Сервитут частный и публичный: Основные отличия публичного и частного сервитута земельного участка

Содержание

Основные отличия публичного и частного сервитута земельного участка

В российском законодательстве под сервитутом понимается ограниченное право использовать чужой земельный участок.

В Земельном кодексе определены два вида сервитута: публичный и частный.

Публичный сервитут характеризуется тем, что одним из участников при заключении соглашения является государственный орган и целью его установления считается защита интересов не одного лица, а большого количества людей.

Основаниями, при которых возможно установление публичного сервитута могут быть: проход или проезд к водному объекту; возможность проведения ремонтных работ коммунальных инфраструктур; дренажные работы; прогон скота; сенокошение и выпас скота в сезоны, установленные по местным природным условиям; осуществление охоты и рыболовства; проведение исследовательских и изыскательских работ.

Если введение публичного сервитута вызывает существенные затруднения в использовании этого участка, то, по требованию собственника, ему обеспечивается выплата за причинённые неудобства.

Публичный сервитут устанавливается законом или другим нормативным актом с учетом общественных слушаний. Такие сведения вносятся в ЕГРН в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

В отличие от публичного частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. При этом владелец земельного участка может потребовать плату за использование его участка. В случае отсутствия согласия между владельцами недвижимости вопрос о сервитуте решается судом.

Частный сервитут может быть установлен, например, для прохода и проезда к соседнему земельному участку; при проведении водопровода или системы канализации через территорию соседнего участка; проведение электросетей.

В соответствии с действующим законодательством РФ, частный сервитут должен быть зарегистрирован в ЕГРН.

В случаях, когда основания для установления сервитута отпали, он прекращается по заявлению одной из сторон.

Кадастровая палата по Иркутской области напоминает, что обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим объектом недвижимости.

 

Полехина Е.П.

Заместитель начальника юридического отдела

филиала Кадастровой палаты по Иркутской области

 

 

Сервитут. Публичный или частный? - Вопросы и ответы

Для начала скажем, что сервитут земельного участка — это право частично использовать чужой земельный участок в личных или общественных целях.

 

Сервитуты устанавливаются:

  1. по соглашению между собственником участка и соседями - частный;
  2. по нормативному акту органов государственной власти, которым это право необходимо - публичный.

Отметим, что сервитут подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. Основанием установления частного сервитута является соглашение между лицом, которое требует установить сервитут, и собственником соседнего участка. В случае если соглашение об установлении или условиях частного сервитута не достигается - спор разрешается судом по иску лица, требующего установить частный сервитут.

 

Частный чаще всего предусматривает ограниченное использование конкретного земельного участка. Например, для коммуникаций или доступа к своему дому.

 

Публичный же  сервитут на земельный участок — это сервитут, который устанавливается решением органов власти использовать часть чужого земельного участка на благо общества. Например, для создания транспортной доступности и геодезических изысканий. Власти могут также устанавливать его на частных земельных участках в интересах различных компаний, которым нужно построить линейные объекты на этих участках. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

 

Цели установления публичного сервитута различны. Например:

  • размещения автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;
  • для устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности;
  • размещения объектов электросетевого хозяйства, линий и сооружений связи, тепловых, водопроводных сетей, сетей водоотведения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей;
  • складирования строительных и иных материалов, размещения временных или вспомогательных сооружений или строительной техники, необходимые для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения;
  • проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов, для проведения инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов.

В Земельном кодексе содержится целая глава -  V.7 об установлении публичного сервитута, в которая  отражается подробная информацию об условиях установления публичного сервитута.  Вводят его без обращения в суд либо оформления соглашения между какими-либо лицами. Для этого органы власти принимают нормативный акт, где отражаются все существенные условия. Акт принимается с обязательным проведением общественных слушаний (с участием местных жителей). Нужно соблюсти все требования действующих законов, так как такое публичное ограничение значительно ущемляет законные интересы собственника земли. Когда выявятся нарушения, землевладелец может через суд отменить нормативный акт властей. Такое публичное ограничение обязательно регистрируется в службе Росреестра, сведения вносят в ЕГРН.

 

Прекращаются соглашения об установлении сервитута после: окончания срока их действия или удовлетворения судом иска заинтересованного в этом лица. Основанием такого иска может быть существенное нарушение условий. Юридически соглашение прекращает действие после регистрации прекращения его действия в службе Росреестра и появления соответствующих сведений в ЕГРН.

 

В сентябре 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 № 341-ФЗ, в котором предусмотрен новый вид публичного сервитута. Уполномоченные органы будут его устанавливать по ходатайству организаций, которым необходимо построить линейные объекты на чужих земельных участках. Принятие Закона № 341-ФЗ связано с тем, что оформление и согласование строительства линейных объектов занимает слишком много времени. Для того, чтобы упростить этот процесс, Правительство РФ предложило ввести публичный сервитут, то есть административное решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об ограничении права пользования земельным участком, принятое по ходатайству определенных организаций.

 

Можно сказать, что публичный сервитут - право юридического лица обеспечить размещение общественно значимых объектов (линий электропередач, газопроводов и т. п.). Юридически сервитут на участок земли — это сделка, по которой собственник передает иному лицу ограниченные права на использование своей земли (ст. 23 ЗК РФ и ст. 274 ГК РФ).

 

Обращаем Ваше внимание, что не стоит использовать землю не по назначению, присваивать себе чужую часть земельного участка или пытаться продать его. Это может привести к аннулированию сервитута (по п. 2 ст. 276 ГК РФ), если собственник подаст соответствующий иск в суд. При этом у владельца остаются все права: он может распоряжаться своей землей, в том числе и продать. Когда собственник продает участок, права пользования сохраняются и переходят к новому владельцу.

О сервитуте…, Комментарий, разъяснение, статья от 29 января 2009 года

О сервитуте…

И.Ю.Кузьмин,
Референт государственной
гражданской службы 2 класса


Законодательство Российской Федерации содержит понятие права ограниченного пользования земельным участком - сервитут, которое обременяет чужой земельный участок. Существуют два вида сервитута частный и публичный.

Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

Статьей 274 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник недвижимого имущества вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).


Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами (статья 23 Земельного кодекса Российской Федерации).

Также существует публичный сервитут*, который устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний (статья 23 Земельного кодекса Российской Федерации).
________________
* Понятие публичного сервитута также приведено в статье 31 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", согласно положениям которой сервитутом может являться обязанность собственника допускать ограниченное использование приватизированного государственного или муниципального имущества (в том числе земельных участков и других объектов недвижимости) иными лицами, а именно:

обеспечивать беспрепятственный доступ, проход, проезд;

обеспечивать возможность размещения межевых, геодезических и иных знаков;

обеспечивать возможность прокладки и использования линий электропередачи, связи и трубопроводов, систем водоснабжения, канализации и мелиорации.




Согласно п.3 ст.23 ЗК РФ публичные сервитуты могут устанавливаться для:

- прохода или проезда через земельный участок;

- использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

- размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

- проведения дренажных работ на земельном участке;

- забора воды и водопоя;

- прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

- сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

Кадастровая палата консультирует граждан о порядке установления сервитута на земельный участок

В последнее время в Кадастровую палату все чаще поступают обращения от жителей Еврейской автономной области об установлении сервитута на земельный участок.

Ключевые вопросы, которые возникают у заявителей, это порядок и срок, на который может быть установлен сервитут.

Заместитель директора – главный технолог Кадастровой палаты по Еврейской автономной области Василий Пивненко подробно рассказал об установлении публичного сервитута на земельный участок.

Понятие о сервитуте пришло в современное законодательство из далекой эпохи Римской империи, где такая юридическая практика применялась очень широко. Естественно, современные юридические нормы сервитутов сильно отличаются от древнеримских. Само понятие земельного сервитута означает ограничение прав использования собственником участка в пользу третьих лиц. Или, иными словами, посторонним лицам разрешено постоянное ограниченное право использования чужого участка земли.

Законодательное определение и порядок наложения сервитутного обременения отражены в Гражданском Кодексе Российской Федерации. Устанавливается такое обременение для того, чтобы обеспечить себе и другим лицам проезд либо проход через препятствующий этому участок земли, или же для монтажа и обслуживания коммуникационных сооружений, если иного выхода из сложившейся ситуации найти невозможно.

При этом сервитут на земельный участок подразделяют на частный (простой) и публичный (предиальный). Простое соглашение может быть заключено между частными лицами, а в публичной форме – это когда с одной стороны могут выступать органы, обеспечивающие таким образом интересы населения или государства. Как уже отмечалось, для такого вида сервитута характерно участие в нем органов местного самоуправления, или иных органов государственной власти. Это не единственное отличие его от частного сервитута. Если последний может быть заключен с обоюдного согласия обеих сторон, то публичный сервитут устанавливается после проведения публичных слушаний на основании государственного правового акта либо аналогичного документа субъекта Российской Федерации, либо актом органов местного самоуправления.

Публичный сервитут на земельный участок устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного муниципального органа. Чаще всего этим занимаются местные органы самоуправления населенным пунктом или сельские поселения. На основании результатов общественных слушаний органами государственной власти выносится решение в виде нормативного правового акта об установлении публичного сервитута на земельный участок.

При этом об изъятии земельного участка речь не идет. Если же отпала необходимость обеспечения условий, установленных публичным сервитутом на земельный участок, то его собственник вправе потребовать отмены такого обременения.

Существует несколько оснований для прекращения действия публичного сервитута на земельный участок: устранение причины, по которой он был наложен, окончание срока действия сервитутного обременения, если оно было срочным, и срок был указан в зарегистрированном акте. В случае, когда результатом действия сервитутного обременения стала невозможность использования участка по его непосредственному назначению, то собственник вправе через суд требовать прекращения действия этого обременения.

Независимо от того, по какой причине прекращено действие сервитута, это должно быть оформлено правовым актом структур, вынесших решение о наложении обременения, с его последующей государственной регистрацией. Для принятия решения о прекращении действия сервитута проведение общественных слушаний не требуется, если это не предусмотрено местным законодательством.

Порядок установления и регистрации сервитута на земельный участок

Сервитут – это ограниченное право пользования земельным участком, не принадлежащим лицу или лицам на праве собственности.

Есть два вида сервитутов: публичный и частный. Публичный сервитут обеспечивает интересы государства, местного самоуправления или местного населения (п. 2 ст. 23 ЗК РФ). Например, попасть на общественный пляж можно только через ваш участок. В таком случае он может быть обременен правом прохода (проезда) к этому пляжу.

Этим публичный сервитут отличается от частных сервитутов, которые устанавливаются в интересах конкретных лиц. Например, у вашего участка нет выхода к дороге общего пользования и попасть на нее вы можете только через участок, который находится рядом. В таком случае возникают основания предоставить вам право проезжать по участку вашего соседа.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Как устанавливается частный и публичный сервитут?

Частный сервитут можно установить по соглашению сторон или через суд, если собственник соседнего участка не согласен на заключение соглашения (п. 3 ст. 274 ГК РФ).

Публичный сервитут может установить исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, если необходимо удовлетворить государственные (муниципальные) интересы или нужды местного населения (п. 2 ст. 23 ЗК РФ). Например, для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования (пп. 1 п. 4 ст. 23 ЗК РФ).

Для установления публичного сервитута исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает соответствующее решение (п. 2 ст. 23 ЗК РФ).

Является ли сервитут платным?

Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком, плата может быть установлена как по соглашению сторон, так и на основании судебного акта в случае недостижения соглашения.

Плата за сервитут определяется судом исходя из принципов разумности и соразмерности с учетом характера деятельности сторон, площади и срока установления сервитута, и может иметь как форму единовременного платежа, так и периодических платежей.

Размер платы за сервитут должен быть соразмерен той материальной выгоде, которую приобретает собственник земельного участка в результате установления сервитута, компенсируя те ограничения, которые претерпевает собственник земельного участка, обремененного сервитутом.

Если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель также вправе требовать от установивших его органа государственной власти или органа местного самоуправления соразмерную плату (п. 13 ст. 23 ЗК РФ).

Подлежит ли сервитут государственной регистрации?

В соответствии с п. 3 ст. 274 Гражданского кодекса, п. 9 с. 23 Земельного кодекса сервитуты (в том числе публичные) подлежат государственной регистрации.

Кто может обратиться за государственной регистрацией сервитута?

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении публичного сервитута, направляют в орган регистрации прав решение об установлении или о прекращении публичного сервитута и описание местоположения границ публичного сервитута в течение пяти рабочих дней со дня принятия данного решения.

Государственная регистрация сервитута осуществляется на основании заявления лица, приобретающего право ограниченного пользования чужой вещью, или лица, права которого ограничиваются, в том числе в случае, если сведения о месте и об условиях ограниченного пользования чужим объектом недвижимости установлены судебным актом или соглашением об установлении сервитута.

Как осуществляются государственная регистрация и государственный кадастровый учет в связи с установлением сервитута?

Согласно пункту 4 части 3 статьи 14, части 4 статьи 44 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в связи с образованием части земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут, осуществляются одновременно.

Особенности кадастрового учета при установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности?

Согласно пункту 11 части 5 статьи 14 Закона о регистрации в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, которая образуется в целях установления применительно к ней сервитута, государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав.

Сервитут – что это такое. Виды и понятие сервитутов

Сервитут – это законная возможность ограничено пользоваться землей, чтобы проходить, проезжать, прокладывать коммуникации.

Часто сервитут актуален для садоводческих товариществ, коттеджных поселков, для многоквартирных домов, где земельный участок часто окружен другими участками, домами. Таким образом, попасть туда с улицы, не проходя через другие участки, невозможно. Это создает много проблем для хозяев участка, коммунальщиков, пожарников, сотрудников скорой помощи. Еще один пример, характерный для дачных поселков – закрывают огражденные участки других владельцев дач.

В таких случаях на владельца земельного участка происходит наложение сервитута. Они в добровольном или принудительном порядке должны выдать землю в пользование, но при этом не лишаются права собственности. Подробнее разбирая определение сервитута, остановимся на его видах, классификации, основаниях для установления.

Виды сервитутов

Понятие сервитута было закреплено еще в советской юридической практике. Выделяется:

  • частный;
  • общественный;
  • бессрочный;
  • срочный сервитут.

Частные сервитуты

Частные сервитуты – это соглашение между двумя или более частными лицами. Например, между владельцами смежных земельных участков. Не обязательно обращаться в суд для установления сервитута – многие люди сознательные и ответственные и вполне могут договориться без этого.

Частный сервитут на земельный участок можно установить в случаях, когда:

  • Невозможно пройти или проехать к своему земельному участку, не заходя или не заезжая на участок другого человека.
  • Не получается организовать системы полива или мелиорации.
  • Другие нужды собственника участка.

Общественный сервитут

Общественный сервитут заключается для нужд жителей какого-либо населенного пункта. Часто из-за ограждений на участках жители дачного поселка не могут пользоваться лесом, а соответствующие службы – проложить коммуникации.

Также публичный сервитут устанавливается, чтобы:

  • проходить или проезжать через земельный участок;
  • беспрепятственно выпасать и прогонять через какую-то территорию сельскохозяйственных животных;
  • косить сено;
  • посещать пляж;
  • проводить научные исследования, например, археологические раскопки, изучать флору и фауну региона.

Публичный и частный сервитуты имеют отличия. Публичным может пользоваться неограниченное количество людей.

Срочные сервитуты 

Срочные сервитуты заключаются на определенный промежуток времени. После окончания действия сервитута, собственник может пользоваться своим имуществом единолично. 

Бессрочные 

Бессрочные – действуют постоянно или до того времени, когда перестают быть актуальными или, когда препятствуют владельцу пользоваться земельным участком.

Также земельный сервитут бывает платным и бесплатным. Платный подразумевает, что гражданин, обремененный сервитутом, получает регулярные отчисления за причиненные неудобства. Бесплатный сервитут предоставляется по договоренности на безвозмездной основе.

Как оформляется и регистрируется сервитут?

Установление сервитута – это, в первую очередь, вывод собственников о необходимости его применения. Затем – заключается письменный договор, в котором отмечается сфера, на которую распространяется сервитут, форма взаимодействия (платная или безвозмездная), сроки действия и дополнительные условия.

После достижения сторонами согласия сервитут регистрируется в Росреестре. Когда сделка рассмотрена и подтверждена, вам должны выдать выписку ЕГРН. В этой выписке указываются все обременения и ограничения, возложенные на территорию. Таким образом, сервитут вступает в действие.

Некоторые люди спрашивают, есть случаи, когда установление сервитута не надо регистрировать? Существует исключение, когда территория с неограниченным сервитутом передается человеку по наследству. Наследуя земельный участок, он получает и обременение, неотделимое от земли.

Процесс регистрации сервитутного права проходит в четыре этапа:

  • Подача необходимой документации и проверка, правильно ли составлены бумаги. После этого они принимаются и выдается соответственное подтверждение.
  • Проверка, правильно ли составлена документация. Поданные заявителем бумаги отправляют на экспертизу. Профильный юрист проверяет, соответствуют ли бумаги действующему законодательству, подлинные и действительные ли они, способствуют ли разрешению основной задачи.
  • Внесение информации о сервитуте в ЕГРЮЛ.
  • Выдача документа, который подтверждает регистрацию.

Мы разобрались, что значит «сервитут» и перечислим документы, которые надо подать для его юридического оформления. В первую очередь, подготовьте нормативный акт или соглашение между сторонами. Также понадобятся:

  • Заявление.
  • Паспорт подателя заявления (скан или ксерокопия).
  • Кадастровая документация на земельный участок.
  • Чек, подтверждающий уплату государственной пошлины.

Если документацию подает не сам заявитель, а другое лицо – надо также представить нотариально заверенную доверенность.

Можно ли обжаловать сервитут в судебном порядке?

Земельный сервитут – это часто конфликты между сторонами. Как поступить, если найти удовлетворяющее все стороны решение не получается. Чаще всего споры возникают касательно площади, обременяемой сервитутом, сроках действия и т.д. Чтобы разрешить конфликтную ситуацию, можно обращаться в суд города или районного центра.

Одна из сторон не физическое, а юридическое лицо?

Советуем заинтересованной стороне обращаться в арбитражный суд. Но перед подачей заявления обязательно убедитесь, что ваши требования и претензии законны. Оптимальный вариант – заручиться поддержкой опытного профильного юриста. Специалист изучит все обстоятельства дела и предложит оптимальные варианты решения проблемы, грамотно представит ваши интересы в суде.

В ходе судебного заседания адвокат представит подготовленные совместно с вами альтернативы сервитутных проектов. Также он поможет добиться того, чтобы за обремененный сервитутом участок, вы получили большую финансовую компенсацию. Поэтому желательно провести предварительную экспертизу, включающую в себя анализ земли и оценку всех возможных рисков и ухудшения свойств участка из-за вступления в действие сервитута.

Если вы нуждаетесь в юридической помощи, обращайтесь в «РБ Интеллект». Команда наших юристов более 18 лет помогает физическим и юридическим лицам отстаивать их интересы. Чтобы получить консультацию профильного юриста, воспользуйтесь специальной формой на сайте. Коротко опишите свою проблему и оставьте контактные данные для связи.

Юрист «РБ Интеллект» проанализирует ситуацию и поможет подобрать оптимальное решение касательно сервитута. Если ваши права на пользование собственным участком ущемлены, мы поможем защитить их в суде и добьемся справедливости вместе!

Что такое сервитут? - Мичуринский городской портал

Сервитут – ограниченное вещное право пользования чужим земельным участком в том или ином отношении. Российским законодательством установлен частный и публичный сервитуты. Частный сервитут устанавливается договором или на основании решения суда. Согласно требованиям статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка вправе требовать от собственника соседнего земельного участка предоставления права ограниченного пользования соседним участком. Он может быть установлен для прохода, проезда, в целях содержания и строительства объектов инженерной инфраструктуры. Сервитут обременяет земельный участок, однако обременение не лишает собственника земельного участка права владеть, пользоваться и распоряжаться этим земельным участком. Сервитут переходит вместе с земельным участком. По договору о сервитуте может устанавливаться плата за пользование.

Публичный сервитут устанавливается законом или другим нормативным правовым актом РФ, субъекта РФ или органа местного самоуправления, когда это необходимо для обеспечения интересов государства, органа местного самоуправления или местного населения. Основная причина их установления - это возможность решать задачи, связанные с обеспечением государственных или общественных нужд, без постоянного или временного занятия земельных участков. Публичные сервитуты устанавливаются только с учетом результатов общественных слушаний (п. 2 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации).

Публичный сервитут может быть использован для прохода, проезда, публичного использования и т.д. В отличие от частного, публичный сервитут, как правило, бесплатный, но если его установление существенно затрудняет пользование участком собственником, он вправе требовать соразмерную плату. А если его установление приводит к невозможности использования участка собственником по целевому назначению, он вправе требовать выкупа земельного участка с возмещением ему убытков, либо предоставления равноценного земельного участка. Сервитуты, как и иные права на землю, подлежат государственной регистрации.

Основное отличие между частными и публичными сервитутами - способы их установления и интересы, для которых они устанавливаются. Например, собственник земельного участка для прокладки линии электропередачи или газопровода к своему участку может заключить соглашение с собственником соседнего земельного участка, через который коммуникации будут подведены. В этом случае речь идет о частном сервитуте. Если же через район индивидуальной жилой застройки необходимо провести коммуникации для вновь застраиваемой территории, устанавливается публичный сервитут.

Заместитель прокурора Мичуринского района
советник юстиции А.А.Мананников


Основные отличия публичного и частного сервитута земельного участка

В российском законодательстве под сервитутом понимается ограниченное право использовать чужой земельный участок.

В Земельном кодексе два вида сервитута: публичный и частный.

публичный орган включает в себя защиту интересов одного лица, большого количества людей.

Основания, при возможно установление публичного сервитута: проход или проезд к водному объекту; возможность проведения ремонтных работ коммунальных инфраструктур; дренажные работы; прогон скота; сенокошение и выпас скота в сезоны, установленные по местным природным условиям; осуществление охоты и рыболовства; проведение исследовательских и изыскательских работ.

. Возможные ограничения в использовании этого участка, по требованию этого участка, может быть, ему разрешено выплата за неудобства.

Публичный правовой договор или другим нормативным актом с учетом общественных слушаний. Такие сведения вносятся в ЕГРН в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

В отличие от публичного частного сервера устанавливается по соглашению между лицом, требующим сервитута, и собственником соседнего участка. При этом владелец земельного участка может потребовать плату за использование его участка. В случае согласия между владельцами недвижимости вопрос о сервитуте решается судом.

Частный сервитут может быть установлен, например, для прохода и проезда к соседнему земельному участку; при проведении водопровода или системы канализации через территорию соседнего участка; проведение электросетей.

В соответствии с действующим законодательством РФ, частный сервитут должен быть зарегистрирован в ЕГРН.

В случаях, когда запускается сервитута, отпали.

Кадастровая палата по Иркутской области напоминает, что обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим объектом недвижимости.

Полехина Е.П.

Заместитель начальника юридического отдела

филиала Кадастровой палаты по Иркутской области

Сервитут. Публичный или частный? - Вопросы и ответы

Для начала сервитут земельного участка - это право частично использовать чужой земельный участок в личных или общественных целях.

Сервитуты устанавливаются:

  1. по соглашению между собственником участка и соседями - частный;
  2. по нормативному акту органов государственного органа власти, которому это право необходимо - публичный.

Отметим, что сервитут подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. Основанием частного сервитута является соединение между лицом, которое требует установить сервитут, и собственное сервитута. В случае соглашения об установлении или условиях частного сервитута не достигается - спор разрешается судом по иску лица, требующего установить частный сервитут.

Частный чаще всего предусматривает ограниченное использование конкретного земельного участка.Например, для коммуникаций или доступа к своему дому.

Открытый орган власти использовать часть чужого земельного участка на благо общества. Например, для создания транспортной доступности и геодезических изысканий. Власти могут также установить его на частных земельных участках в различных компаниях, чтобы построить линейные объекты на этих участках. Публичный сервитут может быть установлен в одном или нескольких земельных участках и (или) отношении земель.

Цели защиты публичного сервитута различны. Например:

  • размещения автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;
  • для устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности;
  • размещения объектов электросетевого хозяйства, линий связи, тепловых, водопроводных сетей, сетей водоотведения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей;
  • складирования строительных и использованных материалов, внутренних или временных ресурсов строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, местного или местного значения;
  • проведения инженерных изысканий в подготовке документации по планировке территории.

В Земельном кодексе содержится целая глава - V.7 об установлении публичного сервитута, в которой отражена подробная информация об условиях публичного сервитута. Вводят его без обращения в качестве средства использования между какими-либо лицами. Для этого органы власти принимают нормативный акт, где отражаются все существенные условия. Акт принимается с обязательным проведением общественных слушаний. Нужно соблюсти все требования закона, так как такое публичное ограничение широко ущемляет законные интересы собственника земли.Когда выявятся нарушения, землевладелец может через суд от нормативный акт властей. Такое публичное ограничение обязательно регистрируется в службе Росреестра, сведения вносят в ЕГРН.

Прекращаются соглашение об установлении сервитута после: окончания срока их действия или удовлетворения иска заинтересованного в этом лице. Основанием такого иска может быть существенное нарушение условий. Юридическое действие прекращает действие после регистрации прекращения его действия в службе Росреестра и появления сведений в ЕГРН.

В сентябре 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 № 341-ФЗ, в котором предусмотрен новый вид публичного сервитута. Уполномоченные органы его создания по ходатайству организаций, необходимо построить линейные объекты на чужих земельных участках. Принятие Закона № 341-ФЗ связано с тем, что оформление и согласование строительства линейных объектов слишком много времени. Для того, чтобы упростить этот процесс, Правительство РФ предложило публичный сервитут, то есть административное решение органа государственной власти или органа местного управления об ограничении права пользования земельным участком, принятое по ходатайству определенных организаций.

Можно сказать, что публичный сервитут - право юридического лица размещение общественно значимых объектов (линий электропередач, газопроводов и т.п.). Юридически сервитут на участок земли - это сделка, по которой собственник передает иному ограниченные права на использование своей земли (ст. 23 ЗК РФ и ст. 274 ГК РФ).

Обращаем Ваше внимание, что не стоит использовать землю не по назначению, присваивать себе чужую часть земельного участка или пытаться продать его.Это может привести к аннулированию сервитута (по п. 2 ст. 276 ГК РФ), если собственник подаст соответствующий иск в суд. При этом у владельца остаются все права: он может распоряжаться своей землей, в том числе и продать. Когда собственник продает участок, права пользования сохраняются и переходят к новому владельцу.

О сервитуте…, Комментарий, разъяснение, статья от 29 января 2009 года

О сервитуте…

И.Ю.Кузьмин,
Референт государственной
гражданской службы 2 класса


Законодательство Российская Федерация содержит понятие права ограниченного пользованием земельным участком - сервитут, которое обременяет чужой земельный участок.Существуют два вида сервитута частный и публичный.

Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

Статьей 274 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник недвижимого имущества вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без защиты сервитута.

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в которых установлен сервитут, если предусмотренные федеральными законами (статья 23 Земельного кодекса Российской Федерации).

Также существует публичный сервитут * который, устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъектом РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний (статья 23 Земельного кодекса Российской Федерации).
________________
* Понятие публичного сервитута также приведено в статье 31 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О" приватизации государственного и муниципального имущества », согласно положениям сервитутом может являться обязанность собственника допускать ограниченное использование приватизированного государственного или муниципального имущества (в том числе земельных участков и других объектов) иными лица, а именно:

обеспечивать беспрепятственный доступ, проход, проезд;

обеспечивать возможность размещения межевых, геодезических и других знаков;

обеспечивать возможность прокладки и использования линий электропередачи, связи и трубопроводов, систем водоснабжения, канализации и мелиорации.


Согласно п.3 ст.23 ЗК РФ публичные сервитуты могут устанавливаться для:

- прохода или проезда через земельный участок;

- использование земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

- размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

- проведение дренажных работ на земельном участке;

- забора воды и водопоя;

- прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

- сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном в порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

что это такое, для чего нужен, как установить, что содержится в договоре?

Установление сервитута на земельный участок - законный закрепить ограничение на право пользования чужим имуществом.Используется этот правовой инструмент в тех ситуациях, когда ограничение прав требует интересов других собственников.

Как установить?

Что это такое?

Понятие сервитута описано в статье 274 ГК РФ и статье 23 ЗК РФ и представляет собой установку частичного права на пользование соседним участком земли. Эта процедура включает в себя введение сервитута не может быть произвольным.

В соответствии с положениями статьи 274 ГК РФ сервитут может быть установлен в следующих ситуациях:

  • При обнаружении беспрепятственного доступа на соседний земельный участок.
  • При необходимости проведения государственных работ по возведению, реконструкции или использованию инфраструктуры.
  • При возникновении необходимости проведения линии энергоснабжения на соседний земельный надел.
  • Когда ограничения на пользование землей соответствуют интересам множества лиц.

Важно! Введение сервитута накладывает серьезные ограничения на интересы собственника, требования всех законодательных актов исполняется неукосн.

Законом также предусмотрена государственная регистрация всех сервитутов в Росреестре. Сведения об ограничениях и сроках в обязательном порядке вносятся в базуН.

Разновидности

Публичный

Понятие публичного сервитута закреплено в статье 23 Земельного Кодекса РФ. Его представителем является государственный орган власти. При этом целью договора является защита прав неограниченного числа граждан.

Основаниями для публичного сервитута являются:

  1. Организация свободного доступа к водному объекту.
  2. Возможность проведения работ по ремонту и обслуживанию объектов коммунальной инфраструктуры.
  3. Необходимость проведения дренажных работ.
  4. Прогон животных сельскохозяйственного назначения.
  5. Сенокошение и организация выпаса скота в существующие временные периоды.
  6. Осуществление исследований и геологоразведывательных работ.

Частный

Частный сервитут - понятие, закрепленное в статьях 274–277 ГК РФ. Согласно установленным нормам владелец недвижимости (участка земли или построек) имеет право требовать от хозяина соседнего земельного надела права ограниченного пользования принадлежащим ему имуществом (землей).

Статья 277 ГК РФ. Обременение сервитутом зданий и сооружений

Применительно к правилам, предусмотренным статьями 274 - 276 настоящего Кодекса, сервитутом могут обременяться здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное использование необходимо вне связи с использованием земельным участком.

Основанием для установки частного сервитута является договор между заинтересованным лицом и владельцем земельного участка. Если мирным путем достижения не достичь - спор может быть разрешен в судебном порядке.

Обременение, возникшее в результате установки сервитута, не лишает владельца недвижимости права на владение, пользование и распоряжение ею.

Основные причины регистрации частных сервитутов

На новом уровне установлены следующие условия регистрации сервитута:

  • При регистрации законного права прохождения через соседний земельный надел.
  • Проведение прокладки линий связи, электропередачи или всех типов трубопроводов.
  • Снабжение земельного надела водой.
  • Для обеспечения возможности удовлетворения прочих нужд собственников.

Причины, которые могут повлечь наложение сервитута, указаны также в ФЗ № 123 «О племенном животноводстве» от 03.08.1995:

  • Обеспечение животных водой.
  • Для выполнения выгона скота.
  • Для обеспечения сбора и отвода воды.

Как зарегистрировать?

Перечень документов

Набор документов, требующийся для сервитута, различается в зависимости от правовых характеристик заявителя.

Для юридических лиц потребуются:

  • Правовой акт, являющийся поставщиком услуг для установки сервитута.
  • Учредительные документы организации, ее учредительный договор.
  • Выписка из базы ЕГРЮЛ.
  • Доверенность, если интересы компании представляет доверенное лицо.
  • Согласие органов власти на установление ограничений.
  • Правоустанавливающие документы, подтверждающие статус муниципалитета.
  • Постановление о проведении общественных дебатов.
  • Кадастровый паспорт земельных наделов.

Граждане, имеющие статус физических лиц, обязаны также предоставить:

  • Паспорт гражданина РФ.
  • Платежный документ, подтверждающий оплату Государственной пошлины.

Общими документами, требующимися для всех категорий граждан, являются:

  • Соглашение сторон.
  • Кадастровый паспорт с разметкой зон, которые налагаются ограничения.

Если решение об установлении сервитута внесено в ходе судебного процесса для проведения процедуры выполнения процедуры постановления постановления суда. Дополнительно потребуется приложить 2 копии документа заверенные печатью отметкой о вступлении решения в законную силу.

Договор

Документ в обязательном порядке должен содержать следующие разделы:

  • Преамбула. Здесь должны быть указаны сведения об участниках сделки и информация о доверенностях, если интересы сторон указаны доверенные лица.
  • Предмет соглашения. В этом разделе указывается порядок установки сервитута и цели его введения.
  • Стоимость. Сервитут может быть установлен на возмездной основе, поэтому в тексте необходимо указать размер установленной платы, а порядок расчетов.
  • Права и обязанности участников сделки.
  • Действия сторон при возникновении обстоятельств непреодолимой силы.
  • Реквизиты участников.
  • Подписи сторон.
  • Дату подписания соглашения.

К существенным условиям договора относят:

  1. Кадастровые данные на земельный участок.
  2. Информацию о формировании обременения.
  3. Сведения о введении ограничений.
  4. Порядок расчетов между участниками встречи.

Как правило, к основному договору прилагаются:

  • Кадастровый паспорт земельного надела.
  • Схема участка и описание его использования после установки обременения.
  • Расчет платы за сервитут.

Подписание соглашения происходить сразу после достижения договоренностей относительно его условий. Произойти это должно не позднее 30 календарных дней с момента разрешения противоречий.

Как оформить на проезд к участку?

Для того, чтобы оформить согласительный договор на проезд к земельному наделу требуется:

  1. Обратиться к собственнику участка для ведения переговоров.
  2. Если участникам удалось достичь согласия - оформить договор о назначении сервитута в простой письменной форме.

    В тексте документа необходимо подробно описать все достигнутые договорённости. В будущем это позволит избежать двусмысленных трактовок и спорных ситуаций.

  3. После того, как договор будет подписан, стороны обязаны предоставить документы в Росреестр для проведения государственной регистрации.
  4. Если земля была арендована у других государств договора, должны быть составлены также заявления в адрес органов местного самоуправления. Обращение администрация рассмотрит в течение 30 дней.

Судебное наложение

Если стороны не могут договориться об установлении сервитута мирным путем, спор будет разрешен в судебном порядке.

Заявителю в ходе судопроизводства потребуется доказать:

  • Факт отсутствия возможностей реализации собственных прав без ущемления прав собственника спорного участка.
  • Факт наличия спорной ситуации между владельцем участка и истцом.
  • Обоснование использования для реализации своих прав именно этого участка земли.
  • Справедливость и достаточность платы для владельца земли, ущемленного в правах.
  • Срок установки ограничений.

Перед тем, как подать иск в судебные инстанции необходимо:

  1. Направить потенциальному ответчику соглашение о сервитуте и письмо с предложением в тридцатидневный срок подписать договор. В качестве доказательств суду потребуется предъявить документ о вручении владельцу земли обращения истца и его отказ от подписания договора.
  2. Получить результаты землеустроительного исследования, которые послужат доказательством необходимости установки сервитута.
  3. Провести оценки использования чужим земельным наделом.

Заслушаводы истца и владельца участка, суд определит оптимальные условия налагаемого обременения и его необходимость.

Плата за использование земли

Сервитут передачи третьим лицам прав на использование принадлежащего собственнику участка земли.Устанавливается возможность установки соразмерной платы за сервитут на земельный участок.

Что влияет на размер?

Факторами, определяющими размер используемой платы являются:

  • Доля земельного надела, на ограничения накладываются.
  • Степень ограничения права пользования участком собственника.
  • Частота использования и связанные с этим неудобства хозяина.
  • Степень влияния обременения на возможность проведения сделок и других манипуляций с недвижимостью.

Каждая из перечисленных выше характеристик делится на 5 значений, для чего вводится понятие дискретного диапазона значений факторов.

В зависимости от степени и влияния фактора на землю его значение в диапазоне от 0 до 100%. Шаг установки в размере 25%, т. е. устанавливает 5 величин - 0, 25, 50, 75 и 100%.

Основания для прекращения

Действие сервитута может быть прекращено в связи со своими причинами:

  1. Исчезновением, на основании которого она использовалась третьими лицами.
  2. Исчезновением возможности дальнейшей эксплуатации участка.

Также законными причинами прекращения действия обременения могут быть признаны:

  • Нанесение вреда окружающей среде.
  • Нанесение существенного вреда плодородному слою почвы.
  • Проведение не обслуженных законом работ.
  • На создание закона границ.
  • Отказ от внесения платы, установленной в договоре.

Отмена по согласованию

Действие сервитута также может быть прекращено по взаимному решению участников договора в том случае, когда у третьих лиц исчезают причины, из-за которых возникает необходимость использования участка.

В таком случае расторжения соглашения происходит согласно описанному в соглашении соглашения, в котором указывается факт расторжения сделки.

Отменить публичного сервитута не представится возможным, если:

  1. Обремененный участок земли необходим для прохода к водоемам.
  2. Если земля используется для заповедников, охотничьих угодий и рыболовства.
  3. Если земельный надел используется для размещения коммуникаций или инфраструктуры инфраструктуры.

При возникновении споров относительно частных сервитутов любые конфликтные ситуации между соглашением можно решить в судебном порядке.

Сервитут накладывает ограничение на права собственника в вопросе пользования и распоряжения земельным участком. Чаще всего это вынужденная мера, которая позволяет третьим лицам в полной мере реализовать свои права по пользованию недвижимостью.Так как права обремененного территориального ущемления государство контролирует предоставление сервитута, а также разрешение спорных ситуаций и выплату компенсации неудобства.

Что такое сервитут? - Мичуринский городской портал

Сервитут - ограниченное вещное право пользования чужим земельным участком в том ином отношении. Российским законодательством установлен частный и публичный сервитуты. Частный сервитут устанавливается договором или на основании решения суда.Согласно требованиям статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка вправе требовать от собственника соседнего земельного участка права ограниченного пользования соседним участком. Он может быть установлен для прохода, проезда, в целях строительства объектов инженерной инфраструктуры. Сервитут обременяет земельный участок, однако обременение не лишает собственника земельного участка права владеть, пользоваться и распоряжаться этим земельным участком. Сервитут переходит вместе с земельным участком. По договору о сервитуте может устанавливаться плата за пользование.

Публичный орган местного самоуправления устанавливается законом или другим нормативным правовым актом РФ, субъектом РФ или органом местного самоуправления, когда это необходимо для обеспечения интересов государства, органа местного самоуправления или местного населения. Основная их задача - это возможность решать задачи, связанные с государственными или общественными задачами, без постоянного занятия земельных участков.Публичные сервитуты устанавливаются только с учетом результатов общественных слушаний (п. 2 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации).

Публичный сервитут может быть использован для прохода, проезда, публичного использования и т.д. Требовать соразмерную плату в публичном кабинете. А если его установление приводит к невозможности использования участка собственником по целевому назначению, он вправе требовать выкупа земельного участка с возмещением ему убытков, либо равноценного земельного участка. Сервитуты, как и другие права на землю, подлежат государственной регистрации.

Основное отличие между частными и публичными сервитутами - способы их личные и личные интересы, для которых они устанавливаются. Например, собственник земельного участка для прокладки линии электропередачи или газопровода к своему участку может заключить соглашение с собственником соседнего земельного участка, через который коммуникации будут подведены. В этом случае речь идет о частном сервитуте.Если же через район индивидуальной жилой застройки необходимо провести коммуникацию для вновь застраиваемой территории, публичный сервитут.

Заместитель прокурора Мичуринского района
советник юстиции А.А.Мананников


Как публичный сервитут суперфицием стал

введен в действие обширный закон, вносящий изменения в свой обширный кодекс РФ и другие законы (ФЗ от 3 августа 2018 г.№ 341-ФЗ). Он посвящен сервитутам, причем, в основном, публичным. Публичным сервитутам вообще не повезло в цивилистической доктрине. Многие считали их не сервитутами вовсе, а особыми публичными обременениями, за плату установленными в пользу неопределённого круга лиц. Такие обременения отличались от последних сервитутов тем, что всегда имели правообладателей. Эта практика широко распространенных услуг, поскольку она использует эту практику широко распространенных услуг, распространяются на кого-то из них.Если беспокоиться за каждое «странное» положение нашего законодательства, можно попросту сойти с ума…

Но после принятия ФЗ от 3 августа 2018 г. № 341 возникли серьёзные основания для того, чтобы обратить внимание на публичные сервитуты, тем более что этот закон не внёс никаких изменений в Гражданский кодекс РФ, хотя тот регламентирует обычные (частные, гражданские) сервитуты. Мотивов тут несколько…

Во-первых, и обычный (частный, гражданский) сервитут, и публичный сервитут, хотя они и объединены общим понятием «право ограниченного пользования чужим земельным участком», тем не менее, продолжают называться сервитутами. Впрочем, этот довод можно было сделать раньше, но сейчас он рельефно подчёркнут новой редакцией ст. 23 ЗК, где сервитут и публичный серв исключения через запятую. Разумеется, налицо нарушение правил формальной логики, прежде всего закона тождества (привет адептам машинизации права!). Но даже главное не это, а то, какой критерий их лежит в основе разграничения.

Если раньше это был круг лиц, имеющий право на сервитута, конкретное лицо для частного сервитута, неопределённый круг - для публичного, то теперь использование этого критерия невозможно.Что касается термина «право ограниченного пользования», то под него можно подвести любое вещное право на чужой земельный участок, среди них неограниченных прав нет. Можно ли считать, что публичный сервитут устанавливается «в интересах государственных и муниципальных нужд, а также нужд местного населения» (ч. 2 ст. 23 ЗК), а частный сервитут в пользу конкретного лица? В принципе, да, если бы не одно «но», и это второй мотив. А пока можно с уверенностью сказать, что проблема разграничения частных и публичных сервитутов обострилась.

Во-втором, в Земельном кодексе РФ появился новый термин «обладатель публичного сервитута», к которому отнесено лицо, установленное в соответствии с главой V.7 кодекса. И хотя законодательство всячески стремился избежать прямого указания на конкретное лицо, которое является «конкретным заявителем», это фактически - любой заявитель, ходатайствующий об установлении публичного сервитута (субъект естественной монополии, организация связи, владелец транспортной инфраструктуры, любое, подавшее ходатайство изъятии объекта для государственных и муниципальных нужд и имеющее это право, уполномоченное лицо, sic!), см.ст. 39.40 ЗК. Таким образом, у публичного сервитута может быть не только конкретный, но часто и единственный управомоченный. Именно он вносит плату за публичный сервитута (ст. 39.46 ЗК), заключает соглашение об осуществлении публичного сервитута (ст. 39.47 ЗК) и т.д.

, то станет понятно, что при признании управомоченным по такому сервитуту конкретного лица последний ничем не будет отличаться от сервитуария по гражданскому праву . Однако применение гражданского законодательства к частным лицам по сути сервитутам прямо исключено (ч. 3 ст. 23 ЗК). Цель очевидна - избежать применения норм гражданского права к данным отношениям, создаваемый некий анклав в правовом регулировании.

В-третьих, плата за публичный сервитут может устанавливаться лишь тогда, когда его установление приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка.13 ст. 23 ЗК). Очевидно, что использование земельного участка может устанавливаться в редких случаях. Неслучайно закон ограничил установление публичных серверов для земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества и личного подсобного хозяйства (ч.5 ст. 39.39 ЗК).

А остальным придётся терпеть, да еще бесплатно, по крайней мере, в случаях, имеющихся ч. 6 ст. 39.46 ЗК. Правда, индивидуальным предпринимателям, фермерам и юридическим лицам, как, впрочем, и жильцам многоквартирных жилых домов, вроде бы, бояться нечего, если только у них нет объектов в полосах отвода автомобильных и железных дорог, земельные участки находятся в государственной собственности, либо если они не заключали договоров о технологическом присоединении к разного рода сетям. Их, скорее, должно волновать ограничительное толкование «существенных затруднений в использовании земельного участка», но это отдельная история…

Наконец, в-четвертых, любой сервитут, который предусмотрен ЗК, в том числе публичный, допускает размещение на служащем земельном участке сооружений ( завершенных или не завершенных строительством), см. п. 8 ст. 39.11 ЗК. Такие сооружения могут быть объектами недвижимости, принадлежат они публичному сервитута. В прежней редакции ЗК данный вопрос не распространяется, публичные сервитуты устанавливаются в пользу неопределённого круга лиц.Теперь же есть конкретное управомоченное лицо… Правда, чётко не решён вопрос, на каком праве принадлежат эти сооружения обладателю сервитута. На праве собственности или в силу публичного сервитута? А в последнем случае, чьи они? Собственника земельного участка?

Наиболее разумным, на мой взгляд, было последнее решение, однако оно противоречит многолетней практике наших сетевых компаний - газовых, тепловых, электрических, - которые всегда заставляют частных даже возведенные за свой счет сооружения в собственности этих компаний. Думаю, практика после принятия поправок в Земельный кодекс РФ будет формироваться в том же духе, тем более что и эти поправки, несомненно, приняты в сетевые компании. Труба есть труба… А цивилистам долго придётся «зализывать раны», пытаясь вписать публичные сервитуты в стройную систему прав.

Сервитут - что это такое. Виды и понятие сервитутов

Сервитут - это законная возможность ограничить использование землей, чтобы проходить, проезжать, прокладывать коммуникации.

Часто сервитут актуален для садоводческих товариществ, коттеджных поселков, для многоквартирных домов, где земельный участок часто окружен другими участками, домами. Таким образом, попасть через другие участки, не проходя через другие участки. Это создает много проблем для хозяев участка, коммунальщиков, пожарников, сотрудников скорой помощи. Еще один пример, характерный для дачных поселков - закрывают огражденные участки других владельцев дач.

В таких случаях на владельца земельного участка происходит наложение сервитута. Они в добровольном принудительном порядке выдать землю в пользование, но при этом не лишены права собственности. Подробнее разбирая определение сервитута, остановимся на его определении, основаниях для проверки.

Виды сервитутов

Понятие сервитута было закреплено еще в советской юридической практике. Выделяется:

  • частный;
  • общественный;
  • бессрочный;
  • срочный сервитут.

Частные сервитуты

Частные сервитуты - это соглашение между двумя или более частными лицами. Например, между владельцами земельных участков. Не обязательно обращаться в суд для сервитута - многие люди сознательные и ответственные и вполне могут договориться без этого.

Частный сервитут на земельный участок можно установить в случаях, когда:

  • Невозможно пройти или проехать к своему земельному участку, не заходя или не заезжая на участок другого человека.
  • Не получается организовать системы полива или мелиорации.
  • Другие нужды собственника участка.

Общественный сервитут

Общественный сервитут для жителей какого-либо населенного пункта. Часто из-за ограждений на участках жители дачного поселка не могут пользоваться лесом, соответствующие службы - проложить коммуникации.

Также публичный сервитут устанавливается, чтобы:

  • проходить или проезжать через земельный участок;
  • беспрепятственно выпасать и прогонять через какую-то использование сельскохозяйственных животных;
  • косить сено;
  • посещать пляж;
  • проводить научные исследования, например, археологические раскопки, изучать флору и фауну региона.

Публичный и частный сервитуты имеют отличия. Публичным может пользоваться неограниченное количество людей.

Срочные сервитуты

Срочные сервитуты заключаются на определенное промежуток времени. После окончания действия сервитута, собственник может пользоваться своим имуществом единолично.

Бессрочные

Бессрочные - постоянно или до того времени, когда перестают быть актуальными или, когда препятствуют владельцу пользоваться земельным участком.

Также земельный сервитут бывает платным и бесплатным. Платный подразумевает, что гражданин, обремененный сервитутом, получает регулярные отчисления за неудобные неудобства. Предоставляется бесплатный сервитут по договоренности на безвозмездной основе.

Как оформляется и регистрируется сервитут?

Установление сервитута - это, в первую очередь, вывод собственников о необходимости его применения. Затем - заключенный письменный договор, в котором отмечается сфера, форма взаимодействия (платная или безвозмездная), сроки действия и дополнительные условия.

После достижения согласия сервитут регистрируется в Росреестре. Когда сделка рассмотрена и подтверждена, вам должны выдать выписку ЕГРН. В этой выписке указываются все обременения и ограничения, возложенные на территорию. Таким образом, серв вступает в действие.

Некоторые люди спрашивают, есть случаи, когда установление сервитута не надо регистрировать? Существует исключение, когда территория с неограниченным человеком по наследству.Наследуя земельный участок, он получает и обременение, неотделимое от земли.

Процесс регистрации сервитутного права проходит четыре этапа:

  • Подача необходимой документации и проверка, правильно ли составлены бумаги. После этого они принимаются и выдается соответственное подтверждение.
  • Проверка, правильно ли составлена ​​документация. Поданные заявителем бумаги отправляют на экспертизу. Профильный юрист проверяет, соответствуют ли бумаги действующему законодательству, подлинные и действительные ли они, способствуют ли разрешению основным задачам.
  • Внесение информации о сервитуте в ЕГРЮЛ.
  • Выдача документа, который подтверждает регистрацию.

Мы разобрались, что значит «сервитут» и перечислим, которые надо подать для его юридического оформления. В первую очередь подготовьте нормативный акт или соглашение между сторонами. Также понадобятся:

  • Заявление.
  • Паспорт подателя заявления (скан или ксерокопия).
  • Кадастровая документация на земельный участок.
  • Чек, подтверждающий уплату государственной пошлины.

Если документацию подает не сам заявитель, а другое лицо - надо также представить нотариально заверенную доверенность.

Можно ли обжаловать сервитут в судебном порядке?

Земельный сервитут - это часто конфликты между участниками. Как поступить, если найти удовлетворяющее все стороны решение не получается. Чаще всего споры здесь касательно площади, обременяемой сервитутом, сроках действия и т.д. Чтобы разрешить конфликтную ситуацию, можно обращаться в суд города или районного центра.

Одна из сторон не физическое, а юридическое лицо?

Советуем заинтересованной стороне обращаться в арбитражный суд. Но перед подачей утверждения обязательно убедитесь, что ваши требования и претензии законны. Оптимальный вариант - заручиться поддержкой опытного профильного юриста. Специалист изучит все обстоятельства дела и предложит оптимальные варианты решения проблемы, грамотно представит ваши интересы в суде.

В ходе судебного заседания представлены подготовленные совместно с альтернативными сервитутными проектами проекты. Также он поможет добиться того, чтобы за обремененный сервитутом участок, вы получили большую финансовую компенсацию. Поэтому провести предварительную экспертизу, включающую в себя анализ земли и оценку всех рисков и ухудшения свойств участка из-за вступления в действие сервитута.

Если вы нуждаетесь в юридической помощи, обращайтесь в «РБ Интеллект».Команда наших юристов более 18 лет помогает физическим и юридическим лицам отстаивать их интересы. Чтобы получить консультацию профильного юриста, воспользуйтесь возможностью формы на сайте. Коротко опишите свою проблему и оставьте контактные данные для связи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *