Черты индустриального общества и постиндустриального: Признаки традиционного, индустриального и постиндустриального обществ.

Содержание

Каковы характерные черты традиционного, индустриального и постиндустриального общества? | Социология

Каковы характерные черты традиционного, индустриального и постиндустриального общества?

Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества были выделены в концепциях, основанных на технологическом детерминизме. Данные концепции разрабатывались французским социологом Рай-моном Ароном (1905 — 1983), американскими социологами Дэниелом Беллом,(род. 1919) и Алвином Тоффлером (род. 1928).

Под технологическим детерминизмом понимают совокупность представлений, объединённых постулатом об определяющей роли техники в общественном развитии. Технологический детерминизм предполагает не только то, что техника — особый, независимый от человека мир, что она беспредельно развивается по своим законам, но и то, что она господствует над человеком и обществом, диктуя им свою волю и определяя их перспективы.

Традиционное общество — это докапиталистическое общество аграрного типа. Экономику данного общества характеризует ручной труд с относительно простым и устойчивым разделением труда, которое сначала основывается на естественных половозрастных различиях, различиях естественных условий труда (скотоводство, земледелие и т.п.), а затем на всё более дифференцированных общественных функциях (торговля, управление, армия и т.д.). Человек, как основная производительная сила в этом обществе, имел доступ к земле только через род, общину или феодальную иерархию владетелей, что исключало формирование свободной личности, т.е. личности, свободно распоряжающейся своим трудом и собственностью по законам рынка.

Способ социокультурной регуляции традиционного общества основан на традициях, т.е. на передаваемых из поколения в поколение культурных образцах, обычаях, способах действий, нормах поведения, которые широко проникали во все сферы жизни общества и обусловливали его структурную устойчивость и малоподвижность (кастовость, сословность).

По мнению разработчиков рассматриваемых концепций, самые значительные исторические изменения в современном мире связаны с переходом от традиционных аграрных обществ к индустриальным. Индустриальное общество (промышленное) возникает на базе машинного производства, фабричной организации и дисциплины труда, национальной! системы хозяйства со свободной торговлей и общим рынком. С точки зрения теоретиков индустриального общества, капитализм — это ранняя форма данного общества. Для неё характерно то, что индустриальное производство находится в частных руках, где предприниматель сразу и собственник, и главный субъект управления трудовым процессом и работниками. С ростом масштабов индустрии собственность на капитал не гарантирует контроля над системами власти и авторитета на предприятиях. Постепенно возрастает роль менеджеров — администраторов.

Трансформация социальной структуры сопровождается утверждением гражданского общества, плюралистической демократии, порождает процессы разнообразных социальных перемещений. Если на ранних фа: зах своего развитии индустриальное общество характеризуется острыми классовыми конфликтами, то впоследствии, через становление общепринятых форм трудовых соглашений, коллективные договоры, они сглаживаются. В целом устанавливается консенсус (от лат. consensus — согласие, единодушие) по поводу базовых ценностей социального порядка. На первый план выходят технике — рациональные аспекты функционирования общества, основанные на приоритете науки. Чем выше индустриализированы общества, тем больше они тяготеют к единообразию индустриального порядка. В индустриальном обществе господствует массовое производство и потребление.

Развитием системы идей индустриального общества стали теории постиндустриального общества. Постиндустриальное общество, по мнению вышеупомянутых социологов, формируется в развитых странах во второй половине XX века. Оно характеризуется преобладанием так называемого третичного сектора. Большая часть экономической деятельности перемещается из первичного (сельское хозяйство) и вторичного (промышленность) секторов в третичный (услуги, транспорт, банки, страховое дело, свободные профессии и т.п.). С прогрессом технологии и автоматики типичным работником постиндустриального общества становится «белый», а не «синий воротничок (англ, white collar— blue collar — ‘термины, используемые в рамках теории социальной стратификации, для обозначения работников соответственно интеллектуального, нефизического труда — и труда, непосредственно связанного с обслуживанием техники, оказанием услуг, а также физического труда).

В условиях постиндустриального общества беспрецедентно расширяется система обучения (более продолжительный .срок обучения, непрерывное образование и т.п.) Наука, образование, информация сыграли решающую роль в трансформации индустриального в постиндустриальное общество. Постиндустриальная технология производит коренные изменения в социальной структуре общества. Собственность не исчезает, однако, как основа разделения людей на классы, слои, собственность теряет своё значение. Классовая структура заменяется профессиональной структурой.

Перспективой развития постиндустриального общества является информационная цивилизация. Интеллектуальные технологические системы ведут к принципиально новому состоянию общества — к глобальному гиперинтеллекту (индустрии данных и знаний). Информатика и владение компьютером становятся второй грамотностью. Технологический детерминизм трансформируется в концепции технократии: центральной в них является идея о возможности власти, основанной на знании, компетентности, о возможности замены политического решения рациональным техническим решением.

Разработчики концепции постиндустриального общества отмечали, что в его условиях происходят качественные сдвиги в потребностях, мотивациях социального поведения и ценностях. Для человека всё более приоритетными будут рассматриваться такие ценности, как автономность и самовыражение личности, свободное время и досуг. Вместе с тем, по мере развития научно — технической революции, прогнозировались и серьёзные конфликты, которые будут иметь место в данном обществе: между знанием и некомпетентностью, между управляющими и управляемыми и другие социальные противоречия.

Типы общества. Основные черты традиционного, индустриального и постиндустриального (информационного) общества

Типы общества. Основные черты традиционного, индустриального и постиндустриального (информационного) общества. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//social-studies/tipy-obshchestva-osnovnye-cherty-traditsionnogo-industrialnogo-i-postindustrialnogo-informatsionnogo-obshchestva/ (дата обращения: 5.10.2021)

Общество в широком смысле — форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. Человеческие общества характеризуются моделью отношений (социальных отношений) между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами. В социальных науках, общество в целом часто демонстрирует стратификацию.

(Социальная стратификация

 — это деление общества на специальные слои (страты) путём объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нём представление о социальном неравенстве, выстроенное по горизонтали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса). Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства социальных дистанций между ними — основное свойство стратификации. Социальные страты выстраиваются вертикально и в строгой последовательности по индикаторам благосостояния, власти, образования, досуга, потребления.

В социальной стратификации устанавливаются определённая социальная дистанция между людьми (социальными позициями) и формируется иерархия из социальных слоев. Таким образом, фиксируется неравный доступ членов общества к тем или иным социально значимым дефицитным ресурсам путём установления на границах, разделяющих социальные страты, социальных фильтров. Например, выделение социальных слоёв может осуществляться по уровням доходов, образования, власти, потребления, характеру труда, проведению свободного времени. Выделенные в обществе социальные слои оцениваются в нём по критерию социального престижа, выражающего социальную привлекательность тех или иных позиций.)

Типы общества

В современном обществознании существуют несколько типологий обществ.

Тип общества — это совокупность устойчивых признаков, которые характеризуют общество в конкретное время и у конкретных народов. Типология позволяет проследить, как изменилось общество, какие этапы оно проходило. Типология общества определяется на основе определенных признаков или критериев.

В соответствии с признаком наличия или отсутствия письменности выделяют общества дописьменные и письменные.

По критерию развитости социальной структуры и степени дифференциации общества выделяют простые общества, в которых нет руководителей и подчиненных, бедных и богатых, где общество однородно, и сложные, в которых есть расслоение по имущественному положению, отношению к власти и т.д.

По степени социальной мобильности выделяют открытые общества, где социальные группы не являются замкнутыми и существует высокая социальная мобильность населения, и закрытые, где данные признаки отсутствуют.

По социально-экономическим критериям выделяют два подхода к типологии обществ: формационный и цивилизационный.

Формационный подход появился в XIX в., его авторами являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Основой формационного подхода является понятие «общественно-экономическая формация».

Общественно-экономическая формация — это стадия в развитии общества с присущим ей способом производства материальных благ. Выделяют пять общественно-экономических формаций:

  1.  первобытная;
  2.  рабовладельческая;
  3.  феодальная;
  4.  капиталистическая;
  5.  коммунистическая (1-я стадия — социализм).

Переход от стадии к стадии осуществляется через социальную революцию. Несомненными плюсами данного подхода является то, что история человечества предстает как объективный, закономерный, поступательный процесс, ясно прослеживаются движущие силы и основные этапы этого процесса. Но, в то же время, формационному подходу присущ и целый ряд недостатков. Прежде всего, решающая роль в историческом процессе отводится экономическим факторам, что принижает духовные аспекты исторического развития. Кроме того, формационный подход носит однолинейный характер, так как далеко не все страны прошли все пять формаций (в том числе ряд восточных стран и Россия). Также формационному подходу присущ определенный социальный утопизм — идея о неизбежности эры коммунизма так и осталась нереализованной.

Основателями цивилизационного подхода являются ученые XIX — XX вв. Н. Данилевский, А. Тойнби и О. Шпенглер. В их представлении, цивилизация — это закрытый мир отдельной культуры, существующий определенный исторический период, около. 1200 лет (древнеегипетская цивилизация, китайская цивилизация, романо-германская цивилизация, российская цивилизация и т.д.).

В современном обществознании доминирует следующая трактовка: цивилизация — это ступень в развитии общества с присущим ей уровнем материальной и духовной культуры. Американский социолог Д. Белл выделил три типа цивилизаций:

  1. Доиндустриальная цивилизация (традиционное, аграрное общество) — существовало до XIX в.В экономической сфере данное общество характеризуется:
    • значительной зависимостью от природно-климатических факторов;
    • господством традиционного типа экономических процессах, основанных на земледелии и скотоводстве;
    • зависимостью распределения материальных благ от положения личности в социальной иерархии.
    В политической сфере для данного общества характерно преобладание деспотической, авторитарной власти, передающейся по наследству. Власть принадлежит одному (абсолютная монархия) или немногим (аристократическая республика).В социальной сфере данную цивилизацию характеризуют коллективизм, замкнутость социальных групп, малая динамика, полная зависимость личности от прихоти правителя.В духовной сфере для доиндустриальной цивилизации характерно господство традиционной культуры:
    • фиксация устоявшегося социального и политического порядка через мифы, предания, религию;
    • преобладание устной информация над письменной;
    • подавляющая неграмотность населения (социальных «низов»).
    •  
  2. Индустриальная цивилизация (индустриальное, промышленное общество) возникла около 200 лет назад, в XIX в., — в период промышленной революции.В сфере экономики здесь характерно независимость от природы, преобладание индустриального производства, мощные промышленные технологии, господство частной собственности и рыночных отношений.В политической сфере формируются демократия, законность, гражданское общество и правовое государство. Власть не рассматривается личностью как данность, от руководителя требуются доказательства, обоснования лидерства. Ставится проблема легитимности власти и управления.В социальной сфере индустриальное общество демонстрирует большую подвижность, открытость социальных структур, их упрощение. Положение личности зависит не от близости к лидеру, а от собственных заслуг.В духовной сфере данное общество воспроизводит модернизированный (современный) тип сознания. Человек осознает себя как личность и способен противостоять коллективу, высказывать инакомыслие. Личность, закон, свобода, равенство, справедливость становятся идеалами человека новой эпохи. Достигается всеобщая грамотность населения. Человек индустриального общества все больше осознает единство мира, признает идею прогресса.
     
  3. Постиндустриальная цивилизация (информационное общество) — переход к данному типу цивилизации начался с 1980- — хх гг. Считается, что этот процесс затронул только наиболее развитые индустриальные страны (США и Япония).

В экономике данного общества происходит тотальное распространение информационных технологий, телекоммуникаций, вычислительной техники; создание и функционирование разветвленной сети различных банков данных; превращение информации в один из важнейших факторов экономического развития. Происходит повышение роли индивидуального интеллектуального труда.Для политической сферы информационного общества характерны свободное движение информации в обществе и возникновение новой формы демократии — «демократии консенсуса».В социальной сфере достигнутая информационная целостность служит определенной основой социальной целостности. Для данной цивилизации характерны быстрое внедрение инноваций и значительная скорость происходящих в обществе изменений.В духовной сфере процессы информатизации требуют нового уровня понимания бытия, мироустройства, роли разума, этики, эстетики. Большое значение придается творческой деятельности человека, развертывается диалог различных идей и учений.Все существующие типологии обществ позволяют ученым понять этапы исторического развития общества, исследовать проблемы его настоящего и заглянуть в будущее. Изучением будущего общества занимается специальная наука — футурология.

11.02.2016, 44602 просмотра.

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО — это… Что такое ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО?

    ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО — одно из основных понятий политологии и социологии, характеризующее природу развитых, модернизированных государств. Термин был введен К. А. Сен-Симоном в начале 19 в. Различные варианты истолкования индустриального общества встречались в работах классиков западной социологии — О. Конта, Э. Дюркгейма и др. Однако широкое распространение понятие получило лишь в 50-е гг. 20 в. в связи с активной экспансией в социальных науках теории модернизации. Модернизация тех или иных сообществ в 50—60-х гг. однозначно связывалась с процессами урбанизации, индустриализации, бюрократизации и рационализации управления, с распространением массового образования, обеспечением надежных транспортных коммуникаций и т. д. Индустриальное общество описывалось, как правило, следующими параметрами социальной системы. В экономике — завершенная индустриализация, преобладание индустриального сектора над аграрным, мас•сового производства товаров и услуг над всеми остальными формами организации производства. В социальной сфере — развитая система социальной стратификации, основанная на сложном и всеохватывающем разделении труда, высокая степень дифференциации ролей и институтов, развитая система образования, способная заполнить возникающие ниши в системе профессиональной специализации и социальной стратификации. Индустриальное общество отличается от традиционного уменьшением функциональной нерасчлененности социальных единиц и возрастанием структурной дифференцированности, возникновением новых социальных организаций, специализирующихся на выполнении особых функций. При этом имплицитно подразумевалось, а иногда и прямо постулировалось, что каждая структурная единица социальной системы при дифференциации ее функций порождает новые социальные элементы с большей адаптационной способностью и, следовательно, более совершенные. В антропологическом и социокультурном плане индустриальное общество означает переход от мышления, ориентированного на поддержание освященного традицией, сакрализованного порядка, к рациональному мышлению, акцентирующему внимание на возможностях активной преобразующей деятельности, что предполагает ослабление всякого рода запретов и предписаний. Конкретные критерии “индустриализированности” того или иного общества неодинаковы у различных авторов, однако в обобщенном виде все различия оказываются вариациями на одну и ту же тему: индустриальное общество описывается с помошью понятий функциональной специализации, дифференциации, рационализма, централизации, тогда как “традиционное доиндустриальное” общество характеризуется понятиями функциональной нерасчлененности, иррационализма, локальности.

    Концепции модернизации и индустриального общества легли в основу многочисленных теорий современной политолог™ и социологии — конвергенции, постиндустриального, информационного общества и др.

    Лит.: ГэлбручтДж. Новое индустриальное общество. М., 1969; Comparative perspective of industrial society. Boston, 1969; DahrendorfR. Class and class conflict in industrial society. Stanford, 1959; ElyoniA. Studies in social change. N.Y., 1966.

    Э. Г. Соловьев

Сущность и структура постиндустриальных организаций в JSTOR

Абстрактный

В данной статье описываются сущность и структура постиндустриальных организаций. Он начинается с оценки популярной литературы о постиндустриальном обществе и обнаруживает, что эта литература не является подходящей основой для вывода о природе постиндустриальных организаций. Частично как следствие этого открытия, статья обращается к теории систем как к основе для определения как природы постиндустриального общества, так и природы возросших требований, которые эта среда будет предъявлять постиндустриальным организациям.В трех средних разделах документа описываются конструктивные особенности, которые постиндустриальные организации будут использовать для удовлетворения этих требований. В частности, они исследуют проекты для повышения эффективности трех процессов, которые будут иметь повышенное значение в постиндустриальных организациях: (1) принятие решений, (2) инновации и (3) сбор и распространение информации. В дополнение к своим выводам относительно конструктивных особенностей, которыми будут обладать постиндустриальные организации, в документе излагаются три общих вывода.Один из них заключается в том, что, хотя совокупность требований к постиндустриальным организациям будет качественно выше, чем те, которые испытывали предыдущие организации, существуют конструктивные особенности, которые организации могут принять, которые позволят им справиться даже с наихудшими нагрузками. эти требования. Второй вывод заключается в том, что природа постиндустриальной среды приведет к тому, что принятие решений, инновации, а также получение и распространение информации приобретут дополнительную важность в постиндустриальных организациях, и что одним из результатов этого будет то, что организации будут пытаться обеспечить повседневную эффективность этих процессов за счет усиленной формализации.В некоторых случаях эта формализация будет иметь своей целью обеспечение существования неформальной (или, по крайней мере, неструктурированной) деятельности, такой как экспериментирование «саморазработающимися» организациями или получение «мягкой» информации топ-менеджерами. Третий вывод состоит в том, что в текущий переходный период между индустриальным и постиндустриальным обществами мы можем ожидать, что многие организации потерпят неудачу или уйдут в менее желательные ниши, потому что они игнорируют постиндустриальные технологии и структуры. , а также процессы, которые позволят им успешно войти в постиндустриальную среду и стать жизнеспособными постиндустриальными организациями.Похоже, что важной задачей ученых-организаторов и ученых-менеджеров в этот период будет помощь в разработке, передаче и реализации функций постиндустриального дизайна и, таким образом, помочь снизить вероятность ненужного сбоя или бегства.

Информация о журнале

Management Science — это межфункциональное, междисциплинарное исследование достижений и решений, поддерживающих расширенное стратегическое планирование и науку управления.Включает соответствующий вклад из различных областей: Бухгалтерский учет и финансы Бизнес-стратегия Анализ решений Информационные системы Производство и распространение Маркетинг Математическое программирование и сети Эффективность организации Государственный сектор Приложения НИОКР; / инновации Стохастические модели и моделирование Стратегия и дизайн Управление цепочкой поставок

Информация об издателе

INFORMS, насчитывающая более 12 500 членов со всего мира, является ведущей международной ассоциацией профессионалов в области операционных исследований и аналитики.INFORMS продвигает передовой опыт и достижения в области исследования операций, науки об управлении и аналитики для улучшения операционных процессов, принятия решений и результатов посредством множества высоко цитируемых публикаций, конференций, конкурсов, сетевых сообществ и услуг по профессиональному развитию.

Введение: Политическая экономия постиндустриальных обществ

Страница из

НАПЕЧАТАНО ИЗ ОНЛАЙН-СТИПЕНДИИ ОКСФОРДА (Оксфорд.Universitypressscholarship.com). (c) Авторские права Oxford University Press, 2021. Все права защищены. Отдельный пользователь может распечатать одну главу монографии в формате PDF в OSO для личного использования. дата: 05 октября 2021 г.

Глава:
. (стр.1) 1 Введение: Политическая экономия постиндустриальных обществ
Источник:
Политическая экономия переходного периода в сфере услуг
Автор (ы):

Энн Рен

Издатель:
Oxford University Press

DOI : 10.1093 / acprof: oso / 9780199657285.003.0001

В этой вводной главе предлагается новая повестка дня для исследований в области политической экономии, сосредоточенных на преобразовании развитых капиталистических демократий от индустриальной экономики к экономике, основанной на услугах. Он вводит вопросы исследования, которые составляют основу этой повестки дня и центральные темы тома; объясняет, что существующая литература по политической экономии может и не может сказать нам по этим вопросам; и очерчивает (на основе анализа в сборнике) основные экономические и политические характеристики набора альтернативных моделей развития сектора услуг, которые могут обеспечить основу для будущего анализа политической экономии обществ обслуживания.В частности, в нем излагается ряд аргументов о том, каким образом институциональные конфигурации существующих социально-экономических режимов (или «разновидностей капитализма») влияют на траектории их развития сектора услуг, а также исследуются некоторые экономические, распределительные и политические последствия поиск альтернативных путей развития сектора услуг (например, темп создания рабочих мест в сфере услуг и типы создаваемых рабочих мест в секторе услуг, модели неравенства, уровни участия в рабочей силе, распределение политических предпочтений по сравнению с политикой среди различных рынков труда группы, модели формирования политической коалиции и партийные результаты выборов).В заключение приводится обзор сильных и слабых сторон моделей развития альтернативного сектора услуг (некоторые из которых были выделены недавним финансовым кризисом), которые имеют последствия для долгосрочной экономической и политической устойчивости этих режимов.

Ключевые слова: экономика услуг, общество услуг, политика сектора услуг, постиндустриальное общество, социально-экономические режимы, разновидности капитализма, занятость в сфере услуг, неравенство, политические предпочтения, политические коалиции

Для получения доступа к полному тексту книг в рамках службы для получения стипендии

Oxford Online требуется подписка или покупка.Однако публичные пользователи могут свободно искать на сайте и просматривать аннотации и ключевые слова для каждой книги и главы.

Пожалуйста, подпишитесь или войдите для доступа к полному тексту.

Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому заголовку, обратитесь к своему библиотекарю.

Для устранения неполадок, пожалуйста, проверьте наш FAQs , и если вы не можете найти там ответ, пожалуйста связаться с нами .

Перечислите три особенности постиндустриального общества.

Доминирующими чертами постиндустриального общества является то, что большая часть рабочей силы занята в сфере услуг и торговле.Правительство — главный работодатель. Преобладает новый тип классовой структуры профессионалов и техников. Все большее значение приобретают научные знания и навыки. Нужны профессионалы, специализирующиеся на технических знаниях. Чтобы создать такой орган профессионалов, университеты приобретают важность и увеличиваются в размерах.

Социологи отмечают, что с появлением компьютерных микрочипов мир переживает технологическую революцию. Эта революция создает постиндустриальное общество, основанное на информации, знаниях и продаже услуг.То есть общество формируется не фабричным производством товаров, а человеческим разумом при помощи компьютерных технологий. Хотя фабрики будут существовать всегда, ключ к богатству и власти, похоже, лежит в способности генерировать, хранить, манипулировать и продавать информацию.

Социологи размышляют об особенностях постиндустриального общества в ближайшем будущем. Они предсказывают повышение уровня образования и профессиональной подготовки, потребления, доступности товаров и социальной мобильности.Хотя они надеются на сокращение неравенства, поскольку технические навыки и «ноу-хау» начинают определять класс, а не владение собственностью, социологи также обеспокоены потенциальным социальным разделением, основанным на тех, кто имеет соответствующее образование, и на тех, кто его не имеет. Социологи полагают, что общество станет больше заботиться о благополучии всех членов общества.

Они надеются, что постиндустриальное общество будет меньше характеризоваться социальными конфликтами, поскольку все работают вместе, чтобы решать проблемы общества с помощью науки.

Коэн, Дэниел, Маккуэйг, Уильям: 9780262033831: Amazon.com: Книги

Социальное неравенство находится в центре этого яркого и особенно краткого сборника из трех лекций о постиндустриальном мире. Французский писатель и профессор экономики Коэн («Глобализация и ее враги») обладает удивительно легким для чтения стилем, как сказано в заключении: «мы можем интерпретировать индустриальное общество как асимметричный брак между высокообеспеченными людьми (инженерами) и менее значимыми людьми». обеспеченные (рабочие).Инженеры выигрывают от такой договоренности, если рабочие «хорошие» ». Он обладает впечатляющими знаниями о том, как каждая страна влияет на многие другие, что продемонстрировано в его отказе говорить обобщениями или банальностями:« Говорить о единой европейской социальной модели, охватывающей Соединенные Штаты. Королевство, Швеция, Италия и Франция практически не имеют смысла ». Именно эта тщательная детализация при рассмотрении каждой отдельной экономики делает эту книгу небольшой, но существенной жемчужиной, особенно в выдающейся статье« Новый мировой порядок », в которой осторожно исследуется девятнадцатый век. века «первая глобализация», чтобы объяснить «новое международное разделение труда».»Этот небольшой том станет важным дополнением к личной или профессиональной библиотеке любого любителя экономики.
Copyright © Reed Business Information, подразделение Reed Elsevier Inc. Все права защищены.

Обзор

Дэниел Коэн элегантно пишет о разрывах, которые определяют постиндустриальный мир: как технологии изменили организацию труда и какие социальные последствия это имеет; какие мировые неравенства создает глобализация, и чем и почему европейская социальная модель отличается от модели США.Примечателен не тот материал, который обсуждается в этом небольшом сборнике. Именно так Коэн может рисовать большую картину с большой экономией средств и устанавливать связи между, казалось бы, несвязанными социальными и экономическими явлениями.

Жан-Жак Датье , менеджер по исследованиям, Всемирный банк, и адъюнкт-профессор, Институт государственной политики, Джорджтаунский университет

Об авторе

Даниэль Коэн — профессор экономики Высшей нормальной школы и Парижского университета.Член Совета экономического анализа при премьер-министре Франции, он является автором книги «Богатство мира и бедность наций», , , «Наше новое время: природа капитализма в информационную эпоху», , . Его враги и Три лекции о постиндустриальном обществе , все опубликованы MIT Press.

После работы: хорошая жизнь и постиндустриальное общество

С самого начала индустриального общества мы привыкли к определенной форме жизни, к более жесткой структуре дня, разделенной на работу, семью и, если нам повезет, немного развлечений.Индустриализация и рост капитализма значительно изменили наш образ жизни, изменив типичный рабочий день с «медленного» или даже «неторопливого» на более жесткий и интенсивный период более тяжелого труда. Количество часов фактического труда для типичного доиндустриального крепостного или крестьянина было примерно вдвое меньше, чем у рабочего после промышленной революции (около 1600 часов труда в год по сравнению с более чем 3000 часов после начала индустриализации). Конечно, в долгосрочной перспективе индустриализация многое нам принесла.Наука и технологии, реализованные в результате создания современного индустриального общества, включали в себя множество преимуществ, таких как более широкий доступ к товарам, лучшее питание, более продолжительная продолжительность жизни и все чудеса Просвещения.

Однако для большинства эстетические и интеллектуальные преимущества индустриализации оставались недосягаемыми и приносили пользу только средним классам, поскольку их численность и доход росли вместе с их доступом к периодам досуга. Только в 20 веке, когда синдикалистам удалось выдержать жестокое сопротивление со стороны государства и фирм, а рабочие недели и льготы стали более выгодными, широкие классы трудящихся начали пожинать плоды за свой мощный экономический двигатель.Полностью промышленно развитые США в 1950-х годах преуспели в обеспечении благосостояния и досуга в течение определенного периода времени большему числу рабочих, чем когда-либо прежде. Люди моего поколения оглядываются на то время с удивлением и завистью. Родители, постоянная работа которых давала им безопасность и время, а также средства для обеспечения лучшей жизни для своих детей, какое-то время процветали (хотя социальные беды, такие как расизм, сексизм и другие возвраты к менее просвещенным временам, по-прежнему преобладали) и обеспечивали модель того, как мы могли бы жить хорошо, и даже найти время, чтобы стать лучше.Университеты процветали, искусство и культура хорошо финансировались и больше ценились людьми, у которых было больше свободного времени. Но этот период длился недолго.

Сейчас мы живем в постиндустриальном мире, по крайней мере, в «развитых» капиталистических экономиках. Модель, предусматривающая пожизненную работу, а затем выход на пенсию, все с выплатами и гарантиями, по большей части исчезла. Как и многие представители моего поколения, после колледжа у меня было почти десять «рабочих мест» (и три «карьеры») за последние 25 лет. Ожидания, связанные с повторными показами телешоу 50-х и 60-х годов, так и не оправдались, и не оправдаются ни для нынешнего, ни для будущих поколений.Возрастающая автоматизация создает вероятность того, что для тех, кто работает в «сфере услуг» (тип, который, скорее всего, выживет), будет еще меньше рабочих мест. В настоящее время в Швейцарии ведутся серьезные дебаты относительно плана предоставить каждому швейцарскому гражданину базовый доход в размере около 2000 долларов США в месяц. Планы гарантированного минимального дохода обсуждались в течение десятилетий во всем мире, и их сторонники были как слева, так и справа. Никто иной, как неоконсервативные иконы Милтон Фридман и Фридрих Хайек (Никсон пытался принять такой план, когда президент) предлагали планы минимального гарантированного дохода, как, конечно, и либералы.Заменив сложные и часто унизительные схемы социального обеспечения и других программ государственной помощи, базовый гарантированный доход освободил бы (как утверждают швейцарские активисты) тех из нас, кто больше не вписывается в модель занятости постиндустриальной экономики, чтобы улучшить себя, следовать нашим творческим и интеллектуальным решениям. пути, чтобы проводить время с нашими семьями, без бесспорно раздражающих, слишком часто бесплодных и, казалось бы, бесконечных (а также удручающих) поисков работы, которой нет.

Текущее количество укоренившихся и хронически безработных не отражено в текущих цифрах «безработицы», и мы должны признать тот факт, что даже если не будет таких рабочих мест, как в прошлом, это не должно означать конец ценности. человека.Планы, подобные текущему предложению Швейцарии и планам Фридмана / Никсона (которые предусматривали «отрицательный» подоходный налог), должны быть пересмотрены, даже если мы также уделяем время и энергию образованию, искусству, культуре и отдыху. В мире много богатства, просто оно не приносит прямой выгоды большинству из нас, и мы рискуем оставить позади целое поколение, недоумевая, почему мы привязаны к модели работы двухсотпятидесятилетней давности. и досуг, который больше не работает, нереален и даже не необходим.Обладая гарантированным базовым доходом, каждый из тех, кто так мотивирован, может следовать своему сердцу и своей голове, куда он ведет, и исследовать хорошую жизнь так, как большинство из них просто не в состоянии, поскольку они стремятся просто жить.

Типы обществ — Введение в социологию 2e

Цели обучения

  • Опишите разницу между доиндустриальным, индустриальным и постиндустриальным обществом
  • Понимание роли окружающей среды в доиндустриальных обществах
  • Понять, как технологии влияют на развитие общества

Как технологии влияют на повседневную деятельность общества? (Фото любезно предоставлено Мо Риза / flickr)

Племена охотников и собирателей, промышленно развитая Япония, американцы — каждое из них является обществом.Но что это значит? Что такое общество? С социологической точки зрения, общество относится к группе людей, которые живут в определенном сообществе и разделяют одну и ту же культуру. В более широком смысле общество состоит из людей и институтов вокруг нас, наших общих убеждений и наших культурных идей. Как правило, более развитые общества также разделяют политическую власть.

Социолог Герхард Ленски-младший (1924–2015) определил общества с точки зрения их технологической сложности. По мере развития общества растет и использование технологий.Общества с рудиментарными технологиями зависят от колебаний окружающей их среды, в то время как промышленно развитые общества имеют больший контроль над влиянием своего окружения и, таким образом, развивают различные культурные особенности. Это различие настолько важно, что социологи обычно классифицируют общества по спектру уровня их индустриализации — от доиндустриального до индустриального и постиндустриального.

Доиндустриальные общества

До промышленной революции и повсеместного использования машин общества были небольшими, сельскими и в значительной степени зависели от местных ресурсов.Экономическое производство ограничивалось объемом труда, который мог предоставить человек, и было мало специализированных занятий. Самым первым занятием был охотник-собиратель.

Охотник-собиратель

Общества охотников-собирателей демонстрируют самую сильную зависимость от окружающей среды из различных типов доиндустриальных обществ. Как основная структура человеческого общества примерно 10 000–12 000 лет назад, эти группы основывались на родстве или племенах. Охотники-собиратели полагались на свое окружение для выживания — они охотились на диких животных и добывали себе пищу в поисках невозделываемых растений.Когда ресурсов стало не хватать, группа переехала в новый район в поисках пропитания, что означало, что они вели кочевой образ жизни. Эти общества были обычным явлением еще несколько сотен лет назад, но сегодня их осталось всего несколько сотен, например, коренные австралийские племена, иногда называемые «аборигенами», или бамбути, группа пигмеев-охотников-собирателей, проживающих в Демократической Республике Конго. Группы охотников-собирателей быстро исчезают по мере роста численности населения планеты.

Пастораль

Изменившиеся условия и приспособления заставили некоторые общества полагаться на одомашнивание животных, когда это позволяли обстоятельства.Примерно 7500 лет назад человеческие сообщества начали осознавать свою способность приручать и разводить животных, а также выращивать и выращивать свои собственные растения. Пастбищные общества, такие как жители деревень масаи, полагаются на одомашнивание животных как на ресурс для выживания. В отличие от прежних охотников-собирателей, которые полностью зависели от имеющихся ресурсов, чтобы выжить, пасторальные группы могли разводить скот для еды, одежды и транспорта, и они создавали излишки товаров. Пастбищные или пастушеские общества оставались кочевыми, потому что они были вынуждены следовать за своими животными к новым пастбищам.Примерно в то время, когда возникли скотоводческие общества, начали развиваться специализированные занятия, и общества начали торговлю с местными группами.

Где встречаются общества — худшие и лучшие

Когда культуры встречаются, технологии могут помогать, мешать и даже разрушать. Разлив нефти Exxon Valdez на Аляске практически полностью разрушил образ жизни местного населения. Разливы нефти в дельте Нигерии вынудили многих представителей племени огони покинуть свои земли, а принудительное выселение означало, что более 100000 огони нашли убежище в стране Бенин (Мичиганский университет, n.д.). И массивный разлив нефти Deepwater Horizon в 2006 году привлек большое внимание, поскольку он произошел в самой развитой стране — Соединенных Штатах. Экологические катастрофы продолжаются, поскольку западные технологии и их потребность в энергии распространяется в менее развитые (периферийные) регионы земного шара.

Конечно, не все технологии плохи. Мы воспринимаем электрический свет как должное в США, Европе и других развитых странах. Такой свет продлевает день и позволяет нам работать, читать и путешествовать ночью.Это делает нас более безопасными и продуктивными. Но регионам в Индии, Африке и других странах повезло меньше. Решая эту задачу, одна конкретная организация, Barefoot College, расположенная в округе Аджмер, Раджастхан, Индия, работает с многочисленными менее развитыми странами, предлагая солнечное электричество, водные решения и образование. В центре внимания солнечных проектов — деревенские старейшины. Старейшины соглашаются выбрать двух бабушек, которые будут обучаться на инженеров по солнечной энергии, и выбрать деревенский комитет, состоящий из мужчин и женщин, для помощи в реализации программы по солнечной энергии.

Программа принесла свет более 450 000 человек в 1 015 селах. Экологические выгоды включают значительное сокращение использования керосина и выбросов углекислого газа. Тот факт, что сельские жители сами управляют проектами, помогает минимизировать их чувство зависимости.

В остальном скептически настроенные или колеблющиеся сельские жители легче убедятся в ценности солнечного проекта, когда они поймут, что «солнечные инженеры» — их местные бабушки. (Фотография любезно предоставлена ​​Abri le Roux / flickr)

Садоводство

Примерно в то же время, когда развивались скотоводческие общества, возник другой тип общества, основанный на недавно развившейся способности людей выращивать и выращивать растения.Раньше из-за истощения посевов или водоснабжения в регионе скотоводческие общества вынуждены были переезжать в поисках источников пищи для своего скота. Садоводческие общества сформировались в районах, где осадки и другие условия позволяли им выращивать стабильные урожаи. Они были похожи на охотников-собирателей в том, что выживание в значительной степени зависело от окружающей среды, но, поскольку им не приходилось покидать свое местоположение, чтобы следить за ресурсами, они могли основать постоянные поселения. Это создало большую стабильность и больше материальных благ и стало основой первой революции в выживании человечества.

Сельское хозяйство

В то время как скотоводческие и садоводческие общества использовали небольшие временные инструменты, такие как копающие палки или мотыги, сельскохозяйственные общества полагались на постоянные инструменты для выживания. Около 3000 г. до н. Э. Взрыв новых технологий, известный как аграрная революция, сделал сельское хозяйство возможным и прибыльным. Фермеры научились чередовать виды культур, выращиваемых на своих полях, и повторно использовать отходы, такие как навоз, в качестве удобрения, что привело к более высоким урожаям и большим излишкам продовольствия.Новые орудия для копания и сбора урожая были сделаны из металла, что сделало их более эффективными и долговечными. Человеческие поселения превратились в поселки и города, а особенно богатые районы стали центрами торговли и коммерции.

Это также период, когда у людей было время и комфорт заниматься более созерцательной и вдумчивой деятельностью, такой как музыка, поэзия и философия. Этот период некоторые стали называть «рассветом цивилизации» из-за развития досуга и гуманитарных наук.Ремесленники могли зарабатывать себе на жизнь созданием творческих, декоративных или наводящих на размышления эстетических предметов и писем.

По мере того, как ресурсов становилось больше, социальные классы становились более разобщенными. Те, у кого было больше ресурсов, могли позволить себе лучшую жизнь и превратились в дворянский класс. Увеличилась разница в социальном положении между мужчинами и женщинами. По мере расширения городов собственность и сохранение ресурсов стали насущной проблемой.

Феодал

Девятый век дал начало феодальным обществам.Эти общества содержали строгую иерархическую систему власти, основанную на владении и защите земли. Дворянство, известное как лорды, назначило вассалов на владение земельными участками. В обмен на ресурсы, которые предоставляла земля, вассалы обещали сражаться за своих лордов.

Эти отдельные участки земли, известные как вотчины, обрабатывались низшим классом. В обмен на сохранение земли крестьянам было гарантировано место для жизни и защита от внешних врагов. Власть передавалась по семейным линиям, когда крестьянские семьи служили лордам из поколения в поколение.В конечном итоге социальная и экономическая система феодализма потерпела крах и была заменена капитализмом и технологическими достижениями индустриальной эпохи.

Индустриальное общество

В восемнадцатом веке Европа пережила резкий рост технологических изобретений, положив начало эре, известной как промышленная революция. Что сделало этот период знаменательным, так это количество новых изобретений, которые повлияли на повседневную жизнь людей. В течение одного поколения задачи, которые до этого момента требовали месяцев труда, стали достижимыми в считанные дни.До промышленной революции работа в основном выполнялась людьми или животными, и для работы мельниц и насосов использовались люди или лошади. В 1782 году Джеймс Ватт и Мэтью Бултон создали паровую машину, которая могла самостоятельно выполнять работу двенадцати лошадей.

Сила пара начала проявляться повсюду. Вместо того, чтобы платить ремесленникам за кропотливое прядение шерсти и ткание из нее ткани, люди обратились к текстильным фабрикам, которые производили ткань быстро по более выгодной цене и часто более высокого качества.Вместо того, чтобы сажать и собирать урожай вручную, фермеры смогли приобрести механические сеялки и молотилки, что привело к резкому росту производительности сельского хозяйства. Такие продукты, как бумага и стекло, стали доступными для обычного человека, а качество и доступность образования и здравоохранения резко возросли. Газовые фонари позволили улучшить видимость в темноте, а в городах и поселках развилась ночная жизнь.

Одним из результатов повышения производительности и технологий стал рост городских центров.Рабочие стекались на фабрики в поисках работы, и население городов становилось все более разнообразным. Новое поколение стало меньше заботиться о сохранении семейной земли и традиций и больше сосредоточилось на приобретении богатства и достижении восходящей мобильности для себя и своих семей. Люди хотели, чтобы их дети и дети их детей продолжали подниматься на вершину, и по мере роста капитализма росла и социальная мобильность.

Социология родилась в восемнадцатом и девятнадцатом веках промышленной революции.Жизнь быстро менялась, и давние традиции сельскохозяйственных эпох неприменимы к жизни в больших городах. Массы людей переезжали в новую среду и часто оказывались в ужасных условиях грязи, перенаселенности и бедности. Социологи возникли для изучения отношений между отдельными членами общества и обществом в целом.

Именно в это время власть перешла из рук аристократии и «старых денег» к опытным в бизнесе новичкам, которые за свою жизнь сколотили состояния.Такие семьи, как Рокфеллеры и Вандербильты, стали новыми влиятельными игроками и использовали свое влияние в бизнесе, чтобы контролировать некоторые аспекты правительства. В конце концов, опасения по поводу эксплуатации рабочих привели к формированию профсоюзов и законов, устанавливающих обязательные условия для работников. Хотя внедрение новых технологий в конце девятнадцатого века положило конец индустриальной эпохе, большая часть нашей социальной структуры и социальных идей, таких как семья, детство и стандартизация времени, имеют основу в индустриальном обществе.

Джон Д. Рокфеллер, соучредитель Standard Oil Company, происходил из непримечательной семьи продавцов и чернорабочих. К моменту его смерти в возрасте 98 лет его состояние было 1,4 миллиарда долларов. В индустриальных обществах большая часть власти принадлежит владельцам бизнеса, таким как Рокфеллер. (Фото любезно предоставлено Wikimedia Commons)

Постиндустриальное общество

Информационные общества, иногда называемые постиндустриальными или цифровыми обществами, появились недавно. В отличие от индустриальных обществ, основанных на производстве материальных благ, информационные общества основаны на производстве информации и услуг.

Цифровые технологии — это паровой двигатель информационных обществ, а компьютерные магнаты, такие как Стив Джобс и Билл Гейтс, — это Джон Д. Рокфеллерс и Корнелиус Вандербильтс. Поскольку в основе экономики информационных обществ лежат знания, а не материальные блага, власть принадлежит тем, кто отвечает за хранение и распространение информации. Члены постиндустриального общества, скорее всего, будут работать в качестве продавцов услуг — например, программистов или бизнес-консультантов — вместо производителей товаров.Социальные классы разделены по доступу к образованию, поскольку без технических навыков люди в информационном обществе не имеют средств для достижения успеха.

Сводка

Общества классифицируются в соответствии с их развитием и использованием технологий. На протяжении большей части истории человечества люди жили в доиндустриальных обществах, характеризовавшихся ограниченными технологиями и низким уровнем производства товаров. После промышленной революции многие общества основывали свою экономику на механизированном труде, что привело к увеличению прибыли и тенденции к большей социальной мобильности.На рубеже нового тысячелетия возник новый тип общества. Постиндустриальное или информационное общество построено на цифровых технологиях и нематериальных товарах.

Раздел викторины

Какое из следующих вымышленных обществ является примером скотоводческого общества?

  1. Народ десван, который живет небольшими племенами и основывает свою экономику на производстве текстильных изделий и торговле ими
  2. Клан Роситиан, небольшая община фермеров, веками живших на земле своей семьи
  3. Хунти, странствующая группа кочевников, специализирующихся на разведении и дрессировке лошадей
  4. Амаганда, большая семья воинов, служащих одной благородной семье

Какую из следующих профессий наиболее вероятно будет у влиятельного человека в информационном обществе?

  1. Инженер-программист
  2. Шахтер
  3. Автор детской книги
  4. Издольщик

Какое из следующих обществ первым имело постоянных жителей?

  1. Промышленное
  2. Охотник-собиратель
  3. Садоводство
  4. Феодал

Короткий ответ

В обществе какого типа или типов кажется, что выгоды перевешивают затраты? Объясните свой ответ и укажите социальные и экономические причины.

Прав ли Герхард Ленски в классификации обществ на основе технологических достижений? Какие еще критерии могут быть подходящими, исходя из того, что вы прочитали?

Дальнейшие исследования

Масаи — современное пастушеское общество, экономика которого в основном построена вокруг стада крупного рогатого скота. Узнайте больше о масаи и посмотрите фотографии их повседневной жизни здесь: http://openstax.org/l/The-Maasai

Глоссарий

с / х общества
обществ, которые полагаются на сельское хозяйство как на образ жизни
феодальные общества
обществ, которые действуют по строгой иерархической системе власти, основанной на владении и защите земли
садоводческие общества
обществ выращивания растений
общества охотников-собирателей
обществ, которые зависят от охоты на диких животных и сбора некультивируемых растений для выживания
производственные общества
обществ, для которых характерна зависимость от механизированного труда для создания материальных благ
информационные общества
обществ, основанных на производстве нематериальных товаров и услуг
пастырские общества
обществ, основанных на приручении животных
общество
Группа людей, которые живут в определенном сообществе и разделяют ту же культуру

Теория прихода постиндустриального общества Дэниела Белла: Ingenta Connect

Спустя двадцать пять лет после публикации знаменитой книги Дэниела Белла «Пришествие постиндустриального общества» было опубликовано новое издание книги с предисловием автора под названием «Осевой век технологий».В предисловии Белл разъясняет свои тезисы и прогнозы в отношении изменений, произошедших за это время в современном обществе, а также в отношении критиков его теории. Цель статьи — показать, как Белл объясняет социальное развитие во второй половине двадцатого века, а также основные характеристики того общества «преходящей природы», в котором мы живем. Обсуждаются исходные теоретические и методологические точки зрения Белла, а также объяснение перехода от индустриального общества к постиндустриальному и возможности развития обществ третьего мира.Согласно Беллу, главной характеристикой постиндустриального общества является кодификация теоретических знаний и новые отношения между наукой и техникой. Основными постиндустриальными событиями являются: рост сектора услуг, профессиональные изменения, изменения в профессиях и образовании, растущая роль финансового и человеческого капитала, новые формы инфраструктуры и знания теории ценности. Возникает новая форма общества с изменениями в системе стратификации, экономике, организации и потреблении.Белл не призывает к целостному взгляду на общество. Вместо этого он рассматривает общество как состоящее из трех сфер, которые могут меняться по-разному, поэтому исторические изменения не едины. Основным инструментом исторических изменений являются технологии, они создают проблемы для культуры и политической системы, но не определяют их. Он отвергает обвинения в технологическом детерминизме, потому что технология часто действует в контексте, которого она не создает. Дэниел Белл был одним из первых авторов, заявивших, что современное общество коренным образом меняется.Его целью было создать концептуальную основу для всестороннего объяснения современных социальных изменений. Можно указать на несколько теоретических и методологических проблем, с которыми сталкивается Белл в объяснении современного общества (а также с некоторыми другими теориями социальных изменений), такими как технологический детерминизм, однолинейная концепция развития и т. Д., Но он построил социологическую теорию современных социальных изменений. , который стимулировал интенсивные дискуссии в социальных науках и создал одну из возможных отправных точек для понимания современной социальной динамики, теорий информационного общества.

Нет ссылок

Без цитирования

Нет дополнительных данных

Нет статьи СМИ

Без показателей

Тип документа: Исследовательская статья

Филиал: Univerzitet u Nišu, Filozofski fakultet, Departman za sociologiju

Дата публикации: 1 января 2016 г.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.