Задачи и цели овд – —

Тема 3. Правовое положение, задачи, система и организационное построение органов внутренних дел (полиции)

 

Органы внутренних дел создаются и функционируют в качестве государственных органов исполнительной власти. Они образуются Президентом России, и другими уполномоченными на то органами государственной власти, им подотчетны и подконтрольны.

Законодательством Российской Федерации определена компетенция органов внутренних дел, которая характеризуется совокупностью возложенных на них задач и функций управления, а также объемом конкретных обязанностей и прав.

Компетенция определяется общими, типовыми и индивидуальными положениями о том или ином органе внутренних дел, а также специальными законами и иными нормативными актами, которые определяют обязанности и права ряда органов, действующих в системе МВД РФ. Так, компетенция полиции определяется законом « О полиции», внутренних войск — Законом « О внутренних войсках МВД РФ», и т.д.

В своей деятельности все органы внутренних дел руководствуются Конституцией РФ, законами, указами и распоряжениями Президента России, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, приказами и инструкциями МВД России, положениями о соответствующих службах и органах, а также международными договорами Российской Федерации.

Основные задачи ОВД:

— Обеспечение охраны личности, защита ее прав, свобод и законных интересов, а также интересов общества и государства от противоправных посягательств.

— Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.

— Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.

— Раскрытие и расследование преступлений, осуществление розыска лиц, скрывающихся от следствия и суда, а также преступников.

— Охрана собственности.

— Оказание социальной и правовой помощи населению.

Функции ОВД в сфере административной деятельности

— борьба с противоправными посягательствами на жизнь, здоровье, честь, достоинство, права, свободы и законные интересы граждан и юридических лиц;



— проведение планомерной работы по профилактике правонарушений;

— обеспечение общественного порядка и общественной безопасности

— осуществление общего и специального административного надзора

— контроль за дорожным движением и техническим состоянием автомототранспорта;

— осуществление контроля за противопожарной безопасностью;

— осуществление разрешительной системы;

— осуществление паспортно-визовой работы;

— проведение дознания и следствия в рамках предоставленной компетенции;

— охрана имущества и объектов от преступных посягательств;

Система органов внутренних делв Российской Федерации построена на принципе федерализма с учетом административно-территориального устройства, наличия федеральных округов, а так же по объектовому принципу с учетом обслуживания объектов железнодорожного, водного и воздушного транспорта и закрытых административно-территориальных образований. В своей деятельности каждое звено системы органов внутренних дел ограничено масштабом обслуживаемой территории.

На федеральном уровневозглавляет систему органов внутренних дел Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России). Также второй уровень составляют окружныеглавные управления по федеральным округам, окружные управления материально-технического и военного снабжения, научно-исследовательские и образовательные учреждения МВД России, округа внутренних войск, органы внутренних дел на транспорте и др.

На уровне субъектов Федерации действуют МВД республик, ГУВД, УВД по краю, области, городу федерального значения, автономному округу, автономной области).

На муниципальном уровнесозданы отделы внутренних дел по району (муниципальному району), городу (городскому округу) и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям. В ОВД по району (городу) могут входить городские (поселковые) отделы (отделения) милиции, а также территориальные пункты полиции. К низовому звену можно отнести и отделы (отделения) внутренних дел на транспорте, а также подчиненные им линейные пункты милиции.

Органы внутренних дел создаются и функционируют в качестве государственных органов исполнительной власти. Место органов внутренних дел в системе органов исполнительной власти и их специфика определяются установленной законодательством компетенцией, которая характеризуется совокупностью возложенных на них задач и функций управления. Задачи государственного органа представляют собой цели, достижение которых он должен добиваться всей своей деятельностью. Каждый орган государства имеет предназначенные только для него специфические задачи и функции.

Содержание деятельности МВД РФ.

Министерство возглавляет всю систему органов внутренних дел. Специальным правовым актом, определяющим статус Министерства, является Положение о нем, в котором детально определена компетенция МВД России, его задачи, функции, обязанности и права, формы и методы деятельности.

Содержание деятельности МВД России состоит: в организации деятельности и развития системы МВД России, в том числе кадровой и технической политики; анализе состояния и прогнозировании развития оперативной обстановки, разработке стратегии упреждающего реагирования на ее негативные изменения; оперативном реагировании на чрезвычайные ситуации и происшествия, требующие вмешательства федеральных сил; непосредственном осуществлении оперативно-служебных и боевых мероприятий в пределах федеральной компетенции, в том числе по оперативному обслуживанию федеральных органов государственной власти; непосредственном руководстве подразделениями внутренних дел федерального подчинения, организационно-методическом руководстве подразделениями двойного подчинения, оказания им при необходимости практической помощи; информационном обслуживании всех звеньев системы Министерства; представительстве интересов органов внутренних дел в государственных структурах власти, средствах массовой информации и на международном уровне; внедрении положительного опыта и научных рекомендаций; разработке типовых нормативов и стандартов, включая кадровые и ресурсные; обеспечение собственной безопасности системы МВД России.

Структура МВД России.Основные направления деятельности органов, т.е. задачи и функции, определяют внутреннюю структуру Министерства. Организационная структура МВД России состоит из следующих элементов: руководство Министерства, аппарат министерства, главные управления, департаменты и другие подразделения.

Среди структурных элементов ведущая роль принадлежит руководству, в состав которого входят: министр, его заместители, коллегия Министерства.

Министерство возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом России по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Руководство конкретными направлениями деятельности Министерства в соответствии с распределением обязанностей осуществляют первые заместители министра, заместители министра, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Президентом России по представлению Правительства Российской Федерации, заместитель министра — командующий внутренними войсками, назначаемый Президентом России по предложению министра. Количество заместителей определяется Президентом (в Указе № 248-2011 г. – 8 заместителей.)

Министерство организует свою работу на основе сочетания принципов коллегиальности и единоначалия в обсуждении и решении вопросов по руководству системой органов с установлением строгой персональной ответственности должностных лиц за состоянием дел на порученном участке работы.

В Министерстве образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), заместителей министра, Директора ФМС (членов коллегии по должности), а также руководящих работников органов внутренних дел. Коллегия на своих регулярно проводимых заседаниях рассматривает наиболее важные вопросы оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. Решения коллегии принимаются большинством голосов ее членов и объявляются приказами министра и являются обязательными для всех органов и служб системы МВД.

В главном управлении командующего внутренними войсками Министерства образуется военный совет.

Для коллегиальной разработки стратегии на важнейших направлениях деятельности органов внутренних дел в Министерстве образуется научно-методический совет. В состав совета входят министр (председатель), члены коллегии министерства и другие руководители органов внутренних дел, ученые и наиболее опытные практические работники.

При МВД действует Общественный совет, формируемый в порядке, установленном Президентом РФ.

megaobuchalka.ru

10)Задачи и принципы деятельности органов внутренних дел. Система овд

Важные направления деятельности Органы внутренних дел связаны с миграционными вопросами в РФ; выдачей (аннулированием)специальных разрешений (лицензий) на занятие видами деятельности, производствами, работами, подлежащими лицензированию в системе МВД.

Органы внутренних дел обеспечивают государственную защиту судей, народных заседателей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей и других категорий должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов.

Органы внутренних дел образуют централизованную систему, возглавляемую Министерством внутренних дел (МВД) России, которая включает в себя:

  • Органы внутренних дел субъектов РФ: МВД республик, главные управления внутренних дел (ГУВД) краев, областей, городов федерального назначения, автономной области и автономных округов;

  • Органы внутренних дел городов, районов, закрытых административно-территориальных образований;

  • линейные управления и Органы внутренних дел на ж/д, водном и воздушном транспорте отделения;

  • ГУ и отделы на особо важных и режимных объектах;

  • территориальные органы управления учреждений с особыми условиями хозяйствования;

  • образовательные и научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, созданные для решения задач, возложенных на органы внутренних дел.

11) Мвд рф

Министерство внутренних дел РФ — федеральный орган государственной власти исполнительной ветви власти, осуществляющий в пределах своих полномочий деятельность в сфере охраны правопорядка, пресечение правонарушений, обеспечению общественной безопасности, охране прав и свобод человека и гражданина.

Задачи Министерства внутренних дел РФ.

В соответствии со статьей 2 Положения «О министерстве внутренних дел», можно выделить следующие задачи МВД РФ:

— Деятельность по разработке общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности.

— Деятельность по совершенствованию нормативной правовой основы в установленной сфере деятельности.

— Деятельность по обеспечению защиты прав и свобод человека и гражданина.

— Деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений и административных правонарушений.

— Деятельность по охране общественного порядка.

— Деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения.

— Деятельность по организацию и осуществлению государственного контроля над оборотом оружия.

— Деятельность по организации государственной охране имущества и организаций частных и юридических лиц.

— Деятельность по управлению и организации деятельности системы органов внутренних дел РФ, а также, внутренними войсками МВД РФ.

МВД РФ обладает следующими полномочиями:

— Деятельность по разработке и осуществлению мер по реализации государственной политики, в сфере своей компетенции.

— Деятельность по разработке законодательства РФ, в сфере своих полномочий.

— Деятельность по самостоятельному принятию нормативных правовых актов, в сфере своей компетенции.

— Деятельность по определению основных направлений деятельности органов внутренних дел и внутренних войск.

— Деятельность по обобщению практики применения законодательства РФ в установленной сфере деятельности.

— Деятельность по формированию федеральных целевых программ в установленной сфере деятельности.

— Деятельность по организации и осуществлению оперативно-розыскной деятельности, дознания, предварительного следствия, розыска лиц и похищенного имущества, экспертно-криминалистической  деятельности, по контролю за оборотом оружия.

— Деятельность по формированию и реализации основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения.

— Деятельность по обеспечению охраны особо важных и режимных объектов.

— Деятельность по обеспечению государственной защиты судей, участников судопроизводства,  сотрудников правоохранительных органов.

— Деятельность по разработке и проведению мероприятий по совершенствованию общественного порядка.

— Деятельность по участию в организации территориальной обороны в РФ.

— Деятельность по участию по обеспечению исполнения гражданами РФ воинской обязанности..

— Деятельность по организации кадрового обеспечения деятельности органов МВД РФ.

— Деятельность по обеспечению собственной безопасности МВД РФ.

— Деятельность по обеспечению снабжением органов внутренних дел и внутренних войск.

— Деятельность по осуществлению информационно-правового обеспечения органов внутренних дел и внутренних войск.

— Право на предложение проекта формирования федерального бюджета

studfiles.net

Структура органов внутренних дел, их задачи и функции.

Поделись с друзьями

Органы внутренних дел занимают одно из центральных мест в государственном механизме Российской Федерации. Они действуют на всей территории государства, а правовые основы организации и деятельности данных органов базируются на Конституции РФ. Главными задачами ОВД является борьба с преступностью и другими правонарушениями, охрана законных интересов органов государственной власти, предприятий, организаций и учреждений, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности для защиты прав и свобод человека и гражданина.

               Структура органов внутренних дел построена по предметно-функциональному и территориальному принципу и образует три вертикали:

1)    первую составляют территориальные органы внутренних дел – Министерство внутренних дел, Главное управление внутренних дел, Управление внутренних дел по субъектам РФ;

2)    вторую — органы внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте – Управление внутренних дел на транспорте, Органы внутренних дел на транспорте;

3)    третью — Органы внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на режимных и особо важных объектах.

В структуру ОВД входят также окружные управления материально-технического и военного снабжения.

               В области борьбы с преступностью органы внутренних дел осуществляют:

1)    оперативно — розыскную деятельность;

2)    розыск лиц, скрывающихся от органов расследования или суда, уклоняющихся от отбывания уголовных наказаний, без вести пропавших, похищенного имущества;

3)    экспертно — криминалистическую деятельность;

4)    раскрытие и расследование преступлений в рамках своей компетенции;

5)    содержание подозреваемых и обвиняемых под стражей в изоляторе временного содержания.

               В области обеспечения общественной безопасности и охраны общественного порядка ОВД осуществляют:

1)    контроль и надзор в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;

2)    поддержание правопорядка на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах;

3)    лицензирование отдельных видов деятельности;

4)    оборота гражданского и служебного оружия, взрывчатых материалов;

5)    охрану особо важных и режимных объектов, имущества физических и юридических лиц по договорам;

6)    контроль за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации;

7)    производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел.

               Кроме того, в целях выполнения поставленных задач органы внутренних дел совместно с другими органами власти обеспечивают:

1)    государственную защиту судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов;

2)    безопасность участников уголовного судопроизводства и их близких;

3)    режим чрезвычайного и военного положений;

4)    оформление и выдачу документов о реабилитации жертв политических репрессий.

Управление ОВД по вертикали осуществляется:

1)  на федеральном уровне — Министерством внутренних дел России и подразделениями, непосредственно подчиненными Министерству внутренних дел;

2)  на уровне федеральных округов — главными управлениями Министерства внутренних дел России по федеральным округам;

3)  на уровне субъектов РФ — Министерство внутренних дел, Главное управление внутренних дел, Управление внутренних дел по субъектам РФ;

4)  на уровне муниципальных образований — в городах и  районах — управлениями и отделами внутренних дел городов, районов в городах, административных округов в г. Москве, районов в субъектах РФ — Городские органы внутренних дел, районные органы внутренних дел.

students-library.com

Вопрос 70 общие положения информатизации овд (цели, задачи, принципы)

Целью информатизации является повышение эффективности оперативно-служебной и служебно- боевой деятельности ОВД на основе применения современных информ-х технологий, научного и научно-технического обеспечения деятельности системы МВД России.

Основными задачами информатизации ОВД являются:

1)создание единой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры системы МВД России, обеспечивающей создание единого информационного пространства, требуемого уровня информационной безопасности

2)разработка, внедрение и развитие единой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры МВД России (ЕИТКИ)

3)разработка новых и модернизация сущ-х ИР, их подключение к ЕИТКИ, обеспечение к ним санкционированного удаленного доступа в интерактивном режиме.

4)создание возможностей обеспечения информационного воздействия.

5)обеспечение комплексной автоматизации управления ОВД на основе создания ситуационных центров управления.

6)организация проф переподготовки спец-в по эксплуатации и сопровождению информ-х и телекоммуникационных систем, а также средств и систем защиты инфо.

Основными принципами информатизации МВД России яввляются:

1) принцип системности, основанный на возможности объединения автономных АИС в единую распределенную иерархическую информ-ю систему при обеспечении единых подходов и стандартов.

2) принцип открытости, обеспечивающий взаимодействие компонентов единой информационной системы ОВД друг с другом, а также с системами через стандартные интерфейсы.

3) принцип направленного развития, основанный на осуществлении взаимосвязанных процессов проектирования и поэтапной модернизации информационной инфраструктуры.

4) принцип консолидации данных, основанный на приведении всех данных к единой терминологии, обеспечении их единообразной интерпретации и точного сопоставления;

5) принцип безопасности данных, основанный на осуществлении организационных и технических мер, предотвращающих повреждение или потерю данных, а также их использование без соответствующих полномочий;

6) принцип достоверности и легитимности данных, основанный на использовании в оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности проверенных данных, полученных в установленном порядке;

7) принцип экономической целесообразности, основанный на оптимальности и обоснованности финансовых затрат на создание информационной инфраструктуры ОВД

Вопрос 71. Единая технологическая система учетов в овд.

На базе ГИАЦ МВД России создана межведомственная автоматизированная система ведения Регистра Федерального интегрированного информационного фонда, предусматривающая интеграцию информационных ресурсов и информационное взаимодействие министерств и ведомств правоохранительных и судебных органов.

Учётная информация помогает в расkрытии, расследовании и предупреждении преступлений, розыске преступников, установлении личности неизвестных граждан и т.д.

Наряду с учётами ОВД ведут эkспертно-kриминалистичесеи kоллеkции и kартотеkи.

Централизованные оперативно-справочные, kриминалитисечсkие и розысkные учёты располагают следующими сведениями о гражданах РФ, иностранцах и лицах без гражданства: судимость, место и время отбывания наkазания, дата и основание освобождения, перемещение осуждённых, смерть в местах лишения свободы, изменение приговора, амнистия, номер уголовного дела, место жительства и место работы до осуждения, задержание за бродяжничество.

Учётная информация создаётся и обрабатывается в автоматизированных информационно-поисkовых системах (АИПС).

• АИПС «Картотека» — пофамильный и дактилоскопический учет служит для получения сведений о судимости, о месте жительства и месте работы до осуждения, группе крови, дактилоскопической формуле;

• АИПС «Опознание» выдает информацию о лицах, пропавших без вести, неопознанных трупах, неизвестных больных и детях;

• АИПС «Оружие» позволяет вести учет похищенного, утерянного и выявленного (изъятого, найденного, добровольно сданного)

• АИПС «Автопоиск» содержит информацию о легковых и грузовых автомобилях, автобусах отечественного и иностранного производства со следующими установочными данными — государственный номер, номера двигателя, кузова и шасси. В информационных центрах МВД, УВД дополнительно осуществляется регистрация мотоциклов, мотороллеров и мотоколясок;

• АИПС «Досье» позволяет подучить сведения об особо опасных рецидивистах, «ворах в законе», «авторитетах» преступного мира и др.: установочные данные, приметы, место работы, место жительства, связи, привычки и т.д.

Примерами автоматизированных информационно- справочных систем (АИСС), применяемых для проведения оперативной и учетно-аналитической работы в горрайорга- нах и МВД республик, являются:

• АИСС «Сводка» — позволяет работать с базой данных, создаваемой по поступающей в органы внутренних дел оперативной информации о происшествиях и преступлениях, осуществлять поиск по реквизитам, а также вести статистическую обработку данных, составлять отчеты при поступлении запросов и после исполнения документов;

• АИСС «Наркобизнес» предназначена для сотрудников отдела по незаконному обороту наркотиков. Использование системы межзадачных связей позволяет выявлять лица, их связи с событиями, друг с другом, оружием и адресами, проходящими по разным видам учетов.

studfiles.net

Задачи и функции органов внутренних дел. — Судебный и правовой органы

Задачи и функции органов внутренних дел.

5.   Органы внутренних дел правоохранительные орга­ны государственной исполнительной власти, участву­ющие в осуществлении внутренних и внешних функ­ций государства, обеспечивающие соблюдение законно­сти и правопорядка, основной целью деятельности которых является защита от противоправных пося­гательств жизни, здоровья, прав и свобод граждан, соб­ственности, природной среды, интересов общества и государства.

Для достижения данной цели на органы внутренних дел государство возложило решение следующих основ­ных задач;

1) Обеспечение личной безопасности граждан, защи­та их прав, свобод и законных интересов.

«Безопасность» согласно этимологии этого слова оз­начает отсутствие опасности, т.е. отсутствие каких-либо угроз личности, обществу и государству. Личная безо­пасность граждан — это состояние защищенности лич­ных прав и свобод граждан от любых посягательств извне. Существенным при этом в оценке степени лич­ной безопасности является то, как и где закреплены эти права и свободы, каков порядок их реализации и ка­кой порядок их защиты закреплен в законодательстве. В механизме обеспечения личной безопасности граж­дан решающая роль принадлежит государству и его органам. И в этой системе государственных органов не­маловажное значение по обеспечению личной безопас­ности граждан имеют органы внутренних дел, которые выполняют основной объем непосредственной деятель­ности по обеспечению личной безопасности граждан.

2)  Предупреждение и пресечение правонарушений.

Предупреждение по своей сути заключается, во-пер­вых, в том, чтобы не допустить противоправного поведе­ния со стороны определенных лиц, которые к такому поведению склонны; во-вторых, в устранении причин, спо­собствовавших совершению правонарушений и создании условий, исключающих противоправное поведение впредь.

3) Охрана и обеспечение общественного порядка. Органы внутренних дел наделены соответствующими полномочиями в сфере обеспечения охраны правопорядка на улицах, площадях, и в других общественных местах; в сфере осуществления паспортной и разреши­тельной систем; в сфере соблюдения правил пребыва­ния в Украине иностранцев и лиц без гражданства; в сфере осуществления пожарного надзора и т.д.;

4)  Выявление и расследование преступлений, как деяний, Этот принцип реализуется как в раскрытии преступления, так и в организации розыска лиц, совершивших преступление или обвиняемых в совершении преступления;

5)     Принимая во внимание важность транспортного сообщения, специальные подразделения органов внутренних дел (ГАИ, транспортная милиция и т.д.) выпол­няют возложенную на них задачу обеспечения безопасности дорожного движения.

6)  Охрана прав и законных интересов граждан, пред­приятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности. Конституция Украины (ст. 41) гаранти­рует равенство всех форм собственности и выделяет принцип нерушимости частной собственности. В связи с этим органы внутренних дел, как органы, наделенные государ­ственно-властными полномочиями, обязаны обеспечивать неприкосновенность любой формы собственности;

В процессе своей деятельности органы внутренних дел могут решать и другие задачи, возложенные на них действующим законодательством. Очень часто органы внутренних дел взаимодействуют с другими органами государственной власти (прокуратурой, судами, органа­ми Министерства обороны Украины, СБУ, Пограничны­ми войсками и т.д.) и оказывают им содействие в осу­ществлении их задач независимо от принадлежности к ветви власти.

Необходимо различать задачи и функции органов внутренних дел. Задачи органов внутренних дел — это круг тех вопросов, которые требуют своего немедленного решения и направлены на достижение основной цели — защиту от противоправных посягательств жизни, здо­ровья, прав и свобод граждан, собственности, природной среды, интересов общества и государства. Функции — основные направления деятельности органов внутрен­них дел, позволяющие решить поставленные перед ними задачи.

Функции органов внутренних дел разнообразны и их можно разбить на несколько видов:

1. Административная функция заключается в исполнительно-распорядительной деятельности аппарата, служб и подразделений органов внутренних дел по орга­низации и осуществлению охраны общественного по­рядка и общественной безопасности в границах полномочий, определенных законами.

2.   Профилактическая функция заключается в, пре­дупреждении преступлений и иных правонарушений, выявлении причин и условий, которые их порождают, а также в их устранении. Практически все органы внутренних дел осуществляют различного рода профилак­тические мероприятия.

3.   Оперативно-розыскная функция заключается в вы­явлении соответствующими органами внутренних дел информации о готовящихся или совершенных право­нарушениях (преступлениях) или о лицах, уклоняющих­ся от органов расследования либо отбывания уголовно­го наказания. Органы внутренних дел могут осуществлять и другие мероприятия оперативно-розыскного характера, которые предусмотрены и закреплены за ними законодательством об оперативно-розыскной де­ятельности.

4. Уголовно-процессуальная функция заключается в рассмотрении заявлений и сообщений о совершенных преступлениях, производстве дознания и досудебного следствия по уголовным делам, расследование которых возложено законом на органы внутренних дел.

5.     Исполнительная функция органов внутренних дел заключается в исполнении в рамках своей компетенции административных взысканий и уголовных наказаний.

6.  Охранительная функция органов внутренних дел заключается в охране на договорных началах имущества всех видов собственности юридических и физических лиц.

7.  Контрольно-надзорная функция заключается в осу­ществлении органами внутренних дел на основе действу­ющего законодательства государственного пожарного надзора, административного надзора за лицами, освобожденными с мест лишения свободы, и осуществлении других контрольно-надзорных полномочий.

 

30

bookwu.net

Задачи и функции органов внутренних дел — КиберПедия

Задачи органов внутренних дел представляют собой своеобразный социальный заказ общества, в котором выражаются основные ожидания населения России. Перечень и формулировки задач органов внутренних дел постоянно меняются в связи с перманентным процессом реорганизации структуры этих органов в целях ее оптимизации.

Наметилась некоторая тенденция концентрации в МВД России так называемых «полицейских» задач государства, а структурные единицы, в меньшей степени относящиеся к таковым, передаются в иные федеральные органы исполнительной власти. Так, в 90-е годы прошедшего века из МВД были выведены Фельдъегерская служба, уголовно-исполнительная (пенитенциарная) система. В начале нынешнего века – Государственная противопожарная служба.

Но имеют место и выведение из органов внутренних дел и образование самостоятельных полицейских структур, как например Государственный комитет по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ (ГКНП) при МВД России (ранее УБНОН СКМ) преобразован в самостоятельное ведомство – Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России). Одновременно самостоятельные федеральные органы исполнительной власти – Федеральная миграционная служба и Федеральная служба налоговой полиции (ФМС России и ФСНП России) преобразованы в службы в составе МВД России – ФМС России и департамент экономической безопасности.

И этот процесс постоянен: можно вспомнить, как в 1895 году тюремная система передавалась из МВД в министерство юстиции, в 1934 в НКВД создавались органы ЗАГСа; в 1936 – из «гражданского» ведомства Цудортранса СНК СССР в НКВД переданы Главное управление шоссейных дорог и Госавтоинспекция; а в 1938 году в НКВД ликвидируется Главное управление мер и весов. В дальнейшем в органах внутренних дел создавались принципиально новые службы – в 1937 г. в составе милиции (ГУРКМ) подразделения БХСС; в 1948 – следственные аппараты МВД – УВД.

Все это не могло не сказаться на структуре и содержании задач органов внутренних дел и, в соответствии с ними, обусловливало появление принципиально новых функций.

Обновление законодательства и проводимая в настоящее время в стране административная реформа также вносят коррективы в задачи и функции ОВД. Так, в связи с принятием и обновлением законодательства России о гражданстве, о статусе иностранных граждан на ОВД возложены задачи, связанные с его применением и решением вопроса о гражданстве. Законодательство о частной детективной и охранной деятельности повлекло возникновение новых задач и функций. В этом же ключе можно говорить о Федеральном законе «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ (в ред. от 30 июня 2003 г.).



Задачи органов внутренних дел сформулированы в целом ряде нормативных актов, среди которых Закон РФ «О милиции», Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, и приказ МВД России № 730 от 15 сентября 2003 г., утвердивший Типовое положение о министерстве, главном управлении, управлении внутренних дел субъекта Российской Федерации.

Основными задачами министерства внутренних дел являются:

1) разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;

2) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

4) организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;

5) обеспечение охраны общественного порядка;

6) обеспечение безопасности дорожного движения;

7) организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;

8) организация в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной охраны имущества и организаций;

9) управление органами внутренних дел Российской Федерации и внутренними войсками Министерства внутренних дел организация их деятельности.

Для реализации указанных задач органы внутренних дел в лице МВД России наделены рядом полномочий. К их числу следует отнести группу так называемых «внешних», реализация которых как раз и обусловлена спецификой решаемых задач:



МВД России организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации:

– оперативно-разыскную деятельность;

– производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам;

– экспертно-криминалистическую деятельность;

– розыск лиц и похищенного имущества;

– контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, за сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового оружия, находящегося во временном пользовании у юридических лиц с особыми уставными задачами, а также за соблюдением указанными юридическими лицами законодательства Российской Федерации об оружии;

– выдачу гражданам и организациям лицензий на приобретение оружия и патронов к нему, разрешений на хранение, ношение и использование оружия, патронов и боеприпасов к нему, а также на их транспортирование, перевозку, ввоз на территорию и вывоз с территории Российской Федерации;

– лицензирование отдельных видов деятельности;

– выдачу разрешений на приобретение, хранение, перевозку автомобильным, морским и речным транспортом взрывчатых материалов промышленного назначения, а также на их транзит в случае перевозки указанными видами транспорта;

– контроль частной детективной и охранной деятельности на территории Российской Федерации, а также деятельности ведомственной охраны;

– участвует в формировании и реализации основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения; разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий; организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения;

– обеспечивает охрану особо важных и режимных объектов, важных государственных объектов и специальных грузов, объектов на коммуникациях, объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, а также охрану имущества физических и юридических лиц по договорам; обеспечивает совместно с ФСБ России охрану дипломатических представительств и консульских учреждений на территории Российской Федерации;

– организует производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел и внутренних войск;

– обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную защиту судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасность участников уголовного судопроизводства и их близких;

– разрабатывает и проводит мероприятия по совершенствованию охраны общественного порядка на территории Российской Федерации;

– обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение государственной дактилоскопической регистрации;

– участвует в обеспечении режима чрезвычайного положения и режима военного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях, а также в проведении мероприятий военного времени и мероприятий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

– участвует в организации территориальной обороны Российской Федерации; организует совместные действия с Вооруженными силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами по осуществлению обороны Российской Федерации;

– обеспечивает выполнение мероприятий гражданской обороны, повышение устойчивости работы органов внутренних дел и внутренних войск в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время; участвует в выполнении мероприятий гражданской обороны;

– участвует в обеспечении исполнения гражданами воинской обязанности; организует и осуществляет в установленном порядке учет военнообязанных сотрудников;

– организует специальные и воинские перевозки в пределах Российской Федерации в интересах органов внутренних дел и внутренних войск, а также на основании решений Правительства Российской Федерации и межведомственных соглашений – в интересах соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Функции, направленные на обеспечение общественного порядка, связаны с непосредственной охраной правопорядка или его защитой от противоправных посягательств, как правило, в общественных местах. Для осуществления этих функций в органах внутренних дел созданы структурные подразделения милиции, и в первую очередь милиция общественной безопасности.

Функции по обеспечению общественной безопасности связаны с контролем за соблюдением правил и норм безопасного поведения в сфере обращения предметов повышенной опасности и функционирования объектов, где находятся подобные предметы (безопасность дорожного движения, пожарная безопасность, безопасность в сфере законного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотических средств и психотропных веществ). Нарушение данных правил может создать реальную опасность жизни и здоровью людей, имуществу, чревато различными авариями и иными опасными чрезвычайными ситуациями.

Функции по борьбе с преступностью заключаются в предотвращении пресечении, раскрытии и расследовании противоправных преступных деяний. Термин «борьба» в отношении преступности представляется не совсем удачным, поскольку борьба предполагает цель – победу. Преступность же как негативное социальное явление полностью неискоренима, как и все иные пороки человека и общества. Сейчас чаще применяются термины «противодействие» или «контроль», целью которых является сдерживание преступности, поддержание ее на терпимом обществом уровне – для начала хотя бы недопущение роста, а в идеале – планомерное его снижение. К этой же группе функций следует отнести и предупреждение, пресечение и расследование административных правонарушений, являющихся в принципе такими же правонарушениями в тех же сферах общественных отношений.

Иные внешние функции органов внутренних дел в чем-то являются производными трех первых вышеуказанных групп функций и, в конечном счете, также направлены на цели поддержания должного правопорядка и контроля над преступностью. К ним следует отнести:

– осуществление приема граждан в органах внутренних дел, регистрация и рассмотрение обращений граждан в пределах своей компетенции;

– осуществление регистрационной и экзаменационной деятельности в сфере безопасности дорожного движения;

– осуществление экспертно-криминалистической деятельности; проведение экспертиз по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, а также научно-технических исследований по материалам оперативно-разыскной деятельности;

– содержание подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, их охрану и конвоирование;

– содержание в специальных приемниках лиц, арестованных в административном порядке; обеспечивает участие органов внутренних дел в исполнении иных видов административных наказаний в случаях, установленных федеральным законом;

– охрана на основе договоров с физическими и юридическими лицами принадлежащего им имущества;

– регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах субъекта Федерации, а также контроль за соблюдением правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета, государственная дактилоскопическая регистрация;

– оформление иностранным гражданам и лицам без гражданства документов на въезд, пребывание и проживание в Российской Федерации, контроль за соблюдением ими правил пребывания и проживания в Российской Федерации, их административное выдворение либо депортацию;

– исполнение законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, участие в реализации установленного порядка предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства;

– осуществление мер по регулированию процессов внешней трудовой миграции, привлечению иностранной рабочей силы на территорию Российской Федерации и трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

– разработка и реализация мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции, иммиграционного контроль в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства;

– оформление и выдача документов о реабилитации жертв политических репрессий;

– государственная защита судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, их близких, а также обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких;

– осуществление неотложных мер по спасению людей, оказанию им первой медицинской помощи, по охране имущества, оставшегося без присмотра, при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях;

– обеспечение общественного порядка и общественной безопасности на территории, на которой введено чрезвычайное положение, в районах проведения карантинных мероприятий при эпидемиях и эпизоотиях, а также в зонах проведения контртеррористических операций;

– оказание содействия в пределах компетенции государственным органам, органам местного самоуправления, избирательным комиссиям, комиссиям по проведению референдума, должностным лицам органов государственной власти, депутатам представительных (законодательных) органов государственной власти, органов местного самоуправления, кандидатам в депутаты или на выборные должности в органы государственной власти, органы местного самоуправления в осуществлении их полномочий;

– реализация в пределах полномочий положений международных договоров Российской Федерации, международных соглашений МВД России в области деятельности органов внутренних дел;

– ведение оперативно-справочных, розыскных, криминалистических и иных учетов. Сбор, обработка и хранение информации для нужд правоохранительных органов.

Кроме внешний функций, органы внутренних дел осуществляют ряд внутриорганизационных, или обеспечивающих (обеспечительных) функций, направленных на организацию и нормальное функционирование всей системы. К ним относятся:

– функции руководства вышестоящими органами нижестоящих, руководителями служб и подразделений подчиненных сотрудников;

– штабные функции, связанные с анализом, планированием, научным прогнозированием деятельности органов внутренних дел, обеспечением мобилизационной готовности, инспектированием подчиненных подразделений, информационным обеспечением, научно-исследовательской работой и т. п;

– функции обеспечения делопроизводства и обеспечения режима секретности в органах внутренних дел;

– нормотворческая деятельность;

– кадровые функции, связанные с отбором кандидатов, приемом на службу, профессиональной подготовкой и обучением и воспитанием кадров, ведением личных дел сотрудников при прохождении службы, перемещением по службе, присвоением специальных званий, увольнением из органов внутренних дел, социальной защитой сотрудников;

– функции материально-технического обеспечения, связанные с обеспечением финансирования, хозяйственного, материально-технического и военного снабжения, капитального строительства, медицинского обслуживания сотрудников;

– функция обеспечения собственной безопасности – защита сотрудников от опасных противоправных посягательств, а также выявление среди сотрудников недопустимых форм поведения, в том числе и преступных деяний. Данная функция осуществляется по согласованию с ФСБ России.

Для реализации обеспечительных функций органы внутренних дел наделены следующими полномочиями:

– формирование на основе анализа и прогнозирования состояния правопорядка, общественной безопасности и миграционных процессов основные направления государственной политики в установленной сфере деятельности;

– разработка и осуществление мер по реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;

– разработка и представление в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также подготовка других документов, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности МВД России;

– на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельное принятие нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

– определение основных направлений деятельности органов внутренних дел и внутренних войск и руководство их деятельностью;

– обобщение практики применения законодательства Российской Федерации и анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разработка на этой основе мер по совершенствованию деятельности органов внутренних дел, внутренних войск и ФМС России;

– участие в формировании федеральных целевых программ в установленной сфере деятельности;

– подготовка по поручению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проектов отзывов и заключений на проекты законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

– организация и осуществление в установленном порядке защиту в судах интересов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также интересов МВД России;

– участие в работе по стандартизации, метрологии и сертификации;

– обеспечение проведения федеральных государственных статистических наблюдений в установленной сфере деятельности в соответствии с официальной статистической методологией;

– организация кадрового обеспечения системы МВД России, подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки кадров; разработка и реализация мер по обеспечению правовой и социальной защиты сотрудников, военнослужащих, федеральных государственных служащих и работников системы МВД России; участие в разработке и реализации программ кадрового обеспечения, а также в осуществлении подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки кадров ФМС России;

– разработка и осуществление профилактических, лечебных, санаторно-курортных, оздоровительных и реабилитационных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья сотрудников и военнослужащих, членов их семей, федеральных государственных служащих, работников и пенсионеров системы МВД России и ФМС России, а также лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России;

– обеспечение в системе МВД России собственной безопасности и защиты сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, а также собственной безопасности в ФМС России, участие в защите сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, в ФМС России;

– организация централизованного обеспечения органов внутренних дел и внутренних войск боевой, специальной и шифровальной техникой, вооружением, боеприпасами и другими материально-техническими средствами, а также финансовыми средствами за счет федерального бюджета; разработка и реализация мер по укреплению и развитию материально-технической базы органов внутренних дел и внутренних войск; участие в организации и развитии материально-технической базы ФМС России;

– обеспечение проведения конкурсов и заключения государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд МВД России;

– обеспечение внедрения достижений науки, техники и положительного опыта в деятельность органов внутренних дел и внутренних войск, а также развитие связи и автоматизированного управления в системе МВД России;

– осуществление информационно-правового обеспечения органов внутренних дел, внутренних войск и ФМС России, ведение баз данных правовой информации в установленной сфере деятельности;

– представление в установленном порядке в Минфин России предложений по формированию федерального бюджета и финансированию ФМС России;

– обеспечение взаимодействия органов внутренних дел и внутренних войск с территориальными органами ФМС России;

– организация приема граждан, своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

– организация работы по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов МВД России;

– осуществление функций главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание МВД России и реализацию возложенных на него функций;

– организация и обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации в системе МВД России, а также контроль и координация деятельности ФМС России по мобилизационной подготовке и мобилизации;

– осуществление иных функций в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

 

cyberpedia.su

Цели, задачи и функции системы ОВД.

Переходя непосредственно к рассмотрению целœей, задач и функций органов внутренних дел крайне важно коротко остано­виться на некоторых базовых общетеоретических понятиях.

Как уже указывалось, цель детерминирует содержание управ­ления. По этой причине исходным пунктом всœей управленческой деятель­ности и крайне важно й предпосылкой эффективного функциониро­вания системы управления является определœение целœей, как ос­новного системообразующего признака любой организации, в данном смысле управление есть процесс целœеполагания и целœереализации.

Какое же содержание вкладывается в понятие ʼʼпроблемаʼʼ, ʼʼцельʼʼ, ʼʼзадачаʼʼ, ʼʼфункцияʼʼ, ʼʼфункциональные обязанностиʼʼ и ʼʼкритерии достижения целиʼʼ.

Под проблемой в науке управления принято понимать об­наруженное различие между действительным и желаемым состоя­нием системы. Сформулированные проблемы находят свое отра­жение в конкретных целях. Цель же — это будущее желаемое состояние объекта управ­ления или его отдельных параметров, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в процессе управ­ления позволяет разрешить поставленную проблему. Цель в дан­ном случае выступает как единство мотивов, средств и результа­тов. Необходимо различать цели системы (то, ради чего создана система) и цели управления (организационная устойчивость и развитие систем и процессов управления)

Задача — есть конкретизация цели, посредством решения которой она достигается. Под функциями в данном случае принято понимать регулярно выполняемая в какой-либо сфере работа по одному из направлений, возникших в результате разделœения труда, для решения поставленных перед системой задач, направленных на достижение целœей системы.

ʼʼФункциональные обязанностиʼʼ — это персонифицирован­ные, то есть лежащие на конкретном лице обязанности осуществ­лять определœенную работу по решению по­ставленных задач и достижению целœей.

ʼʼКритерий достижения целœейʼʼ — это основа оценки эффек­тивности управления. Осуществляется она с помощью заранее разработанных критериев и соответствующих показателœей, позво­ляющих определить степень достижения цели.

Одной из специфических внутренних функций государства является его охранительная функция, направленная на обеспече­ние охраны правопорядка. Она образуется из общественных по­требностей в обеспечении правопорядка и исходит из существую­щего законодательства.

Делœегируя выполнение значительной части этой функции Министерству внутренних дел, государство возлагает на него осу­ществление, в пределах своих полномочий, государственного управления в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охрану правопорядка, обеспечение общественной безопасности и непосредственную реализацию базовых направлений деятельно­сти органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России.

Это является целями функционирования системы Министер­ства внутренних дел в сфере его внешнего управления.

Задачи системы являются производными от целœей и раскры­вают основные направления ее деятельности. Это:

— выработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечение общественного порядка и общественной безопасности;

— организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, раскрытию и расследованию преступлений;

— руководство органами внутренних дел и внутренними вой­сками в целях выполнения возложенных на них задач и принятие мер по совершенствованию их деятельности;

— совершенствование нормативно-правовой основы дея­тельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспече­ние законности в их деятельности;

— совершенствование работы с кадрами, их профессиональ­ной подготовки, обеспечение правовой и социальной защищенности сотрудников и военнослужащих системы Министерства: развитие и укрепление материально-технической базы органов внут­ренних дел и внутренних войск.

Как видно из этого перечня, задачи системы связаны не толь­ко с управляющим воздействием на объекты внешней среды, но и присутствием задач внутреннего управления, связанных с упоря­дочением системы и организацией ее функционирования.

Функции системы органов внутренних дел отражают непо­средственное содержание их деятельности в сфере как внешнего, так и внутреннего управления, направленные на решение поставленных перед ними целœей и задач.

Подавляющее количество функций МВД России направлено на решение задач внутриорганизационного управления системой органов внутренних дел России и обеспечение ее функциониро­вания. По общей классификации функций систем управления — это так называемые штабные и обеспечивающие функции. К ним относятся такие конкретные функции МВД России как:

— определœение базовых направлений деятельности систе­мы;

— осуществление анализа состояния правопорядка и выработка долгосрочных и оперативных прогнозов развития крими­ногенной обстановки в стране;

— обобщение практики применения законодательства Рос­сийской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства и внесение в орган законодательной и исполни­тельной власти предложений по его совершенствованию;

— участие в разработке федеральных и региональных про­грамм в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, ох­раны правопорядка и борьбы с преступностью;

— организация деятельности органов внутренних дел по ос­новным направлениям их функционирования (оперативно- розыскной, криминалистической, производству дознания и пред­варительного следствия, предупреждению, выявлению и пресече­нию преступлений, розыску лиц совершивших преступления, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, идентифи­кацию неопознанных трупов, обеспечению безопасности личности, общественного порядка и общественной безопасности, охраны различных форм собственности, лицензированию, обеспечению безопасности дорожного движения и пр.)

referatwork.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *