Орган валютного контроля в рф: Валютный контроль | ФНС России

Содержание

173-ФЗ — Статья 22 — Валютный контроль в Российской Федерации, органы и агенты валютного контроля

1. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

2. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

3. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».

4. Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, осуществляющими виды деятельности, указанные в Федеральном законе от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

5. Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, осуществляющими виды деятельности, указанные в Федеральном законе от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

6. Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 285-ФЗ.

Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля, а также осуществляет координацию взаимодействия уполномоченных банков и не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с органами валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают федеральным органам исполнительной власти, являющимся органами валютного контроля, информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 13 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Положения статьи 22 закона №173-ФЗ используются в следующих статьях:
  • Статья 26 Вступление в силу настоящего Федерального закона
    1) части 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, которая вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона; Открыть статью

Ст. 22 ФЗ О валютном регулировании и валютном контроле Валютный контроль в Российской Федерации, органы и агенты валютного контроля ФЗ 173 от 10.12.2003 Федеральный Закон О валютном регулировании и валютном контроле Статья 22

1. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

2. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган

(федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный

(уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

3. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», таможенные органы и налоговые органы (в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30, ст. 4084).

4. Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями осуществляет Центральный банк Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6728).

5. Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля (в ред. Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6728).

6. Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами и агентами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 406-ФЗ

— Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7348).

Правительство Российской Федерации обеспечивает взаимодействие таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 27, ст. 2711; Федерального закона от 18 июля 2005 г. N 90-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3101; Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30, ст. 4084).

Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля, а также осуществляет координацию взаимодействия уполномоченных банков и не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством Российской Федерации

(в ред. Федерального закона от 15 ноября 2010 г. N 294-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 47, ст. 6028; Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30, ст. 4084).

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 13 статьи 23 настоящего Федерального закона

(абзац введен Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 27, ст. 2711; в ред. Федерального закона от 18 июля 2005 г. N 90-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3101; Федерального закона от 15 ноября 2010 г. N 294-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 47, ст. 6028).

Добавить комментарий к ст.22 ФЗ О валютном регулировании и валютном контроле ФЗ 173 от 10.12.2003

Ст 22 Закон О Валютном Регулировании и Валютном Контроле N 173-ФЗ

Статья 22. Валютный контроль в Российской Федерации, органы и агенты валютного контроля

1. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

2. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

3. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».

4. Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями, бюро кредитных историй, кредитными рейтинговыми агентствами, лицами, осуществляющими актуарную деятельность, осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

5. Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями, бюро кредитных историй, кредитными рейтинговыми агентствами, лицами, осуществляющими актуарную деятельность, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

6. Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 285-ФЗ.

Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля, а также осуществляет координацию взаимодействия уполномоченных банков и не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с органами валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают федеральным органам исполнительной власти, являющимся органами валютного контроля, информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 13 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Центральный банк Российской Федерации вправе по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере валютной деятельности, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли), определить порядок представления резидентами, являющимися стороной внешнеторгового договора (контракта), предусматривающего передачу нерезидентам товаров, выполнение для них работ, оказание им услуг, передачу им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в Центральный банк Российской Федерации информации о получении ими денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов), либо об ином исполнении или прекращении обязательств нерезидентов по внешнеторговым договорам (контрактам) в случаях и способами, которые разрешены законодательством Российской Федерации, а также об активах и обязательствах, номинированных и (или) подлежащих оплате такими резидентами в иностранной валюте в пользу нерезидентов.

Перечень резидентов, которые обязаны представлять информацию, указанную в абзаце пятом настоящей части, формируется Центральным банком Российской Федерации по критериям, определенным Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере валютной деятельности, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли), и размещается на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Другие статьи ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»

Статья 20. Паспорт сделки

Статья 8. Регулирование Центральным банком Российской Федерации валютных операций движения капитала. — Не действует

Статья 9. Валютные операции между резидентами

Федеральный закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» N 173-ФЗ ст 22 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) (действующая редакция 2022)

ФЗ 173 о валютном контроле и регулировании РФ 2015

Валютное законодательство РФ, а именно федеральный закон о валютном регулировании и контроле (от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ), ставит своей целью обеспечение единой государственной валютной политики, принятие мер по ее реализации для достижения стабильности внутреннего валютного рынка РФ, ее устойчивости. Валютная система России функционирует в рамках, установленных законодательством.

Валютное регулирование осуществляется следующими органами: Центральный банк РФ и Правительство РФ. Данные органы могут издавать нормативные акты в пределах своей компетенции, которые являются обязательными для резидентов и нерезидентов.

В соответствии с законом валютными операциями признаются:

  • приобретение или отчуждение резидентом у резидента на законных основаниях валютных ценностей и использование их как средство платежа
  • приобретение и отчуждение резидентом у нерезидента, резидентом в пользу нерезидента, нерезидентом в пользу резидента валюты РФ, валютных ценностей, внутренних ценных бумаг, а также их использование как средство платежа
  • приобретение и отчуждение нерезидентом у нерезидента валюты РФ, валютных ценностей, внутренних ценных бумаг и их использование как средство платежа
  • ввоз и вывоз с таможенной территории РФ валюты РФ, валютных ценностей и внутренних ценных бумаг.
  • перевод валюты РФ, иностранной валюты, внешних и внутренних ценных бумаг со счета на счет одного и того же лица: открытого на территории РФ на открытый за пределами территории РФ; открытого за пределами территории РФ на открытый на территории РФ.

Валютный контроль

Валютный контроль осуществляется с целью соответствия законодательству условий проведения валютных операций. Органы, осуществляющие валютный контроль в РФ: Центральный банк РФ, федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Кроме того, банки, подотчетные ЦБ РФ, территориальные органы федеральной службы финансово-бюджетного надзора, таможенные органы являются агентами, осуществляющими валютный контроль.

Обязанности агентов, осуществляющих валютный контроль:

  • контроль над соблюдением резидентами и нерезидентами норм валютного законодательства РФ
  • предоставление информации органам валютного контроля о валютных операциях с их участием в установленном порядке.

В рамках свои полномочий агенты валютного контроля могут проводить проверки соблюдения нормативно-правовых актов резидентами и нерезидентами; проверять полноту и достоверность учета валютных операций и отчетности по ним у резидентов и нерезидентов; запрашивать документы и информацию о проведении валютных операций.

Валютные ограничения представляют собой одну из мер валютного контроля. Согласно действующему законодательству валютные ограничения не устанавливаются на совершение валютных операций между резидентами и нерезидентами.

В рамках валютного регулирования и контроля РФ необходимо рассмотреть термин «валюта баланса». Валюта баланса представляет собой итоговую сумму по всем составляющим платежного баланса РФ. Одной из функций валютного контроля, а также установленных в определенный момент времени валютных ограничений является поддержание устойчивости платежного баланса, положительного значения валюты баланса.

Управление финансового мониторинга и валютного контроля

Департамент финансового мониторинга и валютного контроля разрабатывает и реализует политику Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и распространения оружия массового поражения (ПОД/ФТ/ФРОМП), а также в области валютного контроля.

Ключевыми задачами Департамента являются информационно-аналитическое, нормативно-методическое и организационное обеспечение деятельности Банка России в сфере ПОД/ФТ/ФТП, валютного контроля и государственного оборонного заказа.Департамент также организует и осуществляет надзор за деятельностью кредитных и небанковских финансовых организаций (поднадзорных организаций) в части соблюдения ими законодательства в указанных выше областях.

Основной задачей Департамента является реализация мер, снижающих риск участия поднадзорных организаций в сомнительных сделках.

Департамент осуществляет инициативный и риск-ориентированный консультативный надзор, в связи с чем оказывает методическую поддержку поднадзорным организациям, заключающуюся в оперативном оповещении о возможных рисках операций их клиентов и качественной консультационной помощи поднадзорным организациям по корректировке их — внутренние процедуры по борьбе с отмыванием денег.Проактивный риск-ориентированный подход к надзору направлен на предотвращение рисков в поднадзорных учреждениях и недопущение их значительного участия в проведении сомнительных операций.

В целях обеспечения соблюдения поднадзорными организациями законодательства о ПОД/ФТ/ФРОМП, валютном контроле и гособоронзаказе Департамент на постоянной основе осуществляет комплекс различных контрольно-надзорных мероприятий, в том числе с учетом риски отмывания денег и финансирования терроризма, которые могут возникнуть на финансовом рынке или в деятельности его отдельных участников.

В случае выявления нарушений в деятельности поднадзорных организаций к ним применяются меры надзорного реагирования, которые осуществляются Управлением в пределах своей компетенции и от имени Банка России. Департамент также осуществляет последующий контроль за выполнением указанных мероприятий поднадзорными учреждениями.

В целях обеспечения согласованности подходов к осуществлению надзорных мероприятий Департамент организует, координирует и контролирует работу функционально подчиненных подразделений финансового мониторинга и валютного контроля в территориальных учреждениях Банка России.

Департамент организует и осуществляет дистанционное наблюдение за подведомственными учреждениями. В том числе использование разработанных Департаментом методов и инструментов дистанционного надзора в сфере ПОД/ФТ. Он также принимает участие в проверках поднадзорных учреждений.

Департамент занимается разработкой проектов законов и подготавливает проекты нормативных актов и иных документов Банка России по вопросам, входящим в его компетенцию (в частности, устанавливает требования к правилам внутреннего контроля поднадзорных организаций в сфере ПОД/ФТ). , за представление сведений поднадзорными организациями в Росфинмониторинг, а также за квалификацию компетентных должностных лиц, осуществляющих внутренний контроль в сфере ПОД/ФТ, и другие требования).Департамент также выпускает информационные письма, обобщающие практику применения законодательства Российской Федерации и требований международных организаций, и оказывает информационную поддержку поднадзорным учреждениям.

В целях сбора информации, необходимой для осуществления надзорных полномочий в отношении участников финансового рынка, Департамент осуществляет методическую поддержку отчетности по операциям поднадзорных организаций и их клиентов, обрабатывает отчетность, представляемую в Банк России, и формирует сводную статистику.

В сфере внутренних дел Управление обеспечивает взаимодействие Банка России с Министерством финансов, Минэкономразвития, Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной службой по финансовому мониторингу, Федеральной налоговой службой, Федеральная таможенная служба и другие органы государственной власти по вопросам ПОД/ФТ/ФРОМП, валютного контроля и государственного оборонного заказа.

Представители Департамента участвуют в работе специализированных международных органов и организаций, включая Целевую группу по финансовым мероприятиям (ФАТФ), Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма ( МАНИВЭЛ) и Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ).

В целях приведения российского законодательства в сфере ПОД/ФТ/ФРОМП в соответствие с мировыми стандартами и лучшими мировыми практиками Департамент регулярно изучает и анализирует международный опыт и практику применения зарубежного законодательства.

Департамент занимается оценкой российской системы ПОД/ФТ/ФРОМП, проводимой международными органами и организациями, работающими в этой сфере (МВФ, Всемирный банк, ФАТФ), и сотрудничает с иностранными партнерами — надзорными органами других стран по актуальным вопросам двусторонних отношений.

Была ли эта страница полезной?

Да Нет

Последнее обновление: 24.07.2020

Изменения валютного регулирования РФ в апреле 2020 года

Последние изменения валютного законодательства в апреле 2020 года

В апреле 2020 г. в валютное законодательство РФ внесен ряд изменений. В частности: (1) приостановлены проверки соблюдения валютных правил до 31 мая 2020 г. включительно в связи с пандемией COVID-19; (2) Банк России снял ограничения на платежи/снятие средств со счетов в других финансовых организациях; (3) теперь нарушения правил репатриации валютной выручки могут караться предупреждением; 4) повышены пороги для возбуждения уголовного дела за невывоз валютной выручки.

1. Приостановление валютных проверок

В связи со вспышкой COVID-19 в России Правительство РФ приостановило инициирование и проведение налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства до 31 мая 2020 года. 1 срока исковой давности истекает до 1 июня 2020 года.

2. Снятие ограничений на платежи и снятие средств с иностранных счетов в других финансовых учреждениях

С 1 января 2020 года вступили в силу изменения в Закон о валютном регулировании 2 .Одним из наиболее обсуждаемых изменений стало распространение валютных правил на иностранные счета резидентов в других финансовых учреждениях (ФУ) 3 . Закон о валютном регулировании допускает зачисление и снятие средств с таких счетов только в случаях, установленных Банком России.

06.04.2020 Банк России опубликовал на своем сайте Указание № 5371-У, 4 , разрешающее зачисление и списание денежных средств со счетов в ФУ без ограничений.Директива вступает в силу 17 апреля 2020 года.

Важно отметить, что законность платежей и списаний со счетов в ФУ в период с 1 января 2020 года по 17 апреля 2020 года необходимо рассматривать в каждом конкретном случае. Особое внимание следует также уделять снятию средств со счета ФИ и переводу их на счет в иностранном банке, принадлежащий резиденту.

3. Предупреждение за нарушение правил репатриации иностранной валюты

Согласно изменениям в Кодекс об административных правонарушениях, вступившим в силу 12 апреля 2020 года, за невозврат иностранной валюты может быть назначено предупреждение 5 .Это представляет собой существенное послабление, учитывая, что нерепатриация ранее приводила к немедленному наложению санкций (штраф до 100% от нерепатриированной суммы).

В то же время в Кодекс об административных правонарушениях внесены положения, в соответствии с которыми нарушение правил репатриации на сумму более 100 млн рублей влечет за собой административное взыскание при условии отсутствия признаков состава преступления 6 .Этот критерий позволяет провести различие между административными и уголовными правонарушениями. Максимальный штраф за правонарушение также установлен в размере 100% нерепатриируемой суммы.

4. Изменения, касающиеся уголовной ответственности за нарушение правил репатриации

С 12 апреля 2020 года крупным преступлением для целей уголовной ответственности за невозврат признается невозвращение денежных средств на сумму более 100 млн рублей (ранее 9 млн рублей), а особо крупный преступление на сумму более 150 миллионов рублей (ранее 45 миллионов рублей) 7 .

Уголовная ответственность за нарушение правил репатриации иностранной валюты теперь будет наступать, если нарушитель ранее привлекался к административной ответственности за невывоз денежных средств на сумму более 100 млн руб. 8 .

Нерепатриация в особо крупных размерах по-прежнему остается уголовным преступлением.

Эти события указывают на переход к более мягким санкциям за нерепатриацию иностранной валюты.

5. Расширение возможностей зачета встречных требований по трансграничным договорам с 2021 года

С 2021 года возможен зачет встречных требований по трансграничным договорам об оказании нерезидентам услуг, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ по согласованию с Банком России 9 .

Согласно пояснительной записке к законопроекту, в этот перечень могут быть включены, например, услуги в области информационных технологий и образовательные услуги.

Это изменение направлено на снижение затрат для средних и крупных компаний, особенно работающих в сфере информационных технологий. Предлагаемые поправки помогут снизить административную нагрузку на российских экспортеров услуг и сократить их валютные накладные расходы в связи с трансграничными операциями.

Поправки имеют отсроченный срок введения в действие (1 января 2021 г.), чтобы дать время на подготовку и принятие соответствующего постановления правительства.

Напоминаем, что Закон о валютном регулировании в настоящее время запрещает зачет встречных требований, за исключением отдельных случаев.

***

Мы будем рады помочь вам в проверке законности ваших валютных операций, подаче отчетов по банковским счетам и счетам в финансовых учреждениях и структурировании обязательств в соответствии с правилами репатриации иностранной валюты.

Авторы:
Георгий Коваленко
Анна Назарчук
Светлана Эйснер
 

Либерализация правил валютного контроля

С 1 января 2020 года требования и ограничения будут распространяться не только на счета в иностранных банках, но и на счета в других финансовых учреждениях (организациях финансового рынка).

Они определяются как организации, имеющие право привлекать денежные средства или иные финансовые активы от резидентов для размещения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных операций (i) в интересах резидентов или (ii) прямо или косвенно за счет резиденты.

Российские физические лица, являющиеся резидентами в целях валютного контроля, будут обязаны:

  • подавать как уведомления об открытии (закрытии) или изменении реквизитов счета, так и отчеты о движении денежных средств по счетам в финансовых учреждениях (напр.ж., брокерские счета у иностранных брокеров), как и для счетов в иностранных банках; и
  • следуют ограничения по кредитным (расходным) операциям, устанавливаемые отдельно ЦБ РФ

Репатриация доходов

Будет осуществлена ​​постепенная отмена требований о репатриации доходов по внешнеторговым договорам между резидентами и нерезидентами. Это будет происходить в период с 1 января 2020 года по 1 января 2024 года.

Либерализация (i) распространяется только на те договоры, в условиях которых указана сумма ответственности и платежи осуществляются в российских рублях, и (ii) не распространяется на кредитные договоры.

Третий раунд российской программы добровольного раскрытия информации

Либерализация правил валютного контроля вступает в силу с 2020 года и не защитит резидентов от рисков, связанных с предыдущими периодами. Физические лица могут урегулировать такие риски, участвуя в программе добровольного раскрытия информации (т. е. «амнистии капитала»), которая действует с 1 июня 2019 года по 29 февраля 2020 года 1 . Подробную информацию об условиях третьего раунда программы добровольного раскрытия информации можно найти в информационном письме ниже 2 .

Действия для рассмотрения

С учетом новых и существующих требований законодательства Российской Федерации, совместно с обменом информацией о финансовых счетах, резидентам валютного контроля Российской Федерации с иностранными счетами рекомендуется:

  1. провести анализ использования счетов в иностранных банках и финансовых организациях с точки зрения как действующего законодательства о налогах и валютном контроле, так и изменений, вступивших в силу с 1 января 2020 года;
  2. урегулировать выявленные нарушения, в том числе путем раскрытия ранее нераскрытых счетов и представления отчетов о движении денежных средств по таким счетам;
  3. рассматривают возможность участия в третьем раунде программы добровольного раскрытия информации в 2019 году;
  4. проанализировать потенциальные варианты реструктуризации прав собственности на иностранные активы и счета в иностранной валюте с целью соблюдения российского законодательства в области налогового и валютного контроля.

Россия: Изменения в правилах валютного контроля

09.13.2019

Новый Федеральный закон от 02.08.2019 № 265-ФЗ («Закон 265-ФЗ») предусматривает существенные изменения в российском законодательстве о валютном контроле. Изменения включают освобождение от обязательств по репатриации, отчетность по счетам, открытым в иностранных небанковских организациях, и менее строгий режим использования иностранных счетов российскими резидентами.

Освобождение от обязательств по репатриации

Одним из изменений, предусмотренных Законом № 265-ФЗ, является освобождение от правил репатриации договоров приграничной торговли на поставку товаров, оказание работ, услуг, объектов интеллектуальной собственности или информации от резидентов РФ нерезидентам. Льгота вступает в силу с 1 января 2020 года и распространяется только на платежи в рублях.

Закон 265-ФЗ предусматривает многоступенчатое освобождение от правил репатриации для конкретных договоров поставки.В частности, контракты на поставку сырья (например, нефти, газа) будут освобождены от правил репатриации поэтапно: с 1 января 2020 г. – не более 10% от суммы контракта; с 1 января 2022 г. – не более 50 % от суммы договора; с 1 января 2024 года – 100 % от суммы договора.

Счета в иностранных финансовых организациях

Закон 265-ФЗ прямо разрешает резидентам России открывать счета в иностранных финансовых организациях, кроме банков.Резиденты должны декларировать такие счета в российских налоговых органах и, как правило, обязаны отчитываться о платежах через такие счета.

Закон 265-ФЗ разрешает использование таких счетов только в случаях, установленных Банком России. Однако, по всей видимости, соответствующий нормативный акт Банка России еще не принят.

Поправки вступают в силу с 1 января 2020 года.

Кредитование иностранных счетов

В соответствии с Законом № 265-ФЗ физические лица, являющиеся резидентами Российской Федерации с точки зрения российского законодательства о валютном контроле, вправе зачислять денежные средства, полученные от нерезидентов, на свои счета, открытые в иностранных банках, расположенных на территории государства-члена ОЭСР или ФАТФ , при условии, что это иностранное государство осуществляет обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах от 29 октября 2014 года («Договор об обмене информацией») или иным международным договором Российской Федерации. Участниками Договора об обмене информацией являются такие страны, как Австрия, Китай, Франция, Германия, Япония, Великобритания и др.

Поправки вступают в силу с 1 января 2020 года.

Отчеты о движении денег

Закон 265-ФЗ предусматривает освобождение от общей обязанности сообщать о движениях по зарубежным счетам. Закон устанавливает, что физическое лицо, являющееся валютным резидентом Российской Федерации, не обязано представлять в налоговые органы Российской Федерации отчеты о движении денег по его счету (вкладу), открытому в банке или иной финансовой организации, расположенной на территории члена. государства ОЭСР или ФАТФ, при условии, что (i) это иностранное государство осуществляет обмен информацией в соответствии с Договором об обмене информацией или иным международным договором Российской Федерации, и (ii) общая сумма денежных средств, зачисленных/списанных со счета (вклад) не превышает 600 000 рублей (или ее эквивалента) в течение отчетного года либо остаток денег на таком счете (вкладе) не превышает 600 000 рублей (или ее эквивалента) на конец отчетного года, если кредитные операции в отчетном году не проводились.

Валютные операции между резидентами

Закон 265-ФЗ предусматривает дополнительные разрешенные валютные операции между резидентами. В частности, законом разрешены переводы иностранной валюты со счетов физических лиц — валютных резидентов Российской Федерации, открытых в российских банках, на счета физических лиц — валютных резидентов Российской Федерации, открытые за рубежом, в счет оплаты поставок товаров, работ, услуг, информации или интеллектуальных имущества, при условии, что получатель находится за пределами России в совокупности более 183 дней и осуществляет предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством иностранного государства своего проживания.

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 года.

Изменения в законодательство РФ о валютном контроле в 2021 году

Валютные операции в России регулируются Федеральным законом № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». С момента его введения в 2003 году многие ограничения были сняты, и теперь разрешено большинство валютных операций. Тем не менее, все еще остаются некоторые ограничения, особенно в отношении иностранной валюты и нерезидентов.

Пока в 2021 году вступили в силу семь поправок в закон РФ о валютном контроле:

 

В целом, эти поправки привели к следующим новым правилам валютного контроля:

  • Резиденты могут платить страховым компаниям за операции, связанные с определенными расходами на страхование, получением работ или услуг или интеллектуальной деятельностью.
  • Резидентам разрешено использовать иностранных поставщиков услуг для электронного перевода денег без открытия банковского счета.Это не распространяется на оплату товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, внешнеэкономической деятельности, договоров займа. Это также не относится к платежным картам, предоставленным иностранным поставщиком услуг.
  • Резиденты обязаны сообщать об электронных транзакциях, совершенных без открытия банковского счета через иностранного провайдера, если общая сумма переводов превышает 600 000 рублей в год.
  • Резиденты, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность при передаче товаров, выполнении работ или услуг либо передаче информации или интеллектуальной деятельности нерезидентам, обязаны отчитываться о полученных денежных средствах.
  • Организации, уполномоченные федеральным правительством на осуществление деятельности торгового представительства, могут перечислять своим работникам иностранную валюту для выплаты заработной платы и возмещения расходов.
  • Страховые выплаты от страховщиков-нерезидентов, осуществляющих хозяйственную деятельность в России, не могут зачисляться на счета физических лиц-резидентов, открытые в нероссийских банках.
  • Дополнительные особенности предоставления денежного обеспечения по различным финансовым договорам с нерезидентами.

Федеральная таможенная служба

Функции отдела

1.участвует в обеспечении системы экспортного контроля, координации и контроля в сфере военно-технического сотрудничества, созданной в Российской Федерации, устанавливает особенности таможенного контроля в отношении товаров военного назначения, товаров, подлежащих экспортному контролю, специальных технических средств, предназначен для скрытого получения информации;

2. разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на обеспечение ненарушения законодательства Российской Федерации о государственном контроле за внешнеэкономической деятельностью и международных договоров Российской Федерации при перемещении ядерных и специальных неядерных материалов, отходов, озоноразрушающих веществ , наркотические вещества и фармацевтические продукты, сильнодействующие, психотропные и ядовитые вещества, животные и растения, находящиеся под угрозой исчезновения, их части и производные и иные товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации в пределах законодательства Департамента;

3.организует и обеспечивает участие таможенных органов в совершенствовании мер, направленных на обеспечение безопасности ввозимых товаров;

4. ведет таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, представляет заинтересованным лицам по запросам аббревиатуры таможенного анаграфа объекты интеллектуальной собственности, рассматривает заявления правообладателей (их уполномоченных лиц) о предоставлении обеспечения, связанного с остановкой выпуска товаров;

5. организует контроль за соблюдением участниками внешнеэкономической политики актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования, актов в сфере государственного регулирования внешнеторговых бартерных договоров в рамках законодательства о таможенных органах;

6.участвует в подготовке предложений об особенностях декларирования и выпуска отдельных видов товаров в соответствии с перечнем, установленным Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

7. участвует в разработке и обеспечении мероприятий по защите прав и интересов юридических и физических лиц в сфере таможенного дела, согласовывает (подписывает) проекты решений (письм) соответствующих структурных подразделений центрального аппарата Федеральной таможенной службы России по обращениям, запросам и заявлениям организаций и граждан в рамках законодательства Департамента;

8.организует и осуществляет межведомственный информационный обмен и взаимодействие с другими органами государственного управления, агентами валютного контроля, правоохранительными органами и органами государственного управления в пределах законодательства Департамента;

9. участвует в разработке и определении требований к формированию и ведению электронных баз данных и программных средств автоматизации, обеспечивающих деятельность Департамента и таможенных органов по проведению таможенного и валютного контроля и анализу их рентабельности, осуществляет методическое обеспечение ведения электронных баз данных в рамках законодательство Департамента Федеральной таможенной службы России;

10.доводит до таможенных органов информацию об объектах интеллектуальной собственности, о предъявлении объектов интеллектуальной собственности к таможенному контролю и фактах, необходимых для принятия мер, связанных с остановкой выпуска товаров, а также сведения об изъятии объектов интеллектуальной собственности из-под таможенного контроля объектов интеллектуальной собственности. имущество;

11. организует работу таможенных органов по контролю за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и полученными в соответствии с ним нормативными правовые акты органов валютного регулирования;

12. устанавливает формы и методы контроля таможенными органами валютных операций в рамках законодательства Департамента, а также перемещения валюты Российской Федерации, необремененного имущества в вещественно-документарной форме, валютных ценностей, драгоценных металлов и драгоценных камней физическими и юридическими лицами через таможенную границу Российской Федерации;

13. рассматривает информационные материалы и запросы таможенных органов, банков и иных организаций и лиц по вопросам валютного контроля и направляет ответы на вопросы в рамках законодательства Департамента, а также информирует таможенные органы о подготовленных заключениях;

14.доводит до таможенных органов информацию, необходимую для осуществления валютного контроля, предусмотренную технологиями обмена информацией по вопросам контроля, отнесенным к компетенции Департамента, и оттисков уполномоченных банков с соблюдением правил работы с документами и иными сведениями, составляющими тайну. содержать;

15. предоставляет информацию о курсах валют Центрального банка Российской Федерации по отношению к российскому рублю (RUR) в таможенные органы;

16.осуществляет обеспечение таможенными органами единообразного применения таможенного законодательства Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

17. согласовывает (доставляет) региональный (зональный) профильный риск по вопросам в установленном порядке, осуществляет анализ и контроль их реализации, отнесенных к компетенции Департамента;

18. проводит анализ и оценку деятельности таможенных органов по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, разрабатывает предложения по повышению эффективности работы;

19.участвует в организации, координации и контроле за проведением таможенными органами таможенного контроля по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

20. осуществляет ведомственный контроль за решениями, актами совершения (бездействия) нижестоящих таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

21. вносит предложения о распределении компетенции таможенных органов различных уровней с осуществлением контроля по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, в управление Федеральной таможенной службы России;

22.разрабатывает и вносит в руководство Федеральной таможенной службы России проекты типовых положений о структурных подразделениях таможенных органов по направлениям деятельности Департамента;

23. осуществляет организационное руководство деятельностью структурных подразделений таможенных органов, находящихся в зоне действия Департамента, вносит предложения по материально-техническому оснащению;

24. согласовывает назначение на должность и прекращение полномочий начальников структурных подразделений региональных таможенных управлений и таможен, находящихся в зоне действия Департамента;

25.участвует в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации государственных служащих таможенных органов, организует и обеспечивает проведение семинаров и тренингов;

26. применяет методику анализа рисков для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, и степени такой проверки, участвует в обеспечении эффективного функционирования системы управления рисками в пределах компетенции Департамента;

27. разрабатывает и внедряет предложения ФТС России по ведению специальной таможенной статистики, осуществляет информирование, сбор, обобщение и анализ фактов в пределах компетенции Департамента;

28.осуществляет информационную поддержку структурных подразделений центрального аппарата Федеральной таможенной службы России на основе результатов научно-информационной работы Департамента и результатов правоприменительной практики таможенных органов в области торговых барьеров, валютного и экспортного контроля;

29. участвует в реализации, пресечении и предупреждении гражданских правонарушений в сфере таможенного дела;

30. участвует в организации и проведении научно-исследовательских работ в области таможенного дела;

31. участвует в разработке методических и учебных материалов по вопросам, входящим в компетенцию кафедры;

32. Представлять ФТС России в государственных и иных органах и организациях при рассмотрении вопросов, отнесенных к компетенции Департамента;

33. участвует в разработке проектов международных договоров Российской Федерации в области таможенного дела и в подготовке предложений о присоединении Российской Федерации к международным договорам в области таможенного дела;

34.сотрудничает в установленном порядке с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями по вопросам таможенного дела;

35. выполняет иные функции, если такие функции предусмотрены федеральными законами, актами и актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными и иными правовыми актами Федеральной таможенной службы России.

5. Валютное регулирование в Российской Федерации / Санкт-Петербург.

Бизнес-гид по Петербургу / Петербург ГОРОД / Путеводитель по Санкт-Петербургу, Россия

Валютное регулирование в Российской Федерации

5.1 Основные понятия

Система валютного регулирования Российской Федерации исходит из того, что отдельные валютные операции, предусмотренные Центральным банком Российской Федерации, могут осуществляться только при наличии лицензии, полученной от Центрального банка. Получение такой лицензии занимает от одного до нескольких месяцев и требует подачи ряда документов.

Нарушение действующего порядка совершения валютных операций влечет штрафные санкции в виде взыскания 100% суммы операции в бюджет Российской Федерации.

Продажа товаров (работ, услуг) за наличную иностранную валюту в Российской Федерации не допускается. Для совершения покупок иностранные физические лица могут обменять наличную валюту на рубли в специальных обменных пунктах.

5.2 Регулирование операций, выраженных в валюте Российской Федерации

Российские юридические лица вправе осуществлять неограниченные расчеты друг с другом в рублях. Российские юридические лица, осуществляющие рублевые операции с иностранными юридическими лицами, должны соблюдать порядок, установленный Центральным банком Российской Федерации, поскольку такие операции считаются валютными операциями.

Российские юридические лица обязаны осуществлять все экспортно-импортные операции и перевод через границу рублей и рублевых ценных бумаг в особом порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.

Для иностранных юридических лиц установлены определенные ограничения в отношении следующих операций, осуществляемых в Российской Федерации в рублях:

  • расчеты между российскими и иностранными юридическими лицами;
  • покупка и использование рублей в Российской Федерации; и
  • вывоз и перевод рублей и рублевых ценных бумаг из Российской Федерации, а также ввоз и перевод рублей и рублевых ценных бумаг в Российскую Федерацию.

Иностранные юридические лица могут открывать банковские счета в иностранной валюте в России без лицензии Центрального банка России.

Иностранные юридические лица также могут открывать в России три вида счетов в рублях: текущий (типа Т), инвестиционный (типа И) и специальный (типа С) счет без ограничений.

Счет типа Т используется для обслуживания экспортно-импортных операций и обеспечения деятельности представительства или филиала в России.Этот счет может быть использован для уплаты обязательных налогов, взносов социального страхования и покрытия других расходов, связанных с деятельностью местного отделения.

Счет типа «И» используется для различной инвестиционной деятельности, в том числе для расчетов по сделкам купли-продажи активов с иностранными инвестициями.

Счет типа С используется для инвестирования в российские государственные ценные бумаги.

Использование каждого из этих счетов возможно только в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации, и имеет определенные ограничения.

5.3 Валютное регулирование операций, осуществляемых российскими юридическими лицами

Для открытия банковских счетов за пределами Российской Федерации российским юридическим лицам необходимо получить специальную лицензию Центрального банка Российской Федерации.

Ограничений для российских юридических лиц по открытию счетов в иностранной валюте нет в российских банках на территории Российской Федерации и осуществляя следующие операции:

  • Банковские переводы в иностранной валюте в/из Российской Федерации для оперативного осуществления расчетов за экспортируемые и импортируемые товары, (работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности) без отсрочки платежа, а также для расчетов по заключенным экспортно-импортным кредитным договорам менее 90 дней;
  • получение и предоставление финансовых кредитов на срок менее 180 дней;
  • банковские переводы в и из Российской Федерации процентов, дивидендов и других доходов по депозитам, инвестициям, кредитам и другим операциям с движением капитала;
  • банковские переводы неторгового характера в и из Российской Федерации, в том числе перечисление заработной платы, пенсий, алиментов, наследства и иные аналогичные операции;
  • Банковские переводы иностранной валюты из Российской Федерации в оплату ввозимых товаров, работ (услуг) после ввоза этих товаров в Российскую Федерацию или принятия работ (услуг);
  • зачисление иностранной валюты на валютные счета, открытые в уполномоченном банке на территории Российской Федерации, в оплату вывозимых товаров (работ, услуг) до таможенного оформления этих товаров и приемки работ, услуг; и
  • ряд других операций, установленных ЦБ РФ.

Операции в иностранной валюте, кроме перечисленных выше, могут осуществляться только российскими юридическими лицами, получившими специальную лицензию Центрального банка Российской Федерации. Такие операции считаются операциями по движению капитала.

Валютные операции, связанные с движением капитала, включают:

  • прямые инвестиции, то есть вклады в уставный капитал общества, осуществляемые с целью получения дохода и получения права на участие в управлении обществом;
  • портфельные инвестиции, т.е.е. приобретение ценных бумаг;
  • перевод платежей за имущественные права на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее ресурсы, которые по законодательству страны их местонахождения признаются недвижимым имуществом, а также платежи за иные имущественные права на недвижимое имущество;
  • предоставление и получение отсрочки платежа более чем на 90 дней в отношении экспорта и импорта товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности; и
  • кредиты иностранным компаниям на срок более 180 дней.

Вся выручка, полученная российскими юридическими лицами в иностранной валюте от экспорта товаров, работ и услуг, должна зачисляться на их счета в уполномоченных банках Российской Федерации, если Центральным банком России не установлен иной порядок расчетов.

75% экспортной выручки, полученной российскими юридическими лицами в иностранной валюте, подлежат реализации через российские банки на внутреннем валютном рынке.

Российские юридические лица могут покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке для оплаты счетов иностранных поставщиков или выплаты процентов и дивидендов.С этой целью они уполномочивают свой банк на покупку иностранной валюты. До приобретения иностранной валюты для осуществления расчетов за ввозимые работы, услуги и результаты интеллектуальной деятельности на сумму, превышающую эквивалент 10 000 долларов США, российские юридические лица должны получить справку от органов валютного контроля, подтверждающую, что необходимость приобретения иностранной валюты для осуществления таких платежей обоснована.

5.4 Валютное регулирование операций иностранных юридических лиц

Иностранные юридические лица вправе осуществлять перевод, ввоз и перевод валютных ценностей в Российскую Федерацию в неограниченным образом, при условии соблюдения таможенных правил.

Иностранные юридические лица вправе осуществлять перевод, вывоз и перевод из Российской Федерации валютных ценностей с соблюдением таможенных правил, если эти валютные ценности ранее были переведены, ввезены или переведены в Российскую Федерацию либо приобретены в Российской Федерации в соответствии с с законодательством Российской Федерации. В противном случае перевод и вывоз валютных ценностей из Российской Федерации подлежат ограничениям, установленным Центральным банком Российской Федерации.

Представительства и филиалы иностранных юридических лиц в Российской Федерации обладают всеми правами иностранных юридических лиц и не обязаны получать специальные лицензии Центрального банка Российской Федерации для осуществления операций с иностранной валютой.

Представительства и филиалы могут без ограничений принимать платежи в иностранной валюте на свои валютные счета и освобождаются от обязательной конвертации 75% валютной выручки, что распространяется на российских юридических лиц.При этом переводы денежных средств между головным офисом и его российским представительством или филиалом могут осуществляться без ограничений. Иностранные юридические лица вправе открывать банковские счета за пределами России для осуществления операций своих представительств или филиалов, расположенных на территории Российской Федерации, без получения специального разрешения Центрального банка Российской Федерации.

5.5 Штрафы за нарушение валютного законодательства

Российские и иностранные юридические лица, нарушающие валютное регулирование, несут следующие санкции:

  • взыскание в бюджет 100% сумм, полученных по операциям, совершенным с нарушением валютного законодательства Российской Федерации; и
  • и взыскание в бюджет 100% сумм, полученных в результате

Распечатать этот документ


Назад в раздел Бизнес-гид .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.