Законодательной власти – —

Содержание

34. Законодательная власть в рф.

Государственная власть делится на следующие ветви власти:

1) законодательная – власть, которая имеет верховный характер, так как формируется напрямую и непосредственно народом и определяет правовую базу государственной, а также общественной жизни;

2) исполнительная – та власть, которая представляет, которая занимается непосредственной реализацией, проведением в жизнь принятых законодательными органами нормативных документов;

3) судебная – власть, которая действует самостоятельно от исполнительной и законодательной, посредством судебных органов осуществляет охрану прав и свобод граждан, защищает правовые устои государственной и общественной жизни от каких-либо посягательств независимо от того, кто совершил данное нарушение.

В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах — законодательными собраниями (парламентами).

Парламент РФ – это представительный и законодательный орган, который состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

В сферу влияния этой ветви власти попадает система создания новых законов, направленных на обеспечение благосостояния населения страны,и пересмотри регулирование старых и давно принятых законов для того, чтобы их функционирование имело больший эффект влияния и обеспечения нормальной жизни народа в государстве.

Законодательная власть, наряду с другими вопросами, занимается вопросами по принятию законов, которые на обязательных условиях применяются на всей территории России. В их распоряжение также входит деятельность по назначению на должность руководителей Правительства, Центрального банка Российской Федерации и решение других важных вопросов, которые направлены на обеспечение продуктивной работы власти и закона в стране.

В Российской Федерации проводятся определенные реформы, которые должны приносить пользу населению своим воплощением в жизнь, а, как известно, чтобы что-то выполнялось на соответствующем уровне, необходимо законодательное закрепление определенных решений и постановлений. Этим и занимается законодательная власть как на уровне местных (локальных) государственных управлений, так и на всеобщем государственном уровне.

Любая деятельность, проводимая на государственном уровне, опирается в основном на экономические и правовые рычаги, и подкрепляется законодательными актами.

То есть актами, принятыми высшим представительным и законодательным органом – Федеральным Собранием, или актами, которые были приняты еще в советское время, если они не противоречат новопринятой Конституции. Законодательная власть регулирует и внешне государственные отношения России с другими странами.

Законодательная власть — это делегированная народом своим представителям гос. власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью. Как правило, сосредоточена в одном гос. органе — парламенте.

Законодательным и представительным органом РФ является парламент — Федеральное Собрание:

— состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы

— является постоянно действующим органом

— Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно

— заседания палат являются открытыми (в отдельных случаях проводится закрытые заседания)

— палаты могут проводить совместные заседания для заслушивания посланий Президента, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств

— члены Совета Федерации и депутаты Гос. Думы обладают неприкосновенностью в течение срока их полномочий ( не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления)

В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов гос. власти субъекта. Гос. Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года по смешанной — мажоритарно-пропорциональной системе (225 и 225).

К ведению Совета Федерации относится:

— одобрение федеральных законов, принятых Государственной Думой

— утверждение изменения границ

— утверждение некоторых важнейших указов Президента РФ (напр., о введении чрезвычайного положения

— назначение выборов Президента РФ

— назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ

— назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ

— отрешение Президента от должности

К ведению Государственной Думы относится:

— принятие федеральных законов

— дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ

— решение вопроса о доверии Правительству РФ

— назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ

— назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека

— объявление амнистии

— выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности

Парламентская независимость не является абсолютной. Она ограничивается через такие институты конституционного права, как

— референдум, поскольку с его помощью могут быть одобрены некоторые законы и без парламента;

— чрезвычайное и военное положение, которые приостанавливают действие законов;

— право Конституционного Суда РФ объявлять законы неконституционными;

— право Президента РФ распускать Государственную Думу при определенных обстоятельствах;

— ратифицированные международные договоры, которые по юридической силе выше законов;

— требование Конституции РФ о принятии Государственной Думой финансовых законов только при наличии заключения Правительства РФ.

Эти ограничения вытекают из принципа разделения властей. Они, однако, не умаляют независимого положения Федерального Собрания в системе органов Российского государства.

studfiles.net

Законодательная власть

 

Законодательная власть

 

 

Законодательная власть – власть, которая призвана на создание законов в государстве. В основном законодательная власть принадлежит отдельному органу государственной системы. Обычно законодательные органы принято называть – парламент.


Власть в России разделяется на: законодательную, исполнительную и судебную — это три функции по которым осуществляется деятельность законодательства в РФ. В принципе все 3 функции указаны и в конституции, так как понимание этих трех ветвей имеет значение для того, чтобы понять государственную власть.


Такое управление политикой выработано за много лет практики демократическими государствами. Суть управления властью и политической демократической страной может осуществляться при условии разделение этих трех функций управляющими властями между внутренними государственными органами.


Есть три основные функции деятельности государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная, каждая из них должна наблюдаться отдельно соответствующим органом государственные власти. Соединять между собой функции в деятельности одного государственного органа невозможно, так как это непроизвольно создаст в стране диктаторский политический режим.

 

Как государство пополняет государственный бюджет с помощью функций деятельности власти


Исследование сущности экономической целесообразности налоговых сборов в казну государства, определило, что одна из функций государственной власти – законодательная разработала – налогообложение, которое базируется на трех основных составляющих:

 


• принципах, согласно которым осуществляется;


• методах, с помощью которых обеспечивается реализация этих принципов;


• непосредственно присущих ему функциях.


Принципы преференциального налогообложения должны базироваться на классических принципах налогообложения, предложенных еще А. Смитом (1723 — 1790). Учитывая современные тенденции функционирования налоговых систем, целесообразно определить пять основных принципов:


а) научности — преференциальное налогообложение должно формироваться на основании научно-логических исследований;


б) оптимальности — использование оптимальных моделей в разработке преференций;


в) выгоды — применение преференциального налогообложения не должно уменьшать ни доходы бюджета, ни ущемлять интересы налогоплательщиков, а его реализация должна осуществляться при минимальных административных расходах;


г) прогнозируемости — введение налоговых преференций и их использование должно основываться на прогнозных моделях развития;


д) рациональности — целесообразность назначения налоговых преференций должна быть обоснована.


На практике преференциальное налогообложение осуществляют, используя определенные методы и способы воздействия на налогоплательщиков:


1. Экономические методы — это методы воздействия на налогоплательщиков путем использования экономических инструментов.


Экономические методы можно сгруппировать по способам их осуществления:


а) льготный способ — реализация налоговых преференций путем предоставления льгот;
б) без льготный способ — предоставление налоговых преференций без применения льгот.


2. Административные методы — методы воздействия на налогоплательщиков через издание постановлений, приказов и распоряжений исполнительной власти.


3. Правовые методы — внедрение и реализацию налоговых преференций осуществляют в пределах законодательно определенной базы;


4. Социально-психологические — использование передовых достижений психологии и педагогики для мотивации налогоплательщика к рациональному использованию налоговых преференций.


Кроме того, для совершенства механизма, можно обозначить ряд функций, присущих преференциальному налогообложению, которые имеют непосредственное влияние на налогоплательщика:


а) стимулирующая — предусматривает стимулирование субъектов хозяйствования к активизации их деятельности, внедрению инноваций и повышению конкурентоспособности;


б) стабилизационная (поддерживающая) — заключается в реализации преференциальных мер, направленных на поддержку налогоплательщиков, задействованных в малом бизнесе, а также определенных категорий граждан, определенных действующим законодательством.


Осуществляя общую характеристику и экономическую оценку преференциального налогообложения, обратим внимание на все возможные источники возникновения и способы реализации налоговых преференций, что является причиной их эффективного проявления. Обычно такими причинами должны были бы выступать потребности субъектов хозяйствования и государства. Однако часто налоговые преференции назначаются под давлением заинтересованных лиц или соответствующих групп лиц «лоббистскими» методами.

 


Функционирование налоговых преференций на практике характеризуется определенными положительными и отрицательными чертами, которые следует учитывать, разрабатывая механизмы реализации каждой из них.


Следовательно, заметим, что применение тех или иных преференций требует их детального изучения и учета положительных и отрицательных сторон реализации. При введении налоговых преференций для прогнозирования реальных социальных и экономических эффектов нужно максимально учитывать все преимущества и недостатки. Ведь только в таком случае налоговые преференции могут осуществлять эффективное влияние на внедрение механизмов преференциального налогообложения.


Итак, преференциальное налогообложение — это сложный и противоречивый инструмент осуществления налоговой политики государства, который требует детального изучения и осуществления экономической оценки его реализации.

 

Коррупция, основанная на интересе к законодательной власти


«Государственный интерес» необходим для того, чтобы проиллюстрировать сущность такого концепта, как коррупция. По мнению К. Фридриха, модель политической коррупции существует, когда тот, кто имеет власть, делает определенные вещи: например, лицо, что занимает государственную должность, получает денежные или другие вознаграждения, предоставленные ему нелегально, его склоняют произвести действия в ответ — как услугу тому, кто предоставил вознаграждение, тем же нанося вред государственным и собственным интересам.


Концепция государственного интереса поддавалась широкой интерпретации, и было согласовано, что суждение относительно того, было действие коррупционным или нет, определяется на основе позиции наблюдателя. Д. Ловенштейн отмечал, что действия, которые осуществляются для удовлетворения желаний высших правительственных чиновников, могут противоречить государственному интересу без самостоятельного влияния на государственную политику. А. Рогов и Х. Ласвел тоже характеризовали коррупцию как поведение, что отклоняется от публичных интересов.


В частности, по мнению К. Фридриха, политическая коррупция является разновидностью поведения, что отклоняется от нормы, которая является общепринятой или считается общепринятой в определенном контексте, например политическом. Такое девиантное поведение ассоциируется с особенной мотивацией, в частности частной выгодой во вред государству. Независимо от того, была ли мотивация, особенное значение имеет частная выгода, которая вредит государственным интересам.


Такая выгода может выражаться в денежном эквиваленте, и в глазах общественности так обычно и есть, но она может приобретать и другие формы. Это может быть быстрое продвижение по службе, приказ, награды, выгода, которая может быть не личной, но касаться семьи или другой группы.

 

 


Модель коррупции может существовать при условии наличия того, у кого власть и кто ею злоупотребляет; кто является функционально ответственным или занимает государственную должность. И, ожидая будущие финансовые или другие вознаграждения, например, выгодную работу, склонный к действиям, которые приносят пользу тому, кто предоставляет вознаграждение, и вредят группе или организации, к которой принадлежит функционер, например правительству

.
К. Фридрих предоставлял преимущество идентификации политической коррупции скорее не как использованию государственной власти для частной выгоды, продвижения по службе, престижа или выгоды для определенного общественного класса, группы, а как тому, что представляет нарушение закона или стандартов высокой морали; эти нарушения являются определенным видом общественного вреда. Однако типичной является выгода коррупционера и того, на чью пользу коррумпируют, и потери других сторон, втянутых в эту ситуацию.

 

Основания для вмешательства государственной власти – польза и влияние


Общественные блага, внешние эффекты, естественная монополия и потребность в социальном страховании наделяют правительство распределительными функциями, которые являются важным способом, с помощью которого правительство влияет на экономику для достижения социальной эффективности. Например, теория второго оптимума предусматривает, что если условия оптимальности, вообще говоря, не выполняются, то не следует думать, что попытка произвести любое из отклонений от оптимальности улучшит общественное состояние.


Оптимум, полученный в результате компенсации любого сбоя в функционировании рынка, характеризуется полностью новым набором предельных условий, которые могут в значительной степени отличаться от тех, которые определяют абсолютный оптимум. Более того, чтобы сдвинуть экономику в направлении этого нового оптимума, правительство должно использовать налоги, субсидии, регулятивные функции и т. д., которые сами по себе вносят искривление в систему. Политика правительства, следовательно, должна выбирать между неэффективностью, которая связана со сбоями в функционировании рынка и неэффективностью, которая связана с компенсационной политикой и расходами на ее осуществление. Планирование такой политики является основной проблемой, которая появляется перед государственными деятелями, которые определяют роль правительства во влиянии на распределение ресурсов.


Существует Парето-оптимум, что связан с каждым начальным распределением собственности на факторы производства. Результирующее распределение доходов и общественного уровня жизни отражает начальное распределение капитала и способностей. Если такое распределение неприемлемо, то общество санкционирует перераспределительные мероприятия. Пока существуют частные организации, которые могут влиять на перераспределение, без вмешательства правительственной власти, то объем координированного перераспределения достаточно умерен. И все же все еще возникают сложные проблемы. Прогрессивное налогообложение и денежные трансферты являются наиболее прямыми перераспределительными инструментами, которые используются государством. Однако, и другие мероприятия политики или же целеустремленно носят перераспределительный характер, или же опосредствовано приводят к перераспределению. Предоставление государством медицинского обслуживания, образования, жилья и других социальных услуг являет собой стержень перераспределительной политики. Следует сказать, что существуют проблемы определения объема перераспределения, которое происходит через услуги, которые предоставляются правительством. Возникает также вопрос о том, должно ли правительство предоставлять эти блага и услуги непосредственно, или обеспечивать надбавки к доходу и давать возможность людям самим покупать столько, сколько они хотят на рынке.


Правительство может влиять на распределение доходов и общественной жизни с помощью и других способов. В частности, регулирующие действия, такие, как защита прав потребителя, антимонопольное законодательство и правила техники безопасности — много из которых оправдывают ссылками на проблемы, связанные с сбором, распространением и интерпретацией информации, трудностями в организации коллективных действий и расходами на установление и внедрение минимальных стандартов, — имеют распределительное значение. Как и с политикой, направленной на улучшение распределения ресурсов, мероприятия, которые направлены на достижение распределительных целей, приводят к потерям эффективности. Соответственно, существует компромисс между равномерным распределением и эффективностью, что предусматривает ограничение перераспределения.

utmagazine.ru

Законодательным органом власти в РФ является… Система органов законодательной власти в РФ :: SYL.ru

Ответственный гражданин должен иметь представление о политическом устройстве своей страны. Общество, обладающее достаточным уровнем правового сознания, сможет устанавливать качественный контакт с государственной властью. Такая связь здорово поспособствует подъему страны по всем векторам развития. В нашей статье будет рассказано про систему органов законодательной власти в РФ. Это важнейшая ветвь государственного аппарата, устройство которой обязан знать каждый россиянин.

Государственная власть в России

Политическое устройство в нашей стране соответствует принципам, которые были предложены французским философом Шарлем Монтескье. Это мыслитель эпохи Просвещения, который переработал знаменитую идею Джона Локка о «государственном правлении». Локк сформировал теорию о делении власти на исполнительную, законодательную и федеративную (внешнеполитическую). Монтескье предложил свой вариант, в котором федеративная власть была заменена судебной.

Идея французского философа о разделении властей применяется сегодня в большинстве стран мира. В России политическое устройство также делится на три части. Законодательные и исполнительные органы власти РФ занимаются формированием законов и контролем за их исполнением. Судебная власть разрешает правовые тяжбы.

Совет Федерации: общая характеристика

Законодательную власть в России представляет двухпалатный парламент — Федеральное собрание РФ. Верхняя палата именуется Советом Федерации. Из-за особого типа формирования ее также называют «Палатой регионов». От каждого субъекта федерации в верхнюю палату Парламента поступают по два представителя — из исполнительного и законодательного органа, соответственно. Таким образом, в Совете Федерации насчитывается 170 членов.

Председатель Совета Федерации — Валентина Матвиенко.

Свою работу Совфед осуществляет независимо от Государственной думы – нижней парламентской палаты. Президент не имеет возможности распустить или значительно изменить состав верхней палаты, а потому можно говорить об особом типе неприкосновенности каждого сенатора.

Чем занимается Совет Федерации?

Верхняя палата Федерального собрания является законодательным органом власти в РФ. Ее полномочия прописаны в Конституции. В статье 102 зафиксированы основные функции сенаторов. В отношении главы государства Совфед обладает тремя видами полномочий:

  • назначение даты выборов президента РФ;
  • снятие президента РФ с должности в порядке импичмента;
  • утверждение президентского указа о введении военного или чрезвычайного положения.

Следующие три функции связаны с высшими должностными лицами страны. Совет Федерации может наделять полномочиями и снимать с поста следующих лиц:

  • руководителя российской Счетной палаты, а также некоторых ее аудиторов;
  • судей Конституционного и Верховного судов;
  • российского генерального прокурора и его заместителей.

Наконец, последние две функции верхней парламентской палаты связаны с внешней политикой страны. Это изменение границ, а также использование Вооруженных Сил за пределами России.

Структура верхней палаты

Устройство Совфеда закрепил Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания РФ» от 2012 года. Сохранился старый порядок образования верхней парламентской палаты: по два представителя от каждого региона. Однако были уточнены требования к самим сенаторам. Минимальный возраст кандидата в члены Совфеда — 30 лет. Срок его постоянного проживания в России – 5 лет минимум. Отдельное внимание уделяется репутации сенатора, которая всего-навсего должна быть идеальной.

В самой верхней палате трудятся 170 человек. Однако работа этого органа была бы невозможной без специального аппарата Совета Федерации — вспомогательного органа, осуществляющего правовое, организационное, финансовое и прочее содействие парламенту. В аппарате числится порядка 600 служащих. Все работники объединяются в отраслевые штаты, каждый из которых занимается тем или иным вопросом. Существуют, например, аппараты по международным, бюджетным, аграрным, научным и прочим делам.

Государственная дума: общая характеристика

История российской Госдумы берет свое начало в 1905 году. Тогда это был единственный законодательный орган во всей Империи. В Советском Союзе функции такого органа исполнял Верховный Совет РСФСР. Наконец, в 1993 году был принят закон о конституционной реформе, согласно которому был учрежден двухпалатный Парламент. Нижняя его палата, Государственная дума, состоит из 450 депутатов, каждый из которых представляет определенную политическую партию.

В отличие от Совфеда, Государственная дума постоянно меняет свой состав. Происходит это каждые 5 лет выборным путем. С 1993 по 2016 год сменилось 7 составов Госдумы. Формирование каждого нового состава происходит сложным и интересным способом, а потому на этой теме стоит заострить внимание.

Порядок формирования Госдумы

Государственная дума является законодательным органом власти в РФ — так же, как и Совет Федерации. Однако способы образования этих двух органов радикальным образом отличаются.

Формирование нижней парламентской палаты происходит путем всеобщего и равного голосования. Сам способ голосования можно назвать смешанным: половина депутатов избирается по одномандатным округам, а другая половина — по федеральному округу пропорционально количеству голосов, поданных за списки кандидатов.

По итогам выборов проценты голосов преобразуются в парламентские места. В Госдуме был сформирован избирательный барьер, составляющий на данный момент 5%. Партии, не преодолевшие барьер, в Госдуму не попадают.

В статье 97 Конституции устанавливаются требования к депутатам. Это должны быть граждане старше 21 года. Обязательные условия — наличие дееспособности и отсутствие судимости.

Полномочия Госдумы — нижней палаты представительного органа государственной власти в РФ

Законодательная инстанция, Государственная дума, имеет широкий спектр обязанностей. Первые две функции связаны с главой государства:

  • выдвижение обвинения против российского президента для снятия его с должности;
  • дача согласия главе государства на назначение председателя правительства (премьер-министра).

Следующие два полномочия касаются исполнительного органа власти – российского Правительства:

  • решение вопроса о вынесении доверия правительству;
  • ежегодное заслушивание отчетов правительства.

Три важных функции связаны с должностными лицами РФ. Госдума является законодательным органом власти в РФ, которая может назначать на должность, а также увольнять следующих граждан:

  • председателя российского Центробанка;
  • руководителя Счетной Палатой РФ;
  • уполномоченного по правам человека.

Последняя важная функция российской Госдумы касается объявления амнистии.

Структура Государственной думы

Председатель Госдумы возглавляет нижнюю палату парламента. В 7 созыве это Вячеслав Викторович Володин — представитель фракции «Единая Россия». Сама Дума состоит из четырех инстанций: Аппарата, совокупности комитетов и комиссий, а также Совета.

Аппарат Госдумы занимается правовым и организационным обеспечением всей нижней палаты Парламента. Руководителем этой инстанции с 2016 года является Татьяна Воронова.

Председатель Государственной думы — Вячеслав Володин.

Важное место в Госдуме занимают комитеты. Это основные органы палаты, непосредственно задействованные в законотворческой процедуре. Каждый комитет осуществляет полномочия в собственной сфере. Это может быть наука, медицина, транспортная система и т.д.

Комиссии в составе Госдумы занимаются организационными вопросами нижней палаты. Направленность таких инстанций может быть различной. Существует, например, счетная, антикоррупционная, правоохранительная, финансовая и даже этическая комиссия.

В состав Совета нижней парламентской палаты входит Председатель Госдумы и его заместители. Основными функциями представителей законодательного органа власти в РФ является модернизация работы палаты и разработка законопроектов.

Законотворческая деятельность

Разобравшись с тем, какие органы власти в РФ законодательные, следует перейти к основной функции этих органов — законотворчеству. Как Госдума, так и Совфед обладают большим количеством полномочий, однако объединяет их одна задача: разработка и принятие законов.

Законодательная инициатива является собственностью депутатов – членов Госдумы. Одобрение инициативы служит началом для формирования законопроекта. Он проходит два чтения, на каждом из которых в проект могут быть внесены поправки и изменения. На третьем чтении происходит голосование за одобрение закона. Если проект одобряется, он переходит в Совет Федерации, где также проходит проверку. Сенаторы принимают закон, после чего он отправляется в Конституционный суд. Там он подвергается анализу на соответствие основному закону страны. В самом конце законотворческой процедуры судьбу закона решает Президент: он может одобрить проект, либо наложит на него вето.

Органы законодательной власти субъектов РФ

В российских регионах представительные инстанции могут иметь разные наименования. Например, в областях это Областные советы депутатов, в республиках — свои небольшие парламенты, а в краях — краевые органы законодательной власти.

Субъекты РФ вольны в формировании структуры и установлении названия представительных инстанций. Все это определяется уставом или конституцией региона. Однако принципы организации законодательных органов власти в субъектах РФ должны соответствовать нормам федеральных законов. Так, во всех регионах проводятся выборы. Функции же субъектных парламентов мало чем отличаются от инстанций федерального характера. Они связаны с наделением полномочиями отдельных должностных лиц, а также с законотворческой деятельностью в пределах одного региона.

www.syl.ru

Особенности законодательной власти

Понятие и сущность законодательной власти

В системе разделения властей законодательная власть занимает особую нишу, поскольку именно эта ветвь власти устанавливает правила поведения, по которым и во исполнение которых работают другие ветви государственной власти, обеспечивается конституционная законность и устанавливается правопорядок. Считается, что законодательная власть – это первичная власть и одной из ее целей деятельности является формирование идеализированного правопорядка. Органы законодательной власти своей целью имеют реализацию правотворческой функции, путем принятия общеобязательныз правил поведения, ориентироваться на которые в своей деятельности должны все граждане, общественные объединения, а также все органы государтвенной власти. На первый взгляд, законодательная власть представляет собой реальное выражение воли социума. Однако далеко не всегда законодательные решения могут отвечать одновременно всем потребностям социума, который состоит из разных слоев и социальных групп, которые в свою очередь преследуют различные цели и ориентиры. В связи с этим можно говорить о том, что одной из основных целей законодательной власти при принятии решений является консолидация интересов различных представителей социума для того, чтобы найти компромиссное решение, правильно определяя приоритеты при его принятии.

Рисунок 1.

Признаки законодательной власти

  1. Системность
  2. Набор фукнций и полномочий, которые зависят от реализации принципов демократизма и разделения властей
  3. Коллегиальность
  4. Представительство интересов, выборность

Особенности законодательной власти

Принцип разделения властей наделил каждую ветвь власти своей ролью, и, соответственно, своими целями, задачами и функциями. Можно выделить несколько особенностей, присущих законодательной ветви власти:

  • законодательная власть призвана формулировать и претворять в жизнь правила поведения;
  • по отношению к исполнительной и судебной ветвям власти, законодательная власть выполняет роль ориентира для них, предоставляя возможность продуктивно и качественно функционировать и взаимодействовать друг с другом;
  • кроме ориентирующей функции, законодательная власть реализует еще и контрольную, которая нацелена на то, чтобы, используя парламентский контроль, оценивать и проверять качество и своевременность реализации законов.

Функции законодательной власти

1) законодательная функция. Сущность данной функции состоит в том, что законодательный орган имеет право издавать нормативные акты, которые наделены высшей юридической силой после конституций. Данное право имеет исключительный и вместе с тем универсальный характер. Законодательная функция рождает нормативный акт, который содержит в себе правило поведения, регулирующее ту или иную сферу общественных отношений в пределах полномочий государства или его субъекта.

2) представительская функция. Связана с обеспечением партийного, территориального, корпоративного, этнического представительства;

3) учредительная функция. Состоит в утверждении и назначении различных лиц на государственные посты, создание организационных структур, специальных комиссий и т.п.;

4) функция контроля и ответственности. Парламентский контроль призван не дать исполнительной власти занять главенствующую позицию и не дать институтам демократии стать более авторитарными. Контрольная функция может рассматриваться в широком и узком смыслах.Чаще всего данный вид контроля предполагает проверку деятельности государственных органов и возможность применения санкций. В более широком понимании в парламентский контроль входит право законодательного органа участвовать в формировании различных высших органов власти, что перекликается с учредительной функцией законодательной власти.

Замечание 1

Контрольная функция проявляется в разных формах, например контроль парламентских органов, и контроль должностных лиц, не входящих в структуру парламента.

Структура федеральных органов законодательной власти в Российской Федерации

  • Федеральное собрание.

  • Государственная Дума. Вторая (нижняя) палата Федерального Собрания Российской Федерации. Она состоит из 450 депутатов. Полномочия Государственной Думы определяются Конституцией Российской Федерации Государственная Дума также может назначать и освобождать от должности ряд других высших чиновников в государстве (Центральный банк России, Счетная палата, Уполномоченный по правам человека). Дума вправе выдвигать обвинения против Президента (импичмент) и объявлять амнистию. Основная задача Государственной Думы – принятие федеральных законов большинством голосов от общего числа депутатов. Так, Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства. Председатель Правительства ежегодно отчитывается перед Госдумой о своей деятельности и отвечает на ее запросы, при этом, в случае неудовлетворительной работы, она может выдвинуть ему вотум недоверия.

  • Совет Федерации. Верхняя палата Федерального Собрания. Каждый субъект федерации отправляет туда двух своих представителей. Один – от исполнительного органа власти (правительства области или республики), а другой от местного представительного органа власти (например, от областной Думы). СФ утверждает указы Президента о военном и чрезвычайном положении, назначает выборы Президента Российской Федерации, участвует в изменении основного закона страны – Конституции, процедуре импичмента Президента, утверждает Председателя Счетной палаты. По представлению Президента Совет Федерации назначает судей высших судебных органов власти, утверждает изменение границ между субъектами Российской Федерации.

spravochnick.ru

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ это что такое ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ: определение — Политика.НЭС

Законодательная власть

ветвь государственного управления, наделенная исключительным правом законотворчества и ответственная за принятие законов в порядке, установленном конституцией.

Оцените определение:

Источник: Политология: глоссарий по книге

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

в государственном праве система органов государства, имеющих право принимать законы. Является «ведущей ветвью» власти. Она делигирована народом и реализуется коллегиально, через издание законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью.

Оцените определение:

Источник: Словарь по политологии

Власть законодательная

одна из ветвей власти государства, издающая законы. В современных демократиях непосредственным носителем законодательной власти является парламент. Парламент Российской Федерации – Федеральное собрание «является представительным и законодательным органом Российской Федерации» (см. Конституция РФ. Ст. 94).

Оцените определение:

Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов

ВЛАСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ

одна из трех ветвей государственной власти, основанной на принципе разделения властей. Главными функциями законодательной власти являются разработка и принятие законов. Законодательная власть занимает первое место среди независимых ветвей государственной власти (исполнительная и судебная власти хотя и имеют свою сферу деятельности, но действуют от имени и во имя исполнения закона). Осуществляется общегосударственным представительным органом — парламентом, а также (в субъектах федерации или государственных автономиях) местными законодательными органами.

Оцените определение:

Источник: Политологический словарь-справочник

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

legislative power) — система органов государства, имеющих право принимать законы. Согласно теории разделения властей -это одна из трех властей в государстве, уравновешивающих друг друга. Она осуществляет свое исключительное право издавать нормативные акты, обладающие высшей после Конституции силой, — законы. Ей принадлежит право принимать бюджет и финансовые законы, а также контролировать действия исполнительной власти -правительства. В странах с парламентарной системой исполнительная власть несет ответственность перед З.в. В международной практике иногда под З.в. понимаются только полномочия высших органов государства издавать законы. В России с декабря 1993 г З.в. осуществляет Государственная Дума.

Оцените определение:

Источник: Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

(legislature) Законотворческое собрание избранных депутатов, формально равных между собой. Законодательная власть, возникнув из средневековых институтов, периодически созывавшихся королями для согласования размеров налогообложения, постепенно переросла в органы, заседавшие более или менее постоянно (или по крайней мере претендовавшие на это право, как это было с английскими парламентами XVII в.). Современную форму законодательная власть приобрела в трудах Локка (Locke) и в тех парламентах, которые он имел в виду. Об отдельных органах законодательной власти см.: parliament, Congress. (US). О функциональном разделении полномочий см.: parliamentary sovereignty (парламентский суверенитет), separation of powers (разделение властей). О территориальном разделении власти см.: отношения между центром и территориями. О количестве палат см.: двухпалатная система.

Оцените определение:

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

ВЛАСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ

в соответствии с теорией разделения властей одна из трех ветвей власти в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а также систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. В различных странах функции В.з. различны и по объему, и по содержанию. Но, как правило, В.з. вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет, обсуждает и принимает законы, обязательные для исполнительных органов и граждан, контролирует их исполнение. В подавляющем большинстве стран носителем В.з. выступает представительный орган — парламент, который бывает двух- или однопалатным. В ряде стран существует двухпалатная парламентская система, при которой одна палата формируется в результате прямых выборов, а другая — на основе территориальной пропорциональности. В некоторых странах (Бельгии, Италии, Швейцарии) обе палаты — равноправны, принимают одинаковое участие в формировании правительства и в законотворческом процессе.

Оцените определение:

Источник: Политология: Словарь-справочник

Законодательная власть

1) один из основных видов государственной власти, который в единстве с исполнительной и судебной властями является механизмом функционирования демократии. Законодательная власть любого уровня функционирует в тесном единстве с другими видами государственной власти, обеспечивая реализацию принципа разделения властей. Родоначальником теории разделения властей является Д.Локк, который из теории общественного договора выводил происхождение отдельных видов власти, механизм их функционирования и все другие вопросы политико-государственного устройства общества;

2) система органов государства, имеющих право принимать законы. В соответствии с принципом разделения властей законодательная власть в рамках своих полномочий должна регулировать деятельность исполнительной и судебной властей в государстве. Законодательная власть может осуществляться не только законодательными органами (парламентами), но и непосредственно гражданами путем референдума. В некоторых случаях законодательные функции исполняются органами исполнительной власти в порядке делегированного или чрезвычайного законотворчества. В ряде государства законодательная власть принадлежит совместно монарху и парламенту или палатам парламента и главе государства, как составной части парламента. В абсолютных монархиях законодательная власть принадлежит главе государства.

Оцените определение:

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

ВЛАСТЬ законодательная

в соответствии с теорией разделения властей одна из трех уравновешивающих одна другую ветвей власти в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а также систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. В демократических государствах В.з. может осуществляться не только специальными законодательными органами (парламентами, законодательными органами субъектов), но также и непосредственно избирательным корпусом путем референдума, а в некоторых случаях и органами исполнительной власти — в порядке делегированного или чрезвычайного законотворчества. Конституции некоторых современных государств содержат положения о том, что В.з. принадлежит совместно монарху и парламенту или палатам парламента и главе государства как составной части парламента. В абсолютных монархиях (Оман, Бруней, Саудовская Аравия) В.з. принадлежит исключительно монарху. В подавляющем большинстве стран носителем В.з. выступает представительный орган — парламент, который бывает двух- или однопалатным. В ряде стран существует двухпалатная парламентская система, при которой одна палата формируется в результате прямых выборов, а другая — на основе территориальной пропорциональности. В некоторых странах (Бельгии, Италии, Швейцарии) обе палаты равноправны, принимают одинаковое участие в формировании правительства и законотворческом процессе. Согласно Конституции Российской Федерации на общефедеральном уровне В.з. в стране осуществляет Федеральное собрание, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной думы.

Оцените определение:

Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

один из основных видов государственной власти, который в единстве с исполнительной и судебной властями является механизмом функционирования демократии.

Родоначальник теории разделения властей Д.Локк из теории общественного договора выводил происхождение отдельных видов власти и все другие вопросы политико-государственного устройства общества, механизм их функционирования.

По Локку законодательная власть есть верховная, но не абсолютная, не деспотическая власть. В интересах народа ее следует ограничивать, и Локк выделяет пределы — условия законодательной власти, свойственные для всякого государства, всех форм правления: существование закона для всех людей, законы предназначаются для блага народа; без согласия народа нельзя увеличивать налоги; законодательный орган не может и не должен передавать законодательную власть кому-либо другому.

Законы нуждаются в непрерывном исполнении, поэтому необходима власть, которая бы следила за исполнением законов, т.е. исполнительная власть. Ее надо отделить от законодательной власти.

Законодательная власть является органом представительства интересов социальных общностей людей, осуществляющим функции пол изданию законов, обязательных для исполнения всеми людьми, проживающими на определенной территории.

Законодательная власть представлена системой органов государства, имеющих и реализующих право на принятие законов. К ним в России относятся: парламент (Федеральное Собрание) — представительный и законодательный орган Российской Федерации; законодательно-представительные институты республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов, которые осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Конституция фиксирует, что правосубъектная деятельность перечисленных структур осуществляется по вопросам, не затрагивающим пределы ведения Российской Федерации, совместного ведения ее и субъектов Федерации.

В статье 76 Конституции России закрепляются виды законов в зависимости от предметов ведения. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения России и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным закона.

Законодательная власть любого уровня функционирует в тесном единстве с другими видами государственной власти, обеспечивая реализацию принципа разделения властей.

Оцените определение:

Источник: Словарь по политологии под ред. В.Н. Коновалова

politike.ru

законодательная власть — Wiki Yours

Предложить изменения

Что такое законодательная власть?

Законодательная власть — совещательный орган с полномочиями разрабатывать и принимать законы для политического субъекта, например, страны или города. Органы законодательной власти являются неотъемлемой частью большинства правительств; в государствах, где имеет место разделение властей, они часто противопоставляются исполнительной и судебной ветвям власти.

Законы, введенные в действие законодательными органами, называются законодательством. Законодательные органы наблюдают и регулируют действия правительства и, как правило, имеют исключительные полномочия вносить поправки в бюджет или бюджеты, вовлеченные в этот процесс.

Членов законодательного органа власти называют законодателями. При демократической форме правления законодатели чаще всего избираются населением, хотя и косвенные выборы и назначение исполнительной властью также используются, в частности, в двухпалатных законодательных органах выборы происходят при участии верхней палаты.

Структура законодательной власти

Каждая палата законодательного органа состоит из ряда законодателей, которые используют определенную форму парламентской процедуры для обсуждения политических вопросов и для голосования по предлагаемому законопроекту. Для осуществления этих действий и признания собрания законодателей правомочным на нем должно присутствовать определенное количество законодателей (кворум).

Некоторые из обязанностей законодательной власти, например, первое рассмотрение нового предложенного законопроекта, как правило, делегируются комитетом, состоящим из небольшого числа отобранных законодателей.

Члены законодательного органа власти, как правило, представляют различные политические партии; члены от каждой партии проводят закрытые заседания парламентской фракции для организации своих внутренних дел.

Внутренняя организация законодательного органа также формируется с помощью неофициальных норм, которые признаются ее членами.

Полномочия законодательной власти

Законодательные органы значительно различаются в силе политической власти, которой они обладают, по сравнению с другими политическими группами, такими как, судебные власти, вооруженные силы и высшее руководство. В 2009 году политологи М. Стивен Фиш и Мэтью Крёниг разработали Индекс парламентских полномочий для определения отношения числа конкретных полномочий, которыми обладает тот или иной национальный законодательный орган. Германский Бундестаг, итальянский Парламент и Великий государственный Хурал Монголии обладают мощной властью, в то время как Палата представителей Мьянмы и Переходное федеральное правительство Сомали (было заменено Федеральным парламентом Сомали) имеют незначительное влияние.

Некоторые политические системы следуют принципу законодательного превосходства, который гласит, что законодательный орган является высшей ветвью власти и не может быть связан с другими государственными институтами власти, такими как судебная власть или писаная конституция. Такая система делает законодательную власть более мощной.

Члены законодательной власти

Законодательная власть состоит из отдельных членов — законодателей, которые голосуют по предложенным законопроектам. Законодательный орган, как правило,имеет фиксированное число законодателей; поскольку заседания представителей законодательной власти, обычно, проходят в определенном помещении с местами для законодателей, то сам орган законодательной власти часто описывается числом «мест» в него входящих. Например, законодательный орган, который имеет 100 «мест» насчитывает 100 членов. В более широком смысле, избирательный округ, который избирает одного законодателя также может быть описан как «место», например, при использовании в отношении такого законодателя понятий «обеспеченное место» и «маргинальное место».

Органы законодательной власти

В парламентских системах правления исполнительная власть несет ответственность перед законодательным органом, который может снять исполнительную власть, выразив ей вотум недоверия. С другой стороны, в соответствии с доктриной «разделения властей», законодательная власть в президентской системе считается независимой и равноправной ветвью власти наряду с судебной и исполнительной властями. Национальные законодательные органы носят различные названия: «парламент», «конгресс», «сейм» и «нижняя палата».

Законодательный орган может обсуждать и голосовать за законопроекты, как единое целое, или он может состоять из нескольких отдельных групп законодателей (палат), имеющих различные названия, например: законодательные палаты, сессионные залы и палаты представителей, где обсуждения и голосования осуществляются по отдельности, и палаты имеют различные полномочия. Законодательный орган, который действует как единое целое является однопалатным, разделенный на две палаты называют двухпалатным, и разделенный на три палаты — трехпалатным.

В двухпалатных законодательных органах власти, одна палата, как правило, считается верхней палатой, а вторая — нижней. Эти два типа палат не имеют серьезных различий, но члены верхних палат обычно косвенно избираются или назначаются, а не избираются прямым голосованием, выдвигаются административным округом, а не населением, и, как правило, имеют более длительные сроки полномочий, чем члены нижней палаты. В некоторых системах правления, особенно в парламентских, верхняя палата имеет меньше полномочий и играет, прежде всего, консультативную роль, но в других системах, в частности, в президентских, верхняя палата имеет равную или даже большую власть.

В федерациях верхняя палата обычно является элементом федерации. Примером может служить межгосударственная законодательная власть Европейского Союза. Верхняя палата может либо состоять из делегатов правительства штатов (субъектов федерации) — как в Европейском Союзе и в Германии, а до 1913 года и в Соединенных Штатах — или ее члены могут избираться в соответствии с формулой, гарантирующей равное представительство для государств с меньшей численностью населения, как это происходит в Австралии и Соединенных Штатах с 1913 года.

Трехпалатная законодательная власть очень редкое явление; ее примером может служить по-прежнему существующий Совет губернатора штата Массачусетс, но самый последний пример такой власти на государственном уровне существовал в годы правления европейцев в Южной Африке. Трехпалатная законодательная власть больше не существует, но она ранее использовалась в Скандинавии.

Размер законодательного органа власти

Органы законодательной власти значительно различаются по размеру. Среди национальных законодательных органов Всекитайское собрание народных представителей является крупнейшим с 2 987 членами, в то время как Папская комиссия по делам государства-града Ватикан — самый маленький законодательный орган с 7 членами. Ни тот, ни другой орган законодательной власти не был избран демократическим путем, а Собрание народных представителей обладает незначительной независимостью власти.

Размер органа законодательной власти — это компромисс между его эффективностью и представительством; чем меньше законодательный орган, тем более эффективно он может работать, но чем больше законодательный орган, тем лучше он может представлять политическое разнообразие его составляющих. Сравнительный анализ национальных законодательных органов показал, что размер нижней палаты, как правило, соответствует корню кубическому из численности населения страны; то есть, размер нижней палаты имеет тенденцию к увеличению вместе с увеличением населения, но гораздо медленнее.

ru.wikiyours.com

Законодательные органы власти. Законодательным органом власти в РФ является…

В Российской Федерации действует система разделения властей. Исполнительная, судебная и законодательная ветви равны между собой. Они обладают особой структурой и рядом установленных в законе полномочий. В этой статье будет рассказано про законодательные органы власти в РФ.

Характеристика системы

Чем занимается представительная ветвь власти в нашей стране? В соответствии с основным законом России, основной функцией законодательной системы является законотворчество. Это очень сложный и весьма продолжительный процесс, организуемый не только законодательной, но и судебной ветвью власти.

Центральным органом законодательной ветви власти является Парламент, именуемый Федеральным Собранием. В российской Конституции этому органу посвящена пятая глава. Это двухпалатная инстанция, в компетенцию которой входит назначение различных должностных лиц, взаимодействие с главой государства и, конечно же, законотворческая деятельность. Государственная дума, являющаяся нижней палатой, представляет собой выборный орган, а верхняя, Совет Федерации, косвенно формируемую инстанцию. О каждой из этих палат будет подробно рассказано далее.

Общая характеристика Государственной думы

Госдума является законодательным органом власти в РФ. Эта нижняя палата Собрания, состоящая из 450 депутатов, половина которых избирается напрямую одним туром. Депутатом Госдумы может быть только российский гражданин, достигший возраста 21 года. Деятельность Думы возглавляет председатель — сегодня это Вячеслав Володин.

Выборы в Госдуму назначаются главой государства раз в пять лет. Федеральный закон № 51-ФЗ от 2005 года закрепляет пропорциональную систему голосования, при которой избрание депутатов происходит пропорционально поданным федеральным спискам. Устанавливается избирательный порог. В 2017 году он составляет 5%.

Первая государственная дума появилась еще в 1905 году. Функционировала она до 23 февраля 1917 года. В Советской России работал Верховный Совет РСФСР, силой упраздненный в 1993 году. Указом Бориса Ельцина «О конституционной реформации в РФ» сформировался первый созыв нижней палаты Федерального собрания. Выборы в Госдуму состоялись 12 декабря 1993 года.

Функции Государственной думы

В статье 103 основного закона России закрепляются полномочия Госдумы. Основными функциями нижней палаты законодательного органа власти в РФ являются:

  • решение проблемы доверия федеральному исполнительному органу РФ — Правительству;
  • предоставление Президенту согласия о вступлении на должность председателя федерального органа исполнительной власти;
  • ежегодное заслушивание отчетов федерального исполнительного органа РФ;
  • назначение на должность и снятие с должности председателя Центробанка, Счетной Палаты, а также уполномоченного по правам и свободам человека;
  • объявление государственной амнистии;
  • выдвижение обвинения против главы российского государства.

Наконец, стоит назвать самую важную функцию. Именно законотворчество законодательного органа власти в РФ является главной обязанностью нижней палаты.Представители Государственной думы формирует законопроекты, после чего передают их на всеобщее рассмотрение, состоящее из трех этапов. Большую роль здесь играет Совет Федерации, члены которого могут пропустить или не пропустить законодательную инициативу. Так, если проект все же проходит, то он передается на проверку Конституционному суду. В конце закон подписывает глава государства.

Структура Госдумы

Нижняя палата Собрания содержит в себе Аппарат — постоянно действующий орган, в обязанности которого входит финансовое, организационное, аналитическое, социально-бытовое и техническое обеспечение депутатской деятельности. С октября 2016 года руководителем Аппарата нижней палаты законодательного органа власти в РФ является Татьяна Геннадьевна Воронова.

Особую роль в Госдуме занимает и председатель. Это руководящее лицо в органе, обязанное осуществлять взаимодействие с судебной и исполнительной ветвями власти. Заместители председателя избираются путем голосования на заседании палаты. С октября 2016 года председателем Госдумы является член партии «Единая Россия» Вячеслав Викторович Володин.

В составе Госдумы действуют комиссии и комитеты. В полномочия комитетов входит подготовка проектов, внесение предложений по модернизации законотворчества, анализ применения законов и прочее. Комиссий же в составе Госдумы всего шесть. Здесь стоит выделить счетные, антикоррупционные и этические инстанции.

Еще одним структурным элементом в составе нижней палаты законодательного органа власти в РФ является Совет Госдумы. Эта инстанция занимается планированием работы и разработкой законопроектов.

Общая характеристика верхней палаты

Органом законодательной власти в РФ является Совет Федерации — верхняя палата Собрания. Этот орган формируется косвенным путем — по два человека из каждого региона страны. При этом одного своего представителя посылает законодательный орган субъекта, а другого — исполнительный орган. Всего в Совете Федерации состоит 170 человек.

Неофициальное наименование Совфеда — «Палата регионов». Этот орган представляет интересы российских субъектов на федеральном уровне. Важнейшим принципом формирования верхней парламентской палаты является непартийность. Члены Совфеда не создают партийных объединений или особых фракций.

Президент не может распустить Совет Федерации. Заседания этого органа должны проводиться не менее двух раз в месяц. При этом обе палаты Федерального Собрания могут объединяться для заслушивания доклада главы государства.

Полномочия и структуры Совета Федерации

По Конституции 1993 г., законодательный орган власти в РФ является инстанцией с характером неприкосновенности. Неприкосновенность эта соблюдается в течение всего срока реализации полномочий. А о каких именно полномочиях идет речь? Необходимо обратиться к статье 102 основного государственного закона, в которой указывается следующее:

  • утверждение границ между регионами страны;
  • утверждение указа о введении ЧС или военного положения в стране;
  • назначение выборов главы государства РФ;
  • назначение на должность и снятие с нее Генерального прокурора РФ, заместителя руководителя Счетной Палаты, а также судей Конституционного или Верховного суда.

Аппарат Совфеда состоит из руководителя и его заместителей. С 2008 года руководителем аппарата Совфеда является Владимир Валентинович Свинарев. Орган законодательный власти РФ является с 1993 г. непрерывно функционирующим.

Региональные представительные органы

Представительные органы российских регионов формируются путем тайного голосования. Большая часть членов органа баллотируется по единому округу пропорционально числу голосов, отданных за списки кандидатов. Число депутатов указывается в уставе региона страны.

Основные полномочия региональных законодательных органов власти в РФ — это, в первую очередь, законодательная инициатива. Помимо нее стоит выделить толкование законов, принятие устава или конституции субъекта, работа с региональной собственностью и многое другое.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *