Чрезвычайное обстоятельство: Понятие и виды чрезвычайных обстоятельств, особых условий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Содержание

Чрезвычайная ситуация, чрезвычайное обстоятельство, чрезвычайное положение

До последнего времени четкого разделения понятий чрезвычайная ситуация (ЧС), чрезвычайное обстоятельство (ЧО) и чрезвычайное положение (ЧП) в российском законодательстве не существовало. Разнообразие терминов, которыми определяются экстремальные условия жизнедеятельности населения и функционирования органов государственной власти и управления, возникающие в результате действий социального характера (конфликты высокой интенсивности, акты терроризма, массовые беспорядки и др.), природных явлений (землетрясения, наводнения, ураганы и т.п.), а также техногенных катастроф и аварий, само по себе говорит об их недостаточной упорядоченности. В законодательстве и в нормативных актах ведомственного характера наиболее распространенными терминами, помимо ЧС и ЧО, являются: «зона экологического бедствия», «чрезвычайные происшествия», «особые условия», «угроза безопасности» и пр. В международном праве используются такие понятия как «форс-мажорные обстоятельства» и «кризисная ситуация».

Перечисленные термины описывают экстремальные, кризисные ситуации с помощью разноуровневых и различных по значению признаков. Так, с созданием в 1991 году Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях в Положении об этой системе было впервые употреблено словосочетание «ЧС». С выходом в 1994 году Закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» понятие ЧС было уточнено и трактовалось следующим образом: чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Такая обстановка объективно усиливает потребность в четком, жестко регламентированном поведении и действиях, в том числе – мерах со стороны ПОО, направленных на преодоление и ликвидацию возникших отрицательных последствий ЧС. Речь идет о совместных мерах, предпринимаемых прежде всего федеральными органами государственной власти – МЧС, МВД, ФСБ, Министерством обороны, Генеральной прокуратурой во взаимодействии с региональными и местными органами исполнительной власти. Если принимаемыми мерами не удается ослабить и снять кризисную ситуацию, а угроза безопасности граждан остается или продолжает нарастать, то в целях нормализации обстановки может быть введен особый правовой режим, устанавливающий особые правила поведения граждан и особые условия деятельности органов власти и управления, в т.ч. и ПОО. В ст.1 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» 2001 года сказано, что ЧП означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Сам термин «ЧП» обычно понимается в двух значениях: как «ситуация, которая возникает, складывается, изменяется» и «положение, которое может быть введено, продлено или отменено, т.е. положение-режим», т.е. не только как объективная, но и как субъективная категория. Согласно Федеральному конституционному закону «О чрезвычайном положении» как социальные конфликты, так и бедствия, вызываемые природными, техногенными и биологическими факторами (эпидемии, эпизоотии) охватываются одним термином – «угроза безопасности». Однако, как очевидно, социальные конфликты и природные катаклизмы требуют различных подходов для их локализации: в первом случае преобладают правоохранительные меры — предупреждение, предотвращение и пресечение, во втором – меры экстренной помощи и спасения. Применительно к обстоятельствам социального характера в ведомственных нормативных документах чаще применяется термин «ЧО», однако правильнее было бы использовать термин «кризисные ситуации», «управление кризисными ситуациями», что в большей мере соответствует международной практике.

Таким образом, кризисная ситуация, в отличие от ЧС, — это ситуация, создаваемая людьми (их волей и желанием, порой – преступного характера). Под кризисами или кризисными ситуациями подразумеваются ситуации, источником возникновения которых служит социальный конфликт, и которые по своему масштабу угрожают суверенитету и основам конституционного строя государства, жизни и безопасности его граждан, нормальной деятельности государственных и общественных институтов, и требуют от общества и государства принятия энергичных, экстренных, чрезвычайных организационно-правовых мер по их устранению.

И чрезвычайные, и кризисные ситуации создают особые (или экстремальные) условия для деятельности всех органов государственной власти и управления, в том числе – для ПОО, требуют принятия заблаговременных организационно-правовых мер и управленческих решений, планирования и отработки государственной системы управления, должного ресурсного обеспечения, включая специальную (экстремальную) профессиональную и психологическую подготовку личного состава.

(М.П. Киреев)

Литература: О чрезвычайном положении. ФКЗ №3 от 30 мая 2001г.; О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. ФЗ № 68 от 24 декабря 1994г.; Экстремальные ситуации, конфликты, согласие (Понятия и подходы) // Труды Академии управления МВД России, Институт социологии РАН.– М.,1999.

Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. Под общей редакцией профессора А. М. Столяренко. 2003.

15. Понятия и виды ЧО И ЧС

  1. Понятие чрезвычайных обстоятельств и чрезвычайных ситуаций.

В приказе МВД России от 24 марта 2015 года № 363дсп «Об организации деятельности территориальных органов МВД России и внутренних войск МВД России при возникновении чрезвычайных обстоятельствах» данным приказом утверждено наставление по планированию и подготовке сил и средств территориальных органов МВД России и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах. Дополнительно приказ МВД России от 24 марта 2015 года № 364дсп «О некоторых вопросах обеспечения готовности к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельствах».

Чрезвычайные обстоятельства (обстоятельства, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер.

К таким обстоятельствам относятся: попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ).

Причиной возникновения ЧО являются чрезвычайные ситуации (ЧС) и чрезвычайные происшествия (ЧП).

Чрезвычайная ситуация обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Чрезвычайное происшествие — происшествие или преступление криминального характера.

В целях ликвидации последствий ЧО может вводится чрезвычайное положение.

Чрезвычайное положение – вводимый, в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ на территории РФ или в ее отдельных местностях, особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно – правовых форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные ФКЗ отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а так же возложение на них дополнительных обязанностей.

Обстановка, сложившаяся в результате возникновения ЧО, введения ЧП, при проникновении или действиях на обслуживаемой территории ДР и ТГ, угрозы применения или применения ими оружия массового поражения, характеризующаяся повышенной степенью опасности для жизни людей, деятельности органной государственной власти, органов местного самоуправления, работы организаций, сохранности материальных ценностей, определяется как особые условия.

Для решения задач, связанных с возникновением ЧО и наступлением особых условий, проводятся специальные операции, которые являются одним из организационно – тактических способов экстренного массированного реагирования ОВД, ВВ МВД РФ и сил других ведомств на указанные процессы и явления.

Что такое режим ЧС и зачем его вводят? Отвечает юрист | Право | Общество

«Нужен режим ЧС!», «Вводите режим ЧС!» — такие призывы все чаще звучат в социальных сетях и СМИ. Сторонники режима ЧС надеются, что его введение удержит всех по домам во время карантина и поможет людям, финансово пострадавшим от вынужденных каникул — отсрочками платежей за квартиру, по кредитам и долговым обязательствам.

Но что на самом деле входит в понятие «режим чрезвычайной ситуации» и зачем его вводят?

В России действует федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Согласно закону, ЧС — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

«Другими словами, это особый правовой режим, который включает в себя меры, которые должны принимать органы государственной власти разных уровней, — объясняет юрист Сергей Гебель. — Есть необходимость разграничивать режимы ЧС, ЧП и военное положение Для граждан введение режима ЧС — мера серьезная, и нужно понимать все последствия введения этих мер. Возлагаются определенные обязанности, все права ограничиваются, в том числе и право на свободу передвижения. Это ограничение уже действует, но сейчас — в мягкой форме».

Гебель подчеркивает, что в случае введения режима ЧС органы государственной власти могут финансировать меры по предупреждению и ликвидации последствий, но это право, а не обязанность. И государственные органы на свое усмотрение определяют, кому какая помощь может быть оказана и в какой мере. То есть режим ЧС не предполагает, что выплаты получат все.

«Бизнес рассчитывает на режим ЧС в первую очередь, чтобы получить возмещение убытков, потерь, затрат, — считает юрист. — По сути, введение ЧС, по мнению предпринимателей, должно открыть „кубышки“ для прямой финансовой поддержки бизнеса государством. Но я как представитель бизнеса сразу хочу сказать, что не хотел бы таких последствий, как введение режима ЧС. И далеко не все предприниматели этого хотят — хотят те, кто попусту не знает, о чем говорит. Для нас нынешняя ситуация может показаться цветочками по сравнению с режимом ЧС. Тогда мы совсем работать не сможем».

При введении режима ЧС в договорах «включается» пункт о форс-мажоре.

Важный момент — это не освобождает от выплат по кредитам, но освобождает от штрафов за их просрочку. Режим ЧС отменяет ответственность за нарушение различных обязательств, в том числе и по контрактам: неустойки, проценты, причиненные убытки. Сами контракты не аннулируются.

Например, строители не могут сдвигать сроки сдачи объектов. Запрет на строительство в результате режима повышенной готовности или ЧС может дать строителям возможность избежать санкций за нарушение сроков строительства, но не дает права изменять в связи с этим договор, то есть сроки сдачи.

Авиакомпании тоже могут вести речь о своей ответственности за невозврат купленных билетов. По закону и условиям перевозки они обязаны вернуть билеты, но режим ЧС освободит их от санкций за невозврат билетов, хотя и не снимает с них обязанность вернуть деньги. Когда-нибудь.

Во время режима ЧС не отменяются коммунальные платежи, но сдвигаются сроки их оплаты и отменяются штрафы за просрочку.

«Форс-мажором могут признаваться обстоятельства непреодолимой силы, которые должны подтверждаться. Сейчас такой ситуации нет, и большинству граждан нечем подтверждать эти обстоятельства. Это все дутые надежды, — говорит Гебель. — Не факт, что получится таким образом избежать ответственности, например, тем, у кого бизнес не признан пострадавшей отраслью или тем, у которого есть другие источники доходов: есть деньги на счетах и депозитах».

Юрист подчеркивает, что меры поддержки вводятся и без режима ЧС. «При соблюдении определенных условий можно получить отсрочки. Другое дело, на это банки пока не идут. Поэтому система пока не работает. Но опять же, введение режима ЧС не спасет от этого, а только усугубит гражданское положение и людей, и бизнеса. Режим ЧС ограничений дает больше, чем прав» — считает Гебель.

Права граждан во время режима ЧС

  1. Право на защиту жизни, личного имущества
  2. Право быть информированным о рисках, которым они могут подвергнуться, и о мерах обеспечения безопасности
  3. Право участвовать в предотвращении и ликвидации ЧС
  4. Право возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу вследствие ЧС
  5. Право на медицинское обслуживание
  6. Право на получение компенсаций за ущерб, который причиняется здоровью при выполнении обязанностей по ликвидации ЧС
  7. Право на пенсию при потере нетрудоспособности при ликвидации последствий ЧС
  8. Право на получение бесплатной юридической помощи.

Обязанности граждан во время режима ЧС

  1. Соблюдать законы, нормативные акты, которые касаются защиты населения и территории во время ЧС
  2. Соблюдать меры безопасности в быту, в трудовой деятельности
  3. Изучать основные способы защиты населения и территории во время ЧС, приемы оказания первой помощи, правила охраны жизни людей на водных объектах, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты. Совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области
  4. Выполнять установленные в соответствии с режимом правила поведения
  5. При необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ

Наступление чрезвычайных обстоятельств

(пункт 7 части первой статьи 83 ТК РФ)

Наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства), если данное обстоятельство признано решением Правительства Российской Федерации или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, пунктом 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ отнесено к числу оснований прекращения трудового договора с работником. Оно представляет собой нововведение в трудовом законодательстве и вызвано современными реалиями: развитием технологий, наращиванием влияния человеческой жизнедеятельности на природу, сложившейся геополитической обстановкой и другими подобными факторами.

Применение рассматриваемой нормы увольнения возможно в случае, если:

1) произошло чрезвычайное обстоятельство;

2) это обстоятельство препятствует продолжению трудовых отношений;

3) взаимосвязь этих фактов признана Правительством РФ или органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в котором произошли описанные события.

Примерный перечень чрезвычайных обстоятельств дан в самом пункте 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ. В соответствии с Кодексом к таковым относятся:

1) военные действия;

2) катастрофы;

3) стихийные бедствия;

4) крупные аварии;

5) эпидемии;

6) другие чрезвычайные обстоятельства.

Перечень чрезвычайных обстоятельств, приведенный в пункте 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ, является открытым — он конкретизируется в самом Кодексе (статьи 59, 72.2), иных нормативных правовых актах и дополняется такими обстоятельствами, как экологические и техногенные катастрофы, массовые беспорядки, эпизоотии, другие.

В Федеральном конституционном законе от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (с изм. на 07.03.2005) приводится более развернутый перечень обстоятельств, в соответствии с характером которых на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях может быть введено чрезвычайное положение. Это:

А) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

Б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В любом случае масштаб чрезвычайных обстоятельств должен быть федерального или регионального (на уровне субъектов Российской Федерации) значения.

Непременным условием, разрешающим увольнение по пункту 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ, является невозможность дальнейшего продолжения трудовых отношений. Это означает, что либо чрезвычайное обстоятельство должно носить длительный характер, либо в результате произошедшего чрезвычайного обстоятельства возникли непреодолимые препятствия, которые не позволяют продолжать трудовые отношения. Подобная ситуация возникла, например, после чернобыльской катастрофы, когда произошла массовая эвакуация людей из опасной зоны. При этом была остановлена деятельность всех предприятий и организаций, находящихся в опасной зоне. Правовых оснований для увольнения работников именно в связи с чрезвычайными обстоятельствами в тот момент в трудовом законодательстве не было, и ситуация разрешалась следующими способами: люди увольнялись по собственному желанию, некоторые организации ликвидировались с последующим массовым увольнением, отдельные работники переводились в другие организации и т. п. А ведь в данном случае речь шла именно о препятствии, непреодолимом одной лишь волей сторон трудового договора.

Решающим юридическим фактом, порождающим прекращение трудового договора по рассматриваемому основанию, выступает только решение Правительства РФ или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Примечательно, что в соответствии с действующим законодательством чрезвычайное положение устанавливается не вышеназванными решениями, а указом Президента РФ (такое право ему предоставлено Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (с изм. на 07.03.2005)). Аналогично осуществляется и введение в стране военного положения (Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ «О военном положении»).

Очевидно, что в случае введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения Правительство РФ для легитимизации рассматриваемого основания увольнения должно принять соответствующее решение во исполнение указа Президента РФ. Более того, в этом постановлении Правительства РФ должны быть предусмотрены конкретные меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения.

В настоящий момент подобных решений ни Правительством РФ, ни органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации не принималось. Поэтому нельзя сказать ни о содержании этих решений, ни о форме, в какой они будут изданы.

Тем не менее только в случае наличия таких решений будут иметься все предпосылки для увольнения работников по основанию, предусмотренному пунктом 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ.

Формулировка приказа о прекращении трудового договора при этом может выглядеть следующим образом:

Фрагмент приказа

По форме N Т-8

В связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих

──────────────────────────────────────────────────────────────────

Основание увольнения

Продолжению трудовых отношений, пункт 7 части первой статьи 83

──────────────────────────────────────────────────────────────────

Трудового кодекса Российской Федерации.

──────────────────────────────────────────────────────────────────

Основание: Постановление Правительства РФ от 00.00.0000 N 000

——————————————————-

──────────────────────────────────────────────────────────────────

В трудовую книжку работника при сложившихся обстоятельствах вносилась бы следующая запись:

N
за-
пи-
си

Дата

Сведения о приеме на
работу, переводе
на другую постоянную
работу, квалификации,
увольнении (с указанием
причин и ссылкой
на статью, пункт закона)

Наименование,
дата и номер
документа,
на основании
которого
внесена
запись

Число

Месяц

Год

1

2

3

4

00

00

00

0000

Уволен в связи с наступлением

Приказ

Чрезвычайных обстоятельств,

От 00.00.0000

Пункт 7 части первой

N 000-к

Статьи 83 Трудового кодекса

Российской Федерации

чрезвычайное обстоятельство — это… Что такое чрезвычайное обстоятельство?


чрезвычайное обстоятельство

 

чрезвычайное обстоятельство

[А.С.Гольдберг. Англо-русский энергетический словарь. 2006 г.]

Тематики

  • энергетика в целом

Справочник технического переводчика. – Интент. 2009-2013.

  • чрезвычайное внешнее событие
  • чрезвычайное обстоятельство на охраняемом объекте

Смотреть что такое «чрезвычайное обстоятельство» в других словарях:

  • чрезвычайное обстоятельство на охраняемом объекте — Не связанное с попыткой преступного посягательства состояние объекта, (его территории или акватории), при котором возникает угроза жизни и/или здоровью людей, охраняемым ценностям, окружающей среде. [РД 25.03.001 2002] Тематики системы охраны и… …   Справочник технического переводчика

  • Чрезвычайная ситуация, чрезвычайное обстоятельство, чрезвычайное положение — До последнего времени четкого разделения понятий чрезвычайная ситуация (ЧС), чрезвычайное обстоятельство (ЧО) и чрезвычайное положение (ЧП) в российском законодательстве не существовало. Разнообразие терминов, которыми определяются экстремальные… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • непредвиденное обстоятельство — Syn: случайность, чрезвычайное обстоятельство …   Тезаурус русской деловой лексики

  • Форс-мажорное обстоятельство — чрезвычайное событие, которое невозможно было предвидеть и предотвратить. Ответственность на случай форс мажорных обстоятельств может включаться в договоры. Форс мажорные обстоятельства освобождают контрагента от материальной ответственности за… …   Финансовый словарь

  • СТИХИЙНОЕ БЕДСТВИЕ — не поддающееся влиянию человека событие (факт юридический), чрезвычайное обстоятельство, являющееся следствием действия сил природы (наводнение, землетрясение, снежный занос и т.п.). Один из распространенных видов непреодолимой силы …   Юридический словарь

  • СТИХИЙНОЕ БЕДСТВИЕ — один из видов непреодолимой силы: не поддающееся влиянию человека событие (юридический факт) , чрезвычайное обстоятельство, являющееся следствием действия сил природы (наводнение, землетрясение, ураган и т.п.) …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • СТИХИЙНОЕ БЕДСТВИЕ — не поддающееся влиянию человека событие (фактюридический), чрезвычайное обстоятельство, являющееся следствием дейст вия сил природы (наводнение, землетрясение, снежный занос и т.п.). Один из распространенных видов непреодолимой силы. Словарь… …   Финансовый словарь

  • стихийное бедствие — не поддающееся влиянию человека событие (факт юридический), чрезвычайное обстоятельство, являющееся следствием действия сил природы (наводнение, землетрясение, снежный занос и т.п.). Один из распространенных видов непреодолимой силы. * * * (англ …   Большой юридический словарь

  • форс-мажор — а, м. force majeur. В праве событие, чрезвычайное обстоятельство, которое не может быть не предусмотрено, предотвращено или устранено какими л. мероприятиями, напр. стихийное бедствие; непреодолимое препятствие. СИС 1985. Форс мажор. Любая из… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • СТИХИЙНОЕ БЕДСТВИЕ — в гражданском праве под стихийным бедствием понимается событие (юридический факт), чрезвычайное обстоятельство, проявляющееся независимо от воли человека (например, наводнение, землетрясение и т.п.). См. также Непреодолимая сила …   Юридический словарь современного гражданского права


Карантин, ЧС и режим повышенной готовности — ответы на вопросы о российских законах во время пандемии коронавируса Материал редакции

Что происходит в России с точки зрения закона и есть ли разница в установленных режимах.

Фото: «12 канал. Новости Омска»

Во всех регионах России с середины марта введён режим повышенной готовности в связи с пандемией коронавируса. В апреле вслед за Москвой и Подмосковьем десятки субъектов ввели режим изоляции и самоизоляции.

Как власти, так и обычные граждане столкнулись с неразберихой в законах и терминах. Как назвать тот или иной режим работы и на что государство получает право — эти и другие вопросы сопровождались противоречивыми комментариями чиновников и резкой критикой в соцсетях. А в официальных документах и в СМИ государство старается не употреблять слово «карантин», что только усугубляет ситуацию.

Мы не ставили целью выяснить, целесообразны ли меры властей во время пандемии. Этот материал — исключительно анализ того, соответствуют ли закону действия государства.

О карантине

Введён ли в России официально карантин

Да, почти во всех регионах. Понятие карантина раскрыто в законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Если кратко: карантин — это ограничительные мероприятия, которые вводятся в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

С этим простым вопросом регулярно возникают сложности. Прежде всего потому, что слово «карантин» практически не используется в официальной риторике, только «самоизоляция» и «изоляция». О «карантине» чиновники и федеральные каналы говорят только в контексте нарушения гражданами принятых мер. Исключение — власти некоторых регионов.

В разговорной речи «карантином» ещё называют изоляционный режим, который применяется к уже инфицированным или тем, в отношении кого есть подозрение на инфекцию. В этом смысле слово употреблял и Владимир Путин на одном из совещаний. В законодательном смысле полный комплекс мероприятий по карантину шире.

Как вводится карантин

По предписанию главного государственного санитарного врача. О введении ограничительных мероприятий могут объявить правительство, власти регионов, главы городов.

Что могут запретить в период карантина

Формально в законе перечня запретов нет. Статья 31 говорит, что порядок ограничительных мероприятий устанавливается санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами.

В рекомендациях Минздрава сказано, что мероприятия по предупреждению распространения вируса установлены распоряжениями прав

Обстоятельства введения чрезвычайного положения. — Студопедия

Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:

а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.


Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

В указе Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения должны быть определены:

а) обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения;

б) обоснование необходимости введения чрезвычайного положения;

в) границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;

г) силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения;

д) перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;


е) государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;

ж) время вступления указа в силу, а также срок действия чрезвычайного положения.

Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию.

После обнародования указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации обязаны прибыть к месту заседания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в возможно короткие сроки без специального вызова.

Вопрос об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения рассматривается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в качестве первоочередного.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, рассматривает вопрос об утверждении этого указа и принимает соответствующее постановление.

Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, не утвержденный Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.

При введении чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации продолжают свою работу в течение всего периода действия чрезвычайного положения.

Полный список чрезвычайных обстоятельств — Компенсация за задержку рейса

Согласно Европейскому Регламенту 261/2004, если вы столкнулись с задержкой более 3 часов, вы можете иметь право на компенсацию за задержку рейса в размере до 600 евро. Вы также можете иметь право на компенсацию за пропущенное соединение, если не смогли сесть на исходящий рейс из-за задержки вашего предыдущего рейса.

Процесс получения компенсации за рейс часто может быть чрезвычайно запутанным и отнимать много времени.Одна из распространенных причин этого заключается в том, что авиакомпании часто ссылаются на чрезвычайных обстоятельств как на причину задержки рейса. Между прочим, это одно из немногих оправданий, которые им дает EC261.

Проверить мою компенсацию за задержку

Чрезвычайные обстоятельства могут быть разницей между получением вашей компенсации за задержку рейса или нет. Таким образом, очень важно знать, что составляет чрезвычайные обстоятельства. И что еще важнее — чего нет.

В этой статье мы представим подробный список чрезвычайных обстоятельств задержки и отмены рейсов и объясним, что каждый случай может означать для вашего права на компенсацию.


Поехали.


Что означает Чрезвычайные обстоятельства в контексте задержки рейсов?

Конечно, авиакомпании не всегда несут ответственность за задержку, отмену или отказ в посадке.Иногда на ваш рейс могут повлиять события, которые авиаперевозчик не может предотвратить или предотвратить.

Мы к этому привыкли — никто не ожидает, что все будет гладко в снежную бурю, и мы никого не виним в этом.

Таким образом, авиакомпании не обязаны нести бремя выплаты компенсации в случае чрезвычайных обстоятельств.

В широком смысле термин «чрезвычайные обстоятельства» описывает любой набор условий или событий, которые препятствуют своевременному отправлению рейса, несмотря на то, что авиакомпания приняла все разумные меры

.

Нет компенсации за эти рейсы

У вас был сорван рейс ЕС? Это отстой. Но радуйтесь: Регламент (ЕС) 2001/2004 гласит, что вы можете иметь право на компенсацию до 600 евро за свои проблемы!

За исключением случаев, когда срыв (задержка или отмена рейса) был вызван «чрезвычайными обстоятельствами».


Авиакомпания может задолжать вам от 250 до 600 евро за задержанный или отмененный рейс. Чтобы узнать, имеете ли вы право на компенсацию, требуется всего 3 минуты!


Краткое изложение того, что регулирует ЕС

Все мы, как пассажиры рейсов, путешествующие из аэропортов ЕС или прибывающие в эти границы, на перевозчиках, зарегистрированных в них, включая Исландию, Норвегию и Швейцарию, подпадаем под защиту Европейского Регламента 261/2004, будь то малобюджетные компании или нет.

В соответствии с руководящим принципом любой пассажир, ставший жертвой вышеупомянутых сценариев, на самом деле имеет полное право требовать компенсации, но, как мы все можем представить, поставщики авиаперевозок не стоят в очереди, чтобы распространить эту ценную информацию, даже если так связаны законом.

На самом деле существуют определенные случаи, когда авиакомпании могут по праву отказать в компенсации, на которую, по нашему мнению, имеют право, но каковы именно эти ситуации? Чтобы иметь возможность лучше понимать и применять наши права как клиентов в сфере авиаперевозок, важно ввести понятие « чрезвычайных обстоятельств ».

Чрезвычайные обстоятельства позволяют различать сбои, вызванные злоупотреблениями авиакомпании, и сбои, вызванные причинами, не зависящими от них. Таким образом, они играют центральную роль в динамике компенсации за авиаперелеты.

Поскольку этот термин стал популярным способом для авиакомпаний дистанцироваться от ответственности за неудобства пассажиров, вызванные нарушением расписания рейсов, важно знать, когда обстоятельства складываются на самом деле — чрезвычайные .

Есть несколько категорий, которые подпадают под этот свод и считают поставщиков невиновными:

  • Политические обстоятельства, такие как сценарии войны и гражданских беспорядков, которые могут помешать полету.
  • Сильные дожди, снегопады, штормы и другие неблагоприятные погодные условия , угрожающие безопасности
  • Забастовки в форме забастовок авиационного и наземного персонала, вызывающие задержки и сбои в работе
  • Болезнь: Связана с членами экипажа и / или пассажирами
  • Global virus: например, если ваш рейс был отменен из-за коронавируса, вы не имеете права на компенсацию

Из противоположного спектра могут быть следующие причины, которые обычно продаются как необычные, которые на самом деле не подпадают под эту категорию:

  • Технические неисправности, такие как задержки обслуживания воздушных судов, вызванные авиакомпанией, часто обозначаемой как чрезвычайных , или неспособность подготовить необходимую полетную документацию

Это основные причины задержек, которые авиакомпании называют «чрезвычайными обстоятельствами», чтобы избежать выплаты причитающейся компенсации своим клиентам.Фактически, это не освобождает их от уплаты: суды по всей Европе постановили, что:

  • Технические причины и эксплуатационные проблемы НЕ являются чрезвычайными обстоятельствами

Airlines несут ответственность за техническое обслуживание своих самолетов. Если перед взлетом будет обнаружена техническая проблема, авиакомпания должна устранить проблему перед взлетом (очевидно).

В случае, если задержка в пункте назначения превышает 3 часа, клиенты этого рейса, прерванного из-за технической проблемы, имеют право на компенсацию в соответствии с EC261.

Другие причины сбоев рейсов

Есть и другие ситуации, которые не классифицируются как экстраординарные , которые могут быть очень чувствительны к регистру. Если вам ранее было отказано в посадке на борт, или ваш рейс задержали или отменили, велика вероятность, что вам могут причитать компенсацию.

Прочтите этот пост о наиболее распространенных причинах задержки рейсов, чтобы узнать больше о причинах задержки вашего рейса и о том, можете ли вы надеяться получить деньги от авиакомпании с успехом.

Без хорошего понимания Европейских правил и самых последних постановлений по вопросу компенсации за рейс может быть трудно определить, являются ли обстоятельства вашего прерванного полета чрезвычайными или нет.

Авиакомпании

пользуются тем, что их пассажиры не осведомлены о таких проблемах, чтобы не платить им причитающуюся им компенсацию, ссылаясь на чрезвычайные обстоятельства в ситуациях, за которые они фактически несут ответственность.

Вот почему самостоятельное получение компенсации за задержку или отмену рейсов может быть непростым делом и не иметь ожидаемого результата.

Наш калькулятор компенсации позволяет легко оценить потенциальную стоимость вашего иска. Если вы решите подать иск в ClaimCompass, наши специалисты обработают вашу претензию за вас.

Если вы не уверены в том, имеет ли ваше дело основания или подпадает ли он под категорию «чрезвычайных обстоятельств», не стесняйтесь обращаться к нам, чтобы сообщить подробности вашего иска, и мы будем более чем рады посоветовать вам лучший способ действие!


Проверьте, должна ли авиакомпания вам компенсацию за сорванный рейс:


Возможно, вас заинтересует:

.

Зверей необычайной обстановки. Автор Рут Эмми Лэнг.

Осиротев, воспитанный волками и гордый обладатель рогатой свиньи по имени Мерлин, Вейлин Грей знал, что он не похож на других людей. Но когда он в одиночку остановил это торнадо в ненастный рождественский день в Оклахоме, он понял, насколько он отличался от других.

Этот торнадо был первым из многих странных событий, которые, кажется, следовали за Вейлином из города в город, хотя он не

Осиротевший, воспитанный волками, и гордый владелец рогатой свиньи по имени Мерлин, Вейлин Грей знал, что он не как и другие люди.Но когда он в одиночку остановил это торнадо в ненастный рождественский день в Оклахоме, он понял, насколько он отличался от других.

Этот торнадо был первым из многих странных событий, которые, кажется, следовали за Вейлином из города в город, хотя он не любит признавать это. Какими бы удивительными ни казались эти способности, они имеют тенденцию проявляться в неподходящее время и в неподходящем месте. От чудовищных штормов до деревьев, которые, кажется, растут за ночь, уникальные способности Вейлина в лучшем случае представляют собой любопытство, а в худшем — опасность для него самого и любимой женщины.Но Мэри все равно. Поскольку Вейлин спас ее от злого волка на ее одиннадцатый день рождения, она знала, что отношения с ним сопряжены с риском, но, как скажет вам любой, кто встречался с Вейлином, как только он войдет в вашу жизнь, вы захотите, чтобы он » я никогда не уйду.

Звери необычайной обстановки рассказывает историю жизни Вейлина Грея с точки зрения людей, которые знали его, любили его, и даже тех, кто считал его просто странным. Хотя он не остается ни в одной из их жизней надолго, он оставляет каждому из них свою историю.Рассказы о мальчике, который живет с волками, о великих штормах, которые растворяются в воздухе, о светлячках, производящих фосфоресцирующий мед, о доме, полном паутины, и о странном человеке, который населяет его.

Однако есть одна история, которую Вейлин хотел бы изменить: свою собственную. Но сначала ему нужно набраться смелости, чтобы постучать в дверь Мэри.

В этом теплом дебютном романе Рут Эмми Лэнг учит нас приключениям и любви в прекрасно написанной истории, полной природы и чудес.

.

Обстоятельства, которые могут потребовать судебной защиты

Чрезвычайные обстоятельства

Штрафы или проценты могут быть отменены или отменены полностью или частично, если они возникли в результате обстоятельств, не зависящих от налогоплательщика. Чрезвычайные обстоятельства, которые могли помешать налогоплательщику произвести платеж в установленный срок, подать декларацию вовремя или иным образом выполнить налоговое обязательство, включают, помимо прочего, следующие примеры:

  • стихийных бедствий или антропогенных катастроф, таких как наводнение или пожар;
  • гражданские беспорядки или перебои в предоставлении услуг, например забастовка почтовых сотрудников;
  • тяжелая болезнь или несчастный случай; и
  • серьезное эмоциональное или психическое расстройство, например смерть ближайших родственников.

Действия Канадского налогового агентства (CRA)

CRA может также отменить или отказаться от штрафов или пени, если они являются результатом действий CRA, в том числе:

  • задержек в обработке, в результате которых налогоплательщики не уведомляются в разумные сроки о причитающейся сумме;
  • ошибок в материалах CRA, которые заставили налогоплательщика подать декларацию или произвести платеж на основе неверной информации;
  • неверная информация, предоставленная налогоплательщику АКН;
  • ошибок в обработке;
  • задержек в предоставлении информации, в результате которых налогоплательщики не могут своевременно выполнять свои налоговые обязательства; и
  • неоправданные задержки в разрешении возражения или апелляции или в завершении аудита.

Неспособность платить или финансовые затруднения

CRA может, в обстоятельствах, когда имеется подтвержденная неспособность выплатить причитающиеся суммы, рассмотреть возможность отказа или отмены процентов полностью или частично, чтобы позволить налогоплательщикам оплатить свой счет. Например, это могло произойти, когда:

  • взыскание приостановлено из-за неуплаты, вызванной потерей работы, и налогоплательщик испытывает финансовые затруднения;
  • налогоплательщик не может заключить соглашение о платежах, поскольку процентные платежи составляют значительную часть платежей; или
  • выплата накопленных процентов вызовет длительную неспособность обеспечить предметы первой необходимости (финансовые трудности), такие как еда, медицинская помощь, транспорт или жилье; может быть рассмотрено списание всей или части общей суммы накопленных процентов.

Обычно не рассматривается вопрос об отмене штрафа на основании неспособности платить или финансовых затруднений, если только чрезвычайные обстоятельства не препятствуют соблюдению требований, или существует исключительная ситуация. Например, когда бизнес испытывает крайние финансовые трудности и применение таких штрафов может поставить под угрозу непрерывность его операций, работу сотрудников и благосостояние общества в целом, можно рассмотреть возможность облегчения наказания. .

Для запросов об отмене или отмене пени или штрафов на основании неспособности платить или финансовых трудностей, CRA требует от налогоплательщиков полного раскрытия финансовой информации, включая отчет о доходах, расходах, активах и обязательствах. Чтобы помочь индивидуальным налогоплательщикам раскрыть полную финансовую информацию, см. Отчет о доходах и расходах, а также об активах и обязательствах физических лиц. Для предприятий, пожалуйста, ознакомьтесь с информацией о подтверждающих документах, которые необходимо подать вместе с запросом о возмещении ущерба, в разделе Определение финансового положения бизнеса.

Прочие обстоятельства

CRA также может предоставить освобождение от ответственности, если обстоятельства налогоплательщика не подпадают под описанные выше ситуации.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.