Закон о гчп – » — , — » 13.07.2015 N 224

Содержание

Эксперт: Принятие закона о ГЧП

Президент подписал федеральный закон о ГЧП, который с 2013 года находился на рассмотрении в Госдуме. При этом рынок все это время не стоял на месте. О текущем состоянии сферы ГЧП в России и перспективах развития рынка с принятием федерального закона «РГБ» рассказал председатель правления Центра развития ГЧП, председатель Комитета ТПП РФ по ГЧП Павел Селезнев.

— Несмотря на то что федеральный закон о ГЧП только принят, вот уже 10 лет функционирует закон о концессионных соглашениях, более чем в 70 регионах приняты свои законы о ГЧП. Как изменится рынок в связи с появлением нового закона?

— Несмотря на то что мы больше трех лет боролись за доработку и принятие федерального закона, все это время, параллельно, в регионах принимались собственные законы о ГЧП, на федеральном уровне велась доработка закона о концессионных соглашениях, который сегодня уже определенно можно назвать эффективным инструментом для реализации инфраструктурных проектов. С момента публикации официальной статистики о планируемых и реализуемых проектах ГЧП в субъектах РФ в марте 2015 года общее количество проектов, находящихся в различных стадиях — от инициирования до эксплуатации — увеличилось почти в два раза, на 403 проекта, и сегодня составляет 998 проектов. В это число входят как такие классические формы, как концессии и региональные соглашения о ГЧП, так и квази ГЧП-проекты — долгосрочные инвестиционные соглашения, контракты жизненного цикла и договоры аренды с инвестиционными обязательствами. При этом, по данным Единой информационной системы ГЧП в России (pppi.ru), в неделю объявляется до 20 новых конкурсов для заключения концессионных соглашений, а после вступления в силу механизма частной инициативы с 1 мая 2015 года опубликовано уже 10 предложений инвесторов о заключении концессионных соглашений, одно из которых аннулировано. Не думаю, что принятие федерального закона вызовет сильный рост числа проектов. В первую очередь в законе предусмотрены положения, направленные на повышение качества подготовки проектов.

— Какие ключевые особенности нового закона вы бы отметили?

— В принципе само принятие федерального закона, определяющего единое понятие государственно-частного партнерства, — это уже ключевое событие для рынка. Если выделять конкретные положения, то, например, можно отметить возможность возникновения частной собственности как обязательный элемент соглашения при создании новых объектов. Но стоит обратить внимание на то, что в этом случае инвестор обязан обеспечивать полное или частичное финансирование создания такой инфраструктуры и эксплуатацию объекта в соответствии с его целевым обеспечением. Если же объем затрат публичной стороны при реализации проекта ГЧП больше, чем объем затрат частной стороны, частный партнер обязан передать объект соглашения в собственность государства по истечении срока, определенного соглашением.


Автор: Инфографика РГ / Леонид Кулешов / Елена Шмелева

Еще хотел бы отметить закрытый перечень объектов, на которые распространяется возможность заключения соглашений о ГЧП. Из перечня исключены объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также дороги и метрополитен. При этом в качестве нововведений перечня в сравнении с законом о концессиях, можно назвать возможность заключения соглашений в отношении воздушных судов, плавучих платформ, подводных и подземных технических сооружений, переходов, линий связи и коммуникации, мелиоративных систем и объектов их инженерной инфраструктуры.

Также по аналогии с концессионным законодательством в федеральном законе предусмотрен механизм частной инициативы. Существенным отличием является тот факт, что на этапе направления предложения публичному партнеру инициатор должен предоставить банковскую гарантию в объеме 5% от прогнозируемого финансирования проекта. Подготовка предложения будет занимать существенно больше времени, поскольку частный партнер обязан предоставить сведения, необходимые для проведения оценки эффективности проекта ГЧП. Стоит отметить и разницу в сроках рассмотрения частной инициативы. Предложение инициатора рассматривается не более 90 дней, оценка эффективности проводится в течение 180 дней и итоговое принятие решения — до 60 дней, т.е. принятие решения о частной инициативе будет занимать максимально 11 месяцев. Также дополнительно 45 рабочих дней решение о реализации проекта должно находится в открытых источниках (torgi.gov.ru и на официальном сайте публичного партнера).

— Закон вступает в силу 1 января 2016 года, какие подготовительные мероприятия необходимо провести за оставшиеся полгода?

— Работы будет много и у регулятора в лице минэкономразвития, и у участников рынка. Во-первых, за эти полгода необходимо принять все подзаконные нормативные акты, а это более 10 документов, большая часть из которых — постановления правительства РФ. То есть, чтобы соблюсти все процедурные требования, минэкономразвития должно подготовить проекты документов уже к сентябрю. Объем работы колоссальный, ведь речь идет не просто о формальных документах, а о регламентации системных и сложных процедур. Например, до вступления в силу закона должны быть утверждены порядок и методика оценки эффективности проектов ГЧП и обоснования их преимуществ по сравнению с прямым бюджетным финансированием, должен быть принят ряд непростых документов, регламентирующих механизм частной инициативы, переговорный процесс, предварительный конкурсный отбор, предоставление межбюджетных субсидий и др.

Другая важная задача — это формирование сети уполномоченных органов в сфере ГЧП от федерального до муниципального уровня, причем я имею в виду не просто определиться и наделить полномочиями те или иные органы власти, но и принять регламенты работы, увеличить численность специалистов и пр.

Ну и последнее, что я бы отметил из задач на ближайший период — это необходимость «причесать» закон. Несмотря на то что закон разрабатывался, корректировался и совершенствовался много лет, избежать технических и правовых недочетов не удалось. Поэтому к концу года, возможно, придется внести в еще не вступивший в силу закон некоторые точечные изменения. При разработке законодательных актов, которые столь детально регламентируют правоотношения, избежать ошибок практически невозможно.

— Какие рекомендации вы могли бы дать регионам?

— Всем регионам необходимо до 1 июля 2016 года привести в порядок свою нормативную базу. По экспертным оценкам Центра развития ГЧП, в регионах и муниципалитетах принято более 250 нормативно-правовых актов, регулирующих сферу ГЧП, а это значит, что за год их надо либо привести в соответствие с федеральными нормами, либо признать утратившими силу. Также федеральным законом предусмотрена необходимость определения уполномоченного органа как на региональном, так и на муниципальном уровне, в задачи которого в первую очередь будет входить выстраивание эффективной системы управления проектами ГЧП, что невозможно без повышения уровня компетенций.

— Недавно в СМИ прошла новость о том, что Общероссийский народный фронт начал проводить общественную экспертизу проектов ГЧП. Зачем?

— Количество проектов ГЧП в регионах растет, а качество пока оставляет желать лучшего. Действительно, эксперты проекта ОНФ «За честные закупки» совместно с Центром развития ГЧП уже начали проводить экспертизу некоторых проектов, в которых наблюдается повышенное внимание со стороны контрольно-надзорных органов. Результаты экспертизы позволяют выявлять существующие проблемы и вырабатывать меры по их устранению. Сегодня нам необходимо помочь регионам, региональным и муниципальным администрациям, стать квалифицированными заказчиками проектов ГЧП. Все проекты должны быть качественно проработаны госзаказчиками прежде всего с точки зрения бюджетной эффективности и социально-экономического эффекта. Только в том случае, если мы видим бюджетную эффективность и понимаем, что проект необходим и может принести социальную выгоду, только тогда региональная администрация может рассматривать реализацию такого проекта на принципах ГЧП. Сегодня наша главная задача — помочь регионам прийти к тому, чтобы такая экспертиза проводилась не после проведения конкурсов и запуска проектов, а еще на стадии инициирования.


Автор: Инфографика РГ / Леонид Кулешов / Елена Шмелева

rg.ru

Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации, Проект Федерального закона от 13 июля 2015 года №238827-6

Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации

Вносится Правительством
Российской Федерации



Проект N 238827-6

Статья 1. Цель, предмет и сфера регулирования настоящего Федерального закона

1. Целью настоящего Федерального закона является создание правовых условий для привлечения инвестиций на основе государственно-частного партнерства в экономику Российской Федерации, а также повышение качества и обеспечение доступности предоставляемых населению услуг.

2. Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования государственно-частного партнерства, полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при реализации соглашений о государственно-частном партнерстве.

3. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на отношения, связанные с реализацией проектов на принципах государственно-частного партнерства за счет предоставления бюджетных ассигнований инвестиционных фондов.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о государственно-частном партнерстве


Законодательство Российской Федерации о государственно-частном партнерстве состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации и законов субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Государственно-частное партнерство в Российской Федерации

1. Под государственно-частным партнерством в целях настоящего Федерального закона понимается взаимодействие публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, осуществляемое на основании заключенного по результатам конкурсных процедур соглашения о государственно-частном партнерстве, направленного на повышение качества и обеспечение доступности предоставляемых услуг населению, а также на привлечение в экономику частных инвестиций, в соответствии с которым частный партнер принимает на себя обязательства в соответствии с частью 11 настоящей статьи, а публичный партнер принимает на себя обязательства в соответствии с частью 9 настоящей статьи.

2. Для целей настоящего Федерального закона частным партнером является индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо, за исключением:

1) государственных компаний;

2) государственных корпораций;

3) государственных и муниципальных унитарных предприятий;

4) государственных и муниципальных учреждений;

5) хозяйственных обществ, 100 процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежат Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

3. Для целей настоящего Федерального закона публичным партнером является Российская Федерация, и (или) субъект (субъекты) Российской Федерации, и (или) орган (органы) местного самоуправления в лице уполномоченных ими органов.

4. Соглашение о государственно-частном партнерстве не может заключаться в отношении объектов гражданских прав, оборот которых в соответствии с федеральными законами запрещен или ограничен.

5. По решению публичного партнера, принятому в порядке, установленном Российской Федерацией, его интересы по соглашению о государственно-частном партнерстве может представлять одна из организаций, указанных в пунктах 1-5 части 2 настоящей статьи, о которых, включая их права и обязанности, публичный партнер должен известить частного партнера. Порядок осуществления такими органами или лицами полномочий публичного партнера, в том числе полномочий по передаче объекта соглашения о государственно-частном партнерстве и (или) иного подлежащего передаче частному партнеру по соглашению имущества, определяется соглашением о государственно-частном партнерстве.

6. Соглашение о государственно-частном партнерстве является договором, содержащим элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон соглашения о государственно-частном партнерстве применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в соглашении о государственно-частном партнерстве, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа соглашения о государственно-частном партнерстве.

7. В соответствии с настоящим Федеральным законом государственно-частное партнерство может осуществляться в форме концессионного соглашения, а также в иных формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

8. Федеральными законами могут устанавливаться особенности реализации отдельных форм государственно-частного партнерства, а также видов соглашений о государственно-частном партнерстве.

9. В соответствии с соглашением о государственно-частном партнерстве публичный партнер вправе принимать на себя одно или более из следующих обязательств:

1) предоставить частному партнеру имущество, предназначенное для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением о государственно-частном партнерстве, во владение и (или) пользование;

2) предоставить право использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации (исключительные и (или) неисключительные права), необходимых для исполнения соглашения о государственно-частном партнерстве.

10. Публичный партнер вправе принимать на себя иные не противоречащие законодательству Российской Федерации обязательства, чем те, которые указаны в части 9 настоящей статьи.

11. В соответствии с соглашением о государственно-частном партнерстве частный партнер принимает на себя обязательства по полному или частичному финансированию и эксплуатации и (или) техническому обслуживанию объекта соглашения о государственно-частном партнерстве, а также одно или более из следующих обязательств:

1) разработка и согласование проектной документации;

2) создание объекта соглашения о государственно-частном партнерстве;

3) реконструкция объекта соглашения о государственно-частном партнерстве.

12. В целях настоящего Федерального закона:

1) к реконструкции объекта соглашения о государственно-частном партнерстве относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта соглашения о государственно-частном партнерстве или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта соглашения о государственно-частном партнерстве;

2) к эксплуатации объекта соглашения о государственно-частном партнерстве относится использование объекта соглашения о государственно-частном партнерстве частным партнером в соответствии с целевым назначением объекта соглашения о государственно-частном партнерстве, в том числе для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, в порядке и на условиях, которые определены соглашением о государственно-частном партнерстве;

3) к техническому обслуживанию относится поддержание объекта соглашения о государственно-частном партнерстве в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации состоянии в соответствии с его целевым назначением.

13. Частный партнер также вправе принимать на себя иные обязательства, необходимые для реализации соглашения о государственно-частном партнерстве, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

14. Соглашением о государственно-частном партнерстве может быть предусмотрен переход права собственности на объект соглашения о государственно-частном партнерстве от одной его стороны к другой стороне.

Статья 4. Полномочия Российской Федерации при реализации соглашений о государственно-частном партнерстве

1. К полномочиям Российской Федерации при реализации соглашений о государственно-частном партнерстве относятся:

1) определение основных направлений развития государственно-частного партнерства в Российской Федерации;

2) утверждение требований к порядку проведения, предмету и результатам общественного обсуждения решений органов власти субъектов Российской Федерации, муниципальных органов о заключении соглашений о государственно-частном партнерстве;

3) контроль за соблюдением частным партнером условий соглашения о государственно-частном партнерстве, заключенного Российской Федерацией;

4) установление порядка подготовки соглашений о государственно-частном партнерстве, публичным партнером в которых выступает Российская Федерация;

5) установление порядка определения процедуры принятия решения о реализации соглашения о государственно-частном партнерстве, публичным партнером в котором выступает Российская Федерация;

6) установление порядка определения процедуры проведения конкурса на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве, публичным партнером в котором выступает Российская Федерация;

7) установление порядка определения процедуры осуществления публичным партнером контроля за исполнением частным партнером условий соглашения о государственно-частном партнерстве, публичным партнером в котором выступает Российская Федерация, и ходом его реализации;

8) мониторинг деятельности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при реализации соглашений о государственно-частном партнерстве.

2. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, полномочия предусмотренные настоящей статьей, осуществляются Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Статья 5. Полномочия субъектов Российской Федерации при реализации субъектами Российской Федерации соглашений о государственно-частном партнерстве


К полномочиям субъектов Российской Федерации относятся:

1) принятие законов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения, связанные с участием субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в государственно-частном партнерстве в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) установление порядка проведения конкурсных процедур на принципах открытости и прозрачности, равенства участников конкурса на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве, а также добросовестности исполнения сторонами обязательств по соглашению о государственно-частном партнерстве;

3) подготовка, заключение, исполнение и прекращение действия соглашений о государственно-частном партнерстве;

4) осуществление контроля за соблюдением частным партнером условий соглашения о государственно-частном партнерстве, заключенного субъектом Российской Федерации.

Статья 6. Полномочия муниципальных образований при реализации муниципальными образованиями соглашений о государственно-частном партнерстве


К полномочиям муниципальных образований относятся:

1) проведение конкурсных процедур на принципах открытости и прозрачности, равенства участников конкурса на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве, а также добросовестности исполнения сторонами обязательств по соглашению о государственно-частном партнерстве;

2) подготовка, заключение, исполнение и прекращение действия соглашений о государственно-частном партнерстве в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

3) осуществление контроля за соблюдением частным партнером условий соглашения о государственно-частном партнерстве, заключенного муниципальным образованием.

Статья 7. Гарантии прав и законных интересов частных партнеров

1. В случае, если в течение срока действия соглашения о государственно-частном партнерстве законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами устанавливаются нормы, ухудшающие положение частного партнера таким образом, что он лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении соглашения о государственно-частном партнерстве, стороны соглашения о государственно-частном партнерстве изменяют условия соглашения о государственно-частном партнерстве в целях обеспечения имущественных и финансовых интересов частного партнера, существовавших на день подписания соглашения о государственно-частном партнерстве. Порядок внесения таких изменений определяется соглашением о государственно-частном партнерстве.

2. Соглашением о государственно-частном партнерстве могут быть установлены также иные гарантии прав частного партнера, не противоречащие законодательству Российской Федерации, законам субъектов Российской Федерации и муниципальным правовым актам.

3. Указанное в части 1 настоящей статьи положение об изменении условий соглашения о государственно-частном партнерстве не распространяется на изменения, которые вносятся в законодательные акты Российской Федерации, или принимаемые новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства.

4. В случае привлечения частным партнером средств кредиторов в целях исполнения обязательств по соглашению о государственно-частном партнерстве между частным и (или) публичным партнерами и кредиторами может заключаться трехстороннее соглашение, которым определяются взаимные права и обязанности сторон (в том числе ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения частным партнером своих обязательств перед публичным партнером и кредиторами).

5. Частный партнер имеет право на возмещение убытков в размере реального ущерба и упущенной выгоды, в том числе недополученного дохода, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в части исполнения обязательств публичного партнера в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве.

Статья 8. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации


Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст.3340; 2001, N 33, ст.3413; 2002, N 22, ст.2026; N 30, ст.3027; 2003, N 1, ст.2, 6; N 28, ст.2886; N 52, ст.5030; 2004, N 27, ст.2711; N 34, ст.3520, 3525; 2005, N 1, ст.30; N 24, ст.2312; N 30, ст.3130; N 52, ст.5581; 2006, N 45, ст.4627; 2007, N 1, ст.39; N 22, ст.2563; N 31, ст.4013; N 49, ст.6045, 6071; N 50, ст.6237, 6245; 2008, N 27, ст.3126; N 30, ст.3614; N 48, ст.5519; N 49, ст.5723; N 52, ст.6237; 2009, N 1, ст.31; N 11, ст.1265; N 29, ст.3598; N 48, ст.5731; N 51, ст.6153, 6155; N 52, ст.6455; 2010, N 19, ст.2291; N 31, ст.4198; N 32, ст.4298; N 47, ст.6034; N 49, ст.6409; 2011, N 1, ст.9, 21; N 27, ст.3881; N 30, ст.4583, 4587, 4597; N 45, ст.6335; N 47, ст.6610, 6611; N 48, ст.6729; N 49, ст.7014, 7037; 2012, N 19, ст.2281; N 25, ст.3268; N 41, ст.5527; N 49, ст.6751; N 53, ст.7596) следующие изменения:

1) в статье 174_1:

а) наименование после слов «концессионным соглашением» дополнить словами «, соглашением о государственно-частном партнерстве»;

б) абзац второй пункта 1 после слов «концессионным соглашением» дополнить словами «, соглашением о государственно-частном партнерстве», после слова «концессионера» дополнить словами «, частного партнера»;

в) пункт 2 после слов «концессионным соглашением» дополнить словами «, соглашением о государственно-частном партнерстве», после слова «концессионер» дополнить словами «, частный партнер»;

г) в пункте 3:

абзац первый после слов «концессионным соглашением» дополнить словами «, соглашением о государственно-частном партнерстве», после слова «концессионеру» дополнить словами «, частному партнеру»;

абзац второй после слова «концессионером» дополнить словами «, частным партнером», после слов «концессионным соглашением» дополнить словами «, соглашением о государственно-частном партнерстве»;

д) пункт 5 после слова «концессионер,» дополнить словами «частный партнер,», после слов «концессионного соглашения,» дополнить словами «соглашения о государственно-частном партнерстве»;

2) подпункт 37 пункта 1 статьи 251 после слов «концессионному соглашению» дополнить словами «или соглашению о государственно-частном партнерстве»;

3) абзац пятый пункта 1 статьи 256 после слов «законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях,» дополнить словами «законодательством о государственно-частном партнерстве,», после слов «концессионного соглашения» дополнить словами «, соглашения о государственно-частном партнерстве «;

4) абзац десятый пункта 1 статьи 257 после слов «объекта концессионного соглашения» дополнить словами «, объекта соглашения о государственно-частном партнерстве в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации».

Статья 9. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации


Внести в статью 30 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст.4147; 2004, N 41, ст.3993; 2005, N 1, ст.17; 2006, N 50, ст.5279; N 52, ст.5498; 2007, N 45, ст.5417; 2008, N 20, ст.2251; 2009, N 1, ст.19; N 29, ст.3582; N 52, ст.6416, 6441; 2011, N 15, ст.2029; 2012, N 53, ст.7643) следующие изменения:

1) в пункте 2 слова «пунктом 2_1» заменить словами «пунктами 2_1 и 2_4»;

2) дополнить пунктом 2_4 следующего содержания:

«2_4. Предоставление земельных участков в аренду для деятельности, предусмотренной соглашениями о государственно-частном партнерстве в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации», осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов) и без предварительного согласования мест размещения объектов.».

Статья 10. О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»


Часть 4 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст.3105; 2007, N 17, ст.1929; 2010, N 19, ст.2291; 2011, N 48, ст.6727) дополнить пунктом 3 следующего содержания:

«3) с заключением и реализацией соглашений о государственно-частном партнерстве в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации».».

Статья 11. О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции»


Часть 2 статьи 17_1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст.3434; 2009, N 29, ст.3610; 2010, N 15, ст.1736; N 19, ст.2291; 2011, N 10, ст.1281; N 29, ст.4291; N 50, ст.7343) дополнить словами «, а также соглашениями о государственно-частном партнерстве в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственно-частного партнерства».

Статья 12. Переходные положения

1. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона устанавливается переходный период, составляющий 360 дней, в течение которого законодательство субъектов Российской Федерации должно быть приведено в соответствие с настоящим Федеральным законом.

2. Соглашения о государственно-частном партнерстве, заключенные в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, действуют на условиях, на которых они были заключены, до окончания срока их действия.

3. Отношения, связанные с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением действия соглашений о государственно-частном партнерстве, реализуемых в форме концессионных соглашений, регулируются Федеральным законом «О концессионных соглашениях».

Статья 13. Вступление в силу

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу через 180 календарных дней со дня его официального опубликования, за исключением статьи 8 настоящего Федерального закона.

2. Статья 8 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2014 года, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Президент
Российской Федерации

Пояснительная записка к проекту федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации»



Проект федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» подготовлен во исполнение поручений Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2011 года N ВЗ-П13-9168 и от 28 апреля 2012 года N ИШ-П13-2467, в соответствии с которыми необходимо представить в Правительство Российской Федерации проект федерального закона, направленный в том числе на снятие существующих ограничений и расширяющий возможные формы реализации проектов на принципах государственно-частного партнерства (далее соответственно — законопроект, ГЧП).


В настоящий момент в Российской Федерации ввиду бюджетных ограничений отсутствует возможность осуществить финансирование всей необходимой публичной инфраструктуры, требуемой для реализации полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в соответствующих сферах деятельности исключительно за счет бюджетных средств. В действующем законодательстве отсутствуют достаточные правовые условия для инвестирования в долгосрочные инфраструктурные проекты в целях улучшения доступности и повышения качества публичных услуг на условиях распределения рисков и привлечения частных инвестиций и компетенций — проекты государственно-частного партнерства.

Проведенный анализ законодательных актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также сложившейся практики реализации проектов ГЧП показал, что в настоящее время отсутствует возможность реализации проектов ГЧП по формам сотрудничества, используемым в мировой практике. Нормы российского законодательства предусматривают использование ограниченного числа моделей преимущественно в рамках реализации концессионных соглашений, что существенно ограничивает возможности инвестора по привлечению заемного финансирования.

В отсутствие эффективного и достаточного регулирования договорных инструментов ГЧП на федеральном уровне некоторые субъекты Российской Федерации стали разрабатывать и принимать региональные законы о ГЧП.

К настоящему времени региональные законы о ГЧП приняты более чем в 60 субъектах Российской Федерации. Главным образом целью разработки регионального закона о ГЧП являлось создание правового инструмента, который бы стал альтернативой концессионным соглашениям.

Анализ регионального законодательства в сфере ГЧП позволяет выделить две основных группы региональных законов о ГЧП:

группа 1: законы содержат достаточно детальное регулирование вопросов ГЧП и во многом имеют схожие положения с законом Санкт-Петербурга о ГЧП, включают детальное описание форм ГЧП (форм участия публичного партнера), гарантии прав партнеров и т.д.;
________________
Такие достаточно детальные законы субъектов Российской Федерации о ГЧП составляют меньшую часть в общей массе законов о ГЧП.


группа 2: законы содержат рамочное регулирование отношений в сфере ГЧП, включают лишь общие положения (зачастую состоят из 5-7 статей) и являются фактически декларативными документами.

Одной из ключевых проблем регионального законодательства в сфере ГЧП является наличие рисков противоречия указанных законов и, соответственно, конкретных положений соглашений по проектам ГЧП, реализуемых в соответствии с такими законами, императивным нормам федерального законодательства. Важно отметить, что указанные риски объективны, вызваны отсутствием надлежащего регулирования отношений в рамках ГЧП на федеральном уровне и в целом не зависят от качества подготовки законов субъектов Российской Федерации.

Развитие правового регулирования государственно-частного партнерства на федеральном уровне установит в России единую терминологию государственно-частного партнерства для реализации проектов ГЧП в Российской Федерации, установит полномочия Правительства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при реализации субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями соглашений о государственно-частном партнерстве, в том числе по контролю за деятельностью частного партнера по соблюдению им условий соглашения о ГЧП.

Устанавливаются обязательства публичного и частного партнеров при реализации соглашения о ГЧП, в том числе по обязательному финансированию и эксплуатации и (или) техническому обслуживанию объекта соглашения частным партнером. При этом регламентируется возможность использования сторонами соглашения различных форм участия в соглашениях о ГЧП и их сочетания в зависимости от целей конкретного проекта, в том числе с использованием форм, предполагающих нахождение объекта соглашения в частной собственности.

В соответствии с законопроектом предполагается исключительно конкурсный порядок заключения соглашений о ГЧП, а также устанавливаются гарантии прав и законных интересов частных партнеров и кредиторов.

Закрепление указанных норм в федеральном законодательстве определит общее направление развития федерального и регионального нормотворчества в сфере ГЧП.

Кроме того, законопроект устраняет существующие ограничения в федеральном законодательстве для реализации проектов ГЧП. В частности, привлечение субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием на основании возмездного договора частного лица подпадает под действующие нормы Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», в котором заложены запреты на включение в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых является предметом торгов. С принятием законопроекта указанная проблема будет устранена.

Законопроектом вносятся изменения в Земельный кодекс Российской Федерации в части установления возможности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором располагается объект соглашения о государственно-частном партнерстве и (или) который необходим для осуществления инвестором обязательств в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве в ходе единых торгов на реализацию соглашения о государственно-частном партнерстве.

Вносятся изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, устанавливающие ведение общего учета операций, подлежащих налогообложению по соглашению о государственно-частном партнерстве; порядок включения имущества, передаваемого по соглашению о государственно-частном партнерстве в состав имущества, подлежащего амортизации.

Действие Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 94-ФЗ) не распространяется на отношения, связанные с заключением и реализацией соглашений о ГЧП, в целях исключения неоднозначности трактования и риска переквалификации соглашения о ГЧП в исполнение контракта на поставку товаров, выполнение работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Закон N 94-ФЗ действует на правоотношения по концессионным соглашениям. Соответственно, соглашения о ГЧП в форме концессионных соглашений выведены из-под действия Закона N 94-ФЗ в силу того, что для концессионных соглашений установлена отдельная конкурсная процедура для их заключения. В соответствии с законопроектом предполагается, что для неконцессионных форм ГЧП будут установлены отдельные процедуры заключения соглашения о ГЧП: в отношении региональных и муниципальных проектов такие процедуры будут заложены в региональном законодательстве, в отношении федеральных проектов — в нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации.

Необходимо отметить, что после принятия проекта федерального закона N 79657-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» нормы законопроекта не будут действовать применительно к заключению соглашений ГЧП в отношении объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, поскольку отраслевыми законодательными актами (Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении») будут установлены ограничения на передачу прав владения и пользования объектами тепло-, водоснабжения и водоотведения только в рамках концессионного соглашения или договора аренды. Указанное ограничение не будет распространяться на случаи отчуждения таких объектов в соответствии с законодательством о приватизации государственного и муниципального имущества, а также законодательством о банкротстве.

В целях реализации положений законопроекта потребуется принятие постановлений Правительства Российской Федерации, устанавливающих:

требования к порядку проведения, предмету и результатам общественного обсуждения решений органов власти субъектов Российской Федерации, муниципальных органов о заключении соглашений о ГЧП;

порядок подготовки соглашений о ГЧП, публичным партнером в которых выступает Российская Федерация;

порядок определения процедуры принятия решения о реализации соглашения о ГЧП, публичным партнером в котором выступает Российская Федерация;

процедуру проведения конкурса на право заключения соглашения о ГЧП, публичным партнером в котором выступает Российская Федерация;

процедуру осуществления публичным партнером контроля за исполнением частным партнером условий соглашения о ГЧП и ходом его реализации для соглашений о ГЧП, публичным партнером в которых выступает Российская Федерация.

Принятие законопроекта также предполагает внесение изменений в ряд нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, в том числе — в целях установления возможности получения государственных гарантий Российской Федерации при реализации соглашений о ГЧП.

Принятие законопроекта определит общее направление развития нормотворчества в сфере ГЧП на всех уровнях власти в Российской Федерации, устранит существующие ограничения в федеральном законодательстве и установит необходимые правовые условия для привлечения частного капитала в публичную инфраструктуру.


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:

официальный сайт ГосДумы России
www.duma.gov.ru
по состоянию на 26.04.2013

docs.cntd.ru

Справка к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Справка к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Источник: Минэкономразвития России

18 апреля 2016 г.   Версия для печати

Facebook

Twitter

LinkedIn

Delicious

Digg

StumbleUpon

Live Journal

В Контакте

Мой Мир

Поделиться ссылкой

Федеральный закон от 13 июля 2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 224-ФЗ) направлен на формирование условий для создания и модернизации частными инвесторами объектов публичной инфраструктуры, а именно транспортной, социальной инфраструктуры, инфраструктуры связи и электроэнергетики, в целях повышения качества, предоставляемых населению услуг. Законом № 224-ФЗ устанавливаются правила и подходы к реализации проектов государственно-частного и муниципально-частного партнерства в Российской Федерации.

Законом № 224-ФЗ даны следующие определения ключевых терминов:

  • государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство – юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с Законом № 224-ФЗ в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества;
  • проект государственно-частного партнерства, проект муниципально-частного партнерства – проект, планируемый для реализации совместно публичным партнером и частным партнером на принципах государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства;
  • соглашение о государственно-частном партнерстве, соглашение о муниципально-частном партнерстве – гражданско-правовой договор между публичным партнером и частным партнером, заключенный на срок не менее чем три года в порядке и на условиях, которые установлены Законом № 224-ФЗ.

Обязательными элементами соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве являются:

  1. строительство и (или) реконструкция (далее также – создание) объекта соглашения частным партнером;
  2. осуществление частным партнером полного или частичного финансирования создания объекта соглашения;
  3. осуществление частным партнером эксплуатации и (или) технического обслуживания объекта соглашения;
  4. возникновение у частного партнера права собственности на объект соглашения при условии обременения объекта соглашения в соответствии с Законом № 224-ФЗ.

Закон № 224-ФЗ допускает возникновение частной собственности на создаваемые или реконструируемые объекты общественной инфраструктуры. При этом инвестор обязан обеспечивать полное или частичное финансирование создания такой инфраструктуры и эксплуатацию объекта в соответствии с его целевым назначением, которое регистрируется в качестве обременения объекта.

Сторонами проектов государственно-частного и муниципально-частного партнерства являются публично-правовые образования и частные инвесторы – российские юридические лица. При этом проекты могут быть реализованы федеральными, региональными и муниципальными властями. Также, в целях отбора инвестора, допускается проведение совместного конкурса федеральными, региональными и муниципальными публично-правовыми образованиями.

Публичная сторона может участвовать в проекте государственно-частного, муниципально-частного партнерства через прямое софинансирование, предоставляя субсидию на реализацию проекта или государственную гарантию, а также через имущественное участие, в том числе предоставляя земельные, водные, лесные участки под создаваемый объект.

В интересах инвесторов Законом № 224-ФЗ вводится механизм гарантирования неизменности основных параметров, на основании которых принималось решение о реализации проекта. Так, в случае изменения макроэкономических условий или законодательства, напрямую затрагивающих проект (налоги, льготы и т.д.), вносятся обоснованные изменения в соглашение в части объема софинансирования публичной стороной проекта и сроков его реализации.

Закон № 224-ФЗ предусматривает отбор инвесторов на конкурсной основе, полностью урегулированной в законе. При этом прописан и альтернативный механизм, когда инвестор может подать заявку на строительство или модернизацию объекта публичной инфраструктуры по своей инициативе. В таком случае заявка размещается на сайте torgi.gov.ru, и, если в течение 45 дней иной инвестор не заявит о своей заинтересованности в реализации проекта, с инициатором заключается соглашение о государственно-частном, муниципально-частном партнерстве.

Закон № 224-ФЗ вступает в силу с 1 января 2016 года.

Реализация положений Закона № 224-ФЗ предполагает разработку ряда подзаконных актов (постановлений Правительства Российской Федерации и приказов Минэкономразвития России).

Согласно Закону № 224-ФЗ Минэкономразвития России осуществляет следующие полномочия:

  1. обеспечение межведомственной координации деятельности федеральных органов исполнительной власти при реализации соглашения о государственно-частном партнерстве, если публичным партнером является Российская Федерация либо планируется проведение совместного конкурса с участием Российской Федерации;
  2. установление порядка мониторинга реализации соглашений;
  3. утверждение методики оценки эффективности проекта и определения его сравнительного преимущества;
  4. оценка эффективности проекта государственно-частного партнерства и определение его сравнительного преимущества в случае, если публичным партнером в соглашении является Российская Федерация;
  5. согласование публичному партнеру конкурсной документации для проведения конкурсов на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве, публичным партнером в котором является Российская Федерация;
  6. осуществление мониторинга реализации соглашений;
  7. содействие в защите прав и законных интересов публичных партнеров и частных партнеров в процессе реализации соглашения;
  8. ведение реестра заключенных соглашений;
  9. методическое сопровождение деятельности, связанной с подготовкой проектов, разработкой, реализацией и прекращением соглашений;
  10. обеспечение открытости и доступности информации о соглашении о государственно-частном партнерстве в случае, если публичным партнером в соглашении является Российская Федерация;
  11. осуществляет иные полномочия, предусмотренные Законом № 224-ФЗ, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Субъектам Российской Федерации необходимо привести свою нормативно-правовую базу в соответствие с Законом № 224-ФЗ до 1 июля 2016 года.

economy.gov.ru

224 ФЗ о государственно-частном партнерстве

Комплекс форм по непродолжительному и долгосрочному сотрудничеству между представителями государства и бизнеса называется государственно-частным партнерством. Оно призвано решить наиболее важные социальные задачи на условиях, которые выгодны для обеих сторон. Порядок проведения и действия ГЧП описан в Федеральном законе № 224.

Общие положения 224

Федеральный закон о ГЧП члены Государственной Думы России утвердили в 2015 году (1.07). Его юридическая актуализация состоялась 1.01.2016. Изменения в документе появились через полгода, 3.07.2016.

По устройству закон номер 224 можно разделить на следующие положения:

  1. Общие аспекты права, затрагиваемые в тексте документа;
  2. Создание оферт по претворению в жизнь проектов о партнерстве;
  3. Принятие соглашения;
  4. Компетенции властей касательно предмета закона;
  5. Регламент выборов частного партнера для приведения в исполнение обозначенных целей;
  6. Выделение запрашиваемой территории для актуализации проектов;
  7. Итоги акта.

Универсальные принципы ФЗ о ГЧП определяют ареал действия настоящего документа и его соотношение с другими законодательными нормами. Упоминаются главные термины, применяемые в тексте, и первостепенные задачи функционирования государственно-частного товарищества. Очерчивается перечень условий, согласно которым происходит заключение соглашения (стороны участия, детали, объекты, составляющие и пр.).

Читайте также: ФЗ 86 в последней редакции.

Базовые принципы ГЧП

  • Гласность, принцип доступности большей части данных, если те не являются частью информации, не подлежащей разглашению и охраняемой законом;
  • Обеспечение условий для равных возможностей конкурентов, недопустимость появления дискриминационных проявлений;
  • Паритет участников соглашения по отношению друг к другу и перед лицом закона;
  • Корректность и тщательность на этапах исполнения установленных обязательств;
  • Объективность в сегрегации рисков и ответственности между сторонами соглашения.

Проект разрабатывается в соответствии с такими этапами, как:

  • Оформление инициального запроса;
  • Анализ заявки соответствующими инстанциями;
  • Вердикт о ратификации разработки;
  • Публикация информации.

Глава под номером три описываемого закона обозначает перечень вопросов, возникающих при составлении соглашения. Принимается во внимание разработка условий, регламент подписания, внесения поправок или приостановки его действия. В индивидуальном порядке анализируется спектр общественных прав и факторы, при которых соблюдается их выполнение.

Порядок, в ходе которого определяется частный партнер, состоит из нижеприведенных этапов:

  1. Устроение тендера на заключение соглашения;
  2. Формирование особой комиссии, официально задокументированный учет по проведению тендера;
  3. Представление оферт на тендер, процедура вскрытия конвертов;
  4. Подготовительная фаза отбора, анализ тендерных заявок;
  5. Рассмотрение представленных предложений, расценивание опций по исполнению проекта;
  6. Этап по выбору победителя, оглашение результатов;
  7. Фиксация результатов в протоколе о тендере, публикация данных;
  8. Финальный этап, на котором реализуется заключение соглашения о ГЧП.

В главе седьмой ФЗ № 224, включающей ст. с 34-1 по 48, дано описание внесенных в другие законы поправок.

Последние поправки, внесенные в закон о ГЧП в РФ

Законодательный акт, описывающий государственно частное партнерство, был отредактирован в июле 2016 года. Главной целью и необходимостью корректуры было дополнение текста закона новейшими положениями, а также уточнение некоторых существующих формулировок. Основным изменениям подверглась часть двенадцатая ст. 12. Уточнения появились во фразе, описывающей ряд оговоренных функций частного партнера, которые появляются на этапе начала использования объекта, упоминаемого в соглашении.

Другие важные моменты, затрагиваемые в ст. 12 ФЗ номер 224, перечислены ниже. 

Элементы соглашения:

  • Обязательства, которые берут на себя стороны;
  • Форма ГЧП;
  • Вид муниципально-частного партнерства;
  • Детерминирование параметров рентабельности проекта и его основных достоинств;
  • Меры ответственности участников по актуализации договора;
  • Данные о предмете соглашения, его технические и экономические характеристики;
  • Сроки, в течение которых действует соглашение;
  • Выделение участков земли, его порядок;
  • Вступление в силу права собственности на объект;
  • Исполнение положений соглашения по установленному графику;
  • Регламент и сроки компенсации по затратам сторон соглашения, включая вариант его довременного приостановления;
  • Финансовые гарантии, страхование;
  • Порядок действий при преждевременном прекращении соглашения;
  • Меры ответственности при игнорировании или некорректном исполнении положений соглашения;
  • Другие условия, допускаемые законом.

Обязательства, возникающие в случае, если в роли объекта соглашения выступает имущество, относящееся к охотничьей инфраструктуре (п. 17 ч. 1 ст. 7):

  • Данные о территориальных границах, масштабах, геолокационные данные касательно охотничьего угодья;
  • Информация о зоне, выделенной для проведения охоты и ее разрешенных способах, положенные минимальные и максимальные значения этих показателей;
  • Обязательства частного и публичного партнеров.

Виды выплат для представителей частного партнерства:

  • Реккурентные или разовые платежи, идущие в бюджет обозначенного уровня;
  • Часть доходов или продукции;
  • Выплата в форме имущества.

Прочие возможные условия, которые могут содержаться в тексте соглашения:

  • Нормы и величины выполненных работ или услуг, объемы произведенной продукции;
  • Возможные размеры доходов сторон соглашения;
  • Обязательства частного партнера по выделению льгот, осуществлению работ или услуг, соблюдение им установленных сроков;
  • Соглашение по равному распределению рисков;
  • Задокументированное согласие частного партнера по взятию на себя страхования рисков насчет имущества публичного партнера;
  • Спецификации по внедрению поправок в соглашение;
  • Другие условия, не идущие вразрез с правовой системой РФ.

Скачать закон о государственно-частном партнерстве

Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации» в полной версии будет актуален для изучения представителям юриспруденции и должностным лицам. Его текст можно найти по следующей ссылке.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

lawlinks.ru

Правовой анализ закона № 224-ФЗ от 13.07.2015 О государственно-частном и муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации

опубликовано:

Суть закона о государственно-частном партнерстве?

Основной целью Федерального закона от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – «Закон о ГЧП») является создание публичной инфраструктуры, позволяющей российским юридическим лицам принимать участие в реализации государственных и муниципальных проектов.

Смысл закона заключается в том, что субъекты предпринимательской деятельности (юридические лица и индивидуальные предприниматели) вправе создавать различные объекты (как правило, недвижимые), в которых нуждается публичный партнер (РФ, субъект федерации, муниципальное образование).

Создание таких объектов осуществляется за счет собственных средств частных партнеров или средств третьих лиц, которые ими привлекаются. При этом после создания объекта частный партнер получает право на его использование или владение (право на распоряжение объектом не возникает).

Вам может быть интересно: Сопровождение сделок с недвижимостью.

Насколько эффективна правоприменительная практика в отношении ГЧП?

На данный момент какая-либо правоприменительная практика по Закону о ГЧП не сложилась, поскольку большая часть его положений подлежит применению с 1 января 2016 года.

Какие возможности получили частные инвесторы и государство?

Государство получило возможность получить финансирование государственных проектов, тем самым избежав сложностей с недофинансированием из государственного бюджета. Кроме того, государство может делегировать часть своих обязанностей частным партнерам.

Такой подход позволит улучшить качество оказания публичных услуг населению, кроме того, будет создана необходимая конкуренция между инвесторами, что позволит привлечь инвестиции на наиболее выгодных условиях для государства.

Частные инвесторы могут при этом рассчитывать на получение во владение и пользование объектов созданных ими в результате исполнения соглашения с публичным партнером.

Читайте также: Инвестиции в недвижимость в Москве.

Каким инфраструктурным проектам по России до того отложенным в долгий ящик закон дал зеленый свет?

Закон о ГЧП может оказать положительное влияние на проекты, требующие существенных финансовых затрат, в частности, в области здравоохранения, образования, физкультуры, ЖКХ, транспорта.

Примеры успешных и не успешных проектов ГЧП с момента принятия закона в 2015году?

Вряд ли возможно появление успешных примеров применения Закона о ГЧП до момента его вступления в силу. Можно обратить внимание на те проекты, которые реализовывались не на федеральном, а региональном уровнях.

Например, до принятия Закона о ГЧП был реализован ряд проектов на основании нормативно-правовых актов субъектов федерации, например, создание станции метро «Мякинино» или же строительство ветки Кызыл-Курагино в Туве. Также есть положительный пример успешной реконструкции аэропорта «Пулково» в г. Санкт-Петербурге.

Примеры явно отрицательных проектов на данный момент отсутствуют, однако их появление нельзя исключать, поскольку такого рода соглашения являются для Российской Федерации новыми, по ним не сложилась надлежащая правовая и экономическая практика применения и обоснования.

Требуются ли подзаконные акты для внесения ясности в структурирование, оценку эффективности проектов ГЧП, регламентацию конкурсной процедуры?

Некоторые положения Закона о ГЧП носят бланкетный и отсылочный характер, поэтому, безусловно, потребуются подзаконные акты, которыми будут конкретизироваться и регулироваться порядок и условия применения Закона о ГЧП.

На данный момент требуется установление порядка оценки эффективности реализации проекта, порядок контроля за реализацией проекта и регламент проведения конкурсов и заключения соглашения по результатам завершения таких конкурсов.

Возможно, вас заинтересует: Абонентское юридическое обслуживание бизнеса.

Если вам понравилась статья, подпишитесь на наши группы в соц. сетях и порекомендуйте Прайм лигал друзьям и знакомым.

Читайте также

primelegal.ru

Министерство экономического развития Российской Федерации

Закон о ГЧП ввел механизм гарантирования неизменности основных параметров реализации проекта

13.01.16

1 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 224-ФЗ, регулирующий реализацию проектов государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства в РФ.

Закон направлен на формирование условий для создания и модернизации частными инвесторами объектов публичной инфраструктуры (социальной, транспортной, инфраструктуры связи и электроэнергетики) для повышения качества предоставляемых населению услуг. Законом устанавливаются правила и подходы к реализации проектов государственно-частного и муниципально-частного партнерства в РФ.

Одним из ключевых нововведений закона о ГЧП является появление возможности возникновения частной собственности на создаваемые или реконструируемые объекты общественной инфраструктуры. Инвестор при этом обязан обеспечивать полное или частичное финансирование создания такой инфраструктуры и эксплуатацию объекта в соответствии с его целевым назначением, которое регистрируется в качестве обременения объекта.

Партнерами в рамках соглашений о ГЧП и МЧП выступают публично-правовые образования и частные инвесторы – российские юридические лица. Проекты могут быть реализованы федеральными, региональными и муниципальными властями. При отборе инвестора допускается проведение совместного конкурса федеральными, региональными и муниципальными публично-правовыми образованиями.

В интересах инвесторов законом о ГЧП вводится механизм гарантирования неизменности основных параметров, на основании которых принималось решение о реализации проекта. Так, в случае изменения макроэкономических условий или законодательства, напрямую затрагивающих проект (налоги, льготы и т.д.), вносятся обоснованные изменения в соглашение в части объёма софинансирования публичной стороной проекта и сроков его реализации.

Федеральный закон предусматривает отбор инвесторов на конкурсной основе, урегулированной в законе. При этом прописан и альтернативный механизм, когда инвестор может подать заявку на строительство или модернизацию объекта публичной инфраструктуры по своей инициативе. В таком случае заявка размещается на сайте torgi.gov.ru, и если в течение 45 дней иной инвестор не заявит о своей заинтересованности в реализации проекта, с инициатором заключается соглашение
о государственно-частном, муниципально-частном партнерстве.

К настоящему моменту во исполнение закона о ГЧП Правительством РФ приняты все 14 нормативно-правовых акта, уточняющих его отдельные положения. В частности, приняты и опубликованы на «Официальном интернет-портале правовой информации» www.pravo.gov.ru 9 постановлений Правительства РФ (от 12 декабря 2015 г. № 1366, от 3 декабря 2015 г. № 1309, от 30 ноября 2015 г. № 1287, от 4 декабря 2015 г. № 1322, от 19 декабря 2015 г. № 1386, № 1388, № 1387, от 30 декабря 2015 г. № 1514, № 1490) и 4 приказа Минэкономразвития России (от 23 ноября 2015 г. № 863, № 864, от 30 ноября 2015 г. № 894, от 27 ноября 2015 г. № 888).

Подзаконные акты регламентируют процедуры, связанные с подготовкой, рассмотрением публичной стороной и оценкой предложений о реализации проектов государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства, а также отдельные этапы конкурсных процедур, последующие контроль и мониторинг реализации соглашений.

Принято постановление Правительства РФ от 29 декабря 2015 г. № 1461 «О внесении изменений в Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации», устанавливающее полномочия Минэкономразвития России в части реализации проектов ГЧП и регулирования соответствующей сферы.

Документы

economy.gov.ru

Закон о государственно-частном партнерстве

Государственно-частное партнерство регламентируется законом 224 ФЗ. Цель принятия данного правового акта заключается в урегулировании взаимодействия государства с юридическими лицами и привлечение инвестиций в экономику страны. Акцент ставится на качестве товаров и услуг, вопросами обеспечения которых занимаются органы федеральной и муниципальной власти.

Описание закона о ГЧП

Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» принят Госдумой 1 июля 2015 года. В силу документ вступил с 1 января 2016.

Структурно Закон о государственно-частном партнерстве (ГЧП) состоит из следующих глав:

  • общие правовые положения;
  • разработка предложения о реализации проекта партнерства;
  • заключение соглашения;
  • полномочия Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований;
  • порядок определения частного партнера для реализации разработанного проекта;
  • предоставление требуемой территории для реализации;
  • заключительные положения документа.

Общие положения Федерального закона о ГЧП регламентируют сферу деятельности данного правового акта и его взаимодействие с иными нормами законодательства. Предписываются основные понятия, используемые в документе, а также принципы, на которых строится государственно-частное партнерство. Регламентируются также вопросы, связанные с соглашением – его стороны, элементы и объекты, по которым оно может быть заключено.

Согласно общим положениям государственно-частное партнерство основывается на следующих принципах:

  • открытость и доступность информации, исключая сведения, составляющие государственную или охраняемую законом тайну;
  • обеспечение конкуренции и отсутствие дискриминации;
  • равенство сторон соглашения между собой и перед законом;
  • добросовестность в исполнении предписанных соглашением обязательств;
  • справедливость в распределении рисков и обязательств между сторонами.

Разработка предложения к проекту осуществляется по следующим этапам:

  • составление первоначального запроса;
  • его рассмотрение уполномоченным органом;
  • принятие решения об утверждении разработанного предложения;
  • размещение информации.

Глава 3 Закона о государственно-частном партнерстве предусматривает вопросы, связанные с оформлением соглашения. Учитывается проработка его условий, порядок заключения, изменения или прекращения. Отдельно рассматриваются права публичного характера, а также гарантии их обеспечения.

Определение частного партнера осуществляется по следующей процедуре:

  • организация и проведение конкурса на заключение соглашения;
  • создание специальной комиссии и ведение конкурсной документации;
  • представление заявок на участие и вскрытие конвертов с ними;
  • предварительный этап отбора, представление конкурсных предложений и вскрытие конвертов с ними;
  • порядок рассмотрения и оценки поступивших вариантов реализации проекта;
  • процедура определения победителя;
  • ведение протокола и размещение информации о результатах;
  • порядок заключения соглашения о государственно-частном партнерстве.

В заключительные положения документа включены статьи, вносящие изменения в иные законодательные акты. Определяется порядок вступления закона в силу.

С момента утверждения ФЗ 224 о государственно-частном партнерстве претерпел определенные изменения. Они направлены на актуализацию его редакции и устранение неточностей. Последние поправки были внесены 3 июля 2016.

Скачать текст ФЗ

Скачать Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве» можно здесь. Редакция правового акта представлена со всеми изменениями, актуальными на август 2017. Текст может использоваться должностными лицами, а также юристами, изучающими данную сферу законодательства.

Изменения, внесенные в закон о ГЧП в России

Последние изменения в Закон о государственно-частном партнерстве были внесены 3 июля 2016. Они были введены двумя документами, которые коснулись ряда положений. Основное назначение внесенных поправок – редакция существующих формулировок и их дополнение новыми положениями.

Последние изменения Закона о государственно-частном партнерстве заключаются в следующих поправках:

  • ч1 статьи 2 – первое предложение дополнено фразой «, муниципальных правовых актов»;
  • в ст 3 пункт 7 дополнен формулировкой «или финансирующими лицами (далее также – финансирующее лицо», в пункте 9 исключены слова «частным партнером»;
  • п 4 ч 8 статьи 5 Закона о государственно-частном партнерстве дополнен словами об исключениях;
  • в часть 3 ст 6 введен пункт 5 об обеспечении эксплуатации объекта;
  • в ч 1 ст 7 введены пункты 17 и 18, указывающих на объекты охотничьей инфраструктуры и имущественные комплексы;
  • в статье 8 в пунктах 2 и 6 слова «уполномоченным органом» заменены на формулировку о федеральном органе власти с соответствующими полномочиями;
  • в ч 5 ст 9 срок в 180 дней изменен на 90;
  • статья 10 Закона о государственно-частном партнерстве дополнилась частью 3.1 об отдельных случаях принятия решения о реализации проекта; были также скорректированы отдельные формулировки;
  • в статье 12 была изменена редакция ряда положений, введена часть 2.1 о случаях включения в соглашение дополнительных сведений, введена ч 4.1 об элементах соглашения и часть 14 о движимом имуществе;
  • в статье 21 Закона о государственно-частном партнерстве изменена редакция п 3 ч 1, введена часть 7 о подтверждении соответствия требованиям;
  • скорректирована формулировка ч 1 ст 33;
  • статья 35 утратила силу;
  • скорректирован ряд положений ст 47.

Внесенные в Закон о государственно-частном партнерстве изменения направлены на актуализацию документа и его оптимизацию с иными законодательными актами. Большая часть поправок вступила в силу через 10 дней после опубликования. Некоторые стали действующими с 1 января 2017.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):

210fz.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *