!), которые, находясь в оппозиции к прошлому (тота­литарному) режиму, вместе с тем не являются сторонниками демократии. Их идеал — авторитаризм.

Таким образом, процесс перехода от тоталитарного и авто­ритарного режимов к демократии сложный, но вполне реаль­ный.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *