160 и – 160. /

Содержание

Ту-160. Белый лебедь. Фото. Характеристики.

 

Работы по созданию самолета ТУ-160 «Белый лебедь» – ракетоносца сверхзвукового бомбардировщика дальней авиации начались в 1968 году ОКБ имени А.Н.Туполева. А в 1972 году был сделан аванпроект такого летательного аппарата с крылом непостоянной геометрии. В 1976 году проект модели Ту-160 был одобрен комиссией. Двигатель типа НК-32 специально для данной модели самолета был разработан ОКБ им. Кузнецова в 1977 году. 

 

Ту-160 Фото

 

Эти стратегические бомбардировщики по классификации НАТО называются «Черный Джек», а на сленге американцев – «дубинка» (Black Jack — избивать дубинкой). Но наши пилоты назвали их «Белыми лебедями» — и это очень похоже на правду. Сверхзвуковые Ту-160 красивы и изящны, даже обладая грозным вооружением и потрясающей мощью. Вооружением для них выбрали Х-55 — дозвуковые крылатые малогабаритные ракеты и Х-15 — аэробаллистические ракеты, которые разместили на многопозиционных установках под крыльями. 

Макет Ту-160 утвердили в конце 1977 года, и опытное производственное предприятие ММЗ «Опыт» (в г.Москве) начало сборку трех опытных самолетов. Казанское производство изготовило фюзеляжи, в Новосибирске сделали крыло и стабилизатор, в Воронеже – створки грузоотсеков, а в городе Горьком — опоры шасси. Сборка первой машины «70-01» завершилась в январе 1981 года в г. Жуковский.

Ту-160 с серийным «70-01» первый раз был опробован в воздухе в 1981 году 18 декабря. На государственных испытаниях, которые завершились в середине 1989 года, самолетом Ту-160 были выпущены четыре крылатых ракеты Х-55, как основное вооружение самолета. Максимальная скорость летательного аппарата при горизонтальном полете составила 2200 км/ч. Эту скорость для эксплуатации ограничили до 2000 км/ч – это было введено из-за условия лимита ресурса. Многим Ту-160 давали имена личные, как боевым кораблям. Первый Ту-160 назвали «Илья Муромец». 

  • Экипаж Ту-160: 4 человека.

  • Двигатели: (турбинные) четыре штуки НК — 32 ТРДДФ 4х14.000/25.000 кгс (тяга: рабочая / на форсаже).

  • Агрегат трехвальный, двухконтурный, с форсажной камерой. Его запуск происходит от воздушного стартера.

  • За левой опорой главного шасси располагается ВСУ – электрическая система управления двигателями, имеющая гидромеханическое дублирование

  • .Масса и нагрузки: взлетная нормальная – 267600 кг, самолета порожнего – 110000 кг, максимальная боевая – 40000 кг, топлива – 148000 кг.

  • Летные данные: 2000 км/ч — скорость полета на высоте, 1030 км/ч – полет у земли, от 260 до 300 км/ч — скорость посадочная, 16000 м — потолок для полета, 13200 км — практическая дальность, 10500 км — длительность полета при максимальной нагрузке.

 

Салон

Ту-160 — один из боевых самолетов СССР, о котором пресса узнала до его постройки, за несколько лет. В 1981 году 25 ноября летательный аппарат готовили к испытаниям в подмосковном г. Жуковском (Раменском). Машина стояла вместе с двумя Ту-144 и была сфотографирована пассажиром из самолета, садившегося на соседний аэродром Быково. С того момента бомбардировщик получил свое прозвище « Ram-P» (Ram – от Раменское) и НАТОвский код — «Black Jack». С таким именем миру представили самый тяжелый бомбовоз всех времен. 

На переговорах об ОСВ-2 в 70-х годах прошлого века Л.И.Брежнев сказал, что, в противовес американскому В-1, в СССР проектируется новый стратегический бомбардировщик. В прессе упомянули, что производить его будут на заводе в Казани.А что сегодня?

При распаде СССР Ту-160 были распределены между республиками. 19 из них достались Украине, авиаполк в Прилуках. Восемь были переданы в счет долгов за газ России, а оставшиеся попросту распилены. В Полтаве можно посетить последнего украинского «лебедя», превращенного в музей.

Ту-160В (Ту-161) – проект ракетоносца, имеющего в составе силовую установку, которая работает на жидком водороде. С учетом особенности топливной системы от базового варианта отличается размерами фюзеляжа. Сжиженный водород, который использовался в агрегатах двигателей как горючее, резервировался при температуре до -253 °C. Дополнительно оборудован гелиевой системой, которая отвечает за управление криогенными двигателями, и азотной – выполняет контроль вакуума в полостях теплоизоляции самолета.

  • Ту-160 НК-74 – модификация Ту-160, имеющая в составе более экономичные двухконтурные турбореактивные двигатели с форсажной камерой НК-74. Эти силовые установки по заказу собирались в г. Самара на СНТК им. Н.Д. Кузнецова. Применение данных авиамоторов позволило увеличить параметр дальности полета.

  • Ту-160П – модификация, представляющая собой тяжелый истребитель дальнего сопровождения, который мог нести на борту ракеты класса «воздух-воздух», имеющие среднюю и большую дальность действия.

  • Ту-160ПП – проект самолета радиоэлектронной борьбы. На данный момент имеется только макет в натуральную величину, определены характеристики нового самолета и состав аппаратуры.

  • Ту-160К – проект самолета, входящего в состав авиационно-ракетного комплекса «Кречет». Доведен до стадии готового эскизного проекта в КБ «Южное». Главным конструктором был В.Ф.Уткин. Работы над АРК «Кречет» проводились в 1983-1984 гг. с целью повышения эффективности и живучести баллистических ракет во время ядерного взрыва и для проверки энергетической функциональности самолета-носителя. Вооружен ракетой «Кречет-Р».

 

Это двухступенчатая малогабаритная МБР 4-го поколения. Она комплектовалась маршевыми твердотопливными двигателями на смесевом топливе. В режиме полета использовалось жидкое монотопливо. Грузоподъемность самолета-носителя Ту-160К составляла 50 т. Это значило, что модификация могла нести на борту две МБР «Кречет-Р» весом по 24,4 т каждая. С учетом дальности полета самолета Ту-160К его эффективное применение составляло в расстоянии до 10 тыс. км.

На стадии проекта завершилась разработка наземного оборудования для координации действий самолета в декабре 1984 г.

Система управления ракетами «Кречет-Р» автономная, инерциальная, с подключением к внешним источникам информации. Координаты и скорость ракеты поступали на борт самолета со спутника, а от астрокорректора уточнялись углы положения командных приборов. Первая ступень органов управления – это аэродинамические рули, вторая – управляющее поворотное сопло. МБР планировали оснастить разделяющими головными частями, имеющими индивидуальное наведение, и ГЧ, которые предназначались для прорыва вражеской ПРО. Работы над АРК «Кречет» были свернуты в середине 80-х годов ХХ века.

Ту-160СК − самолет, который предназначался для переноса трехступенчатой жидкостной системы «Бурлак», масса которой составляла 20 т. Согласно расчетам конструкторов на орбиту можно было вывести до 600-1100 кг груза, при этом доставка обойдется в 2-2,5 раза дешевле, нежели применяя ракеты-носители, имеющие аналогичную грузоподъемность. Пуск ракеты с Ту-160СК должен происходить на высотах 9000-14 000 м на скорости самолета от 850 до 1600 км/ч. Характеристики комплекса «Бурлак» должны были превосходить американский аналог дозвукового стартового комплекса, носителем которого был Boeing B-52, укомплектованный ракетой-носителем Pegasus. Назначение «Бурлака» − группировка спутников в случае массового поражения аэродромов. Разрабатывать комплекс начали в 1991 г., ввод в эксплуатацию был запланирован в 1998-2000 годах. В составе комплекса также должны были находиться станция наземного обслуживания и командно-измерительный пункт. Дальность полета Ту-160КС к месту пуска ракеты-носителя составляла 5000 км. 19.01.2000 между аэрокосмической корпорацией «Воздушный старт» и «ЦСКБ-Прогресс» в г. Самара подписаны нормативные документы о сотрудничестве в направлении создания авиаракетного комплекса «Воздушный старт».

Ту-160М – новейшая модернизация самолета Ту-160. В его состав входит новое вооружение и радиоэлектронное оборудование. Может нести на борту до 90 ОФАБ-500У массой по 500 кг каждая. Как считают эксперты, российский бомбардировщик-ракетоносец по многим показателям впереди британского аналога – истребителя Typhoon. Дальность полета отечественного самолета без дозаправки больше, чем у британца в 4 раза. Также Ту-160М способен нести на борту больше безъядерных ракет и авиабомб и имеет лучший показатель КПД двигателей.

Ту-160 Характеристики

Туполев Ту-160. Галерея.

 

 
Ту-160. Видео.

 

Военная авиация

Avia.pro

avia.pro

Ту-160 и B-1, кто кого? » Военное обозрение

Публикации зарубежных изданий представляют определенный интерес, поскольку позволяют составить впечатление о мнениях, имеющих хождение за границей. По понятным причинам, нередко подобные публикации вызывают массу вопросов или даже становятся поводом для обоснованных возмущений и осуждений: далеко не всегда зарубежные авторы согласны с отечественными, а также порой не придерживаются объективной точки зрения и строят свои размышления на сомнительных тезисах или даже пропагандистских клише. Тем не менее, нередко встречаются и грамотные правильные статьи, дающие верные ответы на распространенные вопросы того или иного рода.

29 марта американское издание The National Interest опубликовало в рубрике The Buzz очередную статью Дэйва Маджумдара, посвященную американскому и российскому вооружению. Под громким заголовком «Russia’s Deadly Tu-160 Bomber vs America’s B-1: Who Wins?» («Российский смертоносный Ту-160 против американского B-1: кто победит?») скрывается весьма любопытная попытка рассмотреть поставленный вопрос и дать правильный ответ. Действительно, сравнение самолетов Ту-160 и B-1 нередко становится предметом обсуждений, но далеко не всегда подобные споры приходят к правильным выводам.


Свою новую статью Д. Маджумдар начинает с констатации очевидных фактов. Стратегические бомбардировщики Rockwell International B-1B Lancer и Ту-160 (неофициальное прозвище «Белый лебедь», по классификации НАТО – Blackjack) внешне очень похожи. Кроме того, имеются определенные совпадения в их тактической роли. Тем не менее, несмотря на все сходства и совпадения, это два совершенно разных самолета.

Поиск ответа на вопрос «кто победит?» начинается с рассмотрения истории одного из претендентов на победу. Журналист The National Interest напоминает, что американский самолет B-1A в свое время создавался в качестве сверхзвукового высотного бомбардировщика, предназначенного для прорыва к целям через противовоздушную оборону потенциального противника. Тем не менее, подобный проект был отменен в 1977 году. Администрация президента Джимми Картера и руководство Пентагона не без оснований посчитали, что такой самолет не имеет реальных перспектив. Специалисты пришли к выводу, что в существующем виде B-1A не сможет пройти через советские системы ПВО и выполнить поставленные задачи.

После этого руководство США приняло решение скорректировать развитие стратегических ядерных сил. Было решено повысить приоритет проектов межконтинентальных баллистических ракет сухопутного базирования, а также начать разработку перспективного самолета, способного преодолевать ПВО противника. Последние работы в итоге привели к появлению малозаметного стратегического бомбардировщика Northrop Grumman B-2 Spirit, однако в течение длительного времени эта машина и ее разработка оставались тайной.

Возрождение проекта B-1 в новом виде произошло уже при президенте Рональде Рейгане. Новый вариант проекта получил обозначение B-1B. Ввиду невозможности прорыва ПВО на большой высоте было решено реализовывать другой способ выхода к цели. Обновленный B-1B должен был отличаться малой радиолокационной заметностью, а также совершать прорыв на малой высоте со сравнительно высокой скоростью. Одним из результатов такого пересмотра проекта стало заметное сокращение скорости и высоты полета. Так, базовый B-1A должен был иметь возможность лететь со скоростью до М=2. В новом проекте B-1B максимальную скорость сократили до М=1,25, что было связано с рядом серьезных изменений конструкции, направленных на выполнение обновленных требований.

После завершения Холодной войны проект B-1B Lancer вновь подвергся доработкам. В связи с прекращением противостояния сверхдержав и изменением основных стратегий было решено скорректировать роль этих самолетов. В соответствии с решением Пентагона, B-1B должны были лишиться возможности несения ядерного оружия и стать носителями исключительно конвенциональных боеприпасов. В 1995 году в рамках проекта Conventional Mission Upgrade Program («Программа доработки для неядерных миссий») со строевых бомбардировщиков демонтировали все оборудование, необходимое для несения ядерного оружия. Одновременно с этим самолеты получали новые радиолокационные станции с повышенными характеристиками. Кроме того, появилась возможность применения современных высокоточных вооружений.

В дальнейшем, уже после 11 сентября 2001 года, самолеты B-1B вновь подверглись доработкам. Основные нововведения касались систем обнаружения, целеуказания и связи. К примеру, был принят на вооружение подвесной контейнер Sniper XR, позволяющий повысить точность применения оружия. Кроме того, появились новые средства связи и управления. Последние доработки строевых самолетов позволили в определенной мере повысить их боевую эффективность при выполнении задач в ходе локальных конфликтов, таких как войны в Афганистане и Ираке, включая борьбу с иррегулярными формированиями.

Д. Маджумдар полагает, что бомбардировщик B-1B более не может выполнять задачи, для которых создавался изначально. Ввиду нескольких модернизаций и развития средств ПВО подобные самолеты уже не могут прорывать хорошо организованную оборону противника и наносить удары по целям в глубине вражеской территории. Тем не менее, B-1B все еще сохраняет возможность боевой работы в качестве носителя авиационных ракет. Для решения некоторых боевых задач он сможет использовать ракеты типа JASSM-ER или LRASM. Таким образом, в случае некоторых миссий B-1B Lancer, с определенными оговорками, может считаться аналогом российского бомбардировщика Ту-160.

Российский стратегический бомбардировщик Ту-160 внешне похож на американский самолет B-1B, однако фактически это совершенно другая машина с иными целями. Ту-160 разрабатывался в советское время в качестве одного из основных средств нанесения ядерного удара по объектам противника в случае начала Третьей мировой войны. При этом, напоминает Д. Маджумдар, основной задачей Ту-160 являлась доставка крылатых ракет воздушного базирования с ядерными боезарядами к точкам запуска. Также предусматривалась возможность прорыва противовоздушной обороны противника при помощи скоростного полета на малой высоте.

Из-за такой разницы в задачах российский самолет получился крупнее американского и выигрывает у него по летным характеристикам. Так, максимальная взлетная масса Ту-160 превышает 606 тыс. фунтов (порядка 275 т), а максимальная скорость составляет М=2,05. Для сравнения, максимальный взлетный вес B-1B – 477 тыс. фунтов (около 215 т), а скорость полета не превышает М=1,25.

С момента появления бомбардировщика Ту-160 его основным вооружением были крылатые ракеты большой дальности Х-55МС. В грузоотсеках самолета может разместиться дюжина таких изделий, оснащенных ядерными боевыми блоками. В последние месяцы, когда Ту-160 впервые приняли участие в реальных боевых действиях, боекомплект самолетов включал в себя конвенциональную версию ракеты Х-55МС под названием Х-555. Кроме того, во время выполнения заданий по уничтожению объектов террористов в Сирии российские бомбардировщики применяли новейшие малозаметные ракеты Х-101. Имеются сведения о создании аналогичного оружия, несущего ядерный боезаряд, – Х-102.

Автор The National Interest напоминает, что в ближайшее время Россия планирует возобновить строительство стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160. После возобновления строительства в серию должна пойти усовершенствованная версия самолета, получившая обозначение Ту-160М2. Д. Маджумдар полагает, что новые серийные Ту-160М2 должны будут заменить имеющиеся в войсках самолеты Ту-22М3 и Ту-95МС, которые в настоящее время дополняют существующий воздушный флот «Блэкджеков». Также американский журналист предполагает, что модернизированный Ту-160 станет своеобразной временной мерой, которая позволит российской стратегической авиации сохранять требуемый потенциал до появления нового бомбардировщика ПАК ДА.


В финале статьи Д. Маджумдар дает ответ на вопрос, вынесенный в заголовок. Вернее, уклоняется от ответа и обосновывает это. По его мнению, вопрос из названия статьи не может считаться корректным. Бомбардировщики Ту-160 и B-1B слишком сильно отличаются друг от друга. Отличия заключаются в особенностях конструкции, в характеристиках и даже в предназначении техники. Таким образом, вопрос «кто из них победит?» не может иметь правильного ответа.

***

Сравнение различных образцов вооружения и военной техники является излюбленным занятием специалистов и общественности. Подобные анализы позволяют изучить ситуацию в той или иной области, а также сделать выводы о возможностях тех или иных образцов как самих по себе, так и в случае их противостояния. На протяжении долгих лет традиционными объектами сравнений является масса образцов оружия и техники, в том числе бомбардировщики Ту-160 и B-1B Lancer.

Появлению подобной пары «соперников», в первую очередь, способствует внешний вид двух самолетов. И Ту-160, и B-1B являются многорежимными сверхзвуковыми дальними бомбардировщиками, что с определенными оговорками позволяет относить их к одному классу техники. Тем не менее, помимо внешнего сходства два образца имеют массу отличий с точки зрения конструкции, характеристик и тактической роли. Сходства и различия, а также разные их трактовки в результате становятся топливом, поддерживающим споры и обсуждения.

Следует отметить, ответ на вопрос «кто кого?» давно известен: никто и никого. Во-первых, бомбардировщики Ту-160 и B-1B слишком сильно отличаются друг от друга, чтобы их можно было сравнивать напрямую, а во-вторых, это не те самолеты, которым предстоит встречаться в очном бою и выяснять, кто сильнее. Поэтому сравнивать два образца можно только по характеристикам и боевой эффективности.

Как уже упоминалось, порой в зарубежной прессе появляются публикации, с которыми невозможно спорить. Статья Д. Маджумдара «Russia’s Deadly Tu-160 Bomber vs America’s B-1: Who Wins?» является хорошим примером подобно явления. Американский автор вспомнил историю двух проектов и рассмотрел основные их особенности. Результатом такого рассмотрения стал тезис о некорректности вопроса «кто кого?», вынесенного в заголовок. По мнению автора The National Interest, рассматриваемые самолеты слишком разные, чтобы их можно было сравнивать подобным образом.

Как справедливо отмечает автор, американский бомбардировщик B-1B создавался для выполнения низковысотного сверхзвукового прорыва к целям на территории, защищенной мощной ПВО. Задачей Ту-160, в свою очередь, всегда была доставка крылатых ракет к рубежу пуска, а за счет их большой дальности самолет мог даже не приближаться к зоне действия ПВО противника. Подобная разница в методах боевой работы двух самолетов была обусловлена основными особенностями стратегий применения дальней авиации, разработанных в двух странах. Специалисты СССР и США, изучив все факторы, сформировали собственные требования к технике и ее применению.

Интересен тот факт, что после окончания Холодной войны американские самолеты B-1B подверглись серьезным доработкам. Было решено лишить их возможности несения ядерного оружия. Кроме того, некоторые проблемы с номенклатурой вооружения привели к тому, что эти самолеты в течение длительного времени не могли применять ракетное вооружение – их оружием были только бомбы. С такой точки зрения российскому Ту-160 повезло гораздо больше. Его не стали переделывать с изменением роли, однако со временем пополнили номенклатуру доступных боеприпасов несколькими новыми изделиями.

Результатом всех этих событий, имевших место в прошлых десятилетиях, стали соответствующие особенности боевого применения техники. Американские самолеты B-1B Lancer неоднократно привлекались к выполнению авиаударов по целям на территории Афганистана и Ирака, в которых применялось управляемое бомбовое вооружение. Ту-160 смог впервые поучаствовать в реальной боевой операции только осенью 2015 года и сразу использовал крылатые ракеты, в том числе новых типов. Таким образом, боевые операции последних лет являются отличной и наглядной демонстрацией разницы двух самолетов.

Ввиду наличия значительных отличий разного рода прямое сравнение бомбардировщиков Ту-160 и B-1B не представляется возможным или осмысленным. Статья Д. Маджумдара и ее справедливые выводы в очередной раз напоминают нам, что далеко не всегда внешнее сходство образцов оружия или техники позволяет сравнивать их друг с другом. Кроме того, не стоит забывать, что внешность редко бывает самой важной частью рассматриваемых образцов, а все самое интересное связано с их внутренними частями и методиками применения.

Статья «Russia’s Deadly Tu-160 Bomber vs America’s B-1: Who Wins?»:
http://nationalinterest.org/blog/the-buzz/russias-deadly-tu-160-bomber-vs-americas-b-1-who-wins-15626

topwar.ru

The National Interest: Ту-160 и B-1, кто кого?


Публикации зарубежных изданий представляют определенный интерес, поскольку позволяют составить впечатление о мнениях, имеющих хождение за границей. По понятным причинам, нередко подобные публикации вызывают массу вопросов или даже становятся поводом для обоснованных возмущений и осуждений: далеко не всегда зарубежные авторы согласны с отечественными, а также порой не придерживаются объективной точки зрения и строят свои размышления на сомнительных тезисах или даже пропагандистских клише. Тем не менее, нередко встречаются и грамотные правильные статьи, дающие верные ответы на распространенные вопросы того или иного рода.

29 марта американское издание The National Interest опубликовало в рубрике The Buzz очередную статью Дэйва Маджумдара, посвященную американскому и российскому вооружению. Под громким заголовком «Russia’s Deadly Tu-160 Bomber vs America’s B-1: Who Wins?» («Российский смертоносный Ту-160 против американского B-1: кто победит?») скрывается весьма любопытная попытка рассмотреть поставленный вопрос и дать правильный ответ. Действительно, сравнение самолетов Ту-160 и B-1 нередко становится предметом обсуждений, но далеко не всегда подобные споры приходят к правильным выводам.

Свою новую статью Д. Маджумдар начинает с констатации очевидных фактов. Стратегические бомбардировщики Rockwell International B-1B Lancer и Ту-160 (неофициальное прозвище «Белый лебедь», по классификации НАТО – Blackjack) внешне очень похожи. Кроме того, имеются определенные совпадения в их тактической роли. Тем не менее, несмотря на все сходства и совпадения, это два совершенно разных самолета.

Поиск ответа на вопрос «кто победит?» начинается с рассмотрения истории одного из претендентов на победу. Журналист The National Interest напоминает, что американский самолет B-1A в свое время создавался в качестве сверхзвукового высотного бомбардировщика, предназначенного для прорыва к целям через противовоздушную оборону потенциального противника. Тем не менее, подобный проект был отменен в 1977 году. Администрация президента Джимми Картера и руководство Пентагона не без оснований посчитали, что такой самолет не имеет реальных перспектив. Специалисты пришли к выводу, что в существующем виде B-1A не сможет пройти через советские системы ПВО и выполнить поставленные задачи.

После этого руководство США приняло решение скорректировать развитие стратегических ядерных сил. Было решено повысить приоритет проектов межконтинентальных баллистических ракет сухопутного базирования, а также начать разработку перспективного самолета, способного преодолевать ПВО противника. Последние работы в итоге привели к появлению малозаметного стратегического бомбардировщика Northrop Grumman B-2 Spirit, однако в течение длительного времени эта машина и ее разработка оставались тайной.

Возрождение проекта B-1 в новом виде произошло уже при президенте Рональде Рейгане. Новый вариант проекта получил обозначение B-1B. Ввиду невозможности прорыва ПВО на большой высоте было решено реализовывать другой способ выхода к цели. Обновленный B-1B должен был отличаться малой радиолокационной заметностью, а также совершать прорыв на малой высоте со сравнительно высокой скоростью. Одним из результатов такого пересмотра проекта стало заметное сокращение скорости и высоты полета. Так, базовый B-1A должен был иметь возможность лететь со скоростью до М=2. В новом проекте B-1B максимальную скорость сократили до М=1,25, что было связано с рядом серьезных изменений конструкции, направленных на выполнение обновленных требований.

После завершения Холодной войны проект B-1B Lancer вновь подвергся доработкам. В связи с прекращением противостояния сверхдержав и изменением основных стратегий было решено скорректировать роль этих самолетов. В соответствии с решением Пентагона, B-1B должны были лишиться возможности несения ядерного оружия и стать носителями исключительно конвенциональных боеприпасов. В 1995 году в рамках проекта Conventional Mission Upgrade Program («Программа доработки для неядерных миссий») со строевых бомбардировщиков демонтировали все оборудование, необходимое для несения ядерного оружия. Одновременно с этим самолеты получали новые радиолокационные станции с повышенными характеристиками. Кроме того, появилась возможность применения современных высокоточных вооружений.

В дальнейшем, уже после 11 сентября 2001 года, самолеты B-1B вновь подверглись доработкам. Основные нововведения касались систем обнаружения, целеуказания и связи. К примеру, был принят на вооружение подвесной контейнер Sniper XR, позволяющий повысить точность применения оружия. Кроме того, появились новые средства связи и управления. Последние доработки строевых самолетов позволили в определенной мере повысить их боевую эффективность при выполнении задач в ходе локальных конфликтов, таких как войны в Афганистане и Ираке, включая борьбу с иррегулярными формированиями.

Д. Маджумдар полагает, что бомбардировщик B-1B более не может выполнять задачи, для которых создавался изначально. Ввиду нескольких модернизаций и развития средств ПВО подобные самолеты уже не могут прорывать хорошо организованную оборону противника и наносить удары по целям в глубине вражеской территории. Тем не менее, B-1B все еще сохраняет возможность боевой работы в качестве носителя авиационных ракет. Для решения некоторых боевых задач он сможет использовать ракеты типа JASSM-ER или LRASM. Таким образом, в случае некоторых миссий B-1B Lancer, с определенными оговорками, может считаться аналогом российского бомбардировщика Ту-160.

Российский стратегический бомбардировщик Ту-160 внешне похож на американский самолет B-1B, однако фактически это совершенно другая машина с иными целями. Ту-160 разрабатывался в советское время в качестве одного из основных средств нанесения ядерного удара по объектам противника в случае начала Третьей мировой войны. При этом, напоминает Д. Маджумдар, основной задачей Ту-160 являлась доставка крылатых ракет воздушного базирования с ядерными боезарядами к точкам запуска. Также предусматривалась возможность прорыва противовоздушной обороны противника при помощи скоростного полета на малой высоте.

Из-за такой разницы в задачах российский самолет получился крупнее американского и выигрывает у него по летным характеристикам. Так, максимальная взлетная масса Ту-160 превышает 606 тыс. фунтов (порядка 275 т), а максимальная скорость составляет М=2,05. Для сравнения, максимальный взлетный вес B-1B – 477 тыс. фунтов (около 215 т), а скорость полета не превышает М=1,25.

С момента появления бомбардировщика Ту-160 его основным вооружением были крылатые ракеты большой дальности Х-55МС. В грузоотсеках самолета может разместиться дюжина таких изделий, оснащенных ядерными боевыми блоками. В последние месяцы, когда Ту-160 впервые приняли участие в реальных боевых действиях, боекомплект самолетов включал в себя конвенциональную версию ракеты Х-55МС под названием Х-555. Кроме того, во время выполнения заданий по уничтожению объектов террористов в Сирии российские бомбардировщики применяли новейшие малозаметные ракеты Х-101. Имеются сведения о создании аналогичного оружия, несущего ядерный боезаряд, – Х-102.

Автор The National Interest напоминает, что в ближайшее время Россия планирует возобновить строительство стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160. После возобновления строительства в серию должна пойти усовершенствованная версия самолета, получившая обозначение Ту-160М2. Д. Маджумдар полагает, что новые серийные Ту-160М2 должны будут заменить имеющиеся в войсках самолеты Ту-22М3 и Ту-95МС, которые в настоящее время дополняют существующий воздушный флот «Блэкджеков». Также американский журналист предполагает, что модернизированный Ту-160 станет своеобразной временной мерой, которая позволит российской стратегической авиации сохранять требуемый потенциал до появления нового бомбардировщика ПАК ДА.

В финале статьи Д. Маджумдар дает ответ на вопрос, вынесенный в заголовок. Вернее, уклоняется от ответа и обосновывает это. По его мнению, вопрос из названия статьи не может считаться корректным. Бомбардировщики Ту-160 и B-1B слишком сильно отличаются друг от друга. Отличия заключаются в особенностях конструкции, в характеристиках и даже в предназначении техники. Таким образом, вопрос «кто из них победит?» не может иметь правильного ответа.

Сравнение различных образцов вооружения и военной техники является излюбленным занятием специалистов и общественности. Подобные анализы позволяют изучить ситуацию в той или иной области, а также сделать выводы о возможностях тех или иных образцов как самих по себе, так и в случае их противостояния. На протяжении долгих лет традиционными объектами сравнений является масса образцов оружия и техники, в том числе бомбардировщики Ту-160 и B-1B Lancer.

Появлению подобной пары «соперников», в первую очередь, способствует внешний вид двух самолетов. И Ту-160, и B-1B являются многорежимными сверхзвуковыми дальними бомбардировщиками, что с определенными оговорками позволяет относить их к одному классу техники. Тем не менее, помимо внешнего сходства два образца имеют массу отличий с точки зрения конструкции, характеристик и тактической роли. Сходства и различия, а также разные их трактовки в результате становятся топливом, поддерживающим споры и обсуждения.

Следует отметить, ответ на вопрос «кто кого?» давно известен: никто и никого. Во-первых, бомбардировщики Ту-160 и B-1B слишком сильно отличаются друг от друга, чтобы их можно было сравнивать напрямую, а во-вторых, это не те самолеты, которым предстоит встречаться в очном бою и выяснять, кто сильнее. Поэтому сравнивать два образца можно только по характеристикам и боевой эффективности.

Как уже упоминалось, порой в зарубежной прессе появляются публикации, с которыми невозможно спорить. Статья Д. Маджумдара «Russia’s Deadly Tu-160 Bomber vs America’s B-1: Who Wins?» является хорошим примером подобно явления. Американский автор вспомнил историю двух проектов и рассмотрел основные их особенности. Результатом такого рассмотрения стал тезис о некорректности вопроса «кто кого?», вынесенного в заголовок. По мнению автора The National Interest, рассматриваемые самолеты слишком разные, чтобы их можно было сравнивать подобным образом.

Как справедливо отмечает автор, американский бомбардировщик B-1B создавался для выполнения низковысотного сверхзвукового прорыва к целям на территории, защищенной мощной ПВО. Задачей Ту-160, в свою очередь, всегда была доставка крылатых ракет к рубежу пуска, а за счет их большой дальности самолет мог даже не приближаться к зоне действия ПВО противника. Подобная разница в методах боевой работы двух самолетов была обусловлена основными особенностями стратегий применения дальней авиации, разработанных в двух странах. Специалисты СССР и США, изучив все факторы, сформировали собственные требования к технике и ее применению.

Интересен тот факт, что после окончания Холодной войны американские самолеты B-1B подверглись серьезным доработкам. Было решено лишить их возможности несения ядерного оружия. Кроме того, некоторые проблемы с номенклатурой вооружения привели к тому, что эти самолеты в течение длительного времени не могли применять ракетное вооружение – их оружием были только бомбы. С такой точки зрения российскому Ту-160 повезло гораздо больше. Его не стали переделывать с изменением роли, однако со временем пополнили номенклатуру доступных боеприпасов несколькими новыми изделиями.

Результатом всех этих событий, имевших место в прошлых десятилетиях, стали соответствующие особенности боевого применения техники. Американские самолеты B-1B Lancer неоднократно привлекались к выполнению авиаударов по целям на территории Афганистана и Ирака, в которых применялось управляемое бомбовое вооружение. Ту-160 смог впервые поучаствовать в реальной боевой операции только осенью 2015 года и сразу использовал крылатые ракеты, в том числе новых типов. Таким образом, боевые операции последних лет являются отличной и наглядной демонстрацией разницы двух самолетов.

Ввиду наличия значительных отличий разного рода прямое сравнение бомбардировщиков Ту-160 и B-1B не представляется возможным или осмысленным. Статья Д. Маджумдара и ее справедливые выводы в очередной раз напоминают нам, что далеко не всегда внешнее сходство образцов оружия или техники позволяет сравнивать их друг с другом. Кроме того, не стоит забывать, что внешность редко бывает самой важной частью рассматриваемых образцов, а все самое интересное связано с их внутренними частями и методиками применения.

Источник: topwar.ru




cezarium.com

Стратегический сверхзвуковой бомбардировщик Ту 160 «Белый Лебедь»

В 60-х годах прошлого столетия Советский Союз делал упор на развитие ракетного вооружения, а стратегическая авиация, представленная Ту-95 и М-4 с дозвуковыми скоростями, считалась неспособной преодолеть ПВО стран НАТО.

Решение США о создании нового стратегического сверхзвукового бомбардировщика В-1 подтолкнуло руководство СССР к адекватным ответным мерам. Совет министров постановил приступить к подготовке проекта современного межконтинентального стратегического сверхзвукового самолёта, впоследствии получившего обозначение ТУ-160, а у лётчиков носившего ласковое имя – «Белый лебедь».

Ту 160 дозаправка

История проекта создания самолёта Ту 160

Создание проекта нового бомбардировщика было поручено ОКБ Сухого и ОКБ Мясищева. К началу 70-х годов проекты представили на рассмотрение. Оба проекта получились схожие – это сверхзвуковая машина с четырьмя двигателями и крылом с изменяющейся стреловидностью, но всё же схемы отличались.

В 1969 году к проекту подключилось ОКБ Туполева с опытом в создании сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144. Рассмотрев проекты ОКБ Сухого и Мясищева и внеконкурсный проект ОКБ Туполева, было решено отдать работу над проектом туполевцам, как имеющим большую практику в создании сверхзвуковых машин.

Кроме ОКБ Туполева, задействовали предприятия ВПК, НИИ ВВС, ЦАГИ, всего начиная с 1972 года принимали участие более 800 организаций.
Первый опытный образец (обозначение 70-01) оторвался от земли в декабре 1981 года с экипажем под руководством лётчика-испытателя Б.Веремея с аэродрома «Раменское». Второй образец предназначался для статических испытаний. Первые четыре образца изготовили на предприятии «Опыт».

Ту 160 схема

Серийные самолёты изготавливались на Казанском авиационном заводе. В 1984 году 10 октября серии была дана путёвка в небо.

Описание самолёта Ту 160

Конструкция машины построена по интегральной аэродинамической компоновке с низкорасположенным крылом с изменяющейся в полёте стреловидностью. Стреловидность возможно менять от 200 до 650.
Крыло оснащено богатой механизацией – на каждой консоли расположены предкрылки по всей длине, сзади – закрылки. Перед закрылками в конструкцию консоли встроили флаперон и интерцептор.

Радиопрозрачный обтекатель антенны прячет внутри бортовую РЛС обзора передней сферы. В пространстве между кабиной пилотов и блоками обзорного локатора стоит РЛС «Сопка», предназначенная для полётов на малой высоте с огибанием рельефа местности.

Кабина экипажа рассчитана на четырёх членов – два лётчика и два штурмана, которые сидят бок о бок. Первый штурман отвечает за самолётовождение, другой за применение вооружения. Кресла оборудованы катапультой.

Под наплывом крыла спереди стоят многорежимные воздухозаборники, регулирующие набегающий поток и подающие его в двигатели. Сечение каналов заборников изменяется, из прямоугольного плавно переходит в круглое. Силовая установка состоит из четырёх ТРДД НК-32, размещённых по два с каждой стороны фюзеляжа.

Киль у Ту-160 изготовлен из двух секций, корпус фюзеляжа жёстко соединён с нижней частью, а верхняя трапециевидная секция выполняет функцию руля поворота. На неподвижной части киля крепится механизм поворота и сам поворотный стабилизатор.

Шасси самолёта выполнено по трёхопорной схеме, основное шасси на каждой опоре имеет по шесть колёс, убирающихся в нишу на центроплане между воздухозаборниками и отсеком вооружения. Носовое шасси двухколёсное, в убранном положении размещается между отсеком вооружения и кабиной экипажа.

Конструкция самолёта разрешает разместить в 13 кессон-баках 171 тонну топлива, что на крейсерской скорости со стреловидностью в 350 даёт возможность преодолеть расстояние в 14 тыс. км. Предусмотрена и дозаправка в полёте – топливоприёмник в виде убирающейся штанги расположен в носовой части, перед кабиной пилотов.

Ту 160 в воздухе

Для выполнения предназначения – прорыва ПВО противника и нанесения ударов по важным стратегическим объектам, Ту-160 оснащён бортовым комплексом обороны «Байкал». В состав этого комплекса входят станции обнаружения угроз со стороны авиации и средств ПВО, станции РЭБ и автоматические устройства отстрела ложных целей и ловушек.

Внизу носовой части самолёта размещены оптико-электронный прицел ОПБ-15Т для точного бомбометания и телекамера обзора в передней нижней сфере. Инерциальная навигационная система, система астронавигации и оборудование спутниковой системы слежения позволяют выполнять полёт с высокой точностью с отображением местонахождения самолёта на индикаторах штурмана.

Тактико-технические данные бомбардировщика Ту 160

Ту 160 «Белый Лебедь»

Лётные характеристики Ту 160

  • Максимальная скорость на высоте 12тыс. м – 2200 км/час.
  • Максимальная скорость у земли – 1030 км/час.
  • Крейсерская скорость – 850-920 км/час.
  • Скороподъёмность – 70 м/сек.
  • Практическая дальность без дозаправки – 14 тыс. км.
  • Потолок – 15600 м.
  • Боевой радиус – 7300 км.
  • Продолжительность полёта – 14,5 часов.
Силовая установка самолёта Ту 160
  • Четыре ТРДДФ НК-32 с тягой на крейсерском режиме – 137,2 кН.
    на форсаже – 245,7 кН.
Размеры самолёта Ту 160
  • Длина самолёта – 54,10 м.
  • Высота самолёта – 13,10 м.
  • Размах крыла, стреловидность 200 – 55,7 м.
  • Размах крыла, стреловидность 350 – 50,7 м.
  • Размах крыла,стреловидность 650 – 35,6 м.
Вес самолёта Ту 160
  • Пустой, снаряжённый самолёт – 117 т.
  • Взлётный максимальный – 225 т.
  • Боевая нагрузка – 40 т.
Вооружение самолёта Ту 160
  • На установке барабанного типа – 6 КРВБ Х-55СМ/101/102.
  • Ракеты малой дальности Х-15 – 12 шт.

Интересное о стратегическом бомбардировщике Ту 160

Сорок четыре мировых рекорда зарегистрированы на счету «Белого лебедя».

Каждый борт Ту-160 назван в честь выдающегося конструктора или знаменитого лётчика.

Ту 160 «Валентин Близнюк»

Собственной кухней и санузлом может похвастаться только этот стратегический бомбардировщик, до него военные самолёты не были оборудованы такими удобствами.

«Дубинка» назвали в НАТО Ту-160, а российские лётчики ласково – «Белый лебедь».

В мире это, пожалуй, самый большой самолёт с крылом изменяемой стреловидности.

Находясь с визитом в России Френк Карпуччи, тогдашний министр обороны США осматривал Ту-160 и входя в кабину пилотов, задел головой щиток электрооборудования. С тех пор лётчики прозвали его «щитком Карпуччи».

Видео: пуски крылатых ракет по объектам террористов в Сирии с борта Ту 160

3D модель Ту-160

aviarf.ru

Ту-160 Белый Лебедь — Бомбардировщик Стратегического Назначения, Технические Характеристики (ТТХ) Российского Дальнего Сверхзвукового Самолета

30.04.2019

Стратегический бомбардировщик ТУ-160, так называемый «Белый лебедь» или Blackjack (дубинка) по натовской терминологии — уникальный самолет. Это олицетворение мощи современной России. ТУ-160 обладаем превосходными техническими характеристиками: это самый грозный бомбардировщик в мире, способный нести крылатые ракеты, а также. самый большой и эстетичный сверхзвуковой самолет в мире. Он был разработан в 1970-1980-х годах в ОКБ Туполева и оборудован крылом изменяемой стреловидности. На вооружении ТУ-160 состоит с 1987 года.

Бомбардировщик ТУ-160 стал ответом на программу AMSA («Развитый пилотируемый стратегический самолет») США, в рамках которой был создан небезызвестный B-1 Lancer. Ракетоносец ТУ-160 почти по всем характеристикам значительно опережал своих основных конкурентов, в том числе и пресловутый Lancer. Скорость ТУ-160 выше в 1,5 раза, максимальная дальность полета и боевой радиус настолько же больше, а тяга двигателей почти вдвое мощнее. При создатели «невидимки» B-2 Spirit в угоду малозаметности самолета принесли в жертву все что можно, включая дальность, стабильность полета и грузоподъемность машины.

Количество и стоимость ТУ-160 «Белый лебедь»

Дальний ракетоносец ТУ-160 – «штучный» и дорогостоящий продукт с уникальными техническими характеристиками. Всего было построено только 35 таких самолетов, при этом полетопригодными на сегодняшний день из них осталось гораздо меньше. Тем не менее, ТУ-160 остаются грозой недругов и гордостью России. Этот самолет – единственное изделие, которое получило свое собственное имя. Самолеты носят имена спортивных чемпионов («Иван Ярыгин»), конструкторов («Виталий Копылов»), богатырей («Илья Муромец») и конечно, летчиков («Павел Таран», «Валерий Чкалов» и другие).

После распада СССР 19 бомбардировщиков этого типа остались на Украине, на базе в Прилуках. Однако эти машины в эксплуатации были слишком дороги для этой страны, а новой украинской армии они оказались попросту не нужны. Эти 19 ТУ-160 Украина предлагала России обменять на Ил-76 (в соотношении 1 к 2) или на списание газового долга. Но для России это оказалось неприемлемо. К тому же на Украину воздействовали США, фактически заставившие уничтожить 11 украинских ТУ-160. Но 8 самолетов все-таки были переданы России за частичное списание газового долга.

В составе ВВС на 2013 год находилось 16 бомбардировщиков Ту-160. Для России это непомерно малое количество, но строительство новых обошлось бы в огромную сумму. Поэтому было решено провести модернизацию 10 бомбардировщиков из имеющихся до стандарта Ту-160М. Дальняя авиация в 2019 году должна получить 6 модернизированных ТУ-160. Однако в современных условиях даже модернизация имеющихся ТУ-160 не поможет решить оборонные задачи. Поэтому появились планы постройки новых ракетоносцев. Возобновление производства самолётов классификации Ту-160М / Ту-160М2 ожидается не ранее 2023 года

В 2019 году в Казани решили рассмотреть возможность начала выпуска нового ТУ-160 на мощностях КАЗа. Эти планы сложились вследствие образования нынешней международной обстановки. Это сложнейшая, но решаемая задача: за годы были утеряны некоторые технологии, кадры. Стоимость одного ракетоносца ТУ-160 составляет порядка 250 миллионов долларов.

История создания ТУ-160

Задание на проектирование ракетоносца было сформулировано еще в 1967 году Советом министров СССР. К работе привлекли конструкторские бюро Мясищева и Сухого, которые через несколько лет предложили свои варианты. Это были проекты бомбардировщиков, способных развивать сверхзвуковую скорость для преодоления систем ПВО. Конструкторское бюро Туполева, имевшее опыт разработки бомбардировщиков Ту-22 и Ту-95, а также сверхзвукового самолета Ту-144, не участвовало в конкурсе. Победителем в итоге признали проект ОКБ Мясищева, однако конструкторы даже не успели толком отпраздновать победу: правительство вскоре приняло решение закрыть проект в ОКБ Мясищева. Вся документация по М-18 была передана в ОКБ Туполева, подключившееся к конкурсу с «Изделием-70» (будущий самолет ТУ-160).

К будущему бомбардировщику предъявлялись следующие требования:

  • дальность полета на высоте 18 000 метров на скорости 2300-2500 км/ч — в пределах 13 тысяч км;
  • к цели самолет должен приближаться на дозвуковой крейсерской скорости, преодолевать ПВО противника — на крейсерской скорости у земли и в сверхзвуковом высотном режиме.
  • общая масса боевой нагрузки должна составлять 45 тонн.

Первый полет прототипа (Изделие «70-01») был осуществлен на аэродроме «Раменское» в декабре 1981 года. Изделие «70-01» пилотировал летчик-испытатель Борис Веремеев со своим экипажем. Второй экземпляр (изделие «70-02») не летал, его использовали для статических испытаний. Позднее к испытаниям подключился второй самолет (изделие «70-03»). Сверхзвуковой ракетоносец ТУ-160 был запущен в серийное производство в 1984 году на Казанском авиационном заводе. В октябре 1984 года в воздух поднялась первая серийная машина.

 

Технические характеристики ТУ-160

  • Экипаж: 4 человека
  • Длина 54,1 м
  • Размах крыла 55,7/50,7/35,6 м
  • Высота 13,1 м
  • Площадь крыла 232 м²
  • Масса пустого самолета 110 000 кг
  • Нормальная взлетная масса 267 600 кг
  • Максимальная взлетная масса 275 000 кг
  • Тип двигатели 4×ТРДДФ НК-32
  • Тяга максимальная 4×18 000 кгс
  • Тяга на форсаже 4×25 000 кгс
  • Масса топлива 148 000 кг
  • Предельная скорость на высоте 2230 км/ч
  • Крейсерская скорость 917 км/ч
  • Дальность максимальная без дозаправки 13 950 км
  • Дальность практическая без дозаправки 12 300 км.
  • Боевой радиус 6000 км
  • Продолжительность полета 25 ч
  • Практический потолок 21 000 м
  • Скороподъемность 4400 м/мин
  • Длина разбега/пробега 900/2000 м
  • Нагрузка на крыло при нормальной взлетной массе 1150 кг/м²
  • Нагрузка на крыло при максимальной взлетной массе 1185 кг/м²
  • Тяговооруженность при нормальной взлетной массе 0,36
  • Тяговооруженность при максимальной взлетной массе 0,37.

Особенности конструкции ТУ-160

  1. Самолет «Белый лебедь» создавался с широким применением апробированных решений по уже построенным в КБ машинам: Ту-142МС, Ту-22М и Ту-144, а некоторые узлы, агрегаты и часть систем перешли в самолет без изменений. В конструкции «Белого лебедя» широко применяются композиты, нержавеющая сталь, алюминиевые сплавы В-95 и АК-4, титановые сплавы ВТ-6 и ОТ-4.
  2. Самолет «Белый лебедь» представляет собой интегральный низкоплан с крылом изменяемой стреловидности, цельноповоротными килем и стабилизатором, трехопорным шасси. Механизация крыла включает двухщелевые закрылки, предкрылки, для управления по крену используются флапероны и интерцепторы. Четыре двигателя НК-32 смонтированы в нижней части фюзеляжа попарно в мотогондолах. В качестве автономного энергоузла используется ВСУ ТА-12.
  3. Планер имеет интегральную схему. В технологическом отношении он из составлен шести главных частей. В негерметичной носовой части в радиопрозрачном обтекателе установлена антенна РЛС, за ним располагается негерметичный отсек радиооборудования. Неразъемная центральная часть бомбардировщика длиной 47,368 м включает фюзеляж, куда входит кабина экипажа и два грузоотсека. Между ними располагается неподвижная часть крыла и кессон-отсек центроплана, хвостовая часть фюзеляжа и гондолы двигателей. Кабина представляет единый гермоотсек, где кроме рабочих мест экипажа, находится электронное оборудование самолета.
  4. Крыло на бомбардировщике изменяемой стреловидности. При минимальной стреловидности оно имеет размах в 57,7 м. Система управления и поворотный узел в общем аналогичны Ту-22М, однако они усилены. Крыло кессонной конструкции, в основном выполнено из алюминиевых сплавов. Поворотная часть крыла двигается с 20 до 65 градусов по передней кромке. По задней кромке установлены трехсекционные двухщелевые закрылки, по передней кромке — четырехсекционные предкрылки. Для управления по крену стоят шестисекционные интерцепторы, а также флаппероны. Внутренняя полость крыла используется в качестве топливных баков.
  5. На самолете стоит автоматическая электродистанционная бортовая система управления с дублированием механической проводкой и четырекратным резервированием. Управление — сдвоенное, установлены ручки, а не штурвалы. Самолет по тангажу управляется с помощью цельноповоротного стабилизатора, по курсу — цельноповоротным килем, по крену – интерцепторами и флаперонами. Навигационная система – двухканальная К-042К.
  6. «Белый лебедь» — один из наиболее комфортных боевых самолетов. В течение 14-часового полета у пилотов имеется возможность встать и размяться. На борту предусмотрена кухня со шкафом, позволяющим разогревать пищу. Есть и туалет, которого ранее на стратегических бомбардировщиках не было. Именно вокруг санузла во время передачи самолета военным произошла настоящая война: летчики не желали принимать машину, так как конструкция санузла

militaryarms.ru

Модернизация Ту-160 и Ту-95МС » Военное обозрение

Модернизация стратегической авиации является одной из важнейших программ в контексте развития вооруженных сил. Ремонт и обновление существующей техники позволяют продлить сроки эксплуатации, а также повысить характеристики машин и расширить круг решаемых ими задач. К настоящему времени российская промышленность приступила к реализации нескольких крупных проектов подобного рода. Планомерно осуществляются ремонт и модернизация стратегических ракетоносцев Ту-160 и Ту-95МС. Кроме того, в обозримом будущем войска получат совершенно новые бомбардировщики, построенные в соответствии с текущими планами военного ведомства.

Высокий приоритет обновления стратегической авиации приводит к тому, что руководство министерства обороны регулярно поднимает эту программу на заседаниях. Последнее на данный момент подобное мероприятие, в рамках которого обсуждался ремонт бомбардировщиков, состоялось 4 августа при участии министра обороны генерала армии Сергея Шойгу и других высокопоставленных военачальников. В ходе этого совещания было сделано несколько важных заявлений. Кроме того, руководство военного ведомства подвело итоги недавних учебных мероприятий, обсудило недавний военно-морской парад и другие события последнего времени.


4 августа министр обороны напомнил, что стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-95МС и Ту-160 являются важнейшим компонентом ядерного потенциала России. Они участвуют в стратегическом сдерживании вероятного противника, регулярно выполняя полеты в акваториях Северного Ледовитого океана, Черного моря и над восточными регионами. В связи с этим С. Шойгу назвал ремонт и модернизацию самолетов с продлением сроков их службы одной из приоритетных задач.
Ту-160 на модернизации. Фото ОАК / Uacrussia.livejournal.com

Также глава военного ведомства напомнил о ходе текущих работ. Обновление бомбардировщиков осуществляется совместными усилиями нескольких авиастроительных и смежных предприятий во главе с фирмой «Туполев». Непосредственно работы по ремонту и модернизации выполняются на Казанском авиационном заводе им С.П. Горбунова, ранее строившем серийную технику обновляемых типов. Для решения новых задач производственные мощности предприятия были заметным образом обновлены. Новое оборудование уже демонстрировалось руководству Минобороны.

В настоящее время авиационная промышленность занимается плановым ремонтом и модернизацией имеющейся техники из парка дальней авиации. При этом в существующие планы не так давно были внесены определенные коррективы. Так, в конце апреля текущего года заместитель министра обороны Юрий Борисов, посещая Казанский авиазавод, раскрыл новые намерения военного ведомства.

По его словам, в настоящее время на вооружении Воздушно-космических сил имеется 16 стратегических ракетоносцев Ту-160. Все эти машины должны будут пройти глубокую модернизацию. Фактически от самолета в нынешней конфигурации будет оставаться только планер. Все бортовое оборудование, вплоть до кабельных трасс, пойдет под замену. Такое обновление техники позволит заметным образом продлить сроки ее службы.

Замминистра обороны также рассказал о проведении исследований, направленных на установление реального потенциала существующих конструкций. В ходе такой научной работы было определено, что Ту-160 имеют высокий прочностной запас. Запас по ресурсу, в свою очередь, почти не ограничен. Все эти выводы были сделаны на основе теоретической проработки и практических исследований. Также Ю. Борисов подчеркнул, что ресурс модернизированных Ту-160 будет достаточным для продолжения службы вплоть до появления машин Ту-160М2 новой постройки.

Как следует из имеющихся сообщений и данных, подобная модернизация пока не началась. Впрочем, она должна стартовать в самое ближайшее время, и благодаря ей уже через несколько лет дальняя авиация ВКС будет располагать обновленными самолетами, отличающимися улучшенными характеристиками и новыми возможностями.

Уже началось строительство новых самолетов, изначально соответствующих более совершенному проекту Ту-160М2. Казанскому авиационному заводу удалось восстановить ряд ключевых технологий, необходимых для сборки перспективной техники. При этом первую машину нового типа планируется строить не с нуля. В начале девяностых годов на предприятии оставались заделы для строительства четырех серийных Ту-160. Впоследствии два из них были использованы, тогда как дальнейшая судьба двух других оставалась неопределенной до настоящего времени. Не так давно было решено использовать собранные конструкции при строительстве новейших Ту-160М2.

Имеющийся задел был возвращен в работу, и несколько недель назад поступили сообщения о получении реальных результатов. 11 июля в цех окончательной сборки был переведен недостроенный планер самолета с заводским номером «804». В ближайшее время планер получит все необходимые узлы и агрегаты, бортовую аппаратуру и т.д. После завершения сборки первый Ту-160М2 будет передан на испытания. Дальнейшая судьба последнего из остававшихся заделов пока не ясна. Все прочие бомбардировщики нового типа будут строиться заново.

Во время недавнего авиасалона МАКС-2017 замминистра обороны Юрий Борисов огласил текущий график работ по программе Ту-160М2. На начало следующего 2018 года запланирован первый полет новейшей машины. Впоследствии она должна будет пройти все необходимые испытания, по результатам которых будут проводиться необходимые работы. Серийное производство новых ракетоносцев пока планируется начать в 2021 году. Каждый год промышленность должна будет передавать вооруженным силам по 3-4 самолета. В общей сложности предполагается закупить около полусотни бомбардировщиков.


Транспортировка недостроенного планера Ту-160 в сборочный цех. Фото газеты «Вперед!» / Bmpd.livejournal.com


В рамках текущей программы промышленность должна будет решить несколько важнейших задач. Так, уже удалось возобновить производство турбореактивных двигателей НК-32. До 2020 года Концерн «Радиоэлектронные технологии» должен будет создать новый комплекс бортового оборудования, способный расширить боевые возможности техники. Боевой потенциал Ту-160М2 планируется повысить при помощи перспективной крылатой ракеты, пока известной под условным обозначением Х-БД. Пока известно лишь то, что такое оружие будет отличаться повышенной дальностью полета и новейшей бортовой электроникой с элементами искусственного интеллекта.

Модернизация существующих стратегических ракетоносцев и строительство машин новой модификации в отдаленном будущем позволят в разы нарастить группировку таких самолетов и соответствующим образом повысить боевой потенциал дальней авиации. В настоящее время ВКС России располагают только 16 самолетами Ту-160, тогда как выполнение всех планов в рамках проекта Ту-160М2 приведет к появлению примерно полусотни новых машин. Даже с учетом списания старой техники, выработавшей свой ресурс, все это будет иметь только положительные последствия как для дальней авиации, так и для всех Воздушно-космических сил в целом.

Основой российской стратегической авиации по-прежнему остаются бомбардировщики-ракетоносцы Ту-95МС. Несколько десятков таких самолетов служат на ряде авиабаз и тоже участвуют в стратегическом сдерживании вероятного противника. Как и Ту-160, имеющиеся Ту-95МС подлежат ремонту и модернизации, при помощи которых смогут продолжать свою службу в течение длительного времени. Программа модернизации уже стартовала, а сравнительно недавно были оглашены некоторые ее дополнительные цели.

В апреле этого года, комментируя обновление стратегической авиации, Ю. Борисов рассказал, что военное ведомство намерено заменять весь парк бортового оборудования самолетов Ту-95МС, и тем самым максимально продлевать сроки их эксплуатации. Такие самолеты будут служить в течение длительного времени; как минимум, до того момента, когда войска начнут получать первые серийные машины нового типа, в настоящее время разрабатываемые в рамках программы ПАК ДА. Последние рассматриваются в качестве фактической замены для имеющихся Ту-95МС.

Для ремонта и замены бортовой аппаратуры бомбардировщики Ту-95МС прибывают на московское предприятие компании «Туполев». Там осуществляется демонтаж старых агрегатов с последующим восстановлением технической готовности, продлением ресурса, установкой нового оборудования и т.д. После этого техника отправляется на Жуковскую летно-испытательную и доводочную базу, где производятся необходимые проверки и испытания. После завершения тестирования самолет возвращается на свою базу.

Модернизация ракетоносцев Ту-95МС стартовала несколько лет назад. Первый самолет, обновленный до состояния Ту-95МСМ, был представлен осенью 2015 года. После этого через необходимые процедуры прошли еще несколько однотипных самолетов. Точное количество модернизированных машин, тем не менее, пока не уточняется. По разным оценкам, к настоящему времени было обновлено около десятка самолетов.

Любопытно, что модернизированные Ту-95МСМ не только используются в дежурстве и патрулировании, но и уже успели принять участие в учебных мероприятиях и реальных боевых операциях. Так, с осени 2015 года российская дальняя авиация регулярно привлекается к нанесению ударов по объектам террористических организаций на территории Сирии. По некоторым данным, в этих операциях участвовали и модернизированные Ту-95МС.


Ремонтируемые Ту-95МС. Фото ОАК / Uacrussia.livejournal.com

Проводимая в настоящее время модернизация стратегических ракетоносцев Ту-95МС подразумевает, прежде всего, обновление бортового радиоэлектронного оборудования. Получая новые приборы, самолет расширяет свои возможности и может с большей эффективностью решать новые задачи. Кроме того, авиационная техника оснащается средствами, позволяющими ей нести вооружение последних типов. Модернизированные бомбардировщики могут нести крылатые ракеты Х-101/102.

По разным данным, запланированную модернизацию должна будет пройти, как минимум, большая часть имеющихся в войсках Ту-95МС. Восстановление и обновление позволит сохранять такую технику на вооружении в течение длительного времени, вплоть до появления перспективных ударных самолетов ПАК ДА.

По официальным данным, российское министерство обороны планирует в будущем продолжать модернизацию стратегических ракетоносцев Ту-95МС с целью продления их ресурса. Главным результатом этих работ станет сохранение достаточно крупного парка авиационной техники, способного дополнять сверхзвуковые бомбардировщики Ту-160 существующих и перспективных модификаций. Позже Ту-95МС могут уступить свое место более новым ПАК ДА, которые пока только разрабатываются.

В настоящее время Воздушно-космические силы России располагают достаточно многочисленным парком дальних бомбардировщиков стратегического назначения. Имеется несколько десятков машин двух типов, способных нести различное ракетное вооружение, в том числе и в ядерном исполнении. С целью развития дальней авиации уже начата разработка новых образцов авиационной техники, а до их появления планируется продолжать эксплуатацию существующих самолетов, для чего необходимо проводить постоянную и планомерную их модернизацию. Кроме того, в случае с Ту-160 речь также идет и о строительстве новых самолетов с обновленной комплектацией и улучшенными возможностями.

Модернизация имеющихся самолетов уже запущена и успела дать первые заметные результаты. Программа возобновления строительства сверхзвуковых ракетоносцев тоже продвигается с определенными успехами. Таким образом, российские ВКС в обозримом будущем смогут получить всю требуемую технику, прошедшую модернизацию или изначально построенную по новому проекту. Получение таких самолетов приведет к необходимому росту боеспособности и потенциала стратегической авиации.

По материалам сайтов:
http://mil.ru/
http://ria.ru/
http://rg.ru/
http://tass.ru/
https://tvzvezda.ru/
https://lenta.ru/
http://bmpd.livejournal.com/
http://uacrussia.livejournal.com/

topwar.ru

Редуктор 1ЦУ-160 и ЦУ-160. Цена. Технические характеристики

Цилиндрический редуктор 1ЦУ-160 или ЦУ-160 – общепромышленный одноступенчатый редуктор узкого типа, используется при повторно-кратковременных и постоянных режимах работы. Основная сфера применения это приводы грузоподъемных кранов, элеваторы и судовое оборудование. Благодаря узкому типу зубчатых колес, по сравнению со своими предшественниками, обладает высоким крутящим моментом на выходном валу при относительно небольших габаритах.

«Системы качества» известны в Украине своим подходом к надежности и контролю качества. Предлагаем добротный редуктор 1ЦУ-160 с передаточными числами 2; 2,5; 3,15; 4; 5; 6,3. Вал – конический или цилиндрический, любой вариант сборки.

Технические характеристики

Основные технические характеристики редуктора ЦУ-160 и 1ЦУ-160, заявленные в паспорте, сведены в таблице. Диапазон передаточных чисел, предельный крутящий момент на выходе, нагрузка на тихоходном валу, вес и прочее. Характеристики других моделей, можно найти в разделе каталог цилиндрических редукторов.

Типоразмер редуктораНоминальное передаточное числоНоминальная радиальная нагрузка на тихоходном валу, ННоминальный крутящий момент на тихоходном валу, НмВес, кгКПД
ЦУ-1602;2,5;3,15;4;5;6,340001000750,98

Особенности эксплуатации

Допустимые режимы эксплуатации редукторов с цилиндрической передачей:

  • Допустима постоянная и плавающая нагрузка;
  • Возможно реверсивное включение;
  • Для продолжительных режимов и частых включений;
  • Максимальная частота вращения на входе – 1500 об/мин;
  • Концентрация пыли до 10 мг/м³ (ГОСТ 15150-69).

Марка подшипников

В таблице указаны типы и количество подшипников входящих в комплектацию редуктора ЦУ-160 устанавливаемые на быстроходный, тихоходный валы. Данные будет необходимы при замене вышедших из строя подшипников.

Типоразмер редуктораВыходной валКоличествоВходной валКоличество
1ЦУ-1607311К276052

Объем заливаемого масла

В данной таблице указан объем заливаемого масла в редукторах 1ЦУ-160. Правильное количество заливаемого масла – основополагающий фактор продолжительности и безотказной работы. Эксплуатация без масла запрещена!

Модель редуктораКоличество заливаемого масла
ЦУ-1602 л.

Цена

Цены редукторов 1ЦУ-160 варьируются в зависимости от новизны и качества. От 10000 грн за надежный редуктор с заводской подготовкой и рабочей гарантией, до 5000 грн за изношенный БУ. Плюс дефицитные компоновки и передатки могут увеличить стоимость до 40%.
Для получения счета-фактуры или актуальных прайсов — звоните нам или отправляйте письменный запрос.

Размеры и чертеж редуктора

Чертеж с габаритными и присоединительными размерами согласно технического паспорта приведен для простоты подбора и подготовки к монтажу.

awHh2hLL1ll1l2l3AA1BB1d
1603351702847541219513621821835512518517524

Конические валы

Конические тихоходный и быстроходный валы редуктора наиболее практичны, так как не требует больших усилий при монтаже в сравнении с цилиндрическими валами, зачастую используется для посадки шкивов для ременной передачи. Диаметр, вынос и прочие размеры указаны на чертеже.

Валll1dd1bt
Входной1108245M30*2,01223,45
Выходной1108255M36*3,01428,95

Варианты сборки

Варианты сборки – это схема компоновки и расположения основных элементов понижающего редуктора. Наиболее распространенными и востребованными являются редукторы ЦУ-160 и 1ЦУ-160 с вариантом сборки 12, 21, 22, 11.

При этом некоторые варианты сборки являются крайне дефицитными и изготавливаются только под заказ.

Расшифровка маркировки

Условное обозначение содержит информацию о передаточном числе, варианте сборки, межосевом расстоянии и климатическом исполнении. Ниже приводим расшифровку маркировки.

Все модели Ц2У-160 и 1Ц2У-160 с передаточными числами

На четыре наиболее распространенные варианта сборки одноступенчатых косозубых редукторов ЦУ 160 приходится 24 модели с разными передаточными числами, маркировки которых приведены в таблице. Узнавайте характеристики, подбирайте интересующую Вас маркировку и заказывайте специалистам «Систем Качества»

Вариант сборки/Передаточное число12112221
21ЦУ-160-2-121ЦУ-160-2-11ЦУ-160-2-22ЦУ-160-2-21
2,51ЦУ-160-2,5-121ЦУ-160-2,5-11ЦУ-160-2,5-22ЦУ-160-2,5-21
3,151ЦУ-160-3,15-121ЦУ-160-3,15-11ЦУ-160-3,15-22ЦУ-160-3,15-21
41ЦУ-160-4-121ЦУ-160-4-11ЦУ-160-4-22ЦУ-160-4-21
51ЦУ-160-5-121ЦУ-160-5-11ЦУ-160-5-22ЦУ-160-5-21
6,31ЦУ-160-6,3-121ЦУ-160-6,3-11ЦУ-160-6,3-22ЦУ-160-6,3-21

Работа с подъемными механизмами и высоким крутящим моментом выдвигает особые требования к надежности. Некачественные механические редукторы становятся причиной простоя предприятий и даже травматизма. Покупка у «Систем Качества» исключает вероятность неприятных сюрпризов: европейские стандарты технического контроля дают абсолютную статистику безотказности.

Заказывайте редукторы Ц2У-160 или 1Ц2У-160 с передаточными числами 40; 31,5; 25; 20; 16; 12,5; 10; 8 специалистам «Систем Качества»

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

xn--80aqy.com.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *