Закон об образовании об инклюзивном образовании – Инклюзивное образование в законе «Об образовании в Российской Федерации». Обучение детей с ограниченными возможностями :: BusinessMan.ru

Содержание

Инклюзивное образование в законе «Об образовании в Российской Федерации». Обучение детей с ограниченными возможностями :: BusinessMan.ru

Инклюзивное образование – это передовая система обучения, которая нужна детям, имеющим определенные особенности в развитии и здоровье. Согласно ей, ребята здоровые и с инвалидностью обучаются совместно. Описано инклюзивное образование в законе об образовании – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», подписанном президентом РФ 29.12.2012 года. Согласно этому закону, каждый ребенок имеет право обучаться с остальными. Суть инклюзивного образования в том, что все дети имеют равный доступ к образованию, причем это не зависит от их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Что говорит закон?

Современная система образования рассчитана на детей со стандартными возможностями, то есть на тех, кто может обучаться по общей программе и успевать в соответствии с установленными требованиями. Но на деле оказывается совершенно не так, поскольку многие дети имеют особые образовательные потребности. Еще недавно таких ребят обучали отдельно, и они выпадали из общего образовательного процесса. Сегодня же все чаще встречается такое понятие, как инклюзивное образование. В законе об образовании оно описывается как обучающий процесс детей, к которым требуется индивидуальный подход. В основе данного метода лежит идея о том, что таких ребят нельзя дискриминировать. Как следствие, даже школьники с особыми потребностями в образовании могут обучаться в системе общего образования.

Новые веяния

Инклюзия сегодня – это развитая, гуманная и эффективная система образования, рассчитанная на совокупное обучение и здоровых детей, и тех, кто требует более внимательного отношения. То есть получается, что образование должно быть доступно каждому независимо от состояния его здоровья – физического или умственного.

Несмотря на то что описано инклюзивное образование в законе об образовании, внедрение этого процесса в нашей стране вызывает массу споров, но еще больше – сложностей. В зарубежных странах инклюзия – это образовательный процесс с богатой историей, который законодательно закреплен. В России с этим проблемы, несмотря на то что почти 5% детского населения относится к лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Принципы инклюзии

Инклюзивное образование детей охватывает глубокие аспекты современного развития школы. В данном процессе важную роль играет право ребенка на образование, в соответствии с чем создается особенная среда, максимально адаптированная под конкретные особенности лиц. Для детей с определенными отклонения в развитии инклюзив предполагает создание образовательной среды, в которую будет вовлечен каждый. Как следствие, при таком типе образования реализуется несколько принципов:

  1. Образование имеет равную ценность для всех учеников и педагогов.
  2. Все учащиеся должны быть одинаково вовлеченными как в учебный процесс, так и в культурную жизнь школы.
  3. Методика обучения должна быть реструктурирована таким образом, чтобы оно отвечало потребностям каждого ребенка.
  4. Перед детьми не должно быть никаких барьеров для получения знаний.
  5. Все различия между учениками должны отражаться в ресурсах педагогического процесса.

Особенности законодательства

Министерство образования и науки призывает к тому, чтобы все дети имели одинаковое право на обучение. Разработка соответствующего закона об инклюзивном образовании велась при участии как профессионального сообщества, так и представителей детей-инвалидов. Основной принцип этого закона таков: каждый человек имеет право на образование без дискриминаций. Положения законопроекта указывают на то, что для реализации данного постулата в каждом субъекте РФ органы государственной власти и местного самоуправления должны создать все условия для получения образования детьми с разным состоянием здоровья.

Инклюзивное образование в законе об образовании понимается как обучение детей с ограниченными возможностями, то есть лиц, у которых есть недостатки в развитии. В обязательном порядке любые отклонения должны быть подтверждены соответствующими справками. Сам образовательный процесс может быть организован как отдельно, так и совместно со здоровыми детьми. Под инклюзивным образованием законодательство закрепляет равный доступ к получению знаний для всех обучающихся независимо от того, есть ли у них определенные потребности или индивидуальные возможности.

Министерство образования и науки акцентирует внимание на том, что в детских садах и школах образовательный процесс должен вестись с учетом индивидуальных особенностей каждого требующего внимания ребенка. Специальные условия – это разработка специальных программ и методов обучения, учебников, дидактических материалов, специальных технических средств, которые позволяли бы проводить коррекционные занятия.

Особенности образовательного процесса

Получение образования лицами с ограниченными возможностями ведется на основе бесплатных специальных учебников, пособий. За данную социальную поддержку отвечает конкретный субъект РФ. Инклюзивное образование в школе должно вестись специалистами, которые будут оказывать всестороннюю помощь детям: психолого-педагогическую, медицинскую, социальную. Инклюзивность образования и его доступность повышается и благодаря особым правам, которые действуют для таких лиц при поступлении в высшие учебные заведения.

Как все организовать на деле?

Инклюзивное образование организовать само по себе невозможно в первую очередь потому, что современная школа – это социальный институт, который направлен на обучение детей, способных усвоить стандартную программу. Чтобы организовать инклюзивное образование в школе, важно подготовить саму сложившуюся систему к этому явлению. А для этого нужно пересмотреть психологические и ценностные установки специалистов, уровень их компетентности. В большинстве школ учителя просто не готовы ни профессионально, ни психологически, ни методически к проведению подобной работы. К тому же всегда превалирует страх перед неизвестным, ведь обучать особенных детей очень и очень трудно. Соответственно, для начала нужно подготовить руководителей образовательных учреждений, где будет внедряться инклюзив, а уже потом открывать коррекционные классы.

Варианты образовательного процесса

Существует несколько возможностей организации учебного процесса для детей с особенностями развития:

  1. В первом варианте ребенок участвует в образовательном процессе наряду с остальными сверстниками в те же самые календарные сроки. Чтобы дети с ограниченными возможностями могли усвоить программу, важно предусмотреть для них поддержку педагогов, психологов.
  2. При втором варианте развития событий ребенок может обучаться в классе со сверстниками, но индивидуально, по определенной продуманной программе.
  3. Обучение детей с проблемами с теми, у которых есть сходные особенности в развитии.
  4. В четвертом варианте предполагается разработка специального стандарта, согласно которому ребенок будет обучаться индивидуально.

Начинать нужно с детского сада

Федеральный закон модернизирует в первую очередь дошкольное образование. Именно поэтому продумывается инклюзивное образование в ДОУ, где дети могут получать качественные знания без каких-либо барьеров. Сегодня в России дети с ограниченными возможностями — не редкость. Но определенные недостатки физического или психического развития — не повод лишать их возможности обучаться вместе с остальными. Конечно, не все дети, да и не все взрослые готовы к такому совместному обучению, но и воспитатели, и учителя отмечают, что инклюзивное образование направлено на развитие у дошкольников толерантности, терпимости, милосердия, понимания того, что ребята с ограниченными возможностями – обычные, но со своими особенностями.

Специально для реализации такой возможности требуется создание определенных методик обучения. А для этого нужно грамотно оценивать возможности и образовательные потребности детей. Специально для этого проводится психолого-педагогическая диагностика, направленная на:

  • своевременное определение числа ребят, которые имеют ограниченные возможности;
  • выявление особых образовательных потребностей у детей, у которых есть проблемы со здоровьем;
  • определение оптимального педагогического маршрута;
  • оказание индивидуально-ориентированной помощи;
  • планирование коррекционных мероприятий, разработку программ;
  • оценку динамики развития детей и степень эффективности проводимой коррекционной работы;
  • консультативную помощь родителям.

Этапы диагностики ребенка

Дети-инвалиды требуют особенного подхода к обучению. В связи с этим уже в садах проводится специальная диагностика. Она осуществляется в три ступени:

  1. На первом этапе педагог получает представление о состоянии и развитии ребенка.
  2. На втором этапе проводятся различные мероприятия – беседы, тесты, опросы, анкетирование, которые необходимы для конкретизации и уточнения первого представления.
  3. На последнем этапе обобщаются полученные данные, анализируются, после чего продумывается определенная методика обучения.

В рамках мониторинга подвергается оценке психическое развитие ребенка, состояние его здоровья, степень развития общих способностей. После получения комплекса сведений педагоги оценивают возможность инклюзивного образования.

Какие имеются цели?

Коррекционно-развивающая работа проводится в первую очередь для того, чтобы оценить всестороннее развитие ребенка, который требует индивидуального подхода. Это нужно для обогащения его социального опыта, чтобы включение в коллектив было более гармоничным. Все мероприятия проводятся с учетом решения некоторых задач. Так, в плане здоровья важно сохранить и укрепить психическое здоровье ребенка, развить ручную моторику, зрительно-пространственную координацию.

В рамках социализации важную роль играет обеспечение гармоничного вхождения ребенка с особенными потребностями в коллектив, формирование у него представлений о себе и окружающих, правилах поведения в обществе. Немаловажно и обучение детей-инвалидов с точки зрения коммуникации, художественного творчества, музыки – все это в комплексе позволяет аккуратно вовлекать их в общий образовательный процесс уже с ДОУ.

Особенность системы включенного образования в том, что она затрагивает все уровни образования – от детских садов до школ и университетов. Самое главное в этом процессе – создать безбарьерную среду для обучения людей с ограниченными возможностями.

Инклюзив в мире и в России

Развитие инклюзивного образования в мире началось еще в 70-е годы XX века, когда впервые были разработаны и внедрены нормативные акты, которые расширяли образовательные возможности инвалидов. В современной образовательной системе США и Европы одновременно развивается несколько подходов в рамках инклюзива. Постоянно проводятся различные исследования, которые оценивают экономическую эффективность инклюзивного образования. В большинстве западных стран финансирование государственных и муниципальных школ ведется из бюджета, поэтому и проблем с принятием детей-инвалидов в такие учреждения попросту не существует.

В нашей стране подобные учреждения появились в 90-е годы. Первая инклюзивная школа была открыта в Москве в 1991 г. — она называлась «Ковчег». Спустя еще год начал реализовываться проект «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья», в рамках которого в одиннадцати регионах России были созданы экспериментальные площадки для обучения детей с особенными потребностями.

Уже в 2008 году модель инклюзивного образования внедрялась в таких областях, как Архангельская, Владимирская, Ленинградская, Московская, Нижегородская и Самарская. В Москве на сегодняшний день уже открыто больше полутора тысяч общеобразовательных школ, где ведутся занятия в рамках инклюзивного образования.

Особенности развития инклюзива в нашей стране

Инклюзивное образование детей чаще всего ведется по разноуровневому принципу. То есть ребенок в зависимости от своих знаний может по одному предмету обучаться в базовой группе, а по другому – в углубленной. Но образование лиц с инвалидностью начинается еще в детском саду – в Москве и других городах России создаются специальные образовательные учреждения-интернаты, где есть коррекционные классы.

В столице принят закон, согласно которому лица с ограниченными возможностями могут обучаться и в общеобразовательной школе, и в специальном учреждении, и на дому – все зависит от индивидуальных потребностей и особенностей конкретного ребенка. Условия инклюзивного образования требуют принятия детей-инвалидов в школу на основе медико-психолого-педагогической комиссии.

В чем преимущества?

Инклюзивное обучение для детей-инвалидов – зачастую единственно возможный способ получать знания, несмотря на состояние своего здоровья. Вовлеченность в общий образовательный процесс, по мнению и психологов, и педагогов, хороша благодаря нескольким факторам:

  • детям с особенностями развития проще взаимодействовать со здоровыми сверстниками, нежели с теми школьниками, которые находятся в спецшколах;
  • в инклюзивной среде ребенку проще найти способы коммуникации с остальными детьми;
  • организация учебного процесса в малых группах позволяет здоровым сверстникам лучше относиться к лицам с инвалидностью.

Не менее полезен инклюзивный процесс обучения и для обычных школьников. Они учатся в первую очередь принимать других детей как себе подобных, помогать им, вовлекать их в общий образовательный процесс.

Быть или не быть?

Инклюзивное образование сегодня – это один из приоритетов образовательной политики, которая активно проводится в России. Переход к ней нужен, и он уже постепенно продумывается и поддерживается принятием соответствующих законодательных актов. Но чтобы такое явление прижилось в нашей стране, важно еще создать правильное общественное мнение. Специалисты отмечают, что включающее образование – это возможность создать гармоничное общество, в котором будет уютно чувствовать себя даже ребенок с серьезными проблемами. Но создать такое общество можно только в том случае, если и педагоги, и воспитатели, и родители, и сами дети будут заинтересованы в причастности к такому явлению в образовании.

businessman.ru

Инклюзивное образование в свете нового Закона «Об образовании в Российской Федерации».

Инклюзивное образование

в свете нового Закона «Об образовании в Российской Федерации».

Принятый 29 декабря 2012 г. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вводит в российское образовательное пространство два принципиально новых для нашего общества понятия: инклюзивное образование и особые образовательные потребности (ООП). Пункт 27 статьи 2 этого закона звучит так: «Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Эта важная веха в истории развития прав человека в России: политика включения лиц с ограниченными возможностями здоровья и трудностями в обучении в систему общего образования теперь постулирована на государственном уровне и обещает им создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования (см. Ст.5 п.1 того же закона).

Инклюзивное образование, как последовательное развитие гуманистических идей с одной стороны, и как успешный опыт работы с неограниченным разнообразием учащихся с другой стороны, известно в развитых странах уже более сорока лет. В наши дни и в российском обществе – особенно это заметно в мегаполисах – происходят явные изменения в сторону его большей гетерогенности, вследствие колебаний его национального состава, активных межкультурных взаимодействий, изменений в политике и в экономике. Параллельно с этими процессами, но, к сожалению, гораздо более медленно, началась важная трансформация общественного сознания по отношению к равноправию всех без исключения граждан в области качества жизни и, в частности, образования.

В феврале 2010 г. Президентом РФД.А. Медведевым была утверждена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», где указано, что новая школа станет школой для всех, а значит, будет организована в согласии с принципами инклюзивного образования. Инклюзия же требует пере­смотра многих критериев системы образования и ставит перед обществом и государством новые философские и методологические вопросы. Все участники инклюзивного образо­вательного процесса действуют в качествен­но иных, нежели традиционное образование, усло­виях, с учетом всех социокультурных и правовых изменений современности.

Очевидно, что организация инклюзивного образования расширяет права и перспективы не только детей с ОВЗ. Нарушения физического или психического развития — ограниченные возможности здоровья – влекут за собой как следствие появление особых образовательных потребностей, но такие потребности могут возникать по совершенно разным причинам, меняться со временем, и, главное, не обязательно быть связанными со здоровьем обучающегося. Принципы инклюзии, основанные на понятии особых потребностей, таким образом, затрагивают интересы вообще всех детей, не вписывающихся в стандартные условия обучения и имеющих какие-либо трудности, с обучением связанные.

Термин «особые образовательные потребности» (SpecialEducationalNeeds) впервые был использован в 1978 году в Лондоне, в докладе Комитета по проблемам образования детей-инвалидов и молодых инвалидов. Председатель этого комитета, британский профессор философии баронесса Мэри Уорнок опубликовала в том же году развернутый комментарий к этому докладу: «Соответствие особым образовательным потребностям». Будучи изначально соотнесено с нарушениями развития и инвалидностью, в дальнейшем понятие «особые потребности» обсуждалось в более широком значении и позволило отойти от исчерпавшей себя медицинской модели инвалидности, понятия, на котором долгое время строились концепции определения нормы и отклонений от нее. Приведем как пример определение ООП в тексте ирландского Закона об образовании лиц с особыми образовательными потребностями (2004): «Ограничение возможностей индивида участвовать в образовательном процессе и извлекать из него пользу в связи с продолжительным физическим, психическим, сенсорным или интеллектуальным нарушением или трудностями в обучении, или любыми другими обстоятельствами, влияние которых обуславливает обучение этого индивида иначе, чем обучение лиц, не имеющих таких обстоятельств…»

Понятие «особые образовательные потребности» (ООП) стало частью культуры и образовательной политики в школах большинства стран Европы, в США и Канаде. Оно повлияло на различные аспекты школьного обучения. Это определение используется при составлении специальных документов – заключений об особых образовательных потребностях, при определении индивидуальных трудностей, что часто является обязательной и необходимой процедурой (см., например, британский Кодекс особых образовательных потребностей). Также это понятие фигурирует в индивидуальных планах обучения и в тех отчетах, которые школы обязаны предоставлять в связи с финансовыми затратами на удовлетворение особых образовательных потребностей своих учащихся. Во многих школах, где осуществляется в полной мере работа с потребностями и трудностями учеников, появилась должность координатора по работе с учащимися с ООП.

При появлении и развитии инклюзивных учебных заведений быстро выяснилось, что далеко не все инвалиды нуждаются в принципиально особенных условиях и методах обучения, и далеко не все дети, имеющие трудности в обучении и требующие индивидуального подхода, отягощены хоть каким-либо медицинским диагнозом.

По данным московского мониторинга сети образовательных учреждений половина детей с расстройствами аутистического спектра, обучающиеся в условиях инклюзии в массовой школе, не имеют инвалидности. Однако, процесс включения таких детей в массовый класс почти невозможен без адаптации программы обучения, организации специальных условий и сопровождения.

В соответствии с п. 1 ст. 79 нового Закона содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Адаптированная образовательная программа –это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. В структуру адаптированной образовательной программы входит индивидуальный учебный план ребенка с ОВЗ, который был закреплен Федеральным государственным стандартом, а теперь и российским Законом «Об образовании». Такой Учебный планобязан обеспечить освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Согласно Закону образовательное учреждение обязано гарантированно обеспечить процесс обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья специальными условиями. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Анализ данных об образовательных учреждениях Москвы, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья,с данными о наличии там специальных условий показывает, что при наличии в учреждениях детей с различными видами нарушений специальные условия для образования таких детей создаются не во всех учреждениях. Наименее обеспеченной специальным оборудованием и дидактическими средствами оказалась категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, доля которых от общего количества детей с ОВЗ в инклюзии составляет почти третью часть.

Согласно новому Закону государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

В Москве около 30% педагогических работников от общего количества педагогических работников в инклюзивных образовательных учреждениях работают с детьми-инвалидами. Остро встает вопрос их профессиональной подготовке и квалификации.

Информационная осведомлённость учителя об основных положениях инклюзивного образования является основой для его профессиональной позиции. Данные показывают, что на сегодняшний день только каждый четвёртый педагог общеобразовательного учреждения знаком с основными положениями инклюзивного образования. 74,4% респондентов либо не знакомы с основными положениями и принципами инклюзивного образования, либо заявляют о недостатке информации по этому вопросу.

Основные опасения педагогов массовых школ связаны с пониманием собственного дефицита в знаниях в области коррекционной педагогики, с незнанием форм и методов в работе с детьми с нарушениями в развитии. Подавляющее большинство опрошенных знакомы с основами коррекционной педагогики и специальной психологии в рамках учебного плана педагогических вузов, что составляет от 18 до 36 часов на весь курс обучения. Вследствие чего, 51% педагогов не готовы применять элементы коррекционной педагогики в своей повседневной практике, из них 38% запрашивают дополнительное обучение в области инклюзивного образования.

Зарубежные исследователи говорят об «опыте трансформации», который переживается педагогами, ставшими инклюзивными учителями. Постепенная профессиональная трансформация, в которую вовлекаются учителя, связана с освоением новых профессиональных навыков, с изменением своих установок в отношении учеников, отличающихся от своих сверстников.Наш опыт показывает, что негативное отношение к инклюзии меняется, когда учитель начинает работать с такими детьми, приобретает свой собственный педагогический опыт, видит первые успехи ребёнка и принятие его в среде сверстников. Школьным психологам нужно помочь педагогам разобраться со своими скрытыми убеждениями и ценностями и узнать у них, те ли это убеждения и ценности, которые они хотели бы защищать. Чтобы программа инклюзивного образования была устойчивой, в определенный момент эти убеждения и ценности должны быть открыто и четко сформулированы.

Профессиональная неготовность кадров является основной проблемой развития инклюзии в образовании на сегодняшний день и требует развития определенной системы, ориентированной на изучение и распространение успешного опыта.Повышение квалификации в области инклюзивного образования может заметно изменить установки учителей к инклюзивной практике образования. Обновление профессиональных компетенций и повышение уровня подготовки управленческого и педагогического корпуса требуют большей мобильности и гибкости системы повышения квалификации, основанной на единых рамках профессиональных компетенций и умений, но адресно отвечающей на профессиональные запросы педагогов и образовательных учреждений.

Для развития инклюзивного подхода в общем образовании необходимо обучение практикующих специалистов общепедагогическим технологиям индивидуализации обучения, моделям развивающего урока, технологиям поддержки и детского сотрудничества, вовлечения родителей в педагогический процесс. По сути дела речь идёт о развитии профессиональной гибкости, способности следовать за учеником, а с другой стороны – держать рамки учебного процесса, видеть потенциал ребёнка, выставлять адекватные требования к его достижениям.

Для такого повышения квалификации формы по лекционно-семинарскому типу не приводят к необходимым изменениям в педагогической практике. Основным в системе повышения квалификации должна стать методология деятельностного подхода, выявление и сертификация успешного опыта инклюзии, проведение мастер-классов и стажировок на базе успешных площадок, изучение необходимых компетенций и образцов успешной практики.

На базах ВУЗов секции УМО «Психология и педагогика специального и инклюзивного образования» реализуется большое количество программ повышения квалификации специалистов. Например,

  • в Новосибирском государственном педагогическом университете- программа «Инклюзивное образование: теория и практика»;

  • в Поволжской государственной социально-гуманитарной Академии (ФГБОУ ВПО ПГСГА) — «Проектирование и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательной школе»;

  • в Университете управления ТИСБИ (НОУ ВПО Университет управления ТИБСИ , г.Казань) – «Разработка условий для построения инклюзивной образовательной среды в среднем специальном учебном учреждении», «Инклюзивные процессы в учреждениях системы дополнительного образования детей», «Школа на пути к инклюзии», «Организация профессиональных сурдокоммуникаций в контексте программы «Доступная среда»;

  • в Институте развития образования Кировской области — «Инклюзивное образование в условиях преемственности дошкольного и начального школьного образования»;

  • в Московском городском психолого-педагогическом университете реализуются 7 программ повышения квалификации специалистов в области инклюзивного образования: — «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в начальной школе»,«Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в ДОУ»,«Организационно-управленческие основы инклюзивного образования», «Организация образовательного процесса в инклюзивном классе начальной школы»,«Организация внеучебной и воспитательной работы в инклюзивном образовании», «Организация образовательного процесса в инклюзивной группе ДОУ», «Организация и содержание деятельности тьютора в инклюзивном образовании».

По нашему мнению, стажировочные программы являются наиболее эффективным средством повышения квалификации педагогов, специалистов и руководителей.Разработка стажировочных программ и развертывание сети стажировочных площадок на базах лучших региональных учреждений позволит распространить опыт в сфере развития инклюзии, адресно повысить профессиональный уровень управленческого и кадрового состава, тем самым, обеспечить всех детей доступными и качественными образовательными услугами, что является одной из самых актуальных задач, стоящих на сегодняшний день перед российским образованием.

Несомненно, законодательное закрепление инклюзивного образования – это только начало. Впереди – много работы по созданию подзаконных актов и норм, проведению научных исследований и дискуссий, анализу практического опыта, написанию учебников и программ. Профессиональное сообщество готово к решению этих задач, понимая, что оно работает на будущее нашего образования и каждого отдельного человека, которое его сегодня получает.

kopilkaurokov.ru

Что такое инклюзивное образование в законе «Об образовании в Российской Федерации»

Согласно пункту 27 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ), «инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Для осуществления равных прав на получение образования часть 5 статьи 5 данного закона обязует органы государственной власти и местного самоуправления создавать условия, которые позволили бы людям с ограниченными возможностями здоровья получать качественное образование и возможности для социальной адаптации с учетом их индивидуальных потребностей. В том числе – путем организации для них инклюзивного образования.

Чтобы ученик был признан имеющим ограниченные возможности здоровья, требуется соблюдение трех условий:

  1. У него имеются недостатки в физическом или психологическом развитии.
  2. Они подтверждены специальной психолого-медико-педагогической комиссией.
  3. Получение образования этим учеником невозможно без создания специальных условий.

В статье 11 Закона № 273-ФЗ идет речь о федеральных государственных образовательных стандартах, и в частности, пункт 6 статьи 11 требует создания для учащихся с ограниченными возможностями отдельных образовательных стандартов либо добавления специальных требований в уже имеющиеся. Так, с 1 сентября 2016 года применяются «Стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», утвержденный приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599, и «Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденный приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598.

Статья 79 Закона № 273-ФЗ регулирует основные принципы организации инклюзивного образования в России. Прежде всего указано, что в основу такого образования положена адаптированная образовательная программа, разработанная специально для обучающегося. Если же речь идет об инвалиде, то для него содержание и условия получения образования определяются его индивидуальной программой реабилитации.

В образовательном учреждении, где ведется адаптированное образование, должны быть обустроены специальные условия для его получения. В структуре этих условий можно выделить три элемента:

  1. Материально-техническую составляющую – важную, но не единственно главную. Сюда относятся обеспечение доступа в здание, технические средства для перемещения по этажам, соответствующее специальное оснащение аудиторий, услуги ассистента-помощника и т.д., смотря по потребностям конкретных учеников.
  2. Методический элемент: адаптированные программы и методы образования и воспитания, возможность выбрать форму обучения, специальные учебники и пособия и др.
  3. Коммуникационно-организационный элемент: общение и взаимодействие между учениками и преподавателями, а также внутри ученического коллектива, построенное на толерантности и предупредительности.

На практике создание такого комплекса условий часто доставляет столько хлопот, что обычные школы предпочитают отказывать родителям ребенка-инвалида, которые хотят обучать его инклюзивно. Либо же, наоборот, такого ребенка стремятся социализировать во что бы то ни стало и отдают его в обычную школу, не обращая внимания на отсутствие условий обучения конкретно для него.

В РФ наряду с развитием инклюзивного – то есть с интеграцией в социальную среду – образования сохраняется и система коррекционного образования в специализированных учреждениях. Минобрнауки считает, что две эти системы не мешают друг другу. Статья 79, помимо прочего, предоставляет выбор организации образования: вместе с другими учениками или же в отдельных классах, группах или учреждениях, то есть инклюзивно либо специализированно. Нормы международного права предусматривают создание спецшкол только тогда, когда инклюзивность почему-либо невозможна, однако в отечественных реалиях такие формулировки пока неактуальны.

Учащимся с ограниченными возможностями полагается бесплатное двухразовое питание, а если они живут в своем образовательном учреждении – то и полное государственное обеспечение. Специальная учебная литература и услуги сурдопереводчиков также предоставляются безвозмездно.

Важным фактором для адаптации в обществе и нормальной жизни людей с инвалидностью становится владение профессией. Статья 79 Закона № 273-ФЗ уделяет целых три абзаца организации профессионального обучения студентов с ограниченными возможностями, в том числе тех, кто остался без общего образования. Законом для таких студентов предназначены специальные условия и адаптированные программы, однако принципы инклюзивности в деле получения профессионального образования сложно переоценить. Сноровка в профессии, как известно, нарабатывается в процессе практики и общения с другими мастерами, для чего необходимы навыки коммуникации и умение получать и обрабатывать информацию без помех со стороны своих ограниченных возможностей.

Как в законодательстве, так и в статьях экспертов-аналитиков подчеркивается также немаловажность доступности инклюзивного образования в высших учебных заведениях. Как замечает в своей статье А.Ю. Верховцев, для этой категории людей выбор жизнедеятельности, как правило, ограничен, поэтому для них «именно высшее образование становится наиважнейшим фактором в сложном процессе саморазвития личности во взаимодействии с различными социальными группами, институтами, организациями».

Правительством Российской Федерации принята Федеральная целевая программа развития образования на 2016 — 2020 годы. Она предусматривает увеличение количества образовательных учреждений, которым вменяется в обязанность обеспечить условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. К нынешнему, 2017 году, Программа требует наличия таких условий в 25% учреждений из общего числа образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования. К 2020 году эта доля должна составлять уже 70%.

В числе важных задач организации инклюзивного образования стоит подготовка преподавательских кадров. Порой даже в спецшколах педагоги испытывают трудности, например, со свободным владением языком жестов. Тем более мало в России педагогических учебных заведений, которые готовили бы педагогов вести учебный процесс сообразно принципам инклюзивного образования. Министерство образования РФ ввело в педвузах курсы «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с особыми образовательными потребностями», однако качественная подготовка преподавателя-«инклюзивщика» не ограничивается профессиональными навыками, которые можно получить в вузе уже готовыми. Модель инклюзивного образования для России совершенно новая, отличная от привычной коррекционной модели, и методики такого обучения приходится совершенствовать и развивать прямо в процессе работы. Как отмечает Н.З. Солодилова в статье «Многоаспектная проблема реабилитации и социальной интеграции инвалидов», «для того чтобы ввести в России инклюзивное образование, нужно изменить не только методологию внедрения интеграционных инноваций в систему образования, но и массовое сознание людей».

Положения Закона № 273-ФЗ в части образования лиц с ограниченными возможностями находят развитие на уровне субъектов федерации. В законах об образовании многих субъектов РФ отражены общие нормы федерального законодательства об инклюзивности, а в ряде субъектов приняты отдельные нормативно-правовые акты на эту тему или целые концепции развития инклюзивного образования, например:

  • Закон г. Москвы от 28 апреля 2010 г. N 16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве».
  • Концепция образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга, утвержденная 5 мая 2012 г.
  • Концепция инклюзии в социальной политике Республики Татарстан на 2015 — 2018 годы, утвержденная 17 сентября 2015 г.
  • Концепция развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе инклюзивного образования) в Архангельской области на 2015 — 2021 годы, утвержденная 24 ноября 2015 г.
  • Концепция развития инклюзивного образования в Республике Бурятия, утверждена 28 мая 2013 г.

www.kakprosto.ru

Статья на тему «Инклюзивное Образование в России»

Инклюзия (от inclusion – включение) – процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь.

Инклюзия предполагает разработку и применение конкретных решений, которые позволят каждому человеку равноправно участвовать в общественной жизни.

При инклюзии все заинтересованные стороны должны принимать активное участие для получения желаемого результата.

Инклюзивное образование  – процесс  включения детей с особыми образовательными потребностями в общую образовательную среду.  Инклюзивное образование соответствует социальной модели понимания инвалидности, подразумевая гибкость образовательной системы и возможность подстроить ее под ребенка, а не наоборот.

Детьми с особыми образовательными потребностями (дети с ООП) считаются  дети, которым по тем или иным причинам необходимы дополнительные условия для комфортного обучения. К этой категории могут быть причислены как дети с инвалидностью (физической или ментальной), так и дети, принадлежащие к иной культурной среде или говорящие на другом языке, дети с отклонением в поведении и т.д.

Возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей здоровья, законодательно закреплено в Законе «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года.

В части 27 статьи 2 Федерального закона №273 – Ф3 дано определение инклюзивного образования как обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении, начиная с дошкольного учреждения и заканчивая высшими учебными заведениями. При этом они по-прежнему могут получить образование и в специализированных учреждениях.

Основная задача в этом направлении сформулирована Дмитрием Анатольевичем Медведевым:

«Мы просто обязаны, — подчеркнул премьер-министр, — создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества».

Эту же задачу ставит перед нами проектная инициатива «Наша новая школа», которая была принята 4 февраля 2010 года.

Сегодня насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети с инвалидностью. Наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории детей. При этом более 90 тыс. детей имеют нарушения физического статуса, что затрудняет их перемещение в пространстве и доступ к социально-образовательным ресурсам.

В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:

  1. Дифференцированное обучение детей с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психофизического развития в специальных (коррекционных) учреждения I-VIII видов.

  2. Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.

  3. Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

На сегодняшний день система образования для детей с особыми образовательными потребностями находится на пороге серьезных и неизбежных изменений. Но в реальности образовательная интеграция в России реализуется в основном методом экстраполяции, т.е. опытным переносом и адаптированием к отечественным условиям, модификацией некоторых, хорошо отработанных и положительно зарекомендовавших себя за рубежом, форм образовательной политики.

Реализация в России инклюзивного образования ставит для нашей страны вопрос о необходимости смены методологии внедрения интеграционных инноваций в систему образования.

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов».

По данным Министерства образования и науки РФ модель инклюзивного образования внедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектов РФ, среди которых:

— Москва,

— Архангельск,

— Самарская область,

— Ухта (Республика Коми),

— Республика Карелия (г. Петрозаводск, г. Сортавала),

— Томск,

— Воронеж,

— Санкт-Петербург,

— Хабаровск,

— республики Северного Кавказа.

Развитие инклюзивного образования в России чаще всего осуществляется в партнерстве государственных структур и неправительственных организаций. Инициатором включения детей с особенностями развития в процесс обучения в систему образовательных учреждений общего типа выступают объединения родителей детей с инвалидностью, организации, отстаивающие права и интересы людей с инвалидностью, профессиональные сообщества и ОУ, работающие в экспериментальном и проектном режиме.

Важной задачей на сегодня является создание в образовательных учреждениях условий для беспрепятственного доступа инвалидов. Для ее решения Минздравсоцразвития России разработал проект концепции федеральной целевой программы «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы. Эта программа включает в себя не только приспособление физической среды, но и подготовку педагогов. Для расширения доступности образования для детей – инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в России интенсивно развивается дистанционное образование детей-инвалидов. В настоящее время на дому обучается уже более 3 тыс. детей.

Реализация инклюзивного образования прямо связана с наличием в стране налаженной системы ранней комплексной помощи. Модель инклюзии на уровне дошкольного звена наиболее перспективна и менее противоречива, так как ориентирована на цели развития ребенка.

Основной школьной ступени трудно преодолеть ориентацию на цензовое образование. У педагогов возникает вопрос: какой аттестат будем давать? Поэтому очень важно разрабатывать и реализовывать образовательные программы для учащихся с ОВЗ. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «об образовании в Российской Федерации» не содержит таких классифицирующих признаков образовательной программы как коррекционные и
или указание численного вида.

В терминологии нового Федерального закона такие программы относятся к адаптированным образовательным программам. В соответствии с пунктом 28 статья 2 Федерального закона №273-ФЗ адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушения развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Такой ребенок должен получить образование, сопоставимое с образованием сверстников без ограничений здоровья, находясь в их среде, и в те же календарные сроки (цензовый уровень). Обучающийся должен быть полностью включен в общий образовательный поток на всех уровнях образования и по окончанию школы по результатам итоговой аттестации получает такой же документ об образовании, как и его сверстники. Специальные условия аттестации конкретизируются применительно к каждой категории обучающихся с ОВЗ.

Разработка тактических задач сопровождения, подбор конкретных коррекционных программ, тактик, технологий сопровождения, наиболее адекватных особенностям обучающихся с ОВЗ и всей ситуации его включения в среду сверстников, механизм взаимодействия специалистов, работающих с ребёнка – прерогатива школьного междисциплинарного психолого-медико-педагогического консилиума.

Путь к общему образованию может быть открыт для детей с ОВЗ при условии удовлетворения как общих с типично развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их физического и/или психического развития. Удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ можно при соблюдении следующих условий:

  • своевременное начало образования;

  • индивидуализация обучения;

  • мониторинг результатов;

  • систематическая психолого-педагогическая поддержка.

Рассмотрим обозначенные условия более подробно:

  1. Своевременное начало образования.

Важно организовывать интегрированное или инклюзивное дошкольное образование ребенка с ОВЗ.

Программа комплексной помощи

Индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида (ИПР)

Организация среды и рабочего места с учетом специфики нарушения здоровья ребенка

Индивидуальная образовательная программа

Индивидуализация обучения, которую обеспечивают составляющие коррекционной работы.

Такое взаимодействие, реализованное командой специалистов школьного ПМПк, позволяет осуществить комплексный подход в определении и решении проблем ребенка, предоставить ему квалифицированную помощь от специалистов разного профиля; проанализировать личностное и когнитивное развитие обучающегося в различных аспектах.

  1. Мониторинг результатов позволяет отслеживать формирование предметных знаний,

умений и навыков; знаний, умений и навыков, обеспечивающих социальную компетентность учащихся; определять дельнейшие шаги для ликвидации пробелов в знаниях.

  1. Систематическая психолого-педагогическая поддержка состоит, прежде всего, в подготовительной работе по включению ребенка с ОВЗ в школьную среду. Необходимо определить круг лиц, участвующих в образовании ребенка с ОВЗ и их взаимодействие. Также необходима подготовка всего детского коллектива к включению в него обучающегося с ОВЗ. Параллельно с этим должна осуществляться психологическая подготовка родителей, педагогов, все сотрудников образовательной организации.

В результате обучения по адаптивным общеобразовательным программам ребенок с ОВЗ должен овладеть тремя уровнями жизненных компетенций:

— предметный;

— личностный;

— метапредметный.

Личностные результаты могут быть следующими:

обучающийся

  • использует знания о правилах поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного социального статуса;

  • осознает возможность и допустимость границ социальных контактов;

  • включается в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного здоровья;

  • проявляет позитивные качества личности и управляет своими эмоциями в различных конфликтных ситуациях;

  • проявляет дисциплинированность и упорство в образовательной деятельности для достижения значимых личных результатов при условии сохранения и укрепления здоровья;

  • проявляет способность сопереживать;

  • проявляет произвольность в поведении, волевое усилие, умение сосредоточиться на определенной деятельности.

У каждой категории детей будут свои специфические результаты, а также являющиеся итогом овладения жизненными компетенциями. Например, у детей с тяжелыми нарушениями речи: обучающиеся продемонстрируют правильное звукопроизношение, овладеют основными закономерностями грамматического и лексического строя.

У слабовидящего обучающегося специфические результаты овладения компонентом жизненной компетенции могут быть: использование сохранных анализаторов и компенсаторных способов деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни; демонстрация умений и навыков ориентировки в микропространстве; активное использование современных тифлотехнических, оптических и технических средств, облегчающих познавательную и учебную деятельность.

Результаты освоения программы у обучающихся с ЗПР должны проявиться в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для ее разрешения, с ситуациями, в которых можно найти решение самому.

У детей с расстройствами аутистического спектра результаты овладения компонентом жизненной компетенции могут проявляться, в том числе, в умении индивидуальной, а затем и фронтальной инструкцией педагога.

Для успешной реализации идеи инклюзии в общеобразовательном учреждении необходимо соблюсти следующие условия:

  • психологическая готовность ребенка к совместному обучению с нормально развивающимися детьми;

  • желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми;

  • наличие возможностей оказывать детям с ОВЗ квалифицированную помощь;

  • уровень психического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней;

  • возможность овладения общим образовательным стандартом в сроки.

Что делает школу инклюзивной?:
1. Дети. Прежде всего, нужно, чтобы в школе учились разные дети: с инвалидностью и без. Это важно для обеих категорий учеников : дети с инвалидностью учатся взаимодействовать в конкурентной среде, а дети без инвалидности растут более отзывчивыми и эмоционально чуткими.
2. Философия школы.   Инклюзия подразумевает постоянный диалог. Политика школы обсуждается с учителями, родителями и детьми. В случае возникновения конфликтов проводятся психологические тренинги. Кроме того, учителя постоянно, каждый день, так  или иначе подчеркивают, что различия – это не плохо, и учат детей принимать и понимать тех, кто не похож на них.
3. Архитектурная доступность. Без этого условия инклюзия будет невозможна в принципе – ведь если ребенок, использующий инвалидную коляску не сможет самостоятельно войти в школу, об инклюзии говорить не приходится. Школа должна иметь возможность предоставить такому ученику возможность свободного передвижения внутри всего школьного пространства и участия в подвижных играх, спортивных мероприятиях и праздниках наравне с другими учениками.

4. Наличие в школе тьютеров – специалистов, сопровождающих ученика с ООП в процессе обучения. Это может быть педагог, который помогает лучше усвоить материал во время урока, или медицинский работник, решающий специфические медицинские вопросы.
5. Вовлеченность родителей.  Инклюзия – двусторонний процесс. Действительно равные условия обучения возможны только в том случае, если сам ребенок с ООП хочет учиться и готов прикладывать для этого необходимые усилия. Здесь очень важна роль родителей, которые могут настроить ребенка на равные условия общения, объяснить ему правила поведения и помогать ему их соблюдать. 

Для развития инклюзии в России на данный момент необходимы прежде всего следующие условия:
1. Наличие доступной среды: нам очень нужны пандусы, лифты, низкие бордюры и прочие условия, которые позволят ученикам с инвалидностью самостоятельно выйти из дома, добраться до школы и войти внутрь.

2. Изменение негативных стереотипов, касающихся инвалидности: для того, чтобы люди с инвалидностью чувствовали себя комфортно в России, нам предстоит проделать очень большую информационную работу. Очень важно говорить о необходимости инклюзии на всех уровнях, говорить о вопросах инвалидности позитивно, формировать положительное общественное мнение.

3. Корректировка существующего законодательства, которое позволит вписать инклюзию в существующую образовательную систему.

4. Дополнительная подготовка учителей – для эффективного обучения в инклюзивной  школе ребенку с инвалидностью нужна помощь учителя, понимающего суть инклюзии.

Несмотря на то, что нам еще очень многое предстоит сделать для развития инклюзии в России,  у нас уже сейчас есть образовательные учреждения, практикующие инклюзивный подход. 

infourok.ru

Инклюзивное образование в 2019 году

Любое современное общество, включая граждан Российской Федерации, имеет в своем составе различные слои населения.

Наиболее незащищенными среди россиян являются дети с ограниченными возможностями, а также лица с инвалидностью.

При этом гражданин может страдать различными недугами, именно поэтому государство активно развивает различные обучающие программы, в том числе и инклюзивное образование.

Подобная программа обучения, направлена на реализацию права каждого человека с нарушениями здоровья получать программу образования в условиях пригодных для полностью здоровых граждан, применяя при этом специальные технологии.

Что это такое

Инклюзивное образование — это совместная программа воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями, а также категорий детского населения, которые не имеют каких-либо проблем со здоровьем.

Данный термин используется в современной практике довольно часто, так как отдельных образовательных учреждений для инвалидов практически не существует, государство стремится к тому, чтобы они могли учиться совместно с нормальными здоровыми детьми, при наличии подходящих для этого условий.

В данном случае подобная программа образования требует от педагогов отдельного и более пристального внимания за ограниченными детьми.

Применение для них более легкой программы обучения при необходимости, а также использование дополнительного времени, либо технологий, чтобы ребенок, имеющий проблемы со здоровьем мог комфортно для себя воспринимать всю нужную информацию.

Нормативная база

В чем заключается инклюзивное образование, а также способы предоставления программ для детей, имеющих ограничения по здоровью в общеобразовательных учебных заведениях регламентируется следующими нормативно правовыми актами Российской Федерации:

Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 года (последняя редакция)«Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный закон № 181 от 24.11.1995 года (последняя редакция)«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Фото: Федеральный закон № 273

Фото: Федеральный закон № 181

На основании этих двух законодательных актов была разработана программа инклюзивного образования, которая включает в себя определенные принципы предоставления информации для детей с ограниченными возможностями.

Также нормативно правовые акты распространяют свое действие на все учебные учреждения, где получают образование дети с инвалидностью.

Дополнительно в тексте законов имеются положения, указывающие на распространенный вопрос, являются ли обязательными методы применения инклюзивного образования.

Другие варианты обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Каждый ребенок в Российской Федерации имеет право пройти общеобразовательную программу в школе абсолютно бесплатно.

Наряду с этим встречаются отдельные формы образования для инвалидов, как инклюзивное обучение.

Рассмотрим более детально, какие еще варианты обучения имеются у детей с ограничениями:

Интегрированное обучениеПолучение детьми с инвалидностью образовательной программы в специальных классах
Дифференцированное обучениеПолучение детьми с ограниченными возможностями (слух, зрение, речь, опорно-двигательный аппарат) образования в специальных учреждениях, либо отдельных классах
Дистанционное обучениеПолучение детьми с ограниченными возможностями образования в удаленном режиме через интернет
Домашнее обучениеРабота педагогов с детьми, имеющими ограниченные возможности со здоровьем на дому

Каждый вид образовательной программы предполагает работу педагогов в разной форме. Но любой из методов, направлен на то, чтобы ребенок, невзирая на свои проблемы со здоровьем мог получить достойную обучающую программу, и был грамотным гражданином впоследствии.

Коррекционные классы общеобразовательных школ

Для того чтобы дети с инвалидностью могли успевать за общеобразовательной программой, специально в школах создаются отдельные классы.

Здесь с лицами, имеющими ограниченные возможности, педагоги занимаются дополнительно. Программа используется для всех учащихся независимо от их отклонений.

К каждому ребенку педагоги должны делать индивидуальный подход, при необходимости подробно разъясняя тот или иной момент в обучающей программе.

Нередко в подобных классах используются дополнительные методы помощи ребенку с ограниченными возможностями, чтобы подробно воспринять тот или иной материал.

Как правило, такие классы созданы для проведения отдельных уроков по различным дисциплинам, куда ходят дети инвалиды.

Домашнее

Имеются среди детей инвалидов те слои населения, которые не в состоянии посещать общеобразовательное учреждение. В рамках помощи для таких граждан создана домашняя форма обучения.

На практике она реализуется педагогом, который занимается выездом к ученику на дом и подробной работой с ним в каждой отдельной дисциплине. Как правило, с такими учениками учителя работают по специально разработанной форме обучения.

Предоставляется подробный материал, который педагог помогает лучше усвоить учащемуся. Также в домашних условиях проводятся проверочные работы, опросы, на основании которых учитель выставляет оценки за успеваемость.

Дополнительно следует учитывать тот факт, что в ряде случаев домашняя программа обучения ничем не отличается от общего образования, за исключением того, что ребенок получает информацию и демонстрирует свои знания в домашних условиях.

Дистанционно

Еще одна форма образования, которая часто применяется для детей инвалидов – это дистанционное обучение.

В данном случае ребенок с ограниченными возможностями лично изучает весь материал, либо педагог работает с ним через интернет.

При необходимости проводятся дополнительные занятия, а также опросы, на которых ученик демонстрирует свои знания.

Все что требуется для проведения дистанционной формы обучения детей – это компьютер и доступ в интернет.

Если имеется все необходимое, ребенок может, как самостоятельно постигать программу, так и работать с учителями в их свободное время.

В случае с удаленным образованием, с лицом, имеющим отклонения по здоровью могут работать сразу несколько отдельных педагогов, которые будут помогать ему разбираться в материале, а также проводить соответствующий контроль успеваемости с выставлением оценок.

Плюсы и минусы подобной системы обучения

Дополнительная программа обучения для детей с инвалидностью, работа в домашних условиях, а также дистанционная форма получения образования имеет ряд положительных и отрицательных сторон:

ПреимуществаНедостатки
Ребенок может более подробно изучить и вникнуть в преподаваемый материалИмеется необходимость работать с каждым ребенком по отдельной программе
Образование, получаемое ребенком инвалидом, ничем не отличается от общеобразовательной программыНе всегда хватает педагогов, которые готовы работать с детьми удаленно, в домашних условиях или дополнительно
После получения дополнительной помощи для восприятия информации ребенок усваивает материал значительно лучшеДля работы с некоторыми детьми инвалидами требуется использование различных технологий
После получения образовательной программы выдается общий диплом о полученном образованииПедагогам более трудно контролировать успеваемость детей инвалидов, при дистанционном или домашнем обучении
При инклюзивной программе обучения имеется возможность работать с каждым ребенком в отдельностиНе во всех регионах Российской Федерации присутствует возможность использования инклюзивной образовательной программы

Наряду с преимуществами, у инклюзивной, а также иной формы обучения имеются также и недостатки. Дополнительно следует учитывать тот факт, что при получении общего образования дети с инвалидностью учатся совместно со здоровыми учениками, что нередко может их угнетать морально.

Проблемы в России

Инклюзивная форма образования присутствует в Российской Федерации уже достаточно длительное время, но здесь имеется ряд проблем, на которые следует обратить внимание:

  • достаточно мало общеобразовательных школ в целом по стране, которые предусматривают возможности дополнительной работы с детьми инвалидами;
  • нередко из-за отсутствия или занятости педагогов ребенку с ограниченными возможностями приходится самостоятельно разбираться в программе;
  • обучение здоровых детей и лиц с ограниченными возможностями не всегда возможно из-за отсутствия тех или иных технологий;
  • получение общеобразовательной программы учащимся с ограниченными возможностями может влиять на него морально, так как он проходит обучение совместно со здоровыми детьми.

Несмотря на наличие подобных проблем в России, с ними ведется активная борьба, направленная на то, чтобы каждый учащийся общеобразовательной школы мог получить качественное образование и впоследствии реализовать себя.

Мировой опыт

Если брать в пример зарубежные страны, то во многих из них инклюзивная форма обучения присутствует уже достаточно продолжительное время.

Здесь для детей инвалидов активно применяется специальный подход, устраиваются дополнительные занятия, чтобы те более тщательно усваивали материал.

Более того для лиц с ограниченными возможностями активно применяются различные технологии, которые позволяют им быстро и качественно усваивать образовательную программу.

В данном случае в развитых зарубежных странах дети инвалиды получают при необходимости все, что им поможет в усвоении образовательного материала.

Инклюзивная форма обучения в России используется уже достаточно продолжительный период времени. Специально для детей инвалидов школы оборудуются необходимыми технологиями. Педагоги работают дополнительное время, а также активно помогают в освоении материала.

Но следует заметить, что это встречается не во всех образовательных учреждениях, так как в Российской Федерации в данной сфере имеются и проблемы, которые решить окончательно, пока что не удается.

Видео: развитие инклюзивного образования в России

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

lgotywiki.ru

Нормативные документы по инклюзивному образованию

Федеральные документы:

 

  • Конституция Российской Федерации— высший нормативный правовой акт РФ. Принята народом РФ 12.1993 г. Вступила в силу со дня официального опубликования 25.12.1993 г. Статья 43.
  • Закон от12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — является основным Федеральным законом, обеспечивающим образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Содержит ряд статей (2,3, 5, 11, 42, 44, 55, 58, 60, 79 и др.), закрепляющих право детей на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.
  • Закон от07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013 г.) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» — занимает центральное место в нормативно-правовом обеспечении образования. Устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ. В законе выделены основные направления обеспечения прав ребенка, организационные основы гарантий прав ребенка, представлены государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, меры по защите прав ребенка на охрану здоровья, на отдых, на профессиональную подготовку и др.
  • Закон от11.1995 г. № 181-ФЗ (ред. 04.01.1999 г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» — определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
    Закон Российской Федерации от 03.05.2012 г. N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
  • Указ Президента РФот 2 октября 1992 г. N 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» (с изменениями и дополнениями).
  • Национальная образовательная инициатива«Наша новая школа» — утверждена Президентом РФ 02.2010 г. Новая школа — это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
  • Указ Президента РФот 06.2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы». В контексте Указа реализуются две программы: «Здоровье» и «Образование». Ключевые принципы: защита прав каждого ребенка; максимальная реализация потенциала каждого ребенка; сбережение здоровья каждого ребенка; особое внимание уязвимым категориям детей; обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей; партнерство во имя ребенка.
  • Указ Президента РФот 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
  • Указ Президента РФот 7 мая 2012 г. № 597 «О МЕРОПРИЯТИЯХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ».
  • Государственная программа РФ«Развитие образования» на 2013–2020 годы — утверждена постановлением Правительства РФ от 04.2014 г. № 295.
  • Постановление Правительства РФот 27 июля 1996 г. N 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг».
  • Постановление правительства РФот 20 февраля 2006 г. N 95 (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.2008 N 247) «О порядке и условиях признания лица инвалидом».
  • Распоряжение Правительства РФот 17 ноября 2008 года № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года».
  • Приказ Министерства образования инауки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования».
  • Приказ Министерства труда исоциальной защиты РФ от 17 декабря 2015 г. N 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (с изменениями и дополнениями).
  • Приказ Министерства образования инауки РФ от 24 марта 2009 года № 95 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
  • Приказ Министерства образования инауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  • Приказ Министерства образования инауки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  • «Обинтегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» — Письмо Минобразования РФ от 16 января 2002 года N 03-51-5ин/23–
  • Приказ Министерства образования инауки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
  • Постановление от10 июля 2015 года N 26 Об утверждении СанПиН 4.2.3286–15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от03.2000 № 27/901 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».
    Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
  • Письмо Министерства образования инауки Российской Федерации от 10 февраля 2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».
  • Письмо Заместителя министра МИНОБРНАУКИ РОССИИИР-535/07 от 06.2013 года «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
    Проекты адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с ОВЗ.

Региональные документы:

 

 

Дата публикации — 25 июня 2017

vos-ds61-mechta.edumsko.ru

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07

О КОРРЕКЦИОННОМ И ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07

В связи с реализуемой в рамках вступающего в силу 1 сентября 2013 года Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» реструктуризацией образовательных  учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья Минобрнауки Росси направляет разъяснения своей позиции в части коррекционного и инклюзивного образования детей.

И.М. РЕМОРЕНКО

В связи с обращениями депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Ломакина-Румянцева А.В и коллективов образовательных учреждений ряда субъектов Российской Федерации по вопросу о реструктуризации образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом норм Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №  273 «Об образовании в Российской Федерации», вступающего в силу 1 сентября 2013 года (далее  —  Федеральный закон), Департамент считает необходимым отметить следующее.

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации.

Усилия Минобрнауки России сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья, и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.

В  рамках разработки нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона, подготовлены проекты приказов Минобрнауки России об особенностях организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, об установлении порядка выдачи свидетельства об обучении лицам с ограниченными возможностями здоровья, не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптивным основным общеобразовательным программам, об установлении образца свидетельства об обучении, выдаваемого лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам (размещены на сайте: regulation.gov.ru).

Согласно статье 79 Федерального закона органами государственной власти субъектов Российской Федерации создаются отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптивным основным общеобразовательным программам, для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время в России для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья существует дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений. Она включает в себя специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (школы, школы-интернаты) (далее  — СКОУ).

В последние несколько лет в субъектах Российской Федерации произошло сокращение на 5 процентов СКОУ при одновременном росте на 2 процента количества обучающихся, воспитывающихся в них детей (по состоянию на начало 2009/2010 учебного года в России функционировало 1804 СКОУ, в которых обучалось 207 тыс. детей с различными недостатками в физическом и (или) психическом развитии, в 2012/2013 учебном году соответственно: 1708 – 211 тыс. детей).

Минобрнауки России обеспокоено наметившейся тенденцией к тому, что развитие форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в регионах не всегда носит спланированный, последовательный характер, зачастую не сопровождается созданием необходимых условий. Часть субъектов Российской Федерации неоправданно сориентированы на сокращение сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений. В указанный период времени в большинстве субъектов Российской Федерации прекращена образовательная деятельность от 1 до 3 СКОУ, в Хабаровском крае – 4, Калининградской области – 5, Ивановской области – 6, Красноярском крае – 7, Тверской области – 8, Пермском крае – 9, Свердловской области – 10, Краснодарском крае – 14, Новгородской области – 18.

Основные направления организации совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и сверстников, не имеющих нарушений развития, отражены в рекомендациях Минобрнауки России по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъекте Российской Федерации, которые были направлены руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, в апреле 2008 года (письмо от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06).

Региональные программы, направленные на развитие образования детей этой категории, включая их интеграцию в обычную образовательную среду, разрабатываются и реализуются с учетом указанных рекомендаций.

В настоящее время в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2181-р (далее – Программа), реализуются мероприятия по оснащению обычных образовательных учреждений специальным оборудованием и приспособлениями для беспрепятственного доступа и обучения детей-инвалидов, в том числе с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

Реализация мероприятий Программы позволит в течение 5 лет (в 2011-2015 годах) создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов, совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития, лишь в 20 процентах от общей численности общеобразовательных школ.

В этой связи Департамент обращает внимание органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, на то, что инклюзивное (интегрированное) образование детей-инвалидов не должно становиться самоцелью, тем более приобретать формальный характер – инклюзия (интеграция) ради инклюзии (интеграции).

Развитие инклюзивных (интегрированных) форм обучения инвалидов должно осуществляться постепенно, на основе планирования и реализации комплекса мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации этой деятельности (включая наличие соответствующей материальной базы, специальных образовательных программ, подготовку педагогических коллективов, проведение разъяснительной работы с обучающимися и их родителями). Иначе подобная мера не только не позволит обеспечить полноценную инклюзию (интеграцию) обучающихся детей-инвалидов, но и негативно скажется на качестве работы образовательных учреждений с другими обучающимися.

Развитие совместного образования инвалидов и здоровых обучающихся не означает отказа от лучших достижений российской системы специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка-инвалида, в том числе об определении формы и степени его инклюзии (интеграции) в образовательную среду, должен решаться психолого-медико-педагогическими комиссиями исходя, прежде всего, из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей.

Департамент считает необходимым обратить внимание на функционирование существующей сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений с учетом того, что для части детей более целесообразным является обучение в специальном (коррекционном) образовательном учреждении. Такие учреждения на современном этапе могут выполнить функции учебно-методических (ресурсных) центров, оказывающих методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, психолого-педагогическую помощь детям и их родителям, координировать работу в этом направлении системы образования субъекта Российской Федерации.

Директор Департамента
Е.А. СИЛЬЯНОВ.

xn--273—84d1f.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *