Административное судопроизводство понятие и особенности – . — ( .., 2015)

Содержание

Понятие административного процесса и его особенности. Принципы административного процесса.

Административный процесс — совокупность действий, совершаемых исполнительными органами для реализации возложенных на них задач и функций.

Особенности административного процесса:

—  это разновидность властной деятельности субъектов исполнительной власти;

—  его цель — достижение определенных юридически значимых результатов и разрешение управленческих дел;

—  промежуточные и окончательные итоги процесса закрепляются в официальных документах;

—  регулируется административно-процессуальными нормами.

Принципы административного процесса – основополагающие идеи, общие начала, лежащие в основе административного процесса и раскрывающие его сущность.

Принцип законности – реализация материальных административно-процессуальных норм должна строиться в точном соответствии с административно-процессуальными нормами.

Принцип процессуального равенства означает: во-первых, равенство сторон независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств перед законом; во-вторых, наделение каждой стороны определенным объемом взаимообусловленных прав, обязанностей и ответственности.

Принцип материальной истины – решение, принятое в рамках административного процесса, которое должно основываться на тщательном изучении всех условий и обстоятельств управленческого дела, а также состязательности в ходе его рассмотрения.

Принцип доступности выражается в беспрепятственной возможности каждой из сторон участвовать на всех стадиях процесса в соответствии с имеющимся процессуальным статусом.

Принцип гласности – административный процесс строится на публичных началах, дающих возможность гражданам получить информацию о его ходе и принятых решениях, исключение составляет информация, отнесенная к государственной тайне, а также сведения об интимных сторонах жизни участников процесса.

Принцип национального языка – процесс ведется на государственном языке Российской Федерации или языке республики – субъекта РФ, автономной области, автономного округа или большинства населения данной местности. Участники процесса, не владеющие языком, на котором он отправляется, обеспечиваются услугами переводчика.

Принцип быстроты {оперативности) – административный процесс должен отправляться в возможно короткие сроки в рамках, определенных законом.

Принцип экономичности (малозатратности) – административный процесс должен быть организован таким образом, чтобы свести к минимуму затраты по его отправлению.

Принцип ответственности органов государственного управления и их должностных лиц за ненадлежащее ведение процесса – органы государственного управления и должностные лица несут установленную законом ответственность за нарушения административно-процессуальных норм, проявленные при этом бюрократизм и волокиту.

Вопрос 23: Административные производства и их виды.

Административное производство — это составная часть властной деятельности административных органов по разрешению индивидуальных административных дел, именуемой административным процессом.

Управленческие процедуры распространяются не только на отношения, что регулируются различными отраслями права, но реализуются через государственную исполнительную деятельность. Эта особенность административно-процессуальной деятельности объясняет численность административных производств, поскольку административный процесс обслуживает отрасли права, которые не имеют своих процессуальных форм. Выделяют такие производства:

1) по обработке и принятии нормативных актов;

2) по принятии индивидуальных актов управления;

3) по применению административно-процессуальных мер и мер пресечения;

4) по делам об административных правонарушениях;

5) по применению дисциплинарных взысканий;

6) регистрационно-разрешительное;

7) надзорно-контрольное;

8) по заявлениям граждан, в том числе как особый вид производства по жалобам;

9) делопроизводство;

10) по земельным, пенсионным, налоговым, бюджетно-финансовых делах;

11) по делам по возмещению материальных убытков и др.

Независимо от вида производства основным документом административного дела является письменное заявление(жалоба, протокол, запись обращения).

К административному делу относятся и другие документы, которые подаются сторонами административно-правовых отношений и помогают в решении дела (свидетельства очевидцев, потерпевших, экспертные заключения, другие документы, которые касаются дела). Орган, который занимается производством по делу может требовать либо по собственной инициативе и собственными силами получать необходимые документы. Каждое производство осуществляется соответственно по определенным стадиям с соблюдением принципов административного процесса.

studfiles.net

Понятие и стадии административного судопроизводства :: BusinessMan.ru

Административное судопроизводство, будучи важнейшим административно-правовым инструментом для обеспечения и защиты общественных интересов, все еще не имеет нормативного определения. Так или иначе это является причиной постоянных споров и двусмысленности в теории. В данной статье рассмотрим понятие и стадии административного судопроизводства, а также иные немаловажные аспекты темы.

Понятие административного судопроизводства

Развитие на протяжении последние лет на территории Российской Федерации процессуального законодательства и права заставляет исследователей в очередной раз задуматься над понятием административного судопроизводства, которое определено в части 2 статьи 118 Конституции. Рассмотрим наиболее распространенный в настоящее время термин. Так, под административным судопроизводством следует понимать средство ознакомления с жалобами физических и юридических лиц на конкретные действия органов власти, а также инструмент для разрешения споров, возникающих между административными управленческими структурами и обществом, куда включаются как граждане, так и организации.

Особенности административного судопроизводства

Из актуального понятия и стадий административного судопроизводства вытекает целый ряд нюансов и особенностей, которые и служат предметом непрерывных юридических споров. Именно поэтому в 2015 году соответствующая законодательная структура приняла решение касательно введения отдельного норматива об административном судопроизводстве. Он называется Кодексом Административного Судопроизводства РФ (сокращенно – КАС).

Так, данный Кодекс начал свое действие с 15.09.2015. Он был весьма долгожданным, ведь документ способен существенно облегчить труд юристов. КАС – это единый систематизированный законодательный акт, регламентирующий порядок реализации административного судопроизводства судебными органами разной юрисдикции административных разбирательств. Стоит отметить, что отдельные судьи и судебная власть нашей страны в целом является формально независимой от исполнительного звена власти. Так, обращение в судебные органы против произвола чиновников – это традиционная процедура защиты прав. Необходимо знать, что именно в результате разбирательства в суде может быть исправлен или вовсе отменен неправомерный административный акт.

Регулирование административного судопроизводства

Далее целесообразно разобрать нормативные акты, которые регулируют административное судопроизводство как стадию административного процесса. Как выяснилось, ключевым нормативом в делах административного характера является КАС. Споры, которые не определены в Кодексе, рассматриваются судьями в помощью учета норм Гражданско-процессуального кодекса. Помимо этого, в зависимости от конкретных характеристик дела могут использоваться особые законы федерального уровня. В частности, обжалование действий структуры власти регламентировано соответствующим законодательным актом «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Необходимо дополнить, что обращения в судебные органы конституционного разряда разбираются в порядке, который предусматривается законом «О Конституционном Суде РФ».

Специфика судопроизводства

Особенностью всех стадий административного судопроизводства служит то, что судебные органы проверяют лишь законность актов властного характера, бездействий или действий структур власти. Если судебными органами устанавливается, что обжалуемое действие является незаконным, так или иначе он должен удовлетворить требования заявителя и восстановить его права, которые были нарушены. Если – в соответствии с мнением суда – обжалуемое действие является законным, не нарушающим прав истца, то речь пойдет уже об отказе в удовлетворении жалобы.

Одним из принципов административного судопроизводства считается наличие ответственности за правонарушения административного характера. Стоит отметить, что эта ответственность подразумевает признание недействительности или изменение конкретного правового акта, исполнение исковых требований, а зачастую – санкции к должностному лицу. Нередко дело заканчивается смещением его с занимаемой должности.

Стадии административного судопроизводства

КАС РФ, функционирующий в настоящее время, предполагает наличие определенных этапов в административном судопроизводстве. Необходимо заметить, что под стадией, как правило, понимают самостоятельную часть процессуальных операций или действий, который совершаются последовательно. По сравнению с задачами общего плана она наделена своими особенностями, которые касаются сторон соответствующего процесса, их обязанностей и прав, конкретных действий, процессуальных сроков, а также характера оформляемой процессуальной документации. Так, к стадиям административного судопроизводства по КАС относятся следующе пункты:

  • Возбуждение дела административной природы.
  • Расследование данного дела и направление информации по подведомственности. Стоит отметить, что значение стадии судебного разбирательства в административном судопроизводстве достаточно велико, ведь она является кульминационной.
  • Рассмотрение дела компетентным должностным лицом или органом, а в дальнейшем – принятие соответствующего постановления.
  • Факультативная стадия. Необходимо знать, что по-другому она называется стадией доказывания в административном судопроизводстве. Сюда входит обжалование и опротестование постановления, а также его пересмотр.
  • Исполнение постановления, которое вынесено по делу, в обязательном порядке.

Возбуждение дела как этап административного судопроизводства

Как выяснилось, первой стадией административного судопроизводства является возбуждение дела касательно правонарушения административной природы. Она наделена специфическим процессуальным оформлением посредством протокола о соответствующем правонарушении в соответствии с главой 28 КоАП РФ. Стоит отметить, что возбуждение дела согласно юридическому значению выступает и действием процессуального характера, и фактом юридической природы в отношении появления административно-процессуальных отношений. Названная стадия административного судопроизводства может протекать как по инициативе уполномоченного должностного лица или органа, так и по желанию гражданина, к примеру, в результате его жалобы.

Особенности этапа возбуждения дела

Следует знать, что этап возбуждения дела административной природы в некоторых случаях предполагает осуществление административного расследования после определения правонарушения в сфере антимонопольного законодательства, валютного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства в области налоговых выплат и сборов, о защите потребительских прав, в сфере охраны природы, производства и последующего оборота спирта, а также алкоголя и спиртосодержащего продукта, пожарной безопасности, движения на дорогах. Так, актуальной становится экспертиза и другие действия процессуального характера.

Стоит уточнить, что названная стадия административного судопроизводства предполагает реализацию в процессе расследования таких процессуальных действий, как сбор и последующая фиксация доказательств, решение вопроса касательно прекращения или приостановления производства, оформление протокола в отношении возбуждения дела. Веское основание для возбуждения рассматриваемого типа дел – это реализация административного проступка, а также наличие норматива, предусматривающего ответственность, в соответствии с которым и формируется протокол.

Меры обеспечения административного судопроизводства

В настоящее время утверждены определенные меры обеспечения судопроизводства по делам. Среди них важно отметить следующие:

  • Задержание в административном порядке.
  • Личный досмотр, а также досмотр вещей подозреваемого.
  • Изъятие личных вещей и документации.
  • Отстранение от управления транспортом.
  • Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.

Этап рассмотрения дела

Важно знать, что рассмотрение дела касательно правонарушения административной природы является ключевой стадией судопроизводства, в пределах которой актуально проявление свойств административно-процессуальной работы. В соответствии с каждым делом законодательным образом определяется подготовительная процедура, а также порядок и период реализации этапа. Необходимо иметь в виду, что дела касательно административных правонарушений изучаются по подведомственности и обычно и присутствии нарушителя. После рассмотрения того или иного дела должностное лицо или соответствующий орган должен вынести или постановление, связанное с наложением наказания административного характера, или постановление о прекращении дела. Стоит дополнить, что принятый документ так или иначе является управленческим актом, носящим индивидуальный характер.

Особенности постановления

Обычно постановление, относящееся к делу о правонарушении, может быть обжаловано физическим (юридическим) лицом, в отношении которого оно было вынесено, или потерпевшим в судебном порядке или же в вышестоящую структуру исполнительной власти. Необходимо знать, что обратиться с обжалованием можно в прокуратуру. Как правило, подача жалобы и последующее принесение протеста со стороны прокурора на некоторое время приостанавливает реализацию постановления до протеста или рассмотрения жалобы.

В тридцатой главе представлен порядок пересмотра постановлений и, соответственно, решений в отношении дел о правонарушениях административного характера. Следует заметить, что жалоба на постановление должна быть подана в течение десяти суток и рассмотрена в течение десяти дней. Однако жалоба касательно административного ареста обычно рассматривается в течение одних суток после ее подачи.

Заключение

Итак, мы в полной мере рассмотрели понятие и существующие на сегодняшний день этапы административного судопроизводства, подробным образом охарактеризовали основные из них. Стоит отметить, что существуют также дополнительные стадии административного судопроизводства РФ.

В заключение следует отметить, что различие производств состоит в мере административного наказания, которое налагается. К примеру, постановление касательно административного ареста выносит судья, однако в исполнение его приводят структуры внутренних дел. При управлении появляется немало конфликтов и споров между сторонами отношений административно-правового характера. Именно поэтому на сегодняшний день актуальной является задача, связанная с разработкой нормативного порядка по разрешению споров и урегулированию разногласий между органами исполнительного типа власти и иными субъектами административной отрасли права.

businessman.ru

10. Административный процесс и административное судопроизводство: понятие, характеристика.

В настоящее время практически никто из ученых, исследующих вопрос об административном процессе, не отрицает, что административным процессом является также административное судопроизводство. Таким образом, концепция многообразия административных процессов включает и понимание административного процесса как административного правосудия, т. е. рассмотрение судьями административно-правовых споров, возникающих из публично-правовых отношений, в том числе применение административных наказаний и рассмотрение дел об оспаривании нормативных или ненормативных правовых актов.

Административный процесс — это административное правосудие, т. е. судебный порядок, рассмотрения дел, возникающих из административных или иных публично-правовых отношений.

В определенном смысле соотношение судебной и административной систем обусловлено принципом разделения властей. Каждая ветвь власти (законодательная, исполнительная и судебная) осуществляет специальные функции. Таким образом, функции судебной системы можно рассматривать как функции судебной власти, а функции административной системы — как функции государственного управления или исполнительной власти. Соотношение судебной и исполнительной власти — вопрос более простой по сравнению с взаимодействием судебной и административной систем, поскольку последние представляют собой со структурной точки зрения явления более содержательные и сложные, а с функциональной — более активные, жизнеспособные и потенциально результативные. Ошибки в функционировании обеих систем могут приводить к негативным результатам, показывающим неэффективность государственной власти.

Административная система может и должна совершенствоваться не только путем проведения административной реформы, предполагающей внесение изменений в структуру и порядок деятельности исполнительной власти, но и посредством совершенствования судебной системы. Речь идет о целесообразности учреждения в России административных судов, которые смогли бы более эффективно (по сравнению с нынешними судебной защитой, порядком работы государственных органов и должностных лиц) обеспечивать законность деятельности органов исполнительной власти, а также надежно защищать права, свободы и законные интересы физических и юридических лиц. Развитие административного правосудия как формы осуществления судебной власти, кодификация административно-процессуальных норм позволит укрепить административно-правовую защиту.

11. Производство по делам об административных правонарушениях: задачи, принципы, общие положения.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Всесторонность и полнота исследования обстоятельств дела означает, что должны быть выяснены все факторы, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. В частности, необходимо установить, имело ли место административное правонарушение, виновно ли лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, причинен ли имущественный ущерб, есть ли основания для прекращения дела. Подлежат также выяснению обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность, данные о правонарушителе, другие сведения, имеющие значение для дела.

Однако сущность задач производства по делам об административных правонарушениях выражается не только во всестороннем, полном, но и объективном выяснении обстоятельств каждого дела. Принцип объективности является важнейшим принципом по делам этой категории.

Этот принцип выражается в обязанности государственных органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, выяснить все необходимые обстоятельства без пристрастности и предвзятости к рассмотрению дела. Объективность несовместима с обвинительным уклоном, пренебрежением обстоятельствами, свидетельствующими в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, неравным отношением к участникам производства по делу. Необходимость объективного рассмотрения обстоятельств дела обусловливает внимательное, уважительное отношение как к самим участникам производства, так и к их ходатайствам и обращениям.

В целях реализации этого принципа на практике КоАП РФ закрепил различного рода гарантии, обеспечивающие достижение истины по делу, к примеру институты пересмотра, ответственность за ложные показания, отводы субъектов правоприменения и некоторых участников процесса. При необходимости субъект административно-юрисдикционной деятельности вправе истребовать необходимые документы, провести экспертизы, проверки и иные меры для объективного разрешения дела, чтобы полностью исключить односторонний, предвзятый подход к оценке фактов.

Своевременность выяснения обстоятельств означает соблюдение предусмотренных КоАП РФ процессуальных сроков, что не только способствует неотвратимости привлечения виновных к ответственности, но и является серьезной превентивной мерой.

Указание ст. 24.1 КоАП РФ на необходимость разрешения дела в соответствии с законом имеет непреходящее значение. Речь, по сути, идет об одном из основополагающих принципов производства по делам об административных правонарушениях — принципе законности. Сущность этого принципа, закрепленного в ст. 15 Конституции РФ, применительно к производству по делам об административных правонарушениях состоит в том, что никто не может быть привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В этой связи важной задачей производства по делам об административных правонарушениях, сформулированной в ст. 24.1 КоАП РФ, является обеспечение исполнения вынесенного по делу постановления. Неисполнение постановления о привлечении к административной ответственности или исполнение его не полностью снижает эффективность борьбы с административными правонарушениями, обусловливает неисполнение принципа законности.

Важной задачей производства по делам об административных правонарушениях является также превентивно-предупредительная задача, направленная на выявление причин и условий, способствующих совершению административных проступков. Органы и должностные лица, выполняющие административно-юрисдикционные функции, обязаны не только выявлять эти причины и условия, но вносить в соответствующие организации, их должностным лицам представление о принятии мер по устранению данных причин и условий.

Производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке — государственном языке Российской Федерации. Наряду с государственным языком Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях может вестись на государственном языке республики, на территории которой находятся судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. Лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке, а также пользоваться услугами переводчика.

На принципе гласности в деятельности всех государственных органов, включая административно-юрисдикционную систему, зиждется демократическая система российского общества. Этот принцип, провозглашенный в ст. 123 Конституции РФ, закрепил открытое слушание дел во всех судах, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом. Естественно, что этот принцип нашел свое отражение и в производстве по делам об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 24.3 КоАП РФ дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц. Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, в виде определения.

При закрытом рассмотрении дела помимо судьи, членов коллегиального органа или должностного лица, рассматривающих дело, присутствуют: лицо, в отношении которого ведется производство по делу; потерпевший; защитник и представитель; в необходимых случаях — другие участники производства по делу. Постановление по делу об административном правонарушении, оглашаемое публично, не должно содержать сведений, ради сохранения тайны которых рассмотрение дела проходило закрыто.

Лицо привлекается к ответственности по законодательству, действующему во время совершения проступка. При отмене закона, устанавливающего административную ответственность, дело, находящееся в производстве, должно быть прекращено независимо от стадии производства. В случае принятия нового закона, смягчающего административную ответственность, производство продолжается, но с учетом всех новелл позитивного характера. Правило об обратной силе закона, смягчающего или отменяющего ответственность, в полном объеме распространяется на лицо, которое совершило административный деликт до вступления такого закона в силу, если постановление по делу еще не исполнено.

studfiles.net

понятие, суть и значение :: BusinessMan.ru

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает правила, в соответствии с которым осуществляется процедура рассмотрения споров, возникающих из общественных правоотношений. Эти процессы связаны с осуществлением контроля законности и обоснованности реализации государственных или других публичных полномочий.

Суд в административном судопроизводстве

Уполномоченные инстанции рассматривают и разрешают споры о защите законных интересов, свобод и прав граждан и организаций. В законодательстве определены следующие дела административного судопроизводства:

1. О полном или частичном обжаловании нормативных актов.

2. О защите права участвовать в выборах и референдуме граждан.

3. Об оспаривании бездействий/действий, решений:

  • органов госвласти, других госструктур, подразделений военного управления, местных институтов власти, муниципальных и госслужащих, должностных лиц;
  • квалификационных судейских коллегий;
  • некоммерческих организаций, обладающих отдельными государственными и другими публичными полномочиями, саморегулируемых организаций в том числе;
  • Высшей и региональных экзаменационных комиссий по приему квалификационных экзаменов на должности судей.

4. О присуждении компенсации за нарушенное право на судопроизводство в разумные сроки по спорам, рассматриваемым инстанциями общей юрисдикции, либо права выполнения судебного акта в разумные сроки.

Другие вопросы

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации определяет дополнительный круг подведомственных споров, подлежащих рассмотрению и разрешению в инстанциях. Они связаны с осуществлением обязательного контроля соблюдения свобод и прав человека и гражданина, а также организаций при предъявлении определенных властных требований к физическим и юрлицам. К ним Кодекс административного судопроизводства РФ, в числе прочего, относит споры:

  1. О ликвидации или приостановлении деятельности политической партии, регионального ее отделения либо другого структурного подразделения, иного общественного объединения, религиозной организации, о запрете работы обществ, не имеющих статус юрлиц, об исключении из государственного реестра информации о них.
  2. О прекращении существования СМИ.
  3. О взыскании денежных средств в счет отчисления санкций и обязательных платежей, установленных законом.
  4. О помещении лиц, не имеющих гражданства, или иностранцев, подлежащих передаче другому государству или депортации в него в соответствии с международным соглашением о реадмиссии, принимаемых иностранцев и лиц без гражданства, переданных другой страной согласно этому же договору, но не имеющих для пребывания на территории РФ законных оснований, в специальное учреждение, о продлении времени пребывания в нем.
  5. О госпитализации лица в медицинское учреждение, оказывающее психиатрическую помощь в условиях стационара, в принудительном порядке, увеличении срока нахождения в нем или психиатрическом освидетельствовании.
  6. О досрочном прекращении, продолжении, установлении административного надзора, дополнении или частичной отмене установленных ранее по поднадзорному субъекту ограничений.
  7. О госпитализации гражданина в принудительном порядке в медицинское противотуберкулезное учреждение.
  8. Прочие дела, касающиеся недобровольного помещения лиц в лечебные заведения непсихиатрического профиля.

Исключения

Положения, которые содержит Кодекс административного судопроизводства РФ, не распространяются на споры, касающиеся правонарушений, обращений взыскания на средства бюджетов финансовой системы страны. Не подлежат рассмотрению и разрешению конфликты, возникающие из публичных отношений и отнесенные к компетенции КС, арбитражных инстанций или которые должны быть решены в другом процессуальном порядке в ВС или инстанциях общей юрисдикции.

Административное судопроизводство Российской Федерации

Порядок его осуществления определяется в соответствии с:

  • Конституцией.
  • ФКЗ № 1от 31 дек. 1996 г.
  • ФКЗ № 1 от 23 июня 1999 г.
  • ФКЗ № 1 от 7 февраля 2011 г. и прочими нормативными актами, включая Кодекс административного судопроизводства.

В случае если в правовых документах международного уровня установлены правила, отличные от положений указанных выше законов, применяются предписания международных соглашений. Общие правила, в соответствии с которым осуществляется административное судопроизводство РФ в первой, апелляционной, кассационной (надзорной) инстанциях применяются ко всем категориям споров. При этом учитываются процессуальные особенности рассмотрения и разрешения отдельных их видов, установленные в законодательстве. При отсутствии нормы, в соответствии с которой регламентируются отношения, возникшие в процессе разбирательства, инстанция применяет положение, регулирующее аналогичный случай. Если же и оно отсутствует, при рассмотрении и разрешении спора уполномоченный орган руководствуется общими процессуальными принципами. Административное судопроизводство должно осуществляться в соответствии с теми нормами, которые действуют на момент разбирательства конкретного спора, совершения определенного действия.

Задачи

Административное судопроизводство обеспечивает:

  1. Доступность процедуры рассмотрения и разрешения споров, вытекающих из публичных отношений.
  2. Защиту оспариваемых либо нарушенных прав, законных интересов и свобод организаций и граждан.
  3. Своевременное и правильное разбирательство административных споров.
  4. Укрепление принципа законности и предотвращение нарушений в сфере публичных отношений.

Право на обращение в инстанции

Каждое заинтересованное лицо имеет законом установленную возможность защитить свои интересы и свободы. Обратиться в уполномоченную инстанцию субъект может и в том случае, если, по его мнению, создаются препятствия для реализации им его прав, если на него неправомерно возложена какая-либо обязанность. Он также имеет возможность начать административное судопроизводство в интересах иных лиц при обстоятельствах, предусмотренных законодательством. Принуждение к отказу от этого права является недопустимым. В некоторых случаях законодательство устанавливает обязательный порядок досудебного урегулирования спора. В таких ситуациях обращение в уполномоченную инстанцию допускается только после соблюдения специальных правил.

Иностранцы и лица без гражданства, зарубежные и международные организации

Указанные субъекты также имеют право обращаться в инстанции за защитой нарушенных либо оспариваемых интересов и свобод в сфере административных и прочих публичных правоотношений, которые основываются на властном подчинении. Иностранцы могут использовать процессуальные возможности и исполняют соответствующие обязанности наравне с гражданами, кроме случаев, прямо установленных законодательством. Правительство может устанавливать ответные ограничения по отношению к иностранным лицам тех государств, в инстанциях которых они допущены в отношении российских организаций и граждан.

Подача заявления

Административное судопроизводство начинается с предъявления соответствующего искового требования. Заявление к органу госвласти, другой государственной или местной структуре, комиссии референдума или избиркому, другой организации, обладающей отдельными властными или другими публичными полномочиями, направляется в инстанцию по месту их расположения. Требования к должностному лицу, кроме тех, которые предъявляются к служащим ФССП, муниципальным или госслужащим подается по адресу нахождения учреждения, в котором эти субъекты исполняют возложенные на них обязанности. Исковое заявление по административному спору, касающемуся обжалования бездействий/действий, а также решений, вынесенных судебным приставом, направляется в уполномоченный орган района, в пределах территории которого указанный сотрудник осуществляет свою профессиональную деятельность.

Важный момент

Если место расположения учреждения государственной власти, другой муниципальной или госструктуры, а также организации, обладающей властными и прочими публичными полномочиями, с территорией, на которую распространяются их полномочия либо в пределах которой они выполняют свои обязанности не совпадает, то требование направляется в инстанцию, которая находится в границах района, которые охватывает компетенция указанных институтов. Заявление в этом случае также может направляться в суд, расположенный по адресу, входящему в район, на котором должностное лицо, муниципальный или государственный служащий, чье решение, бездействие или действие оспаривается, осуществляет свою профессиональную деятельность. Исковое заявление к организации или гражданину, которые в возникших публичных правоотношениях являются субъектами, не обладающими властными либо иными полномочиями, установленными законом, направляется в инстанцию по месту проживания физлица-ответчика или расположения организации, к которой предъявлены претензии, если другое прямо не следует из норм права.

Заключение

Порядок административного судопроизводства, таким образом, обладает рядом особенностей. В законодательстве установлен перечень споров, которые подлежат рассмотрению и разрешению по соответствующим правилам. При составлении заявления необходимо соблюдать предписания процессуального закона. В требовании в обязательном порядке должны присутствовать наименование суда, в который отправляется претензия, полная информация об истце и ответчике.

businessman.ru

Понятие, задачи и принципы административного судопроизводства. — МегаЛекции

Административное судопроизводство — это деятельность административных судов по рассмотрению и разрешению административных дел в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства.

Задачей административного судопроизводства является защита прав, свобод и интересов физических лиц, прав и интересов юридических лиц в сфере публично-правовых отношений от нарушений со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, других субъектов при осуществлении ими властных управленческих функций на основе законодательства, в том числе на выполнение делегированных полномочий.

В административные суды могут быть обжалованы любые решения, действия или бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных или служебных лиц, других субъектов при осуществлении ими властных управленческих функций на основе законодательства, в том числе на выполнение делегированных полномочий, кроме случаев, когда по таким решениям, действий или бездеятельности Конституцией или законами Украины установлен иной порядок судебного производства.

В то же время, административные суды не рассматривают публично-правовые дела, которые отнесены к компетенции Конституционного Суда Украины, которые предстоит решать в порядке уголовного судопроизводства, а также о наложении административных взысканий и об отношениях, которые в соответствии с законом, уставом (положением) объединения граждан отнесены к его внутренней деятельности или исключительной компетенции. Так, административные суды не могут рассматривать дела о признании неконституционными законов или предоставлять их толкования, ведь такие полномочия предоставлены лишь Конституционному Суду Украины. Кроме того, соответствующие суды не рассматривают дела о привлечении к ответственности за совершение административных правонарушений и преступлений.



Переходя к выяснению основных принциповадминистративного судопроизводства, необходимо обратить внимание на ст. 7 КАСУ, определяющие принципы осуществления правосудия, среди них нужно выделить следующие:

1) верховенство права;

2) законность;

3) равенство всех участников процесса перед законом и судом;

4) состязательность сторон, диспозитивность и официальное выяснение всех обстоятельств по делу;

5) гласность и открытость процесса;

6) обеспечение апелляционного и кассационного обжалования решений административного суда;

7) обязательность судебных решений.

Каждый принцип правосудия выполняет свою определенную роль в организации и деятельности административных судов. Эти принципы действуют не разрозненно, а в совокупности. Они объединены общей целью — организовать судебные органы и их деятельность, соответствие их правопорядка, обеспечить защиту от всяких посягательств конституционного строя, политической и экономической систем, прав, свобод и законных интересов граждан и других социальных ценностей. В этом состоит предназначение принципов правосудия.

Итак, конституционные принципы правосудия это закрепленные в Конституции Украины и других законах основные, исходные нормативные положения (правила, требования, идеи) наиболее общего характера, выражающие демократическую сущность правосудия, и образуют единую систему, определяет организацию и деятельность судебной власти по выполнения задач, стоящих перед ней.

Верховенство права (ст. 8 КАС Украины), должно рассматриваться с точки зрения его обязательности для законотворческой деятельности, принцип «верховенство Конституции» — относительно законодательных и других актов, принцип «верховенство закона» — в иерархии всех других нормативных актов.

Принцип верховенства права означает, что свобода граждан должно обеспечиваться таким правовым порядком, когда никто не заставляет делать чего-то, не предусмотренного законом, а человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. Принцип верховенства права означает также, что государство образует право, а право является основой

жизнедеятельности и существования государства в лице его органов, должностных лиц и других организаций.

Принцип законности административного судопроизводства (ст. 9 КАС Украины) обеспечивает соответствие его нормативной основы, то есть норм и принципов, нормативным актам, точное и неуклонное их соблюдение в поведении всех субъектов — участников правоотношений.

Принципы законности включает в себя такие специфические элементы:

1) все государственные органы создаются только в соответствии с законом и имеют лишь те полномочия и привилегии, которые предоставлены им законом;

2) при применении своих полномочий и выполнении обязанностей эти органы должны действовать в соответствии с законом, и любое решение или действие, которые выходят за пределы узаконенных полномочий или нарушают закон, не имеют юридической силы;

3) законность любой административного воздействия должна быть открытой для проверки независимым судом по иску лица или группы лиц, или прокурора, уполномоченного действовать в общественных интересах.

По принципу равенства всех перед законом и судом, следует отметить, что он также закреплен в Конституции, согласно которой правосудие в судах осуществляется на началах равенства всех участников судебного процесса перед законом и судом. Он закреплен также и в уголовном, хозяйственном процессуальном законодательстве Украины.

По принципу диспозитивности, то он известен и гражданскому процессу. Следует отметить, что процесс по рассмотрению административного спора возникает, как правило, по инициативе заинтересованных лиц, и суд рассматривает только те требования по существу спора, о решении которых ходатайствуют стороны, и суд не может выйти за пределы этих требований.

Итак, принцип диспозитивности в административном судопроизводстве заключается в следующем: действия административного суда зависят от требований истца и возражений ответчика, административный суд решает дело в объеме заявленных сторонами требований. Суд может выйти за пределы исковых требований только в случае, если это необходимо для полной защиты прав, свобод и интересов сторон или третьих лиц, о защите которых они просят.

Принцип состязательности дополняется в административном судопроизводстве принципу официального выяснения всех обстоятельств дела, в соответствии с которым административный суд принимает предусмотренные законом меры, необходимые для выяснения всех обстоятельств дела, в том числе по выявлению и исследования доказательств по собственной инициативе. Активная роль суда в административном судопроизводстве обусловлена ​​наличием публичного интереса и необходима для уравновешивания процессуального положения сторон. Итак, принцип состязательности в административном судопроизводстве гармонично сочетается с инквизиционным (розыскным) процессом.

Суд должен предложить лицам, участвующим в деле, представить доказательства, или по собственной инициативе истребовать доказательства, которых, по мнению суда, не хватает.

Принцип гласности характеризует демократизм административного судопроизводства, а открытое рассмотрение административных дел дает возможность гражданам ознакомиться с работой административного суда непосредственно.

Следует отметить, что решение административного суда является важным не только для сторон, но и для других лиц. Поэтому лица, участвующие в деле, а также лица, не участвовавшие в деле, если суд решил вопрос об их правах, свободах, интересах или обязанностях, не могут быть ограничены в праве на получение в административном суде как устной, так и письменной информации о результатах рассмотрения соответствующего дела. Конфиденциальность здесь не нарушается, поскольку рассмотрение дела является открытым. Никто не может быть ограничен в праве на получение в административном суде информации о времени и месте рассмотрения своего дела и принятые в ней судебные решения.

Открытое рассмотрение дела означает, что каждый гражданин, которому исполнилось 16 лет, имеет право присутствовать в зале судебного заседания и может делать письменные заметки. Открытое судебное разбирательство усиливает общественный контроль за деятельностью суда, способствует повышению у судей и лиц, участвующих в деле, чувство ответственности, обеспечивает воспитательное воздействие судебного процесса.

С принципами судопроизводства, в соответствии со ст. 129 Конституции Украины, принадлежит обеспечение апелляционного и кассационного обжалования решения суда кроме случаев, установленных законом.Реализацию этого принципа отражено в разделе IV КАС Украины, которым установлено процессуальный порядок пересмотра судебных решений в административных судах апелляционной и кассационной инстанций.

Принцип обязательности судебных решений представляет собой правило, согласно которому постановления и определения суда по административным делам, вступившие в законную силу, являются обязательными к исполнению на всей территории Украины. Обязательность судебных решений, вступивших в законную силу, придает им свойства закона в деле, в котором они приняты, поэтому они являются обязательными для выполнения на территории Украины всеми физическими и юридическими лицами.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *