Ст. 49 ТК РБ Отстранение от работы 296-З от 26.07.1999 г. Трудовой кодекс Республики Беларусь Статья 49 (ТКРБ, Трудовой кодекс Беларуси, КЗоТ) Комментарий
Отстранением от работы является временное недопущение работника к исполнению своих трудовых обязанностей в связи с обстоятельствами, предусмотренными настоящей статьей. Отстранение от работы оформляется приказом (распоряжением) нанимателя либо уполномоченного им должностного лица с указанием причины отстранения от работы.
Приказ (распоряжение) объявляется работнику под роспись не позднее следующего дня, являющегося для работника рабочим.
Отказ работника от ознакомления с приказом (распоряжением) оформляется актом с указанием присутствовавших при этом свидетелей.
По требованию уполномоченных государственных органов в случаях, предусмотренных законодательством, наниматель обязан отстранить работника от работы.
Наниматель имеет право незамедлительно отстранить работника от работы при выявлении допущенных им нарушений производственно-технологической, исполнительской или трудовой дисциплины, повлекших или способных повлечь причинение организации ущерба, до устранения нарушений, а также в случае, если работник призывает других работников к прекращению выполнения трудовых обязанностей без уважительных причин.
Помимо случаев, предусмотренных законодательством, наниматель обязан не допускать к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) работника:
1) появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также в состоянии, связанном с болезнью, препятствующем выполнению работы;
2) не прошедшего инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда;
3) не использующего средства индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающие безопасность труда;
4) не прошедшего медицинский осмотр либо освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.
Работника, совершившего хищение имущества нанимателя, наниматель имеет право отстранить от работы до вступления в законную силу приговора суда или постановления органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания.
За период отстранения от работы заработная плата не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных частью девятой настоящей статьи.
При отстранении от работы работника, который не прошел инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда, медицинский осмотр либо освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, не по своей вине, ему производится оплата труда за все время отстранения от работы в соответствии с частью первой статьи 71 настоящего Кодекса.
Допуск к работе работника, отстраненного от работы, оформляется приказом (распоряжением) нанимателя либо уполномоченного им должностного лица.
Отстранение работника от работы и недопуск его к ней
В соответствии с ч. 2 п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28.06.2012 № 4 «О практике применения судами законодательства о трудовой дисциплине и дисциплинарной ответственности работников» отстранение от работы заключается во временном недопущении работника к исполнению своих трудовых обязанностей по распоряжению уполномоченного должностного лица в связи с обстоятельствами, предусмотренными ст. 49 ТК, препятствующими работнику продолжить работу по его трудовой функции.
Согласно ст. 49 ТК наниматель обязан отстранить работника от работы по требованию уполномоченных государственных органов в случаях, предусмотренных законодательством.
Помимо случаев, предусмотренных законодательством, наниматель обязан не допускать к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) работника:
1) появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также в состоянии, связанном с болезнью, препятствующем выполнению работы;
2) не прошедшего инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда;
3) не использующего средства индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающие безопасность труда;
4) не прошедшего медицинский осмотр, освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.
Отстранение работника от работы нанимателем, в том числе за противоправное поведение, мерой дисциплинарного взыскания не является, однако также может быть оспорено в порядке, предусмотренном главой 17 ТК.
Работника, совершившего хищение имущества нанимателя, наниматель имеет право отстранить от работы до вступления в законную силу приговора суда или постановления органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания.
Отстранение от работы – это временное недопущение работника к исполнению своих трудовых обязанностей. Отстранение от работы не является прекращением трудового договора с работником, а влечет временное, как правило, краткосрочное недопущение к выполнению своих трудовых обязанностей.
На период отстранения работника от работы как работник, так и наниматель не выполняют свои обязанности, установленные трудовым договором.
Отстранение от работы носит временный характер. Отстранение от работы отменяется после того, как отпадут обстоятельства, послужившие основанием для отстранения.
Работника, совершившего хищение имущества нанимателя, наниматель имеет право отстранить от работы до вступления в законную силу приговора суда или постановления органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания.
За период отстранения от работы заработная плата не начисляется. При отстранении от работы работника, который не прошел инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда, медицинский осмотр либо освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы в соответствии с ч. 1 ст. 71 ТК.
Отстранение работника от работы в предусмотренных законодательством случаях будет являться обязанностью (за исключением случая хищения имущества нанимателя), а не правом нанимателя.
Отстранение от работы оформляется приказом (распоряжением) нанимателя.
Нанимателям необходимо учитывать, что отстранение от работы не является прогулом.
Работник допускается к работе при наличии оснований для его допуска к выполнению своих трудовых функций. В некоторых случаях требуется документальное подтверждение наличия такого основания.
С целью допуска работника к работе наниматель издает приказ, который объявляется работнику под роспись.
Отстранение от работы работающих, появившихся на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
Согласно требованиям п. 1 ч. 2 ст. 49 ТК работника, появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, наниматель обязан отстранить от работы. При этом не имеет значение, в какое время рабочего дня (смены) работник появился в таком состоянии.
Доказать факт нахождения работника в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения относится к обязанностям нанимателя. Такой факт должен быть оформлен документально. При необходимости в присутствии свидетелей.
Согласно п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29.03.2001 № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» (далее – постановление № 2), алкогольное, наркотическое или токсическое опьянение могут быть подтверждены медицинским заключением и другими видами доказательств, в том числе актом, свидетельскими показаниями.
Наниматель имеет право расторгнуть трудовой договор с работником, появившимся на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения на основании п. 7 ст. 42 ТК.
Увольнение работника по п. 7 ст. 42 ТК может иметь место вне зависимости от того, отстранялся ли работник от работы в связи с указанными обстоятельствами.
При обнаружении работника в состоянии какого-либо из видов опьянения, наниматель должен предложить такому работнику пройти медицинское освидетельствование на нахождение в состоянии опьянения. Положительный результат медицинского освидетельствования на предмет нахождения в состоянии опьянения будет являться неоспоримым фактом нахождения работника в состоянии опьянения.
В случае, если работник отказывается от прохождения медицинского освидетельствования, либо провести медицинское освидетельствование не представляется возможным (например, в связи с удаленностью учреждения здравоохранения), нанимателю необходимо составить акт о нахождении работника в состоянии опьянения, с указанием присутствующих при этом свидетелей.
Акт составляется нанимателем в произвольной форме. При этом в акте обязательно нужно указать дату, время, место его составления, должность, Ф.И.О. лица, его составившего, а также должности и Ф.И.О. присутствующих при составлении акта свидетелей.
В акте обязательно необходимо указать время и конкретное место обнаружения работника в состоянии опьянения, указать признаки состояния опьянения. Предлагалось ли работнику пройти медицинское освидетельствование, причины, по которым освидетельствование не было проведено.
В соответствии с ч. 2 ст. 199 ТК свидетелей должно быть не менее двух. Исходя из практики рассмотрения трудовых споров, рекомендуется при составлении акта привлекать свидетелей из числа работников организации, непосредственно работающих с лицом, предположительно допустившим дисциплинарный проступок, а не из числа руководителей.
В случаях, установленных законодательными актами, наниматель обязан проводить контроль состояния водителей механических транспортных средств на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.
Так, согласно ст. 34 Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 № 313-З «О дорожном движении», в целях обеспечения безопасности дорожного движения юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие транспортные средства, самоходные машины, обязаны организовывать проведение предрейсовых и иных медицинских обследований водителей принадлежащих им механических транспортных средств, самоходных машин.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области автомобильного транспорта, на осуществление которой не требуется специального разрешения (лицензии), обязаны организовывать проведение контроля состояния водителей механических транспортных средств, самоходных машин на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, в порядке, установленном Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Порядок проведения контроля юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области автомобильного транспорта, на осуществление которой не требуется специального разрешения (лицензии), состояния водителей механических транспортных средств, самоходных машин на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, утвержден постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 09.07.2013 № 25/28.
Порядок проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей колесных тракторов и самоходных машин установлен Инструкцией о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей колесных тракторов и самоходных машин, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 08. 05.2008 № 87.
Порядок проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов), установлен Инструкцией о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов), утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03.12.2002 № 84.
Отстранение от работы работающего, не прошедшего инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда.
Согласно абзацу пятому ч. 2 ст. 17 Закона об охране труда наниматель обязан не допустить к работе, отстранить от работы в соответствующий день (смену) работника, не прошедшего инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда.
В соответствии с п. 4 ст. 232 ТК и абзацем третьим ч. 1 ст. 19 Закона об охране труда работник (работающий) обязан проходить в установленном законодательством порядке обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда.
Порядок обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда установлен Инструкцией о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175.
Обучение по вопросам охраны труда при подготовке, переподготовке, повышении квалификации работников, на обучающих курсах организуют кадровые службы или инженер по подготовке кадров, или соответствующие структурные подразделения, созданные для этих целей в организациях.
Перед проверкой знаний по вопросам охраны труда работодателем для работающих при необходимости организуются информационные мероприятия (семинары, лекции, консультации и другие) по вопросам охраны труда.
Проверка знаний по вопросам охраны труда проводится в соответствующих комиссиях для проверки знаний по вопросам охраны труда, созданных в порядке, установленном законодательством, в индивидуальном порядке путем устного опроса или с применением компьютерной техники в объеме требований нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов, соблюдение которых входит в обязанности работающего.
Порядок создания и деятельности комиссий для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, которые создаются работодателями, установлен Положением о комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 210 «О комиссиях для проверки знаний по вопросам охраны труда».
Вопрос о работе по профессии (соответствии занимаемой должности) работника, не прошедшего проверку знаний по вопросам охраны труда повторно, рассматривается нанимателем в соответствии с законодательством.
Работающие, не прошедшие проверку знаний по вопросам охраны труда повторно, не допускаются к выполнению работ (оказанию услуг).
Отстранение от работы работающих, не прошедших проверку знаний по вопросам охраны труда, производится в порядке, установленном ст. 49 ТК.
Проверка знаний по вопросам охраны труда работающих, не прошедших проверку знаний по вопросам охраны труда в установленный срок вследствие болезни, отпуска или по другой уважительной причине, осуществляется в течение месяца со дня выхода на работу.
Отстранение от работы работающих, не использующих требуемые средства индивидуальной защиты, обеспечивающие безопасность труда.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 53 ТК работники обязаны пользоваться средствами индивидуальной защиты. В соответствии с абзацем вторым ч. 1 ст. 19 Закона об охране труда работающий обязан использовать и правильно применять средства индивидуальной защиты и средства коллективной защиты.
Наниматель обязан отстранить от работы работающего, не использующего средства индивидуальной защиты (п. 3 ч. 2 ст. 49 ТК и абзац пятый ч. 2 ст. 17 Закона об охране труда).
Порядок обеспечения средствами индивидуальной защиты работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях, определен Инструкцией о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (далее – Инструкция № 209), утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30. 12.2008 № 209.
Согласно п. 54 Инструкции № 209 работники обязаны использовать и правильно применять предоставленные им средства индивидуальной защиты, а в случаях их отсутствия или неисправности – немедленно уведомлять об этом непосредственного руководителя.
Наниматель обязан не допускать выполнения работ без применения работниками необходимых средств индивидуальной защиты (п. 55 Инструкции № 209).
Ответственность за своевременное и в полном объеме обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, организацию контроля за правильностью их применения работниками возлагается на нанимателя в установленном законодательством порядке.
Отстранение от работы работающих, не прошедших медицинский осмотр в случаях, предусмотренных законодательством.
Наниматель обязан отстранить от работы работающего не прошедшего в установленном порядке медицинский осмотр (п. 4 ч. 2 ст. 49 ТК и абзац пятый ч. 2 ст. 17 Закона об охране труда).
Но прежде всего наниматель обязан организовать проведение обязательных медицинских осмотров (п. 13 ст. 226 ТК).
Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) и внеочередных медицинских осмотров лиц, поступающих на работу, а также работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, для выполнения которых в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, установлен Инструкцией о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.04.2010 № 47.
Медосмотры лиц, поступающих на работу и работающих, проводятся государственными организациями здравоохранения, имеющими специальное разрешение (лицензию) на осуществление медицинской деятельности с указанием составляющих лицензируемый вид деятельности работ и услуг – экспертная медицинская деятельность.
Если работающий не прошел в установленном порядке медицинский осмотр, то наниматель обязан отстранить его до прохождения такого осмотра.
Алгоритм отстранения работника от работы будет следующим:
1) Установление наличия основания отстранения работника от работы.
Основания отстранения работника от работы перечислены в ст. 49 ТК.
2) При необходимости подтверждение факта наличия основания для отстранения работника от работы.
Например, доказать факт нахождения работника в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения относится к обязанностям нанимателя. Такой факт должен быть оформлен документально. При необходимости в присутствии свидетелей.
Согласно п. 37 постановления № 2 алкогольное, наркотическое или токсическое опьянение могут быть подтверждены медицинским заключением и другими видами доказательств, в том числе актом, свидетельскими показаниями.
3) Издание приказа (распоряжения) об отстранении работника от работы.
Отстранение работника от работы оформляется приказом (распоряжением) нанимателя. Основанием для издания такого приказа могут явиться докладная записка, акт, составленный должностным лицом нанимателя, постановление уполномоченного государственного органа и др.
4) Ознакомление работника с приказом (распоряжением) об отстранении работника от работы.
С приказом об отстранении от работы работника необходимо ознакомить под роспись.
Штейнер А.И., юрист, специалист в сфере трудового законодательства и законодательства об охране труда
Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 30 мая 2019 г.
Отстранение от работы – когда работодатель на это имеет право
Отстранение по ТК РБ – это запрещение работодателем сотруднику осуществлять служебные обязанности в течение установленного срока. Решение наниматель может принять по своей инициативе или по распоряжению выборных госструктур. В этот период сотрудник не допускается к рабочему месту и лишается зарплаты. Вопрос о порядке и правилах регламентируется ст. 49 ТК РБ.
Когда наниматель может отстранить работника
Руководство обязано отстранить действующего работника, если в адрес последнего поступили распоряжения, замечания или требования от уполномоченных госорганов. Кроме этого, наниматель может самостоятельно принять решение о временном прекращении допуска к рабочему месту в одном из указанных случаев:
- приход на работу под действием алкоголя или наркотиков;
- недомогание сотрудника, препятствующее нормальному выполнению прямых обязательств;
- неудовлетворительный результат сдачи трудового экзамена, инструктажа, проверки знаний;
- пренебрежение правилами безопасности предприятия;
- непрохождение или отказ в прохождении обязательного медицинского осмотра;
- хищение или временное присвоение имущества работодателя.
В указанных случаях руководство компании может удалить сотрудника на один день или до устранения причин. Решение принимает наниматель добровольно, руководствуясь внутренним регламентом компании. Если постановление вынесено уполномоченными органами, он обязан вынести приказ с соблюдением рекомендованных сроков.
Для временной отставки трудящегося компании уполномоченными службами должны быть веские причины и основания. Это может быть нарушение эпидемиологической обстановки, санитарных норм, которые представляют опасность для других граждан страны. Распоряжение может поступить от Администрации округа, из суда, следственного комитета, Госавтоинспекции. Наниматель не уполномочен игнорировать соответствующие постановления госструктур и обязан не допускать сотрудника в сроки, прописанные в бумажном документе.
При вынесении решения работодатель обязан следовать букве закона, в противном случае он будет обязан возместить ущерб наемному работнику в соответствии с положениями ст. 245 ТК.
Отстранение и увольнение: в чем разница
Многие не видят разницу между отстранением на определенный период и увольнением. Путаница возникает из-за отсутствия выплат по зарплате, невозможности приступить к обязанностям по графику. Но это разные законодательные меры. При ограничении доступа трудовые отношения фактически не заканчиваются. Работник временно не имеет возможности исполнять обязанности, но по окончании действия срока, который утвержден приказом, он сможет вернуться к прямой рабочей деятельности. В трудовую книжку не заносятся записи, расчет не предоставляется.
Увольнение — это полное завершение трудовых отношений с занесением соответствующей записи в трудовую книжку и оповещением налоговых органов. Увольнение по инициативе работодателя регламентируется ст. 43 ТК. При увольнении с работником производится полный материальный расчет.
Отстранение носит временный характер и может закончиться переводом на новую должность, увольнением, предоставлением прежнего рабочего места с сохранением полного перечня обязательств и заработка.
Для допуска работника к выполнению обязанностей после отстранения наниматель должен выпустить соответствующий приказ. Этот документ будет отменять ранее принятое решение. При выполнении распоряжения государственных органов выпуск приказа необязателен, так как в письменном документе госорганов содержатся сроки.
Отстранение от работы
Цитата:
Отстранение от работы не означает увольнение
Отстранение от работы не прекращает трудового правоотношения с работником, оно лишь временно приостанавливает выполнение работником своих трудовых функций. За время отстранения от работы за работником сохраняются место работы, трудовой стаж, определенные права, обязанности (например, обязанность сохранять коммерческую тайну) и гарантии.
Отстранение следует отграничивать от увольнения, перевода на другую работу.
Главное отличие отстранения от увольнения заключается в том, что при увольнении трудовое правоотношение прекращается, при отстранении — сохраняется. Увольнение влечет за собой расчет с работником, выдачу ему трудовой книжки. При отстранении расчет не производится, запись об отстранении в трудовую книжку не вносится.
Отстранение отличается от перевода прежде всего тем, что при переводе работник осуществляет новую трудовую функцию по прежнему либо по другому месту работы. По общему правилу перевод допускается только с письменного согласия работника. При переводе заключается новый трудовой договор либо вносятся изменения в ранее действовавший. При отстранении работник не допускается к выполнению своих обязанностей, предусмотренных действующим трудовым договором (контрактом). Кроме того, отстранение отличается от перевода по основаниям и по правовым последствиям.
Отстранение не является дисциплинарным взысканием, так как ни ст.198 Трудового кодекса РБ (далее — ТК), ни Типовые правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные постановлением Минтруда РБ от 05.04.2000 № 46, такой меры не предусматривают.
Особенности оплаты труда
За период отстранения от работы заработная плата не начисляется (часть четвертая ст. 49 ТК). Однако при отстранении работника, который не прошел инструктаж, проверку знаний по охране труда либо медицинский осмотр в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы в соответствии с частью первой ст.71 ТК (не менее 2/3 установленной работнику тарифной ставки (оклада)) (часть пятая ст.49 ТК). Пособие по временной нетрудоспособности за время отстранения от работы также не выплачивается (подп.26.4 п.26 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 30.09.1997 № 1290).
Срок отстранения от работы
Отстранение работника от работы в случаях, которые предусмотрены ст.49 ТК, допускается только на период до устранения причин, послуживших основанием для отстранения.
Так, если работник появился на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения, то он должен быть отстранен от работы только на тот день, в который находился в указанном состоянии.
Неправомерным будет являться отстранение такого работника от работы в последующие дни, в т.ч., например, до решения вопроса о применении к нему дисциплинарного взыскания.
Если работник отстранен от работы по причине того, что не прошел проверку знаний и навыков в области охраны труда, то после прохождения такой проверки при положительных результатах он должен быть незамедлительно допущен к выполнению трудовых обязанностей.
Работники, отстраненные от работы по требованию уполномоченных органов или должностных лиц, должны быть допущены к работе после отмены в установленном порядке предъявленных требований.
27.04.2010 г.
Владимир Долгов, юрист
Журнал «Я — специалист по кадрам» № 9, 2010 г.
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ / КонсультантПлюс
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
┌────────────────┐
│ Код │
├───────┬────────┤
│буквен-│цифровой│
│ный │ │
├───────┼────────┤
Продолжительность работы в дневное время │ Я │ 01 │
│ │ │
Продолжительность работы в ночное время │ Н │ 02 │
│ │ │
Продолжительность работы в выходные и │ │ │
нерабочие праздничные дни │ РВ │ 03 │
│ │ │
Продолжительность сверхурочной работы │ С │ 04 │
│ │ │
Продолжительность работы вахтовым методом │ ВМ │ 05 │
│ │ │
Служебная командировка │ К │ 06 │
│ │ │
Повышение квалификации с отрывом от работы │ ПК │ 07 │
│ │ │
Повышение квалификации с отрывом от работы в │ │ │
другой местности │ ПМ │ 08 │
│ │ │
Ежегодный основной оплачиваемый отпуск │ ОТ │ 09 │
│ │ │
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск │ ОД │ 10 │
│ │ │
Дополнительный отпуск в связи с обучением с │ │ │
сохранением среднего заработка работникам, │ │ │
совмещающим работу с обучением │ У │ 11 │
│ │ │
Сокращенная продолжительность рабочего │ │ │
времени для обучающихся без отрыва от │ │ │
производства с частичным сохранением │ │ │
заработной платы │ УВ │ 12 │
│ │ │
Дополнительный отпуск в связи с обучением │ │ │
без сохранения заработной платы │ УД │ 13 │
│ │ │
Отпуск по беременности и родам (отпуск в связи │ │ │
с усыновлением новорожденного ребенка) │ Р │ 14 │
│ │ │
Отпуск по уходу за ребенком до достижения им │ │ │
возраста трех лет │ ОЖ │ 15 │
│ │ │
Отпуск без сохранения заработной платы, │ │ │
предоставляемый работнику по разрешению │ │ │
работодателя │ ДО │ 16 │
│ │ │
Отпуск без сохранения заработной платы при │ │ │
условиях, предусмотренных действующим │ │ │
законодательством Российской Федерации │ ОЗ │ 17 │
│ │ │
Ежегодный дополнительный отпуск без сохранения │ │ │
заработной платы │ ДБ │ 18 │
│ │ │
Временная нетрудоспособность (кроме случаев, │ │ │
предусмотренных кодом «Т») с назначением │ │ │
пособия согласно законодательству │ Б │ 19 │
│ │ │
Временная нетрудоспособность без назначения │ │ │
пособия в случаях, предусмотренных │ │ │
законодательством │ Т │ 20 │
│ │ │
Сокращенная продолжительность рабочего времени │ │ │
против нормальной продолжительности рабочего │ │ │
дня в случаях, предусмотренных │ │ │
законодательством │ ЛЧ │ 21 │
│ │ │
Время вынужденного прогула в случае признания │ │ │
увольнения, перевода на другую работу или │ │ │
отстранения от работы незаконными с │ │ │
восстановлением на прежней работе │ ПВ │ 22 │
│ │ │
Невыходы на время исполнения государственных │ │ │
или общественных обязанностей согласно │ │ │
законодательству │ Г │ 23 │
│ │ │
Прогулы (отсутствие на рабочем месте без │ │ │
уважительных причин в течение времени, │ │ │
установленного законодательством) │ ПР │ 24 │
│ │ │
Продолжительность работы в режиме неполного │ │ │
рабочего времени по инициативе работодателя │ │ │
в случаях, предусмотренных законодательством │ НС │ 25 │
│ │ │
Выходные дни (еженедельный отпуск) и нерабочие │ │ │
праздничные дни │ В │ 26 │
│ │ │
Дополнительные выходные дни (оплачиваемые) │ ОВ │ 27 │
│ │ │
Дополнительные выходные дни (без сохранения │ │ │
заработной платы) │ НВ │ 28 │
│ │ │
Забастовка (при условиях и в порядке, │ │ │
предусмотренных законом) │ ЗБ │ 29 │
│ │ │
Неявки по невыясненным причинам (до выяснения │ │ │
обстоятельств) │ НН │ 30 │
│ │ │
Время простоя по вине работодателя │ РП │ 31 │
│ │ │
Время простоя по причинам, не зависящим от │ │ │
работодателя и работника │ НП │ 32 │
│ │ │
Время простоя по вине работника │ ВП │ 33 │
│ │ │
Отстранение от работы (недопущение к работе) │ │ │
с оплатой (пособием) в соответствии с │ │ │
законодательством │ НО │ 34 │
│ │ │
Отстранение от работы (недопущение к работе) │ │ │
по причинам, предусмотренным законодательством, │ │ │
без начисления заработной платы │ НБ │ 35 │
│ │ │
Время приостановки работы в случае задержки │ │ │
выплаты заработной платы │ НЗ │ 36 │
└───────┴────────┘
2-я страница формы N Т-12
Каких сотрудников не касается обязательная вакцинация
Служащий крупной торговой компании отказался делать прививку. Он не смог объяснить свой отказ объективными причинами, и наниматель отстранил его от работы. Тем не менее этот служащий продолжает приходить в офис, выполнять свои обязанности, писать письма коллегам и т. д. Хотя по графику он должен находиться в ежегодном отпуске. Это лишь один из многих случаев, связанных с вакцинацией, которые могут поставить работодателей в тупик. Что делать работодателю и о чем он должен помнить, предлагая сотрудникам сделать прививку?
Отстранить от работы сотрудника означает не допускать его к ней. А значит, выполнение трудовых обязанностей в это время недопустимо и противоречит закону. Поэтому у компании есть несколько вариантов действий. Первый – не допускать человека в офис, используя законные меры: не пускать на территорию, исключить возможность выполнять обязанности – например, заблокировать компьютер, не платить за работу в эти дни и соответствующим образом отметить их в табеле учета. Еще лучше потребовать от сотрудника дополнительных объяснений, почему он не соблюдает приказ и ходит на работу. Другой вариант – оплатить отработанные дни, а затем не пускать в офис. Наконец, наниматель может перевести сотрудника на удаленный режим.
И тогда придется вспомнить об особых категориях персонала, для которых действуют отдельные правила при вакцинации.
В одном из писем Роспотребнадзор рассматривал дистанционный режим как альтернативу отстранению при отказе от вакцинации. Тем не менее и это ведомство, и оперштаб Москвы еще 24 июня заявили, что сотрудники, работающие дистанционно, учитываются при определении тех самых 60% работников, подлежащих вакцинации. То есть перевод на удаленный режим не освобождает от прививки, а может быть альтернативой отстранению. Если дистанционный работник числится в штате филиала компании в Москве, он учитывается как работающий в столице, даже если в трудовом договоре в качестве места выполнения трудовых обязанностей указан другой регион. Другими словами, простой перевод его на дистанционный режим проблему не решает: он должен привиться или попасть в 40% сотрудников, для которых прививки необязательны.
Особый статус у беременных. Они имеют полное право отказаться от вакцинации. Им это противопоказано, например, на основании методических рекомендаций Минздрава, Росздравнадзора и корпорации «Росатом» о порядке вакцинации взрослого населения вакциной гам-ковид-вак. Поэтому лучше всего получить от них медицинский отвод или справку, подтверждающую беременность.
Этот же документ позволяет отказаться от прививки и в других случаях, в том числе при гиперчувствительности к компонентам вакцины, тяжелых аллергических реакциях, ОРВИ и других имеющихся в конкретный момент заболеваниях, а также если сотруднику не исполнилось 18 лет. Сотрудники, которых это касается, попадают в те 40% персонала, кого прививать необязательно. Но чтобы не применять санкции, их также надо попросить предоставить справку или медицинский отвод. Лишь на этом основании можно не применять к ним отстранение.
А вот с сотрудницами, находящимися в декретном отпуске, история иная. В указе мэра Москвы от 16. 06.2021 № 32-УМ и постановлении главного санитарного врача по Москве от 15.06.2021 № 1 нет исключений для работников, находящихся в декрете. Поэтому наниматель может получить у них отказ от вакцинации (если они не хотят) и подготовить документы о том, что они находятся в отпуске по уходу за ребенком. В спорных ситуациях это поможет доказать, что они не работали в тот период, когда появились требования об обязательной вакцинации, и их не надо было отстранять. Ровно так же нужно поступать и с сотрудниками, взявшими другие отпуска (ежегодный, за свой счет, учебный и т. д.), и даже с теми работниками, которые долго и по неизвестным причинам не появляются в офисе. Несмотря на отсутствие, сотрудник числится в штате, и требование о вакцинации на него распространяется в полной мере.
Наличие антител в крови также не повод отказываться от прививки. Его нет в списке медицинских противопоказаний, кроме того, сейчас нет единой методики измерения, доказывающей достаточный иммунитет у человека и необязательность вакцинации.
Еще одна сложная категория – самозанятые и физлица, с которыми заключены гражданско-правовые договоры на периодические услуги, например на чтение лекций или обучение для сотрудников. Это относится, в частности, к фармацевтическим компаниям и другим нанимателям, у которых сотни и тысячи таких договоров с самозанятыми и физлицами. Эти работники также подпадают под требование о вакцинации. Небольшая деталь: в форме отчетности о вакцинации есть строка «информация о работниках (исполнителях по гражданско-правовому договору)». Это значит, что формально компания обязана включить в список и всех таких исполнителей. Но если услуги ей оказывают работники другого юрлица, то именно оно и должно организовать вакцинацию.
Так или иначе, вряд ли удастся просто поделить сотрудников на два эшелона: 60% подлежащих обязательной вакцинации и 40%, которых прививать необязательно. Фактически компаниям потребуется новая база данных по каждому эшелону, где будут указаны и статусы сотрудников, и медицинские отводы, и другая информация, необходимая для вакцинации. Значит, обязанности служб персонала пополнились новой задачей – создать и вести эту базу данных.
Роструд объяснил законность отстранения от работы при отказе от обязательной прививки
Роструд разъяснил законность отстранения сотрудников от работы, если они отказываются пройти обязательную вакцинацию. Комментарии размещены в официальном Telegram-канале правительства, посвященном коронавирусу.
- Трудовой кодекс разрешает отстранить работника от исполнения обязанностей в случаях, которые предусмотрены Трудовым кодексом, федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами, заявила Федеральная служба по труду и занятости.
- Один из таких случаев предусмотрен законом 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней». В нем указано, что отсутствие профилактических прививок позволяет отказать в приеме на работу или отстранить от деятельности, которая связана с высоким риском заражения (часть 2 статьи 5 закона).
- Вакцинация от COVID-19 внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, указала служба по труду и занятости.
Иммунизация становится обязательной для населения или отдельных групп людей, если вынесено такое постановление санитарного врача. Если в этом документе указаны работники той или иной сферы, они обязаны сделать прививку, говорится в разъяснении Роструда.
- Право санитарных врачей выносить постановления о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям закреплено в законах 52-ФЗ, 157-ФЗ и приказе Минздрава №125н, добавил Роструд.
В начале недели министр труда и социальной защиты Антон Котяков заявил, что сотрудника, который не сделал прививку, можно отстранять от работы без сохранения зарплаты, если в регионе действует действует постановление санитарного врача об обязательной вакцинации. Котяков отметил, что отстранение может действовать только в период, на который вводится обязательная вакцинация. В конце прошлой недели министр обратил внимание, что Трудовой кодекс не допускает увольнение за отказ от прививки.
Песков предложил нежелающим делать прививку уволиться и поменять сферу деятельности
Реклама на Forbes
Введение обязательной вакцинации для работников определенных сфер не отменяет добровольности прививки, считает пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. По его словам, тот, кто не хочет делать прививку, но обязан по требованию санитарного врача, имеет право просто поменять работу на ту, где иммунизация не требуется.
В четверг оперативный штаб Москвы и столичное управление Роспотребнадзора пояснили, что время отстранения от работы не будет засчитываться в стаж, дающий право на отпуск, и будет считаться отсутствием без уважительных причин. За несоблюдение требований о вакцинации работодателям по закону грозит штраф или приостановка деятельности. Столичный Роспотребнадзор предупредил, что «с учетом неблагоприятной эпидемической ситуации» будет просить суд именно приостанавливать работу организаций-нарушителей.
Добровольно нельзя принудительно: как работодатели убеждают россиян прививаться от коронавируса
Обязательную вакцинацию для определенных групп населения первой ввела Москва, примеру столицы уже последовали больше 10 регионов страны, говорится в Telegram-канале «Стопкоронавирус.рф».
Места знать надо: самые необычные пункты вакцинации в разных странах
12 фотоБеларусь: Совет приостанавливает действие положений об упрощении визового режима для должностных лиц белорусского режима
Сегодня Совет принял решение о частичной приостановке действия соглашения об упрощении визового режима между ЕС и Беларусью. Это решение является ответом на продолжающуюся гибридную атаку белорусского режима.
Приостановка распространяется на положения, которые отменяют требования к документальным доказательствам, регулируют выдачу многократных виз и снижают сборы за оформление визы, поскольку они применяются к должностным лицам белорусского режима.Это решение не затронет рядовых граждан Беларуси, которые продолжат пользоваться теми же льготами по соглашению об упрощении визового режима, что и сейчас.
Мы решительно осуждаем и отвергаем продолжающуюся инструментализацию миграции белорусским режимом. Для Беларуси неприемлемо играть жизнями людей в политических целях. Сегодняшнее решение еще раз демонстрирует нашу совместную приверженность дальнейшему противодействию этой продолжающейся гибридной атаке.
Алеш Хойс, министр внутренних дел Словении и председатель Совета внутренних дел
Следующие шаги
Решение будет опубликовано в Официальном журнале и вступит в силу на второй день после публикации. В соответствии с соглашением об упрощении визового режима решение о приостановлении должно быть сообщено другой стороне не позднее, чем за 48 часов до его вступления в силу.
Фон
Соглашение об упрощении визового режима между ЕС и Беларусью вступило в силу 1 июля 2020 года одновременно с Соглашением о реадмиссии между ЕС и Беларусью.Цель соглашения — облегчить выдачу краткосрочных виз и тем самым способствовать укреплению контактов между людьми и обмену ценностями и демократическими принципами.
После политических потрясений в Беларуси и ограничительных мер, принятых ЕС, в июне 2021 года Беларусь начала организовывать полеты и внутренние поездки для облегчения транзита мигрантов в сторону ЕС, сначала в Литву, а затем в Латвию и Польшу. Беларусь также объявила 28 июня 2021 года, что приостанавливает действие соглашения о реадмиссии с ЕС.
Эти действия нарушают основополагающие принципы, на которых было заключено соглашение об упрощении визового режима, и противоречат интересам ЕС.
ЕС приостановил выдачу виз белорусским чиновникам из-за скандала с мигрантами
Евросоюз частично приостановил действие специального визового соглашения с Беларусью в ответ на продолжающийся миграционный кризис на границе с Польшей, Литвой и Латвией. Приостановка будет применяться только к государственным служащим и владельцам дипломатических паспортов.
В Брюсселе считают, что режим президента Александра Лукашенко поощряет мигрантов пересекать границу и въезжать на территорию ЕС, чтобы дестабилизировать внутреннюю политику блока и посеять хаос.
Польские пограничники заявили, что в августе они зафиксировали 3500 успешных и неудачных пересечений границы, и только в сентябре еще около 5000 попыток. Варшава отреагировала укреплением границ солдатами и колючей проволокой, чтобы остановить попытки проникновения. В настоящее время правительство ищет продление чрезвычайного положения, чтобы справиться с ситуацией.
«Мы наблюдаем совершенно новое явление от Лукашенко. Это человек и режим, который в отчаянии, после санкций со стороны ЕС, что его очень задело. Он пытается приглашать или ввозить мигрантов, и они должны платить много денег», — сказала Euronews еврокомиссар по внутренним делам Илва Йоханссон. «Их обманывают ложными обещаниями».
Правозащитники говорят, что мигранты бегут от войны или нищеты дома, и с ними следует обращаться гуманно. Они считают чрезвычайное положение необоснованным, отмечая, что оно позволяет властям бесконтрольно действовать в приграничной зоне.
«Они [мигранты] все больше и больше изнурены. Измученные люди, которые потерялись где-то в лесу, которых Беларусь и Польша многократно оттесняют с одного места на другое», — Марта Гурчиньска, польская правозащитница. адвокат, сообщил Euronews.
«Они не могут снова и снова идти из Беларуси в Польшу в этих очень суровых условиях, при очень низких температурах без надлежащей еды, без надлежащего жилья, без надлежащей одежды. Когда мы встречаем этих людей, они в полном беспорядке.
Кризис был связан с множеством жестких санкций , которые ЕС ввел против режима Лукашенко после президентских выборов 2020 года, которые Брюссель счел ни справедливыми, ни свободными, а также с угоном самолета Ryanair над территорией ЕС. карательные меры занесли в черный список близких к Лукашенко должностных лиц, в том числе членов его собственной семьи и государственные компании
Поскольку мигранты продолжают прибывать на границу, в основном из Ирака, но также из Конго, Камеруна и Сирии, в ЕС растет давление с целью принятия решительных мер против Беларуси. На данный момент пять мигрантов погибли в суровых условиях на земле.
«Мы должны предотвратить смерть на наших внешних границах. Но также важно, чтобы мы вместе защищали наши внешние границы и были тверды в отношении Лукашенко. На самом деле он является причиной этих проблем», — сказал Йоханссон.
«Нужно помнить: мы не Лукашенко, мы Евросоюз. Мы основываемся на других ценностях. Мы привержены международным конвенциям».
В среду днем Комиссия объявила о частичной приостановке действия Соглашения об упрощении визового режима от 2020 года, которое упрощает получение гражданами Беларуси краткосрочных виз (до 90 дней) для въезда в Европейский Союз.Стандартная плата за подачу заявки составляет 35 евро.
Схема, которая была подписана всего за несколько недель до президентских выборов 2020 года, также предлагает более длительные визы (до 5 лет) для определенных путешественников, таких как журналисты, студенты и члены правительственных делегаций.
В настоящее время Комиссия приостанавливает действие соглашения для белорусских чиновников, работающих в правительстве, парламенте и высших судах страны, а также для дипломатов, желающих участвовать во встречах, переговорах и мероприятиях, которые проходят в странах ЕС.
Приостановка посылает «мощный кристально чистый сигнал», сказал Маргаритис Шинас, один из вице-президентов Комиссии, который сделал заявление рядом с Йоханссон.
Решение, принятое в среду, совпало с презентацией обновленного плана по борьбе с незаконным ввозом мигрантов. Впервые Комиссия включила случаи «инструментализации нелегальной миграции государственными субъектами», явление, описываемое как «крайне тревожное».
Помимо Белоруссии, Марокко и Турцию слишком часто обвиняли в поощрении мигрантов пересекать их границы и нелегально въезжать в ЕС.
«Те, кто хочет проверить единство Европы, используя человеческие страдания и миграцию, будут разочарованы», — сказал Шинас. «Наши внешние границы являются европейскими границами и являются общей ответственностью».
План действий предусматривает возмездие в таких областях, как визы, торговля, помощь в целях развития и финансовая помощь. Он также предлагает более быструю оперативную поддержку со стороны агентств ЕС, таких как Frontex и Европол, и, при необходимости, применение Закона Магнитского ЕС для наказания подозреваемых в нарушении прав человека.
Белорусский кризис, по словам Шинаса, подчеркивает необходимость достижения соглашения по новому пакту ЕС о миграции и убежище . План, обнародованный год назад, является последней попыткой Брюсселя внедрить единую миграционную политику в масштабах всего ЕС, основанную на тесном сотрудничестве и разделении бремени.
Однако глубоко укоренившиеся разногласия между государствами-членами продолжают препятствовать законодательному прогрессу, вынуждая блок разрабатывать специальные решения каждый раз, когда возникает новый миграционный кризис.
Почему санкции против Беларуси не эффективнее? | мир | Главные новости и перспективы со всего мира | ДВ
Диктаторы любят побеждать на выборах. За последние 27 лет Александр Лукашенко шесть раз баллотировался на выборах и каждый раз побеждал. Или предположительно победившего, то есть на выборах, которые многие считают сфальсифицированными. Санкции против него действовали на протяжении большей части его правления, и в ближайшие дни должны вступить в силу более строгие карательные меры.
Однако Кристиан фон Зост из гамбургского Немецкого института глобальных и региональных исследований (GIGA) не ожидает ужесточения санкций, просто так поставивших на колени 66-летнего Лукашенко. «Такое отношение перегружает этот сложный инструмент слишком высокими ожиданиями», — сказал он.
Долгая история санкций против Минска
Анализ дела Беларуси, проведенный DW, показывает, насколько сложным инструментом являются санкции. В 1994 году, когда впервые был избран Лукашенко, временное открытие бывшей советской республики подошло к концу.Беларусь начала превращаться в самодержавие.
Политические оппоненты бесследно исчезли; СМИ и гражданское общество подвергались преследованиям; гражданский протест был подавлен. Соединенные Штаты и Европейский союз, самые активные в мире санкционеры, ответили введением ограничительных мер в отношении режима Лукашенко. Они действуют почти непрерывно с начала 2000-х годов.
В 2004 году Соединенные Штаты приняли Закон о демократии в Беларуси, федеральный закон, который действует до сих пор.Это позволяет продвигать гражданское общество и наказывать правящую элиту. В 2006 году действующий президент США Джордж Буш-младший издал распоряжение о замораживании всех принадлежащих США активов и счетов, принадлежащих Лукашенко и его ближайшим соратникам. В том же году, после заморозки европейских счетов и активов, ЕС ввел запрет на въезд Лукашенко и некоторых его союзников. Затем в 2011 году было введено эмбарго на поставки оружия. .Белорусская столица Минск стал важным центром дипломатических усилий по урегулированию кризиса. В 2016 году ЕС снял санкции с Беларуси: осталось в силе только эмбарго на поставки оружия.
Этот период разрядки завершился в августе 2020 года тем, что оппозиция назвала фальсификацией президентских выборов и насильственным подавлением мирных массовых протестов. В три этапа Европейский Союз снова ввел запреты на въезд и заморозил счета и иностранные активы. В настоящее время в черном списке находятся 88 физических лиц и семь компаний.Скоро добавятся еще десятки.
Арест Пратасевича провоцирует дальнейшие санкции
Лукашенко не пускают в ЕС с 6 ноября 2020 года. Тем не менее, 23 мая этого года его режим вынудил самолет Ryanair приземлиться в Минске, чтобы он мог арестовать изгнанного белорусского журналиста и блогер Роман Пратасевич, который был на борту. С тех пор европейское воздушное пространство было закрыто для самолетов из Беларуси — мера, затрагивающая всех белорусов.
До конца июня могут быть введены дополнительные экономические санкции против важных отраслей промышленности Беларуси, таких как производство удобрений.Соединенные Штаты также объявили о гораздо более жестких карательных мерах.
Однако, по словам исследователя санкций фон Соста, каждое ужесточение санкций является «обоюдоострым мечом». «Если будут введены дополнительные экономические санкции, это коснется и населения», — сказал он.
Неудачные санкции: население Ирака опустошено
Именно это произошло в Ираке в 1990-х, когда Совет Безопасности ООН ввел экономическое эмбарго. Диктатор Саддам Хусейн цеплялся за власть до 2003 года, а тем временем миллионы иракцев страдали от нищеты, голода и таких эпидемий, как брюшной тиф и холера.
В результате международное сообщество признало, что санкции должны касаться только лиц, принимающих решения, или конкретных секторов экономики страны.
Сегодня самые обычные адресные санкции включают запрет на въезд и заморозку счетов и активов за границей, как в случае с режимом Лукашенко. Исключением являются комплексные, менее целенаправленные экономические и финансовые санкции, затрагивающие целые экономики, такие как исключение из международной платежной системы SWIFT. Также обсуждается исключение SWIFT для Беларуси.
Пратасевич стал политическим заключенным, когда его рейс Ryanair из Афин в Вильнюс был вынужден приземлиться в Минске.
Не все санкции одинаковы
Это означает, что в трети случаев подсанкционное государство пошло на некоторые уступки санкционирующему лицу.
За тот же период финансовые санкции, адресные и неадресные, были успешными в 41% случаев.
Более широкие санкции имели еще больший успех. Особенно это касалось отмены или приостановки военного сотрудничества (46%).
Наивысший показатель успешности — 55% — был достигнут при относительно редко применяемых санкциях, таких как запрет на полеты, закрытие морских портов, разрыв дипломатических отношений или исключение из международных организаций. Они включены в графу «Другое».
Эти шансы на успех рассчитываются на основе DW анализа базы данных глобальных санкций.База данных является совместным проектом Кильского института мировой экономики, Констанцского университета прикладных наук и Университета Дрекселя в Филадельфии. Исследовательская группа документирует более 1100 санкций и анализирует их результаты на основе сообщений СМИ.
Санкции против режима апартеида образцовые
Конкретное изменение поведения, такое как освобождение заключенных, прекращение огня или начало переговоров, является явным показателем успеха. Санкции против бывшего режима апартеида в Южной Африке считаются выдающимся примером.
Однако Клара Портела из Института исследований безопасности Европейского союза подчеркивает, что: «Идея о том, что вы накладываете санкции на цель, чтобы добиться изменения поведения, не всегда верна. И идея, что санкции действительно приводят к этому изменение поведения также неверно».
После протестов прошлым летом режим Лукашенко железной рукой навел порядок в стране
В случае Беларуси, например, европейцы и американцы открыто не призывают к смене режима. Но разве не этого добиваются западные союзники? «Прежде чем оценивать, работают или не работают санкции, первое, что необходимо уточнить: что они должны делать? Каковы цели санкций? И здесь информация, которую мы получаем от отправителей, минимальна, если не отсутствует. — сказал Портела.
Для Кристиана фон Зоста из Института GIGA нельзя оспаривать, «что санкции посылают важный сигнал о международных нормах». В конкретном случае с Беларусью они клеймят Лукашенко как правонарушителя и служат предупреждением другим автократам.Они также посылают сигнал поддержки подавляемой оппозиции. И они подтверждают международные нормы, такие как защита прав человека. «На самом деле международные нормы не поддерживаются ничем, кроме самоотверженности государств», — сказал Портела.
Катрин Камин из Кильского института мировой экономики также подчеркивает, что «трудно полностью оценить и наблюдать» последствия санкций — и, соответственно, их трудно измерить. «Вопрос, однако, заключается в следующем: каковы будут альтернативы санкциям и насколько они будут эффективны? Учитывая это, «показатели успеха» более 30% кажутся довольно эффективными», — сказала она.
В настоящее время ЕС рассматривает возможность введения санкций против целых секторов белорусской экономики, чтобы усилить давление на режим Лукашенко
Санкции могут оказаться эффективными против автократий
В случае Беларуси освобождение политических заключенных было бы важным первым шагом. Используя Глобальную базу данных санкций, DW провел анализ, чтобы выяснить, какие формы правления были более устойчивыми к санкциям за последние 70 лет.
Он показал, что санкции против умеренных автократий действительно эффективны.Согласно данным, каждая вторая из этих санкций была успешной, и только 16% не сработали. Матрица демократии Вюрцбургского университета рассматривает такие страны, как Россия или Турция, как умеренные автократии, в то время как Беларусь находится на пути к тому, чтобы стать жесткой автократией.
При жесткой автократии риск неудачи вырос до 29 %, а вероятность успеха — в среднем 40 % для других форм правления — упала до 26 %. «Мы можем увидеть этот эффект, например, в Иране и Северной Корее», — сказал Камин. «Давление не всегда приводит к демократизации».
Блокада должна продемонстрировать единство в работе
Все опрошенные эксперты по санкциям подчеркивают, что единство является решающим фактором успеха. Чем больше крупных наций или конфедераций государств поддерживают ограничительные меры, тем сложнее странам, находящимся под санкциями, смягчать последствия сокращения их пространства для маневра. Однако если хотя бы одна страна прорвет блокаду, этого достаточно, чтобы ослабить давление, создаваемое санкциями.
Александр Лукашенко имеет сильного союзника и покровителя в России. «Российский президент, пожалуй, единственный человек, который гарантирует его личную безопасность», — сказала Ольга Дрындова из Исследовательского центра восточноевропейских исследований Бременского университета. Она комментирует, что Лукашенко, чтобы спасти свой режим, поставил себя в положение «полной зависимости».
Следовательно, скорее всего, судьбу Лукашенко будут решать не европейские и американские санкции, а политический расчет президента России Владимира Путина.
Путин (справа) встретился с Лукашенко в Сочи 29 мая, всего через несколько дней после вынужденной посадки самолета Ryanair
Заявление СБ о приостановке участия Беларуси в ВП и Соглашении о реадмиссии
Главными жертвами этих мер, предпринятых отчаянным и нелегитимным режимом, цепляющимся за власть, являются не отношения ЕС-Беларусь, а сам белорусский народ. Белорусы находятся в заложниках у режима, который пытается изолировать себя как от собственного населения, так и от международного сообщества, и Руководящий комитет признает эту ситуацию экспоненциально опасной.
В дополнение к этому выводу незаконный режим принял другие мелкие ответные меры в ответ на введение санкций ЕС против официальных лиц и экспорта после вынужденной посадки рейса Ryanair в Минске 23 мая 2021 года . Приостановив участие в соглашении о реадмиссии, белорусские власти шантажируют ЕС, способствуя нелегальной миграции в ЕС через белорусскую границу.
Выход представителей режима из Восточного партнерства будет уравновешен усилением роли гражданского общества и, соответственно, Форума гражданского общества Восточного партнерства. ФГО ВП вместе с Белорусской национальной платформой ФГО ВП и другими национальными платформами теперь будет больше, чем когда-либо, стремиться представлять и направлять голос граждан Беларуси в рамках недавно пересмотренной архитектуры ВП.
Это возмутительное и несвоевременное решение было принято в то же время, когда 2 июля 2021 года ЕС обозначил новые приоритеты сотрудничества с восточными партнерами, тем самым подорвав сотрудничество, сплоченность и само Восточное партнерство в самый неподходящий момент.Тем не менее Руководящий комитет ФГО ВП приветствует дальнейшую разработку амбициозного плана ЕС по поддержке демократических преобразований в Беларуси, в котором подчеркивается возросшая роль гражданского общества и других негосударственных субъектов.
Руководящий комитет ФГО ВП призывает белорусские власти:
- Пересмотреть этот уход как часть стратегии деэскалации в отношениях с ЕС, которая также будет учитывать, как эти дегенерации имеют неблагоприятные последствия для белорусского народа;
- Немедленно прекратить преследования, репрессии и лишение свободы правозащитников, журналистов, гражданских активистов и студентов;
- Инициировать мирный и искренний диалог с народом Беларуси, признавая и уважая его демократические устремления, прокладывая путь к демократическому переходу и свободным и справедливым выборам в соответствии с международными стандартами.
Руководящий комитет также обращается к Европейскому Союзу и государствам-членам:
- Продолжать выполнять обещания политики Восточного партнерства для Беларуси альтернативными путями, поддерживая при этом нормы и ценности ЕС, лежащие в основе этой инициативы, и поддерживать целостность политики
- Усилить участие всех других негосударственных субъектов, включая гражданское общество, во всех аспектах реализации политики: процедурных, оперативных и финансовых;
- Сохранить каналы связи для диалога и сотрудничества с белорусскими властями при взаимодействии с негосударственными субъектами из страны, включая лидеров оппозиции, бизнес и организации гражданского общества.
Члены Руководящего комитета
Форум гражданского общества Восточного партнерства
28 мая 2021 года администрация Байдена выпустила пресс-релиз («Пресс-релиз»), подтверждающий повторное введение санкций в отношении некоторых белорусских государственных 2H от 19 апреля 2021 г. ) и приостановка действия Соглашения о воздушных перевозках между США и Беларусью от 2019 г. («Соглашение USB 2019 г.») в ответ на очевидное принудительное изменение правительством Беларуси коммерческого рейса в Минск 23 мая.В пресс-релизе также указывается, что в настоящее время разрабатываются дополнительные санкции в отношении белорусских правительственных чиновников, и содержится призыв к международным органам провести расследование и принять меры в отношении событий 23 мая. Эти события знаменуют значительную эскалацию санкций США против белорусского правительства и фактически приостанавливают рейсы, соединяющие две страны.
Санкции в отношении государственных предприятий Республики Беларусь и Управление по дополнительным санкциям
В пресс-релизе говорится, что блокирующие санкции в отношении девяти белорусских государственных предприятий будут вновь введены с 3 июня 2021 года («белорусские SDN государственных предприятий»).Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США («OFAC») ранее разрешало американским лицам участвовать в сделках с белорусскими ГП SDN в соответствии с Генеральной лицензией Беларуси 2 (последняя Генеральная лицензия Беларуси 2G). OFAC отозвало Генеральную лицензию Беларуси 2G 19 апреля 2021 г. и одновременно выдало Генеральную лицензию Беларуси 2H, которая разрешила некоторые операции с SDN белорусских ГП до 3 июня 2021 г. Запись в нашем блоге о Генеральной лицензии 2H доступна здесь.Теперь, когда срок действия Генеральной лицензии 2H истек, гражданам США запрещено участвовать в транзакциях или сделках с белорусскими ГП SDN, их собственностью или их долями в собственности, включая любые организации, в которых они владеют 50 процентами или более долей.
В пресс-релизе также говорится, что в ближайшее время будут введены дополнительные санкции в отношении членов белорусского правительства. В пресс-релизе говорится, что Соединенные Штаты координируют свои действия с Европейским Союзом и другими партнерами США для разработки списка адресных санкций против белорусских государственных чиновников, «связанных с продолжающимися злоупотреблениями, фальсификацией выборов 2020 года и событиями 23 мая».Параллельно Министерство финансов США также создает новый указ, предоставляющий полномочия на введение дополнительных санкций в отношении белорусского правительства.
Приостановление действия Соглашения USB 2019 г. и более широкие последствия для международной авиации
В пресс-релизе подтверждается, что США приостанавливают действие Соглашения USB 2019 года, что существенно повлияет на белорусскую авиационную отрасль. Соглашение USB 2019 г. сняло все ограничения на количество рейсов и маршрутов между США и Беларусью и позволило перевозчикам США и Беларуси выполнять рейсы в воздушном пространстве другой страны.Приостановка действия Соглашения USB 2019 года фактически прекратит полеты между США и Беларусью.
В пресс-релизе выражается намерение администрации Байдена выступать за действия против белорусского правительства в международных органах в целях публичного осуждения событий 23 мая. провести расследование инцидента, чтобы определить, нарушило ли какое-либо государство-член ИКАО международное авиационное право, включая Конвенцию о международном праве гражданской авиации, также известную как Чикагская конвенция. Чикагская конвенция была принята в 1940-х годах и заложила основу, позволяющую осуществлять международную авиацию в том виде, в каком мы ее знаем сегодня. Организация Объединенных Наций учредила ИКАО в 1944 году как специализированное учреждение для содействия безопасному и упорядоченному развитию международной гражданской авиации во всем мире.
В связи с недавними событиями в Беларуси Чикагская конвенция обязывает государства-участники не использовать гражданскую авиацию для каких-либо целей, противоречащих Конвенции, и требует от государств воздерживаться от применения оружия против гражданских воздушных судов в бою и создания опасности для людей на борту воздушного судна. в случае перехвата.Хотя ИКАО не имеет полномочий непосредственно применять ответные меры, в соответствии с Чикагской конвенцией более крупная Ассамблея ИКАО может приостановить право голоса Беларуси в случае несоблюдения требований Чикагской конвенции.
Встречные санкции Беларуси
В свою очередь белорусское правительство объявило о контрмерах, в основном сосредоточенных на ограничениях дипломатических отношений с США. К таким мерам относятся сокращение штата дипломатической миссии США, ужесточение визового режима и ограничение работы американских специалистов в Беларуси.Правительство Беларуси также аннулировало разрешение Агентства США по международному развитию на работу в Беларуси.
ЕС добивается приостановки действия Соглашения об упрощении визового режима с Беларусью в связи с вынужденной миграцией – Организация за мир во всем мире злоупотреблений и несоблюдения. Это заявление является ответом на недавний всплеск нелегальной миграции на границах Беларуси с соседними государствами ЕС, который, как многие считают, был спровоцирован президентом Лукашенко.Хотя члены ЕС еще не одобрили это действие, стремление к ужесточению полномочий Беларуси демонстрирует растущий конфликт между Беларусью, соседними государствами — Польшей, Латвией и Литвой — и ЕС в целом.
В октябре 2020 года Евросоюз ввел экономические санкции против Беларуси. Первоначальной мотивацией этого было переизбрание белорусского президента Александра Лукашенко, что продлило его 26-летнее правление. Предполагается, что выборы были мошеннической попыткой сохранить режим Лукашенко, и это мнение подтверждается тем фактом, что активисты и мирные протестующие были вынуждены замолчать после этого решения.После выборов отношения не улучшились. ЕС ввел более жесткие санкции в мае после того, как белорусские власти совершили принудительную посадку самолета, чтобы арестовать журналиста Романа Протасевича. Теперь ЕС подозревает, что Беларусь использует иностранных мигрантов в качестве акта «гибридной войны», согласно The Guardian.
ЕС и Беларусь заключили Соглашение об упрощении визового режима в июле 2020 года, надеясь защитить тех, кто пытается перемещаться между двумя территориями, и безопасно вернуть тех, кто находился в странах нелегально.Соглашение предлагает более низкие цены на визы, меньше требуемых документов и продлевает срок действия студенческих или журналистских виз. Однако с момента его создания Беларусь воспользовалась соглашением, способствуя передвижению групп с Ближнего Востока и Северной Африки в Польшу, Латвию и Литву, что потенциально может привести к дестабилизации блока. Комиссар ЕС по внутренним делам и миграции Илва Йоханссон выразила свою обеспокоенность на пресс-конференции, заявив, что «Лукашенко ввозит или приветствует мигрантов, побуждает мигрантов приезжать в Минск, а затем их пропускают не только к внешним границам ЕС, но фактически вытеснили в Евросоюз.И это, конечно, совершенно неприемлемо. Это способ использовать людей и подвергать их жизни риску». Европейская комиссия четко заявляет, что «Соглашение об упрощении визового режима было заключено исходя из того, что уважение прав человека и демократии являются основополагающими принципами, регулирующими сотрудничество между Союзом и Беларусью». Теперь, когда Беларусь явно нарушает права человека, ЕС больше не считает, что соглашение распространяется на правительственных чиновников, хотя и продолжит выдавать визы белорусским гражданам.
Помимо отвратительного использования людей в качестве оружия, эта вынужденная миграция оказывает давление на ЕС и его отдельных членов. В интервью Би-би-си нигерийские мигранты рассказывают, что «беларусы бьют нас, отталкивают обратно в Польшу; поляки ловят нас, бьют, толкают обратно в Беларусь». Польша недавно ограничила свою пограничную зону для всех журналистов, НПО или усилий ЕС по оказанию помощи после гибели пяти мигрантов, сообщает Reuters. Йоханссон планирует встретиться с министром внутренних дел Польши в четверг, подчеркнув, что ЕС «поддержит Польшу в защите [ее] внешних границ, но важно, чтобы это соответствовало основным правам и соответствовало прозрачности.«За пределами Польши, Латвия и Литва также объявили чрезвычайное положение. Если ситуация не будет оперативно исправлена, отсутствие стабильности в регионе еще больше поставит под угрозу жизни ни в чем не повинных людей.
ЕС должен отдать приоритет защите невольных мигрантов, выступающих в роли белорусских пешек, а не наказанию правительственных деятелей, которым уже запрещен въезд в регион. Очевидно, что предыдущие ограничения не были эффективными. Вместо того, чтобы вкладывать ресурсы в ужесточение санкций, ЕС должен сосредоточиться на помощи мигрантам, будь то путем дальнейшего упрощения визового процесса или помощи в возвращении на родину. Верховный комиссар Организации Объединенных Наций по делам беженцев также должен принять участие, поддерживая практику невыдворения, которую защищает Соглашение о визах, и помогая мигрантам в их расселении. Наконец, хотя принуждение кажется очевидным, необходимы дальнейшие исследования, чтобы подтвердить точную природу этого типа миграции. Даже если этот кризис по сути «создан руками человека», его последствия реальны, и чрезвычайная гуманитарная ситуация будет иметь долгосрочные негативные последствия как для стран ЕС, так и для перемещенных лиц.
Комиссия предлагает частично приостановить действие Соглашения об упрощении визового режима между ЕС и Беларусью для должностных лиц белорусского режима | Пресса Комиссии ЕС
Сегодня Комиссия предлагает приостановить действие некоторых статей Соглашения об упрощении визового режима ЕС с Республикой Беларусь.Это решение последовало за попытками белорусского режима дестабилизировать ЕС и его государства-члены путем содействия нелегальной миграции в политических целях, а также за его решением от 28 июня 2021 года приостановить действие соглашения о реадмиссии между ЕС и Беларусью. Предложение нацелено на определенные категории должностных лиц, связанных с режимом, и не затронет рядовых граждан Беларуси, которые продолжат пользоваться теми же льготами в рамках Соглашения об упрощении визового режима, что и сейчас.
После принятия Советом частичная приостановка действия Соглашения об упрощении визового режима будет применяться к конкретным положениям Соглашения.Как следствие, не будут отменены требования в отношении дополнительных документальных подтверждений цели поездки, а сборы за обработку заявлений на получение визы не будут снижены. Меры коснутся только членов официальных делегаций Беларуси и членов белорусского национального и региональных правительств и парламентов, Конституционного суда Беларуси и Верховного суда Беларуси при исполнении ими своих обязанностей.
ЕС продолжит поддерживать народ Беларуси. Мы продолжаем поддерживать всех правозащитников и независимые голоса, а также всех людей, угнетенных режимом.
Следующие шаги
Совет рассмотрит предложение Комиссии и решит, следует ли принять частичную приостановку. Меры вступят в силу после принятия. В соответствии со статьей 14(5) Соглашения Беларусь будет уведомлена о решении о приостановлении не позднее, чем за 48 часов до его вступления в силу.
Фон
Соглашения между ЕС и Беларусью об упрощении визового режима и реадмиссии вступили в силу в июле 2020 года.Соглашение об упрощении визового режима касается взаимной выдачи виз гражданам Союза и Беларуси для предполагаемого пребывания не более 90 дней в течение любого 180-дневного периода. Соглашение о реадмиссии устанавливает процедуры для безопасного и упорядоченного возвращения лиц, незаконно находящихся в ЕС или Беларуси, при полном соблюдении их прав по международному праву, в частности принципа невыдворения.
Продолжающиеся репрессии против белорусского народа, одностороннее решение режима приостановить реадмиссию в Беларусь лиц, не имеющих права на пребывание в ЕС, а также организация нелегальной миграции в ЕС серьезно подрывают эти договоренности.