Знания идеалы миропонимание мировоззрение ценности: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина.

Лекция 1

%PDF-1.5 % 2 0 obj > /Metadata 5 0 R /StructTreeRoot 6 0 R >> endobj 5 0 obj > stream 2014-10-03T11:21:59+03:00 2014-10-10T15:27:01+03:00 Microsoft® Word 2010 Microsoft® Word 2010 application/pdf

  • Лекция 1
  • endstream endobj 22 0 obj > stream xɎ>;:VHI@@Aan`%R\T)$00X,k_ۻ?~|p{?/n?~ۏ|?v||Y]a?.O]iXe^a_x%>}wɯpoE_4hJ7O:B0na~qӨq1w_75}l7J_ԴaoA-`V?~n 4DX~ڄb ӔOr? 7# f=l7~mF$4zȜs3oFc`6;)y`hĒּ:Ú83Xƾ󘓖nX|Ky=Z:1]jv*Kj6ڴ?0F$`>&hqծNS0|LL ~»QPK@OxOB)E&HO #0 K)xY)DyX=Ak)RM6Ն.Sb:ܚFA’8۲v o2`Lf C&»E@osR8^VvVF0QUBոN# /`=Vp){ .{@HwF0*ӫРG-m7DE

    1. Понятие мировоззрения. Знания, ценности, убеждения, верв и идеалы в структуре мировоззрения. Мироощущение и миропонимание как уровни мировоззрения.

    Мировоззрение — это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. По сути, мировоззрение и философия есть результат отражения мира, но глубина этого отражения может быть различной. Первый элементарный вид отражения происходит на уровне ощущений. Применительно к мировоззрению он связан с мироощущением или миросозерцанием. Здесь фиксируются лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей. Следующие по глубине уровни отражения в этом плане – мировосприятие и миропредставление. Здесь создается уже цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия. Однако на этом уровне мировоззрение ограничено больше чувственным опытом, нежели рациональным мышлением, здесь чувства и рассудок еще преобладают над разумом. И только тогда, когда происходит отражение посредством понятий, формируется мировоззрение, способное вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов.Понятийное отражение – это самый глубинный уровень отражения, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием. Мировоззрение на этом уровне можно назвать миропониманием. Именно его и представляет философия. Существенное значение для характеристики мировоззрения имеет пропорциональное присутствие различных компонентов — знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т.д. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента: 1. Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях — повседневных, профессиональных, научных и т. д. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа или эпохи. 2. Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т. д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опирался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определенными общественными регуляторами. Ценность — это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни. Например: жизнь — это главная ценность человека, безопасность человека — это тоже большая ценность, и т. д. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется в определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т. п. регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества. В них в большей мере, чем в ценностях, присутствует приказной, обязывающий момент, требование поступать определенным образом. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностнозначимое для человека с его практическим поведением. 3. Эмоционально-волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать. Формирование этой установки и осуществляется в эмоционально-волевой составляющей мировоззренческого компонента. 4. Практический компонент. Мировоззрение — это не просто обобщение знания, ценности, убеждения, установки, а реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер. Даже если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно все равно проектирует, стимулирует определенный тип поведения. На основе вышеизложенного можно определить мировоззрение как совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

    Суть мировоззрения

    Что же такое мировоззрение? Мировоззрение — это совокупность человеческих взглядов на жизнь и его место в этом мире, которое заключается в системе моральных принципов и правил.

    Мировоззрение образовывается в результате сложного взаимодействия человеческой личности с окружающим ее миром. Одним из самых основных аспектов этого понятия являются социальные установки человека. Мировоззрение — это центр личности, который закладывается с детства и во многом определяет будущее человека.

    По этой причине неудивительно, что синонимом этого термина является миропонимание, которое означает восприятие и оценку окружающего мира, природы, общества, человека.

    Из чего состоит мировоззрение

    Мировоззрение состоит из: осознанной и неосознанной его части, поступки и их мотивы, человеческие эмоции и мысли, его идеалы и идеи.

    Это понятие складывается из нескольких его уровней. Теоретический уровень мировоззрения складывается из философии и науки. Эмпирический уровень — это практический опыт человека, традиции и обычаи. И личностный уровень, который состоит из знаний и личностных ценностей и норм.

    Существует множество различных мировоззрений, каждый человек обладает своим собственным неповторимым мировоззрением. Самой древней разновидностью этого понятия является магическое мировоззрение, которое возникло во времена зарождения человечества. Для нее были характерны разнообразные обряды, а все, происходящее в мире, объяснялось магией.

    На смену этому виду мировоззрения в античные времена пришли на смену мифы и легенды. Они были призваны не только какие-то природные явления, но и регулировать отношения в обществе.

    Религии начали появляться немногим позднее мифов и получили достаточно широкое распространение, которое сохраняют и в наши дни. Это мировоззрение основывается на вере в высшую сущность, четкой системе догм и обрядов.

    Философское мировоззрение зачастую соперничало с религиозным, так как первое дает другие ответы на вечные вопросы, а второе эти ответы опровергает. Вопросы же эти касаются истины, человека и его места в мире, познания и других основополагающих аспектов человеческой жизни.
    Одним из самых молодых мировосприятий является научное — оно зародилось лишь в конце семнадцатого столетия. Его особенностью является то, что оно опирается исключительно на доказанные факты и никакой тезис не берет на веру.

    Но в жизни редко можно встретить человека, который обладает одним из перечисленных мировоззрений в чистом виде. Чаще всего окружающие нас люди руководствуются некой смесью из этих мировосприятий.
    Жизненные ценности.

    Суть понятия

    Жизненные ценности — это ориентиры человека, которые определяют его жизнь. Каждый выбирает их для себя, но после этого он уже становится над ними не властен. Грустно это признавать, но значение этого понятия сильно преувеличено и чаще всего люди не настолько чутко прислушиваются к своим жизненным ценностям.

    Большинство руководствуются в первую очередь своими инстинктами, потребностями и прихотями, и лишь незначительное количество людей действительно живут согласно своим жизненным ценностям. Именно они позволяют человеку называть себя личностью, но это нужно сначала достичь.


    Как и отпечатки пальцев, жизненные ценности каждого человека уникальны и имеют сугубо индивидуальный характер. Они формируются в детском возрасте, чаще всего до 12-и лет. Их созданию способствуют родители, школа, друзья, культура и общество.

    Типичными лидерами в иерархии человеческих жизненных ценностей являются любовь, свобода и саморазвитие. Список этот можно продолжать очень и очень долго, но все людские ценности без труда можно классифицировать и разделать на три обширных группы: личная жизнь, личностное саморазвитие и бизнес или другое дело.

    У полноценного развитого взрослого человека система жизненных ценностей четко сформирована и упорядочена. Именно благодаря этому аспекту личности, люди склонны к сближению и конфликтам.

    Как же соотносятся между собой мировоззрение человека и его жизненные ценности?

    Некоторые специалисты по изучению человеческой личности склонны считать, что людям свойственно соотносить свои жизненные ценности с событиями, происходящими в их жизни. А все поступки человека обусловлены теми вещами, которые имеют для него наибольшую ценность. Исходя из этих тезисов, можно сказать о том, что жизненные ценности формируют человеческое мировоззрение.

    Но на самом же деле имеет место быть совершенно обратное явление: именно мировоззрение людей позволяет им усваивать те или иные жизненные ценности. Так человек, воспитываемый в религиозной семье, становится обладателем религиозного мировоззрения. А уже из его мировосприятия проистекают его жизненные ценности, обусловленные исповедуемой им религией.

    Как соотносятся мировоззрение и жизненные ценности was last modified: 20 апреля, 2019 by Елена Погодаева

    Обществознание. Теория. Мировоззрение. |

     

    Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

    Мировоззрение – это система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем.

     Структура мировоззрения:

    • знания,
    • духовные ценности,
    • принципы,
    • идеалы,
    • убеждения.

    Формы мировоззрения.

    • Мироощущение – это ощущения человека в событиях собственной жизни, его чувства, мысли, настроения и действия.
    • Мировосприятие – это видение мира дружественным или враждебным.
    • Миропонимание – это образы окружающей жизни, сформировавшиеся в сознании человека.

     Пути формирования мировоззрения:

    • стихийный,
    • осознанный.

    Факторы, влияющие на формирование мировоззрения:

    • окружение человека, социальная среда;
    • социальные условия и государственное устройство.

    Формы мировоззрения.

    • Обыденное мировоззрение. Формируется в повседневной жизни, основано на личном житейском опыте человека и опирается на здравый смысл. Оно конкретно, доступно, просто, дает четкие и понятные ответы на по­вседневные вопросы.
    • Религиозное мировоззрениеВ его основе – вера в сверхъестественное, в Бога. Религиозный человек стремится действовать и поступать так, как того требует религия. Он совершает культовые действия (молитва, жертвоприношение) и нацелен на духовно-нравственное совершенство. Оно целостно, от­вечает на духовные вопросы, вопросы о смысле жизни.
    • Мифологическое мировоззрение. Основано на вере в мифы, в которых неосознанно подменяется реальность вымышленным содержанием. Основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественном переживании мира.
    • Научное мировоззрение. В его основе – научная картина мира, законы и закономерности природы, общества и сознания. Отрицается всё непризнанное наукой. Основано на рационально обработанном опыте. Оно доказательно, четко и строго, но не решает жизненные проблемы чело­века.
    • Философское мировоззрение. Основано на разуме, обращенном к самому себе. Оно доказательно, обоснованно, целостно, но труднодоступно.
    • Атеистическое мировоззрение. Основано на полном отрицании возможности существование бога, любых мистических и потусторонних сил.

    В человеке сочетаются все перечисленные формы, но одно из них занимает ведущее положение. 

     Классификация мировоззрения по эмоциональной окраске:

    • оптимистическое,
    • пессимистическое.

     Гуманистическое мировоззрениепризнание ценности каждого человека на земле, основано на любви к людям, уважении их.

    Человеконенавистническое мировоззрениеосновано на презрении к другим людям, народам, пропаганде национальной исключительности.

    Революционное в его основе лежит отстаивание резких, кардинальных преобразований в обществе.

    Консервативное основано на недоверии к преобразованиям в обществе, предпочтении всего устоявшегося.

     

    Уровни мировоззрения:

    • обыденно — практическое (или повседневное) мировоззрение – складывается в повседневной жизни, связан с эмоционально — психологической стороной мировоззрения и соответствует чувственному постижению мира; источники – чувства и эмоции;
    • рациональное (или теоретическое) возникает в результате рационального осмысления мира, связан с познавательно — интеллектуальной стороной мировоззрения и наличием у человека понятийного аппарата; источники – разум и рассудок.

     

    Роль мировоззрения в жизни человека.

    • даёт ориентиры и цели в жизни,
    • показывает методы познания и деятельности,
    • формирует истинные ценности жизни и культуры.

     

    Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

    Духовный мир личности. Мировоззрение, его виды и формы. Тренировочные задания формата ЕГЭ.

    Обществознание 11 класс (профиль) Тема: Мировоззрение, его виды и формы

    1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

    ********

    Формируется стихийно в процессе личной практической деятельности человека

    Научное

    Включает научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания

    2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

    Интересы личности; направленность личности; мировоззрение личности; духовный мир личности; ценностные ориентации личности.

    3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, являются основными элементами духовного мира человека.

    1) познание; 2) эмоции; 3) чувства; 4) мировоззрение; 5) производственные навыки; 6) нравственные ценности; 7) вера; 8) естественные потребности.

    Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

    4. Выберите верные суждения о мировоззрении человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) Мировоззрение человека заключается в осознании себя через своё отношение к отдельным предметам и людям.

    2) Ранней формой мировоззрения являлось мифологическое мировоззрение.

    3) Компонентами мировоззрения являются нормы и ценности.

    4) Философское мировоззрение основано на вере в существование сверхъестественного.

    5) Обыденное мировоззрение формируется стихийно, в процессе житейского опыта.

    5. Николай был убеждён в реальном существовании сверхъестественного, потустороннего, признавая, что человек обречён на страдания и будущее не обещает ничего хорошего. При этом необходимо сохранять существующее положение в обществе. Выберите из приведённого списка характеристики этого мировоззрения и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) революционное

    2) пессимистическое

    3) религиозное

    4) природоцентристское

    5) консервативное

    6) научное

    6. Установите соответствие между характеристиками и типами мировоззрения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ХАРАКТЕРИСТИКИ

    A) стихийное формирование

    Б) опора на жизненный опыт

    B) признание сверхъестественного мирового начала

    Г) построение на принципах рациональности, логичности, закономерности

    Д) наличие системы догматов

    ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

    1) научное

    2) религиозное

    3) обыденное

    7. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

    «Мировоззрение — это совокупность представлений, *** (А) и взглядов на мир и место человека в этом мире. Оно определяет принципы поведения и *** (Б) человека, формирует его идеалы, моральные нормы, политические ориентации. Мировоззрение — это основной *** (В), мыслей и поступков человека. В структуре мировоззрения выделяют два уровня. Конкретно-образный уровень соответствует *** (Г). Это эмоционально-психологическая сторона мировоззрения. Рациональный уровень связан с наличием у человека *** (Д), источником которого является рассудок, разум. На этом уровне формируется *** (Е). Это познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения».

    Список терминов:

    1) миропонимание

    2) врождённые инстинкты

    3) понятийное мышление

    4) чувственное постижение

    5) представление

    6) критерий

    7) оценка

    8) суждение

    9) деятельность

    8. В стране Л. среди населения распространено мировоззрение, основой которого являются священные книги буддистов. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что в этой стране среди жителей преобладает религиозное мировоззрение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) недостаточное внимание к достижениям науки

    2) опора на жизненный опыт

    3) признание сверхъестественного начала

    4) ориентация на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека

    5) теоретическое обобщение итогов достижений человеческого познания

    6) обоснование утверждений, апеллируя к разуму человека

    9. Установите соответствие между разновидностями духовных ценностей и их конкретными проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ПРОЯВЛЕНИЯ

    A) добро

    Б) справедливость

    B) гармония

    Г) честь

    Д) красота

    ВИДЫ ЦЕННОСТЕЙ

    1) эстетические ценности

    2) этические ценности

    10. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

    «Мировоззрение — система взглядов человека на *** (А) и его место в нём. В структуре мировоззрения выделяют знания, принципы, идеи, убеждения, *** (Б). *** (В) является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей. *** (Г) связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в повседневной жизни. *** (Д) — теоретическое осмысление результатов познавательной деятельности людей, её обобщённых итогов. Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека: даёт человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности; позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, даёт возможность определить истинные ценности и *** (Е).

    Список терминов:

    1) идеалы

    2) обыденное мировоззрение

    3) научное мировоззрение

    4) чувственное познание

    5) религиозное мировоззрение

    6) материальные блага

    7) окружающий мир

    8) смысл жизни

    9) рациональное познание

    11. В деревне К. у большинства жителей мировоззрение складывалось стихийно. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что в этой деревне среди населения распространено житейское мировоззрение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) тесно связано с мировой культурой

    2) отличается глубоким проникновением в суть явлений

    3) опирается на непосредственный опыт человека

    4) формирует общие теоретические взгляды на мир и человека

    5) незначительно использует опыт науки и религиозного сознания

    6) складывается в процессе личной практической деятельности

    12. Установите соответствие между характеристиками и типами мировоззрений, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ХАРАКТЕРИСТИКА

    А) опирается на здравый смысл

    Б) истинные причины многих явлений объясняются при помощи фантастических предположений, без учёта причинно-следственных связей.

    В) опирается прежде всего на логику и доказательность

    Г) оформляется стихийно, в процессе житейского опыта

    Д) характерными чертами являются системность, высокая степень обобщения

    ТИП МИРОВОЗЗРЕНИЯ

    1) обыденное

    2) научное

    3) мифологическое

    13. Выберите верные суждения о мировоззрении и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) В мировоззрении переплетены знания, ценности и программы действия.

    2) На конкретно-образном уровне мировоззрения формируется миропонимание.

    3) Мировоззрение имеет эмоционально-психологическую сторону.

    4) В основе сознательно формируемого мировоззрения лежат наука и философия.

    5) У отдельного человека становление мировоззрения всегда происходит стихийно.

    14. На уроке обществознания ученик получил задание сделать сообщение о ценностях духовной жизни человека и общества. Какие идеалы ценностей, к которым стремится личность, должны быть включены в доклад? Запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) истина

    2)добро

    3) выгода

    4) этническая исключительность

    5) патриотизм

    6) прагматизм

    15. Установите соответствие между типами мировоззрения и основами их классификации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

    А) пессимистическое

    Б) антропоцентристское

    В) реакционное

    Г) религиозное

    Д) природоцентристское

    ОСНОВЫ КЛАССИФИКАЦИИ

    1) главенствующее явление, которому отдаётся предпочтение

    2) оценка общего хода исторических изменений

    3) соотношение с общественным прогрессом

    4) историческое развитие

    16. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

    «*** (А) — важнейший компонент социальной системы. Их содержание обусловлено уровнем развитости всех сфер общественной жизни, а особенно *** (Б). Они раскрывают *** (В) и нравственные принципы личности, отражают её субъективную общественную позицию. Они являются результатом *** (Г) личности, продуктом её предшествующего опыта. Они же становятся главными регуляторами *** (Д) людей, а значит — общественных процессов. Поэтому они заслуживают наибольшего внимания социологов. Вся система личностных ценностей служит человеку масштабом *** (Е) и оценки поведения всех других людей».

    Список терминов:

    1) мировоззрение

    2) самооценка

    3) материальные потребности

    4) социальные ценности

    5) социализация

    6) политика

    7) культура

    8) настроение

    9) социальное поведение

    17. В Средние века подавляющее большинство европейцев представляли своё существование как бытиё и жизнь в Боге и через Бога. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что среди европейцев в эпоху Средневековья преобладало религиозное мировоззрение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) включает разработанную систему моральных заповедей

    2) предполагает строгую проверку и доказательность каждого вывода

    3) содержит культовую систему

    4) существует в форме стихийных, несистематизированных представлений

    5) содержит проверяемые и воспроизводимые знания

    6) утверждает первенство духовного начала над естественным бытиём

    18. Установите соответствие между отличительными признаками и типами мировоззрения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

    A) опирается на личный опыт практической деятельности

    Б) обращается к смысложизненным проблемам и нравственным принципам

    B) включает обобщённый опыт познавательной деятельности

    Г) характеризуется целостностью и доказательностью

    Д) основано на вере в сверхъестественное

    ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

    1) научное

    2) религиозное

    3) обыденное

    19. Сергей считал, что целостное представление о природе, обществе и человеке возможно сформировать на основе постижения общих принципов и законов их функционирования, достоверного обобщения фактов, их непротиворечивости и доказательности. Это будет способствовать не только коренному преобразованию существующего уклада жизни, но и поможет решить наиболее сложные глобальные проблемы, улучшая условия для существования человечества. Выберите из приведённого списка характеристики этого мировоззрения и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) социоцентристское

    2) реакционное

    3) оптимистическое

    4) наукоцентристское

    5) обыденное

    6) революционное

    20. Установите соответствие между основными идеями и концепциями сущности человека, для которых они характерны: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ОСНОВНЫЕ ИДЕИ

    A) существует лишь индивидуальная духовная жизнь, человеческое существование

    Б) личность и ее духовные ценности — высший смысл земной цивилизации

    B) человек является в первую очередь действующей личностью

    Г) человек всегда в процессе становления

    Д) человек является способным мыслить и осознавать свое бытие, он ответственный за свое существование

    КОНЦЕПЦИИ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

    1) экзистенциализм

    2) персонализм

    21. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

    «Под мировоззрением понимаются самые обобщенные *** (А) о мироздании, природе, *** (Б), человеке, выраженные в понятиях и образах, отражающих целостное восприятие мира и ***(В) к нему. Они реализуются в системе ценностей и идеалов личности, социальной *** (Г), общества. В основе мировоззрения лежит миропонимание. Оно представляет собой совокупность определенных знаний, имеющих важное значение для целостного восприятия *** (Д). В мировоззрение входит и система ценностей, управляющих *** (Е) человека».

    Список терминов:

    1) общество

    2) группа

    3) действительность

    4) деятельность

    5) личность

    6) поведение

    7) отношение

    8) представления

    9) знания

    Worldview — RationalWiki

    мировоззрение человека , [примечание 1] , также мировоззрение или мировоззрение, является основой, на которой основаны все его убеждения и действия. Это мнения и выводы, полученные из ряда предпосылок, которые, по большому счету, непоколебимы.

    Рациональное мировоззрение состоит в том, что все вещи в конечном счете объяснимы наукой и разумом, он не боится сказать «я не знаю — пока». Другие мировоззрения имеют тенденцию вовлекать создателя, «движущегося таинственными путями».

    Конечно, вся эта страница может быть неактуальной, как утверждает биолог и философ Джон С. Уилкинс: «Я не думаю, что существуют мировоззрения».

    Типы мировоззрений [править]

    Натуралист [править]

    Натуралистское мировоззрение, также определенное как научное гуманистическое, метафизическое натуралистическое, материалистическое или движение Брайтса, определяется философом Полом Дрейпером как «гипотеза о том, что естественный мир является замкнутой системой, что означает, что ничто, что не является частью На это влияет мир природы.« [1] Он отрицает существование сверхъестественных причин природных явлений, подразумевающих атеизм, и вместо этого опирается на логику, математику, науку, опыт, исторический метод и проверенных экспертов.

    Это мировоззрение демонстрирует доверие к науке и человечеству и ценит связь между человеком и природой. Социобиолог Эдвард О. Уилсон отмечает, что натурализм «рассматривает человечество как биологический вид, который эволюционировал в течение миллионов лет в биологическом мире, приобретая беспрецедентный интеллект, но все еще руководствуясь сложными унаследованными эмоциями и предвзятыми каналами обучения.Человеческая природа существует, и она была собрана «.

    Доктор Норман Ф. Холл, доктор философии и гуманист Люсия К. Б. Холл считают натуралистическое мировоззрение «объединяющей теорией для всей науки» и отправной точкой научных исследований. Через науку и образование мы можем влиять на состояние мира, чтобы улучшить нашу общественную жизнь, и успех натурализма в этом отношении является убедительным доказательством того, что он работает.

    Рационалист [править]

    «Рационалистическое или научное мировоззрение» предполагает, что нет никаких трансцендентных, нематериальных сил и что все силы, которые существуют во вселенной, ведут себя в конечном счете объективно или случайным образом.(Холл и Холл). В этом мировоззрении используются логика, разум, эмпиризм, рациональное мышление и скептицизм для объяснения природных явлений.

    Холл и Холл отмечают, что «таинственная, понятная, материальная вселенная является основным допущением всей науки … ученые должны предположить, что исследуемая ими вселенная играет честно, что она не способна на сознательный обман, что она не играет в фавориты, что чудес не бывает, и что нет тайных или духовных знаний, открытых только для немногих.«С акцентом на доказательствах, наборе процессов, развитии знаний, проверяемых и полезных объяснениях и предсказаниях рационализм является основой научного метода. Холлы указывают:« Природа [существующих] сил и все другие научные знания раскрываются только благодаря усилиям человека в динамичном процессе исследования «.

    Это мировоззрение не утверждает, что люди занимают особое место в каком-либо грандиозном плане. Залы отмечают, что в соответствии с принципами рационализма «вселенная в целом бесстрастна, равнодушна к людям и убеждена в ее природе и не зависит от нее».»

    Рационалистическое мировоззрение фактически может быть взято за основу морального кодекса. Зал отмечает: «Наука преуспела как совместное человеческое усилие, утверждая веру, что вселенная может быть понята только через ценности целостности и правдивости. В процессе она стала системой ценностей, и она дала человечеству с языком, который выходит за пределы культурных [границ] и связывает нас [весьма] удовлетворяющим образом со всей наблюдаемой вселенной «.

    Гуманист [править]
    Смотрите основную статью на эту тему: Гуманизм

    Гуманистическое мировоззрение сочетает в себе уверенность в эффективности свободного мышления и свободного расследования с глубокой признательностью за потребности людей и важность человеческого опыта.Совет по светскому гуманизму объясняет, что это мировоззрение «основано на человеческих заботах и ​​использует рациональные и научные методы», «посвящено достижению личности и человечества в целом» и способствует «развитию терпимости, сострадания и понимания методы науки, критического анализа и философской рефлексии «. [2]

    Гуманисты признают, что решающим фактором при принятии этического решения должно быть его предсказанное влияние на благо человечества, и они идентифицируют людей как единственный источник поддержки и спасения для человеческой расы.Хотя в гуманизме присутствует сильный элемент атеизма и он осознает необходимость отделения церкви от государства, следует отметить, что он скорее нерелигиозный, чем антирелигиозный.

    Религиозный гуманизм похож на светский гуманизм и отличается, прежде всего, характеристикой его роли в качестве замены религии, включая удовлетворение личных и социальных потребностей. Гуманистический манифест 1933 года, который связан главным образом с религиозным гуманизмом, заявляет об отказе от доктрины, подтверждает, что цель религии состоит в том, чтобы улучшить здоровье общества, и признает, что весь человеческий опыт является религиозным. [3]

    Эволюционный [править]
    Смотрите основную статью на эту тему: Эволюция

    Уилсон идентифицирует первичные принципы эволюционного мировоззрения как, во-первых, что «все биологические процессы в конечном итоге подчиняются … законам физики и химии», а во-вторых, что «все биологические процессы возникли в результате эволюции этих физико-химических систем посредством естественного отбора». Он отмечает: «Мы должны сделать вывод, что жизнь на Земле разносторонне развивалась автономно без какого-либо внешнего руководства.Эволюция в чистом дарвиновском мире не имеет ни цели, ни цели », — заключает он, -« мы остаемся членами биосферы этой планеты … человечество не является центром творения и не является его целью ».

    Уилсон также напоминает нам о наблюдении Феодосия Добжанского о том, что «ничто в биологии не имеет смысла, кроме как в свете эволюции».

    Противники эволюционного мировоззрения критикуют его из-за их восприятия его атеистических и материалистических предпосылок и его желания покончить с Богом.Они также не согласны с выводами о том, что вселенная самосоздается, что человечество контролирует свою судьбу и что нет никаких моральных абсолютов.

    Религиозный [править]

    Смотрите основную статью на эту тему: Религия

    Религиозное мировоззрение, также теист или сверхъестественное, готово для людей, у которых нет времени и сил для развития своего собственного. Это позволяет использовать божества и чудеса в качестве объяснения природных явлений. Залы объясняют: «Непроверяемые, неизмеримые и неслучайные явления являются обычным явлением во всех сверхъестественных религиях и лженауках.»

    Уилсон признает, что религия в значительной степени ответственна за распространение «идеалов альтруизма и государственной службы. С самого начала истории она вдохновляла искусство. Мифы о сотворении были в некотором смысле началом самой науки. Изготовление их было лучшим в начале писцы могли сделать, чтобы объяснить вселенную и человеческое существование «. Он также определяет религию как источник «фанатизма и дегуманизации неверных».

    Залы объясняют, что это мировоззрение «предполагает, что вселенная и ее обитатели были спроектированы и созданы — и во многих случаях руководствуются -» силами «или существами, которые выходят за пределы материального мира.Материальный мир постулируется, чтобы отразить таинственный план, возникающий в этих силах или существах, план, который известен людям только в той степени, в которой он был раскрыт немногим исключительным. Критиковать или подвергать сомнению любую часть этого плана настоятельно не рекомендуется, особенно когда он затрагивает вопросы морали или этики ». Таким образом, Залы могут прийти к выводу, что религиозное мировоззрение изображает вселенную как« страстно вовлеченную, частичную и побуждаемую человеческие проблемы и убеждения о его природе.»

    Кристиан [править]

    Христианское мировоззрение представляет собой попытку объяснить отношения между человеком и Богом. Он характеризует человека как грешное существо, которое может быть спасено только Богом, и считает, что основная причина нашего существования — любить и служить Богу. Уилсон объясняет, что христианское мировоззрение определяет «человечество как творение Бога. Он сотворил нас и ведет нас как отец, судья и друг. Мы интерпретируем его волю из священных писаний и мудрости церковных авторитетов».«Уилкинс описывает это Священное Писание и мудрость как« обширную совокупность традиционных догм, которые они хотели бы убедить в себе, являются истинными и последовательными »

    Христианское мировоззрение определяет Бога как источник физических законов, истины и логики. Астрофизик Джейсон Лайл рассуждает так: «Законы логики требуют существования Бога — и не просто бога, а христианского Бога. Только Бог Библии может быть основой для знания (Притчи 1: 7; Колоссянам 2: 3). Рациональное мышление, наука и технология имеют смысл в христианском мировоззрении.Христианин имеет основание для этих вещей »

    Христианское мировоззрение также признает Бога как источник моральных абсолютов. По словам Джейсона Лайла и молекулярного биолога Джорджа Пурдома, «христианское мировоззрение объясняет не только мораль, но и то, почему эволюционисты ведут себя так, как они. Даже те, у кого нет моральных оснований в собственном исповедуемом мировоззрении, тем не менее придерживаются морального кодекса; потому что в своем сердце они действительно знают Бога творения, несмотря на свою профессию наоборот.Писание говорит нам, что каждый знает библейского Бога, но что они подавляют истину о Боге (Римлянам 1: 18-21) «.

    Креационист [править]

    Креационистское мировоззрение, также называемое фундаменталистским или библейским, утверждает, что Бог является создателем вселенной и человека. Purdom и Lisle отмечают, что креационизм рассматривает Библию как «высший стандарт» и считает, что это вдохновенное слово Бога и оно полностью истинно. Буквальное Бытие демонстрирует ответственность человека перед Богом и объясняет безнравственность людей и зло в мире.

    Можно измерить склонность индивидуума к мировоззрению. Ответы в отчетах Бытия:

    «В Университете Либерти проводится постоянное исследование для определения и измерения креационистского мировоззрения при определении факторов, которые влияют на убеждения и отношение к происхождению среди христианской группы студентов. Тест креационного мировоззрения (CWT) проводился до и после завершения обязательный курс апологетики … После курса апологетики, который преподавался с точки зрения создания молодых людей, большое количество студентов продемонстрировали гораздо более сильное мировоззрение творения.» [4]

    Интеллектуальный дизайн [править]

    Мировоззрение разумного замысла, хотя по сути то же самое, что и креационизм, лишено очевидных религиозных коннотаций, чтобы оно выглядело научным. Те, кто придерживается этого мировоззрения, утверждают, что научное сообщество отказывается рассматривать «разумный замысел», потому что «ученые сопротивляются сверхъестественной теории, потому что она противоречит их собственным мирским убеждениям». [5]

    Противники сторонников интеллектуального дизайна критикуют сторонников за недостаток содержания в своих аргументах.Уилсон отмечает: «Мотивация, которую они предлагают, основана не на доказательствах, а на их отсутствии. Формулировка разумного замысла является аргументом по умолчанию, выдвигаемым в поддержку несеквитуры». [6] Он приходит к выводу, что у них «нет доказательств, нет теории и нет критериев для доказательства, которое даже незначительно могло бы сойти за науку». [7]

    Атеист [править]

    Смотрите основную статью на эту тему: Атеизм

    Атеизм — это отсутствие веры в божеств. Сторонники утверждают, что это не эквивалентно материализму.Профессор биологии Пол Захари Майерс объясняет, что атеизм не обязательно подразумевается научным мировоззрением, но что он согласуется с ним. Лиль утверждает: «У материалистического атеиста не может быть законов логики. Он считает, что все, что существует, является материальной частью физического мира. Но законы логики не являются физическими … атеистами, утверждая, что Бога не существует должны использовать законы логики, которые имеют смысл только в том случае, если Бог существует … Если вселенная и наши умы — это просто результаты времени и случайности, как утверждает атеист, с какой стати мы можем ожидать, что разум сможет осмыслить вселенную? Как наука и технология могут быть возможны? » [8] Он рассматривает ответы, которые могут дать материалисты, и утверждает, что все они терпят неудачу (многие будут рассматривать их как карикатуры или исключая другие возможности).Это также ошибочно предполагает, что все атеисты материалисты.

    Критики обвиняют атеизм в том, что он является религией, и обвиняют атеистов в «наличии мировоззрения, которое исключало существование Бога». (Уилкинс) Это неточные представления, поскольку атеизм — это отсутствие веры. Уилкинс фактически приходит к выводу, что атеизм даже не составляет мировоззрения.

    Люк Мюльхаузер Атеизм здравого смысла приходит к такому же выводу. Он отмечает: «Атеизм и ауникорнизм — это единая вера в одну вещь.Ни одна из этих позиций не говорит вам ничего другого о человеке, который их держит: их моральные ценности, их политические взгляды, их движущая цель, их объяснение жизни или вселенной, их убеждения о магии или призраках или эльфах, их рациональности или их интеллекте. .. Ни атеист, ни а-единорог не должны верить в вечную материю, мультивселенную или моральный релятивизм «. [9]

    научных и религиозных мировоззрений [править]

    Смотрите НАСА для более красивых мировоззрений, как это.
    Основная статья: Наука и религия

    Можно разумно сделать вывод, что, поскольку наука и религия составляют разные сферы, можно одновременно придерживаться обоих мировоззрений. В конце концов, Холлы признают, что постулат замысла «гарантирует, что он никогда не будет несовместим с какими-либо научными открытиями. Эта способность сверхъестественного взгляда приспособиться к любому конечному набору фактов, по иронии судьбы, заставляет его казаться легко принять как открытия науки, так и утешения спиритизма.»

    Однако Залы также напоминают нам: «Наука и религия диаметрально противоположны на своих самых глубоких философских уровнях. И, поскольку два мировоззрения претендуют на одну и ту же интеллектуальную территорию — на происхождение вселенной и отношения человечества к ней» — конфликт неизбежен «. Последовательный успех науки в объяснении нашей вселенной подтверждает полезность рационалистического мировоззрения. Уилсон отмечает: «Неумолимый рост [биологии] продолжает расширять, а не сокращать, тектонический разрыв между наукой и религиозной религией.»

    Аналогичным образом, сторонники религиозного мировоззрения утверждают, что наука нарушает их область. Залы подтверждают: «С точки зрения верующего, казалось, что цель науки заключается в том, чтобы подтолкнуть веру в сверхъестественное к еще более отдаленным редутам, пока они не исчезнут полностью».

    Обратите внимание, что продвижение религии за счет науки имеет свою цену. Залы отмечают, что, отдавая предпочтение религиозному мировоззрению, «тяжелая работа по созданию и проверке теорий становится бессмысленной, наряду со всеми человеческими объяснениями и смыслом.«Отстаивание религии имеет последствия и для совести человека, как отмечают в Залах», — но, принимая [научные] выводы как бесплатную награду — отвергая тяжелые предположения и тяжелую работу, которые сделали их возможными, — сверхъестественное принимает ложь ».

    Религия не может служить полноценной заменой рационализму для объяснения наблюдений за вселенной. В связи с этим это смутная, необоснованная и пустая гипотеза. Его выводы не являются полезными или проверяемыми, не основаны на доказательствах и не способствуют распространению знаний.

    Майерс утверждает, что когда религиозному мировоззрению разрешается служить основой для объяснения природных явлений, страдает научная грамотность. Он утверждает: «Если мы будем настаивать на том, чтобы относиться к таким людям, как четырехлетние дети, которым нельзя говорить, что Санта не настоящий, то мы получаем людей с мудростью, внимательностью и сумасшедшими идеями о том, как устроен мир четырех детей». -летний дети «. Он приходит к выводу, что «уклонение от того факта, что это безбожное научное мировоззрение, которое делает эволюционную биологию мощной и убедительной, ухудшает нашу способность содействовать развитию хорошей науки».»

    Националист [править]

    Основная статья: Национализм

    В детстве мы воспринимаем национальные мифологии наших народов о том, кто и что мы есть. Это может быть открыто, например, национальная учебная программа по истории, в которой общенациональная версия истории преподается в школе, и которую мы должны запомнить, чтобы сдать наши экзамены по истории. Таким образом, студент в Японии изучит японскую версию инцидента в Нанкине Massacre , а китайский студент — официальную китайскую версию.Менее очевидно наше восприятие национальных мифов через культурную акклиматизацию. Хотя глобализация оказала уравновешивающее влияние, мы можем увидеть усиление национальных мифов, играющих на игровых площадках, в фильмах и на телевидении, в средствах массовой информации и литературе. Национальные ритуалы, такие как «Воскресное воскресенье», «День ветеранов» и «Первомайский парад Победы», усиливают и то, что мы узнали благодаря воспитанию и усвоению культурным осмосом. Опасность этих мифов в том, что они могут иметь реальные политические последствия; факты, лежащие в основе риторики, могут не соответствовать действительности, но люди настолько увлеклись национальными мифами, что их страхи и ура-патриотизм могут использоваться и управляться теми, кто наверху (e.грамм. мы — собственная страна Бога, и мы можем бомбить того, кого хотим, мы были преданы всеми другими народами на протяжении всей истории, нам нужно, чтобы потенциальные враги боялись нас, чтобы нас не предали снова, мы дали им повод ненавидеть нас — мы должны изолируйте их и оставьте их слабыми, иначе они будут мстить и уничтожать нас, эта земля всегда была нашей, мы просто хотим вернуть то, что наше, если они становятся сильнее и богаче, то мы становимся слабее и беднее, мы — главная раса — это наша право уничтожать и порабощать низших).Столь же опасными, как и политические мировоззрения, которые мы подписываем для себя, являются те, которые мы приписываем другим: оба работают вместе, чтобы вызвать взаимный страх и антагонизм.

    Источники [править]

    • «Атеизм как позитивное мировоззрение». Дневной Атеизм. 17 июня 2006 г.
    • Hall, Norman F .; Холл, Люсия К. Б. (4 января 2005 г.). «Закончилась ли война между наукой и религией?» Причина разговора.
    • Lisle, Jason (10 октября 2007 г.). «Атеизм: иррациональное мировоззрение». Ответы в Бытие.
    • Мюльхаузер, Люк (30 апреля 2009 г.). «Атеизм — мировоззрение?» Здравый смысл Атеизм.
    • Myers, P. Z. (29 июня 2006 г.). «Что ученый должен думать о религии?» ScienceBlogs.
    • Purdom, Georgia; Лисл, Джейсон (13 мая 2009 г.) «Мораль и иррациональность эволюционного мировоззрения». Ответы в Бытие.
    • Уилкинс, Джон С. (20 августа 2008 г.). «Веселье с христианами и мировоззрениями». ScienceBlogs.
    • Уилсон, Эдвард О. (2005).«Интеллектуальная эволюция». Гарвардский журнал.

    См. Также [править]

    Внешние ссылки [редактировать]

    1. ↑ словарное определение:
      1: Общая перспектива, с которой человек видит и интерпретирует мир.
      2: собрание представлений о жизни и вселенной, принадлежащих человеку или группе.
      Производный от немецкого Weltanschauung [да, двойное ‘u’ является правильным] пр: velt a show ung

    Список литературы [править]

    1. ↑ Дрейпер, Пол.«Естественный отбор и проблема зла (2007)». Интернет неверных.
    2. ↑ Стивенс, Фриц; и др. и др. «Что такое светский гуманизм?» Совет по светскому гуманизму. 2011.
    3. ↑ «О гуманизме: гуманистический манифест I.» Американская Гуманистическая Ассоциация. 2008-2011 гг.
    4. ↑ Деккард, Стив; и др. и др. (Апрель 2003 г.) «Роль образовательных факторов в формировании мировоззрения студентов». Ответы в Бытие.
    5. ↑ Для сравнения: Уилсон, Эдвард О. (ноябрь-декабрь 2005 г.).«Интеллектуальная эволюция: последствия« одного длинного аргумента »Чарльза Дарвина». Harvard Magazine (Harvard Magazine Inc.). «Перевернув научный аргумент с ног на голову, интеллектуальные дизайнеры присоединяются к строгим креационистам (которые настаивают, что эволюция вообще никогда не происходила), утверждая, что ученые сопротивляются сверхъестественной теории, потому что она противоречит их собственным мирским убеждениям».
    6. ↑ Уилсон, Эдвард О. (ноябрь-декабрь 2005 г.). «Интеллектуальная эволюция: последствия« одного длинного аргумента »Чарльза Дарвина». Harvard Magazine (Harvard Magazine Inc.). «Многие, кто принимает факт эволюции, не могут, однако, по религиозным мотивам принять действие слепой случайности и отсутствие божественной цели, подразумеваемой в естественном отборе. Они поддерживают альтернативное объяснение разумного замысла. Их аргументация не основана на доказательств, но об их отсутствии. Формулировка разумного замысла является аргументом по умолчанию, выдвигаемым в поддержку non sequitur ».
    7. ↑ Для сравнения: Уилсон, Эдвард О.(Ноябрь-декабрь 2005 г.) «Интеллектуальная эволюция: последствия« одного длинного аргумента »Чарльза Дарвина». Harvard Magazine (Harvard Magazine Inc.). «[…] к сожалению, нет ни доказательств, ни теории, ни критериев для доказательств, которые даже незначительно могли бы сойти за науку. Есть только остаток ожидаемого дефолта, который неуклонно сокращается по мере расширения науки о биологии».
    8. ↑ Атеизм: иррациональное мировоззрение, ответы в Бытие
    9. ↑ Атеизм — мировоззрение ?, Атеизм здравого смысла
    ,

    Что такое мировоззрение?

    Аборт. Эвтаназия. Порнография. Однополый брак. Права трансгендеров. Эмбриональные исследования. Генетическое улучшение. Христиане, изучающие культурный ландшафт на Западе, ясно понимают, что дела идут в разрушительном направлении. Хотя большинство верующих могут легко определить симптомы упадка, немногие считают себя компетентными в диагностике и устранении коренных причин. За этими событиями стоит множество сложных факторов, но одним бесценным инструментом для лучшего понимания и взаимодействия с нашей культурой является концепция мировоззрения.Социологические землетрясения и моральные трещины, которые мы наблюдаем в наши дни, во многом связаны с тем, что мы могли бы назвать «тектоникой культурной плиты»: сдвигами в основных мировоззрениях и столкновениями между ними.

    Что такое мировоззрение? Как следует из самого слова, мировоззрение — это общий взгляд на мир. Это не физический взгляд на мир, а скорее философский взгляд, всеобъемлющий взгляд на все, что существует и имеет для нас значение.

    Мировоззрение человека отражает его основные убеждения и предположения о вселенной, в которой он обитает.Это отражает то, как он ответил бы на все «большие вопросы» человеческого существования: фундаментальные вопросы о том, кто и что мы, откуда мы пришли, почему мы здесь, куда (если где-то) мы направляемся, значение и цель жизни, характер загробной жизни и то, что считается хорошей жизнью здесь и сейчас. Мало кто задумывается над этими вопросами всерьез, и у немногих все еще есть твердые ответы на такие вопросы, но мировоззрение человека, по крайней мере, склонит его к определенным видам ответов и отдалится от других.

    Мировоззрения формируют и информируют нас о мире вокруг нас. Как очки с цветными линзами, они влияют на то, что мы видим и как мы это видим. В зависимости от «цвета» линз, некоторые вещи могут быть видны легче или, наоборот, они могут быть подчеркнуты или искажены — в действительности, некоторые вещи могут вообще не быть видны.

    Мировоззрения также во многом определяют мнения людей по вопросам этики и политики. То, что человек думает об аборте, эвтаназии, однополых отношениях, экологической этике, экономической политике, государственном образовании и т. Д., Будет зависеть от его основного мировоззрения больше всего на свете.

    Таким образом, мировоззрения играют центральную и определяющую роль в нашей жизни. Они формируют то, во что мы верим и во что мы хотим верить, как мы интерпретируем наш опыт, как мы ведем себя в ответ на этот опыт и как мы относимся к другим. Наши мысли и наши действия обусловлены нашими мировоззрениями.

    Мировоззрения действуют как на индивидуальном уровне, так и на уровне общества. Редко у двух людей будет совершенно одинаковое мировоззрение, но они могут иметь одинаковый базовый тип мировоззрения.Более того, в любом обществе определенные типы мировоззрения будут представлены более заметно, чем другие, и, следовательно, будут оказывать большее влияние на культуру этого общества. Начиная с четвертого века в западной цивилизации преобладает христианское мировоззрение, хотя существуют отдельные люди и группы, которые оспаривают это. Но в последние пару веков, по причинам от технологических до богословских, христианское мировоззрение утратило свое господство, и конкурирующие мировоззрения стали гораздо более заметными.Эти нехристианские мировоззрения включают в себя:

      • Натурализм: Бога нет; люди просто высокоразвитые животные; Вселенная — это закрытая физическая система.
      • Постмодернизм: нет объективных истин и моральных норм; «Реальность» в конечном итоге является социальной конструкцией человека.
      • Пантеизм: Бог — это совокупность реальности; таким образом, мы все божественны по своей природе.
      • Плюрализм: разные мировые религии представляют одинаково правильные взгляды на конечную реальность; Есть много путей к спасению.
      • Ислам: есть только один Бог, и у него нет сына; Бог открыл Свою волю для всех людей через Своего последнего Пророка Мухаммеда и Его вечное слово Коран.
      • Моралистический терапевтический деизм: Бог просто хочет, чтобы мы были счастливы и добры к другим людям; Он вмешивается в наши дела только тогда, когда мы призываем Его помочь нам.

    Каждое из этих мировоззрений имеет глубокие последствия для того, как люди думают о себе, какое поведение они считают правильным или неправильным, и как они ориентируют свою жизнь.Поэтому крайне важно, чтобы христиане могли быть невежественными на мировоззренческом уровне. Христиане должны понимать не только, что значит иметь библейское мировоззрение, но также и почему они должны твердо придерживаться этого мировоззрения и применять его ко всей жизни. Они должны быть в состоянии определить основные нехристианские мировоззрения, которые борются за доминирование в нашем обществе, понять, в чем они коренным образом отличаются от христианского мировоззрения, и обосновать, что только христианское мировоззрение истинно, хорошо и прекрасный.

    Сложнее, чем когда-либо. Но мы не должны разочаровываться, потому что возможности и ресурсы, доступные нам, сейчас также больше, чем когда-либо. В последние полвека или около того произошел замечательный ренессанс в христианской философии и апологетике, большая часть которой была сосредоточена на развитии и защите библейского мировоззрения. Все, что Бог призывает Своих людей делать, Он дает им возможность делать (см. Еф. 4: 11-12; Евр. 13: 20-21). Проблема не в том, что церковь недостаточно оснащена, а в том, что ей еще предстоит в полной мере использовать то, что Христос предоставил ей.

    Эта публикация была впервые опубликована в журнале Tablet37 .

    ,

    Worldview


    Мировоззрение — христианское определение
    Мировоззрение — Откуда появилось слово и понятие? Иммануил Кант впервые использовал слово weltanschauung, , из которого мы получаем «мировоззрение» на английском языке, в краткой ссылке в Критика суждения. В справочнике, который Уолтерс называет «ничем не примечательным», 1 Новое слово Канта положило начало мышлению о верованиях, которые нашли широкое признание в немецкой философии и которые стали особенно значительным развитием в христианстве, особенно во второй половине двадцатого. века.

    Концепция мировоззрения была принята христианами, особенно «евангелистами», 2 и стала ключевым предметом множества книг, конференций, веб-сайтов, программ, классов и организаций служений. Многие авторы соглашаются с Нэнси Пирси в том, что использование концепции расширилось в евангельских кругах, , 3 и в самых разных направлениях. Широкое использование этого слова как в академической, так и в популярной среде создало потребность в разъяснении того, как эта концепция должна и должна восприниматься и использоваться.

    Мировоззрение — христианский кризис
    В своей книге об истории мировоззрения Дэвид Наугл пишет: «Представление о христианстве как мировоззрении стало одним из наиболее значительных событий в новейшей истории церкви». 4 Это несколько ироничное утверждение, учитывая, что многие книги и другие ресурсы, посвященные этой концепции, начинаются с предположения, что у христиан нет, но на самом деле должно быть такого мировоззрения.

    Например, христианский социолог Джордж Барна предполагает, что менее 10% взрослых, которые идентифицируют себя как «возрожденные» христиане, придерживаются библейского мировоззрения, поразительной статистики, учитывая, что мягкие требования того, что он предлагает, составляют библейское мировоззрение. 5

    Часто цитируемая строка в христианских книгах о мировоззрении от Гарри Блэмирса: «Христианский ум больше не существует». 6 Чарльз Колсон и Нэнси Пирси в строке, напоминающей Фрэнсиса Шеффера, утверждают, что «единственным провалом церкви в последние десятилетия» было неспособность понять христианство как целостное мировоззрение. 7 Тем не менее, продолжающееся распространение исследований мировоззрения среди протестантских евангелистов, возможно, из-за того, что многие считают, что его не хватает, не имеет аналогов среди неевангелистского протестантского, католического или православного христианства, а также других религий.

    Worldview — почему это важно
    Концепция мировоззрения ценится христианскими «защитниками мировоззрения» 8 по крайней мере по трем причинам. Во-первых, мировоззрение рассматривается как , если не , как важнейшая и наиболее полезная отправная точка для понимания мира идей и выражений культуры, а также для реагирования на них особенно христианским способом.

    Артур Холмс, например, пишет, что потребность в христианском мировоззрении заключается в том, чтобы «выявлять влияние нехристианских предположений и использовать на их месте отчетливо христианские предпосылки». 9 Филипп Джонсон предлагает: «Прекрасное образование в области анализа мировоззрения является таким же базовым элементом защитной системы современного христианина, каким был щит в те дни, когда благоразумному путешественнику нужно было готовиться к отражению атаки разбойников, владеющих мечом». «. 10 По словам Джеймса Олтия, «конфликты в жизни и науках, которые мы обнаруживаем, сводятся к различиям в основных мировоззрениях». 11 Для Дэвида Наугла понимание концепции мировоззрения необходимо, потому что «все знания в области человеческих и естественных наук характеризуются аспектами интерпретации, продиктованными мировоззрением. 12 В другом месте он предполагает, что мировоззрение лежит в основе «Столкновения цивилизаций» после холодной войны, о котором Сэмюэль Хантингдон писал в 1998 году, а также «Столкновение православий», о котором Роберт Джордж спорил в 2001 году. 13 Дэвид Ноебель цитирует Джорджа и несколько других источников, как дружественных, так и недружественных к христианству, в поддержку своего аргумента о том, что мировоззрение лежит в основе культурных конфликтов в современной западной цивилизации. 14

    Во-вторых, и, возможно, более фундаментальные евангелисты, которые придерживаются концепции мировоззрения, делают это, потому что они верят, что должны.Другими словами, христианство в его понимании предлагает и даже требует полного мировоззрения, которое следует защищать, принимать и / или отвергать как целостную систему, а не частичным образом.

    Это было отправной точкой для Clai

    .

    Лекция 9. Мировоззрение

    Цели:

    Дайте определение мировоззрению

    Определите типы мировоззрения и изучите взаимосвязь между ними

    Одной из самых больших проблем современного общества является влияние общих изменений и ускорения на психологию человека. Кажется, что ни отдельные умы, ни коллективная культура не способны справиться с непредсказуемыми изменениями и растущей сложностью.Стресс, неуверенность и разочарование усиливаются, умы перегружены информацией, фрагменты знаний, ценности разрушаются, а негативные события постоянно переоцениваются, а позитивные игнорируются. В результате климат нигилизма, тревоги и отчаяния. Хотя мудрость, накопленная в прошлом, в значительной степени утратила свою актуальность, у нас также нет четкого видения будущего. В результате, похоже, ничего не осталось, чтобы направлять наши действия.

    Нам нужна система, которая связывает все воедино, которая позволяет нам понять общество, мир и наше место в нем, и которая может помочь нам принять важные решения, которые будут определять наше будущее.Он синтезировал бы мудрость, собранную в различных научных дисциплинах, философиях и религиях. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на маленьких частях реальности, это дало бы нам картину целого. В частности, это поможет нам понять и, следовательно, справиться со сложностью и переменами. Такую концептуальную основу можно назвать «мировоззрением».

    Мировоззрение — это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, то есть это не просто картина мира, взятая в ее целостном виде.Ни одна конкретная наука не может быть отождествлена ​​с мировоззрением, хотя каждая наука содержит принцип мировоззрения. Например, Дарвин открыл законы происхождения видов. Это вызвало революцию в биологии и вызвало всеобщий интерес. Вызывали ли эти законы такой интерес, потому что они были просто биологическими законами? Конечно нет. Они пробудили такой интерес, потому что они помогли нам понять различные философские вопросы, вопрос цели в живой природе, происхождение человека и так далее.Имя Эйнштейна стало бессмертным благодаря его открытию. Но было ли это открытие чисто физическим, решением какой-то конкретной научной проблемы? Нет, теория Эйнштейна дала ключ к философской проблеме сущности пространства и времени, их единства с материей. Почему идеи Сеченова о мозговых рефлексах вызвали такой фурор среди интеллектуалов? Не потому, что они были просто физиологическими идеями, а потому, что они решали определенные философские проблемы отношений между сознанием и мозгом.Мы знаем, какое большое влияние оказали принципы кибернетики. Но кибернетика — это не просто конкретная научная теория. Кибернетика, а также генетика порождают глубокие философские проблемы.

    Мировоззрение содержит нечто большее, чем научная информация. Это важнейший регулирующий принцип всех жизненно важных отношений между человеком и социальными группами в их историческом развитии. Коренясь во всей системе духовных потребностей и интересов человека и общества, определяемых человеческой практикой, всем накопленным человеческим опытом, мировоззрение, в свою очередь, оказывает огромное влияние на жизнь общества и личности.



    Мировоззрение обычно сравнивают с идеологией, и эти два понятия иногда трактуются как синонимы. Но они скорее пересекаются, чем совпадают. Идеология охватывает ту часть мировоззрения, которая ориентирована на социальные, классовые отношения, интересы определенных социальных групп и, прежде всего, на явления политической власти. С другой стороны, мировоззрение ориентировано на весь мир, на систему «человек-вселенная».

    Мировоззрение может существовать на обычном повседневном уровне, порожденном эмпирическими условиями жизни и опытом, передаваемыми из поколения в поколение.Он также может быть научным, объединяющим достижения современной науки о природе, обществе и самом человечестве.

    Мировоззрение — это не только содержание, но и способ мышления о реальности, а также принципы самой жизни. Важной составляющей мировоззрения являются идеалы, заветные и решительные цели жизни. Характер представления человека о мире, его мировоззрение облегчают постановку определенных целей, которые при обобщении образуют широкий план жизни, идеалы, представления о благополучии, добре и зле, красоте и прогрессе, которые дают мировоззрение огромная сила, чтобы вдохновить действия.Знание становится мировоззрением, когда оно приобретает характер убежденности, полной и непоколебимой уверенности в правильности определенных идей, взглядов, принципов, идеалов, которые берут верх над душой человека, подчиняют его действиям и управляют его совестью или, иными словами, образуйте узы, которые невозможно избежать, не предав себя, освободив «демонов», которых человек может победить, только подчиняясь им и действуя в соответствии со своей подавляющей силой. Мировоззрение влияет на стандарты поведения, отношение человека к своей работе, к другим людям, характер его жизненных стремлений, его повседневное существование, вкусы и интересы.Это своего рода духовная призма, через которую все вокруг нас воспринимается, ощущается и трансформируется.

    Как большинство людей согласятся, именно идеологическая убежденность, то есть определенный взгляд на мир, позволяет человеку в момент смертельной опасности преодолеть инстинкт самосохранения, пожертвовать собственной жизнью, совершать смелые подвиги во имя свободы от угнетения, во имя научных, моральных, социально-политических и других принципов и идеалов.Мировоззрение не существует само по себе, кроме конкретных исторических личностей, социальных групп, классов и партий. Так или иначе, отражая определенные явления реальности, он выражает их ценностные ориентации, их отношение к событиям общественной жизни. Философия, как теоретическое ядро ​​мировоззрения, в основном защищает интересы определенных социальных групп и поэтому имеет классовый и, в этом смысле, партийный характер. В зависимости от того, совпадают ли общественно-политические интересы данного класса с объективной тенденцией истории, его философские позиции являются либо прогрессивными, либо реакционными.Они могут быть оптимистичными или пессимистичными, религиозными или атеистическими, идеалистическими или материалистическими, гуманными или человеконенавистническими. Вся история философской мысли — это, по сути, борьба между различными мировоззрениями, борьба, которая часто свирепствовала настолько сильно, что люди предпочитали быть сожженными на костре, брошенными в тюрьму или осужденными на каторгу, а не предавать своих избранников. причина.

    Итак, всеобъемлющее мировоззрение (или мировоззрение) — это фундаментальная когнитивная ориентация человека или общества, охватывающая все знания и точку зрения человека или общества, включая естественную философию; фундаментальные, экзистенциальные и нормативные постулаты; или темы, ценности, эмоции и этика.Термин является калькой немецкого слова Weltanschauung, состоящего из Welt («мир») и Anschauung («взгляд» или «внешний вид»). Эта концепция является фундаментальной для немецкой философии и эпистемологии и относится к широкому восприятию мира. Кроме того, это относится к структуре идей и убеждений, посредством которых человек, группа или культура интерпретируют мир и взаимодействуют с ним.

    Мировоззрение — это сеть предпосылок, которая не проверяется процедурами естествознания, но с точки зрения которых каждый аспект человеческих знаний и опыта интерпретируется и взаимосвязан.

    Одним из наиболее важных понятий в когнитивной философии и когнитивных науках является немецкое понятие Weltanschauung. Это выражение часто использовалось для обозначения «широкого мировоззрения» или «широкого восприятия мира» людьми, семьей или человеком. Weltanschauung людей происходит из уникального мирового опыта людей, который они испытывают в течение нескольких тысячелетий. Язык народа отражает Weltanschauung этого народа в форме его синтаксических структур и непереводимых коннотаций и его обозначений.

    Термин «мировоззрение» часто ошибочно приписывают Вильгельму фон Гумбольдту, основателю немецкой этнолингвистики. Однако, как отмечает Юрген Трабант и как Андерхол напоминает нам в своем «Гумбольдте, мировоззрении и языке» (2009), ключевой концепцией Гумбольдта было «Weltansicht». «Weltanschauung», использовавшийся сначала Кантом, а затем популяризированный Гегелем, всегда использовался на немецком языке, а затем использовался на английском языке для обозначения скорее философии, идеологии и культурных или религиозных взглядов, чем языковых сообществ и способа восприятия реальности.«Weltansicht» использовался Гумбольдтом для обозначения всеобъемлющего концептуального и цензурного восприятия реальности, разделяемого лингвистическим сообществом (Нация). Но Гумбольдт утверждал, что говорящий человек является ядром языка. Речь поддерживает мировоззрение. Мировоззрения — это не тюрьмы, которые содержат и ограничивают нас, это пространства, в которых мы развиваемся, создаем и творчески сопротивляемся, говоря друг с другом.

    Мировоззрение может быть выражено как фундаментальные когнитивные, аффективные и оценочные предпосылки, которые группа людей делает о природе вещей и которую они используют, чтобы упорядочить свою жизнь.

    Если бы можно было нарисовать карту мира на основе Weltanschauung, вероятно, было бы видно, что она пересекает политические границы. Weltanschauung является продуктом политических границ и общего опыта людей из географического региона, эколого-климатических условий, доступные экономические ресурсы, социокультурные системы и языковая семья.

    Независимо от того, сильно ли мышление формирует язык и культуру или наоборот, мировоззренческая карта мира, вероятно, будет тесно связана с лингвистической картой мира.Точно так же это, вероятно, почти совпадет с картой мира, нарисованной на основе музыки среди людей.

    Построение интегрирующих мировоззрений начинается с фрагментов мировоззрений, предлагаемых нам различными научными дисциплинами и различными системами знаний. Этому способствуют различные перспективы, существующие в разных культурах мира. Это основная тема исследований в Центре междисциплинарных исследований Льва Апостеля.

    Хотя Апостель и его последователи однозначно считают, что люди могут создавать мировоззрения, другие авторы считают, что мировоззрения действуют на уровне сообщества и / или бессознательно.Например, если мировоззрение человека фиксируется его языком, в соответствии с сильной версией гипотезы СапирВорфа, ему нужно будет выучить или изобрести новый язык, чтобы построить новое мировоззрение.

    Согласно Апостелю, мировоззрение — это онтология, или описательная модель мира. Он должен содержать следующие элементы:

    Модель мира

    Это должно позволить нам понять, как устроен мир и как он структурирован.«Мир» здесь означает совокупность, все, что существует вокруг нас, включая физическую вселенную, Землю, жизнь, разум, общество и культуру. Мы сами являемся важной частью этого мира. Поэтому мировоззрение должно также ответить на основной вопрос: «Кто мы?»

    Объяснение

    Второй компонент должен объяснить первый. Он должен ответить на вопросы: «Почему мир такой, какой он есть? Откуда все это? Откуда мы?» Это, пожалуй, самая важная часть мировоззрения.Если мы сможем объяснить, как и почему возник конкретный феномен (скажем, жизнь или ум), мы сможем лучше понять, как функционирует этот феномен. Это также поможет нам понять, как это явление будет продолжать развиваться.

    Футурология

    Эта экстраполяция прошлой эволюции в будущее определяет третий компонент мировоззрения: футурология. Следует ответить на вопрос «Куда мы идем?» Это должно дать нам список возможностей, более или менее вероятных будущих событий.Но это поставит нас перед выбором: какую из альтернатив мы должны продвигать, а какую следует избегать?

    Значения

    Это более фундаментальный вопрос стоимости: «Что такое добро, а что зло?» Теория ценностей определяет четвертый компонент мировоззрения. Она включает в себя мораль или этику, систему правил, которая говорит нам, как мы должны или не должны себя вести. Это также дает нам ощущение цели, направления или набора целей для руководства нашими действиями.Вместе с ответом на вопрос «почему?» Ответ на вопрос «зачем?» может помочь нам понять реальный смысл жизни.

    Действие

    Знать, к чему стремиться, еще не значит знать, как туда добраться. Следующим компонентом должна быть теория действия (праксиология). Это ответило бы на вопрос «Как мы должны действовать?» Это поможет нам решить практические проблемы и реализовать планы действий.

    Знание

    Планы основаны на знаниях и информации, на теориях и моделях, описывающих явления, с которыми мы сталкиваемся.Поэтому нам нужно понять, как мы можем построить надежные модели. Это компонент приобретения знаний. Это эквивалентно тому, что в философии называют «эпистемологией» или «теорией познания». Это должно позволить нам отличать лучшие теории от худших. Следует ответить на традиционный философский вопрос «Что является правдой, а что ложью?»

    Строительные блоки

    Заключительный пункт повестки дня строителя мировоззрения не предназначен для ответа на какой-либо фундаментальный вопрос.Это просто напоминает нам о том, что мировоззрение нельзя развивать с нуля. Вам нужны строительные блоки для начала. Эти строительные блоки можно найти в существующих теориях, моделях, концепциях, руководящих принципах и ценностях, разбросанных по различным дисциплинам и идеологиям. Это определяет седьмой компонент: фрагменты мировоззрений в качестве отправной точки.

    Мировоззрение описывает непротиворечивое (в той или иной степени) и целостное чувство существования и обеспечивает основу для генерирования, поддержания и применения знаний.

    Истинным основателем идеи о неразрывности языка и мировоззрения является прусский филолог Вильгельм фон Гумбольдт (17671835). Гумбольдт остается, однако, малоизвестным в англоязычных странах, несмотря на работы Брауна, Манчестера и Андерхилла. Гумбольдт утверждал, что язык является частью творческого приключения человечества. Он утверждал, что культура, язык и языковые сообщества развивались одновременно и не могли обойтись друг без друга. В резком контрасте с лингвистическим детерминизмом, который предлагает нам рассматривать язык как ограничение, каркас или тюрьму, Гумбольдт утверждал, что речь по своей природе и неявно творческая.Человеческие существа занимают свое место в речи и продолжают изменять язык и мышление посредством своих творческих обменов. Мировоззрение остается запутанной и запутанной концепцией в английском языке, используемой лингвистами и социологами совершенно по-разному. Именно по этой причине Underhill предлагает пять подкатегорий: воспринимающий мир, мыслящий мир, культурный склад ума, личный мир и перспектива.

    Хотя работа Гумбольдта предлагает глубокое понимание отношений между мышлением и речью, и хотя Эдвард Сапир очень тонко излагает эти отношения на английском языке.Английские лингвисты склонны настойчиво прикреплять обсуждение мировоззрений к творчеству Уорфа. И эта тенденция не изменилась с когнитивной лингвистикой.

    Гипотеза лингвистической относительности Бенджамина Ли Уорфа описывает, как синтаксически-семантическая структура языка становится базовой структурой для мировоззрения людей посредством организации причинного восприятия мира и лингвистической категоризации сущностей. По мере того, как лингвистическая категоризация появляется как представление о мировоззрении и причинности, она еще больше модифицирует социальное восприятие и тем самым ведет к постоянному взаимодействию между языком и восприятием.

    Гипотеза была хорошо принята в конце 1940-х годов, но после десятилетия ее популярность снизилась. В 1990-х годах новое исследование дало дальнейшую поддержку теории лингвистической относительности в работах Стивена Левинсона и его команды в Институте психолингвистики Макса Планка в Неймегене, Нидерланды. Теория также привлекла внимание благодаря работе Леры Бородицкой в ​​Стэнфордском университете.

    Проблемные вопросы: Можете ли вы привести примеры лексических предметов, которые отражают точку зрения отдельных представителей культуры на существующую реальность? Что эти предметы могут рассказать об особенностях мира, которые замечают эти люди?


    Дата: 2014-12-22; просмотр: 2145


    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *