Права школьников в РФ: основные права, защита, особенности
Каждый гражданин России имеет право на получение образования. Это закреплено положениями статьи 43 Конституции. Здесь также указано, что получение общего образования является обязательным, и соблюдение этого требования возлагается на родителей или опекунов ребёнка. Однако помимо обязанностей, у детей имеются и права, которые иногда нарушаются в стенах школьного заведения. Примечательно, но родители далеко не всегда понимают, когда педагог нарушает права ребёнка. Рассмотрим этот вопрос более детально.
Что говорит закон
Основные нормы и правила, связанные с получением образования в России, регулируются Федеральным законом № 273-ФЗ. Ключевыми принципами данного законопроекта является установление равноправия граждан в плане получения образования, не только общего, но и профильного.
Однако учебный процесс является многогранным, и предугадать все ситуации, которые ожидают ребёнка в школе, заранее невозможно. В частности, школьники могут конфликтовать с преподавателями или одноклассниками, и каждый конкретный случай требует детального рассмотрения для решения проблемы.
В школе с детьми занимается преподаватель, который имеет не только права и обязанности, но и должностную инструкцию. Например, учитель ни при каких обстоятельствах не может выгонять учеников из класса, если неугомонный школяр нарушает дисциплину и преднамеренно срывает урок, педагог должен вызвать представителей руководства школы. Кроме того, преподаватели не могут забирать у учащихся мобильные устройства на время урока.
Интересным моментом является повышение голоса. Преподаватель может срываться на повышенный тон в процессе урока, при этом не переходить на личности и не высказывать прямых оскорблений в адрес ребёнка. Вполне естественно, что педагог, ни при каких обстоятельствах не может заниматься рукоприкладством: даже лёгкий шлепок указкой может послужить основанием для возбуждения уголовного дела.
Скачать для просмотра и печати:Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Какие права и обязанности имеются у учащихся
Начнём с обязанностей. Общие правила поведения в стенах учебного заведения запрещают школьникам оскорблять честь и достоинства других учащихся и преподавательского состава, использовать нецензурные жесты и выражения, курить на территории. Помимо этого, школьники обязаны соблюдать право собственности, бережно относиться к школьному имуществу и личным вещам других учеников. В случае порчи чужого имущества, возмещение вреда возлагается на родителей или законных представителей ребёнка.
В целом, обязанности школьников сводятся к тому, чтобы получать образование самим, не препятствовать учебному процессу, и не мешать учиться другим ученикам.
Права школьников
За учащимися общеобразовательных школ закрепляются следующие права:
- бесплатное получение образования в соответствии с действующими стандартами, установленными на государственном уровне;
- самостоятельно выбирать общеобразовательное учреждение и форму образования: обучение в школе или на дому, прохождение курса по ускоренной программе;
- сохранение личного достоинства без дискриминации по каким-либо признакам;
- достойные условия обучения: теплые классы, качественное питание и пр.;
- свободное выражение мыслей и убеждений, при условии, что это происходит в корректной форме;
- своевременно узнавать о проведении контрольных и экзаменационных работ;
- проходить курс школьной программы на родном языке;
- получать оценки по каждой дисциплине в соответствии с полученными знаниями, без предвзятого отношения со стороны преподавателя;
- посещать факультативные занятия;
- принимать участие в культурно-массовых мероприятиях;
- получать бесплатный доступ к любым школьным ресурсам, необходимым для учебного процесса, например, библиотечным книгам;
- отдых между занятиями, выходные дни и каникулы.
Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.
О чём говорит школьный устав
Устав школы — это свод внутренних правил, регулирующих работу общеобразовательных учреждений. Этот нормативно-правовой документ оформляется в соответствии с пунктами статьи 25 Федерального закона № 273-ФЗ.
В частности, в уставе должны содержаться следующие данные:
- информация о типе образовательного учреждения;
- сведения об учредителях;
- информация об образовательных программах и направлениях обучения;
- структура организации и разграничение полномочий.
Меры защиты прав учащихся в школе
Рассмотрим ряд ситуаций, которые чаще всего интересуют родителей, и непосредственно затрагивают права и свободы учеников.
Сбор денег: сдавать или нет
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вернуться к пунктам статьи 43 Конституции РФ. Здесь прямо указано, что образование должно быть не только общедоступным, но и бесплатным, и эту норму государство гарантирует гражданам. Отсюда следует, что школа не может требовать с родителей каких-либо сумм. Разумеется, это правило касается только учебных заведений, действующих на некоммерческой основе.
Однако в школах часто практикуются сборы на ремонт класса, приобретение учебных пособий и прочие нужды, необходимые для учебного процесса. Это связано с тем, что финансирование школ из региональных бюджетов оставляет желать лучшего, поэтому общеобразовательные учреждения переходят на самофинансирование.
Здесь нужно учитывать, что подобные взносы возможны только на добровольной основе: школа может предложить сбор средств на какие-либо нужды, соглашаться или нет, остаётся на усмотрение родителей. В случае отказа, преподаватели не могут преследовать учеников, занижая оценки или принуждая учащихся к сдаче денег иными способами. Если это происходит, родители могут обратиться с жалобой к директору школу, в случае бездействия — в прокуратуру.
Охрана здоровья
Ответственность за здоровье школьников во время учебного процесса полностью возлагается на учебное заведение. Выражается это разными способами. Например, учитель не может принуждать ученика к занятиям физкультурой, если у последнего имеется подписанное врачом освобождение.
В ситуациях, когда педагог, несмотря на справку, заставляет ученика проявлять активность на уроках физкультуры, и занятия ухудшают состояние здоровья ребёнка, исходом может стать судебное разбирательство. Отметим, что ставить двойки освобожденным от занятий ученикам, учитель не имеет права. Такие оценки аннулируются, а преподаватель подвергается дисциплинарному взысканию.
Факультативные занятия
В любых общеобразовательных учреждениях, занятия происходят согласно с составленным планом учебного процесса. Здесь перечислены все обязательные дисциплины, включая количество учебных часов, запланированных на их изучение. Любые дополнительные занятия, не включённые в учебный план, посещаются только на добровольной основе. Например, если преподаватель по геометрии считает, что ученикам будет полезно после основных занятий познакомиться с курсом «Занимательной геометрии», дети сами решают, посещать факультатив или нет.
Однако не всегда имеет смысл пренебрегать дополнительными занятиями. Например, при сдаче экзаменов любой преподаватель ставит баллы за знания, которые ученик демонстрирует сверх школьной программы. Однако занижать оценку на основании того, что ученик не посещал дополнительных занятий, учителя не вправе.
Труд не всегда облагораживает
Довольно распространённая практика российских школ — привлечение учащихся к уборке школьных помещений. Согласно статьи 37 Конституции, труд свободен, и привлекать гражданина к исполнению трудовых обязанностей в принудительном порядке — запрещено. Отсюда следует, что школа не может заставить учеников вооружиться тряпками и приступить к уборке классов и коридоров.
Это правило закреплено и законом «Об образовании», но здесь предусмотрена более конкретная и четкая формулировка. В частности, для привлечения к труду требуется заручиться не только согласием учеников, а также их родителей или законных представителей. С юридической точки зрения, даже если учащиеся выражают добровольное согласие на наведение порядка, руководство школы не может разрешить уборку силами учеников, пока не будет одобрения со стороны родителей.
Учитывая сложность этой позиции, могут возникать довольно щекотливые ситуации. Например, ребёнок выразил согласие помочь школе трудом на добровольных началах, а родители категорически против. В этом случае, родители несовершеннолетнего могут жаловаться школьному руководству и в вышестоящие инстанции.
Важно! Чтобы избежать неприятных ситуаций, преподавателям лучше заранее уточнять позицию родителей на предмет привлечения детей к внеклассному труду. В любом случае, уборка помещений не должна превращаться в трудовую повинность и выполняется только на добровольных началах.Гендерное равноправие
Этим новомодным термином обозначается отсутствие дискриминации по половому признаку среди учащихся. Эта особенность закреплена не только российским законодательством, но и международными конвенциями.
Суть гендерного равноправия заключается в том, что нельзя возлагать на учеников определённые обязанности, руководствуясь половым признаком. Например, девочки остаются убирать класс, а мальчики отправляются домой. Фактически, здесь идёт речь о разделении труда на мужские и женские обязанности, что и является проявлением дискриминации.
Однако данная тема довольно щекотливая. Например, возникла необходимость перемещения школьного инвентаря. С точки зрения человеческой логики, таскать тяжести должны мужчины, но освобождение девочек от такой работы также может квалифицироваться, как дискриминация.
Чтобы не оказаться в сложной ситуации, преподавателям лучше не разделять своих учеников на мужскую и женскую половины, а обращаться за помощью ко всему классу. С точки зрения человеческой морали, мальчики сами вызовутся на выполнение тяжёлой работы, следовательно, права девочек не будут ущемлены.
Несколько слов о религии
Россия является многонациональной страной, и свобода вероисповедания закреплена на государственном уровне. Поэтому в одном классе могут учиться дети разных конфессий: христиане, иудеи, мусульмане, буддисты.
Задачей школы является деликатное и уважительное отношение к религии своих учащихся. Например, в многонациональном классе учитель не может отдавать дань исключительно христианским традициям, и принуждать детей-мусульман к посещению православных храмов и церквей. Нужно учитывать, что даже безобидная экскурсия по святым местам может противоречить убеждениям и вероисповеданию некоторых ребят.
Более того, в школах запрещается проводить религиозные мероприятия, собирать пожертвования и иным образом вовлекать учеников в различные обряды. В свою очередь, учащиеся вправе отказываться от участия в любых культурно-массовых мероприятиях, посвященных религии, и школа не может привлекать их к такой деятельности в принудительном порядке.
Ответственность учащихся
С наступлением определённого возраста, школьники могут привлекаться к административной или уголовной ответственности. Однако здесь нужно учитывать факт, что правовые меры применяются строго индивидуально, коллективная ответственность здесь не предусматривается.
Например, несколько учеников совершили кражу или избили одноклассника. Нельзя обвинить в содеянном весь класс, к ответственности должны привлекаться только непосредственные участники инцидента.
Важно! Педагоги не вправе предлагать урегулирование конфликтной ситуации способом, противоречащим действующему законодательству. Более того, нельзя бездоказательно обвинять в правонарушении кого-либо из учащихся.Дежурство по школе
Преподаватели не могут заставлять учеников дежурить в принудительном порядке. Это приравнивается к труду, который возможен только с согласия учеников и их родителей. В большинстве случаев, руководство школы обязывает учеников дежурить, ссылаясь на внутренний устав, однако, это незаконно. Здесь имеет смысл убедиться, что пункт, касающийся дежурства действительно закреплён школьным уставом, хотя его там может и не оказаться. Даже если назначение дежурных из числа учащихся предписано школьными правилами, опираться нужно не на нормативный документ, предназначенный для внутреннего пользования, а Конституцию.
Отметим, что дежурство на добровольной основе не запрещено, а в некоторых случаях, даже приветствуется. Например, несколько ребят могут накрыть столы, чтобы одноклассники смогли без лишней суеты пообедать во время перемены.
Публичное унижение
Здесь речь идёт не о личных оскорблениях, которые недопустимы, а публичном порицании одного из учащихся за совершённый им проступок. Например, учитель не может критиковать ученика при всём классе за систематические опоздания. Такие беседы всегда должны проводиться в индивидуальном порядке, желательно, в присутствии родителей нашкодившего ученика.
На заметку! По мнению психологов, даже безобидное порицание, вынесенное ребёнку прилюдно, унижает достоинство несовершеннолетнего, и может нанести моральную травму.Дорогие читатели!
Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.
Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.
Последние изменения
Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.
Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!
Посмотрите видео о правах учеников
lgoty-vsem.ru
Школьные законы
1. Учащиеся обязаны являться на уроки со всеми необходимыми для них книгами, тетрадями и прочими учебными и письменными принадлежностями. Перед каждым уроком они должны привести в порядок и приготовить те из них, которые будут необходимы на данном уроке.
2. Во время учебных занятий учащиеся должны быть внимательными, добросовестно готовиться к урокам, с точностью записывать, что задано учителем к следующему уроку, в дневник. Еженедельно они обязаны сдавать дневник на проверку классному руководителю и предъявлять его для ознакомления родителям.
3. Учащимся школы запрещается:
— приносить с собой в учебное заведение посторонние вещи и издания, создающие помехи в ходе учебного процесса;
— играть на деньги или с иной корыстною целью;
— продавать всякого рода вещи или книги друг другу, посторонним лицам или менять их;
— нарушать правила техники безопасности на уроках и переменах.
4. В отношении друг к другу учащиеся должны быть вежливыми, дружелюбными, доброжелательными. Запрещаются драки и иные злоупотребления силой. Школьники обязаны воздерживаться и воздерживать других товарищей как в стенах школы, так и за ее пределами от всякого рода поступков, несовместимых со званием школьника. Недопустимо всякое подстрекательство товарищей к какому-либо дурному поступку.
5. Запрещается употребление в речи учеников неприличных слов и выражений.
6. Учащиеся обязаны посещать все уроки и уведомлять классного руководителя о пропусках занятий в гимназии по болезни или по другой уважительной причине.
7. В случае пропуска уроков по болезни или по другой уважительной причине необходимо самостоятельно или с помощью учителя изучить пропущенный материал. Кроме того, учащиеся обязаны уведомить классного руководителя об отработке пропущенных занятий.
8. Учащиеся должны беспрекословно выполнять требования учителей и работников школы, которым вверена забота об образовании и воспитании школьников. При входе педагогов и гостей школы в класс, а также при выходе из класса ученики должны вставать со своих мест.
9. Учащиеся обязаны поддерживать чистоту и порядок в стенах образовательного учреждения и на его территории, не допускать нарушений санитарно-гигиенических норм.
10. По окончании каникул учащиеся должны своевременно являться на занятия.
11. Данные Правила являются обязательными для выполнения всеми учащимися.
Школа — твой родной дом. Ты пришел в этот дом получить образование, профессиональные умения и навыки, эти заповеди твои:
Учеба — твой главный труд, приложи все усилия, чтобы учиться по способностям. Неукоснительно соблюдай дисциплину на уроках.
В своем доме ты можешь участвовать в управлении жизнью ученического коллектива через совет самоуправления.
Ты имеешь право участвовать в общественной жизни класса и школы. Если критикуешь, выражаешь несогласие — возражай, возражаешь — предлагай, предлагаешь — выполняй.
Ты имеешь право на уважение человеческого достоинства и защиту от унижения, оскорбления, но помни, что это право имеет каждый, не только ты.
Выбирай профиль обучения согласно своим интересам, возможностям, состоянию здоровья, с учетом желания и учись.
В твоем доме все работники школы — твои друзья. К друзьям относятся с уважением, добротой и искренностью.
Ты имеешь право на доверительное, товарищеское, партнерское общение со сверстниками и учителями и их поддержку в добрых поступках и делах.
В твоем доме не принято курить, сквернословить, обижать других, не сдерживать собственное слово.
В твоем доме стараниями администрации и учителей — все новое. Это для того, чтобы тебе было комфортно. А сберечь школьное имущество — твоя обязанность.
В школу ты пришел трудиться. Будь собран, опрятен, приходи в школу за 15 минут до начала первого урока, а в кабинет — за 5 минут до звонка, не пропускай занятий без уважительной причины.
Береги труд техничек и своих товарищей дежурных — соблюдай чистоту и порядок в школе, носи в школе сменную обувь.
Отдыхая на перемене, не мешай другим.
Учись отстаивать собственное мнение, делая это корректно, тактично, не ущемляя достоинство других.
Отвечай за свои дела и поступки, ведь ты — человек разумный.
blrivsh1.narod.ru
чего ждать школьникам, родителям и учителям
- Главная
- Новости
- Кадры
- Муви
- Мысли
- Реклама
- О нас
Кукуруза, пахлава, чурчхела и Богдан: как Зеленский в Одессе отдыхал 00:08 Сервис Hulu снимет сериал по роману «Автостопом по Галактике» Дугласа Адамса
28
июл
Опубликован трейлер фильма «Добро пожаловать в Zомбилэнд 2» 22:47 «Мало били»: Мосийчук заявил, что полиция в Москве должна жестче разгонять протесты 22:24 В Одессе задержали 12 футбольных фанатов, которые хотели устроить драку 21:59 Житомирский суд постановил пересчитать голоса на округе, где победил нардеп от БПП 21:44 Babylon’13 исключил из своих рядов будущего нардепа от «Слуги народа» за одиозную риторику 21:22 Луценко пообещал 31 июля принять решение о подписании подозрений судьям ОАСК 20:59 Генерал полиции Глуховеря прокомментировал видео, которое возмутило Зеленского 20:31 Муви
Шварценеггер, Сталлоне и Лундгрен сняли шутливое видео о старости 20:06 В полиции озвучили подробности убийства на округе Пашинского 19:35 В Мариуполе взорвалась граната, которую мужчина установил вместо замка 19:12 Навального госпитализировали из спецприемника с приступом острой аллергии 18:47 В «ЕС» назвали политическим рейдерством решение суда о пересчете голосов по округу №119 18:25 «Слуги народа» поселились в самых дорогих отелях Трускавца, — СМИ 17:59 Синоптик предупредила украинцев о существенном похолодании 17:41 В Одессе полицейские переходят на чрезвычайный режим дежурства 17:19 В МИД Украины отреагировали на визит Медведева в оккупированный Крым
обязанности ребенка в школе, защита прав
Как известно, Конституция Российской Федерации регламентирует неотъемлемое право ребенка на получением им дошкольного и среднего образования бесплатно в соответствии с государственными стандартами. Но, это не означает, что в образовательном учреждении не возникнет обратных требований к учащимся и их родителям.
Каждое образовательное учреждение, будь оно государственное или частное, обладает Уставом ОУ, в котором регламентирован порядок функционирования предприятия, права и обязанности его участников, в данном случае — учащихся и сотрудников.
В данной статье мы рассмотрим права и обязанности детей в школе, какие накладываются ограничения на каждого, а также подскажем, как защитить права ребенка в школе, если они нарушаются членами данного ОУ.
Дорогие читатели! В наших статьях мы рассматриваем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай носит индивидуальный характер. Если вы хотите узнать как решить именно Вашу проблему — обращайтесь через форму онлайн-консультанта справа или звоните нам по телефонам:
+7 (499) 350-66-97 Москва, Московская область
+7 (812) 627-16-82 Санкт-Петербург, Ленинградская область
Остальные регионы: онлайн-консультант>>
Это быстро и бесплатно!
Какие права у ребенка в школе
Как говорилось выше, законодательство РФ устанавливает обязательное получение среднего образования ребенком по стандартам качества ФГОС. Для этого, каждый родитель обязуется обеспечить получение знаний для своего чадо. Это может быть общая образовательная программа, либо подготовленная индивидуально при необходимости (согласно медицинским заключениям).
Учебная нагрузка определяется Уставом ОУ, он же регламентирует порядок и режим занятий в соответствии с регламентом Департамента Здравоохранения населенного пункта.
Вся информация, получаемая детьми, должна соответствовать их возрасту и интеллектуальному развитию.
Конечно, ребята могут превышать своих сверстников в развитии, в таком случае, для одаренных детей существует усложненная программа и различные олимпиады.
В соответствии с Уставом возможно оказание дополнительных платных услуг по образовательным направлениям для желающих.
Напротив, изучение Канта для детей начальных классов не совсем целесообразно. Для отстающих учеников должны быть созданы специальные условия: с учетом графика работы ОУ учитель обязан помочь ребенку сдать материал по теме.
Главное неотъемлемое право каждого человека — быть выслушанным (еще лучше — услышанным), а также свободное волеизъявление и самовыражение.Все оценки работ, проделанных обучающимися должны быть объективными и отражать реальный уровень знания и умений ребенка по данному предмету. Исключается субъективное отношение учителя к ученику, которое провоцирует отметку не соответствующую этим показателям.
Также, ученики должны быть осведомлены о своих оценках, их сокрытие недопустимо. Перед проведением контрольных или проверочных работ, обучающиеся должны быть заблаговременно предупреждены, а результаты проведения могут быть как конфиденциальными, так и обозримыми, в зависимости от требований ученика.
В школе ребятам не может быть навязана никакая религия, верование или убеждения. Каждый ученик имеет право на свободу волеизъявления и вероисповедания, поэтому они легко могут отказаться от участия в мероприятиях, носящих религиозный характер и никто не вправе их заставить посещать подобные курсы, также дети не обязаны озвучивать и высказываться по поводу своих религиозных предпочтений.
Как и все люди при занятии интеллектуальной образовательной деятельностью, ребята утомляются и должны иметь возможность отдыхать в каникулярное время, установленное каждой школой индивидуально, либо по государственной инициативе. Между уроками и сменами предполагаются перерывы для отдыха и обеда.
Любой учащийся имеет возможность принимать участие в общественной жизни школы, выступать на олимпиадах и конференциях, других образовательных и развлекательных мероприятиях.
Любое ограничение инициативы ребенка чревато его деградацией и снижением успеваемости.При соблюдении вышеописанных прав процесс обучения будет приносить радость обучающимся и чувство уважения их человеческого достоинства.
В случае не соблюдения прав ученика, последний в праве обратиться к уполномоченному по правам участников образовательных процессов, либо принять участие в управлении самого ОУ, в соответствии с его Уставом посредством участия в Совете школы.
Обязанности ребенка в школе
Помимо прав, каждый человек имеет определенные обязанности и степень ответственности, согласно его социальным ролям. Так, в школе на ребят действуют правила, отступление от которых чревато наступлением дисциплинарной, уголовной, административной, материальной и гражданской ответственности.
Кратко перечислим основные обязанности детей в школе:
- появление на занятиях вовремя без опозданий;
- опрятный внешний вид и деловая форма одежды;
- сменная обувь;
- наличие необходимых учебных материалов и канцелярских товаров;
- нельзя употреблять ругательных слов и непристойные жесты;
- нельзя без разрешения медицинского работника или классного руководителя покидать заведение в учебное время;
- если ребенок отсутствует в школе более трех дней, он должен предоставить справку;
- запрещено курение на территории школы и употребление стимулирующих веществ;
- каждый обучающийся должен уважать достоинство окружающих его педагогов и детей;
- запрещено применение любых насильственных действий;
- запрещается приносить на территорию школы взрывчатые, колющие-режущие, спиртные, огнеопасные, наркотические вещества.
Каждый ученик должен бережно относиться к имуществу заведения, где он обучается и имуществу других детей.
За это он несет материальную ответственность, в отдельных случаях может применяться уголовное наказание за порчу чужого или казенного имущества.
В обязанности также входит участие в благоустройстве образовательного учреждения и его территории, в пределах разумных физических усилий без принуждения сверстников или учителей.
Любое нарушение дисциплины на уроках, невыполнение домашних заданий или других требований преподавателей в отношении учебного процесса может повлечь наказание.
Часто родителей интересует вопрос о том, обязан ли ребенок питаться в школе. Ни один нормативно-правовой акт, включая Закон РФ «Об образовании» не содержит норм, предусматривающих обязательность платного школьного питания для учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений.
Законодательством Российской Федерации возлагается на образовательное учреждение обязанность организации питания воспитанников. То есть, предусматривается помещение для столовой и выбор продуктов питания в ней.
Но, если вас или вашего ребенка не устраивает качество питания в школьной столовой, вы вправе отказаться от него, написав заявление на имя директора.
Никто из преподавателей или управленческого персонала школы ни в праве понуждать вашего ребенка питаться вместе со сверстниками в столовой.Защита прав ребенка в школе
Каждый ребенок имеет право развивать свои таланты и умения, физические и интеллектуальные способности в образовательном учреждении и, любое посягательство на прекращение или ограничение этих полномочий со стороны педагогов или других ребят должно быть наказуемо.
При допущении насилия любого характера в отношении воспитанников применяется уголовное наказание в отношении обидчика.
Как защитить права ребенка в школе?
Для этого необходимо сформулировать жалобу на имя директора школы и документально оформить ее. Если ваша просьба будет проигнорирована, вы вправе обратиться в прокуратуру или департамент образования населенного пункта, а также непосредственно с иском в суд.
Заключение
Знание своих прав поможет ученику и его родителям отстоять вое достоинство в лице образовательного учреждения при возникновении разногласий. Для этого, мы советуем досконально изучить вышеизложенные положения.
Нельзя забывать о том, что на каждого ученика возлагается определенный уровень ответственности на момент прибывания в школе.
Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам:
+7 (499) 350-66-97 Москва, Московская область
+7 (812) 627-16-82 Санкт-Петербург, Ленинградская область
Остальные регионы: онлайн-консультант>>
или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.
zakonsovet.com
Запрет на гаджеты в школе – закон или произвол?

В связи с массовым распространением смартфонов, планшетов и «умных часов», школьников и родителей все чаще волнует вопрос: имеет ли право педагог или администрация учебного заведения запретить детям пользоваться гаджетами? Образовательные форумы буквально забиты вопросами вроде «правильно ли я поступил, забрав смартфон у 10-классника, игравшего на уроке» или «может ли ребенок ходить на занятия с умными часами». «Я ‒ родитель» разбирается в этой, сразу скажем, непростой проблеме.
К сожалению, однозначного универсального ответа на все эти вопросы не существует. Хотя гаджеты давно и плотно вошли в нашу жизнь, федеральное законодательство пока не отрегулировало правила их использования в образовательных учреждениях. Поэтому каждую отдельно взятую спорную историю приходится разбирать, используя Конституцию РФ, кодексы и общие положения Федерального Закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации». При этом порою возникают определенные правовые коллизии. Итак, давайте обо всем по порядку.
Можно ли забирать у учащихся мобильные телефоны и другие гаджеты силой?
Конституция РФ и статья 209 Гражданского кодекса гарантируют собственнику право владения, пользования и распоряжения своим имуществом, до тех пор, пока он не начнет нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц. Поэтому отобрать у школьника силой телефон, отнести его домой и держать у себя до следующего родительского собрания, как делают некоторые педагоги, учитель однозначно не в праве. Состава преступлений вроде «грабежа» в действиях педагога даже в этом случае, конечно, нет (так как отсутствует корыстный мотив), но права ребенка будут нарушены. О том, при каких обстоятельствах телефон может оказаться у учителя на законных основаниях, мы поговорим чуть ниже.
Может ли учитель или администрация школы запретить школьнику пользоваться гаджетами на территории образовательного учреждения?
А вот здесь ответ – однозначно да.
Статья 43 ФЗ № 273, описывающая обязанности учащихся, говорит о том, что школьники должны выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, и правила ее внутреннего распорядка, уважать честь и достоинство других обучающихся и работников учебного заведения, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися.
Если в уставе или правилах внутреннего распорядка администрацией школы предусмотрен запрет на использование гаджетов, то родители учащегося автоматически соглашаются с ними с момента поступления ребенка в это образовательное учреждение. Отсюда совет: изучите документы, обратите внимание, что в них говорится об использовании телефонов, смарт-часов и т.д.
Более того, использование смартфона или планшета прямо на уроке явно препятствует осуществлению образовательной деятельности и, скорее всего, будет мешать другим детям усваивать учебный материал. Такое поведение определенно не вписывается в рамки уважительного отношения к педагогу и одноклассникам.
В этом случае учитель имеет право сделать замечание, объявить выговор или даже (если речь идет о старшекласснике, неоднократно нарушавшем порядок) поднять вопрос об отчислении учащегося из школы. Кроме того, есть меры, которые хоть и не прописаны прямо в «образовательном» законе, но морально устоялись и допустимы, исходя из других норм. Например, удаление ребенка из класса, беседа у директора, приглашение родителей, а если нарушение дисциплины сопряжено дополнительно с противоправными проявлениями – привлечение правоохранительных органов и социальных служб. Эти меры педагог также может принимать.
Компромиссной может быть ситуация, когда учитель спокойно предложит школьнику добровольно передать ему гаджет на хранение до конца урока. В данном случае право владения и пользования нарушено не будет, а учащийся избежит неприятностей, связанных с нарушением устава школы (если в нем предусмотрен запрет на гаджеты) и требований статьи 43 закона «Об образовании».
А как же быть с «умными часами»?
Это самый сложный вопрос. Многие родители хотят послушать, что именно говорят на уроках, и надевают детям устройства, позволяющие совершать звонок с так называемой «прослушкой», то есть позволяющий слышать все, что происходит вокруг ребенка. Педагогам это зачастую не нравится, и они требуют оставлять устройства дома. Кто же прав?
Это та ситуация, когда однозначного ответа, к сожалению, дать нельзя. Законодательство РФ использование «бытовых» гаджетов, не являющихся спецсредствами, не запрещает. Поэтому некоторые юристы советуют родителям «умные часы» использовать и не обращать внимания на позицию педагога.
Однако в этой ситуации есть несколько больших НО.
Во-первых, негласно подслушивать других людей нельзя. И если подобное всплывет, то учитель или родители одноклассников ребенка могут обратиться в связи с «тихим» использованием умных часов в суд.
Во-вторых, даже на «гласный» сбор личной информации нужно получать согласие у людей, интересы которых могут быть затронуты. В ходе использования «умных часов» вы можете, например, услышать, что у учительницы чем-то заболел муж, и она едет к нему в городскую больницу №2. Это – личная информация, которая вам адресована не была. Ну, или сидящие рядом с вашим ребенком дети могут обсуждать, где их родители держат дома деньги. Услышите нечто подобное – и при определенных обстоятельствах вас могут ожидать большие проблемы.
В-третьих, согласно трудовому законодательству, педагог может отказаться работать в условиях, не предусмотренных его трудовых договором. И не давать согласия вести уроки «под прослушкой», в принципе, является законным правом учителя.
Поэтому, если использование «умных часов» не запрещено уставом школы, гипотетически надеть их на ребенка является вашим законным правом. Но попытка реализовать на практике одну из их основных функций («радионяни», или «прослушки») может привести вас в суд. И не факт, что Фемида окажется на вашей стороне.
Отводя ребенка в школу, вы официально передаете его под ответственность образовательного учреждения, и формальных оснований контролировать его перемещение по учебному заведению у вас нет. Из соображений здравого смысла вы можете либо спокойно обсудить данный вопрос с педагогом, либо просить ребенка отключать часы при входе в школу и включать их после уроков.
В целом же, хотелось бы сказать, что, хотя правовые «рамки» всей нашей жизни задают законы, но и о вопросах морали и нормальных человеческих отношений забывать не стоит. Педагогика – это искусство, а учитель – живой человек, и в ситуации возникновения конфликта, реализовывать свои задачи, в результативности которых родители ребенка прямо заинтересованы, ему гораздо сложнее.
Олег Полевой
www.ya-roditel.ru
ЗНАЙ СВОИ ПРАВА. Права учащихся в школе…
ЗНАЙ СВОИ ПРАВА
СДАВАТЬ ЛИ ДЕНЬГИ?
Каждый имеет право на образование – эти слова из Конституции известны всем. И в Конституции, и в Законе «Об образовании» говорится о том, что школьное образование является бесплатным. Это значит, что если ребёнок учится не в частной, а в обычной школе, то имеет полное право не сдавать никаких денег.
Вносить ли деньги в фонд школы или класса, на новые компьютеры или ремонт крыши, на охрану или учебные пособия – это может решить только ваша семья. Школа не имеет права приказывать сдавать деньги. Она может только об этом просить. А вы решаете – пойти навстречу просьбе школы или нет.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
В каждой школе есть учебный план. В нём записано, какие предметы изучает ваш класс и сколько на эти предметы уделяется времени. Все дополнительные занятия, такие как кружки или факультативы, могут быть только добровольными. Если в учебном плане нет «геометрии в задачах» как обязательного предмета, то дети могут на этот спецкурс не ходить.
Что касается использования знаний, полученных на спецкурсе, при сдаче экзамена по основному предмету, например, геометрии – это только пойдёт на пользу. Любой преподаватель высоко оценит ученика, который имеет дополнительные знания. Но при этом на уроке геометрии вам должны дать все необходимые знания для того, чтобы ребята смогли успешно сдать экзамен по этому предмету.
ТРУД ПОД ЗАПРЕТОМ?
Статья 37 Конституции России гласит: «Принудительный труд запрещён». То же самое записано и в статье 50 Закона «Об образовании»: «Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается».
Это означает, что школа не имела права приказывать девушкам 9-11 классов брать тряпки в руки и отправляться вытирать лужи в школьных коридорах. Обратите внимание на жёсткую формулировку закона «Об образовании». Школа должна получить не только согласие самих учеников на помощь школе своим трудом, но и согласие их родителей. Если следовать букве закона, то даже если бы сами ученики стояли с тряпками в руках и умоляли бы разрешить им спасать школу, то директор не смог бы им этого позволить, пока они не принесут письменное согласие родителей.
Как же поступать школе в этих условиях? Если школе действительно требуется экстренная помощь, то, конечно же, она обратится к ученикам. Но это должна быть именно просьба, а не приказ. Школьники вправе самостоятельно решить, откликнуться на просьбу школы или нет.
При этом школа должна учитывать, что даже если ребёнок трудится на благо школы по своему собственному желанию, родители могут быть с этим не согласны. В этом случае у родителей будут все основания жаловаться на школу или даже подать в суд. Поэтому школе полезно заранее, не дожидаясь потопа, выяснить позицию родителей по вопросу привлечения их детей к труду. Это относится не только к экстренным случаям, но и к обычным дежурствам, генеральным уборкам и прочим «трудовым десантам».
А КАК С ДИСЦИПЛИНОЙ?
Казалось бы, всем ясно, что учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. Но почему-то такие случаи происходят снова и снова.
У учителя нет права произвольно решать: пускать или не пускать ученика на урок. Если ученик пришёл в нетрезвом виде или начал громить школьную мебель – тогда учитель обязан реагировать: вызывать администрацию школы, милицию и других специалистов, которые из рук в руки примут ученика у педагога и продолжат с ним работать. Но когда поведение школьника не представляет никакой опасности, учитель обязан пустить его в класс. Извините, это его обязанность, работа, за которую ему платит деньги государство.
Ученик опоздал. Накажите его за опоздание. Как наказать? Почитайте устав школы, и увидите, какие меры наказания разрешены в вашем учебном заведении. Но на урок ребёнка обязаны пустить. Нет такого наказания – отстранение от урока, и быть не может.
Как поступать ученику, если его по той или иной причине не пустили на урок или выгнали с урока? Напишите жалобу директору школы. Если после этого ситуация не изменится, подайте жалобу в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования.
Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» даёт ученикам право ходатайствовать перед администрацией школы о проведении дисциплинарного расследования по фактам нарушения прав ребёнка.
www.newtime.su
Классный час на тему: Устав – основной закон школы. «Законы, по которым мы живем»
Устав – основной закон школы
«Законы, по которым мы живем»
Цель: создать условия для уточнения понятий закон, конституция, устав и развития коммуникативных, информационных, учебно-познавательных компетентностей и познавательных процессов (мышления, внимания, памяти)
Оборудование:
сигнальные карточки,
фломастеры
Устав школы,
Конституция РФ,
новый проект «Законы класса»
Оформление доски (заполняется в ходе урока)
ХОД занятия
I. Организационный момент
– Я хочу, чтобы вы запомнили этот урок. Сегодня мы попробуем с вами сделать очень важное дело – повторим известные и создадим новые законы, которые нужно вам выполнять.
II. Проблемная ситуация
– Как вы ребята понимаете слово «закон»?
– В словаре Ожегова сказано: Закон – общеобязательное и непреложное правило установленное государственной властью.
– Для чего люди создают правила, законы? (Правила создают для того, чтобы меньше ошибаться, не совершать поступков, которые мешают другим, чтобы не принимать неправильных решений.)
III. Сообщение темы
– Так вот сегодня тема нашего занятия «Законы, по которым мы живем».
IV.Законы страны
– Сначала вспомним законы страны.
– Как называется основной закон страны? (Конституция)
– Кто знает день рождения Конституции? (12 декабря 1993 г.)
– Какие законы из Конституции вы знаете?
Обобщение:
В конституции России 9 глав и 137 статей. Все государственные законы должны обязательно исполняться. Это обязательность каждого гражданина. Конституция – главный закон и ей подчиняются, все остальные законы страны.
V.Законы школы
– Мы с вами каждый день приходим в школу. Это тоже маленькое государство. В школе тоже есть основной закон.
– Может кто-то знает как он называется? (Устав)
– В нем записаны права и обязанности всех работников школы. Я предлагаю вам поработать с отдельными главами Устава и вспомнить права и обязанности учащихся. (Детям выдаются отпечатанные листы из Устава школы)
1, 2 группа – подготовит рассказ о правах.
3, 4 группа – подготовит рассказ об обязанностях.
– Что поняли? (Выступает 1 человек от группы)
Обобщение: Для чего нужно выполнять правила? Правила нужны для того, чтобы меньше ошибаться, не совершать поступков, которые мешают другим, чтобы не принимать неправильных решений.
VI. Законы класса
1) Все учащиеся школы разделены на классы. Это тоже маленькое государство. В нём тоже должен быть основной закон.
– У нас есть такой закон? (Нет)
– Мы можем исправить этот недостаток. Я предлагаю вам поработать в группах и создать разные правила:
1 группа – правила на уроке.
2 группа –правила общения.
3 группа – правила дежурных.
4 группа – правила школы.
Дети получают отпечатанные листы с множеством правил. (Приложение 1) Каждая группа выбирает свои правила.
Запомните: Наши законы должны подчиняться школьному уставу.
2) Работа в группах. (7 мин.)
3) Выступление учащихся (3 мин.)
Дети читают выбранные правила, если класс не согласен обсуждают. Учитель вывешивает выбранное правило на доску. (Приложение 2)
VIII. Обобщение
1) Голосование.
Выразите своё отношение к выработанным правилам.
– согласен.
– не согласен.
Если правило не нравиться, подчиняться правилу или нет?
(Раз оно принято большинством голосов, то нужно постараться не нарушать его.)
2) Вывод. – Для чего мы создали Закон класса?
– Надеюсь, что ребята нашего класса будут выполнять принятые законы и в классе будет благоприятная атмосфера для работы, творчества и отдыха
nsportal.ru