Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017)
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Принят
Государственной Думой
20 декабря 2001 года
Одобрен
Советом Федерации
26 декабря 2001 года
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
fzakon.ru
Федеральный закон 7-ФЗ Об охране окружающей среды / 7 ФЗ
Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ
«Об охране окружающей среды»
(в редакции, актуальной с 1 января 2018 г.,
с изменениями и дополнениями, внесенными в текст, согласно Федеральным законам:
от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, от 29.12.2004 г. № 199-ФЗ, от 09.05.2005 г. № 45-ФЗ,
от 31.12.2005 г. № 199-ФЗ, от 18.12.2006 г. № 232-ФЗ, от 05.02.2007 г. № 13-ФЗ,
от 26.06.2007 г. № 118-ФЗ, от 24.06.2008 г. № 93-ФЗ, от 14.07.2008 г. № 118-ФЗ,
от 23.07.2008 г. № 160-ФЗ, от 30.12.2008 г. № 309-ФЗ, от 14.03.2009 г. № 32-ФЗ,
от 27.12.2009 г. № 374-ФЗ, от 29.12.2010 г. № 442-ФЗ, от 11.07.2011 г. № 190-ФЗ,
от 21.11.2011 г. № 331-ФЗ, от 07.12.2011 г. № 417-ФЗ, от 25.06.2012 г. № 93-ФЗ,
от 02.07.2013 г. № 185-ФЗ, от 23.07.2013 г. № 226-ФЗ, от 28.12.2013 г. № 406-ФЗ,
от 28.12.2013 г. № 409-ФЗ, от 12.03.2014 г. № 27-ФЗ, от 24.11.2014 г. № 361-ФЗ,
от 29.12.2014 г. № 458-ФЗ, от 29.06.2015 г. № 203-ФЗ, от 13.07.2015 г. № 233-ФЗ,
от 28.11.2015 г. № 357-ФЗ, от 29.12.2015 г. № 404-ФЗ, от 05.04.2016 г. № 104-ФЗ,
от 23.06.2016 г. № 218-ФЗ, от 03.07.2016 г. № 254-ФЗ, от 03.07.2016 г. № 353-ФЗ,
от 03.07.2016 г. № 358-ФЗ, от 29.07.2017 г. № 280-ФЗ, от 29.12.2017 г. № 463-ФЗ,
от 31.12.2017 г. № 503-ФЗ;
с изменениями и дополнениями, частично внесенными в текст
,согласно Федеральному закону от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ)
Изменения
и дополнения, принятые, но не вступившие в силу (в текст не внесены),
согласно Федеральным законам: от 29.07.2017 г. № 225-ФЗ,
от 19.07.2018 г. № 212-ФЗ,
от 29.07.2018 г. № 252-ФЗ
Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года
Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон определяет правовые
Статья 5. Закон об Охране окружающей среды N 7-ФЗ от 10.01.2002
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:
обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации;
разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;
разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации;
объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории Российской Федерации;
координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;
установление порядка осуществления государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), порядка организации и функционирования единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы;
определение порядка организации и осуществления федерального государственного экологического надзора;
установление порядка создания и эксплуатации государственного фонда данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (далее также — государственный фонд данных), перечня видов включаемой в него информации, порядка и условий ее представления, а также порядка обмена такой информацией;
создание и эксплуатация государственного фонда данных;
установление порядка подготовки и распространения ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;
установление федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды;
обеспечение охраны окружающей среды, в том числе морской среды на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
установление порядка обращения с радиоактивными отходами, государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности;
подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;
установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;
утверждение правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения и определения ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду и коэффициентов к ним;
организация и проведение государственной экологической экспертизы;
взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды;
установление порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, и их осуществление;
предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры;
обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;
образование особо охраняемых природных территорий федерального значения, формирование Перечня объектов природного наследия, рекомендуемых Российской Федерацией для включения в Список всемирного наследия, управление природно-заповедным фондом, ведение Красной книги Российской Федерации;
ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
ведение государственного учета особо охраняемых природных территорий, в том числе природных комплексов и объектов, а также природных ресурсов с учетом их экологической значимости;
экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
экономическая оценка природных и природно-антропогенных объектов;
установление порядка лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды и его осуществление;
осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды;
абзац утратил силу. — Федеральный закон от 25.06.2012 N 93-ФЗ;
осуществление федерального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности с использованием объектов, находящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в ведении Российской Федерации, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
абзац утратил силу. — Федеральный закон от 29.06.2015 N 203-ФЗ;
установление для целей государственного экологического надзора категорий хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, исходя из критериев и (или) показателей негативного воздействия объектов хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, а также определение показателей высокого и экстремально высокого химического и радиационного загрязнения окружающей среды;
государственное регулирование обращения озоноразрушающих веществ;
осуществление иных предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий;
установление перечня загрязняющих веществ;
установление перечня областей применения наилучших доступных технологий;
установление порядка разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям;
установление порядка выдачи комплексных экологических разрешений, внесения в них изменений, их переоформления и отзыва;
установление критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I — IV категорий.
www.zakonrf.info
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» :: BusinessMan.ru
Согласно Конституции у каждого гражданина есть право на благоприятные окружающие условия. При этом возникает обязанность сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам. Естественные ресурсы выступают как основа устойчивого развития, жизнедеятельности всех народов России. Правовое регулирование сферы защиты природы осуществляется соответствующим ФЗ.
Закон «Об охране окружающей среды»: общие сведения
В нормативном акте установлены принципы, в соответствии с которыми осуществляется защита природы. Правовые основы документа обеспечивают сбалансированность при решении общественно-экономических вопросов, сохранении благоприятных окружающих условий, биологического разнообразия и ресурсов для удовлетворения нужд настоящего и будущего поколений, контроля исполнения предписаний экологического законодательства. Нормативным актом регулируются отношения, формирующиеся в процессе осуществления хозяйственной и прочей деятельности, касающейся воздействия на природу.
Принципы
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет общие требования для субъектов, ведущих хозяйственную и прочую деятельность, оказывающую влияние на природу. Функционирование предприятий и работа граждан должна осуществляться в соответствии со следующими принципами:
- Соблюдение прав человека на благоприятные окружающие условия.
- Научно обоснованное сочетание экономических, экологических, общественных, частных и государственных интересов для развития и сохранения окружающей среды.
- Защита, воспроизводство и рациональное применение ресурсов.
- Обеспечение благоприятных для деятельности и жизни населения условий.
- Ответственность органов государственной, местной, региональной власти за соблюдение экологической безопасности в пределах соответствующих территорий.
- Платность использования природных ресурсов и установление обязанности компенсировать ущерб, причиненный естественным объектам.
- Независимость при проведении контроля в сфере защиты окружающей среды.
- Обязательность анализа воздействия, учет общественно-экономических и природных особенностей территории при планировании и организации хозяйственной и прочей деятельности.
- Приоритет сохранения существующих экосистем, ландшафтов и экологических комплексов, биологического разнообразия.
- Обеспечение уменьшения негативного влияния хозяйственной и прочей деятельности на природу согласно нормативам. Реализация этой задачи должна осуществляться на основе применения инновационных технологий с учетом социальных и экономических факторов.
- Запрещение хозяйственной и другой деятельности, последствия от которой могут быть непредсказуемыми для окружающей среды, не допущение осуществления проектов, в результате которых может начаться деградация естественных экосистем, изменение либо исчезновение генофонда растений, животных и прочих организмов, истощение ресурсов и пр.
- Соблюдение прав каждого человека на получение достоверных сведений о состоянии природы.
- Установление ответственности за нарушение положений экологического законодательства.
- Участие населения, общественных и прочих некоммерческих объединений в решении задач по охране природы.
- Организация и совершенствование системы экологического воспитания, образования, культуры.
- Установление международных связей в сфере охраны природы.
Объекты, подлежащие защите
Их перечень устанавливает 7-й Федеральный закон (ФЗ «Об охране окружающей среды»). К объектам, подлежащим защите от истощения, загрязнения, порчи, деградации, уничтожения и прочего негативного влияния хозяйственной или другой деятельности, относят:
- Почвы, недра, земли.
- Подземные и поверхностные водные источники.
- Леса и прочую растительность, животных и другие организмы, их генофонд.
- Озоновый слой, воздух в атмосфере и космическое околоземное пространство.
Особые категории
Закон РФ «Об охране окружающей среды» устанавливает перечень объектов, подлежащих первоочередной защите. К ним относят экосистемы, природные комплексы и ландшафты, которые не подвергались антропогенному влиянию. Закон «Об охране окружающий среды» определяет также категорию объектов, подлежащих особой защите. В этот перечень включены:
- государственные заповедники, заказники;
- ботанические сады;
- природные памятники;
- дендрологические и национальные парки;
- лечебно-оздоровительные и курортные местности;
- постоянная среда проживания малочисленных коренных народов.
В данную категорию Закон «Об охране окружающий среды» включает объекты, входящие в Список всемирного наследия, а также имеющие особое историко-культурное, научное, рекреационное, эстетическое или другое ценное значение, исчезающие и редкие почвы, леса и другая растительность, животные и иные организмы и их ареалы.
Права граждан
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» принят во исполнение Конституционных положений, касающихся сферы экологической безопасности. В этой связи в нормативном акте прописаны права граждан в данной области. В частности, Закон «Об охране окружающей среды» устанавливает, что каждый россиянин может направлять обращения в структуры государственной, региональной либо местной власти, организации и должностным лицам для своевременного получения полных и достоверных данных о состоянии природы на территории их проживания. Граждане также вправе знакомиться со сведениями о мерах экологической безопасности. Закон «Об охране окружающей среды» позволяет формировать общественные объединения, другие некоммерческие структуры (фонды и пр.) для осуществления деятельности, связанной с защитой природы. Граждане могут участвовать в демонстрациях, шествиях, митингах, пикетировании, референдумах, сборе подписей для принятия петиций по экологическим вопросам, а также в других, не противоречащих нормативным актам акциях. Закон «Об охране окружающей среды» предусматривает право частных лиц обращаться в суд с исками о возмещении ущерба природе.
Обязанности
В соответствии с законодательством, граждане должны:
- Оберегать природные богатства.
- Сохранять окружающую среду.
- Выполнять другие экологические требования.
Взаимодействие с госорганами
Граждане вправе выдвигать предложения о выполнении экологической экспертизы и принимать участие в ней в установленном порядке. Частные лица могут содействовать органам местной, государственной или региональной власти при решении экологических вопросов. Закон «Об охране окружающей среды» предусматривает право любого гражданина обратиться в уполномоченные структуры с заявлениями, жалобами и предложениями, касающимися защиты природы.
businessman.ru
Федеральный закон об охране окружающей среды n 7-ФЗ. Актуально в 2019 году
Наименование документа:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 25.06.2012 с изменениями, вступившими в силу 01.01.2013) «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»
Принявший орган
- ГД РФ
- ПРЕЗИДЕНТ РФ
- СФ РФ
Номер документа
7-ФЗ
Дата принятия
2002-02-12
Дата редакции
2012-06-25
Дата регистрации в Минюсте
Статус
Действует
Публикация
- В данном виде документ опубликован не был
- Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
- (в ред. от 10.01.2002 — «Российская газета», N 6, 12.01.2002)
Российская Федерация
10 января 2002 г. N 7-ФЗ
Принят
Государственной Думой
20 декабря 2001 года
Одобрен
Советом Федерации
26 декабря 2001 года
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 331-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
—www.zakonprost.ru
Закон «Об охране окружающей среды».
20 декабря 2001 года Государственной Думой РФ принят Закон «Об охране окружающей среды» и подписан 10 января 2002 года Президентом Российской Федерации. Принятый закон сменил Закон «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 года.
Закон «Об охране окружающей среды» является комплексным головным законодательным актом прямого действия и решает три задачи:
1. Сохранение природной среды;
2. Предупреждение и устранение вредного влияния хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека;
3. Улучшение качества окружающей среды.
Этот закон является актом прямого воздействия, то есть его статьи действуют без каких-либо дополнительных инструкций, постановлений и пр.
Основная задача закона состоит в обеспечении научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов для сохранения здоровой чистой окружающей среды. Обосновываются нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, а также нормативы допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ и т.д.
Данный закон формулирует экологические требования, к источникам вредного воздействия на окружающую среду и здоровье человека.
Закон «Об охране окружающей среды» состоит из XVI глав, содержащих 84 статьи, в которых представлены:
— общие положения;
— основы управления в области охраны окружающей среды;
— права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды;
— экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;
— нормирование в области охраны окружающей среды;
— оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;
— требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
— зоны экологических бедствий, зоны чрезвычайных ситуаций;
— природные объекты, находящиеся под особой охраной;
— государственный мониторинг окружающей среды;
— контроль в области охраны окружающей среды. Экологический мониторинг;
— научные исследования в области охраны окружающей среды;
— основы формирования экологической культуры;
— ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
— международное сотрудничество в области охраны окружающей среды;
— заключительные положения.
Центральная тема Закона – это охрана здоровья человека от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Человек рассматривается как субъект воздействия на окружающую среду, несущий ответственность за последствия своей деятельности, и , как объект такого воздействия, наделенный соответствующими правами и гарантиями на возмещение причиненного вреда.
Механизм исполнения норм данного закона состоит из системы. включающей экономическое стимулирование хозяйствующего субъекта, а также административно-правового воздействия на нарушителей.
Основные акты экологического законодательства в Российской Федерации
После принятия Конституции РФ практически полностью было пересмотрено законодательство РФ, в том числе и экологическое. Основные акты экологического законодательства приведены в табл.3.1.
Таблица 3.1 Основные акты экологического законодательства в Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации (1993 г.) | ||||
Природоохранное законодательство | Экологическая безопасность | Природно-ресурсовое законодательство | ||
Действующие законодательные акты | ||||
Закон РФ «Об охране окружающей среды», 2002г | Закон РСФСР «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», 1991 (с изменениями) | Земельный кодекс, 2001 | ||
ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»,1999г | Закон РФ «О безопасности», 1992 | Закон РФ «о плате за землю», 1991 г. (в ред. Законов 1992, 1994, 1995 гг.) | ||
ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», 1999г | Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера», 1994 г | Водный кодекс, 1995г | ||
Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, 1993 г (в ред. Законов 1998г) | ФЗ «О радиационной безопасности населения», 1996 г | Закон РФ «О континентальном шельфе», 1995г | ||
Закон РФ «О ратификации рамочной Конвенции ООН об изменении климата», 1994 г | ФЗ «Об использовании атомной энергии» | Закон РСФСР «О недрах», 1992 (в ред. Закона 1995 г). | ||
Закон РФ «О ратификации Базельской конвенции ООН о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением», 1994 г | ФЗ «О пожарной безопасности» | ФЗ «О ставках отчислений на минерально-сырьевой базы», 1995 г. | ||
ФЗ «Об экологической экспертизе», 1995 г | ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», 1995 г. | |||
ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», 1995 г | Закон «О животном мире», 1995 г. | |||
ФЗ «Об уничтожении химического оружия», 1997 г | Лесной кодекс, 1997 г. | |||
ФЗ «Об исключительной экономической зоне России», 1998 г | ФЗ «Об отходах производства и потребления»,1998 г. | |||
Законодательные акты, нуждающиеся в разработке и/или в утверждении | ||||
ФЗ «Об экологическом страховании» | ФЗ «Об экологической безопасности» | ФЗ «О разграничении прав собственности на природные ресурсы («О федеральных природных ресурсах»)». | ||
ФЗ «Об экологических фондах» | ФЗ «О статусе зон экологического неблагополучия» | ФЗ «О государственных кадастрах природных ресурсов» | ||
ФЗ «Об охране водных биологических ресурсов» | ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами» | ФЗ «О растительном мире» | ||
ФЗ «Об охоте и рыболовстве» | ФЗ «Об энергоинформационном благополучии населения» | ФЗ «О государственной политике в области обращения с радиоактивными отходами». | ||
ФЗ «О государственном регулировании использования охраны зеленого фонда городских поселений» | ФЗ «О питьевой воде» | |||
ФЗ «От государственном регулировании в области экологического образования» | ||||
Природоресурсовое законодательство включает нормативные акты, регулирующие охрану и использование отдельных видов природных ресурсов: Земельный кодекс РФ(2001 год), Лесной кодекс РФ(1997 год), Водный кодекс РФ(1995 год), Закон РФ «О недрах»(1992 год), Закон «Об особо охраняемых природных территориях»(1995 год), Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха»(1999 год), Федеральный закон «О животном мире»(1995 год).
В природоохранное законодательство входят нормативные акты, регулирующие охрану окружающей среды в целом: Закон РФ «Об охране окружающей среды»(2002 год), Федеральный закон «Об экологической экспертизе»(1995 год), «О радиационной безопасности населения»(1995 год), «О безопасности обращения с пестицидами и агрохимикатами»(1997 год) и др.
Действующий земельный кодекс РФ был принят в 2001 году.
Первый земельный кодекс РСФСР был принят в 1992 г. ВЦИК. Он провозглашал собственность государства на землю и изъятие земель из гражданского оборота. Второй земельный кодекс РСФСР принят Верховным Советом РСФСР в июне 1970г. Это был кодекс периода развитого социализма, утвердившего полное господство колхозно-совхозной формы ведения сельского хозяйства. Земельный кодекс 1991 года – это кодекс отмены исключительности государственной собственности на землю и другие природные ресурсы.
Закон Российской Федерации «О недрах» 1992 г. устанавливает правовые отношения при изучении, использовании и охране недр.
Данный закон устанавливает строгое лицензирование, вводит плату за пользование недр для различных целей и распределение доли доходов, получаемых недропользователем. В недропользовании много сложных и неразрешенных проблем: истощение минеральных ресурсов, утилизация отвалов пород, захоронение токсичных и радиоактивных отходов.
Основы лесного законодательства(1997 г.) закрепляют требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства. Основные правовые нормы направлены на использование леса как природного ресурса. Воспроизводство лесов. Охрану и защиту лесов. В нем можно выделить пять групп правовых норм: лесохозяйственные (ведение лесохозяйства, воспроизводство лесов, охрана и защита лева и т.д.), лесоресурсовые (планирование и использование леса как природного ресурса), лесоземельные (использование земель лесного фонда), управленческие(компенсация органов управления лесным хозяйством), экологические, которые касаются принципов организации ведения лесного хозяйства, распределения лесов на группы по категориям защитности, охраны лесов от пожаров, незаконных порубок, от загрязнения, истощения и т.д.
Водный кодекс Российской Федерации (1995 г.) регулирует правовые отношения в области использования и охраны водных объектов, определяет порядок приобретения и прекращения, прав пользователя водных объектов, устанавливает ответственность за нарушение водного законодательства. Правовые нормы направлены на рациональное использование вод. Их охрану от загрязнения, засорения и истощения.
Правовые основы охраны атмосферного воздуха отражены в законе РФ об охране окружающей среды, а также в законе «Об охране атмосферного воздуха»(1999 год).
Важными общими мероприятиями охраны воздушного бассейна является установление нормативов предельно допустимых вредных воздействий(ПДК,ПДВ) и платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.
На основании и во исполнение Конституции РФ, Федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство издает постановления и распоряжения, отвечая также за их исполнение. Постановление Правительства также является нормативно-правовым актом. Постановления Правительства по вопросам экологии можно разбить на три группы:
К первой группе относятся те законы, которые принимаются во исполнение закона для конкретизации отдельных положений. Например, Положение о министерстве охраны окружающей природной среды и природных ресурсов, утвержденное постановлением Правительства РФ от 22 февраля 1993 г.
Третья группа постановлений Правительства РФ включает нормативно-правовые акты дальнейшего правового регулирования экономических отношений. Таким актом следует считать постановление Правительства от 4 ноября 1993 г. о создании российской системы предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях.
Природоохранительные министерства и ведомства наделяются правом издавать нормативные акты в рамках своей компетенции. Они предназначены для обязательного исполнения другими министерствами и ведомствами, физическими и юридическими лицами. Например, Минприроды России издает нормативные приказы, инструкции и положения по вопросам охраны окружающей среды и использование природных ресурсов.
Немаловажную роль играют нормативные правила – санитарные, строительные, технико-экономические, технологические и т.д. К ним относятся нормативы качества окружающей среды: нормы допустимой радиации, уровня шума, вибрации и т.д.
Формирование экологического законодательства, отвечающего современным задачам обеспечения устойчивого развития и экологического оздоровления, началось в Нижегородской области в 1995 году с принятием Устава Нижегородской области, который закрепил конституционные экологические приоритеты для региона. В пятой главе Устава отражены основы экологической и социальной политики области. В статье 19 главы 5 отмечается, что «земельные, водные, лесные и другие природные ресурсы используются и охраняются в области как основа жизни настоящего и будущего поколений ее жителей». В области обеспечивается обязательность государственной экологической экспертизы. Законами области и иными нормативными правовыми актами устанавливаются лимиты, экологические стандарты и нормативные платы за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, предоставляются налоговые и кредитные льготы при внедрении природоохранных и ресурсосберегающих технологий.
В Нижегородской области не должна допускаться деятельность, последствия которой могут повлечь ухудшение экологической ситуации. Перечень экологически опасных видов деятельности и источников экологической опасности в Нижегородской области устанавливается решением органов государственной власти. Все виды экологически опасной деятельности могут осуществляться только на основании лицензии. Экологически опасные объекты на территории Нижегородской области должны в обязательном порядке иметь сертификат экологической безопасности объекта.
infopedia.su