Юридические гарантии законности – , —

99.Гарантии законности: понятие и виды

Законность — это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе.

Гарантии законности — это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности.

Гарантии законности принято делить на общие и специальные (юридические).

Среди общих условий можно выделить следующие:

1) экономические гарантии (обеспечение равноправного существования разных форм собственности, установление и охрана частной собственности, свобода частного предпринимательства, устойчивая денежная система и налоговая политика, полная и своевременная оплата труда и т.

д.).

2) политические гарантии — это развитие и совершенствование демократических устоев общества, формирование правового государства, разделение властей и их сотрудничество между собой, обеспечение многопартийности и т.д.

3) идеологические гарантии предполагают создание в обществе высокого уровня правовой культуры, основанной на уважении к закону, на внутреннем согласии людей с нормативным предписаниями, уровень развития правовой науки и т.д.

4) социальные гарантии (высокий жизненный уровень населения, забота о социально незащищенных слоях общества и т.д.).

5) общественные гарантии — это активное привлечение общественности к борьбе с нарушениями

закона, к профилактике правонарушений и др.

К специальным гарантиям относятся:

1) исчерпывающее и эффективное регулирование правовыми средствами всех отношений, которые нуждаются в юридической регламентации.

2) улучшение качества законодательства, его совершенствование.

3) установление специальных институтов и процедур, направленных на обеспечение законности в деятельности государственного аппарата (презумпция невиновности, независимость суда и др.).

4) установление эффективных мер ответственности (юридических санкций) за правонарушения;

5) четкая и эффективная деятельность правоохранительных органов: направленная на предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений, привлечение виновных к ответственности;

6) контрольно-надзорная деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение правовых норм: деятельность Конституционного Суда прокурорских и следственных органов, контроль государственных органов за подведомственными им подразделениями и т.д.

100.Понятие правопорядка. Соотношение законности и правопорядка

Правопорядок это основанная на праве и законности организация общественной жизни, отражающая качественное состояние общественных отношений на определённом этапе развития общества.

Особенности правопорядка:

1) Правопорядок есть состояние упорядоченности, организованности общественной жизни.

2) предусмотренн нормами права. Норма права – общеобязательное, формально определенное установленное или санкционированное гос-вом правило поведения, направленное на урегулирование общ.отношений.

3) Правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, является итогом правового регулирования.

4)обеспечивается государством.

Принципы правопорядка:

1. Определенность правопорядка (определенный порядок).

2. Системность – это определенная система общ. отношений.

3. Организованность – создается в результате организующей деятельности гос-ва.

4. Гос. гарантированность – обеспечивается гос-ом.

5. Устойчивость правопорядка –единый на всей территории страны.

Законность — это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе.

Принципы законности:

1) Единство законности — понимание и применение законов на всей территорий должно быть одинаково (единообразие).

2) Всеобщность законности — одна для всего населения (лиц). В обществе не должно быть какой-либо организации политической партии, гос.органа, должностного лица и отдельных граждан, выведенных их под влияния законности.

3) Целесообразность законности — законность всегда целесообразна, всегда надо следователь предписаниям закона, в любой ситуации целесообразно следовать предписаниям закона, отступление от них всегда нецелесообразно, т.е. любые отступления, чем бы они не были продиктованы, чем бы они не мотивировались – недопустимы.

4) Верховенство закона — законы в гос-ве имеют высшую юридическую силу.

5) Связь законности и культуры — уровень законности напрямую зависит от уровня общей и правовой культуры граждан и должностных лиц.

Правопорядок и законность — цель и результат правового регулирования.

Законность в теории права определяется как требование неуклонного соблюдения (в широком смысле) правовых норм всеми гражданами, должностными лицами, гос органами, общественными организациями.

Правопорядок определяется как итог, результат законности, т.е. соблюдения в обществе всех правовых требований.

И законность, и правопорядок характеризуют состояние общества, отношения между личностью и гос-вом. Без законности не может быть демократии, свободы личности.

studfiles.net

Гарантии законности: понятие и виды — Проблемы теории государства и права

Гарантии законности — объективные и субъективные факторы, условия, предпосылки, обеспечивающие или по крайней мере способствующие укреплению законности и правопорядка. Сюда же входят и специально установленные средства, направленные на достижение указанных целей. Речь идет о целой системе мер, усилий, механизмов, призванных стимулировать и гарантировать соблюдение законов и поддержание должного правопорядка в обществе. Разумеется, первостепенную роль здесь играет социальная сущность, природа данного государства, его экономика, политика, культура, уровень развития, другие обстоятельства.

Виды гарантий законности:

1) общие:

    • экономические,
    • политические,
    • идеологические,
    • общественные,
    • организационные;

2) специальные, или юридические:

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:

Общие гарантии законности

Экономические гарантии

Суть данных гарантий заключается в том, что общее состояние экономики страны (многообразие форм собственности, экономическая свобода, уровень жизни населения, рыночные отношения, деловая активность, предприимчивость, рентабельность производства и т.д.) существенным образом влияет на положение дел в правовой сфере, и в частности на состояние законности и правопорядка. Причем воздействие экономических факторов может быть как позитивным, так и негативным. Благополучие в экономике соответственно создает благоприятные условия и объективную заинтересованность всех субъектов права в соблюдении законов и законности; укрепляет правопорядок, дисциплину, организованность. Напротив, экономический кризис порождает кризисные явления в других областях, в том числе правоисполнительной. Как правило, это сопровождается ростом преступности. Многие права и законные интересы граждан не могут быть реализованы, остаются на бумаге, особенно в социальной сфере.

Политические гарантии

Под названным видом гарантий понимается степень политической стабильности в обществе, четкая работа всех ветвей и структур власти, институтов демократии, органов государства (федеральных и региональных), нахождение их в конституционном поле. Все это создает необходимый гражданский мир и согласие между различными политическими субъектами, оздоровляюще действует на общую социальную атмосферу в стране. Сильная, авторитетная, легитимная власть — важнейшее условие эффективного функционирования юридической системы, упрочения законности и правопорядка, защищенности личности. Напротив, политическая конфронтация, противостояние не могут способствовать достижению указанных целей.

Идеологические гарантии

Состояние законности и правопорядка, всей юридической системы во многом зависит от господства в обществе тех или иных идей, доктрин, взглядов, от уровня нравственной и правовой культуры. Прогрессивная, гуманистическая идеология, демократические убеждения, развитое правосознание, безусловно, предопределяют отношение власти к праву, законам, правам личности, как и законопослушание самих граждан. К идеологическим гарантиям относятся также правовая пропаганда (просвещение), воспитание членов общества, и прежде всего госслужащих, в духе уважения к правовым ценностям, преодоления правового нигилизма. Немаловажную роль играет подготовка высокопрофессиональных кадров юристов, ориентация их на неуклонное соблюдение законности, Конституции, норм права.

Общественные гарантии

Имеется в виду деятельность различных общественных организаций и объединений, средств массовой информации, всех негосударственных образований и институтов по выявлению фактов правонарушений, злоупотреблений, противозаконных действий, коррупции, привлечение к ним внимания общественности, а также официальных инстанций в целях устранения указанных аномалий. И хотя многие разоблачительные публикации, сигналы, телематериалы нередко оказываются инспирированными или конъюнктурными (особенно в период выборов), в целом роль общественности в утверждении законности, справедливости и порядка в стране весьма велика и недооценивать ее было бы неправильно.

Организационные гарантии

Под ними разумеется повседневная оперативно-организационная работа правоохранительных органов и всех иных властных структур, направленная на обеспечение законности и правопорядка в обществе, выявление, профилактику и пресечение правонарушений, защиту прав граждан.

Специальные, или юридические, гарантии

Прокуратура, выполняя свою прямую функцию и назначение, осуществляет надзор за соблюдением всеми субъектами права законов, возбуждает в соответствующих случаях уголовные дела, опротестовывает противозаконные акты.

Суды, отправляя правосудие, наказывают виновных в совершении преступлений, защищают права граждан, восстанавливают справедливость.

Органы государственной власти и управления создают необходимые условия для реализации россиянами своих прав и законных интересов. Контрольные структуры следят за исполнением соответствующих решений, инструкций, распоряжений; выявляют нарушения, допускаемые должностными лицами, ставят вопрос об их ответственности.

Наконец, существенной гарантией законности является возможность любого гражданина обратиться в суд либо в надлежащую административную инстанцию по поводу ущемления его трудовых, жилищных, семейных и других прав, обжаловать незаконные действия чиновника. Можно обратиться также в международный суд, если все средства защиты внутри страны исчерпаны. Это значит, что гарантии законности и прав граждан правомерно подразделить на внутренние и внешние. Вообще, само наличие мер юридической ответственности, предусмотренных в российском праве, служит важной гарантией законности и правопорядка в обществе.

jurkom74.ru

52. Гарантии законности и правопорядка, их классификация.

Гарантии законности — это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности.

Среди данных гарантий нужно четко различать общие условия и специальные средства.

Общие условия суть объективные (экономические, политические и т. д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Эти условия создают макросреду реализации права, его функционирования, предопределяя в известной степени и специальные средства по укреплению законности.

Экономические условия. Это состояние экономического развития общества, организация системы хозяйствования и т. д. Условиями, обеспечивающими законность, здесь выступают такие факторы, как степень организованности в экономической сфере, ритмичная работа всего хозяйственного организма, постоянный рост производительности труда и объема производства, устойчивая денежная система и т.д.

Политические условия. Основным политическим условием стабильной законности является сильная государственная власть. Сильная государственная власть — это устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества власть, способная обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний.

Идеологические условия. Состояние законности во многом определяется уровнем политической, правовой и общей культуры населения. Законность предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, закону является личным убеждением человека, причем не только рядового гражданина, но в первую очередь государственного служащего, законодателя.

Социальные условия. Законопослушание граждан, их уважение к закону, реализация его предписаний во многом зависят от положения, сложившегося в социальной сфере.

Специальные средства обеспечения законности—это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности.

Среди них можно выделить юридические и организационные гарантии (средства).

Юридические гарантии — совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленные на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод.

Среди юридических гарантий различают следующие. Средства выявления, (обнаружения) правонарушений.

Средства предупреждения правонарушений.

Средства пресечения правонарушений. Это задержание, арест, обыск, подписка о невыезде, другие меры пресечения, отмена незаконных актов.

Меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений. Таковыми являются принудительное взыскание средств на содержание ребенка (алиментов.

Юридическая -ответственность.

Под ней понимается наказание лица, виновного в совершении правонарушения. Данное средство является важнейшим и необходимым для укрепления законности, причем его эффективность определяется не жестокостью, а неотвратимостью.

Правосудие — деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел с целью всемерного укрепления законности.

Правопорядок можно определить как основанную на праве и законности организацию общественной жизни, отражающую качественное состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества. Рассмотрим особенности данного явления.

1. Правопорядок есть состояние упорядоченности, организованности общественной жизни. 2. Это порядок, предусмотренный нормами права. 3. Правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, является итогом правового регулирования. 4. Он обеспечивается государством.

Принципы правопорядка: Определенность. Правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений. Системность. Это система отношений, которая основана на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти.

Организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов.

Государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений.

Устойчивость. Возникающий на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив. Единство. Характер организации неодинаков в различных сферах общественной жизни.

50. Роль органов власти и управления в осуществлении основных функций государства.

Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.

Функции государства подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество, а внешние — на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами. Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга.

Охрана существующих форм собственности—функция, присущая всем государствам, ибо они охраняют и защищают свой экономический фундамент. Причем в обществах, где основной экономический потенциал сосредоточивался в руках того или другого класса (в эксплуататорских обществах), государственная деятельность нацеливалась на охрану рабовладельческой, феодальной, капиталистической частной собственности, за посягательства на которую устанавливались более суровые меры наказания, чем за посягательства на другие ее виды. В демократических обществах действует принцип равной правовой защиты всех форм собственности.

Охрана правопорядка — важнейшая и необходимая функция любого государства, вытекающая из потребностей общества. В демократическом государстве на первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без чего невозможен подлинный правопорядок. Поэтому данная функция модифицируется и становится функцией охраны Прав и свобод граждан и правопорядка.

Функция охраны природы и окружающей среды выдвинулась в последние десятилетия в число основных. Экологически агрессивное производство стало агрессивным и по отношению к человеку, его здоровью. А потому государство вынуждено заниматься этой деятельностью.

Экономическая функция. Теперь государство вмешивается в экономику, определяет темпы ее роста, устанавливает пропорции между отдельными ее отраслями. Возникли государственный сектор экономики, т. е. государственная собственность, и государственное управление предприятиями и организациями, на ней базирующимися. В большинстве стран государство выступает крупнейшим предпринимателем: многочисленные акционерные общества являются государственными предприятиями. Оно играет роль крупного банкира, сосредоточившего в своих руках большую массу ссудного капитала. Современное государство способно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессы в масштабе всей страны.

Социальная функция государства. Она многообразна по содержанию и масштабна по объему государственной деятельности. Главное ее назначение — устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться выровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение, образование, культуру.

Для выполнения социальной функции государство создает фонды, которые расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение) образование. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу, регулирует (в той или иной мере) размеры заработной платы и др.

Социальная деятельность государства регламентируется особой отраслью—социальным правом. Прослеживается цель государства—обеспечить человеку достойное существование, свободное развитие личности, защиту семьи, социальную справедливость и социальную защищенность.

В последние десятилетия многие передовые государства мира активно осуществляют функцию развития научно-технического прогресса. Постоянно расширяется сфера научно-технических исследований, проводимых на государственной основе.

Внешними функциями государства традиционно являлись защита страны от нападения извне; ведение захватнических войн; обеспечение дипломатических отношений. В наше время в связи с формированием мирового рынка активизировалась межгосударственная взаимовыгодная торговля, развивается коллективная безопасность, создаются международные миротворческие вооруженные силы. Все это и обусловило появление соответствующих внешних функций.

Разъяс-е норм (IV) -м п-ва — это указ-я или рекомендации, направленные на раскрытие действительного содержания IV-м. В завис-сти от суб-тов, разъясняющих п-вые IV-мы, толкование — разъяс-е подразд-ся на офиц-е и неофиц-е. Офиц-е толков-е — такое разъяс-е IV-мы п-ва, кот. даётся компетентными ф-ми. Оно обяз-но дл всех, кто применяет данную IV-му. Офиц-е толков-е находит выражение в спец-х актах (документах), кот. издаёт компетентный ор-н (постановл-я, инструкции и т.д. Офиц-е толков-е по V подразд-ся на нормативное и казуяльное (индивид-е). Норматив-е — офиц-е разъяс-е, кот. обяз-но дл всех лиц и ор-нов, применяющих опред-ю IV-му или IV-мы п-ва. Такое разъяс-е распростр-ся на все случаи, предусмотр-е толкуемой п-вой N-и. Офиц-е толков-е м. давать и сам ор-н, издавший разъясняемую IV-му п-ва. Такое разъяс-е называется аутентичным # разъяс-я пред-том изданных им указов. В то же время офиц-е норматив-е толкова-е п-вых IV-м м. давать и ор-ны, кот. их не издавали. В этом случае они надел-ся спц-ми полномочиями по офиц-му разъяс-ю указанных IV-м. Так законодатель-й орган м. получить соответ-м ор-нам испол-й вл. разъяснить изданый им з-н. В свою очередь, на основании спец-х полномочий мин-ва и ведом-ва надел-ся п-вом офиц-го разъяс-я IVПА, издаваемых прав-вом. # мин-во фин-сов м. Разъяснять реш-я кабинета министров по ?? распред-я гос. бюджета, мин. Труда по ?? использ-я трудовых ресурсов и т.д. Казуальное толков-е – такое разъяснение содержания п-вой IV-мы, кот. даётся в связи с рассмотр-ем конкретного юр-го дела, и оно ил силу т. дл данного конкретного случая. Необходтмость в казуаль-м толковани возникает тогда, когда реш-я нижестоящих п-воприменитель-х ор-в по конкретным юр-м делам яв. неправильными, не соответ-ют з-ну.

Норматив-е и казуаль-е разъяс-я по своему содерж-ю подраздел-ся на судеб-е и административ-е.

Судеб-е — разъяснение IV-м п-ва, осущ-е судами. Оно обеспечивает правиль-е понимание и единобраз-е примен-е IV-м п-ва в деят-сти судов. Руководящие разъяс-я высших ор-в судеб-й вл. обяз-ны дл всех судов др. ор-в и деят-я применяющих разъясняемые IV-мы п-ва. Админ-е — II — II, кот. даётся испол-ми ор-ми г-ва. Такое толкование колается ?? управл-я, труда, соц. обеспеч-я и т.п. Толков-е IV-м п-ва в пределах своей компетенци м. давать и м.о. с/у, разъясняя смысл созданых ими п-вых IV-м, дей-е кот. ограничено подведомственной тер-рией. Офиц-е толков-е даётся в ф-ме, актов нот. издаёт соответ-й компетентный ор-н. Ю.с. актов офиц-го толков-я зависит от полномочий издающих ор-в. В этих актах наряду с разъяснениями м. Содерж-ся самой-е IV-мы или индивид-е веления. Тем самым оперативно устраняются неточности и неясности в IVПА, совершенствуется прак-ка примен-я данных актов. Акты офиц-го толков-я IV-м п-ва (интерпритационные акты) представ. собой, с одной ст., разъяс-е содерж-я IV-м п., а с др. — конкретизацию и уточ-е их предписаний. Они дей-ют в един-ве с теми IVПА, о кот. содерж-ся толкуемые юр-е IV-мы. Эти акты подразд-ся в зависимости от их содерж-я и сферы распростр-я на: Интерпритацион-е акты п-во творчества – будучи офиц-ми разъяснениями действительного содерж-я IV-м п-ва, они в то же время яв. источ-ми п-ва, т.к. содержат конкретизирующие IV-мы. Индивид-е интерпритационные акты — содержат указа-я по поводу примен-я п-вой IV-мы к конкретным жизненным обст-вам, и предств. Собой своебраз-ю ф-му юр-кой практики. Именно такого рода акты в полном V выполняют ф-цию офиц-го разьяс-я IV-м п-ва, т.к. не связаны с п-вотворческой деят-стью компетент-х ор-в.

Неофиц-е толков-е — разъяснение смысла п-вых IV-м, кот. не носит обяз-го хор-ра. Оно м. даваться любым человеком или исходить от общ-й ор-ции. Оно необяз-но дл тех ор-в или долж-х лиц, кот. Применяют IV-мы п-ва. Особое знач-е дл точной и правиль-й реализации IV-м п-ва ил-т высказыв-я круп-х час-х и общ-х деятелей о сущности и о роли з-на в общ-й жизни, о его практической направленности. Их разъяс-я содей-ют глубокому и всестороннему пониманию смысла з-на, повышают уровень п-восозн-я гр-н, обеспеч-ют правиль-ю реализ-ю требов-й з-на.

Важным видом неофиц-го разъяс-я п-вых IV-м яв. доктринальное (научное толков-е. Оно даётся спец-ми научно-исслед-ми учреж-ями, квалиф-ми учёными — юристами, опытными юристами – практиками в комментариях, лекциях, статьях и т.п.

Г.О. толнов-е обеспечивает правиль-е и единообраз-е понимание и примен-е IV-м п-ва.

studfiles.net

77. Принципы и юридические гарантии законности.

Законность — политико-правовой режим или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и, в первую очередь, законы.

Признаки законности:

1. Всеобщность (никто не может уклониться от выполнения законов — это относится и к государству).

2. Неразрывная связь с правом, юридическими нормами. Нормативной основой законности являются законы. Для режима законности необходимо четко отработанное законодательство и безусловная реализация предписаний законов и подзаконных актов.

Принципы законности — это основные идеи, начала, выражающие содержание законности: верховенство закона, единство, целесообразность и реальность законности.

1. Верховенство закона — главенство его в системе нормативных актов; равенство граждан перед законом; равенство их прав и обязанностей, точное соблюдение законов всеми лицами, так как право выражает общую волю всех граждан.

2. Единство, т.е. всеобщность. На всей территории России действуют федеральные законы и законы субъектов федерации, отражая местную специфику, которые не должны противоречить федеральным законам.

3. Целесообразность, т.е. оптимальность законов, их соответствие потребностям развития общества. Недопустимо противопоставление законности и целесообразности.

4. Реальность, т.е. достижение фактического исполнения правовых предписаний, неотвратимость ответственности.

В монографической и учебной литературе принципами законности считают и связь законности с общей культурой; контроль со стороны общества за законностью; осуществление прав без нарушения права других; эффективную борьбу с правонарушениями.

Требования — это сформированные в общем виде правовые предписания, соблюдение и исполнение которых делает явление (поведение, акт и т.п.) законным. Это направленность законности. Принципы и требования законности связаны друг с другом, т.е. каждый принцип развертывается в совокупность требований. Например, принцип верховенства закона требует, чтобы все законы соответствовали Конституции, подзаконные акты — законам; своевременного обновления законов; их соответствия международным актам; издания их лишь полномочными органами и т.п. Таким образом, от принципа верховенства закона через соответствующие требования законности можно перейти к конкретным правовым предписаниям.

23.2. Гарантии законности

В правовом государстве существует целая система гарантий законности и правопорядка.

Под гарантиями понимаются такие условия общественной жизни и специальные меры, принимаемые государством, которые обеспечивают режим прочной законности и стабильного правопорядка в обществе.

Различают общие гарантии: социально-экономические, политические, юридические, идеологические, международные; и специальные — нормативные и организационно-правовые.

Социально-экономические (материальные) гарантии означают установление эквивалентных отношений между производителями и потребителями материальных благ.

Политические гарантии — это совокупность элементов политической системы общества, демократизм общественного и конституционного строя, участие граждан в управлении государством.

К юридическим гарантиям относятся деятельность государственных органов по пресечению нарушений правопорядка, неотвратимость наказания, правовая защищенность человека.

Идеологические (прежде всего нравственные) гарантии — это благоприятная морально-психологическая обстановка в обществе, высокий уровень духовности и культуры людей, их правосознание.

Международные гарантии включают реакцию со стороны организаций ООН, правозащитников, право обращаться в международный суд и т.п.

Сюда же можно отнести специальные процедуры правоприменительной деятельности, обеспечение права на защиту. Необходимо учитывать все эти и другие факторы, которые взаимосвязаны друг с другом.

studfiles.net

64)Юридические гарантии законности

Юридические (специальные) гарантии – это специальные правовые средства, приемы, посредством использования которых обеспечивается законность.

В научной и учебной литературе юридические гарантии, как правило, рассматриваются с позиции правоприменительной практики. В этой связи в их числе выделяют:

а) меры предупреждения правонарушений, к которым относятся: информирование правоохранительных и иных органов о готовящихся правонарушениях, проверка соблюдения правил хранения оружия, досмотр багажа в аэропорту

б) меры пресечения правонарушений, направленные на исключение возможности продолжения противоправных деяний (задержание, обыск, подписка о невыезде, изъятие средств осуществления возможного правонарушения, например, поддельных печатей, приостановка работ цеха, предприятия и др. в связи с грубым нарушением противопожарных, либо иных правил, удаление нарушителей порядка из зала суда и т.д.).

в) меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений — восстановление на работе незаконно уволенного, возложение обязанности по опровержению сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию определенного лица, принудительное взыскание средств на содержание ребенка (алиментов), виндикация (принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения) и др.;

г) юридическая ответственность — важное и необходимое средство обеспечения законности. По сути, — это наказание лица, виновного в совершении правонарушения. Представление людей и возможной реализации мер юридической ответственности – существенный сдерживающий фактор, побуждающий к правомерному поведению;

д) процессуальные меры направлены на обеспечение нормального производства по юридическим делам (уголовным и др.). Это – принудительный привод в суд, выемка документов, освидетельствование и др.). Они призваны обеспечить эффективность расследования дел о правонарушениях, рассмотрение этих и иных дел компетентными государственными органами.

Организационные гарантии (средства) обеспечения законности

К ним относятся различные мероприятия по созданию специальных подразделений по борьбе с правонарушениями (организованной преступностью, наркобизнесом, терроризмом и т.п.), по обеспечению необходимых условий для успешной работы юрисдикционных и правоохранительных органов (усиление их кадрового состава и др.).

Общие гарантии или условия законности – реально существующие в обществе возможности, которые способствуют практическому воплощению принципов законности. Действительно, состояние законности во многом определяется экономическими, политическими, социальными и духовно-культурными факторами.

Экономические гарантии (условия) законности. К ним относят характер экономического строя в стране, отношения, связанные с производством и распределением материальных благ.

Политические гарантии (условия) законности. К таковым относятся политическая стабильность общества, демократический политический режим, плюралистическая демократия.

Социальные гарантии (условия) законности. Имеются в виду материальная защищенность личности со стороны государства, доступная стоимость жизни; обеспечение занятости населения; наличие развитой системы социальных услуг; защита безработных;

Духовно-культурные гарантии (условия) законности

По-видимому, образовательный и культурный уровень человека, его способность понимать политико-правовой мир, соответствующим образом вести себя в сфере действия права – существенные факторы в исполнении и предписании законов, а, стало быть, имеют прямое отношение к законности.

studfiles.net

Гарантии законности

Гарантии законности – это система объективных и субъективных условий, а также специальные юридические средства и способы, посредством которых обеспечивается законность. Система общих гарантий представляет собою совокупность объективных условий общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование.

Она складывается из экономических, политических, социальных, духовных факторов, которые непосредственным образом влияют на состояние законности, провоцируя граждан на обход закона либо, наоборот, на законопослушное поведение.

Выделяют следующие виды гарантий законности:

1) социально-экономические – это степень экономического развития общества, уровень его благосостояния многообразие форм собственности, экономическая свобода и т.п.;

2) политические – это степень демократизма конституционного строя, политической системы общества, политический плюрализм, многопартийность, разделение властей и т.п.;

3) организационные – это деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение законов и подзаконных актов – прокуратуры, суда, милиции и т.п.;

4) общественные – это сложившийся в стране комплекс профилактических и иных мер, применяемых общественностью в целях борьбы с нарушениями законодательства;

5) идеологические – это степень развития правосознания, распространения среди граждан юридических знаний, уважения к требованиям закона, уровень нравственного воспитания общества;

6) специально-юридические – это способы и средства, установленные в действующем законодательстве с целью предупреждения, устранения и пресечения нарушений правовых требований.

Специальные юридические гарантии – это совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность государства по их применению, направленные на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод.

Общие черты юридических гарантий законности :

— они обусловлены социально-экономическим и государственно-правовым развитием общества и природой законности;

— носят непосредственный и целевой характер;

— закреплены в действующем законодательстве;

— нормативно-юридической основой их применения является право.

К числу следует юридических гарантий законности отнести следующее:

— закрепление требований законности в нормативно-правовых актах;

— предоставление всем участникам правоотношений права обеспечивать режим законности правомерными средствами и методами;

— обеспечение режима законности в процессе профессиональной правоохранительной деятельности государственных и негосударственных институтов;

— обеспечение режима законности в процессе судопроизводства;

— обеспечение режима законности в рамках надзорно-контрольной деятельности;

— эффективность мер юридической ответственности и защиты, ведущих к восстановлению нарушенных прав и обязанностей и оказанию воздействия на правонарушителей;

— качественная работа компетентных органов власти по обеспечению законности в различных сферах жизнедеятельности общества;

— постоянное совершенствование и улучшение юридической деятельности;

— развитое правовое сознание и высокая правовая культура населения страны;

— международные гарантии законности.

Совокупность вышеперечисленных условий и средств составляет систему гарантий. Сами по себе, в разрозненном виде, они малоэффективны. Их практический результат может быть достигнут только в комплексе с другими элементами единого меха­низма реализации идеи и принципов законности, функционирование которого создает реальные предпосылки для формирования в обществе высокого уровня правопорядка – неотъемлемого «спутника» законности.

Для обеспечения  законности была создана система обеспечения, которая  представляет собой структуру мер, направленных на профилактику нарушений законности и упрочнение законности. Она состоит из двух блоков: профилактика нарушений законности  и упрочнение законности. Такое деление обусловлено двойственным характером системы влияющих на функционирование должностного лица условий и факторов социальной среды, которые могут быть как положительными (гарантии), так и отрицательными (причем самого разного свойства и содержания – материально-производственные, экономические, политические, духовные, правовые).

Профилактика нарушений законности означает выявление причин и условий нарушений  законности, устранение указанных причин и условий, ликвидацию всех тех негативных факторов, явлений и процессов, которые ведут к нарушениям законности. В числе такого рода факторов — экономическая и политическая настабильность, низкая правовая культура населения, должностных лиц, деформация правосознания, установка  должностных лиц на приоритет целесообразности перед законностью,  отрицательное отношение общества к государству и праву.

Упрочение законности предполагает формирование и совершенствование, развитие гарантии законности в деятельности государственных органов, должностных лиц.

magref.ru

Специальные юридические гарантии законности

Определение 1

Гарантии законности – это система условий, предпосылок и средств, которая обусловлена закономерностями общественного развития. Это процесс реализации законности, а также процесс формирования социальных отношений, которые будут способствовать движению всего общества к демократии.

Гарантии законности могут быть выражены во всем своем многообразии, а также богатстве имеющихся связей. В специализированной юридической литературе гарантии законности подразделяются на две основные категории:

  • Специальные гарантии законности. Как правило, это юридические законности.
  • Общие гарантии законности. Как правило, это нравственные, экономические, духовные и политико – идеологические законности.

Основное значение гарантий законности формируется на основании политических и экономических законностей. Здесь необходимо понимать, что речь идет о самых разных законностях:

  • разные виды форм имеющейся собственности, а также варианты и способы производства.
  • развитие экономики, которое должно происходит в условиях полного отсутствия и возможного кризиса.
  • коэффициент занятости определенной категории людей в общественно – полезном труде.
  • необходимо учитывать общее состояние политической системы. В-пятых, необходимо учитывать и состояние культурной сферы общества и занятости в ней отдельных категорий граждан.

Основы юридических гарантий законности

В связи с происходящими событиями и ситуациями, которые влекут за собой изменения в формах собственности, меняется и гражданское законодательство на территории Российской Федерации. Тем самым меняются или изменяются все присутствующие имущественные отношения. Подобные изменения описаны в статьях Гражданского кодекса Российской Федерации. Юридические гарантии законности выделяют всего два типа, которые могут существовать самостоятельно:

  • Правовые юридические гарантии законности. Данный тип гарантий законности предусмотрен исключительно действующим законодательством Российской Федерации и несет в себе всеобщий характер.
  • Договорные юридические гарантии законности. Данный тип гарантий законности обусловлен исключительно нормативными актами, которые позволяют регулировать сферу всех договорных отношений. Стоит отметить, что договорные гарантии законности могут распространять свои действия исключительно на участников, которые и заключили этот самый договор.

Замечание 1

В специализированной юридической литературе также выделяют качественный и количественный состав гарантий законности. Можно выделить самые основные: высокий уровень надзора, эффективность и полнота определенных юридических норм. Кроме того, это эффективность мер, принятой юридической ответственности.

Условия гарантии законности

Как уже говорилось ранее, существуют два основных условия для существования юридических гарантий законности:

  1. Экономические условия, которые отражают общее состояние развития общества в экономическом плане. Данная разновидность способна обеспечить законность, в соответствии с некоторыми факторами.
  2. Второй критерий – это политические условия. Здесь уместно говорить о сильной государственной власти, которая имеется на территории страны. Сила государственной власти в первую очередь определяется легитимной и устойчивой поддержкой власти обществом. Кроме того, только сильное государство может обеспечить безопасность, сбалансированное развитие и стабильность.

spravochnick.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *