Виды конституций в РФ и их особенности
Определим виды конституций РФ и выявим особенности каждого из видов.
В теоретическом и практическом пространстве выделяют два вида Конституций: Конституция РФ и Конституции республик в составе РФ.
Согласно статье 5 Основного закона России, республика имеет свою конституцию и законодательство, а другие субъекты имеют свой устав и законодательство.
Конституция и устав по своему назначению и содержанию имеют равнозначное наполнение. Уставы ряда областей и иных субъектов, как и конституции республик, характеризуются (в скобках) как основные законы.
Их принятие относится к исключительному предмету ведения самого субъекта, однако их положения должны соответствовать Конституции РФ, основам конституционного строя и федеральным законам.
По этой причине в конституции и уставы субъектов перенесены главные принципы основ конституционного строя, правового статуса личности, федеративного устройства, которые отражены в федеральном Основном законе.
В одних видах конституциях и уставах подобное воспроизведение положений федеральной Конституции дается более широко, а в других видах менее полно. Однако даже если какое-либо положение Основного закона РФ отсутствует в них, это не означает, что оно не применяется. В силу верховенства и прямого действия Основного Закона РФ его соблюдение обязательно для субъекта.
Более высокий уровень учредительной власти субъектов при принятии своих конституций и уставов характерен для правовых положений, которые отражают вопросы исключительного ведения субъекта РФ.
В этих пределах субъект сам разрабатывает свою конституцию либо устав: структуру, содержание, виды и систему органов власти, их наименования, полномочия, административно-территориальное устройство и решает иные вопросы, которые входят в сферу его исключительной компетенции. Также он устанавливает характер и полноту правового отражения принципов федерального Основного закона.
Конституция (устав) субъекта РФ обладает высшей юридической силой по отношению ко всем остальным видам нормативно-правовых актов. Последние не могут противоречить Основному Закону субъекта.
В ряде республик и областей имеются соответственно конституционные и уставные суды. Они рассматривают дела о соответствии нормативных правовых актов субъектов РФ их конституциям и уставам.
По структуре они имеют как схожие черты, так и различия. Как правило, в них присутствуют небольшие преамбулы, которые имеют различное содержание. Большая их часть делится на разделы, разделы включают главы, а главы состоят из статей.
Принятие конституций и уставов субъектов, их пересмотр, изменение, внесение поправок происходит согласно особому порядку.
Принятие Основного Закона субъекта является предметом ведения
В ряде уставов указано, что они принимаются представительным органом, который действуют от имени граждан России, проживающих в данном субъекте.
В конституциях и уставах установлен круг субъектов, которые могут вносить предложения об их пересмотре, поправках и изменениях. В республиках это Президент, депутаты законодательного (представительного) органа, Правительство, Конституционный суд и иные виды органов.
Для Основных Законов субъектов РФ характерны нормы о недопустимости внесения изменений, пересмотра определенных глав или статей представительным органом.
В конституциях этот подход затрагивает главы об основах конституционного строя республики, правах и свободах граждан, порядке пересмотра и изменения Основного Закона. Предложения об изменении норм данных разделов или глав производятся в усложненном порядке.
В уставах субъектов также присутствуют нормы об особом порядке изменения тех или иных глав и положений.
Конституции и уставы должны непременно соответствовать положениям Основного закона РФ. Обеспечение подобного соответствия является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.
Норма о верховенстве Основного Закона России приведена в конституциях и уставах субъектов РФ.
Уровень их соответствия федеральной Конституции обусловливается объективными факторами. Он устанавливается в размере, который необходим для создания условий для функционирования РФ как целостного и единого государства, обеспечения прямого действия Конституции РФ и федерального законодательства на всей территории.
За указанными границами субъектам РФ предоставляется самостоятельность в определении содержания своих конституционных и уставных норм.
Своеобразными гарантиями соответствия конституций и уставов субъектов РФ Основному Закону России являются:
– верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории России;
– высшая юридическая сила, прямое действие и применение федеральной Конституции;
– формирование субъектами Федерации системы органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти;
– взаимное согласие РФ и её субъекта на изменение статуса последнего в соответствии с федеральным конституционным законом;
– возможность проверки соответствия конституций и уставов субъектов РФ при помощи конституционного судопроизводства, которое обеспечивает Конституционный Суд РФ. Положения Основного Закона субъекта, которые признаны судом как не соответствующие Конституции РФ, утрачивают силу.
В последние годы проведена работа по приведению в соответствие с федеральной Конституцией всех противоречащих ей норм конституций и уставов субъектов, а также по обеспечению механизма реализации соответствующих постановлений Конституционного Суда РФ.
I. Конституция РФ.
1. Понятие Конституции.
Конституция — это нормативный правой акт высшей юридической силы каждого государства, который закрепляет основные положения и принципы организации и функционирования государства.
2. Виды конституций.
Виды конституций:
В соответствие с формой: писаные, неписанные и смешанные.
В соответствие с порядком принятия: дарованные, договорные, народные.
В соответствие со способом принятий: принятые законом, договором, на референдуме, ратифицированные.
В соответствие со способом изменения: жесткие, гибкие и комбинированные.
3.Понятие Конституции РФ.
Конституция РФ — это основной закон РФ, обладающий высшей юридической силой, принятый в особом порядке и закрепляющий основы конституционного строя, основы правового статуса личности, основные принципы организации и деятельности механизма российского государства.
4. Юридические свойства Конституции РФ.
Юридические свойства Конституции РФ — это совокупность признаков, отличающих Конституцию РФ от иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ.
Юридические свойства Конституции РФ:
— Обладание высшей юридической силой.
— Особый порядок принятия.
— Закрепленность основополагающих для государства норм права.
— Обладание повышенным механизмом охраны.
— Особое юридическое содержание норм права.
5. Функции Конституции РФ.
Функции Конституции РФ — это направления деятельности Конституции РФ, их проявление и значение для общественно-правовой действительности РФ.
Виды функций Конституции РФ:
— Учредительная функция, как гарант утвержденного в обществе общественно порядка.
— Духовно-мировоззренческая.
— Идеологическая.
— Организаторская функция закрепляется конкретные общественные императивы принятые в общества.
— Информационная.
— Воспитательная.
— Политическая функция закрепляет основные направления внешней и внутренней политики, утверждает «вектор» политического развития общества.
— другие функции.
6. Форма Конституции РФ.
Форма Конституции РФ — это объективное выражение Конституции РФ в общественно-правовой действительности.
Виды форм Конституции РФ:
— Юридическая (писанный нормативный правовой акт высшей юридической силы, принятый в особом порядке и действующий на территории Российской Федерации).
— Внутренняя (преамбула, 2 раздела, 9 глав, 137 статей).
— Внешняя (особое название, деловой стиль изложения).
7. Понятие механизма защиты Конституции РФ.
Механизмы защиты Конституции РФ — это совокупность правовых средств, с помощью которых нормы права, закрепленные в Конституции РФ, обеспечиваются механизмом должного исполнения.
8. Элементы механизма защиты Конституции РФ.
Элементы механизма защиты Конституции РФ:
— Субъекты механизма защиты (Президент РФ, Федеральное собрание, Конституционный суд РФ).
— Объекты механизма защиты (Конституционно-правовые нормы, ФКЗ, ФЗ, иные нормативные правовые акты, отнесенные к отрасли конституционного права).
— Содержание механизма защиты, т.е. действия в материальной или формальной форме по защите ее правовых норм.
9. Формы защиты Конституции РФ.
Виды форм защиты Конституции РФ:
— Гарантия защиты Конституции РФ со стороны Президента РФ (часть 2 статьи 80 Конституции РФ).
— Прямой конституционный надзор (часть 2 статьи 85 Конституции РФ).
— Косвенный конституционный надзор (часть 4 статьи 125 Конституции РФ).
— Конституционный контроль (часть 2 статьи 125 Конституции РФ).
— Особый порядок пересмотра и внесения поправок (статья 134,135,136,137 Конституции РФ).
— Толкование конституционно-правовых норм (часть 5 статьи 125 Конституции РФ).
10. Понятие реализации Конституции РФ.
Реализация Конституции РФ — это деятельность по осуществлению конституционно-правовых норм и обеспечению действия конституционно-правовых институтов.
11. Элементы реализации Конституции РФ.
Элементы реализации Конституции РФ:
— Субъекты реализации (Граждане, субъекты РФ, административно-территориальные образования, органы государственной власти РФ, элементы политической системы общества, лица находящиеся на территории РФ).
— Объект реализации (Гражданское общество, государственные органы РФ, граждане, общественные объединения, общественные институты).
— Содержание реализации, т.е. деятельность по осуществлению конституционно-правовых норм и обеспечению действия конституционно-правовых институтов.
12. Формы и способы реализации Конституции РФ.
Формы реализации Конституции РФ — это способы действия субъектов реализации права, в рамках установленных конституционно-правовыми нормами.
Виды форм реализации Конституции РФ:
— Соблюдение.
— Исполнение.
— Использование.
— Применение.
Способы реализации Конституции РФ — это специфические методы деятельности по осуществлению конституционно-правовых норм и обеспечению действия конституционно-правовых институтов.
Виды способов реализации Конституции РФ:
Организационные:
— Организация деятельности субъектов реализации.
— Контроль над деятельностью субъектов реализации.
-Координация деятельности субъектов реализации
Юридические:
— Обязывание.
— Дозволение.
— Запрещение.
13. Порядок внесение поправок и пересмотр Конституции РФ.
В соответствие со статьей 134 выделяются следующие субъекты обладающие правом вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ:
— Президент Российской Федерации.
— Совет Федерации Федерального Собрания.
— Государственная дума РФ.
— Правительство РФ.
— Законодательные органы субъектов РФ.
— Группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации Федерального Собрания.
— Группа численностью не менее 1/5 депутатов Государственной думы РФ.
В соответствие со статьей 135 Конституции РФ изменения глав 1,2 и 9 Конституции РФ не допускается. В случае попытки пересмотра пересматривается вся Конституция. Если предложение по пересмотру глав 1,2 и 9 Конституции РФ поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы РФ, то созывается Конституционное собрание. Конституционное собрание может либо подтвердить неизменность Конституции РФ, либо разработать проект новой Конституции. Проект новой Конституции может быть принят либо 2/3 голосов от общего числа членов Конституционного собрания, либо 1/2 избирателей, при явке 1/2 от общего числа возможных избирателей на всенародном референдуме.
В соответствие со статьей 136 Конституции РФ изменение глав с 3-8 Конституции РФ принимаются не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной думы РФ. Далее изменения должны быть одобрены 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и в течение 14 дней изменения подлежат подписанию и обнародованию Президентов РФ. Однако изменения вступают в силу только тогда, когда будут одобрены 2/3 законодательных органов субъектов РФ.
7. Конституционное развитие российского государства:
— Конституционализм в дореволюционной России.
Зарождение реального конституционного строя в российском государстве относится к началу XX века. Именно тогда был принят важнейший документ, давший предпосылки переходу Российской Империи к такой форме правления, как конституционная монархия. Документом этим стал изданный 17 октября 1905 императором Российской Империи Николаем II манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Также были изданы Манифест «Об учреждении Государственной Думы», Закон «Об учреждении Государственной Демы»
Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» провозгласил некоторые гражданские свободы, такие как:
— Неприкосновенность личности.
— Свобода совести.
— Свобода собраний.
— Свобода слова.
— Свобода союзов и объединений.
В соответствие с принятым законодательством в качестве высшего законодательного органа учреждался парламент, который состоял из двух палат:
— Государственного Совета
— Государственной Думы
— Конституция РСФСР 1918 года.
Первая конституция советской России была принята 10 июля 1918 года V Всероссийским Съездом Советов. В соответствие со статьей 10 она провозглашала «принадлежность всей власти рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах».
Важнейшие принципы государственного устройства советской России в соответствие с Конституцией РСФСР 1918 года:
— Провозглашение РСФСР республикой советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. (Часть 1 статьи 1 Конституции РФСФР 1918 года).
— Установление светского характера власти (статья 13 Конституции РСФСР 1918).
— Декларирование социалистической направленности государства (статья 10 Конституции РСФСР 1918 года).
— Закрепление диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства (статья 9 Конституции РСФСР 1918 года).
— Установление системы советов на всех уровнях (Раздел 3 Конституции РСФСР 1918 года).
— Провозглашение советской России федеративным государством (часть 2 статьи 1 Конституции РСФСР 1918 года).
— Ограничение прав некоторых категорий граждан («эксплуататорских классов»). (статья 7 Конституции РСФСР 1918 года).
— Провозглашение широких гражданских прав и свобод граждан (14, 15 и другие статьи Конституции РСФСР 1918 года).
Структура Конституции РСФСР 1918 года:
I раздел — Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.
II раздел — Общие положения Конституции РСФСР.
III раздел — Конструкция Советской власти.
IV раздел — Избирательное право.
V раздел — Бюджетное право.
VI раздел — О гербе и флаге РСФСР.
Структура высших органов власти Советской России по Конституции РСФСР 1918 года:
Всероссийской съезд Советов — высший орган власти в РСФСР.
Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов (ВЦИК Советов) — является высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти в период между Всероссийскими съездами Советов.
Совет Народных Комиссаров — являлся высшим органом управления общей компетенции.
Советы депутатов различного уровня были высшими органами власти не местах.
— Конституция СССР 1922 года.
Первая Конституция СССР была принята 31 января 1924 года II Всесоюзным Съездом Советов. Основной и важнейшей предпосылкой принятия Конституции СССР 1922 года было образование 30 декабря 1922 года Союза Советских Социалистических Республик. Главной целью принятия Конституции СССР 1922 года было отразить изменения произошедшие после образования нового государства — СССР.
Важнейшие принципы государственного устройства СССР в соответствие с Конституцией СССР 1924 года:
— Конституция закрепила образование СССР и незыблемость основ Советской власти.
— Разграничила предметы введенья между СССР и союзными республиками (Глава 1 и 2 Конституции СССР 1924 года).
— Установила новый порядок организации верховной власти и власти на местах (Глава 3, 4, 5 и другие Конституции СССР 1924 года).
Структура Конституции СССР 1924 года:
I раздел — Декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик.
II раздел — Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик.
Глава 1 — О предметах ведения верховных органов власти Союза
Советских Социалистических Республик
Глава 2 — О суверенных правах союзных республик и о союзном
гражданстве
Глава 3 — О съезде Советов Союза Советских Социалистических Республик
Глава 4 — О Центральном Исполнительном Комитете Союза Советских
Социалистических Республик
Глава 5 — О Президиуме Центрального Исполнительного Комитета Союза
Советских Социалистических Республик
Глава 6 — О Совете Народных Комиссаров Союза Советских
Социалистических Республик
Глава 7 — О Верховном Суде Союза Советских Социалистических Республик
Глава 8 — О народных комиссариатах Союза Советских Социалистических
Республик
Глава 9 — Об Объединенном Государственном Политическом Управлении
Глава 10 — О союзных республиках
Глава 11 — О гербе, флаге и столице Союза Советских Социалистических
Республик
Структура высших органов власти по Конституции СССР 1924 года:
Съезд Советов СССР — высший орган власти в СССР.
Центральный исполнительный комитет СССР (в составе Союзного Совета и Совета Национальностей) — являлся высшим органов власти в СССР в период между Съездами Советов. При ЦИК СССР образовывался Верховный Суд СССР и Прокурор Верховного Суда СССР.
Президиум ЦИК СССР — являлся высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти в период между сессиями ЦИК СССР.
Совет Народных Комисаров СССР — являлся исполнительным и распорядительным органов ЦИК СССР.
Советы депутатов различного уровня — высшие органы власти на местах.
— Конституция РСФСР 1925 года.
Конституция РСФСР 1925 года известна в двух редакциях, от 11 мая 1925 года и 18 ноября 1926 года, это связанно с тем, что Постановлением ЦИК СССР от 18 ноября 1926 года изменялись некоторые статьи Конституции РСФСР от 11 мая 1925 года. Принятие Конституцией 1925 года была связанно с необходимость закрепления правового статуса РСФСР как субъекта СССР.
Структура Конституции РСФСР 1925 года:
I раздел — Общие положения Конституции РСФСР.
II раздел — Предметы ведения Всероссийского Съезда Советов и ВЦИК.
III раздел — Устройство советской власти.
IV раздел — О выборах в Советы.
V раздел — О бюджетном праве.
VI раздел — О гербе, флаге и столице РСФСР.
— Конституция СССР 1936 года.
«Сталинская» Конституция была принята VIII Чрезвычайным Всесоюзным Съездом Советов 5 декабря 1936 года. Важнейшей причиной принятия Конституции СССР 1936 стало становление и укрепление социалистического строя в СССР, а также, победа И.Ф. Сталина во внутрипартийной борьбе.
Важнейшие принципы государственного устройства и изменения, которые закрепила Конституция СССР 1936 года:
— Закрепление СССР как социалистического государства рабочих и крестьян (статья 1 Конституции СССР 1936 года).
— Закрепление плановой экономики как основной системы хозяйства (статья 4 Конституции СССР 1936 года).
— Увеличилось число союзных республик до 11 (статья 13 Конституции СССР 1936 года).
— Провозглашение верховным органом власти Верховного Совета СССР (статья 30 Конституции СССР 1936 года).
— Увеличение количества провозглашенных прав граждан (Глава X Конституции СССР 1936 года).
— Установление всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании (статья 134 Конституции СССР 1936 года).
— Фактическое закрепление однопартийной политической системы.
Структура Конституции СССР 1936 года:
Глава 1 — общественное устройство
Глава 2 — государственное устройство
Глава 3 — высшие органы государственной власти союза советских
социалистических республик
Глава 4 — высшие органы государственной власти союзных республик
Глава 5 — органы государственного управления союза советских
социалистических республик
Глава 6 — органы государственного управления союзных республик
Глава 7 — высшие органы государственной власти автономных
советских социалистических республик
Глава 8 — местные органы государственной власти
Глава 9 — суд и прокуратура
Глава 10 — основные права и обязанности граждан
Глава 11 — избирательная система
Глава 12 — герб, флаг, столица
Глава 13 — порядок изменения конституции
Структура высших органов власти по Конституции СССР 1936 года:
— Высший орган власти СССР — Верховный Совет, в составе Совета Союза и Совета Национальностей (полномочия указанны в статье 14 Конституции СССР 1936 года).
— Президиум Верховного Совета СССР (полномочия указанны в статье 49 Конституции СССР 1936 года).
— Совет Министров СССР.
— Конституция РСФСР 1937 года.
Конституция РСФСР 1937 года была принята XVII Всероссийским Съездом Советов 21 января 1937 года. Принятие было обусловлено изменениями конституционного законодательства, вследствие принятия Конституции СССР 1936 года. Конституция РСФСР 1937 года состояла из 14 глав и 151 статьи.
Структура Конституции РСФСР 1937 года:
Глава 1 — Общественное устройство.
Глава 2 — Государственное устройство.
Глава 3 — Высшие органы государственной власти Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.
Глава 4 — Органы государственного управления Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.
Глава 5 — Высшие органы государственной власти Автономных Советских Социалистических Республик.
Глава 6 — Органы государственного управления Автономных Советских Социалистических Республик.
Глава 7 — Органы государственной власти автономных областей.
Глава 8 — Местные органы государственной власти.
Глава 9 — Бюджет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.
Глава 10 — Суд и прокуратура.
Глава 11 — Основные права и обязанности граждан.
Глава 12 — Избирательная система.
Глава 13 — Герб, флаг, столица.
Глава 14 — Порядок изменения Конституции.
— Конституция СССР 1977 года.
Конституция СССР 1977 года была принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 года. Важнейшей причиной принятия Конституции стала победа «развитого социализма». Конституция закрепляла однопартийную политическую систему, получило историческое наименование — «Конституция развитого социализма». Конституция СССР 1977 года действовала до декабря 1993. Конституция СССР 1977 года состояла из 21 главы и 174 статей.
Конституции СССР 1977 года присущи следующие особенности:
— Отход от принципа диктатуры пролетариата и провозглашение СССР общенародным государством (статья 1 Конституции СССР 1977 года).
— Закрепление принципа демократического централизма (статья 3 Конституции СССР 1977 года).
— Закрепление однопартийной политической системы (статья 6 Конституции СССР 1977 года).
Структура Конституции СССР 1977 года:
ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ И ПОЛИТИКИ СССР
Глава 1 — Политическая система
Глава 2 — Экономическая система
Глава 3 — Социальное развитие и культура
Глава 4 — Внешняя политика
Глава 5 — Защита социалистического Отечества
Глава 6 — Гражданство СССР. Равноправие граждан
Глава 7 — Основные права, свободы и обязанности граждан СССР
Глава 8 — СССР — союзное государство
Глава 9 — Союзная Советская Социалистическая Республика
Глава 10 — Автономная Советская Социалистическая Республика
Глава 11 — Автономная область и автономный округ
Глава 12 — Система и принципы деятельности Советов народных депутатов
Глава 13 — Избирательная система
Глава 14 — Народный депутат
Глава 15 — Верховный Совет СССР
Глава 16 — Совет Министров СССР
Глава 17 — Высшие органы государственной власти и управления союзной
республики
Глава 18 — Высшие органы государственной власти и управления
автономной республики
Глава 19 — Местные органы государственной власти и управления
ПРАВОСУДИЕ, АРБИТРАЖ И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР
Глава 20 — Суд и арбитраж
Глава 21 — Прокуратура
ГЕРБ, ФЛАГ, ГИМН И СТОЛИЦА СССР
ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ СССР И ПОРЯДОК ЕЕ ИЗМЕНЕНИЯ
— Конституция РСФСР 1978 года.
Конституция РСФСР 1978 года была принята Верховным Советом СССР 12 апреля 1978 года. Конституция была принята в связи с принятием Конституции СССР 1977 года. Конституция РСФСР 1978 года содержала 11 разделов, 22 главы и 185 статей.
Структура Конституции РСФСР 1978 года:
I. Основы общественного строя и политики РСФСР
Глава 1. Политическая система
Глава 2. Экономическая система
Глава 3. Социальное развитие и культура
Глава 4. Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества
II. Государство и личность
Глава 5. Гражданство РСФСР. Равноправие граждан
Глава 6. Основные права, свободы и обязанности граждан РСФСР
III. Национально-государственное и административно-территориальное устройство РСФСР
Глава 7. РСФСР — союзная республика в составе СССР
Глава 8. Автономная Советская Социалистическая Республика
Глава 9. Автономная область и автономный округ
IV. Советы Народных Депутатов РСФСР и порядок их избрания
Глава 10. Система и принципы деятельности Советов народных депутатов
Глава 11. Избирательная система
Глава 12. Народный депутат
V. Высшие органы государственной власти и управления РСФСР
Глава 13. Верховный Совет РСФСР
Глава 14. Совет Министров РСФСР
VI. Высшие органы государственной власти и управления автономной республики
Глава 15. Верховный Совет автономной республики
Глава 16. Совет Министров автономной республики
VII. Местные органы государственной власти и управления в РСФСР
Глава 17. Местные Советы народных депутатов
Глава 18. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов
VIII. Государственный план экономического и социального развития РСФСР. Государственный бюджет РСФСР
Глава 19. Государственный план экономического и социального развития РСФСР
Глава 20. Государственный бюджет РСФСР
IX. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор
Глава 21. Суд и арбитраж
Глава 22. Прокуратура
X. Герб, флаг, гимн и столица РСФСР
XI. Действие конституции РСФСР и порядок ее изменения
— Конституция Российской Федерации 1993 года.
Конституция РФ была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 и вступила в силу 25 декабря 1993 года.
Структура Конституции РФ 1993 года:
Преамбула
Раздел первый
Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64)
Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79)
Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93)
Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109)
Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110-117)
Глава 7. Судебная власть (статьи 118-129)
Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130-133)
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр конституции (статьи 134-137)
Раздел второй. Заключительные и переходные положения
Предыдущие статьи:
Определение конституции, ее содержание и виды
Понятие конституции
Определение 1
Термин «конституция» в переводе с латинского означает устройство, установление. Современное понимание Конституций заключается в том, что все они являются основными законами государств. Эти законы наделены высшей юридической силой, ограничивая государственную волю, закрепляя права и свободы граждан и их гарантии.
Являясь основным законом государства, конституция выражает волю всего общества и закрепляет основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина.
Замечание 1
Термин «Конституция» своими корнями уходит во времена Древнего Рима, когда он использовался для обозначения одного из видов правовых актов императора. В эпоху феодализма вместе с термином «конституция» стала применяться и формулировка «основной закон», которая благополучно используется и в наши дни в качестве синонима слова «Конституция».
Конституция наделена высшей юридической силой. В ней нашли закрепление основные принципы государственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также структура взаимоотношений органов государственной власти и управления. Конституция регламентирует функции государства и устанавливает основы его отношений с человеком и обществом.
Готовые работы на аналогичную тему
В любом государстве конституция является правовым актом, который обладает высшей юридической силой. Это является признаком государственности, юридическим фундаментом и главным источником национальной системы права.
Замечание 2
Основными задачами конституции как основного государства является учреждение политической формы существования общества, системы государственных органов, установление порядка их формирования и способа функционирования, а также закрепление прав и свобод человека и гражданина.
Конституция является правовой базой для текущего законодательства, закрепляя особо важные человеческие отношения, устои и политическую форму общества.
Конституция — это юридический документ, основа государственности, законности и правопорядка. Именно в этом качестве она составляет предмет науки конституционного права.
Конституция отличается от обычных законов своей стабильностью и долговечностью. Эти ее качества зависят от двух обстоятельств:
- во-первых, она не подвержена постоянным изменениям;
- во-вторых, жесткая процедура внесения в нее изменений и дополнений гарантирует ее жизнеспособность и долговечность.
Итак, поскольку конституция является основным законом любого государства, все остальные законы и правовые акты просто обязаны ей соответствовать. В случае несоответствия и противоречия нормам Конституции, они подлежат отмене.
Виды конституций
В разных государствах в силу ряда причин конституции различаются между собой. В современном мире существует классификация конституций по ряду признаков (рис. 1).
В теории конституционализма выделяют виды конституций по форме их выражения, субъектам и порядку принятия, действенности их положений. Рассмотрим основные виды конституций.
По форме выражения конституции делятся на:
- писаные;
- неписаные.
Писаная конституция представляет собой нормативный правовой акт, который принимается и изменяется в особом порядке и обладает высшей юридической силой (закон законов).
Неписаная конституция представляет собой совокупность обычных по форме законов, судебных актов, обычаев.
По субъектам принятия конституции делятся на:
- дарованные;
- народные.
Дарованная конституция вводится в действие актом главы государства (высшего исполнительного органа власти).
Народная конституция принимается на референдуме, парламентом, высшим органом власти, сформированным исключительно для принятия конституции (учредительное собрание, конституционное собрание).
Также существует классификация конституций по порядку принятия и изменения:
- гибкие;
- жесткие.
Гибкой считается конституция, которая изменяется и дополняется в таком же порядке, что и текущее законодательство. Все неписаные конституции являются гибкими.
Жесткой называется конституция, изменения и дополнения которой имеют сложный порядок. Ужесточение изменение конституции зависит от разных причин:
- стремление преобладающих в обществе политических и экономических групп, которые заинтересованы в том, чтобы конституция осталась неизменна, обеспечить ее устойчивость;
- необходимость в устойчивом развитии общества, государства и законодательства без проведения постоянных «встрясок».
Конституции также делятся на:
- юридические;
- фактические.
Юридическая Конституция представляет собой нормативно-правовой акт высшей юридической силы. Сущность и содержание юридической конституции предопределены конституцией фактической, а также социально-экономическими и общественно-политическими процессами на различных этапах развития общества и государства.
Фактическая конституция еще называется материальной. Это означает, что в той или иной стране реально сложилась основа существующего государственного и общественного строя.
Существует классификация конституций с точки зрения действенности конституционных норм. По этому признаку конституции делятся на:
- реальные;
- фиктивные.
Реальной называется конституция, предписания которой воплощены в действительности, а юридическая и фактическая конституции совпадают.
Фиктивная конституция имеет место тогда, когда закреплены принципы и институты, которые либо отсутствуют в действительности, либо отличаются на практике от их конституционной модели. В жизни трудно найти реальные и фиктивные конституции, поэтому очень важно оценивать их реальность или фиктивность, рассматривая отдельные конституционные нормы и институты.
По закрепляемой форме государственного устройства различают конституции: конституции унитарных, федеративных государств, федеральные конституции и конституции субъектов федерации.
По форме правления: конституции президентских, парламентских республик, ограниченных монархий.
По форме закрепления политической власти:
- монархические
- республиканские.
Пример 1
Примерами монархических конституций являются конституции Бельгии, Испании, Швеции, Японии и др. К республиканским относятся конституции Италии, Китая, США. Франции, ФРГ, России и республик в её составе и т.д.
Пройдя свой долгий исторический путь и потерпев преобразования и изменения, Конституция стала рассматриваться как форма выражения народных, а не классовых интересов и как правовой регулятор общесоциальных процессов.
Конституция — это всегда общественный компромисс, вызванный политическими реалиями. Конституция — это средство, которое целенаправленно воздействует на общественные отношения и является условием согласованных действий всех социальных слоев общества.
Конституция является уникальным учредительным правовым актом, который юридически закрепляет суверенитет, независимость и верховенство государственной власти.
Россия является федеративным государством, поэтому на территории нашей страны действуют Конституция Федерации и конституции Республик в её составе.
Рисунок 1. Виды конституций
Виды конституций — Студопедия
Классификации конституции
1. В зависимости от способа изменений конституций: гибкие и жёсткие.
Гибкие конституции – это те, для изменения которых достаточно решения парламента (простого большинства или квалифицированного). Самой гибкой является конституция Великобритании, законы, которые входят в эту конституцию, изменяются простым большинством голосов (50% + 1 голос). Гибким является Основной закон Германии 1949 года, для его изменения требуется принятие конституционного закона квалифицированным большинством (2/3 каждой палаты парламента – бундестаг (нижняя) и бундесрат (верхняя), так называются палаты парламента).
Жёсткими являются конституции, для изменения которых помимо решения парламента требуются ещё и дополнительные процедуры, например, референдум, согласие субъектов федерации в федеративных государствах, во Франции есть такая дополнительная процедура, как одобрение совместным заседанием палат парламента. Примером такой жёсткой конституции является Конституция США. Порядок её изменения: для того, чтобы поправка к конституции вступила в силу, требуется её одобрение 2/3 каждой палаты парламента – конгресса (сенат и палата представителей), после этого поправка должна быть одобрена ¾ штатов (от их имени это делают парламенты). В конституцию США было внесено 27 поправок за весь период его действия. Конгрессом при этом одобрено около 200 поправок, но штатами – только те самые 27 поправок, которые сейчас и имеются.
2. По форме конституции делятся: на писаные и неписаные.
Писаные конституции закрепляются в каком-то нормативном акте, одном или нескольких. Примерами таких писаных конституций США, Франции, Германии.
Неписаные конституции – это конституции, которые содержат помимо писаных источников законов (которые закреплены на бумаге), неписаные источники – обычаи (правило поведение, которое нигде не закреплено, носящее устный характер). Неписанными являются две конституции: Великобритании и Новой Зеландии. Неписанная конституция Великобритании состоит из следующих элементов: статуты (законы), судебные прецеденты, обычаи конституционные, правовая доктрина.
3. В зависимости от структуры конституции выделяют: консолидированные и неконсолидированные.
Консолидированные – это конституции, которые состоят из одного документа. Например, конституция США, Основной закон Германии.
Неконсолидированные – это конституции, которые состоят из нескольких документов, нескольких нормативных актов. Например, Конституция Французской республики 1958 года (+ Декларация прав человека и гражданина 1789 года, Преамбула к конституции 1946 года). Неконсолидированной является Конституция Швеции.
В учебниках как вариант ещё называют кодифицированная и некодифицированная конституции.
4. В учебнике есть дополнительные виды классификиций: республиканские и монархические, федеративные и унитарные, постоянные и временные.
Домашнее задание на первый семинар: принести Конституцию Французской республики 1958 года. Должна быть не только сама Конституция Франции, но и Декларация прав и свобод человека 1789 года и Преамбула к Конституции 1946 года (конституцию 1946 года отменили, а преамбулу оставили). Ещё принести Конституцию РФ. (Конституцию РФ носить на каждое занятие!!!)
Будем изучать в основном 4 конституции зарубежных стран: США, Германия, Франция и Великобритания.
В различных государствах рассматриваемая отрасль права называется либо государственным, либо конституционным правом. В данной лекции понятия совпадают.
Виды конституций — Студопедия
Многообразие конституций, явившееся следствием длительного исторического развития, требует их классификации по различного рода существенным признакам.
Так, например, по формам закрепления государственного устройства конституции подразделяются на федеральные и унитарные. Федеральная конституция закрепляет принципиальные устои образования федеративного государства: цели объединения субъектов в единый государственный союз, государственно-правовой статус целого и частей (федерации и субъектов), разграничение полномочий между ними. Федеральными являются конституции США, Германии, России, Индии, — унитарными – конституции Италии, Испании, Китая, Франции, республик в составе России.[5]
В зависимости от соответствия или несоответствия тем фактическим общественным отношениям, которые сложились и господствуют в обществе, конституции подразделяются на фиктивные и действительные. Фиктивные конституции не выражают общественные отношения, которые функционируют в стране. Они оторваны от действительности и сугубо формальны. Действительные же конституции являются адекватным выражением и воплощением фактических общественных отношений, которые сложились в обществе. Именно они служат правовым критерием социальной природы политической власти и государства, способа их организации и деятельности на соответствующей территории, фактического статуса человека и гражданина.
Различают также писаные и неписаные конституции. В большинстве стран мира существуют единые писаные конституции, принимаемые в определенном порядке. В наше время сложилось общее представление о необходимости принимать конституции именно в такой форме. Но есть страны (Великобритания, Швеция и др.), в которых под конституцией понимают несколько правовых актов и даже обычаи (конституционные соглашения), а единого писаного акта нет. Такая система, сложившаяся в конкретных исторических условиях, отнюдь не свидетельствует о слабости конституционного строя в этих государствах — напротив, этот строй часто гораздо прочнее, чем, например, в странах, где писаные конституции меняются «как перчатки».
Конституции классифицируются по порядку принятия. Различаются октроированные (дарованные сверху) конституции — обычно так называют те основные законы, которые были «дарованы» народу монархом (Лихтенштейн, Непал). Такой характер носили также конституции, данные Великобританией своим колониям в ходе деколонизации африканского континента.
Общепризнанные легитимные способы принятия конституции — с помощью учредительного собрания и референдума. Первым способом, например, была принята ныне действующая Конституция США (Конституционным конвентом в 1787 г.), а также Италии 1947 г.), Индии (1948 г.), Болгарии иРумынии (1990, 1991 гг.), а вторым — Франции (1958 г.). Всенародное голосование (референдум) стало способом принятия Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г. Но в подавляющем большинстве государств политические условия позволяли принимать конституцию обычным парламентским путем, хотя после этого они иногда выносились на референдум (Испания, 1978 г.).
Отмеченные способы принятия конституции сами по себе не свидетельствуют о большей или меньшей легитимности. Каждый из них так или иначе связан с тайным голосованием избирателей, а следовательно, обеспечивает волеизъявление народа.
По порядку изменения различаются конституции «гибкие» и «жесткие». Первые изменяются и дополняются так же, как обычные законы — таких теперь немного; вторые — с соблюдением определенных условий (рассмотрение поправки спусти определенное время после ее внесения, наличие квалифицированного большинства, обязанность ратификации субъектами федерации и др.), т. е. создаются трудности на пути внесения изменений и поправок. В СЩА, например, за более чем двухсотлетнюю историю Конституции в нее включили только 27 поправок, хотя обсуждалось несколько тысяч. К числу «жестких» конституций следует отнести и Конституцию Российской Федерации; «Жесткий» порядок способствует большей стабильности конституции, хотя решающее значение здесь имеют политические условия.
В правовой литературе встречаются также классификации, где и конституции делятся на монархические и республиканские, унитарные и федеративные, но по существу это повторение классификации основных форм правления и форм государственного устройства, которые составляют самостоятельный институт конституционного права.
Различаются постоянные и временныеконституции. Последние характерны для переходных периодов, обычно наступающих после государственных переворотов.
Глава 1. Понятие, функции, структура Конституции РФ
Глава 1. Понятие, функции, структура Конституции РФ
Конституция — это Основной Закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина.
Конституция — прежде всего юридический документ, основа государственности, законности и правопорядка. Именно в таком качестве она составляет предмет науки конституционного права. В то же время — это политический документ, ибо она оказывает регулирующее воздействие на политические отношения в обществе2.
По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции можно классифицировать на жесткие и обычные. Жесткими являются конституции, для принятия и изменения которых установлена более сложная процедура, чем для обычных законов государства.
К обычным конституциям относятся те, которые принимаются и изменяются в упрощенном порядке, т.е. в порядке, установленном для обычных парламентских законов.
В зависимости от соответствия или несоответствия тем фактическим общественным отношениям, которые сложились и господствуют в обществе, конституции подразделяются на фиктивные и действительные. Фиктивные конституции не выражают общественные отношения, которые функционируют в стране. Они оторваны от действительности и сугубо формальны. Действительные же конституции являются адекватным выражением и воплощением фактических общественных отношений, которые сложились в обществе. Именно они служат правовым критерием социальной природы политической власти и государства, способа их организации и деятельности на соответствующей территории, фактического статуса человека и гражданина.
Другой особенностью Конституции Российской Федерации является порядок ее принятия. По ее проекту было проведено всенародное голосование, причем решение о его проведении было оформлено Указом Президента от 15.10.1993 г. В соответствии с Указом Президента от 12 декабря 1993 г. было проведено всенародное голосование по проекту Конституции Российской Федерации. Голосование проводилось на основе Положения о всенародном голосовании, содержащего принципы, порядок проведения референдума, методику подсчета голосов и определения результатов всенародного голосования.
Характерной особенностью Конституции Российской Федерации 1993 г. является специфика формы правления, которую она закрепляет, ограничиваясь лишь указанием на то, что Российская Федерация есть «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», она обходит молчанием вопрос о разновидности российской республики.
То, что Российская Федерация не является парламентарной республикой, — настолько очевидно, что не нуждается в каком-либо доказательстве. Но и назвать ее президентской в собственном смысле нельзя, ибо президент наделен такими полномочиями, которые не вписываются в классическую модель президентской формы правления.
Особое положение Президента РФ в системе властных структур государства, которое делает его более могущественной фигурой, чем президента при президентской форме правления, находит свое концентрированное выражение в п.3 ст.80, согласно которому: «Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства». Здесь коренится юридическое основание всесилия Президента Российской Федерации. И, наконец, особенностью Конституции Российской Федерации 1993 г. является ее отношение к федеративному устройству России. Она придает статус субъектов Российской Федерации не только национально-государственным единицам (включая Москву и Санкт-Петербург). В мировом сообществе федерации основываются либо на межнациональных отношениях, являясь их государственно-правовым выражением и воплощением (Индия, Бельгия), либо на отношениях, лишенных национального содержания (Соединенные Штаты, Германия, Бразилия)3.
Этим полагается и различие в их функциональном назначении. В Конституции РФ совмещается сугубо территориальный и национальный принцип построения федеративной организации государства. При этом декларируется равноправие политических образований и административно-территориальных единиц, или, как гласит ст.5 Конституции, «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации».
Представляется, что вести речь об их равноправии весьма проблематично, ибо, к примеру, республики, входящие в состав Российской Федерации, обладают своей конституцией, системой органов, парламентом, правительством.
Таковы особенности Основного Закона Российской Федерации, отражающие перипетии политического противоборства различных сил и сложившейся обстановки в государстве.
К функциям Конституции РФ относят:
1. Юридическая (правовая) функция.
В настоящее время приобретает особо важное значение, которое состоит в следующем. Выразим это значение в системе конкретных тезисов.
Конституционные нормы – высший материальный критерий действующего права. Все, что содержится в этом праве и появляется в нем вновь, должно соответствовать данным нормам.
Наличие в тексте конституции указания на основополагающие принципы права (демократии, законности, гуманизма, равенства граждан перед законом, взаимной ответственности государства и личности).
Конституционные нормы являются непосредственно действующим правом преимуществу, т. е. подлежат применению судами и другими юрисдикционными органами. На статьи конституции можно и должно ссылаться при принятии решений и постановке приговоров, при мотивировке иных юридических актов.
Нормы конституции должны действовать непосредственно, если соответствующие общественные отношения урегулированы именно конституционными средствами и их достаточно для разрешения конкретной жизненной ситуации.
Конституция выступает ядром правовой системы, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права4.
2. Учредительная функция.
Конституция, появляясь в результате коренных изменений в жизни общества, становилась затем политико-правовой основой его развития на следующем историческом этапе.
Конституция 1918 года закрепила завоевания социалистической революции. Конституция 1937 года зафиксировала построение основ социализма. Конституция 1978 года отразила построение развитого социализма.
Новая Конституция РФ 1993 года не содержит указаний на характер общественного строя, закрепляет основы конституционного строя. Конституционные положения впервые конституируют переход к действительному разделению властей, системе самоуправления и общепринятым стандартам основных прав и свобод человека и гражданина, к юридическому статусу самой Конституции.
3. Организационная функция.
Смысл этой функции состоит в регламентации организации и деятельности различных государственных институтов. Конституция РФ призвана обеспечить функционирование уравновешенной системы государственной власти, разрешать споры о соотношении полномочий законодательных органов, исполнительной власти, главы государства, решать проблему отрешения Президента РФ от должности, роспуска Государственной Думы, отставки Правительства РФ и т. д.
Таким образом, конституция регулирует механизм власти, упорядочивает политический процесс и социально-политические институты, устанавливая нормы поведения субъектов конституционного права.
4. Политическая функция.
Выражает роль конституции в отношении социальной структуры общества и ставит своей целью ввести политическую жизнь и борьбу за власть в определенные правовые рамки. Политическая функция заключается также в признании и закреплении политического многообразия, многопартийности, идеологического разнообразия. Представляя политическим силам равные возможности в борьбе за государственную власть, конституция только запрещает действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание расовой, социальной, национальной и религиозной розни.
5. Стабилизирующая функция.
Устойчивость государственно-правовых институтов обеспечивается нормами конституции. Стабильность институтов власти, несмотря на постоянно возникающее в их недрах напряжение, является одним из условий стабильности общества. Конституционные нормы должны отличаться консервативностью в самом хорошем смысле этого слова. Слишком частое изменение конституционных норм свидетельствует о неблагополучии в обществе и государстве. Стабильность конституции совсем не означает «остановки», «омертвления» конституционного процесса. Ныне много говорят и пишут о том, что Конституция России принята с немалыми дефектами, поспешно. Как и любой нормативно-правовой акт, Конституция России имеет изъяны. Но нельзя забывать, что наличие ее лучше, нежели «неконституционная пустота», лучше, нежели отсутствие основ конституционной законности. Речь идет о том, что плодотворнее не критиковать огульно нормы Основного закона государства, а искать и предлагать цивилизованные пути повышения эффективности ее действия.
6. Воспитательная функция.
Воспитательная роль конституции не менее важна, чем ее функции по упорядочению ведения государственных и общественных дел.
От уровня правосознания во многом зависит – все ли положения конституции принимаются. Задача сложная: не просто написать конституцию, но важно заложить традицию глубокого уважения к ней, к личности и праву, к суду и власти, к обществу и государству. Мало подготовить и принять высший закон, надо еще укоренить сам дух конституционализма в повседневной жизни. Думается, новая Конституция России будет иметь большое воспитательное значение и станет отправной точкой для усвоения незыблемых истин.
Основные законы 1906 года не смогли выполнить интегративную функцию и обеспечить поступательное конституционное развитие государства6.
Таким образом, роль конституции в обществе реализуется в ее функциях.
В структуру Конституции РФ входят:
Глава 1 «Основы конституционного строя» –отражение качественного изменения характеристики строя.
Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» содержит 48 статей, в которых закрепляются:
- принципы правового положения человека и гражданина в России;
- принципы гражданства в России;
- система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина;
- гарантии прав и свобод;
- основные (конституционные) обязанности человека и гражданина.
Глава 3 «Федеративное устройство» содержит 15 статей, развивающих и закрепляющих важнейшие положения главы 1 «Основы конституционного строя», в частности, ст. 1, 4. 5 характеризуют:
- полный исчерпывающий перечень наименований субъектов Федерации;
- взаимоотношения между федеральной властью и субъектами Федерации.
Главы 4-8 посвящены организации государственной власти и местного самоуправления.
Глава 4 «Президент Российской Федерации» состоит из 14 статей, которые закрепляют:
- статус Президента как главы государства;
- порядок вступления в должность Президента РФ;
- полномочия Президента РФ, основания их досрочного прекращения;
- порядок отрешения Президента РФ от должности.
Глава 5 «Федеральное собрание» раскрывает основы организации и деятельности парламента Российской Федерации и включает 11 статей. которые закрепляют:
- статус Федерального собрания – парламента как представительного и законодательного органа Российской Федерации;
- порядок формирования Федерального собрания и его структуру;
- компетенцию Совета Федерации и Государственной думы;
- нормы о законодательном процессе в Российской Федерации.
Глава 6 «Правительство Российской Федерации» состоит из 8 статей, регулирующих деятельность Правительства РФ, возглавляющего исполнительную власть в Российской Федерации. В частности, в главе 6 закреплены:
- порядок формирования, структура Правительства;
- компетенция Правительства;
- порядок отставки, выражения недоверия Правительству.
В главе 7 «Судебная власть» содержится 12 статей, характеризующих понятие судебной власти в РФ. В главе определены:
- судебная система в России;
- статус судей, принципы судопроизводства;
- порядок формирования и компетенция Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов Российской Федерации, Прокуратуры РФ.
Глава 8 «Местное самоуправление» конкретизирует положение ст. 12 Конституции РФ и закрепляет:
- систему местного самоуправления в Российской Федерации; функции местного самоуправления в Российской Федерации;
- функции местного самоуправления;
- гарантии местного самоуправления.
Глава 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» определяет порядок изменения и дополнения действующей Конституции и ее пересмотра, т.е. принятия новой Конституции РФ.
Заключительные и переходные положения (второй раздел) предусматривают порядок ее изменения и пересмотра, а также содержат нормы, указывающие на временные изъятия из действий отдельных положений первого раздела Конституции. В них определяется дата принятия и вступления Конституции РФ в силу, содержится указание на приоритетность ее положений перед Федеративным договором от 31 марта 1992 г., устанавливается порядок действия законов и других правовых актов, принятых до вступления в силу Конституции РФ и др.
Конституция представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Конституция РФ Введение
Этапы развития Конституции РФ
Порядок изменения Конституции РФ. Глава 2.1
Порядок изменения Конституции РФ. Глава 2.2
Конституция РФ Заключение
Типы и виды Конституций соврем. гос-в — Студопедия
КП РФ как учебная дисциплина.
Выступает как одна из учебных юр. дисциплин. Как уч. дисциплина КП, опирающаяся на науку КП. Цель КП или дисциплины — доведение до обучаемых посредством педагогического и методич. приемов уже добытых конституц. наукой знаний, в тех объемах и пределах, ~ необходимы для подготовки высококвалифицированных специалистов. Система КП как дисциплины находит отражение в уч. программе (где учитывается логика изложения соответств. правовых институтов в действующей Конституции РФ; учитывает уровень науч. познаний, применительно к тем или иным иным КП явлениям; учит-ся объект и кач-во действующего конституционного закон-ва, перспективы его развития; учитывается объем учебных часов.
КП как наука.
КП выступает одновременно и отраслью правоведения и государствоведения. Предмет КП как науки: т.к. это отраслевая наука, то она имеет своим предметом изучение КП как отрасли права, раскрывает его место в системе др. отраслей права, формирует его осн. понятия, ~ оперируют современным конституционным законодательством. Занимается исследованием конституционно-правовых норм, анализом их источников и анализом процессов, связанных с реализацией ПН. К предмету КП относят и конституционно-правовые отношения с их спецификой. Выявляет эффективность деятельности КПН, предлагает науч. рекомендации, связанные с дальнейшим развитием КП в целом и конституц. закон-ва. Также КП изучает практику гос мех.
Задачи КП как науки.
1) Научное обоснование формирования в России новой отрасли права как КП.
2) Второй блок проблем связан с понятием, формальным содержанием Конституции.
3) КП как наука — это система взглядов, принципов, идей, представлений юридических, политологич., государствоведч. знаний, выраженных через научные понятия и категории, дефиниции о КПН, и регулируемых ими обществ. отношениях, охватывающих основы организации современного российского общ-ва и гос-ва, принципы конституционного строя, основы правового положения личности, орг-ции и формы осуществления гос власти РФ.
Типы и виды Конституций соврем. гос-в.
В ходе историч. эволюции сложились 2 группы Конституций.
1) Старые Конституции — приняты в условиях, сильно отличающихся от современных, действующих и сейчас, но с внесением изменений и дополнениями. США, Норвегия, Болгария, Швейцария, Англия. (В I мировую войну в Австрии). Осн законы гос-ва.
2) Конституции нового поколения — после II мировой войны (Германия, Италия, Франция). Осн закон гражданского общ-ва, права человека.
Виды Конституций.
I.
1) Писанные — единый, кодифицированный осн. закон гос-ва и общ-ва, устанавливающий гос. строй страны…, изложенный в опред. логич. сис-ме, возникшие в 18 веке (I Конституция США, затем Франция и Польша).
2) Неписаные — система, совок-ть закнов Конституционных обычаев, судебно-конституционных прецедентов, в ~ закреплены основы обществ.-гос. строя страны, права человека и т.д. Она некодифицированна, не состоит из единого правового акта.
II. По способу принятия:
1) Демократическая — конституц. референдумы, конвенты.
2) Недемократич. — октроированные — дарованные сверху (Непал, СССР-1936г).
III. По способу внесения в Конституцию (действующую) поправок.
1) Жесткие, когда хотя бы частичное изменение ее текста происходит в усложненном порядке, чем принятие проекта з-на (Зап. Страны, США, Япония, Соврем. Российская Конституция).
2) Гибкие — изменения в обычном законодат. порядке.
Конституции также различны по форме гос. устройства, по форме правления (республика/монархия).
Судебная система России — Правозащитные группы в России
Судебная система Российской Федерации
Общий обзор
Нынешняя российская судебная система следует административной структуре государства и отражает сложную структуру самой большой страны в мире. После 1991 года Россия была преобразована в федерацию с 89 субъектами. Сегодня, после объединения некоторых административных регионов, Российская Федерация по-прежнему состоит из более чем восьмидесяти субъектов (областей, республик и двух крупных городов).Они представлены в верхней палате парламента — Совете Федерации, который с 2002 года состоит как из косвенно избранных, так и из назначаемых членов.
Россия имеет значительную численность населения, и ее граждане этнически разнообразны, а также широко рассредоточены. Большинство субъектов федерации — это регионы ( область, или край, по России) с преимущественно русским населением; два крупных города Москва и Санкт-Петербург также являются субъектами.Определенные концентрации других этнических групп и национальностей также составляют субъекты федерации, унаследовав от СССР формально повышенный региональный статус республики (например, Татарстан, Чувашия, Бурятия, Саха-Якутия, Дагестан и Чечня). В некоторых регионах с преимущественно российским населением есть более мелкие «автономные» образования, например обширный Ямало-Ненецкий автономный округ в пределах огромного Красноярского края.
1. Суды федерального уровня
Таблица, показывающая рейтинг и связи между этими разными судами, находится в конце этого документа.
1,1 Конституционный суд
Высший судебный орган Российской Федерации. В его состав входят 19 судей, предложенных Президентом Российской Федерации (статья 127 Конституции) и утвержденных Советом Федерации. С июня 2008 года Конституционный суд находится в Санкт-Петербурге.
Конституционный суд правомочен толковать Конституцию РФ; решать, соответствует ли федеральный закон Конституции страны; и выносить решения о том, соответствуют ли законы и постановления, принятые республиками и регионами Российской Федерации, Конституции РФ.
Только ограниченный круг государственных органов имеет право обращаться к
.Глава 6. Правительство Российской Федерации
Глава 6. Правительство Российской Федерации
Статья 110
.1. Исполнительную власть в России осуществляет Правительство Российской Федерации.
2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителя Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министерств.
Статья 111
.1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.
2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двух недель после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации либо после отставки Правительства Российской Федерации. Российская Федерация или через неделю после того, как Госдума отклонит кандидата.
3. Государственная Дума рассматривает кандидата, выдвинутого Президентом Российской Федерации на должность Председателя Правительства Российской Федерации, в течение недели после внесения кандидатуры.
4. В случае трехкратного отклонения Государственной Думой кандидатов на должность Председателя Правительства Российской Федерации, распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.
Статья 112
.1.Не позднее чем через неделю после назначения представить Президенту Российской Федерации предложения по структуре федеральных органов исполнительной власти.
2. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатов на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министерств.
Статья 113
.В соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации Председатель Правительства Российской Федерации определяет направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.
Статья 114
.1. Правительству Российской Федерации:
- разрабатывают и вносят в Государственную Думу федеральный бюджет и обеспечивают его исполнение; представляет в Государственную Думу отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе годовые отчеты о результатах своей работы, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
- обеспечивают проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежно-кредитной политики;
- обеспечивает реализацию в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социальной защиты и экологии;
- управляет федеральной собственностью;
- осуществляет мероприятия по обеспечению обороны страны, государственной безопасности и реализации внешней политики Российской Федерации;
- осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод человека, защиты собственности и общественного порядка, а также борьбы с преступностью; №
- осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.
2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.
Статья 115
.1. Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение.
2.Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны для исполнения в Российской Федерации.
3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, не соответствующие Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указу Президента Российской Федерации, могут быть отменены Президентом Российской Федерации.
Статья 116
.Правительство Российской Федерации подает в отставку перед вновь избранным Президентом Российской Федерации.
Статья 117
.1. Правительство Российской Федерации может предложить отставку, и Президент Российской Федерации принимает или отклоняет отставку.
2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.
3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Решение о вотуме недоверия принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства или отклонить решение Государственной Думы. В случае повторного выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации в течение трех месяцев Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства или распускает Государственную Думу.
4. Председатель Правительства Российской Федерации вправе внести в Государственную Думу вопрос о недоверии Правительству Российской Федерации.При выражении недоверия Государственной Думой Президент в семидневный срок принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации либо о роспуске Государственной Думы и объявлении новых выборов.
5. В случае отставки Правительства Российской Федерации оно продолжает работу по поручению Президента Российской Федерации до формирования нового Правительства Российской Федерации.
Алфавитный указатель
А Б В Г Д Е Ж З Й Л М Н П Р С Т
.
Российская и американская системы высшего образования
Система образования в России отличается от американской, контрасты незначительны и значительны на всех этапах обучения. Мы провели анализ сопоставления американских и российских школ и университетов, чтобы понять, как российское образование соотносится с американским.
Дошкольное образование
Россия: по всей стране развита система детских садов, где дети получают дошкольное образование во время игры.В такие учреждения привозят детей в возрасте от 2 до 3 лет и остаются там до 6 или 7 лет в зависимости от региона.
США: дошкольное образование проводят родители и члены семьи; В школах есть так называемые приемные классы, куда приводят детей в возрасте 5 лет. Приемный класс не является обязательным, но его посещают почти все.
Школьное образование
Разница между русской и американской школами заключается в структуре и подходе к учебному процессу.
Россия: школа условно делится на начальную, среднюю и старшую, и все ступени проходят в одном учебном заведении. Программа для начальной и средней школы разработана таким образом, чтобы быть равной для всех учеников в классе, тогда как в старшей школе некоторые предметы могут быть факультативными (факультативными), если это потребуется для будущего обучения в российских учебных заведениях.
США: младшие, средние и старшие классы могут работать в разных учебных заведениях.Младшая школа предлагает единую программу, тогда как средняя школа добавляет факультативные курсы к обязательной программе. В старшей школе ученик самостоятельно составляет более 50% расписания, планируя свое дальнейшее обучение. Наряду с общественными школами существуют и частные школы, и если сравнить государственные и частные школы, становится очевидным, что последние обеспечивают углубленные знания по многим предметам.
В России: дети могут поступать в любую школу, независимо от адреса проживания, хотя приоритет отдается детям, проживающим в районе данного района города и зарегистрированным здесь.
Американские города делятся на школьные округа, это деление определяет, в какую школу будет ходить ребенок, в зависимости от адреса, по которому он живет. Интеллектуальные способности ребенка не учитываются, он все равно будет ходить в школу, закрепленную по его адресу. Чтобы поступить в другую школу, сначала нужно переехать в новый дом в другом районе.
.