Вступление в гражданство рф: Статья 13. Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке / КонсультантПлюс

Содержание

Статья 13. Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке / КонсультантПлюс

Статья 13. Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке

1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства;

(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 151-ФЗ)

б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

в) имеют законный источник средств к существованию;

г) утратил силу. — Федеральный закон от 24.04.2020 N 134-ФЗ;

д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

2. Срок проживания на территории Российской Федерации, установленный пунктом «а» части первой настоящей статьи, сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

а) — в) исключены. — Федеральный закон от 11.11.2003 N 151-ФЗ;

а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

б) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

в) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

3. Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных частью первой настоящей статьи.

4. Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках или воинских формированиях, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных пунктом «а» части первой настоящей статьи, и без представления вида на жительство.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 11.11.2003 N 151-ФЗ, в ред. Федерального закона от 04.12.2007 N 328-ФЗ)

Открыть полный текст документа

Требования для приема в гражданство РФ сократятся более чем к 20 категориям лиц — Общество

МОСКВА, 29 декабря. /ТАСС/. Законопроект, внесенный в среду в Госдуму президентом России Владимиром Путиным, предусматривает сокращение числа требований для приема в гражданство РФ более чем для 20 категорий лиц. Документ размещен в думской электронной базе.

«Законопроектом предусмотрено сокращение числа требований более чем к 20 категориям лиц при приеме их в гражданство Российской Федерации и признании российскими гражданами», — говорится в пояснительной записке. «Вводится такое понятие, как упрощенное принятие гражданства. И в отношении 20 категорий лиц вводится эта норма — от детей до ветеранов Великой Отечественной войны», — пояснил ТАСС председатель профильного думского комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников.

Получить гражданство в упрощенном порядке смогут соотечественники — граждане бывшего СССР, их дети, участники государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. В число лиц, имеющих право на упрощенное приобретение гражданства РФ, включены также лица, которые имеют проживающих в России близких родственников — граждан РФ. Лица, имеющие родственников по прямой восходящей линии, постоянно проживавших на территории Российской империи или СССР (в пределах государственной границы РФ), также получают такое право.

В соответствии с законопроектом российскими гражданами могут быть признаны родившийся на территории РФ до 6 февраля 1992 года, а также те, хотя бы один из родителей которых на день рождения таких лиц являлся гражданином бывшего СССР и постоянно проживал на территории РФ (территории РСФСР). Также гражданство РФ смогут получить военнослужащие, которые принесли присягу на верность СССР или РФ и проходили по состоянию на 6 февраля 1992 г. службу в воинских частях, находившихся под юрисдикцией РФ и располагавшихся на территориях других государств.

Полномочия президента

В ведении президента РФ законопроектом предлагается оставить только прием в гражданство РФ в исключительном порядке и распространить его на ветеранов Великой Отечественной войны, являвшихся гражданами бывшего СССР, лиц, имеющих особые заслуги перед Россией, а также на лиц, которые ввиду своей профессии или квалификации либо по иным причинам представляют интерес для Российской Федерации, говорится в пояснительных материалах.

Кроме того, президент РФ наделяется полномочием «в гуманитарных и иных целях» определять категории иностранных граждан и лиц без гражданства, которые могут быть приняты в гражданство РФ без учета всех или отдельных требований внесенного проекта закона.

Власти изменят правила предоставления российского гражданства — РБК

Для получения российского паспорта иностранцы должны подать заявление об отказе от имеющегося у них гражданства в уполномоченные органы другого государства. Отказ не требуется, если это предусмотрено международным договором России или если это невозможно в силу не зависящих от человека причин. Кроме того, отказ необязателен при получении гражданства РФ в упрощенном порядке, который предусмотрен, например, для тех граждан иностранных государств, не проживающих в России, у которых хотя бы один родитель имеет российское гражданство и живет в России.

За январь—август 2019 года более 221 тыс. человек получили российское гражданство, что на 22% больше, чем за аналогичный период 2018 года (173 тыс. человек), следует из данных МВД. Сколько из них получили гражданство по общей процедуре, не раскрывается.

Читайте на РБК Pro

Разумная мера

«Человек не раб своего государства», — говорит директор Института демографии ВШЭ Анатолий Вишневский. Он считает планы правительства разумной мерой, которая упрощает жизнь людям. Возможность иметь несколько паспортов разных стран соответствует мировой практике, добавил Вишневский.

Сейчас обязательный отказ — это формальная норма законодательства, и проверить, вышел ли человек из гражданства иного государства или нет, практически невозможно, отметила заведующая лабораторией экономики народонаселения экономического факультета МГУ Ольга Чудиновских. «В условиях глобализации, расширения контактов, поездок очень трудно заставлять людей выбирать что-то одно. Это мировой тренд — более лояльное отношение к наличию гражданства другого государства», — сказала РБК Чудиновских.

Ликвидация обязательного требования отказа от другого гражданства будет способствовать росту привлекательности российского паспорта, полагает она. «Чем меньше жестких обременений, тем лучше миграционный контекст, тем спокойнее люди себя чувствуют», — полагает Чудиновских.

Надежда на миграционный прирост

Минэкономразвития отмечает, что повышение миграционной привлекательности России поможет перекрыть естественную убыль населения. Уже в 2020 году миграционный прирост составит 441 тыс. человек — на 49% больше, чем в 2019 году, а к 2024 году превысит 500 тыс. человек, прогнозирует министерство.

За январь—июль 2019 года естественная убыль населения составила 209,7 тыс. человек, а миграционный прирост составил лишь 154 тыс. человек, следует из данных Росстата (.pdf). Во втором квартале года численность рабочей силы в России сократилась в годовом выражении на 1 млн — до 74,9 млн человек.

Миграционный приток «с акцентом на высококачественный человеческий капитал» позволит привлечь наиболее востребованные категории иностранных граждан в соответствии с потребностями в том числе рынка труда, указывает Минэкономразвития в прогнозе.

В частности, власти планируют либерализовать требования к иностранным работникам с целью привлечения высококвалифицированных специалистов.

Установлен единый срок рассмотрения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке

С докладом по этому вопросу на заседании СФ выступил В. Полетаев.


Сенаторы поддержали Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 35 и 415 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации». Докладчиком на эту тему стал первый заместитель председателя Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Полетаев.

Полетаев
Владимир Владимировичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Республики Алтай

Смотрите также

Федеральный закон разработан во исполнение перечня поручений Президента РФ по вопросам совершенствования порядка приобретения гражданства РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства от 6 июня 2019 г., а также в соответствии с планом мероприятий по реализации Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019–2025 гг.

Законом вносятся изменения, согласно которым срок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства РФ и принятия решений о приёме в гражданство РФ или о выходе из гражданства РФ в упрощённом порядке, поданных лицами, проживающими либо временно пребывающими на территории РФ, сокращается с шести до трех месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.

При этом в случае необходимости уточнения фактов, свидетельствующих о наличии оснований для отклонения заявления, указанный срок может быть продлён не более чем на три месяца.

Документом устанавливается, что рассмотрение аналогичных заявлений лиц, проживающих за пределами РФ и не имеющих места жительства на территории РФ, и принятие решений о приёме в гражданство РФ или о выходе из гражданства РФ в упрощённом порядке должно осуществляться в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.

Корреспондирующие изменения внесены в часть вторую статьи 415 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».

Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.

Условия приема в гражданство РФ в общем порядке

Прием в гражданство РФ в общем порядке является одним из способов приобретения гражданства иностранными гражданами и лицами без гражданства, не имеющими оснований для приобретения гражданства в упрощенном порядке.

Он представляет собой на сегодняшний день довольно сложную и длительную процедуру, существенной особенностью которой является то обстоятельство, что решение о приеме в гражданство в общем порядке принимает Президент России и оформляется это решение указом Президента.

В данной статье мы рассмотрим предусмотренные Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» условия, соблюдение которых необходимо для приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке основной части иностранных граждан и лиц без гражданства, претендующих на получение российского гражданства.

Существующие на сегодняшний день обстоятельства, которые позволяют смягчить условия приема в гражданство РФ в общем порядке для некоторых категорий заявителей, рассмотрены нами в отдельной статье. С ними вы можете ознакомиться здесь.

С заявлением о приеме в гражданство РФ в общем порядке могут обратиться иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 18-летнего возраста и обладающие дееспособностью.

При этом должны быть соблюдены следующие условия, предусмотренные статьёй 13 Федерального закона от 31.05.2002 года № 62 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации.

 

Условие о пятилетнем сроке проживания

Непременным условием приема в гражданство РФ в общем порядке является проживание иностранного гражданина или лица без гражданства на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно.

Срок проживания на территории РФ признается непрерывным, если в течение одного года лицо выезжало за пределы РФ не более чем на три месяца.

Это обстоятельство необходимо отразить в заявлении о приеме в гражданство (пункт 21).

В нем перечисляются все выезды за пределы РФ с указанием страны пребывания, цели поездки, места и даты пересечения государственной границы, а также вида транспорта, на котором осуществлялся выезд.

Подтверждаются эти сроки отметками (штампами), проставляемыми в документах, удостоверяющих личность, на контрольно-пропускных пунктах при пересечении государственной границы РФ.

Следует обратить внимание, что срок постоянного проживания на территории России, необходимый для приема в гражданство, начинает исчисляться с момента выдачи вида на жительство, а не с того момента, с которого заявитель фактически пребывает на территории Российской Федерации.

Вид на жительство является документом, который удостоверяет личность лица без гражданства и выдается в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории РФ лицу без гражданства или иностранному гражданину. Видом на жительство подтверждается право этих лиц на свободный выезд и возвращение в Россию.

Порядок приобретения гражданства РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства после получения вида на жительство в РФ рассмотрен в этой статье.

Для лиц, прибывших на территорию РФ до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, срок проживания на территории РФ исчисляется со дня регистрации по месту жительства на территории России.

Этот факт подтверждается паспортом гражданина СССР (образца 1974 года), в котором проставлена отметка о дате регистрации или свидетельством о регистрации по месту жительства на территории РФ, которое выдано к документу, удостоверяющему личность заявителя.

В свидетельстве обязательно должна быть проставлена отметка о дате его выдачи.

 

Обязательство соблюдать Конституцию и законы РФ.

Претендующий на прием в гражданство РФ иностранный гражданин или лицо без гражданства обязуется соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации.

Текст обязательства содержится в соответствующей графе заявления о приеме в гражданство. Заявитель берёт на себя обязательство о соблюдении путём проставления своей личной подписи в соответствующей графе заявления.

Представления каких-либо дополнительных документов для подписания этого обязательства не требуется.

Требование о соблюдении Конституции РФ и законодательства РФ содержится и в статье 15 Конституции РФ, которая устанавливает обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ и российские законы.

 

Наличие законного источника средств к существованию

Претендент на получение российского гражданства должен иметь законный источник средств к существованию.

В качестве документа, подтверждающего наличие законного источника средств к существованию, могут быть представлены:

  • справка с места работы;

  • пенсионное удостоверение;

  • свидетельство о праве на наследство;

  • справка о наличии вклада с указанием номера счёта;

  • трудовая книжка;

  • справка о доходах физического лица, а также любые другие документы, которые подтверждают получение доходов от не запрещённой законом деятельности.

 

Отказ от имеющегося гражданства

До подачи документов о приеме в гражданство РФ иностранному гражданину необходимо обратиться в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у него гражданства иного государства.

Отказываться от иного гражданства не потребуется в следующих случаях:

  • если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или Федеральным законом;

  • если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин.

В подтверждение факта обращения иностранный гражданин может представить документ дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в РФ или копию своего обращения в эти учреждения об отказе от имеющегося у него другого гражданства.

Его подпись в обращении должна быть заверена нотариально.

При направлении указанного обращения по почте квитанция о заказном почтовом отправлении представляется вместе с копией обращения.

Представлять документ об отказе от имеющегося иного гражданства не потребуется для следующих иностранных граждан:

  • если заявителю предоставлено политическое убежище на территории РФ;

  • он имеет статус беженца на территории России;

  • иностранец является гражданином государства, с которым у РФ заключен международный договор, который предусматривает возможность сохранения иного гражданства при приобретении гражданства РФ.

Порядок отказа от иностранного гражданства подробно рассмотрен здесь.

 

Владение русским языком

Обязательным условием приема в гражданство РФ является владение русским языком на уровне, который является достаточным для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды.

Указанный уровень необходимо подтверждать документально.

Перечень подтверждающих документов приводится в Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 14.11.2002 года № 1325.

Уровень владения русским языком признается достаточным, если заявителем получено образование:

  • до 1 сентября 1991 года — не ниже основного общего на территории, входившей в состав СССР;

  • после 1 сентября 1991 года — не ниже основного общего на территории Российской Федерации;

  • на территории государства, гражданином которого заявитель является и в котором русский язык является одним из государственных языков (например, на территории Республики Беларусь).

Если образование, полученное заявителем, не соответствует вышеуказанным условиям, то владение русским языком подтверждается сертификатом о прохождении государственного тестирования по русскому языку как иностранному языку.

Порядок прохождения тестирования и выдачи сертификата установлены Министерством образования и науки Российской Федерации.

От обязанности представления документа, подтверждающего владение русским языком, освобождаются следующие категории иностранных граждан и лиц без гражданства:

  • женщины, достигшие возраста 60 лет;

  • мужчины, достигшие возраста 65 лет;

  • инвалиды 1 группы;

  • недееспособные лица.

В заключение следует отметить, что требования, которые государство выдвигает в качестве условий приобретения гражданства Российской Федерации для претендентов на российское гражданство, в большинстве своем являются общепринятыми нормами в мировой практике.

Чтобы иностранный гражданин или лицо без гражданства были вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ в общем порядке, они должны соответствовать этим требованиям.

Правильно сориентироваться в сложном законодательстве о гражданстве помогут советы эксперта, содержащиеся в этом видеоролике.

Евросоюз закрывает безвизовый въезд целой стране: показательное наказание

+ A —

Государство Вануату покарали за выдачу «золотых» паспортов

ЕС впервые решил подвергнуть показательному наказанию целую страну за торговлю паспортами, дающими право на безвизовый въезд в Евросоюз. Первой жертвой рискует стать небольшая островная Республика Вануату, практикующая схему «гражданство в обмен на инвестиции». На очереди и другие государства, раздающие за немалые деньги «золотые паспорта».

«Некоторые страны целенаправленно рекламируют свое гражданство как способ получить безвизовый доступ в страны Европейского союза, — сказано в документах документе ЕС. — Нередко этим пользуются богатые граждане безвизовых стран, чтобы обойти требования и проверки, предусмотренные Шенгенским соглашением, включая те, что призваны пресечь отмывание денег и финансирование терроризма».

Даже в рамках Евросоюза есть страны, которые не слишком щепетильно подходят к выдаче своих паспортов – в этой связи ЕС, как сообщает Би-би-си, судится с Мальтой и Кипром, требуя ужесточить условия предоставления гражданства в обмен на инвестиции.

Что же касается не входящих в ЕС стран, то Брюсселю легче оказать на них давление, угрожая отменой безвизового режима. До сих пор Евросоюз ни разу не применял крайнюю меру — отмену безвизового режима, отмечает Би-би-си. Теперь же появился первый случай продемонстрировать непререкаемую волю Европейского союза – и первой жертвой стало небольшое островное государство Вануата, чей паспорт открывает границы 130 стран. Чтобы получить такой документ иностранцу, достаточно выложить 130 тысяч долларов. За последние годы гражданами Вануату стали более 10 тысяч таких «инвесторов». Продажа паспортов, согласно подсчетам Investment Migration Insider, приносит небогатой островной стране почти половину всех доходов. Около 40% «золотых паспортов» Вануату купили китайцы.

Евросоюз озабочен тем, что среди новоявленных «вануатцев» оказались люди, числящиеся в международном розыске Интерпола, а также сомнительные выходцы из Сирии, Йемена, Ирана и Афганистана.

«Мы уважаем суверенитет третьих стран в вопросах гражданства, однако не позволим использовать право безвизового въезда в ЕС как приманку для инвестиций в обмен на паспорт», – заявила Еврокомиссия в связи с идеей лишить граждан Вануату безвизового въезда.

Теперь если европейские страны согласятся с предложением Еврокомиссии, то после двух месяцев переходного периода все, кто получил паспорт Вануату после 2015 года, потеряют право безвизового въезда в ЕС. Запрет будет снят, если правительство внесет поправки в правила, заявила Еврокомиссия.

Также Европейская комиссия подчеркнула, что в настоящее время отслеживает аналогичные программы или запланированные схемы по предоставлению «золотых паспортов» в нескольких других странах, включая Карибские острова и восточноевропейские страны (Албания, Молдова и Черногория).

По информации Би-би-си, мировой рынок «золотых паспортов» оценивается в 25 млрд долларов в год. В Европе паспорт стоит от 500 тысяч долларов (плюс к этому есть немало бюрократических «заморочек»), зато в островных государствах Карибского региона и Тихого океана документ о гражданстве может обойтись гораздо дешевле (100-150 тысяч долларов) и без излишних проволочек.

Помощь в получении гражданства РФ в Москве, гражданство России — быстро и недорого

Получение гражданства в упрощённом порядке

Международные соглашения с Беларусью, Кыргызстаном и Казахстаном позволили гражданам этих бывших советских республик претендовать на существенное ускорение процедуры получения гражданства РФ. Разрешение на временное проживание им не требуется, они могут сразу получить вид на жительство, а в скором времени — и паспорт гражданина России.

Жители этих государств — не единственные «счастливчики», получающие гражданство в упрощённом порядке. Аналогичная «быстрая» процедура применяется ко всем, кому посчастливилось обладать гражданством СССР, включая, разумеется, родившихся на территории РСФСР. Безусловными льготами пользуются ветераны Великой Отечественной войны, недееспособные лица и дети. Более того, получение гражданства в упрощённом порядке возможно для всех, кто признан «носителем русского языка».

Многие могут упростить процедуру получения гражданства за счёт своего семейного положения. Но здесь не всё так однозначно. Например, чтобы получить статус гражданина РФ по мужу или жене, нужно прожить с супругом (супругой) три года. Право на упрощение даёт наличие ребёнка в возрасте до 18 лет, имеющего российское гражданство. Учитывается и обратная ситуация: взрослые дееспособные дети-граждане России могут содержать своих нетрудоспособных родителей-иностранцев. Тогда последние также получают гражданство упрощённо.

Упрощённый порядок получения гражданства можно, образно выражаясь, заработать. В таком ускоренном режиме гражданство присваивается лицам, легально работавшим в РФ в течение минимум трёх лет. Правда, работа в данном случае имеет значение: существует утверждённый перечень специалистов, попадающих под эту категорию. Льготный порядок применяется к предпринимателям и инвесторам — но опять же, не ко всем и не одинаково.

Созвонитесь с нашими специалистами — и мы проясним вашу ситуацию в ходе бесплатной консультации. К сожалению, нам известно немало случаев, когда люди не пользуются законной возможностью сократить свой путь к российскому гражданству, вследствие чего тратят уйму лишнего времени и средств. А могли бы воспользоваться упрощённым порядком!

Документы, необходимые для иностранных студентов в России

Планируя поездку в Россию, проверьте информацию о том, какие документы вам нужны для пребывания в России.

Для пребывания в Москве необходимо иметь следующие документы:

  • Паспорт

    Обратите внимание, что ваш паспорт должен быть действителен в течение всего периода вашего пребывания в России.

  • Виза  (кроме граждан стран, с которыми Россия имеет соглашение о безвизовом режиме)
  • Миграционная карта («миграционная карта») .Выдается вам при въезде на территорию Российской Федерации. Вам необходимо иметь при себе паспорт и часть B миграционной карты, куда бы вы ни отправились.
    Часть А миграционной карты сдается сотруднику паспортного контроля на государственной границе при въезде на территорию Российской Федерации.
    Часть Б  миграционной карты должна сохраняться в течение всего срока пребывания на территории Российской Федерации и предъявляться сотруднику паспортного контроля на государственной границе при выезде с территории России.
  • Регистрационный талон официально именуемый «Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место жительства (отрывная часть)» (по-русски «миграционный учет») . Каждый гражданин, въезжающий на территорию Российской Федерации более чем на 7 суток, должен встать на миграционный учет по месту жительства.
    Принимающая сторона (в нашем случае — Институт) должна уведомить миграционный орган Российской Федерации о прибытии иностранного гражданина.Иностранные граждане берут с собой отрывную часть Уведомления (см. фото) и должны иметь ее при себе (например, паспорт и часть Б миграционной карты), где бы они ни находились. Наличие у иностранного гражданина отрывной части Уведомления с отметкой о приеме подтверждает его постановку на миграционный учет, а значит соответствует иммиграционному законодательству Российской Федерации.
  • Обращаем Ваше внимание, , что нарушение Российского иммиграционного законодательства влечет за собой наказание, которое может варьироваться от штрафов до депортации из России и запрета на въезд.Пожалуйста, внимательно соблюдайте все правила, вовремя проходите все миграционные и визовые процедуры и берите все эти документы с собой, где бы вы ни находились в России.

  • Студенческий билет или гостевой билет  выдаются Институтом по прибытии гражданина в Институт. Это необходимо для поступления в институт — в учебных аудиториях и общежитии.
  • Медицинская страховка, покрывающая весь период пребывания в России. Оформить страховку можно в институте или в любом страховом агентстве Москвы.
  • Эрик Лор, Российское гражданство, От империи к Советскому Союзу

    1Эта хорошо написанная и ясно аргументированная книга рассказывает сложную историю позднеимперского и раннего советского гражданства через призму четырех гражданских переходов «вход-выход» – иммиграции, эмиграции, натурализации и денатурализации. Эрик Лор подходит к вопросам гражданства и гражданства с точки зрения членства человека в государстве и сопутствующих правил и процедур, а не с точки зрения прав и автономии человека по отношению к государству и властям.В этом свете история российского гражданства в 19 -м и 20-м -м веках предстает как гораздо более сопоставимая и переплетенная с ее западными аналогами, чем это изображается историками и правоведами, сосредоточенными на государстве-обществе. связи или распространенности нелиберальных и антигражданских идеологий в России. По словам самого автора, под «гражданством» книга понимает не столько «набор правовых прецедентов», сколько «в более антропологическом смысле национальную «традицию гражданства»» (стр.10), несколько неуловимый, но устойчивый ; следовательно, предполагает он, существуют неожиданные сходства и параллели между далекими историческими эпохами, несмотря на разрывы.

    2 В аргументации и повествовании Лора есть две центральные темы. Первая — неравномерная, но достаточно поступательная эволюция позднеимперской России от партикуляристской парадигмы субъектности, основанной на «отдельных сделках» монархии с разнообразными социальными группами и этническими и религиозными меньшинствами, к более универсальной и единообразной системе гражданства.Второй темой является «привлечение и удержание» решения российским государством вопросов вхождения в субъектность/гражданство и выхода из него — функция, также именуемая в монографии «фильтрующим государством» (стр. 8), — что предполагает использование иммиграция и эмиграция для оптимизации социального, национального или религиозного состава населения по принципу политико-социальной надежности или экономической выгоды. Относительно стабильный баланс между «привлечением» и «удержанием» сохранялся, как утверждается, с конца 1850-х годов до начала Первой мировой войны.

    3Процессы иммиграции и натурализации обсуждаются, прежде всего, в связи с либерализирующими изменениями в правах иностранцев при Александре II, а также со спорами и столкновениями по поводу политики пограничного контроля. Таким образом, в конце 1850-х — начале 1860-х годов был принят ряд законов и правил, отменявших досадные запреты на въезд иностранцев и отменявших дальнейшие ограничения их экономической деятельности в России, одновременно предоставляя им ряд новых материальных прав и изъятий. , в основном в отношении коммерции, торговли и собственности (включая земельную собственность).Недвусмысленная цель того, что Лор смело называет одной из «самых недооцененных великих реформ», заключалась в том, чтобы «облегчить иммиграцию торговцев, предпринимателей, техников и менеджеров из-за рубежа» (стр.  48, 52). В заметном отходе от прежней политики натурализация больше не была необходимым условием для использования этих предпринимательских возможностей — например, теперь иностранцы, стремящиеся вступить в русские купеческие гильдии, не должны были натурализоваться. Фактически, утверждает Лор, это «давало иностранцам полное равенство с подданными гражданского права» (стр.55). Я бы добавил, что оно давало иностранцам полное равноправие с подданными внутри определенной социальной группы или сословия, так как различия по-прежнему имели большое значение.

    4 В том же духе правительство Александра II упорядочило саму процедуру натурализации, в частности, устранив промежуточный статус натурализованного иностранца, подобный обывателю, в отличие от прирожденных подданных (его аналог в современной политике национальности и ассимиляции, можно было бы утверждать, был статус «крещеный инородец ») и поощрение натурализации детей иностранцев и иностранцев, рожденных на русской земле. На концептуальном уровне реформированная процедура сигнализировала о сдвиге в сторону определения субъектности в большей степени через всеобщее членство в стране, а не через принятие в определенное сословное тело. Интересно, что одним из непосредственных последствий этой либерализации стало не усиление тяги к полноправному российскому подданству, как можно было бы ожидать, а снижение уровня натурализации среди иностранцев, проживающих в России. Основная причина заключалась именно в том, что натурализация не добавит значительного пакета прав и привилегий, вновь предоставляемых предприимчивым иностранцам.Однако число ненатурализованных иммигрантов быстро росло, как и их вклад в модернизацию российской экономики.

    5Обсуждение политики пограничного контроля за несколько десятилетий до Первой мировой войны приближает автора к националистическим и ограничительным аспектам имперского управления гражданством. Умело применяя метод histoire croisée , Лор прослеживает краткосрочные и долгосрочные последствия массовой депортации русскоязычных (в основном поляков и евреев по национальности) наемных рабочих из Германии в 1880-х годах. Являясь, очевидно, неотъемлемой частью вдохновленной Бисмарком новой демографической инженерии, она ускорила подавление Россией земельных прав и других привилегий как немецких (в подавляющем большинстве), так и ненемецких ненатурализированных колонистов в трех правобережных украинских губерниях. — пограничная область, весьма проблематичная из-за сильного польского присутствия и растущего соперничества с Германией и Австро-Венгрией. Как и ожидалось, эти новые ограничения замедлили экономически стимулированную иммиграцию иностранных подданных в один из самых сельскохозяйственных регионов империи.В качестве другого примера транснациональной запутанности, на этот раз на гораздо большем географическом расстоянии, столкновение из-за пограничного контроля с Германией отразилось на введении новой системы гастарбайтеров для китайцев и корейцев на Дальнем Востоке России, аналогичной системе, которую Германия ранее ввел для подданных России сезонных рабочих, стремясь разрешить «противоречие между этнонациональными целями и потребностью в дешевой рабочей силе посредством политики гражданства» (стр.  80). В целом, препятствуя мигрантам, ищущим землю, российское правительство по-прежнему интересовалось мигрантами, ищущими «работу в промышленности или возможности для предпринимательской деятельности в городе» (стр.81).

    6 Половина «удерживать» сложной истории «привлечь-и-удержать», на мой взгляд, имеет меньшее отношение к рассказу о растущей открытости России внешнему миру. Основные ограничения на легальную эмиграцию и денатурализацию были огромными и сохранялись на протяжении всей имперской эпохи. Выезд из страны на постоянное жительство за границу, кроме как без ведома властей, допускался лишь при условии отказа от российской подданности и подписи залога никогда не возвращаться.Эта драконовская мера, утверждает Лор, применялась в первую очередь к мусульманам, евреям и другим религиозным и этническим нерусским меньшинствам, «отъезд представителей которых был воспринят как что-то вроде государственной измены» (с. 92). Соглашаясь с Лором в том, что массовая эмиграция (прямо навязываемая или мощно стимулируемая косвенными факторами) до конца XIX века не касалась этнически русского населения, следует подчеркнуть подобную связь выезда или отсутствия из страны с изменой Родине. как применимое даже в случае тех конкретных русских дворян, чьи действия (например, обращение в католицизм) стали рассматриваться как проявление нелояльности к династии и, косвенно, к стране.

    7 Точно так же дебаты поздней имперской эпохи о денатурализации, описанные Лором, демонстрируют упорство карательной логики бюрократии, несмотря на все более громкий реформизм. По определению пресловутой статьи 325 Уголовного кодекса о наказаниях, лишение гражданства чаще всего служило возмездием за пренебрежение подданным своими обязанностями перед царем и государством. А как насчет возможности легальной денатурализации ? Хотя многие участники этих дебатов сошлись во мнении, что его получение было чрезмерно обременительной процедурой, требующей в каждом случае формального одобрения императора, в конечном итоге мало что было сделано для облегчения законодательного закрепления права денатурализации без сопутствующего запрета на возвращение в империю.

    8Лор проницательно демонстрирует международно-внутренний узел в связи с этим противоречием, поскольку притязания России на контроль над денатурализацией своих подданных были оспорены политикой Соединенных Штатов, основанной на принципе всеобщей свободы денатурализации. Этот конфликт в основном затронул евреев русского происхождения, которые были натурализованы в США без разрешения России, а затем по деловым или семейным причинам пытались вернуться в Россию. На таких людей по-прежнему распространялись ограничения, наложенные на евреев в России, которые оставались в силе и после революции 1905 года.Даже относительная либерализация еврейской эмиграции в 1890-х годах (отчасти в результате всеобщей категоризации всего еврейства как нежелательного «элемента») не смягчила вечный запрет на возвращение — режим мог желать, чтобы основная часть еврейского населения была выброшен за борт, но это все еще должно было быть инсценировано как наказание за предполагаемую нелояльность.

    9В то же время к началу 20 -го -го века имперское правительство стало проявлять интерес к поддержанию связей с эмигрантами из считавшихся этнически «ядерными» частями населения (такими, как отдельные группы старообрядцев), к которым конец сохранения контроля над денатурализацией, чтобы сохранить ее жестким вариантом, казалось необходимым. Тем не менее, при всех особенностях России на этот счет, Лор подчеркивает, что растущая озабоченность демографической политикой и «игрой с нулевой суммой» страхом потери подданных другого гражданства, усиленная, в частности, введением всеобщей воинской повинности и вообще ощущением неминуемой большой войны, были в то время обычными и для других стран.

    10Политика гражданства во время Первой мировой войны, как утверждает Лор, положила начало обращению вспять ряда интернационализирующих тенденций, зародившихся в эпоху Великих реформ.В ходе все более дискриминационных мер, изначально направленных только против враждебных иностранцев (прежде всего подданных Германии, Австро-Венгрии и Османской империи) и их имущества, гражданские и военные власти приступили к унижению правового статуса натурализованных иммигрантов, блокированию денатурализации и натурализации любого рода и сделал шаг к редукционистскому определению политической лояльности через этническую принадлежность. Это запечатывание границы гражданства лишь частично объясняется влиянием аналогичного опыта союзников России ; российский запрет на натурализацию во время войны не имел себе равных ни в одной крупной державе того времени и предвосхитил большевистский подход к гражданству.

    11Исходя из этого, центральной темой последней главы книги является дальнейший, еще более радикальный сдвиг в сторону изоляционизма в течение первых полутора советских десятилетий. В подробном отчете Лор прослеживает долгий и не совсем прямолинейный путь ранней советской политики в отношении гражданства, основанной в принципе на классе, а не на этнической принадлежности, от идеологически вдохновленных обещаний легкой иммиграции и натурализации для иностранных рабочих до постепенного ужесточения контроля над передвижениями. через границы, что привело к почти полному запрету эмиграции, денатурализации и иммиграции.По сути, выжила только вторая половина симбиоза «привлечь и удержать».

    • 1 Поскольку аргумент Лора связан со сравнительным контекстом, это недавнее исследование Отто (. ..)
    • 2 Терри Мартин, Империя позитивных действий: нации и национализм в Советском Союзе, 1923–1939 гг. (I (…)

    12 Как настаивает Лор, этот советский «беспрецедентный поворот в сторону автаркии в конце 1920-х годов» был «явно советским решением, равнозначным драматическому разрыву с русскими традициями», являясь «в гораздо большей степени плодом тенденций, начавшихся во время Первой мировой войны». (п.10, 176). Из всех обобщений и сильных мнений автора этот момент, пожалуй, наиболее остро требует обсуждения в будущих исследованиях. На мой взгляд, для большей убедительности она должна была бы выйти за рамки изучения преимущественно экономически мотивированных переходов «вход-выход» и развиваться в более широком контексте российской имперской политики субъектности-как-лояльности на пересечении национальность, религия и ассимиляция (т.е. натурализация в более широком смысле). Я полагаю, что глубоко укоренившиеся представления о лояльности, надежности и ассимиляции, а также фобии измены и отступничества1 связывали управление субъектностью в специфической области иммиграции, эмиграции и пограничного контроля со смежной сферой внутренней национальности. и конфессиональной политики.Вероятно, такая связь имела место и через длительные промежутки времени. Например, как показывают свидетельства, представленные в этой самой книге, особенно касающиеся загадки натурализации и денатурализации, вполне могла существовать определенная преемственность между устойчивыми имперскими моделями этнического или этнорелигиозного поиска козла отпущения и ксенофобской категоризацией, с одной стороны. , а с другой — советское — конечно, гораздо более жестокое — преследование «враждебных народов» и «меньшинств диаспоры».2

    • 3 Бенджамин Натанс, За гранью: встреча евреев с позднеимперской Россией (Беркли : Университет (…)

    13Возможно, руководствуясь идеей советского «драматического разрыва с русскими традициями», Лор иногда стремится несколько модернизировать политику гражданства до Первой мировой войны. Вышеупомянутый аргумент о нововведениях 1860-х гг. как позитивном подталкивании к «единому гражданству» подвергается сомнению в последующем анализе существенных ограничений и исключений, свидетельствующих о сохранении партикуляризма и парадигмы «отдельных сделок» в сфере субъекта. п.55, 57‑58). Вместо акцента автора на универсализме в вопросах натурализации, эти исключения напоминают о том, что Бенджамин Натанс в своем исследовании имперской еврейской политики той же эпохи назвал «выборочной интеграцией», тем самым подчеркивая постоянную важность членства в определенной социальной категорией даже для тех евреев, которые соответствовали вновь установленным нормам экономической «полезности» и могли быть допущены к проживанию за чертой оседлости3. Примечательно, что принадлежность к определенной социальной группе оставалась обязательным условием и для натурализации иностранцев.

    14Переходя к техническим аспектам, следует отметить, что аргументация автора выиграла бы от лучшей организации цитирования архивных источников. Кое-где архивные легенды без сопроводительного указания вида отдельного документа, автора (авторов) и даты появляются даже в примечаниях к основным моментам текста.

    15Оставив в стороне все возможные оговорки, исследование Эрика Лора заполняет значительный пробел в наших знаниях о практиках быть или искать, а также перестать быть российским подданным и предлагает свежий взгляд на переплетение вопросов гражданства, лояльности, управления и демографической политики. в русской истории.

    Среднеазиатская миграция в Россию: легализация в 2020 году

    В 2020 году Таджикистан обогнал Казахстан в списке стран, граждане которых получили российские паспорта в 2020 году, уступив только Украине. В прошлом году рекордное количество таджиков — более 63 тысяч — получили гражданство страны, в которой многие из них работают уже три десятилетия.

    2020 серьезно нарушил мобильность людей по всему миру, что повлекло за собой миграцию и ее легализацию, то есть получение документов, регулирующих легальное проживание. Закрытие границ, в том числе между Россией и республиками Центральной Азии, означало, что более половины всех трудовых мигрантов не смогли въехать в Россию, а те, кто потерял работу, были вынуждены вернуться в свои страны. К счастью для оставшихся, российские власти, столкнувшись с нехваткой рабочей силы, оказали миграционную помощь, продлили срок действия документов, а также приостановили депортации.

    Таким образом, хоть пандемия и повлияла на количество мигрантов в России, факт остается фактом: в 2020 году РФ выдала новым гражданам рекордное количество паспортов — почти 660 000!

    Взгляните на официальные данные о миграции, опубликованные Министерством внутренних дел Российской Федерации, которые показывают некоторые интересные тенденции для выходцев из Центральной Азии в России.

    Новые русские

    В 2020 году гражданами Российской Федерации стали около 145 000 человек из Средней Азии. Это примерно на 20 000 больше, чем годом ранее. Рост пришелся на граждан Таджикистана, которые обогнали граждан Казахстана в списке стран Центральной Азии, граждане которых получили наибольшее количество российских паспортов за год. В этом своеобразном рейтинге Таджикистан уступает только Украине, сотни тысяч бывших и нынешних граждан которой ежегодно становятся россиянами.В 2020 году почти 410 000 украинцев получили российские паспорта по упрощенной процедуре; они составили 63% всех новых россиян в 2020 году.

    Бывшие советские республики (за исключением стран Балтии, Грузии и Туркменистана) сохраняют свой традиционный интерес к российскому гражданству, что отражено в пятизначных числах заявлений. Среди республик Центральной Азии в 2020 году больше граждан стали новыми русскими, чем в 2019 году во всех республиках, кроме Казахстана, который сократился на 7000 человек по сравнению с 2019 годом.В Казахстане именно этнические русские чаще всего обращаются за получением российского гражданства.

    Если будут созданы какие-то упрощенные схемы легальной трудовой миграции, не исключено, что число выходцев из Центральной Азии, желающих получить российское гражданство, сократится. Ведь причина подачи заявления на получение гражданства – это возможность легально работать в РФ без каких-либо ограничений и необходимости платить за дорогостоящий патент (разрешение на работу). Этим можно объяснить, например, сравнительно меньшее количество кыргызстанцев, ходатайствующих о получении российского гражданства, поскольку они уже могут работать в России по собственным паспортам в рамках Евразийского экономического союза.

    Относительно небольшое количество узбеков среди получающих российское гражданство (их меньше, чем, например, армян, и почти столько же, сколько молдаван и азербайджанцев) можно объяснить строгим запретом Узбекистана на двойное гражданство, что сопряжено с требование о том, чтобы указ о выходе из узбекского гражданства был подписан самим президентом. Более того, те узбеки и туркмены, которые обращаются за иностранным гражданством, как правило, делают это в странах дальнего зарубежья. Некоторые туркмены до 2003 года имели двойное гражданство с Российской Федерацией, но теперь они даже не могут въехать в страну без визы.

    Будущие россияне

    В России потенциальный гражданин должен получить вид на жительство до получения российского гражданства. В 2020 году первый вид на жительство в России ( Вид на Жилье ) получили почти 225 000 иностранных граждан, что на 40 000 больше, чем годом ранее. Этот рост произошел в основном за счет выходцев из Центральной Азии, в частности граждан Таджикистана, которые лидировали по количеству разрешений на жительство почти в 50 000 человек. Украинцы получили менее 37 000 человек, за ними следуют казахстанцы и узбекистанцы, примерно по 25 000 каждый.

    С учетом тех, кто на конец года проживал в России с действующим видом на жительство, Таджикистан и Узбекистан заняли второе и третье места после Украины соответственно. К Новому году вид на жительство в России имели менее 125 тысяч украинцев (это на 30 тысяч меньше, чем в прошлом году). Замыкают первую пятерку азербайджанцы (60 000) и армяне (56 000). Больше казахстанцев имеют вид на жительство в России, чем белорусы (35 000), хотя туркмены имеют такие виды на жительство меньше, чем вьетнамцы (11 000).

    С конца 2019 года вид на жительство в России выдается бессрочно (ранее этот документ нужно было продлевать каждые пять лет). Если в этом нет сильного императива, обладателям этого документа больше не нужно тратить время и силы на напряженный процесс получения гражданства, что, вероятно, и было целью нового правила.

    То же самое и с разрешением на временное проживание ( Разрешение на временное проживание , РВП).Таджикистан и Казахстан опережают Украину по количеству своих граждан, получивших РВП в прошлом году. Но если учесть общее количество иностранных граждан, проживавших по разрешениям на временное проживание в РФ на конец 2020 года, то все республики Центральной Азии отстают от Украины.

    В 2021 году Россия снизила квоты на количество иностранных граждан, которые могут получить РВП, на 35%. Если в 2020 году таких разрешений было более 60 000, то в 2021 году их будет всего 40 000.При этом есть категория иностранных граждан, которые могут подать заявление на РВП, не ограничиваясь квотой.

    Работа в России

    … в прошлом году было сложно. Границы были закрыты; предприятия и предприятия оказались на карантине. Границы Российской Федерации остаются закрытыми для граждан Таджикистана, Узбекистана и Туркменистана, и пока неизвестно, когда они вновь откроются.

    Соответственно, количество легальных трудовых мигрантов из стран Центральной Азии в Россию сократилось более чем вдвое – в Кыргызстане на 58%, в Таджикистане на 57%, в Казахстане на 56%, в Узбекистане на 52%.

    Тем не менее, более 2,3 миллиона человек, многие из которых выходцы из Центральной Азии, смогли въехать в Россию в 2020 году, будь то до закрытия границ весной 2020 года или после их открытия.

    В 2020 году российские паспорта получили 145 000 среднеазиатских жителей России. Еще почти 400 000 человек живут в России по видам на жительство и в будущем потенциально могут подать заявление на получение российского гражданства. Миллионы молодых рабочих ищут работу в России.

    О чем говорят эти цифры? Похоже ли это на массовую миграцию из среднеазиатского региона? да.Потеряет ли Центральная Азия население? №

    Демография в Средней Азии еще справляется с массовым оттоком населения из-за высокой рождаемости в регионе, но очевидно, что в России уже появляются более массовые диаспоры выходцев из Средней Азии, учитывая численность тех которые работают в России легально и нелегально. Об общем количестве русских среднеазиатского происхождения мы узнаем в следующем году, когда станут известны результаты переписи населения, которая намечена на осень этого года.


    как получить загранпаспорт в 2021 году

    Заявка должна быть заполнена без ошибок и исправлений. Если вы ошибетесь или предоставите неполные данные, МИД откажет в выдаче паспорта. На сайте Консульского отдела представлена ​​подробная информация о том, как заполнить заявление.

    Количество копий заявления зависит от типа паспорта, например, для паспорта с электронным носителем достаточно одного экземпляра заявления, а для паспорта старого образца необходимо двух экземпляров.

    Заграничный паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина РФ. Если паспорт выдается впервые, гражданин России может предоставить российский паспорт в отдел МИД России.

    Свидетельство о рождении , если заявителю меньше 14 лет. Родители или законные представители несовершеннолетнего заявителя представляют паспорт РФ или паспорт РФ и документы, подтверждающие их полномочия в качестве опекуна.

    Квитанция об оплате консульского сбора. Также заявитель заполняет заявление о признании утерянного паспорта недействительным и, при желании, заявление об изменении написания его имени и фамилии в паспорте на латинице. Список всех документов есть на сайте Консульского департамента МИД России.

    По новым правилам срок оформления паспорта не должен превышать одного месяца, если россиянин подал заявление на получение вида на жительство, и трех месяцев, если он подал заявление по месту пребывания.А время ожидания в очереди не должно превышать 15 минут. В помещениях, где выдаются паспорта, будут стенды с образцами заявлений и перечнем документов.

    Быстрее получить новый паспорт, если вам требуется срочное лечение за границей, или посещение ближайшего родственника с диагнозом тяжелое заболевание, или поездка на похороны за границу. В вышеперечисленных случаях время обработки занимает не более 3-х рабочих дней.

    Стоимость паспорта 2000 рублей за паспорт старого образца и 5000 рублей за биометрический паспорт для взрослых. Стоимость 1400 и 2500 рублей для детей до 14 лет соответственно.

    Проверить статус готовности паспорта можно на сайте Консульского департамента МИД России: заявителю необходимо выбрать страну, город и ввести номер своего заявления.

    Immigration Invest — лицензированный агент по программам получения вида на жительство и гражданства в Европе и Карибском бассейне за инвестиции. Если вы хотите переехать в другую страну или свободно путешествовать по Шенгенской зоне, обратитесь за консультацией к специалистам по инвестиционным программам.

    Гражданство России

    В соответствии с Законом о гражданстве Российской Федерации документы для подачи заявления на получение российского гражданства иностранными гражданами должны быть заполнены в два этапа.

    Первым шагом является получение Разрешения на временное проживание (РВП), которое может быть получено на 3-летний период, за которым следует Разрешение на проживание (ВП), которое выдается на пятилетний период.

    Процесс оформления РВП для граждан стран СНГ занимает 3 месяца.Процесс оформления РВП для иностранных граждан других стран занимает шесть месяцев.

    В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона о гражданстве Российской Федерации минимальный срок пребывания иностранного гражданина для получения РВП составляет не менее одного календарного года. Однако по истечении шести месяцев с момента выдачи РВП иностранный гражданин может начать оформление вида на жительство. Процесс подачи заявления на получение вида на жительство занимает не менее 6 месяцев – и таким образом соблюдаются требования законодательства.

    Непрерывное проживание с ВНЖ не менее пяти лет дает иностранному заявителю право претендовать на получение гражданства Российской Федерации. Период проживания в Российской Федерации считается непрерывным, если иностранный заявитель проводит за пределами России не более шести месяцев в году.

    Иностранный гражданин имеет право подать заявление о приеме в гражданство РФ ранее чем через пять лет, если он соответствует одному из следующих условий:

    • иностранец, родившийся в пределах РСФСР и ранее состоявший в гражданстве СССР.
    • иностранный гражданин состоит в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет
    • иностранный заявитель является инвалидом, имеет сына или дочь, достигших 18-летнего возраста и являющихся гражданином Российской Федерации.
    • иностранный заявитель добился значительных успехов в области науки, техники или культуры. они обладают профессиональной квалификацией и представляют интересы Российской Федерации.
    • иностранный заявитель явно искал политическое убежище в пределах Российской Федерации
    • иностранный заявитель подал заявление о предоставлении убежища в соответствии с международным правом

    Аналогичным образом вид на жительство может быть выдан по упрощенной процедуре для высококвалифицированных специалистов (ВКС) и сопровождающих их членов семьи.В таких случаях вид на жительство выдается на период, на который было предоставлено разрешение на работу. Срок рассмотрения заявок – 3 месяца.

    Стоит дополнительно отметить, что существует упрощенная процедура получения вида на жительство для граждан Беларуси. Такие заявители могут подать документы на вид на жительство без предварительного получения РВП. Срок оформления вида на жительство в таких случаях составляет 3 месяца.

    Россия ищет новых граждан в постковидном мире — RIDDLE Россия

    Ольга Гулина утверждает, что изменения в российском законодательстве о гражданстве были направлены на усиление (гео-)политического влияния и решение социально-демографических проблем в стране

    Свой интерес к отдельным группам иностранных граждан Россия изложила в основных направлениях официальной миграционной политики на 2019–2025 годы.Согласно этому документу, политика направлена ​​на решение проблем, связанных с развитием страны, «на защиту национального рынка труда, поддержание межнационального и межконфессионального согласия, а также на решение вопросов в сфере защиты и сохранения русской культуры, русского языка и наследие народов России, лежащих в основе ее культурного кода и цивилизации». Впервые в основных направлениях политики миграционная политика, в том числе политика предоставления российского гражданства, упоминалась как инструмент решения демографических, социально-экономических и геополитических вызовов России.

    Гражданство как отражение геополитических интересов России

    Изменения и дополнения в Закон о гражданстве Российской Федерации всегда отражают изменение приоритетов и целей России как страны. Можно говорить о трех периодах, когда внешние обстоятельства, государственные интересы и демографическая ситуация в стране влияли на институт гражданства. За последние 30 постсоветских лет практика приема в российское гражданство была определена законами о гражданстве (1991, 2002 гг.) и серией указов президента об упрощенном порядке приема в гражданство отдельных групп иностранных граждан.

    С 1992 по 2002 год гражданство Российской Федерации получили около 2,9 млн человек. Эта цифра достигла 2,8 миллиона человек в 2003–2013 годах, увеличившись примерно до 3,3 миллиона в 2014–2017 годах. Всего в 2019 году гражданами России стали 497 817 человек, 60% из которых были бывшими гражданами Украины.

    География и страны происхождения новых граждан Российской Федерации всегда имели свои особенности. В 1992–2010 годах в пятерку «поставщиков» новых российских граждан входили Казахстан, Украина, Узбекистан, Грузия и Азербайджан.В течение первого постсоветского десятилетия русскоязычное население активно покидало эти новые независимые государства. В дальнейшем, хотя «страны-поставщики» остались прежними, структура этой группы изменилась. С 2010 года безоговорочным лидером стала Украина: каждый четвертый новый гражданин России приехал из Украины; каждый пятый из Казахстана; каждый десятый из Кыргызстана; и каждый двенадцатый из Узбекистана или Армении.

    Натурализация граждан новых независимых государств набрала обороты в России после внесения поправок в Закон о гражданстве в 2003 году.Поправка позволяла бывшим гражданам СССР «принимать гражданство России в упрощенном порядке, если они заявляют о желании приобрести гражданство Российской Федерации» (ст. 14 п. 4). Именно эта формулировка сделала законной выдачу российских паспортов жителям Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. К 2006 году, когда Абхазия и Южная Осетия ввели собственные паспортные системы, большая часть населения обеих непризнанных республик уже получила российские паспорта.

    В апреле 2014 года были внесены поправки в Закон о гражданстве, устанавливающие упрощенный порядок для «носителей русского языка». Измененный закон определяет носителей русского языка как иностранных граждан и лиц без гражданства, которые могут свободно общаться на русском языке в повседневной и официальной обстановке. Для получения этого статуса необходимо сдать экзамен, который автоматически дает успешно сдавшим экзамены право на получение вида на жительство и российского гражданства в упрощенном порядке.Измененный закон предназначался в основном для русскоязычных граждан Беларуси, Казахстана и Украины.

    В 2020 году российские законодатели пошли еще дальше, отменив обязательный экзамен по русскому языку для граждан из стран с «идентичным культурным (цивилизационным) кодом», то есть для выходцев из Беларуси и Украины. Россия также упростила процедуру приема в российское гражданство для некоторых категорий граждан Украины, проживающих в Донецкой и Луганской областях. В результате количество граждан Украины, обратившихся за получением гражданства России в 2019 году, увеличилось в три раза по сравнению с предыдущими годами.

    Ростовская область стала лидером по количеству новых граждан России, выдавших ок. 167 тысяч российских паспортов, что в 23 раза больше, чем в 2018 году. Этому способствовала географическая близость Ростовской области с Донецкой и Луганской областями Украины. Граждане Украины получают российское гражданство через различные упрощенные механизмы натурализации, включая участие в официальной программе переселения соотечественников.

    В апреле 2020 года Путин подписал новые дополнения к Закону о гражданстве, гарантирующие получение гражданства России гражданами Беларуси, Молдовы, Украины и Казахстана без предоставления доказательств источников дохода и достаточных финансовых средств, а также без необходимости соблюдения требования проживания в России в течение трех лет. Расширенный закон вступит в силу 24 июля 2020 года и позволит натурализовавшимся гражданам Российской Федерации сохранить гражданство страны своего происхождения.

    Гражданство на страже демографических и экономических интересов России

    Специалисты по демографии уже много лет предупреждают, что население России и ее рынок труда сокращаются. Естественная убыль населения России за девять месяцев 2019 года составила 259,6 тыс. человек. За тот же период страна натурализовала 363 351 человека, компенсировав таким образом потерю населения.Все упрощенные механизмы предоставления российского гражданства (такие, как сокращенный критерий проживания, отсутствие необходимости сдачи экзамена по русскому языку и т. д.) призваны компенсировать негативные демографические тенденции в России.

    Одним из самых простых и популярных способов получения российского гражданства является вступление в брак с гражданином Российской Федерации. Этот шаг сокращает необходимый период проживания в России до одного года вместо обязательных пяти лет. Количество людей, получающих российское гражданство таким способом, год от года растет в геометрической прогрессии: в 2009 году этой возможностью воспользовались менее 700 человек, из них 4.1 тыс. в 2011 г., более 21 тыс. в 2013 г., 26,8 тыс. в 2014 г. и более 38 тыс. в 2017 г.

    Население современной России увеличивается за счет мужей и жен из постсоветских стран; советское прошлое страны до сих пор отражается в брачных предпочтениях россиян. В 2016 году россиянки заключили 42 284 брака с гражданами иностранных государств. По количеству браков с россиянками лидируют граждане Украины (8251), далее следуют граждане Таджикистана (7369), Азербайджана (5974), Узбекистана (3779), Армении (2808), Молдовы (2614), Казахстан (1980), Беларусь (1776) и Кыргызстан (789).

    Мужчины в России менее охотно и менее заинтересованы в браке с женщинами из других стран. В 2016 году российские мужчины заключили 29 337 браков с иностранками. Лидерство, опять же, удерживает Украина (11354), за ней следуют Армения (2496), Азербайджан (2390), Казахстан (2270), Узбекистан (2240), Таджикистан (2003), Молдова (1945), Беларусь (1673) и Кыргызстан (1574 г. ).

    Сегодня Россия ищет не только новых граждан, но и квалифицированных специалистов. Серьезная проблема, затрагивавшая Россию в прошлом и сохраняющаяся до сих пор, заключается в том, что иммиграция не помогает России восполнить нехватку специалистов и навыков.В 2015 году Минтруда России опубликовало список из 74 профессий, подпадающих под упрощенную процедуру получения гражданства. В список входят врачи различных категорий и специальностей, инженерно-технические специалисты (электромонтажники, электрики, схемотехники, токари и др.). В ноябре 2019 года список профессий был обновлен и расширен до 135. Помимо врачей и инженеров, Россия готова предложить ускоренное получение гражданства металлургам, психологам, журналистам, учителям, фармацевтам, младшему медицинскому персоналу, рыбоводам и энтомологам.С июля 2019 года право на получение российского гражданства получили иностранные специалисты из вышеуказанного списка, проработавшие по месту работы в России один год (вместо предыдущих трех лет и пяти лет по общему порядку).

    В поисках новых граждан для России

    В настоящее время перед политическими элитами страны поставлена ​​задача обеспечить к 2025 году переселение в Россию и получение гражданства 5–10 млн человек. Последние поправки в Закон о гражданстве, принятые на пике COVID-19 19 пандемии лишний раз подтверждают, что руководство России заинтересовано в приобретении новых граждан для своей страны.Но постсоветское пространство демографически истощено.

    Сокращение населения является серьезной проблемой для большинства государств, выходящих из распада СССР. За 30 постсоветских лет Молдова потеряла почти 1 млн граждан. Население Украины сократилось почти на 10 миллионов человек. Многие эксперты называют страны Центральной Азии «последним постсоветским оплотом России». До недавнего времени это утверждение было верно и в отношении усилий по повышению демографии России. Опять же, надежды России на привлечение демографического потенциала стран Центральной Азии (в основном Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана) для поставки трудовых мигрантов в Россию могут не оправдаться.

    На это есть две причины. Во-первых, все, кто заинтересован в иммиграции в Россию и/или участии в программе переселения соотечественников и смог это сделать, уже уехали в Россию или находятся в процессе иммиграции. Пример Кыргызстана является отличной иллюстрацией. В 2009–2019 годах в Кыргызстане преобладали три этнические группы: киргизы, узбеки и русские. Однако в настоящее время численность узбеков и кыргызов в Кыргызстане неуклонно растет. Количество россиян сокращается.На протяжении постсоветских лет Кыргызстан терял население, в основном некыргызское население.

    Во-вторых, заинтересованность в переселении в Россию и принятии российского гражданства зависит от социально-экономической, политической и санитарно-эпидемиологической обстановки в России. Пандемия COVID-19 стала испытанием для всего постсоветского пространства, в том числе и для России. В краткосрочной перспективе миграционные потоки будут очень восприимчивы к тому, насколько хорошо и быстро экономики России и постсоветских стран смогут справиться с последствиями пандемии.

    Восстановление демографического дисбаланса в России и обеспечение притока 5–10 млн новых граждан к 2025 году — очень амбициозная и сложная задача. Для этого России придется пересмотреть существующие подходы к управлению миграцией. Ему потребуется провести проверку органов и организаций, ответственных за поддержание контактов с соотечественниками и лицами, заинтересованными в реэмиграции в Россию, внести коррективы в свою внешнюю и внутреннюю политику.

    Фото: Scanpix

    Россия смягчает правила въезда и снова открывается для граждан Великобритании

    Россия ослабила требования к въезду из-за коронавируса, чтобы предоставить гражданам из списка стран, включая Великобританию, больше возможностей для пересечения ее границ.

    Постановление правительства, подписанное на прошлой неделе, гласит, что граждане любой из 29 стран, с которыми Россия возобновила регулярное авиасообщение, могут въезжать в Россию рейсом либо из страны своего гражданства, либо из любой из других 28 стран.

    Ранее иностранцам разрешался въезд в Россию только прямым рейсом из страны их гражданства или страны постоянного проживания.

    Это изменение означает, что граждане Великобритании снова смогут въезжать в Россию.Большинство из них не смогли приехать в Россию с тех пор, как в конце декабря Москва временно приостановила полеты между Россией и Великобританией после того, как Великобритания объявила об обнаружении новой мутации вируса со значительно более высокими показателями передачи.

    Рейсы между Россией и Великобританией в настоящее время приостановлены как минимум до 1 июня. Однако, поскольку Россия ранее возобновила авиасообщение с Великобританией после массового прекращения зарубежных поездок в начале вспышки коронавируса, изменения в правилах позволят гражданам Великобритании въехать в Россию через одну из других третьих стран.

    В пятницу днем ​​правительство Великобритании обновило свои рекомендации по поездкам в Россию, чтобы отразить новые правила. В сообщении говорится, что российские власти выпустили «руководство для граждан различных стран, включая Великобританию, о том, что теперь они могут путешествовать в Россию через третью страну, если эта страна указана в опубликованном списке».

    Представитель российского перевозчика «Аэрофлот» подтвердил, что теперь он будет принимать британских пассажиров на рейсах в Москву, вылетающих из любой другой страны.

    «Раньше граждане и резиденты могли въезжать в Россию только из своих стран», — сказал Дмитрий Филиппов, эксперт по визам и иммиграции At Home in Russia.

    «Теперь граждане любой открытой страны могут въезжать по воздуху из любой другой открытой страны. Например, гражданин Великобритании может въехать в Россию из Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ), гражданин Финляндии может въехать из Швейцарии и т. д.».

    Другие юристы и иммиграционные эксперты также подтвердили The Moscow Times, что правила распространяются на Великобританию, несмотря на временный запрет на полеты.

    «Великобритания граждане, а также лица, имеющие вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание в Великобритании, имеют право въезжать в Россию как из Великобритании, так и из других государств согласно списку», — говорится в сообщении российской иммиграционной службы «Конфиденс Групп». фирма, подтверждающая сферу применения новых правил.

    «Иными словами, [правила]… никоим образом не ограничивают право въезда в Россию в зависимости от открытия авиасообщения. Нет оснований считать, что закрытие авиасообщения с У.К. может быть причиной для ограничения права граждан или резидентов Великобритании на въезд в Россию из других [указанных] стран».

    Полный список

    Полный список открытых стран: Армения, Азербайджан, Великобритания, Куба, Египет, Эфиопия, Финляндия, Германия, Греция, Индия, Япония, Казахстан, Кыргызстан, Мальдивы, Катар, Сербия, Сейшелы, Сингапур, Южная Корея, Шри-Ланка, Швейцария, Сирия, Таджикистан, Танзания, Турция, ОАЭ, Узбекистан, Венесуэла и Вьетнам.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.