Житейское обыденное мировоззрение – 5. Обыденное мировоззрение

Мировоззрение — экономическая этимология

World outlook, 世界观

Мировоззрение – взгляды человека на мир. Их центральная часть – взгляды на место человека в мире. Взгляды проявляются как убеждения, идеалы и принципы познания и деятельности.

Мировоззрение — необходимая компонента человеческого сознания и познания. В свою очередь у мировоззрения две составляющих. Первая — эмоциональная — мироощущение. Вторая — рациональная — миропонимание.

Соответствующее понятие в английском языке раскрывается через словоworld. Применяются два понятия: world outlook, world-view. Примечательно, что первичное значение этого слова объясняют через германские истоки wer «человек» + ald — old «такого-то возраста, старый». Если предельно обобщить, то world– эпоха, период, возраст человека. В таком контексте мировоззрение – взгляд на эпоху человека.

Выделяют три типа мировоззрения – обыденное, религиозное и научное.

Обыденное мировоззрение – это взгляды, в основе которых – прямые выводы из наблюдаемой действительности. Это взгляды, в которых аккумулируется житейский опыт и здравый смысл. Примером может служить наблюдение за движением солнца – оно всходит и заходит.

Религиозное мировоззрение – это взгляды, в основе которых – раннее установленные и узаконенные Церковью (религией) представления. Большая часть этих представлений находится в рамках житейского опыта и здравого смысла. Примером могут служить положения Нагорной проповеди Христа и попытки отстоять сложившиеся представления о движении Солнца.

Научное мировоззрение – это взгляды, в которых рационально осмыслен накопленный человечеством опыт духовного и практического освоения мира, и которые выходят за рамки житейского опыта, здравого смысла и религиозных представлений. Примером может служить взгляд на движение Солнца – оно не всходит и не заходит – это Земля вращается.

Можно выделить и экономическое мировоззрение как взгляды человека на экономическое устройство мира и место человека в этом устройстве.

Носитель мировоззрения — личность и социальная группа. У каждой личности, у каждой группы – своя система взглядов. Через призму этой системы мир не только воспринимается, но и преобразуется, что и определяет практическую значимость мировоззрения.

Категория:

Связанные понятия:

Идеал, Опыт, Религия, Убеждение
Expierence, Ideal, Persuasion, Religion
人生观.

dictionary-economics.ru

Обыденное мировоззрение

Количество просмотров публикации Обыденное мировоззрение — 2013

У каждого из нас есть какое-то мировоззрение – без этого, по-видимому, просто нет человека. Его называют ʼʼстихийнымʼʼ или ʼʼобыденнымʼʼ – потому, что оно формируется само по себе у каждого человека в процессе его жизнедеятельности. Это – ядро нашего здравого смысла. Своими корнями оно отчасти уходит в генетическую наследственность: унаследовали вы от родителœей силу и здоровье — ϶ᴛᴏ скажется на вашем восприятии окружающей жизни; страдаете вы с рождения болезнями и хилостью – ваше мировоззрение будет окрашено в иные, боле пессимистические тона. Общение с родителями, сверстниками, школьные знания, непосредственный контакт с окружающей средой – всœе это формирует наши глубинные убеждения, ценности, жизненные установки и к началу юности вы уже обретаете вполне определœенное мировоззрение. Важнейшую роль при этом играет усвоение родного языка. Структура нашего языка значения его слов задают определœенную структуру мира. К примеру, в нашем русском языке есть грамматические категории подлежащего, сказуемого, прилагательного и т.п. По этой причине и внешний мир мы представляем себе как состоящий из твердых предметов, их свойств и состояний. Картина мира, навязываемая повсœедневным языком, входит в обыденное мировоззрение человека, усвоившего данный язык. Слушая сказки в детстве, невольно запоминая пословицы и поговорки, мы почти бессознательно усваиваем традиции мышления, ценности, мироощущение своего народа. ʼʼОт трудов праведных не наживешь палат каменныхʼʼ, ʼʼНе хлебом единым жив человекʼʼ, ʼʼНе зная броду, не суйся в водуʼʼ и т.п. – идеи, выраженные в такого рода расхожих выражениях и крылатых словечках, незаметно входят в мировоззрение человека и образуют его важную, хотя и не всœегда осознаваемую, часть.

При этом ведущая роль в формировании обыденного мировоззрения принадлежит, бесспорно, трудовой или орудийной деятельности. Те свойства вещей и явлений реальности, которые открываются нам в повсœедневной жизнедеятельности, которые важны с точки зрения наших потребностей, именно они в первую очередь выделяются человеком и образуют основное содержание его представлений об окружающем мире.

При этом обыденному мировоззрению присущи существенные недостатки. Оно никогда полностью не формулируется в явных утверждениях и в значительной мере существует в виде полуосознаваемых, неясных, смутных идей, образов, чувств. Помните, у Ярослава Гашека в ʼʼБравом солдате Швейкеʼʼ арестанты обокрали одного из своих сокамерников, который, получив из дома посылку, хотел съесть ее всю целиком один, не поделившись с товарищами по несчастью. Его поведение шло вразрез с представлениями арестантов о справедливости, о товариществе, хотя вряд ли они смогли бы сформулировать это в ясной форме. Наряду с научными знаниями, усвоенными в школе, обыденное мировоззрение часто содержит обрывки религиозных верований, суеверия, предрассудки. И самое, быть может, важное: обыденное мировоззрение никогда не представляет собой системы, ᴛ.ᴇ. его отдельные принципы часто несовместимы друг с другом и следствия этих принципов редко доводятся до повсœедневных поступков. К примеру, человек должна быть искренне убежден в том, что воровать нехорошо, но охотно бежит покупать акции какой-нибудь заведомо шельмовской компании, или пылко мечтает о процветании родного государства, но при этом ведет двойную бухгалтерию, чтобы не платить налогов. От этих недостатков в значительной мере избавлено мифологическое и религиозное мировоззрение.

referatwork.ru

Обыденное мировоззрение

Количество просмотров публикации Обыденное мировоззрение — 557

Мировоззрение людей всœегда существовало в историчес­ки определœенных и социокультурно обусловленных формах — мифологии, религии, философии, науки. Вместе с тем, различа­ются два базовых уровня его функционирования — обыден­но-практический (жизненно-повсœедневный) и мыслительный (когнитивно-теоретический). Такое разделœение по «вертикали» начинает обнаруживаться уже в древних обществах и сохраня­ется до наших дней. Разумеется,взаимосвязь и взаимодействие между обоими указанными пластами мировоззренческого со­знания со временем менялись и, исходя из господствую­щего типа миропонимания, приобретали различную окраску.

Обыденное мировоззрение занимает особое место в куль­туре, ибо представляет собой как бы твердую породу первич­ного слоя, такую реальность духовной жизни людей, которая служит стартовой позицией для любого мировоззренческого системотворчества. Первичный, наиболее устойчивый слой ми­ровоззрения основывается на «данностях» культуры и всœеоб­щих «очевидностях» здравого смысла соответствующей эпохи. В любой исторический период в обществе функционирует не­кая система устойчивых представлений о мире и человеке, ко­торая образует ядро мировоззренческих структур катего­рий, установок, архетипов. Структуры эти являются результа­том многовекового стихийного опыта поколений и носят бес­сознательный, неявный, неотрефлектированный характер; на­пример, убежденность здравого смысла в том, что окружаю­щие нас вещи существуют вне человеческого сознания.

—————————— Философская пропедевтика ————————- ——

Было бы неверно видеть в убеждениях и установках здра­вого смысла всœего лишь мысленные образования в головах людей. Весь образ жизни, поведенческие стереотипы людей, мотивы их деятельности — всœе так или иначе подчиняется и происходит в соответствии с этими убеждениями и установка­ми. Οʜᴎ выступают как некая социокультурная реальность ис­тории, которую нельзя изменить по желанию отдельных лич­ностей и целых социальных групп.

Несмотря на всю диффузность, стихийность, расплывча­тость массового мировоззренческого сознания, оно на протя­жении тысячелœетий успешно выполняет свою функцию осмыс­ления жизни и истории. И ни одна философская или религиоз­ная система прошлых эпох не могла соперничать,— с точки зрения своей устойчивости,— с мироощущением и миропони­манием обыденного слоя. Сила его в том, что оно непосред­ственно связано с материальной практикой людей, со сферой человеческой повсœедневности, образуя с этой последней еди­ный комплекс жизнедеятельности. Из сказанного следует, что мы не можем всœесторонне понять природу философского или, скажем, религиозного мировоззрения, игнорируя первичные мировоззренческие структуры. Так, очевидно, что некоторые философские системы прямо опирались на исходный базис здравого смысла, другие ориентировались на религию, на пред­шествовавшие философские учения, на науку. Но при всœем при том ни одна философская доктрина, в случае если она претендовала на мировоззренческую значимость, не могла развиваться и суще­ствовать, не определив — явно или неявно — свои взаимоот­ношения с «идеологией здравого смысла».

referatwork.ru

Обыденное мировоззрение

Обыденное мировоззрение

 

Мировоззрение людей всегда существовало в
исторически определенных и культурно обусловленных формах — мифологии, религии,
философии, науки. Кроме того, различаются два основных уровня его
функционирования — обыденно-практический (жизненно-повседневный) и мыслительный
(когнитивно-теоретический). Такое разделение по
«вертикали» начинает обнаруживаться уже в древних обществах и
сохраняется до наших дней. Разумеется, взаимосвязь и
взаимодействие между обоими указанными пластами мировоззренческого сознания со
временем менялись и, в зависимости от господствующего типа миропонимания,
приобретали различную окраску.

Обыденное мировоззрение занимает особое место в культуре,
ибо представляет собой как бы твердую породу первичного слоя, такую реальность
духовной жизни людей, которая служит отправной точкой для любого
мировоззренческого творчества. Первичный, наиболее устойчивый слой
мировоззрения основывается на «данностях» культуры и всеобщих
«очевидностях» здравого смысла соответствующей эпохи. И любой
исторический период в обществе функционирует некая система устойчивых
представлений о мире и человеке, которая образует ядро мировоззренческих
структур — категорий, установок, архетипов. Структуры эти являются результатом
многовекового стихийного опыта поколений и носят бессознательный, неявный
характер; например, убежденность здравого смысла в том, что окружающие нас вещи
существуют вне человеческого сознания.

Было бы неверно видеть в убеждениях и установках
здравого смысла всего лишь мысленные образования в головах людей. Весь образ
жизни, поведенческие стереотипы людей, мотивы их деятельности — все так или иначе подчиняется и происходит в соответствии с
этими убеждениями и установками. Они выступают как некая социокультурная
реальность истории, которую нельзя изменить по желанию отдельных личностей и
целых социальных групп.

Несмотря на всю диффузность,
стихийность, расплывчатость массового мировоззренческого сознания, оно на
протяжении тысячелетий успешно выполняет свою функцию осмысления жизни и
истории. И ни одна философская или религиозная система прошлых эпох не могла
соперничать,— с точки зрения своей устойчивости,— с мироощущением и
миропониманием обыденного слоя. Сила его в том, что оно непосредственно связано
с материальной практикой людей, со сферой человеческой повседневности, образуя
с этой последней единый комплекс жизнедеятельности. Из сказанного следует, что
мы не можем всесторонне понять природу философского или, скажем, религиозного
мировоззрения, игнорируя первичные мировоззренческие структуры. Так, очевидно,
что некоторые философские системы прямо опирались на исходный базис здравого
смысла, другие ориентировались на религию, на предшествовавшие философские
учения, на науку. Но при всем при том ни одна философская доктрина, если она
претендовала на мировоззренческую значимость, не могла развиваться и
существовать, не определив — явно или неявно — свои взаимоотношения с
«идеологией здравого смысла».

 

filosofoflife.narod.ru

§3 Что такое обыденное мировоззрение?

Не
будет открытием заявить о том, что
большинство
людей несвободно в выборе мировоззрения.
Они
абсолютно зависимы от господствующих
в социуме идеологий. Так, в обществе с
атеистической идеологией значительная
часть его членов становится атеистами,
в обществе же, исповедующем религиозные
принципы, большинство людей — верующие.
Обыденное
мировоззрение есть прежде всего результат
воздействия семьи и той социальной
среды, в которую человек включен в
детские и подростковые годы жизни.

Обыденное
мировоззрение является совокупностью
социальных
стереотипов своего времени.
В
наибольшей степени его можно соотнести
с понятием «здравого смысла».

Главной
чертой обыденного мировоззрения является
его
несамостоятельность.
Человек
— носитель обыденного мировоззрения
— находится под влиянием массы
людей.
И это влияние сопровождает его всю
жизнь, проникая в глубины бессознательного.
Большинство социальных атомов подчиняет
себе один из них — вплоть до потери
персональности.

Второй
чертой обыденного мировоззрения есть
его некритический
характер.
Обладатель
обыденного мировоззрения всегда
принимает на веру все исходящее из
значимой для него социальной среды.

Третья
особенность состоит в том, что обыденное
мировоззрение не
является творческим
и
не
обладает способностью к саморазвитию.
Это приводит к его бессистемности, делая
хаосом из постоянно меняющихся и часто
несогласующихся целей и установок.

Может
показаться, что обыденное мировоззрение
создается не личностью, а массой,
совокупными усилиями всей социальной
среды, живущей в определенных экономических
и культурных условиях. Однако это лишь
отчасти так. В социальной среде
действительно шлифуются мировоззренческие
принципы, но они приходят в нее извне и
являются результатом персональных
усилий.
Здесь
уместна такая аналогия: море как некая
достаточно активная среда шлифует
гальку, но сами камешки не производятся
морем.

Идеи,
принципы и ценности приходят в социальную
среду из
сфер религии и идеологии,
а
обе эти сферы в своих истоках всегда
личностно окрашены. И если религия на
сегодняшний день свободно и естественно
излучает в социальную среду свои идеи,
позволяя сделать выбор
совести,
то
идеология (как правило, сфера религиозных
представлений, суженная под влиянием
воли к власти личности и социального
слоя) «давит» на среду, сознательно
стремясь внедрить определенную систему
идей в массовое сознание для того, чтобы
манипулировать
им.

Другое
дело, что религиозное и идеологическое
тесно сплетаются в обыденном
мировоззрении… Идеологическое
становится религиозным, а религиозное

идеологическим.

Можно
ли освободиться от этого и избежать
обезличивающих стереотипов мышления
и жизни? Да, если человек стремится
развить личностное мировоззрение.

§4 Феномен личностного мировоззрения

Личностное
мировоззрение во всех своих чертах
противоположно обыденному.

Во-первых,
это мировоззрение самостоятельное
и
свободное,
являющееся
достижением личности, которая преодолевает
воздействие среды, довлеющее над нею с
детства. Это мировоззрение, освободившееся
от того, что Френсис Бэкон называл
«идолами рода» и «идолами площади» —
общепринятыми заблуждениями эпохи.

Во-вторых,
это мировоззрение самосознающее
и
самопознающее.
Взгляд
внутрь себя, пристальное внимание к
динамике развития своей личности — его
сущностная черта.

В-третьих,
личностное мировоззрение есть критическое
мировоззрение.
Ничто не принимается на веру, не пройдя
суд собственного разума и переживания.

В-четвертых,
личностное мировоззрение есть творческое
мировоззрение.
Оно выступает основанием созидания
новых целей, идеалов и ценностей. Именно
творческий характер личностного
мировоззрения позволяет решать проблему
смысла жизни как смысла свободы —
свободы выбора
и
свободы достижения
выбранного.

Личностное
мировоззрение так или иначе тяготеет
к системности

последовательности
и цельности.
Но
человек, обладающий таким мировоззрением,
далеко не всегда способен объединить
внутренний мир в такую целостность, где
все части необходимо и свободно соединены
друг с другом. Личностное мировоззрение
поэтому лишь стремится стать миропониманием

философским
мировоззрением.

§5

Философское
мировоззрение. Любое ли личностное
мировоззрение устремлено к философскому?

Итак,
философское
мировоззрение есть ступень зрелости
личностного

это
личностное мировоззрение, обретшее
системность и внутреннюю целостность.

Всякое
философское мировоззрение является
личностным, но не всякое личностное —
философским.

Любое
ли личностное мировоззрение как
самостоятельное может рассчитывать на
то, что оно устремлено к философскому
мировоззрению? Да, если оно стремится
обрести системность. Нет, если оно
остается лишь
самостоятельным.
Более
того, если самостоятельность мышления
и бытия не движется к системности, она
становится случайным и поверхностным
явлением, а потому рано или поздно тонет
в стихии социальных стереотипов,
утрачивая личностный характер.

Самостоятельность,
которая чаще всего обладает лишь
даром критичности,
должна
быть дополнена не только самопознанием
и творчеством, но и глубинным стремлением
к системности — лишь это дает ей
возможность обрести устойчивость и
жизнь.

Поэтому
расхожее утверждение о том, что каждый
сам по себе является философом, весьма
далеко от истины. Философское мировоззрение
есть сложнейшая и неустанная работа
духа, преодолевающего собственную
ограниченность.

studfiles.net

Мировоззрение — реферат

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Мировоззрение — это не только
содержание, но и способ осознания 
действительности, а также принципы
жизни, определяющие характер деятельности.
Важнейший компонент мировоззрения 
составляют идеалы как решающие жизненные 
цели. Содержание сознания превращается
в мировоззрение тогда, когда 
оно приобретает характер убеждений,
полной и непоколебимой уверенности.

Мировоззрение как форма 
осмысления человеком окружающей реальности
существует столько, сколько существует
человечество в его современном 
понимании. Однако его содержательное
наполнение существенно различается 
в разные исторические эпохи, а так 
же у отдельных людей и социальных
групп. Условно можно выделить основные
исторические типы мировоззрения.

Существуют три основных
типа мировоззрения — житейское (обыденное),
религиозное и философское.

Житейское (обыденное) мировоззрение 
порождается непосредственно условиями 
жизни и передающимся из поколения 
в поколение опытом людей. В категориальном
строе этого типа мировоззрения 
отражаются представления здравого
смысла, традиционные взгляды о мире
и человеке.

Религиозное (мифологическое)
мировоззрение даёт специфически —
преобразованную картину мира, связанную 
с признанием сверхъестественного 
мирового начала, и выражается преимущественно 
в эмоционально-образной форме (опирается 
на веру).

В философском мировоззрении 
теоретически обобщается опыт духовного 
и практического освоения мира. Опираясь
на достижения наук о природе и 
обществе (естественных и гуманитарных
наук), философия создаёт новые 
умозрительные (понятийные, категориальные)
модели мира. На основе рационального
осмысления культуры философия вырабатывает
мировоззренческие ориентации, осуществляет
свою прогностическую функцию (предвидеть,
прогнозировать события). Опора философского
мировоззрения — разум.

Исторически первым типом 
явилось мировоззрение, основанное
на мифологии. Ощущение человеком бытия,
эмоциональное восприятие и доступное 
ему понимание природы выражались
в древних сказаниях о всесилии
богов, подвигах героев, осуществляемое
в метафорической, художественно-образной
форме. При всем многообразии древних 
мифов (первобытное общество, древнеиндийские,
древнекитайские, древнегреческие 
и т.д.) в них проявились сходные 
представления человека о мире, его 
устройстве и человеке. Мир здесь,
как правило, представлялся в 
виде хаоса, столкновения случайностей
и действий демонических сил. Мифологическое
сознание не фиксировало различий между 
естественным и сверхъестественным,
между реальностью и воображением.
Существенным является и то, что 
сознание людей первобытного общества
было полностью равнодушно к обнаруживающимся
в сказаниях противоречиям. В 
мифе слиты воедино мышление и 
действие, нравы и поэзия, знания
и верования. Подобная целостность,
синкретичность (нерасчлененность) мифологического
сознания была исторически необходимым
способом духовного освоения реальности.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод
о том, что мифологическое мировоззрение
есть совокупность представлений о мире,
основанных на фантазии и вере в сверхъестественные
силы, их сходстве с проявлениями человеческой
активности и человеческими отношениями.
Такое уподобление природного мира миру
человеческому получило название «антропоморфизма».

По мере дальнейшего развития
общества мифологическое мировидение 
утрачивает прежнюю роль, хотя некоторые 
его элементы могут воспроизводиться
в массовом сознании и в наши дни.
Цивилизация вызвала к жизни 
новые типы мировоззрения — религию 
и философию. Главные признаки религиозного
мировоззрения – вера в сверхъестественные
силы и существование двух миров (высшего
— совершенного, горнего и низшего — несовершенного,
земного). В отличие от мифологического,
религиозное мировоззрение только частично
опирается на антропоморфные представления,
ориентируя человека на осмысление своих
отличий от природного мира и осознание
своего единства с  человеческим родом.

На всех вышеназванных 
уровнях в различной степени 
присутствует обыденное (житейское) мировоззрение,
которое представляет собой совокупность
воззрений на природную и социальную
реальность, нормы и эталоны поведения 
человека, основанные на здравом смысле
и повседневном опыте многих поколений 
в различных сферах своей жизнедеятельности.
В отличие от мифологического 
и религиозного мировоззрения оно 
ограниченно, несистемно и неоднородно.
Содержание обыденного мировоззрения
варьируется в довольно широком диапазоне,
отражая специфику образа жизни, опыта
и интересов определенных социальных
групп.

Параллельно с обыденным 
формируется и научное мировоззрение,
которое представляет собой систему 
представлений о мире, его структурной 
организации, месте и роли в нем 
человека; эта система строится на
основе научных данных и развивается 
вместе с развитием науки. Научное 
мировоззрение создает наиболее
надежную общую основу для правильной
ориентации человека в мире, в выборе
направлений и средств его 
познания и преобразования.

Все типы мировоззрений имеют 
свои плюсы и минусы. Мифологическое
и религиозное мировоззрение 
по-своему, зачастую стихийно, осуществляют
связь поколений, закрепляют и передают
систему социальных ценностей, идеалов 
и норм поведения. Вместе с тем, действительность
воспринимается в них в иллюзорном,
искаженном виде, противореча данным
науки. Научное мировоззрение опирается 
на рациональное осмысление мира, не допуская
интуитивного, иррационального понимания
мира, и оно также не в полной мере может
отразить и описать существующую реальность
и рассмотреть все проблемы, связанные
с пониманием человеком мира.

На основе мифологического 
и религиозного мировоззрений, а 
так же основ научных знаний складываются
культурно-исторические предпосылки 
генезиса философского мышления. Философское 
мировоззрение возникло из потребности 
рационального и иррационального 
объяснения мира. Оно является исторически 
первой формой теоретического мышления.
Объединяет и дополняет все недостающие 
моменты предшествующих типов мировоззрений.
Философское мировоззрение является
наиболее общим: оно касается отношения 
человека к миру, а все явления 
рассматривает с точки зрения
не столько содержательных характеристик,
сколько с позиции ценности их
непосредственно для человека. Для 
данного типа мировоззрения характерно
стремление выработать универсальные 
теоретические понятия (категории)
и принципы и на их основе дать сущностный
анализ действительности, выявить предельные,
всеобщие основания, закономерности существования 
и развития человеческой культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Слово «мировоззрение»
широко употребляется в обычном 
языке и в философских дискуссиях,
и его смысл представляется достаточно
ясным. Однако одно дело знать, как это 
слово осмысленно использовать в 
своей речи, и совсем другое — понимать,
какая сеть взаимосвязанных понятий 
и содержаний, скрывается за ним. Об
этом говорит хотя бы наличие многочисленных
и отличных друг от друга определений 
того, что составляет суть мировоззрения.
Этот феномен отличается значительным
многообразием культурно-исторических
форм и способов выражения.

В мировоззрении в общем 
смысле представлены познание, ценность
и поведенческие подсистемы и 
их взаимосвязи. Эмоционально психологическую 
сторону мировоззрения на уровне
настроений, составляет мироощущение.
Эмоциональный настрой может 
быть радостным, оптимистичным или 
же мрачным. В настроениях сказываются 
обстоятельства жизни людей, различая
их национальные особенности, тип культуры,
индивидуальные судьбы, темперамент, возраст,
состояние здоровье.

Мировоззрение — комплексная 
форма сознания, объемлющая самые 
разные «пласты» человеческого опыта,
— способно раздвигать узкие рамки 
повседневности, конкретного места 
и времени, соотносить данного человека
с другими людьми включая и 
тех, что жили раньше, будут жить
потом. В мировоззрении накапливается 
опыт уяснения смысловой основы человеческой
жизни, все новые поколения людей 
преобращаются к духовному миру
прадедов, дедов, отцов, современников,
что-то бережно храня, от чего-то решительно
отказываясь.

Итак, мировоззрение — сложное,
напряженное, противоречивое единство
знаний и ценностей, интеллекта эмоций,
миропонимания и мироощущения, разумного 
обоснования и веры, убеждений 
и сомнений, общественно значимого 
и личностного, традиционного и 
творческого мышления.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.
  2. Кононович Л.Г., Медведева Г.И. Философия: учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2000
  3. Лекция с сайта http://referatik.com.ua/
  4. Светлов В. Философия Учебное пособие.- Спб.: питер,2011.-304 с.: ил. .(ГУП ОЦ Московский Дом Книги).
  5. Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 366
  6. http://pedlib.ru/Books/2/0279/2_0279-41.shtml

 

student.zoomru.ru

§3 Что такое обыденное мировоззрение?

Не будет
открытием заявить о том, что большинство
людей несвободно в выборе мировоззрения.
Они
абсолютно зависимы от господствующих
в социуме идеологий. Так, в обществе с
атеистической идеологией значительная
часть его членов становится атеистами,
в обществе же, исповедующем религиозные
принципы, большинство людей — верующие.
Обыденное
мировоззрение есть прежде всего результат
воздействия семьи и той социальной
среды, в которую человек включен в
детские и подростковые годы жизни.

Обыденное
мировоззрение является совокупностью
социальных
стереотипов своего времени.
В
наибольшей степени его можно соотнести
с понятием «здравого смысла».

Главной
чертой обыденного мировоззрения является
его
несамостоятельность.
Человек
— носитель обыденного мировоззрения
— находится под влиянием массы
людей.
И это влияние сопровождает его всю
жизнь, проникая в глубины бессознательного.
Большинство социальных атомов подчиняет
себе один из них — вплоть до потери
персональности.

Второй
чертой обыденного мировоззрения есть
его некритический
характер.
Обладатель
обыденного мировоззрения всегда
принимает на веру все исходящее из
значимой для него социальной среды.

Третья
особенность состоит в том, что обыденное
мировоззрение не
является творческим
и
не
обладает способностью к саморазвитию.
Это приводит к его бессистемности, делая
хаосом из постоянно меняющихся и часто
несогласующихся целей и установок.

Может
показаться, что обыденное мировоззрение
создается не личностью, а массой,
совокупными усилиями всей социальной
среды, живущей в определенных экономических
и культурных условиях. Однако это лишь
отчасти так. В социальной среде
действительно шлифуются мировоззренческие
принципы, но они приходят в нее извне и
являются результатом персональных
усилий.
Здесь
уместна такая аналогия: море как некая
достаточно активная среда шлифует
гальку, но сами камешки не производятся
морем.

Идеи,
принципы и ценности приходят в социальную
среду из
сфер религии и идеологии,
а
обе эти сферы в своих истоках всегда
личностно окрашены. И если религия на
сегодняшний день свободно и естественно
излучает в социальную среду свои идеи,
позволяя сделать выбор
совести,
то
идеология (как правило, сфера религиозных
представлений, суженная под влиянием
воли к власти личности и социального
слоя) «давит» на среду, сознательно
стремясь внедрить определенную систему
идей в массовое сознание для того, чтобы
манипулировать
им.

Другое
дело, что религиозное и идеологическое
тесно сплетаются в обыденном
мировоззрении… Идеологическое
становится религиозным, а религиозное

идеологическим.

Можно
ли освободиться от этого и избежать
обезличивающих стереотипов мышления
и жизни? Да, если человек стремится
развить личностное мировоззрение.

§4 Феномен личностного мировоззрения

Личностное
мировоззрение во всех своих чертах
противоположно обыденному.

Во-первых,
это мировоззрение самостоятельное
и
свободное,
являющееся
достижением личности, которая преодолевает
воздействие среды, довлеющее над нею с
детства. Это мировоззрение, освободившееся
от того, что Френсис Бэкон называл
«идолами рода» и «идолами площади» —
общепринятыми заблуждениями эпохи.

Во-вторых,
это мировоззрение самосознающее
и
самопознающее.
Взгляд
внутрь себя, пристальное внимание к
динамике развития своей личности — его
сущностная черта.

В-третьих,
личностное мировоззрение есть критическое
мировоззрение.
Ничто не принимается на веру, не пройдя
суд собственного разума и переживания.

В-четвертых,
личностное мировоззрение есть творческое
мировоззрение.
Оно выступает основанием созидания
новых целей, идеалов и ценностей. Именно
творческий характер личностного
мировоззрения позволяет решать проблему
смысла жизни как смысла свободы —
свободы выбора
и
свободы достижения
выбранного.

Личностное
мировоззрение так или иначе тяготеет
к системности

последовательности
и цельности.
Но
человек, обладающий таким мировоззрением,
далеко не всегда способен объединить
внутренний мир в такую целостность, где
все части необходимо и свободно соединены
друг с другом. Личностное мировоззрение
поэтому лишь стремится стать миропониманием

философским
мировоззрением.

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о