Административные акты примеры – Административно-правовые акты

Административные акты: образцы и примеры?

Геннадий Константинович Круглов

Этот юрист из города Москва
2012-03-18 11:56:19 +0400 Сообщить администрации

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АКТ — это особый вид юридических актов подзаконных, официальных, принимаемых субъектами исполнительной власти в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, содержащих односторонние властные волеизъявления, оформленных в соответствии с нормами права и влекущих юридические последствия. 1. Административные акты исходят от административного органа, публичного лица: — указ, распоряжение Президента; — постановление, распоряжение Председателя Правительства; — решение муниципального совета; — решение публичного учреждения. Их издают исполнительные органы и их должностные лица, судьи, руководители судебных, прокурорских учреждений, аппаратов представительных органов. 2. Административные акты не предусматривают согласия тех, кому предназначено решение. Односторонний характер (волеизъявление администрации) не должно, впрочем, означать, что субъекты исполнительной власти не учитывают воли граждан, смежных организаций, подчиненных работников (адресатов решений), в основе актов должны быть ходатайства, предложения, заявления. 3. Бесспорность исполнения, гарантируемая санкциями. При этом отметим, что предусматривается судебный порядок оспорива-ния акта и компенсации ущерба, нанесенного его исполнением. 4. Административные акты соблюдают всю иерархию права: — подзаконность как соответствие законам и другим актам вышестоящих органов; — официальный характер, т.е. издаются в рамках официально установленной компетенции и на основе официально установленной процедуры; — предусматривается инстанционный порядок приостановления и отмены акта; — акт не должен содержать правовую ошибку, т.е. неправильно толковать высшую норму или основываться на документе, который не применим в данном случае. 5. Влекут юридические последствия, т.е.: — изменяют право: устанавливают, изменяют, отменяют нормы; — изменяют юридическую ситуацию: создают обязанности, обязательства, права или выгоды, а значит — стимулируют, создают, изменяют, прекращают правоотношения, служат юридическими фактами. 6. Административные акты могут содержать как нормы административного, так и нормы других отраслей права (финансового, гражданского, трудового и др.), влиять на гражданские, трудовые, финансовые, семейные и иные правоотношения.

joosy.ru

Виды административно-правовых актов управления

 

Цели, задачи, функции и методы исполнительной власти реализуются в разнообразных правовых управленческих актах. Следовательно, в целях лучшего познания их юридических особенностей имеется возможность классификации актов управления по ряду критериев.

 

Правовые акты управления подразделяются: по юридическим свойствам; сроку действия; территории действия; характеру компетенции исполнительных органов, издающих акты; органам, издающим правовые акты управления; форме выражения актов.

 

По юридическим свойствам, акты управления подразделяются на нормативные, индивидуальные, акты смешанного характера.

 

Нормативными являются те акты, которые содержат в себе нормы права. Они принимаются с целью регулирования однотипных общественных отношений, рассчитаны на длительный срок действия и не имеют конкретного, персонифицированного адресата (например, нормы, содержащиеся в Правилах продажи товаров по образцам, и др.). Нормативными актами управления определяется правовой статус органов исполнительной власти, непосредственно подчиненных Президенту или Правительству Российской Федерации (например, положения о министерствах, государственных комитетах, комитетах, федеральных службах и других федеральных органах). Аналогичные акты издаются и действуют на территории субъектов федерации. Правовые акты управления органов исполнительной власти субъектов федерации обладают меньшей юридической силой по сравнению с актами представительных (законодательных) органов субъектов федерации.

 

Являясь одним из наиболее емких источников административного права, нормативные управленческие акты регулируют общественные отношения, складывающиеся во всех сферах и отраслях государственного управления.

 

Индивидуальные акты управления не содержат в себе норм права. Они разрешают конкретный, индивидуальный вопрос управления (дело) на основе законов и иных нормативных актов, т.е. являются актами применения норм права к конкретным случаям. Примером таких актов могут служить постановления Правительства Российской Федерации о назначении конкретных лиц на должности заместителей министра, приказ руководителя органа исполнительной власти о поощрении сотрудника органа и т.д.

 

Индивидуальные акты — это наиболее распространенный вид актов государственного управления. Посредством индивидуальных актов оперативно решается большое число вопросов и дел, возникающих в процессе управления.

 

Правовые акты управления смешанного характера содержат в себе как нормы права, так и решения по индивидуальным управленческим делам. Такие акты управления принимаются по целому комплексу взаимосвязанных вопросов управления общего и индивидуального, частного значения. В указанных актах наряду с общими правилами (нормами права) содержатся предписания, адресованные конкретным органам исполнительной власти и должностным лицам.

 

По сроку действия правовые акты управления делятся на акты с неопределенным сроком действия (бессрочные), срочные и временные. Если в акте управления не определен срок действия, то он действует до тех пор пока не будет отменен, т.е. бессрочно. Бели же в акте управления указан срок действия, по истечении этого срока акт утрачивает силу. Временные акты, как правило, действуют в течение неопределенного, но непродолжительного срока. В наименовании таких актов указывается, что они временные.

 

По территории действия правовые акты управления подразделяются на акты, действующие в масштабе Российской Федерации, республики в составе России, и акты, действующие в масштабе края, области, округа, города федерального значения, а также административно-территориальные единицы (района, города, поселка, сельского населенного пункта).

 

По характеру компетенции исполнительных органов, издающих акты, последние делятся на акты общего, межотраслевого и отраслевого управления. Акты общего управления издаются органами общей компетенции (Правительством Российской Федерации, правительствами республик в составе России, администрацией края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа и другими органами общей компетенции) и обладают большей юридической силой, чем акты межотраслевого и отраслевого управления. Акты межотраслевого (надведомст-венного) управления принимаются исполнительными органами межотраслевой характер. Эти акты обязательны для исполнения всеми министерствами, ведомствами, органами, организациями, должностными лицами независимо от ведомственной подчиненности, а также гражданами. Акты отраслевого управления регулируют общественные отношения и разрешают управленческие дела в определенной отрасли управления. Такие акты издаются министрами, председателями государственных комитетов, руководителями служб, управлений, отделов и т.п.

 

По органам, издающим правовые акты управления. Органы исполнительной власти Российской Федерации издают: Президент — указы и распоряжения; Правительство — постановления и распоряжения; министры — приказы, распоряжения, указания, инструкции; государственные комитеты — постановления, а их председатели — приказы, распоряжения, указания, инструкции; руководители федеральных служб, агентств и др. — приказы, распоряжения, указания, инструкции.

 

Органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации (президенты, правительства, министерства, комитеты и др.) издают, соответственно, акты, сходные с правовыми актами управления вышеуказанных органов исполнительной власти России.

 

Органы исполнительной власти иных субъектов федерации (краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономного округа) издают: главы администраций — постановления, распоряжения и др.; органы специальной и отраслевой компетенции (отделы, управления, департаменты и т.п.) — приказы и иные акты.

 

Руководители государственных предприятий, учреждений и организаций издают приказы и иные акты.

 

Правовые акты управления издаются также государственными органами, которые не являются органами исполнительной власти. Скажем, приказы, инструкции и другие акты принимаются руководителями представительных органов, председателями судов, прокурорами. Эти акты издаются для разрешения внутриорганизационных вопросов. Кроме того, судьи выносят постановления по делам об административных правонарушениях.

 

Отличие постановлений и решений, принимаемых коллегиальными органами исполнительной власти, от распоряжений, принимаемых этими же органами, заключается в степени важности и сложности вопросов, по которым они издаются, а также в порядке издания. Постановления принимаются в коллегиальном порядке по наиболее важным вопросам. Распоряжения принимаются по менее сложным вопросам текущего управления без коллегиального обсуждения.

 

Приказы, распоряжения издают, как правило, руководители единоначальных органов исполнительной власти (министры; председатели государственных комитетов, комитетов; руководители отделов; начальники управлений и т.п.). Приказ — это обязательное для исполнения подзаконное предписание руководителя органа управления, обращенное к подчиненным органам, предприятиям, учреждениям, организациям и работникам. Он может быть как нормативным, так и индивидуальным.

 

Инструкция, так же как и приказ, принимается, как правило, руководителем органа исполнительной власти. Особенность инструкции заключается в установлении порядка исполнения закона, указа или акта вышестоящего органа исполнительной власти. Поэтому в отличие от приказа инструкция является нормативным актом (приказ может и не быть нормативным). Она содержит правовые нормы, которые детализируют законы или другие нормативные акты вышестоящих органов, определяют порядок выполнения определенных работ или совершения отдельных действий. В тех случаях, когда инструкция или иной нормативный акт уполномоченного на то органа специальной или отраслевой компетенции носит общеобязательный характер, т.е. распространяет свое действие на органы, предприятия, учреждения, организации, на должностных лиц и граждан, они до их опубликования подлежат обязательной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.

 

По форме выражения правовые акты управления подразделяются на словесные и конклюдентные. Словесные в свою очередь делятся на письменные и устные.

 

Письменный акт управления рассматривается как надлежащим образом оформленный письменный документ. Во многих случаях акт управления имеет силу лишь тогда, когда он соответствующим образом письменно оформлен.

 

Наряду с письменными актами существуют устные (приказы, распоряжения, указания, команды и т.п.). Чаще всего они принимаются в процессе оперативного решения вопросов управления. Так же, как и письменные, они влекут юридические последствия. Их исполнение гарантируется принудительной силой государства. Отказ от выполнения, невыполнение или ненадлежащее выполнение устного акта управления может повлечь юридическую ответственность.

 

Воля субъекта управления может выражаться посредством определенных жестов, сигналов, знаков и других конклюдентных действий. Таковы, например, жесты милиционера, регулирующего движение транспорта и пешеходов, сигналы и специальные знаки, подаваемые работниками железнодорожного, водного и воздушного транспорта в целях регулирования и обеспечения безопасности движения. Конклюдентные акты также влекут за собой определенные юридические последствия: возникновение, изменение или прекращение административно-правовых и иных правоотношений. Жест сотрудника Государственной автомобильной инспекции, запрещающий движение транспорта, есть указание компетентного работника милиции, в силу которого водитель обязан приостановить движение транспортного средства до тех пор, пока не будет подан жест, разрешающий движение.

 

admin-laws.ru

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АКТ — это… Что такое АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АКТ?


АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АКТ
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АКТ — акт органа государственного управления, который в отличие от нормативного акта устанавливает, изменяет или прекращает конкретное правоотношение, а не общее правило. Юридическая сила А.а. определяется тем, от какого органа он исходит.

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.

  • АДМИНИСТРАТИВНЫЕ СУДЫ
  • АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АРЕСТ

Смотреть что такое «АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АКТ» в других словарях:

  • АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АКТ — акт органа государственного управления, который в отличие от нормативного акта имеет своей целью установление, изменение или прекращение конкретного правоотношения, а не общего правила. Юридическая сила А.а. определяется тем, от какого органа он… …   Юридическая энциклопедия

  • АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АКТ — акт органа государственного управления, который в отличие от нормативного акта имеет своей целью установление, изменение или прекращение конкретного правоотношения, а не общего правила. Юридическая сила А.а. определяется тем, от какого органа он… …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АКТ — акт органа государственного управления, который в отличие от нормативного акта устанавливает, изменяет или прекращает конкретное правоотношение, а не общеобязательное правило …   Энциклопедия юриста

  • административный акт — акт органа государственного управления, который в отличие от нормативного акта устанавливает, изменяет или прекращает конкретное правоотношение, а не общее правило. Юридическая сила А.а. определяется тем, от какого органа он исходит …   Большой юридический словарь

  • Административный акт —    Правовой акт управления …   Административное право. Словарь-справочник

  • АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АКТ — – в СССР юридический акт, исходящий от органа гос. управления при осуществлении им исполнительно распорядительной деятельности и направленный на установление, изменение или прекращение конкретных правоотношений. Юридическая сила А. а. в… …   Советский юридический словарь

  • Правовой акт управления (административный акт) —    основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно правовых норм или возникновение, изменение и прекращение административно правовых… …   Административное право. Словарь-справочник

  • АКТ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ — АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АКТ …   Юридическая энциклопедия

  • акт административный — Акт органа государственного управления, который в отличие от нормативного акта имеет своей целью установление, изменение или прекращение конкретного правоотношения. Юридическая сила А.А. определяется тем, от какого органа он исходит.… …   Справочник технического переводчика

  • Акт юридический —         в широком смысле слова акт, издаваемый государственным органом, должностным лицом или по поручению государства общественной организацией (например, в СССР ВЦСПС) в пределах их компетенции и содержащий обязательные к исполнению предписания …   Большая советская энциклопедия


dic.academic.ru

§ 3. Административный договор и административный акт

Административный договор может находиться в следующих отношениях к административному акту:

1) административный договор заключается непосредственно на основе норм действующего законодательства. (Например, о разграничении компетенции и предметов ведения, о делегировании полномочий между федеральными органами власти и органами субъектов Федерации.) В этом случае административный договор существует независимо от административных актов;

2) административный договор заключается на основе акта нормативного характера исполнительной власти. Например, постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 1995 г. «О взаимодействии Правительства Российской Федерации и Аграрного союза России»* признает необходимым (п. 2) заключение ежегодных соглашений между Правительством и Аграрным союзом России. Проекты таких соглашений готовятся Аграрным союзом и дорабатываются Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации с участием заинтересованных министерств и ведомств, после чего предоставляются в Правительство для подписания;

* СЗ РФ. 1995. № 22. Ст. 2081.

3) административный договор заключается на основании и во исполнение индивидуального административного акта. Например, решение о предоставлении финансовых средств предприятию на компенсационные выплаты работникам принимается органами службы занятости и оформляется приказом, на основании которого орган службы занятости заключает с администрацией соответствующего предприятия договор о выделении финансовых средств;

4) административный договор может служить основанием для последующего принятия административных актов, причем как индивидуального, так и нормативного характера;

5) для реализации некоторых управленческих решений по усмотрению государственно-властного субъекта может быть выбран административный договор либо административный акт. Выбор того или иного правового управленческого средства определяется по усмотрению соответствующего государственного органа и зависит от многих объективных и субъективных факторов. Так, экспроприация и купля-продажа позволяют решить одинаковую управленческую цель – приобрести в государственную собственность некоторое имущество, но разными средствами.

В конечном счете все определяется конкретными условиями. Для примера приведем ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», устанавливающую, что «оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров… со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов Федеральной службы безопасности и органов внутренних дел в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность». То есть одни и те же правоотношения могут в зависимости от конкретных условий регулироваться административными актами нормативного характера либо административными договорами.

И административные акты, и административные договоры можно объединить более общим понятием – правовой акт публичной исполнительной власти.

Административные договоры имеют организационную направленность, заключаются при осуществлении публичной исполнительной власти, их предмет составляют действия управленческого характера. Цели и функции административных договоров – публично-правовые. В результате договорного процесса в ходе столкновения, противоборства, иногда даже конфликта локальных (частных) воль, требований, интересов формируется некий общий интерес, согласованное волеизъявление сторон, выражаемое в договоре. После заключения административного договора это согласованное волеизъявление приобретает для сторон нормативно-обязательный характер.

Таким образом, есть достаточные основания считать административный договор правовым актом публичной исполнительной власти многостороннего характера. Видимо, акт исполнительной власти может трактоваться в узком и широком смысле. При узком, традиционном подходе к правовым актам относят только односторонне-властные предписания субъектов публичной исполнительной власти. А при широком понимании к ним добавляются и многосторонние акты волевого согласования, главными среди которых являются совместные решения государственных органов, влекущие юридические последствия, и административные договоры.

studfiles.net

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АКТ — это… Что такое АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АКТ?

– в СССР юридический акт, исходящий от органа гос. управления при осуществлении им исполнительно-распорядительной деятельности и направленный на установление, изменение или прекращение конкретных правоотношений. Юридическая сила А. а. в значительной степени определяется тем, от какого органа он исходит. А. а. могут иметь последствия административно-правовые (напр., выдача паспорта, зачисление в учебное заведение) и гражданско-правовые (выдача ордера на занятие жилплощади).

А. а. должен удовлетворять следующим условиям: 1) исходить от компетентного учреждения, т. е. такого, в круг полномочий которого входит его издание по предмету и по территории деятельности; 2) иметь определённую, чаще всего письменную, форму, соблюдение которой является обязательным для действительности акта; 3) быть законным по своему содержанию. А. а. издаются на основе и во исполнение законов. А. а. не может разрешить деятельность, воспрещённую законом, или же обязать совершить что-либо незаконное, либо отказать в удовлетворении требований, основанных на законе; полномочия органа, издающего А. а., должны быть использованы именно для тех целей, для которых они предоставлены. Нарушение требований, предъявляемых к А. а., влечёт его недействительность.

Организационно-творческий, созидательный характер исполнительной и распорядительной деятельности в СССР определяет содержание А. а.

Соответственно творческой роли социалистического государства, осуществляющего единство хозяйственного и политического руководства, основное место занимают А. а., направленные на охрану, развитие и укрепление общественной социалистической собственности, акты государственного планирования, учёта и распределения ресурсов, создания и использования материальных, продовольственных и трудовых резервов.

Задачи укрепления государственной дисциплины к социалистической законности в государственном управлении вызывают к жизни А. а., направленные на укрепление трудовой, финансовой, служебной и другой дисциплины.

Значительное место занимают также А. а. по охране прав и защите законных интересов советских граждан, по организации удовлетворения бытовых и культурных запросов населения.

В империалистических государствах А. а. – форма полицейско-фискальной деятельности административного аппарата, средство расправы с трудящимися, охраны отношений, угодных и выгодных империалистам. Соответственно классовой природе империалистических государств – это акты административного принуждения трудящихся.

Юридический словарь. — М.: Госюриздат. Главный редактор С.Н. Братусь и др.. 1953.

soviet_legal.academic.ru

Административные акты: образцы и примеры?

Геннадий Константинович Круглов

Этот юрист из города Москва
2012-03-18 11:56:19 +0400 Сообщить администрации

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АКТ — это особый вид юридических актов подзаконных, официальных, принимаемых субъектами исполнительной власти в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, содержащих односторонние властные волеизъявления, оформленных в соответствии с нормами права и влекущих юридические последствия. 1. Административные акты исходят от административного органа, публичного лица: — указ, распоряжение Президента; — постановление, распоряжение Председателя Правительства; — решение муниципального совета; — решение публичного учреждения. Их издают исполнительные органы и их должностные лица, судьи, руководители судебных, прокурорских учреждений, аппаратов представительных органов. 2. Административные акты не предусматривают согласия тех, кому предназначено решение. Односторонний характер (волеизъявление администрации) не должно, впрочем, означать, что субъекты исполнительной власти не учитывают воли граждан, смежных организаций, подчиненных работников (адресатов решений), в основе актов должны быть ходатайства, предложения, заявления. 3. Бесспорность исполнения, гарантируемая санкциями. При этом отметим, что предусматривается судебный порядок оспорива-ния акта и компенсации ущерба, нанесенного его исполнением. 4. Административные акты соблюдают всю иерархию права: — подзаконность как соответствие законам и другим актам вышестоящих органов; — официальный характер, т.е. издаются в рамках официально установленной компетенции и на основе официально установленной процедуры; — предусматривается инстанционный порядок приостановления и отмены акта; — акт не должен содержать правовую ошибку, т.е. неправильно толковать высшую норму или основываться на документе, который не применим в данном случае. 5. Влекут юридические последствия, т.е.: — изменяют право: устанавливают, изменяют, отменяют нормы; — изменяют юридическую ситуацию: создают обязанности, обязательства, права или выгоды, а значит — стимулируют, создают, изменяют, прекращают правоотношения, служат юридическими фактами. 6. Административные акты могут содержать как нормы административного, так и нормы других отраслей права (финансового, гражданского, трудового и др.), влиять на гражданские, трудовые, финансовые, семейные и иные правоотношения.

administrative.joosy.ru

Административные акты: образцы и примеры?

Геннадий Константинович Круглов

Этот юрист из города Москва
2012-03-18 11:56:19 +0400 Сообщить администрации

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АКТ — это особый вид юридических актов подзаконных, официальных, принимаемых субъектами исполнительной власти в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, содержащих односторонние властные волеизъявления, оформленных в соответствии с нормами права и влекущих юридические последствия. 1. Административные акты исходят от административного органа, публичного лица: — указ, распоряжение Президента; — постановление, распоряжение Председателя Правительства; — решение муниципального совета; — решение публичного учреждения. Их издают исполнительные органы и их должностные лица, судьи, руководители судебных, прокурорских учреждений, аппаратов представительных органов. 2. Административные акты не предусматривают согласия тех, кому предназначено решение. Односторонний характер (волеизъявление администрации) не должно, впрочем, означать, что субъекты исполнительной власти не учитывают воли граждан, смежных организаций, подчиненных работников (адресатов решений), в основе актов должны быть ходатайства, предложения, заявления. 3. Бесспорность исполнения, гарантируемая санкциями. При этом отметим, что предусматривается судебный порядок оспорива-ния акта и компенсации ущерба, нанесенного его исполнением. 4. Административные акты соблюдают всю иерархию права: — подзаконность как соответствие законам и другим актам вышестоящих органов; — официальный характер, т.е. издаются в рамках официально установленной компетенции и на основе официально установленной процедуры; — предусматривается инстанционный порядок приостановления и отмены акта; — акт не должен содержать правовую ошибку, т.е. неправильно толковать высшую норму или основываться на документе, который не применим в данном случае. 5. Влекут юридические последствия, т.е.: — изменяют право: устанавливают, изменяют, отменяют нормы; — изменяют юридическую ситуацию: создают обязанности, обязательства, права или выгоды, а значит — стимулируют, создают, изменяют, прекращают правоотношения, служат юридическими фактами. 6. Административные акты могут содержать как нормы административного, так и нормы других отраслей права (финансового, гражданского, трудового и др.), влиять на гражданские, трудовые, финансовые, семейные и иные правоотношения.

administrative.joosy.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *